Расширенный поиск

Указ Главы Республики Мордовия от 03.09.2009 № 167-УГ

 
 
 
 
 
                                 УКАЗ
 
                      ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
 
                                                Утратил силу - Указ
                                             Главы Республики Мордовия
                                               от 24.02.2016 № 49-УГ
 
             Об основных направлениях бюджетной политики
                Республики Мордовия на 2010-2012 годы
 
 
     В соответствии  со  статьей  172  Бюджетного  кодекса  Российской
Федерации
 
                             постановляю:
 
     Утвердить Основные  направления  бюджетной  политики   Республики
Мордовия на 2010-2012 годы (прилагаются).
 
 
     Глава
     Республики Мордовия                                Н.И. МЕРКУШКИН
 
 
     г.Саранск
     3 сентября 2009 года
     N 167-УГ
 
 
 
     УТВЕРЖДЕНЫ
     Указом Главы Республики Мордовия
     от 3 сентября 2009 года N 167-УГ
 
               ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
                РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2010-2012 ГОДЫ
 
     Настоящие Основные   направления  бюджетной  политики  Республики
Мордовия на 2010-2012 годы разработаны в соответствии со  статьей  172
Бюджетного   кодекса  Российской  Федерации  и  являются  основой  при
составлении закона  Республики  Мордовия    республиканском  бюджете
Республики Мордовия на 2010 год и плановый период 2011-2012 годы".
 
       Итоги бюджетной политики в 2008 году и начале 2009 года
 
     Конец 2008  года  и,  прежде  всего,  2009  год  стали  серьезным
испытанием на прочность  бюджетной  системы  и  экономики  республики.
Из-за  резкого  падения  доходов  республиканского  бюджета Республики
Мордовия в условиях мирового финансового  кризиса  был  скорректирован
бюджет на текущий год. По результатам инвентаризации, в соответствии с
приоритетами,  сокращены  расходы,  финансовое   обеспечение   которых
предусмотрено  за  счет  налоговых  и  неналоговых доходов,  дотаций и
источников финансирования дефицита бюджета,  в том  числе  расходы  на
содержание органов государственной власти и местного самоуправления.
     Однако определенные Указом Главы Республики Мордовия "Об основных
направлениях бюджетной политики на 2009-2011 годы" задачи, несмотря на
неблагоприятную  экономическую  обстановку,  замедление  темпов  роста
экономики  республики,  продолжающийся  мировой  финансовый  кризис  в
целом,  выполняются.  Республиканский бюджет на 2009  год  и  плановый
период   2010   и   2011   гг.  сформирован  исходя  из  необходимости
финансирования  всех  заявленных  Правительством  Республики  Мордовия
программ,  в  первую  очередь  социальных.  Начиная со второй половины
прошлого года,  были  приняты  неотложные  антикризисные  меры,  чтобы
избежать негативных последствий.
     В целях обеспечения стабильной мобилизации  налоговых  доходов  в
республике   реализуется  комплексный  план  совместных  с  налоговыми
органами действий и мероприятий республиканских и местных  органов  по
повышению   уровня   собираемости   доходов  бюджета.  Наряду  с  этим
проводится оценка эффективности работы органов местного самоуправления
по  мобилизации  доходов в бюджет,  анализ исполнения плана пополнения
доходной части местных бюджетов, состояния задолженности, ее структуры
и динамики.
     Принимаются меры по созданию благоприятных  условий  и  поддержке
малого  и  среднего  предпринимательства,  ликвидации административных
ограничений  при   осуществлении   предпринимательской   деятельности,
устанавливаются  льготы  по  арендной  плате  и  коммунальным услугам.
Согласно  антикризисным  мероприятиям  предоставляются  дополнительные
меры  налогового  стимулирования  экономически значимым для Республики
Мордовия предприятиям.
     Осуществляются меры,   направленные   на   поддержку  и  развитие
инновационной деятельности и инфраструктуры венчурного  финансирования
субъектов малого предпринимательства.
     Реализуются дополнительные мероприятия по снижению  напряженности
на рынке труда Республики Мордовия.
     Своевременно и в необходимом объеме финансируются меры социальной
поддержки гражданам, относящимся к льготным категориям.
     Проводимая в республике финансовая политика построена  на  основе
комплексного  программно-целевого  метода  и  базируется  на Стратегии
социально-экономического развития Республики  Мордовия  на  период  до
2025 года. В Мордовии реализуется 27 республиканских целевых программ,
республика также принимает участие в реализации более  20  федеральных
целевых программ.
     Одним из  важных  элементов  в  решении   задач   по   достижению
максимальной  эффективности  и  прозрачности  использования  бюджетных
средств явилось создание казначейской системы исполнения  бюджетов  на
основе единого республиканского программного комплекса.
     Внедрена система  контроля  оценки   результативности   бюджетных
расходов  посредством  введения  в  практику  докладов о результатах и
основных направлениях деятельности  органов  исполнительной  власти  и
местного самоуправления Республики Мордовия.
     В истекшем году был завершен переход к отраслевым системам оплаты
труда  работников бюджетных учреждений,  с прямой зависимостью размера
заработной платы от конечного результата.
     В целях  внедрения  и  развития  новых  подходов  к осуществлению
бюджетного процесса усовершенствован механизм  стимулирования  органов
местного    самоуправления,   осуществляющих   наиболее   качественное
управление  муниципальными  финансами   и   предпринимающих   наиболее
активные шаги в своем социально-экономическом развитии.
 
