Расширенный поиск
Закон Республики Мордовия от 14.06.2000 № 24-ЗЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Утратил силу - Закон Республики Мордовия от 23.12.2005 г. N 105-З О правовых актах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в Республике Мордовия (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) Принят Государственным Собранием 1 июня 2000 года ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона Настоящий Закон устанавливает формы, виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления (далее - правовых актов местного самоуправления), полномочия по изданию указанных актов, порядок их опубликования, вступления в силу, толкования, признания утратившими силу, а также общие требования к правовым актам местного самоуправления в Республике Мордовия. Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе В настоящем Законе используются следующие основные понятия: правовой акт местного самоуправления - официальный письменный акт (документ) местного самоуправления, содержащий нормы права или ненормативные (индивидуальные) предписания, принятый в порядке, установленном законодательством; нормативный правовой акт местного самоуправления - правовой акт местного самоуправления, содержащий рассчитанные на многократное применение правила поведения, устанавливающие, изменяющие или прекращающие права, обязанности, ответственность персонально не определенного круга лиц и (или) предусматривающие утверждение, введение в действие, толкование, приостановление либо прекращение действия нормативного правового акта; индивидуальный (ненормативный) правовой акт местного самоуправления - правовой акт местного самоуправления, содержащий индивидуальные предписания, рассчитанные на однократное применение h адресованные конкретному лицу (лицам); правотворческая деятельность (правотворчество) - урегулированная законодательством деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по подготовке, принятию (изданию), введению в действие, изменению, признанию утратившими силу нормативных правовых актов местного самоуправления; правоприменительная деятельность - урегулированная законодательством деятельность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по рассмотрению на основании нормативных правовых актов конкретных вопросов, дел и принятию (изданию) по результатам их рассмотрения индивидуальных правовых актов местного самоуправления, обязательных для лица или лиц, которым они адресованы. Статья 3. Принципы правового регулирования Деятельность по принятию (изданию) правовых актов органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в Республике Мордовия осуществляется в соответствии с принципами: 1) законности; 2) отражения в правовых актах интересов населения; 3) демократизма и гласности в процессе подготовки и принятия правовых актов; 4) непротиворечивости правовых актов; 5) открытости и доступности информации о принятых правовых актах. Статья 4. Осуществление правового регулирования органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления 1. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления в Республике Мордовия осуществляют собственное правовое регулирование путем принятия (издания) правовых актов по вопросам, отнесенным к их ведению федеральными законами и законами Республики Мордовия. 2. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия, могут приниматься правовые акты местного самоуправления на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами Республики Мордовия. 3. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые (изданные) в пределах их компетенции, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение указанных в настоящем пункте правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами Республики Мордовия. 4. Правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституции Республики Мордовия, законам, иным нормативным правовым актам Республики Мордовия. (Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) ГЛАВА II. ФОРМЫ И ВИДЫ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 5. Формы правовых актов местного самоуправления 1. В систему правовых актов местного самоуправления входят: 1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 3) решения представительного органа муниципального образования; 4) постановления и распоряжения главы муниципального образования; 5) постановления и распоряжения главы местной администрации; 6) приказы руководителей структурных подразделений местной администрации. 2. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе правовых актов местного самоуправления, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные правовые акты местного самоуправления не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). 3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Республики Мордовия, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. 4. Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования. 5. Глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Мордовия, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования по вопросам местного значения, по вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Мордовия, а также по вопросам организации работы местной администрации, издает постановления и распоряжения. (Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) Статья 6. Виды правовых актов местного самоуправления 1. Нормативными правовыми актами местного самоуправления являются устав муниципального образования, постановление главы муниципального образования, постановление главы местной администрации. 