Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 02.05.2012 № 167ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 мая 2012 года N 167 г.Саранск Об утверждении Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 10.09.2012 г. N 338; от 19.11.2012 г. N 411; от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы (далее - Программа). 2. Министерству экономики Республики Мордовия и Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на соответствующие годы включать Программу в перечень республиканских программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия, и ежегодно уточнять объем ассигнований на ее реализацию. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С. Сезганова. 4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Председатель Правительства Республики Мордовия В. Волков Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 2 мая 2012 года N 167 Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 10.09.2012 г. N 338; от 19.11.2012 г. N 411; от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) Саранск, 2012 год Паспорт Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы Наименование программы - Республиканская целевая программа развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы (далее - Программа) Основание для - распоряжение Правительства Республики разработки Программы Мордовия от 20 декабря 2011 г. N 813-Р Государственный - Министерство образования Республики Мордовия заказчик Программы Основной разработчик - Министерство образования Республики Мордовия Программы Цели и задачи Программы - стратегической целью Программы является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышения качества предоставляемых услуг за счет вариативности форм их предоставления. Основной целью Программы является разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего. Задачи: обеспечение общедоступности дошкольного образования на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации; развитие системы оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг; приведение качества и набора услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, в соответствие с требованиями родителей и школы; формирование преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием через согласованность результатов дошкольного образования и ожидания начальной школы, заключение договоров между учреждениями дошкольного и начального общего образования на подготовку детей по заданной программе обучения и развития; повышение имиджа и финансовой привлекательности сферы дошкольного образования с целью привлечения в отрасль профессиональных и высококвалифицированных работников; определение механизмов квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семей с детьми дошкольного возраста; создание ассоциации педагогических работников сферы дошкольного образования как площадки для обобщения и распространения инновационного опыта работы Важнейшие целевые - целевыми индикаторами Программы являются: индикаторы и показатели уровень доступности дошкольного образования Программы и вариативность форм его предоставления для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; уровень соответствия результатов дошкольного образования ожиданиям начальной школы и родителей. Основные показатели Программы, отражающие ход ее реализации: удельный вес численности детей, охваченных дошкольным образованием; удельный вес численности детей, получивших предшкольное образование в учреждениях, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования, и иных вариативных формах; удельный вес численности учреждений, готовых оказывать дошкольные образовательные услуги в вариативной форме (семейные детские сады, центры раннего развития ребенка, группы кратковременного пребывания); удельный вес количества педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий в течение трех лет; удельный вес численности муниципальных образований, имеющих единую электронную систему учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования Сроки и этапы - Программа рассчитана на 2012-2014 годы и реализации Программы реализуется в три этапа. На первом этапе (2012 год) будут реализованы мероприятия, направленные на создание новых моделей и технологий развития дошкольного образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На втором этапе (2013 год) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития дошкольного образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям. На третьем этапе (2014 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы Объемы и источники - общий объем финансовых средств на реализацию финансирования Программы составит 3611,6585 млн руб., в том Программы числе по годам и источникам финансирования: 2012 год - 819,4077 млн руб.; 2013 год - 1403,4608 млн руб.; 2014 год - 1388,79 млн рублей. Общий объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия составит 159,6433 млн руб., в том числе по годам: 2012 год - 65,4925 млн руб.; 2013 год - 82,1608 млн руб.; 2014 год - 11,99 млн рублей. Общий объем средств местных бюджетов составит 3443,3 млн руб., в том числе по годам: 2012 год - 745,2 млн руб.; 2013 год - 1321,3 млн руб.; 2014 год - 1376,8 млн рублей. Общий объем средств федерального бюджета в 2012 году составит 8,7152 млн рублей. Вышеуказанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней Ожидаемые конечные - увеличение доли детей, охваченных результаты реализации программами дошкольного образования, до 75%; Программы и показатели увеличение доли образовательных учреждений, социально-экономической готовых оказывать дошкольные образовательные эффективности услуги в вариативной форме (семейные детские сады, центры раннего развития ребенка, группы кратковременного пребывания и др.), до 45%; обеспечение возможности использования современных здоровьесберегающих технологий и технологий компенсирующего обучения в 50% дошкольных учреждений; увеличение доли педагогических работников учреждений дошкольного образования, прошедших повышение квалификации в сфере информационно-коммуникационных технологий в течение трех лет, до 45%; обеспечение использования единой электронной системы учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, в 20% муниципальных образований; увеличение доли участников профессиональных конкурсов педагогов от общего числа педагогических работников на 0,4%. Реализация мероприятий Программы позволит обеспечить достижение следующих социально-экономических эффектов: сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения; своевременный учет потребностей населения в услугах дошкольного образования; создание и внедрение новых образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями для различных категорий граждан; взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений по реализации принципа непрерывности и преемственности образования; внедрение и эффективное использование в системе дошкольного образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан; внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы дошкольного образования; создание и внедрение новых механизмов функционирования республиканской системы дошкольного образования, которая будет приведена в соответствие с требованиями родителей и преемственности начального общего образования; использование в учебном процессе современных технологий обучения (тренажеров, проектных форматов обучения, игровых методов); внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств; внедрение и поддержка механизмов и моделей самостоятельности учреждений Система организации - контроль за реализацией Программы управления и контроль осуществляется в соответствии с разделом 7 за исполнением Порядка разработки и реализации Программы республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия". Государственный заказчик Программы организует управление реализацией Программы, проведение мониторинга хода реализации, подготовку и направление в Министерство экономики Республики Мордовия годовых отчетов (до 1 февраля года, следующего за отчетным). Раздел 1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа В перечне поручений Президента Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N Пр-3534 поставлен ряд задач по развитию системы дошкольного образования перед высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, руководителями органов местного самоуправления: 1) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов; 2) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество; 3) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах. Важнейшим приоритетом социальной политики Республики Мордовия в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения. В республике функционируют 233 дошкольных образовательных учреждения, в том числе 230 муниципальных, 3 негосударственных и 1 частный детский сад. Дошкольные образовательные учреждения посещают 30 788 детей. Охват детей