Расширенный поиск

Постановление Совета Министров Мордовской ССР от 22.10.1991 № 366

 




                           СОВЕТ МИНИСТРОВ
                            МОРДОВСКОЙ ССР

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          от 22.10.91 N 366
                              г. Саранск


             О Положении о Министерстве труда и занятости
                       населения Мордовской ССР

     Совет Министров Мордовской ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     Утвердить Положение о Министерстве труда  и  занятости  населения
Мордовской ССР (прилагается).


     Зам. Председателя
     Совета Министров Мордовской ССР                        М.Ф.Ковшов

     Управляющий Делами
     Совета Министров Мордовской ССР                        Ю.В.Попков



                                              УТВЕРЖДЕНО
                                              постановлением Совета
                                              Министров Мордовской ССР
                                              от 22 октября N 366

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                   о Министерстве труда и занятости
                       населения Мордовской ССР

                          I. Общие положения

     1. Министерство   труда  и  занятости  населения  Мордовской  ССР
(Минтруд  Мордовской   ССР)   является   центральным   республиканским
экономическим  органом по проведению единой государственной политики в
области  труда,   его   оплата   и   условий,   занятости   населения,
перераспределения    трудовых    ресурсов,   миграционных   процессов,
обеспечения социальных гарантий  для  различных  категорий  граждан  и
подчиняется Совету Министров Мордовской ССР.
     Минтруд Мордовской  ССР,  органы  труда  и  занятости   населения
райгорисполкомов,  а  также  созданные  при них организации составляет
единую систему органов труда и занятости Мордовской ССР.
     2. Минтруд  Мордовской  ССР  осуществляет  свою  деятельность  во
взаимодействии с другими экономическими органами управления и  власти,
оказывает необходимую организационно-методическую помощь межотраслевым
государственным объединениям, ассоциациям, предприятиям, организациям,
учреждениям  и другим организационным структурам(*) независимо от форм
собственности по вопросам, относящимся к его деятельности.
     Минтруд Мордовской  ССР  решает  вопросу государственной политики
социальных  гарантий  населения,  занятости   граждан,   регулирования
трудовых  отношений,  проведения  реформы  оплаты  труда  и другие,  с
участием,  совместно  или  по  согласование  с  профсоюзными  органами
республики.
     3. Минтруд Мордовской ССР руководствуется  в  своей  деятельности
действующим   законодательством   СССР,   РСФСР   и   Мордовской   ССР
постановлениями,  методическими указаниями вышестоящие органов труда и
занятости   населения,   другими   нормативными   актами  и  настоящим
Положением.  Свою  деятельность  строит   на   принципах   законности,
гласности, учета общественного мнения.

     *) В дальнейшем именуются - предприятия.

