Расширенный поиск

Решение Йошкар-Олинского городского Собрания Республики Марий Эл от 21.12.2003 № 443-III

                   ЙОШКАР-ОЛИНСКОЕ ГОРОДСКОЕ СОБРАНИЕ

                         РЕШЕНИЕ XXIII СЕССИИ
                   от 24 декабря 2003 г. N 443-III

              О ПОЛОЖЕНИИ "О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ ПО ОХРАНЕ
               ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ"

     Йошкар-Олинское городское Собрание решило:
     1. Администрации города Йошкар-Олы (В.Тарков):
     1.1. Опубликовать проект Положения о народных дружинах по  охране
общественного  порядка  города  Йошкар-Олы  в  газете "Йошкар-Ола" для
обсуждения с руководителями предприятий и общественностью.
     1.2. По  результатам  обсуждения  доработать  проект  Положения и
внести на рассмотрение городского Собрания.
     2. Контроль   за  исполнением  настоящего  решения  возложить  на
постоянную   комиссию   по   законности,   правопорядку   и   развитию
самоуправления (К.Сысун).

     Глава самоуправления
     города Йошкар-Олы          В.ТАРКОВ

     Председатель
     Йошкар-Олинского
     городского Собрания          Г.ВАСИЛЬЕВ





                              ПОЛОЖЕНИЕ
                         О НАРОДНЫХ ДРУЖИНАХ
                   ПО ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА
                          ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее Положение определяет права и деятельность народных
дружин по охране общественного порядка (далее дружины)  на  территории
муниципального образования "Город Йошкар-Ола".
     1.2. Дружины   создаются   по    производственно-территориальному
принципу   на   предприятиях,  в  учреждениях,  организациях,  учебных
заведениях  (независимо  от  форм  собственности),  в  целях  оказания
населением  муниципального  образования  "Город Йошкар-Ола" содействия
органам государственной  власти,  органам  местного  самоуправления  и
правоохранительным   органам   в  обеспечении  общественного  порядка,
профилактики правонарушений.  Они состоят из жителей Республики  Марий
Эл, принятых в ее состав в установленном порядке.
     1.3. В   дружину   принимаются   на   добровольной    основе    в
индивидуальном   порядке   граждане,   достигшие   восемнадцатилетнего
возраста,   проживающие   в   Республике   Марий   Эл,    положительно
характеризующиеся,   способные   по   состоянию  здоровья,  деловым  и
моральным качествам исполнять обязанности дружинника.
     1.4. В дружину не может быть принят гражданин:
     а) имеющий неснятую или непогашенную судимость;
     б) состоящий   под   диспансерным   наблюдением   в   учреждениях
здравоохранения  по  поводу  психического  расстройства,   алкоголизма
наркомании или токсикомании;
     в) признанный по  решению  суда  недееспособным  или  ограниченно
дееспособным;
     г) подвергавшийся административным взысканиям в течение  текущего
года  с  момента наложения взыскания за правонарушения,  посягающие на
общественный порядок или установленный порядок управления;
     д) не имеющий постоянной регистрации по месту жительства.
     1.5. Общее руководство дружинами  осуществляет  Администрация  г.
Йошкар-Олы.
     1.6. Органы государственной,  муниципальной власти и  должностные
лица   оказывают   всемерное   содействие   и  помощь  дружинам  в  их
деятельности  по  укреплению  общественного   порядка   и   борьбе   с
правонарушениями.
     1.7. Противодействие     законным     действиям      дружинников,
посягательство   на  их  жизнь,  здоровье  и  достоинство  в  связи  с
деятельностью  по  охране  общественного  порядка  влекут   за   собой
ответственность в соответствии с действующим законодательством.

