Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 13.05.2005 № 182аПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 мая 2005 г. N 182а г. Саранск Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Мордовия от 27.01.2014 г. N 10 О Сценарных условиях функционирования экономики Республики Мордовия в 2006 году и на период до 2008 года и Основных показателях социально - экономического развития Республики Мордовия на 2006-2008 годы Во исполнение постановления Правительства Республики Мордовия от 27 апреля 2005 г. N 164 "О разработке прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия на 2006 год и проекта закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2006 год", параметров прогноза социально-экономического развития Республики Мордовия до 2008 года и перспективного финансового плана до 2008 года" Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Одобрить разработанные Министерством экономики Республики Мордовия Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2006 году и на период до 2008 года и Основные показатели социально-экономического развития Республики Мордовия на 2006-2008 годы (приложения 1-2). 2. Поручить исполнительным органам государственной власти и рекомендовать администрациям муниципальных образований Ковылкино, Рузаевка, районов и г. Саранска Республики Мордовия при разработке прогнозов социально-экономического развития на 2006-2008 годы руководствоваться вышеуказанными Сценарными условиями. 3. Министерству финансов Республики Мордовия при разработке проекта закона Республики Мордовия "О республиканском бюджете на 2006 год" и перспективного финансового плана до 2008 года руководствоваться указанными Основными показателями социально-экономического развития Республики Мордовия на 2006-2008 годы. Председатель Правительства Республики Мордовия В. ВОЛКОВ Приложение 1 к постановлению Правительства Республики Мордовия от 13 мая 2005 г. N 182а Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2006 году и на период до 2008 года Сценарные условия функционирования экономики Республики Мордовия в 2006 году и на период до 2008 года (далее - Сценарные условия) разработаны на основе анализа состояния и тенденций социально-экономического развития республики за предшествующий период и основных направлений социально-экономической политики Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Мордовия на среднесрочную перспективу в соответствии с задачами, поставленными в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Главы Республики Мордовия Государственному Собранию. Сценарные условия определяют основные целевые параметры, приоритеты и направления социально-экономического развития республики в прогнозируемый период с учетом внешних и внутренних условий и факторов экономического развития. Сценарные условия предусматривают выполнение намеченных обязательств по удвоению к 2009 году валового регионального продукта республики и сокращению в 2 раза уровня бедности. Основные тенденции социально-экономического развития Республики Мордовия в 2000-2005 годах в сравнении с Российской Федерацией В экономике республики в последние годы сформировались устойчивые позитивные тенденции, о чем свидетельствует положительная динамика основных макроэкономических показателей, по большинству из которых республика опережает среднероссийские темпы. Улучшились показатели финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности, увеличились налоговые поступления в бюджетную систему, выросли реальная заработная плата и реальные располагаемые денежные доходы населения. По уровню социально-экономического развития (по комплексной оценке Минэкономразвития России) республика входит в группу регионов Российской Федерации с уровнем развития ниже среднего (до 2003 года входила в группу регионов с низким уровнем развития). За период с 2000 по 2004 год валовой региональный продукт республики увеличился в 1,6 раза, в России (ВВП) - в 1,4 раза, объем промышленного производства и инвестиции в основной капитал в 2 раза, в России - соответственно в 1,4 и 1,7 раза, объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств увеличился за этот период на 13 процентов. Вырос внешнеторговый оборот (в 2,4 раза), получил развитие малый бизнес. В 2,2 раза возросла реальная заработная плата, в России - в 2 раза, в 1,5 раза увеличились реальные располагаемые денежные доходы населения, в 1,4 раза - оборот розничной торговли. Основные показатели социально-экономического развития Республики Мордовия и России (в % к предыдущему году) ----------------------------------T------T------T------T------T------¬ ¦ Наименование показателей ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦ ¦ ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ год ¦ +-----------------------------T---+------+------+------+------+------+ ¦ВРП ¦РМ ¦ 109,8¦ 107,0¦ 108,6¦ 112,9¦108,4*¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦ВВП ¦РФ ¦ 110,0¦ 105,1¦ 104,7¦ 107,3¦107,2*¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Индекс потребительских цен в ¦РМ ¦ 125,9¦ 126,1¦ 118,6¦ 112,7¦ 113,1¦ ¦среднем за год +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 120,2¦ 118,6¦ 115,8¦ 113,7¦ 110,9¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Производство продукции ¦РМ ¦ 119,0¦ 110,5¦ 109,9¦ 122,8¦ 113,5¦ ¦промышленности +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 111,9¦ 104,9¦ 103,7¦ 107,0¦ 107,3¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Производство продукции ¦РМ ¦ 109,9¦ 102,2¦ 101,9¦ 103,6¦ 95,4¦ ¦сельского хозяйства +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 107,7¦ 107,5¦ 101,5¦ 101,5¦ 101,6¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Инвестиции в основной капитал¦РМ ¦ 107,3¦ 135,6¦ 124,3¦ 103,4¦ 100,4¦ ¦ +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 117,4¦ 110,0¦ 102,8¦ 112,5¦ 110,9¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Реальные располагаемые ¦РМ ¦ 104,4¦ 108,8¦ 112,1¦ 110,7¦ 106*¦ ¦денежные доходы населения +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 112,0¦ 108,7¦ 111,0¦ 113,7¦108,4*¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Реальная среднемесячная ¦РМ ¦ 113,1¦ 117,1¦ 126,0¦ 118,0¦ 109,1¦ ¦начисленная заработная плата +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 120,9¦ 119,9¦ 116,2¦ 110,9¦ 110,6¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Доля безработных в общей ¦РМ ¦ 2,1¦ 2¦ 1,9¦ 1,8¦ 2,0¦ ¦численности экономически +---+------+------+------+------+------+ ¦активного населения (уровень ¦РФ ¦ 1,4¦ 1,6¦ 2,1¦ 2,3¦ 2,3¦ ¦безработицы на конец периода)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Оборот розничной торговли ¦РМ ¦ 102,0¦ 100,3¦ 102,9¦ 115,3¦ 111,4¦ ¦ +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 109,0¦ 110,9¦ 109,2¦ 108,4¦ 112,5¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Объем платных услуг населению¦РМ ¦ 94,7¦ 96,0¦ 98,0¦ 108,2¦ 107¦ ¦ +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 104,7¦ 101,6¦ 103,7¦ 106,7¦ 107¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Экспорт товаров ¦РМ ¦ 125,8¦ 151,5¦ 113,6¦ 87¦ 219,5¦ ¦ +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 139,0¦ 97,0¦ 105,3¦ 126,7¦ 135¦ +-----------------------------+---+------+------+------+------+------+ ¦Импорт товаров ¦РМ ¦ 102,1¦ 116,1¦ 104,9¦ 115¦ 117¦ ¦ +---+------+------+------+------+------+ ¦ ¦РФ ¦ 113,5¦ 119,8¦ 113,4¦ 123,8¦ 126,6¦ L-----------------------------+---+------+------+------+------+------- *предварительные данные В 2004 году по предварительной оценке ВРП республики увеличился по сравнению с предыдущим годом на 8,4% и составил более 45 млрд рублей. В России прирост ВВП составил 7,1 процента. Основной вклад в прирост ВРП обеспечил промышленный комплекс республики, произведено промышленной продукции на сумму 36,7 млрд рублей с индексом роста физического объема производства 113,5 процента (в России - 107,3%). По индексу роста промышленного производства республика сохранила лидирующее положение в ПФО и заняла 11 место среди регионов Российской Федерации. Определяющая роль в увеличении объемов промышленного производства принадлежит процессам его модернизации на основе реализации инвестиционных проектов предприятий, предусматривающих как техническое переоснащение имеющихся производств, так и создание новых. Наибольший прирост обеспечен предприятиями машиностроительного комплекса - на 20,3% (химическое и нефтехимическое машиностроение - в 1,4 раза, автомобильная промышленность - в 1,3 раза), пищевой промышленности - на 11,2% (пивоваренная - в 1,5 раза, макаронная - в 1,3 раза, мясная - на 10%), промышленности строительных материалов - на 10,6%, медицинской промышленности - на 10 процентов. Инвестиции в основной капитал в 2004 году составили более 10 млрд рублей. Доля инвестиций в валовом региональном продукте республики увеличилась с 13% в 2000 году до 23% в 2004 году, в валовом внутреннем продукте Российской Федерации доля инвестиций составила 16 процентов. Объем инвестиций в основной капитал в расчете на одного жителя достиг к началу 2005 года 11,9 тыс. рублей. Значительно возросли объемы привлекаемых