                    II. Основные задачи и функции

     1. Основными  задачами  Министерства  труда и занятости населения
Мордовской ССР являются:
     обеспечение социальных   гарантий   в  поддержании  уровня  жизни
населения; государственное регулирование трудовых отношений в условиях
различных форм собственности и хозяйственной деятельности;
     осуществление единой   государственной    социально-экономической
политики  в  улучшении  условий  и  охраны труда работающих,  особенно
женщин, на предприятиях независимо от форм собственности хозяйственной
деятельности;  проведение  государственной экспертизы условий труда на
действующих  предприятиях,  а  также  при  создании   новой   техники,
технологии, строительстве и реконструкции действующих производств;
     организация и обеспечение функционирования государственной службы
занятости;   разработка   и   осуществление   мер   по  предотвращению
воспроизводства массовой безработицы;  организация  социальной  защиты
безработных;
     разработка и осуществление мер  по  формированию,  распределению,
перераспределению и рациональному использованию трудовых ресурсов,  их
сбалансированности с рабочими местами;
     координация работы по подготовке кадров, организация переобучения
высвобождаемой рабочей сила и профориентации населения;
     формирование средств  на  проведение  мероприятий  по обеспечению
занятости населения и социальной поддержке граждан при безработице;
     реализация государственной   политики   в  области  регулирования
миграционных процессов,  проблем, связанных с беженцами и вынужденными
переселенцами.
     2. Основными функциями Министерства труда и  занятости  населения
Мордовской СОР являются;
     а) формирование  в  республике  постоянно   действующей   системы
социальной защиты населения,  особенно уязвимых его слоев.  Проведение
расчетов по единой методологии минимальных потребительских бюджетов  и
индексации  доходов  населения.  Подготовка на их основе предложений в
правительство республики по конкретным слабозащищенным слоям населения
и  отдельным  группам граждан.  Осуществление контроля за обеспечением
минимальных размеров заработной платы;
     б) внедрение   системы   заключения  и  контроля  за  выполнением
коллективных договоров между трудовыми  коллективами  и  собственником
(представителем   собственника).   Участие   в   разрешении   трудовых
конфликтов.   Содействие   осуществлению    мер,    направленных    на
раскрепощение товаропроизводителей,  стимулирование трудовой и деловой
активности,   поддержку   и   защиту    предпринимательства,    снятие
неоправданных    административных    ограничений    с   индивидуальных
заработков;
     в) способствование созданию экономических,  правовых и социальные
условий, позволяющих гражданам собственным трудом зарабатывать себе на
достойную  жизнь  при опережающем росте производства товаров народного
потребления и услуг;
     г) осуществление  через  хозрасчетную  фирму "Труд" методического
консультирования граждан и работодателей, обеспечение их на договорной
основе методическими разработками и другими нормативными материалами;
     д) участие в подготовке программ по социальной защите граждан  на
территории  Мордовской ССР,  в том числе молодежи и женщин,  по охране
семьи, материнства и детства, созданию условий работающим женщинам для
воспитания  детей.  Организация  контроля  за выполнением утвержденных
программ;
     е) обеспечение  совместно  с  профсоюзными  органами  защиты прав
трудящихся при заключении и выполнении трудовых соглашений (договоров)
на  предприятиях различных форм собственности,  в том числе соблюдение
гарантий  по  условиям,  режиму  труда   и   отдыха,   предоставленном
законодательством женщинам и подросткам;
     ж) внедрение   экономико-правового    механизма,    регулирующего
ответственность  предприятий  за  состояние  условий  и  охраны труда,
участие в подготовке проектов  республиканских  комплексных  программ,
нормативных  документов  по  вопросам  безопасности  и  гигиены труда,
организация  их  внедрения,  рассмотрение   предложений   министерств,
ведомств,  союзов, ассоциаций, предприятий и организаций об изменениях
в списках производств,  работ,  профессий, должностей и показателей на
льготное и пенсионное обеспечение и дополнительный отпуск;
     в) проведение  государственной   экспертизы   условий   труда   и
осуществление   контроля   за  правильностью  предоставления  льгот  и
компенсаций в связи с условиями труда, особенно на рабочих местах, где
применяется труд женщин, молодежи;
     и) рассмотрение и по согласованию с профсоюзными органами  выдача
заключений     об     установлении     и    изменении    предприятиями
дифференцированных тарифов социального страхования  в  зависимости  от
опасности,  вредности,  тяжести  работ  и  состояния  других  факторов
условий труда;
     к) разработка    прогнозных   балансов   трудовые   ресурсов   на
перспективу 5 10 лет в масштабе предприятий на основе их свода,  а  не
сальдирования,   в   которых  исключается  взаимопогашение  недостатка
рабочей силы в одних предприятиях ее избытком в других. Внесение на их
базе предложений по установлению и поддержанию оптимальных соотношений
в системе "Трудовые  ресурсы  рабочие  места",  на  уровнях  народного
хозяйства "Предприятие, район, поселок, город, республика".
     На их основе:
     подготовка предложений  по развитию и размещению производительных
