Расширенный поиск
Решение Совета депутатов городского округа Саранск Республики Мордовия от 28.04.2010 № 539РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК РЕШЕНИЕ от 28 апреля 2010 года N 539 О принятии в первом чтении проекта решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск" Рассмотрев проект решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск" Совет депутатов городского округа Саранск решил: 1. Принять в первом чтении проект решения Совета депутатов городского округа Саранск "Об утверждении городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск" (прилагается). 2. Поручить комитету по перспективному развитию городского хозяйства Совета депутатов городского округа Саранск доработать указанный проект решения с учетом поступивших замечаний и внести его на рассмотрение во втором чтении на очередную сессию Совета депутатов городского округа Саранск. 3. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Совета депутатов городского округа Саранск Н.Ф. Бурнайкин Приложение к решению Совета депутатов городского округа Саранск от 28 апреля 2010 года N 539 СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОГО ОКРУГА САРАНСК РЕШЕНИЕ от "___"___________ 2010 года N ____ Об утверждении городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск Во исполнение Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Совет депутатов городского округа Саранск решил: 1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск". 2. Настоящее решение вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Совета депутатов городского округа Саранск Н.Ф. Бурнайкин Утверждена решением Совета депутатов городского округа Саранск от "___"_______ 2010 года N ___ Городская целевая программа по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск г.Саранск 2010 г. Паспорт Программы Наименование Программы - Городская целевая программа по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск; Основание для разработки - Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"; Заказчик Программы - Администрация городского округа Саранск; Разработчик Программы - МУ "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства"; Цели и задачи Программы - разработка и реализация комплекса мер, направленных на снижение образования отходов; увеличение объемов использования отходов в качестве вторичного сырья; привлечение инвестиций в экономику города, создание дополнительных рабочих мест; обеспечение экологически безопасного хранения, переработки и уничтожения отходов; проведение рекультивации территорий занятых несанкционированными свалками ТБО; ликвидация накопленных промышленных отходов, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья человека. Сроки реализации Программы - 2010-2015 г.г. 1. Анализ ситуации, в сфере организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов На территории городского округа Саранск особенно острой является проблема экологической безопасности, в том числе в сфере обращения с отходами. Проблемы возникают на всех стадиях обращения с отходами, начиная от сбора и транспортировки и заканчивая обезвреживанием, переработкой или захоронением неиспользуемых фракций. На протяжении последнего периода прослеживается устойчивая тенденция к увеличению объемов образования отходов. Среднегодовой прирост объемов образования отходов составляет 3-4%. Значительное количество промышленных отходов накоплено и хранится на территориях производственных организаций. Сведения об условиях хранения отходов, о мероприятиях по их обезвреживанию, переработке и использованию фрагментарны или совсем отсутствуют. Также отсутствует достоверная и объективная информация по обращению с отходами: по видам отходов; по объемам их образования, накопления, движения; о потребности и возможности использования отходов в качестве вторичного сырья на уровне субъекта. Основным направлением ликвидации твердых бытовых отходов и приравненных к ним отходов производства и потребления в настоящее время является полигонное захоронение. В Саранске практически все образующиеся твердые бытовые отходы (далее ТБО) вывозятся на полигон захоронения, при этом утильные фракции, которые составляют значительную часть отходов, не выделяются. На территории городского округа Саранск функционирует несколько несанкционированных свалок с различными объемами размещаемых отходов. Наиболее крупные долговременные несанкционированные свалки в большинстве районов городского округа Саранск, как правило, образуются в лесополосах и оврагах на территориях частного сектора и гаражных кооперативах. Из-за несанкционированных свалок и необустроенности существующего городского полигона, сложилась неблагоприятная экологическая обстановка. Нагрузка на территорию городского округа Саранск по удельному показателю объема образования отходов является самой высокой в Республике Мордовия. Также одной из проблем, особенно остро проявившихся в последние годы, стали крупногабаритные отходы (далее - КГО). В соответствии с "Классификационным каталогом отходов потребления", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 786, к крупногабаритным отходам относятся те отходы, сумма трех измерений которых составляет 35 см и более. В последние годы в связи с бумом покупательского спроса на подобные товары новых поколений и снижением потребности в комиссионных товарах возросло и количество выбрасываемых предметов домашней утвари, оборудования и т.