              Основные цели и задачи бюджетной политики
                          на 2010-2012 годы
 
     Бюджетная политика в настоящем  и  будущем  периоде  должна  быть
эффективным инструментом в борьбе с кризисом. Основной целью бюджетной
политики Республики Мордовия  на  2010-2012  годы  остается  повышение
уровня и качества жизни населения посредством удовлетворения граждан в
качественном и доступном жилье,  услугах образования, здравоохранения,
культурном и духовном развитии,  информации,  социальных гарантиях.  С
этой целью необходимо решение ряда основных задач.
     1. Мобилизация налогового потенциала.
     2. Выполнение обязательств перед гражданами.
     3. Повышение эффективности бюджетных расходов.
     4. Поддержка реального сектора экономики.
     5. Оптимизация бюджетного процесса.
 
                 Бюджетная политика в области доходов
 
                  Мобилизация налогового потенциала
 
     В 2010  году  и на среднесрочную перспективу бюджетная политика в
области доходов  должна  быть  ориентирована  на  адаптацию  бюджетной
системы  к  изменившимся условиям и сохранение существующих и создание
новых предпосылок для  устойчивого  социально-экономического  развития
республики.  Необходимо  сконцентрировать  все  усилия  на мобилизации
дополнительных бюджетных доходов за счет  совершенствования  процессов
администрирования, не допуская роста налоговой нагрузки на экономику.
     В условиях сложной экономической обстановки особенно остро встает
задача   создания   стимулов  для  расширения  собственного  доходного
потенциала.
     В этих целях необходимо:
     1. Провести   инвентаризацию    и    оптимизацию    установленных
региональных и местных налоговых льгот.
     2. Увеличить  эффективность   использования   государственной   и
муниципальной недвижимости.
     3. Сконцентрировать  усилия  органов  местного  самоуправления  и
налоговых органов по администрированию имущественных налогов.
     4. Активизировать работу администраторов  доходов  по  сокращению
недоимки  по  налоговым  и  неналоговым  платежам  в бюджет,  повысить
уровень собираемости доходов.
     5. Ужесточить  меры  воздействия  на организации,  систематически
имеющие  задолженность  по  заработной   плате,   либо   выплачивающую
заработную плату с нарушением трудового и налогового законодательства.
     6. Продолжить работу по сокращению масштабов уклонения от  уплаты
налогов, борьбе с нелегальной экономикой.
     Формирование бюджета  на   среднесрочный   период   должно   быть
произведено с учетом антикризисных мероприятий,  планируемых изменений
бюджетного  и  налогового  законодательства  и   заданных   параметров
экономического развития.
 
