Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 23.10.1995 № 326ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 23 октября 1995 г. N 326 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 18.11.2005 г. N 267 О ПРОГРАММЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (1995-1997 ГОДЫ) В целях реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и исполнения постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.04.95 N 131 "О докладе "Защита прав потребителей в Республике Марий Эл в 1994 году" Правит Республики Марий Эл постановляет: 1. Утвердить Программу защиты прав потребителей в Республике Марий Эл (1995-1997 годы). 2. Министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов обеспечить реализацию Программы в установленные сроки. 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Марийское территориальное управление Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур. Президент Республики Марий Эл В.ЗОТИН ПРОГРАММА ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ (1995-1997 ГОДЫ) 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ С 1992 года в Российской Федерации действует Закон "О защите прав потребителей" (далее Закон). Осуществляя контроль за обеспечением выполнения социально значимых потребностей населения, предусмотренных Законом, в Республике Марий Эл проводится определенная работа по выработке механизма и созданию целостной системы по защите законных интересов граждан. В этих целях Президентом Республики Марий Эл, Правительством Республики Марий Эл принято свыше 18 нормативных актов, направленных на выполнение законодательства о защите прав потребителей. Разработаны Правила работы предприятий розничной торговли и основные требования к ним, Правила об установлении времени сезонов носки обуви отечественного производства и импортной, Правила проведения сертификации производимой и реализуемой продукции и продовольственного сырья, Правила продажи продовольственных товаров, Правила работы рынков и другие. В республике создан Межведомственный координационный совет по делам потребителей, который осуществляет координацию деятельности органов по проведению политики по защите прав потребителей. В ряде городов и районов сформированы службы при администрациях и общественные объединения по защите прав потребителей. Заключено соглашение между контролирующими органами по исполнению законодательства о защите прав потребителей по обеспечению совместных действий в этом направлении на уровне республики. Вместе с тем практика применения законодательства о защите прав потребителей в республике показывает, что в сложившихся социально-экономических условиях имеется острая необходимость в дальнейшем развитии и совершенствовании мер по защите законных интересов потребителей. Пока еще реальная защищенность потребителей от недобросовестных производителей и продавцов остается низкой. Происходит это в силу ряда причин. Прежний социалистический механизм реализации новых правовых форм гражданина уже не действует, а уровень конкуренции, автоматически защищающий потребителя на рынке, еще не создан, т.е. принцип рыночной экономики "потребитель всегда прав" только начинает работать. Не всегда продавцы (изготовители, исполнители) удовлетворяют законные претензии потребителя по его первому требованию. Зачастую они даже не знают, каковы их обязанности перед потребителем по этому Закону. Особенно много нарушений прав потребителей допускается при выполнении работ и оказании услуг (строительство, жилищно-коммунальные, правовые, банковские, финансовые, медицинские и т.д.). Еще больший правовой нигилизм у самих потребителей. Те же из них, кто знают о своих правах, в большинстве случаев прибегают к ним неохотно, ибо обращения граждан в суд принимаются на весьма отдаленные сроки рассмотрения и требуют от истца больших затрат времени, средств и нервного напряжения. При нынешнем соотношении уровня цен (тарифов) и доходов большинства населения, ущерб граждан сопоставим с годовым доходом многих из них (при отказе сложной бытовой техники), или месячным (при приобретении некачественных предметов одежды, обуви). На потребительский рынок республики продолжают проникать товары как импортного, так и отечественного производства, опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей. Особенно страдают от них самые социально незащищенные слои общества. Чтобы в нынешних условиях в республике эффективно заработал Закон, необходимо формировать уважение к законным правам потребителей со стороны изготовителей, исполнителей, продавцов товаров, работ, услуг. Для этого они должны реально ощутить систематическую твердую поддержку и уважение законных прав потребителей со стороны республиканских органов представительной и исполнительной власти. 