Расширенный поиск
Постановление Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 26.06.2000 № 182-IIПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2001 год Заслушав и обсудив разработанные Комитетом Государственного Собрания Республики Мордовия по бюджету, финансам и налогам предложения об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2001 год, руководствуясь Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу", Посланием Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия на текущий год, Совет Государственного Собрания Республики Мордовия постановляет: 1. Поддержать предложения об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2001 год (прилагаются). 2. Предложить Правительству Республики Мордовия при разработке прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия и проекта закона о республиканском бюджете на предстоящий год учесть основные направления бюджетной и налоговой политики на 2001 год. Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия В.А.КЕЧКИН г. Саранск 26 июня 2000 года N 182-II Приложение к постановлению Совета Государственного Собрания Республики Мордовия от 26 июня 2000 года N 182-II Основные направления бюджетной и налоговой политики Республики Мордовия на 2001 год Преодоление экономического кризиса не может произойти спонтанно и в этой связи Республика Мордовия нуждается в целенаправленной долгосрочной экономической политике преобразований, ядром которых должна стать бюджетная политика, отражающая все финансовые взаимоотношения республики с общественными институтами и гражданами. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор устойчивости экономики. Республиканский бюджет является надежным финансовым фундаментом для развития экономики и социальной сферы. За последние годы в республике появились признаки экономического роста, обеспеченного преимущественно за счет внутренних источников. При этом Мордовия далеко не реализовала свой потенциал. Решение стоящих перед ней задач возможно только в условиях дальнейшего экономического роста, который должен носить стабильный характер. Вместе с тем никакая концепция экономической политики не может быть последовательно осуществлена без определенности политической ситуации. Поэтому абсолютным приоритетом ныне стало преодоление кризиса власти. Устойчивая законная власть в России и Мордовии - залог экономического подъема. Усиление роли государства никоим образом не предполагает возвращения к авторитаризму или плановому хозяйству. Государство призвано гарантировать права собственности, обеспечивать экономически достижимые социальные гарантии, формировать рыночную инфраструктуру, проводить осмысленную промышленную и денежную политику, выступая надежным партнером частного сектора, используя при этом различные средства, в том числе и индикативное планирование. И главное - оно должно гарантировать социально-экономическую стабильность гражданам и предприятиям. Главным приоритетом на прогнозируемый период является развитие реального сектора экономики, рост производства как основы для получения доходов в бюджеты всех уровней и обеспечения необходимых социальных расходов. Основная задача состоит не просто в переходе к экономическому росту, а в обеспечении его нового наполнения, что в современной ситуации означает прежде всего повышение уровня жизни населения как необходимое условие достижения социальной стабильности, создания позитивных трудовых и предпринимательских мотиваций. Очень важно осуществить структурные преобразования, направленные на развитие конкурентной среды, совершенствование управления и реструктуризации предприятий в целях повышения их эффективности. При этом предусматривается закрепление и совершенствование механизмов государственного регулирования экономики республики, что предполагает усиление ответственности всех субъектов хозяйствования за финансовые результаты и платежеспособность. Важнейшей частью экономической политики Республики Мордовия на предстоящий 2001 год является бюджетная и налоговая политика, которая основывается на Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2001 год и на среднесрочную перспективу", на Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию на текущий год и прогнозе социально-экономического развития республики на 2001 год. Ее реалистичность объясняется результатами исполнения бюджетов всех уровней, позитивными изменениями в социально-экономической сфере, о чем свидетельствует рост промышленного производства в 1999 году и первом полугодии 2000 года. При решении первоочередных задач бюджетной политики будущего года следует исходить из того, что республиканский бюджет должен быть бездефицитным, что станет сигналом о начале проведения ответственной бюджетной политики. Первый приоритет бюджетной политики - принятие Закона Республики Мордовия о бюджетном процессе, который в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации должен служить главным инструментом для регулирования финансовых потоков, обеспечивать финансовую и социальную стабильность в республике. Второй