Расширенный поиск
Указ Главы Республики Мордовия от 29.08.2014 № 199-УГУКАЗ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Об Основных направлениях долговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов В целях эффективного управления государственным долгом Республики Мордовия и принятия мер по снижению долговой нагрузки постановляю: Утвердить Основные направления долговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (прилагаются). Глава Республики Мордовия В.Д. ВОЛКОВ г.Саранск 29 августа 2014 года N 199-УГ УТВЕРЖДЕНЫ Указом Главы Республики Мордовия от 29 августа 2014 года N 199-УГ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ долговой политики Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Основные направления долговой политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены в целях определения приоритетов долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (далее - проект бюджета на 2015-2017 годы). При подготовке Основных направлений долговой политики были учтены положения Основных направлений долговой политики Российской Федерации на 2014-2016 годы, Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2018 годы, заключение Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по результатам анализа предложений по инструментам повышения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, решение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений в части условий предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов в целях частичного замещения долговых обязательств по кредитам кредитных организаций и ценным бумагам субъектов Российской Федерации, рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия на 2015-2017 годы Начавшееся с 2013 года замедление роста российской экономики, несбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в целом свидетельствуют о невозможности формирования профицитного проекта бюджета на 2015-2017 годы. Дефицит республиканского бюджета Республики Мордовия сохранится на протяжении всего планового периода. Тем не менее, учитывая сложившийся предельный объем государственного долга Республики Мордовия и рекомендации Министерства финансов Российской Федерации, при формировании проекта бюджета на 2015-2017 годы необходимо исходить из следующих условий: сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на уровне, утвержденном на 2014 год по состоянию на 1 июля 2014 г., и его поэтапное снижение к 1 января 2017 г. до 10 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год; поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации по кредитам от кредитных организаций и ценным бумагам субъекта Российской Федерации к 1 января 2017 г. до уровня 50 процентов от суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год; мораторий на предоставление государственных гарантий Республики Мордовия на период 2015-2017 годов; принятие мер по равномерному распределению долговой нагрузки по годам. Сформировавшийся высокий уровень государственного долга по состоянию на 1 января 2014 г. имеет объективные причины. Если проанализировать объем и структуру долга за период 2008 - 2013 годов (представлено на диаграмме ниже), можно отметить, что резкий рост долга наблюдается с 2010 года. В соответствии с планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 января 2010 г. N 7-р), в 2010 году Республике Мордовия предусматривалось выделение средств для осуществления строительства и реконструкции дорог в виде бюджетных кредитов из федерального бюджета в размере 2 651,9 млн. рублей. В 2011 году согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 15 января 2010 г. N 7-р Республике Мордовия подлежали выделению из федерального бюджета субсидии в размере 4 698,4 млн. рублей. Однако фактически вместо субсидий республике были предоставлены бюджетные кредиты на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения) на общую сумму 4 698,4 млн. рублей. Кроме того, чрезвычайная ситуация с засухой 2010 года привела к увеличению долга республики дополнительно на 2 480,0 млн. рублей и увеличению расходов на его обслуживание, так как на ликвидацию последствий засухи из федерального центра были предоставлены бюджетные кредиты на частичное покрытие дефицита с установлением платы за пользование средствами кредита в размере одной четвертой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, а не беспроцентные бюджетные кредиты на ликвидацию последствий стихийных бедствий или дотации. Таким образом, за период с 2010 по 2011 год государственный долг республики вырос на 7 350,3 млн. рублей. График динамики государственного долга Республики Мордовия смотрите в оригинале документа. Высокий уровень дефицита республиканского бюджета в 2012 и 2013 годах также привел к последующему наращиванию объема долга. Частичному сокращению уровня долговой нагрузки способствовала проведенная в 2012 году реструктуризация бюджетных кредитов, полученных на частичное покрытие дефицита (ликвидацию последствий засухи 2010 года). Поступление дополнительных доходов в текущем финансовом году привело к устранению первоначально запланированного дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия в 2014 году, в результате чего уровень долга по итогам года не должен увеличиться, а при соблюдении положительных прогнозов по исполнению государственных гарантий самостоятельно принципалами