Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 24.12.2010 № 359РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2010 г. N 359 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2013 г. N 450 О республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы" (В редакции Постановлений Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2011 г. N 386; от 30.12.2012 г. N 494; от 01.08.2013 г. N 241) Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы" (далее - Программа). 2. Министерству финансов Республики Марий Эл начиная с 2011 года предусматривать в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий год выделение денежных средств на реализацию Программы. Финансирование Программы с 2011 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Васютина М.З. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Глава Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 г. N 359 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2016 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2016 ГОДЫ" Наименование республиканская целевая программа "Развитие Программы туризма в Республике Марий Эл на 2011- 2016 годы" Основание для Федеральный закон от 24 ноября 1996 года разработки N 132-ФЗ "Об основах туристской Программы деятельности в Российской Федерации"; Концепция федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)", утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2010 г. N 1230-р; постановление Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214 "Об утверждении Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл"; постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 102 "О мероприятиях по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл" Государственный Комитет Республики Марий Эл по туризму заказчик Программы (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Разработчик Комитет Республики Марий Эл по туризму Программы (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Основные цели основными целями Программы являются: Программы, формирование на территории Республики важнейшие Марий Эл современных конкурентоспособных целевые туристско-рекреационных комплексов и показатели туристской инфраструктуры; создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма; обеспечение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Республики Марий Эл за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения республики в городах и районах, участвующих в мероприятиях Программы; важнейшие целевые показатели Программы: численность российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения республики - гостиницах, санаторно- курортных организациях и организациях отдыха; количество койко-мест в коллективных средствах размещения республики санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, гостиницах и аналогичных средствах размещения; объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями республики; объем платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения Основные подготовка нормативной правовой базы для задачи развития в Республике Марий Эл системы Программы государственно-частного партнерства в сфере туризма; создание экономических условий для притока частных инвестиций в туристскую отрасль и увеличения ее доходности; развитие и совершенствование базовой и сопутствующей инфраструктуры туризма; обеспечение необходимого контроля за соблюдением норм и стандартов качества услуг, приведение качества туристских услуг в соответствие с принятыми международными стандартами; модернизация отрасли и сокращение издержек для обеспечения доступности туристского продукта; создание бренда, формирование узнаваемого конкурентоспособного республиканского туристского продукта; интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры (автотуризм, круизный туризм и другие). Продвижение туристских ресурсов Республики Марий Эл на российский и мировой туристский рынок Сроки и этапы 2011-2016 годы: реализации первый этап 2011-2013 годы подготовительный, Программы предусматривающий проведение работы по созданию системных условий, необходимых для привлечения инвестиций в сферу туризма; второй этап 2014-2016 годы - формирование конкурентоспособной туристской отрасли в республике посредством реализации инвестиционных проектов и реализации мероприятий, направленных на повышение качества туристского продукта. Продвижение туристского бренда и интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры Перечень основных формирование современной нормативной правовой мероприятий базы и основ системы государственного Программы регулирования туристской деятельности; формирование современного туристского комплекса; мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта Республики Марий Эл; развитие системы кадрового и организационно- методического обеспечения сферы туризма Исполнители Комитет Республики Марий Эл по туризму; мероприятий Программы (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Марий Эл; Министерство промышленности, транспорта и дорожного хозяйства Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Марий Эл (по согласованию); органы местного самоуправления в Республике Марий Эл (по согласованию); научные учреждения и учебные заведения, готовящие специалистов для сферы туризма (по согласованию); организации туристской индустрии Республики Марий Эл (общественные организации туристской индустрии, коллективные средства размещения и туристские фирмы) (по согласованию); федеральное государственное бюджетное учреждение "Государственный природный заповедник "Большая Кокшага" (по согласованию) (Позиция в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2011 г. N 386) Объемы и общий объем финансирования Программы на 2011-2016 источники годы составляет 3 209 025,1 тыс. рублей, финансирования в том числе: Программы 2011 год - 124 160 тыс. рублей 2012 год - 178 440тыс. рублей 2013 год - 366 523,1 тыс. рублей 2014 год - 691 440 тыс. рублей 2015 год - 843 3 60 тыс. рублей 2016 год - 1 005 102 тыс. рублей; в том числе за счет средств: федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 793 180 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 200 тыс. рублей 2012 год - 250 тыс. рублей 2013 год - 250 тыс. рублей 2014 год - 270 400 тыс. рублей 2015 год - 275 660 тыс. рублей 2016 год - 246 420 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Марий Эл - 275 103,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 0 тыс. рублей 2013 год - 853,1 тыс. рублей 2014 год - 0 тыс. рублей 2015 год - 0 тыс. рублей 2016 год - 274 250 тыс. рублей; местных бюджетов (при условии выделения средств из местных бюджетов) 136 550 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 12 300 тыс. рублей 2012 год - 500 тыс. рублей 2013 год - 15 500 тыс. рублей 2014 год - 34 500 тыс. рублей 2015 год - 45 750 тыс. рублей 2016 год - 28 000 тыс. рублей; внебюджетных источников (при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 2 004 192 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 111 660 тыс. рублей 2012 год - 177 690 тыс. рублей 2013 год - 349 920 тыс. рублей 2014 год - 386 540 тыс. рублей 2015 год - 521 950 тыс. рублей 2016 год - 456 432 тыс. рублей (Позиция в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) Система управление Программой и контроль за ходом ее организации реализации осуществляет руководитель управления и Программы - Комитет Республики Марий Эл по туризму контроля за в соответствии с постановлением Правительства исполнением Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 Программы "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Ожидаемые в результате реализации Программы к 2016 году конечные ожидается: результаты увеличение внутреннего и въездного туристских реализации потоков в Республику Марий Эл и рост Программы количества граждан, размещенных в коллективных средствах размещения, в 1,3 раза, что составит 145 тыс. человек; увеличение количества мест в коллективных средствах размещения до 6 000 единиц; повышение качества туристских услуг и, как следствие, увеличение объема услуг, оказанных населению туристскими организациями республики, в 1,7 раза, до 200 млн. рублей; увеличение объема платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, в 2 раза, до 650 млн. рублей 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМ МЕТОДОМ 1.1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РОЛЬ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ Туризм на современном этапе развития общества является одним из инструментов оживления экономики и стимулирует развитие