Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.03.1996 № 97ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 марта 1996 г. N 97 О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" на территории Республики Марий Эл, обеспечения экологического контроля, установления единых экологических требований к содержанию предпроектных и проектных материалов, экологических обоснований хозяйственной деятельности, представляемых на государственную экологическую экспертизу, Правительство Республики Марий Эл постановляет: 1. Утвердить Положение о государственной экологической экспертизе Республики Марий Эл согласно приложению N 1. 2. Утвердить Требования по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности согласно приложению N 2. 3. В соответствии со статьей 13 Федерального закона "Об экологической экспертизе" установить, что Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл имеет исключительное право проведения государственной экологической экспертизы. 4. Министерству экологии и природопользования Республики Марий Эл в срок до 1 мая 1996 года подготовить и осуществить государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Марий Эл Регламента проведения государственной экологической экспертизы и довести его до заинтересованных министерств и ведомств. 5. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Марийской ССР от 18.09.91 N 323. 6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на службу Первого заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл. Первый заместитель Главы Правительства Республики Марий Эл А.СМИРНОВ Приложение N 1 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 1996 г. N 97 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ I. Общие положения 1. Государственная экологическая экспертиза Республики Марий Эл организуется и осуществляется в соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды", Федеральным законом "Об экологической экспертизе", Законом Республики Марий Эл "Об охране и рациональном использовании окружающей природной среды", другими законодательными актами, регулирующими отношения в области государственной экологической экспертизы, охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов. 2. Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы на территории Республики Марий Эл является министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл (далее - Минэкологии). 3. Государственная экологическая экспертиза представляет собой урегулированную законодательными актами деятельность специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы с целью проверки соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности общества. Государственная экологическая экспертиза является обязательным этапом хозяйственной деятельности, предшествующим принятию решения, реализация которого может оказать воздействие на окружающую природную среду и здоровье населения. 4. Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности ее проведения, презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, научной обоснованности, объективности и законности ее выводов, независимости экспертов, широкой гласности, участия общественности, ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы. 5. Настоящее Положение регламентирует порядок проведения государственной экологической экспертизы на территории Республики Марий Эл. II. Объекты государственной экологической экспертизы 1. Организацию и проведение государственной экологической экспертизы осуществляет Министерство экологии и природопользования Республики Марий Эл. 2. Государственной экологической экспертизе подлежат: проекты нормативных правовых актов Республики Марий Эл, реализация которых может привести к негативному воздействию на окружающую природную среду; проекты нормативно-технической и инструктивно-методической документации, утверждаемые органами государственной власти Республики Марий Эл, в части вопросов охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов; проекты комплексных и целевых социально-экономических, научно-технических и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду; проекты генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, в том числе территорий с особым режимом природопользования и ведения хозяйственной деятельности; проекты комплексных схем охраны природы и природопользования; проекты схем развития и размещения производительных сил и отраслей промышленности и хозяйства на территории Республики Марий Эл; материалы комплексного обследования участков территорий для последующего придания им правового статуса особо охраняемых природных территорий; зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации, а также программы по реабилитации этих территорий; документация, обосновывающая соглашения о разделе продукции и концессионные договоры, а также другие договоры, предусматривающие использование природных ресурсов и (или) отходов производства, находящихся в ведении Республики Марий Эл и органов местного самоуправления; все виды градостроительной документации, в том числе: 1) схемы и проекты районной планировки административно-территориальных образований; 2) генеральные планы городов, других поселений и их систем; 3) проекты городской и поселковой административной черты, а также сельских поселений; 4) генеральные планы территорий, подведомственных органам местного самоуправления, а также селитебных, промышленных, рекреационных и других функциональных зон; 5) проекты детальной планировки общественного центра, жилых районов, магистралей города; 6) проекты застройки кварталов и участков городов и других поселений; проекты рекультивации земель, нарушенных в результате геологоразведочных, добычных, взрывных и иных видов работ; технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, перепрофилирования, консервации и ликвидации предприятий, объектов, зданий и сооружений независимо от их сметной стоимости, ведомственной принадлежности и форм собственности *; материалы, обосновывающие экологические требования к новой технике, технологиям, материалам и веществам, оказывающим воздействие на состояние окружающей природной среды, в том числе закупаемые за рубежом; материалы отвода земельных участков (площадок, трасс) под все виды хозяйственной и иной деятельности; материалы по созданию гражданами или юридическими лицами Российской Федерации совместных предприятий с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, организаций, при объеме иностранных инвестиций не более пятисот тысяч долларов; проекты схем охраны и использования водных, лесных, земельных и других природных ресурсов на территории Республики Марий Эл, иная проектная документация в этой области, в том числе проекты лесоустройства, землепользования, охотоустройства; проекты инвестиционных программ республиканского и местного значения; материалы, обосновывающие получение лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду; проекты нормативов выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую природную среду; объекты государственной экологической экспертизы, ранее получившие положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: 1) доработки объектов государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; 2) изменения условий природопользования специально уполномоченным на то государственным органом в области охраны окружающей природной среды; 3) реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; 4) истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы. 3. Государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная , проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального Закона РФ "Об экологической экспертизе", установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы. III. Требования к документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу 1. Основанием для проведения государственной экологической экспертизы является приказ Министра экологии и природопользования Республики Марий Эл, которым утверждается состав экспертной комиссии, определяются сроки проведения экологической экспертизы. 2. Предплановая, предпроектная и проектная документация представляется на государственную экологическую экспертизу в полном объеме, определенном нормативными документами о порядке ее разработки. Представленная предпроектная и проектная документация должна содержать в составе раздела "Охрана окружающей природной среды" экологическое обоснование намечаемой деятельности, включая оценку воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), акт выбора площадки (трассы) строительства, оформленной в установленном порядке, а также материалы согласований: с органами исполнительной власти, надзора и контроля, органами местного самоуправления в части объемов и сроков строительства объектов коммунального хозяйства, социально-бытового назначения, объектов по переработке (захоронению) отходов, требований по охране памятников истории и культуры, условий природопользования; условий присоединения ко всем видам инженерных коммуникаций. 3. Проектная документация, кроме того, в обязательном порядке должна содержать: декларацию (ходатайство) о намерениях; лицензию на осуществление хозяйственной деятельности (при необходимости: например, при разработке недр лицензию на пользование недрами); заключение ведомственного экспертного органа (в случае проведения ведомственной экспертизы); материалы обсуждения ТЭО (проекта) с общественностью. 4. В случае привлечения к выполнению оценки воздействия проектируемого объекта на окружающую природную среду научно-исследовательских учреждений, на экспертизу представляются их заключительные отчеты о выполненной работе. 