Расширенный поиск
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 № 794-рПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 24 апреля 1992 г. N 794-р г. Москва 1. Одобрить проект Конвенции о защите Черного моря от загрязнения (прилагается). 2. Направить на дипломатическую конференцию по принятию указанной Конвенции, созываемую в Бухаресте, делегацию Российской Федерации в составе: Шелов-Коведяев Ф. В., первый заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации - руководитель делегации; Порядин А. Ф., первый заместитель Министра экологии и природных ресурсов Российской Федерации - заместитель руководителя делегации; Матвеев А. А., Морозов И. В. (МИД Российской Федерации), Печалин Ю. Н., Румянцев В. М. (Минэкологии Российской Федерации) - члены делегации. Расходы по командированию членов делегации отнести на счет соответствующих министерств. 3. Поручить российской делегации подписать заключительный акт конференции и Конвенцию от имени Российской Федерации. Разрешить делегации до подписания Конвенции вносить в нее изменения и дополнения непринципиального характера, согласованные с делегациями других причерноморских государств. Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Е. Гайдар -------------------------- ПРИЛОЖЕНИЕ к распоряжению Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 г. N 794-р Проект К О Н В Е Н Ц И Я О защите черного моря от загрязнения Договаривающиеся Стороны, преисполненные решимости действовать в целях достижения прогресса в деле защиты морской среды Черного моря и сохранения его живых ресурсов, учитывая важное экономическое и социальное значение и целебные свойства морской среды Черного моря, будучи убеждены в том, что природные богатства и условия для отдыха на Черном море можно сохранить прежде всего общими усилиями причерноморский стран, учитывая общепринятые нормы и положения международного права, принимая во внимание принципы, обычаи и нормы общего международного права, регулирующие защиту и сохранение морской среды, а также сохранение ее живых ресурсов, учитывая соответствующие положения Конвенции по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, с поправками; Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года и Протокола 1978 года, с поправками; Конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 года и Международной конвенции по обеспечению готовности на случай загразнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству 1990 года, признавая важное значение принципов, принятых в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, заинтересованные в сохранении, освоении и развитии биопроизводственного потенциала Черного моря, учитывая, что Черноморское побережье является крупным международным курортным районом, где причерноморские страны вложили большие средства в здравоохранение и развитие туризма, учитывая особые гидрологические и экологические условия Черного моря, повышенную чувствительность его флоры и фауны к изменениям температуры и состава морской воды, отмечая, что загрязнение морской среды Черного моря происходит также из находящихся на суше источников в других странах Европы, главным образом через реки, подтверждая готовность к сотрудничеству в деле сохранения морской среды Черного моря и защиты его живых ресурсов от загрязнения, отмечая необходимость сотрудничества в области науки, техники и технологии для достижения целей настоящей Конвенции, отмечая, что существующие международные договоренности не охватывают всех аспектов загрязнения морской среды Черного моря, происходящего из третьих стран, сознавая необходимость тесного сотрудничества с соответствующими международными организациями на основе согласованного регионального подхода в целях защиты и улучшения морской среды Черного моря, договорились о нижеследующем: Статья I Сфера применения 1. Настоящая Конвенция применяется собственно к Черному морю с южным пределом, образуемым для целей настоящей Конвенции линией, соединяющей мысы Келагра и Дальян. 2. Для целей настоящей Конвенции ссылка на Черное море включает территориальное море и исключительную экономическую зону каждой Договаривающейся Стороны в Черном море. Вместе с тем, любым протоколом к настоящей Конвенции может быть предусмотрено иное для целей такого протокола. Статья II Определения Для целей настоящей Конвенции: 1. "Загрязнение морской среды" означает привнесение человеком, прямо или косвенно, веществ или энергии в морскую среду, включая эспуарии, которое приводит или может привести к таким пагубны последствиям, как вред живым ресурсам и жизни в море, опасность для здоровья человека, создание помех для деятельности на море, в том числе для рыболовства и других правомерных видов использования моря, снижение качества используемой морской воды и ухудшение условий отдыха. 2. а) "Судно" означает эксплуатируемое в морской среде судно любого типа. Этот термин включает суда на подводных крыльях, суда на воздушной подушке, подводные суда, буксируемые и самоходные плавучие средства, а также платформы и другие искусственно сооруженные конструкции в море. б) "Летательный аппарат" означает летательный аппарат любого типа. 3. а) "Захоронение" означает: 1) любое преднамеренное удаление отходов или иных материалов с судов или летательных аппаратов; 2) любое преднамеренное уничтожение судов или летательных аппаратов. б) "Захоронением" не считается: 1) удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатов нормальной эксплуатации судов или летательных аппаратов и их оборудования, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами или летательными аппаратами, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таки судам или летательным аппаратам, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах или летательных аппаратах; 2) помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям настоящей Конвенции. 