Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Мордовия от 23.11.2015 № 659
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 ноября 2015 года № 659 г.Саранск О внесении изменений в государственную программу «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Внести в государственную программу «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы, утвержденную постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 г. № 422 «Об утверждении государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы» (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Республики Мордовия от 14 апреля 2014 г. № 143, от 4 августа 2014 г. № 371, от 19 января 2015 г. № 24) (далее – Программа), изложив ее в следующей редакции: «Утверждена постановлением Правительства Республики Мордовия от 4 октября 2013 года № 422 (изложена в редакции постановления Правительства Республики Мордовия от 23 ноября 2015 года № 659) Государственная программа«Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплексаРеспублики Мордовия» на 2014-2020 годыПаспортгосударственной программы «Развитие лесного хозяйстваи лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия»на 2014-2020 годы
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Государственная программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы (далее – Программа) разработана в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ, Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 г. № 248/482, государственной программой Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318; государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2013 г. № 997-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов», Стратегией социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. № 94-З «О Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года», постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. № 363 «О Республиканской целевой программе развития Республики Мордовия на 2013-2018 годы», с учетом требований постановления Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234 «Об утверждении Порядка раз работки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия» и во исполнение распоряжения Правительства Республики Мордовия от 15 июля 2013 г. № 380-Р «Об утверждении перечня государственных программ Республики Мордовия», в соответствии с задачами, определенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и посланиях Главы Республики Мордовия Государственному Собранию, позволяющими обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста. Программа определяет цели, задачи и основные направления развития лесного хозяйства в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, ресурсного, кадрового и научно-технического обеспечения, механизмы реализации мероприятий Программы и показатели оценки их результативности. Реализация Программы направлена на формирование условий социально-экономического развития Республики Мордовия в части обеспечения инновационного уровня использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, развития лесоперерабатывающего комплекса при безусловном сохранении глобальной экологической значимости лесов. Леса являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей. Вместе с тем вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса Республики Мордовия приходится всего 0,8% общего объема произведенной промышленной продукции. На сегодняшний день осваивается не более 25% объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки). Ежегодное накопление неиспользуемой низкотоварной древесины мягколиственных пород составляет более 500 тыс. куб. метров. Принятие в 2006 году Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство, увеличились возможности использования лесов для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе платежи в бюджеты всех уровней за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти. В то же время это обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины. Лесное хозяйство Республики Мордовия, как впрочем, и Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений. Сегодня в лесном хозяйстве накопился ряд проблем, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться и будут препятствовать повышению эффективности лесного хозяйства, сохранению экологических функций лесных насаждений. Интенсификация использования лесов и освоение новых лесных массивов существенно сдерживается из-за недостаточного развития транспортной инфраструктуры в лесах. В настоящее время средняя протяженность лесных дорог в Республике Мордовия составляет 0,03 км на 1 тыс. гектаров лесных земель, тогда как в странах Западной Европы 10 – 45 километров. Согласно проведенным расчетам, для улучшения доступности лесного фонда в целях использования лесных ресурсов и повышения эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов потребуется создание около 70 км лесных дорог (в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства). В настоящее время наметилась тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. За последние три года происходило увеличение площади лесов, поврежденных различными неблагоприятными факторами, так, если в 2009 году таких лесов было 155 га, то в 2012 – уже 4943 га, в том числе за счет гибели от лесных пожаров –4896 га, за счет гибели от вредных организмов – 47 га, ущерб от которых значительно превышает величину общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов. При сохранении существующих тенденций площадь очагов вредителей и болезней в лесах к 2020 году может удвоиться и достичь 50 тыс. гектаров. Предотвращению такого сценария не способствует низкий уровень лесозащиты, вызванный кадровыми проблемами, отсутствием необходимой нормативно-технической базы, а также должного уровня взаимодействия между структурами федерального и регионального подчинения. Остается проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет около 25% от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось достичь оптимальной численности должностных лиц, осуществляющих государственный лесной надзор (лесную охрану), пожарный надзор в лесах, необходимого уровня технической оснащенности лесных инспекторов, что приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и объемов нелегальных лесозаготовок. Рост объемов лесовосстановления (прежде всего искусственного), наметившийся в последние годы, необходимо не только сохранить, но и увеличить, обратив особое внимание на его качество. Остается высокой