сил,  перераспределению трудовых ресурсов в  территориально-отраслевом
разрезе;
     разработка программ занятости населения республики  и  в  разрезе
районов;
     обеспечение организационного и  научно-методического  руководства
разработкой  республиканской,  районных  и городских программ развития
народонаселения и оказание содействия в их реализации;
     л) разработка   Положений   о  Государственной  службе  занятости
населения Мордовской ССР и о Государственном фонде занятости населения
Мордовской   ССР  с  последующим  их  утверждением  Советом  Министров
Мордовской ССР;
     м) совместно  с райгорисполкомами формирование службы занятости в
центре и на местах,  осуществление руководства  и  координирования  ее
деятельности со всеми функционально сопряженными службами;
     н) на основе анализа и прогнозных оценок рынка  труда  подготовка
предложений по обеспечению занятости населения, в том числе инвалидов,
лиц предпенсионного возраста,  многодетных  матерей,  женщин,  имеющих
малолетних детей,  молодежи,  бывших военнослужащих и других социально
слабо защищенных категорий граждан;
     о) участие  в разработке и осуществлении мер по трудоустройству и
социальной поддержке молодых специалистов;
     п) организация  выполнения  республиканской  и  районных программ
занятости населения и социальной защиты граждан от безработицы;
     р) осуществление   работы  по  организации  сельскохозяйственного
переселения в  трудонедостаточные  хозяйства,  в  том  числе  в  целях
формирования крестьянских хозяйств.
     В контакте с органами управления трудом  и  занятостью  населения
РСФСР  и  СССР  обеспечение  методического  руководства организованным
набором рабочих,  подготовка  предложений  по  совершенствованию  этой
работы,  регулирование  привлечения  рабочей силы из других республик,
краев,  областей,  вывоз рабочей силы  в  другие  республики,  края  и
области и за пределы СССР.
     Экономическое обоснование потребности в иностранной рабочей силе,
выдача  республиканской лицензии на ее использование,  контролирование
организации приема и использования труда иностранных рабочих;
     с) направление  на  профессиональную  подготовку и переподготовку
лиц,  испытывающих затруднения,  в устройстве на работу,  и  в  первую
очередь,  высвобожденных работников, одиноких и многодетных родителей,
молодежи, инвалидов;
     т) определение   совместно   с   органами  народного  образования
потребности в учебных местах и выбор программ  обучения.  Перечисление
учебным   заведениям   средств   для   организации   профподготовки  и
переподготовки высвобожденных и иных категорий  незанятого  населения,
выплаты стипендий лицам, направленным на обучение службой занятости;
     у) содействие   межрегиональному   сотрудничеству   по   вопросам
подготовки   и   переподготовки   незанятого   населения  (вне  района
проживания);
     ф) обеспечение  совместно  с  финансовыми  органами  контроля  за
своевременным перечислением предприятиями, учреждениями, организациями
и  кооперативами  (независимо  от форм собственности и хозяйствования)
средств в Государственный  фонд  занятости  населения  по  нормативам,
установленным законодательством СССР, РСФСР и Мордовской ССР;
     х) контроль за правильностью расходования средств фонда занятости
населения;
     ц) рассмотрение   предложений,   заявлений   и   жалоб   граждан,
предприятий,   учреждений   и   организаций   по  вопросам  применения
законодательства о занятости  населения  в  части  формирования  фонда
занятости и выплат пособий по безработице и другим вопросам,  входящим
в компетенцию Министерства;
     ч) изучение и на основе анализа факторов, определяющих социальное
поведение   людей,   прогнозирование   процессов   миграции   граждан.
Установление   по   ним  причинно-следственных  связей,  разработка  и
внесение предложений по мерам социально-экономического воздействия  на
эти  процессы,  по  их  оптимизации в интересах граждан,  формирования
трудового потенциала на территориях,  развития в них  народонаселения,
достижения  территориально-отраслевой  сбалансированности  соотношений
"Трудовые ресурсы - рабочие места";
     ш) взаимодействие  с  миграционными  службами  других  республик,
краев,  областей  в  установлении  на  основе   договоров,   квот   на
организованный, целенаправленный въезд граждан в Мордовскую ССР учетом
текущего и перспективного состояния рынка труда, жилого фонда и уровня
развития социальной инфраструктуры;
     щ) координирование  практической  работы  министерств,  ведомств,
местных   органов   управления,   общественных   и   благотворительных
организаций по приему, расселению и трудоустройству мигрантов;
     ы) разработка  республиканских  и  районных  программ по оказанию
помощи    беженцам    и    вынужденным    переселенцам,    а     также
нормативно-правовых документов, регулирующих эти процессы;
     э) подготовка  предложений   по   распределению   централизованно
выделяемых   финансовых   и   материально-технических   ресурсов   для
обустройства и социальной помощи беженцам и выпущенным переселенцам;
     ю) координирование деятельности научных организаций, занимающихся
вопросами народонаселения,  его воспроизводства и занятости,  трудовых
ресурсов  и  совершенствования  путей  развития  их  профессионального
состава  и  другими  проблемами,  входящими  в  компетенцию   Минтруда
Мордовской ССР.