5. В состав материалов по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ должны быть представлены: техническое задание на разработку, проект технических условий или проект стандарта (изменение стандарта) на разрабатываемую продукцию, проект технологической инструкции (для новых технологий), проект инструкции по эксплуатации (использованию), материалы (протоколы, справки, отчеты) о проведенных предварительных испытаниях (исследованиях), включая оценку воздействия на окружающую среду, заключение ведомственной (отраслевой) экспертизы ( в случае ее проведения). 6. Для получения заключения государственной экологической экспертизы по проектам нормативной, инструктивной и методической документации заказчик представляет следующие материалы: копию технического задания, пояснительную записку, проект документа, сводку отзывов, необходимые согласования. 7. Материалы, обосновывающие получение лицензий (разрешений) на осуществление хозяйственной деятельности, представляемые на экологическую экспертизу, должны содержать: заявку на получение лицензии (разрешения) с данными о предприятии-заявителе; копию утвержденного и зарегистрированного в установленном порядке устава; данные о технических и технологических возможностях предприятия-заявителя; информацию о его деятельности за последние пять лет; данные о квалификационном составе специалистов; экологическое обоснование намечаемой деятельности, включающее данные о видах и степени воздействия, оказываемого на окружающую природную среду при осуществлении указанной деятельности; сведения о наличии внутрипроизводственной системы контроля качества окружающей природной среды. 8. На государственную экологическую экспертизу представляется документация в количестве экземпляров, обеспечивающем нормальную работу экспертной комиссии, но не менее двух комплектов. IV. Порядок проведения экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной Минэкологии для проведения экологической экспертизы конкретного объекта. 2. В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, а также штатные сотрудники Минэкологии. 3. Проведение государственной экологической экспертизы осуществляется в соответствии со статьями 8, 15, 16, 17, 18 Федерального Закона "Об экологической экспертизе". 4. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через один месяц после ее оплаты и приемки комплекта документации в полном объеме и количестве, соответствующих требованиям пунктов 1, 2 статьи 14 Федерального Закона "Об экологической экспертизе". 5. Срок проведения государственной экологической экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы и составляет: простая экспертиза - до 30 дней с возможным продлением до 45 дней (проводится в основном силами штатных сотрудников Минэкологии); сложная экспертиза - до 90 дней с возможным продлением до 120 дней (проводится экспертными комиссиями из внештатных экспертов); назначение граничных (контрольных) условий - до 3 дней с возможны продлением до 5 дней. Максимальный срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать 6 месяцев. 6. Продолжительность проведения экспертизы материалов, доработанных (переработанных) по замечаниям и предложениям заключения ранее проведенной экспертизы не должна превышать 45 дней. V. Платность государственной экологической экспертизы 1. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе. 2. Размер платы за проведение государственной экологической экспертизы зависит от процедуры, сложности, длительности экспертизы и действующего в момент проведения экспертизы размера минимальной оплаты труда. При определении размера платы за проведение государственной экологической экспертизы учитываются коэффициенты сложности рассмотрения документации в соответствии с распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 10.08.92 N 443-р. Величины нормативов стоимости и длительности рассмотрения материалов в зависимости от процедуры рассмотрения приведены в таблице. --------------------------------------------------------------- ¦NN ¦Процедура рассмотрения¦Нормативная дли-¦Нормативная сто- ¦ ¦пп ¦ ¦тельность рас- ¦имость рассмот- ¦ ¦ ¦ ¦смотрения, дни ¦рения, единиц ми-¦ ¦ ¦ ¦ ¦нимальной оплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦труда ¦ --------------------------------------------------------------- ¦1. ¦Проведение комплексной¦ 90 ¦ 30 ¦ ¦ ¦эколого-социально-эко-¦ ¦ ¦ ¦ ¦номической экспертизы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦силами внештатных эк- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спертов (сложная эк- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦спертиза) ¦ ¦ ¦ --------------------------------------------------------------- ¦2. ¦Простая экспертиза, в ¦ 30 ¦ 10 ¦ ¦ ¦основном силами сот- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦рудников Минэкологии ¦ ¦ ¦ --------------------------------------------------------------- ¦3. ¦Проведение экспертного¦ 3 ¦ 1 ¦ ¦ ¦рассмотрения предпро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ектных и проектных ма-¦ ¦ ¦ ¦ ¦териалов по процедуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦назначения граничных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(контрольных) условий ¦ ¦ ¦ --------------------------------------------------------------- 3. Государственная экологическая экспертиза документации на строительство объектов социально-культурного назначения, заказчиками которой являются бюджетные организации и финансируется из бюджета Республики Марий Эл, проводится бесплатно. 4. В случаях, когда расходы по проведению государственной экологической экспертизы существенно превышают размер первоначально определенной и произведенной оплаты, Минэкологии имеет право выставить соответствующий счет заказчику документации на возмещение дополнительных затрат. 5. За проведение повторной экспертизы проектной документации, доработанной по замечаниям ранее выданного заключения, взимается плата до 50%, за каждую последующую - 20%, но в сумме не более 70% первоначальной стоимости экспертных работ. 6. Средства, поступающие от платы за проведение экологической экспертизы, используются на: оплату в установленном порядке труда внештатных экспертов и членов Совета государственной экологической экспертизы Минэкологии; проведение необходимых исследований, измерений, анализов; материально-техническое обеспечение процесса экологической экспертизы, включая расходы на транспорт, приобретение приборов, оборудования, множительной и вычислительной техники, обеспечение нормативно-методическими документами, оснащение компьютерными базами данных, технологиями и другое; оплату командировочных расходов и радиотелефонных переговоров внештатных экспертов; оплату расходов по проведению конференций, семинаров, симпозиумов и других мероприятий и участию в них экспертов; отчисления на договорной основе предприятиям, учреждениям, организациям и физическим лицам, осуществляющим работу и оказывающим услуги в проведении государственной экологической экспертизы. 7. Плата за проведение экологической экспертизы перечисляется на специальный счет Минэкологии. Налогообложение средств, поступивших от заказчика за проведение государственной экологической экспертизы, производится в соответствии с действующим законодательством. 8. Расходование средств, полученных за проведение государственной экологической экспертизы, осуществляется в соответствии со сметой, составленной отделом экологической экспертизы Минэкологии и утвержденной министром экологии и природопользования Республики Марий Эл. 9. Оплата труда внештатных экспертов государственной экологической экспертизы производится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. 10. Оплата труда штатных сотрудников Минэкологии, участвующих в проведении государственной экологической экспертизы, производится в установленном законодательством Российской Федерации порядке. VI. Ответственность за нарушение законодательства об экологической экспертизе 1. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе заказчиком документации, подлежащей экологической экспертизе, и заинтересованными лицами являются: 1) непредставление документации на экологическую экспертизу; 2) фальсификация материалов, сведений и данных, представляемых на экологическую экспертизу, а также сведений о результатах ее проведения; 3) принуждение эксперта экологической экспертизы к подготовке заведомо ложного заключения экологической экспертизы; 4) создание препятствий организаций и проведению экологической экспертизы; 5) уклонение от представления специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы и общественным организациям (объединениям), организующим и проводящим экологическую экспертизу, необходимых материалов, сведений и данных; 6) реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 7) осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы. 2. Нарушениями законодательства в области экологической экспертизы руководителем специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы и руководителями экспертных комиссий государственной экологической экспертизы являются: 1) нарушение установленных Федеральным законом правил и порядка проведения государственной экологической экспертизы; 2) нарушение порядка формирования и организации деятельности экспертных комиссий государственной экологической экспертизы; 3) неисполнение установленных Федеральным законом для специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы обязанностей; 4) нарушение установленного порядка расходования перечисленных заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, средств на проведение государственной экологической экспертизы; 5) несоответствие оплаты выполненных работ их объему и качеству; 6) Необоснованность материалов по учету выводов общественной экологической экспертизы и поступивших от органов местного самоуправления, общественных организаций (объединений), граждан аргументированных предложений по экологическим аспектам хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе. 3. Нарушениями законодательства в области экологической экспертизы руководителями экспертной комиссии экологической экспертизы и экспертами экологической экспертизы являются: 1) нарушение требований законодательства об экологической экспертизе, а также законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл об охране окружающей природной среды, стандартов и иных нормативно-технических документов; 2) необоснованность выводов заключения экологической экспертизы; 3) фальсификация выводов заключения экологической экспертизы; 4) сокрытие от специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы или от общественной организации (объединения), организующих проведение экологической экспертизы, сведений, указанных в пункте 2 статьи 16 Федерального закона "Об экологической экспертизе". 4. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе должностными лицами государственных органов исполнительной власти и органов федерального надзора и контроля, а также органов местного самоуправления являются: 1) фальсификация сведений и данных о результатах проведения экологической экспертизы; 2) выдача разрешений на специальное природопользование или осуществление иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду, без положительного заключения государственной экологической экспертизы; 3) организация и (или) проведение экологической экспертизы неправомочными на то органами, организациями и общественными организациями (объединениями); 4) прямое или косвенное вмешательство в работу специально уполномоченного государственного органа в области экологической экспертизы, экспертных комиссий и экспертов экологической экспертизы в целях оказания влияния на ход и результаты проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы; 5) незаконный отказ от государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы. 5. Нарушениями законодательства об экологической экспертизе банковскими организациями, их должностными лицами, иными юридическими лицами, а также гражданами являются финансирование и кредитование реализации объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы. 6. Лица, виновные в совершении нарушения законодательства об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, несут уголовную ответственность в соответствии с Уголовным кодексом РСФСР. 7. Лица, виновные в совершении нарушений, которые указаны в пунктах 1 - 5 раздела VI настоящего Положения, если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность, привлекаются к административной ответственности в соответствии с Кодексом РСФСР "Об административных правонарушениях". 8. Должностные лица, эксперты экологической экспертизы, консультанты экологической экспертизы и иные работники, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы, несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством. 9. Граждане и юридические лица, права которых нарушены органами экологической экспертизы, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. 10. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации. VII. Разрешение споров в области экологической экспертизы Споры по вопросам экологической экспертизы между специально уполномоченным органом в области экологической экспертизы и заказчиком (инвестором) разрешаются посредством согласования решений по предметам спора и принятия согласительных документов. В случае отсутствия таких решений споры в области экологической экспертизы разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Примечание: Выполняются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585, постановлением Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 29.10.93 N 18-41 и постановлением Правительства Республики Марий Эл от 13.06.94 N 218. Приложение N 2 к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 1996 г. N 97 ТРЕБОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ОБОСНОВАНИЮ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения 2. Экологические требования к нормативной документации 3. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной документации 4. Требования к экологическому обоснованию в проектной градостроительной документации 5. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности 6. Требования к экологическому обоснованию техники, технологии и материалов 7. Требования к экологическому обоснованию лицензий I. Общие положения 1. Настоящие Требования по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности (далее - Требования) разработаны с целью реализации Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", Федерального закона "Об экологической экспертизе", Закона Республики Марий Эл "Об охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов" и устанавливают требования к: нормативной и инструктивно-методической документации, регулирующей вопросы окружающей среды и экологической безопасности населения; прединвестиционной документации (территориальным комплексным схемам охраны природы и природопользования, схемам расселения и территориальной организации производительных сил, отраслевым схемам, схемам районной планировки, программам хозяйственной и иной деятельности) в части экологического обоснования намечаемых решений; генеральным планам застройки городов и других населенных пунктов в части экологического обоснования градостроительных решений; предпроектной и проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию предприятий, зданий, сооружений * в части экологического обоснования проектных решений и охраны окружающей среды; обосновывающим материалам лицензий (разрешений) на природопользование. 2. Требования предназначены для: специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды; инициаторов хозяйственной и иной деятельности; разработчиков нормативной документации в области охраны окружающей среды; разработчиков прединвестиционных материалов, предпроектной и проектной документации. 3. Требования разработаны в соответствии с требованиями законодательных актов, принятых на территории Российской Федерации и Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды. 4. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в документации осуществляется для оценки экологической опасности намечаемых мероприятий, своевременного учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия планируемых объектов на окружающую среду. 5. Экологически и экономически обоснованные решения инициаторов хозяйственной и иной деятельности в документации должны гарантировать: экологическую безопасность населения; минимальный ущерб природной среде и населению при устойчивом социально-экономическом развитии территорий; благоприятные экологические условия для проживания населения; рациональное и экономное расходование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов; выпуск экологически безопасной продукции; сохранение биологического разнообразия, чистоты воздуха, источников водоснабжения и других природных объектов, исторического наследия народа; внедрение высокопроизводительного мало- или безотходного технологического оборудования и техники. Примечание: Далее - строительство объектов. II. Экологические требования к нормативной документации 1. Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования и охраны окружающей природной среды, должны: определять права и обязанности граждан, организаций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования; содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. При этом излагаются: принципы природопользования и природоохранной деятельности; меры, обеспечивающие природоохранную деятельность; ответственность за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды. 2. Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны содержать статистические показатели (критерии) качества компонентов природной среды, определяемые с учетом природно-климатических особенностей территории. 3. Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействие на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масшатб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объектов, а также предельно допустимые уровни воздействия на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности. Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечить сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде. Для особо ценных территорий (санитарно-рекреационные зоны, особо охраняемые территории) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий. Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий. 4. Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в т.ч. удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать: состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукции; состав и количество загрязняющих веществ, приносимых в окружающую среду, включая отходы; физические воздействия; шумовое, радиоактивное, теплое, ионизирующее и другие виды воздействия. При этом должно соблюдаться единство методического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий. 5. Нормативно-технические документы должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.5-93 и содержать информацию, достаточную для определения степени экологической опасности источника воздействия. Материалы, обосновывающие безопасность техники и технологии, должны включать: детальную характеристику технологического процесса и оборудования, их классификацию; оценку научной новизны и практической ценности предлагаемых технологий и технологических решений; характеристику и оценку методического подхода к определению и расчету выбросов (сброса) от технологического оборудования; полную номенклатуру (перечень) загрязняющих веществ, поступающих в окружающую природную среду, на основе измеренных концентраций и их параметры. Кроме того, материалы должны содержать анализ соответствия: нормативно-технической документации требованиям законодательных актов; основных положений документа современным представлениям о подходах, методах, средствах, используемых в природоохранной деятельности; рекомендуемых технических решений передовому отечественному и мировому уровню требований реализации природоохранной функции хозяйственной деятельности. 