Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 № 216
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 мая 2014 года № 216 г.Саранск О внесении изменений в постановление правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451
Правительство Республики Мордовия
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 451 "Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы" следующие изменения: 1) в преамбуле слова "Законом Российской Федерации" заменить словами "Федеральным законом"; 2) государственную программу Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы изложить в следующей редакции:
"Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года № 451 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 12 мая 2014 года № 216)
Государственная программа Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы
Паспорт государственной программы Республики Мордовия "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы
Раздел 1. Общая характеристика системы образования: основные проблемы и прогноз ее развития
Настоящая Госпрограмма разработана в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"). Основной целью развития Республики Мордовия является повышение конкурентоспособности территории за счет инновационного сектора экономики и повышения качества жизни населения. Инновационный путь развития, как отмечается в Послании Главы Республики Мордовия Государственному Собранию Республики Мордовия от 25 января 2013 г., это "радикальное изменение менталитета, это, прежде всего, иной образ мысли, действия на опережение, это новые идеи и технологии, это производство продуктов и услуг, превосходящих мировые аналоги". Отрасль образования выступает в качестве одной из основных отраслей, призванных обеспечить высокое качество жизни населения. Ключевые позиции стратегической и бюджетной политики развития образования базируются на общей стратегии развития государства (инвестиции в человека, повышение качества жизни населения на основе развития приоритетных отраслей экономики и модернизации социальной сферы), на проводимой в республике бюджетной политике (применение механизмов, стимулирующих учреждение к повышению качества оказания услуг, снижение объемов неэффективных расходов, концентрация ресурсов в программной части бюджета образования). В настоящее время в республике обеспечено стабильное функционирование системы образования и созданы предпосылки ее дальнейшего развития. В системе образования Республики Мордовия 803 государственных и муниципальных образовательных учреждения с контингентом обучающихся и воспитанников 135745 человек. В целях повышения эффективности функционирования образовательных учреждений в новых социально-экономических и демографических условиях за счет эффективного использования материально-технических, финансовых и кадровых ресурсов продолжается работа по оптимизации сети общеобразовательных учреждений. Распоряжениями глав администраций муниципальных районов и городского округа Саранск утверждены программы муниципальных систем развития образования и программы развития сети общеобразовательных учреждений муниципальных районов, городского округа Саранск. За последние годы сеть общеобразовательных школ значительно оптимизирована. Однако при этом 61% школ остается малокомплектным. В целях обеспечения равного доступа к качественному образованию всеми обучающимися создано 155 базовых школ, 24 ресурсных центра профильной подготовки, где сконцентрированы лучшие кадровые и материальные ресурсы, ведется целенаправленная работа, позволяющая обеспечить предоставление качественных образовательных услуг. Развивается сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Формируется банк данных образовательных учреждений, являющихся ресурсными центрами. В результате социально-экономического развития республики и реализации мероприятий Госпрограммы будет выполнен прогноз развития системы образования Республики Мордовия, представленный в подпрограммах Госпрограммы. На новый уровень вышел процесс выстраивания системы оценки качества работы образовательных учреждений. При Министерстве образования Республики Мордовия создан Общественный совет по независимой оценке качества работы образовательных учреждений, в который вошли представители общественных организаций, Общественной палаты Республики Мордовия, Государственного Собрания Республики Мордовия, духовенства, работники высшей школы. Реализация Госпрограммы позволит расширить возможности для получения качественного образования на всех уровнях, независимо от места жительства, с учетом потребностей разных групп населения, рынка труда, индивидуальных запросов.