4. "Вредное вещество" означает любое опасное, ядовитое или иное вещество, которое оказавшись в морской среде, ввиду своей токсичности и/или стойкости, и/или способности к аккумуляции в живых организмах вызывает загрязнение или отрицательно влияет на биологические процессы. Статья III Общие положения Договаривающиеся Стороны участвуют в настоящей Конвенции на основе полного равенства прав и обязанностей, уважения национального суверенитета и независимости, невмешательства в их внутренние дела, взаимной выгоды и других соответствующих принципов и норм международного права. Статья IV Суверенный иммунитет Настоящая Конвенция не применяется к любым военным кораблям, военно-вспомогательным судам, к другим судам или летательным аппаратам, принадлежащим государству или эксплуатируемым их и используемым в данное время только для правительственной некоммерческой службы. Однако каждая Договаривающаяся Сторона путем принятия надлежащих мер, не наносящих ущерба эксплуатации таких судов или летательных аппаратов, принадлежащих ей или эксплуатируемых ею, обеспечивает, чтобы такие суда или летательные аппараты действовали, насколько это практически возможно, таким образом, который совместим с настоящей Конвенцией. Статья V Общие обязательства 1. Каждая Договаривающаяся Сторона обеспечивает применение настоящей Конвенции в тех районах Черного моря, где она осуществляет свой суверенитет, а также свои суверенные права и юрисдикцию, без ущерба правам и обязательствам Договаривающихся Сторон, вытекающим из норм международного права. Каждая Договаривающаяся Сторона для достижения целей настоящей Конвенции учитывает отрицательное воздействие загрязнения в своих внутренних водах на морскую среду Черного моря. 2. Договаривающиеся Стороны индивидуально или, в зависимости от обстоятельств, совместно принимают все необходимые меры, совместимые с международным правом, в соответствии с положениями настоящей Конвенции в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря, а также в целях ее защиты и сохранения. 3. Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в разработке дополнительных протоколов и приложений помимо прилагаемых к настоящей Конвенции, которые могут потребоваться для ее имплементации. 4. Договаривающиеся Стороны, вступая в двусторонние и многосторонние соглашения в целях защиты и сохранения морской среды Черного моря, стремятся к обеспечению того, чтобы такие соглашения были совместимы с настоящей Конвенцией. Копии таких соглашений направляются другим Договаривающимся Сторонам через Комиссию, указанную в статье ХVII настоящей Конвенции. 5. Договаривающиеся Стороны будут сотрудничать в рамках международных организаций, которые ими будут сочтены компетентными, в содействии разработке мер, способствующих защите и сохранению морской среды Черного моря. Статья VI Загрязнение опасными веществами и материалами Каждая Договаривающаяся Сторона предотвращает загрязнение морской среды Черного моря из любых источников веществами или материалами, указанными в Приложении к настоящей Конвенции. Статья VII Загрязнение из находящихся на суше источников Договаривающиеся Стороны предотвращают, сокращают и сохраняют под контролем загрязнение морской среды Черного моря из находящихся на суше источников в соответствии с Протоколом о защите морской среды Черного моря от загрязнения из находящихся на суше источников, который является необъемлемой частью настоящей Конвенции. Статья VIII Загрязнение с судов Договаривающиеся Стороны индивидуально или, при необходимости, совместно принимают все надлежащие меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря с судов в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами. Статья IX Сотрудничество в борьбе с загрязнением в чрезвычайных ситуациях Договаривающиеся Стороны сотрудничают в целях предотвращения и сокращения загрязнения морской среды Черного поря и борьбы с ним в результате чрезвычайных ситуаций в соответствии с Протоколом о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях, который является необъемлемой частью настоящей Конвенции. Статья Х Загрязнение, вызываемое захоронением 1. Договаривающиеся Стороны принимают все надлежащие меры и сотрудничают в предотвращении, сокращении и сохранении под контролем загрязнения, вызываемого захоронением, в соответствии в Протоколом о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызываемого захоронением, который является неотъемлемой частью настоящей Конвенции. 2. Договаривающиеся Стороны в районах, находящихся под их юрисдикцией, не разрешают осуществление захоронения физическими или юридическими лицами нечерноморских государств. Статья ХI Загрязнение, вызываемое деятельностью на континентальном шельфе 1. Каждая Договаривающаяся Сторона как можно скорее принимает законы и правила, а также меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря, вызываемого или связанного с деятельностью на ее континентальном шельфе, включая разведку и разработку природных ресурсов континентального шельфа. Договаривающиеся Стороны информируют друг друга через Комиссию о законах, правилах и мерах, принятых ими в этом отношении. 