Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.10.2013 № 320РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 16 октября 2013 г. N 320 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 16.12.2013 г. N 389 О Программе Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые: Программу Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы (далее - Программа); регламент приема соотечественников и членов их семей, предоставления правового статуса и обустройства на территории муниципального образования в Республике Марий Эл; порядок оказания единовременной финансовой помощи на бытовое обустройство участникам Программы Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы и членам их семей. 2. Определить Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл уполномоченным органом исполнительной власти Республики Марий Эл, ответственным за реализацию Программы. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл Пашина В. П. Председатель Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 16 октября 2013 г. N 320 ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013-2020 ГОДЫ ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ПО ОКАЗАНИЮ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013-2020 ГОДЫ Наименование Программа Республики Марий Эл Программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы (далее - Программа) Дата согласования распоряжение Правительства Российской проекта программы Федерации от 15 июля 2013 г. N 1208-р Правительством Российской Федерации Уполномоченный орган Департамент государственной службы исполнительной занятости населения Республики Марий Эл власти Республики Марий Эл, ответственный за реализацию Программы Цель Программы содействие социально-экономическому развитию Республики Марий Эл и обеспечение потребности экономики в притоке квалифицированных и высококвалифицированных кадров Задачи Программы увеличение миграционного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов; закрепление переселенцев в Республике Марий Эл и создание условий для их социальной адаптации Исполнители основных Департамент государственной службы мероприятий Программы занятости населения Республики Марий Эл; Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию); администрации городских округов и муниципальных районов в Республике Марий Эл (по согласованию) Этапы и сроки 2013-2020 годы (этапы не выделяются) реализации Программы Объемы и источники Программа финансируется за счет средств финансирования республиканского бюджета Республики Программы Марий Эл и средств федерального бюджета в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Марий Эл. Прогнозные объемы финансирования Программы составляют 4259,3 тыс. рублей, в том числе по годам: 2013 год - 59,3 тыс. рублей, в том числе: 56,3 тыс. рублей - за счет средств федерального бюджета в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Марий Эл (при условии выделения средств); 3,0 тыс. рублей - за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл; 2014 год - 600,0 тыс. рублей 2015 год - 600,0 тыс. рублей 2016 год - 600,0 тыс. рублей 2017 год - 600,0 тыс. рублей 2018 год - 600,0 тыс. рублей 2019 год - 600,0 тыс. рублей 2020 год - 600,0 тыс. рублей. Объемы финансирования Программы из республиканского бюджета Республики Марий Эл и федерального бюджета подлежат ежегодному уточнению при формировании бюджетов на очередной финансовый год и на плановый период исходя из их возможностей Основные показатели 1. Количество участников Программы, эффективности прибывших и зарегистрированных Программы Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл на территории Республики Марий Эл. 2. Доля расходов средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением социальной поддержки участников Программы и членов их семей, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. 3. Доля участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл Ожидаемые конечные реализация Программы позволит результаты реализации обеспечить: Программы 1. Вселение на территорию Республики Марий Эл 1 200 соотечественников из них: 400 участников Программы и 800 членов их семей, в том числе по годам: 2013 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2014 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2015 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2016 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2017 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2018 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2019 год - 50 участников и 100 членов их семей; 2020 год - 50 участников и 100 членов их семей 2. Доля участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл, на конец реализации Программы составит не менее 50 процентов. 3. Доля охвата участников Программы и членов их семей единовременной финансовой помощью на бытовое обустройство от общего числа участников Программы и членов их семей, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл, - 100 процентов I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Республика Марий Эл расположена в центре европейской части Российской Федерации, в средней части бассейна р. Волги и входит в состав Приволжского федерального округа. Общая площадь республики составляет 23,4 тыс. кв. километров (57,3 процента - лесные угодья; 33,1 процента - сельскохозяйственные угодья; 5 процентов - поверхностные воды, включая болота; 4,6 процента - другие земли). Численность постоянного населения Республики Марий Эл на 1 января 2013 г. составляет 690,3 тыс. человек, в том числе доля городского населения - 64,3 процента, сельского населения - 35,7 процента. Средняя плотность населения - 29,9 человека на 1 кв. километр. Этнический состав населения (по данным переписи 2002 года): 45,1 процента - русские; 41,8 процента - марийцы; 5,5 процента - татары; 0,9 процента - чуваши; 6,7 процента - другие национальности. Возрастная структура населения на 1 января 2012 г.: 61,7 процента населения - трудоспособного возраста; 17 процентов - моложе трудоспособного возраста; 21,3 процента - старше трудоспособного возраста. На долю экономически активного населения приходится 53 процента, или 366,1 тыс. человек. Административно - территориальное деление республики: 14 муниципальных районов (Волжский, Горномарийский, Звениговский, Килемарский, Куженерский, Мари-Турекский, Медведевский, Моркинский, Новоторъяльский, Оршанский, Параньгинский, Сернурский, Советский, Юринский), 3 городских округа (Йошкар-Ола, Волжск, Козьмодемьянск), 16 городских поселений, 116 сельских поселений и 1 597 сельских населенных пунктов. Население городов Республики Марий Эл (на начало 2013 года): столица Республики Марий Эл - г. Йошкар-Ола с населением 257 тыс. человек; г. Волжск - 54,9 тыс. человек; г. Козьмодемьянск - 21 тыс. человек. В республике пассажирские перевозки осуществляются в городском, пригородном, междугородном и межобластном сообщениях. Перевозки организованы более чем 300 автобусными маршрутами (городских, пригородных, междугородних и межобластных сообщений). Основными перевозчиками пассажиров в республике являются 6 государственных унитарных автотранспортных предприятий и муниципальное предприятие троллейбусного транспорта. Автобусные маршруты связывают республику с рядом регионов России, в том числе с городами: Москва, Санкт- Петербург, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, Киров, Уфа, Ульяновск и др. На 1 января 2012 г. в статистическом регистре хозяйствующих субъектов число учтенных субъектов всех видов экономической деятельности (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 15 417 единиц. Республика Марий Эл - индустриально-аграрная республика. Промышленные производства республики представлены следующими видами деятельности: добыча полезных ископаемых; производство пищевых продуктов, включая напитки; производство кожи, изделий из кожи и производство обуви; обработка древесины и производство изделий из дерева; целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность; производство нефтепродуктов; производство резиновых и пластмассовых изделий; металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; производство машин и оборудования; производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; производство транспортных средств и оборудования; производство и распределение электроэнергии, газа и воды. В сельском хозяйстве