Глава 1. Дошкольное, общее и дополнительное образование
По состоянию на 1 сентября 2013 г. в республике функционируют 236 дошкольных образовательных учреждений с контингентом 27925 человек и 199 групп кратковременного пребывания с контингентом 1703 человека. Охват детей дошкольным образованием составляет 66,5%. В целях обеспечения доступности дошкольного образования для всех категорий граждан развивается сеть образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, за счет строительства новых зданий, возврата и реконструкции зданий, ранее используемых не по назначению, эффективного использования имеющихся площадей. В течение 2011-2013 годов построено 4, реконструировано 6, капитально отремонтировано 24 дошкольных образовательных учреждения, в т.ч. 6 зданий, используемых ранее не по назначению, возвращены в систему дошкольного образования. Активно развиваются вариативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания, консультативные пункты. Выстраивается сеть частных организаций, оказывающих услуги дошкольного образования. Однако 24221 ребенок в возрасте 0-7 лет не охвачен услугами дошкольного образования, в т.ч. 7773 в возрасте от 3 до 7 лет. Республика Мордовия с 2011 года участвует в реализации проекта модернизации системы общего образования. В ходе реализации вышеуказанного проекта значительно повышена готовность общеобразовательных учреждений к введению и реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (включая нормативное и финансовое обеспечение введения в основную образовательную программу начального общего образования занятий по внеурочной деятельности). С 2009 года 100% муниципальных общеобразовательных учреждений переведены на принципы нормативного подушевого финансирования и новую систему оплаты труда, ориентированную на результат, направленную на повышение доходов учителей. Введение нормативного подушевого финансирования способствовало доведению средств непосредственно в общеобразовательные учреждения и их эффективному использованию. Каждый учащийся дает школе дополнительные средства, достаточный фонд оплаты труда не только для выплаты гарантированной части заработной платы, но и стимулирующих выплат. Оптимизированы сеть, штатные расписания образовательных учреждений. Достигнута наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях: в городской местности - до 23,6 чел., в сельской местности - до 8,8 человек. Соблюдается принцип государственно-общественного управления в деятельности образовательных учреждений. 100% общеобразовательных учреждений имеют органы государственно-общественного управления (управляющие советы, попечительские советы и т.д.). В целях эффективного перехода всех школ республики на ФГОС начального общего образования функционируют 15 пилотных школ по введению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 18 школ определены "пилотными" по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, действуют 2 федеральные стажировочные площадки. В ходе модернизации общего образования значительно улучшены инфраструктура, материально-техническое оснащение общеобразовательных учреждений в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Проект модернизации системы общего образования позволил увеличить количество автоматизированных рабочих мест учителя и учащихся 1-2 классов, обеспечить их интерактивными пособиями и учебным оборудованием для проведения практических работ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. 54% учащихся начальной школы обучаются в современных условиях. Решена проблема обеспечения 100% учащихся школ бесплатными учебниками. Повышена транспортная доступность образовательных услуг современного качества для учащихся школ, расположенных в сельской местности. За последние два года приобретены 62 транспортные единицы для подвоза учащихся. В 2012-2014 учебном году осуществляется подвоз 4560 учащихся в 155 базовых школ на 256 транспортных средствах. За последние 3 года в 70% школ проведен текущий ремонт. Капитально отремонтировано 69 школ (48% от имеющейся потребности). Реконструировано 5 и построено 3 новых школьных здания. В республике формируется система дистанционного обучения. Продолжена работа по апробации и внедрению новых форм взаимодействия учреждений, развитию инфраструктуры социальной мобильности обучающихся на основе развития дистанционных форм обучения. В нее включено 3455 учащихся (5% от общей численности обучающихся), в том числе 165 детей-инвалидов. Для этого в республике созданы Центр дистанционного обучения детей-инвалидов и Центр дистанционного образования. В 25,6% школ идет апробация дистанционного обучения учащихся, в том числе детей-инвалидов. Продолжается работа по обеспечению безопасности образовательных учреждений за счет оснащения современными средствами пожаротушения и совершенствования школьных коммуникаций, ввода механизмов энергосбережения. Увеличилась доля образовательных учреждений, реализующих программы инклюзивного образования. Однако еще далеко не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. В системе образования сеть учреждений дополнительного образования детей представлена 61 учреждением, в которых занимаются более 47000 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Таким образом, в целом в масштабах республики обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях: раннее развитие, дошкольное образование, непрерывное образование. Растет внимание к возможностям этих сфер в социализации подрастающего поколения, для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала. Вместе с тем негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) продолжают иметь место и свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок. Одним из важнейших направлений деятельности на сегодняшний день является профилактика социального сиротства. В настоящее время в республике разработан и успешно реализуется комплекс мер, направленный на устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на различные формы семейного воспитания, как приоритетного направления в решении проблем социального сиротства. Совершенствуются и предпринимаются все методы сохранения ребенка в кровной семье. Созданы службы помощи семье и детям, службы сопровождения, кризисные центры. Функционируют консультации с родителями по основам семейного, административного, гражданско-правового, уголовного законодательства Российской Федерации. Благодаря этому уменьшилось количество детей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. Это привело к оптимизации сети учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В системе образования республики функционируют 13 детских домов и школ-интернатов. В 4 из них обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Особую значимость в современных условиях приобретает создание системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе. В интернатных учреждениях предстоит создать современные условия для воспитания, получения качественных образовательных услуг, дальнейшей социальной адаптации и успешной интеграции в общество.
