Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 14.06.1996 № 216

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
   
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                       от 14 июня 1996 г. N 216

                                      Утратилo силу - Постановление
                                    Правительства Республики Марий Эл
                                          от 28.02.2008 г. N 49
   
            О ПРОЕКТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОНЦЕПЦИИ МАРИЙСКОГО
                     ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
   
     Рассмотрев представленный  Министерством образования и воспитания
Республики  Марий  Эл  проект  Государственной  концепции   марийского
образовательного  учреждения,  разработанный в соответствии с законами
Республики Марий Эл "Об образовании" и "О языках  в  Республике  Марий
Эл", Правительство Республики Марий Эл постановляет:
     Утвердить Государственную концепцию  марийского  образовательного
учреждения.
     Глава Правительства
     Республики Марий Эл          В.ЗОТИН
   
   
   
   
   
                      ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ
                МАРИЙСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
   
     Начавшийся процесс  демократизации и гуманизации общества требует
пересмотра всей системы  образования,  его  теоретико-методологических
принципов,    обновления    учебных   планов,   программ,   учебников,
учебно-методических пособий.  Поэтому необходимо внедрять новые модели
школ,   гарантирующие   максимальный  учет  и  раскрытие  интересов  и
способностей  каждого  учащегося.   Одним   из   действенных   средств
достижения   этой   цели   могут  стать  национальные  образовательные
образовательные учреждения.
     В многонациональном  обществе  образование должно стать важнейшим
системообразующим  элементом  формирования  и  развития   национальных
культур,  средством  приобщения  подрастающего  поколения  к  народным
традициям и общечеловеческой культуре,  важным фактором  регулирования
межнациональных отношений.
     В условиях  развития  рыночных  отношений,   индустриализации   и
урбанизации  общества,  сопровождающихся  разрушением общечеловеческих
нравственных  основ,   стиранием   различных   национальных   культур,
распространением  массовой  псевдокультуры,  значимость  национального
образовательного учреждения еще больше  возрастает.  Оно  может  стать
реальной  основой,  способной  противостоять духовной инфантильности и
деградации   общества,    стимулировать    социальное    развитие    и
совершенствование личности,  облегчить процесс усвоения детьми учебной
программы, поддержать духовное возрождение народов.
     Государственная концепция  Марийского образовательного учреждения
(далее именуется - Концепция) исходит из того,  что  на  данном  этапе
развития  общества перед образовательными учреждениями стоят следующие
задачи:
     создание благоприятных  условий  для  самореализации  личности  и
разностороннего ее развития;
     стимулирование подрастающего  поколения  к  раскрытию у них своей
индивидуальности,  самостоятельности,  инициативности   и   творческих
способностей;
     воспитание высокообразованных,  физически  здоровых,  нравственно
устойчивых,  духовно  богатых  людей,  имеющих  гражданское  сознание,
основанное  на  понимании  своей  ответственности   перед   окружающей
природой,  народом,  Отечеством,  заботящихся  о сохранении и развитии
своей национальной  культуры,  знающих  и  уважающих  культуры  других
народов.
     Концепция призвана обеспечить:
     реализацию национально-  образовательной  политики  в  Республике
Марий Эл;
     возрождение национальных учреждений образования;
     формирование у  подрастающего  поколения  чувства   национального
самосознания,  заинтересованного  отношения  к  судьбе  своего народа,
республики;
     непрерывное образование  на родном языке и сохранение неразрывной
связи индивида со своей национальной культурой на протяжении всей  его
жизни;
     повышение общеобразовательного  и  культурного  уровня  детей  на
основе и с учетом национальных традиций;
     сохранение преемственности  национальных   культур   и   духовное
сближение народов Республики Марий Эл;
     приобщение молодежи к национальным культурам и духовным ценностям
всех народов Республики Марий Эл.
     Правовой основой Концепции является "Декларация о государственном
суверенитете Республики Марий Эл",  "Конституция Республики Марий Эл",
законы Республики Марий Эл "Об образовании",  "О языках  в  Республике
