Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 17.02.2014 № 69 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 февраля 2014 года № 69 г.Саранск О внесении изменений в государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Внести в государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. № 583 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы" изменения, изложив ее в новой редакции: "Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 года № 583 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2014 года № 69) Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы Паспорт государственной программы Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы (далее - Государственная программа)
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития Государственная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р, во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. № 380-Р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия", Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 18-З "О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", направлена на повышение энергоэффективности экономики Республики Мордовия и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности Республики Мордовия. Основной проблемой, решению которой способствует Государственная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т.ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Мероприятия Государственной программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики республики, являются инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики и базовым элементом технологического перевооружения региона. Вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З. Реализация политики энергосбережения в республике осуществлялась на комплексной основе в рамках республиканских целевых программ "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы", "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006-2010 годы", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011-2020 годы, действовавшей до принятия данной Государственной программы. Всего за время действия перечисленных выше программ было выполнено 365 комплексных программных мероприятий, в том числе 208 - в реальном секторе экономики, 157 - в социальной сфере. В июне 2010 года в Республике Мордовия начала функционировать первая сельская мини-ГЭС мощностью 0,4 МВт, построенная на плотине Токмовского гидроузла. Было освоено по Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006-2010 годы" более 14 млрд. рублей, в том числе 93 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия. В результате республике удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере на 22-24%, обеспечить снижение энергоемкости производства на 21% (по сравнению с 2001 годом). Достигнуто 100-процентное оснащение приборами учета энергоресурсов зданий, в которых размещены органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления. В учреждениях бюджетной сферы осуществлен перевод отопления с твердого топлива на газ, модернизированы котельные, проведена наладка гидравлических режимов систем теплоснабжения, внедрена система автономного отопления. Практически повсеместно установлены приборы учета энергоресурсов. Уровень обеспеченности приборами учета энергоресурсов в социальной сфере составляет: по воде - до 90%; по теплу - до 80%; по электроэнергии и газу - 100%. На предприятиях реального сектора экономики реализовались мероприятия по повышению энергетической эффективности на основе технического и технологического совершенствования производств, выявлению потерь и нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, разработке и реализации соответствующих энергосберегающих проектов, что обеспечило общее снижение энергоемкости промышленной продукции на 34 процента. Жилищный фонд республики характеризуется следующими значениями по оснащению приборами учета. Из почти 18 тысяч многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета: холодной воды - 99% (3105 домов из 3138, подлежащих оснащению); горячей воды - 98% (1707 домов из 1738, подлежащих оснащению); тепловой энергии - 99% (2558 домов из 2573, подлежащих оснащению); электроэнергии - 100% (4463 дома из 4463, подлежащих оснащению). Из более 184 тысяч жилых квартир в МКД и домах блокированной застройки оснащены индивидуальными приборами учета: холодной воды - 68% (121,4 тыс. из 176,8 тыс., подлежащих оснащению); горячей воды - 69% (86,6 тыс. из 124,6 тыс., подлежащих оснащению); природного газа - 54% (84,5 тыс. из 155,8 тыс.); электроэнергии - 94%. Положения Федерального закона требуют полного обеспечения приборами учета, в т.ч. в жилищном фонде не только общедомовыми, но и, где позволяет техническая возможность, поквартирными. Предъявляется еще целый ряд жестких требований повышения энергоэффективности, включая проведение энергетических обследований, заключение энергосервисных контрактов, замену неэффективного оборудования. Решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, в связи с чем необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, научное обеспечение, технические и технологические меры, тарифное регулирование, производство энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров. Текущее состояние энергетического комплекса характеризуется повышенным износом основных фондов, что является угрозой его энергобезопасности. Так, филиал ОАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ - 86%), коммутационные аппараты - 34 года (износ - 85%) и высоковольтные линии - 30 лет (износ 77%). Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008-2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге, доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса. Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные, республиканский и федеральный бюджеты и снижает финансовую стабильность. Более 15% расходов как республиканского бюджета Республики Мордовия, так и местных бюджетов приходится на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг. Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют разную природу: ценовые и финансовые барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности. Повышение энергоэффективности в Республике Мордовия потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, республиканских органов власти, местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики с учетом создаваемой единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в Российской Федерации. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами. Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков. Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к снижению, а увеличению энергоемкости ВРП республики. Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Государственной программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий должны основываться на целевых республиканских, ведомственных, муниципальных и инвестиционных программах. Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Государственной программы. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке Российской Федерации, остаются тяжелыми условия привлечения в реальный сектор экономики финансовых средств кредитных организаций. В этой связи могут возникнуть определенные трудности по реализации программных направлений на инвестиционной стадии проектов. Инструментами, снижающими (исключающими) риски в данном направлении работы, могут выступать институты государственной и (или) муниципальной поддержки (предоставление на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, а также меры по стимулированию проведения подготовительных работ (энергоменеджмент, подготовка технико-экономических обоснований, энергетические обследования предприятий и объектов ЖКХ, зданий и сооружений). Принимая во внимание необходимый объем инвестиций в бюджетных составляющих софинансирования, следует учитывать возможное отклонение от сроков наполнения бюджетов, что приведет к соразмерному сдвигу сроков реализации программных направлений. Из двух вариантов решения проблемы наиболее целесообразным является второй вариант, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям. Государственная программа преемственна в отношении главных методологических и содержательных основ, заложенных в программах "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы" и "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006-2010 годы", Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы. Решение основных задач Государственной программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на многих рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов государственной программы, сроков и этапов реализации государственной программы Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года обозначена безопасность общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход экономики республики на инновационный социально ориентированный тип развития. Необходимым условием для этого является создание инновационного и эффективного производственного сектора, вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики муниципальных образований и республики в целом. Для устранения энергетических барьеров (нехватка энергомощностей, высокий износ основных фондов и т.п.) социально-экономического развития Республики Мордовия и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта. Основной целью Государственной программы является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики Республики Мордовия за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов. Снижение энергоемкости валового регионального продукта достигается комбинацией целого ряда факторов: структурные сдвиги в экономике, сдвиги в продуктовой структуре промышленности, рост цен на энергоносители, автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессе нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности Республики Мордовия с выходом на темпы развития, предусмотренные в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З. Основные задачи Государственной программы, направленные на достижение цели: выявление потенциала энергосбережения на основании обязательных энергетических обследований; обеспечение устойчивых темпов снижения энергопотребления в секторах экономики республики; сохранение и расширение потенциала доходной части республиканского бюджета Республики Мордовия за счет сокращения нерационального потребления энергии. Основными индикаторами и показателями выполнения Государственной программы, позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Государственной программы, являются: снижения энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 24% на I этапе (2014-2016 годы), не менее чем на 29% на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии первичной энергии в объеме не менее 299 тыс. тонн условного топлива на сумму 1714,2 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее чем на 697,7 тыс. тонн условного топлива на сумму 3999,8 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом), в том числе: экономии природного газа в объеме не менее 234 млн. м3 на сумму 819 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 546 млн. м3 на сумму 1911 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии электроэнергии в объеме не менее 243 млн. кВт-ч на сумму 644,1 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 567 млн. кВт-ч на сумму 1502,89 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии тепловой энергии в объеме не менее 216 тыс. Гкал на сумму 249,0 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 504 тыс. Гкал на сумму 580,9 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом). Достижение цели Государственной программы требует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики). Основные задачи Государственной программы: обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Республики Мордовия, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативно-законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности. Срок реализации Государственной программы - 2014-2020 годы. По окончании реализации Государственной программы предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики, обеспечить развитие экономики Республики Мордовия по энергоэффективному пути. Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий государственной программы Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) вызывает необходимость выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий по повышению энергоэффективности: в энергетике; в промышленности; в сельском хозяйстве; в организациях бюджетной сферы; в жилищном секторе; методическое, информационное и кадровое обеспечение. Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих работ, предусмотренных в пилотных проектах, реализующихся в регионах России: "Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета); "Энергоэффективный квартал" (реализация тиражируемых программ повышения энергоэффективности); "Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства). Перечень мероприятий и пилотных проектов Государственной программы по источникам финансирования и годам приведен в приложениях 1, 2. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год. Глава 1. Повышение энергоэффективности в энергетике Типовые технические мероприятия, реализуемые в энергетике, позволят достичь годовой экономии первичной электроэнергии к концу I этапа в объеме 23919 тонн условного топлива на сумму 135 млн. рублей, 55,81 тыс. тонн условного топлива на сумму 315 млн. рублей; теплоэнергии - 2,46 тонны условного топлива на сумму 20 млн. рублей и электроэнергии - 797 тонн условного топлива на сумму 17,2 млн. рублей; теплоэнергии - 5,74 тонны условного топлива на сумму 46,6 млн. рублей и электроэнергии - 1859,7 тонны условного топлива на сумму 40,1 млн. рублей к концу II этапа, за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы) - 23922 тонны условного топлива на сумму 136,5 млн. рублей. Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в электроэнергетике охватывают: внедрение систем мониторинга энергосбережения и повышения энергетической эффективности; обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработку и внедрение системы энергетического менеджмента. Типовые технические мероприятия, реализуемые в электрических сетях, обеспечивают вышеуказанную экономию первичной энергии. Снижение потерь электроэнергии и совершенствование системы коммерческого и технического учета электроэнергии в электрических сетях и у потребителей предполагает проведение типовых мероприятий: по оптимизации режимов электрических сетей и совершенствованию их эксплуатации; по уточнению расчетов нормативов потерь, контролю за их выполнением, совершенствованию организации работ, стимулированию их снижения. В рамках типовых крупномасштабных реконструктивных работ в электрических сетях с целью повышения их надежности и эффективности предусмотрена: замена проводов (увеличение сечения) на перегруженных линиях ВЛ 10 кВ, 0,4 кВ; замена устаревших приборов учета; замена ответвлений проводом СИП (самонесущий изолированный провод). Реализация типовых мероприятий должна обеспечить снижение потерь в электрических сетях до уровня 12,7% в 2016 году и до 10,5% в 2020 году. Технические мероприятия на объектах теплоснабжения включают: модернизацию котельных с использованием нового современного энергоэффективного оборудования, разработку и наладку гидравлического режима подачи тепловой энергии, утилизацию тепла уходящих газов котлоагрегата; создание информационно-аналитической системы удаленного мониторинга функционирования систем централизованного теплоснабжения; строительство новых котельных с использованием современных технологий с КПД не ниже 92% для котельных на природном газе; строительство новых тепловых сетей с использованием современных технологий; замену тепловых сетей с использованием нового современного энергоэффективного оборудования. Реализация типовых мероприятий должна обеспечить снижение технологических затрат электрической энергии на транспорт тепловой энергии, нерациональных потерь тепловой энергии, снижение удельного расхода топлива на отпуск тепловой энергии в сеть, увеличение межремонтного периода котлоагрегатов, снижение потерь в тепловых сетях до уровня 17% в 2016 году и до 16,5% в 2020 году. Глава 2. Повышение энергоэффективности в промышленности Основные организационные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в промышленности охватывают: проведение добровольных и обязательных энергетических обследований промышленных потребителей; обучение и повышение квалификации руководителей и специалистов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; разработку и внедрение системы энергетического менеджмента. Основным инструментом государственной поддержки реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на энергоемких промышленных производствах является предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам на реализацию проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, привлекаемым отобранными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациями. Основными инструментами государственной поддержки промышленных потребителей, реализующих типовые проекты в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, являются применение мер стимулирующего характера, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе путем возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам, займам, полученным в российских кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности, реализацию инвестиционных проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. В промышленности должны быть внедрены типовые технические мероприятия (по пяти основным группам) на типовом общепромышленном оборудовании, которое используется в различных отраслях промышленности и не является уникальной частью промышленной технологии, в том числе: внедрение систем эффективного производственного освещения - повышение эффективности систем освещения за счет использования энергоэффективных ламп с электронной ПРА, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света, замена неэффективных систем освещения на эффективные, установка датчиков присутствия; внедрение систем эффективного пароснабжения (повышение эффективности систем пароснабжения за счет налаживания учета пара, теплоизоляции паропроводов, арматуры, установки конденсатоотводчиков, использования вторичного тепла); модернизация технологических процессов, в т.