Глава 2. Профессиональное образование
Созданная в Мордовии система профессионального образования предоставляет молодым людям разнообразные возможности продолжения обучения и получения профессии. Профессиональное образование в Республике Мордовия представлено следующими уровнями: средним профессиональным, высшим профессиональным, послевузовским профессиональным образованием, системой переподготовки и повышения квалификации. В республике функционирует 31 учреждение среднего профессионального образования, в которых обучаются свыше 14 тысяч студентов. Подготовка осуществляется по 32 программам начального профессионального образования и 65 программам среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Лидирующие позиции занимает подготовка кадров для промышленных предприятий и строительства (28%), сельского хозяйства (20%), продовольственной и перерабатывающей отрасли (11%). В целом политика в сфере профессионального образования региона направлена на решение проблем подготовки кадров для ведущих отраслей экономики. С целью проведения анализа рынка труда, формирования прогнозируемой потребности экономики республики в трудовых ресурсах в 2012 году в республике реализован проект по созданию и внедрению системы прогнозирования кадровой потребности Республики Мордовия на базе специализированного программного комплекса. Проблема соответствия перечня специальностей потребностям региона еще более обращает на себя внимание в связи с созданием учебных центров прикладных квалификаций, которые призваны реализовать принцип "образование через всю жизнь". На базе государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия среднего профессионального образования "Кемлянский аграрный колледж" создан многофункциональный центр прикладных квалификаций, главной целью которого является подготовка и переподготовка рабочих кадров и специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса. В 2013-2014 учебном году в учреждениях среднего профессионального образования обучается 262 ребенка с ограниченными возможностями здоровья по 17 профессиям и 41 специальности. Получение такими детьми качественного профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Начиная с 2007 года в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" и Федеральной целевой программы развития образования в Республике Мордовия активно проводится модернизация системы среднего профессионального образования. За последние семь лет, наряду с бюджетным финансированием, удалось привлечь значительные инвестиции в развитие системы профессионального образования республики. Объем инвестиций составил 274,0 млн. рублей. Данные средства направлены на обновление учебно-материальной базы ряда образовательных учреждений среднего профессионального образования. Основными проблемами в системе профессионального образования Республики Мордовия являются: дефицит педагогических кадров по специальным дисциплинам технического профиля; учебно-материальная база учреждений профессионального образования не соответствует требованиям современных производственных технологий; низкая активность участия работодателей в процессе подготовки кадров; не обеспечен в полной мере доступ лиц с ограниченными возможностями здоровья к образовательным ресурсам для получения профессионального образования.
Глава 3. Кадры системы образования
Важным фактором, определяющим качество системы образования, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях. С целью усиления объективности оценки деятельности педагогических и руководящих работников в республике приказами Министерства образования от 26 июня 2013 г. № 169, от 19 сентября 2013 г. № 847 утверждены примерные критерии оценки деятельности педагогических и руководящих работников системы образования Республики Мордовия в зависимости от результатов и качества труда. С учетом данных критериев во всех общеобразовательных учреждениях приняты новые положения о стимулирующих выплатах, распределение которых осуществляется с участием управляющих советов. В системе образования республики остается высокой доля учителей пенсионного возраста. Это требует разработки и реализации дополнительных мер, направленных на привлечение в отрасль молодых специалистов. С целью привлечения молодых учителей со стажем до 5 лет в школы установлены ежемесячные надбавки от 2000 до 4500 тыс. рублей в зависимости от стажа работы. В республике действует программа, предусматривающая льготное кредитование для педагогов по приобретению жилья или строительству нового: подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Постановлением Правительства Республики Мордовия от 17 сентября 2012 г. № 347 "О внесении изменений в Республиканскую целевую программу "Жилище" на 2011-2015 годы" утверждена подпрограмма "Предоставление мер социальной поддержки молодым учителям на возмещение части затрат в связи с получением ипотечного кредита" на 2012-2015 годы. Данная подпрограмма направлена на получение молодыми учителями ипотечного кредита на приобретение (строительство) жилого помещения, банковская процентная ставка по которому составляет 8,5% годовых, и субсидирование первого взноса в объеме 20% от суммы ипотечного кредита. В результате проведенных мероприятий доля молодых специалистов в общеобразовательных учреждениях республики увеличилась до 8,5%. Финансовая поддержка лучших образцов отечественного образования осуществляется на муниципальном, региональном и федеральном уровнях: 86 педагогов получают ежемесячно премию за подготовку призеров и победителей олимпиад различного уровня в размере от 5 до 32 тыс. рублей. Одним из стимулов профессионального роста учителей является аттестация. В целях повышения качества проведения аттестации Министерством образования Республики Мордовия разработаны необходимые нормативные правовые документы. Республика Мордовия одна из первых в стране приступила к аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. Обновляется система подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров системы образования. Приказом Министерства образования Республики Мордовия от 4 декабря 2012 г. № 1365 утверждена ведомственная целевая программа модернизации системы педагогического образования на 2013-2015 годы. Госпрограмма реализует системный подход к модернизации системы непрерывного профессионального педагогического образования и включает комплекс мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных учреждений в соответствии с современными требованиями: нормативное правовое регулирование, развитие кадрового потенциала, обновление финансово-экономических механизмов и материально-техническое обеспечение системы педагогического образования и дополнительного профессионального педагогического образования. Приоритетами системы повышения квалификации являются готовность педагогов и управленцев к реализации федерального государственного образовательного стандарта; подготовка педагогов к использованию информационно-коммуникационных технологий и современного учебного оборудования; обучение работников системы общего образования, включенных в кадровый резерв; профессиональная переподготовка специалистов по программе "Менеджмент в образовании". Отрабатываются элементы персонифицированной системы повышения квалификации. Доля учителей, прошедших обучение по новым адресным моделям повышения квалификации и имевших возможность выбора программ обучения, от общей численности учителей составляет 18,1%. Развиваются дистанционные формы переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений. Разработаны, прошли экспертизу и утверждены 150 программ-модулей, обеспечивающих педагогическим и управленческим работникам образования возможность выбора наиболее актуальных для них модулей и самостоятельного определения индивидуального учебного плана для дальнейшего профессионального, карьерного и личностного роста. На базе ГБОУ ДПО (ПК) С "Мордовский республиканский институт образования" функционирует стажировочная площадка с сетью базовых площадок для распространения моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование. В целях повышения профессиональной компетентности педагогов осуществляется сотрудничество с учреждениями высшего профессионального образования республики. На базе ФГБОУ ВПО "Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е.Евсевьева" функционирует Центр коллективного пользования "Мордовский базовый центр педагогического образования", что способствует обновлению педагогического корпуса.
Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере образования Республики Мордовия на период до 2020 года, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов госпрограммы, сроков и этапов ее реализации
Глава 4. Приоритеты государственной политики в сфере реализации госпрограммы
Приоритеты государственной политики в сфере образования Республики Мордовия на период до 2020 года сформированы с учетом целей и задач, представленных в следующих стратегических документах: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р); Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р); Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212); Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12 мая 2009 г. № 537); Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р); Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 1101-р); Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации на период до 2016 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р; План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р); федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61); федеральная целевая программа "Русский язык" на 2011-2015 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 492 "О Федеральной целевой программе "Русский язык" на 2011-2015 годы"); Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"; Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 602 "Об обеспечении межнационального согласия"; Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 г. № 53-З "Об образовании в Республике Мордовия". Миссией образования является реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала, и в конечном итоге - социально-экономическое развитие России, Республики Мордовия. Для этого сфера образования должна обеспечивать доступность качественных образовательных услуг на протяжении жизни каждого человека. Задачи доступности образования на основных уровнях (общее образование, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее образование) в России, в том числе и в Республике Мордовия, в значительной степени сегодня решены. Исключением пока остается дошкольное образование. Поэтому приоритетом государственной политики на данном этапе развития образования является обеспечение доступности дошкольного образования. Другим системным приоритетом является повышение качества результатов образования на разных уровнях и обеспечение соответствия образовательных результатов меняющимся запросам населения, а также перспективным задачам развития социально-экономического развития общества и экономики. Речь идет не только об усредненных индивидуальных образовательных результатах, но и о качественных характеристиках всего поколения, формируемого системой образования, о равенстве возможностей для достижения качественного образовательного результата. В контексте этого приоритета актуальной является задача переосмысления представлений о "качественном" образовании на всех его уровнях, определение того, какие индивидуально усвоенные и коллективно распределенные знания, компетенции, установки являются ключевыми для личной успешности, социально-культурной и экономической модернизации страны. Госпрограмма должна обеспечивать реализацию государственной политики человеческого развития не только через традиционные институты, но и через всю среду образования и социализации человека. В этой связи системным приоритетом Госпрограммы становится развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека. Современное качество и гибкость могут достигаться только при активном участии всех заинтересованных лиц, включая самих обучающихся, их семьи, работодателей. Поэтому к системным приоритетам системы образования относится модернизация сферы образования в направлении большей открытости, больших возможностей для инициативы и активности самих получателей образовательных услуг, включая обучающихся, их семьи, работодателей и местные сообщества через вовлечение их как в развитие системы образования и управление образовательным процессом, так и непосредственно в образовательную деятельность. Этот приоритет отражает не только задачи строительства в России и Республике Мордовия открытой экономики и открытого общества, но и высокий образовательный потенциал российских семей и организаций, который до сих пор эффективно не использовался. Вместе с тем на различных уровнях образования выделяются свои приоритеты, отвечающие сегодняшним проблемам и долгосрочным вызовам. Они подробно описаны в соответствующих подпрограммах Госпрограммы. Основные мероприятия подпрограмм отражают актуальные и перспективные направления государственной политики в сфере образования по реализации указанных приоритетов и эффективно дополняют основные положения Госпрограммы. Наряду с перечисленными приоритетами при формировании основных мероприятий Госпрограммы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", реализация которого началась с 1 сентября 2013 года. Стратегической целью региональной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Реализация региональной политики в данной сфере деятельности будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи; формирование целостной системы поддержки обладающей лидерскими навыками, инициативной и талантливой молодежи; гражданское образование и патриотическое воспитание молодежи, содействие формированию правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи.
