Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 05.07.2006 № 1515 июля 2006 года N 151 ---------------------------------------------------------------------- ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 июля 2006 г. N 151 О республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (В редакции Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2007 г. N 317; от 24.06.2008 г. N 158; от 19.07.2010 г. N 186) В целях повышения эффективности государственного управления, с учетом положений Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р, Правительство Республики Марий Эл постановляет: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (далее - Программа). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 2. Определить: Комиссию по реализации административной реформы в Республике Марий Эл координационным органом по управлению и контролю за ходом реализации мероприятий по проведению административной реформы в Республике Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 29.12.2007 г. N 317) Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, осуществляющим текущее управление и методическую поддержку мероприятий по проведению административной реформы в Республике Марий Эл. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) 3. Установить, что при подготовке проектов законов о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующие годы Программа ежегодно включается в перечень республиканских целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодному уточнению исходя из реальных возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл. Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 5 июля 2006 г. N 151 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "ПРОВЕДЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В 2006-2010 ГОДАХ" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) ПАСПОРТ республиканской программы "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Наименование Программы - республиканская программа "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (далее - Программа) (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Основание для разработки - Концепция административной реформы в Программы Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) распоряжение Президента Республики Марий Эл от 16 января 2006 г. N 9-рп "О плане мероприятий по реализации административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Руководитель Программы - - Администрация Президента Республики координатор Марий Эл Уполномоченный орган по - Министерство экономического развития и проведению торговли Республики Марий Эл административной реформы в Республике Марий Эл (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Основной разработчик - Министерство экономического развития и Программы торговли Республики Марий Эл (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Основные цели Программы - повышение эффективности функционирования системы государственного управления и обеспечение ориентации деятельности органов исполнительной власти республики на реализацию стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Марий Эл; повышение качества и доступности государственных услуг; снижение издержек от неэффективности закупок для государственных и муниципальных нужд; повышение общественного доверия к государственной власти Основные задачи - в процессе достижения поставленных целей Программы предстоит решить следующие задачи: внедрение в органах исполнительной власти Республики Марий Эл принципов и процедур управления по результатам; разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти Республики Марий Эл, а также административных регламентов в органах исполнительной власти Республики Марий Эл; оптимизация функций органов исполнительной власти Республики Марий Эл и создание механизмов, препятствующих неэффективному государственному вмешательству в экономику; повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; дальнейшее развитие государственной гражданской службы в Республике Марий Эл Срок реализации - 2006-2010 годы Программы (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Основные направления - для решения поставленных в Программе целей Программы и задач предусмотрены мероприятия по следующим направлениям: 1. Управление по результатам. 2. Стандартизация и регламентация. 3. Оптимизация функций органов исполнительной власти. 4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и общества. 5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Республики Марий Эл. 6. Повышение эффективности государственной гражданской службы в Республике Марий Эл Перечень проектов по - в рамках обозначенных мероприятий реализации отдельных Программы планируется реализовать направлений Программы, следующие проекты: выносимых на конкурсный 1. Внедрение механизмов управления по отбор для результатам в органах исполнительной предоставления средств власти Республики Марий Эл (разработчик - из федерального Министерство экономического развития бюджета на и торговли Республики стимулирование Марий Эл). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) проведения 2. Разработка и внедрение стандартов административной государственных услуг, административных реформы в Республике регламентов исполнения государственных Марий Эл функций и оказания государственных услуг в органах исполнительной власти Республики Марий Эл в части следующих государственных функций и услуг: лицензирование розничной продажи алкогольной продукции (разработчик - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) предоставление государственного имущества Республики Марий Эл в аренду (разработчик - Министерство государственного имущества Республики Марий Эл); предоставление и расчет субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (разработчик - Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл); направление больных в учреждения здравоохранения федерального подчинения для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и санаторно-курортного лечения в соответствии с выделяемыми квотами и на договорной основе (разработчик - Министерство здравоохранения Республики Марий Эл); государственная аккредитация и лицензирование общеобразовательных учреждений (разработчик - Министерство образования Республики Марий Эл). 3. Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд (разработчик - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) 4. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Республики Марий Эл (разработчик - государственное учреждение Республики Марий Эл "Информсреда"). 5. Внедрение системы результативного управления унитарными предприятиями, подведомственными органам исполнительной власти Республики Марий Эл (разработчик - Министерство государственного имущества Республики Марий Эл) Основные исполнители - Министерство государственного имущества Программы Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл; Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) государственное учреждение Республики Марий Эл "Информсреда"; иные органы государственной власти Республики Марий Эл; юридические лица (по конкурсу) Объемы и источники - расходы республиканского бюджета финансирования Республики Марий Эл на реализацию Программы Программы (без учета реализации проектов) составят 2650 тыс.рублей. Объем требуемых средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию проектов приведен в приложении N 4 к Программе Система организации - организацию общего управления и контроль контроля за реализацией за исполнением Программы осуществляет Программы Комиссия по реализации административной реформы в Республике Марий Эл, состав которой утвержден распоряжением Президента Республики Марий Эл от 14 ноября 2005 г. N 296-рп, текущее управление реализацией Программы - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, до завершения реализации Программы. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл информирует Правительство Республики Марий Эл о ходе реализации Программы ежегодно до 1 марта (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Ожидаемые конечные - последовательная реализация программных результаты Программы мероприятий позволит: обеспечить совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей процедуры предоставления государственных услуг, а также вопросы государственной гражданской службы; обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры для совершенствования системы информирования потенциальных потребителей о государственных и муниципальных услугах и их предоставлении; внедрить систему мониторинга оценки потребителями и поставщиками качества услуг; повысить достижение планируемых целей, задач и показателей результативности органов исполнительной власти Республики Марий Эл; повысить эффективность бюджетных расходов в части организации исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, проведения закупок для государственных нужд; создать механизм конкурентного распределения ресурсов по целевым программам органов исполнительной власти Республики Марий Эл; внедрить систему аудита эффективности расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл; создать единую государственную информационную систему планирования и мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл по достижению ключевых показателей социально - экономического развития, реализации целевых и ведомственных программ I. Необходимость и условия реализации Программы 1. Реализация мероприятий по направлениям административной реформы за период 2003-2005 годов Для достижения стратегических целей социальноэкономического развития Республики Марий Эл одной из важнейших проблем является повышение эффективности государственного управления. Учитывая данную проблему, в рамках реализации первого этапа административной реформы в Республике Марий Эл осуществлялись мероприятия по следующим направлениям. 