д. Эти отходы требуют особого подхода, поскольку, они не помещаются в стандартные контейнеры для мусора и содержат большое количество утильных компонентов, требующих специального извлечения из состава изделия. 2. Основные направления по реализации Программы Реализация городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск (далее - Программа) предполагается в два этапа: осуществление сбора и анализ информации, характеризующей обстановку в сфере обращения с отходами на территории городского округа Саранск, выявление приоритетных проблем и причин их возникновения, определение заинтересованных в их решении организаций, разработка общей стратегии и политики в сфере обращения с отходами, разработка программ мероприятий на ближайшие 5 лет, в которой выделяются первоочередные мероприятия и организуется их выполнение (2010 год); реализация мероприятий Программы (2011-2015 годы). В целях реализации Программы необходимо выполнить ряд мероприятий направленных на организационно-управленческое и информационно-аналитическое обеспечение Программы. 3. Перечень программных мероприятий В соответствии с поставленными целями и задачами программы реализация мероприятий сгруппирована в два блока: организационно-управленческий блок; информационно-аналитическое обеспечение Программы. Каждое из вышеперечисленных блоков предусматривает исполнение мероприятий. Данные мероприятия приведены в таблице 1. Для нормального функционирования системы обращения с отходами производства и потребления в городском округе Саранск должны быть созданы системы сбора, переработки, обезвреживания и захоронения отходов: установка контейнеров и приобретение мусоровозов, оборудования по переработке строительных отходов; ввод в эксплуатацию мусоросортировочного комплекса; реконструкция полигона утилизации твердых бытовых отходов; возведение объектов термической обработки отходов и объектов захоронения. Реализация комплекса мер, направленных на усовершенствование обращения с отходами производства и потребления, невозможна без участия как руководителей производства, ученых и специалистов, так и жителей городского округа Саранск. Для улучшения ситуации помимо жесткого контроля за субъектами, образующими отходы, необходимо: вести целенаправленную просветительскую деятельность по формированию у них грамотного и ответственного подхода к обращению с отходами; регулярно организовывать и проводить конференции, "круглые столы", выставки соответствующей тематики; развитие непрерывного экологического образования, ориентированного на развитие навыков рационального природопользования, внедрение передовых методов обращения с отходами; вовлечение жителей городского округа Саранск в систему экологического просвещения. Невозможно без проведения соответствующей подготовки и разъяснительной работы среди населения организовать раздельный сбор отходов. Нужно довести до каждого жителя городского округа Саранск информацию о том, какие экологические и экономические результаты дает раздельный сбор бытовых отходов, как он будет осуществляться (какие виды отходов будут собираться в отдельные контейнеры, чем отличаются контейнеры для бумаги, пластика и других видов отходов и т.д.). В этой связи необходимо спланировать проведение эксперимента на территории Пролетарского района по раздельному сбору ТБО. Для обучения населения грамотному обращению с отходами полезно создание научно-популярных фильмов, издание и распространение листовок, буклетов и других информационных материалов, рассказывающих об экологических и экономических аспектах обращения с отходами, формирующих у населения интерес к проблемам охраны окружающей среды от негативного воздействия отходов. Осознание жителями своей возможности влиять на состояние окружающей среды, участвовать в реальном ресурсосбережении позволит сделать раздельный сбор бытовых отходов наиболее полным и эффективным. Полезно осуществление показательных акций по раздельному сбору отходов в период проведения конкурсов, праздников, например, Дней города: установка в местах массовых гуляний контейнеров с броскими надписями "Для бумаги", "Для пластиковых бутылок" и т.