таких сфер экономической деятельности, как услуги коллективных средств размещения, транспорт, торговля, производство сувенирной продукции, связь, общественное питание, сельское хозяйство, строительство. Туризм способен играть важную роль в решении социальных проблем, обеспечивая создание рабочих мест и занятость экономически активного населения, способствуя повышению благосостояния нации. Развитие внутреннего туризма является одним из инструментов в решении важной задачи государства по восстановлению работоспособности, поддержанию и укреплению здоровья нации. ЮНЕСКО признает туризм одним из главных факторов культурного и гуманитарного развития. Туризм выступает катализатором развития социально-экономического развития регионов и отдельных территорий. В Республике Марий Эл туризм признан одним из приоритетных направлений социально-экономического развития на перспективный период. В г. Москве 8 августа 2009 г. подписано Соглашение о взаимодействии в сфере туризма между Федеральным агентством по туризму и Правительством Республики Марий Эл. Настоящая Программа является продолжением начатого сотрудничества. Сфера туризма на современном этапе развития мирового хозяйства является одной из наиболее динамично развивающихся в международной торговле услугами. Согласно прогнозам Всемирной туристской организации при ООН (ЮНВТО) количество мировых туристских прибытий в ближайшие годы будет увеличиваться и к 2020 году составит более 1,5 млрд. человек. По оценке ЮНВТО, на долю туризма приходится 3,2 процента мирового валового внутреннего продукта (далее - ВВП), а с учетом мультипликативного эффекта - 9,4 процента, при этом в туристской индустрии занято 7,6 процента работающего населения планеты. Доля туризма в ВВП Российской Федерации составляет 2,5 процента, с учетом мультипликативного эффекта - 6,3 процента. При эффективной государственной поддержке и продвижении туристских возможностей доля туризма в ВВП Российской Федерации может существенно вырасти. Уникальные природные ресурсы и богатейшее историко-культурное наследие Российской Федерации открывают широкие потенциальные возможности для развития различных видов туризма. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место - по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место - по наличию памятников культуры. Ситуация в Республике Марий Эл повторяет общероссийскую. Несмотря на богатый природный и человеческий потенциал, сфера туризма в республике остается недостаточно развитой и стабильной. Анализ развития сферы туризма в Республике Марий Эл в 2005-2010 годах показал в целом положительную динамику развития отрасли. За период с 2005 по 2008 год туристские потоки по направлениям выездного, въездного и внутреннего туризма возросли в 2,82 раза, в том числе по направлению внутреннего туризма этот показатель увеличился только по данным туристских фирм и без учета данных коллективных средств размещения в 3,4 раза - с 18 621 человека в 2005 году до 63 213 человек в 2008 году. Если в 2005 году количество направленных за пределы республики туристов и экскурсантов составляло 1/3 часть от общего количества обслуженных туристов по направлению внутреннего туризма, то в 2008 году количество отправленных за пределы республики туристов составило 1/10 часть, остальные 9/10 - туристы и экскурсанты, обслуженные в республике. Таким образом, за период с 2005 по 2008 год существенно увеличился показатель въехавших на территорию республики туристов и количество обслуженных туристов и экскурсантов из Республики Марий Эл. В 2009 году в связи с мировым финансовым кризисом произошла корректировка показателей, в первую очередь за счет снижения туристских потоков по направлению выездного туризма и количества принятых в Республике Марий Эл туристов из Российской Федерации. По данным туристских фирм, по направлению внутреннего туризма было обслужено в 2009 году 49 136 человек, в том числе 1/8 часть направлена за пределы республики. В первом полугодии 2010 г. показатели отрасли вышли на докризисный уровень и наметился рост. За период с 2005 года наблюдается рост количества туристских фирм. Согласно мониторингу, проводимому Министерством физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл, количество туристских фирм с 27 в 2005 году увеличилось до 55 в 2010 году (в том числе для 26 туристских фирм туристская деятельность является основной и учитывается при формировании официальной статистической отчетности). В настоящее время в республике работают 5 туроператоров по внутреннему туризму, включенных в единый федеральный реестр туроператоров. Положительная динамика отмечается также по числу коллективных средств размещения, объему услуг, оказанных коллективными средствами размещения, и количеству обслуженных в них туристов. Только по данным официальной статистики, на конец 2008 года функционировало 53 коллективных средства размещения: 33 санаторно-курортных организации и организации отдыха на 4 455 мест и 20 гостиниц и аналогичных средств размещения на 1 225 мест. По сравнению с 2005 годом рост количества коллективных средств размещения составил 20,4 процента, количества мест - 11,8 процента. Объем услуг, оказанных коллективными средствами размещения (санаторно-курортные услуги и услуги, оказанные гостиницами и аналогичными средствами размещения), в 2008 году составил 270,5 млн. рублей, количество размещенных в них лиц - 112 301 человек. В 2009 году количество коллективных средств размещения составило 49 единиц, объем услуг - 333,9 млн. рублей, с ростом 23,4 процента по отношению к 2008 году. В республике на настоящий момент осуществляют деятельность 2 высших учебных заведения, занимающиеся подготовкой кадров в сфере туризма, и 2 средних специальных учебных заведения, осуществляющие подготовку специалистов для инфраструктуры туризма среднего звена. Несмотря на положительную динамику и большой потенциал, отрасль туризма в республике на сегодняшний момент не является высокодоходной. Доля туризма в валовом региональном продукте (далее - ВРП) Республики Марий Эл, учитывая потенциал республики, в настоящее время очень мала и составляет менее 1 процента. Причиной такого положения служит в первую очередь отсутствие в течение долгого времени комплексной республиканской программы поддержки развития туризма, долгая окупаемость инвестиций в туристскую отрасль, и, как следствие, изношенность инфраструктуры, большие издержки и соответственно высокая цена республиканского туристского продукта при недостаточно высоком качестве, а также изолированность республиканского туристского продукта. 1.2. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ ПО ВИДАМ И ТЕРРИТОРИЯМ Для определения направления усилий по развитию внутреннего и въездного туризма в Республике Марий Эл необходимо рассмотреть рекреационные возможности республики и проблемы, препятствующие развитию туризма. Республика Марий Эл расположена в европейской части России, на востоке Восточно-Европейской равнины, в средней части бассейна р. Волги. Это один из небольших российских регионов: наибольшая протяженность территории с запада на восток составляет 287 км, с севера на юг - 150 км, площадь территории равна 23 400 км2. Численность населения составляет около 700 тыс. человек. С севера, северо-востока и востока республика граничит с Кировской областью, с юго-востока и юга - с Республикой Татарстан и Чувашской Республикой, на западе и северо-западе - с Нижегородской областью. На протяжении 155 км по нашей республике протекает самая длинная и многоводная река Европы - Волга. На ее берегах расположены Горномарийский район с центром в г. Козьмодемьянске, Юринский район, часть территорий Волжского и Звениговского районов. Вторая по величине река в Республике Марий Эл - Ветлуга. Обе реки являются судоходными. Гидрографическую сеть республики составляют 476 больших и малых рек (включая реки Волгу и Ветлугу), около 700 озер общей площадью 2 752 га, являющихся гордостью края. В долинах рек Илеть и Юшут сосредоточено большое количество минеральных источников, используемых для лечебных целей в санаториях, домах отдыха и больницах. Озера провального типа расположены в основном на южных, юго- западных склонах Вятского Увала. В нижнем течении р. Илеть расположены крупные озера: Яльчик, Глухое, Бездонное и Кичиер. На краю северного уступа Сотнурской возвышенности цепочкой расположены 11 озер, среди которых Морской Глаз (Волжский район), у подножия Керебелякской возвышенности - 6 озер. Территория Республики Марий Эл густо покрыта лесами. Общая площадь лесов в республике составляет 