Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 20.08.2001 № 413

 




                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         от 20.08.2001 N 413
                              г. Саранск


                    О страховании жилищного фонда
                  на территории Республики Мордовия

     В соответствии  с  Указом  Президента  Российской Федерации от 28
апреля 1997 г.  N 425 "О  реформе  жилищно-коммунального  хозяйства  в
Российской  Федерации",  статьей  927  Гражданского Кодекса Российской
Федерации,  приказом Госстроя России от 28 июня  2000  г.  N  149  "Об
утверждении   рекомендаций   по  дальнейшему  развитию  страхования  в
жилищно-коммунальном  комплексе",   в   целях   реализации   механизма
страховой  защиты  жилья  и  обеспечения социальных гарантий в области
жилищных прав  жителей  Республики  Мордовия,  создания  экономических
условий   для   возмещения   потерь,   связанных  с  повреждением  или
уничтожением  жилищного   фонда   (жилых   помещений)   в   результате
возникновения  страхового  случая  Правительство  Республики  Мордовия
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
     1. Утвердить  прилагаемую  Концепцию  страхования жилищного фонда
Республики Мордовия (далее - Концепция).
     2. Рекомендовать   главам  муниципальных  образований  Ковылкино,
Рузаевка,  районов и  г.  Саранска  использовать  данную  Концепцию  в
практической работе.
     3. Рекомендовать   собственникам,   нанимателям   (пользователям)
жилищного    фонда   (жилых   помещений)   осуществлять   добровольное
страхование жилья в соответствии с настоящей Концепцией.
     4. Министерству    жилищно-коммунального   хозяйства   Республики
Мордовия:
     оказать содействие  субъектам  страхования в жилищно-коммунальной
сфере в реализации мероприятий по добровольному страхованию  жилищного
фонда  (жилых  помещений)  с  привлечением  учреждений  и  предприятий
жилищно-коммунального хозяйства республики;
     в срок  до 31 декабря 2001 года подвести предварительные итоги по
финансово-экономическим  и  качественным   показателям   эффективности
реализации  мероприятий  по  добровольному страхованию жилищного фонда
(жилых помещений) на территории республики.
     5. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
Министра жилищно-коммунального хозяйства Республики Мордовия Замотаева
А.И.


     Председатель Правительства
     Республики Мордовия                                      В.ВОЛКОВ


                                          Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                          Республики Мордовия
                                          от 20 августа 2001 г. N 413


                              Концепция
                     страхования жилищного фонда
                         Республики Мордовия


                              г. Саранск
                               2001 год

                              Содержание

1. Обоснование проблемы и ее исходное состояние
2. Цель, задачи и этапы реализации Концепции
3. Система программных мероприятий
4. Ресурсное обеспечение Концепции
5. Механизм реализации Концепции
6. Управление реализацией Концепции
7. Прогноз ожидаемых социально-экономических результатов реализации
   Концепции


