Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 29.08.2003 № 266ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 29 августа 2003 г. N 266 О Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Марий Эл (В редакции Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56; от 15.05.2013 г. N 150) Правительство Республики Марий Эл постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственным имуществом и приватизации в Республике Марий Эл. 2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл организовать работу по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Республике Марий Эл. Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов ОДОБРЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 августа 2003 г. N 326 КОНЦЕПЦИЯ управления государственным имуществом и приватизации в Республике Марий Эл Настоящая Концепция определяет основные цели, задачи и принципы государственной политики Республики Марий Эл в сфере управления государственным сектором экономики, под которым понимается совокупность экономических отношений, связанных с использованием государственного имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями Республики Марий Эл, основанными на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (далее именуются - унитарные предприятия), государственными учреждениями (далее именуются -учреждения), государственной казны Республики Марий Эл, а также земельных ресурсов и имущественных прав Республики Марий Эл, вытекающих из ее участия в коммерческих организациях (за исключением государственного имущества, вовлекаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации в бюджетный процесс). Не являются предметом рассмотрения настоящей Концепции недра, леса и другие природные ресурсы, принадлежащие Республике Марий Эл, объекты интеллектуальной собственности и права на эти объекты. I. Управление государственным имуществом 1. Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом Государственная политика, в основу которой положена настоящая Концепция, преследует следующие цели: увеличение доходов бюджета Республики Марий Эл на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста; вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления; использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансовоэкономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации указанных целей органам исполнительной власти Республики Марий Эл необходимо решить следующие задачи: полная инвентаризация объектов государственной собственности, разработка и реализация системы учета этих объектов и оформление прав на них; повышение эффективности управления государственным имуществом с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальная правовая регламентация процессов управления; классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; определение цели государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов); обеспечение прав государства как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих*; обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет Республики Марий Эл путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех органов исполнительной власти Республики Марий Эл. В рамках настоящей Концепции Правительством Республики Марий Эл будут установлены меры ответственности органов исполнительной власти Республики Марий Эл за реализацию предоставленных им полномочий по управлению и распоряжению государственным имуществом. В основу настоящей Концепции положены следующие принципы управления государственным имуществом, обеспечивающие достижение указанных целей и решение вытекающих из них задач: 1) построение системы управления. Важнейшим принципом является использование системы управления как неразрывного единства следующих элементов: обеспечение обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентация порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроль за объектами управления и деятельностью управляющих, предоставление отчетности государственными органами и управляющими, принятие управленческих решений на основании анализа результатов контроля и отчетности, ответственность за результаты управления, постоянное поступление, обработка и анализ информации о работе управляющих и объектов управления. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов должны быть детально регламентированы соответствующими правовыми актами. 2) обеспечение эффективности управления. Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или состояния объекта управления) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. 3) обеспечение профессионализма управления. Государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом, в связи с чем необходимо создать систему подготовки и аттестации управляющих. Принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются в настоящей Концепции применительно к таким объектам управления, как унитарные предприятия и учреждения, акции, находящиеся в собственности Республики Марий Эл, доли Республики Марий Эл в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, недвижимость Республики Марий Эл, в следующей логической последовательности: а) оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы); б) постановка целей и задач управления; в) предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, перечень правовых актов, которые необходимо разработать или изменить для обеспечения эффективной реализации механизма управления); г) контроль эффективности управления. 2. Управление унитарными предприятиями и учреждениями Оценка состояния управления унитарными предприятиями и учреждениями В настоящее время в Республике Марий Эл насчитывается 147 унитарных предприятий и 216 учреждений. Предприятия Министерство государственного имущества Республики Марий Эл наделяет унитарные предприятия имуществом, относящимся к собственности Республики Марий Эл, согласовывает вопросы распоряжения недвижимым имуществом унитарных предприятий, ведет их реестр, решает вопросы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за эффективностью использования имущества, закрепленного за унитарными предприятиями. Отраслевые органы исполнительной власти Республики Марий Эл утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность и освобождают от должности их руководителей, заключают, изменяют и расторгают трудовые договоры с руководителями унитарных предприятий. Количество унитарных предприятий весьма значительно, основная их деятельность не всегда отвечает интересам государства. В число действующих унитарных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном в силу низкой ликвидности имущества). Законодательство, ориентированное на массовую приватизацию, не могло учитывать экономические особенности ряда объектов и, соответственно, предусматривать особый порядок приватизации. Предусмотренные гражданским законодательством организационно-правовая форма унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств. Юридическая конструкция права хозяйственного ведения предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника. Реально эти полномочия осуществляются единолично руководителем