2. Договаривающиеся Стороны в случае необходимости сотрудничают в этой области и стремятся согласовывать меры, упомянутые в пункте 1 настоящей статьи. Статья ХII Загрязнение из атмосферы или через нее Договаривающиеся Стороны принимают заказы и правила, а также индивидуальные или согласованные меры в целях предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря из атмосферы или через нее, применимые к воздушному пространству над их территорией и к судам, плавающим под их флагом, или к судам или летательным аппаратам, зарегистированным на их территории. Статья ХIII Защита морских живых ресурсов Договаривающиеся Стороны, принимая меры в соответствии с настоящей Конвенцией в целях предотвращения, сокращения и сохранения по контролем загрязнения морской среды Черного моря, уделяют особое снимание тому, чтобы не нанести вред жизни в море и живым ресурсам, в частности, путем изменения среды их обитания и создания помех для рыболовства и других правомерных видов использования Черного моря, и в этой связи должным образом учитывают рекомендации компетентных международных организаций. Статья ХIV Загрязнение опасными отходами при их трансграничном перемещении Договаривающиеся Стороны принимают все меры в соответствии с международным правом и сотрудничают в предотвращении загрязнения морской среды Черного моря, вызываемого опасными отходами в трансграничном перемещении, а также в борьбе с их незаконным оборотом, в соответствии с Протоколом, который будет ими принят. Статья ХV Научно-техническое сотрудничество и мониторинг 1. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в проведении научных исследований, направленных на защиту и сохранение морской среды Черного моря, осуществляют, когда это целесообразно, совместные программы научных исследований и обмениваются соответствующими научными данными и информацией. 2. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в проведении исследований, направленных на разработку путей и средств оценки характера и степени загрязнения и его воздействия на экологическую систему в водном столбе и отложениях, выявление загрязненных районов, изучение и оценку факторов опасности и разработку мер по их устранению; в частности, они разрабатывают альтернативные методы обработки, удаления, ликвидации или использования вредных веществ. 3. Договаривающиеся Стороны сотрудничают через Комиссию в установлении соответствующих научных критериев для формулирования и разработки правил, стандартов, а также рекомендуемой практики и процедур для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря. 4. Договаривающиеся Стороны, интер алиа, разрабатывают через Комиссию и, когда это целесообразно, в сотрудничестве с международными организациями, которые они сочтут компетентными, взаимодополняемые или совместные программы мониторинга, охватывающие все источники загрязнения, а также создают для Черного моря систему мониторинга загрязнения, включая, при необходимости, двусторонние или многосторонние программы наблюдения, измерения, оценки и анализа факторов опасности или последствий загрязнения морской среды Черного моря. 5. В случае, когда Договаривающиеся Стороны имеют достаточно оснований считать, что деятельность в рамках их юрисдикции или под их контролем может привести к существенному загрязнению или к значительным вредным изменениям морской среды Черного моря, они до начала такой деятельности оценивают ее потенциальные последствия на основе всей соответствующей информации и данных мониторинга и направляют результаты таких оценок Комиссии. 6. Договаривающиеся Стороны при необходимости сотрудничают в разработке, получении и внедрении чистых и малоотходных технологий, в частности путем принятия мер для содействия обмену такими технологиями. 7. Каждая из Договаривающихся Сторон назначает компетентный национальный орган, ответственный за научную деятельность и мониторинг. Статья ХVI Обязательства и ответственность 1. Договаривающиеся Стороны несут ответственность за выполнение своих международных обязательств по защите и сохранению морской среды Черного моря. 2. Каждая Договаривающаяся Сторона принимает нормы и правила, касающиеся ответственности за ущерб, причиненных физическими или юридическими лицами морской среде Черного моря в районах, над которыми она осуществляется в соответствии с международным правом свой суверенитет, суверенные права или юрисдикцию. 3. Договаривающиеся Стороны обеспечивают, чтобы в их правовых системах была предусмотрена возможность оперативного получения надлежащей компенсации или иного возмещения ущерба, причиненного загрязнением морской среды Черного моря физическими или юридическими лицами, находящимися под их юрисдикцией. 4. Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке и согласовании своих законов, правил и процедур, качающихся ответственности, оценки и компенсации ущерба, причиненного загрязнением морской среды Черного моря, с тем чтобы в максимальной степени обеспечить предохранение и защиту от загрязнения Черного моря в целом. Статья ХVII Комиссия 1. Для целей настоящей Конвенции Договаривающиеся Стороны учреждают Комиссию по защите морской среды Черного моря от загрязнения, здесь и далее именуемую Комиссией. 2. Каждая из Договаривающихся Сторон представлена в Комиссии одним представителем, который может иметь заместителей, советников и экспертов. 3. Председательствование в Комиссии осуществляется каждой Договаривающийся Стороной по очереди в порядке английского алфавита. Первым Председателем Комиссии будет представитель ....... Председатель выполняет свои функции в течение одного года и в это время не может действовать в качестве представителя своей страны. В случае, если место Председателя становится вакантным, Договаривающаяся Сторона, председательствующая в Комиссии, назначает преемника, который остается на этом посту до истечения срока председательских полномочий данной Договаривающейся Стороны. 4. Комиссия проводит заседания не реже одного раза в год. По просьбе любой Договаривающийся Стороны Председатель созывает внеочередные заседания. 5. Решения и рекомендации Комиссии выносятся причерноморскими государствами на основе принципа единогласия. 