Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 19.10.2011 № 331РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 октября 2011 г. N 331 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 22.01.2014 г. N 9 О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 г. N 356 Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: Внести в постановление Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 г. N 356 "О республиканской целевой программе "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2011, N 1 (часть II), ст. 73) следующие изменения: а) в пункте 3 слово "Главы" заменить словом "Председателя"; б) республиканскую целевую программу "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы", утвержденную указанным выше постановлением, изложить в новой редакции (прилагается). Председатель Правительства Республики Марий Эл Л.Маркелов "УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 24 декабря 2010 г. N 356 (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 19 октября 2011 г. N 331) РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" Наименование республиканская целевая программа Программы "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа) Основания для Закон Российской Федерации от разработки Программы 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии"; Федеральный закон от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"; Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха"; Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Руководитель Программы Департамент экологической (государственный заказчик) безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Основной разработчик Департамент экологической Программы безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл Основная цель Программы обеспечение экологической безопасности на территории Республики Марий Эл в целях повышения защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий Основные задачи Программы повышение эффективности, качества мониторинга за состоянием объектов окружающей среды; снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций; обеспечение устойчивого развития республики через формирование сети особо охраняемых природных территорий республиканского значения (далее - ООПТ) и сохранение биологического разнообразия; повышение экологической культуры населения Срок реализации Программы 2011-2014 годы Перечень основных ведение мониторинга атмосферного мероприятий Программы воздуха на территории Республики Марий Эл; приобретение оборудования для ведения мониторинга атмосферного воздуха; проведение мероприятий по обследованию испытывающих антропогенную нагрузку территорий для оценки их состояния; мониторинг радиационной, химической и биологической обстановки химически опасных объектов, расположенных на территории Республики Марий Эл; обработка сельскохозяйственных животных против гельминтозов; организация ветеринарного лабораторного мониторинга за состоянием компонентов природной среды в границах территории сибиреязвенных скотомогильников; работы по организации ООПТ; мероприятия по обеспечению функционирования ООПТ; сохранение видового разнообразия редких растений; изучение и сохранение биологического разнообразия на ООПТ; подготовка к изданию и издание Красной книги Республики Марий Эл; комплексное исследование экологического состояния ООПТ; установление границ ООПТ, их охранных зон; проведение мероприятий по формированию экологической культуры населения (республиканские слеты, смотры, конкурсы, конференции, выставки); издание сборника статей по итогам республиканской конференции "Современное состояние окружающей среды в Республике Марий Эл и здоровье населения"; подготовка и выпуск учебно- методических пособий, сборников, докладов по вопросам экологического образования и информационного просвещения населения Исполнители основных Департамент экологической мероприятий Программы безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл; Министерство образования и науки Республики Марий Эл; Министерство лесного хозяйства Республики Марий Эл; государственные учреждения, находящиеся в ведении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл Объемы и источники общий объем финансирования мероприятий финансирования Программы финансирования Программы в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 15 023,0 тыс. рублей 2013 год - 12 479,0 тыс. рублей 2014 год - 11 351,0 тыс. рублей; из них: республиканский бюджет Республики Марий Эл - 38 823,0 тыс. рублей: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 15 013,0 тыс. рублей 2013 год - 12 469,0 тыс. рублей 2014 год - 11 341,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 30,0 тыс. рублей: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 10,0 тыс. рублей 2013 год - 10,0 тыс. рублей 2014 год - 10,0 тыс. рублей Система организации управление и контроль за исполнением управления и контроля за Программы осуществляется в соответствии исполнением Программы с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл" Ожидаемые конечные уменьшение негативного воздействия результаты реализации хозяйственной и иной деятельности на Программы компоненты природной среды; создание системы защиты от радиационной, химической и биологической опасности; сохранение и воспроизводство биологического разнообразия; повышение