унитарного предприятия, взаимоотношения которого с собственником регулируются законодательством о труде. При этом круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность унитарных предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным. В частности, руководители унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в том числе самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом). Нормативно-правовая база, определяющая цели и задачи создания унитарных предприятий, а также порядок их функционирования, недостаточна. На практике широкие полномочия руководителей унитарных предприятий в отсутствие действенных инструментов и порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к: а) переводу части финансовых потоков унитарных предприятий в фирмы-спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах; б) заключению сделок, в которых заинтересовано руководство унитарного предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции, а в ряде случаев к хищениям государственного имущества; в) невозможности предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей. Не снижается количество неплатежеспособных унитарных предприятий. Недостаточно развита практика получения собственником части прибыли унитарного предприятия. Основные выводы: а) существующая система управления унитарными предприятиями неэффективна и требует кардинального реформирования; б) деятельность унитарных предприятий, как правило, неэффективна; в) отсутствуют четкие критерии необходимости создания и функционирования унитарных предприятий; г) низкая эффективность деятельности унитарных предприятий приводит к недополучению доходов в бюджет Республики Марий Эл. Учреждения По действующему законодательству Республики Марий Эл органы исполнительной власти Республики Марий Эл наделены правом создания учреждений. Учреждения должны создаваться для осуществления функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств бюджета Республики Марий Эл. Регламентированная соответствующими правовыми актами система контроля за осуществлением учреждениями хозяйственных операций в настоящее время отсутствует. В то же время Республика Марий Эл несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждений. Учреждения же имеют возможность осуществлять финансирование своей деятельности за счет привлечения кредитных ресурсов без согласования с собственником, что приводит к нанесению прямого ущерба государству. Кроме того, на практике достаточно часто встречаются случаи нецелевого использования выделенного учреждениям имущества. В частности, анализ данных, полученных в результате проведения инвентаризации имущества, закрепленного за учреждениями, показал, что значительная его часть используется в коммерческих целях (в том числе путем передачи в аренду). Отраслевые органы исполнительной власти республики, имеющие подведомственные учреждения, не организуют учет объектов недвижимого имущества, закрепленных за этими учреждениями, и не проводят мероприятия по повышению эффективности использования зданий и сооружений. Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями Цели и задачи управления унитарными предприятиями и учреждениями заключаются в: а) повышении эффективности деятельности унитарных предприятий и учреждений, а также эффективности использования закрепленного за ними имущества; б) оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений; в) создании системы экономического мониторинга и ужесточении контроля за деятельностью унитарных предприятий и учреждений; г) погашении унитарными предприятиями и учреждениями кредиторской задолженности, прежде всего, по налогам, обязательным платежам и по заработной плате, и, как следствие, - в увеличении поступлений в республиканский бюджет Республики Марий Эл от использования государственного имущества, закрепленного за унитарными предприятиями; д) снижении расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на содержание учреждений. Механизм управления унитарными предприятиями и учреждениями Достижение поставленных целей и решение задач управления унитарными предприятиями и учреждениями связаны как с построением системы взаимоотношений с их руководителями, стимулирующей эффективную деятельность последних в интересах собственника, так и с непосредственным управлением государственными органами соответствующим государственным имуществом. Для этого могут приниматься решения о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, определении предмета и целей их деятельности, соответствующей целям государства, приватизации государственного имущества, согласовании предложений по распоряжению государственным имуществом, осуществлении контроля за использованием его по назначению и сохранностью, изъятии, а также иные решения в соответствии с полномочиями собственника, определенными законодательством. Реализация системы управления предполагает: а) определение круга и количества унитарных предприятий, необходимых для выполнения государственных функций. Для оптимизации количества унитарных предприятий необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия, в том числе казенного, создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы. Необходимо провести оценку деятельности всех унитарных предприятий исходя из того, что использование указанной организационно-правовой формы обосновано исключительно в следующих случаях: использование имущества, приватизация которого запрещена; осуществление деятельности, направленной на решение социальных задач, включая реализацию определенных товаров и услуг по минимальным ценам; производство отдельных видов продукции, изъятых из гражданского оборота или ограниченных в гражданском обороте; осуществление деятельности, предусмотренной федеральными законами, исключительно для государственных унитарных предприятий; осуществление отдельных дотируемых видов деятельности, ведение убыточных производств; осуществление деятельности, направленной на организацию и проведение закупочных и товарных интервенций с целью обеспечения продовольственной безопасности республики; осуществление научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением национальной безопасности. В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам осуществляется: преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом; реструктуризация унитарных предприятий, включая при необходимости реализацию интеграционных механизмов; передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность; ликвидация унитарных предприятий и учреждений; б) определение цели государства применительно к каждому унитарному предприятию и учреждению, которое состоит в следующем: установление обязательных требований к представлению руководителями унитарных предприятий и учреждений в отраслевые органы исполнительной власти республики предложений о способе достижения цели, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово-экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности унитарных предприятий и учреждений; установление отраслевыми органами исполнительной власти республики по согласованию с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл обязательных требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных предложений, правил и порядка их оценки; установление отраслевыми органами исполнительной власти республики по согласованию с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл требований к показателям деятельности унитарных предприятий, а также порядка их оценки; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56) проведение отраслевыми органами исполнительной власти республики аттестации руководителей унитарных предприятий с использованием современных методов оценки качества менеджмента; установление отраслевыми органами исполнительной власти республики по согласованию с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл порядка принятия решений о применении мер ответственности к руководителям предприятий (вплоть до расторжения трудового договора) за невыполнение установленных обязательных требований при подготовке предложений о способе достижения целей и задач управления унитарными предприятиями и несоответствие результатов деятельности предприятий утвержденным в установленном порядке основным экономическим показателям; утверждение отраслевым органом исполнительной власти республики цели деятельности унитарного предприятия (учреждения), программы (плана, бизнес-плана) его деятельности, конкретизирующей способ достижения цели, что является основой взаимодействия между государством и руководителем (управляющим государственным имуществом, находящимся в хозяйственном ведении или оперативном управлении). Невыполнение такой программы (плана, бизнес-плана) является основанием для привлечения к ответственности руководителя; в) установление порядка отчетности руководителей унитарных предприятий и учреждений о ходе выполнения утвержденной программы (плана, бизнес-плана), который предусматривает требования к форме, полноте отчетов, порядку их рассмотрения и утверждения. Непредставление отчетов влечет те же последствия, что и непредставление программы (плана, бизнес-плана); г) установление порядка принятия управленческих решений при недостижении цели государства, невыполнении программы (плана, бизнес-плана). При обосновании невозможности достижения цели, выполнения программы (плана, бизнес-плана) могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации унитарного предприятия или учреждения, о приватизации государственного имущества, об изменении программы (плана, бизнес-плана). В противном случае отраслевыми органами исполнительной власти республики применяются меры ответственности к руководителям унитарных предприятий и учреждений. Назначение руководителя должно производиться на конкурсной основе. Конкурсные комиссии создаются при органах исполнительной власти республики, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), с включением в их состав также представителей других органов исполнительной власти республики; д) ужесточение контроля за деятельностью руководителей унитарных предприятий и учреждений и самих унитарных предприятий и учреждений, для чего необходимо: установить порядок утверждения уставов унитарных предприятий и учреждений, а также заключения трудовых договоров с их руководителями отраслевыми органами исполнительной власти республики по согласованию с Министерством государственного имущества Республики Марий Эл; осуществлять учет уставов унитарных предприятий и учреждений, а также трудовых договоров с руководителями предприятий в Министерстве государственного имущества Республики Марий Эл в рамках ведения реестра государственного имущества; Министерству государственного имущества Республики Марий Эл утвердить примерный устав унитарного предприятия и примерный трудовой договор с его руководителем, позволяющие в полном объеме осуществлять определенный настоящей Концепцией механизм взаимодействия с управляющим; провести проверки учредительных документов унитарных предприятий и привести их в соответствие с примерным уставом; привести организационно-правовую форму всех унитарных предприятий и учреждений в соответствие с требованиями законодательства; привести трудовые договоры с руководителями унитарных предприятий в соответствие с примерным трудовым договором; создать и поддерживать единую информационную систему, содержащую сведения о деятельности и финансовоэкономическом состоянии унитарных предприятий и учреждений; отраслевым органам исполнительной власти республики устанавливать по согласованию с Министерством экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл основные экономические и иные качественные показатели работы унитарных предприятий и учреждений, в соответствии с которыми оценивается эффективность их деятельности; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56) отраслевым органам исполнительной власти республики проводить периодический анализ финансовохозяйственной деятельности унитарных предприятий и учреждений, достигнутых ими основных экономических показателей по результатам отчетов и данным проверок контролирующих органов; отраслевым органам исполнительной власти республики обеспечить проведение обязательных ежегодных аудиторских проверок унитарных предприятий с привлечением аудиторов из числа уполномоченных Министерством государственного имущества Республики Марий Эл. На этапе согласования Министерством государственного имущества Республики Марий Эл уставов унитарных предприятий и трудовых договоров, заключаемых с их руководителями, подлежит анализу: соответствие устава унитарного предприятия примерному уставу, в том числе в части порядка владения, распоряжения и пользования имуществом предприятия, перечисления в республиканский бюджет Республики Марий Эл части прибыли предприятия, ежегодного утверждения основных экономических показателей деятельности предприятия и осуществления контроля за их выполнением, ежегодного проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия с привлечением при необходимости независимых аудиторов; соответствие трудового договора, заключенного с руководителем унитарного предприятия, примерному трудовому договору, в том числе в части компетенции и прав руководителя, обязанностей сторон, ответственности руководителя за результаты финансово-хозяйственной деятельности и стимулирования его эффективной работы, условий изменения и расторжения трудового договора; наличие в реестре объектов государственной собственности имущества, закрепленного за унитарным предприятием. В случае несоответствия устава унитарного предприятия и трудового договора, заключенного с его руководителем, примерному уставу и примерному трудовому договору Министерством государственного имущества Республики Марий Эл может быть отказано в их согласовании. В случае согласования Министерством государственного имущества Республики Марий Эл устава унитарного предприятия и трудового договора, заключенного с его руководителем, соответствующие данные заносятся в реестр объектов государственной собственности; е) установление принципов определения части прибыли унитарного предприятия, подлежащей перечислению в республиканский бюджет Республики Марий Эл в виде дохода собственника от использования имущества, и порядка такого перечисления. Практическая реализация изложенных подходов предполагает создание соответствующей им правовой основы. Контроль эффективности управления унитарными предприятиями и учреждениями Реализация предложенных мероприятий должна привести к следующим результатам: поступление дополнительных доходов в республиканский бюджет Республики Марий Эл от коммерческого использования имущества, высвобождаемого в результате реорганизации унитарных предприятий и учреждений, а также вследствие получения части прибыли предприятий; снижение цен на определенные виды товаров и услуг; сокращение количества унитарных предприятий и учреждений, снижение расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на их содержание, снижение издержек производства, улучшение финансово-экономических результатов деятельности оставшихся унитарных предприятий и учреждений. 