     2. Правовая основа, принципы деятельности и задачи дружин

     2.1. Правовую  основу деятельности дружины составляют Конституция
Российской Федерации,  Конституция Республики  Марий  Эл,  нормативные
правовые  акты  Российской  Федерации,  Республики  Марий Эл,  органов
местного самоуправления и настоящее Положение.
     2.2. Деятельность  дружины  осуществляется  на  основе  принципов
законности,   гуманизма,   уважения    прав    человека,    гласности,
комплектования на добровольной основе.
     2.3. Основными задачами дружин являются:
     - оказание  содействия  правоохранительным  и иным уполномоченным
органам  в  их   деятельности   по   охране   общественного   порядка,
предупреждению  и  пресечению  правонарушений,  обеспечению  личной  и
имущественной безопасности граждан;
     - воспитание  граждан  в  духе  уважения  к  закону,  создание  в
обществе атмосферы нетерпимости к любым антиобщественным проявлениям.
2.4. Выполняя возложенные на них задачи, дружины:
     а) во  взаимодействии  с  работниками  органов   внутренних   дел
участвуют  в  охране  общественного  порядка  на улицах,  площадях,  в
парках,  вокзалах,  пристанях, в аэропортах, в местах массового отдыха
граждан и других общественных местах, а также в поддержании порядка во
время проведения различных общественно-политических, развлекательных и
других массовых мероприятий;
     б) проводят  профилактическую  воспитательную  работу  с  лицами,
склонными  к совершению правонарушений,  принимают участие в работе по
предупреждению     безнадзорности     и      правонарушений      среди
несовершеннолетних, ведут работу с неблагополучными семьями;
     в) принимают  участие  в  профилактике   хулиганства,   пьянства,
хищений имущества, нарушений правил торговли и других правонарушений;
     г) участвуют в обеспечении  безопасности  движения  транспорта  и
пешеходов, предупреждении дорожно-транспортных происшествий;
     д) оказывает помощь  государственным  органам,  органам  местного
самоуправления  и  правоохранительным  органам  в выполнении задач при
возникновении чрезвычайных ситуаций,  обеспечении режима чрезвычайного
положения.

     3. Формы и методы работы дружин

     3.1. Дружина осуществляет свою деятельность путем:
     - патрулирования и выставления  постов  на  улицах,  площадях,  в
парках и других общественных местах,  проведения рейдов по выявлению и
пресечению правонарушений;
     - проведения   профилактической  работы  с  лицами,  допускающими
правонарушения,   воспитательной    работы    с    несовершеннолетними
правонарушителями,  бесед  с  их родителями и близкими родственниками,
разъяснения гражданам норм действующего законодательства;
     - оформления  материалов  на правонарушителей,  рассмотрения этих
материалов  с  участием  нарушителей  и   руководителей   предприятий,
учреждений и организаций,  где они работают,  направления материалов о
правонарушениях органам  (должностным  лицам),  уполномоченным  решать
вопрос об ответственности правонарушителей;
     - использования средств массовой информации в целях  профилактики
правонарушений и воздействия на лиц, их совершающих;
     - приема  сообщений  и  иной  информации  о   правонарушениях   и
событиях, угрожающих личной и общественной безопасности и немедленного
информирования о них правоохранительных органов;
     - выявления      обстоятельств,     способствующих     совершению
правонарушений,  принятия в пределах  своих  прав  мер  по  устранению
данных обстоятельств, предупреждению и пресечению правонарушений;
     - использования  иных   форм   и   методов,   не   противоречащих
действующему законодательству.