приоритет - инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая республиканские программы, приведение обязательств Республики Мордовия в соответствие с имеющимися возможностями. Третий приоритет - концентрация ресурсов республиканского бюджета на решении ключевых задач при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов, умелом регулировании кредиторской задолженности и эффективном управлении государственным долгом. Четвертый приоритет - создание казначейской системы на республиканском уровне, обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур, резкое повышение доходов от имеющегося у республики имущества. Конечной целью бюджетной политики является повышение благосостояния граждан. Ее реализация предполагает проведение жесточайшего режима экономии, повышение эффективности материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Промышленный подъем республики сопровождается качественными изменениями в финансах предприятий. Значительно увеличилась часть оборотных активов в денежной форме. Повысилась доля денежных расчетов при реализации продукции. Как следствие этого, существенно увеличилась динамика поступлений доходов в бюджет в денежной форме. Вместе с тем тенденция общего оживления ситуации в экономике сама по себе еще не может быть признана устойчивой. Необходимо учитывать, что положительные финансовые результаты деятельности предприятий обусловлены во многом фактором девальвации рубля и сохранения ценовых диспропорций между продукцией энергетических, промежуточных и конечных отраслей. И в этой связи одной из целей бюджетной политики является превращение республиканского бюджета, который является определяющим звеном финансовой системы республики, в активный инструмент государственной экономической политики, направленной на сохранение экономического роста, повышение эффективности производства и его конкурентоспособности. Бюджетная и налоговая политика республики на предстоящий финансовый год нацелена на рост доходов бюджета, совершенствование структуры его расходов, повышение качества предоставляемых бюджетных услуг. Достижение поставленных целей немыслимо без решения целого ряда задач, к важнейшим из которых относятся: 1. Совершенствование процесса планирования и исполнения доходной части бюджета с целью достижения: увеличения финансовых ресурсов путем максимально возможного роста собираемости налогов и других обязательных платежей; снижения неденежных расчетов с налогоплательщиками и должниками в бюджет; проведения взаимовыгодной для предприятий и бюджета политики предоставления налоговых льгот. 2. Организация исполнения расходов бюджета по целому ряду основных направлений на принципиально новой основе: закрепление и совершенствование планирования расходов бюджета на основе нормативных подходов; отказ от необоснованного увеличения расходов бюджетов без адекватных мер по привлечению доходов; экономия государственных расходов; ужесточение финансово-бюджетной дисциплины, повышение ответственности руководителей всех уровней и должностных лиц за неукоснительное соблюдение требований финансово-бюджетного законодательства и целевое расходование бюджетных средств; переход на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней. 3. Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений на основании законодательно утвержденных правил их регулирования. Стабильность в закреплении доходной части и нормативное определение расходов местных бюджетов. 4. Проведение единой бюджетной политики, направленной на повышение сбалансированности бюджетов, ликвидацию "скрытого" дефицита бюджетов. 5. Создание эффективной системы управления государственным долгом, оптимизация структуры государственного долга за счет: полного выполнения обязательств по уплате платежей по государственному долгу; проведения политики сокращения долговой нагрузки на бюджет. 6. Обеспечение прозрачности бюджетов и бюджетных процедур. 7. Сохранение дефицита республиканского бюджета Республики Мордовия в размере, не превышающем 5 процентов объема доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета. Доходы бюджета и налоговая политика Налоговая политика республики на предстоящий финансовый год будет формироваться с учетом вводимой в действие с 2001 года специальной части Налогового кодекса Российской Федерации, которая призвана решить основные проблемы: налогообложение прибыли, введение единой ставки подоходного налога, поэтапная отмена налогов с оборота, сокращение числа налогов за счет отмены малозначимых налогов и объединения налогов со сходной налоговой базой. Все эти меры позволят сделать налоговую систему менее обременительной и более простой для налогоплательщиков. Властными структурами республики будет осуществляться жесткая и результативная политика в отношении собираемости налогов и обязательного вовлечения недоимки в оборот бюджетов и внебюджетных фондов. Меры административного реагирования не только не должны ослабевать, но и получить дальнейшее развитие. Одной из таких мер реагирования должно стать усовершенствование