                Бюджетная политика в области расходов
 
     В условиях прогнозируемого снижения доходов в планируемом периоде
финансовые  ресурсы  должны  быть  сконцентрированы  и  направлены  на
решение    приоритетных    задач   социально-экономического   развития
республики.  Для этого необходима  дальнейшая  планомерная  работа  по
инвентаризации  бюджетных  обязательств,  итогом  которой должна стать
выработка предложений по  отказу  от  финансирования  мероприятий,  не
способствующих  устойчивому экономическому росту и обременительных для
бюджетной системы.
     Необходимо обеспечить   максимально   эффективное   использование
ресурсов,  пересмотреть  сроки   реализации   и   объемы   финансового
обеспечения  ранее  заявленных проектов и программ,  сократить участие
республики в тех сферах,  где  в  необходимых  объемах  и  качественно
услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
     Принятие новых  обязательств  по  инициативе  министерств  должно
осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при
условии,  в пределах сокращения действующих расходных  обязательств  и
при обеспечении отдачи от использования средств.
     По отдельным    задачам    бюджетной    политики    целесообразно
использование следующих подходов.
 
               Выполнение обязательств перед гражданами
 
     Выполняя обязательства    перед    гражданами,    надо   добиться
исключительной адресности предоставления социальной  помощи,  услуг  и
льгот  -  недопустимо  включение  в  число  получателей мер социальной
поддержки тех, кто в ней реально не нуждается.
     Следует упростить  процедуру  оформления  гражданами  необходимых
документов для получения той или иной поддержки,  с  целью  исключения
возможности   волокиты   регламентировать  сроки  и  объемы  указанных
государственных услуг.
     С учетом   изменений   в   экономике   необходимо   вернуться   к
инвентаризации обоснованности ряда социальных мандатов,  соотнеся их с
принципами   и   задачами   социальной  поддержки  населения,  оценить
результативность.  По  итогам  инвентаризации  следует  отказаться  от
неэффективных  социальных выплат и принять меры к развитию действенной
системы адресной социальной поддержки населения.
     Необходимо также  четко  разграничить  социальные и экономические
функции бюджета в обеспечении  предоставления  государственных  услуг.
Исключительно  за  счет средств бюджета должны финансироваться услуги,
гарантированные законодательством.  В остальных  случаях  должен  быть
минимизирован  элемент поддержки граждан,  стимулирующий иждивенческий
подход к общественным благам,  препятствующий надлежащему контролю  со
стороны пользователей услугами.
 