дошкольным образованием в республике составляет 66 процентов. Однако разброс значений данного показателя по муниципальным районам остается большим - от 31 до 72 процентов. Наблюдается увеличение охвата детей дошкольным образованием за счет переуплотнения действующих групп. За последний год вследствие повышения рождаемости и роста потребности населения в услугах дошкольного образования очередность по устройству детей в дошкольные образовательные учреждения постоянно увеличивается и составляет на начало 2012 года 1105 человек. Становится актуальной задача создания единой на уровне муниципальных образований электронной системы учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, и определения наиболее целесообразных форм получения таких услуг. Анализ очередности за последние пять лет показал рост потребности семей в дошкольном образовании с раннего возраста. Социальные запросы населения требуют развития гибкой многомодельной системы дошкольного образования, отвечающей их интересам и потребностям. Актуальной остается проблема обеспечения доступности дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение в общий образовательный поток детей с ограниченными возможностями здоровья является перспективным направлением развития дошкольного образования. В Республике Мордовия также необходима организация системы учета детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями для планирования развития системы инклюзивного, интегративного и специального образования. К сожалению, получила распространение практика сохранения охвата детей дошкольным образованием за счет переуплотнения действующей сети учреждений, особенно в городах и районных центрах. Переуплотнение детских садов снижает качество образования и ухудшает условия пребывания детей в учреждениях. Развиваются современные вариативные формы дошкольного образования, позволяющие наиболее полно удовлетворять растущий спрос населения на образовательные услуги. Видовой спектр групп кратковременного пребывания для детей, не посещающих дошкольные учреждения, представлен группами общеразвивающей направленности, группами подготовки детей к школе, группами выходного дня, адаптационными группами. Для поддержки семейных форм воспитания созданы консультативные пункты. В 2010 году на базе ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева" создан Центр продленного дня для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В настоящее время здесь функционируют четыре группы кратковременного пребывания для детей, не посещающих детский сад, - "Скоро в школу" (для детей 6-7 лет), "Учимся, играя" (для детей 5-6 лет), "Умница" (для детей 5,5-6,5 лет) и "Интересно все вокруг" (для детей 3-4 лет). Кроме того, организованы индивидуальные занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья по авторским программам педагогов Центра. В помещениях, оснащенных современным развивающим оборудованием, дети получают качественные услуги дошкольного образования. Для родителей организуются консультации по вопросам обучения и воспитания детей, развития детско-родительских отношений. Вместе с тем необходимо создание специальных форм сопровождения раннего развития детей, в том числе центров игровой поддержки ребенка, семейных воспитательных групп, групп выходного дня на базе дошкольных образовательных учреждений и других учреждений. Необходимо разработать и принять соответствующие правовые акты в каждом муниципальном образовании в целях развития вариативных форм поддержки семейного воспитания. За период реализации Программы развития образования Республики Мордовия на 2007-2010 годы получен достаточно высокий результат по охвату детей предшкольной подготовкой. 98% детей 6-летнего возраста проходили подготовку к обучению в школе в малозатратных и доступных для всех родителей группах кратковременного пребывания, открытых на базе образовательных учреждений. Однако в связи с оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в сельских поселениях отсутствуют образовательные учреждения, на базе которых можно организовать группы кратковременного пребывания. Между тем потребность в услугах дошкольного образования имеется, в связи с чем возникает необходимость разработки системы мер по созданию условий для социализации детей - открытие семейных детских садов, организация подвоза детей в общеобразовательные базовые учреждения, оказание услуг гувернеров и т.д. Кроме того, необходимо создать условия для обеспечения равных стартовых возможностей при поступлении в школу 100% детей 5-6-летнего возраста. Остается актуальной и проблема укрепления материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений. По данным муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, полная реконструкция требуется 12 учреждениям, около 50% технологического оборудования нуждается в замене. Учитывая то, что детский сад посещает ребенок, не читающий и познающий мир через взаимодействие с предметным окружением, крайне важна содержательная предметная развивающая среда. Однако практически в 45% дошкольных учреждений предметная развивающая среда не соответствует современным требованиям. Поэтому одной из важнейших является задача укрепления материально-технической базы и ресурсного обеспечения учреждений дошкольного образования. Широкое использование новейших электронных образовательных ресурсов выводит республиканскую систему образования на более высокотехнологичный уровень. Качество и оперативность управления дошкольными учреждениями зависит от их оснащения компьютерной и оргтехникой для административного, педагогического и медицинского персоналов. Решение задачи по обеспечению учреждений дошкольного образования компьютерным оборудованием и внедрению в систему управления дошкольным образованием информационно-коммуникационных технологий будет также способствовать повышению качества управления дошкольными учреждениями. Процесс обновления и создания гибкой системы дошкольного образования, удовлетворяющей запросы населения, требует совершенствования непрерывной подготовки педагогических кадров, способных к инновационной деятельности. В системе дошкольного образования Республики Мордовия занято 3093 педагогических работника, 74% из которых составляют воспитатели. В число педагогических работников входят 224 музыкальных работника, 75 инструкторов физической культуры, 21 педагог-психолог, 142 учителя-логопеда и дефектолога. Соответствующее специальное образование имеют 96% педагогического состава. Повышается образовательный уровень педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений. В 2011 году количество педагогов с высшим образованием составило 72% (в 2009 году - 70 процентов). Квалификационные категории имеют 71,1% педагогов. Немаловажным показателем в кадровом обеспечении является возрастная структура кадрового состава дошкольных образовательных учреждений. Анализ показывает, что усиливается тенденция старения кадров. Низкий уровень заработной платы делает сферу дошкольного образования непривлекательной для трудоустройства выпускников учебных заведений. Задача повышения значимости и качества работы специалистов в области дошкольного образования в существенной степени будет решена при реализации ряда мероприятий Программы. Поощрение лучших педагогов, вовлечение педагогов в систему профессиональных конкурсов способствует повышению престижности профессии педагога дошкольного образования. В республике сложилась система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Однако отсутствие единого банка данных не позволяет существующей системе повышения квалификации педагогических работников оперативно реагировать на индивидуальные запросы педагогов. Отсутствует практика подготовки педагогических кадров для работы с одаренными детьми дошкольного возраста и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Внедрение информационно-коммуникационных технологий, технологий инклюзивного образования в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений будет способствовать повышению его качества. За последние три года курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе и воспитательной деятельности прошли около 30% педагогов дошкольных образовательных учреждений. Вместе с тем проблемным остается создание системы переподготовки и стимулирования педагогов в области информационно-коммуникационных технологий, а также развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, электронных ресурсов для широкого и качественного использования в образовательном процессе дошкольных образовательных учреждений. В условиях изменений в образовании, расширения самостоятельности учреждений возрастает роль руководителей образовательных учреждений. Начата подготовка руководящих кадров системы дошкольного образования в области менеджмента. В 2011 году 9% руководителей дошкольных образовательных учреждений прошли стажировку по программе "Профессионально-управленческая деятельность современного руководителя в условиях режима развития". Совершенствование системы непрерывной подготовки кадров опережающего типа обеспечит потребность дошкольных образовательных учреждений в педагогах, способных к решению актуальных проблем образования. Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, введение в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают новые требования к организации образования детей дошкольного возраста, ориентируют на воспитание у детей новых качеств и ценностей. Эти обстоятельства обусловливают необходимость обновления содержания дошкольного образования, разработку и реализацию основной общеобразовательной программы дошкольных образовательных учреждений. В дошкольных учреждениях республики используются вариативные комплексные программы: "Программа воспитания и обучения в детском саду" (20%), "Радуга" (5%), "Детство" (70%), "Истоки" (4%), "Развитие" (0,5%), "Детский сад - дом радости" (0,5 процента). Активно внедряются различные парциальные программы, из них по направлениям познавательного развития - 13%, физкультурно-оздоровительного, основам безопасности жизнедеятельности - 21%, художественно-эстетического - 26%, патриотического - 21%, экологического - 6%, внедрения инновационных технологий - 13 процентов. Применяемые комплексные программы необходимо привести в соответствие с федеральными государственными требованиями, отразив это в основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Целесообразно в ходе реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования использовать проектную, исследовательскую деятельность, теории решения изобретательских задач, моделирования. Вместе с тем необходима разработка программно-методического обеспечения по направлениям "Здоровье", "Социализация", "Коммуникация", "Безопасность", реализация которых в дошкольных учреждениях позволит сформировать у ребенка интегративную личность, способную к обучению в современной начальной школе. Поддержка внедрения инновационных программ нового поколения в рамках экспериментальной деятельности дошкольных образовательных учреждений, создание ресурсных центров по познавательно-речевому, социально-личностному, художественно-эстетическому и физическому направлениям развития детей дошкольного возраста сегодня необходима и возможна за счет системы грантов и материальных стимулов. Система дошкольного образования рассматривается сегодня как фактор укрепления и сохранения здоровья детей. Мониторинг физического развития детей показал, что 97% из них развиваются гармонично. Проведена значительная работа по созданию условий для улучшения медицинского обслуживания воспитанников дошкольных учреждений. Органами местного самоуправления приняты меры по оснащению медицинских кабинетов оборудованием и инструментарием в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПин 2.4.1.1249-03). На 1 сентября 2011 г. в дошкольных образовательных учреждениях республики функционирует 171 медицинский кабинет, 162 из них (что составляет 94,7% от общего числа) имеют лицензию на осуществление медицинской деятельности, у остальных учреждений заключены договоры на медицинское обслуживание с поликлиниками или фельдшерско-акушерскими пунктами муниципального района. В настоящее время медицинские кабинеты оснащены на 91,9 процента. В то же время оснащенность физкультурных залов дошкольных образовательных учреждений составляет в среднем по республике 67,5 процента. Это обусловливает необходимость продолжения работы в данном направлении. Негативные изменения проявились и в уменьшении количества специализированных групп в дошкольных учреждениях. Актуальной остается проблема формирования навыков безопасного поведения детей в быту и на улицах города. В настоящее время в республике существует модель взаимодействия Управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Мордовия и органов, осуществляющих управление в сфере образования, в обучении и ранней профилактике дорожно-транспортного травматизма. Тем не менее обучение детей безопасному поведению на дорогах необходимо продолжать, так как ежегодно в Мордовии с участием детей происходит более 30 дорожно-транспортных происшествий. Одним из важнейших направлений дошкольного образования республики является реализация этнокультурного образования. Создание ресурсных центров на базе дошкольных образовательных учреждений по развитию моделей поликультурного образования детей дошкольного возраста, обучения детей государственным и родным языкам будет способствовать сохранению культуры, национальных традиций народов, населяющих республику, воспитанию толерантной личности. Исходя из анализа состояния дошкольного образования республики и обозначенных проблем, определены цель и задачи развития дошкольного образования на 2012-2014 годы. Из возможных вариантов решения проблем республиканской системы дошкольного образования программно-целевой метод обладает очевидными преимуществами, делающими актуальным его применение для решения проблем образования: индикативный характер целевых программ. Сроки реализации программы находятся в прямой зависимости от их обеспеченности необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, представляя собой "индикаторы успешности" реализации Программы; системный характер основных целей и задач Программы по решению комплексных проблем дошкольного образования; способность концентрировать организационные, финансовые и иные ресурсы в процессе решения ключевых проблем дошкольного образования; возможность обеспечения общественного и административного контроля при формировании целей и задач программного развития и использовании ресурсного обеспечения. Несмотря на явные преимущества программно-целевого метода, его использование для решения проблем сферы дошкольного образования связано с рядом внешних и внутренних рисков. Одним из внешних рисков является риск сокращения бюджетного финансирования, выделенного на выполнение Программы, что отрицательно повлияет на социально-экономическую ситуацию в республике: в связи со снижением эффективности расходов по уже проведенным программным мероприятиям и проектным работам могут понести потери республиканский бюджет Республики Мордовия и местные бюджеты; экономика Республики Мордовия может не получить необходимые ей квалифицированные кадры. В этом случае может возникнуть необходимость реструктуризации Программы по ходу ее реализации. Не исключается осуществление пересмотра поставленных стратегических задач Программы с точки зрения или их сокращения, или снижения ожидаемых эффектов от их решения. К рискам программно-целевого метода следует также отнести риск снижения темпов развития образования, при этом: может усугубиться проблема морального и физического старения материально-технических и нормативных правовых ресурсов республиканской системы дошкольного образования; не будет создана система преемственности "дошкольное образование - начальное общее образование", а предыдущие усилия по ее созданию во многом окажутся напрасными; продолжится рост социальной напряженности в связи с отсутствием равного доступа к качественным образовательным услугам дошкольного образования. При использовании программно-целевого метода для решения проблем сферы дошкольного образования могут возникнуть риски, связанные с недостатками в управлении Программой и отсутствием должной координации действий участников реализации Программы. Последствиями недостаточной координации могут стать: отсутствие единого понимания участниками Программы ее целей и задач, а также своей роли в выполнении Программы; необъективное распределение ресурсов Программы и нерациональное, нецелевое их использование. При применении программно-целевого метода могут также возникнуть риски снижения эффективности результатов Программы, связанные с: отсутствием должного внимания к результатам хода реализации Программы; необходимостью внесения тех или иных изменений или уточнений в Программу в ходе ее реализации. При этом неверные или ошибочные управленческие решения могут привести к дезорганизации отношений и взаимодействия между участниками Программы; изменениями в действующем законодательстве Российской Федерации и Республики Мордовия в случае, если они влекут за собой существенные изменения в структуре и содержании Программы, организации ее финансирования и выполнения. Раздел 2. Основные цели и задачи Программы, сроки и этапы ее реализации, перечень целевых индикаторов и показателей, отражающих ход ее выполнения Стратегической целью Программы является обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышения качества предоставляемых услуг за счет вариативности форм их предоставления. Основной целью Программы является разработка механизмов доступности и устойчивого развития качества дошкольного образования как важнейшего ресурса, обеспечивающего развитие всех сфер жизнедеятельности ребенка и его будущего. Для достижения стратегической цели