Марий  Эл",  законы  Российской Федерации "О языках народов Российской
Федерации"  и  "Об  образовании",  провозглашающие  право  граждан  на
получение  образования  на  родном  языке  и предоставляющие субъектам
федерации право принимать  свои  законы  и  законодательные  акты,  не
противоречащие федеральному законодательству.
     В целях   реализации   национально-образовательной   политики   в
Республике   Марий   Эл,  гармонического  развития  духовной  культуры
народов,  регулирования межнациональных отношений создаются марийские,
русские,   татарские,  чувашские,  удмуртские  и  другие  национальные
образовательные учреждения.
     Под марийским  образовательными  учреждениями понимаются все типы
государственных, общеобразовательных и частных дошкольных, внешкольных
учреждений,  общеобразовательных школ,  гимназий,  лицеев и других,  в
которых задачи учебно-воспитательного процесса взаимообуславливаются с
задачами    обогащения,    совершенствования,   трансляции   марийской
национальной   культуры   и   подчинены    общей    цели    воспитания
интеллектуально   и   культурно   развитого  подрастающего  поколения,
приобщение его к российской и мировой цивилизации.
     обучение и  воспитание  в  национальных  учреждениях  образования
будет вестись на основе учета  достижений  этнопедагогики,  этнических
черт  характера,  психических  особенностей  марийских  детей  с целью
ускорения их интеллектуального и социального  развития,  нравственного
совершенствования.
     Предусматривается осуществление       системы        непрерывного
национального   образования,   обеспечивающей   единство  семейного  и
общественного воспитания,  включая общеобразовательную  школу  и  иные
типы государственных, общественных, частных учебных заведений, средние
и высшие профессиональные учреждения образования.
     Содержание основных   образовательных   программ,  объем  учебной
нагрузки,  требования к уровню подготовки выпускников  образовательных
учреждений   соответствуют   российскому  компоненту  образовательного
стандарта.
     Методологической основой формирования содержания учебных планов и
программ в национальных учреждениях образования  является  принцип  от
"близкого  к  далекому",  от  "основ  национальной культуры к культуре
народов  Поволжья  и  мировой  культуре",  максимального   приближения
содержания  школьных  программ  к  особенностям  условий  жизни детей,
реалиям и потребностям рыночной экономики.
     Национальные учреждения    образования    призваны    реализовать
демократическое  право  обучения  и  воспитания   на   родном   языке,
одновременно   предоставляя  каждому  гражданину  право  выбора  языка
образования и национальной школы.
     В политической,  экономической,  культурной  и общественной жизни
Республики Марий Эл функции  официальных  языков  выполняют  марийский
(горный и луговой) и русский языки.
     В марийских национальных учреждениях образования  марийский  язык
признается  основным  языком  обучения  и  главным  средством общения,
мышления и самоутверждения личности детей,  воспитания у них  любви  и
уважения   к  своему  народу,  культуре,  гарантом  воспроизводства  и
совершенствования духовной жизни  народа.  Обучение  марийскому  языку
наряду  с русским языком является обязательным во всех образовательных
учреждениях Республики  Марий  Эл,  входящих  в  систему  непрерывного
образования. Марийская национальная культура, ее дух являются являются
определяющим стержнем марийских учреждений образования.
     Будет осуществляться    постепенный    переход   от   моноязычной
(русскоязычной) системы образования к двуязычной (марийско-русской). В
русских,  чувашских,  татарских,  удмуртских  национальных учреждениях
образования будут создаваться условия для приобретения детьми  навыков
разговорной  речи на государственном марийском языке наряду с родным и
русским языками.
     В программу  всех  учреждений образования в Республике Марий Эл в
качестве  обязательного  предмета  вводятся  история,  язык,  культура
марийского народа.
     Республика Марий Эл в соответствии с договорами,  заключенными  с
субъектами  Российской  Федерации,  на  территории  которых  компактно
проживают марийцы,  будет оказывать марийской  диаспоре  содействие  в
получении основного общего образования на родном языке. В свою очередь
Республика  Марий  Эл  будет  способствовать   развитию   национальных
татарских,  чувашских, удмуртских, русских образовательных учреждений,
способствовать  широкому  использованию  в   них   учебно-методических
разработок   республик   Татарстан,   Чувашия,   Удмуртия,  Российской
Федерации.
   
