Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 01.06.2004 № 203ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 01.06.2004 N 203 г. Саранск О Сценарных условиях функционирования экономики Республики Мордовия в 2005 году и на период до 2007 года Во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 29 апреля 2004 г. N 160 "О разработке прогноза социально - экономического развития Республики Мордовия на 2005 год и проекта закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2005 год", параметров прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия до 2007 года и перспективного финансового плана до 2007 года" Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Одобрить разработанные Министерством экономики Республики Мордовия Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2005 году и на период до 2007 года (прилагаются). 2. Исполнительным органам государственной власти, администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов, г.Саранска Республики Мордовия при разработке прогнозов социально-экономического развития отраслей экономики, муниципальных образований на 2005-2007 годы руководствоваться вышеуказанными Сценарными условиями. Председатель Правительства Республики Мордовия В.ВОЛКОВ Одобрены постановлением Правительства Республики Мордовия от 1 июня 2004 г. N 203 Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2005 году и на период до 2007 года Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2005 году и на период до 2007 года (далее - Сценарные условия) разработаны на основе анализа социально-экономического развития республики за предшествующий период и основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Мордовия на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления экономической политики, факторы экономического и социального развития республики в прогнозируемый период. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Мордовия в 2000 - 2003 годах в сравнении с Российской Федерацией Социально-экономическая ситуация, складывающаяся в экономике республики в последние годы, носит в целом позитивный характер. Достигнута положительная динамика всех основных макроэкономических показателей. Причем темпы роста по ряду из них выше среднероссийских. За период с 2000 по 2003 год валовой региональный продукт республики увеличился в 1,5 раза, в России (ВВП) - в 1,3 раза (среднегодовой прирост за этот период составил соответственно 10,2 и 6,8 процента), объем промышленного производства - в 1,8 раза, в России - в 1,3 раза (среднегодовой - 20,8% и 17%). Инвестиции в основной капитал возросли в 1,9 раза, что на 10,6 процентных пункта выше, чем по России. Темпами, близкими к среднероссийским, развивалась отрасль сельского хозяйства. Объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличился за этот период в 1,1 раза. Вырос внешнеторговый оборот (в 1,6 раза), получил развитие малый бизнес. Почти в 2 раза возросла реальная заработная плата, в России - в 1,9 раза (в среднем за год прирост составил по республике 18,7% и 16,7% в среднем по России). В 1,4 раза возросли реальные располагаемые денежные доходы населения. Это способствовало постепенному росту потребительского спроса и покупательной способности населения. С 2000 года наблюдается положительная динамика оборота розничной торговли. За период с 2000 по 2003 год его прирост составил 1,2 раза (в России - в 1,4 раза). Стабилизировалась ситуация на рынке труда. За 2000-2003 годы численность официально-зарегистрированных безработных сократилась на 6,5 тыс.человек и составила на 1 января т.г. 7,5 тыс.чел. (уровень безработицы снизился с 3,1% на начало 2000 года до 1,8% на начало 2004 года, в России - 2,2%). Основные показатели развития экономики Республики Мордовия и России (в % к предыдущему году) ------------------------T---T------T------T------T-------T---------¬ ¦ Наименование ¦ ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2000- ¦ ¦ показателей ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ 2003 гг.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ среднем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за год ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦ВРП ¦РМ ¦110,0 ¦107,0 ¦ 109,3¦ 114,4¦ 110,2 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦ВВП ¦РФ ¦110,0 ¦105,1 ¦ 104,7¦ 107,3¦ 106,8 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Индекс потребительских ¦РМ ¦125,9 ¦126,1 ¦ 118,6¦ 112,7¦ 120,8 ¦ ¦цен в среднем за год +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦120,2 ¦118,6 ¦ 115,8¦ 113,7¦ 117,1 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Производство продукции ¦РМ ¦119,0 ¦110,5 ¦ 109,9¦ 122,6¦ 115,5 ¦ ¦промышленности +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦111,9 ¦104,9 ¦ 103,7¦ 107,0¦ 106,8 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Производство продукции ¦РМ ¦109,9 ¦102,2 ¦ 101,9¦ 104,5¦ 104,6 ¦ ¦сельского Хозяйства +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦107,7 ¦107,5 ¦ 101,5¦ 101,5¦ 104,5 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Инвестиции в основной ¦РМ ¦107,3 ¦135,6 ¦ 124,3¦ 106,2¦ 118,4 ¦ ¦капитал +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦117,4 ¦110,0 ¦ 102,8¦ 112,5¦ 110,5 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Реальные располагаемые ¦РМ ¦104,4 ¦108,8 ¦ 111,5¦ 109,8¦ 108,6 ¦ ¦денежные доходы +---+------+------+------+-------+---------+ ¦населения ¦РФ ¦112,0 ¦108,7 ¦ 111,0¦ 114,6¦ 111,6 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Реальная средне ¦РМ ¦113,1 ¦117,1 ¦ 126,0¦ 118,5¦ 118,7 ¦ ¦месячная начисленная +---+------+------+------+-------+---------+ ¦заработная плата ¦РФ ¦120,9 ¦119,9 ¦ 116,2¦ 110,3¦ 116,7 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Доля безработных в ¦РМ ¦ 2 ¦ 2 ¦ 1,9 ¦ 1,8 ¦ х ¦ ¦общей численности +---+------+------+------+-------+---------+ ¦экономически активного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения (уровень ¦РФ ¦ 1,4 ¦ 1,6 ¦ 2,1 ¦ 2,3 ¦ х ¦ ¦безработицы - на конец ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦периода) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Оборот розничной ¦РМ ¦102,0 ¦100,3 ¦ 102,9¦ 116,1¦ 103,8 ¦ ¦торговли +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦109,0 ¦110,9 ¦ 109,2¦ 108,0¦ 109,3 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Объем платных услуг ¦РМ ¦94,7 ¦ 96,0 ¦ 98,0¦ 108,1¦ 99,2 ¦ ¦населению +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦104,7 ¦101,6 ¦ 103,7¦ 105,1¦ 103,8 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Экспорт товаров ¦РМ ¦125,8 ¦151,5 ¦ 113,6¦ 87,1 ¦ 119,5 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦139,0 ¦ 97,0 ¦ 105,3¦ 126,7¦ 115,8 ¦ +-----------------------+---+------+------+------+-------+---------+ ¦Импорт товаров ¦РМ ¦102,1 ¦116,1 ¦ 104,9¦ 114,3¦ 109,4 ¦ ¦ +---+------+------+------+-------+---------+ ¦ ¦РФ ¦113,5 ¦119,8 ¦ 113,4¦ 123,7¦ 117,5 ¦ L-----------------------+---+------+------+------+-------+---------- 2003 год для экономики республики, как и России в целом, в основном был успешным. Продолжился рост валового регионального продукта, объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, инвестиций в основной капитал. Положительной динамикой характеризовались финансовые результаты хозяйственной деятельности организаций реального сектора экономики. Возросли поступления в бюджетную систему. Наиболее динамично развивающейся отраслью экономики республики является промышленность, в которой активно идут процессы модернизации и обновления производства, создания интегрированных структур. В промышленном комплексе республики в 2003 году (по полному кругу предприятий) произведено продукции более чем на 29 млрд.рублей с индексом роста физического объема 122,6 процента. Наиболее существенный вклад в увеличение выпуска промышленной продукции внесли отрасли, ориентированные, преимущественно, на российский рынок (вследствие расширения потребительского спроса), а также отрасли, проявляющие инвестиционную активность и реализующие перспективные инвестиционные проекты. Основной прирост обеспечен за счет предприятий машиностроительного комплекса - на 31,5% (химическое и нефтехимическое машиностроение - в 2,7 раза, автомобильная промышленность - в 1,3 раза), пищевой промышленности - на 31,7% (пивоваренная - в 2,3 раза, спиртовая - в 1,5 раза, мясная, кондитерская - в 1,3 раза, молочная - на 12,5%), медицинской промышленности - на 12,4 процента. Темпы роста в этих отраслях выше среднероссийских. Вложения инвестиций в основной капитал в 2003 году составили 9,0 млрд.