Расширенный поиск
Закон Мордовской ССР от 13.04.1991 № 320-XIIЗАКОН МОРДОВСКОЙ СОВЕТСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 02.10.2000 г. N 45-З О крестьянском (фермерском) хозяйстве Настоящий Закон определяет экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории Мордовской ССР. Закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств на территории Мордовской ССР, хозяйственную самостоятельность, содействие их деятельности, защиту государством их законных интересов и прав свободного кооперирования. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства 1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (в дальнейшем - крестьянское хозяйство) является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пожизненном наследуемом владении, а также пользовании, в том числе в аренде, земельных участков. 2. Крестьянское хозяйство представляет форму свободного предпринимательства, осуществляемого на принципах экономической выгоды. 3. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. 4. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами. Статья 2. Место крестьянского хозяйства в экономической системе 1. Крестьянское хозяйство является равноправным звеном экономической системы наряду с государственными, коллективными, индивидуальными и другими предприятиями и организациями. 2. Вмешательство в хозяйственную и иную деятельность крестьянского хозяйства со стороны государственных, общественных и кооперативных органов не допускается, за исключением случаев нарушения землепользователями законодательства. Убытки, а также упущенную выгоду, причиненные крестьянскому хозяйству в результате действий государственных или иных органов, нарушивших права крестьянского хозяйства, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к крестьянскому хозяйству, подлежат возмещению этими органами. Споры о возмещении убытков решаются судом. 3. Отношения крестьянского хозяйства с предприятиями, организациями, гражданами, органами государственного управления строятся на основе договоров. Советы народных депутатов и их исполнительные органы способствуют развитию крестьянских хозяйств путем гибкого использования экономических рычагов: процентных ставок по ссудам и вкладам, налогов, цен, экономических санкций, целевых государственных субсидий, социальных и экологических нормативов и др. Статья 3. Учредительная и совместная деятельность крестьянских хозяйств Крестьянские хозяйства могут добровольно объединяться и вступать в кооперативы, ассоциации, союзы и другие организации по производству, переработке и сбыту продукции, материально - техническому снабжению, строительству, техническому, водохозяйственному, ветеринарному, агрохимическому, консультативному и прочим видам обслуживания, а также учреждать и выступать участниками несельскохозяйственных предприятий, объединений, консорциумов, банков, страховых учреждений, в том числе совместных с зарубежными партнерами, покупать и продавать ценные бумаги. Они могут быть членами как отраслевых, так и территориальных ассоциаций, союзов и кооперативов, а также вступать в договорные отношения с сельскохозяйственными, промышленными и другими предприятиями. Раздел II СОЗДАНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 4. Право на создание крестьянского хозяйства 1. Право на создание крестьянского хозяйства и на получение земельного участка для этих целей имеет каждый дееспособный гражданин СССР, достигший 18-летнего возраста, имеющий опыт работы в сельском хозяйстве и сельскохозяйственную квалификацию, либо прошедший специальную подготовку. В случае наличия нескольких претендентов преимущественное право на получение земельного участка имеют граждане, проживающие в данной местности. 2. Право выбора претендента на создание крестьянского хозяйства на конкурсной основе принадлежит Совету народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. 3. Споры о преимущественном праве на организацию крестьянского хозяйства, а также прав на землю рассматриваются в судебном порядке. 4. При создании крестьянского хозяйства одним из членов семьи, остальные члены семьи самостоятельно принимают решения об участии в его деятельности в порядке полной или частичной занятости. Статья 5. Условия предоставления земельного участка 1. На основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение решением районного Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. За гражданами, получившими земельные участки для ведения крестьянского хозяйства и имеющими жилой дом в сельском населенном пункте, сохраняется приусадебный надел при доме. Крестьянское хозяйство может дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей. В аренду земельные участки передаются Советами народных депутатов, либо гражданами - владельцами земли в случае временной их нетрудоспособности, призыва на действительную воинскую службу в ряды Вооруженных Сил СССР, поступления на учебу. Срок предоставления земли в аренду гражданами не должен превышать 5 лет. 2. Передача в пожизненное наследуемое владение земельных участков для ведения крестьянского хозяйства производится Советами народных депутатов в пределах установленных государством норм бесплатно, свыше установленных норм, но в пределах норм, определенных Верховным Советом Мордовской ССР (передача в аренду) - за плату. При передаче земельного участка во владение решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право пожизненного наследуемого владения на землю. Средства от продажи земель запаса поступают в соответствующие бюджеты и используются исключительно на улучшение земельных угодий. Право аренды земли удостоверяется договором, заключенным сторонами, который регистрируется в Совете народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок. 3. