Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Мордовия от 22.12.1998 № 568

 




                            ПРАВИТЕЛЬСТВО
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                          от 22.12.98 N 568
                              г.Саранск

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Республики Мордовия
                                          от 06.03.2013 г. N 70

               О мерах по предотвращению радиоактивного
              загрязнения территории Республики Мордовия

     В целях   предупреждения  и  ликвидации  радиационных  аварий  на
территории  Республики  Мордовия  Правительство  Республики   Мордовия
ПОСТАНОВЛЯЕТ:

     1. Создать   межведомственную  комиссию  Республики  Мордовия  по
расследованию, ликвидации аварий и их последствий.
     2. Утвердить прилагаемые:
     состав межведомственной   комиссии   Республики    Мордовия    по
расследованию, ликвидации радиационных аварий и их последствий;
     методические указания по расследованию,  ликвидации  радиационных
аварий и их последствий в Республике Мордовия.
     3. Директору ЗАО ПКФ "Масис" Семакину А.И.  до 25 декабря 1998 г.
сдать  на  захоронение  оставшийся  радиоактивный  шлак в спецкомбинат
"Радон" г.  Н.Новгород, провести обследование персонала предприятия на
наличие радиоактивной зараженности.
     4. Возложить  на  Министерство  экологии   и   природопользования
Республики  Мордовия,  Центр  госсанэпиднадзора в Республике Мордовия,
Мордовскую  территориальную  инспекцию  по  надзору  за   радиационной
безопасностью  Донского  округа  Госатомнадзора Российской Федерации и
Мордовский центр стандартизации, метрологии и сертификации организацию
радиационного контроля металлолома.
     5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
Комитет   Республики   Мордовия   по   делам   гражданской  обороны  и
чрезвычайным ситуациям.


     Председатель Правительства
     Республики Мордовия                                      В.ВОЛКОВ
.

                                                  УТВЕРЖДЕН
                                          постановлением Правительства
                                          Республики Мордовия
                                          от 22 декабря 1998 г. N 568


                                СОСТАВ
            межведомственной комиссии Республики Мордовия
           по расследованию, ликвидации радиационных аварий
                           и их последствий

     Стуков Владимир Алексеевич  - заместитель председателя Комитета
                                   Республики   Мордовия   по  делам
                                   гражданской обороны и  чрезвычай-
                                   ным ситуациям - председатель меж-
                                   ведомственной комиссии

                           Члены комиссии:

     Бучацкий Юрий Григорьевич   - заместитель министра  экологии  и
                                   природопользования     Республики
                                   Мордовия

     Битейкин Михаил Романович   - начальник  Мордовской  территори-
                                   альной  инспекции Донского округа
                                   Госатомнадзора России

     Беляков Юрий  Васильевич    - заведующий  отделом  радиационной
                                   гигиены Центра госсанэпиднадзора
                                   в Республике Мордовия

     Грабекин Анатолий Иванович  - начальник  отдела   радиационной,
                                   химической и биологической защи-
                                   ты Комитета Республики  Мордовия
                                   по  делам  гражданской обороны и
                                   чрезвычайным ситуациям

     Иванов Константин  Иванович - заместитель   начальника   отдела
                                   УФСБ по Республике Мордовия

     Кондарев Андрей Геннадьевич - начальник мобилизационного отдела
                                   штаба МВД Республики Мордовия
.