республики получили развитие животноводство мясомолочного направления, птицеводство и растениеводство. В последние годы Республика Марий Эл вошла в число наиболее динамично развивающихся регионов Приволжского федерального округа. Оценка готовности Республики Марий Эл к приему переселенцев представлена в приложении N 1 к Программе. Позитивное развитие экономики республики явилось следствием целого комплекса системных решений Правительства Республики Марий Эл. В республике разработана и реализуется Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл на период до 2025 года, которая базируется на ключевых направлениях региональной политики Концепции Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Экономика Республики Марий Эл имеет индустриально-аграрную направленность, доля промышленности в валовом региональном продукте (далее - ВРП) республики занимает более 33 процентов, сельского хозяйства - 14 процентов, значительная часть ВРП также приходится на строительство (8,4 процента), транспорт и связь (8,0 процента), торговлю (10,5 процента). В 2012 году в Республике Марий Эл обеспечен рост основных показателей социально-экономического развития. Объем произведенного ВРП показывает, что Республика Марий Эл поступательно развивается. По оценке Министерства экономического развития и торговли Республики Марий Эл, в 2012 году объем ВРП составил 106,1 млрд. рублей, что на 4,4 процента больше по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах. Устойчивая динамика роста выпуска продукции наблюдается в промышленности. Освоены новые технологии и новые виды продукции, что является результатом технического перевооружения и модернизации производства, накоплением опыта работы на конкурентных рынках. За 2012 год отгружено промышленной продукции на сумму 92,7 млрд. рублей, индекс промышленного производства вырос на 10,3 процента по сравнению с 2011 годом. Агропромышленный комплекс республики является одним из основных секторов экономики республики. Приоритетными отраслями в республике являются животноводство молочного направления, птицеводство, свиноводство и растениеводство со специализацией производства зерна, картофеля и овощей. По итогам работы за 2012 год объем продукции сельского хозяйства составил 25,4 млрд. рублей, что на 14,3 процента больше по сравнению с 2011 годом в сопоставимых ценах. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в 2012 году осуществлялась в рамках республиканских целевых программ "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009-2012 годы" и "Социальное развитие села до 2013 года", ведомственных целевых программ: "Развитие молочного козоводства в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы", "Развитие овцеводства в Республике Марий Эл на 2011-2013 годы", "Развитие молочного скотоводства в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы", "Развитие молочного коневодства в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы", "Развитие цесарководства в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы", "Развитие овощеводства защищенного грунта в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы", "Поддержка начинающих фермеров в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы", "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Марий Эл на 2012-2014 годы". Одной из приоритетных задач деятельности Правительства Республики Марий Эл является развитие малого предпринимательства. В 2012 году продолжилось оказание государственной поддержки в рамках целевой программы и предоставления грантов Главы Республики Марий Эл. Основные мероприятия государственной поддержки были направлены на содействие в модернизации производств, развитие инновационной деятельности, системы гарантийного обеспечения, предоставления микрозаймов. На их финансирование в 2012 году направлено около 170,0 млн. рублей бюджетных средств, рост к уровню 2011 года составил 1,9 раза. Меры государственной поддержки положительно отразились на деятельности предприятий малого и среднего бизнеса. Оборот малых и средних предприятий за 2012 год составляет 101,5 млрд. рублей с ростом к уровню 2011 года 13,2 процента, вложено инвестиций в основной капитал 6,7 млрд. рублей, или с ростом к 2011 году в 1,8 раза, уплачено налогов в консолидированный бюджет около 1 млрд. рублей, или 125,7 процента к уровню 2011 года. На развитие экономики и социальной сферы республики в 2012 году предприятиями и организациями всех форм собственности направлено инвестиций в основной капитал в сумме 30,6 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 10,1 процента больше, чем в 2011 году. Основной целью жилищной политики в республике является создание условий доступности обеспечения жильем всех категорий граждан. Начиная с 2001 года ежегодно увеличивается ввод жилых домов. В 2012 году введено в эксплуатацию 351,4 тыс. кв. метров, что на 11,6 процента выше 2011 года. Увеличение объемов жилищного строительства обеспечивается участием республики в реализации мероприятий федеральной целевой программы "Жилище", реализацией Программы развития жилищного строительства в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы, республиканской целевой программы "Развитие инфраструктуры земельных участков, предназначенных для жилищного строительства в Республике Марий Эл на 2012-2015 годы". Уровень жизни населения - это один из качественных показателей, на повышение которого в первую очередь направлены усилия органов власти республики. В 2012 году продолжился рост уровня жизни населения. Денежные доходы населения в расчете на одного человека по итогам 2012 года составили 12 362 рубля, что на 9,0 процента выше уровня 2011 года. Среднемесячная заработная плата за 2012 год составила 16 075,4 рубля, что на 15,0 процента выше уровня 2011 года. В результате активной деятельности органов службы занятости населения и других социальных партнеров рынка труда сократились масштабы общей безработицы. По отношению к 2011 году общая безработица в республике, рассчитанная по методологии Международной организации труда (далее - МОТ), уменьшилась с 33,7 до 23,75 тыс. человек. По состоянию на 1 января 2013 г. по сравнению с предыдущим годом численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 5 292 до 3 635 человек, уровень общей безработицы - с 1,4 до 0,97 процента, коэффициент напряженности на рынке труда - с 1,6 до 0,6 незанятого гражданина в расчете на одно вакантное место. Численность населения Республики Марий Эл в 2012 году по сравнению с 2011 годом уменьшилась на 2 тыс. человек и составила на начало 2013 года 690,3 тыс. человек. Численность населения трудоспособного возраста сократилась в 2011 году к уровню 2010 года на 8,6 тыс. человек, или с 62,7 до 61,7 процента, от общей численности населения. Численность лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 20,6 до 21,3 процента, или на 3,8 тыс. человек, и на 0,3 процента превысила численность детей и подростков. В связи со старением населения средний возраст занятых в экономике в прогнозируемом периоде будет постепенно увеличиваться и в 2013 году достигнет 39,8 года, в том числе у мужчин-39,2 года, у женщин - 40,4 года, в 2015 году - 40 лет (39,4 года - у мужчин, 40,6 года - у женщин). За 2012 год миграционная убыль в республике составила 2 471 человек, что на 170 человек больше по сравнению с 2011 годом (в 2011 году - 2 301 человек). По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл, в 15 городских округах и муниципальных районах в Республике Марий Эл в 2012 году по показателям миграционного движения населения отмечена его убыль. Наибольший миграционный отток произошел из муниципальных районов: Моркинского (885 человек), Волжского (628 человек), Мари-Турекского (620 человек), Горномарийского (572 человека), Новоторъяльского (472 человека) и Сернурского (470 человек). За 2011 год из других стран в республику прибыли 658 человек, в том числе 568 человек - из стран СНГ, из них основная масса прибывших приходится на 4 страны: Узбекистан (21,6 процента), Армения (19,8 процента), Азербайджан (15,8 процента) и Украина (14,6 процента). Необходимо отметить, что миграционная привлекательность республики растет для иностранных граждан, в том числе соотечественников, проживающих за рубежом. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года в обмене населением с государствами СНГ и другими зарубежными странами отмечено увеличение миграционного прироста в 1,5 раза. Наибольшее увеличение миграционного прироста наблюдалось в обмене с Узбекистаном. Доля иностранной рабочей силы и ее вклад в экономику республики остаются низкими и существенного влияния на развитие экономики республики в целом и на отдельные виды экономической деятельности не оказывают. В миграционном обмене с регионами России Республика Марий Эл является донором. В основном жители переезжают в г. Москву и Московскую область, г. Казань и Республику Татарстан, г. Нижний Новгород и Нижегородскую область, Чувашскую Республику, г. Санкт- Петербург, Кировскую область и др. Основные показатели миграции населения Республики Марий Эл представлены в приложении N 2 к Программе. Несмотря на то, что численность населения и трудовых ресурсов сокращается, число занятых в экономике в 2012 году осталось на уровне 2011 года и составило 317,5 тыс. человек. Основная доля занятых в экономике приходится на обрабатывающие производства - 19,5 процента от общей численности занятых в экономике, торговлю - 22 процента, сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство - 11,2 процента, образование - 9,3 процента, здравоохранение - 7 процентов, государственное управление - 6,5 процента, строительство - 4,9 процента, транспорт и связь - 4,8 процента. Как и в предыдущие годы, в структуре вакансий преобладает спрос на рабочие профессии, которые составляют 75,3 процента от общего количества вакансий. Из рабочих, имеющих специальную подготовку, наибольшим спросом пользовались водители, продавцы, строители, слесари различных отраслей. Среди специалистов и служащих наибольший интерес вызывали медицинские сестры, воспитатели детского сада (яслей-сада), врачи различных специализаций, учителя, преподаватели (в колледжах, университетах и других вузах), инженеры (разных направлений), менеджеры. На потребность в кадрах также оказывают влияние инвестиционные проекты, которые способствуют не только техническому перевооружению, модернизации и расширению производств, вводу новых предприятий, но и созданию новых рабочих мест. Принята и успешно реализуется Комплексная программа мероприятий по созданию новых рабочих мест в Республике Марий Эл на 2011-2015 годы, в рамках которой планируется создать более 14 тыс. новых рабочих мест. В 2012 году, по данным мониторинга крупных и средних предприятий республики, субъектов малого предпринимательства, инвестиционных проектов, на дополнительно введенные постоянные рабочие места приняты 4 667 человек, в том числе в организациях реального сектора экономики, с учетом создания дополнительных рабочих мест индивидуальными предпринимателями в рамках программ занятости: промышленность - 1 456 человек, сельское хозяйство - 874 человека, строительство и жилищно- коммунальное хозяйство - 315 человек, оптовая и розничная торговля - 1 106 человек, транспорт и связь - 300 человек, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 139 человек; социальная сфера: образование -187 человек, здравоохранение - 118 человек, физическая культура, спорт, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг - 172 человека. Информация об инвестиционных проектах, вводимых с 2012 года, представлена в приложении N 3 к Программе. Только в 2013 году планируется к реализации 21 инвестиционный проект, предусматривающий создание 3,0 тыс. рабочих мест: общество с ограниченной ответственностью "Марийский нефтеперегонный завод" - 800 мест, общество с ограниченной ответственностью "Птицефабрика "Акашевская" - 735 мест, общество с ограниченной ответственностью "Теклас" - 500 мест, общество с ограниченной ответственностью "Звениговский завод строительного гипса" - 157 мест, общество с ограниченной ответственностью "Универсал" - 104 места, закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение Таврида Электрик" - 100 мест и др. Сельское хозяйство Республики Марий Эл в среднесрочной перспективе будет развиваться в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Государственная программа предусматривает дальнейшее проведение реконструкции, технического перевооружения и модернизации действующих животноводческих комплексов, а также строительство новых комплексов, повышение продуктивности скота за счет улучшения селекционно-племенной работы, развитие мясного и молочного скотоводства, козоводства, овцеводства, молочного коневодства и других направлений. По прогнозу на период до 2020 года формирование объемов промышленного производства будет определяться в первую очередь предприятиями по производству пищевых продуктов, готовых металлических изделий, машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также предприятиями нефтехимического производства, целлюлозно-бумажного производства, деревообработки, занимающими наибольший объем выпуска промышленной продукции. Численность работающих на малых и средних предприятиях в среднесрочной перспективе будет иметь тенденцию к увеличению. Снижение численности населения повлияло и на изменение кадрового резерва, необходимого для развития экономики. Согласно прогнозу наибольшую потребность в квалифицированных и высококвалифицированных кадрах будут испытывать предприятия обрабатывающего производства, организации, занятые торговлей и ремонтом автотранспортных средств и бытовых изделий, организации образования, здравоохранения, предприятия строительной отрасли. В профессионально-квалификационной структуре спроса на рабочую силу существенных изменений не произойдет. Большинство вакансий регистрируемого рынка труда предназначено для граждан, имеющих рабочие профессии. Среди квалифицированных рабочих наиболее востребованными на рынке труда останутся водители, строители, продавцы, слесари различных отраслей. Среди специалистов и служащих наибольшим спросом со стороны работодателей будут пользоваться: врачи различных специализаций, инженерно-технические работники, менеджеры, преподаватели (в колледжах, университетах и других вузах), учителя, средний медицинский персонал, воспитатели детских садов (яслей-сада). Таким образом, основной проблемой будет не количественный недостаток заявленных вакансий, а профессионально - квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы. Дефицит квалифицированных рабочих кадров будет отмечаться по таким группам профессий, как газоэлектросварщики, токари, строители, фрезеровщики, электрики. Среди специалистов спрос превысит предложение у медицинских работников высшего и среднего уровня квалификации, учителей и воспитателей детских садов. На период до 2020 года прогнозируется тенденция умеренного снижения численности постоянного населения республики. По прогнозу численность постоянного населения республики к 1 января 2020 г. снизится на 1,2 процента относительно уровня 2013 года и составит 682,1 тыс. человек. Решению вышеуказанных проблем будет частично способствовать реализация Программы. В рамках реализации Программы трудоустройство участников Программы будет осуществляться на текущие вакансии территорий муниципальных образований в Республике Марий Эл, за исключением вакансий, не требующих квалификации. Участники Программы и члены их семей имеют возможность обучения по программам профессионального, дополнительного образования и профессионального обучения, обеспечивающим возможность реализации права на образование в течение всей жизни. Республиканская система профессионального образования включает 79 профессиональных образовательных организаций (техникумы, колледжи, автошколы, учебно- курсовые комбинаты). В профессиональных образовательных организациях реализуются 128 программ среднего профессионального образования, более 200 программам профессионального обучения. Реализация основных профессиональных образовательных программ осуществляется в очной, очно-заочной (вечерней) и заочной формах. По очной форме обучаются 25 623 человека, или 59,5 процента, заочной - 17 434 человека, или 40,5 процента. В профессиональных образовательных организациях предоставляется возможность обучения на бюджетной и внебюджетной основе. В системе профессионального образования республики более 60 процентов студентов обучаются на бюджетной основе, в том числе студенты вузов за счет средств федерального бюджета, студенты республиканских техникумов и колледжей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Профессионально-квалификационная структура подготовки кадров в профессиональных