рублей с ростом к предыдущему году на 6,2 процента. Рост инвестиций обусловлен повышением темпов роста производства и реализации продукции и услуг в базовых отраслях экономики, прежде всего в промышленности, использованием собственных средств предприятий, привлечением отечественных и иностранных инвестиций на модернизацию действующих и создание новых производств, увеличением инвестиционных ресурсов населения за счет роста реальных располагаемых денежных доходов. Увеличились объемы капитальных вложений, направляемых в отрасли промышленности: пищевая - освоено 829,1 млн. рублей с ростом к уровню 2002 года в 2,1 раза, промышленность строительных материалов - 187,6 млн. рублей или 132% и связь - 279,8 млн.рублей или 133% и др. Из федерального бюджета в 2003 году привлечено государственных капитальных вложений в сумме 892,7 млн.рублей. По Федеральной адресной инвестиционной программе и Программе сокращения различий в развитии субъектов Российской Федерации получено 440 млн. рублей. За счет средств республиканского бюджета освоено 2066,3 млн.рублей капитальных вложений или 146,7% к предыдущему году. Продолжалось строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры, в том числе жилья, объектов образования и здравоохранения, спортивных сооружений, газовых и водопроводных сетей, автомобильных дорог. В дорожную отрасль, включая ремонт и содержание автомобильных дорог, вложено более 3,6 млрд.рублей, что в 1,3 больше, чем в 2002 году. Сохранилась положительная динамика в развитии агропромышленного комплекса республики. Валовая продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличилась на 4,5 процента. Собрано около 740 тыс. тонн зерновых культур (в весе после доработки) при урожайности 17,2 ц/га. Увеличилось производство сахарной свеклы, картофеля, овощей. Производство мяса (в живом весе) во всех категориях хозяйств возросло на 5,3%, молока - на 2,3 процента. На 18% увеличились закупки ,oa во всех категориях хозяйств, на 4,5% - молока, в том числе в хозяйствах населения рост закупок составил соответственно 29,5 и 12 процентов. В перерабатывающей промышленности увеличились объемы производства основных видов продукции, в т.ч. мяса и субпродуктов I категории, колбасных изделий, сыров жирных, цельномолочной продукции, кондитерских изделий, пива, спирта. Проведена реконструкция и модернизация молокоперерабатывающих предприятий. Повысилась результативность использования ресурсного потенциала малых предприятий республики. Среднемесячная заработная плата на малых предприятиях в 2003 году составила 3649 рублей, что в 2,4 раза превысило уровень 2002 года и почти на 16% - заработную плату на крупных и средних предприятиях республики. По данному показателю среди регионов Приволжского федерального округа республика поднялась с последнего места в 2002 году на 2-е место в 2003 году. Укрепляется кадровый потенциал малых предприятий. Численность работающих в 2003 году составила 21,8 тыс.человек, что на 32% больше чем в 2002 году. Малыми предприятиями республики за 2003 год произведено продукции и оказано услуг на сумму 2,6 млрд.рублей. Структурные сдвиги в выпуске товаров (работ, услуг) малых предприятий характеризуются увеличением доли производственного сектора экономики. Удельный вес строительства в общем объеме выпуска составил 22,7% (в 2002 году - 21%), промышленности - 17,7% (в 2002 году - 10%). В целом в экономике республики сложилась благоприятная финансовая ситуация. Сальдированная прибыль (прибыль минус убыток) в основных отраслях экономики по крупным и средним организациям составила 1,3 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 2002 годом в 1,4 раза. Сократились просроченная кредиторская и дебиторская задолженности. В 1,5 раза увеличились поступления в бюджеты всех уровней. Выполнены прогнозные показатели и одновременно возросли к предыдущему году поступления собственных доходов в консолидированный бюджет республики. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в 2003 году составила 3262,4 рубля и увеличилась к уровню предыдущего года в 1,3 раза, реальная - на 18,5%, что выше, чем в среднем по России на 7,4 процентных пункта. Реальные денежные доходы населения возросли на 9,8 процента. Увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения способствовало развитию позитивных изменений на потребительском рынке республики. Оборот розничной торговли увеличился к предыдущему году на 16 процентов (выше, чем в среднем по России на 8 процентных пунктов). Потребность населения в продовольственных товарах на 70% удовлетворялась за счет продукции местного производства. Объем реализации платных услуг населению возрос на 8,1 процента. Наибольшими темпами развивались услуги связи, туристические, гостиниц, физической культуры и спорта, правового характера, системы образования, транспортные. В текущем году сохраняются позитивные тенденции в развитии основных отраслей реального сектора экономики и социальной сфере. В промышленности основные усилия направлены на дальнейшее техническое перевооружение производств, расширение ассортимента и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции. По оценке объем промышленного производства по полному кругу предприятий в текущем году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 20 процентов. Рост инвестиций в основной капитал в целом по году ожидается на уровне 7,3 процента. В агропромышленном комплексе республики предполагается рост валовой продукции сельского хозяйства во всех * b%#.`(oe хозяйств на 9,9%, предусматривается произвести во всех категориях хозяйств мяса в живом весе 97 тыс.тонн, молока - 443 тыс.тонн. Сохранение основных положительных тенденций в экономике республики дает предпосылки повышения реальной заработной платы в 2004 году на 13,9 процента. Оборот розничной торговли по оценке возрастет на 12,5 процента в предыдущему году. Вместе с тем в экономике республики остается ряд нерешенных проблем. Решающей сферой для подъема экономики республики является промышленность. Вместе с тем при 20 процентном росте производства целом по республике, в отдельных отраслях предприятия не смогли восстановить прежний объем производства, достигнуть необходимой степени деловой активности и финансовой устойчивости. Отсутствие достаточных инвестиционных ресурсов не позволило предприятиям осуществить глубокую модернизацию технологической базы. Качество и конкурентоспособность ряда предприятий остаются на весьма низком уровне. Так, основная доля прироста объемов промышленного производства обеспечивается небольшим кругом предприятий. В 2003 году доля ОАО "Рузхиммаш" в республиканском приросте объемов составила 53%, ОАО "САН Интербрю" Саранский филиал - более 8%, ОАО "Сарансккабель" и ООО МПК "Атяшевский" - более 5%. Высокой остается затратность производства (энерго- и материалоемкость), недостаточно эффективным - управление в сферах финансового менеджмента и маркетинга, незначительной - экспортная составляющая. Заработная плата в промышленности республики одна из самых низких в Приволжском федеральном округе. Острой проблемой является старение и отток квалифицированных кадров, прежде всего, рабочих профессий. Поддержка быстрого и устойчивого роста экономики требует повышения инвестиционной и инновационной активности. Несмотря на высокую динамику инвестиций, их объем еще недостаточен для обеспечения коренного обновления производства, перевода его на новую технологическую основу. В общем объеме инвестиций в основной капитал значительной остается доля бюджетных средств. Важными задачами являются повышение мотивации инвестирования собственного капитала в качественное технико-технологическое преобразование, расширение лизинговой деятельности, усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно - финансового потенциала инвестиционной деятельности, позволяющей аккумулировать долгосрочные инвестиционно-финансовые ресурсы. В агропромышленном комплексе основными задачами являются формирование эффективного сельскохозяйственного собственника, внедрение в производство сельскохозяйственной продукции передовых технологий, финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий, техническое перевооружение перерабатывающих предприятий, обеспечение сектора высококвалифицированными кадрами, развитие социальной и производственной инфраструктуры и повышение уровня жизни на селе. Не достигнуты намеченные прогнозом на 2003 год показатели производства сельскохозяйственной продукции (зерна, сахарной свеклы, конопли соломки, подсолнечника на зерно, скота и птицы, молока в