                                                 УТВЕРЖДЕНЫ
                                         постановлением Правительства
                                         Республики Мордовия
                                         от 22 декабря 1998 г. N 568

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
         по расследованию, ликвидации радиационных аварий
              и их последствий в Республике Мордовия

                  1. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     1.1. АВАРИЯ   РАДИАЦИОННАЯ   -   потеря   управления   источником
ионизирующего   излучения,   вызванная   неисправностью  оборудования,
неправильным  действием  персонала,  стихийным  бедствием  или   иными
причинами,  которые  могли  привести  или привели к незапланированному
облучению  людей  или  радиоактивному  загрязнению  окружающей  среды,
превышающему величины, регламентируемые для контролируемых условий.
     К радиационным авариям относятся:
     сознательное использование  или  хранение источников ионизирующих
излучений с нарушением санитарного законодательства или правил техники
безопасности,  создающее возможность облучения персонала или отдельных
лиц из населения;
     потеря или   хищение   радиоактивных   веществ  или  радиационных
установок;
     оставление источников  ионизирующих  излучений  в  скважинах  при
применении радиоизотопных методов исследования;
     радиоактивное загрязнение  окружающей  среды,  производственных и
жилых помещений,  оборудования выше величин, установленных санитарными
нормами;
     облучение людей в дозах выше величин,  установленных  санитарными
нормами.
     1.2. АВАРИЙНАЯ СИТУАЦИЯ - состояние установки,  характеризующееся
нарушением условий безопасной эксплуатации, не перешедшее в аварию.
     1.3. РАДИАЦИОННЫЙ ИНЦИДЕНТ  -  событие,  при  котором  происходит
облучение   людей  в  дозах,  превышающих  установленные  пределы  для
соответствующих лиц.
     1.4. РАДИОАКТИВНОЕ   ЗАГРЯЗНЕНИЕ   -   присутствие  радиоактивных
веществ техногенного происхождения на поверхности или внутри материала
или тела человека,  в воздухе или другом месте, которое может привести
к облучению в индивидуальной дозе более 10 мкЗв/год  или  коллективной
дозе 1 чел. - 3в/год.
     1.5. ОБЛУЧЕНИЕ - воздействие на  людей  ионизирующего  излучения,
которое может быть внешним воздействием от источников, находящихся вне
тела человека,  или внутренним воздействием  от  источников,  попавших
внутрь его организма.
     1.6. ОБЛУЧЕНИЕ АВАРИЙНОЕ - облучение,  возникающее  в  результате
радиационной аварии.
     1.7. ОБЛУЧЕНИЕ   ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ   -   облучение,   которое   может
возникнуть   в  результате  радиационной  аварии,  но  не  обязательно
возникает при обычных условиях.
     1.8. ПЕРСОНАЛ  -  лица,  работающие  с  техногенными  источниками
(группа А) или находящиеся по условиям работы в сфере  их  воздействия
(группа Б).
     1.9. ДЕЗАКТИВАЦИЯ - удаление радиоактивных веществ с какой - либо
поверхности или из какой - либо среды, включая организм человека.

           2. ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ

     2.1. Во  всех  случаях  установления  факта  радиационной  аварии
администрация учреждения обязана поставить в известность:
     вышестоящую организацию или ведомство;
     местную, территориальную или региональную администрацию;
     региональный орган Госсанэпиднадзора;
     территориальные или региональные органы внутренних дел;
     территориальный или   региональный   орган  управления  по  делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
     региональное представительство     межтерриториального     органа
Госатомнадзора;
     территориальный или региональный орган экологии;
     территориальный или региональный орган службы безопасности.
     2.2. Администрация учреждения,  на котором произошла радиационная
авария,  и ее  персонал  принимают  экстренные  меры,  предусмотренные
Инструкцией   по  предупреждению  аварии  и  пожара  и  ликвидации  их
последствий и Планом мероприятий по защите персонала на случай аварии.
     2.3. Представители  оповещенных органов,  перечисленных в п.  2.1
настоящего раздела,  в срок не более 2  часов  со  времени  оповещения
должны прибыть на место радиационной аварии.
     2.4. При  оповещении  администрация  учреждения  должна  сообщить
данные  о месте,  дате и времени обнаружения радиационной аварии,  кем
обнаружена авария,  характеристику  источника  аварии  и  его  внешние
признаки,    наименование,    марку,    тип    источника,   результаты
предварительного   радиационного   контроля   (при   наличии    службы
радиационного контроля на предприятии) и другие сведения,  имеющиеся в
наличии на момент оповещения.

          3. РАССЛЕДОВАНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ РАДИАЦИОННОЙ АВАРИИ
                           И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЙ

     3.1. Для  организации  и  координации действий по расследованию и
ликвидации  радиационной  аварии  и  ее  последствий  создается   (или
существует  постоянно  действующая)  территориальная  или региональная
межведомственная комиссия, в состав которой входят представители:
     администрации территории или региона;
     территориального или регионального органа управления по  делам
гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
     отдела радиационной гигиены ЦГСЭН в Республике Мордовия;
     территориального или регионального органа МВД;
     регионального органа Госатомнадзора России;
     Министерства экологии и природопользования Республики Мордовия;
     территориального или регионального органа ФСБ;
     учреждения, на котором произошла радиационная авария.
     3.2. Руководство  и  координацию  деятельности  членов   комиссии
осуществляет  представитель  Органа  управления  по  делам гражданской
обороны и чрезвычайным ситуациям.
     Члены комиссии     в     своей    деятельности    руководствуются
государственными    и    ведомственными    документами,    касающимися
радиационной  безопасности,  расследования  и  ликвидации радиационных
аварий и их последствий,  а также указаниями представителя  органа  по
делам ГО и ЧС, являющегося, как правило, председателем комиссии.
     3.3. Администрация учреждения,  в котором произошла  радиационная
авария, до начала работы межведомственной комиссии, а с началом работы
ее  совместно  с  ней,   проводит   экстренную   оценку   радиационной
обстановки,  доз  излучения  у  персонала  (в  необходимых  случаях  у
населения), выявляет пострадавших лиц в целях принятия неотложных мер.
Людей   с  травматическими  повреждениями,  химическими  отравлениями,
переоблучением  выше  дозовых   пределов   необходимо   направить   на
медицинское обследование. В случае необходимости должна быть проведена
санитарная обработка людей и изъята загрязненная одежда.
     3.4. Руководством учреждения должны быть предприняты срочные меры
по прекращению развития аварии,  сведению к минимуму облучения людей и
радиоактивного   загрязнения   окружающей  среды.  Если  потенциальную
аварийную дозу предвидеть  невозможно,  то  облучение  персонала  выше
дозовых   пределов  может  быть  разрешено  администрацией  учреждения
только, когда нет возможности принятия мер, исключающих их превышение,
и оправдано лишь спасением людей.
     3.5. Регламентация планируемого облучения персонала  определяется
подразделом 5.2 НРБ - 96 (п.п.4.10 - 4.15 НРБ - 76\87).
     3.6. Ответственность за последствия аварии и ее ликвидацию  несет
администрация учреждения, на котором произошла авария.
     3.7. Служебное  расследование  и  ликвидация  аварии   проводится
администрацией  учреждения,  на котором произошла радиационная авария,
под контролем  органов  ГСЭН  и  МВД,  специалисты  которых  оказывают
методическую, а при необходимости и практическую помощь.
     3.8. Прекращение  служебно  расследования  и  ликвидация   аварии
проводится  администрацией  учреждения  под  контролем  органов ГСЭН и
могут  быть  прекращены  только  с  согласия  органов  ГСЭН  и  МВД  и
документально оформлены.
     3.9. В  случае  крупных  радиационных  аварий   расследование   и
ликвидация   их   последствий   осуществляется   по  указаниям  высших
государственных органов.
     3.10. Администрацией  учреждения  представляется межведомственной
комиссии следующая документация:
     физико-техническая характеристика       радиационной      техники
(радионуклида, источника ионизирующих излучений);
     режим работы радиационной техники и время нахождения пострадавших
в зоне излучения (положение  пострадавших  по  отношению  к  источнику
излучения);
     санитарный паспорт объекта или разрешение на проведение  работ  с
источниками излучений;
     акты санитарного    обследования    объекта    (с     протоколами