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом. При выделении земельных участков крестьянским хозяйствам вблизи населенного пункта не затрагиваются приусадебные наделы и земли общественного пользования - выпасы для скота, водоемы, дороги, земли под спортивными сооружениями и прочее. 4. Размер земельного участка для ведения крестьянского хозяйства определяется в каждом конкретном случае Советом народных депутатов, в ведении которого он находится, с учетом количества членов крестьянского хозяйства, его специализации, а также предельных норм, устанавливаемых в республике. 5. Затраты по отводу земель и оформление государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы. 6. При организации крестьянского хозяйства на территории, где отсутствуют объекты производственного и социально-бытового назначения, государство берет на себя его первичное обустройство. Местные Советы народных депутатов обязаны оказывать помощь в возведении производственных объектов и жилья. Статья 6. Порядок формирования земельного фонда для ведения крестьянского хозяйства 1. Для организации крестьянских хозяйств районные (городские) Советы народных депутатов создают земельный фонд из земель запаса, а также изымаемых у колхозов, совхозов и других землепользователей и землевладельцев за счет: а) сельскохозяйственных угодий, выбывших из оборота или переведенных в менее ценные земли; б) земель всех категорий, используемых не по целевому назначению; в) земель, предоставленных для сельскохозяйственного производства и не использованных в течение одного года, а также предоставленных для несельскохозяйственных целей и не использованных в течение двух лет; г) земель лесохозяйственных предприятий, не покрытых лесом и кустарником и пригодных для использования в сельскохозяйственном производстве; д) земель сельскохозяйственных предприятий, фактическая продуктивность которых за последние 5 лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земель; е) земель бывших крестьянских хозяйств, на которые не распространяется право наследования. 2. Выявленные и включенные в земельный запас для перераспределения угодья изымаются у колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений, иных предприятий, учреждений, организаций Советом народных депутатов по мере поступления заявлений от граждан на создание крестьянских хозяйств. Согласия землепользователей и землевладельцев на изъятие этих земель не требуется. Изъятие земель Гослесфонда производится с согласия лесофондодержателя. 3. В земельный фонд для организации крестьянских хозяйств не включаются участки, которые не позволяют выращивать сельскохозяйственную продукцию, удовлетворяющую санитарным требованиям. Статья 7. Порядок предоставления земельных участков из земель запаса для ведения крестьянского хозяйства 1. Граждане, изъявившие желание вести крестьянское хозяйство, включая и тех, кто переезжает из других районов на постоянное жительство, для получения земельного участка подают заявление с необходимыми обоснованиями в районный (городской) Совет народных депутатов по месту расположения земельного участка. В заявлении указывается цель использования испрашиваемого земельного участка, предполагаемые размеры и его местоположение, количество трудоспособных членов семьи, а при аренде - и срок использования. Совет народных депутатов направляет указанное заявление в земельную комиссию для подготовки материалов по отводу земель. 2. Решение о предоставлении земельного участка принимает районный (городской) Совет народных депутатов в срок не более двух месяцев со дня подачи заявления с учетом мнения сельского (поселкового) Совета народных депутатов. В случае нарушения сроков принятия решения или сокрытия информации о наличии земельного фонда виновные несут административную ответственность в виде штрафа в размере от одной до трех тысяч рублей, налагаемого Государственным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Мордовской ССР. 3. Решение районного (городского) Совета народных депутатов об отказе в предоставлении земельного участка может быть обжаловано в суд в исковом порядке. Статья 8. Особенности организации крестьянских хозяйств членами колхозов, работниками совхозов и подсобных сельских хозяйств 1. Коллективам колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств предоставляется право раздела земельных угодий на паи (доли) по одному из двух вариантов. Вариант 1. Земельные участки подлежат денежной оценке. Колхозникам, работникам совхозов выдаются земельные акции, удостоверяющие их долю в