экологической культуры населения I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Республиканская целевая программа "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" (далее - Программа) разработана в целях реализации полномочий Республики Марий Эл в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, для повышения защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного и явного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий на территории Республики Марий Эл. Программа предусматривает проведение мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности Республики Марий Эл. Программа содержит характеристику экологических проблем, способствующих возрастанию экологической напряженности, и систему мероприятий по их решению для повышения экологической безопасности в Республике Марий Эл. В основу Программы положены результаты анализа основных направлений антропогенного воздействия на окружающую среду, определение тенденций такого воздействия, выявление приоритетных экологических проблем и проблем безопасности при осуществлении потенциально опасных видов деятельности. Реализация настоящей Программы позволит принять меры предосторожности от возникновения угроз экологического характера, создать условия обеспечения благоприятной окружающей среды и повысить экологическую безопасность в Республике Марий Эл, что поднимет инвестиционную привлекательность республики как региона, реализующего меры в сфере обеспечения устойчивого развития. Республика Марий Эл характеризуется высокой плотностью населения и достаточно высокой степенью урбанизации территорий, наличием потенциально опасных источников загрязнения окружающей среды. Техногенное загрязнение окружающей среды в республике является результатом антропогенной нагрузки. Благодаря проводимой экологической политике и реализации природоохранных мероприятий экологическая обстановка в Республике Марий Эл характеризуется как устойчивая. Вместе с тем практически для всех регионов России, в том числе и для Республики Марий Эл, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, всех видов транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, наметившегося роста промышленного производства, увеличения и накопления отходов производства и потребления, которые способствуют возрастанию экологической напряженности. Анализ состояния окружающей среды в Республике Марий Эл, по данным природоохранных, санитарно-эпидемиологических органов, позволяет сделать вывод о негативных тенденциях изменения показателей ее качества. Основные проблемы экологической безопасности Республики Марий Эл, затрагиваемые Программой, представлены в приложении N 1 к Программе. Выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в Республике Марий Эл в 2010 году составили 123,8 тыс. тонн, из них от стационарных источников - 32,6 тыс. тонн, выбросы автотранспорта в общем объеме выбросов составили 87,1 тыс. тонн или 70,4 процента. Это значит, что, осуществляя выбросы вредных веществ непосредственно в приземный слой атмосферы, автомобильный транспорт является основным источником ее загрязнения. Кризисные явления в развитии экономики страны и республики нашли отражение в уменьшении выбросов в атмосферный воздух в 2008 году. СТРУКТУРА СУММАРНЫХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ (тыс. т) ----------------------------------------------------------------------- |2005 г.|2006 г.|2007 г.|2008 г.|2009 г.|2010 г. ----------------------------------------------------------------------- Стационарные источники 29,2 35,6 27,7 38,89 36,6 32,6 Автотранспорт 69,5 68,4 84,8 69,1 86,6 87,1 Суммарный выброс 98,7 104,0 112,5 108,0 123,2 119,7 Основной объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников осуществляют следующие организации: Йошкар- Олинская ТЭЦ-2 филиала открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 5" "Марий Эл и Чувашии", муниципальное унитарное предприятие "Йошкар-Олинская теплоэлектроцентраль N 1" муниципального образования "Город Йошкар- Ола", открытое акционерное общество "Стройкерамика", открытое акционерное общество "Марбиофарм", открытое акционерное общество "Контакт". Наибольшую антропогенную нагрузку испытывает атмосферный воздух в г. Йошкар-Оле и г. Волжске. В 2010 году суммарный уровень загрязнения атмосферного воздуха в этих городах составил соответственно 44,2 тыс. тонн и 7,3 тыс. тонн, при этом наиболее значимый объем в загрязнении атмосферного воздуха составляют: твердые вещества - 0,05 тыс. тонн; диоксид серы - 1,4 тыс. тонн; оксид углерода - 31,3 тыс. тонн; оксиды азота -10,3 тыс. тонн; летучие органические соединения - 4,2 тыс. тонн. С целью предотвращения возникновения и распространения на территории Республики Марий Эл эпизоотических вспышек особо опасных болезней животных и человека предусмотрены мероприятия по организации мониторинга за состоянием компонентов природной среды в границах территории сибиреязвенных скотомогильников, реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации паразитарных болезней. В связи с нарастанием процессов урбанизации все большую актуальность приобретают проблемы развития ООПТ и сохранения биологического разнообразия в целях поддержания экологического баланса, воспроизводства природных ресурсов, сохранения эталонных экосистем и ценного генофонда растений и