Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 17.02.2009 № 35РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 февраля 2009 г. N 35 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 13.08.2010 г. N 216 О республиканской программе "Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы" Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа). 2. Министерству экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл обеспечить выполнение мероприятий, предусмотренных Программой. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства, министра экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г. Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 17 февраля 2009 г. N 35 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2009-2011 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА РЫНКЕ ХЛЕБОПЕЧЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2009 - 2011 ГОДЫ" Наименование республиканская программа "Развитие конкуренции Программы малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы" (далее - Программа) Основание для протокол совещания у Председателя Правительства разработки Российской Федерации Зубкова В.А. от 22 октября Программы 2007 г. N ВЗ-П9-10пр Руководитель Министерство экономического развития, промышлен- Программы ности и торговли Республики Марий Эл (государственный заказчик) Основные Министерство экономического развития, промышлен- разработчики ности и торговли Республики Марий Эл: Программы Марийское республиканское отделение Общероссийс- кой общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ" (по согласова- нию); некоммерческое партнерство "Российская Гильдия пекарей и кондитеров" (по согласованию); закрытое акционерное общество "Белогорье" (по со- гласованию) Основная цель на основе развития конкуренции обеспечение устой- Программы чивого и гарантированного снабжения населения Ре- спублики Марий Эл хлебом и хлебобулочными издели- ями по доступным ценам и в достаточном ассорти- менте, включая хлебные изделия для лечебного и профилактического питания Основные задачи создание и обеспечение благоприятных условий для Программы развития конкуренции на рынке хлебопечения Ре- спублики Марий Эл с учетом нестабильной экономи- ческой ситуации; повышение инвестиционной привле- кательности, социально-экономической эффективнос- ти производства и реализации хлеба и хлебобулоч- ных изделий в Республике Марий Эл; обеспечение стабилизации потребительских цен на хлеб и хлебо- булочные изделия в Республике Марий Эл в условиях нестабильной экономической ситуации; создание новых рабочих мест; улучшение конкурентной среды на рынке хлебопече- ния Республики Марий Эл и достижение роста конку- рентоспособности производства; формирование основ и обеспечение эффективного развития инфраструктуры хлебопечения в Республике Марий Эл с учетом необходимости преодоления по- следствий нестабильной экономической ситуации Срок реализации 2009-2011 годы Программы Основной Министерство экономического развития, промышлен- исполнитель ности и торговли Республики Марий Эл Программы Объемы и источники общий объем финансирования Программы составляет финансирования 215,5 млн. рублей, в том числе по годам: Программы 2009 год - 52,0 млн. рублей, 2010 год - 72,2 млн. рублей, 2011 год - 91,3 млн. рублей. Источники финансирования: внебюджетные - 50,75 млн. рублей (при условии вы- деления средств из внебюджетных источников); федеральный бюджет - 164,25 млн. рублей (при условии выделения средств из федерального бюдже- та); республиканский бюджет Республики Марий Эл в виде гарантий по софинансированию, в 2010 году - 0,2 млн. рублей, в 2011 году -0,3 млн. рублей Система контроль за ходом реализации Программы осущес- организации твляется Министерством экономического развития, управления и промышленности и торговли Республики Марий Эл и контроля за управляющей компанией исполнением Программы Ожидаемые реализация мероприятий Программы должна обеспе- конечные чить: результаты повышение уровня обеспечения хлебом и хлебобулоч- реализации ными изделиями населения Республики Марий Эл к Программы 2011 году до 56,0 процента (пессимистический ва- риант), до 60,0 процента (базовый вариант), до 65,0 процента (оптимистический вариант); увеличение производства хлеба и хлебобулочных из- делий к 2011 году до 46,1 тыс. тонн (пессимисти- ческий вариант), до 48,8 тыс. тонн (базовый вари- ант), до 53,0 тыс. тонн (оптимистический вари- ант); создание 495 новых