     4. Порядок создания и организация дружин

     4.1. Дружины    создаются   по   производственно-территориальному
принципу  на  предприятиях,  в  учреждениях,   организациях,   учебных
заведениях (независимо от форм собственности).  С инициативой создания
дружины в администрацию города вправе обратиться  инициативные  группы
граждан,    руководители    предприятий,    учреждений,   организаций,
общественные организации.  Решение  о  создании  дружины  утверждается
главой самоуправления города.
     4.2. В  дружину  принимаются  на  добровольной  основе   граждане
России,  проживающие или работающие в муниципальном образовании "Город
Йошкар-Ола", достигшие 18-летнего возраста, способные по своим деловым
и  моральным  качествам,  физической  подготовке  и состоянию здоровья
выполнять поставленные перед дружиной задачи.
     4.3. Прием  в  дружину  производится  на  добровольных  началах в
индивидуальном  порядке  на  основании  письменного  заявления  и  при
наличии  рекомендации  с  места  работы,  учебы гражданина,  желающего
вступить в дружину. Командир дружины вручает дружиннику установленного
образца удостоверение, подписанное главой Администрации г. Йошкар-Олы.
     4.4. При  приеме  в  дружину  устанавливается  кандидатский  стаж
продолжительностью до 3 месяцев.
     4.5. В дружине не могут состоять граждане:
     - имеющие непогашенную судимость за совершенное преступление;
     - состоящие  на  учете  в  медицинских  учреждениях   по   поводу
психического заболевания, наркомании или алкоголизма;
     - признанные по  решению  суда  недееспособными  или  ограниченно
дееспособными;
     - не зарегистрированные по месту жительства.
     4.6. Дружинник,   совершивший  проступок,  несовместимый  с  этим
званием или не выполняющий свои обязанности,  исключается из  дружины,
сдает удостоверение дружинника.
     4.7. Дружину возглавляет  командир  дружины  и  его  заместитель,
избираемые  открытым голосованием на общем собрании дружинников сроком
на два года.  Для руководства работой дружины может быть избран на тот
же срок штаб, возглавляемый начальником штаба - заместителем командира
дружины.  4.8.   Деятельность   дружинника   по   обеспечению   охраны
общественного  порядка  является  выполнением  им своего общественного
долга.

     5. Руководство деятельностью дружин

     5.1. Администрация города,  руководители предприятий, учреждений,
организаций,   учебных   заведений,   осуществляя   в  пределах  своей
компетенции  руководство  дружинами,  организуют   и   направляют   их
деятельность,  принимают  меры к укреплению дружин и вовлечению в ряды
дружинников граждан, организуют их взаимодействие с государственными и
общественными   организациями,  участвующими  в  охране  правопорядка,
заслушивают    отчеты    командиров     дружин,     решают     вопросы
материально-технического и финансового обеспечения дружин.
     5.2. Оперативное  руководство  работой  дружинников  осуществляет
командир дружины, который:
     а) проводит работу по сплочению и укреплению дружины, воспитывает
у  дружинников  высокую  дисциплинированность,  чувство  общественного
долга, товарищества;
     б) организует   изучение   дружинниками  основ  законодательства,
проведение занятий по физической подготовке дружинников,  обучение  их
формам и методам борьбы с правонарушениями;
     в) планирует  работу   дружины,   инструктирует   дружинников   и
контролирует  их деятельность,  ведет учет результатов работы дружины,
готовит для обсуждения на собрании дружинников вопросы  организации  и
деятельности дружины;
     г) отчитывается не реже одного раза в год о  своей  работе  перед
Администрацией города;
     д) ходатайствует перед Главой Администрации  города  о  поощрении
наиболее отличившихся дружинников.

     6. Основания для прекращения деятельности дружины

     6.1. Прекращение  деятельности  дружины осуществляется по решению
Администрации г. Йошкар-Олы по следующим основаниям:
     а) в   случае,   когда  деятельность  народной  дружины  вошла  в
противоречие  с  действующим  законодательством  и   устранение   этих
противоречий невозможно иными средствами;
     б) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

