Расширенный поиск
Закон Мордовской ССР от 01.11.1991 № 518-XIIЗАКОН МОРДОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О статусе народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 28.02.97 г. N 17-З ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР является полномочным представителем народа и высшего органа государственной власти на всей территории Мордовской ССР и за ее пределами. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР гарантируются условия для беспрепятственного и эффективного осуществления его полномочий, защита его прав, чести и достоинства. В своей деятельности депутат руководствуется законами СССР, РСФСР, Мордовской ССР, своими убеждениями и интересами избирателей. Статья 2. Законодательство о статусе народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Статус народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР определяется Конституцией Мордовской ССР, настоящим Законом, другими законами СССР, РСФСР и Мордовской ССР. Статья 3. Срок полномочий народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР начинаются со дня его избрания народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР и заканчиваются в день выборов народных депутатов Верховного Совета Мордовской ССР нового созыва за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, избранный в Президиум Верховного Совета Мордовской ССР, сохраняет полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР - члена Президиума Верховного Совета Мордовской ССР вплоть до открытия первой сессии Верховного Совета Мордовской ССР нового созыва. По решению Верховного Совета Мордовской ССР о признании выборов данного народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР недействительными, принятому в связи с нарушением законодательства о выборах, полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР прекращаются со дня принятия указанного решения. Полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР не подлежат передаче другому лицу. Статья 4. Депутатское удостоверение и нагрудный знак народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет депутатское удостоверение, являющееся его основным документом, подтверждающим личность и полномочия депутата, и нагрудный знак "Народный депутат МАССР", которыми он пользуется в течение срока своих полномочий. Положения об удостоверении и нагрудном знаке народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, их образцы и описание утверждаются Президиумом Верховного Совета Мордовской ССР. Статья 5. Сочетание деятельности народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР с выполнением производственных и служебных обязанностей. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР осуществляет свои полномочия, как правило, без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Статья 6. Взаимоотношения народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР с избирателями. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР поддерживает связи с избирателями своего округа, ответственен перед ними и им подотчетен. Депутат принимает меры для обеспечения прав, свобод и законных интересов своих избирателей, защиты их чести и достоинства. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, осуществляющему депутатскую деятельность в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, для осуществления депутатской деятельности в своем избирательном округе предоставляется до трех дней ежемесячно. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР может быть отозван избирателями в установленном законом порядке. Статья 7. Участие народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в работе органов государственной власти в Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР вправе участвовать в работе местных Советов народных депутатов и их органов с правом совещательного голоса. При этом депутату обеспечивается возможность выступлений, внесения предложений и замечаний по любому обсуждаемому вопросу наравне с народными депутатами указанных Советов. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на сессиях вышеназванных Советов имеет право обратиться с вопросами и обращениями к председателю Совета, к руководителям органов соответствующего Совета, а также к руководителям и должностным лицам предприятий. учреждений и организаций, расположенных на территории Совета, по вопросам, отнесенным к ведению этого Совета. Государственные органы и должностные лица обязаны представить ответ на вопрос или обращение народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в течение трех дней либо в иной согласованный с депутатом срок. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР вправе вносить в органы, указанные в части первой настоящей статьи, подготовленные им предложения, обращения, заявления и иные документы. Статья 8. Право народных депутатов на объединение в депутатские группы и иные депутатские объединения. Народные депутаты Верховного Совета Мордовской ССР имеют право объединяться в постоянные и временные депутатские группы, депутатские клубы и иные депутатские объединения. Порядок деятельности депутатских групп, их права определяются Регламентом Верховного Совета Мордовской ССР, другими актами, регулирующими их деятельность. Статья 9. Депутатская этика. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР должен соблюдать нормы депутатской этики. По поручению Верховного Совета Мордовской ССР или его Президиума вопросы о нарушениях депутатской этики рассматриваются Комиссией Мандатной и по вопросам депутатской этики. Статья 10. Досрочное прекращение полномочий народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР прекращаются досрочно в случаях: а) личного заявления депутата о сложении полномочий; б) избрания или назначения депутата на должность, занятие которой по закону несовместимо с выполнением полномочий народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР; в) выезда народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на постоянное жительство и работу за пределы Мордовской ССР; г) утраты народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР гражданства Мордовской ССР; д) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом; е) отзыва народного депутата. Решение о прекращении полномочий народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в указанных случаях принимаются Верховным Советом Мордовской ССР. ГЛАВА 2 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА МОРДОВСКОЙ ССР В ВЕРХОВНОМ СОВЕТЕ МОРДОВСКОЙ ССР И ЕГО ОРГАНАХ Статья 11. Участие народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в работе Верховного Совета Мордовской ССР. На заседаниях Верховного Совета Мордовской ССР народные депутаты Верховного Совета Мордовской ССР на основе коллективного и свободного обсуждения рассматривают и решают все вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Мордовской ССР к ведению Мордовской ССР. Президиум Верховного Совета заблаговременно, в сроки, установленные регламентом, сообщает депутату о времени созыва и месте проведения сессии, о вопросах, вносимых на ее рассмотрение, и представляет ему все необходимые материалы по этим вопросам. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР обязан присутствовать на сессиях Верховного Совета Мордовской ССР. В случае невозможности участвовать в заседании народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР извещает об этом Председателя Верховного Совета Мордовской ССР. Статья 12. Полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на сессии Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР пользуется правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессии Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет право: избирать и быть избранным в органы Верховного Совета Мордовской ССР; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Верховным Советом Мордовской ССР органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Верховным Советом Мордовской ССР; предлагать вопросы для рассмотрения Верховным Советом Мордовской ССР; вносить предложения и замечания по повестке дня сессии Верховного Совета Мордовской ССР, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов; вносить предложения о заслушивании на сессии Верховного Совета Мордовской ССР отчета или информации любого органа либо должностного лица, подотчетного или подконтрольного Верховному Совету Мордовской ССР; ставить вопрос о доверии Правительству Мордовской ССР, должностным лицам, избранным, назначенным или утвержденным Верховным Советом Мордовской ССР; вносить в Верховном Совете Мордовской ССР и его органах предложения о необходимости проведения проверок исполнения законов Мордовской ССР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, о проведении депутатских расследований по вопросу, относящемуся к ведению Мордовской ССР; участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам, а также председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку; выступать с обоснованием своих предложений и по мотивам голосования, давать справки; вносить письменные поправки к проектам законов; оглашать на сессиях Верховного Совета Мордовской ССР обращения граждан, имеющие общественное значение; знакомиться с текстами своих выступлений в стенограммах и протоколах заседаний Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, не согласный с решением Верховного Совета Мордовской ССР или его органов, имеет право на изложение своего особого мнения на заседании. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР не может быть привлечен к ответственности или подвергаться гонению за выраженную им позицию в выступлениях и при голосовании по рассматриваемым на заседании Верховного Совета Мордовской ССР или его органов вопросам, если не допустил действий, прямо запрещенных законом. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, не выступивший на заседании Верховного Совета Мордовской ССР в связи с прекращением прений, вправе передать председательствующему текст своего выступления, а также изложенные в письменной форме предложения и замечания по обсуждаемому на сессии Верховного Совета Мордовской ССР вопросу. Текст выступления включается в стенографический отчет заседания Верховного Совета Мордовской ССР. Предложения и замечания, внесенные депутатами на сессии Верховного Совета Мордовской ССР, рассматриваются и учитываются при доработке и принятии законопроектов. В случае их отклонения депутату дается обоснованный ответ. Порядок реализации прав, указанных в настоящей статье, устанавливается настоящим Законом, Регламентом Верховного Совета Мордовской ССР, другими законодательными актами Мордовской ССР. Статья 13. Право законодательной инициативы народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР обладает правом законодательной инициативы в Верховном Совете Мордовской ССР, которое может быть реализовано в форме внесения на рассмотрение Верховного Совета Мордовской ССР проектов новых законов Мордовской ССР, проектов законов об изменениях действующих законов Мордовской ССР, а также в форме предложений о принятии новых законов Мордовской ССР или внесении изменений в действующие законы Мордовской ССР. Статья 14. Депутатский запрос. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, группа народных депутатов Верховного Совета Мордовской ССР имеют право обратиться с запросом по фактам нарушения или невыполнения Конституции СССР, РСФСР, Мордовской ССР, законов, постановлений и других актов, принимаемых высшими органами государственной власти, управления Мордовской ССР, и по иным вопросам, имеющим важное значение для государственного, хозяйственного и социально-культурного развития Мордовской ССР, к Председателю Верховного Совета Мордовской ССР, к Совету Министров Мордовской ССР, Прокурору Мордовской ССР, руководителям других органов, образуемых или избираемых Верховным Советом Мордовской ССР, а также к руководителям расположенных на территории Мордовской ССР предприятий, учреждений и организаций союзного и республиканского (РСФСР) подчинения по вопросам, относящимся к ведению Мордовской ССР. Депутатский запрос вносится в письменной или устной форме. Народный депутат или по его просьбе председательствующий на сессии Верховного Совета Мордовской ССР оглашают запрос. Государственный орган или должностное лицо, к которому обращен запрос, обязаны дать по нему официальный ответ. Письменный ответ на запрос представляется не позднее чем в трехдневный срок или иной срок, установленный Верховным Советом, и оглашается на сессии Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат вправе дать оценку ответа должностного лица на запрос. По