иностранных инвестиций. В 2004 году они составили 35 млн долл. США при 19,6 млн долл. США в 2002 году и 23 млн долл. США в 2003 году. По величине иностранных инвестиций в расчете на одного жителя Республика Мордовия заняла 4 место в ПФО, уступая Самарской, Пермской областям и Республике Татарстан. Возросли инвестиции, направляемые в машиностроение и металлообработку (в 2004 году рост составил 114%), электроэнергетику (в 1,7 раза), промышленность строительных материалов (в 1,6 раза), пищевую (120%), сельское хозяйство (135%). В целом на отрасли, производящие промышленные и потребительские товары, приходилось 52% всех капитальных вложений. Среди отраслей, оказывающих услуги населению, наибольшие объемы инвестиций были направлены на развитие транспорта (около 13%), жилищно-коммунальное хозяйство (11%), здравоохранение, физическую культуру, социальное обеспечение (по 9%), связь (более 6%). Осуществлялось строительство объектов социальной и производственной инфраструктуры. Из федерального и республиканского бюджетов на эти цели в 2004 году было направлено около 1,5 млрд рублей государственных капитальных вложений. Введено в эксплуатацию за счет всех источников финансирования 156 тыс. кв. метров жилых домов. Проложено 456 км. газовых сетей, построены и сданы в эксплуатацию 6 общеобразовательных школ на 454 ученических места, новый лечебный корпус на 110 коек в с. Теньгушево, роддом в г. Инсар на 30 коек. Введены спортивные сооружения: многофункциональный спорткомплекс "Мордовия", стадион "Старт", завершена реконструкция 1 очереди спортивного зала государственного учреждения дополнительного образования детей "Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва по борьбе" в г. Саранске. В аграрном секторе экономики валовая продукция сельского хозяйства составила 13,7 млрд рублей. Собрано 632 тыс. тонн зерна (в весе после доработки) при урожайности 15,3 ц/га. Производство сахарной свеклы увеличилось в 1,6 раза и составило 241 тыс. тонн, урожайность в среднем по республике составила 217,8 ц/га. Производство скота и птицы (в живом весе) во всех категориях хозяйств выросло на 5 процентов. В 2004 году на финансовую поддержку сельхозтоваропроизводителей по различным каналам направлено 2,6 млрд рублей (в 2003 г. - 2,0 млрд руб.), в том числе 374,2 млн рублей из республиканского бюджета Республики Мордовия. Выделен товарный кредит на сумму 1402 млн рублей, в т.ч. 406 млн рублей через ГУ "Мордовская продовольственная корпорация" и 996 млн рублей через ГУП Республики Мордовия "Развитие села". Привлечено кредитов банков на льготных условиях около 865 млн рублей. Выручка от реализации сельскохозяйственной продукции в общественном секторе составила около 4 млрд рублей, в 1,3 раза выше уровня предыдущего года. В целом сельскохозяйственные предприятия завершили год с положительным финансовым результатом - более 400 млн рублей прибыли. Обеспечен прирост объемов производства скота и птицы в сельхозпредприятиях и вновь организованных фермерских хозяйствах на 7,5% (в основном за счет производства свинины). Перерабатывающим предприятиям поставлено 42 тыс. тонн мяса или 106% к предыдущему году. Продуктивность дойного стада увеличилась на 5% или на 118 кг и составила 2615 кг молока. За счет увеличения товарности молока, его продажа заготовительным организациям составила около 166 тыс.тонн (102%). Республика сохраняет 1 место в ПФО по производству скота и птицы, молока и яиц в расчете на одного жителя. В перерабатывающей промышленности увеличились объемы производства основных видов продукции, в т.ч. колбасных изделий, сыров жирных, цельномолочной продукции, сахара - песка, кондитерских изделий, муки, макаронных изделий, пива, спирта. Осуществлялась реконструкция и модернизация перерабатывающих предприятий. Продолжилось развитие предпринимательского сектора экономики. За 2004 год малыми предприятиями выпущено продукции и оказано услуг на сумму 3,3 млрд рублей, что на 27% превысило уровень 2003 года. Доля отраслей промышленности и строительства в общем объеме выпуска малых предприятий составила более 40 процентов. Положительная динамика выпуска товаров (работ, услуг) малыми предприятиями повлияла на повышение среднемесячной заработной платы работников и увеличение налоговых поступлений. Укрепляется кадровый потенциал малых предприятий. Численность работающих в 2004 году увеличилась к предыдущему году в 1,2 раза и составила 21,8 тыс. человек. Улучшились показатели внешнеэкономической деятельности. Внешнеторговый оборот увеличился к 2003 года в 1,6 раза и составил около 124 млн долл. США, в том числе экспорт - в 2,2 раза (75 млн долл. США), импорт - в 1,2 раза (48,8 млн долл. США). Сальдо внешнеторгового баланса составило 26,5 млн долл. США. Наибольшую долю в поставках продукции на экспорт занимает ОАО "Рузхиммаш" - более 52 процентов (40 млн долл. США). На ОАО "Сарансккабель" приходится 6% всего экспорта республики, ОАО "Лисма" - 5%, ОАО "Саранский завод "Резинотехника" - 4,4%, ОАО "Биохимик" - 3,6 процента. Положительная деятельность многих предприятий реального сектора экономики позволила улучшить финансовые показатели. В 2004 году сальдированный финансовый результат работы крупных и средних организаций республики (включая предприятия сельского хозяйства) составил 1,6 млрд рублей прибыли и увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,5 раза. Улучшились платежные отношения. По состоянию на 1 января 2005 года просроченная кредиторская задолженность крупных и средних предприятий республики снизилась по сравнению с 1 января 2004 года на 15% и составила 5,3 млрд рублей. Наблюдалось снижение удельного веса просроченной дебиторской и кредиторской задолженностей в их общей сумме. Доля просроченной кредиторской задолженности по состоянию на 1 января 2005 года составила 32,1% против 37,7% на 1 января 2004 года, доля просроченной дебиторской - соответственно 22% против 30 процентов. Поступило налогов и сборов во все уровни бюджетов 33 млрд рублей, что в 1,6 раза больше уровня предыдущего года. Собственные доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия составили 17,8 млрд рублей и превысили уровень 2003 года в 3,2 раза (прогноз выполнен на 105,3%), собственные доходы республиканского бюджета - 13,6 млрд рублей, т.е. увеличились к предыдущему году в 4,4 раза. Продолжилась позитивная динамика в сфере оплаты труда, в 2004 году номинальная начисленная среднемесячная заработная плата составила 4014 рублей, реальная заработная плата - 109,1% при 110,9% по России. Реальные денежные доходы населения увеличились на 6 процентов. Положительной динамикой характеризовалось развитие потребительского рынка республики. Оборот розничной торговли увеличился по сравнению с 2003 годом на 11 процентов, что обеспечено в основном за счет предприятий организованной торговли. Ситуация на рынке труда характеризовалась некоторым увеличением численности официально зарегистрированных безработных, которая по состоянию на 1 января 2005 года составила 8,5 тыс. человек или 2% к экономически активному населению. В текущем году сохраняются основные позитивные тенденции в развитии экономики и социальной сферы, сложившиеся в предыдущие годы. В промышленном комплексе положительную динамику сохраняют предприятия: ОАО "Рузхиммаш", ОАО "Сарансккабель", ОАО "Электровыпрямитель", ОАО "Станкостроитель", ОАО "Медоборудование", ОАО "САН Интербрю" Саранский филиал, ОАО "Ламзурь С", ООО "МПК "Атяшевский", ЗАО "МПК "Торбеевский" и ряд других. По оценке, объем промышленного производства в 2005 году увеличится по сравнению с предыдущим годом на 11,7 процента, прирост инвестиций в основной капитал составит 6,7 процента. В агропромышленном комплексе республики (при благоприятных условиях в растениеводстве) предполагается рост валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств на 3,0%, предусматривается произвести во всех категориях хозяйств более 1 млн тонн зерна, скота и птицы (в живом весе) - 108,5 тыс. тонн, молока - 417,6 тыс. тонны. Сохранение основных положительных тенденций в экономике республики позволит обеспечить повышение реальной заработной платы в 2005 году на 13,9 процента. Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся на 9,3 процента. Оборот розничной торговли по оценке возрастет на 8,5 процента к предыдущему году и составит около 18,5 млрд рублей. Вместе с тем, наряду с положительными результатами в экономике, существует ряд проблем, сдерживающих социально-экономическое развитие республики. Медленно снижается энерго- и материалоемкость производства. У ряда предприятий отмечается рост издержек, что отрицательно сказывается на конкурентоспособности продукции. Серьезной проблемой остается износ основных фондов. В целом по отраслям экономики он составляет более 40%, в промышленности - 55%, в сельском хозяйстве - 44 процента. Сохраняется убыточность организаций, их удельный вес от общего количества организаций в 2004 году составил 40,7 процента (против 43,7% за 2003 год, в том числе в промышленности - 40% против 40,2%). Несмотря на активизацию экспортной деятельности, остается невысокой доля экспортоориентированной продукции по отношению к произведенной, и составляет около 6 процентов. Величина инвестиций в основной капитал и темпы их роста (2004 год - 100,4% при 110,9% в России) пока еще не соответствуют реальным потребностям обновления и модернизации экономики. Существует необходимость в расширении финансовых источников капитальных вложений, прежде всего за счет роста доходов и накоплений предприятий реального сектора, привлечения сбережений населения на инвестиционные цели, а также создания благоприятных условий для привлечения прямых иностранных и российских инвестиций. Не все задачи решены в агропромышленном комплексе. Сохраняется ряд негативных тенденций и проблем, отрицательно сказывающихся на финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных предприятий. Не выполнен прогноз по производству зерна. Производство молока в сельхозпредприятиях сократилось на 2 процента к 2003 году или на 4,3 тыс. тонн, что связано с сокращением дойного стада по сравнению с предыдущим годом на 7,6 тыс. голов и невысокой продуктивностью - 2615 кг. Численность КРС, в том числе коров в сельхозпредприятиях и вновь организованных фермерских хозяйствах сократилась на 9% или на 20,7 и 7,8 тыс. голов соответственно, свиней - на 7% и на 7,2 тыс. голов. Сложились низкие показатели привесов и выхода молодняка. Среднесуточный привес КРС составил 363 гр., свиней - 234 гр., средний вес одной реализованной головы КРС - 348 кг (в 2003 г. - 349 кг), свиней - 98 кг (в 2003 г. - 102 кг). От 100 коров получено 67 голов телят, на 100 основных свиноматок приходится 1132 головы поросят. Наблюдалось снижение закупок животноводческой продукции в хозяйствах населения: скота - на 28%, молока - на 2 процента. К наиболее актуальным проблемам развития сельской территории относятся недостаточность социальной и производственной инфраструктуры, сопоставимой с городским уровнем, необходимость дальнейшего совершенствования материально-технической базы сектора: обновление техники, животноводческих помещений, сохранение и эффективное использование земельных ресурсов. В целях преодоления недостатков в сельскохозяйственном производстве намечается продолжить техническое перевооружение отрасли, внедрение новых энергосберегающих технологий, развитие племенной базы животноводства, совершенствование производственной структуры путем интеграции и кооперации производства. В плане финансового оздоровления низкорентабельных и убыточных хозяйств необходимо осуществлять реформирование сельскохозяйственных предприятий путем их объединения с более сильными сельскохозяйственными предприятиями и состоятельными инвесторами. Важным направлением является развитие предпринимательского сектора экономики. К проблемам развития малого предпринимательства относятся: низкий уровень инвестиций в основной капитал, недостаточное развитие инфраструктуры бизнеса в районах республики, трудности доступа к производственным площадям, финансово-кредитным и информационным ресурсам для начинающих предпринимателей. Важной проблемой является старение и отток квалифицированных рабочих кадров. Низкой остается заработная плата. Сохраняется дифференциация в оплате труда работников различных отраслей экономики. Не ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате, которая по состоянию на 1 мая 2005 года составила более 119 млн рублей. Несмотря на положительную динамику, остаются нерешенные проблемы на потребительском рынке. Не удалось преодолеть территориальных различий в насыщенности розничной торговой сети потребительскими товарами. Недостаточно развивается торговое обслуживание в сельской местности. По объему товарооборота в расчете на 1 жителя республика занимает 13 место в ПФО, одной из причин является отсутствие в республике надлежащей инфраструктуры оптовой торговли. Требуют решения проблемы, касающиеся вопросов ухода от уплаты налогов и сборов отдельными представителями предпринимательских структур, нелегального оборота алкогольной продукции, качества и безопасности предлагаемых к продаже товаров. Одной из основных проблем на рынке труда является несоответствие профессиональной структуры безработных и структуры спроса работодателей на рабочую силу. Основные приоритеты социально-экономической политики республики в 2006 году и на период до 2008 года Прогноз развития экономики Республики Мордовия в среднесрочной перспективе разработан исходя из оценки экономического развития в 2004 и 2005 годах, с учетом прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития в прогнозируемый период в двух вариантах - пессимистическом, менее благоприятном, предполагающем более сдержанную динамику развития, и оптимистическом (базовом), ориентирующем на повышение инновационного потенциала и конкурентоспособности, опирающемся на структурные сдвиги в пользу высокотехнологичного и информационного секторов. Основные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу определены в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2004 и 2005 годы, которые рассматриваются как единая программа действий на ближайшее десятилетие. Это рост благосостояния населения, решение социальных задач на основе сохранения высоких темпов развития реального сектора экономики, обеспечения удвоения валового внутреннего продукта. При этом учитывается, что темпы развития экономики в республике должны быть выше среднероссийских в целях преодоления отставания по среднедушевым социально-экономическим показателям. На развитие экономики окажут влияние процессы интеграции и вступления России в ВТО, развитие торгово-экономического и политического сотрудничества, увеличение притока прямых инвестиций. Значительное влияние на экономические процессы оказывает демографическая ситуация. В Республике Мордовия продолжается процесс сокращения численности населения, начавшийся в 1992 году. Низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности привели к дальнейшему снижению численности населения. Численность населения к началу 2005 года составила 866,6 тыс. человек. Сокращение населения произошло за счет превышения числа умерших над числом родившихся (в 1,9 раза или на 7,1 тыс. чел.), а также за счет миграционной убыли (2,5 тыс. чел.). Согласно прогнозу демографическая обстановка в республике в прогнозируемый период будет продолжать ухудшаться. Общая численность населения к 2008 году составит 836,4 тыс. человек. При этом численный перевес пожилых людей над детьми будет увеличиваться, что предполагает увеличение демографической нагрузки на работающее население. Важнейшей задачей является снижение уровня смертности, увеличение продолжительности жизни людей. Показатель рождаемости в прогнозном периоде будет незначительно увеличиваться, а смертность стабилизируется на уровне 17 умерших в расчете на тысячу населения. Начиная с 2006 года численность населения трудоспособного возраста будет сокращаться, так как в эту возрастную группу начнут вступать поколения 90-х годов рождения, когда началось резкое снижение рождаемости, а выходить - многочисленные поколения родившихся в послевоенный период. Коэффициент демографической нагрузки лицами старше трудоспособного возраста (на 1000 лиц трудоспособного возраста) возрастет. Уменьшение трудоспособного населения отразится и на численности трудовых ресурсов республики. По прогнозу, к 2008 году трудовые ресурсы уменьшатся на 14,4 тыс. человек и их численность составит 519 тыс. человек. К 2008 году численность занятых в экономике составит 396,9 тыс. человек. Увеличение занятых ожидается в отраслях материального производства. Расширится спрос на квалифицированную рабочую силу по большинству профессиональных групп (особенно на рабочих высшей квалификации). В условиях роста численности экономически активного населения основной задачей остается недопущение роста безработицы. При этом механизм реализации данной задачи, в первую очередь, должен быть ориентирован на развитие процессов межотраслевого перераспределения рабочей силы с учетом расширяющихся возможностей подготовки и переподготовки кадров. Это позволит обеспечить эффективный уровень занятости трудоспособного населения. В 2005 году численность официально зарегистрированных безработных в среднем за год составит 7,7 тыс. человек (на 1 января и 1 мая 2005 года - 8,5 тыс. чел. и 8,1 тыс. чел. соответственно). Анализ сферы занятости и рынка труда показывает, что ситуация на рынке труда в республике к 2008 году останется стабильной. Уровень зарегистрированной безработицы не превысит 1,7 процента. Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка. Кроме того, перспективы дальнейшего экономического роста во многом определяются такими основными факторами, как снижение инфляции, рост инвестиционной и инновационной активности, существенное повышение качества и конкурентоспособности продукции. В 2005 году сводный индекс потребительских цен предполагается на уровне 13,5%, с последующим снижением до 8,6% в 2006 году и до 5,5-6% в 2008 году. Снижение темпов инфляции будет обеспечиваться за счет сдерживающей тарифной политики в сфере естественных монополий, ограничением повышения тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. Кроме того, на снижение инфляции окажет воздействие укрепление курса рубля. (Основные инфляционные риски связаны с тенденцией повышения тарифов населению за услуги ЖКХ и транспорт с темпом, опережающим предельный уровень роста тарифов естественных монополий). В соответствии со сценарными условиями развития Российской Федерации на основные товары естественных монополий (электроэнергию, грузовые тарифы железнодорожного транспорта) темпы роста цен не будут превышать целевой уровень инфляции. Средние оптовые цены на газ для потребителей будут расти более высокими темпами, чтобы обеспечить инвестиционные потребности для поддержания и развития инфраструктуры, ориентированной на внутренний рынок, сократить дисбаланс между ценами на отдельные виды топлива, стимулировать энергосбережение в экономике. В связи с этим оптимальный прогноз повышения оптовых цен на газ предполагается на уровне 14,5% в 2006 году, 11% - в 2007 году и 9% - в 2008 году, тарифов на электроэнергию - на 7,5% в 2006 году, на 6,5% в 2007 году, на 5% в 2008 году. Повышение тарифов для населения будет несколько выше, чем для промышленных потребителей. Среднесрочная политика повышения конкурентоспособности и эффективности экономики предусматривает: социальную политику, содействующую преодолению бедности, росту уровня жизни и доступности социальных благ; развитие секторов экономики, определяющих качество человеческого капитала, уровень технологического развития, состояние производственной инфраструктуры; содействие развитию конкурентоспособных территориально - производственных комплексов; реализация стратегии развития агропромышленного комплекса в целях повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли, обеспечения продовольственной безопасности; ускорение институциональных реформ, содействующих повышению конкурентоспособности и развитию малого бизнеса; обеспечение рациональной интеграции республики в общероссийский и международный рынки, включение республиканских товаропроизводителей в межрегиональные цепочки создания добавленной стоимости; решение проблем, связанных с развитием транспортной инфраструктуры, особенно необходимой для роста экспорта; перестройку системы государственного администрирования, включая оптимизацию функций государственного управления, повышение прозрачности и ответственности органов исполнительной власти перед гражданским обществом; развитие механизмов частно-государственного партнерства. Важнейшее значение имеет развитие инновационных секторов (новой экономики) науки и инноваций, информационных и коммуникационных технологий. Реализация этого направления позволит преодолеть несоответствие сложившегося инновационно-технологического комплекса запросам бизнеса, решить проблемы значительного отставания от развитых стран в этой области. Развитие человеческого капитала предусматривает развитие образования, здравоохранения, формирование рынка жилья и жилищно-коммунального хозяйства, развитие жилищного строительства. Эти сектора непосредственно влияют на достижение высокого и устойчивого экономического роста в средне- и долгосрочной перспективе, поскольку связаны с человеческой личностью и жизнедеятельностью человека. Основными направлениями промышленной политики на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) будут: укрепление роли и места промышленных предприятий Республики Мордовия в межрегиональном разделении труда, прежде всего, за счет повышения их рыночной конкурентоспособности в традиционно успешно освоенных секторах рынка (электротехническая отрасль, транспортное и химическое машиностроение, строительные материалы, пищевая промышленность) за счет оптимизации параметров "цена-качество", опережающих темпов обновления продукции, совершенствования маркетинговой политики, а также развития кооперационных связей; изменение структуры промышленного комплекса за счет опережающего развития производств, обеспечивающих глубокую переработку технологического сырья и материалов, ориентированных на выпуск современной конкурентоспособной продукции, прежде всего с высокой долей добавленной стоимости; реализация инновационных проектов, способствующих созданию новых производств, развитию высокотехнологичных и наукоемких отраслей; повышение бюджетной эффективности функционирования промышленных предприятий; укрепление социально-экономических возможностей предприятий, направленных на обеспечение качественного роста социального и экономического благосостояния работников, занятых в промышленности. Развитие промышленности будет определяться реализацией перспективных инвестиционных проектов обрабатывающих производств, в том числе по видам деятельности: "Производство транспортных средств и оборудования" (развитие вагоностроительного производства); "Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования" (расширение производства волоконно-оптических кабелей и кабелей связи, современных электронных компонентов и блоков на их основе, развитие телевизионного производства); "Производство пищевых продуктов, включая напитки" (развитие мясоперерабатывающих комплексов и молокоперерабатывающих предприятий и на их базе освоение производства новых видов кондитерских изделий, реконструкция спиртовых заводов, развитие солодовенного производства); "Производство прочих неметаллических минеральных продуктов" (расширение производства цемента, кирпича, создание производства фиброцементных плит). Продолжатся работы по оптимизации производственных мощностей, реструктуризации активов предприятий, поиску стратегических инвесторов, освоению перспективных видов продукции и новых производств, обеспечению новых сегментов спроса, а также проведению сертификации продукции. Активизируется деятельность предприятий по расширению кооперационных связей в производстве комплектующих изделий для производства продукции конечного передела (грузовых вагонов и прочей машиностроительной техники). Реализация проектов "Создание автоматической линии по производству железнодорожных тележек нового поколения для грузовых вагонов"; "Создание специализированного комплекса по производству крупногабаритного оборудования для нефтегазовой промышленности' позволит за период с 2006 по 2008 год увеличить объемы производства и реализации продукции химического и транспортного машиностроения в 1,6 раза. Осуществление проектов "Строительство завода по производству кабельно-проводниковой продукции", "Организация производства волоконно-оптических кабелей связи, встроенных в грозозащитный трос" и других обеспечит ОАО "Сарансккабель" с 2006 по 2008 год рост объемов отгрузки продукции в 1,9 раза. Перерабатывающие предприятия, производящие продукты питания, в прогнозируемый период сосредоточат свое внимание на решении задач по обеспечению населения республики качественными, конкурентоспособными продуктами питания. Продолжатся процессы кооперации и интеграции промышленных и сельскохозяйственных предприятий агропромышленного комплекса, создания условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, технического перевооружения, обеспечивающего производство продукции с высокими потребительскими свойствами. В 2006-2008 годах предусматривается обеспечить рост производства мяса и мясопродуктов в пределах 113% к уровню 2005 года, масла животного - 125%, сыров жирных - 107 процентов. Будут продолжены работы по внедрению прогрессивных технологий, наращиванию производства конкурентоспособных, экологически чистых строительных материалов и конструкций. К 2007 году загрузка производственных мощностей ОАО "Мордовцемент" и ОАО "Лато" (занимающих до 80% в объеме производства в целом по отрасли) по основным видам продукции достигнет максимального уровня, развитие производства строительных материалов в дальнейшем будет базироваться на выпуске стеновых материалов. В 2006 году выпуск цемента превысит оценку текущего года на 5%, стеновых материалов на 23%, сборного железобетона на 6 процентов. В 2007 году предусматривается выход ООО "Саранский завод лицевого кирпича" и ООО "Рузаевская керамика" на максимальный уровень производственной мощности - 25,0 млн шт. кирпича в год. В 2008 году в результате ввода новой технологической линии полусухого способа производства цемента в ОАО "Мордовцемент" мощностью 795 тыс. тонн в год его выпуск достигнет около 4 млн тонн в год. Намечается освоить производство фиброцементных плит в ОАО "Лато", кирпича методом вибропрессования в ЗАО "Ельниковская ДСПМК", пустотелого лицевого и декоративного силикатного кирпича в ОАО "Кирпич силикатный". Будут реализованы другие проекты по производству строительных материалов. Рост объемов производства строительных материалов прогнозируется в пределах 8-10% ежегодно. Основными задачами, стоящими перед энергетической отраслью республики на ближайшую и среднесрочную перспективу, являются: надежное и бесперебойное обеспечение хозяйственного комплекса республики энергоресурсами; создание оптимально-достаточной энергетической инфраструктуры для индустриального развития, жилищного строительства и развития социальной сферы; оптимизация уровня энерготарифов; обеспечение повсеместной реализации энергосберегающих мероприятий и проектов. Их реализация предусматривается за счет снижения собственных издержек предприятий