сельхозпредприятиях). Продолжилось снижение поголовья скота, в том числе коров (поголовье КРС снизилось за 2003 год на 8,8 тыс. голов или на 4%, в том числе коров - на 4,9 тыс. голов или на 6%). Низкими остаются показатели продуктивности. Надой на 1 корову в сельскохозяйственных предприятиях и вновь организованных фермерских хозяйствах составил 2495 кг при прогнозируемом 2700 кг (по этому показателю в Приволжском федеральном округе республика занимает 11 место); среднесуточные привесы КРС - 374 гр. при прогнозе 450 гр, свиней - 199 гр. при прогнозе 300 гр. К проблемам развития малого предпринимательства относятся: низкий уровень инвестиций в основной капитал (последнее место среди регионов Приволжского федерального округа в 2003 году), недостаточное развитие инфраструктуры бизнеса в районах республики, трудности доступа к финансово-кредитным и информационным ресурсам для начинающих предпринимателей. Несмотря на высокие темпы роста в основных отраслях экономики, прежде всего, в промышленности, финансовый результат от хозяйственной деятельности предприятий основных отраслей экономики республики незначителен. Это вызвано, с одной стороны, изменением порядка налогообложения и учета, опережающим ростом цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий, с другой стороны, продолжает сохраняться действие таких негативных факторов, как высокая изношенность основных производственных фондов, недостаточная эффективность использования капиталовложений, увеличивающиеся издержки предприятий реального сектора экономики, слабая позиция на рынке и отсутствие четкой политики в сфере обновления номенклатуры изделий, развития маркетинга. Сохраняются просроченные кредиторская и дебиторская задолженности (просроченные задолженности имеют более 60% крупных и средних предприятий республики). Одной из нерешенных проблем в республике, как и в России в целом, является убыточность предприятий. В 2003 году сумма убытков убыточно работающих организаций по сравнению 2002 годом увеличилась на 27,2 процента. Удельный вес убыточных предприятий возрос до 43,7% против 37,2% за 2002 год. Несмотря на высокую динамику роста, продолжает оставаться низким уровень заработной платы в республике и в 1,7 раза отстает от среднероссийского. Среди регионов Приволжского Федерального округа по уровню заработной платы республика находится на 12 месте, в том числе в промышленности - на 13, строительстве - на 12 месте. Наблюдается высокая дифференциация в заработной плате как между отраслями, территориями, так и между отдельными хозяйствующими субъектами. При этом на трети крупных и средних предприятий промышленности заработная плата работников продолжает оставаться ниже прожиточного минимума. Сохраняется просроченная задолженность по заработной плате, которая по состоянию на 1 апреля 2004 года составила более 207 млн. рублей. Несмотря на положительную динамику, остаются нерешенные проблемы на потребительском рынке. Отсутствие в республике надлежащей инфраструктуры оптовой торговли является одной из причин низкого товарооборота в расчете на душу населения (12 место в Приволжском федеральном округе). Недостаточно развивается торговое обслуживание в сельской местности. Снижается роль Мордовпотребсоюза в обеспечении торгового обслуживания населения, его доля в общем обороте розничной торговли продолжает сокращаться. Требуют решения проблемы, касающиеся вопросов несанкционированной мелкорозничной торговли, реализации некачественной, поддельной контрафактной продукции, ухода от уплаты налогов и сборов отдельными представителями предпринимательских структур, нелегального оборота алкогольной продукции. Важным является вопрос качества и безопасности предлагаемых к продаже товаров. Рыночные преобразования в сфере торговли, формирование конкурентной среды, рост предпринимательской активности сопровождаются рядом негативных явлений. В данной сфере сосредоточен значительный объем теневого оборота. Решение имеющихся проблем требует применения новых форм и методов управления отраслью. Несмотря на общее снижение напряженности на рынке труда и уровня безработицы, ситуация продолжает оставаться сложной. Об этом свидетельствуют: значительная дифференциация уровня безработицы по районам республики - на 1 января 2004 года при среднереспубликанском уровне официально зарегистрированной безработицы 1,8%, в Ардатовском, Атюрьевском, Атяшевском, Большеберезниковском, Большеигнатовском, Дубенском, Зубово-Полянском, Кадошкинском, Ромодановском. Старошайговском, Теньгушевском районах и МО Рузаевка составляет от 1,9 до 2,5 процента (на конец апреля 2004 года в 14 административных образованиях республики из 23-х уровень безработицы был выше среднереспубликанского); несоответствие профессиональной структуры безработных и структуры спроса работодателей на рабочую силу, в которой преобладает спрос на рабочие профессии, особенно на рабочих высшей квалификации. Основные приоритеты социально-экономической политики в 2005 году и на период до 2007 года Прогноз развития экономики Республики Мордовия в среднесрочной перспективе разрабатывается исходя из оценки экономического развития в 2003 и 2004 годах и прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития в прогнозируемый период. В соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации основной целью социально - экономической политики на предстоящий период является значимый рост благосостояния населения, решение социальных задач, затрагивающих интересы каждого гражданина, каждой конкретной семьи. Ее достижение возможно только за счет сохранения высоких темпов развития реального сектора экономики. Республике необходимо развиваться более высокими темпами, чем другим регионам, учитывая, что по ряду социально-экономических индикаторов она отстает от среднероссийского уровня. Значительное влияние на рост экономики окажут процессы интеграции и вступления России в ВТО, более или менее благоприятное развитие торгово-экономического и политического сотрудничества. Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка. Кроме того, на экономические процессы будут воздействовать такие факторы, как уровень инфляции, реальный курс рубля, ставки налогов и экспортных пошлин и др. В 2005-2007 годах предполагается сохранить достигнутые темпы экономического развития. Демографическая ситуация. Демографическая ситуация в Республике Мордовия в период до 2007 года будет развиваться под влиянием сложившихся тенденций рождаемости, смертности и миграции населения. Численность постоянного населения Республики Мордовия к началу 2004 года составила 876,1 тыс. человек. Сокращение населения произошло за счет превышения числа умерших над числом родившихся (в 2 раза или на 7,7 тыс. чел.), а также за счет миграционной убыли (2,4 тыс. чел.). К 2007 году численность населения еще более сократится и составит 840,7 тыс.человек. Важнейшей задачей является снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей. Период 2004-2006 гг. с точки зрения наличия трудовых ресурсов и предложения рабочей силы относительно благоприятный для социально - экономического развития республики. Прогнозируется увеличение численности трудовых ресурсов по 2006 год за счет увеличения численности молодежи, вступающей в возрастную группу трудоспособного населения. Расширится спрос на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп (особенно на рабочих высшей квалификации). В условиях роста численности экономически активного населения основной задачей остается недопущение роста безработицы. При этом механизм реализации данной задачи, в первую очередь, должен быть ориентирован на развитие процессов межотраслевого перераспределения рабочей силы с учетом расширяющихся возможностей подготовки и переподготовки кадров. Это позволит обеспечить эффективный уровень занятости трудоспособного населения. Предполагается, что среднегодовая численность безработных к 2007 году сохраниться на уровне 2004 года и составит 7,6 тыс.человек. После 2006 года процесс старения населения усилится и в перспективе выразится в ухудшении соотношения возрастных групп моложе и старше трудоспособного возраста. Изменение соотношения в трудовой структуре населения приведет к тому, что численность лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, будет превышать число вступающих в трудоспособный возраст. Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (на 1000 лиц трудоспособного возраста) возрастет. Инфляция. Предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 10,4 процентов в 2004 году до 6 процентов в 2007 году. Одним из факторов, способных повлиять на уровень инфляции, темпы и пропорции развития экономики, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий. Параметры повышения цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий должны соответствовать возможностям экономики. В прогнозируемом периоде они не должны приводить к резкому росту издержек потребителей и повышению инфляции на потребительском рынке. По оценке Минэкономразвития России, для того чтобы обеспечить целевой уровень инфляции в 2004-2007 годах, вклад повышения цен на продукцию (услуги) естественных монополий в прирост потребительских цен на товары и услуги не должен превышать 1,9-2,7 процентных пункта за год. В сфере ценовой и тарифной политики в республике предусматривается сохранение государственного регулирования цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий и социально значимые виды услуг. Продолжится работа по совершенствованию политики ценообразования, сдерживанию роста тарифов на энергоресурсы путем снижения удельных затрат на выработку электроэнергии, оптимизации затрат республиканского и местных бюджетов на энергоснабжение бюджетной сферы и населения, эффективной реализации мероприятий и проектов Республиканской программы "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы", предусматривающих внедрение современных технологий и энергосберегающего оборудования. В прогнозируемый период необходимо обеспечить формирование экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, за счет решения следующих задач: создание условий для повышения конкурентоспособности экономики и роста производительности труда преимущественно на основе модернизации производства с целью обеспечения устойчивого наполнения всех уровней бюджетов, в том числе за счет повышения доходов от производства изделий с высокой добавленной стоимостью, реализации рентабельных инвестиционных проектов; стимулирование инвестиционной деятельности с целью обновления производства и социальной инфраструктуры, увеличение инвестиций за счет расширения внутренних финансовых источников, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения, а также создание благоприятных условий для притока прямых иностранных инвестиций; стабилизация финансового положения предприятий, снижение размера кредиторской задолженности, осуществление комплекса мер по наращиванию объемов и доступности кредитных ресурсов, привлекаемых на финансирование основного и оборотного капитала предприятий, активизация процедур банкротства неэффективных производств; повышение роли и развитие малого и среднего предпринимательства; разработка и реализация реальных бюджетов всех уровней, более полная мобилизация налоговых и неналоговых платежей, экономия государственных средств и сокращение дефицита республиканского бюджета; повышение жизненного уровня населения, снижение уровня бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет усиления адресности социальной поддержки, повышения оплаты труда; обеспечение эффективного уровня занятости трудоспособного населения. Промышленная политика в республике будет направлена: на обеспечение активного роста и повышение эффективности промышленного производства, на развитие современных высокотехнологичных конкурентоспособных производств с высокой долей добавленной стоимости, сокращение удельных издержек производства; закрепление и усиление роли и места промышленности Республики Мордовия в межрегиональном разделении труда, увеличение экспортной составляющей промышленного производства; повышение бюджетной эффективности функционирования промышленных предприятий; улучшение социальных условий и благосостояния работников, занятых в промышленной отрасли. Показатели промышленного производства на среднесрочную перспективу (2005-2007 гг.) прогнозируются с учетом сложившихся тенденций и пропорций развития отраслей промышленного производства, анализа положения на внутреннем и внешнем рынках промышленных товаров, материальных ресурсов, объемов поставок продукции для государственных нужд, сохранения устойчивой динамики роста в отраслях как основы для обеспечения роста заработной платы и жизнеобеспечения работников предприятий и членов их семей. Предусматривается сохранить механизм стимулирования наращивания объемов производства и реализации продукции за счет предоставления налоговых льгот предприятиям и организациям всех организационно - правовых форм. Устойчивые темпы роста промышленности будут обеспечиваться за счет роста инвестиций и потребительского спроса. Продолжится работа по созданию благоприятного инвестиционного климата, позволяющего предприятиям активнее вкладывать собственные ресурсы в развитие производства, привлекать финансовые средства из внебюджетных источников, в том числе иностранных инвесторов государственной поддержке наиболее значимых для республики инвестиционных проектов предприятий в основном за счет бюджетного субсидирования процентной ставки банковских кредитов. Развитие промышленности будет определяться реализацией перспективных инвестиционных проектов в машиностроении (развитие вагоностроительного производства, производство оптического волокна, расширение производства волоконно-оптических кабелей и кабелей связи, современных электронных компонентов и блоков на их основе, развитие телевизионного производства), промышленности строительных материалов (расширение производства фанеры, пенобетона, создание производства фиброцементных плит, извести), пищевой промышленности (реконструкция спиртовых заводов, развитие солодовенного производства, освоение производства новых видов кондитерских изделий, развитие мясоперерабатывающих комплексов и молокоперерабатывающих предприятий). Исходя из отраслевой структуры промышленности и приоритетов развития, ежегодный прирост промышленного производства в целом по республике в 2005-2007 годах прогнозируется не менее 11-12 процентов. В машиностроении и металлообработке продолжатся работы по оптимизации производственных мощностей, реструктуризации активов предприятий, поиску стратегических инвесторов, освоению перспективных видов продукции и новых производств, а также проведению сертификации продукции. Прогнозируемый темп роста объемов производства в отрасли на 2005 год - 113 процентов. Предусматривается наращивание объемов производства и дальнейшее обновление продукции химического, транспортного машиностроения на предприятиях ОАО "Вагоностроительная компания Мордовии". Размещение комплектующих изделий для производства грузовых вагонов на машиностроительных заводах г. Саранска обеспечит приращение объемов производства на 20% к оценке текущего года. В электротехнической отрасли продолжится работа по освоению серийного производства широкой гаммы энергоэкономичных газоразрядных и галогенных ламп, промышленных и бытовых светильников с использованием экологически чистых источников света в ОАО "Лисма", ОАО "АСТЗ", ОАО "КЭТЗ", развитию производства нового поколения специальных силовых преобразователей и на их основе транзисторных агрегатов бесперебойного питания и блоков энергосбережения для пассажирских вагонов в ОАО "Электровыпрямитель". Предусматривается реализация проектов по выпуску оптического волокна для оптиковолоконных кабелей связи в ОАО "Лисма-Оптика", кабельной продукции, в т.ч. кабелей с изоляцией из силаносшиваемого полиэтилена, в ОАО "Сарансккабель" и др. В электронной промышленности большое внимание будет уделено производству полупроводниковых приборов и интегральных схем на уровне зарубежных аналогов (ОАО "Орбита"). Предусматривается организация производства перспективных полупроводниковых приборов для автомобильной электроники, что позволит обеспечить прирост объема производства в 2005 году на 15 процентов. Основной задачей электроэнергетики на ближайшую и среднесрочную перспективу является надежное и бесперебойное обеспечение хозяйственного комплекса и социальной инфраструктуры республики энергоресурсами за счет увеличения собственной выработки электроэнергии и снижения зависимости от оптового рынка энергии и мощности, своевременной текущей оплаты за потребленные энергоресурсы; обеспечения повсеместной реализации энергосберегающих мероприятий и проектов, экономного и эффективного использования потребляемых энергоресурсов товаропроизводителями, жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетной сферой и населением. В сложившихся условиях функционирования экономики динамика развития электроэнергетической отрасли объективно имеет более замедленные темпы роста объемов производства по сравнению с промышленностью в целом. Одновременно учитывая, что около 10% электро- и теплоэнергии предполагается ежегодно экономить за счет широкого внедрения энергосберегающих мероприятий, ежегодные прогнозируемые темпы роста объемов производства в электроэнергетике будут составлять 100-102 процента. В строительной индустрии продолжится внедрение прогрессивных технологий, наращивание производства качественных экологически чистых строительных материалов и конструкций. Учитывая, что более 80% общего объема производства в отрасли приходится на ОАО "Мордовцемент" и ОАО "Лато", загрузка производственных мощностей этих предприятий к 2007 году достигнет максимального уровня, развитие отрасли в дальнейшей перспективе должно базироваться на организации новых конкурентоспособных производственных мощностей, реконструкции и модернизации существующих производств. В 2005 году выпуск цемента предусматривается увеличить к оценке 2004 года на 10%, стеновых материалов на 20%, сборного железобетона - на 10 процентов. В будущем году в ОАО "Мордовцемент" будет обеспечен выход производства на мощность - 2,9 млн.