1 415,5 тыс. гектаров. Часть лесного массива расположена на территории национального парка "Марий Чодра" (36,9 тыс. гектаров) - особо охраняемой природной территории федерального значения. По богатству флоры национальный парк "Марий Чодра" - самый своеобразный уголок республики. Здесь встречаются представители сибирской и европейской тайги и лесостепи. Вторая особо охраняемая природная территория федерального значения, расположенная на территории Республики Марий Эл, -заповедник "Большая Кокшага". Помимо особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории республики имеются 9 заказников, относящихся к особо охраняемым природным территориям республиканского значения, 47 памятников природы. Республика Марий Эл, по данным Независимого экологического рейтингового агентства (НЭРА), занимает третье место в рейтинге регионов России по сохранности природных экосистем, уступая Костромской и Кировской областям. При этом Республика Марий Эл в данном рейтинге расположена на первом месте по изменению потенциала устойчивости экосистем по данным за 2007-2008 годы. Основными религиями на территории Республики Марий Эл являются православие и ислам, а также язычество. По результатам социологического исследования, проведенного отделом социологии МарНИИЯЛИ в 2004 году, 51,1 процента респондентов придерживаются православия, 15,4 процента - марийской традиционной религии, 6,5 процента - ислама, 0,5 процента - другой религии, 5 процентов верят в "своего Бога", 21,5 процента - неверующие. Республика Марий Эл является на данный момент наиболее крупным центром распространения язычества в Европе и единственным крупным центром по количеству верующих. Согласно традициям языческие моления проводятся в священных рощах, что символизирует гармонию между человеком и природными силами. Священные марийские рощи, или "мольбища", располагаются в наиболее живописных местах, традиционно в березняках и осинниках, представляют собой отдельные урочища и сосредоточены в основном в возвышенной части Вятского Увала. Это не только место религиозных обрядов, но этнографическое, культурное и историческое наследие народа мари. Исходя из имеющихся природных ресурсов, а также в силу своего географического положения и развития Республика Марий Эл - одна из благополучных в экологическом отношении территорий Европейской части России с хорошо сохранившейся природой и традиционной культурой местного населения. Благодаря этому в республике имеются большие перспективы для развития этнографического, сельского, экологического, санаторно-оздоровительного и рекреационного туризма. Перспективными видами являются также круизный туризм по р. Волге, деловой и спортивный туризм в г. Йошкар-Оле, что связано с появлением в городе в последние годы современной спортивной инфраструктуры высокого класса. Развитие этнографического туризма возможно на большей части территории республики. Этому благоприятствует чересполосное проживание мари, русских, татар и других народов. Перспективной является организация туров, позволяющих сравнить быт, культуру, традиционную архитектуру и обычаи этих народов. По согласованию с местными религиозными общинами возможно посещение религиозных церемоний марийцев-язычников, проводимых в священных рощах на северо-востоке республики. Интерес представляют сохранившиеся в ряде мест традиционные занятия населения - лозоплетение, производство мочала и изделий из него, ткачество, национальная вышивка и другие. В настоящее время этнографию народа мари представляют в основном музеи - ГУК "Национальный музей Республики Марий Эл им. Т. Евсеева" в г. Йошкар-Оле, этнографический музей под открытым небом в г. Козьмодемьянске и другие. Настоящей Программой предусматривается реализация ряда проектов, дающих возможность знакомиться с культурой народа мари более полно посредством "погружения" в жизнь и интерактивных программ. Сельский туризм в современном его понимании - это комплексный продукт, включающий различные направления туризма с проживанием по маршрутам в современных комплексах и гостевых домах в сельской местности. Данный вид туризма имеет большие перспективы для развития в 2011-2016 годах в Республике Марий Эл, так как на первоначальном этапе требует относительно небольших затрат, имеет меньший срок окупаемости по сравнению с другими видами туризма, при этом использует потенциал края и имеет значительную социальную значимость. Развитие сельского туризма способно частично решить проблему занятости на селе и стимулировать развитие сопутствующей туризму индустрии - такой, как производство сувенирной продукции, сбор ягод и грибов для последующей реализации туристам, решить вопрос сбыта части сельскохозяйственной продукции. Сельский туризм может быть одним из внутренних источников инвестиций для развития сельскохозяйственного производства. В настоящей Программе ставится задача создания кластера сельского туризма, объединяющего в себе агро-, рекреационный, активный, этнографический туризм. Все объекты соответствуют принципам многофункциональности и ориентированы на круглогодичное использование. Предпосылки для развития сельского туризма в Республике Марий Эл: расположение в центре России и транспортная доступность - железнодорожное и авиасообщение с г. Москвой, наличие маршрутных такси, автобусов и электричек Казань - Йошкар-Ола (среднее время в пути - 2 часа), наличие маршрутных такси, автобусных маршрутов Чебоксары - Йошкар-Ола, Нижний Новгород - Йошкар-Ола, Киров - Йошкар-Ола; удаленность части объектов, представляющих интерес для туризма, от городских центров, что затрудняет возможность их посещения при проживании в городе и делает удобнее и экономичнее вариант проживания в туристских комплексах в сельской местности, расположенных по туристским маршрутам, составленным с учетом достопримечательностей края; новизна предложения и возможность сочетания различных видов отдыха. Наиболее перспективные районы для включения в маршрутную сеть на первоначальном этапе развития сельского туризма - Куженерский, Моркинский, Параньгинский, Килемарский, Мари-Турекский, Горномарийский, Новоторъяльский и Сернурский. Экологический туризм - один из перспективных видов туризма на территории Республики Марий Эл. Возрастающая популярность экологического туризма и принимаемые Правительством Российской Федерации меры к стимулированию развития данного вида туризма позволяют надеяться на использование экологического потенциала республики для привлечения экологически ориентированных туристов из регионов России и зарубежных стран. Привлекательными для развития экологического туризма в республике являются возвышенность Вятский Увал на территориях Куженерского, Моркинского и Волжского районов с расположенными в ее пределах памятниками природы: "Горное Заделье" с сохранившимися старинными горными выработками, "Каменная гора" с низкогорными ландшафтами, "Карман-Курык" и прилегающие территории, национальный парк "Марий Чодра", заповедник "Большая Кокшага". Представляют интерес Шургинская и Чукшинская возвышенности с живописными окрестностями, многочисленные группы карстовых озер, реки Илеть и Ировка. Правобережная часть - Горномарийский район и г. Козьмодемьянск - богата археологическими, историческими и культурными памятниками. Оздоровительный туризм - социально значимый и традиционно популярный вид туризма для Российской Федерации. Приволжье признается одним из перспективных регионов для развития этого вида туризма. В Республике Марий Эл имеются давние традиции санаторно- курортного лечения. Для строительства санаториев выбирались наиболее живописные места преимущественно в непосредственной близости к водоемам. Достоинством является наличие у многих санаториев природных грязей, минеральных вод. В настоящее время материальная база санаториев республики в достаточной степени изношена, а современные требования туриста диктуют необходимость развития в санаторно- курортных учреждениях спектра дополнительных услуг развлекательного и культурно-познавательного характера. В настоящей Программе в качестве первостепенных мер для развития оздоровительного туризма предлагается поддержка уже имеющейся санаторно-курортной базы республики и развитие имеющихся в республике рекреационных зон. Перспективными районами являются Волжский, Звениговский, Медведевский и ряд других районов. Наименее затратный и перспективный путь на начальном этапе - создание в местах расположения санаторно-курортных учреждений условий для развития сопутствующей инфраструктуры и других видов туризма: открытие экскурсионных бюро, кафе и ресторанов, пунктов