п., установление рекламных щитов, разъясняющих цели и смысл проведения акции по раздельному сбору отходов. При использовании в городском хозяйстве продукции из вторичного сырья необходимо снабжать эти изделия (например, тротуарная плитка, тара и упаковка, и пр.) соответствующими наклейками, этикетками, надписями - "Изготовлено из вторичного сырья". Это даст возможность наглядно продемонстрировать людям, что раздельный сбор отходов и переработка вторичного сырья имеют реальный смысл, ведут к ресурсосбережению и охране окружающей среды, что позволит снизить скептическое отношение некоторой части населения к идее рационального отношения к отходам. Таблица 1 Мероприятия по реализации городской целевой программы по организации системы обращения с отходами производства и потребления на 2010-2015 годы в городском округе Саранск |———|—————————————————————————————|——————————————————————————————————| | N | Наименование блока по | Перечень мероприятий | |п/п| реализации Программы | | |———|—————————————————————————————|——————————————————————————————————| |1 |организационно-управленческое|- создание Координационного Совета| | | |при Главе Администрации городского| | | |округа Саранск; | | | |- разработка и реализация единой | | | |комплексной системы управления в | | | |сфере обращения с отходами | | | |производства и потребления, | | | |замыкающейся на едином | | | |муниципальном заказчике; | | | |- создание муниципального | | | |экологического фонда; | | | |- совершенствование | | | |нормативно-правового обеспечения | | | |мероприятий в целях более | | | |эффективной деятельности в сфере | | | |обращения с отходами; | | | |- координация действий органов | | | |государственной власти субъекта и | | | |органов местного самоуправления | | | |городского округа Саранск; | | | |- формирование тарифной политики в| | | |сфере обращения с отходами с | | | |обязательным проведением полного | | | |аудита независимой экспертизой; | | | |- воспитание экологической | | | |культуры населения и обучение | | | |безопасному обращению с отходами. | |———|—————————————————————————————|——————————————————————————————————| |2 |информационно-аналитическое |- формирование банка данных по | | |обеспечение Программы |видам, объемам, местам размещения | | | |отходов, технологиям их | | | |переработки и рынкам сбыта | | | |вторичного сырья и готовой | | | |продукции; | | | |- введение системы информационного| | | |обмена между субъектами Российской| | | |Федерации; | | | |- разработка комплексной схемы | | | |размещения объектов сбора, | | | |переработки и обезвреживания | | | |отходов на территории городского | | | |округа Саранск в соответствии с | | | |Генеральным планом развития | | | |городского округа Саранск. | |———|—————————————————————————————|——————————————————————————————————| 4. Основные направления по утилизации и снижению негативного влияния отходов на окружающую среду В качестве основных направлений работ по управлению ТБО, необходимо выделить следующие группы их образования: объекты жилой застройки; лечебно-профилактические учреждения (далее ЛПУ); промышленность; отходы строительства и сноса объектов; отходы потребления транспортных средств и бытовой техники; отходы гаражно-строительных кооперативов; изделия, устройства, приборы, потерявшие потребительские свойства и содержащие ртуть; недоброкачественные пищевые продукты; пестициды и агрохимикаты; отходы садово-дачных кооперативов; отходы от водоподготовки, обработки сточных вод и использования воды; биологические отходы. Мероприятия по управлению отходами на территории городского округа Саранск приведены в таблице 2. Таблица 2 Мероприятия по управлению отходами на территории городского округа Саранск |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| | N | Группы образования отходов |Мероприятия по управлению отходами | |п/п| | | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |1 |объекты жилой застройки |- определение единого | | | |муниципального заказчика; | | | |- усовершенствование комплексной | | | |механизации санитарной очистки | | | |городского округа Саранск и | | | |повышение ее технического уровня и | | | |надежности; | | | |- организация устойчивой системы | | | |вывоза ТБО с территории частного | | | |сектора; | | | |- создание двухэтапной системы | | | |транспортирования ТБО (после | | | |запуска мусоросортировочного | | | |комплекса); | | | |- организация раздельного сбора | | | |фракций ТБО, подлежащих вторичному | | | |использованию; максимально | | | |возможное вторичное использование | | | |ТБО; | | | |- экологически безопасная | | | |переработка и захоронение | | | |оставшейся части отходов; | | | |- развитие рынка вторичного сырья и| | | |вторичной продукции; | | | |- поощрительная экономическая | | | |политика в области обращения с ТБО;| | | |- разработка и внедрение системы | | | |жесткого учета и контроля