рабочих мест за 2009 - 2011 годы (пессимистический вариант), 995 новых рабо- чих мест (базовый вариант), 1590 новых рабочих мест (оптимистический вариант); увеличение числа субъектов хлебопечения в расчете на 10 тыс. жителей к 2011 году до 1,6 единицы (пессимистический вариант), до 1,8 единицы (базо- вый вариант), до 2,1 единицы (оптимистический ва- риант); увеличение числа субъектов хлебопечения к 2011 году до 110 единиц (пессимистический вариант), до 125 единиц (базовый вариант), до 144 единиц (оп- тимистический вариант); увеличение объема розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями к 2011 году до 920 млн. рублей (пессимистический вариант), до 970 млн. рублей (базовый вариант), до 1050 млн. рублей (оптимистический вариант); увеличение инвестиций в основной капитал предпри- ятий хлебопечения за 2009 - 2011 годы на 75 млн. рублей (пессимистический вариант), на 150 млн. рублей (базовый вариант), на 245 млн. рублей (оп- тимистический вариант); повышение доли производства хлеба для лечебного и профилактического питания к 2011 году до 5 про- центов (пессимистический вариант), до 6 процентов (базовый вариант), до 7 процентов (оптимистичес- кий вариант); создание к 2011 году 3-4 субъектов инфраструктуры хлебопечения 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Развитие конкуренции является одним из важнейших направлений развития экономики. Решения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации ЗубковаВ.А. от 22 октября 2007 г. N ВЗ-П9-10пр), концептуальные документы государства (Концепция долгосрочного социально - экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) и другие нормативные правовые акты направлены на развитие конкуренции на продовольственном рынке. В Республике Марий Эл данному вопросу также уделяется серьезное внимание. Повышение конкурентоспособности Республики Марий Эл в целом является приоритетной задачей социально-экономического развития республики, определенной в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214. Вопросам развития конкуренции на продовольственном рынке посвящена республиканская программа "Развитие конкуренции на продовольственном рынке Республики Марий Эл в 2008 - 2010 годах", утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 февраля 2008 г. N 50. Вместе с тем для успешного развития конкуренции необходимо учитывать особенности отдельных отраслей, а именно: специфику спроса на продукцию этих отраслей, значимость продукции для удовлетворения важнейших потребностей населения, характер размещения предприятий отрасли, влияние на занятость, особенности обеспечения ресурсами и др. В связи с этим наибольшее значение имеют отрасли по производству продовольствия, а в продовольственном комплексе особое место занимает хлебопечение. Несмотря на то, что в Республике Марий Эл принимаются меры для создания условий формирования конкурентной среды, конкуренция на рынке хлебопечения еще не приобрела созидательного характера, не развита конкуренция малого и среднего предпринимательства в хлебопечении. Актуальность этих вопросов усиливается в условиях современной нестабильной экономической ситуации, так как хлебопекарный бизнес Республики Марий Эл располагает большими возможностями для создания развитой конкурентной среды, увеличения количества предприятий и создания новых рабочих мест. 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Хлеб и хлебобулочные изделия являются продуктами первой необходимости и повседневного спроса. Так как хлебопечение является социально значимой отраслью экономики Республики Марий Эл, хлеб и хлебобулочные изделия занимают важное место в продовольственной корзине жителей республики, особенно у населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. В расходах на покупку продуктов питания хлеб и хлебобулочные изделия занимают второе место после мяса и мясопродуктов. Так, население Республики Марий Эл расходует на покупку хлеба и хлебобулочных изделий 23,2 процента от всех расходов на покупку продуктов питания по сравнению с 16,0 процента в среднем по Российской Федерации (график 1). При этом важно отметить, что обычно доля расходов населения на хлеб и хлебобулочные изделия в группах с наименьшими располагаемыми доходами на 4,0 - 6,0 процента выше. Это означает большую значимость хлеба и хлебобулочных изделий для данных групп населения. График 1 ДОЛЯ РАСХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ НА