6. Нормативные документы на продукцию (материалы и вещества), используемую и получаемую в процессе хозяйственной и иной деятельности, должны разрабатываться с учетом требований ГОСТ Р 1.52-92 и содержать: данные по физическому и химическому состоянию материалов (фазовое состояние: плотность (для сыпучих - насыпная плотность); температуры размягчения, плавления, воспламенения, испарения (возгонки), кипения, замерзания и т.п.; вязкость; теплотворная способность; растворимость в воде; летучесть; кислотно-основные и окислительно-восстановительные свойства; содержание токсичных компонентов в общей массе; характеристику биостойкости (биоразлагаемости) материалов в окружающей среде; перечень оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методы их контроля; оценку воздействия материала на абиотические компоненты природной среды - изменение химического состава воздуха, физико-химических свойств почв; оценку воздействия материалов на биологические компоненты природной среды; санитарно-гигиеническую оценку материалов (по нормам и правилам, утвержденным Минздравом и Госкомсанэпиднадзором России); характеристику условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материала; мероприятия по обеспечению экологической безопасности при использовании материала, его хранении и транспортировке; способы утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материала; потребность в специальных мерах безопасности при утилизации или уничтожении материала. 7. Нормативы по метрологическому обеспечению экологических исследований должны разрабатываться в соответствии с требованиями ГОСТ 8.010-90, ГОСТ 8.513-84, ГОСТ Р 1.5-92. III. Требования к экологическому обоснованию в прединвестиционной ситуации 1. Прединвестиционная документация должна содержать информацию, достаточную для определения экологического риска намечаемой деятельности, оценки рациональности природопользования при различных вариантах этой деятельности. 2. Намечаемая деятельность должна: быть взаимоувязана с ранее принятыми к реализации программами и проектами в части использования природных и трудовых ресурсов и учитывать долгосрочные интересы региона, функциональную значимость преобладающих ландшафтов, сложившиеся национальные традиции и культурно-историческое наследие; соответствовать принципам устойчивого экологически безопасного развития территории, не создавать угрозы для здоровья населения; способствовать рациональному использованию природных ресурсов, сохранению природных богатств, уникальности природных экосистем региона и его демографических особенностей, историко-культурного наследия. 3. Исходные данные для экологического обоснования прединвестиционной документации могут быть получены на основе сбора опубликованных и фондовых материалов, рекогносцированного обследования территории. 4. Экологическое обоснование в прединвестиционных материалах должно содержать оценку возможности развития намечаемой деятельности в районе возможного размещения с учетом: нормативов качества природной среды; существующей системы ограничений на природопользование; прогнозируемого состояния окружающей среды при планируемых сбросах, выбросах, отходах производства и других видах воздействия. 7. Прогноз экологической опасности намечаемой деятельности должен базироваться на: анализе природно-ресурсного потенциала территорий, существующего использования природных, трудовых и других ресурсов, состояния природной среды, историко-культурного наследия; потребности в важнейших ресурсах; прогнозных изменениях экологической ситуации при реализации намечаемой деятельности и последствиях этих изменений для социально-экономического развития территории. 6. Комплексные схемы по охране природы и природопользованию, разрабатываемые с целью обоснования стратегических направлений охраны природы, должны содержать рекомендации по: определению экологических ограничений на развитие и размещение объектов хозяйственной и иной деятельности с учетом перспектив развития районов и возможных антропогенных нагрузках - для вновь осваиваемых территорий; разработке системы мероприятий, направленных на ликвидацию негативных последствий существующей хозяйственной и иной деятельности - для освоенных территорий. При этом они должны включать: природно-географическую и экономическую характеристики территории; анализ современного состояния природной среды при существующей инфраструктуре территории; прогноз состояния природной среды с учетом ретроспективного состояния преобладающих (зональных) экосистем и планируемого хозяйственного воздействия; варианты рекомендуемых мероприятий по сохранения природной среды и исторического наследия, оценку их эффективности; оценку последствий намечаемой природоохранной деятельности для населения; выбор оптимального комплекса природоохранных мероприятий; предложения по организации системы экологического мониторинга. 7. Генеральная схема расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, а также схема распределения и территориальной организации производительных сил должны содержать материалы по экологическому обоснованию перспективы развития соответствующей территории. При этом экологическое обоснование должно включать: характеристику природных особенностей территории; природно-ресурсный потенциал регионов(а), их(его) хозяйственное использование, включая национальное природопользование; наличие и размещение особо охраняемых природных территорий и историко-культурных памятников, подлежащих охране государством, также зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации; социальную организацию территории - существующую демографическую ситуацию, численность населения, трудовые ресурсы, их использование, уровень жизни населения; оценку экологической ситуации в регионах(е) и условий жизни населения при существующей организации производительных сил; прогноз изменений экологической ситуации в регионах(е) при осуществлении предложений по территориальной организации производительных сил; выбор оптимальной схемы распределения и территориальной организации производительных сил. 8. Схемы районной планировки административно-территориальных образований разрабатываются в соответствии с утвержденной схемой расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил региона. Обоснование намечаемых в схемах решений должно содержать анализ исходной информации о природных особенностях района (административно-территориального образования), его природно-ресурсного потенциала, хозяйственного использования, социально-демографических особенностей с целью определения возможных изменений в экологической ситуации района (административно-территориального образования) и социальных условий при реализации намечаемых градостроительных предложений и последствий этих изменений для населения и окружающей природной среды. При этом проводится оценка существующего и перспективного состояния природной среды, функциональной значимости различных экосистем, историко-культурных памятников для населения. При проживании в регионе нескольких коренных народов (народностей) следует учитывать интересы и права каждого из них, возможность появления новых социальных групп, которые могут изменить традиции, жизненный уклад основного коренного населения, нарушить природно-социальный баланс региона. 9. В схемах развития различных отраслей хозяйства должны быть обоснованы: мощности планируемых производств; районы размещения вновь создаваемых наиболее крупных объектов хозяйственной и иной деятельности, которые будут определять экологическую ситуацию в регионе; комплекс природоохранных мероприятий, обеспечивающих снижение возможного воздействия планируемой деятельности до уровней, установленных нормативными документами. При этом: места размещения объектов, рекомендуемых к строительству, должны быть определены в относительно широком географическом районе, где могут быть рассмотрены несколько вариантов площадок размещения объектов; комплекс природоохранных мероприятий (рекультивация нарушенных земель, захоронение и утилизация отходов, компенсационные мероприятия) должен содержать меры, необходимые для сохранения экологического равновесия в течение всего жизненного цикла предприятия. 10. При разработке экологического обоснования в отраслевых схемах и программах развития следует руководствоваться следующими принципами: сочетания федеральных, республиканских, местных и индивидуальных интересов при разработке направлений развития отрасли и государственной концепции сохранения природной среды; комплексного системного подхода к проблеме развития отрасли и территории; вариантности разработки предложений по мощности планируемых производств, районам их размещения и намечаемым природоохранным мероприятиям; обязательности экологической оценки возможности размещения производительных сил; альтернативности в удовлетворении потребностей общества в продукции планируемой деятельности; ресурсосбережения и минимизации ущерба природной среде и населения; достаточности природоохранных мероприятий, в том числе по техническому перевооружению и применению новейших технологий; возмещения прогнозируемого ущерба природной среде и населению. 11. Экологическое обоснование предлагаемых мероприятий в отраслевых схемах должно включать (по каждому варианту): сведения о планируемой деятельности в части использования ресурсного потенциала республики - потребность предприятий в ресурсах (энергетических, природных, трудовых и т.д.); снабжение отрасли ресурсами, сырьем, комплектующими изделиями, энергией, топливом; данные о количестве и токсичности отходов планируемых производств, местах их складирования и возможностях их утилизации; информацию об изученности территории, намечаемой к освоению, и ее природных условиях, уникальности, о наличии особо охраняемых природных объектах, зон особого режима (чрезвычайных ситуаций, экологических бедствий и т.