Глава 5. Цель, задачи и инструменты госпрограммы
Цель Госпрограммы сформулирована с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) и изменений, произошедших в системе образования за последние годы, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года (утверждена Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З "О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года"). Целью Госпрограммы является обеспечение высокого качества образования в Республике Мордовия в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики. Задачи Госпрограммы: первая задача - формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Республики Мордовия, посредством: изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность получения непрерывного образования (постепенный перевод программ начального профессионального образования на короткие образовательные программы прикладных квалификаций, введение прикладного бакалавриата); развития эффективных финансово-экономических механизмов управления (внедрение нормативного финансирования, учитывающего результативность работы организаций профессионального образования; введение эффективного контракта с педагогическими и научно-педагогическими кадрами); повышения роли работодателей и частно-государственного партнерства в развитии профессионального образования; радикального обновления методов и технологий обучения; вторая задача - развитие инфраструктуры и организационно-экономических механизмов, обеспечивающих максимально равную доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей, включает: обеспечение доступности качественного общего образования независимо от места жительства, социального и материального положения семей и состояния здоровья обучающихся; создание современных условий обучения; развитие сетевого взаимодействия образовательных организаций; внедрение и совершенствование современных организационно-экономических механизмов управления образованием; третья задача - модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей, направленная на всестороннее развитие детей и достижение современного качества учебных результатов и результатов социализации. Она предусматривает стимулирование качественного труда педагогических работников, внедрение современных стандартов общего образования, обновление содержания, технологий и материальной среды образования, в том числе развитие информационных технологий; четвертая задача - обновление республиканской системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия. Реализация задачи предусматривает разработку и внедрение мониторинговых исследований в образовании, развитие участия в международных сопоставительных исследованиях качества образования и создание инфраструктуры по выработке решений по повышению качества образования на основе результатов участия, расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования. Цель и задачи Госпрограммы взаимосвязаны с целями и задачами ряда республиканских целевых программ. Основными инструментами реализации Госпрограммы являются: дифференцированное финансовое обеспечение государственных заданий образовательных организаций; поддержка муниципальных систем образования в обмен на обязательства по модернизации; конкурсная поддержка программ развития и инициативных проектов образовательных организаций, общественных организаций; конкурсная поддержка лучших практик и проектов их распространения; стимулирование инициативы, активности и самостоятельности отдельных организаций и инновационных сетей. Степень достижения цели и задач Госпрограммы будет определяться на основе целевых индикаторов и показателей, перечень которых приведен в приложении 1 к Госпрограмме.
Глава 6. Показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов госпрограммы
Реализация мероприятий Госпрограммы позволит достичь следующих основных результатов: обеспечение дошкольными образовательными услугами 100% детей в возрасте от 3 до 7 лет; увеличение доли педагогических и управленческих кадров общеобразовательных учреждений, которые пройдут повышение квалификации для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, до 100%; увеличение доли детей 5-18 лет, охваченных программами дополнительного образования, до 75%; увеличение численности детей-инвалидов, осваивающих образовательные программы общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования, до 89%; устройство 84% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение) и под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье); обеспечение 100% детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений или по договорам социального найма; увеличение доли обучающихся, участвующих в мероприятиях республиканского, всероссийского и международного уровней, до 87% от всего количества детей школьного возраста, а также обучающихся образовательных организаций среднего профессионального образования; 100% охват учреждений среднего профессионального образования независимой системой оценки качества образования; увеличение доли выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в учреждения среднего профессионального образования, на 15%; создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, для 100% обучающихся общеобразовательных организаций.