6. Помощь Комиссии в ее работе оказывает постоянное действующий Секретариат. Комиссия назначает директора-исполнителя и других должностных лиц Секретариата. Директор-исполнитель назначает технический персонал в соответствии с правилами, которые будут приняты Комиссией. Секретариат состоит из граждан всех причерноморских государств. Штаб-квартира Комиссии и Секретариата находится в ... . Местоположение штаб-квартиры может быть изменено решением Договаривающихся Сторон, принятым на основе консенсуса. 7. Комиссия принимает собственные правила процедуры для выполнения своих функций, организует свою деятельность и учреждает вспомогательные органы в соответствии с положениями настоящей Конвенции. 8. Представители, советники и эксперты Договаривающихся Сторон пользуются на территории соответствующей Договаривающейся Стороны дипломатическими привилегиями и иммунитетами согласно международному праву. 9. Привилегии и иммунитеты должностных лиц Секретариата определяются соглашением между Договаривающимися Сторонами. 10. Комиссия имеет такие полномочия, которые необходимы ей для выполнения своих функций. 11. Комиссия заключает с принимающей Договаривающейся Стороной соглашение о штаб-квартире. Статья ХVIII Функции Комиссии Комиссия: 1. Содействует выполнению настоящей Конвенции и информирует о своей деятельности Договаривающиеся Стороны; 2. Выносит рекомендации относительно мер, необходимых для достижения целей настоящей Конвенции; 3. Рассматривает вопросы, связанные с выполнением настоящей Конвенции, и выносит при необходимости рекомендации относительно поправок к Конвенции и к Протоколам, включая поправки к приложениям к настоящей Конвенции и к Протоколам; 4. Разрабатывает критерии, касающиеся предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды Черного моря и ликвидации последствий загрязнения, а также рекомендации в отношении мер в этом направлении; 5. Содействует принятию Договаривающимися Сторонами дополнительных мер, необходимых для защиты морской среды Черного моря, и с этой целью получает, обрабатывает и распространяет среди Договаривающихся Сторон соответствующую научную, техническую и статистическую информацию, а также содействует научно-техническим исследованиям; 6. Сотрудничает с компетентными международными организациями, прежде всего с целью разработки соответствующих программ или получения помощи для достижения целей настоящей Конвенции; 7. Рассматривает любые вопросы, поставленные Договаривающимися Сторонами; 8. Выполняет прочие функции, предусмотренные другими положениями настоящей Конвенции или возложенные на Комиссию по единогласному решению Договаривающихся Сторон. Статья ХIХ Совещания Договаривающихся Сторон 1. Совещания Договаривающихся Сторон созывается по рекомендации Комиссии. Они также созываются в течение 10 дней по просьбе одной из Договаривающихся Сторон при чрезвычайных обстоятельствах. 2. Основная задача совещаний Договаривающихся Сторон заключается в рассмотрении хода выполнения настоящей Конвенции и Протоколов на основании доклада Комиссии. 3. Государство, не являющееся причерноморским, которое присоединяется к настоящей Конвенции, может присутствовать на совещаниях Договаривающихся Сторон, имея консультативный статус. Статья ХХ Принятие поправок к Конвенции и/или Протоколам 1. Каждая из Договаривающихся Сторон может предлагать поправки к статьям настоящей Конвенции. 2. Любая из Договаривающихся Сторон настоящей Конвенции может предлагать поправки к любому из Протоколов. 3. Любые предложенные таким образом поправки направляются Депозитарию и доводятся им по дипломатическим каналам до сведения всех Договаривающихся Сторон и Комиссии. 4. Поправки к настоящей Конвенции и к любому из Протоколов принимаются на основе консенсуса на Дипломатической Конференции Договаривающихся Сторон, которая созывается в течение 90 дней после распространения предложенных поправок Депозитарием. 5. Поправки вступают в силу через 30 дней после получения Депозитарием от всех Договаривающихся Сторон уведомлений о согласии с этими поправками. Статья ХХI Приложения и поправки к Приложениям 1. Приложения к настоящей Конвенции или к любому из Протоколов являются составной частью Конвенции или, соответственно, такого Протокола. 2. Любая из Договаривающихся Сторон может предлагать поправки к Приложениям к настоящей Конвенции или к Приложениям к любому из Протоколов через своего представителя в Комиссии. Такие поправки принимаются Комиссией на основе консенсуса. Депозитарий, должным образом информированный Председателем Комиссии о ее решении, безотлагательно сообщает о принятых таким образом поправках всем Договаривающимся Сторонам уведомлений о согласии с соответствующей поправкой. 3. В отношении принятия и вступления в силу какого-либо нового Приложения к настоящей Конвенции или к любому из Протоколов действуют положения пункта 2 данной статьи. Статья ХХII Уведомление о вступлении поправок в силу Депозитарий сообщает по дипломатическим каналам Договаривающимся Сторонам о дате вступления в силу поправок, принятых в соответствии со статьями ХХ и ХХI настоящей Конвенции. Статья ХХIII Финансовые правила Договаривающиеся Стороны решают все финансовые вопросы на основе принципа единогласия с учетом рекомендаций Комиссии. Статья ХХIV Отношение к другим международным документам Ничто в настоящей Конвенции никоим образом не затрагивает суверенитета государств над их территориальным морем, установленного в соответствии с международным правом, суверенных прав и юрисдикции, которыми обладают государства в их исключительных экономических зонах и на их континентальном шельфе в соответствии с международным правом, а также осуществления судами и летательными аппаратами навигационных прав и свобод, предусмотренных международным правом и отраженных в соответствующих международных документах. Статья ХХV Урегулирование споров В случае возникновения между Договаривающимися Сторонами спора относительно толкования или применения настоящей Конвенции они стремятся к урегулированию такого спора путем переговоров или с помощью любых других мирных средств по их выбору. Статья ХХVI Принятие дополнительных протоколов 1. По просьбе Договаривающиеся Стороны или по рекомендации Комиссии и с согласия других Договаривающихся Сторон может быть созвана Дипломатическая Конференция Договаривающихся Сторон с целью принятия дополнительных протоколов. 