1.1. В целях повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и совершенствования механизмов государственного регулирования социально-экономическими процессами в Республике Марий Эл в качестве основного метода государственного регулирования социально-экономических процессов установлена система индикативного управления. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 января 2003 г. N 34 утвержден Регламент системы индикативного управления в Республике Марий Эл, который определяет состав и последовательность, сроки исполнения и конечные результаты действий органов исполнительной власти Республики Марий Эл по реализации системы индикативного управления в республике. В рамках разработки системы индикативного управления в Республике Марий Эл была проведена работа по анализу и классификации функций государственного управления Республики Марий Эл, утвержден Кодификатор функций государственного управления Республики Марий Эл, определяющий перечень функций, которые в рамках своих полномочий должны выполнять республиканские органы исполнительной власти, что дало возможность исключить дублирование и избыточность функций государственного управления, четко определить и нормативно закрепить основных участников реализации государственных функций (центры ответственности) и соисполнителей, а также разработать систему индикаторов оценки выполнения органами государственной власти своих функций и достижения поставленных целей. Принятие Кодификатора функций государственного управления Республики Марий Эл явилось одним из первоочередных этапов по совершенствованию системы государственного регулирования социально-экономическими процессами в республике и совместно с другими мероприятиями по внедрению в Республике Марий Эл системы индикативного управления способствовало росту эффективности решения поставленных задач по развитию экономики республики органами исполнительной власти. Закрепление функций государственного управления за органами исполнительной власти Республики Марий Эл и определение ответственных за их выполнение позволило устанавливать индикаторы реализации функций государственного управления за центрами ответственности. Мониторинг вышеуказанных индикаторов дал возможность отследить эффективность работы по реализации функций государственного управления Республики Марий Эл и проанализировать организационную структуру органов исполнительной власти в целях ее оптимизации и повышения эффективности государственного управления. 1.2. Предложения по оптимизации функций органов исполнительной власти, перераспределению функций использованы при формировании новой структуры органов исполнительной власти Республики Марий Эл. В частности, полномочия упраздненного Департамента лесного и топливного комплекса Республики Марий Эл в сфере топливного комплекса республики переданы Министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; в сфере использования, охраны и защиты лесного фонда - Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл, которое впоследствии было преобразовано в Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл. При этом на преобразованное Министерство были дополнительно возложены полномочия по вопросам экологии, недропользования и природопользования. Указанные функции были изъяты из ведения Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. С 4 января 2005 г. исключены из структуры органов исполнительной власти Республики Марий Эл Государственная регистрационная палата Республики Марий Эл, Отдел по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий государственной собственности Республики Марий Эл и учреждение юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Марий Эл. Упразднено Министерство по развитию предпринимательства, торговли и потребительских услуг Республики Марий Эл, а Министерство экономики и промышленности Республики Марий Эл преобразовано в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. При этом функции, связанные с развитием предпринимательства, обеспечением населения потребительскими услугами, переданы Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. Процессу преобразования, в связи с пересмотром основных функций, подверглись и другие органы исполнительной власти Республики Марий Эл. Указом Президента Республики Марий Эл от 21 января 2005 г. N 27 Министерство Республики Марий Эл по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий реорганизовано путем преобразования в Комитет гражданской защиты Республики Марий Эл. Указом Президента Республики Марий Эл от 23 апреля 2005 г. N 73 Региональная энергетическая комиссия Республики Марий Эл преобразована в Республиканскую службу по тарифам Республики Марий Эл. В марте 2005 года в целях материально-технического и иного обеспечения деятельности мировых судей в Республике Марий Эл в структуре органов исполнительной власти был образован Отдел по обеспечению деятельности мировых судей в Республике Марий Эл, который впоследствии Указом Президента Республики Марий Эл от 17 августа 2005 г. N 145 был реорганизован в Департамент по обеспечению деятельности мировых судей в Республике Марий Эл. В соответствии с новыми функциями и задачами распоряжением Президента Республики Марий Эл от 16 февраля 2005 г. N 30-рп утверждена новая структура Администрации Президента Республики Марий Эл. Результатом работы по оптимизации функций в структуре исполнительной власти республики, реализации первого этапа административной реформы и совершенствованию системы органов исполнительной власти Республики Марий Эл стало утверждение Указом Президента Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 г. N 230 новой структуры органов исполнительной власти Республики Марий Эл. Согласно этому Указу в новую структуру вошли 10 министерств и 9 иных органов исполнительной власти. В начале реформы (на 1 января 2005 г.) их было соответственно 12 и 10. Таким образом, на первом этапе реформирования государственного управления Республики Марий Эл произошло сокращение общего числа органов исполнительной власти на 14 процентов. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 6 декабря 2005 г. N 281 "О типовых регламентах взаимодействия органов исполнительной власти Республики Марий Эл и внутренней организации органов исполнительной власти Республики Марий Эл" установлены общие правила организации деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл по реализации полномочий и их взаимодействию, а также определены сроки по разработке вышеназванных регламентов. Органы исполнительной власти Республики Марий Эл во исполнение решения Правительства Республики Марий Эл определили административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций органа исполнительной власти, работу его структурных подразделений. В настоящее время в Республике Марий Эл заканчивается работа по принятию органами государственной власти административных регламентов исполнения государственных функций и должностных регламентов государственных гражданских служащих органов исполнительной власти. 1.3. Для оценки эффективного планирования деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и оценки их деятельности начиная с 2003 года ежегодно разрабатываются и утверждаются индикаторы результативности деятельности, а также их целевые пороговые значения. Мониторинг достижения целевых пороговых значений индикаторов осуществлялся на основании постановления Правительства Республики Марий Эл от 21 февраля 2003 г. N 59 "О мониторинге уровня жизни населения, социально-экономического положения Республики Марий Эл, отраслей, муниципальных образований, организаций в системе индикативного управления в Республике Марий Эл". В 2006 году постановлением Правительства Республики Марий Эл от 18 мая 2006 г. N 104 "О стратегических целях и задачах органов исполнительной власти Республики Марий Эл на 2006 год и среднесрочную перспективу" утверждены значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности органов исполнительной власти по достижению стратегических целей и задач. 1.4. В целях внедрения в органах исполнительной власти Республики Марий Эл принципов и процедур управления по результатам и оценки эффективности бюджетных расходов постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 сентября 2004 г. N 218 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 сентября 2002 г. N 295" образована Комиссия по внедрению системы индикативного управления в Республике Марий Эл и повышению результативности бюджетных расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, утверждены ее состав и Положение о Комиссии, а также Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования. В 2005 году в Республике Марий Эл проведен эксперимент по внедрению методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты. Полученные результаты эксперимента свидетельствуют о различном практическом уровне готовности органов исполнительной власти Республики Марий Эл к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат. В результате проведенного эксперимента отмечен ряд факторов, влияющих на фактический уровень готовности субъектов бюджетного планирования к внедрению методов бюджетирования, ориентированного на результат. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2006 г. N 122 утверждены Порядок учета планируемых результатов деятельности субъектов бюджетного планирования в форме количественных показателей при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год, Положение об оценке выполнения государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета Республики Марий Эл, требуемых результатов деятельности и Типовой договор об оказании бюджетных услуг государственным учреждением. 1.5. В соответствии с Регламентом системы индикативного управления в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 января 2003 г. N 34, объектом управления является республика в целом, отрасль, муниципальные образования, предприятия и организации. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 12 мая 2003 г. N 132 "Об утверждении пороговых значений индикаторов оценки уровня жизни населения, социальноэкономического положения Республики Марий Эл, отраслей, муниципальных образований, организаций на 2003 год" был утвержден Перечень индикаторов социально-экономического положения предприятий, который используется органами исполнительной власти при заключении контрактов и оценке эффективности работы руководителей подведомственных государственных унитарных предприятий. Совместным приказом Министерства экономики и промышленности Республики Марий Эл и Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 14 января 2002 г. N 4/1 утвержден Порядок определения и перечень показателей экономической эффективности деятельности республиканских унитарных предприятий и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности Республики Марий Эл. 1.6. В целях повышения качества предоставляемых населению бюджетных услуг в рамках утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 19 сентября 2003 г. N 285 Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл постановлением Правительства Республики Марий Эл от 22 июня 2005 г. N 164 утверждены Перечень бюджетных услуг в области образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения и труда и Порядок оценки потребности и соответствия качества фактически предоставляемых бюджетных услуг стандартам качества бюджетных услуг. Стандарты качества бюджетных услуг утверждены приказами соответствующих министерств. В рамках реализации Программы реформирования государственных и муниципальных финансов Республики Марий Эл проведена работа по совершенствованию -нормативной правовой базы, связанной с усилением контроля за отбором к финансированию из республиканского бюджета Республики Марий Эл региональных инвестиционных проектов. Основным критерием бюджетной поддержки будет являться финансовая и социальная эффективность, а также общественная полезность и значимость инвестиционных проектов на основе проводимого мониторинга. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 июня 2005 г. N 167 утверждены Порядок оценки эффективности инвестиционных проектов, требующих оказания мер государственной поддержки, и проектов, претендующих на участие в республиканской адресной инвестиционной программе и основания для отказа в предоставлении государственной поддержки и досрочного прекращения реализации инвестиционных проектов. 1.7. В развитие федерального законодательства о государственной гражданской службе подготовлен и принят ряд нормативных правовых актов в этой сфере по следующим направлениям: организация государственной гражданской службы Республики Марий Эл; оплата труда государственных гражданских служащих, внедрение методов стимулирования их профессиональной деятельности; повышение профессионализма кадров государственной гражданской службы Республики Марий Эл; совершенствование управления государственной гражданской службой; реестр должностей государственной гражданской службы Республики Марий Эл. Реализуются мероприятия, направленные на повышение открытости государственной гражданской службы, реализацию механизмов привлечения на государственную гражданскую службу квалифицированных специалистов, а также механизмов конкурсного замещения должностей гражданской службы. Особое внимание уделяется развитию системы подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации государственных гражданских служащих Республики Марий Эл в рамках республиканской программы "Реформирование государственной службы Республики Марий Эл (2005-2006 годы)". 2. Основные проблемы и приоритеты в области реформирования государственного управления Система государственного управления - ключевой фактор развития государства. Развитие системы эффективного управления требует, чтобы система государственного управления являлась одновременно и открытой, и демократичной, и эффективной. Приоритетность административной реформы, реформы в сфере государственной службы и повышения эффективности бюджетных расходов была определена в качестве ключевого направления в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2003 и 2004 годах и программах социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Анализируя современное состояние государственного управления в Республике Марий Эл, можно выделить следующие проблемы: 2.1. Недостаток квалифицированных кадров. 2.2. Недостаточное использование современных технологий государственного управления, в том числе информационных, отвечающих задачам реализации масштабных общегосударственных программ и проектов. 2.3. Отсутствие четких критериев оценки качества предоставляемых государственных услуг. 2.4. Недостаточная регламентация деятельности органов государственной власти и государственных гражданских служащих. 2.5. Недостаточная информационная открытость органов исполнительной власти и обратная связь с гражданами и обществом. Исходя из перечисленных проблем, приоритетами в области реформирования государственного управления в Республике Марий Эл являются: 1) использование системы управления эффективностью в деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и государственных гражданских служащих ("управление по результатам"); 2) повышение качества предоставляемых государственных услуг населению и бизнесу Республики Марий Эл; 3) повышение открытости и прозрачности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл, которое будет способствовать: повышению доступа граждан к информации о деятельности органов государственной власти, совершенствованию взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления со структурами гражданского общества, повышению прозрачности бюджетного процесса, прозрачности системы государственных закупок; 4) формирование высокопрофессионального кадрового состава государственных гражданских служащих, владеющего современными управленческими и информационными технологиями; 5) внедрение новых подходов к организации государственной гражданской службы в Республике Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 6) разработка правовых и организационных механизмов создания и ведения порталов государственных услуг, обеспечивающих свободный доступ пользователям информационно-коммуникационной сети Интернет к систематизированной информации о государственных услугах, а также механизмов, обеспечивающих эффективное электронное взаимодействие получателей государственных услуг с органами государственной власти, предоставляющими государственные услуги, в том числе с использованием электронных документов, удостоверенных электронной цифровой подписью. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) II. Цели и задачи Программы Основной целью реализации административной реформы в Республике Марий Эл является обеспечение реализации комплексной административной реформы в Российской Федерации, соподчиненной с административной реформой на региональном уровне, а также повышение эффективности и результативности работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл и повышение качества государственного управления. Целями Программы, отражающими рост качества государственного управления, являются: повышение способности исполнительных органов государственной власти обеспечивать конкретные результаты; повышение качества и доступности государственных услуг; снижение издержек от неэффективности закупок для государственных и муниципальных нужд; повышение общественного доверия к государственной власти; оптимизация функций органов исполнительной власти Республики Марий Эл и приведение структур и функций органов исполнительной власти Республики Марий Эл в соответствие с ключевыми стратегическими задачами и приоритетами. Для достижения поставленных в Программе целей необходимо решение следующих задач: внедрение современных методов и механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти в координации с внедрением бюджетирования по результатам; внедрение механизмов стратегического планирования на уровне исполнительных органов местного самоуправления с увязкой целей и задач; обеспечение ориентации деятельности органов исполнительной власти на потребности общества и конкретных клиентов, оптимизация и модернизация административно-управленческих процессов за счет внедрения стандартов государственных услуг, а также административных регламентов; разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Республике Марий Эл; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) организация предоставления государственных услуг в электронной форме; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) внедрение стандартов государственных услуг; повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд; внедрение механизмов досудебного обжалования и административной юстиции; оптимизация функций и полномочий органов исполнительной власти, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику; развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов; внедрение системы планирования и оценки результативности служебной деятельности, базирующейся на должностных регламентах, во всех исполнительных органах государственной и муниципальной власти; внедрение механизмов прозрачности и эффективного взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества, в том числе повышение информационной открытости исполнительных органов государственной власти; укрепление кадрового состава государственных гражданских служащих через соблюдение квалификационных требований, совершенствование системы оплаты труда и улучшение качества профессиональной подготовки; внедрение современных кадровых технологий при поступлении на государственную гражданскую службу и ее прохождении. III. Система программных мероприятий Для реализации целей и задач Программы предполагается осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям. 3.1. Управление по результатам предусматривает: расширение сферы применения ведомственных целевых программ; формирование системы показателей