Глава 7. Сроки и этапы реализации госпрограммы
Реализация Госпрограммы будет осуществляться в 3 этапа: 1 этап - 2014-2015 годы; 2 этап - 2016-2018 годы; 3 этап - 2019-2020 годы. На первом этапе основные мероприятия Госпрограммы будут направлены на создание на всех уровнях образования условий для равного доступа граждан к качественным образовательным услугам. Будет завершено формирование и внедрение финансово-экономических механизмов обеспечения обязательств государства в сфере образования. Будет обеспечен вывод инфраструктуры школьного образования на базовый уровень условий образовательного процесса, отвечающих современным требованиям. Будут реализованы адресные меры ликвидации зон низкого качества образования. Будет осуществлен переход на эффективный контракт с педагогами общего и дошкольного образования. Будут внедрены федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного и основного общего образования. При этом федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования не будет содержать требования к результатам освоения образовательных программ дошкольного образования. Для них будут разработаны основы мониторинга системы дошкольного образования, включая мониторинг дошкольного образовательного учреждения как части данной системы, определены ориентиры и средства построения индивидуальной образовательной траектории ребенка дошкольного возраста. Результатом Госпрограммы на данном этапе станет внедрение новых моделей управления и оценки качества в условиях широкомасштабного использования информационно-телекоммуникационных технологий. Наряду с этим на первом этапе Госпрограммы будет осуществлена поддержка инновационных сетей, включающих исследователей и коллективы инновационных школ, в разработке новых образовательных программ и технологий общего образования как в областях отставания, так и в областях потенциального международного лидерства. Особое внимание будет уделено вопросам повышения качества управления образовательными организациями. Именно уровень управления организацией становится самым критичным для успехов, планируемых на первом и последующих этапах преобразований. Поэтому должна быть практически выстроена система переподготовки и укрепления управленческих кадров организаций образования. Будет завершена реорганизация организаций начального профессионального и среднего профессионального образования. Будет решена задача обеспечения информационной прозрачности системы образования для общества. Это позволит стабилизировать ситуацию в республиканской системе образования и создать условия для ее устойчивого развития в соответствии с изменяющейся социальной, культурной и технологической средой. Второй этап Госпрограммы будет ориентирован на полноценное использование созданных условий для обеспечения нового качества и конкурентоспособности республиканского образования. Переход на эффективный контракт с педагогическими работниками, модернизация системы педагогического образования и повышения квалификации обеспечат на этом этапе качественное обновление педагогического корпуса. Будут сформированы механизмы опережающего обновления содержания образования, а также будет создана высокотехнологичная образовательная среда. Будут сформированы основные компоненты целостной республиканской системы оценки качества образования, которая станет основой саморегуляции системы образования и деятельности отдельных институтов. Будет сформирована с участием общественности независимая система оценки качества работы образовательных организаций, включая введение публичных рейтингов их деятельности. Будут сформированы современные сети организаций общего, дополнительного и профессионального образования. На третьем этапе реализации Госпрограммы акцент будет сделан на развитии сферы непрерывного образования, развитии образовательной среды, дальнейшей индивидуализации образовательных программ. В центре внимания окажется система дополнительного образования, которая будет обеспечивать охват детей и молодежи программами позитивной социализации, поддерживать их самореализацию. В результате сеть образовательных организаций, федеральные государственные образовательные стандарты, система информационной открытости и оценки учебных достижений будут обеспечивать максимальные возможности для выбора и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий госпрограммы
В соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям Республики Мордовия относятся вопросы, касающиеся: обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования; организации предоставления среднего профессионального образования; организации предоставления дополнительного профессионального образования (за исключением образования, получаемого в федеральных государственных образовательных организациях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации); проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением педагогических работников федеральных государственных образовательных организаций); обеспечения и проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования или среднего общего образования, и иные полномочия. Исходя из перечисленных полномочий, в Госпрограмме предусмотрены основные мероприятия по реализации в Республике Мордовия федеральной государственной образовательной политики в области образования в разрезе подпрограмм (приложение 2). Подпрограммы Госпрограммы состоят из основных мероприятий, которые отражают актуальные и перспективные направления региональной политики в сфере образования и эффективно дополняют основные положения республиканских целевых программ. В Госпрограмме определены стратегические направления развития республиканской системы образования, в соответствии с которыми выделены отдельные основные мероприятия по: развитию профессионального образования (подпрограмма 1); развитию системы дошкольного, общего и дополнительного образования (подпрограмма 2); обеспечению реализации Госпрограммы и прочих мероприятий в области образования. Рядом основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых республиканских мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся. В сфере дошкольного, общего и дополнительного образования полномочиями по организации и финансовому обеспечению обладают также органы местного самоуправления. В этой связи соответствующими основными мероприятиями определены основные направления развития данных уровней образования. Обеспечение высокого качества образования связано не только с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий. Важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения является объективная и охватывающая все уровни образования система оценки качества. На формирование и развитие системы оценки качества, в том числе формирование системы обратной связи, участие в различных исследованиях качества образования, включение общественности в управление образовательными организациями, повышение качества контроля за реализацией образовательных программ направлены основные мероприятия подпрограммы 2. Наряду с перечисленными мерами при формировании основных мероприятий Госпрограммы учитывались изменения, отраженные в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" и Законе Республики Мордовия "Об образовании в Республике Мордовия", и мероприятия, которые необходимо осуществить с целью его реализации, а также мероприятия по обеспечению реализации Госпрограммы. Перечень основных мероприятий Госпрограммы представлен в подпрограммах. В рамках реализации основных мероприятий названных подпрограмм из федерального бюджета будет выделена субсидия республиканскому бюджету Республики Мордовия