животных. В Республике Марий Эл организовано 49 ООПТ федерального и республиканского значения, занимающих площадь 96,0 тыс. гектаров, или 4,1 процента территории республики при среднероссийском показателе 7,0 процента. К ООПТ республиканского значения относятся 8 государственных природных заказников, 38 памятников природы, 1 ботанический сад. Площадь ООПТ республиканского значения Республики Марий Эл составляет 37,53 тыс. гектаров, или 1,7 процента территории республики. Экологический каркас территории республики, включающий в себя ООПТ и их охранные зоны, в полной мере еще не создан. ООПТ по районам республики расположены неравномерно: в ряде районов природные территории отсутствуют, в некоторых районах их количество и площадь малы, невысока репрезентативность данных территорий. В основном ООПТ сконцентрированы в западной части республики - на территории Марийского Полесья (Юринский, Килемарский, Звениговский районы и левобережная часть Горномарийского района). Незначительная часть ООПТ приходится на южную часть Марийско-Вятского Увала. Слабо представленными остались такие районы как Правобережье р. Волги, северная и центральная части Марийско-Вятского Увала, а также район Мари-Турекского плато. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ООПТ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ПО РАЙОНАМ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | Район | Площадь | Количе- | Площадь ООПТ, га | Население, | Доля ООПТ | | района, | ство |--------------------------------| тыс. | от общей | | тыс. | ООПТ, | общая | заказни- | памятни- | человек | площади | | км2 | штук | | ков | ков | | района, | | | | | | природы | | процентов | | | | | | | | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ 1. Волжский 0,91 2 66,0 - 66,0 80,1** 0,07 2. Горномарийский 1,97 8 10115,1 5800,0 4315,1 49,2 ** 5,14 3. Звениговский 2,75 9 2915,9 1861 1054,9 57,4** 1,06 4. Килемарский 3,1 8 9991,1 3419,0 6572,1 13,0 3,22 5. Куженерский 0,85 2 587,0 562,0 25,0 16,1 0,69 6. Мари-Турекский 1,51 2 143,3 123,3 20,0 23,4 0,09 7. Медведевский 2,79 3 922,0 - 922,0 327,0** 0,33 8. Моркинский 2,27 3*** 10830,0 10794,0 36,0 33,0 4,77 9. Новоторъяльский 0,92 - - - - 16,5 - 10. Оршанский 0,9 1 26,2 - 26,2 15,3 0,029 11. Параньгинский 0,79 1 48,0 - 48,0 17,2 0,06 12. Советский 1,39 - - - - 29,4 - 13. Сернурский 1,03 1 5,1 - 5,1 24,8 0,01 14. Юринский 2,04 5 1824,2 - 1824,2 9,9 0,89 Всего 23,22 45 37473,9 22559,3 14914,6 712,3 _______________________ * Данные по состоянию на 1 января 2009 г. ** Количество населения приводится вместе с населением городов и районных центров. *** Принимается, что заказник "Моркинский" находится на землях муниципального образования "Моркинский муниципальный район". Для оптимизации современной сети ООПТ с учетом фактора репрезентативности необходимо повысить долю ООПТ за счет создания новых ООПТ различного профиля (комплексные (ландшафтные), биологические, геологические). Прошедшие летом 2010 года пожары частично затронули территории ООПТ республиканского значения, расположенные на землях лесного фонда. По данным государственных учреждений, подведомственных Министерству лесного хозяйства Республики Марий Эл, общая площадь затронутых пожарами ООПТ составляет примерно 2 000 гектаров, или 5 процентов от общей площади ООПТ. Сложившаяся ситуация с данными ООПТ требует проведения научных исследований с целью определения степени повреждения, состояния объектов растительного мира на затронутых пожарами территориях, определения возможности сохранения либо снятия статуса ООПТ ввиду потери основных ценностных показателей (репрезентативности, эстетической привлекательности, рекреационных возможностей, наличия эндемичных, реликтовых видов растений). В Республике Марий Эл, как и в целом по России, отчетливо проявляется негативная тенденция увеличения числа видов растений и животных, которые находятся под угрозой исчезновения. В Красную книгу Республики Марий Эл уже включено более 320 видов животных, растений и грибов. Ведение Красной книги Республики Марий Эл требует более комплексного и систематического научного подхода к вопросу определения степени опасности исчезновения видов растений, причин, факторов, влияющих на сохранение или исчезновение ценопопуляций. Важным условием, способствующим повышению экологической безопасности в республике, является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня, профессиональных навыков и знаний в области экологии, в области охраны окружающей среды. Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. N 1225-р, к одному из основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Эта проблема обосновывает включение в Программу мероприятий по повышению экологической культуры, экологическому образованию и просвещению всех слоев населения. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Основной целью настоящей Программы является обеспечение экологической безопасности на территории Республики Марий Эл для повышения защищенности компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Масштабность и ресурсоемкость задач, которые необходимо решить в целях повышения экологической безопасности в Республике Марий Эл, обусловлены их комплексностью и взаимосвязанностью. Это требует координации действий по реализации мероприятий организационного, научно-методического, практического характера и может быть достигнуто только программно-целевым методом. Срок реализации Программы - 2011- 2014 годы. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО ЦЕЛЕВЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ, ОТРАЖАЮЩИМ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ: ----------------------------------------------------------------------------- Наименование показателя | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год ----------------------------------------------------------------------------- Увеличение количества ООПТ для - 1 1 1 создания экологического каркаса Республики Марий Эл и сохранения биологического разнообразия (единиц) Доля территории Республики 8,5 17,0 25,5 34,0 Марий Эл, охваченная обследованием состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Республики Марий Эл, от общей площади территории республики (процентов) Доля населения, вовлеченного 52 55 60 65 в эколого-просветительские и эколого-образовательные мероприятия, от общего количества населения республики (процентов) III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Программные мероприятия объединены по следующим направлениям: 1. Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на компоненты окружающей среды: ведение мониторинга атмосферного воздуха на территории Республики Марий Эл; приобретение оборудования для ведения мониторинга за состоянием атмосферного воздуха; проведение мероприятий по обследованию территорий, испытывающих антропогенную нагрузку, для оценки их состояния. 2. Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности: мониторинг радиационной, химической и биологической обстановки химически опасных объектов, расположенных на территории Республики Марий Эл; обработка сельскохозяйственных животных против гельминтозов; организация ветеринарного лабораторного мониторинга за состоянием компонентов природной среды в границах территории сибиреязвенных скотомогильников. 3. Развитие ООПТ и сохранение биологического разнообразия: мероприятия по организации ООПТ; мероприятия по обеспечению функционирования ООПТ; сохранение видового разнообразия редких растений; изучение и сохранение биологического разнообразия на ООПТ; подготовка к изданию и издание Красной книги Республики Марий Эл; комплексное исследование экологического состояния ООПТ; установление границ ООПТ, их охранных зон. 4. Формирование экологической культуры населения: проведение мероприятий по формированию экологической культуры (республиканские слеты, смотры, конкурсы, конференции, выставки); издание сборника статей по итогам республиканской конференции "Современное состояние окружающей среды в Республике Марий Эл и здоровье населения"; подготовка и выпуск учебно-методических пособий, сборников, докладов, пропагандистской литературы по вопросам экологического образования и информационного просвещения населения. Система программных мероприятий приведена в приложении N 2 к Программе. IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 38 853,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 15 023,0 тыс. рублей 2013 год - 12 479,0 тыс. рублей 2014 год - 11 351,0 тыс. рублей, из них: республиканский бюджет Республики Марий Эл 38 823,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 15 013,0 тыс. рублей 2013 год - 12 469,0 тыс. рублей 2014 год - 11 341,0 тыс. рублей; внебюджетные источники (при условии выделения средств из внебюджетных источников) - 30,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - 0 тыс. рублей 2012 год - 10,0 тыс. рублей 2013 год - 10,0 тыс. рублей 2014 год - 10,0 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования Программы и поэтапного финансирования мероприятий Программы отражены в приложениях N 3 и 4 к Программе. Ежегодный объем финансирования программных мероприятий подлежит уточнению на очередной финансовый год исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Марий Эл. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Государственным заказчиком Программы является Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл, который в установленном порядке принимает меры по полному и качественному выполнению мероприятий Программы. Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл в целях реализации Программы взаимодействует с заинтересованными органами исполнительной власти Республики Марий Эл. VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Текущее управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Департамент экологической безопасности, природопользования и зашиты населения Республики Марий Эл в соответствии с Порядком разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл, утвержденным постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл". Департамент экологической безопасности, природопользования и защиты населения Республики Марий Эл с учетом выделенных на реализацию Программы средств может вносить в установленном порядке предложения об изменении или о продлении срока реализации Программы, об изменении целевых показателей и ожидаемых конечных результатов реализации Программы. Реализация настоящей Программы позволит: развить систему мониторинга окружающей среды; уменьшить негативное воздействие хозяйственной и иной деятельности на компоненты природной среды; провести мероприятия по снижению радиационной, химической и биологической опасности; обеспечить воспроизводство, сохранение биологического разнообразия и развитие сети особо охраняемых природных территорий; повысить экологическую культуру и образование населения республики. В результате реализации Программы будет достигнут ряд положительных социальных и экономических эффектов, выразившихся в повышении качества компонентов окружающей среды, безопасности жизни и здоровья граждан, обеспечении благоприятной окружающей среды. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" ----T---------------T-------T------------------------------------------------------------------------ ¦ Наименование, ¦Единица¦ Количественная характеристика проблемы ¦ краткое ¦измере-¦ ¦ описание ¦ ния ¦ ¦ проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T-------T--------T--------T--------T--------T--------T--------- ¦ ¦ ¦ в ¦в сред-¦ в ¦ в ¦ в ¦ в Ки- ¦в Ниже- ¦ в Са- ¦ ¦ ¦Республи-¦ нем ¦среднем ¦Респуб- ¦Удмуртс-¦ровской ¦городс- ¦марской ¦ ¦ ¦ ке ¦по При-¦по Рос- ¦ лике ¦ кой ¦области ¦кой об- ¦области ¦ ¦ ¦Марий Эл ¦волжс- ¦ сии ¦Мордовия¦Респуб- ¦ ¦ ласти ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кому ¦ ¦ ¦ лике ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦федера-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦льному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦округу ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ----+---------------+-------+---------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ----+---------------+-------+---------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------- 1. Выбросы тыс. т 108,0 5 377,1 34 481,6 124,2 255,34 213,15 496,19 645,39 загрязняющих веществ в атмосферный воздух - всего в том числе: от стационарных 38,89 2 821,9 20 103,7 44,44 118,75 84,17 166,3 304,98 источников от передвижных 69,09 2 915,2 14 378,4 79,75 136,59 128,98 329,89 340,4 источников вклад процен- 64 51 42 64 53 61 66 53 автомобильного тов транспорта в суммарный выброс загрязняющих веществ 2. Доля площади процен- 4,1 7,2 8,6 3,1 7,5 4,6 ООПТ от общей тов площади субъек- та Российской Федерации ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ -------T-------------------------T------------T------------------T----------T------------------------- ¦Наименования мероприятия ¦ Объем ¦ Ответственный ¦ Срок ¦ Ожидаемые ¦ ¦финансирова-¦ исполнитель ¦ исполне- ¦ количественные, качес- ¦ ¦ ния ¦ ¦ ния, ¦ твенные ¦ ¦мероприятия ¦ ¦ года ¦ и стоимостные эффекты ¦ ¦ - ¦ ¦ ¦ от мероприятия ¦ ¦всего (тыс. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ рублей) ¦ ¦ ¦ -------+-------------------------+------------+------------------+----------+------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 -------+-------------------------+------------+------------------+----------+------------------------- 1. Оценка и прогноз изменений состояния окружающей среды, снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на объекты окружающей среды Всего 11 338,0 1.1. Ведение мониторинга атмо- 3 980,0 Департамент 2013-2014 выявление и прогноз раз- сферного воздуха на тер- экологической вития негативных процес- ритории Республики безопасности и сов, выработка рекомен- Марий Эл защиты населения даций по предотвращению Республики негативного воздействия Марий Эл на атмосферный воздух 1.2. Приобретение оборудования 4 900,0 Департамент 2012 для ведения мониторинга экологической атмосферного воздуха безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 1.3. Мероприятия по обследова- 2 458,0 Департамент 2012-2014 нию территорий, испытыва- экологической ющих антропогенную на- безопасности и грузку, для оценки их со- защиты населения стояния Республики Марий Эл 2. Обеспечение радиационной, химической и биологической безопасности Всего 4 061,0 2.1. Мониторинг радиационной и 2 500,0 Департамент 2012-2013 повышение уровня безо- химической обстановки хи- экологической пасности химически опас- мически опасных объектов, безопасности и ных объектов, располо- расположенных на террито- защиты населения женных на территории Ре- рии Республики Марий Эл Республики спублики Марий Эл Марий Эл 2.2. Обработка сельскохозяйс- 400,0 государственные 2012-2014 предупреждение и ликви- твенных животных против учреждения, дация заболеваний живот- гельминтозов находящиеся в ных гельминтозами ведении Комитета ветеринарии Республики Марий Эл 2.3. Организация ветеринарного 1 161,0 ГБУ Республики 2012 - предупреждение и ликви- лабораторного мониторинга Марий Эл 2014 дация заразных болезней за состоянием компонентов "Респубвет- животных, защита населе- природной среды в грани- лаборатория" ния от болезней, общих цах территории сибиреяз- для человека и животных венных скотомогильников 3. Развитие ООПТ и сохранение биологического разнообразия Всего 20 140,0 3.1. Мероприятия по организа- 900,0 Департамент 2012-2014 сохранение видового со- ции ООПТ экологической става животного и расти- безопасности и тельного мира, уникаль- защиты населения ного ландшафтного разно- Республики образия, природных объ- Марий Эл ектов 3.2. Мероприятия по обеспече- 14 750,0 Департамент 2012-2014 повышение эффективности нию функционирования ООПТ экологической управления ООПТ и обес- безопасности и печение устойчивого защиты населения функционирования