Расширенный поиск

Закон Республики Мордовия от 08.09.1994 № 1431-XII

 




                                ЗАКОН
                         РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

                                     Утратил силу - Закон Республики
                                    Мордовия от 07.07.2003 г. N 39-З

               О выборах главы местного самоуправления

  (В редакции Законов Республики Мордовия от 10.11.94 г. N 1496-XII;
             от 28.10.95 г. N 2-З; от 10.06.96 г. N 18-З)

                               ГЛАВА I

                           ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья    1.   Законодательство   о   выборах   главы    местного
самоуправления.
     Условия,  порядок подготовки и проведения выборов главы  местного
самоуправления   на   территории  Республики   Мордовия   регулируются
настоящим  Законом и иными законами Российской Федерации и  Республики
Мордовия.
     Статья  2.  Выборы  главы  местного самоуправления.  Выборы  глав
местного   самоуправления  в  районах,  городах,  районах  в   городе,
поселках,  сельских  населенных пунктах,  группах  населенных  пунктов
осуществляются  гражданами  Республики Мордовия  на  основе  всеобщего
равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
     Глава местного самоуправления избирается сроком на 2 года.
     Всенародно   избранный  глава  местного  самоуправления  является
одновременно депутатом соответствующего Совета.(Дополнена    -   Закон
Республики Мордовия от 28.10.95 г. N 2-З)
     Статья  3. Ограничение на право занятия должности главы  местного
самоуправления.
     Главой   местного   самоуправления  может  быть   избран   только
гражданин   Республики  Мордовия,  обладающий  избирательным   правом,
постоянно  проживающий на территории республики, достигший  18-летнего
возраста.
     Глава местного самоуправления не имеет права:
     -   занимать  оплачиваемые  должности  в  других  государственных
органах,  в  общественных  объединениях, а также  на  предприятиях,  в
учреждениях и организациях;
     - заниматься предпринимательской деятельностью;
     -  состоять в руководящих органах зарегистрированных политических
партий, движений, общественных объединений;
     -   состоять   в   правлениях  или  других   органах   управления
предприятий, учреждений, организаций;
     -   состоять   на   действительной  военной   службе.
     Нарушение требований настоящей статьи влечет за  собой  признание
территориальной  избирательной  комиссией  или  соответствующим  судом
выборов главы местного самоуправления недействительными.
     Статья   4.   Право   граждан   на  участие   в   выборах   главы
самоуправления.
     В  голосовании по выборам главы местного самоуправления участвуют
граждане    Республики    Мордовия,    проживающие    на    территории
соответствующей административно-территориальной единицы и достигшие на
день голосования 18 лет.
     В   голосовании  по  выборам  главы  местного  самоуправления  не
участвуют граждане, признанные судом недееспособными, и лица, на  день
голосования отбывающие наказание в местах лишения свободы по приговору
суда.
     Статья  5.  Принципы  участия граждан в  выборах  главы  местного
самоуправления.
     Граждане  участвуют  в выборах главы местного  самоуправления  на
равных   основаниях.  Каждый  гражданин  имеет  один  голос.  Граждане
участвуют  в выборах непосредственно и лично. Голосование  по  выборам
главы  местного  самоуправления  осуществляется  тайно,  контроль   за
волеизъявлением граждан не допускается.
     Участие в выборах является добровольным.
     Статья  6. Органы, обеспечивающие подготовку и проведение выборов
главы местного самоуправления.
     Подготовку  и  проведение выборов главы местного  самоуправления,
подведение  итогов  выборов  обеспечивают  избирательные  комиссии.  В
решении  всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов,
избирательные  комиссии  в  пределах своей компетенции  независимы  от
государственных органов, общественных и иных органов и организаций.
     Представительные органы и местные администрации в соответствии  с
настоящим  Законом  принимают  необходимые  меры  и  оказывают  помощь
избирательным  комиссиям  в  подготовке  и  проведении  выборов  главы
местного самоуправления.
     Статья  7.  Гласность при подготовке и проведении  выборов  главы
местного самоуправления.
     Деятельность государственных и общественных органов,  участвующих
в  подготовке  и  проведении  выборов главы  местного  самоуправления,
осуществляется открыто и гласно.
     Избирательные комиссии в установленные сроки информируют  граждан
о  своем  составе, местонахождении, проводимой работе, об  образовании
избирательных  участков,  о  списках избирателей,  итогах  регистрации
кандидатов   на   должность   главы   местного   самоуправления,    их
биографических данных, о результатах голосования по каждому  кандидату
и итогах выборов.
     На   собраниях   и   заседаниях,  в  том  числе   на   заседаниях
избирательных   комиссий,   связанных  с   выборами   главы   местного
самоуправления, при регистрации кандидатов на должность главы местного
самоуправления, на избирательных участках при проведении  голосования,
пломбирования или опечатывания ящиков для голосования, при  подведении
результатов   выборов  по  участку  и  в  целом   по   округу   вправе
присутствовать   представители   избирательных   объединений,    групп
избирателей,  средств  массовой  информации,  органов  государственной
власти   и  самоуправления,  кандидаты  на  должность  главы  местного
самоуправления и их доверенные лица.
     Полномочия  данных  лиц должны быть удостоверены  соответствующим
документом  - удостоверением личности или членским билетом и  выпиской
из   решения   руководящего   органа   указанных   выше   общественных
объединений,  массовых  движений об их направлении  для  осуществления
контроля,  выпиской  из  протокола  собрания  избирателей   по   месту
жительства,  трудового  коллектива  или  заседания  совета   трудового
коллектива,   выпиской  из  протокола  собрания   коллектива   средних
специальных  и  высших учебных заведений. Предварительное  уведомление
избирательных   комиссий   о  предполагаемом   присутствии   указанных
представителей не требуется.
     Неправомерное    вмешательство   в   деятельность   избирательных
комиссий  влечет за собой ответственность, предусмотренную статьей  35
настоящего Закона.
     Статья   8.   Расходы,  связанные  с  выборами   главы   местного
самоуправления. Материальное обеспечение выборов.
     Расходы,  связанные  с  подготовкой и проведением  выборов  главы
местного самоуправления, производятся за счет средств соответствующего
местного бюджета.
     Предприятия, учреждения, организации любых форм собственности  по
распоряжению главы местного самоуправления предоставляют избирательным
комиссиям помещения, необходимые для подготовки и проведения выборов.
     Государственные   и  муниципальные  предприятия,   учреждения   и
организации   предоставляют  избирательным   комиссиям   помещения   и
оборудование  бесплатно.  В  необходимых случаях  аренда  помещений  и
оборудования  оплачивается избирательными комиссиями за счет  средств,
выделенных на проведение выборов.

