Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.02.2011 № 36РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 февраля 2011 г. N 36 О республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Законом Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 36-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности" Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" (далее - Программа). 2. Рекомендовать администрациям муниципальных образований Республики Марий Эл разработать муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития муниципальных образований Республики Марий Эл. 3. Министерству экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок до 1 марта 2014 г. представить в Правительство Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Главы Правительства Республики Марий Эл, министра экономического развития и торговли Республики Марий Эл Якупова И.Г. Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 2 февраля 2011 г. N 36 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2013 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТОРГОВЛИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2013 ГОДЫ" Наименование Программы республиканская программа "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" (далее - Программа) Основание для разработки Федеральный закон от Программы 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"; Закон Республики Марий Эл от 3 августа 2010 года N 36-З "О реализации полномочий Республики Марий Эл в области государственного регулирования торговой деятельности"; Стратегия долгосрочного социально- экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл" Руководитель Программы Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл Основной разработчик Министерство экономического развития и Программы торговли Республики Марий Эл Основные цели Программы реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики; повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями; наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности; повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров Основные задачи Программы определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл; обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг; создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли; определение и реализация комплекса мер по развитию материально-технической базы оптового продовольственного комплекса Республики Марий Эл; создание условий для развития предпринимательской кооперации, интеграции оптовой и розничной торговли; стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл; определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства; совершенствование нормативно- правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли; Развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли Срок и этапы реализации 2011-2013 годы Программы Перечень основных формирование современной мероприятий Программы инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл; повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл; защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл; совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли; создание современной инфраструктуры оптовой торговли; стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями; повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства в сфере торговли; развитие сельской торговли; внедрение современных информационно- коммуникационных технологий в сфере торговли; обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли Исполнители основных Министерство экономического развития и мероприятий Программы торговли Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию); администрации муниципальных образований (по согласованию); общественные объединения (по согласованию); хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) Система организации текущее управление Программой и управления и контроля за контроль за ее реализацией исполнением Программы осуществляет руководитель Программы. По итогам реализации Программы руководитель готовит в срок до 1 марта 2014 г. отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации Ожидаемые конечные повышение темпа роста оборота результаты реализации розничной торговли Республики Программы Марий Эл до 105,5 процента в сопоставимых ценах к 2013 году; повышение темпа роста оборота оптовой торговли Республики Марий Эл до 102,5 процента в сопоставимых ценах к 2013 году; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли в Республике Марий Эл до 2 230 единиц к 2013 году 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Сектор торговли в настоящее время является одной из важных сфер жизнеобеспечения населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции. Вследствие глобализации и интернационализации экономики, а также роста доходов населения повышаются требования потребителей к качеству предоставляемых услуг, ассортименту и качеству предоставляемой продукции. В последнее время торговая отрасль является наиболее доходным и стремительно растущим сегментом экономики, который характеризуется ежегодными устойчивыми темпами наращивания объемов продаж, обеспечением роста экономических и финансовых результатов, активизацией коммерческой и социальной инициативы, укреплением материально-технической базы, кадрового потенциала. На современном этапе розничная торговля входит в число ведущих отраслей экономики, формирующих валовой региональный продукт, и занимает по итогам 2008 года 12,4 процента объема. В торговой отрасли сохраняется стабильная ситуация с удовлетворением спроса населения на основные продовольственные и непродовольственные товары, высокий уровень товарной насыщенности рынка. С 2006 по 2008 год выпуск товаров и услуг по основным видам экономической деятельности