ПОКУПКУ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РАСХОДАХ НА ПОКУПКУ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ, ПРОЦЕНТОВ (отсутствует) В условиях современной экономической нестабильности, которая стала формироваться с осени 2008 года, следует ожидать, что в структуре потребления основных продуктов питания увеличится доля хлеба и хлебобулочных изделий, так как эти продукты относятся к наиболее дешевым. Следовательно, роль хлебопечения в социально-экономическом развитии Республики Марий Эл должна существенно повыситься. В настоящее время в Республике Марий Эл довольно стабильное состояние на рынке хлеба и хлебобулочных изделий (график 2). Однако если объем розничной торговли продовольственными товарами устойчиво растет, то в торговле хлебом и хлебобулочными изделиями есть колебания. График 2 ОБЪЕМ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ ХЛЕБОМ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫМИ ИЗДЕЛИЯМИ, МЛН. РУБЛЕЙ (отсутствует) Данные статистики свидетельствуют о некотором спаде реализации хлеба и хлебобулочных изделий в 2006 году. При этом производство хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Марий Эл довольно устойчиво падает (график 3). Данные графика 3 показывают, что в Республике Марий Эл на протяжении ряда лет отмечается негативная тенденция снижения производства хлеба и хлебобулочных изделий. Характерно, что сокращение производства этой продукции происходит более быстрыми темпами, чем в среднем по Российской Федерации и Приволжскому федеральному округу. Так, если производство хлеба и хлебобулочных изделий в среднем в Российской Федерации сократилось с 1990 по 2008 год в 2,4 раза, в Приволжском федеральном округе - в 2,8 раза, то в Республике Марий Эл - в 3,2 раза, что свидетельствует о неблагоприятной ситуации на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл. График 3 ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ТЫС. Т 1990 г. - 128,1 1995 г. - 62,5 2000 г. - 51,1 2001 г. - 46,5 2002 г. - 39,1 2003 г. - 43,8 2004 г. - 45,8 2005 г. - 43,6 2006 г. - 41,6 2007 г. - 41,5 2008 г. - 39,8 Сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий существенно опережает сокращение численности населения в Республике Марий Эл. В результате происходит сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека (график 4). Если в 2006 - 2007 годах прослеживалась стабилизация ситуации, то в 2008 году отмечено сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека до 57 кг, что является самым минимальным показателем за последние годы. Данные свидетельствуют о том, что сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека в Республике Марий Эл также идет более быстрыми темпами, чем в целом по России. Если в целом по России данный показатель снизился на 9,3 процента за период с 2001 по 2008 год, то в Республике Марий Эл на 17,5 процента. Однако спад объемов производства хлеба и хлебобулочных изделий в определенной мере компенсируется ввозом хлеба и хлебобулочных изделий из других регионов. В результате, по расчетным данным, поддерживается довольно высокий уровень потребления хлеба и хлебобулочных изделий (график 5). График 4 ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, КГ В ГОД (отсутствует) График 5 ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ В РАСЧЕТЕ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА, КГ В ГОД (отсутствует) В качестве минимальной нормы потребления хлеба и хлебобулочных изделий для Республики Марий Эл принято 117 кг в год в среднем на одного человека. Этот показатель рассчитан на основе Методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 1999 г. N 192. Характерно, что фактический уровень потребления хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека (116 кг в 2008 году) в Республике Марий Эл ниже указанных 117 кг, а уровень производства значительно ниже этой величины (57 кг в 2008 году на одного человека). Таким образом, хлебопекарная промышленность Республики Марий Эл в настоящее время не полностью обеспечивает необходимое потребление хлеба и хлебобулочных изделий за счет собственного производства. Следовательно, за ввезенный хлеб и хлебобулочные изделия Республика Марий Эл не получает экономической выгоды: деньги за проданный хлеб уходят производителям в другие регионы, налоги не поступают в республиканский бюджет Республики Марий Эл, снижаются возможности для обеспечения занятости населения. Очевидно, что наблюдаемый в настоящее время спад производства хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Марий Эл может привести к дальнейшему увеличению ввоза этой продукции из других регионов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Сокращение производства хлеба и хлебобулочных изделий становится одним из факторов роста цен на эту продукцию (график 6) и непосредственно отражается на снижении конкурентоспособности. Следует заметить, что цены на хлеб и хлебобулочные изделия растут более быстрыми темпами, чем цены на продукты питания в целом. В 2008 году также наблюдался значительный рост цен на эту продукцию, который составил около 22 процентов, по сравнению с ростом цен на продукты питания в среднем (16,6 процента). Важным фактором, влияющим на ценовую ситуацию в хлебопечении, является наличие предприятий хлебопекарной промышленности. В Республике Марий Эл их число стабилизировалось на уровне 90 - 95 предприятий. Такое количество является недостаточным для обеспечения оптимального уровня конкуренции на рынке хлеба и хлебобулочных изделий. Подобная ситуация ярко видна при соотношении количества предприятий с численностью населения Республики Марий Эл (график 7). График 6 СРЕДНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ ЦЕНЫ НА ХЛЕБ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, РУБЛЕЙ ЗА 1 КГ (отсутствует) График 7 КОЛИЧЕСТВО ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАСЧЕТЕ НА 10 ТЫС. ЧЕЛОВЕК В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ 1998 г. - 1,1 1999 г. - 1,1 2000 г. - 1,1 2001 г. - 1,3 2002 г. - 1,3 2003 г. - 1,3 2004 г. - 1,2 2005 г. - 1,3 2006 г. - 1,3 2007 г. - 1,4 Число предприятий на 10 тыс. жителей возросло в Республике Марий Эл с 1,1 в 2000 году до 1,4 в 2007 году. Однако минимальный уровень для данного показателя должен составлять не менее 2,0. Для правильного решения проблем необходимо учитывать также сложившуюся ситуацию в хлебопечении по отдельным районам Республики Марий Эл. Если производство хлеба и хлебобулочных изделий в среднем в Республике Марий Эл имеет негативную устойчивую тенденцию к сокращению, то по отдельным районам и городам республики ситуация неоднозначная. На графиках 8 и 9 приведена динамика (позитивная и негативная) производства хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на одного человека в разрезе районов, а на графике 10 - динамика в разрезе городов. График 8 РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ С ПОЗИТИВНОЙ ДИНАМИКОЙ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КГ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД (отсутствует) Следует заметить, что даже в районах с позитивной динамикой производства хлеба и хлебобулочных изделий только в одном Звениговском районе уровень производства близок к минимальной норме потребления хлеба. В районах с негативной динамикой производства хлеба выделяется Оршанский район, производство в котором хотя и снижается, но остается на уровне значительно выше показателя 117 кг, минимальной нормы потребления хлеба и хлебобулочных изделий в год в среднем на одного человека. График 9 РАЙОНЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ С НЕГАТИВНОЙ ДИНАМИКОЙ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, КГ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД (отсутствует) График 10 ПРОИЗВОДСТВО ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, КГ НА ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА В ГОД (отсутствует) Общая картина обеспечения потребностей отдельных районов и городов Республики Марий Эл собственным производством хлеба и хлебобулочных изделий представлена на графике 11. График 11 СОВРЕМЕННЫЙ УРОВЕНЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОТРЕБНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ В ХЛЕБЕ И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЯХ, ПРОЦЕНТОВ ОТ НОРМЫ г. Йошкар-Ола 56 г. Волжск 7 г. Козьмодемьянск 22 Волжский р-н 26 Горномарийский р-н 50 Звениговский р-н 99 Килемарский р-н 74 Куженерский р-н 26 Мари-Турекский р-н 51 Медведевский р-н 40 Моркинский р-н 30 Новоторъяльский р-н 50 Оршанский р-н 132 Параньгинский р-н 55 Сернурский р-н 63 Советский р-н 63 Юринский р-н 45 Республика Марий Эл 50 Из графика 11 видно, что наиболее благоприятная ситуация сложилась в Оршанском и Звениговском районах; неблагоприятное положение отмечается в г. Волжске и г. Козьмодемьянске, Волжском и Куженерском районах. В целом Республика Марий Эл примерно на 50 процентов обеспечивает