     7. Обязанности и права народных дружинников

     7.1. Дружинник обязан:
     а) не   допускать   необоснованного  ограничения  прав  и  свобод
граждан;  не  совершать  действий,  имеющих  целью  унижение  чести  и
достоинства человека и гражданина;
     б) в случае  обращения  граждан  с  сообщениями  о  событиях  или
фактах,   угрожающих   личной   безопасности   граждан,   общественной
безопасности,  общественному порядку,  либо в случае непосредственного
обнаружения   указанных   событий  или  фактов,  сообщать  об  этом  в
правоохранительные  органы  и  принимать  меры  по   спасению   людей,
пресечению    преступлений    или   административных   правонарушений,
задержанию  лиц,   подозреваемых   в   совершении   преступления   или
административного правонарушения, охране места происшествия;
     в) принимать меры по оказанию помощи,  в том  числе  доврачебной,
гражданам,     пострадавшим    от    преступлений,    административных
правонарушений или несчастных случаев;
     г) иметь  нарукавную  повязку  (нагрудный  знак)  и удостоверение
установленного образца,  которое он обязан предъявлять  по  требованию
граждан или должностных лиц.
     7.2. Для обеспечения выполнения  стоящих  перед  дружинами  задач
дружинникам  при  исполнении возложенных на них обязанностей по охране
правопорядка предоставляется право:
     - требовать   от   граждан  соблюдения  общественного  порядка  и
прекращения правонарушения либо действий, препятствующих осуществлению
полномочий   народного   дружинника,  пресекать  преступления  и  иные
правонарушения;
     - требовать  от правонарушителей предъявления паспорта или других
документов,  удостоверяющих их личность, в случаях, когда установление
личности    необходимо    для   выяснения   обстоятельств   совершения
правонарушения или причастности к нему;
     - получать  у  граждан и должностных лиц необходимые объяснения с
последующей передачей материалов о правонарушении командиру  (в  штаб)
дружины  для  направления органам (должностным лицам),  уполномоченным
рассматривать дело о правонарушении;
     - доставлять  в  органы  милиции  или  штаб народной дружины лиц,
совершивших правонарушения,  либо в целях  пресечения  правонарушений,
когда  исчерпаны  другие  меры  воздействия,  а также для установления
личности правонарушителя и составления протокола, если нет возможности
составить его на месте совершения нарушения. При этом время нахождения
доставленного лица в штабе дружины не должно превышать одного часа;
     - входить   беспрепятственно   на   территорию   и  в  помещения,
занимаемые предприятиями,  учреждениями и организациями независимо  от
форм   собственности   (кроме   мест,   где   распоряжениями   органов
государственной власти и управления установлен специальный  пропускной
режим),  в  другие  общественные места при преследовании скрывающегося
правонарушителя либо в целях пресечения возникших там  правонарушений,
угрожающих  общественному  порядку и безопасности граждан,  с согласия
администрации этих  мест  -  для  выполнения  обязанностей  по  охране
общественного порядка;
     - оказывать  содействие  органам  внутренних  дел   в   оцеплении
(блокировании)   участков   местности,  отдельных  строений  и  других
объектов при  действиях  в  условиях  правового  режима  чрезвычайного
положения,  пресечении  массовых  беспорядков  и  групповых  нарушений
общественного  порядка,  ликвидации  последствий  стихийных  бедствий,
аварий   и   катастроф,  эпидемий  и  эпизоотии,  других  чрезвычайных
обстоятельств, а также при проведении массовых мероприятий;
     - использовать  транспортные  средства предприятий,  учреждений и
организаций   (независимо   от   форм   собственности),   общественных
объединений или граждан (кроме средств, принадлежащих дипломатическим,
консульским  и   иным   представительствам   иностранных   государств,
международным   организациям   и   транспортных  средств  специального
назначения) для доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся
в срочной медицинской помощи;
     - пользоваться бесплатно для связи с органами милиции или  штабом
дружины   телефонами   и   иными   средствами   связи,  принадлежащими
общественным объединениям,  предприятиям,  учреждениям и  организациям
(независимо   от   форм   собственности),   за   исключением   имеющих
дипломатический иммунитет;
     - исполняя   обязанности   по   охране   общественного   порядка,
пользоваться правом бесплатного проезда по предъявлении  удостоверения
дружинника всеми видами муниципального пассажирского транспорта (кроме
такси);
     - использовать предусмотренные законом средства самозащиты;
     - принимать  иные   меры   по   охране   общественного   порядка,
предусмотренные действующим законодательством.
     7.3. Лицо,  полагающее, что действия народного дружинника привели
к неправомерному ограничению его прав и свобод,  вправе обжаловать эти
действия в штаб народной дружины, прокуратуру или суд.

     8. Ответственность народного дружинника

     8.1. За  противоправные   действия   или   бездействие   народные
дружинники несут установленную законом ответственность.