для стимулирования развития доступности и повышения качества дошкольного образования, общего образования, дополнительного образования детей и профессионального образования (условием предоставления такой субсидии будет положительное решение о выделении из федерального бюджета единой субсидии субъектам Российской Федерации на развитие региональных образовательных систем): повышение заработной платы педагогических работников образовательных организаций; обеспечение распространения результатов комплексных проектов модернизации образования; реализация региональных программ модернизации профессионального и дополнительного профессионального образования; внедрение вариативных моделей дошкольного образования; разработка, апробация и распространение механизмов улучшения работы школ с низкими результатами обучения; развитие доступного и эффективного дополнительного образования детей и молодежи (продвижение культуры, спорта), адаптация детей-мигрантов и так далее. Финансирование и реализация соответствующих мероприятий в рамках Госпрограммы, а также республиканских целевых программ будет осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия. За счет средств федерального бюджета осуществляется софинансирование расходных обязательств в рамках заключаемых с Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений. При конкурсном распределении средств федерального бюджета будут учитываться достигнутые Республикой Мордовия результаты по развитию образования и уровень выполнения ранее заключенных с Министерством образования и науки Российской Федерации соглашений. Наряду с этим Республика Мордовия принимает участие в реализации задач и мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, а также реализует региональный проект модернизации общего образования, Республиканскую целевую программу развития профессионального образования Республики Мордовия на 2011-2015 годы. В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. № 1507-р Республика Мордовия участвует в реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приоритетного национального проекта "Образование". Реализация мероприятий, в том числе национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", будет осуществляться как в рамках текущей деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия, так и в рамках реализации Госпрограммы. В рамках Госпрограммы предлагается оценивать достижение целевых показателей: удельный вес населения в возрасте 5-18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5-18 лет; доступность дошкольного образования (отношение численности детей 3-7 лет, которым предоставлена возможность получать услуги дошкольного образования, к численности детей в возрасте 3-7 лет, скорректированной на численность детей в возрасте 5-7 лет, обучающихся в школе); отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена; удельный вес численности обучающихся государственных (муниципальных) общеобразовательных организаций, которым предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными современными требованиями, в общей численности обучающихся; удельный вес численности выпускников государственных образовательных организаций профессионального образования Республики Мордовия очной формы обучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности; удельный вес численности молодых людей, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет.
Раздел 4. Обобщенная характеристика мер республиканского регулирования в рамках госпрограммы
Система мер государственного регулирования является универсальной для всех образовательных организаций, обучающихся в данных организациях граждан, и работников системы образования независимо от уровня образования. Меры государственного регулирования основаны на сочетании прямой поддержки (государственное финансирование, стипендиальное обеспечение, поддержка педагогических, научных и научно-педагогических кадров, в том числе сельских учителей, финансовое обеспечение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также специальная поддержка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья) и косвенного регулирования, к которому относятся меры льготного налогообложения, вычеты из налогов и налогооблагаемой базы для организаций и граждан, государственная поддержка образовательного кредитования, оплата коммунальных услуг для образовательных организаций, жилищно-коммунальных услуг для работников сферы образования, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), льготы по пенсионному обеспечению и продолжительности рабочего времени и отдыха, включая длительные отпуска и другие меры социального обеспечения. В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" систематизирована поддержка педагогических работников, обучающихся, родителей и законных представителей обучающихся, предусмотрена синхронизация вводимых изменений с изменениями и дополнениями в Трудовой кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Семейный кодекс Российской Федерации, а также в законы о защите прав ребенка, нормативные правовые документы, регулирующие пенсионное обеспечение и социальную защиту населения. Эффективность бюджетного финансирования и инвестирования напрямую зависит от конечных результатов.
Раздел 5. Описание мер правового регулирования в рамках госпрограммы
В связи с реализацией Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в течение 2014-2016 годов в рамках Госпрограммы на основе принятых федеральных нормативных актов будут приняты республиканские нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию указанного федерального закона, других федеральных нормативных актов.
Раздел 6. Прогноз сводных показателей по этапам реализации госпрограммы (при оказании федеральными государственными учреждениями государственных услуг (работ))
Прогноз сводных показателей включает показатели государственных заданий на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ всех уровней образования государственными образовательными организациями в соответствии с базовым (отраслевым) перечнем государственных услуг (работ), оказываемых государственными образовательными организациями в сфере образования и науки (утвержден приказом Минобрнауки России 6 октября 2011 г. № ИБ-81/02вн). Прогноз сводных показателей по этапам реализации Госпрограммы представлен в приложении 1 к Госпрограмме.
Раздел 7. Финансовое обеспечение мероприятий госпрограммы
В рамках Госпрограммы наряду с финансовым обеспечением государственного задания, управления сетью образовательных и иных организаций - участников Госпрограммы планируется финансовое обеспечение мероприятий, направленных на стимулирование повышения качества образовательных услуг, развитие перспективных направлений и образовательных организаций и так далее. Планируемые мероприятия в период до 2015 года включительно будут реализованы в рамках доведенных лимитов федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Мордовия. Начиная с 2016 года в рамках бюджетного процесса будет уточняться финансовое обеспечение мероприятий, направленных на развитие системы образования и повышение качества образовательных услуг. Реализация мероприятий Госпрограммы, финансируемых из бюджетов всех уровней, предусматривает конкурсный отбор исполнителей в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городского округа Саранск на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов образовательных учреждений осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований Министерству образования Республики Мордовия на очередной финансовый год и в порядке, установленном приложением 3 к Госпрограмме.