доля гибели лесных культур старших возрастов, основной причиной которой является более чем 3-кратное снижение объемов ухода за ними в молодом возрасте. За последние 10 лет объемы рубок ухода в молодняках (осветление, прочистка) снизились в 1,5 раза. Прогнозируется их дальнейшее уменьшение при инерционном сценарии реализации мероприятий Программы. Нельзя допустить и снижения объемов выращивания посадочного материала для лесокультурного производства. В случае непринятия адекватных организационно-технических мер могут сократиться объемы создания лесных культур и ухудшение качества создаваемых лесов. Недопустимо низкой (14%) остается доля заготавливаемых семян лесных пород с улучшенными наследственными свойствами. В странах Европы этот показатель составляет в среднем 20% по основным лесообразующим породам. Доля лесных культур, создаваемых посадочным материалом, выращенным из улучшенных семян лесных растений, в республике составляет около трети общей площади их создания, что недопустимо мало. Ситуация в области обеспечения воспроизводства лесов семенным и посадочным материалом усугубляется состоянием технологической инфраструктуры, техники и оборудования, разработанных (за редким исключением) в 60 – 70-х годах ХХ века. Их использование не может обеспечить эффективное воспроизводство лесов. К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий. В настоящее время 30% лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти Республики Мордовия, лесопользователям и гражданам. Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов. Решение указанных проблем требует проведения скоординированных мероприятий на основе единой государственной программы по интенсификации всех направлений ведения лесного хозяйства, а также подъема его на более высокий организационный, технологический и технический уровень, обеспечения непрерывного, многоцелевого и неистощительного использования лесов на основе современных научных разработок и инновационных достижений в сфере лесных технологий. Основными проблемами в лесопромышленном комплексе являются создание новых производств, обновление основных фондов, увеличение объемов производства, улучшение качества продукции, экологическая безопасность производства, внедрение передовых технологий, расширение использования низкосортной и лиственной древесины. В настоящее время лесопромышленному комплексу республики не удалось преодолеть последствия экономического спада. Тем не менее, решение проблем, накопившихся за годы адаптации к рыночным экономическим отношениям, остается первоочередной задачей как самих предприятий лесного комплекса, так и Правительства Республики Мордовия. В 2009-2013 годах в Республике Мордовия функционировала Республиканская целевая программа «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Мордовия от 15 декабря 2008 г. № 567 «Об утверждении Республиканской целевой программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2009-2013 годы», однако ее основные задачи не были решены в полной мере. Одной из главных причин такого итога явилась общая неблагоприятная экономическая ситуация в стране, катастрофические лесные пожары 2010 года. 2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов, сроков и этапов реализации Программы
2.1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы Государственная программа базируется на положениях Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 318, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года. Определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса: создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов; улучшение породного состава лесных насаждений; повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах, сокращение до полного исключения объема нелегальных рубок; совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения; совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов; дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; развитие материально-технической базы лесного хозяйства; укрепление кадрового обеспечения лесного хозяйства; обеспечение точности учета лесных ресурсов; развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины; совершенствование структуры лесопромышленного производства, привлечение инвестиций за счет освоения выпуска прогрессивных видов продукции, оптимизация размещения лесопромышленного производства, формирование специализированных индустриальных зон по обработке древесины. Таким образом, приоритеты государственной политики в сфере лесных отношений определяют необходимость комплексного решения задач лесного хозяйства, направленных на обеспечение непрерывного, неистощительного, рационального и многоцелевого использования лесов с учетом их социально-экологического значения. Успешная реализация Программы возможна только при активном участии всех органов государственной власти Республики Мордовия. Разработка Программы обеспечит комплексное урегулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере лесных отношений, системное развитие использования и воспроизводства лесов, создаст организационно-финансовые механизмы взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов экономики и построения эффективной системы управления лесами, повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие Республики Мордовия, в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса. 2.2. Цели и задачи Программы С учетом положений стратегических документов и приоритетных направлений государственной политики в области лесного хозяйства целью Программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении их ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов, удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции. В соответствии с указанной целью и с учетом основных проблем лесного хозяйства и прогноза его развития Программа предусматривает решение следующих основных задач: сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и нелегальных рубок; создание условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов; обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов; повышение эффективности управления лесами; удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижение доли импортируемой продукции. Достижение цели и решение задач Программы обеспечивается реализацией следующих подпрограмм: «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»; «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы; «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия».
