Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.07.1999 № 320ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25.07.99 N 320 Утратило силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.05.2006 г. N 88 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ Правительство Республики Марий Эл постановляет: Утвердить прилагаемое Типовое положение об общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл. Глава Правительства Республики Марий Эл В.КИСЛИЦЫН Утверждено постановлением Правительства Республики Марий Эл от 25 июля 1999 г. N 320 ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ об общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Настоящее положение является типовым для следующих видов общеобразовательных учреждений Республики Марий Эл: начальных школ, учебно-воспитательных комплексов начального образования, основных школ, учебно-воспитательных комплексов основного образования, средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев, гимназий, образовательных центров и учебно-воспитательных комплексов среднего (полного) общего образования. На основе настоящего Типового положения государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение разрабатывает свой устав. Для негосударственных общеобразовательных учреждений Типовое положение выполняет функцию примерного. 2. Государственное, муниципальное общеобразовательное учреждение (в дальнейшем - общеобразовательное учреждение) реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и может дополнительно реализовать общеобразовательную программу дошкольного образования. Общеобразовательное учреждение является основным звеном системы непрерывного образования и предоставляет всем гражданам Российской Федерации возможность реализовать гарантированное государством право на получение бесплатного общего образования, в том числе и национального, в пределах государственных образовательных стандартов с федеральным и национально-региональным компонентами. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл реализует концепции и программы развития непрерывного образования Российской Федерации и Республики Марий Эл, включая межрегиональные, международные с учетом национальных, региональных, социально-экономических, экологических, языковых и других особенностей. 3. Деятельность общеобразовательного учреждения Республики Марий Эл строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей и национальных культур, жизни и здоровья человека, гражданственности, свободного развития личности, автономности и светского характера образования. 4. В своей деятельности общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, указами и распоряжениями Президента Республики Марий Эл, постановлениями и распоряжениями Правительства Республики Марий Эл, решениями соответствующих органов управления образованием, настоящим Типовым положением. 5. Основные цели общеобразовательного учреждения - формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных федеральных и республиканских национально-региональных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, народу, семье. 6. В общеобразовательном учреждении Республики Марий Эл создаются благоприятные условия для обучения и воспитания, развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами, состоянием здоровья, языковой подготовки во всех типах, видах, формах обучения, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании". 7. В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении поддерживается создание и деятельность организационных структур детской, подростковой, молодежной организаций и объединений, не преследующих политических целей, действующих в рамках законодательства Российской Федерации и Республики Марий Эл. Создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) не допускаются. В государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении образование носит светский характер. 8. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл несет в установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл порядке ответственность за невыполнение функций, определенных его уставом; реализацию не в полном объеме образовательных программ; качество реализуемых образовательных программ; соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим и этнопсихологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся, жизнь и здоровье учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса. 9. В целях обеспечения доступности и вариативности общего образования, создания образовательной инфраструктуры, обеспечивающей благоприятные условия для обучения, воспитания и развития граждан в соответствии с их склонностями, способностями, интересами и состоянием здоровья, могут создаваться различные виды общеобразовательных учреждений, в том числе и национальные, деятельность которых регулируется соответствующими типовыми положениями. Общеобразовательные учреждения различных видов, в том числе и национальные, создаются в зависимости от конкретных задач, требований к содержанию образования, особенностей образовательного процесса, режима деятельности и условий бюджетного финансирования. 10. С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной, а также в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования в общеобразовательном учреждении. Условия и порядок освоения общеобразовательных программ в форме семейного образования, самообразования, экстерната или в сочетании различных форм устанавливаются учредителем и (или) уставом общеобразовательного учреждения и осуществляются на условиях договора между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) обучающихся. 11. Государственные образовательные стандарты с республиканским и национально-региональным компонентом образования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ 12. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл, в том числе национальное, создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. 13. Статус учредителя (учредителей) определяет организационно-правовую форму общеобразовательного учреждения. Учредителями государственного общеобразовательного учреждения могут быть федеральные, республиканские органы исполнительной власти, в том числе государственные органы управления образованием: федеральные (центральные), республиканские, ведомственные. Учредителями муниципального общеобразовательного учреждения, в том числе национального, являются органы местного самоуправления. Допускается совместное учредительство общеобразовательных учреждений, основанное на объединении имущества, находящегося в федеральной, республиканской, муниципальной и частной собственности, а также в собственности общественных объединений (организаций), иностранных государств, юридических и физических лиц. Учредительными документами общеобразовательного учреждения являются решение о его создании или договор учредителей, а также устав учреждения, соответствующий основным характеристикам образовательного процесса, определенным в Законе Республики Марий Эл "Об образовании". 