сбора, | | | |транспортирования, обезвреживания и| | | |складирования ТБО (система слежения| | | |GPRS); | | | |- оптимизация тарифов сбора, | | | |транспортирования и утилизации ТБО;| | | |- проведение полной инвентаризации | | | |контейнерного парка и контейнерных | | | |площадок, четкое определение | | | |собственника и дальнейшая | | | |паспортизация; | | | |- приведение к единому городскому | | | |стандарту, в соответствии с СанПиН | | | |42-128-4690-88 всех контейнерных | | | |площадок, находящихся на территории| | | |муниципального образования | | | |городской округ Саранск; | | | |- приобретение на основании | | | |Санитарных правил и норм СанПин | | | |42-128-4690-88 для городского | | | |округа Саранск установки УДОМ-3 | | | |"Тайфун" либо зарубежного аналога | | | |для мойки и дезинфекционной | | | |обработки мусоросборочных | | | |контейнеров и контейнерных | | | |площадок; | | | |- строительство специализированной | | | |автомойки для техники, | | | |задействованной в перевозке ТБО; | | | |- установление нормы для | | | |крупно-габаритного мусора | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |2 |лечебно-профилактические |- совместно с министерством | | |учреждения |здравоохранения РМ провести | | | |инвентаризацию образующихся | | | |отходов, ввести учет объемов | | | |образования, накопления и вывоза | | | |отходов, иметь документальное | | | |подтверждение размещения отходов в | | | |установленных местах с | | | |предоставлением информации | | | |администрации городского округа | | | |Саранск в лице специально | | | |уполномоченного органа; | | | |- согласовать с органами Управления| | | |Роспотребнадзора по РМ условия | | | |временного накопления отходов ЛПУ в| | | |зависимости от возможностей каждого| | | |лечебного учреждения; | | | |- уничтожение отходов, содержащих | | | |фармацевтическую продукцию, | | | |осуществлять только на специальных | | | |установках с оформлением | | | |соответствующей документации по | | | |согласованию с органами Управления | | | |Роспотребнадзора и федеральными | | | |органами исполнительной власти, | | | |осуществляющими государственное | | | |управление в области охраны | | | |окружающей среды; | | | |- внедрить на территории городского| | | |округа Саранск технологию | | | |термического уничтожения мусора с | | | |использованием установок типа | | | |Инсинератор ИН-50 или его аналога; | | | |- обеспечить специализированные | | | |автотранспортные предприятия | | | |соответствующими автомобилями и | | | |возложить на эти предприятия вывоз | | | |отходов ЛПУ к месту уничтожения; | | | |- разработать и утвердить на уровне| | | |городского округа Саранск положения| | | |о порядке сбора, временного | | | |хранения, транспортировки, | | | |обезвреживания и размещения отходов| | | |ЛПУ; | | | |- предусмотреть из вторичных | | | |материальных ресурсов на основании | | | |(муниципального) заказа | | | |изготовление тары для хранения и | | | |удаления отходов ЛПУ | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |3 |промышленность |- законодательно предусмотреть | | | |ответственность производителей за | | | |утилизацию образовавшихся у них | | | |отходов; | | | |- организация контроля за | | | |образованием отходов со стороны | | | |городских властей; | | | |- организация информационной | | | |поддержки деятельности по | | | |коммерческому обращению отходов | | | |между промышленными предприятиями; | | | |- создание информационной базы | | | |данных по отходам, образующимся на | | | |предприятиях и являющихся | | | |потенциальным сырьем для других | | | |производств с обязательным ее | | | |опубликованием | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |4 |отходы строительства и сноса|- разработать и реализовать | | |объектов |подпрограмму сбора и переработки | | | |отходов строительства и сноса; | | | |- ввести в состав проектной | | | |документации на строительство | | | |дополнительного раздела - | | | |Технологического регламента | | | |процесса обращения со строительными| | | |отходами; | | | |- установить требования к местам | | | |временного хранения строительных | | | |отходов на объектах их образования | | | |с учетом осуществления их | | | |раздельного сбора и складирования; | | | |- вести банк данных по отходам | | | |строительства и сноса; | | | |- установить оборудование по | | | |переработке строительных отходов с | | | |целью их вторичного использования; | | | |- возложить обязанности по вывозу | | | |строительных отходов только на | | | |организации, имеющие лицензии на | | | |обращение с опасными отходами | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |5 |отходы потребления |- разработать пакет нормативных | | |транспортных средств и |правовых актов для обеспечения | | |бытовой техники |деятельности по выявлению, учету, | | | |сбору