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Программа защиты прав потребителей в Республике Марий Эл (1995-1997 годы), далее именуемая Программой, призвана создать необходимые условия для выполнения требований законодательства по защите прав потребителей по обеспечению законных интересов и прав граждан на потребительском рынке республики. Она направлена, во-первых, на первоочередное создание государственной системы защиты прав потребителей при поддержке со стороны органов представительной и исполнительной власти республики. Во-вторых - на координацию действий этих органов власти, контрольных и правоохранительных органов, инспекций, общественных организаций на эффективную деятельность по защите законных интересов и прав граждан. Для достижения постановленной цели предусматривается решение следующих основных задач: - создание республиканской комплексной системы защиты прав потребителей; - создание организационной, правовой, методической основы для функционирования системы оценки безопасности товаров, работ, услуг, в республике; - создание системы сбора и анализа информации о случаях нанесения вреда здоровью, жизни, имуществу граждан, связанных с потреблением товаров, работ, услуг; - создание системы информирования потребителей об опасной продукции, работах, услугах, и их продавцах, изготовителях, исполнителях; - разработка и внедрение системы мер воздействия по случаям появления опасных для жизни, здоровья, имущества граждан товаров, работ, услуг; - организация активной пропаганды в средствах массовой информации законных прав потребителей и обязанностей продавцов, изготовителей, исполнителей; - создание системы основ изучения законодательства о защите прав потребителей гражданами, продавцами, (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), а также учащимися различных ступеней образования; - активизация и повышение эффективности судебной защиты прав потребителей; - достижение максимальной гласности всех мероприятий, проводимых в области защиты прав потребителей; - достижение максимальной гласности всех мероприятий, проводимых в области защиты прав потребителей; - стимулирование создания в республике независимых лабораторий по сертификации, экспертизе, оценке качества товаров, работ, услуг. 3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ И МЕХАНИЗМ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Программа предусматривает осуществление следующих основных мероприятий: 3.1. Создание единой системы государственной и общественной защиты прав потребителей в республике Обеспечение наиболее полной защиты прав потребителей, предусмотренных Законом, предполагает наличие целостной системы государственных и общественных органов, работающих в этом направлении. В этих целях Законом на уровне регионов даны определенные полномочия территориальным органам Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (далее-ГКАП России), Госстандарта России, Государственного комитета санэпиднадзора, Минэкологии и других органов государственного управления, осуществляющих государственный контроль за безопасностью товаров (работ, услуг), органам по защите прав потребителей при местных администрациях, общественным организациям по защите прав потребителей. На территории Республики Марий Эл в эту систему сегодня входят Марийское территориальное управление ГКАП России (осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей); Марийский центр стандартизации, метрологии и сертификации, Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Марий Эл, Управление Госинспекции по качеству товаров и торговле и защите прав потребителей по Республике Марий Эл, Марийское отделение Российской транспортной инспекции; Министерство торговли и бытового обслуживания Республики Марий Эл, Министерство внутренних дел Республики Марий Эл; в ряде городов и районов созданы органы по защите прав потребителей при администрациях и общественные организации потребителей. 3.1.1. Завершение формирования органов по защите прав потребителей при администрациях городов и районов Срок исполнения: 1996 г. Исполнители: Главы администраций городов и районов республики, Марийское ТУ ГКАП России 3.1.2. Создание института уполномоченных по защите прав потребителей при сельских и поселковых администрациях Срок исполнения: 1996-1997 гг. Исполнители: Главы сельских и поселковых администраций В настоящее время органы по защите прав потребителей при местных администрациях, создание которых предусмотрено статьей 42 Закона, действуют в городах Йошкар-Оле и Волжске, Волжском, Оршанском, Сернурском районах. Уполномоченных при сельских и поселковых администрациях нет. Методические материалы по формированию и организации работы таких органов и уполномоченных по защите прав потребителей разосланы в городские и районные администрации в 1994 году. Оказание практической помощи главам администраций при создании органов по защите прав потребителей и института уполномоченных возлагается на Марийское ТУ ГКАП России. 