2. Подписание, ратификация, принятие, одобрение, вступление в силу, денонсация дополнительных протоколов и присоединение к ним регулируются процедурами, содержащимися соответственно в статьях ХХVIII, ХХIХ и ХХХ настоящей Конвенции. Статья ХХVII Оговорки Оговорки к настоящей Конвенции не допускаются. Статья ХХVIII Подписание, ратификация, принятие, одобрение и присоединение 1. Настоящая Конвенция открыта для подписания причерноморскими государствами. 2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению подписавшими ее государствами. 3. Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, не являющегося причерноморским, которое заинтересовано в достижении целей настоящей Конвенции и существенным образом содействует защите и сохранения вышеуказанного государства всеми Договаривающимися Сторонами. 4. Документы о ратификации, принятии, одобрении или присоединении сдаются на хранение Депозитарию. Депозитарием настоящей Конвенции являются Правительство .... . ____________ ПРОТОКОЛ О ЗАЩИТЕ МОРСКОЙ СРЕДЫ ЧЕРНОГО МОРЯ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ИЗ ИСТОЧНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СУШЕ Статья 1 В соответствии со статьей УП Конвенции Договаривающиеся Стороны принимают все необходимые меры для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнение морской среды Черного моря в результате сбросов из таких наземных источников на их территориях, как реки, каналы, прибрежные сооружения, водовыпуски, другие искусственные сооружения в море, конструкции или стоки, или загрязнения из любых наземных источников, в том числе через атмосферу. Статья 2 Для целей настоящего Протокола граница пресных вод означает воды, расположенные в сторону берега от линии, проведенной между конечными точками на правом и левом берегах водотока, где он впадает в Черное море. Статья 3 Районом применения настоящего Протокола является Черное море, как оно определено в статье 1 Конвенции, а также воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых измеряется ширина территориального моря; в отношении пресноводных водотоков этот район простирается до границы пресных вод. Статья 4 Договаривающиеся Стороны обязуются предотвращать и устранять загрязнение морской среды Черного моря из наземных источников веществами и материалами, перечисленными в Приложении 1 настоящему Протоколу. Договаривающиеся Стороны обязуются уменьшать и, по возможности, устранять загрязнение морской среды Черного моря из наземных источников веществами и материалами, перечисленными в Приложении II к настоящему Протоколу. В отношении водотоков, впадающих в Черное море, Договаривающиеся Стороны будут стремиться к сотрудничеству, по мере необходимости, с другими государствами для достижения целей, изложенных в данной статье. Статья 5 В соответствии с положениями статьи ХII Конвенции каждая Договаривающаяся Сторона осуществляет в как можно более сжатые сроки мероприятия по мониторингу для оценки уровней загрязнения, его источников и экологических последствий вдоль своего побережья, в частности в том, что касается веществ и материалов, перечисленных в Приложениях I и II к настоящему Протоколу. В верховьях рек будут проводиться дополнительные исследования с целью изучения взаимодействия между пресными и солеными водами. Статья 6 Согласно статье ХV Конвенции Договаривающиеся Стороны сотрудничают в разработке общих руководящих принципов, стандартов или критериев в отношении специальных характеристик морских стоков, научном определении специальных требований к сточным водам, для которых необходим отдельный режим, а также требований, касающихся количества сбрасываемых веществ, перечисленных в Приложениях I и II, их концентрации в сточных водах и методов их сброса. Общие стандарты эмиссии и график осуществления программы и мер, направленных на предотвращение загрязнения, уменьшение или предотвращение, в зависимости от случая, Договаривающимися Сторонами периодически пересматриваются по веществами и материалам, перечисленным в Приложениях I и II к настоящему Протоколу. Комиссия определяет критерии предотвращения загрязнения, а также рекомендует соответствующие меры по сокращению, сохранению под контролем и устранению загрязнения морской среды Черного моря из наземных источников. Договаривающиеся Стороны принимают во внимание следующее: а) при сбросе вод из коммунальных канализационных систем должна обеспечиваться меньшая степень загрязнения морской среды Черного моря; б) нагрузка загрязнений промышленными отходами должна сокращаться, с тем чтобы не допускать превышения приемлемых концентраций веществ и материалов, перечисленных в Приложениях 1 и П к настоящему Протоколу; в) сбросы вод, применяемых для охлаждения на атомных электростанциях или других промышленных предприятиях, использующих воду в значительных объемах, должны производиться таким образом, чтобы избежать загрязнения морской среды Черного моря; г) нагрузка загрязнений из сельскохозяйственных и лесных районов, влияющих на качество воды в морской среде Черного моря, должна сокращаться, с тем чтобы не допускать