и транспортировке | | | |транспортных отходов; | | | |- проработать с промышленными | | | |предприятиями Саранска возможность | | | |создания на их базе технологических| | | |линий по переработке транспортных | | | |отходов; | | | |- выделить площадки для временного | | | |хранения и сортировки отходов | | | |потребления транспортных средств; | | | |- создать специализированное | | | |предприятие или возложить на | | | |имеющиеся предприятия функции по | | | |обращению с отходами потребления | | | |транспортных средств; | | | |- разработать документ, | | | |регламентирующий отношения | | | |собственника отходов потребления | | | |транспортных средств с подобными | | | |предприятиями, в частности, по | | | |вопросам оплаты их услуг; | | | |- разработать специальную | | | |подпрограмму по обращению с | | | |отходами потребления транспортных | | | |средств и бытовых отходов; | | | |- разработать пакет актов, | | | |связанных с установкой контейнеров | | | |под ТБО и под отходы ГСМ на | | | |территориях гаражных кооперативов | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |6 |отходы гаражно-строительных |- вынести на обсуждение тему | | |кооперативов |централизованного вывоза отходов из| | | |гаражных кооперативов; | | | |- разработать пакет нормативных | | | |актов, обязывающих председателей | | | |гаражно-строительных кооперативов | | | |иметь на своей территории | | | |оборудованные контейнерные площадки| | | |под сбор ТБО и смазочных масел | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |7 |изделия, устройства, |- разработать порядок сбора | | |приборы, потерявшие |ртутьсодержащих отходов на | | |потребительские свойства и |территории Саранска и ежегодно | | |содержащие ртуть |публиковать перечень организаций, | | | |занимающихся приемом данных видов | | | |отходов | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |8 |недоброкачественные пищевые |- осуществление системы жесткого | | |продукты |контроля и учета за | | | |недоброкачественными пищевыми | | | |продуктами; -создание комплексов по| | | |обезвреживанию и утилизации данных | | | |продуктов | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |9 |пестициды и агрохимикаты |- создание на территории городского| | | |округа Саранск комплексного | | | |приемного пункта для сбора и | | | |переработки чрезвычайно опасных | | | |отходов, в которых предусмотреть | | | |возможность приема ими пестицидов и| | | |агрохимикатов, а также упаковки и | | | |тары из-под них, с соблюдением всех| | | |санитарно-гигиенических требований;| | | |- создание перерабатывающих | | | |(обезвреживающих) производств; - | | | |вести постоянную разъяснительную и | | | |просветительскую работу с | | | |населением | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |10 |отходы садово-дачных |- выделять места для устройства | | |кооперативов |контейнерных площадок и установки | | | |контейнеров для сбора отходов, в | | | |том числе крупногабаритных, дважды | | | |в год - весной и осенью - в | | | |определенные, заранее | | | |анонсированные дни организовывать | | | |массовый вывоз отходов с территорий| | | |садово-дачных кооперативов; | | | |- вести постоянную разъяснительную | | | |работу с владельцами дач и | | | |руководством садово-дачных | | | |кооперативов о недопустимости | | | |бесконтрольного обращения с | | | |отходами и необходимости | | | |централизованного сбора и вывоза | | | |отходов с территории садово-дачных | | | |кооперативов; | | | |- организовать муниципальный | | | |контроль санитарного состояния | | | |садово-дачных кооперативов; | | | |- для стимулирования установки | | | |мусорных контейнеров и заключения | | | |договоров на вывоз мусора снижать | | | |садово-дачным кооперативам плату за| | | |землю; | | | |- разработать порядок сбора опасных| | | |отходов - пестицидов, удобрений и | | | |т.д. | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |11 |отходы от водоподготовки, |- провести обследование и | | |обработки сточных вод и |инвентаризацию городских очистных | | |использования воды |сооружений (если таковой не | | | |имеется); | | | |- разработать и реализовать | | | |программу реконструкции очистных | | | |сооружений с внедрением современных| | | |эффективных технологий утилизации | | | |ОСВ; | | | |- разработать и реализовать | | | |программу эффективного удаления и | | | |переработки ОСВ в органоминеральные| | | |удобрения, либо грунты, | | | |используемые для рекультивации и | | | |послойной пересыпки уплотненных | | | |слоев ТБО на городском полигоне | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| |12 |биологические отходы |- обеспечить строгий учет | | | |образующихся биологических отходов | | | |и контроль их размещения; | | | |- обеспечить автотранспортные | | | |предприятия специальными | | | |автомобилями