денежной оценке сельскохозяйственных угодий. Владельцы акций имеют право получать дивиденды, передать акции наследнику, если он является или становится членом данного коллектива. Вариант 2. Земли колхозов, совхозов, подсобных сельских хозяйств подлежат условному разделу между постоянными членами коллектива на количественно определенные паи, которые обеспечивают каждому колхознику, работнику совхоза, подсобного сельского хозяйства персональное право на земельный участок при работе в коллективном хозяйстве. Размер земельного пая каждого члена колхоза (работника совхоза) определяется по решению коллектива и удостоверяется соответствующим документом. Земельный пай может передаваться наследнику, если он является или становится членом данного коллектива, может учитываться при распределении части прибыли. 2. Каждый член колхоза (работник совхоза), в том числе ушедший на пенсию и проработавший в данном хозяйстве не менее 20 лет, имеет право на долю стоимости производственных фондов за вычетом сумм непогашенных кредитов, стоимости фондов, не подлежащих разделу, если таковые создаются по решению коллектива, а также стоимости фондов, созданных за счет бюджетных средств (по решению трудового коллектива необходимый срок трудового стажа может быть сокращен). Доля члена колхоза (работника совхоза) определяется в соответствии со стажем работы в хозяйстве и трудовым вкладом. Она утверждается собранием коллектива. На указанную сумму выдаются акции или она удовлетворяется другим документом. Ежегодный прирост основных производственных фондов (за вычетом прироста сумм непогашенных долгосрочных кредитов) распределяется между членами колхоза (работниками совхоза), что удостоверяется дополнительными акциями или другими документами. По акциям ежегодно выплачиваются дивиденды, размер которых зависит от результатов работы колхоза (совхоза). Дивиденды могут выплачиваться исходя из общей стоимости земельных и фондовых акций. 3. Член колхоза (работник совхоза) имеет право выйти из его состава и создать крестьянское хозяйство без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия. Крестьянскому хозяйству по решению районного (городского) Совета народных депутатов предоставляется земельный участок, размер которого определяется паем или стоимостью акций, принадлежащих его членам. Выделяющийся на самостоятельное хозяйствование может увеличить размер земельного надела за счет аренды. Земельный участок выделяется, как правило, единым массивом и при согласии заявителя может состоять из приусадебного и производственного земельных участков. Участок выделяется ближе к дому гражданина, образующего хозяйство, но без нарушения целостности других хозяйств и подразделений колхоза (совхоза). При отсутствии такой возможности хозяйство обязано оказать помощь в производстве необходимого первичного обустройства выдела. Владелец имущественной доли (акции) имеет право передать их по наследству. Колхоз, совхоз обязан по желанию работника выплатить долю (выкупить акции) с рассрочкой до 5 лет при выходе на пенсию. Работник, выходящий на пенсию, имеет право продать долю (акции) другим членам хозяйства. Работнику, выходящему из колхоза (совхоза) с целью организации крестьянского хозяйства, колхоз (совхоз) должен выдать в счет акций средства производства или выкупить акции. Если колхоз (совхоз) не имеет такой возможности, то от обязан выступить для крестьянского хозяйства гарантом получения кредитов в банке на эту сумму и компенсировать проценты за пользование ими. 4. Граждане, являющиеся членами колхозов, работниками совхозов и других сельскохозяйственных предприятий (кроме опытных хозяйств), пожелавшие выйти из их состава и вести крестьянское хозяйство, подают заявление, в котором указывается стоимость имеющихся у них акций, предполагаемая площадь земельного участка, его местоположение, вид деятельности, перечень имущества. Колхоз (совхоз) или другое сельскохозяйственное предприятие в месячный срок рассматривают заявление гражданина и вместе с протоколом или приказом руководителя предприятия, а также с представлением сельского (поселкового) Совета передают материалы в районный (городской) Совет народных депутатов, который принимает соответствующее решение в месячный срок. В случае нарушения сроков рассмотрения и принятия решения по этому вопросу виновные лица несут установленную настоящим Законом ответственность. При отказе выделения колхозом, совхозом конкретного земельного участка для желающих выйти из состава хозяйства районный (городской) Совет народных депутатов вправе самостоятельно определить местоположение земельного участка. Отказ в предоставлении земельного участка, а также нарушение сроков рассмотрения и принятия решения может быть обжалован заявителем в судебном порядке. Статья 9. Регистрация крестьянского хозяйства 1. Районный Совет народных депутатов на основании вынесенного им решения регистрирует крестьянское хозяйство и выдает государственный акт на право пожизненного наследуемого владения или договор на аренду земельного участка. 