Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 15.04.2009 № 96РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 апреля 2009 г. N 96 О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (В редакции Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 02.07.2009 г. N 155; от 02.04.2010 г. N 80; от 12.09.2011 г. N 292; от 27.06.2012 г. N 220; от 21.05.2013 г. N 161) Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) 2. Финансирование Программы начиная с 2009 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели. 3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований республики внести изменения в муниципальные целевые программы социального развития села, реализуемые за счет средств бюджетов муниципальных образований. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл Егошина А.Я. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 апреля 2009 г. N 96 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2013 ГОДА" (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Наименование республиканская целевая программа Программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа) (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Основание для постановление Правительства Российской разработки Программы Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Руководитель Министерство сельского хозяйства и Программы продовольствия Республики Марий Эл (государственный заказчик) (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.04.2010 г. N 80) Основные Министерство сельского хозяйства и разработчики продовольствия Республики Марий Эл; Программы Министерство образования и науки (государственные Республики Марий Эл; заказчики Программы) Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство спорта Республики Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл(Позиция в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Основные цели ввод и приобретение 42,35 тыс. кв. метров Программы, важнейшие жилья для граждан, проживающих в целевые показатели сельской местности; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) ввод и приобретение 10,47 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) введение в действие общеобразовательных учреждений на 440 мест; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) открытие 1 фельдшерско-акушерского пункта; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) строительство и реконструкция клубных учреждений на 100 мест; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) абзац;(Утратил силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) абзац;(Утратил силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) газификация 11456 домов (квартир); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 68 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 40 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) введение в действие 2768 номеров телефонной сети; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) введение в действие 5,61 километра автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Основные задачи улучшение жилищных условий граждан, Программы проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физической культуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно- консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест Сроки реализации 2009-2013 годы Программы (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Основные мероприятия мероприятия сгруппированы по Программы следующим направлениям: жилищное строительство, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обслуживание сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство, комплексная компактная застройка сельских поселений (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Исполнители Министерство сельского хозяйства и основных продовольствия Республики Марий Эл; мероприятий Министерство образования и науки Программы Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство спорта Республики Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; государственное казенное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор"; филиал в Республике Марий Эл открытого акционерного общества "Ростелеком" (по согласованию); филиал "Мариэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (по согласованию); Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления (по согласованию) (Позиция в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Объемы и источники общий объем финансирования финансирования Программы (2009-2013 годы) - 1118,323 Программы млн. рублей, в том числе средства: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) федерального бюджета (при условии выделения из федерального бюджета) - 344,471 млн. рублей (30,8 процента); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) республиканского бюджета Республики Марий Эл - 248,65 млн. рублей (22,2 процента); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) местных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления) - 86,491 млн. рублей (7,7 процента); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) внебюджетных источников (при условии поступления средств из внебюджетных источников) - 438,711 млн. рублей (39,3 процента) (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Система организации руководитель Программы осуществляет управления и контроля общее руководство и контроль за за исполнением реализацией Программы. Программы Исполнители основных мероприятий Программы - исполнительные органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления Республики Марий Эл (по согласованию) представляют руководителю Программы информацию о ходе выполнения Программы в виде ежемесячных отчетов. Руководитель Программы представляет информацию о ходе выполнения Программы в порядке, установленном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Ожидаемые конечные реализация Программы к 2013 году результаты реализации позволит: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Программы улучшить жилищные условия более 1400 сельских семей; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) привлечь для проживания на селе более 250 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их жильем; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) ввести в эксплуатацию около 269 километров распределительных газовых сетей низкого давления, повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 68 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; расширить сеть фельдшерско-акушерских пунктов; расширить территориальную сеть комплексных предприятий торгово- бытового обслуживания; повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 40 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) обеспечить ввод 2768 телефонных номеров; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) привести в нормативно-техническое состояние и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты; улучшить демографическую ситуацию на селе; обеспечить агропромышленный комплекс квалифицированными кадрами I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. Сельский жилищный фонд в Республике Марий Эл составляет 4 950,1 тыс. кв. метров общей площади, из них 94,9 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 30,1 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 48,7 процента, канализацией - 23,7 процента, горячим водоснабжением - 13,8 процента. За последнее десятилетие в республике реорганизовано во врачебные амбулатории 13 участковых больниц (45 процентов), сокращено 90 фельдшерско-акушерских пунктов (25,7 процента). На 10 тыс. человек сельского населения приходится только 22.9 врачебной больничной койки, тогда как в городской местности - 150,3; мощность амбулаторно-поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2,9 раза меньше, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами в 8 раз, а средним медицинским персоналом в 3,5 раза ниже по сравнению с городским населением. Обеспеченность врачами по городу - 44,7 процента, на селе - 5,6 процента. Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 70 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело. В рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" введено пять объектов, в том числе четыре - на селе. Обеспеченность спортивными сооружениями увеличилась на 0,1 тыс. кв. метров на 10 тыс. человек населения республики и составила на 1 января 2008 г. 9,34 тыс. кв. метров. Количество спортивных сооружений достигло 1 628, из них 1 231 - в сельской местности. Численность занимающихся физической культурой и спортом на селе составляет 88 785 человек, или 45 процентов от общего населения республики. На начало 2007-2008 учебного года в республике функционировали 238 сельских общеобразовательных школ различного типа с контингентом учащихся 26 987 человек, к началу 2008-2009 учебного года - 218 школ с контингентом учащихся 25 373 человека. По сравнению с 2007-2008 учебным годом количество общеобразовательных школ сократилось на 20 единиц, или 8,4 процента, а численность учащихся - на 1 614 человек. В связи с проводимой в республике оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в сельской местности с выделением базовых школ и ресурсных центров, основной целью которой является обеспечение общедоступного и качественного образования в образовательных учреждениях, отвечающих действующим нормативным требованиям, необходимы значительные капитальные вложения на укрепление материально-технической базы. За последнее десятилетие число клубов и Домов культуры сократилось на 60, киноустановок - на 162, библиотек - на 39, значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры. Более 77 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращено финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово-бытового обслуживания районных кооперативных организаций. В связи с увеличением торговых издержек, падением платежеспособности сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации, снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово- закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только на собственные нужды. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения. Указанные выше факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения. Для устойчивого социально-экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения в реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально-экономического развития села Республики Марий Эл. В настоящее время в Республике Марий Эл электрифицированы все сельскохозяйственные потребители. Централизованным электроснабжением охвачены все коллективные хозяйства и населенные пункты. По данным энергосистемы, потребление электроэнергии сельскохозяйственными потребителями Республики Марий Эл в 2008 году составило 91,375 млн. кВт/час. Существующий уровень надежности и качества электроснабжения сельскохозяйственных потребителей не отвечает возросшим требованиям: годовая продолжительность перерывов в электроснабжении выше, чем в развитых странах; уровень обеспечения подстанций (ПС 35-110 кВ) сельскохозяйственного назначения устройствами регуляторов напряжения под нагрузкой (РПН) и уровень компенсации реактивной мощности в сетях и у потребителей является низким. Наиболее уязвимым звеном сельских сетей являются воздушные линии 10 кВ. Аварии и отказы в них вызывают около 70 процентов нарушений электроснабжения потребителей. Действующие электрические сети сельскохозяйственного назначения напряжением 0,4-35 кВ в связи с дефицитом проводникового материала проектировались с перспективой роста электрических нагрузок на 5-7 лет, что привело к наличию на линиях электропередачи проводов относительно небольших сечений, при этом сечения проводов 0,4-10 кВ уменьшаются по мере удаления от шин центра питания и снижения величины расчетной нагрузки. В связи с отсутствием достаточных средств на эксплуатацию, ремонт и строительство объектов энергетического хозяйства в энергосистеме отмечается неблагоприятная тенденция. В сельской местности эксплуатируется 2 563,99 километра распределительных газовых сетей, газифицировано 83,185 тыс. домов (квартир), из них 41,915 тыс. - природным газом; 41,270 тыс. - сжиженным. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 28 процентов - в полном восстановлении. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции: из 1 505 населенных пунктов в 29 телефонная связь отсутствует, из 2 028 имеющихся учреждений социальной сферы и торгово- бытового обслуживания не телефонизировано 1 057. Телефонная сеть в сельских поселениях физически и морально изношена. Удельный вес монтированной емкости электронных и квазиэлектронных станций составляет только 57,8 процента в сельской местности по сравнению с 91,9 процента в городской местности. На начало 2009 года в сельской местности имелся всего 1 531 таксофон из них 1 491 таксофон универсального обслуживания. -------------------------------------------------------------------- Наименование показателя | Построено в сельской местности |--------------------------------- | 1990 год | 2000 год | 2008 год -------------------------------------------------------------------- Сельская телефонная связь (АТС 18 400 24 554 27 454 и ВПТС) (номеров) На территории Республики Марий Эл протяженность автомобильных дорог общего пользования республиканского значения составляет 4 386 километров. Плотность сети дорог составляет 141,69 километра на 1 000 кв. километров территории. Обеспеченность населения дорогами составляет 4,64 километра на 1 000 человек. Обеспеченность населенных пунктов Республики Марий Эл транспортными связями составляет 56 процентов. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения. Положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации и телефонизации сельской местности еще недостаточны для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения граждан пожилого возраста, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" (далее - Программа) обусловлена: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) а) социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства республики, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания для сельского населения нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда; б) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления. Особенностью существующей системы расселения в сельской местности является удаленность сельских населенных пунктов от районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских поселений. В основе необходимости комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом типа сельского поселения, количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и по функциональной направленности. Перечень и характеристика основных проблем отрасли экономики Республики Марий Эл отражены в приложении N 1. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа разработана для достижения следующих целей: повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских поселений и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение возможностей выполнения селом его общественных функций. Основные цели Программы будут достигнуты при реализации следующих важнейших целевых индикаторов и показателей согласно приложению N 5: ввод и приобретение 42,35 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 10,47 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) введение в действие общеобразовательных учреждений на 440 тыс. мест; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) открытие 1 фельдшерско-акушерского пункта; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) строительство и реконструкция клубных учреждений на 100 мест; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) абзац;(Утратил силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) газификация 11456 домов (квартир); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 68 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 40 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) введение в действие 2768 номеров телефонной сети; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) введение в действие 5,61 километра автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, связывающих сельские населенные пункты. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач: создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских поселений и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-социальной помощи, эффективного использования средств физической культуры и спорта для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности; повышение роли физической культуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность; активация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско- правового законодательства; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; благоустройство и расширение сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, имеющих твердое покрытие; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями. Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в настоящей Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских поселений, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений. Основные пути решения программных задач: приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов; повышение сохранности имеющегося потенциала социальной сферы и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечение содержания и эксплуатации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования имеющихся материально- технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрение новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских населенных пунктов, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширенного применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережения, соблюдения ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышения надежности и безопасности энергоснабжения, развития экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий; создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур. Сроки реализации настоящей Программы (2009-2013 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Инвестиционные мероприятия реализации Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также на новое строительство, в том числе экспериментально-опытное. Организационное обеспечение Программы включает мероприятия республиканского и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации объектов социальной сферы, оказанию содействия сельским поселениям, а также по созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе. Настоящая Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно- консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, связывающих сельские населенные пункты, и телекоммуникационной связи. Правила предоставления субсидий местным бюджетам на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов указаны в приложении N 6 к Программе. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Марий Эл местным бюджетам на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности указаны в приложении N 7 к Программе. Правила предоставления субсидий местным бюджетам на поддержку комплексной компактной застройки сельских поселений указаны в приложении N 8 к Программе. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ (Наименование в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) В целях улучшения жилищных условий сельских граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает: формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования; создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности. Расширение доступности улучшения жилищных условий граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников финансирования (в том числе собственных и заемных средств граждан). Объем средств федерального бюджета на 2009-2013 годы, предусматриваемых на государственную поддержку жилищного строительства в сельской местности республики, составляет 84,046 млн. рублей, в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 22,7 млн. рублей, объем средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов составляет 59,552 млн. рублей, в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 14,686 млн. рублей, объем средств внебюджетных источников - 261,367 млн. рублей, в том числе обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов - 64,494 млн. рублей. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности позволит: улучшить жилищные условия более 1400 сельских семей и довести уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности до 48 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми отечественными строительными материалами, транспортом, оборудованием; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования; привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования. Основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов является формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Для этой цели необходимо осуществить следующие меры финансового и организационного характера: методическое обеспечение реализации указанных мероприятий; формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; проведение информационно-разъяснительной деятельности, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Предполагается, что участниками мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов на добровольной основе могут быть: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) а) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации указанных мероприятий не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям: один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности; нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодой семьи собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты; (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.07.2009 г. N 155) б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям: работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности; нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой работают, или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; наличие у молодого специалиста собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.07.2009 г. N 155) Выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов позволит: (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) улучшить жилищные условия более 250 молодых семей и молодых специалистов на селе; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села; создать условия для улучшения демографической ситуации. РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ К началу 2007-2008 года в Республике Марий Эл имеется 308 общеобразовательных школ, в которых обучается 71 523 учащихся, из них 222 - сельские образовательные учреждения, где обучается 26 987 учащихся и трудится 52 процента учителей (4 287 человек). Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования предусматривается следующая система мероприятий: ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классах; развитие общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи). Открыты республиканские школы-интернаты инновационного характера (государственные образовательные учреждения: Национальная президентская школа-интернат N 1 Республики Марий Эл для одаренных детей, Политехнический лицей-интернат Республики Марий Эл, Республиканский многопрофильный лицей-интернат), в том числе и для детей, проживающих в сельских населенных пунктах; реструктуризация сети сельских общеобразовательных учреждений с учетом демографических факторов, изменений в системе расселения, разрабатываемых схем транспортировки обучающихся и преподавателей, в необходимых случаях перепрофилирование или расширение профильности избыточных мощностей образовательных учреждений для улучшения использования имеющейся материально-технической базы образования и его кадрового потенциала; завершение сооружения объектов образования, находящихся в незавершенном строительстве, замена ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений, в необходимых случаях использование для организации образовательных учреждений (малочисленных дошкольных и начальных) имеющегося жилищного фонда. Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности позволит обновить материально- техническую базу учреждений образования. РАЗВИТИЕ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Целью реализации программных мероприятий является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. В области физической культуры и спорта настоящая Программа предусматривает: разработку муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение сельских спортивно-массовых мероприятий с детьми, подростками и взрослым населением; формирование минимально необходимой материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий и организаций, общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления; обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности; стимулирование расходования средств предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, другими хозяйствующими на селе субъектами на укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта и развитие в сельской местности физкультурно-оздоровительного и спортивного движения; организацию самодеятельного физкультурно-спортивного движения на основе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развития доступного сельскому населению рынка оздоровительных и спортивных услуг. В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения и привлечение к занятиям физической культурой и спортом сельской молодежи. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ Целью мероприятий в области развития культуры является сохранение и развитие культурного потенциала сельских поселений, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам, активизация культурной деятельности населения. Настоящая Программа в области развития культурно-досуговых учреждений предусматривает: проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработку территориальных схем их размещения; завершение сооружения муниципальных объектов культуры, находящихся в незавершенном строительстве; реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение сельских учреждений культуры, внедрение новых технологий их деятельности; создание интегрированных, вариативных по функциональному составу социально-культурных учреждений, соединяющих "под одной крышей" помещения досугового типа, спортивные и образовательные помещения, кафе-столовые, клубы-кафе и т.д.; создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений и межрайонных культурных комплексов повышенной комфортности, оснащенных техническими средствами, отвечающими современному уровню развития культурно-досуговой деятельности; развитие мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения; привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры; возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержку индивидуальных талантов и дарований; сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора; сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, в том числе размещаемого в культовых постройках, развитие межмузейного обмена на республиканском и межрегиональном уровнях; сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно- образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек, повышение качества и доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны и за рубежом, на основе их модернизации и материально-технического оснащения с применением компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов; улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок. Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности позволит расширить культурно- досуговую деятельность в сельских поселениях и приобщить сельское население к культурно-историческому наследию. РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В настоящем разделе предусматривается система мероприятий дальнейшего развития в потребительской кооперации торгового обслуживания, оказания услуг производственной деятельности сельскому населению, гарантирующая последовательное повышение уровня обслуживания, обеспечение возможностей приобретения товаров и услуг по месту жительства, создание новых рабочих мест. Для ее реализации предусматривается: содействие созданию торгово-заготовительных предприятий, ориентированных на закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народных промыслов; организация эффективных схем товародвижения, в том числе за счет реконструкции ранее закрытых в сельской местности торговых предприятий; увеличение оборота общественного питания на основе развития сети предприятий общественного питания, открытия столовых, кафе, кондитерских цехов; содействие созданию в сельской местности малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (мельничный комплекс, кондитерские цеха, реконструкция хлебопекарен). Бытовое обслуживание сельского населения республики в настоящее время осуществляется 9 районными Домами быта с сетью комплексных приемных пунктов, ремонтными мастерскими по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, по ремонту часов, сложнобытовой техники, радиотелеаппаратуры, фотосалонами и парикмахерскими. (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) (Абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания населения в сельской местности позволит: повысить территориальную доступность товаров и услуг жителям села; расширить предложение товаров и услуг, реализуемых в сельской местности; повысить качество торгового обслуживания; оказать дополнительные услуги населению вследствие образования малых видов производств. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Целью настоящей Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Усилия информационно-консультационной службы будут направлены на поиск и развитие новых наукоемких технологий, обладающих высокими адаптационными возможностями. Необходимо постоянное расширение и выявление новых перспективных потребителей научной продукции, техническое совершенствование и доступность информационной сети и системы Интернет для получения оперативной информации. Информационно- консультационное обслуживание будет иметь целенаправленный и организационно оформленный характер, способствовать ускорению научно- технического прогресса, рациональному ведению хозяйства. Основные цели информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса (далее - АПК): развитие и совершенствование информационного и консультационного обслуживания, обучение сельских руководителей, специалистов, фермеров, населения новым методам хозяйствования, технологиям и рекомендациям по их применению; оказание услуг сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим субъектам АПК по внедрению передовых технологий производства, организации и управлению производством, завоеванию лидирующего положения в освоении и распространении передовых агротехнологий; содействие расширению потока информации для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств по экономическим, техническим, технологическим, правовым и организационным аспектам; сбор, обобщение, адаптация и распространение знаний среди заинтересованных субъектов агарного сектора; укрепление обратной связи сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств с информационно-консультационной службой; проведение семинаров, выставок и других мероприятий, направленных на доведение до заинтересованных хозяйств, предприятий и фермеров нужной информации, а также обеспечение обмена опытом; сбор информации о состоянии рынка и его мониторинг; оказание маркетинговых услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям; участие в проведении государственной агропродовольственной политики; подготовка предложений органам управления АПК по разработке прикладных научных проблем; издание рекламной продукции, информационных бюллетеней и листков, распространение видеофильмов; взаимодействие с федеральными структурами информационно- консультационной службы. Реализация мероприятий по развитию информационно- консультационного образования в сельской местности позволит: создать условия для получения населением необходимой информации независимо от места проживания; повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов; создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения. РЕКОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ Основной целью раздела является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе. Основные мероприятия Программы включают: реконструкцию и техническое перевооружение находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и в муниципальной собственности ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,38 кВ и трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, выработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями; обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; повышение качества потребляемой на селе электроэнергии; увеличение потребления электроэнергии на бытовые цели до 0,8 МВт/час в год на душу населения. Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности позволит: повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта; обеспечить бесперебойное снабжение электрической энергией сельского населения; сохранить существующее количество рабочих мест за счет реконструкции и технического перевооружения сельских линий электропередачи и трансформаторных подстанций. ГАЗИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Целями реализации программных мероприятий в области газификации являются: повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села; сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения. Для достижения поставленных целей предусматривается: осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских поселениях; повысить уровень газификации жилого фонда; внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; сократить потери и повысить эффективность использования природного газа. Выполнение предусмотренных мероприятий будет проводиться в первую очередь на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов-отводов высокого давления. Реализация мероприятий по развитию газификации в сельской местности позволит: значительно улучшить экологическую среду; улучшить условия быта сельского населения; сократить грузопотоки и затраты на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном транспорте. РАЗВИТИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Проведение мероприятий по улучшению состояния водоснабжения населенных пунктов в сельской местности вызвано необходимостью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и уровня жизни сельского населения. Состояние большинства систем водоснабжения, находящихся в сельской местности, в настоящее время не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Данное положение сложилось вследствие недостатка финансовых средств и квалифицированного персонала для обслуживания систем водоснабжения, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий. Целями мероприятий по улучшению состояния водоснабжения сельских населенных пунктов являются: обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве; снижение уровня заболеваемости вирусным гепатитом А и острыми кишечными инфекциями, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности; рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Реализация мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности позволит повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 40 процентов. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы в сельских поселениях, предприятий хозяйствующих в сельской местности субъектов в телефонной связи, передаче данных и других информационных услугах. Предоставление населению, организациям, учреждениям социальной сферы информационных услуг будет осуществляться при реализации следующих мероприятий: внедрение рекомендаций по максимальному использованию свободной емкости автоматизированной телефонной станции (далее - АТС) и линейных сооружений, современных технологий проектирования; строительство и эксплуатация сетей телефонной связи, позволяющих снизить удельные затраты; поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших АТС на электронные; улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи, включая переход к целевым задачам управления, формирование крупных долгосрочных инвестиционных проектов; осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг. Приведение в нормативное состояние сетей сельской телефонной связи позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысит уровень комфортности сельского быта, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию в сельской местности частной инициативы и предпринимательства. Реализация мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности обеспечит: ввод в сельской местности Республики Марий Эл 2768 номеров АТС, которые будут направлены на замену координатных АТС на цифровые; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) увеличение телефонной плотности в сельской местности с 9 до 10,8 телефонного аппарата на 100 жителей. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Мероприятия по совершенствованию сети автомобильных дорог в сельской местности осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", начиная с 2010 года в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" и предусматривают: повышение жизненного и культурного уровней сельского населения путем удовлетворения спроса на автомобильные перевозки; повышение подвижности населения и высвобождение свободного времени за счет сокращения времени пребывания в пути пассажиров; повышение привлекательности жизни в сельской местности; снижение себестоимости сельскохозяйственного производства и стоимости товаров и услуг. Реализация мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл обеспечит: повышение доступности жителям села учреждений здравоохранения, образования, культуры, кредитно-финансовых и страховых учреждений, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, городских административно-культурных центров; снижение стоимости товаров и услуг, доставляемых сельскому населению, а также продуктов питания, транспортируемых в города; сокращение дорожно-транспортных происшествий на сельских дорогах и отрицательного воздействия сельскохозяйственной техники и автотранспорта на окружающую среду. Абзац.(Исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) ПОДДЕРЖКА КОМПЛЕКСНОЙ КОМПАКТНОЙ ЗАСТРОЙКИ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ Целью мероприятия является создание современной социально- инженерной инфраструктуры для компактного жилищного строительства вблизи объектов сельскохозяйственного производства. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры; обеспечение инженерной инфраструктурой сельских поселений в рамках проектов их комплексной компактной застройки. Поддержка комплексной компактной застройки сельских поселений осуществляется в рамках отбираемых на конкурсной основе проектов, предусматривающих комплексное освоение земельных участков в целях массового жилищного строительства и создания благоприятных условий для жизнедеятельности граждан, привлекаемых для проживания на территории комплексной компактной застройки. Критерии отбора проектов комплексной компактной застройки определяются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Система программных мероприятий с содержанием и результатами их реализации представлена в приложении N 2 к Программе. (Подраздел дополнен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов. С целью концентрации финансовых ресурсов федерального бюджета на решении ключевых приоритетных проблем долевое участие средств федерального бюджета предусматривается в инвестиционных мероприятиях по следующим направлениям: жилищное строительство; обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; медицинская помощь; образование; электро-, водо- и газообеспечение сельских поселений; расширение сети и благоустройство дорог общего пользования республиканского значения; развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями всех уровней бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. Объем расходов на реализацию Программы составляет 1118,323 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 344,471 млн. рублей (30,8 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 248,65 млн. рублей (22,2 процента), местных бюджетов - 86,491 млн. рублей (7,7 процента), внебюджетных источников - 438,711 млн. рублей (39,3 процента): (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) 1. В 2009 году - 325,772 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 147,925 млн. рублей (45,4 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 57,051 млн. рублей (17,51 процента), местных бюджетов - 25,356 млн. рублей (7,8 процента), внебюджетных источников - 95,44 млн. рублей (29,3 процента). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) 2. В 2010 году - 259,369 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 67,3 млн. рублей (25,95 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 65,665 млн. рублей (25,32 процента), местных бюджетов - 14,928 млн. рублей (5,75 процента), внебюджетных источников - 111,476 млн. рублей (43 процента). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) 3. В 2011 году - 266,764 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 64,046 млн. рублей (24 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 80,468 млн. рублей (30,2 процента), местных бюджетов - 18,565 млн. рублей (6,9 процента), внебюджетных источников - 103,685 млн. рублей (38,9 процента). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) 4. В 2012 году - 123,18 млн. рублей, в том числе за счет федерального бюджета - 33,7 млн. рублей (27,3 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 23,729 млн. рублей (19,3 процента), местных бюджетов - 12,323 млн. рублей (10,0 процента), внебюджетных источников - 53,428 млн. рублей (43,4 процента). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) В 2013 году - 143,238 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 31,5 млн. рублей (22 процента), за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл - 21,737 млн. рублей (15,2 процента), местных бюджетов - 15,319 млн. рублей (10,7 процента), внебюджетных источников - 74,682 млн. рублей (52,1 процента). (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) Объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий представлены в приложении N 4. К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся средства: государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе; государственных и негосударственных предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в городах и размещающих в сельской местности производственные, социальные и рекреационные объекты; создающих садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные товарищества и кооперативы; интегрированных сельско-городских хозяйственных структур (холдингов), включающих промышленные, финансовые, агросервисные и сельскохозяйственные организации; предприятий, осуществляющих деятельность по инженерному обустройству села (филиал "Мариэнерго" открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья", общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Йошкар-Ола", филиал в Республике Марий Эл открытого акционерного общества "Ростелеком"); (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) организаций потребительской кооперации; государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы сельских поселений, получаемые за счет оказания населению платных услуг и другой хозяйственно-финансовой деятельности; кредиты банков и другие заемные средства, в том числе собственные средства территориальных фондов поддержки индивидуального жилищного строительства, газификации и благоустройства села; личные средства граждан. Привлечение внебюджетных источников к финансированию инвестиционных программных мероприятий осуществляется по принципу социального партнерства, на договорных началах путем принятия на республиканском и местном уровнях правовых актов, обеспечивающих привлекательность вложений хозяйствующих субъектов в развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений. Личные средства граждан направляются на индивидуальное жилищное строительство, водоснабжение, газификацию и телефонизацию домов (квартир). Для повышения инвестиционной активности сельского населения сельскохозяйственным предприятиям (организациям) рекомендуется оказывать содействие индивидуальным жилищным застройщикам в производстве и реализации продукции личных подсобных хозяйств для повышения их доходности и в целях своевременного возврата жилищных кредитов. Финансирование Программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников и собственных средств населения. Финансирование Программы осуществляется на условиях софинансирования, в том числе: за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета); за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл; за счет средств местных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления); за счет внебюджетных источников (в том числе собственные и заемные средства граждан). С 2009 года доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение, определяется в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Республики Марий Эл и других критериев. Соотношение объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов определяется органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления соответственно. После утверждения федерального бюджета на прогнозируемый год бюджетные средства в соответствии с доведенной Министерством финансов Российской Федерации бюджетной росписью направляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений органу исполнительной власти Республики Марий Эл для субсидирования мероприятий по соответствующим разделам Программы на основании ежегодных соглашений, где предусматриваются взаимные обязательства сторон о финансировании программных мероприятий. Бюджетные инвестиции, определенные Программой, в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Марий Эл в форме капитальных вложений осуществляются в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных на ее реализацию на соответствующий финансовый год. Выполнение мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, позволит обеспечить противопожарную защиту сельского населения. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется государственным заказчиком Программы. Объемы и источники финансирования Программы указаны в приложении N 3, объемы и источники поэтапного финансирования программных мероприятий представлены в приложении N 4. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, сельского населения, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл (государственный заказчик) осуществляет координацию деятельности государственных заказчиков по подготовке и реализации программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 02.04.2010 г. N 80) Государственный заказчик Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл ежеквартально, до 20 числа, следующего за отчетным периодом, и по итогам года до 1 февраля, следующего за отчетным периодом года, представляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе реализации Программы и эффективности использования финансовых средств. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл представляет ежегодно бюджетные заявки с обоснованиями потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов Программы в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл и Министерство финансов Республики Марий Эл. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) По итогам последнего года реализации Программы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл в срок до 1 февраля, следующего за отчетным, представляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы, эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В результате реализации настоящей Программы будут созданы финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития на селе, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских поселений, в обеспечении получения сельскими жителями доступного качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания, и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий. В сельских поселениях будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане приблизятся к городским по уровню обеспеченности услугами в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства: более 1400 сельских семей и более 250 молодых семей и молодых специалистов на селе улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень коммунальных услуг; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) будет введено около 269 километров распределительных газовых сетей низкого давления; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) обеспеченность сельского населения водой питьевого качества возрастет до 40 процентов; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2013 г. N 161) развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить 2768 сельских потребителей телефонной и информационной связью; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл позволит расширить сеть автомобильных дорог к сельским населенным пунктам на 5,61 километра. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) В демографической области ожидаемый эффект заключается в снижении заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села. В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда в результате сохранения на объектах социальной и инженерной инфраструктуры рабочих мест, расширение сферы приложения труда на селе и возможности получения сельским населением дополнительных доходов. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. Для оценки эффективности указанных мероприятий предусматривается осуществление исследований по изменению уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций по Республике Марий Эл, рынка труда в сельской местности, возрастной и образовательной структуры специалистов, занятых в экономике села, уровня экономической активности сельского населения. Оценка и результаты исследований будут включаться в ежегодный доклад о ходе реализации Программы и при необходимости являться основанием для внесения предложений по корректировке механизма реализации мероприятий Программы. Экономический эффект реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе: повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий, увеличения свободного времени для отдыха и восстановления способности к труду; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами и в целях сбыта продукции личного подсобного хозяйства; сокращения грузопотоков и затрат на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте в результате газификации села. Реализация мероприятий настоящей Программы будет способствовать созданию фундаментальной основы повышения престижности проживания в сельской местности. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2013 года" (Нумерационный заголовок в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 12.09.2011 г. N 292) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОГРАММОЙ ----T---------------------T-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- ¦ Наименование, ¦ Количественная характеристика проблемы ¦ краткое описание ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ +-----------------------------T----------------------------T---------------------------T----------------------------- ¦ ¦ значение в республике ¦ в среднем по Приволжскому ¦ в среднем по России ¦ Чувашская Республика ¦ ¦ ¦ федеральному округу ¦ ¦ ----+---------------------+-----------------------------+----------------------------+---------------------------+----------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ----+---------------------+-----------------------------+----------------------------+---------------------------+----------------------------- 1. Состояние сельского оборудовано водопроводом - основная часть сельского оборудовано водопроводом оборудовано водопроводом - жилищного фонда 30 %, центральным отоплением жилищного фонда не имеет 42 %, центральным 16,5 %, центральным - 51,6%, канализацией - 24 %, элементарных коммунальных отоплением - 44 %, отоплением - 50 %, горячим водоснабжением - удобств. Водопровод имеется канализацией - 32 %, канализацией - 11,5 %, 12,6 % в 40,9 % сельских жилых до- горячим водоснабжением - горячим водоснабжением - мов округа, центральное ото- 20 % 11,3 % пление - в 51,8 %, канализа- ция - в 27,5 %, горячее во- доснабжение в 13,6 % 2. Состояние учреждений реорганизовано во врачебные обеспеченность врачами сеть участковых больниц уровень обеспеченности первичной медико- амбулатории 45 % участковых сельского населения регионов сократилась на 41 %, врачами и средним санитарной помощи, больниц; сокращено 25,7 % в 4,5 раза ниже, чем фельдшерско-акушерских медицинским персоналом на физической культуры фельдшерско-акушерских городского, а средним пунктов - на 7 %. 10 тыс. человек сельского и спорта в сельской пунктов; обеспеченность медицинским персоналом - в Обеспеченность сельского населения 13,3 % и 63,2 %. местности врачами в 8 раз, а средним 1,8 раза населения врачами меньше в Обеспеченность сельского медицинским персоналом в 3,5 4,7 раза, а средним населения мощностями раза ниже, чем в городе; медицинским персоналом в врачебных амбулаторно- численность занимающихся 1,9 раза по сравнению с поликлинических учреждений - физической культурой и спор- городским населением. Сеть составляет 215 посещений в том на селе составляет 45 % физкультурно-оздоровитель- смену на 10 тыс. человек от ных и спортивных сооружений общего населения республики сократилась на две трети 3. Состояние по сравнению с 2007 - 2008 ежегодное сокращение числа в результате продолжающейся доля школ, имеющих все виды общеобразовательных учебным годом количество сельских школ обостряет реструктуризации благоустройства, составляет учреждений в общеобразовательных школ проблему доступности общего сократилось количество менее 50 %. За последние сельской местности сократилось на 8,4 %, образования. На территории сельских школ всех типов на четыре года ввод в действие материально-техническая база округа их количество 6,6 тысяч. Наибольшие общеобразовательных образовательных учреждений уменьшилось по сравнению с потери (14,4 %) понесла учреждений в сельской требует значительного предыдущим учебным годом на сеть начальных школ. местности составил 5 630 укрепления 4,8 %, число учащихся - на Вследствие сокращения ученических мест 5 %. Сокращение коснулось числа сельских всех регионов за исключением общеобразовательных Республики Башкортостан. учреждений и численности Доля школ, имеющих все виды учащихся уменьшился благоустройства, в среднем - кадровый потенциал сельских 48,2 %, требующих капиталь- школ и нагрузка на ного ремонта - 29,4 % преподавателей 4. Состояние культурно- более 77 % клубных учрежде- уровень развития культурно- сеть сельских клубов и обеспеченность сельского досуговых ний требуют капитального ре- досуговой деятельности на домов культуры сократилась населения клубными учреждений в монта или находятся селе остается низким. Так, на 26 %, библиотек - на учреждениями является сельской местности в ветхом и число учреждений культурно- 11 %, техническое состояние достаточно высокой 270 мест аварийном состоянии; досугового типа в сельской учреждений культуры на 1 000 человек. За оборудование морально и местности сократилось на 7,5 остается неудовлетворитель- последние четыре года физически изношено. Не тысячи, общедоступных ным: 31,2 % клубных введено в действие функционирует система библиотек - на 2,4 тысячи. помещений и 7,5 % библиотек учреждений культуры клубного обслуживания жителей Среди регионов наибольшее требуют капитального типа в сельской местности периферийных сельских число учреждений культурно- ремонта или относятся к на 450 мест поселений передвижными досугового типа и библиотек аварийным. Материально- средствами культуры на 10 тыс. сельского техническое оснащение населения отмечено в продолжает ухудшаться Республике Татарстан и Кировской области Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|