Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 24.04.2015 № 230 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 апреля 2015 года № 230 г.Саранск О внесении изменений в государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы
Правительство Республики Мордовия постановляет: 1. Внести в государственную программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 г. № 583 "Об утверждении государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014-2020 годы" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 17 февраля 2014 г. № 69, от 28 апреля 2014 г. № 186, от 16 июня 2014 г. № 268, от 21 июля 2014 г. № 345, от 22 декабря 2014 г. № 656, от 16 февраля 2015 г. № 90) (далее – Государственная программа), изменения, изложив её в следующей редакции: "Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 декабря 2013 года № 583 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 24 апреля 2015 года № 230) Государственная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014–2020 годы ПАСПОРТ государственной программы Республики Мордовия "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2014–2020 годы (далее – Государственная программа)
Раздел 1. Общая характеристика сферы реализации Государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития Государственная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон), государственной программы Российской Федерации "Энергоэффективность и развитие энергетики", утвержденной распоряжением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 512-р, во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. № 380–р, с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия", Закона Республики Мордовия от 26 марта 2013 г. № 18-З "О полномочиях органов государственной власти Республики Мордовия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности", направлена на повышение энергоэффективности экономики Республики Мордовия и, как следствие, рост конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности Республики Мордовия. Основной проблемой, решению которой способствует Государственная программа, является преодоление энергетических барьеров экономического роста, в т.ч. за счет экономии средств, высвобождаемых в результате реализации энергосберегающих мероприятий. Мероприятия Государственной программы сбалансированы, охватывают все отрасли экономики республики, являются инструментом повышения эффективности использования энергоресурсов для дальнейшего развития экономики и базовым элементом технологического перевооружения региона. Вопросы повышения энергетической эффективности сформулированы в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З. Реализация политики энергосбережения в республике осуществлялась на комплексной основе в рамках республиканских целевых программ "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001-2005 годы", "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006-2010 годы", "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Мордовия" на 2011-2020 годы, действовавшей до принятия данной Государственной программы. Всего за время действия перечисленных выше программ было выполнено 365 комплексных программных мероприятий, в том числе 208 - в реальном секторе экономики, 157 - в социальной сфере. В июне 2010 года в Республике Мордовия начала функционировать первая сельская мини-ГЭС мощностью 0,4 МВт, построенная на плотине Токмовского гидроузла. Было освоено по Республиканской целевой программе "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006-2010 годы" более 14 млрд. рублей, в том числе 93 млн. рублей средств республиканского бюджета Республики Мордовия. В результате республике удалось добиться снижения удельных расходов топливно-энергетических ресурсов в бюджетной сфере на 22-24 %, обеспечить снижение энергоемкости производства на 21 % (по сравнению с 2001 годом). Достигнуто 100-процентное оснащение приборами учета энергоресурсов зданий, в которых размещены органы государственной власти Республики Мордовия и органы местного самоуправления. В учреждениях бюджетной сферы осуществлен перевод отопления с твердого топлива на газ, модернизированы котельные, проведена наладка гидравлических режимов систем теплоснабжения, внедрена система автономного отопления. Практически повсеместно установлены приборы учета энергоресурсов. Уровень обеспеченности приборами учета энергоресурсов в социальной сфере составляет: по воде – до 90%; по теплу – до 80%; по электроэнергии и газу – 100%. На предприятиях реального сектора экономики реализовались мероприятия по повышению энергетической эффективности на основе технического и технологического совершенствования производств, выявлению потерь и нерационального расходования энергоресурсов по результатам энергетических обследований предприятий, разработке и реализации соответствующих энергосберегающих проектов, что обеспечило общее снижение энергоемкости промышленной продукции на 34 процента. Жилищный фонд республики характеризуется следующими значениями по оснащению приборами учета. Из почти 18 тысяч многоквартирных жилых домов оснащены общедомовыми приборами учета: холодной воды – 99% (3105 домов из 3138, подлежащих оснащению); горячей воды – 98% (1707 дом из 1738, подлежащих оснащению); тепловой энергии – 99%(2558 домов из 2573, подлежащих оснащению); электроэнергии – 100% (4463 дома из 4463, подлежащих оснащению). Из более 184 тысяч жилых квартир в МКД и домах блокированной застройки оснащены индивидуальными приборами учета: холодной воды – 68% (121,4 тыс. из 176,8 тыс., подлежащих оснащению); горячей воды – 69% (86,6 тыс. из 124,6 тыс., подлежащих оснащению); природного газа – 54% (84,5 тыс. из 155,8 тыс.); электроэнергии – 94%. Положения Федерального закона требуют полного обеспечения приборами учета, в т.