энергетики, оптимизации соотношения электроэнергии собственной выработки и покупной, обеспечения безусловной текущей оплаты за потребленные энергоресурсы, в первую очередь внешним поставщикам, экономного и эффективного использования потребляемых энергоресурсов товаропроизводителями, жилищно-коммунальным хозяйством, бюджетной сферой и населением, эффективной и повсеместной реализации энергосберегающих мероприятий и проектов. Одновременно будет обеспечена эффективная и системная работа по реальному совершенствованию политики ценообразования, сдерживанию роста тарифов на энергоресурсы путем снижения удельных затрат на выработку электроэнергии, оптимизации затрат республиканского и местного бюджетов на энергоснабжение бюджетной сферы и населения, эффективной реализации мероприятий и проектов республиканской программы энергосбережения. Региональная энергетическая комиссия при регулировании тарифов на электро- и теплоэнергию в качестве ключевого фактора (источника) оптимизации (сдерживания роста) их уровня будет учитывать общесистемные резервы, заложенные в реформировании электроэнергетической отрасли. Созданные на базе реформированного ОАО "Мордовэнерго" самостоятельные технологически специализированные энергопредприятия будут обеспечивать улучшенные (по сравнению с дореформенными) параметры технической надежности и экономической эффективности региональной энергосистемы, существенно повысят свое финансово-экономическое положение и бюджетообразующую значимость для республики. Кроме того, в целях повышения энергоэффективности предполагается расширять практику внедрения (там, где это экономически оправданно) и развития автономных систем энерго- и теплоснабжения. В сложившихся условиях функционирования экономики динамика развития электроэнергетической отрасли объективно имеет более замедленные темпы роста объемов производства по сравнению с промышленностью в целом. Одновременно учитывая, что не менее 10% потребляемых электро- и теплоэнергии, газа предполагается ежегодно экономить за счет широкого и повсеместного внедрения энергосберегающих мероприятий, ежегодные прогнозируемые темпы роста объемов производства в энергетике будут составлять 100-102 процента. Исходя из принятых приоритетов развития, темпы роста промышленного производства в целом по республике составят по первому варианту: в 2006 году - 107,4%, в 2007 году - 106,1%, в 2008 году - 106,2%; по второму оптимистическому варианту: в 2006 году - 108,1%, в 2007 году - 108,2%, в 2008 году - 108,4 процента. Поддержка быстрого и устойчивого роста экономики требует повышения инвестиционной активности. Важными задачами являются повышение мотивации инвестирования собственного капитала в качественное технико-технологическое преобразование, расширение лизинговой деятельности, усиление инвестиционной направленности банковской сферы и укрепление кредитно-финансового потенциала инвестиционной деятельности, позволяющей аккумулировать долгосрочные инвестиционно-финансовые ресурсы. По второму базовому варианту номинальный объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования возрастет за период 2006-2008 годов в 1,6 раза, его реальный рост составит 1,2 раза, а среднегодовые темпы роста инвестиций - 7-8 процентов. Ожидается рост инвестиций в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт, связь, здравоохранение, физкультуру и спорт и т.д. Значительное внимание будет уделено развитию предприятий малого бизнеса, поддержке инвестиционных инициатив этого сектора экономики. Важным источником инвестиций в основной капитал останутся собственные средства организаций, которые преимущественно будут направляться на техперевооружение и реконструкцию предприятий, создание новых производств. В 2006-2008 годах предполагается увеличение на 33% объема собственных средств, направляемых в основной капитал, их доля в общем объеме инвестиций в 2008 году составит около 37 процентов, в том числе доля располагаемой прибыли - 18%, амортизации - 15 процентов. Предполагается увеличение в общем объеме инвестиций доли привлеченных средств, что будет обеспечиваться в основном за счет кредитов банков и иностранных инвестиций, компенсируя снижение доли бюджетных средств. Предусматривается более активное вовлечение в инвестиционный процесс дополнительных ресурсов банковской системы. Основной акцент в системе государственной поддержки будет сделан на механизм субсидирования уплаченных процентов за пользование кредитами российских кредитных организаций, направленными на осуществление наиболее эффективных инвестиционных проектов, реинвестирование средств за счет возврата финансовых ресурсов, выданных по линии казенного предприятия Республики Мордовия "Дирекция по реализации Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия", и использование механизма размещения облигационных займов предприятий. Будет применяться система предоставления субсидий на возмещение части лизинговых платежей предприятиям, приобретающим высокопроизводительное оборудование. Кроме того, будут привлекаться средства населения. Прогнозируется дальнейшее увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций, которые будут направлены на реализацию приоритетных инвестиционных проектов предприятий. Увеличатся поступления в действующие и вновь образуемые совместные предприятия путем взносов средств иностранными совладельцами в уставные капиталы. Дальнейшее развитие получит механизм лизинга в поставках зарубежного оборудования в республику. Будет продолжена работа по привлечению средств федерального бюджета на строительство объектов, входящих в состав федеральных целевых программ, включению республиканских объектов в Федеральную адресную инвестиционную программу на прогнозируемый год и в перечень объектов, финансирование которых будет осуществляться в рамках Федеральной целевой программы "Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации на 2002-2010 гг. и до 2015 года". Средства из республиканского бюджета преимущественно будут использоваться на развитие отраслей социальной сферы. Прогнозируется значительный рост инвестиций в жилищное строительство, в первую очередь за счет динамичного развития системы ипотечного жилищного кредитования, в том числе с привлечением зарубежных инвестиций, в частности Венгерской Республики. Наряду с этим предусматривается увеличить средства предприятий и организаций, направляемых в жилищное строительство. Активнее будет развиваться строительство жилья в сельской местности. Продолжится строительство социально значимых объектов: Республиканской клинической больницы, Сурского водовода, Мордовской национальной библиотеки им. А.С. Пушкина, Ледового дворца, Национального театра, Театра оперы и балеты и др. Развитие агропромышленного комплекса является одним из основных приоритетов социально-экономической политики республики. Основными направлениями развития агропромышленного комплекса являются: создание условий для расширенного воспроизводства, развитие производственного потенциала, совершенствование экономических условий обеспечения агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами на условиях лизинга; интеграция сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, обусловленная необходимостью согласованного и пропорционального развития всех звеньев по производству и переработке сырья; формирование реальных собственников земельных участков и имущества с высокой мотивацией их эффективного использования на базе перехода агропромышленного производства к многообразию форм владения, пользования и распоряжения собственностью; совершенствование системы поддержки агропродовольственного сектора за счет средств консолидированного бюджета, обеспечение отраслевой адресности субсидий, создание и развитие ипотечного кредитования в сельской местности, финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей. Предполагается разместить зерновые культуры на площади 437 тыс. гектаров. При условии их рационального размещения в севообороте, возможной концентрации посевов, в будущем году будет обеспечена урожайность не ниже 25,8 ц/га и валовой сбор зерна в количестве 1,13 млн тонн, в конце прогнозируемого периода (2008 год) соответственно 27,5 ц/га и 1,2 млн тонн. Предусматривается производство продовольственного зерна: пшеницы, ржи, пивоваренного ячменя, зернобобовых и крупяных культур. Предпочтение будет отдано высокоурожайным сортам пшеницы с высоким содержанием клейковины и пивоваренному ячменю с применением голландской технологии. Посевы сахарной свеклы будут размещены на площади в 11 тыс. га, за счет возделывания по индустриальной технологии прогнозируется получить урожайность в 285-290 ц/га. Валовое производство сахарной свеклы к 2008 году составит 320 тыс. тонн. Объем выпуска консервированного зеленого горошка на ОАО "Консервный завод "Саранский" намечается довести к 2008 году до 13 МУБ. Особое значение придается развитию животноводства. Предусматривается за счет улучшения племенной работы, полного охвата искусственным осеменением маточного поголовья, укрепления кормовой базы довести продуктивность молочного стада в среднем по республике в 2006 году до 3,0 тыс. кг, к 2008 году - до 3,5 тыс. кг молока