           1. Обоснование проблемы и ее исходное состояние

     1.1. Концепция  страхования  жилищного  фонда Республики Мордовия
разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от
28.04.97 N 425 "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской
Федерации",  Приказом Госстроя N 149 от 28.06.00  г.  "Об  утверждении
рекомендаций     по     дальнейшему     развитию     страхования     в
жилищно-коммунальном комплексе".
     1.2. Социально-экономическое   состояние   России   не  могло  не
отразиться на снижении жизненного уровня жителей Республики  Мордовия,
что привело к значительному снижению инвестиций в жилищно-коммунальную
сферу и,  как следствие,  к росту  износа  жилищного  фонда,  снижению
надежности  систем  инженерного  обеспечения  жилых  домов  и объектов
инженерной инфраструктуры,  возрастанию ущерба, причиняемого авариями,
пожарами,   техногенными  взрывами,  возникающими  по  причине  износа
инженерных коммуникаций.
     1.3. Концепция     реформы    жилищно-коммунального    хозяйства,
утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 28.04.97  г.  N
425   "О  реформе  жилищно-коммунального  хозяйства",  предусматривает
внедрение механизма обязательного страхования жилищного фонда.  В тоже
время,  как  показывает  практика реформирования системы коммунального
хозяйства  в  городах  Москве,  Нижнем  Новгороде,  Тамбове  и  других
городах,  введение  системы  добровольного страхования жилищного фонда
является  одним   из   эффективных   способов   решения   проблем   по
предупреждению аварийности в системе коммунального хозяйства, быстрому
и   эффективному   устранению   последствий   возникающих   аварий   в
жилищно-коммунальном комплексе.
     1.4. На практике у собственников муниципального жилья не  хватает
средств  для  покрытия  ущерба,  наносимого  авариями  на тепло- водо-
газоканализационных системах,  пожарами, техногенными взрывами и т.п.,
причем  с  годами  разница между необходимыми и выделяемыми средствами
для  устранения  последствий  аварий  неуклонно  растет.  Существующее
положение   дел   с  финансированием  восстановления  аварийных  жилых
площадей,  когда тысячи квадратных  метров  жилья  ежегодно  пополняют
аварийную    жилую    площадь,    может    привести    к    катастрофе
жилищно-коммунального хозяйства.
     1.5. Для воссоздания системы восстановительного ремонта аварийных
жилых  площадей  требуются  дополнительные  источники  финансирования,
которые в бюджетной сфере найти весьма сложно.
     1.6. Планирование необходимых затрат на восстановление  аварийных
площадей   жилищного   фонда   крайне   затруднено,   что   связано  с
неопределенностью  наступления  аварийных  ситуаций   по   времени   и
неопределенностью размера суммы наносимого ущерба.
     1.7. Мировая  практика  и  практика   ряда   городов   Российской
Федерации   в  подобных  случаях  для  покрытия  случайно  возникающих
непредвиденных   расходов   использует   страховые   фонды   резервов,
формированные системой страхования.
     1.8. Предлагается  для  обеспечения   дополнительных   финансовых
гарантий  защиты  имущественных интересов жителей Республики Мордовия,
нанимателей муниципального и собственников  приватизированного  жилья,
находящегося   на   обслуживании   предприятий   жилищно-коммунального
хозяйства,  на   случай   техногенных   аварий,   внедрить   Концепцию
страхования жилищного фонда в Республике Мордовия (далее - Концепция).

             2. Цель, задачи и этапы реализации Концепции

     2.1. Целью  Концепции  является  защита  экономических  интересов
собственника  муниципального  жилья,  нанимателей   муниципального   и
владельцев  приватизированного  жилья,  находящегося на обслуживании в
жилищно-коммунальном  комплексе,  путем  обеспечения  своевременной  и
качественной  ликвидации  последствий  воздействия случайных аварийных
ситуаций  за  счет  концентрации  и  маневра  финансовыми  средствами,
полученными на основе страхования жилья.
     2.2. Реализация Концепции обеспечит решение следующих задач:
     сохранение гарантий  в  области  жилищных  прав граждан на основе
законодательно  урегулированных  договорных  отношений  независимо  от
условий финансирования жилищно-коммунальной сферы;
     обеспечение адресной помощи пострадавшим;
     создание системы объективной оценки ущерба, причиняемого жилью;
     повышение ответственности  подрядных  организаций   за   качество
обслуживания домов;
     привлечение средств населения и  других  внебюджетных  источников
для  возмещения  ущерба  жилищному  фонду  при  стихийных  бедствиях и
чрезвычайных ситуациях;
     размещение страховой  компанией  страховых  резервов  в  жилищной
сфере на реконструкцию и строительство жилья.
     2.3. Концепцию  предлагается  внедрить  на  неопределенный срок с
учетом того,  что в перспективе данный вид  страхования  должен  стать
обязательным.
     2.4. Реализация Концепции включает три этапа:
     этап подготовки к внедрению страхования - три месяца;
     этап внедрения  -  увеличение  охвата  страхованием   нанимателей
муниципального  и  собственников  приватизированного  жилья  - два-три
года;
     штатный режим страхования - неопределенный срок.

                  3. Система программных мероприятий

     3.1. Для    начала   работы   целевой   программы   добровольного
страхования жилищного фонда в рамках Концепции необходимо  разработать
систему договоров,  положения регулирующие документооборот, финансовые
потоки, порядок действий участников реализации Концепции.

                  4. Ресурсное обеспечение Концепции

     Ресурсное обеспечение   осуществляется   страховыми   компаниями,
привлеченными к реализации Концепции.