тонн цемента в год, предусматривается ввести мощности по производству сухих строительных смесей. В ОАО "Лато" объем производства водно-дисперсионных красок будет доведен до 300 тонн в год, намечается освоить производство фиброцементных плит. В ОАО "ЖБК-1" и ОАО "Железобетон" предусматривается выпуск трехслойных стеновых панелей для жилых зданий, позволяющих сократить эксплуатационные затраты на энергоносители. Предусматривается организация производства высокоэффективных теплоизоляционных материалов на основе диатомитов в ОАО "Теплоизоляция". В целях обеспечения строительного комплекса республики кирпичом собственного производства предполагается освоение второй очереди по производству блоков из ячеистого бетона и обновление мощностей по производству силикатного кирпича в ОАО "Ковылкинский завод силикатного кирпича", а также выход на проектную мощность производства кирпича в ОАО "Ельниковская ДСПМК" и ОАО ПСУ "Мордовгражданстрой". Также намечается освоить производство оконных блоков со стеклопакетами в ОАО "Саранский ДОЗ", кровельных панелей типа "Сендвич" в ООО "Спецмонтажналадка", производство бордюрного камня в ООО "Саранскдорстрой". Рост объемов производства в промышленности строительных материалов прогнозируется 12% ежегодно. В лесной и деревообрабатывающей отрасли продолжится реализация проектов по эффективной переработке имеющихся лесных ресурсов, прежде всего древесины малоценных лиственных пород. Наличие промышленных запасов местной древесины и конкурентоспособных производственных мощностей позволит удовлетворить растущие потребности республики в строительных лесоматериалах, в том числе связанные с развитием ипотечного жилищного строительства. Прирост промышленного производства в отрасли в 2005 году предполагается на уровне 15-20%, в последующие два года - 20-25 процентов. Среди предприятий отрасли значительный прирост объемов будет обеспечен ЗАО "Лес-экспорт" за счет расширения производства фанеры. В пищевой и перерабатывающей промышленности на базе дальнейшей реконструкции и модернизации предприятий будет продолжено обновление их производственной структуры. Предусматривается развитие производств, основанных на принципах биотехнологии, обеспечивающих высокое качество выпускаемой продукции. Продолжится развитие мясоперерабатывающего холдинга, молокоперерабатывающих предприятий. В 2005 - 2007 годах предусматривается увеличить производство мяса и мясопродуктов к оценке текущего года на 71%, цельномолочной продукции - а 18%, сыров жирных - на 21%, масла животного - на 30 процентов. За этот период предполагается увеличить производство пива в Саранском филиале ОАО "САН Интербрю" (в 1,6 раза), слабоалкогольных напитков на ООО "Веда" (в 2 раза), спирта этилового из пищевого сырья ОАО "Мордовспирт" (на 3%). Для расширения производства и осуществления его на новой технической и технологической основе предполагается мобилизация всех источников формирования инвестиций: средств предприятий, оборота недвижимости, сбережений населения, иностранных инвестиций, средств федерального и республиканского бюджетов и других. Номинальный объем средств, используемых на инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, возрастет за период 2005-2007 годов в 1,6 раза, его реальный рост составит 1,3 раза, а среднегодовые темпы роста инвестиций - 7-8 процентов. Ожидается рост инвестиций в промышленность, строительство, сельское хозяйство, связь, здравоохранение, физкультуру и спорт и т.д. Значительное внимание будет уделено развитию предприятий малого бизнеса, поддержке инвестиционных инициатив этого сектора экономики. В условиях дефицита бюджетных средств важным источником инвестиций в основной капитал останутся собственные средства организаций, которые преимущественно будут направлены на техперевооружение и реконструкцию предприятий, создание новых производств. В 2005-2007 годах объем собственных средств, направляемых в основной капитал, увеличится на 30%, их доля в общем объеме инвестиций в 2007 году составит около 28%, при этом доля располагаемой прибыли в общем объеме инвестиций - 18%, амортизации - 9 процентов. Среди источников инвестиций предполагается увеличение доли привлеченных средств в общем объеме инвестиций в 2007 году по сравнению с 2002 годом на 5%, что будет обеспечиваться в основном за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя снижение доли бюджетных средств. Предполагается увеличение использования средств банковского капитала с применением механизма частичной компенсации процентной ставки за счет бюджетных средств на развитие реального сектора экономики. Росту инвестиций в реальный сектор экономики, наряду с улучшением финансового состояния предприятий и оздоровлением банковской системы, будет способствовать увеличение реальных денежных доходов населения. Продолжится работа по привлечению средств федерального бюджета на строительство объектов, входящих в федеральные целевые программы, включению республиканских объектов в Федеральную адресную инвестиционную программу и Федеральную целевую программу "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации (2002-2010 годы и до 2015 года)". Средства из республиканского бюджета преимущественно будут использоваться на развитие отраслей социальной сферы. Прогнозируется рост инвестиций в жилищное строительство. Доступным способом решения жилищной проблемы для людей со средними доходами должна стать ипотека. Предусматривается увеличить средства предприятий и организаций, направляемые в жилищное строительство через механизм ипотечного кредитования. В период 2005-2007 годов объемы строительства ипотечного жилья ежегодно планируется увеличивать в 1,5 раза, обеспечив строительство и ввод в 2007 году не менее 1000 квартир. Особое внимание будет уделяться строительству социально значимых для республики объектов. В 2005-2007 годах продолжится строительство республиканской клинической больницы, Сурского водовода, Мордовской национальной библиотеки им. А.С.Пушкина, межрайонного перинатального центра, объектов образования (в т.ч. школ в Большеберезниковском, Краснослободском районах, МО Рузаевка) и спортивных сооружений. Будет осуществляться дальнейшая реализация проектов Программы социально-экономического развития Республики Мордовия на 2003-2007 годы, строительство водопроводных сетей в сельской местности в соответствии с Республиканской целевой программой "Обеспечение сельского населения Республики Мордовия питьевой водой до 2005 года". Продолжится строительство и ремонт объектов непроизводственного назначения с привлечением собственных средств муниципальных образований и хозяйствующих субъектов и предоставлением на эти цели средств республиканского бюджета. Прогнозируется дальнейшее увеличение объемов вложений иностранных инвестиций в экономику республики. Основную часть прогнозируемых объемов иностранных инвестиций предполагается привлечь в виде прямых и прочих инвестиций в форме кредитов и имущественных займов в крупные и средние предприятия. Иностранные инвестиции будут направлены на реализацию приоритетных инвестиционных проектов предприятий в отраслях машиностроения и металлообработки, пищевой промышленности, переработки продукции сельского хозяйства. Увеличатся поступления в действующие и вновь образуемые совместные предприятия путем взносов средств иностранными совладельцами в уставные капиталы. Дальнейшее развитие получит механизм лизинга в поставках зарубежного оборудования в республику. Показатели развития агропромышленного комплекса на 2005 год и на период до 2007 года определяются исходя