2. После регистрации крестьянское хозяйство приобретает статус юридического лица: открывает расчетный и другие счета, включая валютный, в учреждении банка, имеет печать, вступает в деловые отношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами, учитывается в качестве самостоятельного товаропроизводителя советскими, хозяйственными и общественными учреждениями при разработке программ экономического и социального развития региона. 3. Районный (городской) Совет народных депутатов ведет на каждое крестьянское хозяйство регистрационную карточку, сельский (поселковый) Совет вносит его в похозяйственную книгу. Раздел III ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ВЕДУЩИХ КРЕСТЬЯНСКОЕ ХОЗЯЙСТВО, ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЛИ Статья 10. Права граждан, ведущих крестьянское хозяйство 1. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства на праве пожизненного наследуемого владения, предоставляется право: а) самостоятельно хозяйствовать на земле; б) использовать в установленном порядке для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилье, производственные, бытовые и иные строения и сооружения; г) в установленном порядке проводить оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы в соответствии с природоохранными требованиями; д) обменять земельный участок в установленном порядке через Совет народных депутатов; е) сдать земельный участок или его часть в аренду в случае временной нетрудоспособности, призыва на действительную службу в ряды Вооруженных Сил, поступления на учебу; ж) передать земельный участок по наследству; з) в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства во владении, кроме того предоставляется право в случае принудительного изъятия земельного участка государством получить от Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок, компенсацию за вложенный труд и средства по повышению плодородия почвы, других затрат и убытков, в том числе упущенную выгоду. 2. Гражданину, имеющему земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в аренде, предоставляется право: а) использовать землю в соответствии с условиями ее предоставления; б) использовать в установленном порядке и в соответствии с договором аренды имеющиеся на земельном участке нерудные полезные ископаемые, торф, лесные угодья, водные объекты, пресные подземные воды, а также другие полезные свойства земли; в) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с договором аренды и с согласия владельца земли; г) при долгосрочной аренде передавать во временное пользование земельный участок или его часть в соответствии со статьей 5 части 2 настоящего закона; д) на возмещение затрат и убытков, включая упущенную выгоду, при досрочном расторжении договора по инициативе арендодателя, в том числе и при изъятии земельного участка для государственных и общественных нужд. 3. Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства в пользовании, в том числе в аренде, пожизненном наследуемом владении, имеет право собственности на произведенные им посевы, посадки сельскохозяйственных культур и насаждений, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации. В случае передачи гражданину для ведения крестьянского хозяйства земельного участка с посевами, посадками, урожай становится его собственностью, а бывшему собственнику возмещают фактические затраты по уходу за посевами, если стороны не договариваются иначе. 4. Если на земельном участке находятся сооружения, многолетние насаждения или иные объекты, которые невозможно переместить на другой участок, крестьянское хозяйство возмещает прежнему владельцу их остаточную стоимость, если стороны не договариваются об ином порядке. После этого данные объекты переходят в собственность крестьянского хозяйства. 5. Государственные органы, предприятия, организации, граждане обязаны соблюдать права и законные интересы граждан, ведущих крестьянское хозяйство. Крестьянское хозяйство, его члены не должны нарушать прав и охраняемых законом интересов других лиц и организаций. Споры об осуществлении прав пользователя, в том числе арендатора, владельца земли, рассматриваются в судебном порядке. Статья 11. Обязанности граждан, ведущих крестьянское хозяйство Гражданин, имеющий земельный участок для ведения крестьянского хозяйства, обязан: а) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, осуществлять комплекс мероприятий по охране земель, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; б) своевременно вносить земельный налог и арендную плату за землю; в) не нарушать права других землевладельцев и арендаторов; г) своевременно представлять в районный Совет народных депутатов установленные законодательством сведения о состоянии и использовании земель, а также сведения, необходимые для ведения земельного кадастра; д) возмещать в установленном порядке ущерб за снижение плодородия земель, допущенный по вине землепользователя. Переданный в аренду, владение для организации крестьянского хозяйства земельный участок может быть разделен на несколько крестьянских хозяйств лишь при согласии всех его членов. Иные основания раздела устанавливаются действующим законодательством. В случае нарушения закрепленных в статье обязанностей глава крестьянского хозяйства несет ответственность по действующему законодательству. Статья 12. Плата за землю 1. Плата за землю взимается в формах земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от количества, качества и местоположения земельного участка на основе его кадастровой оценки. 