3.1.3. Оказание содействия в создании в городах и районах республики добровольных обществ по защите прав потребителей Сроки исполнения: 1995-1997 гг. Исполнители: Главы администраций городов и районов Марийское ТУ ГКАП России 3.1.4. Создание республиканского совета по делам потребителей Срок исполнения: 1996 г. Исполнитель: Марийское ТУ ГКАП России Для обеспечения общественной защиты прав потребителей Закон дает право гражданам объединяться на добровольной основе в общественные организации потребителей, которые могут создаваться как по территориальному признаку (районные, городские, областные, республиканские и т.д.), так и в зависимости от конкретного интереса потребителей (например, автолюбителей) и обладают установленными Законом широкими полномочиями. В настоящее время такие общества созданы в городах Йошкар-Оле, Козьмодемьянске и Моркинском районе, действует республиканское общество автомотолюбителей, зарегистрирован в Минюсте республики 1 августа т.г. Марийский республиканский комитет по защите прав инвесторов и вкладчиков. В рассматриваемый период Программой предусматривается образование обществ потребителей в каждом районе и городе и создание республиканского совета по делам потребителей для координации и методического обеспечения их деятельности. В этих целях необходимо, как это рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 г. N 836 "О поддержке общественного движения в защиту прав потребителей" принять организационные меры, направленные на создание условий для широкого развития общественного движения потребителей, оказывать общественным организациям потребителей помощь в период их становления и в последующей работе в части выделения необходимых помещений, оборудования , средств телефонной связи, установления льготных ставок аренды занимаемых ими помещений и тарифов на услуги телефонной связи, предоставления финансовой помощи, в том числе за счет средств, поступающих в местные бюджеты от штрафов, взыскиваемых с хозяйствующих субъектов за нарушение законодательства о защите прав потребителей. 3.1.5. Образование республиканского органа саморегулирования в области рекламы Срок исполнения: 1996-1997 гг. Исполнитель: Марийское ТУ ГКАП РФ Создание органов саморегулирования в области саморекламы предусмотрено статьей 28 Закона Российской Федерации "О рекламе" в целях обеспечения защиты интересов потребителей рекламы. 3.2. Разработка законодательно-нормативных актов, связанных с исполнением законодательства о защите прав потребителей: 3.2.1. Подготовить и внести в Государственное Собрание Республики Марий Эл: проект закона "О качестве пищевых продуктов" Срок исполнения: 1996 г. Исполнитель: Центр госсанэпиднадзора Республики Марий Эл - предложения о распределении сумм штрафов, уплаченных рекламодателями, рекламопроизводителями или рекламораспространителями в соответствии с Федеральным Законом "О рекламе" в бюджет Республики Марий Эл Срок исполнения: 1996 г. Исполнитель: Марийское ТУ ГКАП России 3.2.2. Разработать и утвердить в установленном порядке нормативные документы: - Об организации обучения в высших, средне-технических, средне-профессиональных и средних учебных заведениях законодательства о защите прав потребителей; Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Министерство образования и воспитания, Марийское ТУ ГКАП России - о правилах работы рынков на территории республики Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Минторгбыт республики - об упорядочении уличной торговли продовольственными товарами Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Центр госсанэпиднадзора Республики Марий Эл - о мерах по поддержке системы бытового обслуживания населения, в т.