проката спортивного инвентаря для активного отдыха, развитие маршрутной сети и экологических троп. Необходимо участие государства в обновлении материальной базы наиболее востребованных и перспективных санаторно- курортных учреждений республики. Рекреационный (пляжный) туризм - традиционно популярный вид отдыха в летний период. Наиболее привлекательные территории для развития данного вида туризма - Звениговский район с туристско- рекреационной зоной в пос. Кокшайск, озера марийской низменности - Шап, Таир, Карась и другие, часть территории национального парка "Марий Чодра" с развитой инфраструктурой, в особенности район озер Яльчик, Глухое, также Волжский, Юринский, Горномарийский, Килемарский и ряд других районов. Сдерживающим фактором развития данного вида туризма является короткий пляжный сезон и связанная с этим неравномерная загрузка по сезонам средств размещения, специализирующихся на рекреационном туризме. Частично эту проблему может решить расширение спектра услуг и использование средств размещения в осенне-зимний период для активного, делового и других видов туризма. Перспективным в Республике Марий Эл является круизный туризм. По территории 4-х районов республики протекает р. Волга, однако в круизные программы вовлечен в настоящее время только г. Козьмодемьянск, поток туристов в который в последние годы сократился вследствие многочисленных пожаров и утраты исторических памятников в исторической части города. Не охваченными круизным туризмом остаются перспективные территории пос. Юрино с уникальным замком Шереметева, г. Звенигово с музеем истории пароходства, отмечающим в 2011 году 150- летие, г. Волжск, пос. Кокшайск Звениговского района, являющийся ближайшим населенным пунктом на р. Волге к столице Республики Марий Эл - г. Йошкар-Оле и развитой рекреационной зоной республики. Развитие круизного туризма и вовлечение в круизные программы новых территорий требует больших финансовых вложений для проведения дноуглубительных работ, установки дебаркадеров и пристаней, а также участия администраций муниципальных образований и предпринимателей в создании инфраструктуры туризма и подготовке экскурсионных программ в перспективных территориях. В случае решения данных проблем круизный туризм является наиболее перспективным вариантом включения туристских ресурсов республики в межрегиональные программы в рамках подписанного Соглашения проекта "Большая Волга". Спортивный туризм - одно из новых для республики перспективных направлений развития туризма. В 2004-2010 годах в г. Йошкар-Оле были введены в эксплуатацию современные спортивные сооружения, позволяющие проводить чемпионаты и первенства всероссийского и международного уровня: физкультурно-оздоровительный комплекс "Спартак", Ледовый дворец "Марий Эл" и Ледовый дворец стадиона "Дружба", Дворец водных видов спорта, Водный дворец "Йошкар-Ола", реконструирован центральный стадион "Дружба". Планируется строительство новых спортивных объектов международного уровня. Развитие культурно-познавательного туризма в Республике Марий Эл не имеет больших перспектив в качестве отдельного вида туризма. Это связано с историей края и с глубинным географическим положением республики вдали от основных линий экономической жизни в прошлом, соответственно с отсутствием на территории в большом количестве значительных памятников истории, культуры и архитектуры федерального значения. Развитие данного вида туризма в республике должно рассматриваться в качестве составной части других видов туризма или в качестве составной части объединительных межрегиональных туристских продуктов, предполагающих краткосрочное пребывание на территории республики с культурно-познавательными целями. Таким образом, на территории Республики Марий Эл имеются предпосылки для успешного развития нескольких видов туризма. По оценкам специалистов Департамента инвестиций и перспективного развития группы компаний "Владинвесттур", приведенным в 2007 году, выгодное географическое расположение Республики Марий Эл, историко- архитектурное и этнографическое наследие, богатство экологических ресурсов, наличие трудовых ресурсов при условии реализации административного ресурса позволит в ближайшие 5 лет позиционировать республиканский туристский продукт в числе первой десятки региональных лидеров национального туристского продукта России. 1.3. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ИХ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫМИ МЕТОДАМИ Имеющиеся в республике туристские и рекреационные ресурсы, включающие в себя природные, исторические, социально-культурные объекты, являются важной составляющей для развития внутреннего и въездного туризма. Однако данные ресурсы не являются единственным достаточным условием для успешного развития въездного и внутреннего туризма. Основные проблемы отрасли туризма, затрагиваемые настоящей Программой, приведены приложении N 1. Несмотря на потенциал внутреннего туризма в Республике Марий Эл и имеющиеся преимущества для развития некоторых видов туризма, существует комплекс проблем, сдерживающих развитие отрасли туризма в республике. К основным факторам относится несовершенство нормативной правовой базы туризма, отсутствие единого туристского бренда республики и постоянно действующих туристских маршрутов, отсутствие комплексной рекламной кампании туристских возможностей Республики Марий Эл, ее малая известность как туристской дестиниции, следствием чего является сложность продвижения отдельных туристских продуктов, создаваемых туроператорами республики. Существенной проблемой, сдерживающей развитие отрасли, является недостаточность, а в ряде районов отсутствие качественных средств размещения туристского класса, моральный и физический износ существующей инфраструктуры туризма и, как следствие, высокие издержки на ее содержание и высокая конечная стоимость туристского продукта при несоответствующем качестве, долгая окупаемость вновь создаваемых объектов туристской инфраструктуры. Необходимо привлечение частных инвесторов в сферу туризма путем создания благоприятного инвестиционного климата и снижения сроков окупаемости туристских объектов, составляющих в настоящее время по оценке специалистов в среднем 7-10 лет, тогда как вложения в строительство офисов и жилья окупаются через 2 года, а также участие государства на основе государственно-частного партнерства в создании и развитии в Республике Марий Эл современной инфраструктуры туризма в наиболее перспективных территориях. Проблему представляют также низкая культура туризма, отсутствие четкого представления всех участников рынка о стандартах безопасности, качества и честной конкурентной цене, когда потребитель получает туристский продукт соответствующего качества за соответствующую стоимость. Решение данного вопроса связано с добровольной сертификацией и стандартизацией туристских услуг. Таким образом, для создания на территории Республики Марий Эл современной конкурентоспособной туристской отрасли необходимо решить комплекс проблем. Современные требования, предъявляемые туристом, предполагают создание качественного туристского продукта, включающего проживание в комфортных условиях, разнообразие и доступность услуг, качественное обслуживание, безопасность туризма, конкурентоспособную цену. Создание такого туристского продукта требует проведения последовательной государственной политики и координирующего участия со стороны государства, комплексного решения проблем туризма на основе государственно-частного партнерства, предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти, общественных и научных организаций и бизнеса. Целесообразность такого подхода подтверждена положениями Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010-2012 годах от 25 мая 2009 г., зафиксировавшего доминирующую роль программно-целевых методов бюджетного планирования в среднесрочной перспективе. Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Программа является инструментом реализации Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденной постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. N 214, и мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 102, в части развития туризма в Республике Марий Эл. Программа разработана на основе анализа современного состояния сферы туризма, носит комплексный характер и призвана укрепить влияние государства, увеличить приток инвестиций и интенсифицировать развитие туристской индустрии Республики Марий Эл. 2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основными целями Программы являются: формирование на территории Республики Марий Эл современных конкурентоспособных туристско-рекреационных комплексов и туристской инфраструктуры; создание качественного и доступного туристского продукта, способного удовлетворить потребности жителей Республики Марий Эл, российских и иностранных граждан и обеспечить стабильное дальнейшее развитие сферы туризма; обеспечение вклада туристской отрасли в социально-экономическое развитие Республики Марий Эл за счет увеличения доходной части республиканского и местных бюджетов, создания новых рабочих мест, повышения качества жизни населения республики в городах и районах, участвующих в мероприятиях Программы. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих комплексных задач: подготовка нормативной правовой базы для развития в Республике Марий Эл системы государственно-частного партнерства в сфере туризма; создание экономических условий для притока частных инвестиций в туристскую отрасль и увеличения ее доходности; развитие и совершенствование базовой и сопутствующей инфраструктуры туризма; обеспечение необходимого контроля за соблюдением норм и стандартов качества услуг, приведение качества туристских услуг в соответствие с принятыми международными стандартами; модернизация отрасли и сокращение издержек для обеспечения доступности туристского продукта; создание бренда, формирование узнаваемого конкурентоспособного республиканского туристского продукта; интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры (автотуризм, круизный туризм и другие). Продвижение туристских ресурсов Республики Марий Эл на российский и мировой туристский рынок. Цели и задачи Программы подчинены долгосрочным стратегическим приоритетам и направлены на встраивание стратегических проектов и инициатив в систему программных мероприятий. При этом цели и задачи Программы приведены в соответствие со стратегическими целями и задачами Правительства Российской Федерации, определенными в отношении туристской отрасли в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года, утвержденной приказом Федерального агентства по туризму от 6 мая 2008 г. N 51, и в Концепции федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2016 годы)" (далее - Концепция). В соответствии с Концепцией развитие инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечение качества, доступности и конкурентоспособности туристских услуг являются одними из условий улучшения качества жизни российских граждан и соответственно перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны. Программа предполагает достижение основных целей к 2016 году. Показателями достижения целей Программы являются: численность российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения республики, - гостиницах, санаторно- курортных организациях и организациях отдыха. К 2016 году планируется увеличение данного показателя в 1,3 раза, с 112,3 тыс. человек до 145 тыс. человек; количество койко-мест в коллективных средствах размещения республики - санаторно-курортных организациях и организациях отдыха, гостиницах и аналогичных средствах размещения. Планируемое значение показателя на момент окончания Программы -6 000 мест; объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями республики. Рост объема платных туристских услуг является показателем решения задач, направленных на повышение качества туристских услуг, и планируется к 2016 году на уровне 200 млн. рублей, что в 1,7 раза превышает значение данного показателя до начала реализации Программы; объем платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения. Рост объема платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения, является показателем решения задач по продвижению туристского продукта. К 2016 году ожидается удвоение данного показателя по отношению к 2010 году и достижение им отметки в 650 млн. рублей. Индикаторы и показатели эффективности реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 5. Заявленный срок реализации Программы является необходимым и достаточным для получения ощутимых, общественно значимых результатов предусмотренных Программой мероприятий. В рамках Программы предполагается выделение 2 этапов: первый этап 2011-2013 годы - подготовительный, предусматривающий проведение работы по созданию системных условий, необходимых для привлечения инвестиций в сферу туризма. На этом этапе предполагается сбор дополнительной информации и изучение перспектив развития видов туризма в Республике Марий Эл и отдельных ее районах, выработка единого бренда Республики Марий Эл, совершенствование нормативных правовых актов в сфере туризма, направленных на укрепление влияния государства и создание условий для государственно-частного партнерства в туристской отрасли. Одновременно задачей этапа является поиск инвесторов и начало реализации ряда инвестиционных проектов по созданию в республике современных туристских комплексов в отдельных наиболее перспективных с точки зрения развития туризма районах; второй этап 2014-2016 годы - формирование конкурентоспособной туристской отрасли в республике посредством реализации инвестиционных проектов и реализации мероприятий, направленных на повышение качества туристского продукта. Продвижение туристского бренда и интеграция туристских ресурсов Республики Марий Эл в создаваемые межрегиональные туристские кластеры. 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Достижение поставленных целей и решение комплексных задач Программы определяет необходимость реализации системы программных мероприятий, отраженных в приложении N 2 к настоящей Программе. Система программных мероприятий представляет собой 4 раздела, объединяющих мероприятия, сходные по своей направленности. 1. Формирование современной нормативной правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности. Мероприятия данного раздела включают: разработку нормативных правовых актов Республики Марий Эл, регулирующих сферу туризма; организация деятельности Совета по туризму; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) реализацию мероприятий, направленных на защиту прав потребителей и повышение качества туристских услуг; содействие организациям туристской индустрии в реализации инвестиционных проектов; обеспечение безопасности сферы туризма; поддержание и развитие базы данных туристских организаций, коллективных средств размещения и объектов туристской индустрии Республики Марий Эл; отбор инвестиционных проектов для включения в перечень мероприятий развития сферы туризма; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) классификацию коллективных средств размещения в Республике Марий Эл. 2. Формирование современного туристского комплекса. Раздел представляет собой перечень мер, способствующих становлению в республике современной туристской инфраструктуры: разработка схемы размещения объектов и инфраструктуры туризма в Республике Марий Эл с указанием зон развития приоритетных видов туризма; реконструкция санаторно-курортного комплекса Республики Марий Эл; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) создание кластера сельского туризма "Просторы" в Республике Марий Эл; создание туристско-рекреационного кластера "Волжский"; создание кластера "Марий Эл на Волге"; предоставление субсидий субъектам инвестиционной деятельности, реализующим инвестиционные проекты в сфере туризма; строительство, реконструкция и ремонт автодорог к объектам туристического показа; (абзац исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) создание биосферного резервата "Кугу Какшан" на базе заповедника "Большая Кокшага" и развитие экологического туризма в Республике Марий Эл; строительство павильона "Старинная отечественная техника в пгт Новый Торъял Республики Марий Эл"; организация стоянок для туристских автобусов в популярных местах экскурсионного показа в г. Йошкар-Оле, городах и районах республики; развитие сети предприятий общественного питания, специализирующихся на выпуске национальных блюд; благоустройство главных въездов в туристские центры республики, организация и развитие "зеленых стоянок" на автомобильных и водных магистралях республики и озеленение туристских зон. 3. Мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта Республики Марий Эл. Перечень мер по этому направлению: проведение маркетинговых исследований в сфере туризма Республики Марий Эл; информационная поддержка и рекламное продвижение туристского потенциала Республики Марий Эл; формирование брендовых центров и разработка новых маршрутов по территории республики с максимальным использованием туристских ресурсов Республики Марий Эл; организация и проведение информационно-рекламных туров по Республике Марий Эл; широкое использование традиционных праздников народа мари и событий культурной, спортивной и общественной жизни в продвижении туристских возможностей республики; проведение и участие в выставочных мероприятиях, конференциях, форумах по туризму, проводимых на различных уровнях; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) поддержка мероприятий туристско-информационных центров Республики Марий Эл и туристских организаций, направленных на продвижение туристских ресурсов республики на межрегиональном уровне; (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) проведение республиканских конкурсов, направленных на стимулирование развития туристской индустрии. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) 4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения в сфере туризма: повышение квалификации специалистов туристской индустрии, проведение тренингов и семинаров, организация непрерывного обучения; совершенствование деятельности учебных заведений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров для туристской индустрии республики, развитие научной учебно-методической базы туризма; организация обмена опытом и стажировок специалистов сферы туризма; разработка мероприятий по совершенствованию экскурсионно- методической работы, подготовке, переподготовке и повышению квалификации экскурсоводов, гидов-переводчиков. (Раздел в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2011 г. N 386) 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем финансирования Программы на 2011-2016 годы составляет 3 209 025,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 124 160 тыс. рублей 2012 год - 178 440 тыс. рублей 2013 год - 366 523,1 тыс. рублей 2014 год - 691 440 тыс. рублей 2015 год - 843 360 тыс. рублей 2016 год - 1 005 102 тыс. рублей; в том числе за счет средств: федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета) - 793 180 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 200 тыс. рублей 2012 год - 250 тыс. рублей 2013 год - 250 тыс. рублей 2014 год - 270 400 тыс. рублей 2015 год - 275 660 тыс. рублей 2016 год - 246 420 тыс. рублей; республиканского бюджета Республики Марий Эл 275 103,1 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 0 тыс. рублей 2013 год - 853,1 тыс. рублей 2014 год - 0 тыс. рублей 2015 год - 0 тыс. рублей 2016 год - 274 250 тыс. рублей; местных бюджетов (при условии выделения средств из местных бюджетов) - 136 550 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 12 300 тыс. рублей 2012 год - 500 тыс. рублей 2013 год - 15 500 тыс. рублей 2014 год - 34 500 тыс. рублей 2015 год - 45 750 тыс. рублей 2016 год - 28 000 тыс. рублей; внебюджетных источников (при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 2 004 192 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 111 660 тыс. рублей 2012 год - 177 690 тыс. рублей 2013 год - 349 920 тыс. рублей 2014 год - 386 540 тыс. рублей 2015 год - 521 950 тыс. рублей 2016 год - 456 432 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования Программы и поэтапного финансирования программных мероприятий приведены в приложениях N 3 и 4 к Программе. (Раздел в редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Реализация мероприятий Программы представляет скоординированные по срокам и направлениям действия разработчика и исполнителей Программы на всех этапах ее реализации с учетом меняющихся социально- экономических условий, ведущих к достижению поставленных целей. В основу механизма реализации Программы заложены следующие принципы, обеспечивающие обоснованный выбор программных мероприятий: комплексный подход к решению первоочередных задач; консолидация средств для реализации приоритетных направлений развития туризма в Республике Марий Эл; привлечение частных инвестиций для реализации проектов на основе государственно-частного партнерства; эффективное целевое использование финансовых средств для достижения целевых показателей Программы. Ответственным за формирование и реализацию Программы является Комитет Республики Марий Эл по туризму. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Государственным заказчиком Программы является Комитет Республики Марий Эл по туризму, который обеспечивает координацию деятельности исполнителей Программы, согласованность действий по ее реализации, целевому и эффективному использованию бюджетных средств, осуществляет общий контроль за реализацией Программы. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) 6. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет государственный заказчик - Комитет Республики Марий Эл по туризму. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Комитет Республики Марий Эл по туризму уточняет затраты на реализацию Программы. При необходимости руководитель Программы вносит в установленном порядке предложения об изменении или о продлении сроков реализации отдельных мероприятий. Контроль за ходом реализации Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" посредством представления квартальной и годовой отчетности исполнителей о выполнении мероприятий Программы и достигнутых результатах. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Государственный заказчик Программы представляет информацию о ходе ее выполнения в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Абзац.(Исключен - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.11.2011 г. N 386) По окончании срока реализации Программы Комитет Республики Марий Эл по туризму представляет до 1 февраля следующего за отчетным периодом года в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчет о выполнении Программы и эффективности использования финансовых средств за весь период ее реализации. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) В целях формирования отчета Комитет Республики Марий Эл по туризму обеспечивает получение необходимых отчетных данных о ходе реализации Программы от исполнителей ее мероприятий. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2012 г. N 494) Оценка эффективности реализации программных мероприятий проводится на основании следующих показателей: численность российских и иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения республики; количество койко-мест в коллективных средствах размещения; объем платных туристских услуг, оказанных населению туристскими организациями республики; объем платных санаторно-курортных услуг и услуг, оказанных гостиницами и аналогичными средствами размещения. Эффективность реализации Программы определяется уровнем достижения показателей. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2016 ГОДЫ" ----T---------------------------------------------T---------------------------------------------------- ¦ Наименование, краткое описание проблемы ¦ Количественная характеристика проблемы ¦ +---------------T-----------------T------------------ ¦ ¦ значение ¦ в среднем по ¦ значение ¦ ¦ в Республике ¦ Приволжскому ¦ в Республике ¦ ¦ Марий Эл ¦ федеральному ¦ Чувашия ¦ ¦ ¦ округу ¦ ----+---------------------------------------------+---------------+-----------------+------------------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ----+---------------------------------------------+---------------+-----------------+------------------ 1. Численность российских и иностранных граждан, 112,3 - 285 размещенных в коллективных средствах размеще- ния республики: гостиницах, санаторно-курорт- ных организациях и организациях отдыха (тыс. человек) 2. Объем туристских услуг, оказанных туристски- 143,4 741,0 450,0 ми организациями, для которых туризм - ос- новной вид деятельности (млн. рублей) 3. Объем платных услуг, оказанных коллективными 333,9 1 707,0 990 средствами размещения республики: санаторно- оздоровительные услуги и услуги, оказанные гостиницами и аналогичными средствами разме- щения (млн. рублей) ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) ------T-------------------------T-------------T--------------------T-----------T------------------------- ¦Наименование мероприятия ¦ Объем ¦ Ответственные ¦ Срок ¦ Ожидаемые ¦ ¦финансирова- ¦ исполнители ¦исполнения ¦ эффекты ¦ ¦ ния ¦ ¦ (годы) ¦ от мероприятия ¦ ¦мероприятия -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тыс. рублей ¦ ¦ ¦ ------+-------------------------+-------------+--------------------+-----------+------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ------+-------------------------+-------------+--------------------+-----------+------------------------- 1. Формирование