ч. в жилищном фонде не только общедомовыми, но и, где позволяет техническая возможность, поквартирными. Предъявляется еще целый ряд жестких требований повышения энергоэффективности, включая проведение энергетических обследований, заключение энергосервисных контрактов, замену неэффективного оборудования. Решение проблемы энергосбережения требует комплексного и системного подхода, в связи с чем необходимо повысить уровень согласованности действий по ряду направлений: нормативно-правовое обеспечение, организация и управление, научное обеспечение, технические и технологические меры, тарифное регулирование, производство энергосберегающего оборудования, экономическое стимулирование энергосбережения, подготовка кадров. Текущее состояние энергетического комплекса характеризуется повышенным износом основных фондов, что является угрозой его энергобезопасности. Так, филиал ОАО "МРСК Волги" - "Мордовэнерго" имеет трансформаторное оборудование со сроком службы 35 лет (износ - 86 %), коммутационные аппараты - 34 года (износ - 85 %) и высоковольтные линии - 30 лет (износ 77 %). Низкая энергоэффективность порождает низкую конкурентоспособность промышленности. В условиях экономического кризиса 2008 - 2009 годов высокие удельные расходы энергоресурсов в промышленности дополнительно возросли из-за падения загрузки производственных мощностей более быстрыми темпами, чем снижалось энергопотребление. Это происходит на фоне падения цен на продукцию этих предприятий и роста цен на энергоносители. В итоге, доля энергетических издержек в структуре себестоимости промышленности резко выросла, а конкурентоспособность промышленности упала, что существенно осложняет ее выход из кризиса. Низкая энергоэффективность ЖКХ и бюджетной сферы порождает высокую нагрузку коммунальных платежей на местные, республиканский и федеральный бюджеты и снижает финансовую стабильность. Более 15 % расходов как республиканского бюджета Республики Мордовия, так и местных бюджетов приходится на оплату в той или иной форме жилищных и коммунальных услуг. Реализации огромного потенциала энергосбережения мешают барьеры, которые имеют разную природу: ценовые и финансовые барьеры, связанные со структурой и организацией экономики и рынка; институциональные барьеры; социальные, культурные, поведенческие. Практически все они устранимы с помощью целевых мер политики по повышению энергоэффективности. Повышение энергоэффективности в Республике Мордовия потребует выработки и последовательного воплощения долгосрочной государственной стратегии в этой области, координации усилий органов исполнительной и законодательной власти, совместной работы федеральных, республиканских органов власти, местного самоуправления, крупного, среднего и малого бизнеса, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия всех участников процесса. Решение проблемы требует применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий, концентрации ресурсов субъектов экономики с учетом создаваемой единой системы управления политикой повышения энергоэффективности в Российской Федерации. Существенное снижение нерационального потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности не может быть обеспечено самостоятельно собственниками объектов и сооружений. Задача кардинального повышения уровня энергоэффективности может быть решена только программно-целевыми методами. Предусматриваются следующие варианты решения указанных проблем, а также оценка преимуществ и рисков. Первый вариант решения проблемы - инерционный (существующее положение дел), без использования программно-целевого метода. Данный вариант приведет в конечном итоге не к снижению, а увеличению энергоемкости ВРП республики. Второй вариант представляет собой комплексное решение всех поставленных задач в рамках реализации Государственной программы. Только в этом случае представляется возможным расширение рамок по всем направлениям привлекаемых источников финансирования. Разработка и внедрение энергосберегающих мероприятий должны основываться на целевых республиканских, ведомственных, муниципальных и инвестиционных программах. Реализация второго варианта решения проблемы позволит обеспечить выполнение основных индикаторов Государственной программы. Вместе с тем, учитывая сложившуюся ситуацию на финансовом рынке Российской Федерации, остаются тяжелыми условия привлечения в реальный сектор экономики финансовых средств кредитных организаций. В этой связи могут возникнуть определенные трудности по реализации программных направлений на инвестиционной стадии проектов. Инструментами, снижающими (исключающими) риски в данном направлении работы, могут выступать институты государственной и (или) муниципальной поддержки (предоставление на конкурсной основе субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия, а также меры по стимулированию проведения подготовительных работ (энергоменеджмент, подготовка технико-экономических обоснований, энергетические обследования предприятий и объектов ЖКХ, зданий и сооружений). Принимая во внимание необходимый объем инвестиций в бюджетных составляющих софинансирования, следует учитывать возможное отклонение от сроков наполнения бюджетов, что приведет к соразмерному сдвигу сроков реализации программных направлений. Из двух вариантов решения проблемы наиболее целесообразным является второй вариант, при котором основные усилия будут направлены на максимальное расширение источников финансирования по всем программным мероприятиям. Государственная программа преемственна в отношении главных методологических и содержательных