2. Индивидуальные (ненормативные) правовые акты местного самоуправления издаются в форме распоряжений главы муниципального образования, распоряжений главы местной администрации, приказов руководителей структурных подразделений местной администрации. 3. Решения, выносимые на местный референдум (сход граждан), решения представительного органа местного самоуправления могут приниматься как в форме нормативных правовых актов местного самоуправления, так и в форме индивидуальных (ненормативных) правовых актов местного самоуправления. (Статья в редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) ГЛАВА III. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 7. Структура правовых актов местного самоуправления 1. Правовой акт местного самоуправления как документ состоит из содержательной части и реквизитов, образующих текст правового акта. 2. Содержательная часть правового акта местного самоуправления - выраженное в письменном виде языковое, знаковое, графическое, словесно-терминологическое закрепление содержащихся в нем норм права или индивидуальных предписаний, а также иных положений, в том числе разъясняющих цели и мотивы его принятия. 3. Реквизиты правового акта местного самоуправления - обязательные сведения, включаемые в текст правового акта для признания его действительным. Статья 8. Виды текстов правового акта местного самоуправления 1. Различаются следующие виды текстов правового акта местного самоуправления: 1) подлинный текст правового акта (подлинник правового акта) - эталонный экземпляр текста правового акта, оформляемый в одном экземпляре; 2) официально опубликованный (обнародованный) текст правового акта - текст, доведенный до сведения населения путем опубликования в официальных источниках либо обнародования иными способами в порядке, установленном настоящим Законом; 3) заверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, заверенный печатью органа или должностного лица, принявшего (издавшего) акт; 4) неофициально опубликованный текст правового акта - текст, опубликованный в источниках, не относящихся к числу источников официального опубликования нормативных правовых актов данного вида; 5) незаверенная копия правового акта - совпадающий с подлинником текст правового акта, не заверенный печатью органа или должностного лица, принявшего (издавшего) акт. 2. Тексты правового акта местного самоуправления, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1, признаются официальными текстами. Статья 9. Общие требования к оформлению правовых актов местного самоуправления 1. Правовые акты местного самоуправления, принимаемые (издаваемые) в Республике Мордовия, излагаются на русском языке. Уставом муниципального образования может быть предусмотрена возможность изложения актов на мордовских (мокшанском и эрзянском) языках. 2. Использование в правовых актах местного самоуправления новых иностранных терминов и выражений допускается, если отсутствуют имеющие тот же смысл русские термины и выражения или термины иностранного происхождения стали в русском языке общеупотребительными. 3. Слова и выражения в правовых актах местного самоуправления используются в значении, обеспечивающем их точное понимание и единство с терминологией, применяемой в федеральном законодательстве и законодательстве Республики Мордовия. 4. Не допускается обозначение в правовых актах местного самоуправления разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в правовом акте. 5. В правовом акте местного самоуправления даются определения используемых в нем юридических, технических и других специальных терминов, если без этого невозможно или затруднено его понимание. 6. Таблицы, графики, схемы, чертежи, рисунки, карты, являющиеся неотъемлемой составной частью правового акта местного самоуправления, как правило, оформляются в виде приложений к нему. 7. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, принимающие (издающие) правовые акты, вправе в соответствии с настоящим Законом устанавливать правила их оформления. Статья 10. Содержательная часть правового акта местного самоуправления 1. Содержательная часть правового акта местного самоуправления может иметь следующие основные элементы (структурные элементы текста правового акта): 1) преамбулу; 2) разделы; 3) пункты; 4) абзацы пунктов. Текст правового акта местного самоуправления может иметь также иные структурные элементы, обусловленные особенностями оформления конкретного вида правовых актов. 2. Преамбула правового акта местного самоуправления содержит разъяснение его целей и мотивов принятия. Включение в преамбулу положений нормативного характера не допускается. 3. Пункт правового акта местного самоуправления содержит одно или несколько нормативных или индивидуальных предписаний. 4. Пункты правового акта местного самоуправления могут объединяться в разделы. Раздел правового акта местного самоуправления подразделяется, как правило, не менее чем на два структурных элемента. 5. Разделы и пункты правового акта местного самоуправления должны иметь порядковые номера в виде арабских цифр с точками после них. Пункты в пределах всего правового акта местного самоуправления должны иметь сквозную нумерацию. 