2.3. Показатели (индикаторы) реализации Программы Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) реализации Программы и ее подпрограмм. При формировании указанной системы учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность). Состав показателей (индикаторов) увязан с задачами и основными мероприятиями Программы и подпрограмм, что позволяет оценить ожидаемые конечные результаты и эффективность реализации Программы. Кроме того, в указанный состав включены показатели, характеризующие уровень удовлетворенности потребителей оказываемыми (финансируемыми) услугами (работами), их объемом и качеством (например, доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения (по количеству случаев), отношение площади проведенных санитарно-оздоровительных мероприятий к площади погибших и поврежденных лесов и др.). Показателями (индикаторами) реализации Программы в рамках решения задачи сокращения потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и нелегальных рубок являются: доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда, процентов; лесистость территории Республики Мордовия, процентов. Показателями (индикаторами) реализации Программы в рамках решения задачи по созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышению эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов являются: отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов; лесистость территории Республики Мордовия, процентов. Показателем (индикаторами) реализации Программы в рамках решения задачи по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов, повышения продуктивности и качества лесов является лесистость территории Республики Мордовия, процентов. Показателем (индикатором) реализации Программы в рамках решения задачи по повышению эффективности управления лесами является объем платежей в бюджеты всех уровней республики от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 гектар земель лесного фонда, рублей на гектар. Показателем (индикатором) реализации Программы в рамках решения задачи удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижения доли импортируемой продукции является отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины, процентов. Показатели (индикаторы) реализации Программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности. Значения показателей (индикаторов) Программы по годам ее реализации приведены в приложении 1. Показатели рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом имеющихся тенденций и их изменения за счет совершенствования системы лесоуправления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении имеющегося уровня финансирования лесного хозяйства. Ухудшение показателей может быть вызвано возникновением экстремальных природных ситуаций (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными метеорологическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения таких мероприятий по использованию лесов, как заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, заготовка недревесной продукции лесов и др.), сложившейся неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, недостаточностью местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров.
2.4. Основные ожидаемые результаты реализации Программы Основные ожидаемые результаты реализации Программы определены в соответствии с поставленными задачами и предусмотренным финансированием. В результате решения задачи по сокращению потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и нелегальных рубок предполагается: реализация мероприятий по охране лесов от пожаров, обеспечивающих создание в Республике Мордовия эффективной системы профилактики, раннего обнаружения и тушения лесных пожаров, позволяющей свести к минимуму повреждение лесов, возникновение катастрофических верховых лесных пожаров, предотвратить гибель людей и повреждение огнем населенных пунктов и объектов экономики; дальнейшее развитие на основе современных средств наблюдений и информационных ресурсов системы обнаружения лесных пожаров, мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, результаты применения которых позволят сократить сроки обнаружения лесных пожаров, повысить точность их обнаружения, а также существенно улучшить информированность населения и скорость оповещения противопожарных служб об угрозе лесных пожаров; реализация мероприятий в сфере защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятных факторов, обеспечивающих создание эффективной системы планирования и осуществления лесозащитных мероприятий; оперативное выявление и своевременное назначение и проведение локализации и ликвидации очагов вредных организмов, а также комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий; снижение объема незаконных рубок в результате внедрения системы государственного учета заготовленной древесины, а также реализации комплекса мер по контролю за незаконным оборотом лесопродукции. Ответственные исполнители указанных мероприятий, а также возможные