ч. ремонта сложно-бытовой техники (включая гарантийное обслуживание) Срок исполнения: 1996 г. Исполнитель: Минторгбыт республики - о правилах предоставления медицинских услуг населению; Срок исполнения: 1997 г. Исполнитель: Минздрав республики - Правила обслуживания населения на троллейбусном транспорте Срок исполнения: 1996 г. Исполнитель: Минпромтранс, администрация г. Йошкар-Олы - Правила оказания услуг детских дошкольных учреждений Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Министерство образования и воспитания - Правила оказания услуг в учреждениях образования Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Министерство образования и воспитания - Правила оказания услуг физической культуры и спорта Срок исполнения: 1995 г. Исполнитель: Госкомитет по физической культуре и спорту - Правила оказания услуг: - театральных и зрелищных мероприятий; - концертных мероприятий и филармоний; - музеев; - парков культуры и отдыха; - клубных учреждений; - библиотек Срок исполнения: 1995-1997 гг. Исполнитель: Министерство культуры 3.3. Обеспечение защиты потребителей от недоброкачественной продукции и услуг 3.3.1. Оказание практической помощи испытательным лабораториям независимых организаций республики в их подготовке к аккредитации в системе сертификации ГОСТ РФ с целью создания развитой сети испытательных и сертификационных центров Срок исполнения: 1995-1997 гг. Исполнитель: Марийский ЦСМиС 3.3.2. Создание широкой сети испытательных лабораторий по контролю за качеством товаров (экспертных лабораторий) Срок исполнения: 1995-1997 г.г. Исполнитель: Центр госсанэпиднадзора Республики Марий Эл 3.3.3. Организация независимой экспертизы качества продукции по потребительским свойствам. Создание лаборатории Срок исполнения: 1997 г. Исполнитель: Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл 3.3.4. Определить исключительные полномочия органам госсанэпиднадзора в порядке проведения гигиенической оценки продукции. Установить, что обязательная сертификация по безопасности продукции, на которую распространяются определенные органами госсанэпиднадзора санитарно-гигиенические требования, осуществляются при наличии гигиенического сертификата Срок исполнения: 1997 г. Исполнитель: Центр госсанэпиднадзора Республики Марий Эл 3.3.5. Обеспечить пропуск импортируемой продукции на таможенную территорию Республики Марий Эл только при наличии сертификата соответствия, выданного в Системе сертификации ГОСТ Рф (на продукцию, подлежащую обязательной сертификации) Срок исполнения: начиная с 1996 г. Исполнители: Марийский ЦСМиС, Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл 3.4. СОЗДАНИЕ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 3.4.1. Целью создания Межведомственной информационной системы (МИС) является формирование информационного банка данных для принятия обоснованных и оперативных решений по реализации законодательства о защите прав потребителей. МИС призвана обеспечить решение следующих задач: - анализ и прогнозирование ситуации в сфере защиты прав потребителей; - обеспечение оперативного обмена информацией между заинтересованными организациями, министерствами, ведомствами; - информирование населения и обеспечение обратной связи; - разработка и внесение в ГКАП России и Правительство Республики Марий Эл предложений по совершенствованию нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей; - разработка методических рекомендаций для органов по защите прав потребителей при местных администрациях и общественных объединений потребителей; - оперативное оповещение и информирование всех участников МИС и граждан о случаях нарушения прав потребителей, поступлений в продажу опасных для жизни, здоровья и имущества человека товаров и т.д. Работа по созданию МИС в 1995-1997 годах будет состоять из следующих основных блоков: - выработка концепции МИС; - организация информационных массивов - накопление и упорядочение информации, создание банков данных; - организация информационных потоков - формирование каналов обмена информацией между участниками МИС, а также с другими заинтересованными организациями; - техническое оснащение и программное обеспечение МИС; - подготовка и обучение персонала. Данная работа может быть осуществлена Марийским ТУ ГКАП России при содействии соответствующих служб Правительства Республики Марий Эл, министерств и ведомств республики по специальной программе. 3.4.2. Организация банка данных на республиканском уровне по соответствующей судебной практике Срок исполнения: 1996 г. Исполнители: Верховный суд Республики Марий Эл, Министерство юстиции республики 3.4.3.