схемы реструктуризации предприятий-недоимщиков по налоговым платежам. В целях регулярной оценки фактической налогооблагаемой базы необходимо внедрить систему мониторинга за группой крупных (бюджетообразующих) предприятий, их дочерними и зависимыми компаниями на основе систематического, комплексного контроля их финансово-хозяйственной деятельности, выявления и анализа финансовых и товарных потоков. Дополнительная поддержка предприятий с активной позицией собственного экономического развития должна быть не только выгодной для предприятий, но и для бюджетов республики. Предпринятые меры поддержки предприятий различных отраслей производства сохранятся при выполнении ими главного условия - прироста выпуска товарной продукции и полной уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Вместе с тем предоставление налоговых льгот, практиковавшееся как основная форма поддержки экономического развития предприятий, постепенно должно переходить в разряд бюджетного финансирования. Совершенствование планирования доходов бюджета следует осуществлять путем перехода от "прямого счета" по каждому налогоплательщику к прогнозированию налогового потенциала республики, основываясь на макроэкономических и финансовых показателях социально-экономического развития. В сфере налоговой политики целесообразно решительное упрощение налоговой системы. Надо расширить сферу применения налога на вмененный доход от предпринимательской деятельности и сбора акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости, а также повысить роль налогообложения имущества, уточнив его базу. Необходимо также усилить и унифицировать налогообложение рентных доходов. Упрощение налоговой системы существенно облегчит борьбу с уклонением от налогов и позволит вести ее по-настоящему жестко и эффективно. Расходы бюджета Формирование и исполнение бюджета 2001 года будет проходить в условиях сохранения недостатка финансовых ресурсов для удовлетворения всех его потребностей. В этой связи при формировании бюджета необходимо: 1. Исключить из бюджета расходы, не обеспеченные реальными источниками финансирования. 2. Учесть конкурсный характер процедур финансирования республиканских программ и заказов, а также закупок товаров и услуг за счет бюджета. 3. Учесть в бюджете средства, получаемые бюджетными организациями от предоставления платных услуг, предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в качестве источников финансирования их сметных назначений. 4. Провести ревизию кредиторской задолженности бюджетополучателей в целях определения правомерности ее включения в расходы бюджета, а также приступить к ее поэтапному сокращению. 5. Установить бюджетным организациям обоснованные лимиты потребления электро- и теплоэнергии, других показателей коммунального обеспечения с доведением этих лимитов до поставщиков указанных услуг. 6. Ограничить инициативу по принятию новых программ без ревизии существующих, сохраняя только те мероприятия, которые направлены на решение неотложных задач. Приоритетным направлением формирования расходов бюджета на 2001 год должен стать рост расходов, направленный на оказание бюджетных услуг, и в первую очередь в социальной сфере, которая стала заложником системного кризиса экономики прошлых лет. Удельный вес расходов бюджета по отраслям социальной сферы в 2001 году планируется довести до уровня 1997 года (с учетом структурных перестроек за прошедший период), а расходы на управление, государственные инвестиции, сельское хозяйство, правоохранительную деятельность, физическую культуру и спорт сохранить на уровне 2000 года. Вместе с тем в предстоящем году предполагается ввести жесткий режим экономии бюджетных расходов, направленных на сокращение количества юридических лиц и оптимизацию численности работников организаций, содержание которых финансируется за счет средств консолидированного бюджета. Среднесписочная численность таких работников на конец 1999 года достигла 68197 человек или 12,9% от трудоспособного населения республики. Из них 4633 человека являются работниками органов государственной власти и местного самоуправления, расходы на содержание которых в 1999 году составили 182 млн. рублей и продолжают расти в текущем году (удельный вес расходов на управление в бюджете текущего года составил 7% против 5,17% в 1999 году). Основные усилия в области социальной политики предстоит направить на решение наиболее острых социальных проблем. Прежде всего это повышение реальных денежных доходов населения на основе недопущения задолженности по заработной плате, ликвидации задолженности по пособиям и прочим социальным выплатам. Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2000 года "Об утверждении тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" с 1 января 2001 года предполагается увеличить в 1,2 раза оплату труда работников бюджетной сферы, финансируемых из республиканского и муниципальных (местных) бюджетов Республики Мордовия. На время введения новой Единой тарифной сетки работникам низших разрядов с начала года будет выплачиваться ежемесячная 200-рублевая компенсация, которая с 1 июля 2001 года увеличится до 300 рублей. Базовые показатели по трансфертам населению (пенсиям, стипендиям, компенсациям) планируется уточнить, исходя из минимального размера оплаты труда с 1 апреля 2001 года - 200 рублей, а с 1 октября 2001 года - 280 рублей в месяц. Такие действия позволят решить не только социальную задачу, но и повысить потребительский спрос, являющийся условием экономического роста. В решении этого вопроса немаловажная роль принадлежит органам местного самоуправления, из бюджетов которых осуществляется основная часть социальных расходов. В сфере социальной политики главная проблема состоит в том, чтобы преодолеть хроническую несостоятельность, обусловленную огромным разрывом между законодательно закрепленными социальными обязательствами и возможностями финансирования. Необходимо на деле сосредоточить имеющиеся бюджетные ресурсы на решении первоочередных социальных задач, резко усиливая нормативное начало в бюджетном планировании. В краткосрочном плане приоритетами являются обеспечение прожиточного минимума для всех слоев населения, поощрение максимальной занятости, содействие населению в самостоятельных усилиях по повышению уровня жизни. Учреждениям социально-культурного комплекса (здравоохранения, образования, науки, культуры), которые хронически недофинансируются, необходимо упорядочить использование внебюджетных средств этих учреждений, обеспечив их максимальную прозрачность и эффективность. Необходимо обеспечить действенный контроль за качеством предоставляемых ими услуг. В распределении бюджетных средств между учреждениями следует перейти от принципа равномерного финансирования сложившейся сети к принципу финансового обеспечения максимальной результативности, который даст преимущества эффективно работающим звеньям социально-культурного комплекса и, главное, потребителям услуг. Бюджетная и налоговая политика в социальной сфере призвана повышать реальные денежные доходы населения, не допускать задолженности по заработной плате и социальным пособиям, усилять социально-экономическую роль оплаты труда, обеспечивать оптимальное функционирование ее отраслей, более эффективно и целенаправленно использовать бюджетные средства. Бюджет развития Республики Мордовия на 2001 год в немалой мере будет сформирован за счет возврата средств, предоставленных в 1995-1999 годах предприятиям и организациям Фондом финансовой поддержки отраслей народного хозяйства и Дирекцией по реализации Федеральной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 1996-2000 годы и процентов за пользование ими. Кредитная политика республики на предстоящий год будет направлена на снижение долговой нагрузки республиканского бюджета и приведение размера государственного долга в соответствие с пределами, установленными Бюджетным кодексом РФ. В сфере жилищно-коммунального хозяйства бюджетная и налоговая политика предполагает предоставление населению жилищно-коммунальных услуг, отвечающих стандартам качества, снижение издержек производителей услуг за счет реализации мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий и хозяйственного расчета. Дотации из бюджета в эту отрасль хозяйства в последующие годы будут сокращаться, и чтобы не увеличивать оплату за услуги с граждан, в будущем году здесь необходимо резко сократить издержки производства и повести решительную борьбу с бесхозяйственностью. Основным источником доходов предприятий жилищно-коммунального хозяйства станут не дотации из бюджета всех уровней, а денежные средства, поступающие непосредственно от потребителей. Только ответственный подход к этой проблеме принесет желаемый результат без возникновения социальной напряженности в обществе. Расходы на государственное управление станут еще одним источником экономии бюджетных средств. Разумное уменьшение численности государственных служащих, создание эффективной системы управления государственными финансами позволят решить поставленные задачи и наладить открытые и справедливые отношения между органами государственной власти и населением республики. Основными критериями выдачи бюджетных кредитов и предоставления государственных гарантий по обязательствам третьих лиц будут: общественная значимость и общественная полезность инвестиционных проектов; запрет вложения бюджетных средств в проекты, ориентированные на коммерческие цели. Облегчение налогового бремени вполне достижимо, если существенно улучшить администрирование бюджетов на всех уровнях. В республике предполагается создание современной системы управления бюджетными расходами, неотъемлемыми компонентами которой должны стать обоснованные нормативы, индикаторы результативности и процедуры оптимизации бюджетных решений. С этой системой должна органически сопрягаться система конкурсной закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд, которая начала создаваться в последние годы и нуждается в укреплении и развитии. В этих целях необходимо четко установить государственные приоритеты, выбрать отрасли, которые способны служить