демонстрировал один из самых высоких темпов роста, который составил 57,4 процента. РОСТ ВЫПУСКА ТОВАРОВ И УСЛУГ ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ПЕРИОД С 2006 ПО 2008 ГОД, ПРОЦЕНТОВ Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 38,0% Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 31,4% Транспорт и связь - 35,2% Здравоохранение - 45,7% Образование - 46,2% Оптовая и розничная торговля - 57,4% Операции с недвижимым имуществом - 64,8% Рыболовство, рыбоводство - 65,5% Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 68,2% Обрабатывающие производства - 72,1% Гостиницы и рестораны - 79,3% Строительство - 95,7% Добыча полезных ископаемых - 262,9% По состоянию на 1 января 2010 г. в республике насчитывалось 4 433 хозяйствующих субъекта с видом экономической деятельности "оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования", в том числе 1 810 субъектов малого и среднего предпринимательства. Занятость в отрасли торговли в 2009 году составила 75,2 тыс. человек, или 23,3 процента от общей численности занятого населения в организациях (юридических лицах) республики, из них 13,8 тыс. человек - в малом и среднем предпринимательстве. В развитии розничной торговли наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами. Оборот розничной торговли за 2009 год составил 39,9 млрд. рублей с ростом к 2008 году в сопоставимых ценах на 0,1 процента. Наблюдается положительная тенденция роста объема оборота розничной торговли. ОБОРОТ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, МЛН. РУБЛЕЙ (диаграмма отсутствует) По темпам роста розничного товарооборота за 2009 год Республика Марий Эл среди 14 регионов Приволжского федерального округа заняла 2 место. Несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Республика Марий Эл по- прежнему отстает от общероссийского показателя в 1,7 раза и в 2,1 раза от Самарской области, занимающей в Приволжском федеральном округе 1 место по данному показателю. Розничная торговля республики отличается высокой долей частной собственности. Организациями негосударственного сектора за 2009 год сформировано 96,6 процента розничного товарооборота. По итогам 2009 года субъектам малого и среднего бизнеса принадлежит 36,8 процента оборота розничной торговли. Среднедушевой денежный доход населения в 2009 году составил 9 209,7 рубля (в 2008 году - 7 843,4 рубля, в 2007 году - 6 087,3 рубля). Реальные располагаемые денежные доходы населения увеличились по сравнению с 2007 годом в 1,2 раза, что обеспечивает поддержку высокого потребительского спроса на товары. На покупку товаров и оплату услуг в 2009 году приходилось 71,3 процента всех денежных доходов среднестатистического жителя республики. Быстрому развитию потребительского рынка за последние годы способствовали стабильное экономическое положение, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата в республике. Рост инвестиционной привлекательности обусловил динамичное развитие сети предприятий сферы потребительского рынка. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в сфере торговли, удовлетворяют растущий спрос на продовольственные и промышленные товары. За 2009 год в структуре оборота розничной торговли увеличилась продажа пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий на 3,3 процента по сравнению с прошлым годом. В связи с этим в макроструктуре розничного товарооборота удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий в 2009 году составил 51,1 процента, непродовольственных товаров - 48,9 процента. В республике работают операторы розничной сети регионального уровня: "Перекресток", "Евроспар", "Магнит", "Эльдорадо", "М. видео", "Детский мир", "Евросеть", "585" и др. Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность на территории республики, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров. СТРУКТУРА ОБОРОТА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ, ПРОЦЕНТОВ ОТ ОБЩЕГО ОБЪЕМА (диаграмма отсутствует) В условиях растущей конкуренции предприятия торговли приближаются к европейскому уровню не только внешне, но и по уровню обслуживания, ассортименту предлагаемых товаров, внедряют прогрессивные формы реализации товаров с применением самообслуживания, оборудования для считывания штрих-кода и методы обслуживания: продажа по предварительным заказам, образцам, каталогам, с использованием дисконтных карт, осуществление торговли в кредит, проведение сезонных распродаж, акций, предоставление услуг по доставке товара на дом, установке сложнобытовой техники. Количество покупателей, пользующихся услугами таких предприятий, возрастает, предпочитая свободный выбор товара традиционному "через прилавок". Крупными продовольственными супермаркетами и универсамами, оснащенными современным оборудованием, являются сети супермаркетов: "Наш" (удельный вес в общем розничном товарообороте 2009 года 8,2 процента), "Радуга" (1,9 процента), "Перекресток" (1,3 процента), "Кувшинка" (1,1 процента), "Магнит" (1,0 процента). Ввиду активного развития розничной торговли, сопровождающегося расширением торговых сетевых структур, для реализации конкурентной политики, направленной на выравнивание условий конкуренции между хозяйствующими субъектами, создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах, улучшение качества жизни населения в Республике Марий Эл, принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 30 апреля 2010 г. N 114 "О республиканской программе "Развитие конкуренции в Республике Марий Эл на 2010-2012 годы". В настоящее время потребительские товары реализуются как в магазинах, так и на розничных рынках, при этом активность стихийных форм торговли на рынках постепенно снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами. С 1 января 2013 г. деятельность всех рынков на территории Российской