результативности деятельности органов исполнительной власти и бюджетных программ, включающей показатели конечного эффекта, непосредственного результата и использованных ресурсов; разработку и внедрение типовой системы планирования деятельности подведомственных учреждений, обеспечивающей ее связь с целями органов исполнительной власти на основе внедрения результативных принципов управления подведомственными организациями; совершенствование применения среднесрочных планов деятельности, разработанных на основе программного подхода и содержащих промежуточные значения стратегических показателей и ресурсов, детальные описания мероприятий по продвижению к намеченным целям; создание системы оперативного мониторинга реализации планов и включенных в них программ, направленного на своевременное выявление отклонений от запланированных показателей; внедрение системы прогнозирования ожидаемых результатов и регулярной оценки рисков недостижения целей при выбранном варианте развития на основе результатов мониторинга; создание объективного контроля исполнения планов и программ, оценки их социально-экономической результативности и эффективности органов исполнительной власти, а также формирование банка данных оценок результативности; формирование системы стимулирования государственных служащих, базирующейся на использовании показателей результативности и должностных регламентах; разработка методических рекомендаций по подготовке сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства Республики Марий Эл на среднесрочную перспективу. 3.2. Стандартизация и регламентация предполагают: создание межведомственной рабочей группы по разработке стандартов предоставления государственных услуг; разработку и внедрение стандартов государственных услуг в органах исполнительной власти Республики Марий Эл, ориентация их деятельности на интересы пользователей услуг; определение сводного перечня государственных услуг исполнительных органов государственной власти, подлежащих стандартизации и регламентации; подготовку и внедрение пилотных проектов стандартов государственных услуг органов исполнительной власти Республики Марий Эл; разработку и принятие нормативных правовых актов по вопросам передачи ряда государственных функций саморегулируемым организациям и создания механизмов, предотвращающих появление новых избыточных функций органов исполнительной власти; разработку методических рекомендаций по определению себестоимости государственных и муниципальных услуг, критериев их качества и полезности; создание единой системы мониторинга оценки качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг; разработку нормативно-правовой и методической базы предоставления государственных услуг в электронной форме; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) переход органов исполнительной власти Республики Марий Эл на предоставление государственных услуг с использованием телекоммуникационных технологий; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) организацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в целях предоставления государственных и муниципальных услуг; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) проведение социологических опросов по удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг; внедрение новых механизмов досудебного обжалования и административного судопроизводства (административной юстиции). 3.3. Оптимизация функций органов исполнительной власти и противодействие коррупции включают в себя следующие направления: оптимизация функций и полномочий органов исполнительной власти, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику, включая разработку рекомендаций для исполнительных органов государственной власти по оптимизации структуры органов управления; оптимизация реализации контрольных и надзорных функций органов исполнительной власти Республики Марий Эл; развитие системы аутсорсинга административно-управленческих процессов в органах исполнительной власти Республики Марий Эл; усиление контроля и модернизация системы закупок для государственных и муниципальных нужд; разработка и внедрение антикоррупционных программ. 3.4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества предусматривает: создание нормативной правовой и методической базы, разработку и внедрение организационных механизмов взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества; проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти и исполнительных органов местного самоуправления; включение представителей структур гражданского общества в рабочие группы, другие структуры по подготовке нормативных правовых актов, иных затрагивающих их права и законные интересы решений органов исполнительной власти; включение представителей структур гражданского общества в комиссии, создание которых предусматривается законодательством о государственной гражданской службе; создание и деятельность общественных советов с участием структур гражданского общества при органах исполнительной власти. 3.5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти должна охватить: анализ оснащенности исполнительных органов государственной и муниципальной власти информационными технологиями в соответствии с современными требованиями; подготовку предложений в отношении процедур, информационных систем и инструментов управления; создание систем мониторинга результатов деятельности органов исполнительной власти, качества предоставляемых государственных услуг, закупок для государственных нужд; обеспечение информационной открытости государственных органов, их взаимодействие со структурами гражданского общества, в том числе через принятие нормативных актов, закрепляющих процедуру раскрытия информации о деятельности исполнительных органов государственной и муниципальной власти; совершенствование системы информирования потенциальных потребителей о государственных и муниципальных услугах и их предоставлении через развитие соответствующей инфраструктуры (формирование баз данных по государственным и муниципальным услугам и внедрение передовых информационно-коммуникационных технологий); модернизацию системы технико-информационного обеспечения деятельности органов исполнительной власти. 3.6. Повышение эффективности государственной гражданской службы в Республике Марий Эл предусматривает: совершенствование законодательной и нормативной правовой базы по вопросам государственной гражданской службы; совершенствование системы мотивации и стимулирования труда государственных гражданских служащих; создание устойчивого механизма финансирования программ обучения государственных и муниципальных гражданских служащих; организацию стажировки перспективных государственных гражданских служащих в регионах Российской Федерации; выработку унифицированных критериев оценки деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц органов исполнительной власти; формирование кадрового резерва на должности государственной гражданской службы; внедрение информационной системы работы с резервом кадров на должности государственной гражданской службы; совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления со структурами гражданского общества; проведение семинаров и круглых столов по осуществлению административной реформы. Система программных мероприятий приведена в приложении N 2. 3.7. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме предполагает: создание портала государственных услуг, объединяющего в единое информационное пространство данные о государственных услугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Республики Марий Эл; обеспечение возможности электронного взаимодействия получателей государственных услуг с органами государственной власти с использованием электронной цифровой подписи; создание системы межведомственного информационного взаимодействия органов исполнительной власти разных уровней (формирование единой инфраструктуры межведомственного обмена данными в электронном виде). (Подраздел дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) IV. Оценка рисков реализации Программы Наиболее существенными рисками в реализации Программы могут быть: риск запаздывания в реализации мер по формированию благоприятных институциональных условий для проведения комплексной административной реформы; риск недостаточной общественной поддержки административной реформы и Программы; риск ослабления политической поддержки Программы административной реформы в среднесрочной и долгосрочной перспективе; риск несогласованности мероприятий настоящей Программы с реализацией других целевых, отраслевых и ведомственных программ в сфере повышения качества государственного управления; риск пассивного сопротивления мероприятиям административной реформы со стороны государственных гражданских служащих, чьи служебные интересы в большей мере связаны с реализацией традиционных задач; риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменению внешних условий. Программа предусматривает минимизацию рисков, прежде всего, за счет статуса Программы, механизмов организации управления, а также за счет внедряемых ею механизмов управления по результатам, мониторинга хода административной реформы, распространения лучшей практики реализации мероприятий административной реформы, подготовки кадров для административной реформы, взаимодействия со структурами гражданского общества. Риск запаздывания в реализации мер по формированию благоприятных институциональных условий для проведения комплексной административной реформы минимизируется за счет начала реализации Программы в максимально сжатые сроки с использованием пилотных проектов, а также участия Республики Марий Эл в конкурсе субъектов Российской Федерации по стимулированию проведения административной реформы. Риск недостаточной общественной поддержки административной реформы и Программы минимизируется за счет активного включения структур гражданского общества в разработку и реализацию мероприятий Программы. Общественная