дозиметрического контроля за последние 2 года);
     приходно-расходный журнал источников ионизирующих излучений;
     приказы администрации  учреждения  о допуске персонала к работе с
источниками ионизирующих излучений;
     должностные инструкции     лиц,    работающих    с    источниками
ионизирующего излучения;
     журнал регистрации    о    прохождении   инструктажа   по   мерам
безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения;
     инструкции по предупреждению и ликвидации аварий.
     По требованию   любого   члена   межведомственной   комиссии    у
администрации   учреждения   могут   быть   потребованы  любые  другие
документы,  позволяющие  установить  причину  аварии,  ее  характерные
признаки, допущенные нарушения администрацией предприятия (учреждения)
и   персоналом,   последствия   аварии   и   выработать    предложения
(мероприятия) по ликвидации ее последствий и предупреждению.
     3.11. Межведомственной комиссией составляется подробный  отчет  о
радиационной аварии.
     3.12. Характеристика   и   классификация   радиационных    аварий
проводится  в  соответствии  с  разделом  2  инструктивно-методических
указаний по служебному расследованию и ликвидации радиационных  аварий
N 2206-80.
     3.13. Радиационный  контроль  при  расследовании   и   ликвидации
радиационных   аварий   проводится   в   соответствии   с  разделом  4
"Инструктивно-методических  указаний  по  служебному  расследованию  и
ликвидации радиационных аварий".
     3.14. Служебное  расследование   и   ликвидация   аварии   и   ее
последствий    администрацией   учреждения   проводится   в   порядке,
предусмотренном в разделах 3 и 5  "Инструктивно-методических  указаний
по  служебному  расследованию  и  ликвидации  радиационных  аварий"  N
2206-80.
     3.15. По результатам служебного расследования и ликвидации аварии
и ее последствий комиссией составляются:
     акт служебного    расследования;
     мероприятия по ликвидации последствий аварии;
     мероприятия по  предупреждению  радиационных  аварий  на  будущие
периоды;
     акт о   проведении   консервации  загрязненного  имущества  (если
таковое имеется);
     акт о   сдаче   на  захоронение  радиоактивных  отходов  (РАО)  и
загрязненного оборудования и имущества в спецкомбинаты по  захоронению
РАО;
     акт оценки  стоимости  загрязненного  имущества   (если   таковое
имеется);
     акты дезактивации  загрязненного  имущества  и  помещений   (если
дезактивация проводилась).
     К акту служебного расследования следует приложить:
     план загрязненного  очага с указанием плотности загрязнения и его
границ;
     список пострадавших  лиц  с указанием фамилии,  имени,  отчества,
возраста,  дозы  внешнего  и  внутреннего  облучения   (если   таковые
имеются);
     все протоколы     радиационного     дозиметрического     контроля
(обследования окружающей среды,  территорий, оборудования, спецодежды,
помещений и других заключений органов,  участвующих в межведомственной
комиссии);
     заключение медицинской   экспертизы   по   наличию   (отсутствию)
облучения  у персонала,  а при необходимости и у населения близлежащих
территорий;
     протоколы радиационного  дозиметрического контроля (обследования)
близлежащих  от  места  аварии  жилых  территорий  и   помещений   (по
требованию межведомственной комиссии).
     3.16. При  ликвидации  последствий  аварий  в  жилых   помещениях
руководитель   работ   назначается   по   согласованию   с   местными,
территориальными или региональными органами администрации.
     При этом  в  обязанности  комиссии  по  служебному  расследованию
входит:
     выявление и детальное обследование новых мест загрязнения;
     организация компенсационной комиссии;
     выполнение указаний,   принятых   местной,   территориальной  или
региональной администрацией.
     Задачи компенсационной комиссии:
     оценка изъятых  у  населения  загрязненных  веществ  и  имуществ,
внесение предложений по выдаче соответствующих компенсаций;
     уточнение расходов, которые несет учреждение, виновник аварии.



Информация по документу
Читайте также