результатам обсуждения вопросов в связи с запросом принимается постановление, которое публикуется в печати. Верховный Совет Мордовской ССР вправе обязать государственный орган или должностное лицо представить к установленному Верховным Советом сроку отчет о выполнении решения по запросу депутата. Статья 15. Рассмотрение предложений и замечаний народных депутатов Верховного Совета Мордовской ССР, внесенных на сессиях Верховного Совета Мордовской ССР. Предложения и замечания, высказанные народными депутатами Верховного Совета Мордовской ССР на сессии Верховного Совета Мордовской ССР или переданные в письменной форме председательствующему, рассматриваются Верховным Советом Мордовской ССР или постоянными комиссиями Верховного Совета Мордовской ССР, либо направляются ими на рассмотрение соответствующим государственным и общественным органам и должностным лицам. Государственные и общественные органы, а также должностные лица, которым направлены предложения и замечания депутатов, внесенные на сессии Верховного Совета Мордовской ССР, обязаны рассмотреть их не позднее чем в десятидневный срок и о результатах сообщить непосредственно депутату, а также в Президиум Верховного Совета Мордовской ССР. Контроль за рассмотрением и реализацией предложений и замечаний депутатов осуществляется Президиумом Верховного Совета Мордовской ССР, постоянными комиссиями. Статья 16. Деятельность народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в органах Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, избранный в органы Верховного Совета Мордовской ССР, обязан принимать участие в их работе. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, не входящий в состав постоянной комиссии Верховного Совета Мордовской ССР, вправе принимать участие в ее заседаниях, вносить предложения, участвовать в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений с правом совещательного голоса. В случае несогласия с решением постоянной комиссии депутат может внести свое предложение в письменной форме в качестве поправки к законопроекту на сессии Верховного Совета Мордовской ССР. Поправки, внесенные депутатом, рассматриваются Верховным Советом Мордовской ССР и по ним проводится голосование. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР может быть выведен Верховным Советом из состава постоянной комиссии за систематическое неучастие в ее работе по представлению комиссии. Статья 17. Участие народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в выполнении поручений Верховного Совета Мордовской ССР и его органов. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР обязан выполнять поручения Верховного Совета Мордовской ССР и его органов. По поручению Верховного Совета Мордовской ССР или его органов народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР участвует в проверках исполнения законов Мордовской ССР государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. О результатах выполнения поручений народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР информирует Верховный Совет Мордовской ССР или его органы, а также вносит предложения об устранении выявленных недостатков, отмене незаконных решений, привлечении к ответственности лиц, допустивших нарушение закона, невыполнение постановлений Верховного Совета Мордовской ССР. Статья 18. Депутатское расследование. По решению Верховного Совета Мордовской ССР и его органов либо по инициативе групп народных депутатов Верховного Совета Мордовской ССР численностью не менее 15 человек может назначаться депутатское расследование. Все государственные органы и должностные лица обязаны оказывать необходимое содействие в проведении расследования; беспрепятственно представлять необходимые для объективного изучения вопроса сведения и документы. Никто не вправе уклониться от дачи объяснений депутатам, ведущим депутатское расследование. Вмешательство депутатов в процессуальную деятельность органов внутренних дел, дознания, предварительного следствия и суда по находящимся в их производстве делам об административных правонарушениях, уголовным и гражданским делам не допускается. По результатам расследования составляется мотивированное заключение, решение по которому принимается соответственно Верховным Советом Мордовской ССР и его органами, ГЛАВА 3 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА ВЕРХОВНОГО СОВЕТА МОРДОВСКОЙ ССР В ИЗБИРАТЕЛЬНОМ ОКРУГЕ Статья 19. Рассмотрение народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР предложений, заявлений и жалоб граждан. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР рассматривает поступившие к нему предложения, заявления и жалобы, принимает меры к их правильному и своевременному разрешению соответствующими органами, должностными лицами; не реже одного раза в квартал ведет прием граждан, изучает общественное мнение, вносит предложения в соответствующие Советы народных депутатов, а при необходимости в Верховный Совет Мордовской ССР, другие государственные и общественные органы. В приеме избирателей народным депутатом Верховного Совета Морской ССР по его требованию обязаны участвовать руководители и другие должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций. Статья 20. Отчет народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР перед избирателями. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР не реже одного раза в год обязан отчитываться перед избирателями округа, коллективами и общественными организациями, выдвинувшими его кандидатом о депутаты, о своей депутатской деятельности, ходе выполнения предвыборной программы и реализации наказов. По требованию групп избирателей численностью не менее 150 человек может быть проведен внеочередной отчет народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Местные Советы народных депутатов и местная администрация принимают меры, необходимые для организации внеочередного отчета народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, не позднее чем за месяц до проведения внеочередного отчета уведомляют депутата о времени и месте проведения отчета, о причинах, послуживших основанием для его проведения. Статья 21. Содействие народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР в проведении отчетов и встреч с избирателями. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР обеспечиваются необходимые условия для проведения отчетов и встреч с избирателями округа. По его просьбе местные Советы народных депутатов, местная администрация или местные органы общественных организаций, администрация предприятий, учреждений, организаций выделяют помещение, извещают граждан о времени и месте проведения отчета депутата, его встреч с избирателями или членами общественной организации, направляют по приглашению депутата для участия во встречах своих представителей, оказывают другую помощь. По требованию народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации представляют ему необходимые для отчета и выступлений справочные и информационные материалы. Местные органы власти, общественные организации, средства массовой информации, учрежденные Советами народных депутатов, обеспечивают освещение отчетов народных депутатов Верховного Совета Мордовской ССР. Статья 22. Наказы народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР. Наказами народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР являются поручения, принятые кандидатом в народные депутаты Верховного Совета Мордовской ССР при встречах на собраниях избирателей округа. В качестве наказов народным депутатам Верховного Совета Мордовской ССР рассматриваются только такие поручения, реализация которых относится к ведению органов Мордовской ССР. Статья 23. Обобщение и рассмотрение наказов. Наказы избирателей обобщаются Президиумом Верховного Совета, Советом Министров Мордовской ССР. Президиум Верховного Совета Мордовской ССР может поручить постоянным комиссиям, Совету Министров, другим государственным органам Мордовской ССР предварительно рассмотреть наказы и подготовить по ним соответствующие предложения и заключения, Совет Министров Мордовской ССР с учетом заключений постоянных комиссий готовит и вносит на рассмотрение Верховного Совета Мордовской ССР сводный план по выполнению наказов. При принятии Верховным Советом Мордовской ССР решения о нецелесообразности или невозможности выполнения отдельных наказов народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР вправе поставить вопрос о дополнительном изучении таких наказов и внести их на повторное рассмотрение. Наказы учитываются при разработке основных направлений социально-экономического развития и бюджета Мордовской ССР, меры по их реализации выделяются в специальный раздел. Статья 24. Организация выполнения наказов. Выполнение наказов, принятых к исполнению Верховным Советом Мордовской ССР, обеспечивают Совет Министров Мордовской ССР, другие государственные и общественные органы. Контроль за выполнением наказов осуществляется Верховным Советом Мордовской ССР, его постоянными комиссиями, народными депутатами Верховного Совета Мордовской ССР. Совет Министров Мордовской ССР не реже одного раза в год докладывает Верховному Совету Мордовской ССР о ходе выполнения решений по наказам. Статья 25. Участие народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в работе с наказами. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР участвует в разработке и обсуждении плана мероприятий по реализации наказов, осуществляет контроль за их выполнением, информирует избирателей о ходе выполнения наказов. По поручению Верховного Совета Мордовской ССР, постоянных комиссий, а также по собственной инициативе с привлечением при необходимости специалистов, народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР проводит проверки исполнения наказов. О результатах проверок депутат информирует соответственно Верховный Совет Мордовской ССР и постоянные комиссии, а также своих избирателей. ГЛАВА 4 ОСНОВНЫЕ ГАРАНТИИ ДЕПУТАТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 26. Полномочия народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. В целях осуществления своих полномочий народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет право: участвовать при рассмотрении в органах государственной власти и управления, органах общественных организаций любых вопросов, затрагивающих интересы граждан; участвовать в организации и контроле исполнения законов и постановлений Верховного Совета Мордовской ССР и его органов; проверять по собственной инициативе с привлечением представителей государственных органов, общественных организаций сведения о нарушении законов, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, принимать личное участие в их рассмотрении. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций обязаны оказывать депутату помощь в его контрольной деятельности; проводить собрания или конференции избирателей округа, встречи с трудовыми коллективами и органами общественных организаций; участвовать в работе различных объединений народных депутатов, избирателей, органов общественного территориального самоуправления, собраний трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям. Статья 27. Гарантии реализации права законодательной инициативы. Право законодательной инициативы народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР гарантируется: обязательным рассмотрением внесенного в порядке законодательной инициативы предложения на заседании Верховного Совета Мордовской ССР с принятием одного из следующих решений: принятие закона; принятие решения о начале разработки нового законопроекта; направление предложенного законопроекта на доработку в соответствующие комитеты и постоянные комиссии; обязательной постановкой на голосование предложений, а также всех поправок к закону, внесенных народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР. Статья 28. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на беспрепятственное посещение государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР по предъявлении удостоверения народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР имеет право беспрепятственного посещения всех государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, расположенных на территории Мордовской ССР, независимо от их подчиненности, принадлежности, режима секретности и форм собственности. Требование иных документов, а также личный досмотр народного депутата не допускаются. Статья 29. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на безотлагательный прием должностными лицами. По вопросам депутатской деятельности народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на территории Мордовской ССР пользуется правом безотлагательного приема руководителями и другими должностными лицами государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил СССР. Статья 30. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР требовать устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР вправе потребовать незамедлительного устранения нарушения закона, прав, свобод и законных интересов граждан, а в необходимых случаях - обратиться к соответствующим должностным лицам с требованием о пресечении нарушения. Факт нарушения может фиксироваться в протоколе, составленном депутатом или по его требованию представителем соответствующего правоохранительного органа. Должностные лица государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций, к которым обращено требование народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, обязаны незамедлительно принять меры для устранения нарушения, а при необходимости - для привлечения виновных к ответственности с последующим информированием об этом депутата. Статья 31. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на получение и распространение информации. Президиум Верховного Совета Мордовской ССР обеспечивает народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР документами Верховного Совета Мордовской ССР. а также информационными и справочными материалами, официально распространяемыми правительственными и иными государственными органами. Местные Советы народных депутатов и местная администрация Мордовской ССР, другие государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, а также должностные лица при обращении народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР обеспечивают его консультациями специалистов по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, безотлагательно предоставляют необходимую информацию. Сведения, составляющие государственную, военную, служебную или коммерческую тайну, народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР получает лично либо через Президиум Верховного Совета Мордовской ССР. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР для обеспечения депутатской деятельности по его требованию государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на территории Мордовской ССР, предоставляется возможность использования копировально-множительной и вычислительной техники, имеющейся в их распоряжении. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет преимущественное право выступать по вопросам депутатской деятельности в средствах массовой информации, учреждаемых Советами народных депутатов. Выступления, отчеты народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, предоставляемые им материалы о работе народных депутатов, а также Верховного Совета Мордовской ССР и их органов по его требованию подлежат обязательному опубликованию или передаче указанными средствами массовой информации в срок, согласованный с народным депутатом, но не позднее семи дней после обращения. Редактирование представленных депутатом материалов без его согласия не допускается. Статья 32. Оказание народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР юридической помощи, Местные Советы народных депутатов, местная администрация н предприятия, организации, научные учреждения, учебные заведения, правоохранительные органы на территории Мордовской ССР оказывают народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР помощь по правовым вопросам, возникающим в его депутатской деятельности. Статья 33. Обязанности должностных лиц по рассмотрению обращений народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Все государственные и общественные органы, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории Мордовской ССР, а также должностные лица, к которым обратился народный депутат по вопросам, связанным с депутатской деятельностью, обязаны дать депутату ответ на его обращение пли предоставить запрашиваемые им документы и сведения. При необходимости в проверке или дополнительном изучении соответствующего вопроса руководители органов и лица, указанные в части первой настоящей статьи, обязаны сообщить об этом народному депутату в трехдневный срок. Окончательный ответ представляется депутату не позднее двадцати дней со дня получения обращения депутата. Обращения народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР по вопросам, входящим в компетенцию Советов народных депутатов и их органов, министерств, государственных комитетов и ведомств, Совета Министров, подлежат рассмотрению соответственно только этими органами. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов. О дне рассмотрения депутат должен быть извещен заблаговременно, но не позднее чем за три дня. Статья 34. Защита чести, достоинства и личности народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Неправомерное воздействие на народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, членов его семьи, родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, публичное оскорбление народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, а также личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде влекут ответственность, установленную законом. Статья 35. Неприкосновенность народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, без согласия Верховного Совета Мордовской ССР. Уголовное дело, а также производство по делу об административном правонарушении, ответственность за которое налагается в судебном порядке, в отношении народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР могут быть возбуждены только Прокурором Мордовской ССР с согласия Верховного Совета Мордовской ССР. Не допускается привод и иное в какой бы то ни было форме задержание или ограничение свободы народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, а также досмотр, обыск, выемка и арест его личных вещей, багажа, личного и используемого им транспорта, жилого и служебного помещения. Неприкосновенность распространяется на переписку, средства связи, используемые народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР, а также на принадлежащие ему документы. В случае предъявления народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР после истечения его полномочий обвинения в нарушении закона, допущенном в период депутатской деятельности, привлечение к