ч. путем закупки энергоэффективного оборудования; установка узлов коммерческого учета, способных передавать почасовые показания потребления электроэнергии; монтаж высокоэффективных газовых инфракрасных излучателей для отопления, замена и утепление ограждающих конструкций, реконструкция и модернизация инженерных коммуникаций производственных помещений. За счет реализации мер в промышленном комплексе будет обеспечено снижение энергоемкости промышленной продукции на 9% на I этапе (2014-2016 годы), и на 21% за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы), что позволит достичь годовой экономии первичной энергии к концу I этапа в объеме 110,64 тыс. тонн условного топлива на сумму 633 млн. рублей и 258,1 тыс. тонн условного топлива на сумму 1477,0 млн. рублей к концу 2020 года за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы). Кроме того, планируется реализация инвестиционных проектов по созданию производств энергосберегающих источников света и световых приборов на их основе. Глава 3. Повышение энергоэффективности в сельском хозяйстве Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы ставит задачи повышения конкурентоспособности агропромышленного комплекса, стимулирования инвестиционной деятельности и инновационного развития агропромышленного комплекса; развития ускоренного перехода сельского хозяйства на использование новых высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий. Основой технической и технологической модернизации согласно данной программе является обновление парка сельскохозяйственной техники. Основным организационным мероприятием по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сельском хозяйстве является проведение добровольных и обязательных энергетических обследований сельскохозяйственных потребителей энергетических ресурсов. В сельском хозяйстве предусмотрена реализация мер по проведению энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах, у которых годовые затраты на энергоснабжение превышают 10 млн. рублей, а также реализуются следующие технические мероприятия: внедрение систем эффективного производственного освещения - повышение эффективности систем освещения за счет использования энергоэффективных ламп с электронной ПРА, введение систем контроля за освещением при активизации использования дневного света, замена неэффективных систем освещения на эффективные, установка датчиков присутствия; установка узлов коммерческого учета, способных передавать почасовые показания потребления электроэнергии; повышение эффективности парка сельскохозяйственных тракторов с оптимизацией их мощности и снижением среднего расхода топлива новых сельскохозяйственных тракторов, работающих на дизельном топливе, с ускорением процессов обновления парка сельскохозяйственных тракторов; повышение энергоэффективности тепличного хозяйства (строительство тепличного комплекса с использованием энергосберегающих технологий, автоматизация систем управления микроклиматом). В рамках реализации федеральных программ для повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии предусматривается осуществление мероприятий по реализации инвестиционных проектов сооружения новых и реконструкции действующих генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии. Планируется строительство малой ГЭС на Зареченском гидроузле на р. Мокша, Краснослободский район. За счет реализации этого комплекса мер будут обеспечены удельный расход топлива на работу тракторов в размерах 236,5 г/кВтч и 9 кг у. т/1000 га пашни, снижение энергоемкости сельского хозяйства на 9% на I этапе и на 21% за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы). Глава 4. Повышение энергоэффективности в организациях бюджетной сферы В Республике Мордовия действуют 75 государственных учреждений здравоохранения, 45 государственных учреждений образования, 21 государственное учреждение культуры, 56 государственных учреждений социальной защиты населения, 14 государственных учреждений спорта, физической культуры и туризма. Высокий уровень энергоемкости организаций бюджетной сферы может привести к следующим негативным последствиям: росту затрат бюджетных учреждений на оплату топливно-энергетических и коммунальных ресурсов; снижению эффективности бюджетных расходов, вызванному ростом доли затрат на оплату коммунальных услуг в общих затратах на государственное управление; снижению качества выполняемых услуг. Одной из приоритетных задач в области энергосбережения является проведение мероприятий, обеспечивающих снижение энергопотребления и уменьшение бюджетных средств, направляемых на оплату энергоресурсов. Основными организационными мероприятиями по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственных учреждениях и сфере оказания услуг являются: организация учета используемых энергетических ресурсов на объектах в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; проведение обязательных энергетических обследований; внедрение автоматизированных систем мониторинга потребления энергетических ресурсов и мониторинга осуществления мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе осуществления контроля за исполнением обязательных мероприятий и требований, установленных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности; содействие заключению энергосервисных договоров (контрактов) государственными учреждениями в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Типовые технические мероприятия, реализуемые на объектах бюджетной сферы, обеспечивают решение задачи снижения удельного расхода энергии на 1 кв. м площади этих объектов на 9% на I этапе, на 21% за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы) и включают: оснащение приборами учета тепловой энергии, природного газа всех объектов бюджетной сферы; оснащение всех объектов бюджетной сферы приборами коммерческого учета электроэнергии, позволяющими дистанционно передавать фактические показания потребления энергоресурсов, имеющих возможность дистанционного отключения; проведение энергетического аудита 1 раз в 5 лет на всех объектах бюджетной сферы; повышение доли бюджетных зданий, подлежащих ежегодно комплексному капитальному ремонту; утепление зданий бюджетной сферы; замену старых отопительных котлов в индивидуальных системах отопления зданий учреждений; повышение эффективности систем освещения бюджетных зданий и зданий сферы услуг; закупки энергопотребляющего оборудования высоких классов энергоэффективности для организаций бюджетной