6. Ссылки в нормативном правовом акте местного самоуправления на структурные элементы его текста, а также на иные действующие нормативные правовые акты или структурные элементы их текстов применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов. Статья 11. Реквизиты правовых актов местного самоуправления 1.Правовой акт местного самоуправления должен иметь следующие реквизиты: 1) изображение герба, эмблемы, иного символа (при наличии их в муниципальном образовании) на подлиннике правового акта, расположенное над обозначением формы правового акта по центру; 2) обозначение формы правового акта; 3) название (заголовок) правового акта, кратко отражающее предмет правового регулирования; 4) дату принятия (издания) правового акта; 5) номер правового акта; 6) место принятия правового акта; 7) подпись должностного лица местного самоуправления, уполномоченного подписывать соответствующий правовой акт, включающую полное наименование его должности, его личную подпись (только на подлиннике правового акта), его фамилию и инициалы. 2. Нумерация правовых актов местного самоуправления каждого вида ведется в пределах года, исходя из даты их принятия. 3. Нормативный правовой акт местного самоуправления, утвержденный другим нормативным правовым актом местного самоуправления, должен иметь следующие реквизиты: 1) гриф утверждения нормативного правового акта, состоящий из согласованных между собой слова "утвержденный" и названия нормативного правового акта, которым утвержден данный нормативный правовой акт, включающего обозначение формы акта, дату его принятия, номер акта; 2) обозначение вида нормативного правового акта (положение, инструкция, регламент или иной вид акта), объединенное с его наименованием. ГЛАВА IV. ПРАВОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 12. Стадии правотворческой деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 1. Стадии правотворческой деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления - ряд последовательных этапов принятия нормативного правового акта местного самоуправления, на каждом из которых решаются самостоятельные задачи правотворческой деятельности. 2. Основными стадиями правотворческой деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления являются: 1) подготовка проекта нормативного правового акта местного самоуправления; 2) внесение проекта нормативного правового акта местного самоуправления; 3) предварительное рассмотрение проекта нормативного правового акта местного самоуправления и его принятие; 4) подписание и официальное опубликование нормативного правового акта местного самоуправления; 5) вступление в силу нормативного правового акта местного самоуправления. Отдельные виды правотворческого процесса могут иметь иное количество основных стадий. 3. Внесение, предварительное рассмотрение, принятие и подписание нормативных правовых актов местного самоуправления осуществляются в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования и иными нормативными правовыми актами местного самоуправления, с учетом требований настоящего Закона. Статья 13. Понятие и субъекты правотворческой инициативы 1. Правотворческой инициативой признается официальное внесение правомочным субъектом в представительный орган местного самоуправления проекта нормативного правового акта, влекущее за собой обязанность представительного органа местного самоуправления рассмотреть и принять либо отклонить его. 2. Правом внесения проектов нормативных правовых актов в представительный орган местного самоуправления обладают: депутаты представительного органа местного самоуправления; глава муниципального образования; глава местной администрации; постоянные комиссии (комитеты) представительного органа местного самоуправления; органы территориального общественного самоуправления; прокурор района (города); инициативные группы граждан в порядке, установленном уставом муниципального образования; иные субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования. (Пункт в редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) 3. Проекты нормативных правовых актов, исходящие от организаций и граждан, не являющихся субъектами правотворческой инициативы, могут быть внесены в представительный орган местного самоуправления субъектами правотворческой инициативы. 4. Порядок внесения проектов правовых актов местного самоуправления, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты. (Дополнен - Закон Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) Статья 14. Экспертиза нормативных правовых актов местного самоуправления и проектов нормативных правовых актов местного самоуправления 1. Органы и должностные лица местного самоуправления в Республике Мордовия в пределах их полномочий организуют и проводят внутреннюю (служебную) экспертизу нормативных правовых актов местного самоуправления, а также проектов нормативных правовых актов местного самоуправления. 2. Для оценки качества нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) местного самоуправления, а также для получения предложений по их совершенствованию может проводиться независимая научная (правовая, финансовая, научно-техническая, экологическая и др.) экспертиза на возмездной или безвозмездной основе. 