от одной коровы. При прогнозируемой численности коров в 2006-2008 годах более 70 тыс. голов, производство молока в сельхозпредприятиях составит соответственно 220, 240 и 250 тыс. тонн. Будет продолжена работа по повышению эффективности производства мяса, совершенствованию системы выращивания и откорма скота. Намечается довести среднесуточные привесы крупного рогатого скота до 500 граммов в начале периода и до 700 граммов в конце периода, свиней - от 350 граммов и выше. Учитывая тенденцию снижения численности сельского населения в ближайшие годы в личных подсобных хозяйствах, заметного увеличения производства животноводческой продукции не прогнозируется. В 2006-2008 годах ежегодный объем производства молока в данной категории хозяйств предполагается в количестве 195 тыс. тонн, мяса - 52 тыс. тонн. Достижение прогнозируемых объемов производства продукции животноводства будет определяться дальнейшим развитием материально-технического обеспечения сельского хозяйства, темпами роста кормовой базы, рациональным и эффективным использованием сельскохозяйственных кормовых угодий, направлениями и уровнем селекционно-племенной работы со стадом, полным охватом искусственным осеменением молочного стада, подготовкой квалифицированных кадров. Намечаемые объемы производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств в основном позволят создать необходимую базу по обеспечению сырьем предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. В 2006 году предполагается поставить потребителям 295 тыс. тонн сахарной свеклы, 3 тыс. тонн зеленого горошка, 2 тыс. тонн конопли-соломки, 2,1 тыс. тонн подсолнечника на зерно, 60,8 тыс. тонн скота и птицы, в том числе 10 тыс. тонн - хозяйствами населения, 224,1 тыс. тонн молока, из них 38 тыс. тонн - личными подворьями. Намечается реализовать по линии организованных продаж 250 тыс. тонн зерна, в том числе 62 тыс. тонн пивоваренного ячменя, 100 тыс. тонн пшеницы. Перерабатывающими предприятиями предусматривается выработать и реализовать потребителям 16,6 тыс. тонн мяса и субпродуктов первой категории, 4,7 тыс. тонн масла животного, 6,1 тыс. тонн сыров жирных, 67 тыс. тонн цельномолочной продукции, 3,7 млн дал спирта из пищевого сырья, 2 млн дал водки и ликеро-водочных изделий, 40 тыс. дал. плодового вина, 15 млн дал пива, 26,2 тыс. тонн сахара-песка из сахарной свеклы, 23 тыс. тонн кондитерских изделий, 50 тыс. тонн муки, 6,5 тыс. тонн макаронных изделий. Прогнозируемые объемы производства сельскохозяйственной продукции обеспечат прирост валовой продукции во всех категориях хозяйств в 2006 году к оценке т.г. по первому варианту на 1,1%, по второму на 2,6 процента. В целом за период 2006-2008 годы прирост валовой продукции сельского хозяйства предполагается по первому варианту - на 5%, по второму - около 8 процентов. Развитие реального сектора экономики позволит продолжить позитивные преобразования в социальной сфере. В области доходов населения предусматривается удвоение в 2004-2008 годах заработной платы работников бюджетной сферы и трудовых пенсий. В 2005 году с 1 сентября предусмотрено повышение минимального размера оплаты труда до 800 рублей, с 1 мая 2006 года - до 1100 рублей. В целом за 2005-2008 годы среднемесячная заработная плата работников бюджетной сферы возрастет в 2 раза. К 2008 году предусматривается увеличение среднего размера трудовой пенсии в 2 раза по отношению к 2004 году (включая ее повышение с 1 марта 2005 года на 240 рублей). На рост заработной платы в прогнозируемом периоде окажут влияние усиление государственного регулирования трудовых отношений, экономический рост, полученный в результате реализации проектов Комплексной программы экономического и социального развития Республики Мордовия на 2006-2010 годы. Среднемесячная заработная плата увеличится к концу 2005 года до 5188,6 рублей, а в 2008 году по первому варианту - до 8091 рубля, по второму - до 8688,6 рублей. Реальные располагаемые денежные доходы населения составят в 2005 году 109,3 процента, а к 2008 году увеличатся по сравнению с 2004 годом в 1,3 - 1,4 раза. Социальные результаты экономического роста. Рост реальных денежных доходов населения в долгосрочной перспективе приведет к существенному сокращению уровня бедности населения. Доля лиц с денежными доходами ниже прожиточного минимума сократится с 31,7% в 2004 году до 15,9% в 2008 году. С учетом роста реальных доходов населения и мер по социальной поддержке малообеспеченных категорий населения в рассматриваемом прогнозном периоде предполагается создать предпосылки для постепенного сокращения дифференциации доходов населения по отдельным децильным группам граждан. Вместе с тем деформированная структура распределения доходов в основном сохранится и поэтому задача снижения масштабов бедности остается приоритетной. Основной задачей в развитии и функционировании потребительского рынка товаров и услуг является удовлетворение растущего платежеспособного спроса населения в необходимых товарах и услугах и повышение их качества. Приоритетными направлениями развития потребительского рынка товаров и услуг на 2006-2008 годы являются: дальнейшее развитие и совершенствование инфраструктуры розничной торговли, общественного питания, оптовой торговли и сферы услуг, усиление позиций организованного рынка; государственное регулирование оборота алкогольной продукции на внутреннем потребительском рынке; повышение насыщенности потребительского рынка товарами, расширение сферы услуг за счет привлечения частного предпринимательства; обеспечение безопасности и качества реализуемых товаров и оказываемых услуг, улучшение торгового и бытового обслуживания населения в сельской местности. В прогнозируемом периоде 2006-2008 годов динамика развития розничного товарооборота и его структура будет определяться, прежде всего, денежными доходами населения и уровнем потребительских цен. С учетом роста реальных денежных доходов населения по второму (базовому) варианту на 9,1% в 2006 году, 9% в 2007 году и 8,9% в 2008 году прирост объема розничного товарооборота во всех каналах реализации составит по 10% в 2006 и 2007 годах и 9,9% в 2008 году. На развитие внешней торговли Республики Мордовия будут оказывать влияние следующие факторы: развитие эффективных и перспективных экспортно-ориентированных отраслей и производств, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной (по цене и качеству) продукции, соответствующей требованиям международного рынка и сертификации продукции; эффективная работа маркетинговых служб предприятий; формирование и развитие инфраструктуры сферы внешнеэкономической деятельности; оказание предприятиям необходимой помощи в налаживании устойчивых связей с зарубежными контрагентами; совершенствование правового обеспечения внешних и межрегиональных связей. Предполагается, что при благоприятных внешних и внутренних условиях развития объем экспорта в 2006 году увеличится к предыдущему году на 8% и составит около 73 млн долл. США, объем импорта - на 7% за счет увеличения поставок современного высокопроизводительного и эффективного технологического оборудования, производимого в странах дальнего зарубежья и СЕТ, и достигнет 80 млн долл. США. В отраслевой структуре экспорта по-прежнему будет преобладать продукция машиностроительного комплекса - 60% всех поставок. География экспорта изменится незначительно, доминирующим останется сотрудничество со странами СНГ (до 70%) - Казахстан, Азербайджан. За период 2006-2008 годов прогнозируется обеспечить рост внешнеторгового оборота почти в 1,3 раза. Основными направлениями в межрегиональной политике на период 2006-2008 годы будут: дальнейшее закрепление достигнутых позиций и обеспечение роста объемов реализации продукции республиканских предприятий путем освоения новых экономических ниш с устойчивым спросом на продукцию, вовлечения в сотрудничество новых регионов Российской Федерации (основные регионы партнеры: Москва, Санкт-Петербург, Свердловская, Самарская, Пензенская, Нижегородская области); продолжение формирования эффективной товаропроводящей системы, одним из ключевых звеньев которой является сеть торговых представительств. Повышение эффективности деятельности существующих торговых представительств, оптимизация их структуры позволят обеспечить качественно новый уровень интеграции республики в систему международных и межрегиональных отношений, создать условия для стабильного экономического роста в условиях вхождения России в ВТО. В 2006 году межрегиональный товарооборот республики увеличится до 23 млрд рублей, прирост составит 27 процентов. Доля поставок продукции по межправительственным соглашениям составит 43% от общего объема произведенной. К 2008 году планируется достичь объема вывоза 31 млрд рублей. Одним из важнейших направлений экономической политики в республике в прогнозируемый период является обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе комплексной и эффективной поддержки малого бизнеса всеми уровнями власти Республики Мордовия. В настоящее время реализуется Комплексная программа развития и государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Мордовия на 2005-2007 годы, основными задачами которой являются: совершенствование и дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в том числе бизнес-инкубаторов, стимулирование производства конкурентоспособной продукции в сфере малого бизнеса; преодоление административных барьеров, препятствующих развитию малого предпринимательства. Достижение поставленных целей будет обеспечиваться выполнением следующих приоритетных задач: развитие и поддержка малого предпринимательства на уровне органов местного самоуправления; развитие кооперационных связей малого и крупного бизнеса республики, в т.