себя производством собственного хлеба и хлебобулочных изделий. Во многих районах фактически нет предпосылок для конкуренции, так как число предприятий составляет 2-3 (график 12). Таким образом, вопрос о повышении конкуренции и обеспечении конкурентоспособности хлеба и хлебобулочных изделий местного производства является актуальным. График 12 КОЛИЧЕСТВО ХЛЕБОПЕКАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ГОРОДАМ И РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, 2007 ГОД г. Йошкар-Ола 25 г. Волжск 2 г. Козьмодемьянск 4 Волжский р-н 3 Горномарийский р-н 8 Звениговский р-н 10 Килемарский р-н 2 Куженерский р-н 5 Мари-Турекский р-н 3 Медведевский р-н 10 Моркинский р-н 3 Новоторъяльский р-н 4 Оршанский р-н 4 Параньгинский р-н 3 Сернурский р-н 2 Советский р-н 5 Юринский р-н 2 Еще более сложная ситуация с производством хлеба для лечебного и профилактического питания (график 13). График 13 ДОЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ХЛЕБА ДЛЯ ЛЕЧЕБНОГО И ПРОФИЛАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ ВСЕГО, ПРОЦЕНТОВ 2001 г. - 0,2 2002 г. - 0,9 2003 г. - 0,9 2004 г. - 0,7 2005 г. - 1,4 2006 г. - 0,8 2007 г. - 1,5 По данному направлению производство хлеба и хлебобулочных изделий на порядок отстает от установленных норм потребления, что диктует необходимость принятия неотложных мер. Увеличить производство хлеба и хлебобулочных изделий, ограничить рост цен на эту продукцию может только комплекс мер, среди которых в настоящее время важное место занимает формирование условий, обеспечивающих устойчивый рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл, повышение их конкурентоспособности, обеспечение инновационного подхода к развитию производства и инвестиционной привлекательности отрасли. Однако в настоящее время эти вопросы являются недостаточно разработанными, программа, учитывающая все эти проблемы, отсутствует. Вместе с тем, как показывает анализ, в Республике Марий Эл имеются большие резервы по развитию малого и среднего предпринимательства (график 14). График 14 ДИНАМИКА ЧИСЛЕННОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ТЫСЯЧ (отсутствует) Особую роль малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в современных условиях определяют следующие факторы: малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынке хлебопечения, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом; малое и среднее предпринимательство на рынке хлебопечения имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности; развитие малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Основными причинами недостаточного развития действующих малых и средних предприятий хлебопечения являются: недостаток финансовых средств; неналаженность системы обеспечения предприятий мукой, вспомогательным сырьем и другими ингредиентами для производства хлеба и хлебобулочных изделий; недостаток квалифицированных кадров; изношенность оборудования, отсутствие специализированных сервисных центров по ремонту хлебопекарного технологического оборудования; высокая степень неопределенности положения предприятий, арендующих помещения для производства хлеба; дефицит помещений для производства хлеба, полностью отвечающих всем требованиям; монополизм появившихся в Республике Марий Эл крупных розничных сетей; высокий уровень конкуренции со стороны производителей хлеба и хлебобулочных изделий других регионов. Указанные выше проблемы обусловливают низкую рентабельность производства хлеба и хлебобулочных изделий малыми и средними предприятиями, неустойчивость и непривлекательность предпринимательства в хлебном бизнесе. Основными причинами относительно медленного развития конкуренции на рынке хлебопечения являются: недостаточность предприятий хлебопекарной промышленности; неблагоприятные общие условия функционирования хлебопечения, прежде всего, неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры; ограниченный доступ производителей хлеба и хлебобулочных изделий к рынкам финансовых, трудовых, материально-технических и информационных ресурсов; недостаточный приток частных инвестиций в развитие хлебопекарной промышленности; дефицит квалифицированных кадров; неразвитость инфраструктуры хлебопечения Республики Марий Эл, которая в настоящее время представлена лишь некоммерческим партнерством "Гильдия пекарей и кондитеров Республики Марий Эл". В этих условиях обеспечение устойчивого и гарантированного снабжения населения Республики Марий Эл хлебом и хлебобулочными изделиями собственного производства по доступным ценам и в достаточном ассортименте на основе развития конкуренции должно стать приоритетным направлением развития экономической политики. Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения в Республике Марий Эл является не только предпосылкой эффективного развития данной отрасли, но и способом системного решения проблем обеспечения населения продуктами первой необходимости и повышения продовольственной безопасности Республики Марий Эл в условиях нестабильной экономической ситуации. В связи с комплексным характером формирования необходимых условий для создания полноценной конкурентной среды в хлебопечении и взаимозависимостью различных экономических процессов наиболее эффективной формой решения проблемы развития конкуренции на рынке хлебопечения является программный метод работ. 3. ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью Программы является обеспечение на основе развития конкуренции устойчивого и гарантированного снабжения населения Республики Марий Эл хлебом и хлебобулочными изделиями собственного производства по доступным ценам и в достаточном ассортименте, включая хлебные изделия для лечебного и профилактического питания. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: создание и обеспечение благоприятных условий для развития конкуренции на рынке хлебопечения Республики Марий Эл с учетом нестабильной экономической ситуации; повышение инвестиционной привлекательности, социально-экономической эффективности производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в Республике Марий Эл; обеспечение стабилизации потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия в Республике Марий Эл в нестабильной экономической ситуации; увеличение количества предприятий хлебопечения, создание новых рабочих мест; улучшение конкурентной среды на рынке хлебопечения Республики Марий Эл и достижение роста конкурентоспособности производства; формирование основ и обеспечение эффективного развития инфраструктуры хлебопечения в Республике Марий Эл с учетом необходимости преодоления последствий нестабильной экономической ситуации. Сроки реализации мероприятий Программы - 2009 - 2011 годы. 4. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий разработана на основе анализа состояния производства, реализации и потребления хлеба и хлебобулочных изделий, тенденций развития конкуренции на рынке хлебопечения Республики Марий Эл. Предлагаемые меры направлены на реализацию важнейших задач, решение которых необходимо для обеспечения на основе развития конкуренции устойчивого и гарантированного снабжения населения Республики Марий Эл хлебом и хлебобулочными изделиями. Мероприятия тесно взаимосвязаны между собой. Первая группа мероприятий нацелена на стабилизацию потребительских цен на хлеб и хлебобулочные изделия в Республике Марий Эл в условиях нестабильной экономической ситуации, а также на улучшение конкурентной среды на рынке хлебопечения Республики Марий Эл и достижение роста конкурентоспособности производства. Реализация первой группы мероприятий предусматривает: совершенствование нормативной правовой базы по направлениям, касающимся осуществления мониторинга цен на хлеб и хлебобулочные изделия; обеспечение систематического мониторинга цен производителей хлеба и хлебобулочных изделий; обеспечение систематического мониторинга торговых наценок; расширение возможностей реализации хлеба и хлебобулочных изделий, в том числе путем распространения временного упрощенного режима торговой деятельности; улучшение материально-технической базы в целях увеличения производства хлеба и хлебобулочных изделий на территории Республики Марий Эл, в том числе производства хлеба для лечебного и профилактического питания; заключение Соглашения между Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, Марийским республиканским отделением Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", некоммерческим партнерством "Гильдия пекарей и кондитеров Республики Марий Эл" о сотрудничестве по стабилизации и увеличению производства хлеба и хлебобулочных изделий. Вторая группа мероприятий нацелена на формирование основ и обеспечение эффективного развития инфраструктуры хлебопечения Республики Марий Эл с учетом необходимости преодоления последствий экономического кризиса. Реализация Программы будет невозможна без формирования основ и обеспечения эффективного развития инфраструктуры