3. В качестве независимых экспертов привлекаются ученые и специалисты, не принимавшие непосредственного участия в разработке направляемого на экспертизу нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) местного самоуправления. В качестве независимых экспертов не могут привлекаться депутаты представительного органа местного самоуправления, а также лица, состоящие на муниципальной службе. 4. Организации и лица, осуществляющие независимую научную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) местного самоуправления, вправе получать в органах местного самоуправления и у должностных лиц местного самоуправления необходимые для проведения экспертизы материалы и документы, а также принимать участие в обсуждении нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) местного самоуправления. 5. По результатам внутренней (служебной) или независимой научной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) местного самоуправления составляется письменное заключение, которое подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления, в чьем ведении находится принятие (издание) данного нормативного правового акта. Статья 15. Вступление в силу и опубликование правовых актов местного самоуправления 1. Нормативные правовые акты местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования (обнародования). Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) 2. Порядок официального опубликования (обнародования) правовых актов местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. (В редакции Закона Республики Мордовия от 28.01.2004 г. N 7-З) 3. Иные правовые акты местного самоуправления могут вступать в силу: 1) со дня принятия (подписания); 2) со дня опубликования (обнародования); 3) с даты или по истечении срока, указанных в правовом акте; 4) в порядке, установленном нормативными правовыми актами местного самоуправления. ГЛАВА V. ДЕЙСТВИЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. ТОЛКОВАНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 16. Действие правовых актов местного самоуправления во времени, в пространстве и по кругу лиц 1. Действие правовых актов местного самоуправления начинается с момента их вступления в силу и прекращается в момент утраты ими силы. Нормативные правовые акты местного самоуправления действуют бессрочно, если в самом нормативном правовом акте местного самоуправления не установлено иное. Ненормативные правовые акты местного самоуправления действуют в течение указанного в них срока или в течение срока исполнения содержащихся в них предписаний. 2. Правовой акт местного самоуправления или его отдельные положения утрачивают силу в случаях: 1) истечения срока действия; 2) отмены или признания утратившими силу принявшим органом или издавшим должностным лицом; 3) признания утратившими силу по решению суда в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. 3. В случае признания правового акта местного самоуправления утратившим силу утрачивают силу также правовые акты местного самоуправления, которыми были внесены изменения в правовой акт местного самоуправления. 4. Действие правовых актов местного самоуправления не распространяется на отношения, возникшие до их вступления в силу. 5. Действие правовых актов местного самоуправления распространяется на всю территорию муниципального образования, если в правовом акте местного самоуправления не установлено иное. 6. Действие правовых актов местного самоуправления распространяется на всех юридических и физических лиц, находящихся на территории муниципального образования. Статья 17. Толкование нормативных правовых актов Толкование нормативных правовых актов местного самоуправления - деятельность по уяснению и разъяснению смысла и содержания нормативных правовых актов местного самоуправления в процессе их реализации. Толкование нормативного правового акта местного самоуправления не должно изменять его смысл. Не допускается установление норм права актами официального толкования. Статья 18. Акты официального толкования нормативных правовых актов местного самоуправления 1. Официальное толкование нормативных правовых актов местного самоуправления осуществляется органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) нормативные правовые акты, в той же форме, в которой приняты толкуемые нормативные правовые акты. 2. Акты официального толкования не имеют самостоятельного значения и применяются только вместе с разъясняемыми ими нормативными правовыми актами местного самоуправления. Изменение или отмена толкуемых нормативных правовых актов местного самоуправления означает отмену соответствующих актов официального толкования. 3. Запросы о толковании нормативных правовых актов местного самоуправления могут направлять субъекты правотворческой инициативы. ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Приведение правовых актов в соответствие с настоящим Законом 1. Органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления Республики Мордовия привести уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты местного самоуправления в соответствие с настоящим Законом. 2. Уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты местного самоуправления до приведения их в соответствие с настоящим Законом применяются в части, не противоречащей настоящему Закону. Статья 20. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Глава Республики Мордовия Н.И.МЕРКУШКИН г. Саранск 14 июня 2000 года N 24-З Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|