2. Цена, ставки и порядок налогообложения за земельные участки устанавливаются законодательными актами РСФСР и Мордовской ССР в соответствии с их компетенцией. 3. Районные (городские) Советы народных депутатов могут устанавливать льготы по взиманию земельного налога и арендной платы в виде полного или частичного освобождения на определенный срок отсрочки выплаты, понижения ставок земельного налога. Земельный налог не взимается с граждан, впервые организующих крестьянское хозяйство, или за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения, в течение пяти лет с момента их предоставления. 4. Платежи за земельные участки поступают в бюджеты и используются преимущественно на охрану земель, повышение их качества, на землеустройство, на материальное стимулирование собственников, владельцев и арендаторов за осуществление этих мероприятий. 5. Местные Советы народных депутатов обязаны ежегодно отчитываться перед налогоплательщиками об использовании средств, полученных в порядке платежей за землю. Статья 13. Контроль за использованием земель Государственный контроль за использованием земель осуществляется Советами народных депутатов, Государственным комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам Мордовской ССР и его органами на местах в соответствии с действующим законодательством. Раздел IV ИМУЩЕСТВО КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 14. Состав имущества и его формирование 1. Имущество крестьянского хозяйства составляют насаждения, жилые и хозяйственные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, необходимое для осуществления хозяйственной и иной деятельности. 2. Источниками формирования имущества крестьянского хозяйства являются: денежные и материальные средства членов крестьянского хозяйства; доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов трудовой деятельности; доходы от ценных бумаг; кредиты банков и других кредиторов; дотации из бюджета; безвозмездные и благотворительные взносы, пожертвования предприятий, организаций и граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством. Статья 15. Владение, пользование и распоряжение имуществом 1. Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности: либо долевой, либо совместной по усмотрению членов крестьянского хозяйства. 2. Пользование имуществом крестьянского хозяйства осуществляется его членами по взаимной договоренности. Сделки по распоряжению имуществом осуществляются главой хозяйства либо другим лицом по доверенности. Иной режим пользования и распоряжения имуществом при необходимости устанавливается договором. 3. При выходе одного из членов крестьянского хозяйства из его состава основные средства производства разделу не подлежат. Часть имущества (вклад, доля, пай) компенсируется денежными средствами. Порядок раздела имущества и выплаты компенсации устанавливается по взаимной договоренности всех членов крестьянского хозяйства, а при ее отсутствии - в судебном порядке. 4. Крестьянское хозяйство имеет право продавать и передавать предприятиям, организациям и гражданам, обменивать, сдавать в аренду, предоставлять во временное пользование принадлежащее ему на правах собственности имущество. 5. Крестьянское хозяйство имеет право приобретать, брать в аренду или во временное пользование имущество у предприятий, объединений, организаций и граждан. 6. Имущество крестьянского хозяйства страхуется на добровольной основе в соответствии с действующим законодательством. Раздел V ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 16. Производственная деятельность крестьянского хозяйства Крестьянское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, структуру и объемы производства, исходя из собственных интересов. Оно может заниматься любым видом деятельности, не запрещенным действующим законодательством, при сохранении в качестве ведущего вида деятельности производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. Статья 17. Порядок реализации продукции крестьянским хозяйством 1. Крестьянскому хозяйству принадлежит право распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по собственному усмотрению государственным заготовительным организациям, на колхозном рынке, в государственную и кооперативную торговую сеть и другим потребителям, если иное не предусмотрено договором. 2. Для крестьянского хозяйства обязательно соблюдение действующих нормативов по качеству продукции, санитарным требованиям и другим параметрам. 3. Крестьянское хозяйство устанавливает цены на производимую продукцию самостоятельно. 4. Государство обязано принимать всю предъявленную крестьянским хозяйством продукцию, пользующуюся спросом, соответствующую стандартам качества, с оплатой по установленным государственным закупочным, договорным и иным ценам. 