                              III. Права

     Министерство труда  и  занятости  населения  Мордовской ССР имеет
право:
     а) осуществлять   контроль   за   выполнением   министерствами  и
ведомствами   республики,   предприятиями,    независимо    от    форм
собственности,  союзных,  республиканских законов,  указов Президентов
СССР,  РСФСР,  решений Верховных Советов СССР,  РСФСР, Мордовской ССР,
постановлений  правительств СССР,  РСФСР и Мордовской ССР по вопросам,
входящим в компетенцию Министерства;
     б) проверять     деятельность    подведомственных    Министерству
организаций.  Контролировать  исполнение  централизованно   выделяемых
финансовых   и   материально-технических   ресурсов   для  обеспечения
занятости населения и социальной защиты  безработных,  организованного
перераспределения рабочей силы,  обустройства беженцев, переселенцев и
оказания им социальной помощи;
     в) осуществлять совместно с местными органами управления контроль
за  соблюдением  предприятиями  государственных  социальных  гарантий.
Выдавать предписания собственнику (представителю собственника) о мерах
по  их  сообщению  или  о  ликвидации,  реорганизации,   реконструкции
предприятий,  не  обеспечивающих соблюдение государственных социальных
гарантий трудящимся;
     г) совместно   с  другими  органами  государственного  надзора  и
контроля запрещать эксплуатацию производственных  объектов  и  рабочих
мест  при нарушении санитарных норм и правил безопасности труда впредь
до проведения необходимых организационно-технических мероприятий.  При
выявлении  нарушений  действующего законодательства,  ущемляющих право
работников на получение льгот и компенсации за неблагоприятные условия
труда,  выдавать  администрации  предприятия предписания об устранении
этих  нарушений.  Делать  руководителям   подконтрольных   предприятий
представления  об освобождении от занимаемой должности или о наложении
дисциплинарных взысканий на  руководящих  и  других  должностных  лиц,
нарушающих   правила  по  охране  труда,  не  выполнявших  предписаний
Государственной экспертизы условий труда, при необходимости передавать
материал в органы прокуратуры;
     д) рассматривать на заседаниях  коллегии  Министерства  отчеты  и
доклады   руководителей   ассоциаций,   межотраслевых  государственных
объединений, предприятий и других организационных структур, независимо
от   форм   собственности  и  хозяйствования,  по  вопросам  нарушения
социальных гарантий,  коллективных договоров,  условий труда и  другим
вопросам, относящимся к компетенции Министерства;
     е) устанавливать на территории Мордовской ССР порядок организации
работы  по  информации  населения  о  наличии  свободных рабочих мест,
вакантных должностей,  условиях труда  и  быта  на  предприятиях  и  в
организациях;
     ж) получать от предприятий и организаций в установленные сроки по
формам,   утвержденным   органами   статистики,  данные  и  материалы,
необходимые для функционирования органов Министерства.
     При необходимости   совместно   с  местными  органами  управления
устанавливать квоты (лимиты) на часть  рабочих  мест  предприятий  для
трудоустройства   наиболее   слабозащищенных   в   трудовом  отношении
категорий  населения,  прежде  всего  инвалидов,  лиц  предпенсионного
возраста,  многодетных  матерей,  женщин,  имеющих  малолетних  детей,
молодежи,  бывших  военнослужащих,   лиц,   освободившихся   из   мест
заключения;
     з) приостанавливать выдачу лицензий на использование  иностранной
рабочей силы,  прекращать привлечение рабочей силы из республик, краев
и областей в случаях,  когда  выполнение  договорных  обязательств  не
обеспечивается  одной из сторон,  участвующих в направлении или приеме
работающих;
     и) созывать  в  установленном  порядке  конференции  и совещания,
организовывать выставки передового опыта по  вопросам,  относящимся  к
компетенции Министерства труда и занятости населения Мордовской ССР;
     к) осуществлять  постоянные   связи   с   другими   республиками,
Международной  организацией  труда  (МОТ)  и  зарубежными  странами по
вопросам труда,  его оплаты,  социального развития, трудовых ресурсов,
миграционных процессов и занятости;
     л) привлекать в установленном порядке,  в том числе на договорной
основе,  научные  учреждения  для  производства научных исследований и
разработок  по  проблемам  народонаселения,  и  его   воспроизводства,
трудовых  ресурсов,  их  формирования,  распределения и использования,
труда и занятости населения,  выявления,  установления  и  поддержания
общей  трудовой и профессиональной сбалансированности на территориях и
в отраслях народного хозяйства.
     Должностные лица   Министерства   труда   и  занятости  населения
Мордовской  ССР  и  его  органы  на  местах  имеют  право  посещать  в
установленном  порядке  государственные,  общественные и кооперативные
объединения,  предприятия,  учреждения  и   организации,   осматривать
производственные,     служебные     и    жилищно-бытовые    помещения,
социально-культурные и  другие  учреждения,  знакомиться  с  отчетами,
статистическими  и  другими документами и материалами,  относящимися к
компетенции Министерства труда и занятости Мордовской ССР.