из достигнутых результатов с учетом прогнозируемого улучшения финансово-экономического положения республики, потребности в сырье перерабатывающих предприятий, повышения уровня жизни населения и роста потребительского спроса на продовольственные товары. Приоритетными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: формирование реальных собственников земельных участков и имущества с высокой мотивацией их эффективного использования на базе перехода агропромышленного производства к многообразию форм владения, пользования и распоряжения собственностью; развитие производственного потенциала, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами; совершенствование системы поддержки агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, создание и развитие ипотечного кредитования в сельском хозяйстве, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей; создание благоприятных экономических условий для активизации инвестиционной деятельности, привлечения частных инвестиций в развитие агропромышленного производства, реализации целевых федеральных и региональных программ развития АПК; повышение плодородия почв за счет проведения комплекса мер по их восстановлению и применения почвозащитных экологически безопасных технологий производства сельскохозяйственной продукции; осуществление работ по реконструкции и модернизации производства на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, обновлению их производственной структуры в целях вывода производства на более высокий технический и технологический уровень; обеспечение перерабатывающих предприятий качественным сельскохозяйственным сырьем собственного производства, позволит наиболее полно использовать производственные мощности, при условии заключения взаимовыгодных договоров на поставку продукции и применения межсезонного авансирования затрат сельских товаропроизводителей; совершенствование системы материально-технического обеспечения развития личных подсобных хозяйств населения (реализация населению племенного скота, семенного и посадочного материала, ветеринарное и агрохимическое обслуживание, заготовка произведенной продукции). Прогнозом на 2005 год определяется размещение зерновых культур на площади 441,5 тыс. гектаров. Рациональное размещение культур в севообороте с учетом экономической целесообразности возделывания культур, возможной концентрации посевов позволит в начале прогнозируемого периода получить урожайность на уровне 23,4 ц/га и обеспечить валовой сбор зерна в количестве 1,035 млн. тонн, в конце периода - соответственно 27 ц/га и 1,2 млн.тонн. Особое внимание будет уделено производству продовольственного зерна: пшеницы, ржи, зернобобовых и крупяных, а также пивоваренного ячменя. Валовое производство сахарной свеклы к 2007 году составит 320 тыс.тонн товарной массы с площади посевов в 11 тыс.гектаров, прогнозируется получить урожайность 285-290 ц/га за счет возделывания ее по индустриальной технологии. Валовое производство картофеля предполагается увеличить от 409 тыс.тонн в 2005 году до 450 тыс.тонн в 2007 году. Объем выпуска консервированного горошка в 2007 году на ОАО "Консервный завод "Саранский" намечается довести до 11 МУБ при валовом сборе 3,0 тыс.тонн. Важное значение придается развитию животноводства. Предусматривается не только стабилизировать обстановку в отрасли, но и выйти на более высокие позиции по всем параметрам, увеличить численность скота, повысить его продуктивность. Улучшение племенной работы, полный охват искусственным осеменением маточного поголовья, укрепление кормовой базы позволят довести продуктивность молочного стада в среднем по республике в 2005 году до 3,0 тыс.кг, к 2007 году - до 4,0 тыс.кг молока от коровы. При прогнозируемой численности коров в 2005-2007 годах на уровне 81 тыс.голов производство молока в сельхозпредприятиях составит соответственно 243, 283,5 и 324,0 тыс.тонн. Предусматривается продолжить мероприятия по повышению эффективности производства мяса, кардинальному изменению системы выращивания и откорма скота. Намечается довести среднесуточные привесы крупного рогатого скота до 452 граммов в начале периода и до 577 граммов в конце периода, свиней - до 400 граммов и выше; выход телят на 100 коров до 85 голов, поросят на 100 основных свиноматок до 1800 голов. В связи с тенденцией снижения численности населения в ближайшие годы в личных подсобных хозяйствах заметного увеличения производства животноводческой продукции не ожидается. На 2005 год прогнозируется производство молока в личных подворьях в количестве 223 тыс. тонн, мяса - 3 тыс. тонн, на 2007 год - 227 тыс.тонн и 55 тыс.тонн соответственно. Определенные объемы производства сельскохозяйственной продукции обеспечат прирост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в 2005 году на 5,3% к оценке 2004 года и создадут необходимую базу по обеспечению сырьем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2005 году намечается поставить потребителям 290 тыс. тонн сахарной свеклы, 3 тыс. тонн зеленого горошка, 4 тыс. тонн подсолнечника на зерно, 64,5 тыс. тонн скота и птицы, в том числе 14,5 тыс. тонн хозяйствами населения, 254,1 тыс. тонн молока, из них 50 тыс. тонн хозяйствами населения. Прогнозируется реализовать по линии организованных продаж 250 тыс. тонн зерна, в том числе 60 тыс. тонн пивоваренного ячменя, 100 тыс. тонн пшеницы. Прогнозируемые объемы закупок и предполагаемая ситуация на рынке позволят перерабатывающим предприятиям выработать и реализовать потребителям 20 тыс.тонн мяса и субпродуктов первой категории, 5,5 тыс. тонн масла животного, 6,5 тыс.тонн сыров жирных, 73 тыс.тонн цельномолочной продукции, 3,5 млн.дал спирта из пищевого сырья, 1,0 млн. дал водки и ликероводочных изделий, 19,8 млн. дал пива, 23,7 тыс. тонн сахара-песка из сахарной свеклы, 22,5 тыс. тонн кондитерских изделий, 54,8 тыс. тонн муки, 6 тыс.тонн макаронных изделий. Исходя из прогнозируемого развития отраслей и секторов экономики рост ВРП предполагается на уровне 9 процентов в год. На рост заработной платы в прогнозируемом периоде окажут влияние усиление государственного регулирования трудовых отношений, экономический рост, полученный в результате реализации проектов Программы социально-экономического развития Республики Мордовия. Кроме того, в результате намечаемого снижения с 1 января 2005 года эффективной ставки единого социального налога у работодателя появятся дополнительные стимулы для повышения уровня оплаты труда и будут сделаны дополнительные стимулы для легализации выплат работникам. Среднемесячная заработная плата увеличится к концу 2004 года до 5400 рублей, а в 2007 году - до 7317,5 рублей. Обеспечение высоких темпов экономического роста создаст необходимые условия для позитивных, ощутимых для массовых групп населения изменений в социальной сфере. Реальные располагаемые денежные доходы населения составят в 2004 году 109 процентов, а к 2007 увеличатся по сравнению с 2003 годом в 1,4 раза. Вместе с тем деформированная структура распределения доходов в основном сохранится и поэтому задача снижения масштабов бедности остается приоритетной. Основной задачей в развитии и функционировании потребительского рынка товаров и услуг является удовлетворение растущего платежеспособного спроса населения в необходимых товарах и услугах и повышение их качества. С учетом роста реальных денежных доходов населения прогнозом на 2005 год предусматривается рост оборота розничной торговли на 10,4%, платных услуг населению на 4,8 процента. Приоритетными направлениями развития потребительского рынка товаров и услуг на 2005 - 2007 годы являются: дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры розничной торговли, общественного питания, оптовой торговли в городской и сельской местности; сокращение звеньев (числа посредников) в процессе товародвижения от производителя до потребителя; государственное регулирование оборота алкогольной продукции на внутреннем потребительском рынке; повышение насыщенности потребительского рынка продовольственными и непродовольственными товарами местного и отечественного производства; улучшение торгового обслуживания в сельской местности; финансовое оздоровление предприятий торговли, общественного питания, службы быта через реформирование, передачу в аренду неиспользуемого в хозяйственной деятельности имущества; наращивание объемов и расширение ассортимента услуг за счет привлечения в сферу сервиса частного предпринимательства; использование производственного потенциала структурных подразделений Мордовпотребсоюза. В области внешнеэкономической деятельности главной