              Повышение эффективности бюджетных расходов
 
     Для решения  этой  задачи  необходимо,  прежде всего,  установить
жесткую экономию бюджетных средств.
     В условиях   снижения   доходной   базы,   наряду  с  проведенной
инвентаризацией бюджетных расходов,  необходимо  дальнейшее  уточнение
стоимости  отдельных  государственных услуг.  Одной из важнейших задач
при формировании республиканского  бюджета  на  2010  год  и  плановый
период  2011  и 2012 гг.  должна стать оптимизация расходов на текущее
содержание бюджетных учреждений.
     Должны быть  внедрены  новые  формы  организации функционирования
бюджетной сети.  Переход  к  финансовому  обеспечению  государственных
услуг  на  основе  государственного  задания  и принципов нормативного
финансирования с установлением и соблюдением требований по их качеству
повысит эффективность бюджетных расходов.
     Методики расчета потребности в бюджетных  услугах,  нормативы  их
финансирования   в   конечном  итоге  должны  обеспечивать  реальность
расходных обязательств  бюджета,  ликвидацию  избыточного  предложения
бюджетных услуг.
     Механизмы движения   бюджетных   средств   должны    обеспечивать
оперативное  перераспределение  бюджетных  ресурсов бюджетной сферы на
проблемные направления.
     С целью    повышения   самостоятельности   бюджетных   учреждений
необходимо   активизировать   работу   по   преобразованию   бюджетных
учреждений в сфере образования,  культуры, социального обслуживания, в
автономные учреждения. Это предоставит право самостоятельно определять
направления   расходования   бюджетных  средств,  с  целью  достижения
наилучших    результатов    выполнения    государственного    задания.
Одновременно  следует  обеспечить  гласность  в расходовании бюджетных
средств,  определенных соответствии с  утвержденными  в  установленном
порядке нормативами.
     Целесообразно в      максимальной       степени       реализовать
программно-целевой   принцип   планирования   и   исполнения  бюджета,
ориентированный на цели развития республики и решение отраслевых задач
главных  распорядителей  бюджетных  средств.  Целевые программы должны
приниматься с детальным финансово-экономическим обоснованием. Ежегодно
должна  производиться  инвентаризация  отраслевых  программ с анализом
достижения промежуточных показателей.
     Инвестирование бюджетных  средств  должно осуществляться с учетом
оценки их социального и бюджетного эффекта и эксплуатационных расходов
будущих периодов.
 
                Поддержка реального сектора экономики
 
     С учетом  складывающейся  ситуации  в  экономике  и необходимости
решения  перспективных  задач  в  первую  очередь  следует  определить
оптимальные  формы  поддержки реального сектора экономики и финансовой
системы, исключающие иждивенчество и создающие стимулы для внедрения и
развития   современных   технологий,   повышения   энергоэффективности
экономики и производительности труда.
     Выполнение требований    повышения   эффективности   и   активное
внедрение принципов бережливого производства должны стать обязательным
условием оказания государственной поддержки.  При этом государственная
поддержка за счет  бюджетных  средств  должна  оказываться  по  веским
основаниям,  при  этом  финансовая  помощь  должна выделяться только в
обоснованных и выверенных размерах.
     Мероприятия по  государственной  поддержке кредитования аграрного
сектора  экономики  в  рамках   реализации   республиканской   целевой
программы   должны   сохранить   свою  приоритетность,  что  обеспечит
доступность  заемных  средств  для  производителей  и   переработчиков
сельскохозяйственной  продукции,  крестьянских  (фермерских) хозяйств,
сельскохозяйственных потребительских кооперативов и  граждан,  ведущих
личное  подсобное  хозяйство.  Но  при  финансировании проектов должно
учитываться соблюдение  установленных  сроков  их  реализации,  жестко
соблюдаться принцип возвратности.
     В области  дорожного  хозяйства  приоритетом  бюджетных  расходов
будет  поддержание  автодорог  в  допустимом  по  условиям обеспечения
безопасности дорожного движения  эксплуатационном  состоянии,  поэтому
основное внимание следует уделить ремонту и содержанию дорог.
     Содействие развитию малого предпринимательства должно происходить
в  форме развития инфраструктуры его информационного,  методического и
организационного    обеспечения,     оказания     субъектам     малого
предпринимательства  финансовой поддержки в реализации бизнес-проектов
по  приоритетным  направлениям,  организационной,   консалтинговой   и
финансовой  поддержки  начинающих  предпринимателей.  Особое  внимание
должно быть уделено созданию  максимально  благоприятных  условий  для
практической реализации принципиально новых идей,  развития венчурного
бизнеса,  стимулированию создания и развитию малых предприятий в сфере
научных  разработок,  востребованных товаропроизводителями республики.
При этом должна учитываться отдача  от  предпринимательства,  которая,
прежде  всего,  должна быть выражена увеличением доли малого бизнеса в
ВРП.
 