превышения приемлемых концентраций веществ и материалов, перечисленных в Приложениях I и II к настоящему Протоколу. Статья 7 Договаривающиеся Стороны информируют друг друга через Комиссию о принятых мерах, полученных результатах или трудностях, возникающих при применении настоящего Протокола. Процедуры сбора и передачи такой информации определяются Комиссией. ____________ Приложение I к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения от источников, находящихся на суше Опасные вещества и материалы Нижеследующие вещества или группы веществ либо материалов перечислены не в порядке первоочередности. Они отобраны преимущественно с учетом их токсичности, стойкости и биоаккумуляционных характеристик. Настоящее Приложение не применяется к сбросам, содержащим перечисленные вещества и материалы в количествах ниже совместно установленных Договаривающимися Сторонами пределов, которые не превышают экологических фоновых концентраций. 1. Оловоорганические соединения. 2. Органологенные соединения, например, ДДТ, ДДИ, ДДД, ПХБ. 3. Стойкие фосфороорганические соединения. 4. Ртуть и ртутные соединения. 5. Кадмий и кадмиевые соединения. 6. Стойкие вещества, обладающие доказанными канцерогенными, тератогенными или мутагенными свойствами. 7. Отработанные смазочные масла. 8. Стойкие синтетические материалы, которые могут плавать, тонуть или оставаться во взвешенном состоянии. 9. Радиоактивные вещества и отходы, в том числе отработанное радиоактивное топливо. 10. Свинец и соединения свинца. ____________ Приложение II к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения от источников, находящихся на суше Ядовитые вещества и материалы Нижеследующие вещества и материалы отобраны главным образом на основе критериев, использованных в Приложении I, с учетом того факта, что они являются менее вредными или быстрее обезвреживаются в результате естественных процессов. Контроль за сбросами веществ и материалов, упомянутых в настоящем Приложении, и строгое ограничение таких сбросов осуществляются в соответствии с Приложением III к настоящему Протоколу. 1. Биоциды и их производные, не охваченные Приложением I. 2. Цианиды, фториды и элементарный фосфор. 3. Патогинные микроорганизмы. 4. Не поддающиеся биологическому разложению детергеты и их поверхностно-активные вещества. 6. Сбросы охлаждающих вод. 7. Вещества, которые, хотя и не являются токсичными, могут стать вредными для морской биоты из-за количеств, в которых они сбрасываются, в частности: неорганический фосфор, азот, органическое вещество или другие питательные соединения. Кроме того, вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на содержание кислорода в морской среде. 8. Нижеследующие элементы и их соединения: цинк, селен, олово, ванадий, медь, мышьяк, барий, кобальт, никель, сурьма, бериллий, таллий, хром, молибден, бор, теллур, титан, уран, серебро. 9. Сырая нефть и углеводороды любого происхождения. ____________ Приложение III к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения от источников, находящихся на суше В отношении сбросов веществ и материалов, перечисленных в Приложении II к настоящему Протоколу, устанавливаются ограничения, основанные на следующих принципах: 1. максимально допустимые концентрации веществ и материалов непосредственно перед выходов; 2. Максимально допустимые количества (нагрузка, приток) веществ и материалов за годовой цикл или за более короткий период; 3. В случае противоречия между принципами, содержащимися в пунктах 1 и 2, применяется более жесткое ограничение. При выдаче национальными властями разрешения на сброс отходов, содержащих вещества и материалы, упомянутые в Приложениях I и II к настоящему Протоколу, особое внимание, в счетом обстоятельств, будет уделяться следующим факторам: А. ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОСТАВ ОТХОДОВ 1. Тип и величина источника отходов (например, промышленный процесс). 2. Тип отходов (происхождение, средний состав). 3. Вид отходов (твердые, жидкие, осадок, пульпа). 4. Общее количество (объем сбросов, например, за год). 5. Динамика сбросов (постоянные, периодические, подверженные сезонным колебаниям и т.д.). 6. Конвентрация по основным составляющим: вещества, перечисленные в Приложении I к настоящему Протоколу, вещества, перечисленные в Приложении II к настоящему Протоколу, и другие соответствующие вещества, в зависимости от случая. 7. Физические, химические и биохимические свойства отходов. Б. ХАРАКТЕРИСТИКИ КОМПОНЕНТОВ ОТХОДОВ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СТЕПЕНИ И ВРЕДНОСТИ 1. Стойкость (физическая, химическая, биохимическая) в морской среде. 2. Токсичность и другие виды вредного воздействия. 3. Аккумуляция в биологических материалах и осадочных слоях. 4. Биохимическая трансформация с образованием вредных соединений. 5. Неблагоприятное воздействие на содержание кислорода и кислородный баланс. 6. Подверженность физическим, химическим и биохимическим изменениям и взаимодействиям в морской среде с другими компонентами морской воды, с возможными вредными биологическими и иными последствиями для любых видов использования, перечисленных в разделе Д ниже. В. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТА СБРОСА И МОРСКОЙ СРЕДЫ, В КОТОРУЮ ПРОИЗВОДИТСЯ СБРОС 1. Гидрографические, метеорологические, геологические и топографические характеристики прибрежного района. 2. Место и тип сброса (сток, канал, водосброс и т. д.) и его соотнесенность с другими районами (такими, как зоны отдыха, нерестилища, рыбопитомники, районы рыболовства, банки добычи молюсков) и другими источниками сбросов. 3. Первоначальное разбавление, достигнутое в точке сброса в морскую среду. 