последствия их нереализации приведены в приложении 2. Реализация мероприятий по указанной задаче обеспечит сокращение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на 9,0% (достижение уровня 0,393% от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда), а также сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне 26,6 процента. В результате решения задачи по созданию условий для рационального и интенсивного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия, а также повышению эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов предполагается: повышение интенсивности использования лесов, направленной на увеличение лесного дохода с единицы лесной площади, посредством расширения объемов различных видов использования лесов, интенсификации лесовыращивания и лесопользования, более широкого применения рубок ухода для целей заготовки древесины, формирования условий для глубокой, комплексной и рациональной переработки лесных ресурсов; увеличение объемов мероприятий лесоустройства, связанных с выявлением, учетом и оценкой количественных и качественных характеристик лесных ресурсов; внедрение прогрессивных российских и зарубежных технологий лесозаготовок, обеспечивающих максимальное сохранение лесной среды и биологического разнообразия лесов, создание условий для более полного использования запасов древесины мягколиственных пород и продвижения местной лесной продукции на российские и зарубежные рынки; сокращение сроков обновления информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках, а также об изменениях, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов; обеспечение информационного взаимодействия органов государственной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, лиц, использующих леса, организаций, производящих и использующих информацию о лесном хозяйстве, других государственных и негосударственных структур; значительное снижение объема нелегальных рубок в результате повышения эффективности лесной охраны. В результате реализации мероприятий для решения указанной задачи предусматривается увеличение объема заготовки древесины на 18% (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 49,8%). В результате решения задачи по обеспечению баланса выбытия и восстановления лесов предполагается: обеспечение баланса рубок и убыли лесов от пожаров, вредителей и болезней леса с темпами лесовосстановления; улучшение породного состава лесных насаждений; увеличение объемов производства лесных культур посредством внедрения модели интенсивного воспроизводства лесов, создание постоянной лесосеменной базы и формирование фонда семян лесных растений с улучшенными наследственными свойствами, создание лесного селекционно-семеноводческого центра на базе лесного питомника Краснослободского лесничества по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, а также обеспечение регулярного ухода за лесными культурами. В результате реализации мероприятий по указанной задаче предусматривается сохранение лесистости территории Республики Мордовия на уровне не ниже 26,6 процента. Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов». В результате решения задачи по повышению эффективности управления лесами предполагается: дальнейшее совершенствование системы лесоуправления; осуществление перехода к оказанию государственных услуг в сфере лесного хозяйства в электронном виде; развитие системы государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, увеличение численности лесной охраны, что позволит существенно сократить объемы нарушений лесного законодательства; обеспечение переподготовки и повышения квалификации специалистов лесного хозяйства; развитие менеджмента и повышение эффективности бюджетных расходов в лесном хозяйстве. В результате реализации мероприятий по данной задаче предполагается повышение объема платежей в бюджетную систему всех уровней от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 12,0% (достижение уровня 80,6 рубля в расчете на 1 гектар земель лесного фонда). Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» на 2014-2020 годы. В результате решения задачи удовлетворения потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной продукции отечественного производства и снижения доли импортируемой продукции предполагается повышение эффективности использования лесосырьевой базы республики за счет более глубокой механической, химической и энергетической переработки заготавливаемой древесины. В результате реализации мероприятий для решения указанной задачи предусматривается увеличение объема заготовки древесины на 18% (достижение отношения фактического объема заготовки к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 49,8%). Результаты реализации иных мероприятий по решению указанной задачи приведены в подпрограмме «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия». В целом реализация мероприятий Программы будет способствовать: повышению эффективности и доходности лесного хозяйства; сырьевому