образовательных организациях ориентирована на приоритетные отрасли экономики республики: 31 процент составляют профессии и специальности строительной отрасли; 20 - профессии промышленности; 12 процентов - сельского хозяйства; 15 процентов - общественного питания, торговли; 7 процентов - транспорта. В целях создания современной учебно-производственной базы подготовки высококвалифицированных кадров для инновационных отраслей экономики в системе профессионального образования созданы 7 отраслевых ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных кадров в сфере строительства, металлообработки, газонефтяных специальностей, деревообработки, общественного питания и гостиничного сервиса. В рамках реализации республиканской целевой программы "Комплексная программа развития профессионального образования в Республике Марий Эл на 2011-2014 годы" ведется работа по созданию ресурсных центров по подготовке высококвалифицированных рабочих и специалистов для агропромышленного комплекса, текстильной и швейной промышленности, автодорожного строительства и энергетики. Система высшего образования в Республике Марий Эл включает два университетских комплекса, один негосударственный вуз, 6 филиалов государственных и негосударственных вузов. В них реализуются 112 программ высшего образования, в состав университетских комплексов входят колледжи и техникумы. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Поволжский государственный технологический университет" ведет подготовку по 38 направлениям бакалавриата, 25 направлениям магистратуры, 57 специальностям специалитета, а также по 15 специальностям подготовки среднего профессионального образования. Реализуемые университетом программы высшего образования входят в 17 укрупненных групп специальностей и направлений подготовки в области лесной промышленности, радиотехники, машиностроения, строительства, природоустройства, социальных технологий, управления и права, экономики и информатики и вычислительной техники. В структуру университета входят Институт дополнительного профессионального образования, высший колледж "Политехник", Йошкар-Олинский аграрный колледж и два филиала в г. Волжске и г. Мариинский Посад (Чувашская Республика). В федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Марийский государственный университет" образовательная деятельность ведется по 61 специальности и 42 направлениям подготовки специалистов по сельскому хозяйству, электроэнергетике, физике, математике, химии, биологии, культуре, искусству, истории, филологии, журналистике, физкультуре, спорту, а также по педагогике, документоведению и других. Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования "Межрегиональный открытый социальный институт" ведет подготовку по 10 направлениям бакалавриата: "Юриспруденция", "Экономика", "Статистика", "Прикладная информатика", "Менеджмент", "Психология", "Документоведение и архивоведение", "Лингвистика", "Бизнес- информатика", "Физическая культура" и специальности "Логистика и управление цепями поставок". При реализации Программы возможны следующие риски. АНАЛИЗ РИСКОВ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ВЛИЯНИЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ ----------------------------------------------------------------------------- | Наименование риска | Вид риска | Уровень | Возможные причины | | | | влияния | появления | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Жилищная | социальный | умеренный | низкая информированность | | необустроенность | | | участника Программы | | участников Программы | | | о рынке недвижимости, | | и членов их семей | | | отсутствие у | | | | | потенциального | | | | | участника Программы | | | | | финансовой возможности | | | | | нести расходы по решению | | | | | жилищного вопроса | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Несоответствие | социально- | низкий | низкая информированность | | профессиональной | трудовой | | участника Программы | | квалификации, | | | о перечне вакансий, | | заявленной участником | | | востребованных на | | Программы, | | | территории | | профессиональным | | | муниципального | | требованиям вакансий, | | | образования в Республике | | предлагаемых | | | Марий Эл; отсутствие | | на территории | | | соответствующих вакансий | | муниципального | | | для участника Программы | | образования в | | | в банке вакансий | | Республике | | | муниципальных | | Марий Эл | | | образований | | | | | в Республике Марий Эл | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Выезд участников | финансово- | низкий | отсутствие ожидаемых | | Программы и членов их | экономи- | | результатов: низкая | | семей с территории | ческий | | заработная | | Республики Марий Эл | | | плата, жилищная | | ранее чем через 2 | | | необустроенность и | | года | | | другие | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Отсутствие | социальный | низкий | слабое развитие сети | | на территориях | | | дошкольных организаций | | муниципальных | | | на | | образований в | | | территории | | Республике | | | муниципального | | Марий Эл свободных | | | образования в Республике | | мест в учреждениях | | | Марий Эл | | дошкольного | | | | | образования | | | | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Безработица среди | социально- | низкий | отсутствие рабочего | | участников Программы | трудовой | | места | | и | | | у потенциального | | членов их семей | | | работодателя в связи | | | | | с изменением у него | | | | | финансово-экономического | | | | | положения | |-----------------------+------------+-----------+--------------------------| | Рост преступности, | социальный | низкий | неготовность | | возникновение | | | принимающего | | межнациональной | | | сообщества к приезду | | напряженности | | | участников Программы | ----------------------------------------------------------------------------- Анализ рисков, оказывающих влияние на реализацию Программы, показывает, что они имеют низкоумеренный уровень и носят управляемый характер. Информация о мерах по управлению рисками представлена в разделе VI Программы. II. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ (ЭТАПЫ) И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ И РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ Программа разработана в целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2570-р. Территорией вселения соотечественников, проживающих за рубежом, определена Республика Марий Эл. Цель Программы - содействие социально-экономическому развитию Республики Марий Эл и обеспечение потребности экономики в притоке квалифицированных и высококвалифицированных кадров. Достижение поставленной цели будет осуществляться путем решения следующих задач: увеличение миграционного притока населения; сокращение дефицита трудовых ресурсов; закрепление переселенцев в Республике Марий Эл и создание условий для их социально-культурной адаптации. Срок реализации Программы с 2013 по 2020 год. Основными показателями (индикаторами) будут являться следующие: 1. Количество участников Программы и членов их семей, прибывших и зарегистрированных Управлением Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (далее - УФМС России по Республике Марий Эл) на территории Республики Марий Эл. 2. Доля участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в числе участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл. 3. Доля охвата участников Программы и членов их семей единовременной финансовой помощью на бытовое обустройство в общем числе участников Программы и членов их семей, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл. 4. Доля расходов средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением социальной поддержки участников Программы и членов их семей, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. Целевые показатели (индикаторы) реализации Программы приведены в приложении N 4 к Программе. Реализация Программы на территории Республики Марий Эл в 2013- 2020 годах будет способствовать демографическому, социальному и экономическому развитию региона, а также позволит сократить дефицит квалифицированных и высококвалифицированных трудовых ресурсов за счет участников Программы. III. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация Программы обеспечивается путем выполнения мероприятий, предусмотренных Программой и регламентом приема соотечественников и членов их семей, предоставления правового статуса и обустройства на территории муниципального образования в Республике Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл. Для достижения цели и решения задач Программы предусмотрено выполнение следующих мероприятий: 1. Нормативное правовое обеспечение реализации Программы: 1.1. Совершенствование нормативной правовой базы, необходимой для реализации мероприятий Программы. Перечень нормативных правовых актов, принимаемых Республикой Марий Эл в целях реализации Программы, приведен в приложении N 5 к Программе. 2. Предоставление государственных услуг в сфере содействия занятости населения: 2.1. Информирование о положении на рынке труда и востребованных профессиях. 2.2. Содействие в поиске подходящей работы. 2.3. Участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест. 2.4. Участие в оплачиваемых общественных работах. 2.5. Предоставление услуги по профессиональной ориентации гражданам в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства. 2.6. Содействие самозанятости безработных граждан из числа участников Программы. 3. Предоставление услуг социальной защиты: 3.1. Содействие в сфере социального обслуживания. 4. Предоставление услуг в сфере образования и здравоохранения: 4.1. Предоставление услуг дошкольного образования. 4.2. Предоставление услуг начального, основного и среднего общего образования. 4.3. Предоставление услуг среднего профессионального, высшего и дополнительного образования. 4.4. Оказание медицинской помощи в рамках программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5. Содействие жилищному обустройству участников Программы и членов их семей: 5.1. Оказание единовременной финансовой помощи на бытовое обустройство участников Программы и членов их семей. Порядок оказания единовременной финансовой помощи на бытовое обустройство участников Программы и членов их семей утверждается постановлением Правительства Республики Марий Эл. Порядок приобретения (получения) земельных участков на территории Республики Марий Эл приведен в приложении N 6 к Программе. 6. Информационная поддержка процесса добровольного переселения: 6.1. Информирование местного населения, соотечественников, проживающих за рубежом, о реализации Программы, в том числе через проживающих за рубежом, о реализации Программы, в том числе с использованием средств массовой информации, информационно- телекоммунйкационной сети "Интернет" (портал Департамента государственной службы занятости населения Республики Марий Эл (далее - Департамент) раздел "Соотечественники"), издания буклетов, организации онлайн - приемов специалистами Департамента соотечественников, проживающих за рубежом. 6.2. Подготовка и проведение презентации Программы в режиме видеоконференций с использованием программного обеспечения Skype. 7. Проведение мониторинга и контроля процесса добровольного переселения: 7.1. Анализ результатов деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и работодателей по реализации Программы и выработка соответствующих рекомендаций. Перечень основных мероприятий Программы представлен в приложении N 7 к Программе. IV. ОБЪЕМЫ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ Программа финансируется за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и средств федерального бюджета в виде субсидий республиканскому бюджету Республики Марий Эл. Прогнозные объемы финансирования составляют 4 259,3 тыс. рублей, в том числе: на оказание единовременной финансовой помощи на бытовое обустройство участников Программы и членов их семей 2 209,3 тыс. рублей, из них: 2013 год - 59,3 тыс. рублей 2014 год - 450,0 тыс. рублей 2015 год - 450,0 тыс. рублей 2016 год - 450,0 тыс. рублей 2017 год - 450,0 тыс. рублей 2018 год - 450,0 тыс. рублей 2019 год - 450,0 тыс. рублей 2020 год - 450,0 тыс. рублей; на информационную поддержку процесса добровольного переселения - 1050,0 тыс. рублей, из них: 2013 год - 0 тыс. рублей 2014 год - 150,0 тыс. рублей 2015 год - 150,0 тыс. рублей 2016 год - 150,0 тыс. рублей 2017 год - 150,0 тыс. рублей 2018 год - 150,0 тыс. рублей 2019 год - 150,0 тыс. рублей 2020 год - 150,0 тыс. рублей. Оказание услуг учреждениями, подведомственными Министерству образования и науки Республики Марий Эл, Министерству здравоохранения Республики Марий Эл, Департаменту государственной службы занятости населения Республики Марий Эл и Министерству социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, осуществляется в рамках существующих программ в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год и плановый период. Объемы расходов на выполнение мероприятий Программы уточняются в процессе исполнения республиканского бюджета Республики Марий Эл и при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период. Объемы финансовых ресурсов на реализацию основных мероприятий Программы представлены в приложении N 8 к Программе. V. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Уполномоченным органом исполнительной власти на территории Республики Марий Эл, ответственным за реализацию Программы, является Департамент. Информация о ходе реализации Программы заслушивается на заседаниях Межведомственной комиссии по реализации Программы Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Общее руководство Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Департамент. УФМС России по Республике Марий Эл является координатором реализации Программы (по согласованию). В соответствии со статьей 1 Закона Республики Марий Эл от 29 апреля 2008 г. N 26-3 "Об Общественной палате Республики Марий Эл" органом, обеспечивающим взаимодействие граждан Российской Федерации с органами государственной власти Республики Марий Эл, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, общественных объединений при разработке и реализации государственной политики, а также осуществляющим общественный контроль за деятельностью органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, является Общественная палата Республики Марий Эл. Мониторинг реализации Программы осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию Программы. Информация о ходе выполнения мероприятий Программы в установленном порядке заслушивается на заседаниях Межведомственной комиссии по реализации Программы. VI. ОЦЕНКА ПЛАНИРУЕМОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РИСКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Эффективность реализации Программы оценивается по степени достижения основных показателей (индикаторов) и исполнению мероприятий, предусмотренных Программой. Основные показатели эффективности реализации Программы: 1. Количество участников Программы, прибывших и зарегистрированных УФМС России по Республике Марий Эл на территории Республики Марий Эл. 2. Доля расходов средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением социальной поддержки участникам Программы и членам их семей, в общем размере расходов республиканского бюджета Республики Марий Эл на реализацию мероприятий, предусмотренных Программой. 3. Доля участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в числе участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл. Эффективность реализации Программы по направлениям определяется на основе расчетов по формуле: Tfn Еn = ---- х 100, где: Трn Еn - эффективность хода реализации отдельного показателя (индикатора) Программы в процентах; Tfn- фактическое значение отдельного показателя (индикатора) Программы; Трn - плановое значение отдельного показателя (индикатора) Программы; n - номер показателя (индикатора) Программы. Интегральная оценка эффективности реализации Программы определяется на основе расчетов по следующей формуле: SUM En Е = -------- х 100, где: N Е - эффективность хода реализации Программы в процентах; N - количество индикаторов Программы. Оценка эффективности реализации Программы по направлениям проводится исполнителем Программы по итогам ее исполнения за каждый финансовый год до 1 апреля следующего за отчетным годом и в целом после завершения действия Программы. Реализация Программы позволит обеспечить: 1. Вселение на территорию Республики Марий Эл 1 200 соотечественников, из них 400 участников Программы и 800 членов их семей. 2. Доля участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, в числе участников Программы и членов их семей трудоспособного возраста, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл, на конец реализации Программы составит не менее 50 процентов. 