поддержка и участие являются принципиально важными факторами для реализации многих предусмотренных Программой мероприятий административной реформы. Программа устанавливает в этой связи измеряемые показатели результативности административной реформы по всем ее направлениям и в целом по Программе. Многие из планируемых результатов реализации Программы напрямую связаны с интересами населения Республики Марий Эл, организаций, бизнеса. Прежде всего это относится к повышению качества государственных услуг. Достижение планируемых показателей повышения качества государственных и муниципальных услуг уже в первые годы реализации Программы должно стать существенным фактором роста ее общественной поддержки. Риск ослабления политической поддержки Программы административной реформы в среднесрочной перспективе будет минимизирован за счет: включения в систему управления Программой должностных лиц органов исполнительной власти Республики Марий Эл; закрепления решений ключевых задач административной реформы в нормативных правовых актах; формирования заинтересованности у участников Программы в реализации ее мероприятий. Риск несогласованности мероприятий настоящей Программы с реализацией других целевых программ в сфере повышения качества государственного управления будет минимизирован за счет координации направлений Программы с реализацией мероприятий Программы реформирования государственных и муниципальных финансов и Программы реформирования государственной службы Республики Марий Эл, а также проведения программных мероприятий Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах и федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 годы)". Риск пассивного сопротивления мероприятиям административной реформы со стороны государственных и муниципальных служащих минимизируется за счет того, что: с одной стороны, реализация мероприятий Программы, планируемых ею преобразований в деятельности органов исполнительной власти будет проводиться под руководством внешнего органа - комиссии, непосредственно ответственной за достижение планируемых результатов административной реформы, и ее членов; с другой стороны, в реализацию административной реформы будет вовлекаться с каждым ее этапом все большее число государственных гражданских служащих. Риск недостаточной гибкости и адаптируемости Программы к изменению внешних условий должен быть минимизирован организацией мониторинга достижения результатов административной реформы. Программа предусматривает разработку и применение целостной системы мониторинга по всем основным направлениям административной реформы: деятельности органов исполнительной власти; качества государственных услуг; создания системы мониторинга антикоррупционных мероприятий; информационной открытости; закупок для государственных и муниципальных нужд; развития структур гражданского общества и их участия в подготовке и принятии решений государственных органов. Проведение мониторинга должно обеспечить своевременное обнаружение сбоев в достижении запланированных результатов, провести анализ причин и скорректировать при необходимости цели, задачи и конкретные механизмы реализации административной реформы. V. Ресурсное обеспечение Программы Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Средства из федерального бюджета планируется получить на основе участия в конкурсе по стимулированию мероприятий реализации административной реформы в субъектах Российской Федерации в 2006 году. Мероприятия по реализации административной реформы в Республике Марий Эл в 2006 году осуществляются органами исполнительной власти Республики Марий Эл за счет средств, выделяемых на текущие расходы органов исполнительной власти Республики Марий Эл. Объем средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, направляемых на реализацию мероприятий Программы в 2007- 2008 годах, подлежит уточнению в соответствии с законом Республики Марий Эл о республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. Объемы и источники финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 3. Объем требуемых средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию проектов приведен в приложении N 4. VI. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации Система управления Программой направлена на достижение поставленных целей, эффективность проведения каждого мероприятия, а также долгосрочную устойчивость полученных результатов. Реализация Программы предусматривает тесное взаимодействие и сотрудничество различных ветвей и уровней власти, в том числе в рамках Комиссии по реализации административной реформы в Республике Марий Эл, образованной распоряжением Президента Республики Марий Эл от 14 ноября 2005 г. N 296-рп. Функцию уполномоченного органа по проведению административной реформы в Республике Марий Эл выполняет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Ответственными по отдельным мероприятиям Программы являются органы исполнительной власти Республики Марий Эл. Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Комиссия по реализации административной реформы в Республике Марий Эл (далее - Комиссия). Результаты реализации Программы рассматриваются на заседаниях Комиссии, а также публикуются в прессе и на официальном сайте Правительства Республики Марий Эл в сети Интернет. Реализация ряда мероприятий Программы осуществляется на основе государственных контрактов на закупку и поставку продукции для государственных нужд. Комиссия осуществляет: координацию деятельности по реализации мероприятий административной реформы в Республике Марий Эл; предварительное рассмотрение проектов нормативных правовых актов и предложений по вопросам реализации административной реформы; рассмотрение материалов о ходе реализации Программы и по мере необходимости уточнение мероприятий, предусмотренных Программой, объемов их финансирования, а также утверждение развернутого перечня мероприятий на предстоящий год; оценку социально-экономической эффективности результатов реализации Программы; организацию размещения в электронном виде информации о ходе и результатах реализации Программы; взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения хода реализации мероприятий Программы. При возникающих отклонениях от плана мероприятий по реализации административной реформы Комиссия использует механизмы оперативного вмешательства и корректирует их. Уполномоченный орган по проведению административной реформы в Республике Марий Эл осуществляет: текущее управление мероприятиями административной реформы в Республике Марий Эл; проведение экспериментов и пилотных проектов в Республике Марий Эл; мониторинг реализации программных мероприятий. Исполнители мероприятий Программы: несут ответственность за своевременность и полноту реализации программных мероприятий; участвуют в реализации пилотных проектов; разрабатывают ведомственные планы реализации мероприятий административной реформы, в том числе ежегодные первоочередные мероприятия; осуществляют разработку технических заданий на проведение конкурсов и тендеров на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. Конкурсный отбор осуществляется конкурсными комиссиями, которые формируются в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством; ежеквартально направляют в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл информацию о ходе реализации первоочередных мероприятий по реализации административной реформы в Республике Марий Эл. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 19.07.2010 г. N 186) Органы исполнительной власти Республики Марий Эл разрабатывают и утверждают по согласованию с Комиссией ведомственные программы по направлениям административной реформы в Республике Марий Эл. Информационное сопровождение административной реформы в Республике Марий Эл приведено в приложении N 5. VII. Оценка эффективности реализации Программы Конечные результаты Программы, связанные с повышением эффективности государственной гражданской службы, сокращением потерь бюджета за счет повышения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, ростом результативности и эффективности бюджетных расходов, позволят обеспечить ее высокую бюджетную эффективность. Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих социально-экономических результатов: повысить достижение планируемых целей, задач и показателей результативности органов исполнительной власти Республики Марий Эл; повысить эффективность бюджетных расходов в части организации исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, проведения закупок для государственных нужд; обеспечить развитие соответствующей инфраструктуры для совершенствования системы информирования потенциальных потребителей о государственных и муниципальных услугах и их предоставлении; повысить эффективность государственной гражданской службы через повышение ответственности и подотчетности государственных гражданских служащих; улучшить инвестиционный климат за счет повышения информационной открытости, стабильности отношений органов государственной власти и бизнеса, снижения уровня коррупции; обеспечить рост качества жизни населения за счет повышения качества и доступности государственных услуг; создать единую государственную информационную систему планирования и мониторинга эффективности деятельности органов исполнительной власти по достижению ключевых показателей социально-экономического развития, реализации целевых и ведомственных программ. В соответствии с целями в Программе определены интегральные показатели ее результативности. Интегральными показателями результативности станут: доля опрошенных, удовлетворенных эффективностью административного регулирования и предоставления услуг со стороны государства; доля общественно значимых государственных услуг, качество и доступность предоставления которых удовлетворяет потребителей; экономия бюджетных средств за счет использования конкурсных процедур государственных закупок; процент респондентов, выбравших ответ "скорее доверяю" и "доверяю" государственным институтам в социологических опросах. Индикаторы ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 1. Конечные результаты Программы, связанные с сокращением потерь бюджета за счет повышения эффективности закупок для государственных и муниципальных нужд, ростом результативности и эффективности бюджетных расходов, возрастанием налогооблагаемой базы, позволят обеспечить ее высокую бюджетную эффективность. Реализация мероприятий Программы позволит достичь следующих социальноэкономических результатов: рост валового регионального продукта; рост среднемесячной заработной платы, в том числе в сфере малого предпринимательства; рост объемов инвестиций; повышение эффективности бюджетных расходов в части организации исполнения государственных функций, предоставления государственных услуг, проведения закупок для государственных нужд; рост качества жизни за счет повышения качества и доступности государственных услуг. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) ИНДИКАТОРЫ ожидаемой эффективности реализации мероприятий Программы ---------------------------------------------------------------------- | Индикаторы | 2006 год | 2007 год | 2008 год ---------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 ---------------------------------------------------------------------- 1. Доля граждан, удовлетворенных 30,0 50,0 качеством предоставления государственных услуг (процентов) 2. Степень внедрения стандартов не менее не менее государственных услуг (процентов) 5,0 10,0 3. Доля государственных не менее не менее 100,0 гражданских служащих, 42,0 45,0 прошедших обучение в системе дополнительного профессионального образования (процентов) 4. Доля расходов республиканского 15,0 17,0 20,0 бюджета Республики Марий Эл, осуществляемых в рамках применения нормативно-подушевого финансирования (процентов к общему объему расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл) 5. Доля контрактов по 30,0 60,0 80,0 государственным закупкам, по которым ведется мониторинг соотношения закупочных цен и их среднерыночного уровня (процентов) 6. Бюджетная эффективность за 10,0 11,0 12,0 счет размещения государственных и муниципальных заказов по итогам торгов (процентов) 7. Доля государственных гражданских 30,0 70,0 100,0 служащих, в должностные регламенты которых введены конкретные показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности (процентов) 8. Доля органов исполнительной 70,0 80,0 90,0 власти Республики Марий Эл, достигших запланированных значений не менее чем 90% показателей (процентов) 9. Доля докладов о результатах и 50,0 75,0 90,0 основных направлениях деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл, качество которых оценено на "хорошо" и "отлично" (процентов) 10. Наличие Интернет-доступа к 4 сайта 8 сайтов наличие информации о деятельности сайтов государственных органов всех Республики Марий Эл органов исполни- тельной власти ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Система программных мероприятий --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование мероприятия | Объем | Ответственный | Срок | | финансирования | исполнитель | исполнения | | (тыс. рублей) | | --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Управление по результатам 1.1. Разработка системы показателей и критериев оценки Минэкономразвития 2006- деятельности органов исполнительной власти и Республики Марий Эл, 2007 гг. подведомственных организаций Республики Марий Эл органы исполнительной власти Республики Марий Эл 1.2. Реализация и осуществление мониторинга Минэкономразвития 2006- утвержденных показателей эффективности Республики Марий Эл, 2008 гг. деятельности органов исполнительной власти органы исполнительной и подведомственных организаций власти Республики Марий Эл 1.3. Распространение методов управления по Минэкономразвития 2007- результатам на уровне органов местного Республики Марий Эл 2008 гг. самоуправления 1.4. Разработка типовой системы планирования Администрация 2006 г. деятельности подведомственных организаций, Президента Республики обеспечивающей ее связь с целями Марий Эл, деятельности органов исполнительной власти Минэкономразвития Республики Марий Эл Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 1.5. Реализация пилотных планов результативного органы исполнительной 2007 г. управления подведомственными организациями власти Республики в органах исполнительной власти Республики Марий Эл Марий Эл 1.6. Внедрение системы планирования деятельности органы исполнительной 2007- подведомственных организаций, обеспечивающих ее власти Республики 2008 гг. связь с целями и задачами деятельности органов Марий Эл исполнительной власти 1.7. Создание системы мониторинга реализации планов органы исполнительной 2007- подведомственных организаций власти Республики 2008 гг. Марий Эл 1.8. Разработка и детализация ведомственных целевых Минэкономразвития 2006- программ, увязанных со стратегическими целями, Республики Марий Эл, 2007 гг. задачами и республиканским бюджетом Республики органы исполнительной Марий Эл власти Республики Марий Эл 1.9. Разработка методики оценки эффективности Минэкономразвития 2006- республиканских целевых программ. Проведение Республики Марий Эл, 2008 гг. мониторинга эффективности реализации органы исполнительной республиканских целевых программ власти Республики Марий Эл 1.10. Разработка методических рекомендаций по подготовке Минэкономразвития 2006 г. Сводного доклада о результатах и основных Республики Марий Эл направлениях деятельности Правительства Республики Марий Эл на среднесрочную перспективу 1.11. Реализация проекта по внедрению механизмов Минэкономразвития 2006- управления по результатам в органах исполнительной Республики Марий Эл 2008 гг. власти Республики Марий Эл* 2. Стандартизация и регламентация 2.1. Создание межведомственной рабочей группы по Минэкономразвития 2006 г. разработке стандартов предоставления Республики Марий Эл, государственных услуг органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.2. Разработка и утверждение сводного перечня Минэкономразвития 2006- государственных услуг, подлежащих стандартизации Республики Марий Эл, 2007 гг. и регламентации органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.3. Подготовка нормативной правовой и методической Администрация 2006- базы для разработки и внедрения стандартов Президента 2007 гг. государственных услуг Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл 2.4. Разработка и внедрение стандартов Минэкономразвития 2006- государственных услуг, предоставляемых органами Республики Марий Эл, 2008 гг. исполнительной власти Республики Марий Эл органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.5. Разработка и внедрение административных органы исполнительной 2006- регламентов в органах исполнительной власти власти Республики 2008 гг. Республики Марий Эл Марий Эл 2.6. Разработка методических рекомендаций по Минэкономразвития 2006- определению себестоимости государственных Республики Марий Эл, 2007 гг. услуг, критериев их качества, полезности Минфин Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.7. Внедрение новых эффективных механизмов досудебного Администрация 2007- обжалования в органах исполнительной власти Президента Республики 2008 гг. Республики Марий Эл Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.8. Создание единой системы мониторинга оценки качества Минэкономразвития 2007- предоставляемых государственных услуг Республики Марий Эл, 2008 гг. органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.9. Проведение социологических опросов по Минэкономразвития 2006- удовлетворенности граждан качеством и доступностью Республики Марий Эл, 2008 гг. государственных услуг органы исполнительной власти Республики Марий Эл 2.10. Реализация проектов по разработке и внедрению Минэкономразвития 2006- стандартов государственных услуг, административных Республики Марий Эл, 2008 гг. регламентов исполнения: Минздрав Республики Марий Эл, Лицензирование розничной продажи алкогольной Мингосимущество продукции Республики Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Предоставление государственного имущества субъекта Республики Марий Эл Российской Федерации в аренду Предоставление и расчет субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Направление больных в учреждения здравоохранения федерального подчинения для оказания высокотехнологичных видов медицинской помощи и санаторно-курортного лечения в соответствии с выделяемыми квотами и на договорной основе Государственная аккредитация и лицензирование общеобразовательных учреждений 3. Оптимизация функций органов исполнительной власти Республики Марий Эл 3.1. Экспертиза и оптимизация действующих и новых Администрация 2006 - функций и полномочий органов исполнительной Президента 2007 гг. власти Республики Марий Эл Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 3.2. Разработка и внедрение процедур обязательного Администрация 2006- обоснования необходимости введения новых функций Президента 2007 гг. органов исполнительной власти Республики Марий Эл Республики Марий Эл, Минфин Республики Марий Эл 3.3. Анализ полномочий органов исполнительной власти Администрация 2006 г. Республики Марий Эл по реализации контрольных Президента и надзорных функций Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 3.4. Оптимизация реализации контрольных и Администрация 2006- надзорных функций органов исполнительной власти Президента 2007 гг. Республики Марий Эл Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 3.5. Разработка и внедрение системы аутсорсинга Администрация 2007- административно-управленческих процессов в органах Президента 2008 гг. исполнительной власти Республики Марий Эл Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 3.6. Повышение эффективности системы закупок для Минэкономразвития 2006- государственных нужд Республики Марий Эл, 2008 гг. Минфин Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 3.7. Реализация проекта по повышению эффективности Минэкономразвития 2006- системы закупок для государственных нужд* Республики Марий Эл 2008 гг. 3.8. Разработка методического обеспечения повышения Минэкономразвития 2006- эффективности системы закупок для государственных Республики Марий Эл 2007 гг. нужд 3.9. Реализация мер по антикоррупционной политике: Администрация 2007- Президента 2008 гг. Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл разработка методических рекомендаций по Администрация 2007- экспертизе нормативных правовых актов и их проектов Президента 2008 гг. на коррупционность Республики Марий Эл проведение оценки коррупционных рисков в органах Администрация 2007- исполнительной власти Республики Марий Эл и Президента 2008 гг. ранжирование их по степени коррупционных рисков Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл разработка и внедрение ведомственных и Администрация 2007- республиканской антикоррупционных программ Президента 2008 гг. Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл введение в состав комиссий по размещению органы исполнительной 2006- государственного и муниципального заказов власти Республики 2007 гг. (конкурсные и аукционные комиссии) представителей Марий Эл общественности в качестве наблюдателей внедрение процедур мониторинга цен закупаемой Минэкономразвития 2006- продукции Республики Марий Эл, 2008 гг. органы исполнительной власти Республики Марий Эл 4. Повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества 4.1. Разработка нормативной правовой и методической базы Администрация 2006- по повышению информационной открытости Президента 2007 гг. деятельности государственных органов и органов Республики Марий Эл местного самоуправления 4.2. Организация негосударственного мониторинга 150,0 исполнитель 2007- открытости информации о деятельности органов определяется по 2008 гг. исполнительной власти конкурсу 5. Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти 5.1. Разработка нормативной правовой базы и методических Администрация 2006- основ и систем информационного обеспечения органов Президента 2007 гг. исполнительной власти Республики Марий Эл 5.2. Анализ оснащенности органов государственной власти Администрация 2006- информационными технологиями в соответствии с Президента Республики 2007 гг. современными требованиями Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 5.3. Разработка предложений по использованию органы исполнительной 2007- возможностей информационных технологий в сфере власти Республики 2008 гг. государственного управления Марий Эл 5.4. Модернизация системы технико-информационного 2000,0 органы исполнительной 2007- обеспечения деятельности органов исполнительной власти Республики 2008 гг. власти Марий Эл 5.5. Разработка Интернет-порталов органов 500,0 Администрация 2006- исполнительной власти государственных органов Президента 2008 гг. Республики Марий Эл, включая создание типовых Республики Марий Эл, технических заданий на создание Интернет- исполнитель порталов государственных органов определяется по конкурсу 5.6. Создание и внедрение систем мониторинга качества Администрация 2007- и доступности предоставляемых государственных Президента 2008 гг. услуг, информационной открытости органов Республики Марий Эл, исполнительной власти, закупок для органы исполнительной государственных нужд власти Республики Марий Эл 5.7. Реализация проекта по модернизации системы государственное 2006- информационного обеспечения органов учреждение Республики 2008 гг. исполнительной власти Республики Марий Эл* Марий Эл "Информсреда" 6. Повышение эффективности государственной гражданской службы 6.1. Дальнейшее развитие нормативной правовой базы по Администрация 2007- вопросам государственной гражданской службы Президента 2008 гг. Республики Марий Эл Республики Марий Эл 6.2. Совершенствование системы мотивации и Администрация 2006- стимулирования труда государственных гражданских Президента 2008 гг. служащих Республики Марий Эл (далее - Республики Марий Эл, государственные служащие) и выработка Минфин Республики унифицированных критериев оценки деятельности Марий Эл, органов исполнительной власти и должностных лиц Минэкономразвития органов исполнительной власти Республики Марий Эл 6.3. Создание устойчивого механизма финансирования Администрация 2006- программ обучения государственных и Президента 2008 гг. муниципальных служащих Республики Марий Эл, Минфин Республики Марий Эл 6.4. Организация стажировки перспективных органы исполнительной 2007- государственных служащих власти Республики 2008 гг. Марий Эл 6.5. Проведение семинаров и круглых столов по органы исполнительной 2006- реализации административной реформы власти Республики 2008 гг. Марий Эл 7. Обеспечение административной реформы 7.1. Разработка и реализация программы информационного Администрация 2006- сопровождения мероприятий административной реформы Президента 2008 гг. в 2006-2008 гг. Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл 7.2. Утверждение планов мероприятий, проводимых в Администрация 2006 г. органах исполнительной власти Республики Президента Марий Эл по реализации административной реформы, Республики Марий Эл, определение в них ответственных за проведение органы исполнительной административной реформы власти Республики Марий Эл 7.3. Разработка ведомственных программ по проведению Администрация 2006- административной реформы Президента 2007 гг. Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 7.4. Организация и координация профессиональной Администрация 2006- переподготовки и повышения квалификации Президента 2008 гг. государственных гражданских служащих по Республики Марий Эл, направлениям административной реформы органы государственной власти Республики Марий Эл 7.5. Разработка и реализация учебных программ по Администрация 2006- направлениям административной реформы Президента 2008 гг. Республики Марий Эл 7.6. Участие представителей Республики Марий Эл в Администрация 2006- учебных курсах, тренингах и программах по Президента 2008 гг. направлениям административной реформы Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 7.7. Информирование общественности по вопросам Администрация 2006- административной реформы Президента 2008 гг. Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл 7.8. Разработка и мониторинг показателей результативности Администрация 2006- административной реформы (по направлениям Президента 2008 гг. Программы) Республики Марий Эл, Минэкономразвития Республики Марий Эл 7.9. Обеспечение управления и координация деятельности по Администрация 2006- проведению административной реформы в Республике Президента 2008 гг. Марий Эл Республики Марий Эл 7.10. Создание информационного портала по административной Администрация 2006 г. реформе на официальном сайте Правительства Президента Республики Марий Эл в сети Интернет Республики Марий Эл 8. Предоставление государственных услуг на базе многофункциональных центров (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 8.1. Разработка программы повышения качества Минэкономразвития 2008 г. государственных услуг на базе Республики Марий Эл, многофункциональных центров органы исполнительной предоставления государственных и власти Республики муниципальных услуг (МФЦ) Марий Эл, до 2010 года территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию) (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 8.2. Разработка нормативно-правовой базы и 260,0 Минэкономразвития 2008- методических основ предоставления Республики Марий Эл 2009 гг. государственных услуг на базе МФЦ (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 8.3. Формирование перечня услуг, предоставляемых Минэкономразвития 2009 г. на базе пилотных МФЦ Республики Марий Эл, органы исполнительной власти Республики Марий Эл, ГУ "Информсреда" (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 8.4. Создание пилотных МФЦ на территории 1600,0 органы исполнительной 2009- республики власти Республики 2010 гг. Марий Эл, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), органы местного самоуправления (по согласованию), ГУ "Информсреда" (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 9. Предоставление информации о государственных услугах и государственных услуг в электронной форме (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 9.1. Разработка нормативно-правовой базы Минэкономразвития 2008- предоставления государственных услуг в Республики Марий Эл, 2009 гг. электронной форме ГУ "Информсреда" (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 9.2. Перевод процесса предоставления 1800,0 органы исполнительной 2009 г. органами исполнительной власти власти Республики Республики Марий Эл государственных Марий Эл, ГУ услуг в электронную форму "Информсреда" (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) 9.3. Переход к межведомственному органы исполнительной 2008- информационному взаимодействию органов власти Республики 2010 гг. исполнительной власти Республики Марий Эл Марий Эл, с использованием общероссийского территориальные государственного информационного органы федеральных центра (ГИЦ) органов исполнительной власти (по согласованию), ГУ "Информсреда" (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) ------- * Пилотные проекты по направлениям административной реформы. ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) (тыс. рублей) ---------------------------------------------------------------------------------------------- Направление расходов и | Общий объем | В том числе по годам источники финансирования | финансирования, | | предусмотренный | | по Программе на | | весь период | | реализации | -----------------------------+-----------------+---------------------------------------------- | | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 -----------------------------+-----------------+-------+--------+--------+--------+----------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 ---------------------------------------------------------------------------------------------- Всего 6050,0 100,0 1275,0 1275,0 1600,0 1800,0 в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет 6050,0 100,0 1275,0 1275,0 1600,0 1800,0 Республики Марий Эл внебюджетные источники Капитальные вложения - - - - - - в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет Республики Марий Эл внебюджетные источники Научно-исследовательские и 410,0 75,0 75,0 120,0 140,0 опытно-конструкторские работы в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет 410,0 75,0 75,0 120,0 140,0 Республики Марий Эл внебюджетные источники Прочие нужды 5640,0 100,0 1200,0 1200,0 1480,0 1660,0 в том числе: федеральный бюджет республиканский бюджет 5640,0 100,0 1200,0 1200,0 1480,0 1660,0 Республики Марий Эл внебюджетные источники ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Объем требуемых средств из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию проектов (тыс, рублей) --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Наименование проекта и источники финансирования | Общий объем | В том числе по годам | финансирования |----------------------------------------- | | 2006 | 2007 | 2008 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Республики Марий Эл* 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 400,0 0,0 200,0 200,0 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 600,0 0,0 400,0 200,0 федеральный бюджет 1800,0 700,0 800,0 300,0 Внедрение системы результативного управления унитарными предприятиями, подведомственными органам исполнительной власти Республики Марий Эл* 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 0,0 0,0 0,0 0,0 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 0,0 0,0 0,0 0,0 федеральный бюджет 0,0 0,0 0,0 0,0 Повышение эффективности системы закупок для государственных нужд* 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 19415,3 6018,0 6712,6 6684,5 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 19415,3 6018,0 6712,6 6684,5 федеральный бюджет 14853,3 3501,9 5633,5 5717,9 Модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Республики Марий Эл* 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 757,8 179,2 578,6 0,0 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 1457,8 179,2 1278,6 0,0 федеральный бюджет 1800,0 1100,0 700,0 0,0 Разработка и внедрение стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и оказания государственных услуг в органах исполнительной власти Республики Марий Эл* 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 20,0 0,0 20,0 0,0 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 121,0 28,0 93,0 0,0 федеральный бюджет 9704,0 7966,0 1399,0 339,0 Итого на реализацию проектов 1 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 20593,1 6197,4 7511,2 6884,5 2 вариант: республиканский бюджет Республики Марий Эл 21594,1 6225,4 8484,2 6884,5 федеральный бюджет 28157,3 13267,9 8532,5 6356,9 ------- * Перечень проектов по реализации отдельных направлений Программы, выносимых на конкурсный отбор для предоставления средств из федерального бюджета на стимулирование проведения административной реформы в Республике Марий Эл. ПРИЛОЖЕНИЕ N 5 к республиканской программе "Проведение административной реформы в Республике Марий Эл в 2006-2010 годах" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 24.06.2008 г. N 158) Информационное сопровождение административной реформы в Республике Марий Эл Реализация основных направлений административной реформы предусматривает разработку и реализацию системы мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в Республике Марий Эл, включая измеримые показатели эффективности информационного сопровождения, а также план мероприятий по информационному сопровождению. Целями информационного сопровождения мероприятий административной реформы в Республике Марий Эл являются: формирование позитивного отношения к процессу разработки и реализации, к содержанию основных направлений реализации административной реформы; вовлечение в процесс положительных преобразований в республике различных слоев общества; своевременная и достоверная оценка восприятия населением хода административной реформы, ее результатов и проблем; повышение открытости деятельности органов государственного управления в целом. Реализация поставленных целей и задач предполагает: создание единого "центра ответственности" за координацию информационного сопровождения административной реформы; разработку системы индикаторов эффективности информационного сопровождения административной реформы; определение инструментов и каналов информационного воздействия на различные целевые аудитории; централизованное формирование основных информационных потоков; создание и поддержка Интернет-страницы на официальном сайте Правительства Республики Марий Эл по административной реформе; сбор данных, характеризующих ход административной реформы, достижение показателей ее результативности в целом по Программе отдельными органами исполнительной власти. МЕРОПРИЯТИЯ по информационному сопровождению административной реформы в Республике Марий Эл --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Наименование мероприятия | Срок | Результат | Ответственные | | реализации | | исполнители --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1 | 2 | 3 | 4 | 5 --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Создание и поддержка Интернет- июнь-июль наличие сайта по Минэкономразвития страницы "Административная реформа 2006 г. проведению Республики Марий Эл, в Республике Марий Эл" на административной реформы государственное официальном сайте Правительства в Республике Марий Эл учреждение Республики Республики Марий Эл по Марий Эл "Информсреда" административной реформе и ее поддержка постоянно 2. Анонсирование Программы по июль- размещение материалов на Администрация Президента проведению административной сентябрь сайте Правительства Республики Марий Эл, реформы в Республике Марий Эл в 2006 г. Республики Марий Эл, Минэкономразвития средствах массовой информации публикации статей в Республики Марий Эл газете Марийская правда", районных печатных СМИ 3. Освещение хода реализации Программы постоянно размещение материалов на Администрация Президента по проведению административной сайте Правительства Республики Марий Эл, реформы в Республике Марий Эл Республики Марий Эл, Минэкономразвития по программным мероприятиям публикации Республики Марий Эл, информационных сообщений органы исполнительной во всех республиканских и власти Республики районных СМИ Марий Эл 4. Проведение профессиональной учебы в не реже освещение мероприятий по Минэкономразвития органах исполнительной власти одного раза проведению Республики Марий Эл, Республики Марий Эл с в административной реформы органы исполнительной государственными гражданскими полугодие среди государственных власти Республики служащими Республики Марий Эл по гражданских служащих Марий Эл направлениям административной реформы в Российской Федерации и Республике Марий Эл 5. Выступления ответственных не реже освещение мероприятий по Минэкономразвития исполнителей по направлениям одного раза проведению Республики Марий Эл, административной реформы перед в административной реформы органы исполнительной целевыми аудиториями (семинары, полугодие власти Республики конференции и другие публичные Марий Эл обсуждения с представителями различных групп граждан, общественных организаций и субъектов предпринимательской деятельности) 6. Проведение социологических опросов и не реже оценка результатов органы исполнительной анкетирования по основным одного раза проводимых мероприятий власти Республики направлениям административной в административной реформы, Марий Эл реформы в Республике Марий Эл, полугодие мониторинг общественного включая оценку гражданами и мнения по вопросам субъектами предпринимательской административной реформы деятельности качества и доступности государственных услуг 7. Информационное сопровождение постоянно государственное разработки и внедрения стандартов учреждение Республики государственных услуг и Марий Эл "Информсреда", административных регламентов, органы исполнительной подготовка и распространение власти Республики Марий Эл информационных материалов для разных категорий потребителей государственных услуг Примечание. В процессе осуществления мониторинга хода реализации мероприятий Программы по проведению административной реформы в Республике Марий Эл, с учетом полученных результатов, возможна корректировка мероприятий по информационному сопровождению административной реформы в Республике Марий Эл и измеряемых показателей эффективности информационного сопровождения. ПОКАЗАТЕЛИ информационного сопровождения административной реформы в Республике Марий Эл --------------------------------------------------------------------- | Наименование показателя | 2006 год | 2007 год | 2008 год --------------------------------------------------------------------- 1. Количество публикаций в 2 6 8 республиканских и муниципальных печатных изданиях в том числе в изданиях, - 1 2 выходящих на марийском языке 2. Количество радио- и телепередач 1 3 4 и репортажей по вопросам проведения административной реформы в том числе на марийском языке - 1 1 3. Количество проведенных 2 4 6 информационных мероприятий по вопросам реализации административной реформы с государственными и муниципальными служащими и представителями общественности (семинары, экономические учебы, дни информирования) 4. Наличие постоянно действующего да да да Интернет-портала по вопросам проведения административной реформы 5. Доля опрошенных, информированных 20,0 35,0 50,0 о проведении административной реформы в Республике Марий Эл, процентов (по данным социологического опроса) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|