обеспечению лесоперерабатывающей промышленности, повышению производительности труда в лесном секторе и конкурентоспособности товаров; созданию условий для выведения лесного хозяйства Республики Мордовия на качественно новый, инновационный уровень развития; обеспечению права граждан на благоприятную окружающую среду, повышению качества жизни на основе дополнительных эффектов, связанных с улучшением экологической ситуации в республике; наиболее полному удовлетворению собственных нужд граждан в древесине и других лесных ресурсах; увеличению доли лесопромышленного комплекса в ВРП; изменению структуры лесопромышленного комплекса республики; созданию новых рабочих мест. 2.5. Сроки и этапы реализации Программы Программа реализуется в 2014-2020 годах в 3 этапа. На I этапе (2014 год) предполагается создание эффективной системы управления охраной лесов от пожаров, вредных организмов и неблагоприятных факторов, ведение государственного лесного реестра, укрепление материально-технической базы гарантированного воспроизводства лесов. Особое внимание будет уделено преобразованию системы охраны лесов от пожаров, развитию актуализации данных государственного лесного реестра, а также повышению эффективности и качества воспроизводства лесов посредством развития лесного семеноводства, создания лесных селекционно-семеноводческих центров и лесных питомников. На II этапе (2015–2017 годы) предполагается интенсификация использования лесов на основе дальнейшего совершенствования арендных отношений, развитие лесоустройства, совершенствование системы государственного лесного надзора, системы государственного пожарного надзора в лесах, а также увеличение численности лесной охраны на территориях. Обеспечивается дальнейшая интенсификация использования лесов посредством расширения объемов и видов их использования, улучшение качества лесного планирования и проектирования лесных участков при лесоустройстве, а также повышение их доступности вследствие развития лесной инфраструктуры. Кроме того, обеспечивается существенное снижение уровня нарушений лесного законодательства, объема нелегальных лесозаготовок путем совершенствования системы государственного лесного надзора (лесной охраны). На III этапе (2018-2020 годы) предполагается завершение формирования системы государственного управления лесами, формирование эффективной системы единого генетико-селекционного комплекса, инновационное перевооружение лесного хозяйства. Планируется завершение процесса инновационной модернизации лесного хозяйства, обеспечение условий для максимального удовлетворения потребностей лесной промышленности и населения страны в древесной и недревесной лесной продукции при выполнении лесами защитных, экологических, рекреационных и иных социальных функций, создание гибких адаптивных технологий ведения лесного хозяйства в условиях непрерывного изменения конъюнктуры мирового рынка лесных товаров и услуг, а также природных факторов воздействия на лесные и экологические системы. Реализация Программы приведет к качественным изменениям структуры лесопромышленного комплекса республики. Ожидаемые результаты Программы по этапам ее реализации приведены в соответствующих разделах подпрограмм. 3. Обобщенная характеристика основных мероприятий Программы Состав основных мероприятий Программы определен исходя из необходимости достижения ее целей и задач и сгруппирован по подпрограммам. Состав мероприятий может корректироваться по мере решения задач Программы. Перечень основных мероприятий Программы, срок их реализации, основные ожидаемые результаты и показатели (индикаторы) реализации Программы (подпрограмм) приведены в приложении 2 к Программе. Подпрограммой «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов» предусматривается реализация следующих основных мероприятий: содержание и развитие систем и средств обеспечения пожарной безопасности в лесах; предупреждение возникновения и распространения лесных пожаров; тушение лесных пожаров; проведение профилактики возникновения, локализация и ликвидация очагов вредных организмов; проведение мероприятий по лесоустройству, ведению государственного лесного реестра; организация использования лесов, лесное планирование и регламентирование; осуществление государственного лесного надзора. создание и функционирование объектов единого генетико-селекционного комплекса; осуществление лесовосстановления; проведение ухода за лесами; обеспечение исполнения государственных функций Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и ГКУ территориальных лесничеств. Подпрограммой «Обеспечение реализации государственной программы «Развитие лесного хозяйства и лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия на 2014-2020 годы» предусматривается реализация следующих основных мероприятий: повышение эффективности исполнения государственных услуг в сфере лесных отношений; подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров лесного хозяйства, направленные на повышение кадрового потенциала лесного сектора экономики. Подпрограммой «Развитие лесоперерабатывающего комплекса Республики Мордовия» предусматривается реализация следующих основных мероприятий: освоение производства фанеры нового формата; строительство завода по производству различных древесных плит; организация производства ламинированной фанеры; организация производства древесных топливных брикетов; организация производства древесного угля; организация производства топливных заготовок (биотоплива). Детальный состав основных мероприятий содержится в характеристиках подпрограмм. 