д.), сведения о культурно-исторических памятниках и других территориях ограниченного пользования; анализ функционального значения территории, намечаемой к освоению; оценку природно-хозяйственной ценности природно-территориальных комплексов; сведения о хозяйственной деятельности населения в районах, подлежащих освоению; оценку экологического потенциала территории (экологического состояния) с позиций размещения новых производств и наращивания действующих мощностей (при отсутствии ТерКСОПа, схем расселения, природопользования и организации размещения производительных сил); прогноз изменений в окружающей среде при реализации намечаемой деятельности; оценку санитарно-эпидемиологического состояния в районах, подлежащих освоению, прогноз его состояния при реализации планируемых решений; оценку экологического риска намечаемой деятельности; перечень намечаемых природоохранных мероприятий, план их реализации, данные по финансированию; рекомендации по организации локального экологического мониторинга на территориях, намечаемых к освоению, сведения о финансировании этих работ. 12. Экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности в программах развития территории должно осуществляться по всем возможным вариантам прорабатываемых решений и содержать: характеристику современного состояния экосистемы в районе освоения (фон); научный прогноз изменений состояния природной среды при различных сценариях и размещения планируемых предприятий, применяемых технологий. При этом проводятся: анализ состояния природной среды и достигнутого уровня развития отрасли, применяемых технологий и методов; выявление неиспользованных возможностей, резервов, диспропорций развития действующих предприятий; определение сроков ввода планируемых объектов в эксплуатацию; прогнозная оценка экологического риска намечаемой деятельности, включая экологическую опасность возможных аварий (с учетом зон возможного поражения); определение позитивных и негативных последствий планируемой деятельности; комплекс природоохранных мероприятий, план их финансирования. При планировании природоохранных мероприятий необходимо указывать: виды природоохранных мероприятий - воздухоочистные мероприятия, мероприятия по очистке акваторий рек и других водоемов от возможного загрязнения отходами планируемых объектов, направления и объемы работ по рекультивации земель и другие; данные об эффективности планируемых природоохранных мероприятий; объемы затрат, включая компенсационные, по восстановлению зеленых насаждений, флоры и фауны, благоустройству территории и организации особо охраняемых территорий и другие. IV. Требования к экологическому обоснованию в проектной градостроительной документации 1. Проектная градостроительная документация включает генеральные планы городов и других поселений, проекты детальной планировки и проекты застройки. 2. Состав материалов по экологическому обоснованию проектных решений в градостроительной документации должен быть достаточным для оценки экологической безопасности проживания населения, правильности и оптимальности градостроительных и иных проектных решений, выбора основных сооружений, намечаемых мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия. 3. Проектные решения в градостроительной документации должны обеспечивать: устойчивое социально-экономическое развитие территории; рациональное природопользование, в т.ч. землепользование; комфортные условия проживания населения, отвечающие утвержденным нормативам и требованиям населения к качеству окружающей среды; защиту территорий от опасных природных и техногенных воздействий; сохранение и восстановление историко-культурного наследия, уникальных природных ландшафтов, памятников архитектуры, садово-паркового искусства. 4. При разработке проектной градостроительной документации следует учитывать: нормативы и ограничения по природопользованию, санитарно-гигиенические нормы и правила, а также другие регламенты, определяющие экологическую безопасность проживания населения; природные (зональные и региональные) особенности территорий -рельеф местности, преимущественное направление ветров, уклоны горизонтов подземных вод, источники водоснабжения, опасные природные процессы и явления, особо охраняемые природные объекты, зоны особого режима природопользования, полезные ископаемые и другие природные ресурсы; демографические особенности территории, ее историко-культурную ценность; современное экологическое состояние городской среды; современное и перспективное хозяйственное использование территории (города, поселения, района); обеспеченность транспортом, в т.ч. транспортную доступность при авариях и иных производственных нарушениях на промышленных объектах; состояние здоровья местного населения; динамику численности населения. 5. Генеральный план города (поселения) является основным документом, определяющим экологические условия проживания населения, перспективы сохранения природных богатств и историко-культурного наследия народа <*>. При разработке генерального плана должно быть предусмотрено: приоритетность решения экологических и социальных проблем; соответствие принимаемых решений ранее принятым решениям в схемах расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил, схемах и проектах районной планировки и других проектных материалах; наличие достаточной исходной информации о природных особенностях территории, объектах историко-культурного наследия, производственных мощностях, технологических процессах и других мероприятиях, осуществляемых и планируемых на конкретной территории; выполнение оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности; разработка комплекса мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, оценка их эффективности; учет требований (рекомендаций) населения по улучшению экологической ситуации в городе (поселений). 6. В генеральных планах городов (поселений) должны быть экологически обоснованы: выбор места (района) размещения нового города; размер (границы) города с учетом перспективы увеличения численности населения; потребности города в ресурсах, в т.ч. природных, энергетических, трудовых и другие; функциональная организация территории, размещение промышленных, селитебных и рекреационных объектов; защита территории от опасных природных процессов и явлений; размеры и организация санитарно-защитных зон промышленных объектов; размещение общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети; планировочная структура городской территории; размещение отходов города, в т.ч. промышленных и бытовых (твердых, жидких, газообразных), условия их хранения, захоронения и переработки. На территории города (поселения)не следует размещать объекты, функционально не связанные с его деятельностью и негативно влияющие на экологическое состояние города (поселения). 7. Экологическое обоснование в генеральном плане города (поселения) должно включать: анализ и оценку существующей структуры землепользования, подтвержденную расчетами, аргументацию необходимости использования дополнительных земельных площадей; характеристики природных условий территории в районе размещения города (поселения), ее историко-культурного наследия, оценку существующего экологического состояния городской среды, комплексный анализ состояния атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, ландшафтов, изменения геологических процессов при строительстве сооружений, экологической ситуации в жилых, промышленных и ландшафтно-рекреационных зонах; данные о водопользовании, оценку возможности дополнительного водообеспечения при перспективах развития города и прогнозируемых изменениях численности населения; сведения о сточных водах (количество, качество), включая ливневые и др., способах их очистки, оценку возможности использования нормтивно-очищенных сточных вод (при технической невозможности повторного использования сточных вод - оценку предельно допустимого сброса загрязняющих веществ); анализ планировочной структуры города (поселения), оценку организационных мероприятий по планировке территории; сведения о количестве и токсичности поступающих отходов (с учетом перспектив развития города и изменений отходности промышленных производств), способах складирования и утилизации; оценку загрязнения городской промышленными объектами, транспортными средствами (с учетом существующей и планируемой дорожно-транспортной сети); мероприятия по защите населения от физических воздействий (шума, вибраций, электрических и магнитных полей, ионизирующего излучения, радиации), оценку их достаточности; планируемые мероприятия по озеленению города, сохранению уникальных природных и исторических объектов, анализ их достаточности; оценку рекреационного потенциала города, расчет размеров зеленых зон городов при перспективном развитии города (поселения); прогноз изменений экологических условий в городской среде при реализации намечаемых решений по структурной организации территории и архитектурно-планировочных, архитектурно-строительных и природоохранных мероприятий; оценку комфортности проживания в различных зонах города при существующей системе расселения и в перспективе при реализации планируемых решений (архитектурно-строительных, организационных, природоохранных), оценку экологического риска намечаемых градостроительных решений; мероприятия по организации экологического мониторинга в городе (поселении). 8. Экологическое обоснование генерального плана города (поселения) должно быть иллюстрировано картографическими материалами: ландшафтно-экологической картой города (поселения), картой существующего экологического состояния); факторными картами по компонентам живой природной среды (геологической, почвенной, растительности, животного мира, особо охраняемых территорий, защищенности грунтовых вод и т.