естес- Республики твенных экосистем Марий Эл 3.3. Сохранение видового раз- 450,0 Департамент 2011-2014 получение информации о нообразия редких растений экологической растительном мире ре- безопасности и спублики, организация защиты населения мероприятий по сохране- Республики нию видового разнообра- Марий Эл зия 3.4. Изучение и сохранение 1 500,0 Департамент 2012-2014 получение информации о биологического разнообра- экологической растительном и животном зия на ООПТ безопасности и мире на ООПТ защиты населения Республики Марий Эл 3.5. Подготовка к изданию и 920,0 Департамент 2011-2014 издание Красной книги издание Красной книги Ре- экологической Республики Марий Эл спублики Марий Эл безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 3.6. Комплексное исследование 1 020,0 Департамент 2011-2014 получение информации, экологического состояния экологической формирование банка дан- ООПТ безопасности и ных по ООПТ защиты населения Республики Марий Эл 3.7. Установление границ ООПТ, 600,0 Департамент 2012-2014 предупреждение нарушений их охранных зон экологической соблюдения режима особой безопасности и охраны в границах ООПТ защиты населения Республики Марий Эл 4. Формирование экологической культуры населения Всего 3 314,0 4.1. Проведение ежегодного ре- 50,0 Департамент 2012-2014 организация мероприятий спубликанского конкурса экологической экологической водных проектов старшек- безопасности и направленности, повыше- лассников защиты населения ние уровня экологической Республики культуры населения Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл 4.2. Проведение ежегодной ре- 60,0 Департамент 2011-2014 спубликанской эколого- экологической биологической олимпиады безопасности и защиты населения Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл 4.3. Проведение ежегодного ре- 60,0 Департамент 2011-2014 спубликанского конкура . экологической исследователей окружающей безопасности и среды "Человек. Природа. защиты населения Творчество" Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл 4.4. Проведение ежегодного ре- 63,0 Минлесхоз 2012-2014 спубликанского конкурса Республики средств наглядной агита- Марий Эл ции "Защитим лес!" 4.5. Проведение ежегодного ре- 48,0 Департамент 2011-2014 спубликанского конкурса экологической экологических агитбригад безопасности и защиты населения Республики Марий Эл, Минобрнауки Республики Марий Эл, Минлесхоз Республики Марий Эл 4.6. Организация ежегодного 600,0 Минобрнауки 2011-2014 республиканского профиль- Республики ного лагеря членов школь- Марий Эл, ных лесничеств Минлесхоз Республики Марий Эл 4.7. Организация и проведение 315,0 Минобрнауки 2011-2014 ежегодного республиканс- Республики кого слета школьных лес- Марий Эл, ничеств Минлесхоз Республики Марий Эл 4.8. Организация ежегодного 600,0 Минобрнауки 2011-2014 республиканского лагеря Республики юных экологов (конкурс- Марий Эл, слет) Департамент экологической безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 4.9. Участие во Всероссийском 60,0 Минобрнауки 2012-2014 конкурсе-слете юных эко- Республики логов Марий Эл, Департамент экологической безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 4.10. Участие в финальном туре 120,0 Минобрнауки 2012-2014 Всероссийского слета юных Республики экологов Марий Эл, Департамент экологической безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 4.11. Организация ежегодного 104,0 Минобрнауки 2012-2014 республиканского слета Республики юннатов Марий Эл 4.12. Участие в финальном туре 201,0 Минобрнауки 2012-2014 Всероссийской выставки Республики урожая "Юннат". Всерос- Марий Эл сийская выставка урожая "Юннат" 4.13. Проведение ежегодного 66,0 Минобрнауки 2012-2014 республиканского литера- Республики турного конкурса "Лес в Марий Эл, творчестве юных" Минлесхоз Республики Марий Эл 4.14. Проведение ежегодного 270,0 Минобрнауки 2012-2014 республиканского юниорс- Республики кого лесного конкурса Марий Эл, исследовательских и Минлесхоз опытнических работ "Под- Республики рост". Участие в финаль- Марий Эл ном туре Всероссийского юниорского лесного кон- курса "Подрост" и Между- народном юниорском лес- ном конкурсе 4.15. Проведение ежегодного 39,0 Минобрнауки 2012-2014 республиканского конкур- Республики са новогодних мини-сце- Марий Эл, нок "Маленькой елочке Минлесхоз хорошо в лесу" Республики Марий Эл 4.16. Проведение ежегодного ре- 30,0 Минобрнауки 2012-2014 спубликанского смотра Республики учебно-опытных участков Марий Эл 4.17. Проведение ежегодного ре- 54,0 Минобрнауки 2012-2014 спубликанского смотра Республики экологической работы об- Марий Эл, разовательных учреждений Департамент экологической безопасности и защиты населения Республики Марий Эл 4.18. Проведение ежегодного ре- 99,0 Минобрнауки 2012-2014 спубликанского смотра Республики школьных лесничеств Марий Эл, Минлесхоз Республики Марий Эл 4.19. Проведение ежегодного ре- 15,0 Минобрнауки 2012-2014 спубликанского заочного Республики конкурса "Моя малая роди- Марий Эл на: природа, культура, этнос" 4.20. Подготовка и выпуск учеб- 400,0 Департамент 2011-2014 но-методических пособий, экологической сборников, докладов по безопасности и вопросам экологического защиты населения образования и информаци- Республики онного просвещения насе- Марий Эл, ления Минобрнауки Республики Марий Эл 4.21. Издание