возможно его уменьшение. Сокращению уровня долговой нагрузки в 2015-2017 годах будет способствовать планируемое в 2014 году замещение коммерческих кредитов субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета с одновременным снижением платы за пользование бюджетными кредитами. Однако введение при этом в качестве условий предоставления кредитов дополнительных требований к ограничению наращивания прочих заимствований (за исключением займов на реструктуризацию накопленной задолженности), оптимизации структуры и объемов расходных обязательств, проведению эффективной политики администрирования доходов приведет к необходимости проведения взвешенной и консервативной бюджетной политики при формировании и исполнении бюджета на 2015-2017 годы и необходимости соблюдения следующих обязательств: недопущение принятия и исполнения расходных обязательств, не отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; соблюдение установленных Правительством Российской Федерации нормативов формирования расходов на оплату труда и (или) содержание государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации; согласование с Министерством финансов Российской Федерации (до внесения в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации) предполагаемых изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации в случае, если указанные изменения приводят к изменению дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Цели и задачи долговой политики на 2015-2017 годы Целью Основных направлений долговой политики является описание условий, принимаемых для составления проекта бюджета на 2015-2017 годы, основных подходов к его формированию и общего порядка разработки прогнозируемых параметров дефицита и долга Республики Мордовия. Реализация государственной долговой политики республики в 2015-2017 годах будет осуществляться в рамках решения следующих ключевых задач: 1) поддержание накопленного уровня государственного долга в пределах, установленных бюджетным законодательством с перспективой к снижению в среднесрочной перспективе; 2) снижение расходов на обслуживание государственного долга; 3) соблюдение показателей и индикаторов, установленных государственной программой повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия на 2014-2018 годы. Одним из приоритетных направлений долговой политики будет осуществление государственных среднесрочных и долгосрочных заимствований по приемлемым процентным ставкам. Привлечение краткосрочных заимствований сроком до 1 года рассматривается как исключительная мера, использование которой оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Такая практика позволит поддерживать на низком уровне риски ограничения доступа к рефинансированию, а также оптимизировать структуру государственного долга по срокам погашения. При условии благоприятной рыночной конъюнктуры возможно привлечение рыночных заимствований путем дальнейшего размещения государственных облигаций Республики Мордовия. Политика в области государственных заимствований В связи с прогнозируемым формированием несбалансированного республиканского бюджета на 2015-2017 годы возникает необходимость обеспечения финансирования дефицита бюджета за счет государственных заимствований. Основной формой привлечения заимствований остаются кредиты коммерческих банков. Преимущества данной формы заимствований обусловлены простой процедурой и высокой скоростью их получения. Однако с учетом тенденции к повышению уровня процентных ставок за пользование средствами кредита в текущем финансовом году кредитование бюджета в 2015 году и плановом периоде будет зависеть от уровня приемлемости процентных ставок. Имеющиеся лимиты в кредитных организациях позволяют осуществлять заимствования в диапазоне 9,5-11 процентов годовых сроком на 3 года. Повышение уровня процентных ставок в текущем году ставит под сомнение проведение новых аукционов на привлечение средств кредитов коммерческих банков для финансирования дефицита бюджета и (или) погашение долговых обязательств. Сложившийся за последние три финансовых года объем расходов на обслуживание долга демонстрирует явную тенденцию к их увеличению, которая обусловлена ростом стоимости заимствований. (млн. рублей) |—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| | |2011 год|2012 год|2013 год| |—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| |Кредиты коммерческих банков | 133,8| 459,5| 744,4| |—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| |Бюджетные кредиты | 227,5| 253,5| 334,5| |—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| |Итого | 361,3| 713,0| 1 078,9| |—————————————————————————————————————————|————————|————————|————————| Так, если в 2010 году привлечение кредитов коммерческих банков осуществлялось республикой на срок до трех лет по ставке 7,6 процента годовых, то в 2013 году кредитование на такой же срок осуществлялось на уровне 11 процентов годовых. В результате удорожания стоимости кредитов расходы на обслуживание государственного долга Республики Мордовия ежегодно возрастали более чем в 2 раза. Стоимость рыночных заимствований в 2014 году также выросла, предоставление кредитов коммерческими банками на срок до трех лет предлагается по ставкам не ниже 11,5 - 12 процентов годовых. В целях снижения расходов на обслуживание государственного долга республики проведена работа по