решаются следующие стратегические задачи: обеспечение общедоступности дошкольного образования на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации; развитие системы оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг; приведение качества и набора услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, в соответствие с требованиями родителей и школы; формирование преемственности между дошкольным и начальным общим образованием через согласованность результатов дошкольного образования и ожидания начальной школы, заключение договоров между учреждениями дошкольного и общего образования на подготовку детей по заданной программе обучения и развития; повышение имиджа и финансовой привлекательности сферы дошкольного образования с целью привлечения в отрасль профессиональных и высококвалифицированных работников; определение механизмов квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семей; создание ассоциации педагогических работников сферы дошкольного образования как площадки для обобщения и распространения инновационного опыта работы. Программа, будет реализована в 2012-2014 годах в три этапа. На первом этапе (2012 год) будут реализованы мероприятия, направленные на создание новых моделей и технологий развития дошкольного образования по различным направлениям, апробацию и экспериментальное внедрение результатов. На втором этапе (2013 год) предполагается провести мероприятия по доработке моделей и технологий развития дошкольного образования с учетом результатов первого этапа по различным направлениям. На третьем этапе (2014 год) предусмотрена реализация мероприятий, направленных в основном на практическое внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах Программы. На всех этапах будут проведены мероприятия, направленные на строительство новых объектов системы дошкольного образования, возврат и реконструкцию зданий, ранее используемых не по назначению, создание дополнительных мест в действующих садах, развитие и поддержку вариативных форм дошкольного образования, и мероприятия по информационному сопровождению выполнения Программы. Степень достижения целей и задач Программы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1. Раздел 3. Мероприятия Программы Для достижения стратегической цели Программы - обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования для всех слоев населения и повышения качества предоставляемых услуг за счет вариативности форм их предоставления - планируется реализовать комплекс программных мероприятий согласно приложению 2, направленных на решение задач Программы. Для решения задачи обеспечения общедоступности дошкольного образования на основе выбора вариативных организационных форм, их преемственности и индивидуализации предполагается реализация трех укрупненных групп мероприятий: создание дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях за счет строительства новых объектов системы дошкольного образования, возврата в систему дошкольного образования используемых не по назначению зданий и их реконструкции, создания дополнительных мест в действующих садах при эффективном использовании их помещений, развития и поддержки вариативных форм дошкольного образования; разработка организационных, нормативно-правовых и иных документов по сопровождению вариативных форм дошкольного образования; создание единой на уровне муниципальных образований электронной системы учета детей дошкольного возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, и определение наиболее целесообразных форм получения услуг. Информация об объектах строительства, о вводе дополнительных мест путем возврата используемых ранее не по назначению зданий, о вводе дополнительных мест за счет эффективного использования имеющихся площадей приведена в приложениях 7-9. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273) Для развития системы оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг предполагается реализация трех укрупненных групп мероприятий: создание условий в дошкольных образовательных учреждениях для организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы; обеспечение современного качества образования за счет внедрения с участием профессионально-педагогических сообществ электронных образовательных ресурсов, адекватных механизмов оценки и стимулирования деятельности педагогических работников; создание основанной на информационно-коммуникационных технологиях системы управления качеством образования. Приведение качества и набора услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, в соответствие с требованиями родителей и школы возможно через: разработку программно-методического обеспечения по образовательным областям основной общеобразовательной программы дошкольного образования; создание и реализацию моделей образования детей старшего дошкольного возраста, обеспечивающих выравнивание их стартовых возможностей для обучения в начальной школе. Для решения задачи, связанной с формированием преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, необходимо: разработать модель выпускника дошкольного образовательного учреждения с учетом ожиданий начальной школы; заключить договоры между учреждениями дошкольного и общего образования на подготовку детей по заданной программе обучения и развития. Повышение имиджа и финансовой привлекательности сферы дошкольного образования с целью привлечения в отрасль профессиональных и высококвалифицированных работников может быть достигнуто при реализации мероприятий, направленных на: повышение профессионального уровня кадрового состава дошкольных образовательных учреждений; реализацию мероприятий по ежегодной грантовой поддержке педагогов дошкольных образовательных учреждений; организацию и проведение конкурсов профессиональной направленности. Для реализации задачи по определению механизмов квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического сопровождения семей важно: развитие социального партнерства с учреждениями здравоохранения по вопросам помощи семье; совершенствование нормативной правовой базы; развитие сети консультационных пунктов сопровождения семьи по различным вопросам воспитания. Создание ассоциации педагогических работников сферы дошкольного образования как площадки для обобщения и распространения инновационного опыта работы позволит: создать ресурсные центры по различным направлениям развития детей дошкольного возраста на базе ведущих дошкольных образовательных учреждений; разработать комплекс мероприятий, направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта. Для минимизации возможных отрицательных последствий решения проблем программно-целевым методом будет предпринят ряд мер, включая такие как: мониторинг хода реализации мероприятий и проектов Программы, выполнения Программы в целом; широкое привлечение общественности и научно-педагогического сообщества к разработке мероприятий Программы, а также к реализации и оценке результатов реализации Программы; публичность годовых и промежуточных отчетов о ходе реализации Программы. Раздел 4. Обоснование ресурсного обеспечения Программы (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 г. N 411; от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Мордовия и средств местных бюджетов. Общий объем финансовых средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию Программы составляет 3611,6585 млн руб., в том числе по годам и источникам финансирования: (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) 2012 год - 819,4077 млн руб.; 2013 год- 1403,4608 млн руб.; (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) 2014 год - 1388,79 млн рублей. Общий объем средств республиканского бюджета Республики Мордовия составит 159,6433 млн руб., в том числе по годам: (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) 2012 год - 65,4925 млн руб.; 2013 год - 82,1608 млн руб.; (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) 2014 год - 11,99 млн рублей. Общий объем средств местных бюджетов составит 3443,3 млн руб., в том числе по годам: 2012 год - 745,2 млн руб.; 2013 год - 1321,3 млн руб.; 2014 год - 1376,8 млн рублей. Общий объем средств федерального бюджета в 2012 году составит 8,7152 млн рублей. Вышеуказанный объем носит прогнозный характер и подлежит уточнению в установленном порядке при формировании бюджетов всех уровней. Раздел 5. Механизм реализации Программы Государственным заказчиком Программы является Министерство образования Республики Мордовия. Государственный заказчик: подготавливает ежегодно доклад о ходе реализации Программы; подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет затраты по программным мероприятиям, а также механизм реализации Программы; разрабатывает перечень целевых показателей для контроля за ходом реализации Программы; организует независимую оценку показателей результативности и эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым показателям; несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию. Методика оценки эффективности Программы представлена в приложении 3. Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия. Управление реализацией Программы будет осуществляться в соответствии с Порядком разработки и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия". Государственный заказчик Программы организует проведение комплексных проверок хода реализации Программы, подготовку промежуточных и годовых отчетов, публичных докладов о ходе реализации Программы. Мероприятия по сопровождению Программы осуществляются за счет средств, выделяемых на реализацию Программы, и включают в себя методическое и организационно-техническое сопровождение, экспертное сопровождение реализации Программы (экспертиза проектов, а также результатов выполнения проектов), контроль за ходом выполнения Программы. Главным условием реализации Программы является ее своевременное финансирование. Расходы на реализацию мероприятий Программы осуществляются из средств республиканского бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов. Из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются субсидии бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на строительство, реконструкцию, проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования. (В редакции Постановления Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273) Реализация мероприятий Программы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд". Условия предоставления субсидий на строительство (реконструкцию) дошкольных образовательных учреждений, субсидий на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определены в приложениях 4, 5 соответственно. Отбор получателей товаров (работ, услуг) осуществляется преимущественно на основании конкурсов, которые организуются с целью отбора наиболее перспективных образовательных учреждений, готовых осуществлять собственные проекты в области реализации приоритетных направлений развития дошкольного образования в Республике Мордовия. Министерство образования Республики Мордовия как государственный заказчик в установленном порядке обеспечивает целевое эффективное использование финансовых средств, выделяемых на реализацию Программы за счет всех источников финансирования. Государственный заказчик согласовывает объемы финансирования мероприятий Программы в Министерстве экономики Республики Мордовия, Министерстве финансов Республики Мордовия за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год. Условия предоставления и распределения субсидий на реализацию мероприятий по приобретению оборудования для оснащения вновь созданных мест в дошкольных образовательных учреждениях, по приобретению оборудования для внедрения здоровьесберегающих технологий и технологий компенсирующего обучения в систему дошкольного образования определены в приложении 6. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.11.2012 г. N 411) Из республиканского бюджета Республики Мордовия предоставляются субсидии бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на строительство, реконструкцию, проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а также на софинансирование расходных обязательств в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы дошкольного образования. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Мордовия от 08.07.2013 г. N 273) Раздел 6. Оценка социально-экономической эффективности Программы По прогнозным оценкам, к 2014 году реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение ряда положительных эффектов. Реализация Программы, в первую очередь, позволит предоставить большему количеству граждан улучшение качества и условий получения образовательных услуг, тем самым повысить доступность качественного дошкольного образования в соответствии с современными требованиями инновационного социально-ориентированного развития Республики Мордовия для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса, состояния здоровья. При этом будет обеспечено: сокращение очередности в дошкольные образовательные учреждения; своевременный учет потребностей населения в услугах дошкольного образования; создание и внедрение новых образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями для различных категорий граждан; взаимодействие и интеграция учреждений дополнительного образования детей, общеобразовательных учреждений и детско-юношеских общественных объединений по реализации принципа непрерывности и преемственности образования; внедрение и эффективное использование в системе дошкольного образования новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения для различных категорий граждан; внедрение процедур независимой оценки учреждений и процессов системы образования. В ходе реализации Программы будет обеспечено инновационное развитие системы дошкольного образования республики в соответствии с социально-экономическим развитием Республики Мордовия и страны в целом. При этом будет обеспечено: создание и внедрение новых механизмов функционирования республиканской системы дошкольного образования, которая будет приведена в соответствие с требованиями родителей и преемственности начального общего образования; использование в учебном процессе современных технологий обучения (тренажеров, проектных форматов обучения, игровых методов). При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения экономической эффективности системы образования. Средства, высвобождаемые за счет экономии, можно будет использовать на модернизационные процессы в системе дошкольного образования. Распространение элементов частного государственного партнерства обеспечит приток дополнительных инвестиций в систему образования. При этом будет обеспечено: внедрение и поддержка механизмов частно-государственного партнерства, обеспечивающих эффективное расходование бюджетных средств; внедрение и поддержка механизмов и моделей самостоятельности учреждений. Эффективность Программы определяется на основе системы целевых индикаторов и показателей, позволяющих оценить ход и результативность решения поставленных задач по ключевым направлениям развития дошкольного образования и определить его влияние на социально-экономическое развитие Республики Мордовия. В обобщенном виде это: повышение качества дошкольного образования; сокращение очередности в дошкольные учреждения; своевременный учет потребностей населения в услугах дошкольного образования; удовлетворение спроса разных слоев населения в услугах дошкольного образования. Приложение 1 к Республиканской целевой программе развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы Динамика целевых индикаторов и показателей Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| | N | Наименование показателя |Текущее |2012|2013|2014| |п/п| |значение|год | год| год| | | | (2011 | | | | | | | год) | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| |1. |Удельный вес численности детей, охваченных | 66,5| 67| 70| 75| | |дошкольным образованием, % | | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| |2. |Удельный вес численности детей, получивших | 98|98,5| 99|99,5| | |предшкольное образование в учреждениях, | | | | | | |реализующих общеобразовательную программу | | | | | | |дошкольного образования, и в иных варативных | | | | | | |формах дошкольного образования, % | | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| |3. |Удельный вес численности учреждений, готовых | 30| 35| 40| 45| | |оказывать дошкольные образовательные услуги в| | | | | | |вариативной форме (семейные детские сады, | | | | | | |центры раннего развития ребенка, группы | | | | | | |кратковременного пребывания и др.), % | | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| |4. |Удельный вес количества педагогических кадров| 30| 35| 40| 45| | |дошкольных образовательных учреждений, | | | | | | |прошедших повышение квалификации в сфере | | | | | | |информационно-коммуникационных технологий в | | | | | | |течение трех лет, % | | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| |5. |Удельный вес численности муниципальных | 1| 8| 13| 20| | |образований, имеющих единую электронную | | | | | | |систему учета детей дошкольного возраста, не | | | | | | |охваченных услугами дошкольного образования, | | | | | | |% | | | | | |———|—————————————————————————————————————————————|————————|————|————|————| Приложение 2 к Республиканской целевой программе развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы Перечень мероприятий Республиканской целевой программы развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы (В редакции Постановлений Правительства Республики Мордовия от 10.09.2012 г. N 338; от 19.11.2012 г. N 411; от 08.07.2013 г. N 273; от 09.12.2013 г. N 535) |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| | N | Мероприятия | Сроки |Государственный| Источник |Объемы финансирования (млн руб.) в | |п/п| |реализации| заказчик, |финансирования | действующих ценах | | | | (годы) | ответственные | |———————|—————————|————————|————————| | | | | исполнители | | всего | 2012 год|2013 год|2014 год| |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Задача 1. Обеспечение общедоступности дошкольного образования на основе выбора вариативных организационных | |форм, их преемственности и индивидуализации | |———|—————————————————————————|———————————|——————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |1. |Строительство | 2012-2014 |Министерство |республиканский|99,4404| 62,804| 36,6364| | | |(реконструкция) | |образования |бюджет | 034| | 034| | | |дошкольных | |Республики |Республики | | | | | | |образовательных | |Мордовия, |Мордовия | | | | | | |учреждений | |Министерство |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | | | |строительства |местные бюджеты| 2978,9| 645,4| 1143,4| 1190,1| | | | |и архитектуры | | | | | | | | | |Республики | | | | | | | | | |Мордовия во | | | | | | | | | |взаимодействии| | | | | | | | | |с органами | | | | | | | | | |местного | | | | | | | | | |самоуправления| | | | | | |———|—————————————————————————|———————————|——————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |2. |Проведение капитального | 2012-2014 |Министерство |республиканский|42,5243| | 42,5243| | | |ремонта и приобретение | |образования |бюджет | 966| | 966| | | |оборудования для | |Республики |Республики | | | | | | |муниципальных | |Мордовия во |Мордовия | | | | | | |образовательных | |взаимодействии|———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |учреждений, реализующих | |с органами |местные бюджеты| 464,4| 99,8| 177,9| 186,7| | |основную | |местного | | | | | | | |общеобразовательную | |самоуправления| | | | | | | |программу дошкольного | | | | | | | | | |образования | | | | | | | | |———|—————————————————————————|———————————|——————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |3. |Развитие и поддержка |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |вариативных форм | |образования |бюджет | | | |дошкольного образования | |Республики |Республики | | | | | |Мордовия во |Мордовия | | | | | |взаимодействии | | | | | | |с органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |4. |Разработка |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |организационных, | |образования |бюджет | | | |нормативно-правовых и | |Республики |Республики | | | |иных документов по | |Мордовия во |Мордовия | | | |сопровождению вариативных| |взаимодействии | | | | |форм дошкольного | |с органами | | | | |образования | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |5. |Проведение конкурса |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |"Детские сады - детям" | |образования |бюджет | | | | | |Республики |Республики | | | | | |Мордовия |Мордовия | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |6. |Развитие сети автономных |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |образовательных | |образования |бюджет | | | |учреждений, внедрение | |Республики |Республики | | | |методик и рекомендаций, | |Мордовия |Мордовия | | | |проведение семинаров, | | | | | | |экспертно-аналитическое | | | | | | |сопровождение, мониторинг| | | | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Итого по задаче 1: |федеральный | | | | | | |бюджет | | | | | | |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |республиканский| 141,| 62,804| 79,1608| | | |бюджет | 9648| | | | | |Республики | | | | | | |Мордовия | | | | | | |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |местные бюджеты| 2978,9| 645,4| 1143,4| 1190,1| |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Задача 2. Развитие системы оценки качества дошкольного образования и востребованности образовательных услуг | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |7. |Создание условий в |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |дошкольных | |образования |бюджет | | | |образовательных | |Республики |Республики | | | |учреждениях для | |Мордовия во |Мордовия | | | |организации | |взаимодействии | | | | |учебно-воспитательного | |с органами | | | | |процесса в соответствии с| |местного | | | | |федеральными | |самоуправления | | | | |государственными | | | | | | |требованиями к структуре | | | | | | |основной | | | | | | |общеобразовательной | | | | | | |программы | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |8. |Обеспечение современного |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |качества образования за | |образования |бюджет | | | |счет внедрения с участием| |Республики |Республики | | | |профессионально-педагоги-| |Мордовия во |Мордовия | | | |ческих сообществ | |взаимодействии | | | | |электронных | |с органами | | | | |образовательных ресурсов,| |местного | | | | |адекватных механизмов | |самоуправления | | | | |оценки и стимулирования | | | | | | |деятельности | | | | | | |педагогических работников| | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |9. |Создание основанной на |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |ИКТ системы управления | |образования |бюджет | | | |качеством образования | |Республики |Республики | | | | | |Мордовия во |Мордовия | | | | | |взаимодействии | | | | | | |с органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |10.|Создание единой на уровне|2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |муниципальных образований| |образования |бюджет | | | |электронной системы учета| |Республики |Республики | | | |детей дошкольного | |Мордовия во |Мордовия | | | |возраста, не охваченных | |взаимодействии | | | | |услугами дошкольного | |с органами | | | | |образования, и | |местного | | | | |определение наиболее | |самоуправления | | | | |целесообразных форм | | | | | | |получения услуг | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |11.|Повышение квалификации, |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |переподготовка и | |образования |бюджет | | | |аттестация педагогических| |Республики |Республики | | | |кадров в сфере | |Мордовия |Мордовия | | | |использования | | | | | | |информационно-коммуника- | | | | | | |ционных технологий, в том| | | | | | |числе с применением | | | | | | |дистанционных технологий | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |12.|Организация и проведение |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |мониторинга качества | |образования |бюджет | | | |предоставления | |Республики |Республики | | | |образовательных услуг в | |Мордовия |Мордовия | | | |области дошкольного | | | | | | |образования | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| | Итого по задаче 2: |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |бюджет | | | |Республики | | | |Мордовия | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Задача 3. Приведение качества и набора услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, в соответствие с | |требованиями родителей и школы | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |13.|Оснащение медицинских |2012-2014 |Министерство |республиканский| 3,4| | | 3,4| | |кабинетов в дошкольных | |образования |бюджет | | | | | | |образовательных | |Республики |Республики | | | | | | |учреждениях в | |Мордовия |Мордовия | | | | | | |соответствии с | | | | | | | | | |нормативными | | | | | | | | | |требованиями, | | | | | | | | | |приобретение современного| | | | | | | | | |оборудования | | | | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |14.|Оснащение спортивных |2012-2014 |Министерство |республиканский| 2,5| | | 2,5| | |залов, детских площадок в| |образования |бюджет | | | | | | |дошкольных | |Республики |Республики | | | | | | |образовательных | |Мордовия |Мордовия | | | | | | |учреждениях в | | | | | | | | | |соответствии с | | | | | | | | | |нормативными | | | | | | | | | |требованиями, | | | | | | | | | |приобретение современного| | | | | | | | | |оборудования | | | | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |15.|Ремонт и оснащение |2012-2014 |Министерство |республиканский| 5,0| | | 5,0| | |пищеблоков муниципальных | |образования |бюджет | | | | | | |дошкольных | |Республики |Республики | | | | | | |образовательных | |Мордовия |Мордовия | | | | | | |учреждений | | | | | | | | | |технологическим | | | | | | | | | |оборудованием | | | | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |16.|Организация и проведение |2012-2014 |Министерство |республиканский| 0,06| | | 0,06| | |республиканского конкурса| |образования |бюджет | | | | | | |"Самый здоровый детский | |Республики |Республики | | | | | | |сад" | |Мордовия |Мордовия | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |17.|Обеспечение подготовки и |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |повышения квалификации | |образования |бюджет | | | |профессиональных | |Республики |Республики | | | |менеджеров в области | |Мордовия |Мордовия | | | |дошкольного образования | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |18.