ответственности и другие процессуальные меры могут быть допущены только в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Статья 33. Порядок получения согласия на привлечение народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР к ответственности. Для получения согласия Верховного Совета Мордовской ССР на возбуждение уголовного дела в отношении народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, привлечение его к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания, налагаемых в судебном порядке, Прокурор Мордовской ССР перед возбуждением уголовного либо административного производства, предъявлением депутату обвинения, дачей санкции на арест вносит в Верховный Совет Мордовской ССР представление. Верховный Совет Мордовской ССР рассматривает представление не позднее чем в месячный срок. При необходимости от Прокурора Мордовской ССР могут быть истребованы дополнительные материалы. В рассмотрении вопросов вправе участвовать народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР, в отношении которого внесено представление. Верховный Совет Мордовской ССР принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Прокурора Мордовской ССР. Прокурор Мордовской ССР в трехдневный срок со дня окончания производства по делу обязан сообщить Верховному Совету. Мордовской ССР о результатах расследования или рассмотрения дела. Статья 37. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на отказ от свидетельских показаний. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР вправе отказаться от свидетельских показаний по гражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с выполнением депутатских обязанностей. Статья 38. Освобождение народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР от исполнения воинских обязанностей. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на срок ею полномочий освобождается от призыва на действительную военную службу, учебные и поверочные сборы. Статья 39. Освобождение народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР привлекается к осуществлению депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР и его органах на постоянной основе с его письменного согласия по решению Верховного Совета Мордовской ССР. Освобождение народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе производится администрацией предприятий, учреждений и организаций по письменному заявлению депутата в указанный им срок без увольнения. В этом случае за ним сохраняются нрава члена данного трудового коллектива. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР пли его органах на постоянной основе по своему желанию может быть уволен с прежнего места работы или службы в связи с переходом па работу в Верховный Совет Мордовской ССР. Администрация предприятий, учреждений, организаций обязана уволить народного депутата в указанный им срок. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих или других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, осуществляющий депутатскую деятельность в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах па постоянной основе, на время осуществления депутатской деятельности прикомандировывается к Верховному Совету Мордовской ССР с оставлением или без оставления на действительной военной или другой службе. Прикомандирование производится в порядке, определяемом законодательством Союза ССР. Статья 40. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности. Освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. осуществляющего свои полномочия без отрыва от основной производственной или служебной деятельности, производится по инициативе депутата на основании его письменного уведомления. Требование каких либо других документов не допускается. Уведомление депутата служит основанием для выплаты ему средней заработной платы за весь период освобождения из расчета за последние 12 месяцев. За период сессии Верховного Совета Мордовской ССР, а также выполнения иных депутатских обязанностей с народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР снимается обязанность выполнения работы, устанавливаемой в виде конкретных показателей. Статья 41. Гарантии трудовых прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе администрации или профсоюзного органа уволен с работы на предприятии, в учреждении или организации, исключен из колхоза, иного кооператива, учебного заведения или переведен в порядке дисциплинарного взыскания на нижеоплачиваемую работу без согласия Верховного Совета Мордовской ССР. В иных случаях перевод и перемещение допускаются только с согласия самого депутата. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, в период своих полномочий, а также в течение двух лет после их окончания не может быть по инициативе командования или администрации уволен со службы, понижен в должности, снижен в звании, лишен воинского звания без согласия Верховного Совета Мордовской ССР, а также перемещен по службе без согласия народного депутата. В указанный, период ему не может быть задержано присвоение очередного офицерского или равного офицерскому специального звания согласно занимаемой должности. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей либо уволенному с прежнего места работы (службы) или отчисленному из учебного заведения на время депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе, после ее окончания предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии - другая равноценная работа (должность) на том же или, с его согласия, на другом предприятии, в учреждении, организации. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированный к Верховному Совету Мордовской ССР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатских полномочий в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, по окончании срока освобожденной работы (прикомандирования) направляется в распоряжение соответствующих министерств и ведомств для дальнейшего прохождения службы в ранее занимаемой должности или, с его согласия, в равной или высшей должности. Время выполнения народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР своих депутатских полномочий в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы), в стаж работы (службы) по специальности, в стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате (должностному окладу), на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на момент перехода к осуществлению депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе находился на должности, работал по профессии либо работал (проходил службу) в местности, предусматривающих соответствующую льготу. Супруге (супругу) народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, уволенной (уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения им своих депутатских полномочий в Верховном Совете или его органах на постоянной основе, перерыв в работе засчитывается в общий и непрерывный стаж работы (службы). На указанный период за ними сохраняется место работы (службы), стаж работы (службы) по специальности, стаж работы (службы), дающий право на установление процентных надбавок к заработной плате, на установление процентных надбавок и получение единовременного вознаграждения за выслугу лет (за стаж работы по специальности на данном предприятии), выплату вознаграждения по итогам работы предприятий, учреждений, организаций за год, а также стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, если это лицо на момент переезда занимало должность, работало по профессии либо работало (служило) в местности, предусматривающей данную льготу. За народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированным к Верховному Совету Мордовской ССР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе, и его семьей сохраняются права, льготы и преимущества, предусмотренные действующим законодательством для военнослужащих и других категорий граждан, непосредственно проходящих службу, и их семей. С работником, принятым в порядке замещения должности, занимаемой народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР, заключается срочный трудовой договор) на весь период выполнения народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР своих депутатских полномочий в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе. Трудовой договор с таким работником расторгается со дня возвращения депутата на прежнюю работу. Статья 42. Обеспечение материально-финансовых условий для осуществления народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР его полномочий. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР возмещаются расходы, связанные с депутатской деятельностью, в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом Мордовской ССР. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, освобожденному от выполнения производственных или служебных обязанностей на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе без увольнения по основному месту работы (службы), за это время выплачивается денежное вознаграждение в размере, устанавливаемом Верховным Советом Мордовской ССР. За этот период заработная плата по основному месту работы (службы) не сохраняется. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, прикомандированному к Верховному Совету Мордовской ССР с оставлением на действительной военной или другой службе на время осуществления депутатской деятельности в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе, за это время выплачивается заработная плата в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, перешедшему на работу в Верховный Совет Мордовской ССР или его органы на постоянной основе, за время работы выплачивается заработная плата в размере, устанавливаемом Верховным Советом Мордовской ССР. Статья 43. Предоставление народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР служебного помещения. Местная администрация на территории избирательного округа в течение двух месяцев со дня обращения к ней народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР обязана предоставить ему для осуществления депутатской деятельности отдельное помещение, оборудованное мебелью, средствами связи и оргтехникой. Статья 44. Использование средств связи народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР в связи с осуществлением им депутатских полномочий имеет право пользоваться всеми видами связи, которыми располагают государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организаций на территории Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР пользуется правом внеочередного предоставления связи. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР вне очереди устанавливается квартирный телефон. Все виды почтовых и телеграфных отправлении народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР пересылаются (передаются), обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Оплата междугородных телефонных переговоров, телеграфных отправлений народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, производимых им в связи с выполнением депутатской деятельности с использованием средств связи предприятий, учреждений, организаций (в том числе гостиниц), производится указанными организациями за счет государственного бюджета Мордовской ССР. Почтовые и телеграфные отправления, телефонные переговоры с домашних телефонов оплачиваются самими депутатами. Статья 45. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на бесплатный проезд. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР на территории Мордовской ССР пользуется правом бесплатного проезда по всем железнодорожным, воздушным, автомобильным путям сообщения и на всех видах городского пассажирского транспорта, за исключением такси, а также правом внеочередного приобретения проездных документов. Эти права распространяются и на лицо, сопровождающее народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР - инвалида первой группы. По предъявлении удостоверения народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР билетные кассы железнодорожных вокзалов и станций (как суточной, так и предварительной продажи), агентства гражданской авиации или аэропорты обязаны вне очереди предоставить народному депутату место в спальном или мягком вагоне поезда, в салоне самолета. Билеты на самолеты при следовании депутата на сессии Верховного Совета Мордовской ССР предоставляются не позднее чем за два часа до вылета, в других случаях - не позднее чем за сутки. Проезд народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР в автобусах междугородных, а также пригородных сообщений, где продажа билетов производится с указанием номера места, осуществляется по бесплатному билету, получаемому вне очереди в кассах автовокзалов, автостанций, транспортно-экспедиционных агентств или непосредственно при посадке в автобус. Проезд народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и в пригородных поездах осуществляется по удостоверению народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Народный депутат Верховного Совета Мордовской ССР имеет право бесплатного провоза багажа в соответствии с нормами, действующими на каждом виде транспорта. Местные Советы народных депутатов, предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР по его заявке автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей. Автотранспорт для поездок при выполнении депутатских обязанностей, а также для проезда от и до аэропортов и вокзалов в г. Саранске предоставляется народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР Верховным Советом Мордовской ССР. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, использующему личный автотранспорт для депутатской деятельности, возмещаются расходы по его содержанию в порядке и размерах, устанавливаемых Верховным Советом Мордовской ССР. Статья 46. Право народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР на внеочередное поселение в гостиницах. Администрация гостиниц на территории Мордовской ССР обязана предоставить народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР в течение часа отдельный номер с телефоном. Право на внеочередное поселение в гостиницах распространяется и на лицо, сопровождающее народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР - инвалида первой группы. Статья 47. Отпуска народным депутатам Верховного Совета Мордовской ССР. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 рабочих дней, за исключением тех случаев, когда депутат имел право на отпуск большей продолжительностью до избрания его народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР. Отпуск народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР по месту его работы (службы) предоставляется администрацией предприятий, учреждений, организаций в срок, указанный в заявлении депутата (в том числе с разделением отпуска на части). Народным депутатам Верховного Совета Мордовской ССР, работающим на постоянной основе в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах, отпуск предоставляется по их личным заявлениям на основании представлений соответствующих комиссий Верховного Совета Мордовской ССР его Президиумом. Порядок оплаты отпуска устанавливается Верховным Советом Мордовской ССР. Статья 48. Предоставление народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР служебной жилой площади. Народному депутату Верховного Совета Мордовской ССР, осуществляющему депутатскую деятельность в Верховном Совете Мордовской ССР или его органах на постоянной основе и не имеющему постоянного места жительства в г. Саранске, по его заявлению в течение двух месяцев предоставляется временная служебная жилая площадь для проживания с членами семьи. Занимаемая депутатом и членами его семьи жилая площадь по постоянному месту жительства на этот период бронируется. Статья 49. Возмещение расходов в связи с выполнением депутатских полномочий. Расходы местной администрации, других государственных и общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, связанные с деятельностью народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, возмещаются местными финансовыми органами на основе счетов, подтвержденных народным депутатом Верховного Совета Мордовской ССР, путем перечисления средств на счета соответствующих организаций за счет республиканского бюджета Мордовской ССР с последующим отнесением через Министерство финансов Мордовской ССР на смету Верховного Совета Мордовской ССР. ГЛАВА V ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА Статья 50. Ответственность за невыполнение законных требований народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Невыполнение должностными и другими лицами государственных и общественных органов, предприятий, учреждений и организаций законных требований народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР либо создание препятствий в их работе, а равно несоблюдение установленных настоящим Законом сроков предоставления информации или предоставление ими заведомо ложной информации, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 51. Ответственность за воздействие на народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, членов его семьи и родственников. Воздействие на народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, членов его семьи и родственников с целью воспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей либо добиться принятия решения в чью-либо пользу, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Статья 52. Ответственность за посягательство на честь, достоинство народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Публичное оскорбление народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, а также его личное оскорбление при исполнении им своих депутатских обязанностей, а равно клевета в отношении депутата либо распространение информации о его депутатской деятельности в искаженном виде - влечет уголовную ответственность. Статья 53. Ответственность за нарушение неприкосновенности народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР. Нарушение положений настоящего Закона, регулирующих вопросы депутатской неприкосновенности, - влечет уголовную ответственность. Статья 54. Ответственность за нарушение гарантий трудовых прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями. Нарушение должностными лицами предприятий, учреждений, организаций установленных настоящим Законом гарантий трудовых прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР, прав народного депутата Верховного Совета Мордовской ССР из числа военнослужащих и других категорий граждан, служба которых регулируется уставами и положениями, а также установленных настоящим Законом прав указанных лиц после окончания их депутатских полномочий, если отсутствуют признаки уголовно наказуемого деяния, - влечет административную ответственность в виде штрафа в размере от 500 до 2000 рублей, налагаемого в судебном порядке. Председатель Верховного Совета Мордовской ССР Н.В. БИРЮКОВ г. Саранск 1 ноября 1991 года N 518-XII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|