3. Управление акциями, долями Республики Марий Эл в уставных капиталах хозяйственных обществ Оценка состояния управления акциями (долями) В настоящее время Республика Марий Эл является участником (акционером) в 57 акционерных обществах, представляющих базовые отрасли народного хозяйства. Кроме того, в отношении 11 акционерных обществ используется специальное право на участие Республики Марий Эл в управлении указанными обществами (далее именуется - специальное право ("золотая акция"). В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом: 100 процентов акций находятся в собственности Республики Марий Эл - 3 акционерных общества; более 50 процентов - 7 акционерных обществ; от 25 процентов до 50 процентов - 6 акционерных обществ; менее 25 процентов - 31 акционерное общество. В зависимости от организационно-правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства: открытые акционерные общества - 56; закрытые акционерные общества - 1. Дивиденды по акциям, находящимся в собственности Республики Марий Эл, составили в 2001 году - 92 тыс. рублей, в 2002 году - 870 тыс. рублей. Деятельность по управлению акциями, находящимися в собственности Республики Марий Эл, а также по осуществлению прав участника в хозяйственных обществах регулируется следующим образом: абзац;(Утратил силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56) Правительство Республики Марий Эл принимает решения о продаже акций, о закреплении акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, в республиканской собственности, об использовании в отношении указанных обществ специального права ("золотой акции"), а также определяет порядок назначения и деятельности представителей Республики Марий Эл в органах управления и ревизионных комиссиях открытых акционерных обществ, акции которых находятся в собственности Республики Марий Эл или в отношении которых используется специальное право ("золотая акция"); Министерство государственного имущества Республики Марий Эл от имени Республики Марий Эл осуществляет права акционера (участника) хозяйственных обществ, выдает представителям Республики Марий Эл письменные директивы на голосование по вопросам повестки дня общих собраний акционеров указанных обществ, выдает доверенности на представление интересов государства (Республики Марий Эл) на общих собраниях акционеров, организует ведение реестра акционерных обществ с долей участия Республики Марий Эл в уставном капитале; абзац;(Утратил силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56) государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в акционерных обществах через своих представителей, избираемых (назначаемых) из числа государственных служащих Республики Марий Эл. В настоящее время 38 представителей Республики Марий Эл избраны (назначены) в органы управления акционерных обществ. Учитывая количество акционерных обществ, в которых Республика Марий Эл является участником (акционером), их значимость для экономики республики, отраслевую специфику указанных организаций и ряд иных факторов, нельзя признать эффективной систему управления посредством института таких представителей по следующим причинам: цели государства и его интересы, реализуемые посредством участия в акционерных обществах, не всегда очевидны для представителей Республики Марий Эл, в связи с чем их деятельность основывается на собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями приводит к непоследовательности в их деятельности, искажению их понимания государственных интересов; несовершенен порядок предоставления отчетов представителями государства о деятельности в органах управления акционерных обществ с долей участия Республики Марий Эл. Цели управления акциями (долями) Целями управления акциями (долями) являются: увеличение неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Марий Эл, создающее предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности; обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижение иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией; стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций; оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, в уставном капитале которых имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением); осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур). Механизм управления акциями (долями) Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве представителей. Цели и задачи управления акциями (долями), находящимися в государственной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 1. Классификация хозяйственных обществ по количественным и качественным показателям. Целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности акций, долей Республики Марий Эл, по отношению к которым необходимо применять различные механизмы управления. Хозяйственные общества классифицируются: в зависимости от степени ликвидности акций, в том числе реализуемых с быстрым значительным поступлением средств в бюджет, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет, реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна; в зависимости от отраслевой принадлежности организаций; в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач (оборона, безопасность), включенных в социальные программы, реализующих перспективные проекты, являющихся естественными монополиями; в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией); в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство: имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более трех месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве. 2. Осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности, в том числе: координация работы министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций органом по управлению государственным имуществом; назначение представителей государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, из числа специалистов отраслевых органов исполнительной власти республики, Министерства государственного имущества Республики Марий Эл; выдача Министерством государственного имущества Республики Марий Эл письменных указаний для голосования представителям государства в органах управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности; установление порядка использования пакетов акций в качестве гарантий от имени Республики Марий Эл с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета Республики Марий Эл; консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей; приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия в этих обществах, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и если для этого есть необходимые ресурсы; установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия государства в уставном капитале) при осуществлении дополнительных эмиссий; замена закрепленного в государственной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"); принятие мер по пересмотру уставов хозяйственных обществ для обеспечения интересов государства. 3. Проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим значительных инвестиционных вложений, в том числе: передача акций в муниципальную собственность муниципального образования, на территории которого осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Республики Марий Эл перед муниципальным образованием при условии представления им программы развития акционерного общества; покупка акций для формирования их в пакеты, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет; выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями; выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг; приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей; в отношении обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации. 4. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе: использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие; повышение инвестиционной привлекательности предприятий для отечественных и иностранных инвесторов за счет сокращения доли участия государства в уставном капитале; приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и последующая продажа или передача в доверительное управление этих акций. 5. Оптимизация управленческих затрат, в том числе: сокращение количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Сокращение может осуществляться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями, передачи управления с регионального на муниципальный уровень. Отчуждение акций (долей) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности хозяйственного общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом; внесение в уставный капитал компании, создаваемой по типу "портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет. Такая компания получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок и сроки продажи акций, цены на них. Необходима разработка механизма контроля за деятельностью компании (наблюдательный совет, попечительский совет); продажа мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом при необходимости акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2009 г. N 56) продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе. 6. Осуществление институциональных преобразований в экономике. Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли-продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур. Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, по инициативе собственников с тем, чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. Большинство крупных промышленных акционерных обществ имеют громоздкую структуру, используемую для производства разных видов продукции. В отношении таких обществ должна осуществляться реструктуризация с выделением имущественного комплекса, необходимого государству для решения общегосударственных задач, с созданием на базе этого имущественного комплекса стопроцентного государственного акционерного общества и продажей остального имущества для развития нового производства либо проводиться диверсификация производства, обеспечивающая повышение эффективности функционирования указанного общества. Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ. Совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области управления акциями, находящимися в государственной собственности, а также долями Республики Марий Эл, должно осуществляться путем разработки и принятия соответствующих нормативных правовых актов. Контроль эффективности управления акциями (долями) Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой: динамики увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности акциями; сокращения количества закрепленных в государственной собственности пакетов акций; функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых государство участвует, а также отчетности и контроля представителей государства; полноты реестра пакетов акций; результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций, находящихся в государственной собственности. 4. Управление государственной недвижимостью Оценка состояния управления объектами недвижимости В государственной собственности Республики Марий Эл находятся объекты недвижимости общей площадью 2224 тыс. м2, всего от аренды нежилых помещений в 2000 году получено 2,88 млн. рублей, в 2001 году 6,633 млн. рублей, в 2002 году - 7,706 млн. рублей, от продажи нежилых помещений в республиканский бюджет Республики Марий Эл поступило в 2000 году - 1,820 млн. рублей, в 2001 году - 10,372 млн. рублей, в 2002 году - 3,134 млн. рублей, от аренды земли: в 2000 году - 1,618 млн. рублей, в 2001 году - 2,668 млн. рублей, в 2002 году - 8,679 млн. рублей, от продажи земельных участков: в 2000-2001 годах - 0 млн. рублей, в 2002 году - 2,944 млн. рублей. Наблюдается устойчивая тенденция повышения доходности недвижимости. Вместе с тем существующая система управления недвижимостью в Республике Марий Эл нуждается в совершенствовании с учетом того, что: отсутствует система рыночной оценки объектов, а также четкое определение прав пользования недвижимостью, что приводит (особенно в условиях инфляции) к постоянному занижению стоимости имущества; права государства на принадлежащие ему объекты недвижимости не зарегистрированы в установленном законом порядке, что затрудняет распоряжение ими; слабо используются многовариантный и индивидуальный подходы к использованию недвижимости; большое количество объектов незавершенного строительства не вовлечено в оборот и утрачивает инвестиционную привлекательность; распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляют органы местного самоуправления. Пользователю государственной недвижимости приходится заключать два не связанных между собой договора, что противоречит мировой практике; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2013 г. N 150) развитие земельного законодательства отстает от развития иных отраслей законодательства, регулирующих оборот недвижимости, что приводит к нестыковке режимов правового использования земельных участков и расположенных на них зданий и сооружений при объективной связанности их в единый объект хозяйствования. Таким образом, несмотря на устойчивую тенденцию повышения доходов, получаемых от использования недвижимости, эти доходы значительно отстают от сложившихся рыночных показателей, что является основанием для изменения подходов к управлению недвижимым имуществом. Цели и задачи управления объектами недвижимости