задачей является развитие перспективных форм и методов стимулирования экспортной активности предприятий республики и оказание им необходимой помощи в налаживании устойчивых связей с зарубежными контрагентами, а также ведение эффективного менеджмента в условиях конкурентной экономики. В 2005 - 2007 гг. развитие внешнеторгового оборота планируется за счет увеличения доли современного высокопроизводительного и эффективного технологического оборудования, производимого в странах дальнего зарубежья и СНГ. Развитие торгово-экономического сотрудничества со странами СНГ в ближайшие годы будет иметь приоритетное значение - доля стран СНГ начнет плавно расти (основные партнеры: Белоруссия, Украина, Казахстан). Достижение намечаемых показателей будет обеспечиваться за счет: формирования и развития инфраструктуры сферы внешнеэкономических связей; обеспечения роста экспорта за счет наращивания поставок традиционной экспортно-ориентированной продукции промышленности (железнодорожные цистерны, кабель, электролампы, антибиотики и др.), существенного повышения ее качественных параметров в соответствии с требованиями международного рынка и сертификации продукции; увеличения экспорта радиоэлектронных компонентов (диодов, транзисторов, интегральных схем) в результате активного участия в кооперационных связях с западно-европейскими производителями радиоэлектронной техники; создания условий для экспорта строительных материалов (прежде всего, цемента), продукции перерабатывающей промышленности; восстановления утраченных кооперационных связей с предприятиями ближнего зарубежья; адресной государственной поддержки экспортно-ориентированных производств, стимулирования включения предприятий республики в общероссийские корпоративные структуры, оказывающие содействие в реализации продукции. В развитии межрегиональных связей республики важной задачей является переход к стабильным и долговременным торгово-экономическим отношениям, расширение географии поставок за счет установления контактов с более отдаленными от республики регионами. Необходимо решить вопросы повышения эффективности работы торговых представительств, проработать систему экономических стимулов (например, получение определенной доли дохода с поставляемой из республики и реализуемой продукции). Основным направлением в межрегиональной политике на 2005-2007 годы будет дальнейшее закрепление достигнутых позиций и обеспечение роста объемов реализации продукции, производимой предприятиями республики, путем освоения новых экономических ниш с устойчивым спросом на продукцию республиканских производителей, вовлечение в сотрудничество новых регионов Российской Федерации. К 2007 году планируется обеспечить межрегиональный товарооборот в объеме 26,7 млрд. рублей, среднегодовые темпы прироста составят около 11 процентов, в основном за счет: дальнейшего развития межрегиональных торговых связей республики путем формирования развитой дилерской сети и кооперации с существующими сетями; повышения эффективности деятельности торговых представительств, оптимизация их структуры; создания Маркетингового центра Республики Мордовия в целях оказания содействия предприятиям республики в изучении перспективных рынков сбыта, поиске стратегических отечественных и иностранных партнеров и развития инфраструктуры услуг (информационных, маркетинговых, консалтинговых и др). Одним из важнейших направлений экономической политики в республике в прогнозируемый период предусматривается дальнейшее формирование благоприятного предпринимательского климата, способствующего: повышению конкурентоспособности малого бизнеса, реализации его собственных инвестиционных возможностей в реальном и инновационном секторах экономики; поиску внебюджетных инвестиционных ресурсов для субъектов малого бизнеса в Республике Мордовия и за ее пределами; увеличению вклада малого предпринимательства в сферу производства и социально значимых услуг; росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; упрощению доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам, производственным площадям и рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации; формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий; максимальному вовлечению в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; развитию рынка интеллектуальных услуг, различных форм информационной поддержки малого бизнеса, инфраструктуры поддержки предпринимательства. Реализация этих приоритетов обеспечит среднегодовой темп роста выпуска товаров и оказания услуг малыми предприятиями не менее 16 процентов. Малое предпринимательство, при предоставляемой ему государственной поддержке, займет более серьезные позиции в реальном секторе экономики республики. Этому будет способствовать сокращение неформальной занятости населения, вызванное изменениями в системе налогообложения малого бизнеса, легализацией заработной платы, в связи с введением накопительной составляющей пенсии, будущие размеры которой зависят от экономической активности работника. "Быстрая экономика" малого бизнеса станет одним из важнейших факторов преобразований в экономике республики. Преимущества малого предпринимательства будут использоваться для обеспечения структурных сдвигов в производстве и в решении задач по развертыванию процесса перевода предприятий на современные экономические условия их деятельности. Основным приоритетом республиканской политики в сфере управления и использования государственной собственности станет обеспечение максимально эффективного управления государственными активами и установление жесткого контроля со стороны государственных органов за их использованием, в том числе за счет повышения ответственности представителей государства в органах управления акционерных обществ и оптимизации участия республики в хозяйственных обществах. Главной задачей Правительства Республики Мордовия в этой сфере на 2005 год станет реализация новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства. Для ее решения будет реализован комплекс мер по: разработке порядка отнесения государственных унитарных предприятий и учреждений и находящегося в их ведении государственного имущества к необходимому, для выполнения республикой своих функций; реализации прогнозного плана (Среднесрочной программы) приватизации государственного имущества Республики Мордовия на 2005- 2008 годы; формированию Программы управления государственным имуществом Республики Мордовия; подготовке программ деятельности государственных унитарных предприятий и контролю за их исполнением; проведению предприватизационной проверки наличия и использования приватизируемого имущества в целях недопущения его сокрытия; установлению жесткого контроля за качеством осуществления аудиторскими организациями обязательного аудита приватизируемых предприятий в целях повышения объективности и достоверности оценки стоимости имущества; мониторингу движения государственных активов, соблюдению порядка их использования, пополнения, выбытия. Государственная политика в сфере приватизации государственного имущества Республики Мордовия будет направлена на: продолжение структурных преобразований в экономике; оптимизацию структуры государственной собственности путем приватизации части государственного сектора экономики (государственных унитарных предприятий, пакетов акций акционерных обществ, находящихся в государственной собственности Республики Мордовия, и иного государственного имущества); осуществление приватизации предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены (в целях повышения стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий). В 2005 году будет продолжена работа по проведению совместно с заинтересованными организациями единой политики в области земельных отношений, управления и распоряжения земельными ресурсами по: реализации подпрограммы "Информационное обеспечение управления недвижимостью, реформирования и регулирования земельных и имущественных отношений в Республике Мордовия (2002-2007)" Республиканской целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Мордовия"; разграничению земель по уровням собственности с последующей регистрацией права собственности Республики Мордовия в Учреждении юстиции Республики Мордовия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Мордовия; совершенствованию механизма передачи прав собственности на земельные участки собственникам расположенных на них объектов недвижимости; установлению порядка определения арендных платежей и выкупных цен на земельные участки; оформлению договоров аренды земельных участков и договоров их купли-продажи; ведению реестра свободных земель, в т.