                               ГЛАВА II

                  НАЗНАЧЕНИЕ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ МЕСТНОГО
                            САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 9. Назначение выборов.
     Часть.(Исключена       -      Закон      Республики      Мордовия
от 28.10.95 г. N 2-З)
     Первые  выборы глав местного самоуправления назначаются Верховным
Советом Республики Мордовия.
     Статья 10. Избирательный округ.
     Избирательным  округом  по выборам главы местного  самоуправления
является   территория  в  границах  соответствующей   административно-
территориальной единицы.
     Статья  11.  Порядок  образования  избирательных  участков.   Для
проведения  голосования и подсчета голосов при выборах главы  местного
самоуправления образуются избирательные участки. Избирательные участки
образуются   не   позднее,  чем  за  50  дней  до   выборов   решением
соответствующих  представительных органов местного  самоуправления  из
расчета от 50 до 3000 избирателей на один участок.
     Избирательные   участки  образуются  с  учетом  границ   городов,
сельских   поселений,  других  населенных  пунктов  с  целью  создания
максимальных  удобств для избирателей. Границы избирательных  участков
не должны пересекать границ избирательных округов.
     Список  избирательных  участков с  указанием  адресов  участковых
избирательных комиссий публикуется в местной печати, а также доводится
до сведения населения иными способами.
     Статья 12. Списки избирателей.
     Местная   администрация  в  районе,  городе,  районе  в   городе,
поселке,  сельском населенном пункте обеспечивает учет  избирателей  и
передает участковым комиссиям сведения об избирателях, проживающих  на
соответствующей территории.
     В  список  избирателей включается гражданин Республики  Мордовия,
отвечающий требованиям статьи 4 настоящего Закона (на день выборов)  и
постоянно  проживающий  на территории соответствующего  избирательного
участка.
     Список   избирателей   составляется  по  каждому   избирательному
участку  в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам,
домам  на  основе адресов избирателей). В списке указываются  фамилия,
имя,  отчество,  дата рождения и адрес избирателя. Список  избирателей
подписывается  председателем  и  секретарем  участковой  избирательной
комиссии.
     Гражданам  обеспечивается  возможность ознакомления  со  списками
избирателей в помещении избирательной комиссии непозднее,  чем  за  15
дней до дня голосования.
     Дополнительный список избирателей составляется после  составления
основного  списка  в  соответствии с  требованиями,  предъявляемыми  к
основному  списку  избирателей.  В  дополнительный  список  включаются
избиратели, не включенные в основной список в связи с переменой  места
жительства или в результате ошибки участковой избирательной  комиссии.
Дополнительный   список  избирателей  подписывается  председателем   и
секретарем участковой комиссии.