Совершенствование системы управления недвижимостью должно обеспечить достижение следующих целей: максимально возможное повышение доходности объектов государственной недвижимости; наиболее эффективное выполнение государством своих социальных функций в процессе использования государственной недвижимости; стимулирование за счет недвижимости государственной собственности развития реального сектора экономики, обеспечение максимально простого и удобного доступа предпринимателей к объектам недвижимости государственной собственности; вовлечение в хозяйственный оборот объектов незавершенного строительства. Для достижения указанных целей необходимо: а) сформировать полный реестр государственной недвижимости (баланс недвижимости), содержащий количественные, стоимостные, технические и правовые характеристики объектов недвижимости государственной собственности, включающий объекты незавершенного строительства и земельные участки; б) сформировать объекты управления, исключив возможность распоряжения одной частью объекта без другой в случаях, когда они составляют единое целое (земельные участки и расположенные на них здания и сооружения); в) установить, в каких случаях и на каком праве должны предоставляться земельные участки. При этом коммерческим организациям земельные участки предоставляются в собственность или в аренду в целях повышения доходов бюджета от использования земли и стимулирования организаций в целях оптимизации размеров занимаемых ими земельных участков. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2013 г. N 150) Для использования в некоммерческих целях земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование, а также гражданам в собственность или аренду. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2013 г. N 150) г) обеспечить безусловное применение механизма рыночной оценки при использовании недвижимости, выровнять ставки арендной платы, взимаемой за использование государственной недвижимости, со ставками, сложившимися на рынке; д) создать необходимую правовую базу, позволяющую использовать различные способы распоряжения государственным имуществом (залог, доверительное управление, внесение прав пользования в уставный капитал); е) создать условия для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики путем максимального вовлечения недвижимости государственной собственности в гражданский оборот, в том числе путем предоставления на максимально льготных условиях инвесторам объектов незавершенного строительства; ж) урегулировать вопросы приобретения государством объектов недвижимости, в том числе определив цели, для достижения которых осуществляется приобретение указанных объектов; з) установить жесткий контроль за использованием недвижимости, закрепленной на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Определить правовые возможности изъятия имущества у унитарных предприятий (например, в случае неправомерного распоряжения недвижимостью); и) выявить излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество государственных учреждений (исходя из использования его исключительно для выполнения тех функций, для которых создано учреждение), изъять указанное имущество; к) обеспечить профессиональную подготовку государственных служащих, осуществляющих управление государственной недвижимостью. Механизм управления объектами недвижимости Достижение целей управления объектами недвижимости возможно при сосредоточении функций распоряжения этими объектами в одном ведомстве. Основным объектом управления становится комплексный объект, состоящий из земельного участка (или его доли) и всех связанных с ним зданий, сооружений (или их частей). Первым шагом должна стать сплошная инвентаризация объектов недвижимости, результатом которой станет получение информации, позволяющей оперативно провести рыночную оценку объектов недвижимости на основе учета их основных характеристик и использования методов статистической обработки информации о рыночных стоимостных характеристиках реальных объектов недвижимости. С учетом данных реестра государственной собственности государство должно регистрировать свои права на проинвентаризированные и оцененные объекты недвижимости. Следующим шагом должна стать выработка единых правил и процедур принятия решения по распоряжению объектами недвижимости. Они должны основываться на следующих принципах: безусловный приоритет возмездного вида пользования с определением исключительных случаев предоставления недвижимости на безвозмездной основе; использование высокодоходной недвижимости в коммерческих целях; запрет на предоставление объектов недвижимости в аренду по ставкам ниже уровня рыночных цен, сложившихся в республике; сокращение льгот при использовании объектов недвижимости; упрощение процедуры оформления прав пользования объектами недвижимого имущества и сокращение ее сроков. Арендаторам, вносящим арендную плату за пользование объектом по рыночной стоимости и выполняющим все условия договора, заключенного в установленном порядке, может разрешаться субаренда; продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях исходя из их рыночной стоимости. Объекты, не имеющие рыночной стоимости, могут предоставляться инвесторам в безвозмездное пользование под соответствующие государственным интересам инвестиционные проекты. Контроль эффективности управления объектами недвижимости Контроль за достижением целей управления может осуществляться по следующим направлениям: увеличение доходов бюджета от использования государственного имущества; своевременная разработка и принятие соответствующей нормативной правовой базы; сближение ставок за аренду государственного имущества и рыночных ставок арендной платы; обеспечение полноты реестра объектов недвижимого имущества. II. Приватизация государственного имущества 1. Цели, задачи и принципы государственной политики приватизации Несмотря на то, что в результате массовой приватизации большинство предприятий стали частными, ряд поставленных целей не был достигнут: не сформирован широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективной деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций явно недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий. Для устранения перечисленных негативных тенденций необходимо изменить приоритеты в области приватизации, разработать и реализовать новые подходы к решению вопросов, связанных с управлением государственным имуществом. Целью государственной политики в области приватизации в соответствии с настоящей Концепцией является кардинальное повышение эффективности функционирования республиканских предприятий и народнохозяйственного комплекса в целом. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе экономики; вовлечение в гражданский оборот максимального количества объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая структуру участия государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на управление государственным имуществом; привлечение инвестиций в реальный сектор экономики республики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии предприятий, готовых взять на себя обязательства по реализации инвестиционных и (или) социальных условий и безусловно их выполнять; создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, расширение производства и создание новых рабочих мест; обеспечение контроля за выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества; существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления за счет усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности; формирование более эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе экономики; рациональное пополнение доходной части бюджета; усиление социальной направленности процесса приватизации государственного имущества. Настоящая Концепция основывается на следующих основных принципах: а) решение о целесообразности приватизации государственного имущества разрабатывает орган по управлению государственным имуществом совместно с заинтересованными отраслевыми органами исполнительной власти республики с позиций повышения эффективности его использования. Окончательное решение о приватизации каждого предприятия принимает Правительство Республики Марий Эл. В необходимых случаях государство должно сохранять свое участие в управлении предприятиями путем закрепления акций либо путем использования специального права ("золотой акции"); б) способ приватизации каждого объекта государственной собственности определяется органом по управлению государственным имуществом на основании анализа предложений управляющих компаний, оценщиков, аудиторов, финансовых и юридических консультантов; в) нормативная правовая база, режим и методы регулирования процессов приватизации должны быть едины на всей территории Российской Федерации. 2. Основные меры по реализации государственной политики приватизации Основными мерами, призванными обеспечить достижение цели государственной политики в области приватизации, должны стать: 1) дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий, с учетом их реальной ценовой оценки, максимально приближенной к мировому уровню. Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется в основном путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших свою готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач). Продажа низколиквидных предприятий таким собственникам может осуществляться по минимальной цене при условии, тщательного анализа представленного бизнес-плана и реализации мер контроля за системой показателей деятельности приватизированного предприятия; 2) расширение инструментария приватизации: а) выпуск производных ценных бумаг, обеспеченных государственным имуществом, позволяющих размещать их на рынках ценных бумаг; б) купля-продажа акций на биржевом и внебиржевом рынках в целях оптимизации участия государства в хозяйственных товариществах и обществах; в) продажа государственного имущества по результатам прямых переговоров с инвесторами, в том числе в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся. Цена этого имущества при проведении прямой продажи должна быть определена исходя из рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком; г) продажа государственного имущества с рассрочкой оплаты под гарантии банков; 3) принятие приватизационных решений на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий и заключения приватизационных договоров, детально регламентирующих взятые инвестором на себя обязательства; 4) ориентация на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии этих интересов интересам государства; 5) обязательный учет мирового опыта приватизации, в том числе по предпродажной подготовке предприятий с привлечением финансового консультанта, аудитора, оценщика, юридического консультанта, консультанта по менеджменту; 6) сочетание долгосрочных и краткосрочных интересов государства при приватизации. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения отечественного рынка товарами и услугами республиканских товаропроизводителей, повышения эффективности функционирования всего хозяйственного комплекса; 7) усиление социальной направленности приватизации. Способы, методы и инструментарий приватизации должны обеспечивать равные права и возможности для всех слоев общества, включая социально не защищенные слои населения. При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан. Необходимо шире практиковать приватизацию государственного имущества путем проведения коммерческих конкурсов с социальными условиями. 3. Методы реализации государственной политики в области приватизации Методы реализации государственной политики в области приватизации имеют свою специфику в зависимости от вида государственного имущества. В отношении унитарных предприятий необходимо: а) определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм; б) установить соответствующее распределение средств между бюджетом и унитарным предприятием при продаже государственного имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения; в) провести в сжатые сроки приватизацию объектов незавершенного строительства, зданий и сооружений, не используемых для государственных нужд, преимущественно в целях создания новых производств, а также изъять неиспользуемое оборудование. Продажа указанных объектов осуществляется по минимальной цене при условии принятия новым собственником обязательств в соответствии с разрабатываемой системой контролируемых показателей. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия. В отношении пакетов акций, находящихся в государственной собственности, необходимо: проводить приватизацию высоколиквидных пакетов акций с ориентацией на значительные поступления средств в бюджет; приватизацию низколиквидных пакетов акций осуществлять путем их продажи по минимальной цене при условиях принятия новым собственником инвестиционных и (или) социальных обязательств (сохранение или дополнительное создание рабочих мест, решение экологических задач и др.) и проведения предварительного независимого анализа бизнес-плана претендента; проводить в целях повышения эффективности продажи акций, находящихся, в государственной собственности, широкомасштабные маркетинговые исследования для выявления потенциального спроса на них. Размеры пакетов акций, способы и сроки их приватизации определяются с ориентацией на интересы потенциальных инвесторов при безусловном непротиворечии их интересам республики; при приватизации акций способами, предусматривающими инвестиционные вложения, ориентироваться прежде всего на отрасли, дающие быструю отдачу и являющиеся "локомотивными". Планируемые к реализации инвестиционные программы должны быть сжаты во времени до технологически приемлемого уровня; в случае признания аукциона (конкурса) несостоявшимся -проведение прямой продажи акций по результатам переговоров с инвестором. При этом цена объекта должна быть не ниже его стартовой цены на несостоявшемся аукционе. В случае, если в государственной собственности находятся пакеты акций размером менее 25 процентов, предусматриваются следующие меры: внесение акций в уставный капитал другого акционерного общества по рыночной стоимости; увеличение государственного пакета акций до уровня не ниже блокирующего за счет внесения по рыночной