сферы за счет введения соответствующих требований в законодательство о закупке товаров для государственных и муниципальных нужд. В 2013 году проведены энергетические обследования государственных учреждений, заменены оконные и дверные блоки в учреждениях, утеплены здания учреждений, осуществлена замена ламп освещения ЛОН на энергосберегающие лампы в государственных учреждениях, приборов учета, выработавших ресурс, на новые. Также проведены ремонт системы отопления и теплотрассы в государственных учреждениях, ремонт котельных с заменой котлов отопления на энергоэффективные. В результате проведенных мероприятий удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов, что привело к значительной экономии финансовых средств. За счет реализации комплекса мер в бюджетной сфере экономия первичной энергии к концу I этапа достигнет 164,4 тыс. тонн условного топлива на сумму 941,7 млн. рублей и 383,6 тыс. тонн условного топлива на сумму 2197,3 млн. рублей за весь срок реализации Государственной программы (2014-2020 годы). В организациях бюджетной сферы всех уровней целесообразно направлять средства, образуемые в результате осуществления программных энергосберегающих мероприятий, для дальнейшего энергосбережения (порядка 70% стоимости экономии), оснащения приборами учета и регулирования расхода энергоресурсов (10-15%), поощрения участников реализации данных энергосберегающих мероприятий (15-20%) в течение трех лет после их осуществления. Глава 5. Повышение энергоэффективности в жилищном (фонде) секторе Организационно-технические решения, направленные на достижение практических результатов по данному направлению: проведение паспортизации зданий; оснащение жилых зданий, присоединенных к системам централизованного энергоснабжения, коллективными (общедомовыми) приборами учета и регулирования потребления энергии, включая установку приборов учета малоимущим гражданам. В целях стимулирования работ по обеспечению 100-процентного учета энергоресурсов, потребляемых многоквартирным жилищным фондом, разработан Порядок предоставления из республиканского бюджета Республики Мордовия бюджетам поселений и городского округа Саранск субсидий в размере 10% от сметной стоимости работ на обеспечение жилищного фонда общедомовыми приборами учета (приложение 6), также порядок финансовой поддержки установки приборов учета для малоимущих граждан, утвержденный Постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 446 "Об утверждении Положения о порядке предоставления в 2013-2015 годах гражданам, проживающим в Республике Мордовия, единовременной денежной компенсации части расходов по установке индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов"; внедрение мероприятий поэтапного перехода на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета, что обеспечит снижение энергозатрат у потребителей в среднем на 10% в год. В целях сокращения потерь и повышения качества предоставления коммунальных ресурсов потребителям предполагается создание региональной системы мониторинга и управления потреблением коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальном хозяйстве; осуществление капитального ремонта многоквартирных домов. Для улучшения состояния жилищного фонда, формирования бережного отношения собственников многоквартирных домов к своему имуществу предполагается привлечение средств собственников, займов и частных инвестиций в модернизацию жилищного фонда на условиях софинансирования в размере не менее 5% стоимости капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома; установка в домах, строящихся в рамках программы переселения из ветхого и аварийного жилья, приборов коммерческого учета электроэнергии, позволяющих дистанционно передавать фактические показания потребления энергоресурсов, имеющих возможность дистанционного отключения; установка индивидуальных приборов учета энергоресурсов с возможностью дистанционного отключения; осуществление энергетического надзора на этапе проектирования; заключение энергосервисных контрактов в многоквартирных домах; реализация типового проекта "Новый свет" - мероприятия по замене ламп накаливания на энергоэффективные осветительные устройства в жилых зданиях для сокращения расходов на оплату электроэнергии населением. Глава 6. Методическое, информационное и кадровое обеспечение Основные мероприятия охватывают: контроль выполнения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по подготовке и реализации государственных и муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; создание региональной информационной системы в области энергосбережения и повышения эффективности использования энергии, наличие которой является одним из условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также условий для ее функционирования; проведение обучения специалистов исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Мордовия по вопросам повышения эффективности использования энергии; содействие формированию бережливой модели поведения населения, включая создание набора инструментов для информирования граждан о возможных типовых решениях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; проведение научно-исследовательских работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для обеспечения методической, нормативной и информационной реализации мероприятий Государственной программы, а также мониторинга и оценки ее результатов. Раздел 4. Обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования Применение мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы не предусмотрено. При формировании и корректировке плана реализации Государственной программы по мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативного правового характера ответственный исполнитель Государственной программы формирует проекты соответствующих нормативных правовых актов и в установленном порядке вносит их на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия. Раздел 5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации государственной программы Расходы Государственной программы формируются за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств внебюджетных источников. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы утверждается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период. Общий объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации Государственной программы, составляет 5253638,39 тыс. рублей, в том числе в 2014 году - 1060699,41 тыс. рублей, в 2015 году - 603464,90 тыс. рублей, в 2016 году - 733050,10 тыс. рублей, в 2017 году - 757449,00 тыс. рублей, в 2018 году - 754451,07 тыс. рублей, в 2019 году - 703150,64 тыс. рублей, в 2020 году - 641373,27 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета - 197000 тыс. рублей (3,75%), в том числе в 2014 году - 150000,0 тыс. рублей, в 2015 году - 12000 тыс. рублей, 2016 году - 7000 тыс. рублей, в 2017 году - 7000 тыс. рублей, 2018 году - 7000 тыс. рублей, в 2019 году - 7000 тыс. рублей, в 2020 году - 7000 тыс. рублей; средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 419788,48 тыс. рублей (8,0%), в том числе в 2014 году - 150000,00 тыс. рублей, в 2015 году - 56700,90 тыс. рублей, в 2016 году - 31235,10 тыс. рублей, в 2017 году - 52138,79 тыс. рублей, в 2018 году - 50226,10 тыс. рублей, в 2019 году - 43669,98 тыс. рублей, в 2020 году - 35817,62 тыс. рублей; внебюджетные источники - 4636849,91 тыс. рублей (88,26%), в том числе в 2014 году - 760699,41 тыс. рублей, в 2015 году - 534764,00 тыс. рублей, в 2016 году - 694815,00 тыс. рублей, в 2017 году - 698310,21 тыс. рублей, в 2018 году - 697224,97 тыс. рублей, в 2019 году - 652480,67 тыс. рублей, в 2020 году - 598555,65 тыс. рублей, из которых на финансирование мероприятий в рамках пилотных проектов 30000,00 тыс. рублей. Распределение объема финансирования направлений Государственной программы по источникам финансирования и годам осуществляется согласно приложениям 1, 2. Указанные объемы финансирования могут меняться в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной год и плановый период. При соблюдении условий, которые предъявляются к государственным программам субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Республика Мордовия может претендовать на выделение денежных средств из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией Государственной программы. Раздел 6. Анализ рисков реализации государственной программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей государственной программы К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие: 1) нормативно-правовые риски, связанные с изменением действующего законодательства, регулирующего полномочия органов государственной власти Республики Мордовия в области энергосбережения. Управление указанными рисками возможно посредством своевременной корректировки положений (мероприятий) Государственной программы; 2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе исполнителя или отдельных ее соисполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий Государственной программы или задержке в их выполнении; 3) финансовые риски, которые связаны с финансированием Государственной программы в неполном объеме за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия; 4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике, природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф. Управление указанными рисками возможно посредством: своевременной корректировки положений (мероприятий) Государственной программы; повышения квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных Государственной программой мероприятий; координации деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей при реализации мероприятий Государственной программы; обеспечения сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям Государственной программы в соответствии с ожидаемыми конечными результатами; осуществления прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации. Раздел 7. Механизм реализации государственной программы Текущее управление ходом выполнения Государственной программы осуществляется ее государственным заказчиком. Государственный заказчик Государственной программы разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год, уточняет мероприятия, промежуточные сроки реализации и объемы их финансирования. Мероприятия реализуются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Мордовия, на основе Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234, согласно плану реализации Государственной программы, приведенному в приложении 4. Организацию управления Государственной программой осуществляет Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Мордовия и Министерством финансов Республики Мордовия уточненные показатели эффективности Государственной программы на соответствующий год. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия несет ответственность за реализацию и конечные результаты Государственной программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Государственной программы. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно до 1 февраля следующего за отчетным года направляет в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Государственной программы согласно приложению 14 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234, и доклад о ходе реализации мероприятий Государственной программы и эффективности использования финансовых средств. Государственная программа реализуется на правовой базе, основанной на положениях Федерального закона, постановлений Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Мордовия по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Механизм реализации Государственной программы предусматривает использование комплекса мер организационного и финансово-экономического характера, исходит из принципа "баланса интересов", который обеспечивает в вопросах реализации энергосберегающей политики соблюдение интересов организаций всех форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации Государственной программы. Механизм реализации Государственной программы включает следующие элементы: обеспечение реального энергосбережения путем реализации системы энергосберегающих программных мероприятий и проектов; экономическое стимулирование энергосберегающей деятельности; финансово-кредитные инструменты управления энергосбережением, предусматривающие рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных направлений энергосбережения; бюджетное финансирование энергосберегающих мероприятий в социальной сфере только при наличии разработанного и согласованного в установленном порядке проекта; обеспечение контроля за целевым и эффективным использованием заложенных в энерготарифы средств, компенсирующих экономически обоснованные затраты потребителей энергетических ресурсов на энергосбережение; формирование целостной инфраструктуры системы поддержки энергосберегающей деятельности; создание организационной структуры управления Государственной программой с четким определением состава, функций, механизмов координации действий заказчика-координатора, государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Государственной программы. Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов. Вопросы финансирования мероприятий Государственной программы в следующем финансовом году решаются при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки достигнутой эффективности выполнения мероприятий Государственной программы в отчетном периоде. Целями мониторинга являются: получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии; выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и недостатков; прогноз выполнения целевых показателей Государственной программы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений. Софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации утвержденных на соответствующий год муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется согласно приложению 7. Раздел 8. Методика оценки эффективности государственной программы Эффективность выполнения Государственной программы оценивается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234. Оценка эффективности выполнения Государственной программы проводится для оценки вклада Государственной программы в экономическое и социальное развитие Республики Мордовия. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей Государственной программы, размещает эту информацию на сайте Министерства. Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Периодичность оценки эффективности выполнения Государственной программы согласуется с периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей (индикаторов) Государственной программы. Предполагается ежегодная оценка эффективности Государственной программы. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно в срок до 1 февраля готовит отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Государственной программы (далее - годовой отчет) и представляет в Министерство финансов Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия. В годовом отчете дается оценка хода реализации Государственной программы в целом. По каждому ведомству анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится на основе оценки: степени достижения целей и решения задач Государственной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Государственной программы и их плановых значений, приведенных в приложении 3 к Государственной программе; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия и иных источников ресурсного обеспечения Государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования мероприятий Государственной программы, представленных в приложении 1 к Государственной программе, по каждому источнику ресурсного обеспечения. Степень достижения целей (решения задач) Государственной программы (Сд) определяется по формуле: Сд = Зф / Зп x 100%, где: Зф - фактическое значение индикатора (показателя) Государственной программы; Зп - плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений). Уровень финансирования реализации мероприятий Государственной программы (Уф) определяется по формуле: Уф = Фф / Фп x 100%, где: Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Государственной программы; Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период. До начала очередного года реализации Государственной программы Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия по каждому показателю (индикатору) реализации Государственной программы устанавливает интервалы значений показателя, при которых реализация Государственной программы характеризуется: высоким уровнем эффективности; удовлетворительным уровнем эффективности; неудовлетворительным уровнем эффективности. Нижняя граница интервала значений показателя для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже 95% планового значения показателя на соответствующий год. Нижняя граница интервала значений показателя для отнесения Государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже 75% планового значения показателя на соответствующий год. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным. Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности в следующих случаях: значения 95% и более показателей Государственной программы входят в установленный интервал значений для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности; не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме. Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в следующих случаях: значения 80% и более показателей Государственной программы входят в установленный интервал значений для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности; не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме. Если реализация Государственной программы не отвечает указанным критериям, то уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным. Раздел 9. Организация управления государственной программой и контроль за ходом ее исполнения Текущее управление Государственной программой осуществляет государственный заказчик-координатор - Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, который выполняет следующие функции: осуществляет координацию деятельности по выполнению Государственной программы в целом; проводит мониторинг реализации мероприятий Государственной программы, оценку их достигнутой эффективности; обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Государственной программы; заказывает (по мере необходимости и на конкурсной основе) специализированной организации подготовку экспертных заключений по бюджетным заявкам государственных заказчиков программных мероприятий и проектам Государственной программы, претендующим на государственную поддержку; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|