                   5. Механизм реализации Концепции

     5.1. Объекты страхования.
     5.1.1. Объектами    страхования    являются    жилые    помещения
муниципального   жилищного   фонда   Республики   Мордовия,   а  также
приватизированные   квартиры   и   дома.   находящиеся    в    частной
собственности, обслуживаемые в системе ЖКХ.
     5.1.2. Не подлежат страхованию жилые помещения:
     - являющиеся аварийными;
     - имеющие физический износ свыше 70%;
     - подлежащие сносу или переоборудованию под нежилые;
     - подлежащие отчуждению в связи с изъятием земельного участка;
     - на которые обращено взыскание по обязательствам;
     - подлежащие конфискации;
     - на    которые    прекращено    право   собственности   в   иных
предусмотренных законом случаях.
     5.2. Участниками реализации Концепции являются:
     5.2.1. Страхователи жилых помещений:
     - граждане  -  наниматели  жилья,  находящегося  в  муниципальной
собственности;
     - граждане   -   собственники  жилых  помещений,  находящихся  на
обслуживании  в  системе  ЖКХ,  являющихся  частной  собственностью  и
расположенных в домах муниципального жилого фонда,  в домах жилищных и
жилищно-строительных кооперативов,  а также в  домах,  построенных  за
счет средств населения;
     5.2.2. Страховщики      -      юридические       лица       любой
организационно-правовой   формы,   предусмотренной   законодательством
Российской  Федерации,  получившие  лицензию  Департамента  страхового
надзора   Министерства   финансов   Российской   Федерации   на  право
страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного  фонда  и
привлеченные к реализации Концепции.
     5.3. Условия и тарифы страхования жилищного фонда.
     5.3.1. Страхование  жилых помещений гарантирует возмещение ущерба
в случае повреждения или  уничтожения  жилых  помещений  в  результате
следующих событий (страховых случаев):
     - пожара (воздействие пламени,  дыма, высокой температуры), в том
числе возникшего вне застрахованного помещения;
     - взрыва газа, употребляемого для бытовых целей;
     - аварии водопроводных, отопительных и канализационных систем, за
исключением случаев,  произошедших в результате расширения жидкости от
перепада температур;
     - аварии внутренних водостоков жилых строений;
     - проникновения воды в результате проведения правомерных действий
по ликвидации пожара;
     - удара молнии.
     5.3.2. Страховщики   прошедшие   процедуру    лицензирования    в
Департаменте   страхового  надзора  Министерства  финансов  Российской
Федерации,   заключают   договоры   добровольного    страхования    со
страхователями  в соответствии с Правилами страхования жилых помещений
в домах муниципального жилищного фонда.
     5.3.3. Страховая  сумма  -  денежная  сумма,  в  пределах которой
страховщик  несет   ответственность   в   соответствии   с   договором
страхования.
     5.3.4. В Республике Мордовия устанавливается:
     - страховой  взнос  в  размере  30 копеек за один квадратный метр
общей площади в месяц;
     - страховую  сумму  в размере 1500 рублей на один квадратный метр
общей площади.
     5.4. Порядок   осуществления   страхования   и  выплат  страховых
возмещений.
     5.4.1. Договоры     добровольного     страхования     заключаются
страховщиком со страхователями - нанимателями и  собственниками  жилых
помещений.
     5.4.2. Уплата  страховых  взносов  осуществляется   страхователем
помесячными   платежами   любым  удобным  для  страхователя  способом,
предусмотренным для уплаты квартплаты.
     5.4.3. Причины   и  размер  ущерба  устанавливаются  страховщиком
совместно со страхователем и представителями служб  заказчика  ЖКХ  на
основании   данных  осмотра,  экспертиз  и  документов,  необходимость
представления   которых   определена   характером    происшествия    и
требованиями действующего законодательства.
     5.4.4. Выплаты страховых возмещений осуществляются путем:
     - оплаты   работ   подрядной  организации,  производившей  ремонт
поврежденного жилого помещения, в пределах страховой суммы;
     - перечисления  страхового  возмещения  собственнику  утраченного
жилого помещения в размере страховой суммы.
     5.4.5. Превышение    стоимости    работ,   проводимых   подрядной
организацией по восстановлению  застрахованного  поврежденного  жилого
помещения,   страховую  сумму,  установленную  договором  страхования,
оплачивают  службы  заказчика  ЖКХ  в  пределах   утвержденной   сметы
ремонтных работ.
     5.5. Права и обязанности участников реализации Концепции.
     5.5.1. Страхователи имеют право:
     - заключать договоры добровольного страхования жилых помещений  в
соответствии  с  утвержденными  правилами  и  согласованными условиями
страхования;
     - при   страховых   случаях,   определенных   условиями  договора
страхования, получать соответствующее страховое возмещение.
     5.5.2. Страхователи  обязаны  при заключении договора страхования
жилого помещения в определенные договором порядке и  сроки  уплачивать
страховые  взносы,  а  также  выполнять  условия договора страхования,
связанные с наступлением страхового случая.
     5.5.3. Страховщики обязаны:
     - принимать  страховые  взносы,  формировать  страховые  резервы,
производить  в соответствии с договорами страхования выплату страховых
возмещений,  оплату  работ  по   восстановлению   поврежденных   жилых
помещений, устранению последствий аварийных ситуаций;
     - осуществлять  взаимодействие  со  службами  ЖКХ   по   вопросам
использования средств резерва предупредительных мероприятий.
     5.5.4. Администрации   муниципальных    образований    Ковылкино,
Рузаевка, районов, г. Саранска Республики Мордовия:
     - утверждают Концепцию страхования жилищного фонда;
     - оказывают содействие по реализации Концепции.
     5.5.5. Службы      заказчика,      платежно-кассовые       центры
жилищно-коммунального   хозяйства   осуществляют   взаимодействие   со
страховщиком по вопросам организации  работ  по  заключению  договоров
страхования,   начислению,  сбору  и  перечислению  страховых  взносов
согласно  заключенным  договорам  страхования,  определению  ущерба  и
восстановлению поврежденных жилых помещений.
     5.5.6. Подрядные организации по заявке  страховщика  осуществляют
восстановление  поврежденных  жилых помещений,  устранение последствий
происшедших аварий.
     5.6. Для  финансирования мероприятий по предупреждению утраты или
повреждения застрахованных жилых помещений страховщик формирует резерв
предупредительных мероприятий (РПМ) в размере 10 %  от суммы страховых
взносов, полученных по договорам страхования жилых помещений.