ч. обеспеченных соответствующей производственной инфраструктурой, которые могут быть использованы под промышленную застройку; формированию информационной базы землеустроительной документации, проведению межевания; осуществлению юридических действий по защите прав и законных интересов республики в случае предоставления в собственность или аренду земельных участков, средства от аренды или продажи которых поступают в республиканский бюджет Республики Мордовия. Налогово-бюджетная политика. Ключевым элементом экономической политики, направленной на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста, является налогово-бюджетная политика. Налоговая политика в республике в среднесрочной перспективе будет формироваться с учетом проводимой на федеральном уровне налоговой реформы. Кардинальное снижение с 1 января 2005 года единого социального налога приведет к снижению поступлений ЕСН в 2005 году по сравнению с 2004 годом. В дальнейшем в результате увеличения доли фонда заработной платы в ВРП прогнозируется рост поступлений по этому налогу. Расширение налоговой базы, связанное с ростом фонда заработной платы, приведет и к росту поступлений по налогу на доходы физических лиц. Основные принципы, на которых будет строиться эффективная бюджетная политика в среднесрочной перспективе: недопущение опережающего роста государственных расходов над темпами роста экономики; ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально - экономических результатов; конкурсные принципы распределения бюджетных ресурсов; открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы. Бюджетная политика в области доходов должна преследовать следующие цели: обеспечение эффективного функционирования налоговой системы; повышение эффективности управления государственным имуществом; консолидация в рамках бюджетной системы и отражение в бюджетном учете всех операций органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений, связанных с извлечением доходов. В отношении предоставления льгот по уплате налогов и сборов будет продолжена политика стимулирования хозяйственной деятельности предприятий, направленной на увеличение объемов реализации произведенной продукции (работ, услуг), привлечение средств (в том числе иностранных инвесторов) для реализации инвестиционных проектов. При этом основными условиями государственной поддержки останутся своевременная и полная уплата налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а также обеспечение прироста реальной заработной платы. Бюджетная политика в области расходов в 2004-2007 годах будет строиться в соответствии с приоритетами, определенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также с учетом федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наряду с обеспечением полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти и органами местного самоуправления, предполагается ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов: сокращение социального неравенства, в том числе и на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу уязвимых групп населения и снижения помощи обеспеченным семьям; ориентация на приоритетность отраслей социального блока; создание экономических условий для обеспечения конституционных прав граждан. Учитывая определенные ограничения в росте доходов бюджетной системы и, соответственно, невозможность резкого увеличения расходов бюджетов всех уровней, обеспечить выполнение вышеуказанных задач предполагается за счет формирования эффективной системы бюджетных расходов, предусматривающей ее оптимизацию, рационализацию структуры и повышение качества управления (администрирования) бюджетными расходами. В среднесрочном периоде основополагающими принципами в определении бюджетных расходов будут: полное финансирование государственных обязательств; обеспечение доступности для всех граждан базовых социальных услуг - образования и здравоохранения; использование программно-целевых принципов при планировании бюджета; соответствие бюджетных расходов четким критериям эффективности; конкурсное распределение бюджетных ресурсов; конкурентный режим при размещении государственных заказов на производство товаров и услуг для государственных нужд; увеличение финансирования науки при приоритетной поддержке фундаментальных исследований. Выполнение указанных мер позволит увеличить доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия к 2007 году в сопоставимых ценах в 1,6 раза. Межбюджетные отношения Основной задачей межбюджетных отношений в 2005 году останется четкое разграничение доходных и расходных полномочий, что позволит обеспечить финансовую самостоятельность и ответственность местных органов власти, повышение их заинтересованности в эффективном управлении финансами, поддержку экономического развития территории. В целях укрепления экономических основ местного самоуправления, увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований будет сохранен подход, при котором значительная доля налоговых доходов, подлежащих в соответствии с действующим законодательством зачислению в республиканский бюджет Республики Мордовия, будет передана местным бюджетам. Принципиально важным направлением, реализуемым в предстоящие годы, станет увеличение в общем объеме финансовой помощи муниципальным образованиям доли целевых субсидий и субвенций, выделяемых для финансирования закрепленных за органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий как федерального, так и регионального уровня. Дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений будет происходить с учетом сохранения основополагающих принципов оказания финансовой помощи муниципальным образованиям в зависимости от выполнения основных показателей социально-экономического развития. В 2005 году сохранится схема межбюджетных отношений, позволяющая на стадии формирования прогноза принимать напряженные прогнозные задания по основным показателям социально-экономического развития муниципальных образований и стимулировать их успешное выполнение. Предоставление дотаций районам будет зависеть от напряженности принимаемых ими прогнозных показателей. В области социальной политики продолжится работа по обеспечению всеобщей доступности основных социальных благ: в сфере образования - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, соответствия объемов и профильной структуры подготовки специалистов потребностям населения и рынка труда, установление социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг; в области здравоохранения - формирование эффективной системы управления; осуществление структурной реорганизации амбулаторнополиклинической и стационарной помощи путем внедрения менее затратных стационарозамещающих технологий, реструктуризации и оптимизации сети и мощности стационарных учреждений; дальнейшее развитие специализированных медицинских служб на основе внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения; совершенствование и дальнейшее развитие профилактики заболеваний; в области культуры - государственная поддержка профессионального искусства; сохранение, творческое использование и пополнение музейных фондов; расширение творческих связей с регионами Приволжского федерального округа; в области социального обслуживания - дальнейшее расширение сети стационарных учреждений с целью создания необходимой материально - технической базы с нормальными условиями проживания престарелых граждан и инвалидов; развитие и эффективное функционирование государственной службы медико-социальной экспертизы, создание системы комплексной реабилитации лиц с ограниченными возможностями и повышение качества реабилитации инвалидов; в области физической культуры и спорта - внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной работы с населением; открытие новых спортивных сооружений, сохранение сети спортивных школ, клубов; повышение профессиональной подготовки кадров. Учитывая ограниченность бюджетных средств, которые республика может направить на социальную сферу, возрастает задача повышения эффективности их расходования, создания условий для привлечения в сферу образования, здравоохранения, культуры средств из внебюджетных источников, усиления адресности социальной поддержки населения. Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. С принятием новых нормативных актов на уровне Российской Федерации и Республики Мордовия в Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2005 году и на период до 2007 года будут внесены соответствующие поправки. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|