     9. Финансирование и материально-техническое обеспечение дружин

     9.1. Администрация   г.   Йошкар-Олы   предоставляет  дружинам  в
безвозмездное пользование помещения и материально-технические средства
для осуществления их деятельности во взаимодействии с милицией.
     9.2. Финансирование  может  осуществляться  за  счет  собственных
средств   предприятий,  учреждений,  организаций,  учебных  заведений,
"Программы  Правопорядок",  средств,   поступающих   от   организаций,
общественных объединений,  граждан,  а также за счет иных поступлений,
если это не противоречит законодательству Российской Федерации.

     10. Гарантии правовой защиты

     10.1. Народный   дружинник   при   исполнении   обязанностей   по
обеспечению  общественного  порядка находится под защитой государства.
Его законные требования обязательны для  выполнения  всеми,  кому  они
адресованы.
     10.2. Неисполнение законных требований дружинника, участвующего в
обеспечении  общественного  порядка,  а  также  насилие или угроза его
применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и достоинство
влекут  ответственность,  установленную  законодательством  Российской
Федерации.

     11. Гарантии социальной защиты и льготы

     11.1. В  случае  гибели  народного  дружинника,  участвующего   в
обеспечении  общественного  порядка  на  территории города Йошкар-Олы,
семье пострадавшего и лицам,  находящимся на его иждивении, из средств
бюджета  города  Йошкар-Олы  с  последующей  компенсацией  из  средств
республиканского   бюджета   Республики   Марий    Эл    выплачивается
единовременное  пособие  в  размере  пятилетнего денежного довольствия
участкового уполномоченного милиции.
     11.2. При   причинении   народному   дружиннику,  участвующему  в
обеспечении  общественного  порядка  на  территории  района  (города),
тяжкого  вреда здоровью,  повлекшего стойкую утрату трудоспособности и
(или) инвалидность,  указанному гражданину из средств  бюджета  города
Йошкар-Олы  с  последующей  компенсацией из средств бюджета Республики
Марий Эл выплачивается единовременное пособие  в  размере  двухлетнего
денежного довольствия участкового уполномоченного милиции.

     12. Формы   поощрения   и   взыскания,   применяемые  к  народным
дружинникам

     12.1. Для поощрения народных дружинников,  активно участвующих  в
борьбе    с    правонарушениями,   органы   местного   самоуправления,
правоохранительные  органы,  руководители  предприятий,  учреждений  и
организаций и их трудовые коллективы в пределах своих полномочий могут
применять следующие формы морального и материального поощрения:
     - награждение ценным подарком или денежной премией;
     - награждение Почетной грамотой;
     - награждение нагрудным знаком "Отличный дружинник".
     12.2. За особые заслуги  в  деле  охраны  общественного  порядка,
проявленные  при  этом  мужество  и  героизм,  дружинники  могут  быть
представлены  к  награждению  государственными  наградами   Российской
Федерации.
     12.3. К  дружинникам,   недобросовестно   относящимся   к   своим
обязанностям,   допускающим   нарушение   дисциплины   и  действующего
законодательства,  штабами дружин  могут  применяться  следующие  виды
взысканий:
     - общественное порицание;
     - выговор;
     - исключение из народной дружины.
     12.4. До  решения  вопроса  о наложении взыскания дружинник может
быть отстранен от работы в дружине  ее  командиром,  а  от  отдельного
дежурства  -  руководителем  наряда дружинников с последующим докладом
командиру дружины.
     12.5. В   случае   грубого   нарушения  дисциплины,  действующего
законодательства,  недобросовестного отношения к  своим  обязанностям,
серьезных   упущений   в   организации  работы  дружины  руководителем
предприятия,  учреждения, организации, учебного заведения, при которых
созданы дружины,  полномочия командира или иного руководителя народной
дружины могут быть приостановлены до решения вопроса  об  освобождении
его   от   занимаемой  должности  (общественных  обязанностей)  или  о
наложении взыскания.

     13. Условия исключения из народной дружины

     13.1. Исключение из народной дружины осуществляется  в  следующих
случаях:
     а) на основании личного заявления народного дружинника;
     б) в    связи   с   систематическим   невыполнением   дружинником
обязанностей народного дружинника;
     в) в  случаях  совершения  народным  дружинником  противоправного
действия либо бездействия.

Информация по документу
Читайте также