                              ГЛАВА III

               ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ГЛАВЫ
                       МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 13. Виды избирательных комиссий.
     Для    организации   и   проведения   выборов   главы    местного
самоуправления образуется территориальная (соответственно -  районная,
городская,  районная  в  городе, поселковая,  сельская)  избирательная
комиссия, участковые избирательные комиссии.
     Статья 14. Образование территориальной избирательной комиссии.
     Территориальная      избирательная      комиссия       образуется
соответствующим  представительным органом  местного  самоуправления  в
составе  председателя и 8-14 членов избирательной комиссии не  позднее
чем за 55 дней до выборов.
     Срок полномочий территориальной избирательной комиссии - 2 года.
     Статья 15. Полномочия территориальной избирательной комиссии.
     Территориальная избирательная комиссия:
     осуществляет   контроль  за  исполнением  настоящего   Закона   и
обеспечивает   его   единообразное   применение   на   соответствующей
территории,  входит в случае необходимости в Государственное  Собрание
Республики  Мордовия с представлением о толковании настоящего  Закона,
образует избирательные округа;
     распоряжается  денежными и материальными средствами,  выделенными
на проведение выборов;
     руководит работой участковых избирательных комиссий;
     заслушивает   сообщения   участковых   избирательных    комиссий,
представителей   органов   местного   самоуправления,    руководителей
предприятий,  учреждений  и  организаций  по  вопросам,  связанным   с
подготовкой и проведением выборов;
     контролирует  своевременность и правильность составления  списков
избирателей и представления их для всеобщего ознакомления;
     координирует   действия   избирательных   объединений   и   групп
избирателей  по  выдвижению  кандидатов на  должность  главы  местного
самоуправления;
         регистрирует   кандидатов   на   должность   главы   местного
самоуправления,   их   доверенных  лиц,  выдает   им   соответствующие
удостоверения;
     публикует  сообщения о составе зарегистрированных, кандидатов  на
должность главы местного самоуправления;
     организует   встречи   кандидатов   и   их   доверенных   лиц   с
избирателями;
     контролирует  размещение предвыборных агитационных  материалов  в
порядке и объемах, установленных настоящим Законом;
     устанавливает  образцы  бюллетеней, списков  избирателей,  других
документов  по  выборам,  ящиков  для  голосования,  а  также   печати
комиссий;
     утверждает   текст   бюллетеня  для  голосования,   изготавливает
бюллетени,   бланки  избирательных  документов  и   обеспечивает   ими
участковые избирательные комиссии;
     получает   от  участковых  избирательных  комиссий  протоколы   о
результатах   голосования,   подводит  итоги   выборов,   обеспечивает
опубликование в печати информации о результатах выборов;
     регистрирует  избранных глав местного самоуправления,  выдает  им
соответствующие удостоверения об избрании;
     назначает   повторные  выборы  глав  местного  самоуправления   и
обеспечивает их проведение;
     обеспечивает порядок и сроки хранения избирательных документов;
     рассматривает   заявления  и  жалобы  на   решения   и   действия
участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;
     осуществляет  другие  полномочия  в  соответствии   с   настоящим
Законом и иными законами Российской Федерации.
     Статья 16. Образование участковых избирательных комиссий.
     Участковая  избирательная комиссия образуется не позднее  чем  за
45   дней  до  дня  выборов в составе председателя и  7  -  16  членов
комиссии    соответствующим    представительным    органом    местного
самоуправления.
     В  необходимых случаях численный состав участковой комиссии может
быть изменен.
     При    одновременном    проведении   выборов    главы    местного
самоуправления   и   иных   выборов  на   соответствующей   территории
самостоятельные  участковые избирательные  комиссии  не  создаются,  а
полномочия  по проведению разных выборов осуществляет  одна  и  та  же
участковая избирательная комиссия.
     Статья 17. Полномочия участковой избирательной комиссии.
     Участковая избирательная комиссия:
     составляет   список  избирателей,  организует  его   проверку   и
дополнение;
     проводит   ознакомление  избирателей  со   списком   избирателей,
принимает  и рассматривает заявления об ошибках и неточностях  в  этом
списке, решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
       оповещает  население о местонахождении участковой избирательной
комиссии  и  времени  ее  работы,  а  также  о  дне  выборов  и  месте
голосования;
     обеспечивает    подготовку   помещения   и    оборудования    для
голосования;
     организует голосование на избирательном участке в день выборов;
     производит подсчет голосов, определяет результаты голосования  на
участке   и   обеспечивает  передачу  документации  в  территориальную
избирательную комиссию;
     рассматривает  заявления и жалобы по вопросам подготовки  выборов
и организации голосования и принимает по ним решения;
     осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом.
     Срок  полномочий участковой избирательной комиссии  заканчивается
после    вступления   в   должность   избранного    главы     местного
самоуправления.
     Статья 18. Организация работы избирательных комиссий.
     Информация   о  составе  избирательных  комиссий  публикуется   в
средствах массовой информации.
     На    первых   заседаниях   избирательных   комиссий   избираются
заместитель председателя и секретарь комиссии.
     Заседание  избирательной комиссии является  правомочным,  если  в
нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии.
     Заседания   избирательной   комиссии  созываются   и   проводятся
председателем   или   по   его  поручению  заместителем   председателя
избирательной  комиссии. Заседания проводятся также по  требованию  не
менее одной трети состава избирательной комиссии.
     Решения  избирательной комиссии принимаются большинством  голосов
от числа присутствующих на заседании членов комиссии.
     Члены  избирательных комиссий, не согласные с ее решением, вправе
высказать  особое  мнение,  которое  в  письменной  форме  прилагается
протоколу заседания избирательной комиссии и не позднее чем на  второй
день  вместе  с  протоколом  направляется в вышестоящую  избирательную
комиссию.
     Решения   избирательной   комиссии,  принятые   в   пределах   ее
полномочий,  обязательны  для  исполнения  всеми  государственными   и
общественными  органами, предприятиями, учреждениями и  организациями,
расположенными на соответствующей территории.
     Решения  и  действия избирательных комиссий могут быть обжалованы
в  вышестоящую избирательную комиссию или, по выбору заинтересованного
лица, в суд по месту нахождения соответствующей комиссии. Решение суда
окончательно.
     Один   или  несколько  членов  избирательной  комиссии,   включая
председателя, заместителя председателя, секретаря, по решению комиссии
могут  освобождаться  в  период подготовки  и  проведения  выборов  от
выполнения  производственных или служебных обязанностей с выплатой  их
среднемесячной  заработной  платы  за  счет  средств,  выделенных   на
проведение выборов. Связанные с этим расходы предприятий, учреждений и
организаций  по  основному месту работы освобожденных членов  комиссии
возмещаются   избирательной  комиссией  из  средств,   выделенных   на
проведение выборов.
     Работа  в составе избирательной комиссии лица, освобожденного  от
основной  работы,  полностью  приравнивается  к  производственной  или
служебной   деятельности  и  учитывается  при   определении   конечных
результатов его труда на предприятиях, в учреждениях и организациях.
     Член избирательной комиссии на протяжении всего периода работы  в
комиссии  не  может  быть уволен,  либо переведен на другую работу или
должность, без его согласия.
     На   заседаниях   избирательных  комиссий  могут   присутствовать
представители  средств  массовой  информации,  политических   и   иных
общественных объединений, органов государственной власти, кандидаты  в
депутаты и доверенные лица.
     Протоколы        избирательной       комиссии       подписываются
председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем.
     Все  государственные органы, органы местного   самоуправления,  а
также  их  должностные лица обязаны оказывать избирательным  комиссиям
содействие, необходимое для выполнения ими своих задач.
     Членами  избирательных  комиссии  не  могут быть лица, выдвинутые
кандидатами    на    должность    соответствующего    главы   местного
самоуправления,  их  доверенные  лица,  супруги и близкие родственники
кандидатов   (мать,   отец,   дети,  родные  братья  и  сестры),  либо
должностные   лица.   находящиеся   в  непосредственном  подчинении  у
кандидатов    (заместители    руководителя,   начальники   структурных
подразделений первого уровня). (В  редакции Закона Республики Мордовия
от 10.11.94 г. N 1496-XII)
     Статья 19. Оборудование участков для голосования.
     Помещения    каждого   избирательного   участка    должны    быть
достаточными для организации голосования избирателей в день выборов  и
размещения  членов  участковой избирательной комиссии,  представителей
избирательных объединений, представителей избирателей, доверенных  лиц
кандидата, средств массовой информации.
     Помещение  должно быть оснащено сейфом для хранения  документации
и   избирательных   бюллетеней,  мебелью,  стендами   для   размещения
необходимой  информации и ящиками для голосования. В  нем  оборудуются
кабины (комнаты) для тайного голосования.
     Кабины  (комнаты) для тайного голосования оснащаются столиками  и
авторучками.  Использование карандашей при голосовании не допускается.
Кабины  устанавливаются таким образом, чтобы к ящикам для  голосования
граждане  проходили  только  через них. При  оборудовании  комнат  для
тайного голосования ящики для голосования должны быть расположены так,
чтобы  избиратели  проходили к ним только через  комнату  для  тайного
голосования.
     Для  обеспечения  участия  в  голосовании  граждан,  которые   по
уважительным   причинам  не  могут  прибыть  в  день  голосования   на
избирательный  участок, на каждом участке должно  быть  не  более  2-х
переносных ящиков для голосования.