Раздел 8. Анализ рисков реализации госпрограммы и описание мер управления рисками ее реализации
К основным рискам реализации Госпрограммы относятся: финансово-экономические риски - недофинансирование мероприятий Госпрограммы, в том числе со стороны республиканского бюджета Республики Мордовия, муниципалитетов, образовательных организаций; нормативные правовые риски - непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Госпрограммы; организационные и управленческие риски - недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Госпрограммы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Госпрограммы, отставание от сроков реализации мероприятий; социальные риски, связанные с сопротивлением населения, профессиональной общественности и политических партий и движений целям и реализации Госпрограммы. Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Госпрограммы. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Госпрограммы, через институционализацию механизмов софинансирования. Нормативные риски. В Госпрограмме заложены мероприятия, направленные на изменения в системе образования, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Реализация ряда мероприятий также зависит от сроков принятия подзаконных актов к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации". Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Госпрограммы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативного внесения необходимых изменений. Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Госпрограммы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Госпрограммы, низкому качеству реализации программных мероприятий на республиканском уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет организации единого координационного органа по реализации Госпрограммы и обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Госпрограммы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга. Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Госпрограммы. Социальные риски могут выражаться в сопротивлении общественности осуществляемым изменениям, связанном с недостаточным освещением в средствах массовой информации целей, задач и планируемых в рамках Госпрограммы результатов, с ошибками в реализации мероприятий Программы, с планированием, недостаточно учитывающим социальные последствия. Минимизация названного риска возможна за счет обеспечения широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач и механизмов развития образования, а также публичного освещения хода и результатов реализации Госпрограммы. Важно также демонстрировать достижения реализации Госпрограммы и формировать группы лидеров. Риски, связанные с недостаточной межуровневой координацией исполнительных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств республиканского бюджета Республики Мордовия и необходимого дополнительного финансирования из федерального бюджета, а также привлечения внебюджетных источников. Устранение риска недостаточной межуровневой координации исполнительных органов государственной власти, осуществляющих управление в сфере образования, возможно через информационное обеспечение, операционное сопровождение реализации Госпрограммы, включающее мониторинг реализации Госпрограммы и оперативное консультирование всех ее исполнителей.
Раздел 9. Методика оценки эффективности госпрограммы
Методика оценки эффективности и результативности Госпрограммы учитывает, во-первых, степень достижения целей и решения задач Госпрограммы в целом и ее подпрограмм, во-вторых, степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия и, в-третьих, степень реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации. Снижение риска недостаточных управленческих возможностей возможно за счет выделения группы муниципальных образований с недостаточным потенциалом управления и обеспечения консультационной поддержки этих муниципальных образований. Оценка степени достижения целей и решения задач Госпрограммы в целом осуществляется на основании показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Госпрограммы. Показатель степени достижения целей и решения задач Госпрограммы в целом рассчитывается по формуле (для каждого года реализации программы):
где: - значение показателя степени достижения целей и решения задач Госпрограммы в целом; n - число показателей (индикаторов) достижения целей и решения задач Госпрограммы; - соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач Госпрограммы. Значение , превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени эффективности реализации Госпрограммы. Оценка степени достижения целей и решения задач подпрограмм Госпрограммы учитывает показатели (индикаторы) эффективности Госпрограммы, показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации и рассчитывается согласно формуле:
где: - значение показателя степени достижения целей и решения задач i-й подпрограммы; - число показателей (индикаторов) i-й подпрограммы; - соотношение фактического и планового значения k-го показателя (индикатора) достижения целей и решения задач i-й подпрограммы, т.е. фактические показатели степени реализации мероприятий и достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации. Значения , превышающие единицу, свидетельствуют о высокой степени эффективности реализации подпрограмм. Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия рассчитывается согласно формуле:
где: - запланированный объем затрат из средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию Госпрограммы; - фактический объем затрат из средств республиканского бюджета Республики Мордовия на реализацию Госпрограммы. Значение ЭИС, превышающее единицу, свидетельствует о высокой степени соответствия фактических затрат их запланированному уровню и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия. Общая эффективность и результативность Госпрограммы определяется по формуле:
где: М - число подпрограмм Госпрограммы. Значения ПР, превышающие единицу, свидетельствуют о высокой эффективности и результативности Госпрограммы. Помимо расчетов по данной методике предполагается проведение оценки эффективности конкретных мероприятий и мер Госпрограммы с использованием современных экономических и социологических количественных и качественных методов, используемых в странах Организации экономического сотрудничества и развития. Приложение 1 к государственной программе "Развитие образования в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы
Сведения о показателях (индикаторах) госпрограммы
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|