стоимости государственного имущества в уставный капитал общества или приобретения акций этого общества на вторичном рынке с последующей продажей пакета акций стратегическому инвестору; передача государственного пакета акций эмитенту либо муниципальному образованию в счет бюджетного финансирования, обуславливая это погашением и в дальнейшем отсутствием задолженности по заработной плате, по обязательным платежам в бюджеты всех уровней и по другим параметрам. В отношении земли и государственной недвижимости необходимо: осуществить законодательное урегулирование вопросов создания единых имущественных комплексов, состоящих из земельного участка и расположенных на нем зданий, сооружений и элементов производственной инфраструктуры; обеспечить организационные условия для приватизации объектов недвижимости, включая предприятия, вместе с земельными участками, а также возможность внесения земельных участков в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ при приватизации. Результатом этого должно стать повышение курсовой стоимости акций предприятий и, как следствие, возможность привлечения инвестиций в целях перспективного развития предприятий; провести там, где это целесообразно, приватизацию излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению недвижимого имущества унитарных предприятий и учреждений; привлекать инвесторов к участию в деятельности по сохранению памятников истории и культуры, осуществляя при этом контроль со стороны государства за сохранностью, реставрацией и реконструкцией при использовании указанных объектов. 4. Государственный контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий Целью государственного контроля за ходом проведения приватизации является уменьшение рисков в отношении использования государственного имущества, безусловная реализация новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированное получение средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки. Предусматриваются следующие этапы государственного контроля: а) подготовка государственного имущества к приватизации; б) непосредственная реализация приватизационных процедур; в) выполнение новым собственником взятых обязательств. Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя: контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества; поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими процедур, связанных с приватизацией государственного имущества; контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (размер отчуждаемых пакетов акций, способ и сроки приватизации, цена приватизируемого имущества), контроль за обязательным учетом потенциального спроса на приватизируемое имущество. Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать: анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (деловая репутация, продолжительность деятельности, сведения об источниках средств, используемых при оплате); анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов не обходимыми ресурсами). Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя: разработку системы показателей постприватизационного развития предприятий с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов; контроль за обязательным соблюдением системы показателей постприватизационного развития предприятий. 5. Информационное обеспечение приватизации государственного имущества Ключевыми задачами информационного обеспечения приватизации являются повышение уровня полноты и достоверности информации о приватизируемом государственном имуществе в целях достижения прозрачности происходящих процессов, а также создания условий для контроля государства и принятия эффективных решений в отношении государственной собственности. Заключение Значение Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики. Последовательная, планомерная и системная реализация Концепции является предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейших функций государства - развивающей и стимулирующей - в отношении национальной экономики. Полная инвентаризация государственного имущества в республике (включая земельные участки), вовлечение его в гражданский оборот позволят сформировать баланс имущества Республики Марий Эл, что является непременным условием выполнения задачи привлечения инвестиций путем предоставления гарантий инвесторам не за счет доходов бюджета, а за счет реальных активов, характеризующихся определенными экономическими показателями, - стоимостью и ликвидностью, а также правовым режимом. Инвентаризация и классификация государственного имущества, осуществление мероприятий по повышению его ликвидности позволят эффективно использовать указанное имущество в качестве обеспечения при привлечении инвестиционных ресурсов. Переход от массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение доходов (рентных платежей и иных неналоговых поступлений) от более эффективного использования государственного имущества и оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в национальную экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Осуществление всего комплекса мероприятий, предусмотренных Концепцией, должно сопровождаться совершенствованием механизма образования и использования республиканского бюджета Республики Марий Эл. Следующим необходимым шагом в использовании потенциала Концепции должно стать совершенствование оценки и отбора инвестиционных проектов (программ), которые финансируются за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл или под реализацию которых предоставляются государственные гарантии. Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом. На этапе осуществления процедур банкротства ориентация на фискальную составляющую этих процедур, то есть на скорейшее взыскание задолженности, не дает реальных результатов. Это является основной отличительной особенностью банкротства предприятий. В то же время грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, нормальной работе производства, увеличению числа рабочих мест и привлечению инвестиций. Именно при процедурах банкротства предприятий происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства. Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно-имущественный, чем фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. Исходя из изложенного участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть направлено на осуществление реструктуризации предприятий, привлечение эффективных собственников, достижение долгосрочных целей повышения эффективности предприятий в ущерб фискальным краткосрочным интересам. Это возможно осуществить путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения обозначенных задач. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные экономические интересы республики, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника. * В целях настоящей Концепции под управляющими понимаются руководители унитарных предприятий, учреждений, представители государства в органах управления коммерческих и некоммерческих организаций, доверительные управляющие государственным имуществом, управляющие компаниями. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|