4. Обобщенная характеристика мер государственного и правового регулирования На I этапе реализации Программы применение мер государственного регулирования не планируется. В последующем по мере выявления необходимости ответственным исполнителем будет принято и внесено на рассмотрение в Правительство Республики Мордовия решение о применении в установленном порядке мер государственного регулирования реализации мероприятий Программы. 5. Обоснование выделения подпрограмм в составе Программы Программа включает 3 подпрограммы, выделенных в соответствии с целью и задачами Программы. Для каждой подпрограммы определены цели и задачи, решение которых обеспечивает достижение цели и задач Программы. Подпрограммы являются взаимозависимыми, выполнение мероприятий одной подпрограммы может зависеть от выполнения мероприятий другой подпрограммы. Последовательность решения задач и выполнения мероприятий определяется Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерством промышленности науки и новых технологий Республики Мордовия в соответствии с процедурами управления реализацией Программы. 6. Обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы Расходы Программы формируются за счет ориентировочного прогнозируемого объема финансирования средств федерального бюджета Российской Федерации, республиканского бюджета Республики Мордовия, а также средств внебюджетных источников. Распределение бюджетных ассигнований на реализацию Государственной программы утверждаются законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период. Общий прогнозный объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Государственной программы, составляет 5351230,9 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году – 387583,5 тыс.рублей, в 2015 году – 1459836,6 тыс. рублей, в 2016 году – 1359473,3 тыс. рублей, в 2017 году – 1358520,4 тыс. рублей, в 2018 году – 290954,1 тыс. рублей, в 2019 году – 243983,9 тыс. рублей, в 2020 году – 250879,1 тыс. рублей, из них: ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет средств федерального бюджета – 076005,8 тыс. руб. (20,11%), в том числе в 2014 году – 133398,3 тыс. рублей, в 2015 году – 146013,1 тыс. рублей, в 2016 году – 154011,2 тыс. рублей, в 2017 году – 150486,8 тыс. рублей, в 2018 году – 193753,2 тыс. рублей, в 2019 году – 146967,1 тыс. рублей, в 2020 году – 151376,1 тыс. рублей; средств республиканского бюджета Республики Мордовия – 192208,3 тыс. рублей (3,59%); в том числе в 2014 году – 14701,7 тыс. рублей, в 2015 году – 59141,4 тыс. рублей, в 2016 году – 13652,4 тыс. рублей, в 2017 году – 13888,8 тыс. рублей, в 2018 году – 31124,0 тыс. рублей, в 2019 году – 29400,0 тыс. рублей, в 2020 году – 30300,0 тыс. рублей; ориентировочный прогнозируемый объем финансирования за счет внебюджетных источников – 4083016,8 тыс. рублей (76,30%), в том числе в 2014 году – 239483,5 тыс. рублей, в 2015 году – 1254682,1 тыс. рублей, в 2016 году – 1191809,7 тыс. рублей, в 2017 году – 1194144,8 тыс. рублей, в 2018 году – 66076,9 тыс. рублей, в 2019 году – 67616,8 тыс. рублей, в 2020 году – 69203,0 тыс. рублей. Распределение объема финансирования направлений Государственной программы по источникам финансирования и годам осуществляется согласно приложениям 4 –5. Указанные объемы финансирования могут меняться в соответствии с законом Республики Мордовия о республиканском бюджете Республики Мордовия на очередной год и плановый период. 7. Анализ рисков реализации Программы и описание мер управления рисками реализации Программы Реализация Программы может быть подвергнута следующим рискам, снижающим эффективность ее выполнения: 1) риски, связанные с причинами природного характера, включая экстремальные природные ситуации (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов стихийными климатическими факторами, метеорологические условия, определяющие возможность проведения мероприятий по использованию лесов и др.). В зависимости от характера и масштабности проявления этих рисков могут возникнуть критические ситуации, связанные с повреждаемостью и гибелью лесов вследствие лесных пожаров, вспышек массового размножения вредных организмов, что приведет к незапланированному увеличению объемов реабилитационных работ и необходимости привлечения дополнительного финансирования в целях их осуществления. Для управления такими рисками может потребоваться принятие срочных управленческих решений, привлечение