                         СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ
   
     Семейное воспитание  приобретает   еще   большую   значимость   в
цивилизации  индивида,  накоплении и межпоколенной передаче культурных
ценностей  в  обществе.  Республика  Марий  Эл   добивается   создания
благоприятных   условий  для  нормального  развития  каждого  ребенка,
улучшения форм и методов воздействия  общества  и  школы  на  семейное
воспитание,    повышение    ответственности    родителей   за   судьбу
подрастающего поколения.
     Семья будет  ориентирована  на  воспитание в детях таких качеств,
как  человечность,  добропорядочность,  настойчивость   в   достижении
поставленной  цели,  дисциплинированность,  умение  мобилизовать  свои
способности,  организовать свой быт, отдых, труд, способность находить
оптимальные  решения  в  экстремальных ситуациях,  преданность народу,
подлинный патриотизм. Она должна обучать детей родному языку.
     В процессе  формирования личности в условиях семьи первостепенную
роль  должны  играть  национальные  традиции,   народная   педагогика,
традиционные  воззрения  народа  на  природу  человека  и  его место в
обществе.
     Концепция предлагает   проведение   целенаправленной   работы  по
изучению и широкой  пропаганде  основ  марийской  народной  педагогики
среди  родителей,  ознакомлению  их с педагогической культурой народов
России,  воспитанию у них чувства личной ответственности за сохранение
и  развитие  родного  языка,  возрождение народной культуры.  Внимание
марийской национальной интеллигенции должно быть обращено на  создание
национальной  системы воспитания,  опирающейся на народную психологию,
традиционное  мировоззрение,  обычаи  и  обряды,  верования,  народные
праздники, игры и развлечения. Эти аспекты семейного воспитания должны
найти широкое освещение в средствах массовой информации, в специальной
и  публицистической  литературе,  стать  предметом  обсуждения широкой
общественности и использоваться в родительском всеобуче.
     В общественном    сознании   необходимо   повысить   престижность
материнского, родительского воспитания в семье.
   
                    ДЕТСКИЕ ДОШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
   
     Концепция предусматривает создание марийских  детских  дошкольных
учреждений,  тесно  связанных  с  традициями  семейного воспитания.  В
дошкольных  учреждениях  усвоение  родного  языка,  развитие  культуры
родной речи,  ознакомление детей с произведениями народного творчества
и искусства,  народными играми и развлечениями, праздниками, обычаями,
обрядами, в целом, приобщение к национальной культуре воспитания тесно
переплетаются  с  трудовым,  нравственным,   умственным,   физическим,
эстетическим воспитанием детей.
     Параллельно с марийским языком дети в них осваивают русскую речь.
     Марийские детские  дошкольные  учреждения  по  мере укрепления их
материально-технической базы будут развиваться  на  основе  разработки
программ,       учебно-методических      пособий,      укомплектования
соответствующими национальными  кадрами  и  специалистами,  владеющими
русским и марийским языками.
     В этнически  смешанных  населенных  пунктах  для   удовлетворения
потребностей марийского населения в дошкольных учреждениях формируются
группы по изучению родного языка.
     В зависимости  от  степени  владения детьми разговорным марийским
языком предполагается открытие марийских дошкольных учреждений во всех
городах и крупных населенных пунктах республики.
     Марийские дошкольные детские учреждения  призваны  способствовать
гармоническому   развитию   личности,   прививать  детям  уважительное
отношение к себе,  родителям,  старшим,  окружающему миру, воспитывать
основы  нравственности  и  этикета,  трудолюбие.  В  ходе организации,
проведения  учебно-воспитательной  работы  с  детьми  найдут   широкое
применение   народные   методы   и   средства   воспитания,   присущие
этнопедагогике,  идеям совершенствования личности,  а  также  элементы
традиционных   форм   общественного   быта,   коллективного  досуга  и
развлечений, мировоззренческие установки марийского народа.
     В процессе дошкольного воспитания детей формируются представления
о культурных традициях финно-угорских народов Республики Марий Эл,  об
общероссийской культуре.
   