4. Характеристики рассеивания, такие, как воздействие течений, приливов и ветра на горизонтальное перемещение вод и вертикальное перемешивание. 5. Характеристики вод, в которые производится сброс, с точки зрения физических, химических, биологических и экологических условий в районе сброса. 6. Способность морской среды, в которую производится сброс, поглощать сбрасываемые отходы без нежелательных последствий. Г. НАЛИЧИЕ ТЕХНОЛОГИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОТХОДАМИ Выбор методов сокращения и удаления отходов в промышленных и бытовых стоках должен осуществляться с учетом наличия и возможности применения: а) альтернативных процессов переработки; б) методов рециклирования, повторного использования или ликвидации; в) альтернативных вариантов удаления на суше; г) соответствующих чистых и малоотходных технологий. Д. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ МОРСКИХ ЭКОСИСТЕМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРСКОЙ ВОДЫ 1. Последствия для человека в результате загрязнения, которое отражается на: а) пригодных к употреблению в пищу морских организмах; б) воде в местах для купания; в) эстетическом восприятии. В отношении сбросов отходов, содержащих вещества и материалы, перечисленные в Приложениях I и II к настоящему Протоколу, действует система самомониторинга и контроля со стороны компетентных национальных органов. 2. Воздействие на морские экосистемы, в особенности на живые ресурсы, виды, находящейся под угрозой исчезновения, и важнейшие среды обитания. 3. Воздействие на другие правомерные виды использования моря. ___________ П Р О Т О К О Л о сотрудничестве в борьбе с загрязнением морской среды Черного моря нефтью и другими вредными веществами в чрезвычайных ситуациях Статья 1 В соответствии со статьей IХ Конвенции Договаривающиеся Стороны принимают необходимые меры и сотрудничают в случаях возникновения серьезной и непосредственной опасности для морской среды Черного моря или для побережья одной или нескольких Сторон, вызванной присутствием больших количеств нефти или других вредных веществ в результате аварий или накопления небольших сбросов, которые загрязняют или угрожают загрязнением моря. Статья 2 Договаривающиеся Стороны стремятся самостоятельно, либо посредством двустороннего или многостороннего сотрудничества, обеспечивать разработку и совершенствование планов действий по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами на случай непредвиденных обстоятельств. Они должны предусматривать, в частности, наличие оборудования, судов, летательных аппаратов и персонала, подготовленных для действий в чрезвычайных ситуациях. Статья 3 Каждая Договаривающаяся Сторона принимает необходимые меры по выявлению нарушений, а также, в пределах своей юрисдикции, по обеспечению выполнения положений настоящего Протокола. Кроме того, Договаривающиеся Стороны обеспечивают соблюдение положений настоящего Протокола судами, несущими их флаги. Договаривающиеся Стороны содействуют обмену информацией по вопросам, связанным с выполнением настоящего Протокола, включая передачу сообщений и срочной информации, связанных с положениями статьи 1 этого Протокола. Статья 4 Если Договаривающейся Стороне становится известно о случаях, когда морская среда Черного моря находится под непосредственной угрозой ущерба или понесла значительный ущерб в результате загрязнения, данная Договаривающаяся Сторона незамедлительно уведомляет другие Договаривающиеся Стороны, которые, по ее мнению, могут быть затронуты подобным ущербом, а также Комиссию. Статья 5 Каждая из Договаривающихся Сторон указывает другим Договаривающимся Сторонам и Комиссии свои компетентные национальные органы, ответственные за осуществление контроля за загрязнением нефтью и другими вредными веществами и борьбу с ним. СОгласно положениям соответствующих международных документов каждая из Договаривающихся Сторон определяет также центр для передачи и приема сообщений об инцидентах, результатом которых стал или может стать сброс нефти или других вредных веществ. Статья 6 Каждая Договаривающаяся Сторона дает капитанам судов, несущих ее флаг, и пилотам летательных аппаратов, зарегистрированных на ее территории, инструкции, обязывающие их незамедлительно, по наиболее срочным и эффективным каналам и в соответствии с Приложением к настоящему Протоколу сообщить Стороне или Сторонам, которые потенциально могут оказаться затронутыми, а также Комиссии о: а) наличии, характеристиках и размерах обнаруженных в море разливов нефти или других вредных веществ, которые могут представлять угрозу для морской среды или побережья одной или нескольких Договаривающихся Сторон; б) всех чрезвычайных ситуациях, вызывающих или способных вызвать загрязнение нефтью или другими вредными веществами. 2. Информация, собранная в соответствии с пунктом 1, передается другим Сторонам, которые могут быть затронуты последствиями загрязнения: а) Стороной, получившей такую информацию; б) Комиссией. ____________ ПРИЛОЖЕНИЕ Содержание сообщения, направляемого в соответствии со статьей 6 1. В каждом сообщении указывается следующая общая информация: а) определение источника загрязнения; б) географические координаты, время и дата инцидента или обнаружения; в) наземные и морские условия в данном районе; г) необходимые подробности о состоянии судна, загрязняющего море. 2. По возможности в каждом сообщении содержатся, в частности: а) четкое обозначение или описание соответствующих вредных веществ, включая точные технические названия таких веществ; б) оценка количества, концентрации и возможного состояния вредных веществ, которые были или могут быть сброшены в море; в) описание упаковки и маркировочных знаков; г) наименование отравителя, получателя или производителя. 