ч. в аспекте создания промышленных округов; формирование социальной ответственности малого предпринимательства; содействие реализации собственных инвестиционных возможностей малого бизнеса в реальном и инновационном секторах экономики; поиск инвестиционных ресурсов, в т.ч. внебюджетных, для субъектов малого бизнеса в Республике Мордовия и за ее пределами, создание условий для увеличения вклада малого предпринимательства в сферу производства и оказания социально значимых услуг; упрощение доступа субъектов малого бизнеса к финансовым ресурсам, производственным площадям и рынку трудовых ресурсов необходимой квалификации; максимальное вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемого имущества и земельных участков, находящегося в государственной и муниципальной собственности; содействие формированию эффективных механизмов взаимодействия научных организаций и малых промышленных предприятий; развитие различных форм информационной поддержки малого бизнеса. Реализация этих приоритетов обеспечит среднегодовой темп роста выпуска товаров и оказания услуг малыми предприятиями не менее 10-15 процентов. Развитие малого предпринимательства позволит обеспечить решение как экономических, так и социальных проблем, способствовать демонополизации экономики, формированию конкурентной среды, насыщению рынка товарами и услугами, решению проблемы занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Главной задачей Правительства Республики Мордовия в сфере управления и использования государственной собственности станет реализация новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества функциям государства и обеспечивающей оптимизацию структуры государственной собственности. Для ее решения будет реализован комплекс мер по: реализации Плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Мордовия на 2006 год и основных направлений приватизации государственного имущества Республики Мордовия до 2008 года и стимулированию, таким образом, процессов привлечения эффективных собственников и инвестиций в экономику республики; проведению предприватизационной проверки наличия и использования приватизируемого имущества в целях недопущения его сокрытия; установлению жесткого контроля за качеством осуществления аудиторскими организациями обязательного аудита приватизируемых предприятий в целях повышения объективности и достоверности оценки стоимости имущества; осуществлению приватизации предприятий одновременно с земельными участками, на которых они расположены (в целях повышения стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий); подготовке программ деятельности государственных унитарных предприятий и контролю за их исполнением; реорганизации и ликвидации неэффективно работающих государственных предприятий; максимально эффективному управлению государственными активами, мониторингу их движения, соблюдению порядка их использования, пополнения, выбытия. Будет продолжена работа по проведению совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти единой политики в области земельных отношений, управления и распоряжения земельными ресурсами, в том числе по: реализации мероприятий по землеустройству и землепользованию, предусмотренных Республиканской целевой программой "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости в Республике Мордовия (2002-2007 годы)", разграничению земель по уровням собственности с последующей регистрацией права собственности Республики Мордовия в Управлении Федеральной регистрационной службы по Республике Мордовия, формированию информационной базы землеустроительном документации, проведению межевания; предоставлению земельных участков, находящихся в собственности Республики Мордовия, в аренду или их купле-продаже; ведению перечня свободных от прав третьих лиц земельных участков, в том числе обеспеченных соответствующей производственной инфраструктурой, которые могут быть использованы под промышленную застройку; опубликование их в средствах массовой информации и Интернете; контролю за эффективностью управления земельными участками с целью увеличения получения от них доходов. Налогово-бюджетная политика Налоговая политика в республике будет формироваться с учетом проводимой на федеральном уровне налоговой реформы и в среднесрочной перспективе будет направлена на обеспечение устойчиво высоких темпов экономического роста, основными приоритетами которой являются: введение в законодательство норм, стимулирующих инвестиционную активность, научные исследования и разработки, использование высоко производительного оборудования при производстве товаров, работ, услуг; в целях развития и поддержки малого предпринимательства создание благоприятных правовых и налоговых условий; повышение эффективности платежей за пользование природными ресурсами, установление размера платежей адекватного реальной стоимости этих ресурсов, что будет способствовать их рациональному использованию; повышение эффективности налогового администрирования, в том числе проведение профилактической работы с финансовыми службами предприятий и организаций по соблюдению норм налогового законодательства. Важнейшей задачей бюджетной политики остается обеспечение общей макроэкономической сбалансированности. Основные принципы, на которых будет строиться эффективная бюджетная политика, включают в себя: переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами; гарантированное исполнение заложенных в бюджет обязательств; недопущение опережающего роста государственных расходов по сравнению с темпами роста экономики; четкая привязка бюджетных ассигнований к государственным функциям; усиление конкурсных принципов распределения бюджетных ресурсов; открытость и общедоступность информации по осуществлению расходных операций на всех уровнях бюджетной системы; осуществление мероприятий по оптимизации управления действующей сетью получателей бюджетных средств, а также по реструктуризации сектора государственных и муниципальных учреждений. Бюджетная политика в области доходов будет преследовать следующие цели: обеспечение эффективного функционирования налоговой системы; повышение эффективности управления государственным имуществом, оптимизация государственного сектора экономики. Организации, непосредственно не обеспечивающие реализацию функций государства, подлежат снятию с бюджетного финансирования; консолидация в рамках бюджетной системы и отражение в бюджнетном учете всех операций органов государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетных учреждений, связанных с извлечением доходов. Необходимо совершенствовать механизм предоставления льгот по уплате налогов и сборов хозяйствующим субъектам, стимулирующим рост объемов реализации производимой продукции (работ, услуг), привлекающим средства (в том числе иностранных инвесторов) для реализации инвестиционных проектов. При этом основными условиями предоставления налоговых льгот должны быть своевременная уплата налоговых платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, отсутствие налоговых правонарушений, а также обеспечение прироста реальной заработной платы. Бюджетные расходы будут строиться в соответствии с приоритетами, определенными в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, а также с учетом федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Наряду с обеспечением полного финансирования обязательств, принятых на себя государственными органами власти и органами местного самоуправления, предполагается ориентация бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов: сокращение социального неравенства, в том числе и на основе перераспределения социальных расходов государства в пользу наиболее уязвимых слоев и групп населения и снижения помощи обеспеченным семьям; ориентация на приоритетность отраслей социального блока; создание экономических условий для обеспечения конституционных прав граждан. Выполнение указанных мер позволит увеличить доходы консолидированного бюджета Республики Мордовия к 2008 году в сопоставимых ценах в 1,3 раза. Межбюджетные отношения Основной задачей межбюджетных отношений в 2006 году станет существенное расширение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по формированию расходов соответствующих бюджетов, поскольку и объем, и порядок осуществления выплат будет определяться региональными и муниципальными нормативными правовыми актами. До введения в действие в полном объеме Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в 2006 году будет продолжен процесс совершенствования республиканского законодательства в части межбюджетных отношений. В целях укрепления экономических основ местного