значительных сил и ресурсов. Ухудшение метеорологических условий при осуществлении использования лесов в ряде случаев может привести к снижению объемов использования лесов, уменьшению платежей в бюджеты всех уровней и ухудшению качества лесохозяйственных работ; 2) риски, связанные с социально-экономическими факторами, включая неблагоприятную экономическую ситуацию на рынке лесной продукции, недостаточность местных трудовых ресурсов и квалифицированных кадров, а также недостаточный уровень финансирования мероприятий Государственной программы из бюджетных и внебюджетных источников. Неблагоприятная экономическая ситуация может стать причиной снижения мотивации лиц, использующих леса, активной деятельности, что приведет к уменьшению объемов использования лесов и получения лесного дохода, а также сокращению объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов на арендованных лесных участках. Недофинансирование может привести к сокращению объемов работ по охране, защите и воспроизводству лесов на землях лесного фонда. Регулирование этой группы рисков осуществляется посредством совершенствования планирования работ по охране, защите и воспроизводству лесов, регулирования договорных отношений на выполнение работ по договорам аренды или договорам купли-продажи лесных насаждений. Управление реализацией Программы осуществляется в соответствии с Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительством Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 234. Управление рисками реализации Программы осуществляется Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия, Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия, которые осуществляют анализ возникающих тенденций развития лесного хозяйства, связанных с ними рисков и формируют предложения по внесению изменений в Программу. Подготовка и представление ежегодно в Правительство Республики Мордовия отчета о ходе и результатах реализации Государственной программы, который при необходимости может содержать предложения о корректировке Государственной программы. Ответственный исполнитель с учетом предложений соисполнителя принимает решения о внесении изменений в перечни и состав мероприятий, сроки их реализации, а также в объемы бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных планом реализации Программы на соответствующий год. Внесение иных изменений в Программу, оказывающих влияние на параметры Программы, осуществляется по инициативе Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия либо во исполнение поручений Правительства Республики Мордовия (в том числе по результатам мониторинга реализации Программы) в установленном порядке. 8. Механизм реализации Программы Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Мероприятия, включаемые в Программу, формируются Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти Республики Мордовия. Средства федерального и республиканского бюджетов, выделяемые на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается направить на решение следующих задач: создание современной системы воспроизводства и восстановления лесов; улучшение породного состава лесных насаждений; повышение эффективности государственного лесного и пожарного надзора в лесах, сокращение до полного исключения объема нелегальных рубок; совершенствование системы мероприятий по профилактике, обнаружению и тушению лесных пожаров в условиях децентрализации лесоуправления на основе технического перевооружения лесопожарных служб, укрепления их материально-технической базы и кадрового обеспечения; совершенствование системы назначения и осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий, использование инновационных средств защиты лесов от вредных организмов; дальнейшее развитие рыночных экономических механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; развитие материально-технической базы лесного хозяйства; укрепление кадрового обеспечения лесного хозяйства; обеспечение точности учета лесных ресурсов; развитие биоэнергетики и производства биотоплива, увеличение объемов переработки низкосортной древесины; совершенствование структуры лесопромышленного производства, привлечение инвестиций за счет освоения выпуска прогрессивных видов продукции, оптимизация размещения лесопромышленного производства, формирование специализированных индустриальных зон по обработке древесины. Финансирование мероприятий из федерального и республиканского бюджетов будет осуществляться при условии согласования объема субвенций на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых органу исполнительной власти Республики Мордовия в области лесных отношений на осуществление переданных полномочий. Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия совместно с Министерством промышленности, науки и новых технологий Республики Мордовия в ходе выполнения Программы: осуществляет подготовку и реализацию мероприятий Программы; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию мероприятий Программы и достижение ее результатов; организует текущее управление и обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию Программы; анализирует эффективность использования в ходе реализации Государственной программы средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Мордовия, а также внебюджетных средств; организует мониторинг хода реализации Программы и достижения ее целевых индикаторов. Подпрограмма «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»