3. В каждом сообщении, по возможности, четко указывается, являются ли вредные вещества, которые были или могут быть сброшены, нефтью или ядовитыми жидкими, твердыми или газообразными веществами, а также перевозились ли или перевозятся ли такие вещества в виде наливного или насыпного груза или содержатся в упаковке, грузовых контейнерах, съемных танках или автодорожных и железнодорожных цистернах. 4. Каждое сообщение дополняется по мере необходимости любой соответствующей информации, запрашиваемой получателем сообщения, или уместной с точки зрения отправителя сообщения. 5. Любое лицо, упомянутое в пункте 1 статьи 6 настоящего Протокола: а) по мере возможности (необходимости) дополняет первоначальное сообщение информацией о дальнейших событиях; б) в возможно более полном объеме удовлетворяет запросы затронутых Договаривающихся Сторон о дополнительной информации. ____________ ПРОТОКОЛ о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызываемого захоронением ____________ Приложение I к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызванного захоронением Опасные вещества и материалы 1.Органогалогенные соединения, в частности ДДТ... 2. Ртуть и ртутные соединения. 3. Кадмий и кадмиевые соединения. 4. Оловоорганические соединения. 5. Стойкие синтетические материалы, которые могут плавать, тонуть или оставаться во взвешенном состоянии. 6. Отработанные смазочные масла. 7. Свинец и соединения свинца. 8. Радиоактивные вещества и отходы, в том числе отработанное радиоактивное топливо. 9. Сырая нефть и углеводороды любого происхождения. ____________ Приложение II к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызванного захоронением Ядовитые вещества Нижеследующие вещества, соединения или материалы отобраны главным образом на основе критериев, использованных в Приложении I, с учетом того фактора, что они являются менее вредными или быстрее обезвреживаются в результате естественных процессов. Контроль за сбросами веществ, упомянутых в настоящем Приложении, и строгое ограничение таких сбросов осуществляются в соответствии с Приложением III к настоящему Протоколу. 1. Биоциды и их производные, не охваченные Приложением I 2. Цианиды, фториды и элементарный фосфор. 3. Патогенные микроорганизмы. 4. Не поддающиеся биохимическому разложению детергенты и их поверхностно-активные вещества. 5. Щелочные или кислотные соединения. 6. Вещества, которые, хотя и не являются токсичными, могут стать вредными для морской биоты из-за количеств, в которых они сбрасываются, в частности: неорганический фосфор, азот, органическое вещество и другие питательные соединения; а также вещества, оказывающие неблагоприятное воздействие на содержание кислорода в морской среде. 7. Нижеследующие элементы и их соединения: цинк, селен, олово, ванадий, медь, мышьяк, барий, кобальт, никель, сурьма, бериллий, таллий, хром, молибден, бор, теллур, титан, уран, серебро. 8. Сточная грязь. ____________ Приложение III к Протоколу о защите морской среды Черного моря от загрязнения, вызванного захоронением При выдаче разрешений на захоронение в море принимаются во внимание следующие факторы: А. ХАРАКТЕРИСТИКИ И СОСТАВ МАТЕРИАЛОВ 1. Объем материалов, подлежащих захоронению (например, в год). 2. Средний состав материалов, подлежащих захоронению. 3. Свойства: физические (например, растворимость, плотность), химические и биохимические (например, потребность в кислороде, питательные вещества), биологические (например, присутствие бактерий и т. д.). Данные должны включать достаточную информацию о среднегодовых уровнях и сезонных изменениях вышеупомянутых свойств. 4. Долгосрочная токсичность. 5. Стойкость: физическая, химическая, биологическая. 6. Аккумуляция и трансформация в морской среде. 7. Подверженность физическим, химическим и биохимическим изменениям и взаимодействие с другими растворенными материалами. 8. Вероятность последствий, снижающих товарность ресурсов (например, рыбы, моллюсков). Б. ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕСТА ЗАХОРОНЕНИЯ И СПОСОБА УДАЛЕНИЯ 1. Место захоронения (например, координаты района захоронения, глубина и удаленность от побережья) и его соотнесенность с районами, представляющими особый интерес (например, зонами отдыха, нерестилищами, рыбопитомниками и районами рыболовства). 2. Способы и технологии упаковки и удаления материалов. 3. Характеристики рассеивания. 4. Характеристики вод и сезонные изменения этих характеристик (например, температура, рН, соленость, стратификация, мутность, растворенный кислород, потребность в кислороде для биохимических процессов, потребность в кислороде для химических процессов, питательные вещества, продуктивность). 5. Характеристики дна (например, топография, геохимические, геологические и биологические характеристики). 6. Другие случаи захоронения и их последствия. В. ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ 1. Возможные последствия для зон отдыха (например, плавающие или выброшенные на берег материалы, мутность воды, дурной запах, изменение цвета воды и образование пены). 2. Возможность последствия для жизни в море, рыбных запасов, аквакультур, традиционных мест лова рыбы, сбора морских водорослей и мест их выращивания. 3. Возможные последствия для других видов использования моря (например, ухудшение качества воды, используемой в промышленности, коррозия подводной части конструкций, помехи эксплуатации судов или рыболовству, создаваемые плавающими материалами или отходами либо предметами, оседающими на дно), а также усложнение защиты районов, имеющих особое значение для научных исследований или охраны природы. 4. Практическое наличие альтернативных способов удаления отходов на суше. ____________ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|