Федерации должна осуществляться в капитальных зданиях и сооружениях. Использование временных сооружений (палатки, лотки, прилавки, открытые торговые ряды) для организации деятельности по продаже товаров на рынках будет запрещено. По состоянию на 1 декабря 2010 г. в Республике Марий Эл функционирует 7 розничных рынков. В 2009 году оборот торговли на розничных рынках и ярмарках составил 2,3 млрд. рублей. Оборот розничной торговли организаций и предпринимателей, осуществляющих деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), за 2009 год составил 94,3 процента. Также наблюдается постепенное сокращение мелкорозничной торговли (ларьков, павильонов, киосков) в пользу стационарной сети при сохранении объектов специализированной сети: "Мороженое", "Пресса", "Цветы", оказывающих традиционные для этого вида торговли услуги населению, особенно в местах отдыха, парках, скверах. В целом розничная торговля выполняет важные экономические и социальные функции, поддерживая высокий уровень жизни населения, занятости, развитие малого бизнеса и экономическое развитие Республики Марий Эл. Характерной чертой развития оптовой торговли Республики Марий Эл является повышение степени концентрации оптового оборота. В результате крупные независимые оптовые фирмы становятся организаторами торгового оборота. Субъекты малого и среднего предпринимательства сужают поле своей деятельности и сосредотачиваются на оказании клиентам специализированных услуг в сфере торговли. В 2009 году наблюдалось снижение объема оптовых продаж по Республике Марий Эл, который составил 31,3 млрд. рублей, на 11,9 процента по сравнению 2008 годом. При этом оборот организаций с основным видом деятельности "Оптовая торговля" составил 88,7 процента в общем обороте оптовой торговли. ОБОРОТ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, МЛН. РУБЛЕЙ (диаграмма отсутствует) В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. Стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес- модель. В настоящее время республиканский сектор оптовой торговли, так же, как и розничной, находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями. Таким образом, сектор торговли Республики Марий Эл представляет значительные возможности для дальнейшего роста и развития при условии обеспечения достаточной инвестиционной привлекательности. Эти возможности связаны в первую очередь с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса и кооперации в торговле, развитием дистанционной торговли. Успешной реализации этих возможностей может помешать ряд проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Марий Эл (приложение N 1 к Программе). Кроме того, существует ряд угроз, которые необходимо нивелировать для максимальной реализации потенциальных положительных эффектов: 1. Недостаточный уровень развития инфраструктуры. Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Марий Эл, является недостаточно развитая инфраструктура. Под инфраструктурой в данном случае понимаются не только базовые инфраструктурные объекты - дороги, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, но и инфраструктура услуг для сектора торговли, включающая наличие необходимого количества высоко развитых компаний, оказывающих логистические услуги, дистрибьюторов и оптовых поставщиков, сертифицирующих и лицензирующих организаций, компаний, работающих на рекламном рынке, образовательных учреждений. К проблемам в области инфраструктуры услуг относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации, наличие большого числа посредников между небольшими производителями и небольшими торговыми организациями. Основными недостатками в развитии инфраструктуры торговой отрасли являются нерациональность и отсутствие схем размещения объектов, развитие и строительство объектов без учета потребности в них различных социальных групп населения. Слабо развито звено организаторов оптового оборота. В настоящее время потребительский рынок и сфера услуг базируются на разрозненных мелких сетях оптовых посредников, мелкооптовых рынках и многочисленных мелких розничных торговцах. Отсутствие достаточно развитой товаропроводящей сети, соответствующей ей системы логистики и транспортной инфраструктуры сдерживает развитие современных форм бизнеса и конкурентных отношений, необходимых для установления справедливых цен на потребительские товары и услуги. Процессы структурной перестройки и развития оптово- распределительного звена системы товародвижения существенно отстают от запросов розничной торговли. Сложившееся неравномерное размещение объектов торгового обслуживания не полностью отвечает потребностям населения, особенно в сельской местности. Существующие проблемы замедляют динамику роста инвестиций в развитие потребительского рынка и сферы услуг. 2. Низкая привлекательность отдельных территорий. В Республике Марий Эл отдаленные от городов сельские районы характеризуются дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей вследствие того, что для розничных компаний нецелесообразно с экономической точки зрения открывать магазины в населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и недостаточно развитой инфраструктурой. Среди основных проблем можно выделить отсутствие: платежеспособного спроса; развитой инфраструктуры; предложения логистических услуг; квалифицированных кадров среднего и высшего звена. 3. Недостаточный уровень качества и безопасности товаров, реализуемых населению на территории Республики Марий Эл. 4. Отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере торговли в Республике Марий Эл. Существующая система статистического учета и информационного обеспечения потребительского рынка не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития сферы торговли, правильно спрогнозировать ее развитие и обеспечить создание единого информационного пространства для современного динамичного функционирования сферы торговли, формирование реестра объектов сферы торговли и т.