                     IV. Организация деятельности

     1. В  соответствии  с  поставленными  задачами   и   возложенными
функциями  в  организационную структуру Министерства труда и занятости
населения  Мордовской  ССР  входит  управление  занятости   населения,
Государственная  экспертиза  условий труда,  лаборатория по экспертизе
условий труда,  инспекция по контролю за соблюдением законодательства,
хозрасчетная    консультационно-внедренческая    фирма   "Труд"   (при
Министерстве) и 10 отделов.
     2. Министерство  труда  и  занятости  населения  Мордовской ССР в
установленном   порядке   создает,    реорганизует    и    ликвидирует
подведомственные организации, а также утверждает положения (уставы) об
этих организациях.
     3. Местные  органы  труда  и  занятости  находятся  в  подчинении
Министерства  труда   и   занятости   населения   Мордовской   ССР   и
райгорисполкомов.
     4. Министерство труда и  занятости  населения  Мордовской  ССР  в
установленном  законодательством  порядке  рассматривает  предложения,
заявления и жалобы граждан по вопросам,  входящим в  его  компетенцию,
дает  на  них  ответы  и  принимает  необходимые меры.  Проводит прием
граждан.
     5. Министерство   труда  и  занятости  населения  Мордовской  ССР
возглавляет  Министр,  назначаемый  в  соответствии   с   Конституцией
Мордовской ССР Верховным Советом Мордовской ССР.
     Министр труда и занятости населения Мордовской ССР имеет  четырех
заместителей,    назначаемых   Советом   Министров   Мордовской   ССР.
Распределение  обязанностей  между  заместителями  Министра  труда   и
занятости населения Мордовской ССР производится Министром.
     6. Министр труда  и  занятости  населения  Мордовской  ССР  несет
персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство
задач и функций,  устанавливает степень  ответственности  заместителей
Министра   и   руководителей  структурных  подразделений  центрального
аппарата Министерства  за  руководство  отдельными  направлениями  его
деятельности и за работу подведомственных ему организаций.
     Министр труда и занятости населения Мордовской  ССР  назначает  и
освобождает    от   должности   руководящих   работников   подчиненных
Министерству организаций.
     7. В  Министерстве  труда  и  занятости  населения Мордовской ССР
образуется  коллегия  в  составе  Министра  (председатель   коллегии),
заместителей   Министра  по  должности,  а  также  других  руководящих
работников Министерства  и  специалистов  предприятий,  министерств  и
ведомств.
     Члены коллегии,  кроме лиц,  входящих в ее состав  по  должности,
утверждаются Советом Министров Мордовской ССР.
     Решения коллегии проводятся в жизнь приказами  и  постановлениями
Министерства.
     Постановления коллегии  Минтруда  Мордовской  ССР  по   вопросам,
входящим в его компетенцию, обязательны для исполнения предприятиями и
организациями,  расположенными на территории республики, независимо от
их ведомственной подчиненности.
     В случае разногласий между Министром труда и занятости  населения
Мордовской  ССР  и  коллегией  Министр  проводит в жизнь свое решение,
докладывает о возникших разногласиях Совету Министров Мордовской  ССР,
а члены коллегии,  в свою очередь, могут сообщить собственное мнение в
Совет Министров Мордовской ССР.
     6. Министр  труда и занятости населения Мордовской ССР в пределах
компетенции Министерства издает  приказы,  разрабатывает  методические
рекомендации и инструкции,  дает указания (разъяснения),  обязательные
для исполнения как  системой  Министерства,  так  и  министерствами  и
ведомствами республики, предприятиями.
     Министр труда и занятости населения Мордовской ССР в  необходимые
случаях   издает   с  руководителями  других  министерств  и  ведомств
Мордовской ССР, советом Федерации профсоюзов Мордовской ССР совместные
приказы и рекомендации.
     9. В целях глубокой проработки проблем,  входящих  в  компетенцию
Министерства  труда  и  занятости населения Мордовской ССР,  повышения
обоснованности предложений по их решению  при  Министерстве  действует
научно-экономический  совет по труду.  В состав Совета входят ученые и
высококвалифицированные      специалисты      научно-исследовательских
учреждений,      предприятий,     представители     общественных     и
благотворительных организаций.
     Состав совета   и   Положение   о   нем   утверждаются  коллегией
Министерства.
     10. Министерство  труда  и  занятости  населения  Мордовской  ССР
является   юридическим   лицом,   имеет    печать    с    изображением
Государственного герба Мордовской ССР и со своим наименованием.



Информация по документу
Читайте также