                    ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
   
     В Республике  Марий Эл и в местах компактного проживания марийцев
за ее пределами создаются различные типы национальных  образовательных
учреждений.  Предоставляется право общественным организациям и частным
лицам учреждать свои национальные учебные заведения и реализовать свои
взгляды  и  подходы в отношении национального образования,  не вступая
при этом в противоречие с существующими  законами  об  образовании,  с
Конституцией Российской Федерации и Конституцией Республики Марий Эл.
     Марийские национальные  общеобразовательные  учреждения  призваны
стать  неотъемлемой  частью  в  системе подготовки национальных кадров
республики по всем  отраслям  народного  хозяйства  и  экономики.  Они
должны  давать  базовое  образование,  соответствующее государственным
образовательным  стандартам,  которое  позволит  выпускникам   успешно
конкурировать  по уровню знаний и образованности с выпускниками других
учебных заведений не только в России, но и за ее пределами.
     В организационном   отношении   учебный   процесс   в   марийской
национальной    школе    может    включать    индивидуально-групповые,
разноуровневые,   разновозрастные   формы   обучения.   Разработка   и
утверждение учебных планов и программ, учебников и учебно-методических
пособий,    компьютерных    программ    и   учебников   по   предметам
образовательно-познавательного  характера  находятся   в   компетенции
Республики Марий Эл.
     Общая (базовая)  национальная  школа  является  основным   звеном
системы образования Республики Марий Эл.  Она включает начальные общие
(школы 1 ступени), основные общие (школы 2 ступени) и средние (полные)
общие (школы 3 ступени) образовательные учреждения.
     В школе 1 ступени  осуществляется  подготовка  детей  к  усвоению
основной программы общеобразовательной школы.  Главная цель начального
общего   образования   -   разностороннее   духовное,    нравственное,
эстетическое и физическое развитие ребенка. Здесь развиваются навыки и
умения  мыслить,  рассуждать,  слушать,  наблюдать,  читать,   писать,
вычислять,   рисовать,   петь,   заниматься   рукоделием,  осваиваются
простейшие  приемы  художественных  ремесел,  конструирования  и  т.д.
Совершенствуются знания по русскому языку,  истории и культуре народов
Республики Марий Эл, Российской Федерации, финно-угорских народов.
     Школа должна    пробудить   в   ребенке   чувство   национального
самосознания,  воспитывать  уважительное  отношение  к  представителям
других народов.
     Национальная школа  2  ступени  призвана  дать  на  родном  языке
учащимся программные знания по общеобразовательным предметам на основе
учета умственных способностей  и  их  профессиональных  склонностей  и
ориентированности.
     Содержание основных общеобразовательных программ, включающих курс
предметов по фундаментальным знаниям,  русскому языку и литературе,  а
также специальные предметы по истории и  культуре  народов  Республики
Марий  Эл,  финно-угорских  народов  и народов России,  факультативные
занятия по гигиене /7 кл./,  организации быта /3 кл./,  психологии  /9
кл./  предусматривает  дальнейшее  повышение  интеллектуального уровня
учащихся,  обогащение знаний  по  марийской  национальной  культуре  и
культуре  народов  Поволжья и России,  а также овладение практическими
навыками использования знаний в  повседневной  жизни,  самовоспитание,