14. Передача государственных общеобразовательных учреждений в введение органов местного самоуправления допускается только с согласия последних. 15. Отношения между учредителем (учредителями) и общеобразовательным учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. 16. Права юридического лица у общеобразовательного учреждения в части ведения уставной финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса, возникают с момента его регистрации. Общеобразовательное, учреждение как юридическое лицо имеет устав, расчетный и другие счета в банковских учреждениях, печать установленного образца, штамп, бланки со своим наименованием на государственных языках республики. 17. Право на образовательную деятельность и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл, возникают у общеобразовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения) в установленном порядке. 18. Общеобразовательное учреждение проходит государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании". 19. Общеобразовательное учреждение может быть реорганизовано, перепрофилировано, ликвидировано по решению учредителя, если это не влечет нарушения обязательств общеобразовательного учреждения или если учредитель принимает на себя эти обязательства. 20. Ликвидация общеобразовательного учреждения может осуществляться: по решению его учредителя (учредителей) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами; по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям. 21. Ликвидация сельского общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением. 22. Общеобразовательное учреждение может иметь филиалы, другие структурные подразделения, которые проходят регистрацию по фактическому адресу, лицензирование, государственную аккредитацию и аттестацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании". Создаваемые общеобразовательным учреждением филиалы, отделения, структурные подразделения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл могут по его доверенности осуществлять полностью или частично правомочия юридического лица, в том числе иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных организациях. 23. Общеобразовательные учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл вправе образовывать образовательные объединения (ассоциации и союзы), в том числе с участием учреждений, предприятий и общественных организаций (объединений). Указанные образовательные объединения создаются в целях развития и совершенствования образования и действуют в соответствии со своими уставами. Порядок регистрации и деятельности указанных образовательных объединений регулируется законом. 24. Медицинское обслуживание обеспечивается штатным или специально закрепленным органами здравоохранения за общеобразовательным учреждением медицинским персоналом, который наряду с администрацией и педагогическим персоналом несет ответственность за проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания обучающихся. Организация питания в общеобразовательном учреждении возлагается органами местного самоуправления на общеобразовательное учреждение и организации общественного питания. В общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся. 25. Количество классов в общеобразовательном учреждении зависит от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, с учетом санитарных норм. Наполняемость классов и групп продленного дня общеобразовательного учреждения устанавливается в количестве 25 обучающихся. В соответствии с Законом Республики Марий Эл "Об образовании" право граждан на получение образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа соответствующих образовательных учреждений, классов, групп, а также условий их функционирования. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов и групп продленного дня с меньшей наполняемостью, что определяется уставом общеобразовательного учреждения. 26. При проведении занятий по иностранному языку в V - XI классах и трудовому обучению в V - XI классах, физической культуре в Х - XI классах, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях при наполняемости 25 человек, в сельских - не менее 20 человек, по русскому языку в национальных школах, классах с числом учащихся свыше 25 человек на 2 группы, по марийскому государственному (луговому и горному) на 2 - 3 группы в зависимости от уровня владения языком. При наличии необходимых средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью, а также I - III классов при изучении иностранного языка. 27. Количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребности населения. 28. Общеобразовательное учреждение вправе открывать по желанию и запросам родителей (законных представителей) группы продленного дня. С учетом интересов родителей (законных представителей) по согласованию с учредителем в общеобразовательном учреждении могут открываться классы компенсирующего обучения, а также специальные (коррекционные) классы для обучающихся с отклонениями в развитии. Перевод (направление) обучающихся в специальные (коррекционные) классы и классы компенсирующего обучения осуществляется органами управления образованием только с согласия их родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, в составе которых имеются специалисты, владеющие языком обучаемых. III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 29. Общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования: I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения - 3-4 года); II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения - 5 лет); III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения - 2-3 года). Для некоторых категорий обучающихся нормативные сроки освоения общеобразовательных программ основного общего образования могут быть изменены на основе специальных государственных образовательных стандартов. 30. Общеобразовательные учреждения в зависимости от реализуемых программ основного общего образования подразделяются на общеобразовательные учреждения начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. 31. Общеобразовательное учреждение начального общего образования (I ступень) обеспечивает развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования. 32. Общеобразовательное учреждение основного общего образования (II ступень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования. 