для транспортировки | | | |биологических отходов; | | | |- уничтожение биологических отходов| | | |осуществлять только на специальных | | | |установках с оформлением | | | |соответствующей документации по | | | |согласованию с органами | | | |Госсанэпиднадзора и федеральными | | | |органами исполнительной власти, | | | |осуществляющими государственное | | | |управление в области охраны | | | |окружающей среды | |———|————————————————————————————|———————————————————————————————————| Система управления ТБО, образующихся от объектов жилой застройки городского округа Саранск, предлагается организовать в два этапа: организация сбора в местах их образования, с возможностью замены выкатных контейнеров оборудованными выносными контейнерными площадками. ведение раздельного сбора отходов. При этом сбор данных отходов на территории городского округа Саранск производить в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" с учетом конкретных условий: уровня благоустройства жилищного фонда (наличие канализации, централизованного отопления, этажности застройки); сезонности; архитектурно-планировочной композиции; перспективы развития жилой застройки; экономических возможностей. Большого эффекта можно достичь, используя предварительную сортировку отходов, извлекая из них утильные фракции (стекло, бумагу, металл, пластик и др.) для дальнейшей переработки. При сортировке отходов объем вывоза ТБО на полигон будет дополнительно сокращаться, так как объем подлежащего вторичной переработке сырья оценивается в зависимости от сезона до 50% от общего количества поступающих отходов. Таким образом, ресурсная часть отходов возвращается в производство, а также достигается как экономический, так и экологический эффект. Указанная технология не противоречит ни с одной из существующих технологий переработки ТБО, напротив, повышает их эффективность. Именно сортировка и прессование могут являться основой построения экологически безопасной и высокодоходной системы утилизации ТБО. Организация селективного сбора на предприятиях позволит повысить объемы возврата в производство утильных компонентов ТБО и сократить количество захораниваемых отходов. С целью достижения большего процента сортированного вторсырья с привлечением населения, необходимо проведение разъяснительной работы через средства массовой информации с обязательной разработкой программы социальной рекламы. По официальным данным морфологический состав ТБО содержит: бумага, картон - 25-30%; дерево - 1,5-3%; пищевые отходы - 30-38%; камни - 1-3%; стекло - 3-5%; кости - 0,5-2%; текстиль - 4-7%; металл цветной - 0,8-1,5%; пластмасса - 4-6%; кожа, резина - 2-4%; металл черный - 2-3,5%. Развитие мощностей по переработке вторичных ресурсов создание системы селективного сбора ТБО должно развиваться параллельно с развитием производств по переработке вторичного сырья. С целью максимального использования собираемых отходов как вторичных материальных ресурсов необходимо: провести инвентаризацию предприятий Саранска, особенно в сфере малого и среднего бизнеса, с целью выявления производств, которые могли бы использовать отходы того или иного вида в качестве вторичного сырья; разработать экономические стимулы для привлечения субъектов малого предпринимательства в сферу переработки вторичного сырья в продукцию, востребованную в регионе и пользующуюся спросом у населения; разработать систему государственного (муниципального) заказа на продукцию из вторичных материальных ресурсов и отходов производства (изготовление парковой и садовой мебели, малых архитектурных форм для парков и скверов, изготовление инвентаря, инструментов и проч.); разработать упрощенный разрешительный документ, носящий уведомительный характер с утвержденным перечнем ТБО (стекло, макулатура, полиэтилен и т.д.), позволяющий производить санкционированный сбор ТБО на оборудованных сборных пунктах для последующей переработки; применение двухступенчатой системы сбора ТБО с использованием мусоросортировочного завода и приемных пунктов вторичного сырья. 5. Развитие рынка вторичных ресурсов Одним из показателей, определяющих эффективность системы обращения с отходами, является степень их утилизации. На сегодняшнем уровне технологии утилизации имеется возможность практического использования всего лишь около 25% ТБО. Значительное увеличение объемов переработки и использования вторичного сырья возможно при осуществлении комплекса организационных мер, которые позволили бы создать эффективно действующий рынок отходов, вторичного сырья и изделий из вторичного сырья: организация приемных пунктов вторсырья в каждом районе города; создание нормативно-правовой базы, обязывающей юридические и физические лица осуществлять раздельный сбор и вывоз отходов в пункты приема вторичного сырья; разработка и внедрение системы государственного (муниципального) заказа на использование изделий из отходов и вторичных материалов в городском хозяйстве; создание системы финансовой и технологической поддержки, а также стимулирования субъектов малого и среднего бизнеса в сфере обращения с отходами; разработка системы расценок на вывоз отходов на пункты сбора в зависимости от количества отходов, их типа, степени загрязненности механическими примесями и остатками упаковочных материалов. Главным показателем развития рынка вторичных ресурсов является мусоросортировочный комплекс, целесообразность которого обусловлена: снижением на 20-25% в год потока отходов на полигоны и, следовательно, нагрузки на природную среду; более рациональным использованием пространства полигона за счет упорядоченного размещения в нем компактных прессованных брикетов "не деловой" части отходов после сортировки, уменьшения количества образующегося фильтрата и биогаза на полигоне устраняет возможность возгорания ТБО; вовлечением отходов в качестве дополнительных источников сырья, возвращением вторичных материальных ресурсов в сферу производства и потребления с рыночной реализацией вторсырья и, компенсации тем самым, части бюджетных затрат на создание сортировочного производства. 6. Предложения по привлечению частных инвестиций по реализации Программы В целях реализации Программы кроме использования муниципальных бюджетных средств возможно привлечение частных инвестиций с использованием модели "частно - муниципальное партнерство". Суть данной модели сводится к совместной эксплуатации объектов по сбору, транспортировке, утилизации, переработке и захоронению отходов, осуществление совместных инвестиций. При использовании данной модели сотрудничества администрация муниципального образования городской округ Саранск передает (делегирует) на основании договора (контракта) осуществление деятельности в сфере санитарной очистки и обращения с отходами частному бизнесу, при условии получения более высокого качества услуг по сравнению с качеством, обеспечиваемым собственными службами. Эта передача означает не отказ муниципальной исполнительной власти от своих обязанностей и полномочий, а делегирование их, под своим контролем, частному бизнесу, с необходимым условием соблюдений условий контракта. Делегированное управление представляет собой договор, согласно которому власти поручают частному или муниципальному предприятию, выполнение функций по санитарной очистке и обращению с отходами за вознаграждение, вытекающее из выполнения этих функций. 7. Ожидаемые результаты реализации Программы. Разработка и реализация Программы позволит: улучшить социально-экономическую и экологическую обстановку в городском округе Саранск, способствовать созданию дополнительных рабочих мест; разработать схему взаимодействия органов муниципальной власти, государственной власти и лиц, задействованных в сфере обращения с отходами; разработать мероприятия отдельно по каждому виду образования (накопления) отходов на территории городского округа Саранск; разработать системы раздельного сбора отдельных видов отходов (шины, отработанные масла, аккумуляторы, люминесцентные лампы и т.д.); разработать механизм установления и достижения целевых показателей на использование вторичных ресурсов; разработать механизм экономического стимулирования для использования вторичных ресурсов (с рассмотрением вариантов участия городских властей в частных проектах); разработать обоснование привлечения инвестиций в строительство комплексов по переработке отходов производства и потребления на приоритетных территориях городского округа Саранск; подготовить предложения по технологиям переработки и хранения ТБО; разработать комплексную схему размещения мест сбора, переработки и обезвреживания отходов с учетом Генерального плана развития городского округа Саранск; провести анализ и подготовить предложения по совершенствованию системы управления отходами; разработать перечень инвестиционных проектов в области переработки отходов производства и потребления, определить возможные источники и объемы финансирования; разработать нормативные правовые акты, регламентирующие обращение с отходами на территории городского округа Саранск, их использование в качестве вторичного сырья и соответствующих методах контроля по образованию и размещению не перерабатываемых отходов; разработать тарифную политику в сфере обращения с отходами; способствовать созданию отрасли по переработке отходов и вовлечению их в хозяйственный оборот; сократить эмиссию парниковых газов в атмосферу, что будет способствовать реализации Киотского протокола на территории городского округа Саранск и получения возможности реализации квот; стимулировать направление развития данной отрасли в сторону муниципально-частного партнерства. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|