                 6. Управление реализацией Концепции

     6.1. Управление реализацией Концепции  осуществляется  страховыми
компаниями  и  администрациями  муниципальных  образований  Ковылкино,
Рузаевка, районов, г. Саранска Республики Мордовия.
     6.2. Контроль  за  ходом  реализации  Концепции осуществляется на
основании  представления  страховщиками   ежеквартальных   отчетов   о
величине и порядке движения финансовых потоков.

             7. Прогноз ожидаемых социально-экономических
                   результатов реализации Концепции

     7.1. Формирование внебюджетного целевого резервного  (страхового)
фонда,  использование  его  на  возмещение  расходов по восстановлению
жилых помещений,  поврежденных в результате пожаров, аварий инженерных
коммуникаций, финансирование предупредительных мероприятий по снижению
аварийности в системе городского коммунального хозяйства позволит:
     - повысить   эффективность   использования   бюджетных   средств,
предназначенных на содержание жилищного фонда,  текущий и  капитальный
ремонт;
     - повысить эффективность восстановления  поврежденного  жилищного
фонда;
     - снизить аварийность систем  инженерного  обеспечения  жилищного
фонда  за  счет  своевременного  проведения  планово-предупредительных
ремонтов.
     7.2. Опыт  реализации  программ  страхования  жилищного  фонда  в
других городах свидетельствует, что охват страхованием жилищного фонда
за  первый год реализации Концепции составит 25%  от общего количества
жилых помещений, подлежащих страхованию.
     При этом к концу первого года ожидается, что:
     - страховой фонд составит 11000 тыс. рублей;
     - резервный фонд предупредительных мероприятий составит 1100 тыс.
рублей.
     В расчетах использовались следующие данные:
     - ежемесячный страховой взнос - 0,3 руб. кв.м.
     - РПМ                         - 10%
     - нетто-ставка                - 60%


Информация по документу
Читайте также