хлебопечения Республики Марий Эл. Осуществление данной задачи потребует расширения субъектов инфраструктуры. Реализация второй группы мероприятий предусматривает развитие субъектов инфраструктуры хлебопечения Республики Марий Эл. При условии выделения средств из федерального бюджета планируется создание следующих объектов инфраструктуры хлебопечения Республики Марий Эл: управляющая компания, которая под руководством Министерства экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл и при участии наблюдательного совета, состоящего из представителей органов государственного управления, предприятий и инфраструктуры хлебопечения, других заинтересованных структур, будет осуществлять текущее управление Программой; учебно-производственный ресурсный центр (далее - центр), включающий в себя учебные классы-пекарни, кондитерские, лабораторию лечебно-профилактического хлебопечения, гостиницу. В центре будут организованы подготовка и переобучение высвобождающихся работников из других отраслей, повышение квалификации пекарей и кондитеров Республики Марий Эл и других регионов Российской Федерации; распределительный центр, обеспечивающий снабжение субъектов малого и среднего хлебопечения сырьем, ингредиентами и материалами; сервисный центр по ремонту и обслуживанию оборудования, доставке запасных частей, квалифицированного гарантийного обслуживания. Система программных мероприятий представлена в приложении к Программе. 5. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем финансирования Программы составляет 215,5 млн. рублей, в том числе: в 2009 году - 52,0 млн. рублей, в 2010 году - 72,2 млн. рублей, в 2011 году - 91,3 млн. рублей. Источники финансирования: внебюджетные - 50,75 млн. рублей (при условии выделения средств из внебюджетных источников); федеральный бюджет - 164,25 млн. рублей (при условии выделения средств из федерального бюджета); республиканский бюджет Республики Марий Эл в виде гарантий по софинансированию: в 2010 году - 0,2 млн. рублей, в 2011 году -0,3 млн. рублей. 6. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Руководителем Программы является Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, которое определяет формы и методы управления реализацией Программы, а также контроль за ходом реализации ее мероприятий. Исполнители мероприятий Программы: несут ответственность за своевременную и полную реализацию программных мероприятий; осуществляют реализацию мероприятий Программы; осуществляют разработку технических заданий на проведение конкурсов и тендеров на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. 7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Ожидаемыми результатами реализации Программы являются: 1) увеличение количества предприятий хлебопечения в Республике Марий Эл, единиц на конец года: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 100 105 110 Базовый 103 112 125 Оптимистический 110 127 144; 2) увеличение количества предприятий хлебопечения в расчете на 10 тыс. жителей Республики Марий Эл, единиц на конец года: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 1,4 1,5 1,6 Базовый 1,5 1,6 1,8 Оптимистический 1,6 1,8 2,1; 3) создание новых рабочих мест, единиц в год: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 160 165 170 Базовый 255 300 440 Оптимистический 480 530 580; 4) увеличение инвестиций в основной капитал и инфраструктуру предприятий хлебопечения, млн. рублей: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 25 25 25 Базовый 40 45 65 Оптимистический 75 80 85; 5) увеличение производства хлеба и хлебобулочных изделий, тыс.т: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 41,8 43,9 46,1 Базовый 42,6 46,6 48,8 Оптимистический 43,8 48,2 53,0; 6) увеличение производства хлеба и хлебобулочных изделий в расчете на 1 человека в год, кг: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 60 63 66 Базовый 61 67 70 Оптимистический 63 69 76; 7) повышение производства хлеба и хлебобулочных изделий для лечебного и профилактического питания, процентов: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 3 4 5 Базовый 4 5 6 Оптимистический 5 6 7; 8) повышение уровня обеспечения хлебом и хлебобулочными изделиями населения Республики Марий Эл, процентов: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 52 54 56 Базовый 53 57 60 Оптимистический 54 59 65; 9) число субъектов инфраструктуры хлебопечения, единиц: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 2 3 4 Базовый 