                   Оптимизация бюджетного процесса
 
     Бюджетная политика в  данной  сфере  должна  быть  направлена  на
обеспечение  преемственности и предсказуемости бюджетных проектировок.
С учетом  осложнения  положения  в  экономике  бюджетное  планирование
следует    осуществлять   по   двум   вариантам   -   оптимальному   и
консервативному.
     С целью  минимизации бюджетных рисков,  при разработке прогноза в
качестве основного следует принять консервативный  вариант  бюджетного
планирования.
     В систему бюджетного планирования должны быть внедрены  механизмы
корректировки  бюджетных  ассигнований  в  соответствии  с докладами о
результатах и основных направлениях деятельности субъектов  бюджетного
планирования.
     Вариант оптимального     бюджетного      планирования      должен
рассматриваться  в  качестве  альтернативы  при благоприятном развитии
событий  и  использоваться  для  разработки  трехлетних  экономических
прогнозов и бюджетов в рамках средне- и долгосрочных прогнозов.
     Долговая политика должна  выстраиваться  из  принципа  финансовой
устойчивости бюджета к возможным негативным последствиям.
     При расширении практики предоставления  государственных  гарантий
Республики  Мордовия необходимо обеспечить жесткий контроль проектов и
оценку принципалов  на  стадии  принятия  решений.  Риски  гарантийных
случаев должны быть минимизированы.
     В целях   обеспечения    устойчивости    выполнения    социальных
обязательств    следует    предусмотреть   последовательное   снижение
государственного долга и бюджетного дефицита.
     При осуществлении  государственных  закупок необходимо обеспечить
снижение  расходов  и  за  счет  исключения  практики  необоснованного
завышения цен.
     Финансовый контроль  должен   затрагивать   не   только   вопросы
соблюдения    бюджетного    законодательства,   но   и   эффективности
использования бюджетных средств,  качества финансового менеджмента,  а
его результаты должны учитываться при формировании бюджетов и принятии
управленческих решений.
     Необходимо повышать  эффективность использования государственного
и муниципального имущества,  в том  числе  находящегося  в  управлении
государственных     и    муниципальных    организаций,    формирование
действенности системы контроля за использованием имущества и бюджетных
средств.
 
              Политика в области межбюджетных отношений
 
     Действующая система   межбюджетного  регулирования  в  республике
показала свою эффективность и должна быть сохранена.  При этом  органы
местного самоуправления должны принять все меры по мобилизации доходов
и сокращению дефицита.
     Необходимо более   ответственно   подходить   к   принятию  новых
обязательств,  в том числе решений по  регулированию  оплаты  труда  в
бюджетной сфере,  которые должны приниматься соответствующими органами
власти на местном уровне самостоятельно с учетом  имеющихся  бюджетных
ограничений.
     Одновременно с этим необходимо повысить  ответственность  органов
местного   самоуправления  за  обеспечение  эффективного  расходования
средств,  создание  базы   для   расширения   собственного   доходного
потенциала, за выполнение возложенных на них функций.
     Особое внимание     должно     быть     уделено     осуществлению
реструктуризации  бюджетной  сети  при  сохранении  качества и объемов
муниципальных услуг, для чего необходимо разработать критерии качества
предоставления услуг муниципальными бюджетными учреждениями,  внедрить
на  муниципальном  уровне  методики  расчета  финансового  обеспечения
муниципальных заданий,  перейти от финансирования бюджетных учреждений
к финансированию предоставления муниципальных услуг.
     В муниципальных   образованиях   должен   быть   обеспечен  режим
экономного   и   рационального   использования   бюджетных    средств,
оптимизированы расходы на содержание органов местного самоуправления.
     С целью  обеспечения  этих  задач  вопросы   бюджетной   политики
муниципальных  образований  должны  быть  в  поле  зрения  и активного
воздействия органов государственной власти республики.
     В целях  содействия  проведению  органами местного самоуправления
эффективной  бюджетной  политики,  принятию  обоснованных  решений  по
оказаниям  финансовой  помощи  муниципальным  образованиям  необходимо
формировать практику аудита местных бюджетов.
 


Информация по документу
Читайте также