п. 5. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в сфере торговли. По состоянию на 1 января 2010 г. в республике насчитывалось 1 810 субъектов малого и среднего предпринимательства. Занятость малого и среднего предпринимательства в отрасли торговли в 2009 году составила 13,8 тыс. человек. В период кризиса ликвидности наблюдается сокращение активности малых предприятий и их спроса на информационные, маркетинговые, образовательные и иные бизнес-услуги, которые являются организациями инфраструктуры поддержки, некоторые из них могут прекратить свое существование. 6. Дефицит кадров. Торговая отрасль обеспечивает рабочими местами пятую часть экономически активного населения республики. Однако в отрасли наблюдается значительный дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны, главным образом, быстрым ростом сферы торговли в последние годы, невысоким социальным престижем низкоквалифицированных работ в сфере торговли. Персонал в сфере розничной торговли условно можно разделить на три категории: низкоквалифицированный персонал, например, кассиры, продавцы, операторы торгового зала, грузчики; сотрудники средней квалификации, например, менеджеры магазинов, руководители отделов; топ-менеджмент, высшее руководство розничных компаний. Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне низкоквалифицированного персонала и сотрудников средней квалификации. Проблемы с набором персонала низкой квалификации связаны в первую очередь с низким уровнем оплаты труда, высокой текучестью кадров, низкой мотивацией к работе и низкой степенью престижности профессии. 7. Недостаточный уровень использования информационно- коммуникационных технологий в сфере торговли. Программно-целевой метод, применяемый для решения проблемы развития торговли на территории Республики Марий Эл, характеризуется следующими основными положениями: развитие потребительского рынка и услуг является одной из приоритетных задач социально-экономического развития Республики Марий Эл, определенных в Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"; проблема развития торговли на территории Республики Марий Эл носит комплексный характер, что выражается в необходимости государственного регулирования, непосредственном участии в решении поставленных задач органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления, необходимости высокой степени координации функционирования и развития всех отраслей экономики Республики Марий Эл. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Целью настоящей Программы является реализация политики Республики Марий Эл, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров на территории Республики Марий Эл. Достижение указанной цели требует решения следующих задач: определение и реализация комплекса общих и специальных мер социального, экономического, нормативно-правового, информационного и организационного характера для обеспечения бесперебойного доведения товаров до потребителей в достаточном объеме и ассортименте; определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Республики Марий Эл; обеспечение качества и безопасности товаров и совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и торговых услуг; создание условий для прогрессивных структурных сдвигов в сфере торговли, в том числе: увеличение количества торговых объектов, работающих по методу самообслуживания, оснащенных платежными терминалами для осуществления расчетов с применением банковских пластиковых карт и автоматизированными комплексами, предусматривающими учет движения товаров и денежных средств; развитие внемагазинных форм торговли (электронная торговля, торговля по образцам); модернизация и реконструкция функционирующих торговых объектов; приведение технологии торговли в соответствие с современными европейскими стандартами; повышение технического уровня предприятий торговли; построение на территории Республики Марий Эл современной торговой инфраструктуры в соответствии с установленными нормативами минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Республики Марий Эл, соразмерного распределения торговых площадей в жилых районах, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения на территории Республики Марий Эл, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности; развитие торговли в сельской местности; определение и реализация комплекса мер по развитию материально- технической базы оптового продовольственного комплекса в Республике Марий Эл; создание условий для развития предпринимательской кооперации между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, местными сельскохозяйственными товаропроизводителями и поставщиками товаров с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей, интеграции оптовой и розничной торговли; стимулирование притока частных инвестиций в развитие торговли на территории Республики Марий Эл; определение и реализация комплекса мер по обеспечению приоритетного продвижения на внутренний рынок товаров отечественного производства; совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей взаимоотношения между потребителями и хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, органами исполнительной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления, с целью создания условий для эффективного функционирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность; совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере торговли, определение комплекса мер по кадровому обеспечению отрасли, обеспечению условий для создания в сфере торговли новых рабочих мест, сохранения и модернизации имеющихся, повышения производительности труда и оплаты труда в отрасли; развитие информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли. Срок реализации настоящей Программы - 2011-2013 годы. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий разработана на основе анализа современного состояния и тенденций развития торговли исходя из принципа преемственности уже имеющейся системы государственного регулирования и определяет основные меры, на осуществлении которых должны сосредоточиться исполнители Программы для достижения ее целей. Система программных мероприятий представлена десятью разделами (согласно приложению N 2 к Программе). 4. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы представляет собой скоординированные по срокам, целям и направлениям действия исполнителей Программы. Механизм реализации Программы включает также организационную, экономическую и правовую составляющие, обеспечивающие управление Программой и реализацию программных мероприятий, учет и контроль исполнения. 5. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Управление реализацией Программы осуществляет Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит проведение целенаправленной государственной политики, направленной на повышение благосостояния и уровня жизни населения республики, повышение уровня организации торгового обслуживания в соответствии с современными требованиями, наиболее полное удовлетворение спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, в первую очередь отечественного производства, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности, повышение оперативности и качества торгового сервиса, обеспечение прав потребителей на приобретение качественных и безопасных товаров на территории Республики Марий Эл. Экономическая эффективность Программы будет выражена в увеличении целевых индикаторов ожидаемой эффективности ее реализации. ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ ОЖИДАЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ----T--------------------T---------T-------------T-------------------- ¦ Наименование ¦ Единица ¦Показатели и ¦Изменение значений ¦ показателей ¦измерения¦ значение на ¦по годам реализации ¦ эффективности ¦ ¦ момент ¦ ¦ реализации ¦ ¦ разработки ¦ ¦ Программы ¦ ¦ Программы ¦ ¦(целевые индикаторы)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------T------+-----T------T------- ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 2010 ¦2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ ¦ ¦ факт ¦оценка¦ ¦ ¦ ----+--------------------+---------+------+------+-----+------+------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ----+--------------------+---------+------+------+-----+------+------- 1. Темп роста оборота процентов 100,1 104,0 104,5 105,0 105,5 розничной торговли на территории Ре- спублики Марий Эл 2. Темп роста оборота процентов 88,1 101,0 101,5 102,0 102,5 оптовой торговли на территории Республи- ки Марий Эл 3. Темп роста оборота процентов 103,3 103,8 104,0 104,5 105,0 розничной торговли продовольственными товарами в сопоста- вимых ценах на тер- ритории Республики Марий Эл 4. Темп роста оборота процентов 96,8 104,0 104,5 105,0 105,5 розничной торговли непродовольственными товарами в сопоста- вимых ценах на тер- ритории Республики Марий Эл 5. Рост объема продаж процентов 110,7 110,0 109,9 110,4 110,1 товаров на одного жителя Республики Марий Эл 6. Количество субъектов единиц 1810 1620 1823 2026 2230 малого и среднего предпринимательства в сфере торговли Ре- спублики Марий Эл 7. Темп роста оборота процентов 96,7 103,0 104,0 105,0 106,0 розничной торговли по крупным и средним предприятиям Респуб- лики Марий Эл 8. Темп роста оборота процентов 88,7 92,0 95,0 97,0 100,0 оптовой торговли ор- ганизаций с основным видом деятельности "Оптовая торговля" Республики Марий Эл в сопоставимых ценах 9. Темп роста оборота процентов 96,1 97,0 98,0 99,0 99,5 розничной торговли по средним предпри- ятиям Республики Ма- рий Эл в сопостави- мых ценах 10. Темп роста оборота процентов 104,5 105,0 105,5 106,0 106,5 розничной торговли по малым (включая микро) предприятиям Республики Марий Эл в сопоставимых ценах 11. Темп роста оборота процентов 96,5 115,5 112,0 112,5 113,0 розничной торговли системообразующих предприятий Респуб- лики Марий Эл 12. Темп роста оборота процентов 98,3 114,5 115,0 115,5 116,0 оптовой торговли системообразующих предприятий Респуб- лики Марий Эл 13. Доля торговой отрас- процентов 10,2 12,6 12,7 12,8 12,9 ли в производстве оцен- валового региональ- ка ного продукта Ре- спублики Марий Эл 14. Объем привлеченных млн. руб- 161,6 140,0 150,0 160,0 170,0 инвестиций в разви- лей тие торговой инфра- структуры и торговли Республики Марий Эл 15. Индекс потребительс- процентов 110,4 106,5 107,0 107,5 108,0 ких цен на товары на территории Республи- ки Марий Эл 16. Доля субъектов мало- процентов 40,8 40,1 40,3 40,5 40,6 го и среднего пред- принимательства в общей численности хозяйствующих субъ- ектов, осуществля- ющих торговлю на территории Республи- ки Марий Эл 17. Торговая площадь тыс. 300 339 350 360 370 торговой сети на кв. м территории Республи- ки Марий Эл на 1 ян- варя Достижение к 2013 году целевых индикаторов, предусмотренных Программой, позволит увеличить поступление налогов в бюджеты всех уровней и обеспечить вклад в увеличение валового регионального продукта. Реализация Программы обеспечит положительный социальный эффект посредством улучшения здоровья населения в результате повышения качества и безопасности реализуемых товаров, повышения уровня знаний населения о защите своих прав, а также снижения стоимости основных видов продовольственных товаров путем сокращения звеньев товародвижения. Контроль за реализацией Программы осуществляет руководитель Программы - Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Исполнители мероприятий Программы ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, в срок до 5 февраля года, следующего за отчетным, представляют информацию о ходе реализации мероприятий Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл. Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл в срок до 1 марта 2014 г. представляет в Правительство Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности ее реализации. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ТОРГОВЛИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ----T------------------------------------------T---------------------------------------------------- ¦ Наименование проблемы / показатель, ¦Количественная характеристика проблемы по состоянию ¦характеризующий состояние отрасли торговли¦ на 1 января 2009 г. ¦ Республики Марий Эл ¦ ¦ +-----------T------------------T---------T----------- ¦ ¦ по ¦ в среднем по ¦в среднем¦ по ¦ ¦Республике ¦ Приволжскому ¦по России¦Республике ¦ ¦ Марий Эл ¦федеральному окру-¦ ¦ Мордовия ¦ ¦ ¦ гу ¦ ¦ ----+------------------------------------------+-----------+------------------+---------+----------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ----+------------------------------------------+-----------+------------------+---------+----------- 1. Недостаточный уровень развития инфраструк- туры торговли Количество хозяйствующих субъектов, осуще- 4,4 16,1 22,5 3,1 ствляющих деятельность в сфере торговли (тыс. единиц) Инвестиции в основной капитал в сферу тор- 0,9 2,5 3,5 0,1 говли (млрд. рублей) 2. Низкая привлекательность отдельных терри- торий Среднедушевые денежные доходы населения 7,8 12,4 14,9 8,4 (тыс. рублей) 3. Проблемы развития малого и среднего бизне- са в сфере торговли Количество субъектов малого и среднего 2,2 7,3 7,2 1,8 предпринимательства в отрасли торговли (тыс. единиц) Доля субъектов малого предпринимательства 50,0 45,3 32,0 58,1 в общем объеме хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в отрасли тор- говли (процентов) 4. Дефицит кадров Занятость в отрасли торговли (тыс. чело- 67,9 170,9 148,4 51,0 век) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской программе "Развитие торговли в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ------T--------------------------------T--------------------T-------------T---------------------------- ¦ Наименование мероприятия ¦ Исполнитель ¦ Срок ¦ Ожидаемые количественные ¦ ¦ ¦ исполнения ¦ и качественные эффекты ¦ ¦ ¦ ¦ от мероприятия ------+--------------------------------+--------------------+-------------+---------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ------+--------------------------------+--------------------+-------------+---------------------------- 1. Формирование современной инфраструктуры розничной торговли и повышение территориальной доступности торговых объектов для населения Республики Марий Эл 1.1. Проведение мониторинга обеспе- Минэкономразвития постоянно достижение установленных ченности населения Республики Республики Марий Эл нормативов минимальной Марий Эл площадью торговых объ- обеспеченности населения ектов с выявлением проблемных Республики Марий Эл площа- зон дью торговых объектов 1.2. Открытие новых, реконструкция и администрации 2011-2013 гг. повышение качества оказыва- модернизация объектов розничной муниципальных емых услуг, обеспечение торговли и крупных торговых объ- образований территориальной доступности ектов в целях устранения диспро- (по согласованию), товаров, развитие конкурен- порции в размещении торговых хозяйствующие ции объектов на территории Республи- субъекты, ки Марий Эл осуществляющие деятельность в сфере торговли (по согласованию) 1.3. Разработка и утверждение на му- администрации 2011 год упорядочение размещения ниципальном уровне схем размеще- муниципальных объектов мелкорозничной се- ния нестационарных торговых объ- образований ти с учетом нормативов ми- ектов (по согласованию) нимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов 1.4. Во исполнение Федерального зако- Минэкономразвития 2012 год улучшение качества услуг, на от 30 декабря 2006 года N Республики Марий Эл, оказываемых на розничных 271-ФЗ "О розничных рынках и о Минстрой и ЖКХ рынках, создание условий внесении изменений в Трудовой Республики Марий Эл, для развития агропромышлен- кодекс Российской Федерации" администрации ного комплекса упорядочение торговли на рынках, муниципальных реконструкция и преобразование образований их в современные торгово-сервис- (по согласованию) ные комплексы 1.5. Содействие организации торговли администрации 2011-2013 гг. обеспечение территориальной с использованием автоматов в муниципальных доступности товаров, повы- местах работы и учебы, а также в образований шение качества оказываемых других объектах административно- (по согласованию) услуг для различных катего- го значения рий граждан 1.6. Содействие организации "соб- администрации постоянно расширение ассортимента и ственного производства" на пред- муниципальных улучшение качества предос- приятиях торговли, развитие ма- образований тавляемых услуг на предпри- газинов кулинарии и отделов ку- (по согласованию) ятиях торговли линарии 1.7. Организация торгового обслужива- администрации постоянно обеспечение территориальной ния жителей отдаленных и трудно- муниципальных доступности товаров доступных населенных пунктов образований (по согласованию) 2. Повышение экономической доступности товаров для населения Республики Марий Эл 2.1. Обеспечение систематического мо- Маристат постоянно определение экономической ниторинга потребительских цен на (по согласованию), доступности товаров для продовольственные товары, в том Минэкономразвития населения числе торговых наценок Республики Марий Эл, администрации муниципальных образований (по согласованию) 2.2. Организация и проведение сельс- Минсельхоз