33. Основное общее образование и государственная (итоговая) аттестация по его завершении являются обязательными. Требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им пятнадцатилетнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Получение основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме ограничивается восемнадцатилетним возрастом обучающегося. Для категорий обучающихся, указанных в пунктах 10 - 12 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", пунктах 11-13 статьи 50 Закона Республики Марий Эл "Об образовании", предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен. 34. Среднее (полное) общее образование (III ступень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки, обеспечивающим освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам федерального и национально-регионального компонентов образования вводятся предметы по выбору самих обучающихся, направленные на реализацию интересов, способностей и возможностей личности. При наличии соответствующих условий и исходя из запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) в общеобразовательном учреждении может быть введено обучение по различным профилям и направлениям. Среднее (полное) общее образование является основой для получения среднего профессионального (по сокращенным ускоренным программам) и высшего профессионального образования. 35. Вариативность программ общего образования обеспечивается наличием и соотношением в структуре их содержания следующих компонентов: а) базового федерального; б) национально-регионального; в) самостоятельно определяемого общеобразовательным учреждением исходя из запросов обучающихся и их родителей (законных представителей). 36. Содержание общего образования в конкретном учреждении определяется программами, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми общеобразовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов с федеральным, национально-региональным компонентами. 37. Язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание в общеобразовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом учреждения с учетом конституционных прав детей обучаться на родном языке. Общеобразовательное учреждение реализует предоставленное государством право граждан на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения созданием условий для функционирования необходимого числа классов и групп. Во всех имеющих государственную аккредитацию общеобразовательных учреждениях изучение русского и марийского (лугового, горного) языков как государственных языков Российской Федерации и Республики Марий Эл регламентируется законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл и государственными образовательными стандартами с федеральным и национально-региональным компонентами. 38. В соответствии с уставными целями и задачами общеобразовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус основных общеобразовательных программ. Виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом общеобразовательного учреждения. 39. Общеобразовательное учреждение по договорам и совместно с предприятиями, учреждениями, организациями может проводить профессиональную подготовку обучающихся в качестве дополнительных образовательных услуг, в том числе за плату, при наличии лицензии (разрешения) на данный вид деятельности. Начальная профессиональная подготовка в общеобразовательном учреждении проводится только с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей). 40. Военная подготовка в гражданском общеобразовательном учреждении может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) за счет средств и силами заинтересованных ведомств. 41. Общеобразовательное учреждение (в том числе с родным языком обучения) самостоятельно в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании" и уставом общеобразовательного учреждения. 42. Организация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательном учреждении строится на основе учебного плана, разрабатываемого учреждением самостоятельно в соответствии с Базисным учебным планом Российской Федерации и Базисным учебным планом Республики Марий Эл, и регламентируется расписанием занятий. Учебные нагрузки обучающихся, регламентированные указанными документами, не должны превышать норм предельно допустимых нагрузок, определенных уставом общеобразовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения. В учебных планах общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, количество часов, отведенных на преподавание отдельных дисциплин (циклов предметов), не должно быть ниже количества часов, определенных Базисным учебным планом Российской Федерации и Базисным учебным планом Республики Марий Эл. 43. Учебный год в общеобразовательном учреждении, как правило, начинается 1 сентября. Продолжительность учебного года в I классах - 30 недель, во II - XI (XII) классах - не менее 34 недель. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся в I классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы. Годовой календарный учебный график разрабатывается и утверждается общеобразовательным учреждением самостоятельно. 44. Общеобразовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Закона Республики Марий Эл "Об образовании" и со своим уставом. IV. УЧАСТНИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 45. Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники учреждения, родители (законные представители) обучающихся. 46. Порядок приема в общеобразовательное учреждение в части, не отрегулированной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании", определяется учредителем общеобразовательного учреждения и закрепляется в его уставе. 47. Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающий прием всех подлежащих обучению граждан, проживающих на данной территории и имеющих право на получение образования соответствующего уровня. Гражданам, не проживающим на данной территории, может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в учреждении. 48. Общеобразовательное учреждение обязано ознакомить поступающего на обучение и (или) его родителей (законных представителей) с уставом и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса в учреждении. 49. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) определяются уставом учреждения или иными предусмотренными уставом локальными актами. Устав общеобразовательного учреждения утверждается учредителем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" и Законом Республики Марий Эл "Об образовании". 50. Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: а) на получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного)) в соответствии с государственными образовательными стандартами, федеральным и национально-региональным компонентами; б) на выбор формы образования. Обучающиеся могут осваивать общеобразовательные программы или отдельные разделы общеобразовательных программ как в общеобразовательном учреждении, так и в форме семейного образования, самообразования или экстерната; в) на обучение в рамках государственных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану на ускоренный курс обучения. Условия обучения по индивидуальным учебным планам регламентируются уставом учреждения и другими предусмотренными уставом актами, принимаемыми учреждением; г) на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки общеобразовательного учреждения, на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг в форме, определяемой уставом учреждения; д) на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом учреждения; е) на уважение человеческого достоинства, на свободу совести и информации, на свободное выражение собственных взглядов и убеждений. 51. Общеобразовательному учреждению запрещается привлекать обучающихся к труду, не предусмотренному общеобразовательными программами, учебным планом и уставом учреждения, без их согласия и согласия родителей (законных представителей). Принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные, общественно-политические организации (объединения), движения, партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих организаций и к участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускаются. 52. Общеобразовательное учреждение обязано соблюдать принципы государственной политики в области образования в части раздельности светского и религиозного образования. 53. Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. В следующий класс могут быть условно переведены обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. Ответственность за ликвидацию ими академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей). Обучающиеся на ступенях начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения или продолжают обучение в форме семейного образования. Перевод обучающегося в любом случае производится по решению органа управления общеобразовательного учреждения (педагогического совета). Обучающиеся, не освоившие общеобразовательную программу предыдущего уровня, не допускаются к обучению на следующей ступени общего образования. Обучающиеся, осваивающие общеобразовательную программу соответствующего уровня образования, проживающие на данной территории, продолжают обучение в данном общеобразовательном учреждении. Обучающиеся, освоившие общеобразовательную программу соответствующего уровня образования, проживающие на данной территории, при осуществлении общеобразовательным учреждением программы последующей ступени образования продолжают обучение в данном общеобразовательном учреждении. 54. Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждаемым Министерством образования Российской Федерации и дополнительными нормативными актами Министерства образования и воспитания Республики Марий Эл, принятыми в установленном порядке. 55. Выпускникам общеобразовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ государственного образца об уровне образования, заверенный печатью общеобразовательного учреждения. Выпускники, достигшие особых успехов при освоении общеобразовательной программы среднего (полного) общего образования, награждаются золотой или серебряной медалью. 56. Выпускникам общеобразовательного учреждения, не имеющего государственной аккредитации, после прохождения ими итоговой аттестации выдается документ о соответствующем образовании в соответствии с лицензией. Форма документа определяется самим общеобразовательным учреждением. Документ заверяется печатью общеобразовательного учреждения. 57. Обучающиеся обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения; добросовестно учиться; бережно относиться к имуществу учреждения; уважать честь и достоинство других обучающихся и работников; выполнять требования работников учреждения в части, отнесенной уставом и правилами внутреннего распорядка к их компетенции. Дисциплина в общеобразовательном учреждении поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогов. Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. 58. По решению органа управления общеобразовательным учреждением за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава общеобразовательного учреждения допускается как крайняя мера педагогического воздействия исключение из данного общеобразовательного учреждения обучающихся, достигших возраста четырнадцати лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. Об исключении обучающегося из образовательного учреждения последнее обязано в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении. 59. Родители (законные представители) имеют право: а) выбирать формы обучения, общеобразовательное учреждение; б) защищать законные права и интересы детей; в) участвовать в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяемой уставом образовательного учреждения. 60. Родители (законные представители) обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей, и несут ответственность за воспитание и создание необходимых условий для получения детьми образования. 61. Другие права и обязанности родителей (законных представителей) могут закрепляться в заключенном между ними и общеобразовательным учреждением договоре в соответствии с уставом учреждения. 62. Порядок комплектования персонала образовательного учреждения регламентируется его уставом. Для работников общеобразовательного учреждения работодателем является данное учреждение. На педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании, а в образовательные учреждения с родным языком обучения - владеющие языком обучаемых. К педагогической деятельности в общеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имевшие судимость за определенные преступления. Перечни соответствующих медицинских противопоказаний и составов преступлений устанавливаются законом. 63. Отношения работника и администрации общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации. Срок действия трудового договора (контракта) определяется работником и работодателем при его заключении. 64. Работники общеобразовательного учреждения имеют право: а) на участие в управлении учреждением в порядке, определяемом уставом учреждения; б) на защиту профессиональной чести и достоинства. 65. Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право: а) свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники, методы оценки знаний обучающихся; б) повышать квалификацию; с этой целью администрация создает условия, необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации; в) аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации; г) на сокращенную рабочую неделю; на удлиненный оплачиваемый отпуск, на получение пенсии по выслуге лет, социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации; д) на длительный, сроком до 1 года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются учредителем и (или) уставом учреждения; е) на дополнительные льготы, предоставляемые педагогическим работникам общеобразовательного учреждения в соответствии с законодательством Республики Марий Эл. 66. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) учителям и другим педагогическим работникам устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и программам, обеспеченности кадрами или иных конкретных условий в данном общеобразовательном учреждении. Объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с письменного согласия работника. Установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен в течение учебного года по инициативе администрации, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп). Установленный в текущем учебном году объем учебной нагрузки (объем педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации на следующий учебный год, за исключением случаев, указанных в абзаце 3 настоящего пункта. 67. Работники общеобразовательного учреждения должны удовлетворять требованиям соответствующих квалификационных характеристик и обязаны выполнять устав общеобразовательного учреждения. V. УПРАВЛЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ 68. Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл и уставом общеобразовательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления. 69. Формами самоуправления общеобразовательного учреждения являются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления общеобразовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения. 70. Непосредственное руководство государственным, муниципальным общеобразовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию директор. Прием на работу директора государственного образовательного учреждения осуществляется в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения и в соответствии с законодательством. Директор муниципального общеобразовательного учреждения назначается решением органа местного самоуправления, если иной порядок назначения не предусмотрен решением органа местного самоуправления. 71. Директор общеобразовательного учреждения несет ответственность перед родителями, государством, обществом и учредителем за свою деятельность в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором (контрактом) и уставом общеобразовательного учреждения. 72. Разграничение полномочий между директором и органами самоуправления определяется уставом общеобразовательного учреждения. VI. ИМУЩЕСТВО И СРЕДСТВА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 73. Собственник имущества (уполномоченный им орган) закрепляет за общеобразовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с его уставом землю, здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения, принадлежащие ему на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). Земельные участки закрепляются за государственным и муниципальным общеобразовательным учреждением в бессрочное бесплатное пользование. Объекты собственности, закрепленные за общеобразовательным учреждением, находятся в оперативном управлении этого учреждения. Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за общеобразовательным учреждением, допускается только в случаях, установленных законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. 74. Общеобразовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества. Сдача в аренду общеобразовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Средства, полученные общеобразовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном общеобразовательном учреждении. 75. Общеобразовательное учреждение не вправе заключать сделки, возможными последствиями которых является отчуждение основных фондов общеобразовательного учреждения (кроме основных фондов, приобретенных за счет собственных средств общеобразовательного учреждения) в пользу третьих лиц. Такие сделки и договорные отношения являются недействительными с момента их заключения. 76. Деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства; имущество, переданное учреждению собственником или уполномоченным им органом; средства родителей (законных представителей), полученные за предоставление обучающимся дополнительных платных образовательных услуг; добровольные пожертвования других физических и юридических лиц; доход, полученный от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной хозяйственной деятельности; кредиты банков и другие источники в соответствии с действующим законодательством. 77. Общеобразовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у общеобразовательного учреждения указанных средств ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом законом. 78. Финансирование общеобразовательного учреждения осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов в расчете на одного обучающегося в зависимости от вида общеобразовательного учреждения. Для малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений норматив финансирования должен учитывать затраты, не зависящие от количества обучающихся. Привлечение дополнительных средств не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования из бюджета учредителя. 79. Общеобразовательное учреждение вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, предусмотренную уставом, и распоряжаться доходами от этой деятельности. 80. Общеобразовательное учреждение самостоятельно распоряжается имеющимися финансовыми средствами. Общеобразовательное учреждение устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и на основании решения аттестационной комиссии; определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также структуру управления деятельностью общеобразовательного учреждения, штатное расписание, распределение должностных обязанностей. 81. Общеобразовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности общеобразовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности. 82. При ликвидации или реорганизации общеобразовательного учреждения, осуществляемых, как правило, по окончании учебного года, учредитель берет на себя ответственность за перевод учащихся в другие общеобразовательные учреждения по согласованию с их родителями (законными представителями). При ликвидации общеобразовательного учреждения денежные средства и иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств направляются на цели развития образования в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения. 83. Общеобразовательное учреждение имеет право устанавливать прямые связи с зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями, осуществлять внешнеэкономическую деятельность и иметь валютные счета в банковских и других кредитных учреждениях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл при реализации общеобразовательных программ может использовать возможности учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов, общественных организаций. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|