своего рода локомотивами ускоренного развития. Выбор должен базироваться на понимании конкурентных преимуществ нашей республики в различных высокотехнологических областях. Межбюджетные отношения Межбюджетные отношения в 2001 году должны стать основным механизмом координации бюджетной политики органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными принципами их планирования на прогнозируемый период должны стать отказ от индивидуального согласования бюджетов, переход на нормативный подход к определению расходов, перераспределение доходных источников, вертикальное (между уровнями бюджетов) и горизонтальное (между муниципальными образованиями) выравнивание, включение всех перераспределяемых доходов бюджета в единый механизм межбюджетного регулирования. Переход к определению параметров местных бюджетов по жестким математическим формулам позволит обеспечить прозрачность межбюджетных отношений. Методика распределения средств межбюджетного регулирования между уровнями бюджетной системы состоит в том, что проектируемые на плановый год расходы местных бюджетов сопоставляются с оценкой их налогового потенциала, рассчитанного на основе макроэкономических показателей социально-экономического развития территорий. (Налоговый потенциал - это оценка возможных поступлений в местный бюджет по всем видам налогов по конкретной территории на предстоящий год). Принципиально новым при измерении расходных потребностей местных властей на 2001 год будет выравнивание минимальной бюджетной обеспеченности на основе подушевых бюджетных расходов. До настоящего времени расходные потребности муниципальных образований оценивались по натуральным нормам потребности всей сети бюджетных учреждений: чем больше на территории муниципального образования имелось объектов социальной инфраструктуры, тем больше ему причиталось финансовой помощи из республиканского бюджета, тем самым жители данного муниципального образования ставились в неравное положение по отношению к жителям муниципалитетов с менее развитой социальной инфраструктурой по стоимости предоставляемых бюджетных услуг. Кроме того, такой метод оценки расходных потребностей не вызывает у органов местного самоуправления заинтересованности по оптимизации сети бюджетных учреждений. Предлагаемый на 2001 год метод оценки расходных потребностей предполагает нормативный метод определения расходов из расчета на одного получателя бюджетных услуг по основным социально значимым отраслям. При определении расходов на здравоохранение подразумевается провести корректировку на возрастную структуру населения. Принимая во внимание то, что измерение расходных потребностей малонаселенных муниципальных образований, имеющих разветвленную социальную инфраструктуру, путем определения подушевых бюджетных расходов может привести к недостаточному финансированию бюджетных учреждений, расходы на оплату труда и оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений предлагается рассчитывать по утвержденным натуральным нормам. Размер финансового норматива на одного получателя бюджетных услуг будет определен путем деления на общее число получателей бюджетных услуг разницы между объемом средств консолидированного бюджета, за вычетом расходов на оплату труда и коммунальных услуг, направляемых в 2001 году на финансирование конкретной отрасли и объемом средств республиканского бюджета, направляемых на финансирование данной отрасли. Указанный подход определения налогового потенциала территории и оценки расходных потребностей позволит стимулировать органы местного самоуправления к поиску и увеличению собственных доходных источников для финансирования социальной сферы, достижения финансовой самодостаточности и оптимизации бюджетных расходов. Кроме указанных расходов, в расчетах при определении минимальной бюджетной обеспеченности будут учтены расходы на местное самоуправление, социальную защиту и социальную политику. Начисление и выплата дотаций из республиканского бюджета будут осуществляться в зависимости от выполнения производственных показателей социально-экономического развития с последующей корректировкой на выполнение прогноза собственных доходов и сохранность поголовья скота в сельскохозяйственных предприятиях. При этом дополнительные дотации муниципальным образованиям за перевыполнение собственных доходов будут начисляться при получении доходов исключительно в денежной форме. За снижение поголовья скота на 1 процент к уровню соответствующего периода 2000 года размер дотации муниципальным образованиям будет снижаться на 5 процентов. В предстоящем году предполагается консолидировать районный и городской бюджеты муниципальных образований Ковылкино и Рузаевка. * * * Реализация основных направлений бюджетной и налоговой политики является важнейшим условием дальнейшего социально-экономического развития Республики Мордовия в 2001 году и последующие годы. Правительство Комитет Государственного Республики Мордовия Собрания Республики Мордовия по бюджету, финансам и налогам Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|