|Организация и проведение |2012,2014 |Министерство |республиканский| 0,03| | | 0,03| | |республиканского конкурса| |образования |бюджет | | | | | | |"Зеленый огонек" | |Республики |Республики | | | | | | | | |Мордовия во |Мордовия | | | | | | | | |взаимодействии | | | | | | | | | |с органами | | | | | | | | | |ГИБДД | | | | | | | | | |Министерства | | | | | | | | | |внутренних дел | | | | | | | | | |по Республике | | | | | | | | | |Мордовия, ГБОУ | | | | | | | | | |ДПО (ПК) С | | | | | | | | | |"Мордовский | | | | | | | | | |республиканский| | | | | | | | | |институт | | | | | | | | | |образования" | | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |19.|Создание и реализация |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |моделей этнокультурного | |образования |бюджет | | | |образования детей | |Республики |Республики | | | |дошкольного возраста | |Мордовия, |Мордовия | | | | | |Министерство по| | | | | | |национальной | | | | | | |политике | | | | | | |Республики | | | | | | |Мордовия во | | | | | | |взаимодействии | | | | | | |с Поволжским | | | | | | |центром культур| | | | | | |финно-угорских | | | | | | |народов | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |20.|Организация и проведение |2012, 2013|Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |республиканского конкурса| |образования |бюджет | | | |на лучшую модель | |Республики |Республики | | | |этнокультурного | |Мордовия, |Мордовия | | | |образования в дошкольных | |Министерство по| | | | |образовательных | |национальной | | | | |учреждениях | |политике | | | | | | |Республики | | | | | | |Мордовия во | | | | | | |взаимодействии | | | | | | |с Поволжским | | | | | | |центром культур| | | | | | |финно-угорских | | | | | | |народов | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |21.|Создание и реализация |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |модели формирования | |образования |бюджет | | | |культуры безопасного | |Республики |Республики | | | |образа жизни | |Мордовия |Мордовия | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |22.|Приобретение оборудования|2012-2014 |Министерство |республиканский| 2,377| 0,6885| 0,6885| 1,00| | |для внедрения | |образования |бюджет | | | | | | |здоровьесберегающих | |Республики |Республики | | | | | | |технологий и технологий | |Мордовия |Мордовия | | | | | | |компенсирующего обучения | | | | | | | | | |в систему дошкольного | | | | | | | | | |образования | | | | | | | | |———|—————————————————————————|———————————|——————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |23.|Приобретение оборудования| 2012-2014 |Министерство |федеральный | 8,7152| 8,7152| | | | |для оснащения вновь | |образования |бюджет | | | | | | |созданных мест в | |Республики |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |дошкольных | |Мордовия |республиканский| 4,3115| 2,0| 2,3115| | | |образовательных | | |бюджет | | | | | | |учреждениях | | |Республики | | | | | | | | | |Мордовия | | | | | |———|—————————————————————————|———————————|——————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |24.|Разработка |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |программно-методического | |образования |бюджет | | | |обеспечения по | |Республики |Республики | | | |образовательным областям | |Мордовия во |Мордовия | | | |основной | |взаимодействии | | | | |общеобразовательной | |с органами | | | | |программы дошкольного | |местного | | | | |образования | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |25.|Создание и реализация |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |моделей образования детей| |образования |бюджет | | | |старшего дошкольного | |Республики |Республики | | | |возраста, обеспечивающих | |Мордовия во |Мордовия | | | |выравнивание их стартовых| |взаимодействии | | | | |возможностей для обучения| |с органами | | | | |в начальной школе | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Итого по задаче 3: |федеральный | 8,7152| 8,7152| | | | |бюджет | | | | | | |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |республиканский|17,6785| 2,6885| 3,0| 11,99| | |бюджет | | | | | | |Республики | | | | | | |Мордовия | | | | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Задача 4. Формирование преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |26.|Разработка модели |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |выпускника дошкольного | |образования |бюджет | | | |образовательного | |Республики |Республики | | | |учреждения с учетом | |Мордовия во |Мордовия | | | |ожиданий начальной школы | |взаимодействии | | | | | | |с органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |27.|Заключение договоров |2012-2014 |Министерство |местные бюджеты|в рамках текущего финансирования | | |между учреждениями | |образования |и | | | |дошкольного и начального | |Республики |республиканский| | | |общего образования на | |Мордовия во |бюджет | | | |подготовку детей по | |взаимодействии |Республики | | | |заданной программе | |с органами |Мордовия | | | |обучения и развития | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |28.|Разработка |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |программно-методического | |образования |бюджет | | | |обеспечения по | |Республики |Республики | | | |образовательным областям | |Мордовия во |Мордовия | | | |основной | |взаимодействии | | | | |общеобразовательной | |с ФГБОУ ВПО | | | | |программы дошкольного | |"Мордовский | | | | |образования | |государственный| | | | | | |педагогический | | | | | | |институт имени | | | | | | |М.Е.Евсевьева" | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |29.|Повышение квалификации |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |педагогических работников| |образования |бюджет | | | |дошкольных | |Республики |Республики | | | |образовательных | |Мордовия |Мордовия | | | |учреждений в соответствии| | | | | | |с федеральными | | | | | | |государственными | | | | | | |требованиями | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |30.|Создание и реализация |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |моделей образования детей| |образования |бюджет | | | |старшего дошкольного | |Республики |Республики | | | |возраста, обеспечивающих | |Мордовия |Мордовия | | | |выравнивание их стартовых| | | | | | |возможностей для обучения| | | | | | |в начальной школе | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Итого по задаче 4: |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |бюджет | | | |Республики | | | |Мордовия | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Задача 5. Повышение имиджа и финансовой привлекательности сферы дошкольного образования с целью привлечения | |в отрасль профессиональных и высококвалифицированных работников | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |31.|Повышение |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |профессионального уровня | |образования |бюджет | | | |кадрового состава | |Республики во |Республики | | | |дошкольных | |взаимодействии |Мордовия | | | |образовательных | |с органами | | | | |учреждений | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |32.|Проведение |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |профессионального | |образования |бюджет | | | |конкурса педагогов | |Республики |Республики | | | |дошкольных | |Мордовия во |Мордовия | | | |образовательных | |взаимодействии | | | | |учреждений "Воспитатель | |с органами | | | | |года" | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |33.|Совершенствование системы|2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |опережающей непрерывной | |образования |бюджет | | | |подготовки педагогических| |Республики |Республики | | | |кадров дошкольных | |Мордовия |Мордовия | | | |образовательных | | | | | | |учреждений, способных к | | | | | | |инновационной | | | | | | |деятельности в | | | | | | |поликультурном социальном| | | | | | |пространстве (разработка | | | | | | |программ повышения | | | | | | |квалификации и проведение| | | | | | |курсов по актуальным | | | | | | |проблемам дошкольного | | | | | | |образования) | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Итого по задаче 5: |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |бюджет | | | |Республики | | | |Мордовия | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Задача 6. Определение механизмов квалифицированного социально-педагогического и психолого-педагогического | |сопровождения семей | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |34.|Развитие социального |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |партнерства с | |образования |бюджет | | | |учреждениями | |Республики |Республики | | | |здравоохранения по | |Мордовия во |Мордовия | | | |вопросам помощи семье | |взаимодействии | | | | | | |с органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |35.