сборника статей 60,0 Департамент 2012, 2013 по итогам республиканской экологической конференции "Современное безопасности и состояние окружающей сре- защиты населения ды в Республике Марий Эл Республики и здоровье населения" Марий Эл Общий объем финансирова- 38 853,0 ния, предусмотренный по Программе на весь период реализации ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской целевой программе "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" (тыс. рублей) --------------------------T------------------T--------------------------------------------------------- Источники и направления ¦ Общий объем ¦ В том числе по годам финансирования ¦ финансирования, ¦ ¦ предусмотренный ¦ ¦ по Программе на ¦ ¦ весь период ¦ ¦ реализации ¦ ¦ +------------T-------------T--------------T--------------- ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 --------------------------+------------------+------------+-------------+--------------+--------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 --------------------------+------------------+------------+-------------+--------------+--------------- Всего 38 853,0 - 15 023,0 12 479,0 11 351,0 в том числе: республиканский бюджет 38 823,0 - 15 013,0 12 469,0 11 341,0 Республики Марий Эл <*> внебюджетные источники 30,0 - 10,0 10,0 10,0 (при условии выделения средств из внебюджетных источников) Капитальные вложения - - - - - в том числе: республиканский бюджет Республики Марий Эл <*> внебюджетные источники - - - - - (при условии выделения средств из внебюджетных источников) НИОКР - - - - - в том числе: республиканский бюджет - - - - - Республики Марий Эл <*> внебюджетные источники - - - - - (при условии выделения средств из внебюджетных источников) Прочие нужды 38 853,0 - 15 023,0 12 479,0 11 351,0 в том числе: республиканский бюджет 38 823,0 - 15 013,0 12 469,0 11 341,0 Республики Марий Эл <*> внебюджетные источники 30,0 - 10,0 10,0 10,0 (при условии выделения средств из внебюджетных источников) <*> Подлежит ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год и плановый период исходя из его возможностей. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к республиканской целевой программе "Экологическая безопасность Республики Марий Эл на 2011-2014 годы" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЭТАПНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ НА 2011-2014 ГОДЫ" (тыс. рублей) -------T----------------------------T-----------------------T----------------------------------------- ¦ Наименование мероприятия, ¦ Общий объем ¦ В том числе ¦ этапы его реализации ¦ финансирования ¦ ¦ ¦ из республиканского ¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ¦ Республики Марий Эл, ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ +--------------------T-------------------- ¦ ¦ ¦ республиканский ¦ внебюджетные ¦ ¦ ¦ бюджет Республики ¦ источники ¦ ¦ ¦ Марий Эл ¦ -------+----------------------------+-----------------------+--------------------+-------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 -------+----------------------------+-----------------------+--------------------+-------------------- Итого по всем мероприятиям 38 853,0 38 823,0 30,0 2011 год - - - 2012 год 15 023,0 15 013,0 10,0 2013 год 12 479,0 12 469,0 10,0 2014 год 11 351,0 11 341,0 10,0 1. Оценка и прогноз изменений 11 338,0 11 338,0 состояния окружающей среды, снижение негативного воз- действия хозяйственной и иной деятельности на объекты окружающей среды 2011 год - - - 2012 год 5 650,0 5 650,0 - 2013 год 2 796,0 2 796,0 - 2014 год 2 892,0 2 892,0 - 1.1. Ведение мониторинга атмос- 3 980,0 3 980,0 - ферного воздуха на террито- рии Республики Марий Эл 2011 год - - - 2012 год - - - 2013 год 1 980,0 1 980,0 - 2014 год 2 000,0 2 000,0 - 1.2. Приобретение оборудования 4 900,0 4 900,0 - для ведения мониторинга ат- мосферного воздуха на терри- тории Республики Марий Эл 2011 год - - - 2012 год 4 900,0 4 900,0 - 2013 год - - - 2014 год - - - 1.3. Мероприятия по обследованию 2 458,0 2 458,0 - территорий, испытывающих ан- тропогенную нагрузку, для оценки их состояния 2011 год - - - 2012 год 750,0 750,0 - 2013 год 816,0 816,0 - 2014 год 892,0 892,0 - 2. Обеспечение радиационной, 4 061,0 4 061,0 - химической и биологической безопасности 2011 год - - - 2012 год 1 521,0 1 521,0 - 2013 год 1 983,0 1 983,0 - 2014 год 557,0 557,0 - 2.1. Мониторинг радиационной и 2 500,0 2 500,0 химической обстановки хими- чески опасных объектов, рас- положенных на территории Ре- спублики Марий Эл 2011 год - - - 2012 год 1 000,0 1 000,0 - 2013 год 1 500,0 1 500,0 - 2014 год - - - 2.2. Обработка сельскохозяйствен- 400,0 400,0 - ных животных против гельмин- тов 2011 год - - - 2012 год 100,0 100,0 - 2013 год 100,0 100,0 - 2014 год 200,0 200,0 - 2.3. Организация ветеринарного 1 161,0 1 161,0 - лабораторного мониторинга за состоянием компонентов при- родной среды в границах тер- ритории сибиреязвенных ско- томогильников 2011 год - - - 2012 год 421,0 421,0 - 2013 год 383,0 383,0 - 2014 год 357,0 357,0 - 3. Развитие ООПТ и сохранение 20 140,0 20 140,0 - биологического разнообразия 2011 год - - - 2012 год 6 720,0 6 720,0 - 2013 год 6 660,0 6 660,0 - 2014 год 6 760,0 6 760,0 - 3.1 Мероприятия по организации 900,0 900,0 - ООПТ 2011 год - - - 2012 год 300,0 300,0 - 2013 год 300,0 300,0 - 2014 год 300,0 300,0 - 3.2. Мероприятия по обеспечению 14 750,0 14 750,0 - функционирования ООПТ 2011 год - - - 2012 год 4 950,0 4 950,0 - 2013 год 4 900,0 4 900,0 - 2014 год 4 900,0 4 900,0 - 3.3. Сохранение видового разнооб- 450,0 450,0 - разия редких растений 2011 год - - - 2012 год 150,0 150,0 - 2013 год 150,0 150,0 - 2014 год 150,0 150,0 - 3.4. Изучение и сохранение биоло- 1 500,0 1 500,0 - гического разнообразия на ООПТ 2011 год - - - 2012 год 500,0 500,0 - 2013 год 500,0 500,0 - 2014 год 500,0 500,0 - 3.5. Подготовка к изданию и изда- 920,0 920,0 - ние Красной книги Республики Марий Эл 2011 год - - - 2012 год 300,0 300,0 - 2013 год 270,0 270,0 - 2014 год 350,0 350,0 - 3.6. Комплексное исследование 1 020,0 1 020,0 - экологического состояния ООПТ 2011 год - - - 2012 год 320,0 320,0 - 2013 год 340,0 340,0 - 2014 год 360,0 360,0 - 3.7. Установление границ ООПТ, их 600,0 600,0 - охранных зон 2011 год - - - 2012 год 200,0 200,0 - 2013 год 200,0 200,0 - 2014 год 200,0 200,0 - 4. Формирование экологической 3 314,0 3 284,0 30,0 культуры населения 2011 год - - - 2012 год 1 132,0 1 122,0 10,0 2013 год 1 040,0 1 030,0 10,0 2014 год 1 142,0 1 132,0 10,0 4.1. Проведение ежегодного ре- 50,0 50,0 - спубликанского конкурса вод- ных проектов старшеклассни- ков 2011 год - - - 2012 год 15,0 15,0 - 2013 год 15,0 15,0 - 2014 год 20,0 20,0 - 4.2. Проведение ежегодной респуб- 60,0 60,0 - ликанской эколого-биологиче- ской олимпиады 2011 год - - - 2012 год 20,0 20,0 - 2013 год 20,0 20,0 - 2014 год 20,0 20,0 - 4.3. Проведение ежегодного ре- 60,0 60,0 - спубликанского конкура ис- следователей окружающей сре- ды "Человек. Природа. Твор- чество" 2011 год - - - 2012 год 20,0 20,0 - 2013 год 20,0 20,0 - 2014 год 20,0 20,0 - 4.4. Проведение ежегодного ре- 63,0 63,0 - спубликанского конкурса средств наглядной агитации "Защитим лес!" 2011 год - - - 2012 год 18,0 18,0 - 2013 год 21,0 21,0 - 2014 год 24,0 24,0 - 4.5 Проведение ежегодного ре- 48,0 48,0 - спубликанского конкурса эко- логических агитбригад 2011 год - - - 2012 год 14,0 14,0 - 2013 год 16,0 16,0 - 2014 год 18,0 18,0 - 4.6. Организация ежегодного ре- 600,0 600,0 - спубликанского профильного лагеря членов школьных лес- ничеств 2011 год - - - 2012 год 200,0 200,0 - 2013 год 200,0 200,0 - 2014 год 200,0 200,0 - 4.7. Организация и проведение 315,0 285,0 30,0 ежегодного республиканского слета школьных лесничеств 2011 год - - - 2012 год 100,0 90,0 10,0 2013 год 105,0 95,0 10,0 2014 год 110,0 100,0 10,0 4.8. Организация ежегодного ре- 600,0 600,0 - спубликанского лагеря юных экологов (конкурс-слет) 2011 год - - - 2012 год 200,0 200,0 - 2013 год 200,0 200,0 - 2014 год 200,0 200,0 - 4.9. Участие во Всероссийском 60,0 60,0 - конкурсе-слете юных экологов 2011 год - - - 2012 год 15,0 15,0 - 2013 год 20,0 20,0 - 2014 год 25,0 25,0 - 4.10. Участие в финальном туре 120,0 120,0 - Всероссийского слета юных экологов 2011 год - - - 2012 год 50,0 50,0 - 2013 год - - - 2014 год 70,0 70,0 - 4.11. Организация ежегодного ре- 104,0 104,0 - спубликанского слета юннатов 2011 год - - - 2012 год 32,0 32,0 - 2013 год 35,0 35,0 - 2014 год 37,0 37,0 - 4.12. Участие в финальном туре 201,0 201,0 - Всероссийской выставки уро- жая "Юннат". Всероссийская выставка урожая "Юннат" 2011 год - - - 2012 год 56,0 56,0 - 2013 год 67,0 67,0 - 2014 год 78,0 78,0 - 4.13. Проведение ежегодного ре- 66,0 66,0 - спубликанского литературного конкурса "Лес в творчестве юных" 2011 год - - - 2012 год 19,0 19,0 - 2013 год 22,0 22,0 - 2014 год 25,0 25,0 - 4.14. Проведение ежегодного ре- 270,0 270,0 - спубликанского юниорского лесного конкурса исследова- тельских работ "Подрост". Участие в финальном туре Всероссийского юниорского лесного конкурса "Подрост" и Международном юниорском лес- ном конкурсе 2011 год - - - 2012 год 76,0 76,0 - 2013 год 90,0 90,0 - 2014 год 104,0 104,0 - 4.15. Проведение ежегодного ре- 39,0 39,0 - спубликанского конкурса но- вогодних мини-сценок "Мале- нькой елочке хорошо в лесу" 2011 год - - - 2012 год 11,0 11,0 - 2013 год 13,0 13,0 - 2014 год 15,0 15,0 - 4.16. Проведение ежегодного ре- 30,0 30,0 - спубликанского смотра учеб- но-опытных участков 2011 год - - - 2012 год 10,0 10,0 - 2013 год 10,0 10,0 - 2014 год 10,0 10,0 - 4.17. Проведение ежегодного ре- 54,0 54,0 - спубликанского смотра эколо- гической работы образовате- льных учреждений 2011 год - - - 2012 год 16,0 - - 2013 год 18,0 - - 2014 год 20,0 20,0 - 4.18. Проведение ежегодного ре- 99,0 99,0 - спубликанского смотра школь- ных лесничеств 2011 год - - - 2012 год 30,0 30,0 - 2013 год 33,0 33,0 - 2014 год 36,0 36,0 - 4.19. Проведение ежегодного ре- 15,0 15,0 - спубликанского заочного кон- курса "Моя малая Родина" 2011 год - - - 2012 год 5,0 5,0 - 2013 год 5,0 5,0 - 2014 год 5,0 5,0 - 4.20. Подготовка и выпуск учебно- 400,0 400,0 - методических пособий, сбор- ников, докладов по вопросам экологического образования и информационного просвещения населения 2011 год - - - 2012 год 195,0 195,0 - 2013 год 100,0 100,0 - 2014 год 105,0 105,0 - 4.21. Издание сборника статей по 60,0 60,0 - итогам республиканской кон- ференции "Современное состо- яние окружающей среды в Ре- спублике Марий Эл и здоровье населения" 2011 год - - - 2012 год 30,0 30,0 - 2013 год 30,0 30,0 - 2014 год - - -". Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|