                              ГЛАВА IV

                ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ НА
               ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

     Статья 20. Право выдвижения кандидатов.
     Кандидаты  на должность главы местного самоуправления выдвигаются
избирательными объединениями и избирателями непосредственно
     Избирательными  объединениями,  имеющими  право   на   выдвижение
кандидатов, являются:
     местные   (районные,  городские,  районные  в  городе)  отделения
общефедеральных партий, движений, иных общественных объединений, устав
которых  зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации  и
предусматривает участие в выборах;
     местные   (районные,  городские,  районные  в  городе)  отделения
республиканских  партий  и  движений,  устав  которых  зарегистрирован
Министерством юстиции Республики Мордовия и предусматривает участие  в
выборах;
     блок  указанных общественных объединений, создаваемый  на  период
проведения выборов.
     Представление    в   избирательную   комиссию   документов    для
регистрации кандидатов производится по решению уполномоченного на то в
соответствии  с  уставом органа партии, политического движения,  иного
общественного объединения, а в случае создания избирательного блока  -
по   совместному  решению  уполномоченных  органов,  входящих  в  блок
общественных объединений.
     Выдвижение  кандидатов  непосредственно  избирателями  проводится
путем сбора подписей под заявлением о выдвижении кандидата.
     Статья 21. Порядок выдвижения и регистрации кандидатов.
     Для  выдвижения  кандидата требуется, чтобы в его поддержку  были
собраны  подписи не менее пяти процентов от общего числа  избирателей,
проживающих на соответствующей территории. Инициатива сбора подписей в
поддержку кандидата может исходить от избирательного объединения и  от
любого избирателя (избирателей).
     Избирательное  объединение, любой избиратель (избиратели)  вправе
выдвинуть  не более одного кандидата. Выдвижение кандидатов начинается
с  момента  образования соответствующих территориальных  избирательных
комиссий  и  заканчивается за 30 дней до выборов. В  каждом  подписном
листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, род занятий и
постоянное место жительства кандидата.
     Подписные   листы  изготавливаются  по  форме,  установленной   в
приложении к настоящему Закону. Избиратель, ставя подпись на подписном
листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и
номер   паспорта,  или  заменяющего  его  документа.  Подписной   лист
удостоверяется  лицом,  собравшим подписи, с  указанием  его  фамилии,
имени,  отчества, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего  его
документа и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи.
     Инициаторы   выдвижения  кандидата  или   сам   кандидат   вносят
подписные  листы и заявление кандидата о выдвижении своей  кандидатуры
на  регистрацию в соответствующую избирательную комиссию не позднее 30
дней  до дня выборов. Регистрация кандидатов заканчивается за 25  дней
до   дня   выборов.  Избирательная  комиссия  проверяет   соответствие
выдвижения    кандидата   установленным   требованиям,    регистрирует
кандидата,  обеспечивает  опубликование  данных  о  нем,  выдает   ему
удостоверение о регистрации либо отказывает в регистрации.
     О   регистрации  кандидатов  избирательная  комиссия   составляет
протокол.
     Статья 22. Отмена решения о выдвижении кандидата.
     Избирательные  объединения, выдвинувшие  кандидата  на  должность
главы  местного самоуправления, имеют право в любое время  до  выборов
отменить свое решение о выдвижении кандидата. Решение по этому вопросу
принимается  в порядке, предусмотренном  для выдвижения кандидатов,  и
представляется в избирательную комиссию.
     Кандидат  на  должность  главы местного  самоуправления  в  любое
время   до  выборов  может  снять  свою  кандидатуру,  обратившись   с
заявлением об этом в зарегистрировавшую его избирательную комиссию.
     Об  отмене решения о выдвижении кандидата или о снятии кандидатом
своей    кандидатуры    избирательная   комиссия,   зарегистрировавшая
кандидата,   доводит   до   сведения   избирателей,   проживающих   на
соответствующей территории.
     Статья 23. Избирательный бюллетень.
     В  избирательный  бюллетень включаются в алфавитном  порядке  все
зарегистрированные    кандидаты   на    должность    главы    местного
самоуправления  с  указанием  фамилии,  имени,  отчества,   занимаемой
должности  (рода  занятий), места работы и жительства  каждого  и,  по
желанию кандидата, его партийности.
     Текст   избирательного  бюллетеня  утверждается   соответствующей
территориальной избирательной комиссией не позднее чем за десять  дней
до дня выборов.
     Участковые избирательные комиссии обеспечиваются бюллетенями  для
голосования не позднее чем за три дня до дня выборов.
     Передача  бюллетеней  территориальными избирательными  комиссиями
производится  по  акту,  составляемому в  двух  экземплярах,  один  из
которых  остается  в комиссии, выдавшей бюллетени,  второй  передается
комиссии,  получившей бюллетени. После получения бюллетеней  не  менее
чем  три  члена  участковой избирательной комиссии  составляют  акт  о
соответствии   количества   бюллетеней   количеству,   указанному    в
сопроводительном  документе  выдавшей их избирательной  комиссии.  Акт
хранится  в соответствующих избирательных комиссиях вместе с итоговыми
протоколами   в   порядке,   установленном   для   хранения   выборной
документации.
     Все  бюллетени,  полученные участковой  избирательной  комиссией,
подписываются на  обороте  не  менее чем двумя  членами  комиссии  или
отмечаются  печатью, при ее наличии. При этом участковая избирательная
комиссия должна обеспечить единообразие отметок на всех полученных  ею
избирательных бюллетенях.

                               ГЛАВА V

            ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ
            ГЛАВЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ИХ ДОВЕРЕННЫХ
                                 ЛИЦ

     Статья  24.  Гарантии деятельности кандидатов на должность  главы
местного самоуправления и их доверенных лиц.
     Кандидаты  на должность главы местного самоуправления  с  момента
их  регистрации соответствующей избирательной комиссией:
     участвуют в выборах на равных основаниях;
     имеют   равное   право  на  использование  возможностей   средств
массовой информации, в том числе радио и телевидения;
     в   равной  степени  обеспечиваются  материально-техническими   и
финансовыми средствами;
     на  время  проведения  выборов имеют  право  на  освобождение  от
выполнения  производственных или служебных обязанностей без сохранения
заработной платы по месту работы;
     пользуются  правом на бесплатный проезд на всех видах  городского
пассажирского  транспорта  (за  исключением  такси)  и  междугородного
транспорта в пределах территории избирательного округа или населенного
пункта, в который входит территория избирательного округа.
     Кандидаты   на   должность  главы  местного  самоуправления,   их
доверенные лица в период избирательной кампании не могут быть  без  их
согласия  уволены  с работы, а также переведены на другую  работу  или
должность.
     Кандидат  на должность главы местного самоуправления без согласия
соответствующей территориальной избирательной комиссии не  может  быть
привлечен  к уголовной ответственности, подвергнут аресту,  задержанию
или административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
     Статья  25. Доверенные лица кандидата на должность главы местного
самоуправления.
     Кандидат  на  должность  главы  местного   самоуправления  вправе
иметь  доверенных лиц, которые помогают ему в проведении избирательной
кампании, ведут предвыборную агитацию, представляют интересы кандидата
в    отношениях   с   государственными   и   общественными   органами,
избирательными комиссиями.
     Доверенные  лица  по представлению кандидата на  должность  главы
местного   самоуправления   регистрируются  избирательной   комиссией,
которая зарегистрировала кандидата.
     Территориальная    избирательная   комиссия   определяет    число
доверенных   лиц   для  каждого  кандидата,  исходя   из   численности
избирателей  по округу и с учетом географических особенностей  округа,
но  не  более  трех для кандидата в сельском, поселковом избирательном
округе,   не  более  пяти  -  для  кандидатов  в  городском,  районном
избирательном округе.
     Статья 26. Предвыборная агитация.
     Гражданам    Республики    Мордовия,    политическим     партиям,
профессиональным союзам, массовым общественно-политическим  движениям,
коллективам предприятий, учреждений или организаций предоставляется  в
допускаемых законом формах право агитации "за" или "против"  того  или
иного  кандидата  на  должность  главы местного  самоуправления  через
средства массовой информации, на собраниях и митингах.
     Избирательным  комиссиям  и их членам при  исполнении  ими  своих
обязанностей ведение предвыборной агитации запрещается.
     Участие    государственных    органов    и    органов    местного
самоуправления  в  предвыборной  агитации  не  допускается.   В   день
голосования агитация запрещается.