постоянно сдерживание роста цен на кохозяйственных ярмарок "выход- Республики Марий Эл, социально значимые продово- ного дня" по реализации сельско- администрации льственные товары и предот- хозяйственной продукции, произ- муниципальных вращение монополизации от- веденной предприятиями агропро- образований дельных сегментов рынка мышленного комплекса, крестьянс- (по согласованию) кими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, сельско- хозяйственными потребительскими кооперативами, организациями по- требительской кооперации, граж- данами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйс- тво 3. Защита прав потребителей, повышение качества и обеспечение безопасности товаров, реализуемых населению Республики Марий Эл 3.1. Обеспечение контроля безопаснос- Управление постоянно обеспечение защиты прав по- ти и качества пищевых продуктов, Роспотребнадзора по требителей на приобретение непродовольственных товаров и Республике Марий Эл качественных и безопасных услуг (по согласованию) товаров 3.2. Совершенствование системы кон- Управление постоянно обеспечение защиты прав по- троля качества продукции и услуг Роспотребнадзора по требителей на приобретение в торговой отрасли, обеспечение Республике Марий Эл качественных и безопасных эффективной работы системы сани- (по согласованию), товаров тарного, ветеринарного и фитоса- Управление нитарного контроля (надзора) Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (по согласованию) 4. Совершенствование государственной координации и правового регулирования в сфере торговли 4.1. Реализация государственной поли- Минэкономразвития 2011-2013 гг. совершенствование форм и тики в области торговой деятель- Республики Марий Эл, методов координации управ- ности, а также в сфере администрации ления в сфере торговли, оборота отдельных видов товаров, муниципальных осуществление контроля за в том числе лицензирование и образований оборотом алкогольной про- декларирование розничной продажи (по согласованию) дукции алкогольной продукции 4.2. Совершенствование нормативно- Минэкономразвития 2011-2013 гг. совершенствование форм и правового обеспечения в сфере Республики Марий Эл, методов координации управ- торговли, внесение необходимых администрации ления в сфере торговли, изменений в нормативные правовые муниципальных устранение административных акты Республики Марий Эл, в том образований барьеров, препятствующих числе в целях их приведения в (по согласованию) развитию торговли соответствие с федеральным зако- нодательством об основах госу- дарственного регулирования тор- говой деятельности 4.3. Обеспечение защиты прав потреби- Управление постоянно обеспечение прав потребите- телей, развитие системы информи- Роспотребнадзора по лей на приобретение качес- рования и правовой помощи потре- Республике Марий Эл твенных и безопасных това- бителям в случаях нарушения их (по согласованию), ров прав, координация действий ор- администрации ганизаций, занимающихся защитой муниципальных прав потребителей на территории образований Республики Марий Эл, в том числе (по согласованию) через Консультативный совет по защите прав потребителей 4.4. Формирование единого информаци- Минэкономразвития 2011 год формирование единого инфор- онного пространства взаимодейс- Республики Марий Эл, мационного пространства, твия органов управления сферой администрации полной, достоверной и акту- торговли на территории Республи- муниципальных альной информации о различ- ки Марий Эл: во исполнение Феде- образований ных категориях хозяйству- рального закона от 28 декабря (по согласованию) ющих субъектов, осуществля- 2009 года N 381-ФЗ "Об основах ющих торговую деятельность государственного регулирования торговой деятельности в Российс- кой Федерации" ведение торгового реестра, включающего в себя све- дения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятель- ность, о хозяйствующих субъек- тах, осуществляющих поставки то- варов (за исключением производи- телей товаров), и о состоянии торговли на территории Республи- ки Марий Эл 4.5. Обеспечение защиты прав хозяйс- Минэкономразвития постоянно устранение административных твующих субъектов, осуществля- Республики Марий Эл, барьеров, препятствующих ющих торговую деятельность, при Управление развитию торговли проведении государственного кон- Роспотребнадзора по троля (надзора) федеральных ор- Республике Марий Эл ганов (по согласованию) 5. Создание современной инфраструктуры оптовой торговли 5.1. Развитие объектов оптовой торго- Минэкономразвития 2011-2013 гг. сбалансированное развитие вли и складской инфраструктуры Республики Марий Эл, всех элементов комплекса на территории Республики Марий администрации оптовой торговли, обеспе- Эл муниципальных чивающих формирование эф- образований фективной системы товарод- (по согласованию) вижения на территории Ре- спублики Марий Эл 5.2. Расширение объема услуг и при- Минэкономразвития 2011-2013 гг. обеспечение эффективной влечение инициативного капитала Республики Марий Эл, системы товародвижения на хозяйствующих субъектов в разви- администрации территории Республики Марий тие инфраструктуры оптовой тор- муниципальных Эл, повышение качества пре- говли товарами потребительского образований доставляемых услуг на пред- назначения (по согласованию) приятиях оптовой торговли, равномер- ное и цивилизованное разви- тие различных форм торговой деятельности 6. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и их взаимодействие с местными товаропроизводителями 6.1. Организация и проведение выста- Минсельхоз постоянно оказание поддержки местным вок, выставок-продаж, ярмарок и Республики Марий Эл, товаропроизводителям и уве- иных мероприятий организующего Минэкономразвития личение доли продажи това- характера в целях продвижения Республики Марий Эл, ров, производимых на терри- продукции местных товаропроиз- администрации тории Республики Марий Эл, водителей через товаропроводящую муниципальных в организациях розничной систему субъектов малого и сред- образований торговли него предпринимательства (по согласованию) 7. Повышение устойчивости функционирования и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере торговли 7.1. Содействие развитию инфраструк- Минэкономразвития постоянно оказание содействия в ста- туры поддержки субъектов малого Республики Марий Эл новлении субъектов малого и и среднего среднего предпринимательства в сфере тор- предпринимательства в со- говли, в том числе оказание со- временных рыночных условиях действия субъектам малого и среднего предпринимательства в участии в выставочных меропри- ятиях на региональном и межреги- ональном уровнях 7.2. Информационное обеспечение субъ- Минэкономразвития постоянно повышение уровня информиро- ектов малого и среднего предпри- Республики Марий Эл ванности субъектов малого и нимательства в сфере торговли, в среднего предпринимательс- том числе организация и проведе- тва по вопросам, касающимся ние семинаров, освещение пред- сферы торговли, улучшение принимательской деятельности в качества и безопасности средствах массовой информации по услуг вопросам, касающимся сферы тор- говли 8. Развитие сельской торговли 8.1. Содействие в создании и развитии Минсельхоз 2011-2013 гг. обеспечение территориальной сельскохозяйственных потребите- Республики Марий Эл, доступности товаров, разви- льских кооперативов, организаций Минэкономразвития тие конкуренции потребительской Республики Марий Эл, кооперации, осуществляющих тор- администрации гово-закупочную деятельность в муниципальных сельской местности образований (по согласованию) 8.2. Развитие розничной торговой сети Минэкономразвития 2011-2013 гг. обеспечение территориальной в сельской местности за счет Республики Марий Эл, доступности товаров, прав расширения развозной торговли, а администрации потребителей на приобрете- также дистанционной торговли (в муниципальных ние качественных и безопас- том числе по заказам) образований ных товаров (по согласованию) 8.3. Рациональное использование име- Минсельхоз 2011-2013 гг. обеспечение территориальной ющихся площадей торговых объек- Республики Марий Эл, доступности товаров, прав тов в сельской местности на ос- Минэкономразвития потребителей на приобрете- нове преобразования их в магази- Республики Марий Эл, ние качественных и безопас- ны-приемозаготовительные пункты, администрации ных товаров занимающиеся наряду с торговлей муниципальных продовольственными и непродово- образований льственными потребительскими то- (по согласованию) варами продажей продукции общес- твенного питания, лекарственных средств, оказанием бытовых услуг населению, закупкой у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, гри- бов, изделий народных промыслов и др. 8.4. Содействие строительству в се- администрации 2011-2013 гг. повышение качества услуг, льской местности торговых объек- муниципальных оказываемых на предприятиях тов современных форматов образований торговли (по согласованию) 9. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сфере торговли 9.1. Создание на основе торговых ре- Минэкономразвития постоянно создание единого информа- естров системы мониторинга от- Республики Марий Эл, ционного пространства, фор- расли, позволяющей отслеживать администрации мирование показателей для динамику и анализировать цены по муниципальных анализа состояния организа- группам товаров в различных ти- образований ции торговли продукцией, пах торговых объектов, товаро- (по согласованию) производимой в Республике оборот, удовлетворенность насе- Марий Эл ления качеством и безопасностью товаров, качеством торгового обслуживания, структуру покупок по местам продаж, обеспеченность площадью торговых объектов, дру- гие показатели 9.2. Формирование инфраструктуры Минэкономразвития постоянно расширение ассортимента и электронной торговли, включающей Республики Марий Эл, качества услуг в сфере региональные информационные сис- администрации торговли Республики Марий темы муниципальных Эл образований (по согласованию) 9.3. Внедрение новых технологий в Минэкономразвития постоянно Повышение качества услуг торговый процесс и обеспечение Республики Марий Эл, на предприятиях торговли использования современных инфор- администрации Республики Марий Эл мационно-коммуникационных техно- муниципальных логий образований (по согласованию) 10. Обеспечение занятости и укрепление кадрового обеспечения отрасли 10.1. Поддержка учебных заведений, Минобрнауки постоянно повышение уровня професси- осуществляющих обучение основным Республики Марий Эл, онального образования кад- торговым специальностям (контро- Минэкономразвития ров лер-кассир, продавец) по полным Республики Марий Эл курсам и сокращенным программам, содействие внедрению современных технологий в процессы подготовки персонала для торговли 10.2. Формирование системы переподго- Минобрнауки постоянно повышение профессионально- товки и повышения квалификации Республики Марий Эл, го мастерства работников работников торговли Минэкономразвития сферы торговли Республики Марий Эл 10.3. Содействие участию специалистов Минэкономразвития постоянно повышение профессионально- сферы торговли во всероссийских Республики Марий Эл, го мастерства работников и региональных конкурсах, смот- администрации сферы торговли и имиджа рах профессионального мастерс- муниципальных рабочих профессий, повыше- тва, организации конкурсов про- образований ние конкуренции фессионального мастерства среди (по согласованию), работников сферы торговли, в том общественные числе "Лучшее предприятие торго- объединения вли" (по согласованию) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|