осознание своих способностей, определение себя как личности.
     Профессиональная склонность    и    ориентированность    учащихся
определяется  путем  ступенчатой диагностики,  на основе тестирования,
введения системы экзаменов и зачетов.  Каждый учащийся в ходе обучения
в  школе  2  ступени  должен  сдать  переводные  экзамены  по основным
предметам   обучения   (в   соответствии   со    своими    умственными
способностями, задатками и наклонностями).
     Общая (базовая)   школа   3   ступени   обеспечивает   дальнейшее
углубление   и   расширение  знаний  учащихся  по  общеобразовательным
предметам,  овладение разносторонними знаниями о  природе  человека  и
общества,    роли   культуры   в   формировании   личности.   Изучение
физико-математических и естественно-научных дисциплин в школе  ведется
на  русском  языке,  остальные  предметы  изучаются  на  родном языке.
Вводятся факультативные занятия по эстетике, этике, религиоведению (10
кл.),  "культуре мысли" и "основам культуры семейной жизни", (11 кл.).
Организуются специализированные группы (классы) по овладению массовыми
профессиями, усвоению механизма рыночных отношений, основ бизнеса.
     Концепция предусматривает  создание  специализированных  школ   3
ступени   для   наиболее   одаренных  детей.  В  Республике  Марий  Эл
предполагается    основать    математические,    химико-биологические,
политехнические,  аграрные, хозяйственно-экономические, гуманитарные и
художественные школы,  гимназии,  лицеи и учебные  заведения  обычного
типа. Эти образовательные учреждения, оснащенные современными учебными
корпусами,  лабораториями,  мастерскими,  общежитиями  для   учащихся,
должны  стать  духовным  центром  национального  возрождения марийцев,
базовыми  учебными  заведениями  средних  и  высших   профессиональных
учреждений образования.  Языком обучения в них,  кроме государственных
языков республики, могут стать также иностранные языки.
     Важную роль в формировании этнического самосознания подрастающего
поколения,  приобщения  их  к  достижениям  культуры  своего   народа,
раскрытии  интересов  и  способностей,  самореализации личности должны
играть внешкольные учреждения.  В существующих  детских,  юношеских  и
молодежных  организациях  будут  пропагандироваться марийские народные
традиции,  основы  национальной  культуры  и   искусства.   Расширится
краеведение,   повысится   роль   детей   в  движении  за  возрождение
национальной культуры.
     Система непрерывного   национального   образования   предполагает
использование  марийского  языка,  национальной  культуры  в  средних,
профессиональных и высших учебных заведениях, в системе переподготовки
и повышения квалификации кадров.  В  республиканских  профессиональных
учебных заведениях каждый гражданин получит возможность расширить свои
знания по родному языку и культуре,  удовлетворить  свои  национальные
духовные   потребности.  С  этой  целью  вводится  преподавание  основ
культуры марийского народа,  делопроизводство на марийском  языке.  По
желанию  учащихся и студентов будут создаваться параллельные марийские
группы.
     В системе  средних  и  высших  профессиональных учебных заведений
будут созданы условия для расширения  знаний  по  марийскому  языку  и
культуре   марийского   народа   выпускникам   национальных   русских,
татарских,   чувашских,   удмуртских   учреждений   образования,   для
подготовки  кадров  специалистов,  владеющих  обоими  государственными
языками.
   