                              ГЛАВА VI

                        ПРОВЕДЕНИЕ ГОЛОСОВАНИЯ

     Статья 27. Голосование по выборам главы местного самоуправления.
     Голосование  по выборам главы местного самоуправления  проводится
с 7 до 21 часа.
     О  времени и месте голосования участковая избирательная  комиссия
оповещает граждан.
     Голосование  может  быть закончено ранее  21  часа  на  участках,
находящихся  в  больницах, при условии, если на них проголосовали  все
внесенные в избирательные списки граждане.
     Статья 28. Порядок голосования.
     В  день  проведения выборов, до начала голосования, но  не  ранее
чем  за полчаса, председатель участковой комиссии в присутствии других
членов  комиссии  и  представителей, указанных в статье  7  настоящего
Закона,  проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо
вложений, и опечатывает их.
     Каждый    гражданин   голосует   самостоятельно.    При    выдаче
избирательного  бюллетеня член избирательной  комиссии  проставляет  в
списке  избирателей  серию  и  номер  паспорта  или  заменяющего   его
удостоверения  личности  избирателя,  а  избиратель  расписывается   в
получении бюллетеня в списке.
     Избиратели самостоятельно заполняют бюллетени в кабине  (комнате)
для тайного голосования. Избиратель, который не может это сделать сам,
вправе пригласить в кабину (комнату) другое лицо, не являющееся членом
участковой избирательной комиссии или представителем общественности.
     Избиратель,  изъявляя  свою  волю  по  поводу  того   или   иного
кандидата  на  должность  главы местного  самоуправления,  вычеркивает
фамилии кандидатов, против которых он голосует.
     В  тех  случаях,  когда  граждане, имеющие  право  участвовать  в
выборах,  не  могут  прибыть на участок для голосования  по  состоянию
здоровья  или  другим  уважительным причинам, по  их  письменному  или
устному   заявлению   участковая  избирательная  комиссия   организует
голосование   по   месту   нахождения  этих  граждан   в   присутствии
представителей общественности, если последние находятся на участке для
голосования.  Устное заявление должно быть подтверждено избирателем  в
письменной  форме при прибытии к нему членов участковой  избирательной
комиссии.  В  этом  случае  члены участковой  избирательной  комиссии,
выезжающие  по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней,
соответствующее  количеству письменных или устных  заявлений.  Фамилии
граждан,  проголосовавших  на дому, вносятся  в  отдельный  список,  в
котором  избиратель  расписывается  в  получении  бюллетеня,  а   член
комиссии - в его выдаче.
     Статья 29. Подсчет голосов на избирательном участке.
     При  выборах  главы  местного самоуправления подсчет  голосов  на
каждом  участке  производится  избирательной  комиссией  отдельно   по
каждому кандидату.
     Ящики   для   голосования  вскрываются  участковой  избирательной
комиссией   после  объявления  председателем  комиссии  об   окончании
голосования. Вскрытие ящиков для голосования до окончания  голосования
не   допускается.   Перед  вскрытием  ящиков   для   голосования   все
неиспользованные  бюллетени  подсчитываются  и  погашаются  участковой
комиссией.   По   основному  и  дополнительному  спискам   избирателей
участковая   избирательная   комиссия   устанавливает   общее    число
избирателей  на участке и число избирателей, получивших бюллетени  для
голосования.  Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном  ящике  для
голосования,  производится отдельно. При этом количество бюллетеней  в
ящике  для  голосования  сверяется с количеством  поданных  письменных
заявлений  с  просьбой  о  голосовании вне  участка  и  дополнительным
списком голосовавших вне избирательного участка.
     По  числу  бюллетеней,  находящихся  в  ящиках  для  голосования,
участковая   избирательная   комиссия   устанавливает:
     общее число избирателей, принявших участие в голосовании;
     число действительных бюллетеней;
     число  голосов, поданных "за" и число голосов, поданных  "против"
каждого  кандидата  на должность главы местного самоуправления;
     число голосов, поданных против всех кандидатов;
     число бюллетеней, признанных недействительными.
     Недействительными признаются бюллетени, в которых при голосовании
оставлено более  одного  кандидата,  а  также  все  бюллетени  на  тех
избирательных участках,  выборы по которым признаны недействительными.
Бюллетени неустановленного образца и бюллетени,  не снабженные печатью
участковой  избирательной комиссии либо подписями двух ее членов,  при
подсчете не учитываются. При возникновении сомнений в действительности
избирательного  бюллетеня  вопрос разрешается участковой избирательной
комиссией путем  голосования.  По  фамилиям,  дополнительно  вписанным
избирателями в бюллетени, голоса не подсчитываются.
     В  протокол участковой избирательной комиссии заносятся следующие
сведения:
     общее  число граждан, внесенных в списки избирателей  по  выборам
главы   местного  самоуправления  (устанавливается  по   основному   и
дополнительному спискам);
     число  погашенных неиспользованных бюллетеней;
     число избирателей,   получивших   бюллетени    для    голосования
(устанавливается  путем  подсчета  подписей  избирателей  о  получении
бюллетеней);
     число  избирателей,  принявших участие в голосовании  по  выборам
главы  местного  самоуправления;
     число  недействительных  бюллетеней;
     число действительных бюллетеней;
     число  голосов, поданных за каждого кандидата на должность  главы
местного самоуправления;
     число  голосов,  поданных против каждого кандидата  на  должность
главы  местного  самоуправления;
     число голосов,   поданных   против   всех   кандидатов.  Протокол
составляется  в   двух   экземплярах,   подписывается   председателем,
заместителем  председателя,  секретарем  и  другими членами участковой
избирательной комиссии.  Член комиссии,  не  согласный  с  протоколом,
вправе  приложить  к  протоколу  свое особое мнение.  Первый экземпляр
незамедлительно   пересылается   в   соответствующую   территориальную
избирательную  комиссию,  второй  -  остается на хранение в участковой
комиссии до окончания ее работы.
     Участковые  избирательные комиссии после  объявления  результатов
выборов сдают копии протоколов и бюллетени в опечатанном виде,  в  том
числе  погашенные, в соответствующий представительный  орган  местного
самоуправления,  где  они  хранятся  в  течение  двух  месяцев,  затем
уничтожаются,  если  за  это  время  результаты  голосования  не  были
опротестованы.