5. Поставки производимой крестьянским хозяйством продукции на экспорт, а также расчеты с зарубежными партнерами осуществляются в установленном порядке. Статья 18. Материально-техническое обеспечение крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство приобретает необходимые ему для осуществления нормальной деятельности материально-технические ресурсы в системе государственных снабженческих организаций, в том числе за счет фондов, выделенных специально для крестьянских хозяйств, по ценам действующим для колхозов и совхозов. Распределение фондовых и лимитированных ресурсов по конкретным хозяйствам осуществляется органами самоуправления крестьянских хозяйств, ассоциаций, союзов и др. Поставка материально-технических ресурсов осуществляется органами снабжения. Кроме того, они могут приобретать материально-технические ресурсы у любых предприятий и организаций, на колхозных рынках, у населения, а также в государственной и кооперативной розничной торговой сети. 2. Ремонт и техническое обслуживание принадлежащих крестьянскому хозяйству тракторов, сельскохозяйственной техники и оборудования, грузовых автомобилей осуществляются государственными агросервисными предприятиями и организациями по оптовым ценам, расценкам, тарифам, действующим для колхозов и совхозов, а также колхозами, совхозами, кооперативами, гражданами по ценам договоренности. Статья 19. Денежные средства крестьянского хозяйства 1. Денежные средства крестьянского хозяйства формируются за счет выручки от реализации продукции (работ и услуг), кредитов, бюджетных ассигнований, пожертвований и других поступлений. 2. Крестьянское хозяйство вправе открывать в банке расчетный и другие счета, включая валютный, для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. 3. Все расчеты крестьянского хозяйства, включая платежи в бюджет, производятся в календарной очередности поступления расчетных документов (наступление сроков платежей). 4. Списание средств с расчетного счета крестьянского хозяйства производится только с его согласия или по решению суда. Статья 20. Кредитование крестьянского хозяйства 1. Крестьянское хозяйство имеет право пользоваться кредитом, предоставленным государственными и коммерческими, в том числе кооперативными банками на основании договоров, определяющих условия кредитования. 2. Возврат кредита крестьянского хозяйства обеспечивается залогом и другими видами обеспечения обязательств. В случае несвоевременного возврата кредита учреждение банка без обращения в суд может использовать право на реализацию принятого в залог имущества и направить выручку от реализации на погашение задолженности. В качестве залога принимаются товарно-материальные ценности, производимая продукция и иное имущество заемщика, за исключением имущества, на которое в соответствии с гражданским законодательством не может быть обращено взыскание. 3. Крестьянское хозяйство может поставлять продукцию, выполнять работы, оказывать услуги в кредит с уплатой получателями (потребителями) процентов как за пользование заемными средствами. Крестьянское хозяйство вправе приобретать продукцию, пользоваться работами и услугами организаций, предприятий и граждан в кредит. 4. Совет народных депутатов вправе оказывать безвозмездную материальную помощь за счет средств местного бюджета или выдавать крестьянским хозяйствам беспроцентную ссуду для погашения расходов на развитие хозяйства. Статья 21. Налогообложение доходов крестьянского хозяйства Налог на доход с крестьянского хозяйства, равно как и колхоза, совхоза и других сельскохозяйственных предприятий взимается в расчете на 1 гектар постоянно используемых им земель сельскохозяйственного назначения, приведенных в соизмеримый вид на основе бальной оценки ее продуктивности. Ставка налога на доход вместе с платой за землю составляют единый сельскохозяйственный налог, взимаемый с каждого гектара. На доход от овощеводства закрытого грунта, животноводства на покупных кормах устанавливаются особые ставки налога. Доход от несельскохозяйственной деятельности облагается налогом в порядке, принятом для предприятий системы агропромышленного комплекса Мордовской ССР. Статья 22. Труд в крестьянском хозяйстве 1. Хозяйственная деятельность осуществляется членами семьи или группой лиц, объединившихся в крестьянское хозяйство. В случаях производственной необходимости крестьянскому хозяйству разрешается использовать наемный труд в соответствии с действующим законодательством РСФСР. Условия наемного труда могут регламентироваться договором с гражданами об использовании их труда и действующим законодательством. 2. Оплата труда граждан, заключивших договор об использовании их труда, включается в состав текущих затрат и осуществляется в первоочередном порядке. Она не зависит от итогов работы крестьянского хозяйства, если на то не имеется особого соглашения, но и не должна быть ниже, чем у работников соответствующих профессий в государственных предприятиях. 3. Глава крестьянского хозяйства обязан обеспечить безопасные условия труда для членов своего хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда. 4. Трудовые отношения в крестьянском хозяйстве определяются и регулируются членами хозяйства. 5. Записи о трудовом стаже членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, вносятся в трудовые книжки главой крестьянского хозяйства и подтверждаются местным Советом народных депутатов. 