                          КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
   
     Возрождение марийского  образовательного   учреждения   потребует
подготовки  воспитателей  и  учителей,  владеющих  марийским и русским
языками,  а также  специалистов  по  марийскому  языку  и  литературе,
истории и культуре народа, по факультативным дисциплинам.
     Подготовка национальных  кадров  будет  осуществляться   согласно
долговременной  программе.  В  средних специальных учебных заведениях,
вузах республики,  готовящих педагогические кадры,  будут  открываться
группы  подготовки  марийских  учителей.  При  заключении двусторонних
договоров с республиками и областями,  на территории которых компактно
проживают  марийцы,  будет предусматриваться открытие марийских групп,
отделений при существующих центрах подготовки  учителей,  воспитателей
детских дошкольных учреждений.
     С целью подготовки  и  переподготовки  кадров,  владеющих  обоими
государственными  языками  Республики  Марий  Эл,  в  средних и высших
профессиональных учебных заведениях планируется  осуществить  комплекс
мер  по  подготовке  специалистов для вузов,  техникумов и училищ,  по
изданию специальных учебников, методических пособий и разработок.
     Концепция предусматривает   кардинальный  пересмотр  существующей
системы подготовки научных кадров,  способных принять реальное участие
в  становлении  марийского  национального  учреждения  образования,  в
разработке методологических принципов и  научно-методических  пособий,
учебников, учебных планов и программ.
     Реализация Концепции    предъявляет    новые     требования     к
педагогическому   персоналу,  предусматривает  изменения  существующих
принципов взаимоотношений между учителями  и  воспитателями,  с  одной
стороны,  и  воспитуемыми  -  с другой.  Педагогический процесс должен
строиться на доверии,  открытости,  соответствовать  духу  творческого
партнерства.   Необходимо   проводить   целенаправленную   работу   по
формированию нового  поколения  учителей  с  высокой  профессиональной
подготовкой,  ориентированных  на  возрождение  национальной культуры,
приобщение народа к мировой цивилизации.
     Механизм реализации  Концепции  предполагает создание необходимых
правовых,  организационных,  экономических,   материальных,   научных,
социальных  предпосылок.  Важное значение имеет разработка и внедрение
республиканских   учебно-воспитательных   планов   и   многовариантных
программ,   издание   оригинальных   учебных   пособий   и  учебников,
хрестоматий,  подготовка  видеофильмов,   компьютерных   учебников   и
программ и т. д.
     Реализация Государственной   Программы    развития    образования
Республики Марий Эл по развитию марийских национальных образовательных
учреждений потребует вложение дополнительных материальных и финансовых
затрат  со  стороны  Республики  Марий Эл.  В области экономического и
материально-технического обеспечения  предстоит  разработать  меры  по
привлечению   необходимых   средств   из  государственного  и  местных
бюджетов, вложений предприятий, организаций.
     Планируется осуществить  ряд  мер по организационно-структурному,
кадровому,  информационному  обеспечению,  интеграции   вузовского   и
отраслевого секторов педагогической науки.
     Исследовательский интерес   преподавателей    вузов,    Института
образования  будет  переориентирован  на  решение  проблем возрождения
национальной  школы.   Расширяется   подготовка   специалистов   через
аспирантуры.
     Реализация Концепции  будет  протекать  в  несколько  этапов.  На
первом  этапе предстоит осуществить переход существующих русскоязычных
детских дошкольных  учреждений  и  школ  первой  ступени  с  марийским
контингентом учащихся в национальные учреждения образования.
     Параллельно с  этим  будет  происходить  формирование  татарских,
чувашских, удмуртских детских дошкольных учреждений и начальных школ.
     В дальнейшем,  по мере  укрепление  материально-технической  базы
учреждений  образования,  строительства  типовых  школ,  подготовки  и
переподготовки специалистов,  разработки  и  издания  новых  программ,
комплектов    учебников    и    учебно-методической    пособий   будет
осуществляться формирование национальных школ II и III ступени.
     При реализации    Концепции    будет   создана   сеть   марийских
национальных учреждений  образования,  что,  несомненно,  окажет  свое
влияние  на  возрождение  национальной  культуры,  реализацию основных
положений Закона "О языке Российской Федерации",  Закона "О  языках  в
Республике   Марий   Эл",   подготовку   кадров,   улучшение   системы
образования.   Все   это    будет    способствовать    демократическим
преобразованиям в Республике Марий Эл.
   
   


Информация по документу
Читайте также