основ, заложенных в программах "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2001–2005 годы" и "Энергосбережение в Республике Мордовия на 2006–2010 годы", Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013–2018 годы. Решение основных задач Государственной программы носит долгосрочный характер, что обусловлено необходимостью как изменения системы отношений на многих рынках энергоносителей, так и замены и модернизации значительной части производственной, инженерной и социальной инфраструктуры и ее развития на новой технологической базе. Раздел 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы Одним из основных целевых ориентиров долгосрочного социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года обозначена безопасность общества. В качестве одного из направлений системного достижения поставленной цели выбран переход экономики республики на инновационный социально ориентированный тип развития. Необходимым условием для этого является создание инновационного и эффективного производственного сектора, вносящего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие экономики муниципальных образований и республики в целом. Для устранения энергетических барьеров (нехватка энергомощностей, высокий износ основных фондов и т.п.) социально-экономического развития Республики Мордовия и использования потенциала энергосбережения необходимо значительное снижение энергоемкости валового внутреннего продукта. Основной целью Государственной программы является снижение потребления топливно-энергетических ресурсов на единицу валового регионального продукта путем их наиболее полного и рационального использования во всех секторах экономики Республики Мордовия за счет внедрения комплекса энергосберегающих мероприятий и проектов. Снижение энергоемкости валового регионального продукта достигается комбинацией целого ряда факторов: структурные сдвиги в экономике, сдвиги в продуктовой структуре промышленности, рост цен на энергоносители, автономный технический прогресс (повышение энергоэффективности в процессе нового строительства и постепенной замены старого оборудования новым). Следствием реализации мероприятий Программы должно стать значительное ускорение темпов повышения энергетической эффективности Республики Мордовия с выходом на темпы развития, предусмотренные в Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия на период до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-3. Основные задачи Государственной программы, направленные на достижение цели: выявление потенциала энергосбережения на основании обязательных энергетических обследований; обеспечение устойчивых темпов снижения энергопотребления в секторах экономики республики; сохранение и расширение потенциала доходной части республиканского бюджета Республики Мордовия за счет сокращения нерационального потребления энергии. Основными индикаторами и показателями выполнения Государственной программы, позволяющими осуществлять мониторинг прогресса в достижении установленной цели Государственной программы, являются: снижения энергоемкости валового регионального продукта не менее чем на 24 % на I этапе (2014-2016 годы), не менее чем на 29 % на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии первичной энергии в объеме не менее 299 тыс. тонн условного топлива на сумму 1714,2 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее чем на 697,7 тыс. тонн условного топлива на сумму 3999,8 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом), в том числе: экономии природного газа в объеме не менее 234 млн. м3 на сумму 819 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 546 млн. м3 на сумму 1911 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии электроэнергии в объеме не менее 243 млн. кВт-ч на сумму 644,1 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 567 млн. кВт-ч на сумму 1502,89 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом); экономии тепловой энергии в объеме не менее 216 тыс. Гкал на сумму 249,0 млн. рублей на I этапе (2014-2016 годы), не менее 504 тыс. Гкал на сумму 580,9 млн. рублей на II этапе (2017-2020 годы) (по сравнению с 2013 годом). Достижение цели Государственной программы требует реализации комплекса долгосрочных взаимоувязанных по ресурсам, срокам и этапам мероприятий с использованием межотраслевого подхода (с охватом всех секторов экономики). В подпрограмме 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике" индикаторами являются снижение энергоемкости валового регионального продукта; доля объемов ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме; доля объемов ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме ТЭ; доля объемов воды, расчеты за которую осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием коллективных приборов учета), в общем объеме воды; доля объемов природного газа, расчеты за который осуществляются с использованием приборов учета (в части МКД - с использованием индивидуальных и общих приборов учета) в общем объеме природного газа; изменение объема производства энергетических ресурсов с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов; доля оформленных в собственность сетей от выявленных бесхозяйных; доля энергетических ресурсов, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных энергетических ресурсов, в общем объеме энергетических ресурсов, производимых на территории Республики Мордовия; объем внебюджетных средств, используемых для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в общем объеме финансирования Программы; экономия электрической энергии в натуральном выражении; экономия электрической энергии в стоимостном выражении; экономия тепловой энергии в натуральном