6. Трудовые споры между главой хозяйства, членами крестьянского хозяйства и гражданами, заключившими договор об использовании их труда, решаются судом. Статья 23. Учет и отчетность в крестьянском хозяйстве 1. Крестьянское хозяйство осуществляет учет результатов своей работы, представляет отчетность в установленном Законом порядке. 2. Государственные органы осуществляют контроль за деятельностью крестьянского хозяйства в области землепользования, использования государственных кредитов, уплаты налогов, охраны труда, профилактики заболевания животных, болезней и вредителей растений, соблюдения законодательства об охране природы. Статья 24. Ответственность крестьянского хозяйства За нарушение договорных обязательств, кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, требований к качеству продукции, иных правил осуществления хозяйственной деятельности крестьянское хозяйство несет полную имущественную ответственность, предусмотренную действующим законодательством. За умышленную продажу экологически грязных продуктов питания виновные члены крестьянского хозяйства несут имущественную, уголовную или иную установленную Законом ответственность. Статья 25. Государственное социальное страхование и социальное обеспечение членов крестьянского хозяйства 1. Глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства, благотворительные взносы. 2. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". 3. Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР. 4. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве, при условии уплаты установленных взносов в Пенсионный фонд РСФСР. 5. Члены крестьянских хозяйств обеспечиваются пособиями по временной нетрудоспособности, другими пособиями и иными видами обслуживания по государственному социальному страхованию наравне с рабочими, служащими и членами колхозов в случае уплаты взносов по социальному страхованию. Женщинам - членам крестьянских хозяйств предоставляется, кроме того, отпуск по беременности и родам, другие отпуска и льготы, предусмотренные для работающих женщин. 6. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. 7. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно. 8. За членами крестьянского хозяйства сохраняется ранее назначенная пенсия в полном размере. 9. Крестьянское хозяйство несет материальную ответственность за ущерб, причиненный его членами гражданам, заключившим договоры об использовании их труда, за увечье или иные повреждения здоровья, связанные с исполнением ими своих трудовых обязанностей. Статья 26. Передача в наследство земли 1. Земельный участок, выделенный для ведения крестьянского хозяйства, передается по наследству одному из членов этого хозяйства по согласованию с другими его членами, если в состав крестьянского хозяйства входит лишь одна семья. При отсутствии таковых земельный участок передается одному из наследников имущества умершего, изъявившему желание вести крестьянское хозяйство в соответствии с пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона. При наличии нескольких таких наследников выбор производится на конкурсной основе Советом народных депутатов, в ведении которого находится соответствующий участок. Раздел наследуемого земельного участка возможен между несколькими наследниками, изъявившими желание заниматься крестьянским хозяйством, лишь при соблюдении правил, установленных пунктом 1 статьи 4 и частью 2 статьи 11 настоящего Закона. 2. При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяйство, данный земельный участок по решению соответствующего Совета народных депутатов может быть передан на конкурсной основе другим лицам. При этом наследники имеют право либо получить земельные участки в другом месте для ведения личного подсобного хозяйства, для строительства и обслуживания такого дома, для индивидуального садоводства и животноводства с возмещением затрат, необходимых на обустройство данных участков в пределах наследственной массы, либо получить денежную компенсацию. Компенсацию и расходы по обустройству оплачивает Совет народных депутатов, вынесший решение. 3. При отсутствии возможности выделения земельных участков на цели, предусмотренные частью 2 пункта 2 настоящей статьи, земельный участок (или его часть), выделенный для ведения крестьянского хозяйства передается по наследству в размерах, установленных либо для ведения личного подсобного хозяйства, либо обслуживания жилого дома, либо для индивидуального садоводства и животноводства. При этом наследник земельного участка имеет право на получение денежной компенсации за ту часть, на которую не распространяется право наследования. 4. Споры о праве наследования земельного участка рассматриваются в суде. 5. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины при наследовании земельного участка. Статья 26(1). Передача прав на земельный участок, выделенный для ведения крестьянского хозяйства 1. Если в состав крестьянского хозяйства входят другие лица, то в случае смерти или потери дееспособности главы крестьянского хозяйства наследования земельного участка не возникает. Земельный участок переоформляется в районном Совете народных депутатов на одного из членов этого хозяйства по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства. 2. Возникающие споры подведомственны суду. Статья 27. Наследование имущества крестьянского хозяйства 1. В случае смерти главы или члена крестьянского хозяйства его доля в имуществе наследуется в порядке, определенном пунктом 3 статьи 15 настоящего Закона. 2. Наследники, продолжающие ведение крестьянского хозяйства, освобождаются от уплаты государственной пошлины с наследуемого имущества. 3. Наследование имущества регулируется в дополнение к настоящему Закону также гражданским законодательством. Раздел VI АССОЦИАЦИЯ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ Статья 28. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств 1. Ассоциации могут создаваться путем объединения самостоятельных крестьянских хозяйств, либо в случаях преобразования колхозов и совхозов по решению их коллективов. 2. Ассоциация действует на основе устава, утверждаемого ее участниками, имеет права юридического лица и подлежит государственной регистрации в районном (городском) Совете народных депутатов в порядке, установленном действующим законодательством для предприятий. 3. Крестьянские хозяйства, входящие в ассоциацию, сохраняют самостоятельность, права на земельные участки и юридического лица и на них распространяется действие настоящего Закона. 4. Фермерские ассоциации на базе бывших колхозов, совхозов, других сельскохозяйственных предприятий могут создаваться лишь при условии предварительного раздела имущества, а также передачи во владение или пользование (аренду) земельных участков гражданам в порядке, установленном действующим законодательством. 5. Действия, ведущие к принудительному созданию ассоциаций крестьянскими хозяйствами, запрещаются. 6. Главной целью ассоциации является увеличение доходов его участников и рост уровня их социально-экономического развития на основе организации совместного производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции. 7. Задачами фермерской ассоциации являются: коллективное регулирование межфермерских взаимоотношений; внедрение эффективных форм кооперации во всех сферах деятельности; формирование сбалансированной материально-технической базы и социальной инфраструктуры коллективного пользования; коллективная защита законных интересов и прав участников перед другими предприятиями, организациями и учреждениями. 8. На ассоциацию крестьянских хозяйств распространяется действующая система налогообложения. Советы народных депутатов, регистрирующие ассоциацию, в первые пять лет могут применять по отношению к ней льготную систему налогообложения. Раздел VII ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕСТЬЯНСКОГО ХОЗЯЙСТВА Статья 29. Условия прекращения деятельности крестьянского хозяйства Деятельность крестьянского хозяйства прекращается в случаях: а) установления факта неиспользования земельного участка в сельскохозяйственных целях по вине членов крестьянского хозяйства в течение одного года; б) решения членов крестьянского хозяйства о прекращении его деятельности; в) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, желающего продолжать деятельность хозяйства; г) неэффективного использования земельного участка, при котором фактическая его продуктивность за последние пять лет более чем на 20 процентов ниже нормативной, определяемой по кадастровой оценке земли; д) использование земельного участка методами, приводящими к деградации земли; е) изъятия земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд; ж) в связи с банкротством. Статья 30. Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства 1. Решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов. Споры о прекращении деятельности крестьянского хозяйства решаются судом. 2. Изъятие у крестьянского хозяйства земельного участка в установленном законом порядке для государственных и общественных нужд может производиться после выделения ему по его желанию Советом народных депутатов равноценного земельного участка, строительства на новом месте предприятиями, учреждениями и организациями, для которых отводится земельный участок, жилых, производственных и других построек взамен изымаемых и возмещения в полном объеме затрат и убытков, включая упущенную выгоду. 3. В случае прекращения деятельности крестьянского хозяйства по инициативе его членов ранее 8 лет с момента образования местными Советами народных депутатов взыскивается вся сумма налога за первые пять лет. 4. При прекращении деятельности крестьянского хозяйства его имущество используется на расчеты по оплате труда граждан, заключивших договоры об использовании их труда, платежи в бюджет, возврат ссуд банкам, расчеты с прочими кредиторами. Остающееся имущество и полученные от его реализации средства сохраняются в качестве общей собственности, либо делятся. Статья 31. Порядок введения Закона в действие Настоящий Закон вступает в силу с момента его принятия. Председатель Верховного Совета Мордовской ССР Н.БИРЮКОВ г. Саранск 13 апреля 1991 года N 320-XII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|