д.); картой-схемой источников загрязнения городской среды и физических воздействий; картой расположения объектов историко-культурного наследия; картой прогнозируемого экологического состояния городской среды и природной зоны. 9. Выбор земельного участка под строительство населенного пункта (города) или его расширение должно осуществляться: с учетом санитарно-гигиенических и экологических показателей городской среды; исходя из рациональности использования природных, топливно-энергетических и других ресурсов, степени экологической опасности намечаемых градостроительных решений. 10. Проекты детальной планировки и проекты застройки отдельных частей города (поселения) разрабатываются в соответствии с решениями, принятыми в генеральном плане города (поселения), и ограничениями по природопользованию, согласованными со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.<**> В документации должны быть экологически обоснованы: основные параметры функциональных зон; красные линии и линии регулирования застройки; использование земельных участков, их границы; размещение объектов социального и промышленного назначения; параметры улиц, проездов, пешеходных переходов и других сооружений городской транспортной инфраструктуры; размеры и размещение территорий, планируемых под озеленение; сохранение природных объектов, историко-культурных памятников и других ценных в социальном отношении объектов. -------------------------------- <*> При наличии утвержденных генпланов городов (поселений), согласованных со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, государственная экологическая экспертиза проектной документации по застройке отдельных территориальных участков (функциональных зон, районов) и проектам строительства отдельных зданий, строительство которых осуществляется в соответствии с генеральным планом, не проводится, за исключением случаев, отмеченных в заключении государственной экологической экспертизы по рассмотрению данного генерального плана. <**> При отсутствии согласованного и утвержденного генерального плана города (поселения), экологическое обоснование в проектах районной планировки и проектах застройки разрабатывается в соответствии с положениями пунктов 5-8 раздела Y настоящих Требований. Y. Требования к экологическому обоснованию в предпроектной и проектной документации на строительство объектов хозяйственной и иной деятельности <*> 1. Экологическое обоснование планируемой хозяйственной и иной деятельности <**> в предпроектной и проектной документации осуществляется с целью оценки воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду, мероприятий для представления негативного влияния конкретных объектов хозяйственной деятельности на экосистемы, снижение его до уровня, регламентированного нормативными документами по охране окружающей природной среды, а также сохранения природных богатств и создания благоприятных условий для жизни людей путем всестороннего комплексного рассмотрения всех преимуществ и потерь, связанных с реализацией намечаемой деятельности. 2. Экологические требования надлежит учитывать: при выборе площадки размещения объектов хозяйственной и иной деятельности; при разработке технических, технологических и иных проектных решений по снижению прогнозируемого воздействия объектов на окружающую среду и мероприятий по охране природной среды. 3. Обосновывающие материалы по выбору места размещения объекта должны разрабатываться на вариантной основе и базироваться на детальном анализе исходной информации об источниках воздействия, о природных особенностях территории, ее историко-культурном наследии, а также состоянии экосистем в зоне воздействия объекта по каждой площадке размещения. 4. Источниками исходной информации при обосновании площадки размещения объекта могут быть материалы специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды и их территориальных подразделений, опубликованные и фондовые материалы научных организаций и ведомств, данные статистической отчетности и экологического мониторинга, инженерные изыскания и экологические данные по объектам-аналогам, расчеты и модели прогноза. В качестве исходной информации следует также использовать: кадастровые карты природных ресурсов, карты и карта-схемы компонентов природной среды (почвенные, геоботанические, животного мира и др.), карты защищенности грунтовых вод и другие; банки данных по отходам производства и потребления. 5. В составе обосновывающих материалов по месту размещения объекта приводятся: данные о месте размещения объекта, расположении земельного участка, отводимого в постоянное и временное пользование; характеристика природных условий территории в районе размещения объекта, оценка ее природно-хозяйственной ценности; краткие сведения о современном и перспективном использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в т.ч. пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности; ограничения по природопользованию; информация о природных и исторических особенностях территории в зоне возможного воздействия объекта, состоянии компонентов природной среды; характеристика намечаемой деятельности; информация по источникам воздействия - планировочные и другие строительные нарушения, сбросы, выбросы, отходы производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физические и иные воздействия; предварительная оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду, в т.ч. на особо охраняемые объекты; рекомендуемый состав природоохранных мероприятий, формируемый на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно-допустимых выбросов и сбросов; предварительная оценка экологического риска размещения объекта. 6. предварительная оценка воздействия на окружающую среду при выборе площадки размещения объекта включает: оценку изученности территории и достаточности исходной информации о природных и исторических особенностях территории, состоянии компонентов природной среды; оценку возможности природопользования, исходя из экологического потенциала территории (в соответствии с потребностью объекта) и состояния экосистем; оценку масштаба и уровня воздействия при обычных режимах эксплуатации объекта и аварийных ситуациях; прогнозную оценку изменений в природной среде - состояния компонентов природной среды, активности природных процессов, а также последствий этих изменений для человека. 7. Природоохранные мероприятия должны определяться по каждому компоненту природной среды и включать предложения по рациональному использованию природных ресурсов, предупреждению их истощения и загрязнения экосистем. 8. Приоритетным при выборе площадки размещения объекта должен быть вариант, где прогнозируемый экологический риск намечаемой деятельности будет минимальным. Размещение экологически опасных объектов на территориях, загрязненных химическими веществами, вредными микроорганизмами и другими биологическими веществами свыше предельно допустимых концентраций, радиоактивными веществами свыше предельно допустимых уровней, не допускается до полной реабилитации указанных территорий. 9. В дополнение к обосновывающим материалам по выбору площадки размещения объекта следует представлять: рекомендации по разработке экологического обоснования в проектной документации; предложения по изучению природных особенностей территории на дальнейших этапах проектирования (при недостатке исходной информации); предложения по организации локального (производственного) экологического мониторинга. 10. Обосновывающие материалы при разработке технических, технологических и иных проектных решений разрабатываются по одной, согласованной с органами власти, площадке размещения (при необходимости могут разрабатываться и по другим возможным вариантам размещения). 11. Материалы по экологическому обоснованию проектных решений должны быть достаточными для оценки: прогнозируемого воздействия планируемой деятельности на окружающую среду; рациональности использования природных ресурсов; прогрессивности технологических решений при строительстве и эксплуатации объекта; уровня экологической опасности применяемой и производимой продукции, а также отходов производства <***>, возможности их размещения; оптимальности выбранных мероприятий по охране природы и сохранению историко-культурного наследия, их эффективности и достаточности; ущерба природной среде и населению. 12. Материалы, обосновывающие проекты решения, должны содержать исчерпывающую информацию о воздействии объекта на окружающую среду при строительстве и эксплуатации объекта в нормальном режиме работы (максимальной нагрузке оборудования) и при возможных залповых и аварийных выбросах (сбросах), а также аргументацию выбора природоохранных мероприятий. В материалах должны быть: характеристика экосистем в зоне воздействия объекта, оценка состояния компонентов природной среды, устойчивости экосистем к воздействию и способности к восстановлению; информация об объектах историко-культурного наследия; оценка изменений в экосистемах в результате перепланировки территории и производства строительных работ; оценка технологических и технических решений по рациональному использованию природных ресурсов, снижению воздействия объекта на окружающую среду (очистных сооружений, установок по обезвреживанию отходов производства и потребления и т.д.); перечень отходов, сведения об их количестве, экологической опасности, размещении (складировании) и использовании; прогноз изменений природной среды (покомпонентно) при строительстве и эксплуатации объекта; обоснование природоохранных мероприятий по восстановлению и оздоровлению природной среды, сохранению ее биологического разнообразия; комплексная оценка экологического риска планируемой деятельности - последствий возможного действия (с учетом планируемых природоохранных мероприятий); обоснование капитальных вложений в мероприятия по охране окружающей среды (дифференцировано по видам); размер платы за природопользование. 13. Дополнительно к обосновывающим материалам необходимо представить программу по организации локального экологического мониторинга и план ее финансирования. 