Проведение опросов по изучению общественного мнения потребителей Срок исполнения: постоянно Исполнитель: Марийское ТУ ГКАП России 3.4.4. Развитие информационно-просветительской деятельности Срок исполнения: постоянно Исполнитель: Марийское ТУ ГКАП России, Госторгинспекция, общества потребителей, средства массовой информации 4. ОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Социально-экономический эффект реализации Программы может быть выражена, с одной стороны, в снижении социальной напряженности в республике за счет усиления социальной защищенности населения, повышения авторитета всех ветвей власти республики, а с другой, - в реальной сумме компенсированного ущерба потребителям от нарушений их законных прав и интересов. Кроме того, реализация Программы в перспективе приведет к повышению правосознания всех субъектов потребительского рынка и тем самым неизбежно будет способствовать установлению цивилизованных рыночных отношений. 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ 5.1. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Значительных дополнительных ассигнований для реализации Программы не потребуется. Речь может идти о выделении средств на издание сборников нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей и ежегодного Государственного доклада о состоянии дел по защите прав потребителей. Практика показывает, что сборники нормативных актов охотно раскупаются участниками потребительского рынка и средства на их издание будут отвлекаться на возвратной основе. Часть необходимых средств для финансирования Программы может быть получена за счет использования штрафов, налагаемых на производителей, продавцов и исполнителей, нарушающих права потребителей. Это существенный источник: - в 1994 году Марийским управлением госторгинспекции взыскано за аналогичные нарушения более 53 млн.рублей штрафа, органами госсанэпиднадзора - на сумму более 11 млн.рублей. Органы по защите прав потребителей при местных органах могут быть созданы за счет перераспределения и совмещения служебных обязанностей в аппарате администрации в пределах имеющегося лимита численности, как это сделано в администрациях, где такие органы созданы. Отдельные мероприятия не потребуют дополнительного финансирования, поскольку их реализация входит в прямые обязанности органов государственного контроля, в чьи функции входит защита прав потребителей. 5.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Информационное обеспечение Программы потребует создания Банка потребительской информации, источниками которого будут действующая система статистической и ведомственной отчетности, информация, накапливаемая в контролирующих и правоохранительных органах, характеризующие положение потребителей и состояние потребительского рынка в республике. Важным и необходимым источником информации должны стать регулярные социологические обследования потребителей (социально-экономический мониторинг). 5.3. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Реализация Программы требует специальных знаний. Поэтому необходима систематическая работа по повышению квалификации специалистов для системы защиты прав потребителей. На уровне республики речь может идти об обучении работников органов по защите прав потребителей при администрациях, уполномоченных и представителей общественных организаций по защите прав потребителей. В рассматриваемый период это могут быть семинарские занятия и специальные курсы, организуемые Марийским ТУ ГКАП, другими контролирующими органами и их вышестоящими организациями. 6. УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ Государственный заказчик - Правительство Республики Марий Эл Основной исполнитель - Марийское территориальное управление ГКАП России Соисполнители - Марийское управление госторгинспекции, Марийский ЦСМиС, Центр госсанэпиднадзора Республики Марий Эл, Министерство торговли и бытового обслуживания Республики Марий Эл, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерство внутренних дел Республики Марий Эл, Министерство культуры Республики Марий Эл, Министерство образования и воспитания Республики Марий Эл, Министерство юстиции Республики Марий Эл, Министерство промышленности, транспорта и связи Республики Марий Эл, Госкомстат Республики Марий Эл, Госкомитет по физической культуре и спорту Республики Марий Эл, Торгово-промышленная палата Республики Марий Эл, городские, районные, поселковые и сельские администрации. 7. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ Управление реализацией Программы возлагается на Марийское территориальное управление ГКАП России. Доклады о ходе реализации Программы представляются в установленном порядке раз в полугодие. В процессе выполнения Программы отдельные ее положения по согласованию с Правительством Республики Марий Эл и соисполнителями могут уточняться в установленном порядке. Проект Программы обсужден на заседании Межведомственного координационного совета по делам потребителей 20.06.95 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|