                              ГЛАВА VII

                 УСТАНОВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ГОЛОСОВАНИЯ

     Статья  30.  Установление и опубликование  итогов  выборов  главы
местного самоуправления.
     Территориальная  избирательная комиссия на  основании  протоколов
участковых   избирательных  комиссий  суммирует   полученные   данные,
проверяет  их и после обсуждения не позднее пяти дней со  дня  выборов
составляет,  подписывает и заверяет печатью итоговый протокол  в  двух
экземплярах. В итоговый протокол вносятся следующие данные:
     общее  число граждан, внесенных в списки избирателей  по  выборам
главы местного самоуправления;
     число     погашенных    неиспользованных    бюллетеней;
     число избирательных бюллетеней, выданных избирателям;
     число  избирателей,  принявших участие в голосовании  по  выборам
главы местного самоуправления;
     число недействительных избирательных бюллетеней;
     число действительных избирательных бюллетеней;
     фамилии   и   инициалы   внесенных  в   избирательный   бюллетень
кандидатов  и  число  голосов,  поданных  "за"  каждого  кандидата  на
должность главы местного самоуправления;
     число голосов, поданных "против" каждого кандидата;
     число голосов, поданных против всех кандидатов.
     Избранным  главой  местного  самоуправления  считается  кандидат,
получивший   в   ходе  выборов  более  половины  голосов  избирателей,
принявших участие в голосовании.
     Выборы  признаются несостоявшимися в случае, если в  них  приняло
участие менее 50 процентов граждан, включенных в списки избирателей, а
также  выбытия всех кандидатов или снятия всех кандидатур на должность
главы местного самоуправления, включенных в избирательный бюллетень.
     Выборы  в  целом  или по отдельным избирательным  участкам  могут
быть  признаны недействительными из-за допущенных в ходе  выборов  или
при  подсчете  голосов  нарушений, повлиявших  на  итоги  голосования.
Решение    о    признании    выборов    недействительными    принимает
соответствующая  территориальная  избирательная  комиссия  по  выборам
главы   местного   самоуправления,  оно  может   быть   обжаловано   в
соответствующий суд в течение одного месяца.
     Сообщение   об   итогах   выборов   публикуется   территориальной
избирательной  комиссией  в  печати не позднее  семи  дней  с  момента
подписания протокола об итогах выборов.
     В  случае если в избирательный бюллетень были включены более двух
кандидатов на должность главы местного самоуправления и ни один из них
не   был  избран,  территориальная  избирательная  комиссия  назначает
повторное голосование по выборам главы местного самоуправления по двум
кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Повторное голосование
проводится   не  позднее  чем  в  двухнедельный  срок  с   соблюдением
требований,   предусмотренных  настоящим  Законом     для   проведения
голосования. Сообщение о проведении повторного голосования публикуется
в печати непозднее чем за три дня до голосования.
     Избранным    считается   кандидат,   получивший   при   повторном
голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие  в
голосовании, по отношению к другому кандидату.
     При  повторном голосовании выборы признаются состоявшимися,  если
в  них  приняло  участие не менее 35 процентов граждан,  включенных  в
списки избирателей.
     Статья 31. Повторные выборы.
     Если  выборы  на  должность  главы местного  самоуправления  были
признаны  несостоявшимися,  недействительными  или  если  ни  один  из
кандидатов  не  был избран на должность главы местного самоуправления,
территориальная избирательная комиссия принимает  решение о проведении
в  избирательном округе повторных выборов. При этом она может  принять
решение   о  необходимости  замены  состава  участковых  избирательных
.комиссий.  Голосование проводится на тех же избирательных участках  и
по  тем  же  спискам избирателей, что были составлены  для  проведения
предыдущих выборов.
     Повторные  выборы  проводятся не позднее чем в двухмесячный  срок
после   предыдущих   выборов.  Образование   избирательных   комиссий,
выдвижение  и  регистрация  кандидатов  на  должность  главы  местного
самоуправления,    другие   мероприятия    проводятся    в    порядке,
установленном  настоящим  Законом. Сообщение  о  проведении  повторных
выборов публикуется в печати.