14. Выбор оптимального проектного решения по использованию природных ресурсов и охране окружающей среды должен базироваться на принципах сохранения и улучшения окружающей среды и минимизации воздействия на экосистемы антропогенной деятельности. 15. При строительстве объекта по очередям, а также в случае выделения пускового комплекса оценка воздействия на окружающую среду объекта и разработка природоохранных мероприятий выполняется в целом по предприятию с выделением первоочередных мер для пускового комплекса. Для каждой последующей очереди строительства объекта природоохранные мероприятия могут быть уточнены и дополнены по данным мониторинга при разработке рабочей документации. 16. При реконструкции предприятий дополнительно в составе материалов следует представить сведения о произошедших изменениях в природной среде за период эксплуатации объекта. Следует определить также причины и характер этих изменений, предусмотреть мероприятия по ликвидации последствий деятельности объекта, возмещению нанесенного ущерба. 17. При снятии объекта с эксплуатации (ликвидации, перепрофилировании) следует дополнительно включать: обоснование необходимости ликвидации (перепрофилирования) объекта; оценку деградации природной среды в результате деятельности объекта; оценку последствий ухудшения экологической ситуации в районе размещения объекта на здоровье населения; обоснование комплекса мероприятий по восстановлению природной среды и созданию благоприятных условий для жизни населения. -------------------------------- <*> С 01 июля 1995 г. состав материалов предпроектной документации определяется СП 11-101-95, проектной - СНиП 11-01-95. <**> Требования распространяются на всю хозяйственную и иную деятельность. <***> При необходимости подземного захоронения отходов (твердых, жидких) следует представить подробную эколого-гидрогеологическую характеристику территории с научной оценкой возможного влияния подземного захоронения отходов на все имеющиеся водоносные горизонты. VI. Требования к экологическому обоснованию техники, технологии, материалов 1. Экологическое обоснование техники, технологии, материалов подготавливается при сертификации и разработке проектной документации с целью определения характера и уровня воздействия на окружающую среду, применяемых техники и технологии, а также используемых в производстве материалов и веществ, на которые отсутствуют ГОСТ. 2. При обосновании технологических решений указываются: ресурсоемкость и ресурсосберегаемость технологий; технические показатели, характеризующие уровень воздействия на окружающую природную среду продукции, применяемых материалов, а именно, данные по материальному и энергетическому балансу технологического процесса (потребление - отходы), с указанием видов отходов (газообразные, жидкие, твердые), их массы (объема); принципы и схемы технологических процессов, системы очистки выбросов и сбросов, расчетные и экспериментальные характеристики источников выбросов и сбросов (объемы, концентрации, температуры, скорости прохождения смесей и т.д.), характеристики удельных выбросов и сбросов (в сравнении указанных характеристик с аналогичными технологиями на других объектах); данные о соответствии технологий существующим требованиям малоотходности и безотходности конкретных технологических процессов; данные об аварийности технологических схем и отдельных производств при использовании конкретных видов ресурсов (энергетических, природных) и материалов, их вероятности (с характеристиками прогнозируемых выбросов и сбросов при различных сценариях развития аварийных ситуаций); оценка эффективности мероприятий по предупреждению аварийных ситуаций в конкретных природных условиях при применении рекомендуемых технологий; оценка экологической безопасности ликвидации техники и предлагаемых технологий (при необходимости); характеристика уровней шума, вибрации, электромагнитного и ионизирующего излучения, их соответствия ПДУ; удельные показатели потребления природных ресурсов на единицу выпускаемой продукции; обоснованные выводы по способам утилизации или ликвидации продукции после отработки; обоснованные выводы по оценке воздействия на окружающую среду применяемых технических средств и технологий, а также используемых материалов и получаемой продукции; средства и методы контроля для оценки воздействия на окружающую среду технологий, планируемых к реализации. 3. Представляемые на государственную экологическую экспертизу материалы по оценке экологической опасности используемой и производимой продукции должны включать сведения по реальной и потенциальной опасности использования продукции, включая: сведения о токсикологической опасности примесей, образующих в процессе производства новой продукции, а также опасности побочных продуктов, образующихся при эксплуатации продукции, их трансформации, разложении или взаимодействии с окружающей средой; условия распределения и распространении токсичных примесей и побочных продуктов в районах (регионах) применения продукции - подвижность, миграция, стойкость, стабильность, время существования; условия трансформации, распада (разложения) побочных продуктов в окружающей природной среде, продолжительность их трансформации; контроль за распространением и обнаружением токсичных примесей в продукции и побочных продуктах (оценка современного уровня и предлагаемые меры); негативные экологические последствия попадания токсичных примесей и побочных продуктов в окружающую природную среду, пищу, жилье, производственные помещения. YII. Требования к экологическому обоснованию лицензий 1. На государственную экологическую экспертизу представляются: материалы, обосновывающие выдачу лицензий на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, включая материалы по обоснованию лицензий на разработку предпроектной и проектной документации в части охраны окружающей среды, на проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и экологической оценке территорий, и иные виды деятельности, являющиеся в соответствие с нормативными правовыми документами Российской Федерации объектами государственной экологической экспертизы; экологическое обоснование лицензий на природопользование, в том числе экологическое обоснование лицензий на хозяйственную и иные виды деятельности, оказывающие воздействие на окружающую природную среду, и лицензий на изъятие (сбор, добычу) природных ресурсов. 2. Материалы, обосновывающие лицензии на отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды, должны содержать в полном объеме сведения, определяющие возможность осуществления лицензируемых видов деятельности, а именно: база данных по нормативному и инструктивно-методическому обеспечению - перечень используемых в работе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов; сведения о базовом образовании, квалификации и характере выполняемой работы; <1> сведения о работе инициатора деятельности в лицензируемой области, а также перечень выполненных работ; перечень источников получения и отбора моделей обработки и систематизации информации; инструктивно-методических документов, стандартов, положений, руководств и т.д.; <2> копии сертификатов или лицензий на используемые технические средства и оборудование (при использовании лабораторий - свидетельства об их аккредитации). 3. Материалы по обоснованию сервисных природоохранных услуг должны содержать сведения, приведенные в пункте 2 раздела YII, и данные о спецоборудовании, транспортных и иных средствах, используемых при осуществлении конкретных сервисных услуг. 4. Материалы, обосновывающие выдачу лицензий на деятельность по размещению, складированию, захоронению и уничтожению отходов должны содержать; информацию о предприятии - месторазмещение, занимаемая площадь, состав предприятия, технологическая схема (способы складирования, размещения, захоронения, утилизации), применяемое оборудование, его производственные мощности, мощности очистных сооружений, степень их загрузки, наличие проекта предприятия, утвержденного в установленном порядке; сведения об отходах - перечень принимаемых отходов, их количество (объем), физико-химическое состояние, токсичность, опасность, данные по ежегодному поступлению отходов; обоснование норматива образования отходов (в соответствии с технологией производства); краткую характеристику состояния природной среды в районе размещения предприятия; разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу, водопользование и сброс сточных вод; экологические ограничения по складированию (размещению, захоронению) отходов, исходя из экологического состояния территории и опасности загрязнения территории; сведения о фактических сбросах, выбросах и отходах; <3> мероприятия по соблюдению экологических ограничений, норм и правил; схема и описание действий в условиях чрезвычайной ситуации; предложения лицензиата по снижению токсичности отходов. В составе обосновывающих материалов представляются также сведения о деятельности лицензиата с конкретными видами отходов, указанными в лицензии. 