выражении; экономия тепловой энергии в стоимостном выражении; экономия воды в натуральном выражении; экономия воды в стоимостном выражении; экономия природного газа в натуральном выражении; экономия природного газа в стоимостном выражении. В подпрограмме 2 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях здравоохранения" индикаторами выступают удельный расход электрической энергии на снабжение организаций здравоохранения Республики Мордовия; удельный расход тепловой энергии на снабжение организаций здравоохранения Республики Мордовия; удельный расход холодной воды на снабжение организаций здравоохранения Республики Мордовия; удельный расход горячей воды на снабжение организаций здравоохранения Республики Мордовия; удельный расход природного газа на снабжение организаций здравоохранения Республики Мордовия. В подпрограмме 3 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в образовательных организациях" индикаторами являются удельный расход электрической энергии на снабжение образовательных организаций Республики Мордовия (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход тепловой энергии на снабжение образовательных организаций Республики Мордовия (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход холодной воды на снабжение образовательных организаций Республики Мордовия (в расчете на 1 человека); удельный расход горячей воды на снабжение образовательных организаций Республики Мордовия (в расчете на 1 человека); удельный расход природного газа на снабжение образовательных организаций Республики Мордовия (в расчете на 1 человека). В подпрограмме 4 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальном комплексе" индикаторами выступают удельный расход тепловой энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади; удельный расход электрической энергии в многоквартирных домах (в расчете на 1 кв. метр общей площади); удельный расход топлива на выработку тепловой энергии тепловыми электростанциями; доля потерь тепловой энергии при ее передаче в общем объеме переданной тепловой энергии; доля потерь воды при ее передаче в общем объеме переданной воды. В подпрограмме 5 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере сельского хозяйства" индикаторами выступают удельный расход электрической энергии тепличным хозяйством Республики Мордовия; удельный расход тепловой энергии тепличным хозяйством Республики Мордовия; удельный расход тепловой энергии на производство скота и птицы на убой в живой массе; удельный расход электрической энергии на производство скота и птицы на убой в живой массе; удельный расход топлива на обработку посевных площадей сельскохозяйственных культур. В подпрограмме 6 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере развития промышленного комплекса" индикатором является снижение энергоемкости валового регионального продукта. В подпрограмме 7 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в сфере развития транспортного комплекса" индикатором выступает снижение потребления топлива в транспортном комплексе. Основные задачи Государственной программы: обеспечение устойчивого процесса повышения эффективности энергопотребления в секторах российской экономики, в том числе за счет запуска механизмов стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах экономики Республики Мордовия, реализации типовых энергосберегающих проектов, активизирующих деятельность хозяйствующих субъектов и населения по реализации потенциала энергосбережения; формирование целостной и эффективной системы управления процессом повышения энергоэффективности за счет развития новых институтов и обеспечения современного нормативно-законодательного, ресурсного, институционального и информационного обеспечения деятельности по повышению энергоэффективности. Срок реализации Государственной программы – 2014–2020 годы. По окончании реализации Государственной программы предполагается осуществить переход на энергоэффективный путь развития экономики, обеспечить развитие экономики Республики Мордовия по энергоэффективному пути. Раздел 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и ее подпрограмм Специфика повышения энергоэффективности в отдельных секторах экономики (организация управления и принятия решений, степень и возможности регулирования, структура и схожесть технических и институциональных решений) вызывает необходимость выделения следующих направлений по реализации программных мероприятий по повышению энергоэффективности: в энергетике; в промышленности; в сельском хозяйстве; в организациях бюджетной сферы; в жилищном секторе; формирование системы управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в Республике Мордовия; методическое, информационное и кадровое обеспечение. Основные программные мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности учитывают комплекс энергосберегающих работ, предусмотренных в пилотных проектах, реализующихся в регионах России: "Считай, экономь и плати" (бережливая модель потребления энергоресурсов, установка приборов учета); "Энергоэффективный квартал" (реализация тиражируемых программ повышения энергоэффективности); "Новый свет" (поэтапная замена ламп накаливания на энергоэффективные световые устройства). Перечень мероприятий и пилотных проектов Государственной программы по источникам финансирования и годам приведен в приложениях 1, 2. Объемы и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании бюджетов на соответствующий год. Раздел 4. Обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования Применение мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы не предусмотрено. При формировании и корректировке плана реализации Государственной программы по мере выявления или возникновения неурегулированных вопросов нормативного правового характера ответственный исполнитель Государственной программы формирует проекты соответствующих нормативных правовых актов и в установленном порядке вносит их на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия. Раздел 5. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы Расходы Государственной программы формируются за счет ориентировочного прогнозируемого объема финансирования средств федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств внебюджетных источников. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы утверждается законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период. Общий прогнозный объем финансовых ресурсов, необходимый для реализации Государственной программы, составляет 4 814 378,56 тыс. рублей, в том числе в 2014 году – 983845,36 тыс. рублей, в 2015 году – 719679,99 тыс. рублей, в 2016 году – 364915,71 тыс. рублей, в 2017 году – 488365,68 тыс. рублей, в 2018 году – 810786,71 тыс. рублей, в 2019 году – 741571,00 тыс. рублей, в 2020 году – 705214,11 тыс. рублей, из них: ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета – 35000 тыс. рублей (0,73 %), в том числе в 2016 году – 7000 тыс. рублей, в 2017 году – 7000 тыс. рублей, в 2018 году – 7000 тыс. рублей, в 2019 году – 7000 тыс. рублей, в 2020 году – 7000 тыс. рублей; средств республиканского бюджета Республики Мордовия –229 377,15 тыс. рублей (4,76 %), в том числе в 2014 году – 41666,35 тыс. рублей, в 2015 году – 57227,70 тыс. рублей, в 2016 году – 294,70 тыс. рублей, в 2017 году – 474,70 тыс. рублей, в 2018 году – 50226,10 тыс. рублей, в 2019 году – 43669,98 тыс. рублей, в 2020 году – 35817,63 тыс. рублей; ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет внебюджетных источников – 4 550 001,40 тыс. рублей (94,51 %), в том числе в 2014 году – 942179,01 тыс. рублей, в 2015 году – 662452,29 тыс. рублей, в 2016 году – 357621,01 тыс. рублей, в 2017 году –480890,98 тыс. рублей, в 2018 году – 753560,61 тыс. рублей, в 2019 году – 690901,01 тыс. рублей, в 2020 году – 662396,49 тыс. рублей, из которых на финансирование мероприятий в рамках пилотных проектов 30000,00 тыс. рублей. Распределение объема финансирования направлений Государственной программы по источникам финансирования и годам осуществляется согласно приложениям 1, 2. Указанные объемы финансирования могут меняться в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной год и плановый период. При соблюдении условий, которые предъявляются к государственным программам субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, Республика Мордовия может претендовать на выделение денежных средств из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств, связанных с реализацией Государственной программы. Раздел 6. Анализ рисков реализации Государственной программы и описание мер управления рисками с целью минимизации их влияния на достижение целей Государственной программы К рискам реализации Государственной программы, которыми могут управлять ответственный исполнитель и соисполнители Государственной программы, уменьшая вероятность их возникновения, следует отнести следующие: 1) нормативно-правовые риски, связанные с изменением действующего законодательства, регулирующего полномочия органов государственной власти Республики Мордовия в области энергосбережения. Управление указанными рисками возможно посредством своевременной корректировки положений (мероприятий) подпрограмм; 2) организационные риски, связанные с ошибками управления реализацией Государственной программы, в том числе исполнителя или отдельных ее соисполнителей, неготовностью организационной инфраструктуры к решению задач, поставленных Государственной программой, что может привести к нецелевому и (или) неэффективному использованию бюджетных средств, невыполнению ряда мероприятий подпрограмм или задержке в их выполнении; 3) финансовые риски, которые связаны с финансированием подпрограмм в неполном объеме за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия; 4) непредвиденные риски, связанные с кризисными явлениями в экономике, природными и техногенными катастрофами и катаклизмами, что может привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста и доходов населения, а также потребовать концентрации бюджетных средств на преодоление последствий таких катастроф. Управление указанными рисками возможно посредством: своевременной корректировки положений (мероприятий) подпрограмм; повышения квалификации и ответственности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей для своевременной и эффективной реализации предусмотренных Государственной программой мероприятий; координации деятельности персонала ответственного исполнителя и соисполнителей при реализации мероприятий Государственной программы; обеспечения сбалансированного распределения финансовых средств по основным мероприятиям подпрограмм в соответствии с ожидаемыми конечными результатами; осуществления прогнозирования социально-экономического развития с учетом возможного ухудшения экономической ситуации. Раздел 7. Механизм реализации Государственной программы Текущее управление ходом выполнения Государственной программы осуществляется ее ответственным исполнителем. Ответственный исполнитель Государственной программы разрабатывает и направляет в Министерство финансов Республики Мордовия сводную бюджетную заявку на финансирование мероприятий Государственной программы за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год, уточняет мероприятия, промежуточные сроки реализации и объемы их финансирования. Мероприятия Государственной программы реализуются в соответствии с планом и детальным планом-графиком реализации Государственной программы на очередной финансовый год и плановый период, содержащими перечень мероприятий подпрограмм, с указанием исполнителей, обеспечивающих их реализацию, сроков выполнения, бюджетных ассигнований. Организацию управления Государственной программой осуществляет Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно согласовывает с Министерством экономики Республики Мордовия и Министерством финансов Республики Мордовия уточненные показатели эффективности Государственной программы на соответствующий год. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия несет ответственность за реализацию и конечные результаты Государственной программы, рациональное использование выделяемых на ее выполнение финансовых средств, определяет формы и методы управления реализацией Государственной программы. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно до 1 марта следующего за отчетным года направляет в Министерство экономики Республики Мордовия и Министерство финансов Республики Мордовия информацию о ходе финансирования Государственной программы согласно приложению 12 к Порядку разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденному постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234, и доклад о ходе реализации мероприятий Государственной программы и эффективности использования финансовых средств. Государственная программа реализуется на правовой базе, основанной на положениях Федерального закона, постановлении Правительства Российской Федерации и Правительства Республики Мордовия по вопросам энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Механизм реализации Государственной программы предусматривает использование комплекса мер организационного и финансово-экономического характера, исходит из принципа "баланса интересов", который обеспечивает в вопросах реализации энергосберегающей политики соблюдение интересов организаций всех форм собственности, субъектов управления различного иерархического уровня, участвующих в реализации Государственной программы. Механизм реализации Государственной программы включает следующие элементы: обеспечение реального энергосбережения путем реализации системы энергосберегающих программных мероприятий и проектов; экономическое стимулирование энергосберегающей деятельности; финансово-кредитные инструменты управления энергосбережением, предусматривающие рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных направлений энергосбережения; бюджетное финансирование энергосберегающих мероприятий в социальной сфере только при наличии разработанного и согласованного в установленном порядке проекта; обеспечение контроля за целевым и эффективным использованием заложенных в энерготарифы средств, компенсирующих экономически обоснованные затраты потребителей энергетических ресурсов на энергосбережение; формирование целостной инфраструктуры системы поддержки энергосберегающей деятельности; создание организационной структуры управления Государственной программой с четким определением состава, функций, механизмов координации действий заказчика-координатора, государственных заказчиков и исполнителей мероприятий Государственной программы. Реализация мероприятий Государственной программы осуществляется на конкурсной основе с последующим заключением государственных контрактов. Вопросы финансирования мероприятий Государственной программы в следующем финансовом году решаются при обязательном рассмотрении результатов мониторинга и оценки достигнутой эффективности выполнения мероприятий подпрограмм в отчетном периоде. Целями мониторинга являются: получение систематизированной информации о выполнении программных мероприятий по энергосбережению, внедрению современных приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, поиск резервов экономии топлива и энергии; выявление динамики показателей энергоэффективности в отраслях экономики и бюджетной сфере, определение положительных тенденций и недостатков; прогноз выполнения целевых показателей подпрограммы для выработки соответствующих рекомендаций по их достижению и реализации необходимых технических решений. Софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по реализации утвержденных на соответствующий год муниципальных программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности представлено в подпрограмме 1 "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в энергетике" (приложение 7). Раздел 8. Методика оценки эффективности Государственной программы Эффективность выполнения Государственной программы оценивается в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234. Оценка эффективности выполнения Государственной программы проводится для оценки вклада Государственной программы в экономическое и социальное развитие Республики Мордовия. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно обобщает и анализирует статистическую и ведомственную отчетность по использованию бюджетных средств и реализации других показателей подпрограмм, размещает эту информацию на сайте Министерства. Эффективность реализации Государственной программы в целом оценивается исходя из достижения уровня по каждому из основных показателей (индикаторов) как по годам по отношению к предыдущему году, так и нарастающим итогом к базовому году. Периодичность оценки эффективности выполнения Государственной программы согласуется с периодичностью сбора информации при проведении мониторинга показателей (индикаторов) подпрограмм. Предполагается ежегодная оценка эффективности Государственной программы. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия ежегодно в срок до 1 марта готовит годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации Государственной программы (далее - годовой отчет) и представляет в Министерство финансов Республики Мордовия, Министерство экономики Республики Мордовия. В годовом отчете дается оценка хода реализации Государственной программы в целом. По каждому ведомству анализируется выполнение намеченных задач, достижение предусмотренных в них показателей (индикаторов), эффективность использования бюджетных средств. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится на основе оценки: степени достижения целей и решения задач Государственной программы путем сопоставления фактически достигнутых значений индикаторов Государственной программы и их плановых значений, приведенных в приложении 3; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета Республики Мордовия и иных источников ресурсного обеспечения Государственной программы путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования мероприятий подпрограмм, представленных в приложении 1, по каждому источнику ресурсного обеспечения. Степень достижения целей (решения задач) Государственной программы (Сд) определяется по формуле: Сд = Зф / Зп х 100%, где: Зф - фактическое значение индикатора (показателя) Государственной программы; Зп - плановое значение индикатора (показателя) Государственной программы (для индикаторов (показателей), желаемой тенденцией развития которых является рост значений). Уровень финансирования реализации мероприятий Государственной программы (Уф) определяется по формуле: Уф = Фф / Фп х 100%, где: Фф - фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию мероприятий Государственной программы; Фп - плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период. До начала очередного года реализации Государственной программы Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия по каждому показателю (индикатору) реализации Государственной программы устанавливает интервалы значений показателя, при которых реализация Государственной программы характеризуется: высоким уровнем эффективности; удовлетворительным уровнем эффективности; неудовлетворительным уровнем эффективности. Нижняя граница интервала значений показателя для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности не может быть ниже 95% планового значения показателя на соответствующий год. Нижняя граница интервала значений показателя для отнесения Государственной программы к удовлетворительному уровню эффективности не может быть ниже 75% планового значения показателя на соответствующий год. Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ответственным исполнителем ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным. Государственная программа считается реализуемой с высоким уровнем эффективности в следующих случаях: значения 95% и более показателей Государственной программы входят в установленный интервал значений для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности; не менее 95% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме. Государственная программа считается реализуемой с удовлетворительным уровнем эффективности в следующих случаях: значения 80% и более показателей Государственной программы входят в установленный интервал значений для отнесения Государственной программы к высокому уровню эффективности; не менее 80% мероприятий, запланированных на отчетный год, выполнены в полном объеме. Если реализация Государственной программы не отвечает указанным критериям, то уровень эффективности ее реализации признается неудовлетворительным. Раздел 9. Организация управления Государственной программой и контроль за ходом ее исполнения Текущее управление Государственной программой осуществляет ответственный исполнитель - Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, который выполняет следующие функции: осуществляет координацию деятельности по выполнению Государственной программы в целом; проводит мониторинг реализации мероприятий Государственной программы, оценку их достигнутой эффективности; обеспечивает ежеквартальную подготовку отчетов о ходе реализации Государственной программы; заказывает (по мере необходимости и на конкурсной основе) специализированной организации подготовку экспертных заключений по бюджетным заявкам государственных заказчиков программных мероприятий и проектам Государственной программы, претендующим на государственную поддержку; распоряжается средствами республиканского бюджета Республики Мордовия, направляемыми на конкурсной основе на реализацию общереспубликанских общесистемных энергосберегающих мероприятий и проектов, включенных в Государственную программу. Соисполнители Государственной программы: Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия реализует энергоэффективную тарифную политику, координирует реализацию энергосберегающих проектов энергоснабжающими организациями, осуществляющими регулируемую деятельность; руководители исполнительных органов государственной власти несут ответственность за реализацию мероприятий Государственной программы, осуществляют управление исполнителями, обеспечивают в соответствии с действующим законодательством эффективное и целевое использование бюджетных средств, выделяемых на реализацию данных мероприятий. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия совместно с Министерством финансов Республики Мордовия с учетом хода выполнения мероприятий Государственной программы, мер по привлечению внебюджетных источников финансирования, возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия: определяет государственную поддержку Государственной программы по объемам централизованных капитальных вложений, прочим текущим расходам и вносит в Правительство Республики Мордовия предложения о финансировании Государственной программы на очередной год; учитывает факторы и ресурсы энергосбережения и энергоэффективности в разработке параметров социально-экономического развития республики. Соисполнители Государственной программы ежеквартально, в срок до 13 числа месяца, следующего за отчетным кварталом/годом, представляют в Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия отчет о ходе реализации мероприятий Государственной программы согласно приложению 5 к Государственной программе. По итогам окончания года, в срок до 13 числа месяца, следующего за отчетным годом, соисполнители и исполнители представляют в Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия пояснительную записку об отклонении от фактически запланированного выполнения мероприятий Государственной программы. Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия организует размещение в сети Интернет: текста Государственной программы; нормативных правовых актов в сфере управления реализацией Государственной программы; информации о ходе реализации Государственной программы. Предложенная форма организации управления и контроля за ходом выполнения Государственной программы соответствует особенностям реализации ее мероприятий. Содержание системы управления и контроля, осуществляемого государственными заказчиками, способно обеспечить своевременное и полное осуществление мероприятий и проектов Государственной программы. Раздел 10. Оценка социально-экономической и экологической эффективности Государственной программы В результате реализации Государственной программы будут обеспечены снижение энергозатрат у потребителей в среднем на 3 % в год к уровню 2013 года, экономия на I этапе составит 299 тыс. тонн условного топлива на сумму 1714,2 млн. рублей и 697,76 тыс. тонн условного топлива на сумму 3999,8 млн. рублей за весь срок реализации Государственной программы (2014–2020 годы). За время реализации Государственной программы должно быть обеспечено: снижение удельных показателей энергопотребления на 3 % ежегодно к уровню 2013 года; снижение годовых бюджетных затрат на энергоснабжение (включая затраты на водоснабжение и водоотведение) к концу I этапа на 9 % и на 21 % к концу II этапа (по сравнению с 2013 годом). В промышленности будет создана система контроля за эффективным расходованием топливно-энергетических ресурсов, включающая плановые энергоаудиты предприятий с составлением энергетических паспортов, прогнозные задания по снижению энергоемкости и их реализацию посредством заключения энергосервисного контракта, включения данных энергопаспортов промышленных предприятий в государственную информационную систему в области энергосбережения. Среднегодовые темпы снижения энергоемкости в промышленности должны составить не менее 3 %, а общее снижение за период реализации Государственной программы – 21 % от уровня 2013 года. В сельскохозяйственном производстве и на предприятиях переработки сельхозпродукции на основе результатов энергоаудита предприятий, удельных показателей энергозатрат, электронной базы данных потребителей энергоресурсов будет создана система контроля и управления эффективностью потребления энергоресурсов. Будут введены прогнозные задания по снижению удельных энергозатрат в разрезе технологических операций и основных видов сельхозпродукции. За период реализации Государственной программы удельные энергозатраты на производство сельхозпродукции и энергоемкость на перерабатывающих предприятиях по сравнению с уровнем 2013 года должны быть снижены на 21 процент. Реализация пилотных проектов обеспечит снижение энергопотребления не только промышленных предприятий, но и в других отраслях экономики. В целом реализация Государственной программы обеспечит снижение энергоемкости валового регионального продукта Республики Мордовия за I этап на 24 % и на 29 % за весь срок реализации Государственной программы (2014–2020 годы). Перечень целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности приведен в приложении 3. Для расчета целевых показателей Государственной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности используются общие сведения. Сбор информации будет производиться по специально разработанным опросным листам, которые составляются исполнителями Государственной программы. Дополнительными источниками к опросным листам являются: топливно-энергетические балансы, составленные по данным статистической отчетности; объем производства, передачи, потребления энергоресурсов; существующее состояние коммунальной инфраструктуры (тепло-, электро-, водоснабжение); оснащенность приборами учета энергоресурсов на источниках и у потребителей; общее состояние объектов бюджетной сферы, жилищного фонда, транспорта; действующая нормативно-правовая база в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Целевые показатели, отражающие динамику (изменение) показателей, рассчитываются по отношению к значениям соответствующих показателей в году, предшествующем году начала реализации Государственной программы, а целевые показатели, отражающие оснащенность приборами учета энергетических ресурсов, рассчитываются в отношении объектов, подключенных к объектам энергоснабжения. Расчет целевых показателей Государственной программы производится после представления общих сведений и формируется по следующим группам: 1) общие целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; 2) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в государственном секторе; 3) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере здравоохранения; 4) целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в сфере образования; Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|