современной нормативной правовой базы и основ системы государственного регулирования туристской деятельности 1.1. Разработка нормативных Комитет 2011-2016 совершенствование норма- правовых актов Республики Республики Марий Эл тивной правовой базы и Марий Эл, регулирующих по туризму укрепление сферу туризма влияния государства в сфере туризма в Респуб- лике Марий Эл 1.2. Организация деятельности Комитет 2011-2016 создание условий для ре- Совета по туризму Республики Марий Эл ализации государственной по туризму политики в сфере туризма в Республике Марий Эл 1.3. Реализация мероприятий, Комитет 2011-2016 повышение качества ока- направленных на защиту Республики Марий Эл зания туристских услуг прав потребителей и повы- по туризму; шение качества туристских Управление услуг Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) 1.4. Содействие организациям Минэкономразвития 2011-2016 развитие современной туристской индустрии в Республики Марий Эл; инфраструктуры реализации инвестиционных Комитет туризма в Республике проектов Республики Марий Эл Марий Эл; по туризму создание новых рабочих мест и увеличение платежей в бюджеты всех уровней 1.5. Обеспечение безопасности Комитет 2011-2016 снижение рисков, сферы туризма Республики Марий Эл связанных по туризму; с путешествиями Главное управление и пребыванием МЧС России с туристскими по Республике целями на территории Марий Эл Республики Марий Эл (по согласованию) 1.6. Поддержание и развитие Комитет 2011-2016 наличие полной базы данных туристских Республики Марий Эл информации об имеющейся организаций, коллективных по туризму туристской средств размещения и объ- инфраструктуре ектов туристской инду- и туристских стрии Республики Марий Эл организациях с целью регулирования туристской деятельности 1.7. Отбор инвестиционных про- Комитет 2011-2016 реализация ектов для включения в пе- Республики Марий Эл перспективных речень мероприятий разви- по туризму; проектов в рамках тия сферы туризма органы местного Программы и участие самоуправления инвестиционных (по согласованию) проектов в отборе для включения в перечень мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)" 1.8. Классификация коллектив- органы местного 2011-2016 повышение качества и ных средств размещения в самоуправления конкурентоспособности Республике Марий Эл (по согласованию); туристского продукта; коллективные увеличение туристских средства размещения прибытий в Республику в Республике Марий Эл Марий Эл (по согласованию); Комитет Республики Марий Эл по туризму 2. Формирование современного туристского комплекса 2.1. Разработка схемы размеще- Комитет 2015 определение ния объектов и инфра- Республики Марий Эл территориального структуры туризма в Ре- по туризму размещения новых спублике Марий Эл с ука- объектов занием зон развития при- туристской оритетных видов туризма инфраструктуры для подготовки инвестиционных площадок 2.2. Реконструкция санаторно- 76 000,0 Комитет 2011-2016 улучшение условий прожи- курортного комплекса Ре- Республики Марий Эл вания и расширение спек- спублики Марий Эл по туризму; тра услуг в санаторно- администрация курортных учреждениях муниципального республики; повышение образования конкурентоспособности "Волжский санаторно-курортного муниципальный комплекса республики и район" увеличение потребительс- (по согласованию) кого спроса 2.3. Создание кластера сельско- 1 065 122,0 Минпромтранс 2011-2016 строительство современ- го туризма "Просторы" в Республики ных гостевых домов и ту- Республике Марий Эл Марий Эл; ристских комплексов в Комитет сельской местности, со- Республики Марий Эл здание нового в том числе: по туризму; туристского продукта, Минсельхоз проект "Венец национальных 661 000,0 Республики деревень": Марий Эл; строительство 2-й очереди администрации сочетающего различные туристско-рекреационного муниципальных виды отдыха при максима- комплекса "Марийская эт- образований льном использовании по- нографическая деревня Ви- "Куженерский тенциала края; создание зимбирь" муниципальный новых рабочих мест в се- строительство туристско- район", льской местности; час- рекреационного комплекса "Моркинский тичное решение вопроса "Русская этнографическая муниципальный сбыта сельскохозяйствен- деревня" район", ной строительство подъездных "Параньгинский автодорог (1 км и 3,5 км) муниципальный район", проект "Просторы": стро- 404 122,0 "Килемарский муни- продукции; улучшение ин- ительство гостевых домов ципальный фраструктуры сельских в сельской местности район", поселений; увеличение строительство подъездных "Мари-Турекский поступлений в местные автодорог к объектам: муниципальный бюджеты и республиканс- туркомплекс "Раздолье" район", кий бюджет Республики (1,3 км) "Горномарийский Марий Эл туркомплекс "Околица" муниципальный (1 км) район", база отдыха "Старая мель- "Новоторъяльский ница" (1,1 км) муниципальный туристско-рекреационная район" зона на прудах "Толмань" (по согласованию) (1,5 км) комплекс хуторского ту- ризма в дер. Алексан- дровск (1,2 км) 2.4. Создание туристско-рекре- 628 300,0 Минпромтранс 2011-2016 создание зоны отдыха на ационного кластера Республики территории г. Волжска и "Волжский" (Волжский рай- Марий Эл; Волжского района; стро- он, г. Волжск) Комитет ительство современных Республики Марий Эл средств размещения для по туризму; российских в том числе: администрации и иностранных туристов; муниципальных увеличение налоговых по- проект "Создание комплек- 524 000,0 образований ступлений са "Волжский активного отдыха и туриз- муниципальный ма район" и "Город "Луговой" (г. Волжск): Волжск" (по согла- строительство комплекса сованию) "Луговой" строительство подъездной автодороги (3 км) проект Волжского района: 104 300,0 строительство туристских комплексов "Кентавр" и "Морской Глаз" строите- льство подъездных автодо- рог (4 км и 0,5 км) 2.5. Создание кластера "Марий 1 309 100,0 Минпромтранс 2011, вовлечение в круизный Эл на Волге" (г. Йошкар- Республики 2013-2016 туризм новых территорий Ола - Воскресенский парк, Марий Эл; Республики Марий Эл; г. Козьмодемьянск, Комитет увеличение г. Звенигово, с. Кок- Республики Марий туристского потока; шайск, Эл развитие пос. Юрино): по туризму; инфраструктуры капитальное строительство Минстрой и ЖКХ туризма на р. Волге, работы по дноуглублению и Республики создание условий установка дебаркадеров, Марий Эл; для развития приобретение паромов администрации сопутствующей муниципальных инфраструктуры образований: "Город Козьмодемьянск", "Юринский муниципальный район", "Звениговский муниципальный район" (по согла- сованию) 2.6. Предоставление субсидий 1 000,0 Комитет 2016 развитие туристской ин- субъектам инвестиционной Республики Марий фраструктуры деятельности, реализующим Эл инвестиционные проекты в по туризму сфере туризма 2.7. Строительство, рекон- 107 000,0 Минпромтранс 2014-2016 обеспечение доступности струкция и ремонт автодо- Республики объектов рог к объектам туристско- Марий Эл туристского показа для го показа посещения 2.8. Создание биосферного ре- Комитет 2012 появление объекта, зервата "Кугу Какшан" на Республики Марий Эл имеющего базе заповедника "Большая по туризму; международное Кокшага" и развитие эко- ФГБУ признание в рамках логического туризма в Ре- "Государственный программы спублике Марий Эл природный ЮНЕСКО, заповедник "Большая для привлечения Кокшага" российских и (по согласованию) иностранных туристов в Республику Марий Эл; развитие экологического туризма 2.9. Строительство павильона 9 000,0 Комитет 2011-2016 насыщение туристского "Старинная отечественная Республики Марий Эл республиканского продук- техника в пгт Новый Торъ- по туризму; та; ял Республики Марий Эл" администрация муниципального патриотическое воспита- образования ние молодежи; создание "Новоторъяльский новых рабочих мест муниципальный район" (по согласованию) 2.10.Организация стоянок для органы местного 2011-2016 повышение качества туристских автобусов в по- самоуправления экскурсионного пулярных местах экскурси- (по согласованию) обслуживания онного показа в городах и районах республики 2.11.Развитие сети предприятий Минэкономразвития 2011-2016 совершенствование инфра- общественного питания, Республики Марий Эл структуры туризма и уве- специализирующихся на вы- личение количества пуске национальных блюд туристских прибытий по направлению этнографиче- ского туризма 2.12.