5. Экологическое обоснование лицензии (разрешения) на экспорт и импорт отходов разрабатывается с целью определения возможного ущерба природной среде и здоровью населения в результате трансграничных перевозок и обращения с опасными и другими отходами производства и потребления. Экологическое обоснование лицензий на экспорт и импорт отходов следует разрабатывать в соответствии с требованиями и положениями законодательства Российской Федерации, директивных и нормативных документов, касающихся внешнеэкономической деятельности и охраны окружающей природной среды. Экологическое обоснование лицензий на экспорт и импорт должно содержать: сведения об условиях контракта (соглашения) с поставщиком и получателем отходов; существующие ограничения (запрещения) экспорта и импорта отходов, предусмотренные международными, многосторонними и двухсторонними соглашениями; данные об объемах отходов, их физико-химических свойствах классе токсичности и степени опасности: сертификат качества отходов; информацию о происхождении отходов (государство, фирма, предприятие, производство); краткое описание метода и технологии обезвреживания и переработки отходов, оценку их эффективности и экологической безопасности; данные о технических возможностях получателя отходов; оценку экологической ситуации в регионах, в которых планируется удаление и ввоз отходов; прогноз последствий удаления и ввоза отходов для окружающей среды и здоровья человека; результаты общественного обсуждения планируемой трансграничной перевозки отходов и их использования; обязательства заказчика по соблюдению действующих в России и принятых в Международной практике норм и правил по перевозке, упаковке, маркировке и транспортировке отходов. 6. Материалы экологического обоснования лицензий на планируемую хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, и лицензий на изъятие (сбор, добычу) природных ресурсов должно содержать обоснование реализации этой деятельности на конкретной территории при существующих экологических условиях. При лицензировании видов деятельности, связанных с пользованием природными ресурсами необходимо также обоснование пользования этими ресурсами в затребованных объемах (количествах) в конкретные сроки указанными способами. Обосновывающие материалы, представляемые лицензиатом, должны включать: сведения о предприятии, предлагаемых (применяемых) технологиях, намечаемой (выпускаемой) продукции; <4> виды и объекты воздействия, включая выбросы, сбросы, отходы производства (при изъятии и пользовании природным ресурсом - предлагаемые объемы и сроки их расхода и изъятия, изымаемые и нарушаемые земли); краткую характеристику территории в районе намечаемой деятельности, ее экологической емкости, состоянии ее компонентов, а также изымаемых природных(ого) ресурсов(а); перечень экологических ограничений, норм и правил деятельности на конкретной территории; <5> предложения по соблюдению экологических норм и правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на обязательства лицензиата по снижению отходности производства на период действия лицензии; характеристику финансовых и технических возможностей инвестора по реализации намечаемой деятельности, включая природоохранную; оценку возможных последствий планируемой деятельности, включая природопользование; сведения о службах производственного и экологического контроля; обязательства лицензиата по компенсационным мероприятиям в области охраны окружающей среды, и возмещению возможного ущерба природной среде и населению. 7. Состав материалов по обоснованию лицензий на комплексное природопользование <6> для действующих объектов хозяйственной деятельности включает: 1) обоснование лицензий (разрешений) на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Обоснование лицензий (разрешений) на выброс загрязняющих веществ в атмосферу разрабатывается: для проектируемых объектов - в составе проектной документации на основании экологически обоснованных предложений по установлению нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ); для действующих предприятий разрабатывается проект нормативов ПДВ в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов ПДВ в соответствии с "Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) для предприятий", Москва, 1989. В составе обосновывающих материалов для выдачи лицензий на выброс загрязняющих веществ в атмосферу для действующих предприятий представляются: перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к выбросу и сверхнормативный выброс (наименование, количество в г/с и т/год), за предыдущий год - фактический выброс; сведения об оплате за нормативный и сверхнормативный выброс в атмосферу за предыдущий год - причитающаяся сумма платы за фактический выброс загрязняющих веществ в атмосферу (с учетом коэффициента инфляции); 2) обоснование лицензии (разрешения) на водопользование. Материалы, обосновывающие выдачу лицензии (разрешения) на водопользование, должны быть: включены в состав проектной документации - для проектируемых объектов; разработаны в соответствии с экологическим паспортом предприятия - для действующих объектов. При этом возможность водопользования должна быть определена, исходя из нормирования водопользования на конкретной территории и сведений по водопользованию планируемой деятельности (при существующих технологических процессах и перспективах их модернизации). Условия водопользования должны устанавливаться для каждого технологического участка предприятия (объекта водопользования) и по каждому водному объекту в соответствии с формой статистической отчетности 2ТП-водхоз. Материалы, обосновывающие условия водопользования, должны содержать: схему водного хозяйства с указанием источника водоснабжения и приемников сточных вод, мест расположения водозаборных, водосбросных и других устройств и сооружений, при помощи которых будет осуществляться водопользование; нормативно-обоснованную потребность объекта в водных ресурсах с обязательным подтверждением технической невозможности организации замкнутой (без сброса в водный объект) системы водоснабжения; обоснование возможности изъятия из водного объекта заявленного количества воды; расчет предельно допустимых и временно согласованных сбросов (ПДС и ВСС) загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект и рекомендации по их достижению; мероприятия по предупреждению попадания рыб в водозаборные сооружения, охране и воспроизводству рыбных запасов, по обеспечению зоны санитарной охраны источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, по обеспечению учета забираемой воды и сбрасываемых сточных вод и определению их качества; обязательства по предупреждению возможных аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий. При использовании подземных вод питьевого качества на нужды, не связанные с питьевым и бытовым водоснабжением надлежит представить также материалы о возможности отбора подземных вод в требуемом объеме. 3) обоснование лицензий на забор воды из водных объектов и сброс сточных вод. Материалы, обосновывающие срос сточных вод должны содержать: обоснование необходимости этого сброса, подтвержденного документами об отсутствии разработанной технологии очистки данного вида стоков; геологические и гидрогеологические материалы, а также данные санитарно-бактериологических и других специальных исследований, подтверждающие санитарную надежность и безопасность этого сброса; данные по количеству, химическому составу и санитарной характеристике сточных вод; режим закачки сточных вод (сточные расходы, давление, резервные емкости и др.) и конструкция поглощающих скважин и колодцев, способ изоляции вышележащих водоносных горизонтов от загрязнения; <7> методы контроля за сбросом сточных вод. 4) обоснование лицензий на размещение отходов. Материалы, обосновывающие размещение отходов должны включать сведения, указанные в пункте 4 раздела YII; 5) предложения по соблюдению экологических норм и правил и снижению негативного воздействия планируемой деятельности на окружающую природную среду (атмосферу, поверхностные и подземные воды, почву, недра, растительный и животный мир). 8. Материалы, обосновывающие возможность природопользования или пользования отдельным природным ресурсом должны содержать мероприятия по соблюдению природоохранных норм и правил (федеральных, региональных, местных) и рациональному использованию, оптимальным нормам и срокам изъятия ресурсов (а), прогноз изменения состояния природной среды при реализации планируемой деятельности (компонентов природной среды, планируемых к изъятию) основываться на современном и прогнозируемом их (его) состоянии: 1) состояние ресурсов(а) оценивается на основании данных о их (его) распространении, запасах, динамике, возобновляемости и другие; 2) в материалах, обосновывающих изъятие биологических ресурсов, следует представлять также информацию о: биологии и распространение вида (особенности поведения, размножения и развития); состоянии местной популяции вида, ее численности, сезонной и годовой динамике, запасах (биомассе); состоянии кормовой базы (для фауны); существующем использовании ресурсов(а), особенностях заготовок (при их наличии); особенностях намечаемой деятельности по изъятию (сбору, добыче) ресурсов(а); планируемых мероприятиях по восстановлению ресурсов (для возобновляемых ресурсов). 9. Оценка прогноза воздействия природопользования на окружающую среду в обосновывающих материалах лицензий является основанием для разработки предложений по: восстановлению ресурса в районе изъятия (для возобновляемых ресурсов); восстановлению экосистемы; финансированию компенсационных мероприятий. Предложения и обязательства лицензиата, включая мероприятия по снижению негативного воздействия и охране окружающей среды, должны быть представлены в лицензионном соглашении. -------------------------------- <1> Для юридических лиц - свидетельства о профессиональной экологической подготовке руководителей и ведущих специалистов. <2> Для лицензий в сфере природоохранных услуг консультационного и учебного характера - перечень учебно-методических пособий, планов, программ. <3> Приводится для действующих объектов (по данным экологического мониторинга). <4> Для объектов хозяйственной деятельности, производящих продукцию. <5> В составе документации по обоснованию лицензий на право пользования недрами представляются обязательные условия лицензионного соглашения, установленные Роскомнедра по согласованию со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды или их с территориальными комитетами. <6> Состав обосновывающих материалов определяется объектом воздействия и / или видом изымаемого ресурса. <7> При закачке сточных вод в подземные горизонты. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|