3 4 5 Оптимистический 4 5 5; 10) увеличение объема розничной торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, млн. рублей: -------------------------T---------------T-------------T-------------- Вариант ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г. -------------------------+---------------+-------------+-------------- Пессимистический 830 880 920 Базовый 850 930 970 Оптимистический 870 960 1050. ПРИЛОЖЕНИЕ к республиканской программе "Развитие конкуренции малого и среднего предпринимательства на рынке хлебопечения Республики Марий Эл на 2009 - 2011 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ------T------------------------------T-------------------------T----------------------T----------------- ¦ Наименование мероприятия ¦ Объем финансирования ¦ Ответственный ¦Срок исполнения ¦ ¦мероприятия, млн. рублей ¦ исполнитель ¦ ¦ +-------T--------T--------+ ¦ ¦ ¦2009 г.¦2010 г. ¦2011 г. ¦ ¦ ------+------------------------------+-------+--------+--------+----------------------+----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ------+------------------------------+-------+--------+--------+----------------------+----------------- 1. Улучшение финансовых условий функционирования предприятий малого и среднего бизнеса в хлебопечении Улучшение доступа малых и Минэкономразвития 2009-2011 гг. средних предприятий к кредит- Республики Марий Эл ным ресурсам через использова- ние механизма гарантийного фонда внебюджетные источники* федеральный бюджет** 3,0 4,0 5,0 республиканский бюджет - - - Республики Марий Эл 2. Обеспечение стабилизации цен на хлеб и хлебобулочные изделия, достижение роста конкурентоспособнос- ти предприятий отрасли в Республике Марий Эл 2.1. Распространение временного Минэкономразвития 2009-2011 гг. упрощенного режима торговой Республики Марий Эл деятельности хлебом и хлебобу- лочными изделиями 2.2. Заключение Соглашения между Минэкономразвития 2009 г. Министерством экономического Республики Марий Эл, развития, промышленности и МРО "ОПОРА РОССИИ", торговли Республики Марий Эл, некоммерческое Марийским республиканским от- партнерство "Гильдия делением Общероссийской общес- пекарей и кондитеров твенной организации малого и Республики Марий Эл" среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ", некоммерчес- ким партнерством "Гильдия пе- карей и кондитеров Республики Марий Эл" о сотрудничестве в области стабилизации и увели- чения производства хлеба и хлебобулочных изделий 2.3. Проведение мониторинга реали- Минэкономразвития ежегодно зации Программы с ее корректи- Республики Марий Эл ровкой в зависимости от резу- льтатов внебюджетные источники* - - - федеральный бюджет** - - - республиканский бюджет - 0,2 0,3 Республики Марий Эл 2.4. Развитие материально-техничес- Минэкономразвития 2009-2011 гг. кой базы малых и средних пред- Республики Марий Эл приятий хлебопечения внебюджетные источники* 2,65 8,75 17,1 федеральный бюджет** 7,95 26,25 51,3 республиканский бюджет - - - Республики Марий Эл 3. Формирование основ и обеспечение эффективного развития инфраструктуры хлебопечения в Республике Марий Эл 3.1. Создание управляющей компании Минэкономразвития 2009 г. под руководством Минэконом- Республики Марий Эл развития Республики Марий Эл 3.2. Создание учебно-производствен- Минэкономразвития 2009-2010 гг. ного ресурсного центра с клас- Республики Марий Эл сами - пекарнями, кондитерски- ми, лабораторией лечебно - профилактического хлебопече- ния, гостиницей внебюджетные источники* 8,75 0,5 0,5 федеральный бюджет** 26,25 1,5 1,5 республиканский бюджет Респуб- - - - лики Марий Эл 3.3. Создание сырьевого распреде- Минэкономразвития 2010-2011 гг. лительного центра Республики Марий Эл внебюджетные источники* 0,85 7,25 1,4 федеральный бюджет** 2,55 21,75 4,2 республиканский бюджет - - - Республики Марий Эл 3.4. Создание Сервисного центра по Минэкономразвития 2010-2011 гг. обслуживанию хлебопекарного Республики Марий Эл оборудования ЗАО "Белогорье" внебюджетные источники* - 0,5 2,5 (по согласованию) федеральный бюджет** - 1,5 7,5 республиканский бюджет - - - Республики Марий Эл Итого объем финансирования 52,0 72,2 91,3 внебюджетные источники* 12,25 17,0 21,5 федеральный бюджет** 39,75 55,0 69,5 республиканский бюджет - 0,2 0,3 Республики Марий Эл * При условии выделения средств из внебюджетных источников. ** При условии выделения средств из федерального бюджета. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|