Благоустройство главных 250,0 Комитет 2016 эстетическое въездов в туристские цен- Республики Марий Эл восприятие тры республики, организа- по туризму; Республики ция и органы местного Марий Эл как преуспева- развитие "зеленых стоянок" самоуправления ющего региона, на автомобильных и водных (по согласованию) благоприятного для ту- магистралях республики и ризма и для инвестирова- озеленение туристских зон ния в сферу туризма, по- вышение качества тури- стского продукта 3. Мероприятия по формированию и продвижению туристского продукта Республики Марий Эл 3.1. Проведение маркетинговых 100,0 Комитет 2016 определение исследований в сфере ту- Республики Марий Эл перспектив развития ризма Республики Марий Эл по туризму туризма по видам и районам республики; определение места туристского продукта республики в туристском продукте Российской Федерации; корректировка планов развития сферы туризма Республики Марий Эл по видам и по территориям для обеспечения наибольшего экономического эффекта 3.2. Информационная поддержка и 4 000,0 Комитет 2016 раскрытие туристского рекламное продвижение ту- Республики Марий Эл потенциала республики ристского потенциала Ре- по туризму и обеспечение спублики Марий Эл узнаваемости на рынке туристских услуг 3.3. Формирование брендовых 570,0 Комитет Республики 2011-2016 увеличение туристских центров и разработка новых Марий Эл потоков и заполняемости маршрутов по территории по туризму; имеющихся современных республики с максимальным организации туристс- средств размещения использованием туристских кой индустрии Ре- ресурсов Республики Марий спублики Марий Эл Эл (по согласованию) 3.4. Организация и проведение 1 150,0 Комитет 2011-2016 увеличение количества информационно-рекламных Республики Марий Эл туристских прибытий за туров по Республике Марий по туризму; счет демонстрации Эл организации туристских туристской индустрии возможностей Республики Марий Эл республики в средствах (по согласованию) массовой информации и привлечение к сотрудничеству туроператоров по внутреннему и въездному туризму 3.5. Широкое использование Комитет 2011-2016 насыщение традиционных праздников Республики Марий Эл республиканского народа мари и событий ку- по туризму туристского продукта, льтурной, спортивной и обеспечение общественной жизни в про- разнообразия движении туристских туристского предложения, возможностей республики способствующее увеличе- нию потока туристов в республику 3.6. Проведение и участие в 5 883,1 Комитет 2011-2016 приобретение выставочных мероприятиях, Республики Марий Эл положительного опыта конференциях, форумах по по туризму; других регионов; туризму, проводимых на организации формирование имиджа различных уровнях туристской республики как индустрии привлекательного Республики Марий Эл для туризма региона; (по согласованию) привлечение к сотрудничеству туристских компаний; привлечение туристов и повышение доходности туристской отрасли 3.7. Поддержка мероприятий ту- 400,0 Комитет 2016 обеспечение комплексного ристско-информационных Республики Марий Эл продвижения центров Республики Марий по туризму республиканского Эл и туристских организа- туристского продукта на ций, направленных на про- межрегиональном и движение туристских ресур- международном уровнях сов республики на межреги- ональном уровне 3.8. Проведение республиканских 200,0 Комитет 2016 ускорение темпов разви- конкурсов, направленных на Республики Марий Эл тия сферы туризма в ре- стимулирование развития по туризму спублике; поддержка ин- туристской индустрии новационного туристского продукта, подходов в его продвижении; улучшение материально-технической базы и инфраструктуры туризма; повышение каче- ства услуг 4. Развитие системы кадрового и организационно-методического обеспечения сферы туризма 4.1. Повышение квалификации 100,0 Комитет 2016 повышение качества специалистов туристской Республики Марий Эл создаваемого туристского индустрии, проведение тре- по туризму; продукта, качества нингов и семинаров, орга- Минобрнауки обслуживания специалис- низация непрерывного обу- Республики тами сферы туризма; чения Марий Эл; увеличение продаж, ФГБОУ рост туристских потоков ВПО "ПГТУ" и поступлений от сферы (по согласованию); туризма в бюджеты всех ФГБОУ ДПОС уровней "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" (по согласованию); ГБОУ СПО Республики Марий Эл "Торгово- технологический колледж" (по согла- сованию) 4.2. Совершенствование деятель- 200,0 Минобрнауки 2016 повышение качества под- ности учебных заведений, Республики готовки специалистов осуществляющих Марий Эл; сферы подготовку, переподготовку ФГБОУ туризма; и повышение квалификации ВПО "ПГТУ" рост кадров для туристской ин- (по согласованию) конкурентоспособности дустрии республики, разви- туристской отрасли тие научной и учебно-мето- республики дической базы туризма 4.3. Организация обмена опытом 450,0 Комитет 2013-2016 приобретение положитель- и стажировок специалистов Республики Марий Эл ного опыта, повышение сферы туризма по туризму; конкурентоспособности организации туристской отрасли; туристской рост туристских потоков индустрии и поступлений от сферы Республики Марий Эл туризма в бюджеты всех (по согласованию); уровней факультет социальных технологий ФГБОУ ВПО "ПГТУ" (по согласованию) 4.4. Разработка мероприятий по 200,0 Комитет Республики 2016 повышение качества экс- совершенствованию экскур- Марий Эл курсионного обслуживания сионно-методической рабо- по туризму; и конкурентоспособности ты, подготовке, переподго- факультет республиканского тури- товке и повышению квалифи- социальных стского продукта кации экскурсоводов, ги- технологий ФГБОУ дов-переводчиков ВПО "ПГТУ" (по согласованию) Общий объем финансирова- 3 209 025,1 ния, предусмотренный по Программе на весь период реализации ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской целевой программе "Развитие туризма в Республике Марий Эл на 2011-2016 годы" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2016 ГОДЫ" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 01.08.2013 г. N 241) (тыс. рублей, в ценах 2010 года) ----------------------T------------------T------------------------------------------------------------------ Источники и ¦ Общий объем ¦ В том числе по годам направления ¦ финансирования, ¦ финансирования ¦предусмотренный по¦ ¦Программе на весь ¦ ¦период реализации ¦ ¦ +---------T----------T----------T----------T---------T------------- ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ¦ 2016 ----------------------+------------------+---------+----------+----------+----------+---------+------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ----------------------+------------------+---------+----------+----------+----------+---------+------------- Всего 3 209 025,1 124 160,0 178 440,0 366 523,1 691 440,0 843 360,0 1 005 102,0 в том числе: федеральный бюджет 793 180,0 200,0 250,0 250,0 270 400,0 275 660,0 246 420,0 (при условии выделе- ния средств из феде- рального бюджета) республиканский 275 103,1 - - 853,1 - - 274 250,0 бюджет Республики Марий Эл местные бюджеты (при 136 550,0 12 300,0 500,0 15 500,0 34 500,0 45 750,0 28 000,0 условии выделения средств из местных бюджетов) внебюджетные 2 004 192,0 111 660,0 177 690,0 349 920,0 386 540,0 521 950,0 456 432,0 источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) Капитальные вложения 3 195 772,0 123 600,0 177 800,0 365 000,0 690 750,0 842 650,0 995 972,0 в том числе: федеральный бюджет 791 710,0 - - - 270 150,0 275 400,0 246 160,0 (при условии выделе- ния средств из феде- рального бюджета) республиканский бюд- 265 850,0 - - - - - 265 850,0 жет Республики Марий Эл местные бюджеты (при 136 550,0 12 300,0 500,0 15 500,0 34 500,0 45 750,0 28 000,0 условии выделения средств из местных бюджетов) внебюджетные 2 001 662,0 111 300,0 177 300,0 349 500,0 386 100,0 521 500,0 455 962,0 источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) НИОКР 100,0 - - - - - 100,0 в том числе: федеральный бюджет - - - - - - - (при условии выделе- ния средств из феде- рального бюджета) республиканский 100,0 - - - - - 100,0 бюджет Республики Марий Эл местные бюджеты (при - - - - - - - условии выделения средств из местных бюджетов) внебюджетные - - - - - - - источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) Прочие нужды 13 153,1 560,0 640,0 1 523,1 690,0 710,0 9030,0 в том числе: федеральный бюджет 1 470,0 200,0 250,0 250,0 250,0 260,0 260,0 (при условии выделе- ния средств из феде- рального бюджета) республиканский 9 153,1 - - 853,1 - - 8 300,0 бюджет Республики Марий Эл местные бюджеты (при - - - - - - - условии выделения средств из местных бюджетов) внебюджетные 2 530,0 360,0 390,0 420,0 440,0 450,0 470,0 источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|