Паспорт подпрограммы «Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов»
1. Характеристика сферы реализации подпрограммы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития Подпрограмма направлена на развитие на интенсификацию использования лесов, проведение мероприятий лесоустройства, формирование данных лесного реестра, информатизацию системы лесного хозяйства, снижение уровня нарушений лесного законодательства, охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредных организмов, загрязнения и других неблагоприятных факторов (ветровалы, буреломы, затопление и др.), которые до настоящего времени являются главными факторами повреждения и гибели лесов. Общая площадь лесов республики, расположенных на землях лесного фонда, 681 тыс. га. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Республики Мордовия от 21 августа 2008 г. № 465 в границах административных районов организовано 9 территориальных и 36 участковых лесничеств. В среднем по республике лесистость составляет около 27%, исходя из чего Мордовию относят к малолесным субъектам Российской Федерации. Основные лесообразующие породы республики – сосна, дуб, береза, осина, липа и др. В составе лесов доминируют мягколиственные породы, на долю которых приходится 54,6% площади земель, покрытых лесом. Среди лесообразующих пород первое место занимает береза (31,6%), второе – сосна (29,2%). Значительный удельный вес приходится на дубравы – дуб низкоствольный (10,1%) и высокоствольный (3,4%). Осина в общей площади занимает 13,0%, 12,7%, - остальные породы. Возрастная структура представлена следующим образом: молодняки составляют 9,8% общего запаса площади; средневозрастные – 44,1%; приспевающие 20,2%; спелые и перестойные – 25,9%. Основные лесообразующие породы сгруппированы в хозяйства: хвойное – 34,6%, твердолиственное – 12,5%, мягколиственное – 52,9 процентов. Запас древесины основных лесообразующих пород составляет 110,72 млн. куб. метра. Ежегодный допустимый объем изъятия древесины спелых и перестойных насаждений (расчетная лесосека) по Республике Мордовия составляет 1093,6 тыс. куб. м, в том числе по хвойному хозяйству – 119,4 тыс. куб. м, твердолиственному – 87,4 тыс. куб. м и мягколиственному – 886,8 тыс. куб. метра. По состоянию на 1 января 2013 г. лесные участки переданы в аренду на общей площади 360,5 тыс. га. Из общей площади земель лесного фонда площадь переданных в аренду в целях использования лесов для заготовки древесины составляет 314,1 тыс. га, или 87% общей арендованной площади. По состоянию на 1 января 2013 г. доля площади лесов, на которых проведены мероприятия лесоустройства в течение последних 10 лет, в общей площади лесов, расположенных на землях лесного фонда, составляет 69 процентов. Однако если мероприятия по лесоустройству не будут проведены в 2016-18 годах, данный показатель снизится до нуля процентов, что приведет к недопустимому снижению качества лесного планирования и невозможности проектирования лесопользователями освоения лесов. В связи с этим отмечается серьезная необходимость в лесоустройстве на территории Республики Мордовия. С начала 2013 года начата тестовая эксплуатация Автоматизированной Информационной Системы «Государственный лесной реестр» (АИС ГЛР). Эксплуатацией данной системы занимается более сорока обученных специалистов из числа сотрудников Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия и лесничеств. Цель внедрения АИС ГЛР - обеспечить доступ к точной, полной информации о лесном фонде, расположенном на территории республики, об его использовании, охране, защите, воспроизводстве, а также повысить эффективность процесса сбора, хранения и предоставления информации государственного лесного реестра. После принятия Лесного кодекса Российской Федерации расширились возможности использования лесов не только для заготовки древесины, но и для других целей, прежде всего целей рекреации, строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а также для заготовки недревесных лесных ресурсов. В перспективе поступление платежей за использование лесов в указанных целях в бюджетную систему Российской Федерации должно существенно увеличиться. Остается нерешенной проблема незаконных рубок леса. Возмещение ущерба от нарушений лесного законодательства составляет 30 – 35% от суммы причиненного ущерба. До настоящего времени не удалось достичь необходимого межведомственного взаимодействия в вопросах борьбы с незаконными рубками. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|