|Развитие сети |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |консультационных | |образования |бюджет | | | |пунктов сопровождения | |Республики |Республики | | | |семьи по различным | |Мордовия во |Мордовия | | | |вопросам воспитания | |взаимодействия | | | | | | |с органами | | | | | | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |36.|Развитие социального |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |партнерства с | |образования |бюджет | | | |учреждениями | |Республики |Республики | | | |здравоохранения по | |Мордовия, |Мордовия | | | |вопросам помощи семье, | |Министерство | | | | |организации работы с | |здравоохранения| | | | |детьми, не охваченными | |Республики | | | | |организованными формами | |Мордовия | | | | |дошкольного | | | | | | |образования, | | | | | | |профилактики и | | | | | | |коррекции здоровья | | | | | | |детей | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Итого по задаче 6: |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |бюджет | | | |Республики | | | |Мордовия | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Задача 7. Создание ассоциации педагогических работников сферы дошкольного образования как площадки для | |обобщения и распространения инновационного опыта работы | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |37.|Создание ресурсных |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |центров по различным | |образования |бюджет | | | |направлениям развития | |Республики |Республики | | | |детей дошкольного | |Мордовия во |Мордовия | | | |возраста на базе ведущих | |взаимодействии | | | | |дошкольных | |с органами | | | | |образовательных | |местного | | | | |учреждений | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |38.|Подготовка методических |2012-2013 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |рекомендаций для | |образования |бюджет | | | |педагогов дошкольных | |Республики |Республики | | | |образовательных | |Мордовия во |Мордовия | | | |учреждений по разработке | |взаимодействии | | | | |основной | |с ФГБОУ ВПО | | | | |общеобразовательной | |"Мордовский | | | | |программы дошкольного | |государственный| | | | |образования, в том числе | |педагогический | | | | |в части, формируемой | |институт имени | | | | |участниками | |М.Е.Евсевьева" | | | | |образовательного процесса| | | | | | |с учетом региональных, | | | | | | |национальных особенностей| | | | | | |и особенностей | | | | | | |образовательных | | | | | | |учреждений | | | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |39.|Разработка основы для |2012-2014 |Министерство |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |электронной поддержки | |образования |бюджет | | | |деятельности | |Республики |Республики | | | |педагогических работников| |Мордовия во |Мордовия | | | |по распространению | |взаимодействии | | | | |передового опыта | |с органами | | | | |деятельности | |местного | | | | | | |самоуправления | | | |———|—————————————————————————|——————————|———————————————|———————————————|———————————————————————————————————| |Итого по задаче 7: |республиканский|в рамках текущего финансирования | | |бюджет | | | |Республики | | | |Мордовия | | |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| |Всего по Программе: |федеральный | 8,7152| 8,7152| | | | |бюджет | | | | | | |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |республиканский| 159,| 65,4925| 82,1608| 11,99| | |бюджет | 6433| | | | | |Республики | | | | | | |Мордовия | | | | | | |———————————————|———————|—————————|————————|————————| | |местные бюджеты| 3443,3| 745,2| 1321,3| 1376,8| |————————————————————————————————————————————————————————|———————————————|———————|—————————|————————|————————| Приложение 3 к Республиканской целевой программе развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы Методика оценки эффективности Программы Описание социальных и экономических последствий реализации Программы основано на использовании комплекса взаимосвязанных показателей результативности и эффективности. Показатели результативности позволяют охарактеризовать полноту достижения целей и задач Программы в предусмотренные сроки и включают следующие группы индикаторов: индикаторы целей Программы, которые отражают конечный результат деятельности и характеризуют эффект для внешних потребителей от государственных услуг; индикаторы задач Программы, которые отражают непосредственный результат деятельности и характеризуют объем и качество государственных услуг; индикаторы мероприятий Программы. Показатели результативности Программы характеризуют прогресс в достижении целей Программы и реализации мероприятий, отвечают требованиям точности и объективности. Применяемые индикаторы основываются на уже существующих программах сбора информации. Источниками информации для расчета показателей результативности являются внутренняя отчетность Министерства образования Республики Мордовия и данные официальной статистики, что допускает возможность проверки точности полученных данных в процессе независимого мониторинга и оценки Программы. Показатели результативности отражают существо измеряемых характеристик, что обеспечивает однозначность их понимания как специалистами, так и конечными потребителями услуг, включая индивидуальных потребителей. В целях мониторинга отчетные данные должны представляться не реже одного раза в год и не позднее чем через 2-3 месяца после окончания отчетного периода. Эффективность расходования бюджетных средств является одной из характеристик эффективности реализации программных мероприятий и мерой соотношения полученных результатов и средств, направленных на реализацию Программы. При проведении оценки эффективности расходования бюджетных средств осуществляется расчет и анализ динамики следующих аналитических показателей: 1) экономическая эффективность - соотношение непосредственного результата деятельности, планируемого для достижения в рамках тактических задач, программных мероприятий, с затратами на его достижение. Экономическая эффективность равна отношению показателя непосредственного результата деятельности к сумме затрат (млн рублей); 2) социальная эффективность - соотношение общественно значимого эффекта деятельности (показателя конечного результата деятельности) с не посредственным показателем деятельности. Социальная эффективность равна отношению показателя конечного результата деятельности к показателю непосредственного результата деятельности; 3) социально-экономическая эффективность - соотношение величины достигнутого в результате реализации Программы конечного общественно значимого результата с величиной затрат на его достижение. Социально-экономическая эффективность равна отношению показателя конечного результата деятельности к сумме затрат (млн рублей). Оценка эффективности реализации Программы основывается на данных о динамике плановых и фактически достигнутых показателей деятельности, а также затратах в разрезе мероприятий Программы. Для выявления степени достижения запланированных результатов и намеченных целей фактически произведенные затраты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. Для выявления степени достижения запланированного уровня затрат фактически достигнутые результаты сопоставляются с их плановыми значениями, с формированием абсолютных и относительных отклонений. Сводная оценка эффективности деятельности Министерства образования Республики Мордовия делается на основе оценки реализации программных мероприятий по сравнению с заданными Правительством Республики Мордовия базовыми показателями на планируемый период. Оценка эффективности деятельности Министерства образования Республики Мордовия по выполнению каждого установленного показателя учитывает динамику данного показателя за предыдущие 2 года и рассчитывается по формуле: n Oi Pi Oi Ii = __ + __ - 2 x __, где: Ni Ri Pi n Ii - индикатор эффективности деятельности Министерства образования Республики Мордовия по реализации i-го показателя в относительных единицах; Ni - утвержденное значение i-го показателя на отчетный период; Oj - фактическое значение i-го показателя за отчетный период; Pi - значение i-го показателя за аналогичный период прошлого года; Ri - значение i-го показателя за период, предшествующий прошлому. Для новых задач, в случае отсутствия аналогичных плановых показателей за предыдущие годы, используется упрощенная формула: n Oi Ii = __. Ni Приложение 4 к Республиканской целевой программе развития дошкольного образования в Республике Мордовия на 2012-2014 годы Условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования для муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования 1. Целью предоставления субсидий является создание условий для оказания качественных образовательных услуг учреждениями дошкольного образования. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|