самоуправления, увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований должна будет совершенствоваться законодательная база по выравниванию уровня минимальной бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов, городов. Бюджетная политика и впредь будет направлена на увеличение бюджетной самодостаточности местных бюджетов, прежде всего бюджетов сел и поселков, служащих основой местного самоуправления, заинтересованности органов местного самоуправления в применении эффективных мер по сбору налоговых доходов. С этой целью по-прежнему значительная доля регулирующих доходов будет оставляться в местных бюджетах. Дотация местным бюджетам будет предоставляться в зависимости от выполнения прогноза производственных показателей. В целях обеспечения оптимальности принимаемых прогнозов, наращивания количественных и качественных параметров по определенному для начисления дотации кругу показателей размер плановой дотации на год будет устанавливаться муниципальным образованиям пропорционально проценту напряженности прогноза по конкретному показателю исходя из его доли в плановой сумме дотации. Предусмотренные мероприятия по совершенствованию межбюджетных отношений позволят на стадии формирования прогноза принимать напряженные прогнозные задания по основным показателям социально-экономического развития муниципальных образований и стимулировать их успешное выполнение. В области социальной политики продолжится работа по обеспечению всеобщей доступности основных социальных благ: в сфере образования - обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования, соответствия объемов и профильной структуры подготовки специалистов потребностям населения и рынка труда, установление социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг; реформирование системы образования предполагает внедрить новый организационно-экономический механизм, обеспечивающий эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующий привлечению дополнительных средств. Предполагается повысить качество образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения, повышения его инновационного потенциала, привлечь в образование конкурентоспособные кадры, расширить возможности по получению адекватной оплаты труда кадрового корпуса, учесть требования рынка труда, увеличить доступность образования, увеличить его инвестиционную привлекательность; в области здравоохранения - формирование эффективной системы управления; осуществление структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи путем внедрения менее затратных стационарозамещающих технологий, реструктуризации и оптимизации сети и мощности стационарных учреждений; дальнейшее развитие специализированных медицинских служб на основе внедрения высокотехнологичных методов диагностики и лечения; совершенствование и дальнейшее развитие профилактики заболеваний; предполагается четко определить государственные гарантии оказания бесплатной медицинской помощи населению, сформировать условия для доступа граждан к эффективным лекарственным средствам, повысить эффективность функционирования системы обязательного медицинского страхования и стимулировать развитие добровольного страхования; в области культуры - сохранение имеющегося культурного потенциала и культурного наследия и их максимально эффективное использование для активизации культурной жизни и культурной самобытности региона; укрепление инфраструктуры отрасли и материально-технической базы учреждений культуры; государственная поддержка юных дарований, творческой молодежи, начинающих творческих коллективов; в области социального обслуживания - эффективная работа системы социальной защиты; дальнейшее расширение сети стационарных учреждений с целью создания необходимой материально - технической базы с нормальными условиями проживания престарелых граждан и инвалидов; усиление адресной социальной поддержки населения, оказание реальной помощи нетрудоспособным, малоимущим гражданам; в области физической культуры и спорта - внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной работы с населением; открытие новых спортивных сооружений, сохранение сети спортивных школ, клубов; повышение профессиональной подготовки кадров. Учитывая ограниченность бюджетных средств, которые республика может направить на социальную сферу, возрастает задача повышения эффективности их расходования, создания условий для привлечения в сферу образования, здравоохранения, культуры средств из внебюджетных источников, оптимизации существующей сети учреждений, усиления адресности социальной поддержки населения. Перераспределение социальных пособий и социальной помощи в пользу малообеспеченных слоев населения приведет к снижению доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума. Определенные Сценарными условиями основные направления функционирования экономики Республики Мордовия в 2006 году и на период до 2008 года, в случае их реализации, позволят обеспечить рост инвестиционной активности, промышленного и сельскохозяйственного производства, денежных доходов населения и рост валового регионального продукта. Приложение 2 к постановлению Правительства Республики Мордовия от 13 мая 2005 г. N 182а Основные показатели социально-экономического развития Республики Мордовия на 2006-2008 годы -------------------------T------T-------T---------------T---------------T---------------T---------------¬ ¦ ¦ Ед. ¦ 2004 ¦ 2005 год ¦ 2006 год ¦ 2007 год ¦ 2008 год ¦ ¦ ¦ изм. ¦ год ¦ ¦ прогноз ¦ прогноз ¦ прогноз ¦ ¦ Показатели ¦ ¦ отчет +-------T-------+-------T-------+-------T-------+-------T-------+ ¦ ¦ ¦ ¦прогноз¦оценка ¦ I ¦ II ¦ I ¦ II ¦ I ¦ II ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦вариант¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Сводный индекс потребит.¦ % ¦ 113,1¦ 109,4¦ 113,5¦ 108,3¦ 108,6¦ 106,7¦ 107,2¦ 105,5¦ 106¦ ¦цен (в среднем за год) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦ВРП ¦ млн ¦45343,3¦53127,7¦53685,4¦61149,5¦61949,5¦69063,5¦70938,1¦77156,2¦80293,9¦ ¦ ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в сопоставимых ценах ¦в % к ¦ 108,4¦ 109,9¦ 109,2¦ 106,5¦ 107,3¦ 105,7¦ 107,2¦ 105,7¦ 107,2¦ ¦ ¦пред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Объем промышленного ¦ млн ¦36675,3¦ 46000¦ 45900¦ 53350¦ 54150¦ 61100¦ 63500¦ 69600¦ 73450¦ ¦производства ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в сопоставимых ценах ¦в % к ¦ 113,5¦ 113,5¦ 111,7¦ 107,4¦ 108,1¦ 106,1¦ 108,2¦ 106,2¦ 108,4¦ ¦ ¦пред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Валовая продукция ¦ млн ¦13655,9¦16028,8¦15303,3¦16632,0¦16878,8¦18169,1¦ 18566¦19496,2¦ 20075¦ ¦сельского хозяйства - ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦все категории хозяйств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в сопоставимых ценах ¦в % к ¦ 95,4¦ 109,8¦ 103¦ 101,1¦ 102,6¦ 102¦ 102,8¦ 102¦ 102,2¦ ¦ ¦пред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Инвестиции в основной ¦ млн ¦10383,7¦12408,9¦12408,9¦14646,8¦14783,1¦16907,4¦17225,4¦ 19068¦ 19666¦ ¦капитал ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в сопоставимых ценах ¦в % к ¦ 100,4¦ 106,7¦ 106,7¦ 107,5¦ 108,5¦ 106¦ 106,9¦ 105,5¦ 106,7¦ ¦ ¦пред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Прибыль прибыльных ¦ млн ¦2528,9 ¦ 4062¦ 4078,9¦ 4478,6¦ 4556,1¦ 4953,3¦ 5121,1¦ 5478,4¦ 5766,4¦ ¦предприятий ¦ руб. ¦ **¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Фонд заработной платы ¦ млн 1¦14896,3¦19588,8¦ 19258¦22531,9¦23282,4¦26091,9¦27775,9¦30031,8¦32247,8¦ ¦ ¦ руб. ¦ **¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Среднемесячная ¦ руб. ¦4013,6*¦ 5228,7¦ 5188,6¦ 6070,7¦ 6273¦ 7029,8¦ 7483,7¦ 8091,3¦ 8688,6¦ ¦начисленная заработная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦плата работников, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦занятых в экономике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Реальная заработная ¦ % ¦ 109,1¦ 113,9¦ 113,9¦ 108¦ 111,3¦ 108,5¦ 111,3¦ 109,1¦ 109,5¦ ¦плата ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Реальные располагаемые ¦ % ¦ 106¦ 109,3¦ 109,3¦ 107,4¦ 109,1¦ 107,3¦ 109¦ 107,2¦ 108,9¦ ¦денежные доходы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Оборот розничной ¦ млн ¦15277,7¦18473,6¦18473,6¦ 21567¦ 21886¦ 24780¦ 25615¦ 28016¦ 29755¦ ¦торговли ¦ руб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦в сопоставимых ценах ¦в % к ¦ 111,4¦ 110,9¦ 108,5¦ 108,6¦ 110¦ 108,6¦ 110¦ 108,5¦ 109,9¦ ¦ ¦пред. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ году ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+ ¦Численность населения с ¦ % ¦ 31,7*¦ 25,2¦ 25,2¦ 21,9¦ 21,4¦ 19,4¦ 18,4¦ 17,1¦ 15,9¦ ¦денежными доходами ниже ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦прожиточного минимума в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦% к общей численности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦населения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------------+------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+-------- * - предвар. данные ** - крупные и средние предприятия Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|