                             ГЛАВА VIII

                            ИНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья  32.  Регистрация и вступление в должность главы  местного
самоуправления.
     Территориальная    избирательная   комиссия   после    подписания
протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного  на
должность главы местного самоуправления. В соответствии с требованиями
статьи  3  настоящего Закона кандидат, избранный  на  должность  главы
местного  самоуправления, в трехдневный срок в письменном виде  обязан
сообщить  в  соответствующую территориальную избирательную комиссию  о
сложении с себя обязанностей, несовместимых с занятием должности главы
местного самоуправления.
     Территориальная избирательная комиссия на основании протоколов  о
результатах  выборов главы местного самоуправления после  официального
сообщения  об  итогах  выборов производит регистрацию  главы  местного
самоуправления   и   выдает  лицу,  избранному   на   эту   должность,
соответствующее удостоверение об избрании.
     Глава  местного самоуправления вступает в должность и приобретает
полномочия   депутата   с   момента  его  регистрации  соответствующей
территориальной избирательной комиссией. (В       редакции      Закона
Республики Мордовия от 28.10.95 г. N 2-З)
     В   случае   досрочного  прекращения  полномочий  главы  местного
самоуправления   избрание   нового   главы   местного   самоуправления
осуществляется   соответствующим   представительным  органом  местного
самоуправления из своего состава:
     главы местного  самоуправления  района,  города  - по предложению
Главы Республики Мордовия;
     главы местного  самоуправления  района  в городе - по предложению
главы города;
     главы местного  самоуправления  поселка,  села,  сельсовета  - по
предложению главы района.(Дополнена   -   Закон   Республики  Мордовия
от 28.10.95 г. N 2-З)
     Статья  33.  В случае  досрочного  прекращения  полномочий  главы
местного  самоуправления менее чем за 9 месяцев до истечения срока его
полномочий избрание нового  главы  местного  самоуправления  может  не
проводиться.   В   этом   случае   представительный   орган   местного
самоуправления по  предложению  Главы  Республики  Мордовия  назначает
исполняющего обязанности главы местного самоуправления.
     Исполняющий обязанности  главы  местного  самоуправления   района
(города),   назначенный   не   из   числа  депутатов  соответствующего
представительного органа местного самоуправления,  выполняет  функции,
возложенные  на  главу  местного  самоуправления  законодательством  о
местном  самоуправлении  и  уставом  муниципального  образования,   за
исключением  права созыва и ведения заседаний представительного органа
местного самоуправления и  подписания  его  решений  и  постановлений,
которым наделяется заместитель главы местного самоуправления по работе
в Совете депутатов.
(Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 10.06.96 г. N 18-З)
     Статья  34.  Ответственность  за  нарушение  законодательства   о
выборах главы местного самоуправления.
     К  лицам, препятствующим путем насилия, обмана, угроз или подкупа
свободному  осуществлению гражданином Республики Мордовия или  группой
граждан  Республики  Мордовия  их права участвовать  в  выборах  главы
местного  самоуправления,  вести предвыборную  агитацию,  осуществлять
контроль,   а  также  к  членам  инициативных  групп  и  избирательных
комиссий, должностным лицам государственных или общественных  органов,
совершившим подлог документов по выборам, фиктивные записи в подписных
листах,  заведомо  неправильный  подсчет  голосов,  нарушившим   тайну
голосования,    либо   неправомерно   вмешавшимся    в    деятельность
избирательных    комиссий,    применяются    меры    уголовной     или
административной    ответственности,    предусмотренные    действующим
законодательством.


     Председатель
     Верховного Совета
     Республики Мордовия                                    Н. БИРЮКОВ

     г. Саранск
     8 сентября 1994 года
     N 1431-XII

                                                            Приложение

                           ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

     Мы,  нижеподписавшиеся,  поддерживаем  выдвижение  кандидатом  на
должность   главы    местного    самоуправления    Краснопоселковского
сельсовета  Краснопоселковского  района  Республики  Мордовия  Петрова
Ивана   Семеновича,   родившегося   8   марта   1949   года,  учителя,
проживающего  в  с.   Рудное  Краснопоселковского  района   Республики
Мордовия.
---T------------------T-------------T-------T--------------T---------¬
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦   Паспорт    ¦         ¦
¦NN¦   Фамилия, имя   ¦     Дата    ¦ Адрес ¦   (заменя-   ¦ Подпись ¦
¦пп¦     отчество     ¦   рождения  ¦       ¦   ющий его   ¦         ¦
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦   документ)  ¦         ¦
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦    серия,    ¦         ¦
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦    номер     ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦1.¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦2.¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦3.¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
+--+------------------+-------------+-------+--------------+---------+
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
¦  ¦                  ¦             ¦       ¦              ¦         ¦
L--+------------------+-------------+-------+--------------+----------
     Подписной лист удостоверяю ______________________________________
______________________________________________________________________
     (фамилия, имя, отчество, адрес, серия и номер паспорта или
     заменяющего его документа и подпись)

     Кандидат __________________________________________ (Петров И.С.)

     Дата


Информация по документу
Читайте также