3. Доля охвата участников Программы и членов их семей единовременной финансовой помощью на бытовое обустройство в общем числе участников Программы и членов их семей, прибывших на территорию муниципального образования в Республике Марий Эл, - 100 процентов. Реализация Программы в 2013-2020 годах позволит частично компенсировать убыль населения республики и восполнить дефицит трудовых ресурсов. Эффективность реализации Программы оценивается по показателям, представленным в приложении N 4 к Программе. В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски: жилищная необустроенность участников Программы и членов их семей; несоответствие профессиональной квалификации, заявленной участником Программы, профессиональным требованиям вакансий, предлагаемых на территории муниципального образования в Республике Марий Эл; выезд участников Программы и членов их семей с территории Республики Марий Эл ранее чем через 2 года; отсутствие на территориях муниципального образования в Республике Марий Эл свободных мест в учреждениях дошкольного образования; безработица среди участников Программы и членов их семей; рост преступности, возникновение межнациональной напряженности. Для снижения указанных рисков планируется ряд мероприятий: организация работы по разъяснению законодательства Российской Федерации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, их ответственности за нарушение режима пребывания (проживания) на территории Российской Федерации; слаженная и скоординированная работа всех исполнителей мероприятий Программы; повышение качества профилактики правонарушений структурными подразделениями Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (по согласованию), а также использование средств массовой информации для формирования у местного населения толерантного отношения к переселенцам. С целью снижения риска реализации Программы в части принятия уполномоченным органом необоснованного решения в отношении соотечественников, которые не соответствуют требованиям Программы, предусмотрены следующие критерии для отказа: отсутствие начального, среднего или высшего профессионального образования со стажем работы не менее 1 года, либо соотечественник не является студентом последнего курса учреждения высшего профессионального образования; невозможность центром занятости населения подобрать работу, соответствующую квалификации соотечественника, либо отказ работодателя в приеме на работу по профессии (специальности), указанной в заявлении; недостаточное владение соотечественником знаниями русского языка (недостаточное для выражения мысли, написания необходимых заявлений, при оформлении документов); недееспособность соотечественника; нетрудоспособность соотечественника. С целью снижения рисков, связанных с ненадлежащим исполнением переселенцами обязательств перед принимающей стороной, к ним могут быть применены санкции вплоть до депортации участников Программы, не имеющих российского гражданства. В случае если нарушители условий переселения имеют российское гражданство, к ним применяются иные санкции. Для предупреждения роста безработицы расселение прибывающих соотечественников предполагается осуществлять преимущественно в населенных пунктах, в которых планируется строительство новых производственных объектов, основанных на реализации инвестиционных проектов. Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Программы аннулируется и статус члена семьи участника Программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается, в случае если соотечественник (член его семьи): а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации; б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность; в) в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи заявления о выдаче свидетельства участника Государственной программы, подвергался административному выдворению за пределы Российской Федерации либо депортации; г) представляет поддельные или подложные документы либо сообщает о себе заведомо ложные сведения; д) осужден вступившим в законную силу приговором суда Российской Федерации за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления, рецидив которого признан опасным; е) имеет непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом; ж) неоднократно (два и более раза) в течение одного года привлекался к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в части обеспечения режима пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации либо совершил административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры; з) выехал из Российской Федерации в иностранное государство для постоянного проживания; и) находится за пределами Российской Федерации более шести месяцев. Свидетельство участника Государственной программы не выдается, ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется и статус члена семьи участника Государственной программы, вписанного в заявление о выдаче свидетельства, утрачивается в случае принятия в установленном порядке решения: а) о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; б) об административном выдворении иностранного гражданина из Российской Федерации. Соотечественнику, не соответствующему требованиям Программы, свидетельство участника Государственной программы не выдается, и ранее выданное свидетельство участника Государственной программы аннулируется. Участники Программы должны соответствовать следующим требованиям: достижение 18-летнего возраста; обладание дееспособностью и трудоспособностью в соответствии с законодательством Российской Федерации; владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества; соответствие требованиям на получение разрешения на временное проживание на территории Российской Федерации (в случае если получение такого является необходимым). Участники Программы и члены семьи участника Программы обязаны: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Республики Марий Эл; пройти обязательное медицинское освидетельствование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2003 г. N 188 "О перечне инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации"; сообщать в территориальный орган Федеральной миграционной службы достоверные сведения, необходимые для принятия решения о признании данных лиц участниками Программы; сообщать в соответствующий орган миграционной службы об изменении фамилии, имени, семейного положения, состава семьи, о приобретении гражданства Российской Федерации, гражданства (подданства) иного государства. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Программе Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ К ПРИЕМУ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ -----------------------------------------------------------T-------------T-------------T-------------- Показатель ¦ 2010 год ¦ 2011 год ¦ 2012 год -----------------------------------------------------------+-------------+-------------+-------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 -----------------------------------------------------------+-------------+-------------+-------------- 1. Численность населения на конец года - всего, тыс. чело- 695,5 692,4 690,3 век в том числе: городское население 439,5 441,5 444,1 сельское население 256,0 250,9 246,2 мужчины 323,5 322,2 321,2* женщины 372,0 370,2 369,1* трудоспособного возраста 435,9 427,3 420,4* моложе трудоспособного возраста 116,1 117,8 118,6* старше трудоспособного возраста 143,5 147,3 151,3* 2. Естественный прирост (убыль) населения, человек -1 715 -746 385 в том числе: родившихся 8 857 9 107 9 834 умерших 10 572 9 853 9 449 3. Миграционный прирост (+), снижение (-), человек -1 636 -2 301 -2 471 4. Удельный вес численности трудоспособного населения в 63,4 62,7 61,7 общей численности населения, процентов 5. Средний возраст занятых в экономике - всего, лет 39,8 39,6 40,2 в том числе: мужчины 39,0 39,0 39,6 женщины 40,6 40,2 40,7 6. Среднегодовая численность занятых в экономике - всего, 318,1 317,5 317,5* тыс. человек из них: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 36,6 35,5 35,6 рыболовство, рыбоводство 0,2 0,2 0,2 добыча полезных ископаемых 0,4 0,4 0,4 обрабатывающие производства 60,2 61,8 62,5 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 9,1 9,4 9,4 строительство 13,9 15,5 15,7 оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных 69,1 69,9 70,5 средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользова- ния гостиницы и рестораны 4,5 4,4 4,4 транспорт и связь 16,1 15,1 14,7 7. Удельный вес занятых в экономике в общей численности 45,5 45,6 45,9 населения, процентов 8. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму 93,5 89,5 89,0* отдельных граждан, включая граждан, занятых в домашнем хозяйстве, производством товаров и услуг для реализации, тыс. человек 9. Численность занятых в крестьянских (фермерских) хозяйс- 8,9 8,9 8,6* твах, тыс. человек 10. Структура занятых в экономике по уровню образования, процентов высшее профессиональное образование 23,9 25,0 25,4 среднее профессиональное образование 26,3 27,6 28,3 начальное профессиональное образование 26,2 21,8 24,1 среднее (полное) общее образование 18,9 19,9 17,9 11. Структура среднегодовой численности занятых в экономи- ке по профессионально-квалификационному составу, процентов из них: руководители (представители) органов власти и управления 9,9 9,1 9,3* всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий специалисты высшего уровня квалификации 13,9 14,6 14,7* специалисты среднего уровня квалификации 13,6 14,2 14,5* служащие, занятые подготовкой информации, оформлением до- 2,3 1,9 2,0* кументации, учетом и обслуживанием работники сферы обслуживания, жилищно-коммунального хо- 14,8 13,0 13,0* зяйства, торговли и родственных видов деятельности квалифицированные рабочие сельского, лесного, охотничьего 2,9 3,5 3,7* хозяйства, рыбоводства и рыболовства квалифицированные рабочие крупных и мелких промышленных 16,6 17,3 17,4* предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин и сле- 13,6 12,7 12,4* сари-сборщики неквалифицированные рабочие 12,4 13,7 13,0* 12. Общее количество введенных рабочих мест в крупных и 2,5 4,2 4,7 средних организациях, тыс. мест в том числе в сфере малого предпринимательства 0,5 0,85 0,6 13. Общая численность безработных (по методологии МОТ), 39,7 37,3 23,75 тыс. человек 14. Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), про- 10,5 9,97 6,5 центов от экономически активного населения 15. Численность безработных, зарегистрированных в органах 15,5 14,1 10,7 службы занятости населения за период, тыс. человек 16. Уровень регистрируемой численности безработных на ко- 1,61 1,4 0,97 нец отчетного периода, процентов 17. Количество вакансий (вакантных должностей), заявленных 25 804 26 886 31 561 за период, единиц 18. Коэффициент напряженности на рынке труда 2,5 1,6 0,6 19. Валовой региональный продукт (в текущих основных це- 82,4 96,6 106,1* нах), млрд. рублей 20. Инвестиции в основной капитал, млн. рублей 22 304,2 26 860,8 30 608,8 21. Денежные доходы на душу населения (в месяц), рублей 10 335,7 11 328,4 12 362,0 22. Среднемесячная заработная плата, рублей 12 650,6 14 001,2 16 075,4 23. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, 24,0 24,2 21,2 процентов 24. Величина прожиточного минимума на душу населения, 4 847,0 5 333,0 5 304,0 рублей 25. Численность привлеченных иностранных работников, че- 483 407 215 ловек 26. Количество жилья в среднем на 1 жителя (на конец го- 22,4 22,7 23,1* да), кв. м 27. Количество постоянного жилья для приема переселенцев - - - 28. Количество временного жилья для приема переселенцев - - - 29. Количество мест в учреждениях дошкольного образования 635 658 717 на 1 тыс. детей дошкольного возраста 30. Бюджетные доходы, тыс. рублей 20 266 455,0 23 173 796,3 25 408 509,3 31. Бюджетные расходы, тыс. рублей 21 777 649,1 24 356 336,4 27 217 173,1 __________________________ *По оценке. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Программе Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ МИГРАЦИИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ (человек) ---------------------T--------------------------------------T----------------------------------------- Наименование ¦ 2011 год ¦ 2012 год муниципального ¦ ¦ образования ¦ ¦ +---------T---------T--------T---------+----------T--------T---------T----------- ¦ числен- ¦ число ¦ число ¦миграци- ¦ числен- ¦ число ¦ число ¦миграцион- ¦ность по-¦ при- ¦ выбыв- ¦ онный ¦ность по- ¦ при- ¦ выбыв- ¦ ный при- ¦стоянного¦ бывших ¦ ших ¦прирост, ¦стоянного ¦ бывших ¦ ших ¦ рост, ¦населения¦ ¦ ¦ убыль ¦населения ¦ ¦ ¦ убыль ¦ на ¦ ¦ ¦ (+/-) ¦ на ¦ ¦ ¦ (+/-) ¦01.01.201¦ ¦ ¦ ¦01.01.2013¦ ¦ ¦ ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ * ¦ ¦ ¦ ---------------------+---------+---------+--------+---------+----------+--------+---------+----------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ---------------------+---------+---------+--------+---------+----------+--------+---------+----------- Республика Марий Эл 692435 18067 20368 -2301 690349 20028 22499 -2471 Городские округа Город Йошкар-Ола 263506 8643 4605 4038 267746 9738 6023 3715 Город Волжск 54889 722 1135 -413 54881 1070 1026 44 Город Козьмодемьянск 21190 577 583 -6 21038 581 693 -112 Муниципальные районы Волжский 23452 500 919 -419 22824 255 883 -628 Горномарийский 24754 202 926 -724 23997 418 990 -572 Звениговский 44324 1128 1524 -396 43769 1337 1765 -428 Килемарский 13160 307 608 -301 12874 264 520 -256 Куженерский 14073 310 757 -447 13783 461 802 -341 Мари-Турекский 22270 112 814 -702 21588 232 852 -620 Медведевский 68066 2311 2168 143 68075 2006 2268 -262 Моркинский 31249 463 1412 -949 30391 514 1399 -885 Новоторъяльский 16421 152 723 -571 15986 297 769 -472 Оршанский 14978 462 591 -129 14655 245 579 -334 Параньгинский 15763 204 638 -434 15426 357 673 -316 Сернурский 25097 672 1193 -521 24637 750 1220 -470 Советский 30734 991 1367 -376 30358 1191 1620 -429 Юринский 8509 311 405 -94 8321 312 417 -105 * Оценка. ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к Программе Республики Марий Эл по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013-2020 годы ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТАХ, ВВОДИМЫХ С 2012 ГОДА ----T--------------------------T---------------T------------T-------------T------------T------------- ¦ Наименование предприятия ¦ Наименование ¦ Год ввода ¦ Предполага- ¦Планируемое ¦Планируемая ¦(инвестора) (инициатор ин-¦ проекта ¦ ¦ емая сто- ¦создание ра-¦ заработная ¦ вестиционного проекта) ¦ ¦ ¦имость проек-¦бочих мест, ¦плата, (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ та, (млн. ¦ (человек) ¦ рублей) ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ ¦ ----+--------------------------+---------------+------------+-------------+------------+------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ----+--------------------------+---------------+------------+-------------+------------+------------- 1. ОАО "Марийский ЦБК" (ОАО модернизация 2012 200,0 - 25,5 Марийский ЦБК") производства 2. ЗАО "Ариада" (ЗАО "Ариада- техническое 2012 220,0 - 23,0 ") перевооружение 3. ОАО "ММЗ" (ОАО "ММЗ") техническое 2012 504,6 - 19,4 перевооружение 4. ОАО "Красногорский КАФ" приобретение 2012 150,0 - 16,1 (ОАО "Красногорский КАФ") технологическо- го оборудования 5. ЗАО "НПО "Таврида Элек- производство 2012 25,0 - - трик" (ЗАО "НПО "Таврида OSM-35 Smart_l Электрик") 6. ЗАО "НПО "Таврида Элек- производство 2013 200,0 100 20,0 трик" (ЗАО "НПО "Таврида узлов SM со Электрик") строительством производствен- ного корпуса площадью 12,0 тыс. кв. м 7. ЗАО "НПО "Таврида Элек- модернизация 2013 48,0 - 21,0 трик" (ЗАО "НПО "Таврида технологии из- Электрик") готовления МС (автоматическая линия) 8. ЗАО "НПО "Таврида Элек- подготовка се- 2012 38,0 - - трик" (ЗАО "НПО "Таврида рийных произ- Электрик") водств узлов и деталей 9. ОАО "Контакт" (ОАО "Кон- приобретение 2012 180,0 10 21-25 такт") оборудования для производс- тва торгово- холодильного оборудования 10. Филиал "Мариэнерго" ОАО новое строите- 2012 131,47 - - "МРСК Центра и Приволжья" льство (филиал Мариэнерго" ОАО "МРСК Центра и Приволжья") 11. МУП "Йошкар-Олинская реконструкция и 2012-2013 162,95 - - ТЭЦ-1" (МУП "Йошкар-Олинс- техническое пе- кая ТЭЦ-1") ревооружение г. Йошкар-Олы 12. Филиал ОАО "ТГК-5" "Марий реконструкция и 2012 73,14 - 22,3 Эл и Чувашии" техническое пе- (ЗАО "Комплексные энерге- ревооружение тические системы") 13. ООО "Потенциал" техническое 2012 48,0 - 12,7 (Корпорация Шнайдер Элек- перевооружение трик) 14. ООО "Потенциал" приобретение 2012 32,0 - 12,7 (Корпорация Шнайдер Элек- технологическо- трик) го оборудования 15. ЗАО