выходу на публичный рынок заимствований, в результате чего впервые республике в 2013 году присвоен международный кредитный рейтинг международным рейтинговым агентством Мооdy's, а также осуществлен дебютный выпуск облигаций Республики Мордовия в объеме 3 млрд. рублей на 5-летний срок со ставкой купона в размере 9,25 процента годовых. Привлеченный объем средств в результате эмиссии государственных облигаций Республики Мордовия выпуска 2013 года позволил республике сэкономить средства на обслуживание по сравнению с действовавшими условиями кредитных договоров, а также провести работу по снижению процентных ставок по заключенным на тот момент кредитным договорам до уровня 9,5 процента годовых. Тем не менее объем расходов на обслуживание долговых обязательств по итогам 2013 года стал рекордным в истории республики. Прогноз текущего года является более оптимистичным за счет применения нового инструмента - бюджетного кредитования органами федерального казначейства на пополнение остатков средств, дополнительно полученных доходов бюджета, а также за счет планируемого замещения дорогих коммерческих кредитов бюджетными кредитами со ставкой 0,1 процента годовых. Планируемая в текущем году эмиссия государственных облигаций Республики Мордовия выпуска 2014 года будет осуществлена при условии благоприятной рыночной конъюнктуры во втором полугодии текущего финансового года. Расходы по обслуживанию государственного долга в 2015-2017 годах определены на основании действующих кредитных договоров и соглашений, условий выпуска государственных ценных бумаг, планируемого замещения банковских кредитов бюджетными кредитами, прогнозного роста уровня процентных ставок на 2015-2017 годы и имеют тенденцию к увеличению по сравнению с расходами 2014 года. Так, прогнозируемый объем расходов на 2015 год составит не менее 1 700,0 млн. рублей, в 2016 году - не менее 2 285,0 млн. рублей, на 2017 год - 2 567,0 млн. рублей. Параметры государственного долга на период 2015-2017 годов складываются исходя из прогнозного роста поступлений налоговых доходов республиканского бюджета, прогнозируемого снижения объема дефицита бюджета и представлены ниже. Объем государственного долга республики в абсолютных значениях имеет тенденцию к росту, тогда как в процентном соотношении к объемам поступления налоговых и неналоговых доходов прогнозируется снижение объема государственного долга до 100 процентов к 2017 году. |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| | | 2014 год|2015 год|2016 год|2017 год| |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Налоговые и неналоговые доходы, млн. | 25 799,2|22 374,4|24 578,2|27 129,5| |рублей | | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Собственные доходы (за исключением | 30 881,7|26 705,4|25 965,5| 28516,7| |субсидий, субвенций, иных межбюджетных| | | | | |трансфертов и прочих целевых | | | | | |безвозмездных поступлений), млн.рублей| | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Расходы (за исключением расходов за | 30 881,7|28 506,1|26 480,2|28 516,7| |счет субсидий, субвенций, иных | | | | | |межбюджетных трансфертов и прочих | | | | | |целевых безвозмездных поступлений), | | | | | |млн. рублей | | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Дефицит, млн. рублей | 0|-1 800,7| -514,7| 0| |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Государственный долг на начало года, | 26 702,7|25 062,4|26 788,3|27 043,7| |млн. рублей | | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Государственный долг на конец года, | 25 062,4|26 788,3|27 043,7|27 043,7| |млн. рублей | | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| |Отношение объема | 97| 120| 110| 100| |государственного долга на конец года к| | | | | |налоговым и неналоговым доходам, % | | | | | |——————————————————————————————————————|—————————|————————|————————|————————| При исполнении бюджета в текущем финансовом году, очередном финансовом году и плановом периоде возможны изменения в фактических объемах поступления налоговых доходов, а также фактического объема дефицита бюджета и государственного долга. Риски в реализации долговой политики Особое внимание должно быть уделено возникающим рискам будущих затрат, связанных с предоставленными Правительством Республики Мордовия государственными гарантиями, срок возврата которых наступает в 2015-2017 годах. Общий объем проблемных гарантий указанного периода составляет более 1 300,0 млн. рублей. Еще одна категория рисков обусловлена ухудшением условий обслуживания и погашения бюджетных кредитов, полученных местными бюджетами. Риски связаны с невозможностью единовременного погашения полученных бюджетных кредитов и своевременностью ежемесячного обслуживания накопленных бюджетных кредитов частью местных бюджетов. Перечисленные риски могут требовать при их наступлении разработки дополнительных мер по минимизации их негативных последствий. С учетом предполагаемых к введению в отношении субъектов Российской Федерации с большим уровнем долговой нагрузки дополнительных ограничений от органов государственной власти республики требуется проведение крайне взвешенной долговой и бюджетной политики, предусматривающей направление дополнительных поступлений по доходам на снижение бюджетного дефицита и долга, а не на увеличение расходов. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|