СКБ "Хроматэк" (ЗАО приобретение 2012 25,0 - 26,6 СКБ "Хроматэк") технологическо- го оборудования 16. ООО "Газпром газораспреде- реконструкция и 2012 92,93 - 20,5 ление Йошкар-Ола" техническое пе- (ООО "Газпром газораспре- ревооружение деление Йошкар-Ола") 17. ОАО "ЗПП" приобретение 2012 120,73 - 18,0 (Государственная корпора- технологическо- ция "Ростехнологии) го оборудования 18. ОАО "Завод "Копир" (ОАО приобретение 2012 29,45 - 14,1 "Завод "Копир") технологическо- го оборудования 19. ОАО "Тепличное" (ОАО "Теп- модернизация 2012 30,0 1 13,5 личное") производства 20. ЗАО Племзавод "Семеновс- модернизация 2012 51,50 - 15,0 кий" (ЗАО Племзавод "Семе- производства новский") 21. ООО "Птицефабрика Звени- реконструкция и 2013 50,0 10 11,0 говская" (ООО "Птицефабри- модернизация ка Звениговская") производства 22. ОАО "Марбиофарм" (ОАО "- приобретение 2012 33,24 - 14,7 Марбиофарм") технологическо- го оборудования 23. ЗАО ПЗ "Шойбулакский" (Ор- строительство IV квартал 800,0 30 30,0 шанский район, с. Велико- свинофермы 2012 г. полье) (ЗАО "Йошкар-Олинс- кий мясокомбинат") 24. ЗАО "Йошкар-Олинский мясо- техническое пе- 2012 37,5 - 35,7 комбинат" ревооружение (ЗАО "Йошкар-Олинский мя- производства сокомбинат") (III этап про- должение) 25. ООО "Марийский НПЗ" (Ор- расширение 2007-2020 60000,0 800 35,0 шанский район, с. Табаши- производства но) (Группа компаний ООО "Ма- рийский НПЗ") 26. ООО "Гласстрейд" внедрение линии 2012 330,0 28 18,8 (Медведевский район, пос. N 4 по произ- Пемба) (ЗАО "Орехово-Зу- водству стекло- евская стекольная компа- тары ния") 27. ООО "Гласстрейд" строительство 2014 2500,0 200 13,0 (Медведевский район, пос. нового цеха по Пемба) (ЗАО "Орехово-Зу- производству евская стекольная компа- тарного стекла ния") 28. ООО "Птицефабрика "Ака- реконструкция и декабрь 2012 1390,5 109 15,0 шевская" (Советский район, модернизация г. пос. Алексеевский, Парань- комплекса по гинский район, дер. Ирму- производству чаш) (ООО "Птицефабрика "- яйца (IV оче- Акашевская") редь) 29. ООО "Птицефабрика "Ака- строительство 2013 2497,7 84 15,0 шевская" Советский район, птицеводческого дер. Чкарино, Параньгинс- комплекса "Пти- кий район, дер. Портянур) цефабрика Ака- (ООО "Птицефабрика "Ака- шевская" (V шевская") очередь) 30. ООО "Птицефабрика "Ака- строительство, декабрь 2013 7072,5 735 17,0 шевская" (Мари-Турекский реконструкция и г. район, дер. Нижний Турек, модернизация VI Параньгинский район, дер. очереди птице- Алашайка) водческого ком- плекса "Птице- фабрика Ака- шевская" в Ре- спублике Марий Эл 31. ООО "Птицефабрика "Ака- строительство, февраль 2014 7507,0 753 17,8 шевская" (Оршанский район, реконструкция и г. Параньгинский район, дер. модернизация Котяминер, Медведевский VII очереди район, пос. Юбилейный) птицеводческого комплекса "Птице- фабрика Акашевс- кая" в Республике Марий Эл 32. ООО "Птицефабрика "Ака- строительство, август 9887,0 674 18,5 шевская" (Мари-Турекский УШ очереди птице- 2015г. район) водческого ком- плекса - реродук- горов I- П поряд- ка "Птицефабрика Акашевская" в Ре- спублике Марий Эл 33. ООО "Инновация" (ООО строительство декабрь 25,0 - - "Инновация") фабрики по произ- 2012 г. водству высоко- температурного покрытия для ка- бельной продукции (I очередь) 34. ООО "НПФ "Геникс" (ООО разработка, вне- 2012-2015 8,0 - 35,0 "НПФ "Геникс") дрение в произ- водство новых дезинфицирующих средств 35. ООО "НПФ "Геникс" (ООО модернизация и 2012-2015 25,0 - - "НПФ "Геникс") техническое пере- оснащение произ- водства 36. ООО "НПФ "Геникс" (ООО строительство но- 2012-2015 37,0 60 - "НПФ "Геникс") вых производс- твенных корпусов 37. ООО "Марийский свиноком- строительство 2014 746,0 35 30 плекс" (ООО "Марийский свинофермы на свинокомплекс") 1250 свиноматок с полным циклом в дер. Старый Торь- ял Новоторъяльс- кого района 38. ООО "Технотех" (г. Йош- модернизация про- 2012 150,0 10 17,0 кар-Ола) (ООО "Техно- изводства печат- тех") ных плат и орга- низация собствен- ного производства стеклотекстолита (П очередь) 39. ООО "Теклас" (г. Волжск) производство 2011 -2013 250,0 500 15,0 (Компания "Teklas" (Ту- каучуковых рецкая Республика) резинотехнических автокомпонентов 40. ООО "Теклас" (г. Волжск) строительство за- 2014 500,0 500 35,0 "Teklas" (Турецкая Ре- вода автокомпо- спублика) и Mitsuba нентов (Япония) 41. ЗАО "Звениговский гор- строительство жи- 2013 500,0 40 15,0 молкомбинат" (Звениговс- вотноводческого кий район) комплекса на 1200 (ЗАО "Звениговский гор- голов КРС (молоч- молкомбинат") ное животноводс- тво) 42. ООО "Русский Пеллет" организация про- декабрь 351,1 62 22,2 (г. Йошкар-Ола) изводства по вы- 2012 г. (ООО "Одис") пуску топливных гранул пеллет 43. ООО "Фирма "Сувенир" приобретение про- 2013 116,7 50 15,0 (г. Йошкар-Ола) изводственных (ООО "Фирма "Сувенир") площадей хлебоза- вода N 3 для про- изводства хлебо- булочных изделий (сушек и пряни- ков) 44. ООО Фирма "Принтстайл" строительство но- 2013 200,0 30 17,0 (г. Йошкар-Ола) вого корпуса ти- (ООО Фирма "Принтстайл") пографии 45. ОАО "МегаФон" (ОАО "Ме- строительство во- 2013 199,5 20 15,0 гаФон") локонно-оптичес- ких линий связи, базовых станций, сети Vimax в Ре- спублике Марий Эл 46. ООО "Звениговский завод строительство за- 2013 107,0 157 10,7 строительного гипса" вода по произ- (ООО "Интеркар Плюс") водству строите- льного гипса и гипсокартона 47. ООО "Универсал" (ООО ТПГ строительство 2013 120,0 104 12,0 "Одис") торгового центра в сквере по ул. Й. Кырли 48. ООО "Русь-Бейкери" строительство 2014 80,0 - - (г. Йошкар-Ола, Элева- складских и холо- торный пр.) (ООО "Русь- дильных помещений Бейкери") для сырья 49. ООО "Русское поле" строительство це- 2013 50,0 65 13,0 (г. Йошкар-Ола) ха по выпечке (ООО "Русское поле") хлебобулочных из- делий в микрорай- оне Звездный 50. ООО "Промо-Пак" (г. Йош- расширение произ- 2013 49,5 11 17,0 кар-Ола) (ООО "Промо- водственных пло- Пак") щадей, модерниза- ция и развитие производства гоф- рокартона, тары и упаковки любой сложности из него и автоматизация удаления отходов гофропроизводства 51. ООО "Фурор" (ООО "Фу- приобретение тех- 2012 45,0 70 18,0 рор") нологического оборудования для производства ме- таллических две- рей 52. ОАО Шелангерский химза- строительство 2012-2013 40,0 - - вод "Сайвер" склада готовой (ОАО Шелангерский химза- продукции вод "Сайвер") 53. ОАО "Континент" (г. Йош- глубокая перера- 2013 40,0 40 12,0 кар-Ола) (ОАО "Конти- ботка низкосорт- нент") ной древесины и изготовление под- донов (тары) 54. ООО "Волга-Декинг" (ООО производство де- 2013 20,0 6 9,5 "Волга-Декинг") кинга (террасная доска из древес- но-полимерного композита) 55. ООО "Лукоз" (ООО "Лу- организация про- 2013 80,0 20 15,0 коз") изводства детско- го питания из ко- зьего молока 56. Союз потребительских об- строительство ми- 2013 33,0 14 12,0 ществ Республики Марий нипивзаводов в с. Эл (пос. Советский) Емешево (Г орно- (Союз потребительских марийский район) обществ Республики Марий и пос. Советский Эл) 57. ЗАО "Йошкар-Олинский приобретение 2012 30,0 - 13,2 комбинат хлебопродуктов" технологического (г. Йошкар-Ола) (ЗАО оборудования "Йошкар-Олинский комби- нат хлебопродуктов") 58. ЗАО "Йошкар-Олинский организация про- 2013 800,0 - - комбинат хлебопродуктов" изводства глубо- (г. Йошкар-Ола) (ЗАО кой переработки "Йошкар-Олинский комби- зерна нат хлебопродуктов") 59. ООО "Махаон" (г. Йошкар- приобретение хле- 2013 8,0 - 16,0 Ола) бобулочного и га- зогенераторного оборудования 60. ООО "Восток" (Мари-Ту- строительство жи- 2012 97,0 5 9,5 рекский район, дер. Ма- вотноводческого ри-Белямор) комплекса и ре- конструкция име- ющихся помещений на 800 голов 61. ООО "Крестьянское подво- реконструкция, 2013 443,61 93 15,0 рье - АГРО" (Медведевс- модернизация и кий район, с. Азаново) капитальный ре- монт в с. Азаново 62. СПК "Заря" (Волжский создание животно- 2013 166,4 50 10,0 район) водческого ком- плекса по выращи- ванию кроликов на 5000 голов роди- тельского стада и производство мяса 63. СХПК "Победа" (Парань- строительство, 2013 69,0 - 15,0 гинского района, дер. реконструкция и Ильпанур) модернизация жи- вотноводческих помещений СПК "Победа" 64. ПК СХА "Искра" (Куже- строительство 2015 100,0 50 15,0 нерский район) комплекса КРС на 600 голов коров 65. ООО "Росагро" (Мари-Ту- реконструкция и 2015 45,0 8 8,0 рекский район) модернизация жи- Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|