Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Марий Эл от 31.05.2011 № 172РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 31 мая 2011 г. N 172 Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Марий Эл от 21.05.2014 г. N 249 О республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.04.2012 г. N 140) Правительство Республики Марий Эл п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" (далее - Программа). 2. Финансирование Программы осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год на эти цели. 3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, министра здравоохранения Республики Марий Эл Шишкина В.В. (В редакции Постановления Правительства Республики Марий Эл от 26.04.2012 г. N 140) И. о. Главы Правительства Республики Марий Эл Н.Куклин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2011 г. N 172 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" Наименование республиканская целевая программа Программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" (далее - Программа) Основание для Закон Российской Федерации от разработки Программы 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании"; Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р Государственный Министерство образования и науки заказчик Республики Марий Эл Программы Основные разработчики Министерство образования и науки Программы Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Основная цель основная цель - предоставление детям с Программы, важнейшие ограниченными возможностями и детям- целевые показатели инвалидам, с учетом их психофизических особенностей, равных возможностей на включение в жизнь общества посредством образования, социальной поддержки и медико-психологического сопровождения. Целевые показатели: увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями; увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого-педагогическим сопровождением; увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства Основные задачи повышение качества и доступности всех Программы уровней системы образования для каждого учащегося, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ; обеспечение инновационного характера специального образования; укрепление материальной базы учреждений в соответствии со стандартами образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сроки и этапы 2011-2015 годы: реализации Программы I этап (2011-2013 годы) организационное, материально-техническое и методическое развитие механизмов системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; II этап (2014-2015 годы) - организация и развитие модели комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; совершенствование работы по реабилитации детей в учреждениях системы комплексной реабилитации и сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Перечень основных осуществление организационных мероприятий мероприятий по развитию системы Программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, создание единого реабилитационного пространства; разработка и организация технологий образования детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов; разработка и осуществление научно- методического обеспечения системы комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты; формирование материально-технической базы учреждений системы комплексной реабилитации и сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья Исполнители основных Министерство образования и науки мероприятий Республики Марий Эл, Министерство Программы здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл Объемы и источники общий объем финансирования финансирования мероприятий Программы из средств Программы республиканского бюджета Республики Марий Эл составляет 12 100,0 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - без финансирования 2012 год - 3 690 тыс. рублей 2013 год - 3 965 тыс. рублей 2014 год - 2 545 тыс. рублей 2015 год - 1 900 тыс. рублей. Система организации государственный заказчик осуществляет управления и контроля общее руководство и контроль за за исполнением реализацией Программы. Программы Исполнители основных мероприятий Программы представляют ежеквартально и по итогам года государственному заказчику сведения о ходе выполнения программных мероприятий. Государственный заказчик ежеквартально и по итогам года направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе работ по реализации Программы и об эффективном использовании финансовых средств Ожидаемые конечные снижение численности детей с проблемами в результаты реализации развитии; Программы увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого-педагогическим сопровождением (2010 год - 13 процентов, 2015 год - 35 процентов); увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями (2010 год - 0; 2015 год - 45); увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства (2010 год - 0 процентов, 2015 год - 45 процентов) 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Основные проблемы системы специального образования Республики Марий Эл, затрагиваемые республиканской целевой программой "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы", изложены в приложении N 1. В 2009 году количество детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 0 до 18 лет в республике составило 5 877 человек, из них в образовательных учреждениях республики обучается 5 704 человека. 1215 человек, или 21 процент от детей с ограниченными возможностями здоровья, составляют дети-инвалиды. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Республики Марий Эл. Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в республике существует дифференцированная система специального (коррекционного) образования, которая включает в себя дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специализированные группы при дошкольных учреждениях комбинированного вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные (коррекционные) классы в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи. Охват специальными (коррекционными) образовательными услугами в муниципальных образовательных учреждениях в 2009 году составил 57 процентов от числа нуждающихся (2007 год - 80 процентов, 2008 год - 66 процентов). Имеющаяся сеть учреждений специального (коррекционного) образования не отвечает образовательным потребностям обучающихся в них детей. В рамках реабилитации и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов необходимо обеспечить дальнейшее развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах. В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Для этой цели в Республике Марий Эл создано государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Центр психолого- педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения "Детство", на базе центра функционирует лаборатория ранней помощи, специалисты которой в 2009- 2010 учебном году обследовали 683 ребенка, из них 30 процентов - детей-инвалидов. Одним из главных направлений деятельности специалистов является коррекционная работа с детьми. За 2009-2010 учебный год помощь педагогов получили 89 детей, что на 19 процентов больше, чем в 2008- 2009 учебном году. Были проведены 1 689 индивидуальных занятий для детей с такими нарушениями, как ранний детский аутизм, детский церебральный паралич, моторная алалия, ринолалия, заикание, синдром Дауна. Работа специалистов является семейно ориентированной, так как именно первичное социальное окружение ребенка (родители) является фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие. С целью реализации задач психолого-педагогического сопровождения специалисты используют такие современные формы работы, как интервьюирование, домашнее визитирование, которое включает первичное посещение семьи и пролонгированное консультирование. Результаты работы показали, что правильно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных нарушений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей обеспечить возможность включения в общий образовательный поток, в том числе в дошкольное образовательное учреждение, на более раннем этапе возрастного развития в группах кратковременного пребывания, исключив необходимость дорогостоящего специального образования. Своевременное оказание необходимой психолого- медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - это создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. В настоящее время в Республике Марий Эл отчетливо проявляется тенденция к снижению количества детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образовательные услуги в системе специального (коррекционного) образования. Увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в условиях общеобразовательных учреждений по месту жительства, нуждающихся в психолого-педагогическом сопровождении и коррекционной помощи. В 2009 году более 2 190 детей с ограниченными возможностями здоровья обучались в условиях общеобразовательных учреждений. Наибольший удельный вес составляют дети с задержкой психического развития (1 456 человек). Организация обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования позволит детям получить адекватное образование по месту жительства семьи, обеспечит реализацию условий для проживания и воспитания в семье, будет способствовать эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество. Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной образовательной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации. На территории Республики Марий Эл в 2009-2010 учебном году 296 детей-инвалидов обучались индивидуально на дому. В качестве эффективного средства организации образования детей- инвалидов на дому целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно- коммуникационных технологий. Региональным оператором дистанционного обучения детей-инвалидов определено государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл "Лицей Бауманский". С целью обеспечения значительной части детей возможностями полноценной социальной интеграции и включения в общий образовательный поток в республике развивается сеть учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Созданные в четырех муниципальных образованиях центры психолого- педагогического и медико-социального сопровождения выполняют задачи комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность центров качественно улучшает помощь детям и подросткам за счет объединения разрозненных усилий специалистов, работающих в системе образования, обеспечивает методическую поддержку образовательных учреждений муниципальных образований. Кроме того, обеспечение центрами части содержания и методического сопровождения образовательного процесса позволяет в значительной степени "разгрузить" органы опеки и попечительства, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, и придать новый "импульс" системе сопровождения проблемных детей в целом. Специалисты центров реализуют спектр задач, направленных на профилактику и коррекцию недостатков в развитии у детей, их мотивацию к здоровому образу жизни. В городском округе "Город Волжск" успешно функционируют диагностико-коррекционные группы для детей раннего возраста с задержкой психоречевого развития, которые курируют специалисты муниципального образовательного учреждения "Центр психолого- медико-социального сопровождения "Лабиринт" (далее - центр "Лабиринт"). Вместе с тем на базе центра "Лабиринт" работают детско- родительские группы, основной целью которых является создание оптимальных условий для интеллектуального социального и эмоционального развития детей раннего возраста. Акцент в работе специалиста ставится на взаимодействие в паре "мама-ребенок". Такая форма работы специалистов позволяет не только выявлять отклонения в развитии ребенка, проводить их своевременную коррекцию, но и обучать родителей методам взаимодействия с "проблемным" ребенком. Вторым центром, осуществляющим психолого-педагогическую и медико- социальную помощь, с 2007 года является муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи "Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения "Росток" г. Йошкар-Олы (далее - центр "Росток"). Актуальное направление работы центра "Росток" - активизация работы консилиумов образовательных учреждений по выявлению детей с ограниченными возможностями здоровья, их дальнейшему сопровождению и включению педагогов и родителей в коррекционный процесс. В настоящее время центр "Росток" обеспечивает поиск и освоение новых форм, методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия, оказывает индивидуально ориентированную помощь детям, методическую помощь образовательным учреждениям городского округа "Город Йошкар-Ола" в вопросах сопровождения проблемных детей. Большая организационная работа проведена и в муниципальном учреждении "Психолого-педагогический и медико-социальный центр (диагностики и консультирования) "Доверие" с. Помары Волжского муниципального района. Одним из важных направлений деятельности этого центра является оказание своевременной помощи детям, оказавшимся в кризисной ситуации. Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого- медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее - ПМПК), входящие в структуру психолого-педагогических и медико-социальных центров. В республике ежегодно специалисты ПМПК выявляют более 4,5 тыс. несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты ПМПК по результатам обследований оказывают коррекционно-развивающую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья. В результате занятий и медикаментозной терапии у всех детей наблюдается положительная динамика. Более 60 процентов детей, имевших показатели развития, отличающиеся от нормативных, достигли условно возрастной нормы. В основном это дети с задержкой речевого и психоречевого развития. Начальным звеном в системе комплексного сопровождения в республике являются психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений. В настоящее время в Республике Марий Эл консилиумы созданы в дошкольных образовательных учреждениях (в 62 процентах детских садов от их количества) и в общеобразовательных школах (в 69 процентах школ от их количества). Главное направление в их работе - выявление детей, не усваивающих образовательную программу, осуществление первичной диагностики отклонений в развитии воспитанников, определение возможных путей оказания им специализированной помощи. В задачи консилиумов также входит изучение социального статуса семей воспитанников учреждения и выявление на этой основе детей "группы риска". Консилиумы осуществляют психолого-педагогическое сопровождение детей названных категорий: отслеживают динамику развития, уровень успешности овладения образовательной программой, состояние эмоционально-волевой сферы и поведения. За период с 2006 по 2009 год доля образовательных учреждений, имеющих консилиумы, увеличилась на 20 процентов. Значительная работа проведена по данному направлению в городских округах "Город Йошкар-Ола" и "Город Волжск". В этих городских округах консилиумы действуют во всех общеобразовательных учреждениях, реализуя задачи, направленные на оказание системно ориентированной помощи, то есть на предупреждение возникновения или решение проблемы в образовательном учреждении. При этом консилиум позволяет решать вопросы с родителями по формированию их психолого-педагогической компетентности, вырабатывать общую педагогическую стратегию обучения и воспитания каждого ребенка с учетом данных диагностики и систематических наблюдений. В настоящее время система психолого-педагогического и медико- социального сопровождения в Республике Марий Эл находится на этапе формирования и интенсивного развития. Проводится работа по информационному обеспечению системы сопровождения. Расширился спектр предоставления специальных образовательных услуг и психологических услуг на основе личностно ориентированного подхода. Завершена отработка механизмов взаимодействия учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Продолжается работа по осуществлению комплекса мер по психолого- медико-педагогическому сопровождению детей от рождения до 3 лет. Проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, использованию ими приемов ранней стимуляции младенцев. Таким образом, реализуется многоуровневая система комплексной помощи детям и подросткам, которая поэтапно выстраивается во взаимодополняющую цепочку от педагогической поддержки к сопровождению, специализированной помощи и консультированию. Характер обозначенных проблем и необходимость достижения ожидаемых результатов определяет актуальность последующих мероприятий по развитию системы психолого-медико-педагогического сопровождения детей в условиях модернизации образования Республики Марий Эл, требующих участия всех заинтересованных структур, ведомств и организаций; объединения усилий ученых, методистов и специалистов системы специального (коррекционного) образования; продуманного взаимодействия специалистов служб психолого-медико-педагогического сопровождения с образовательными учреждениями различных типов и их специалистами. Качество, доступность и эффективность - это три параметра, которые будут основополагающими в организации работы по реабилитации и комплексному сопровождению детей в условиях модернизации образования Республики Марий Эл. 2. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Настоящая Программа обеспечивает преемственность целевых установок по отношению к целям и задачам республиканской целевой программы "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007-2010 годы". Основная цель Программы - предоставление детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам, с учетом их психофизических особенностей, равных возможностей на включение в жизнь общества посредством образования, социальной поддержки и медико- психологического сопровождения. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: повышение качества и доступности всех уровней системы образования для каждого обучающегося, воспитанника, создание условий для реализации индивидуальных образовательных программ; обеспечение инновационного характера специального (коррекционного) образования; укрепление материальной базы учреждений в соответствии со стандартами образования детей с ограниченными возможностями и детей- инвалидов; создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Сроки реализации Программы - 2011-2015 годы. На первом этапе (2011-2013 годы) будут осуществляться: разработка и формирование финансовых, организационных, методических механизмов функционирования системы реабилитации и комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование республиканской системы ранней помощи ребенку и его семье; внедрение указанных механизмов и отработка форм взаимодействия всех исполнителей Программы. На втором этапе (2014-2015 годы) приоритет отдается: совершенствованию и развитию созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы; совершенствованию работы по реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты. Основные показатели эффективности реализации настоящей Программы: ---------------------------------------------------------------------- Показатель | Годы |----------------------------- | 2011| 2012| 2013| 2014| 2015 | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Увеличение количества образовательных 10 15 25 35 45 учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями, единиц (2010 год - 0; 2015 год - 45) Увеличение доли детей, охваченных 15 20 25 30 35 комплексным психолого- педагогическим сопровождением, процентов (2010 год - 13; 2015 год - 35) Увеличение доли детей с ограниченными 0 10 25 35 45 возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства, процентов (2010 год - 0; 2015 год-45) 3. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий (приложение N 2) направлена на совершенствование системы комплексного сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетным направлением является создание модели реабилитации и комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей. 1. Развитие сети учреждений системы образования, здравоохранения и социальной защиты В систему мер по развитию сети включается: организация и функционирование служб, осуществляющих сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья; организация и проведение комплексного анализа ресурсов по проектированию служб сопровождения в городах и районах республики; разработка и организация технологий образования детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов; расширение сети учреждений, осуществляющих реабилитацию и комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов; разработка содержания и форм взаимодействия семьи и специалистов, механизма включения родителей в процесс развития и коррекционного обучения детей. 2. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты В систему мер по научно-методическому обеспечению включается: разработка и апробация программ для интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реализация научно-исследовательского проекта по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях; разработка и издание методических рекомендаций по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; разработка методических рекомендаций по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах. 3. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии В систему мер по формированию материально-технической базы включается: оснащение психолого-медико-педагогических комиссий комплектами диагностического и коррекционно-развивающего оборудования; создание оптимальных условий, обеспечивающих качество предоставляемых услуг по обучению, воспитанию, оздоровлению и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. 4. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии В систему мер по кадровому обеспечению включается формирование принципов и практики подготовки и переподготовки, повышения квалификации кадров для учреждений, обеспечивающих реабилитацию, психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей и подростков с проблемами в развитии. 4. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Общий объем средств, предусмотренных на реализацию Программы в республиканском бюджете Республики Марий Эл, составляет 12 100 тыс. рублей, в том числе: 2011 год - без финансирования 2012 год - 3 690 тыс. рублей 2013 год - 3 965 тыс. рублей 2014 год - 2 545 тыс. рублей 2015 год - 1 900 тыс. рублей. Объемы и источники финансирования Программы на 2011-2015 годы приведены в приложениях N 3 и 4. 5. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы основывается на совершенствовании методов работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл в целях обеспечения государственного влияния на процессы обучения, воспитания, оздоровления и социальной адаптации граждан с проблемами в развитии. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Межведомственный координационный совет по вопросам раннего выявления, психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков с проблемами в развитии, утвержденный трехсторонним приказом Министерства образования Республики Марий Эл, Министерства здравоохранения Республики Марий Эл и Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл от 13 сентября 2004 г. N 181/87/323. Исполнители основных мероприятий Программы осуществляют следующие функции: рассмотрение на заседаниях коллегиальных органов вопросов реализации Программы; организация и проведение конкурсного отбора исполнителей конкретных работ по реализации мероприятий Программы; проведение мероприятий по привлечению общественности к решению проблем детей и подростков с проблемами в развитии. Государственный заказчик отвечает за реализацию Программы в целом, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому, эффективному использованию средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Организации, реализующие мероприятия Программы, определяются на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". 6. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЭФФЕКТ ОТ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Государственный заказчик: осуществляет общее руководство и контроль за выполнением Программы; ежеквартально, до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, и ежегодно, до 1 февраля следующего за отчетным периодом года, направляет в Министерство экономического развития и торговли Республики Марий Эл отчеты о ходе работ по реализации Программы и об эффективном использовании финансовых средств. Информация о ходе реализации Программы за отчетный год представляется в Правительство Республики Марий Эл в соответствии с постановлением Правительства Республики Марий Эл от 4 апреля 2007 г. N 92 "О порядке разработки, утверждения и реализации республиканских целевых программ Республики Марий Эл". Результативность реализации программ оценивается охватом детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-педагогической и медико-социальной помощью. Реализация Программы при тесном взаимодействии всех исполнителей должна способствовать укреплению психофизического и духовно- нравственного здоровья детей, улучшению демографической ситуации в республике. Конечным результатом реализации Программы должны стать положительная динамика роста детей дошкольного возраста, готовых к обучению в общеобразовательной школе, укрепление семейных, нравственных и этических норм, общедоступность и адаптивность системы образования к особенностям развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Для оценки эффективности государственным заказчиком Программы ежегодно производится мониторинг следующих целевых показателей: увеличение доли детей, охваченных комплексным психолого- педагогическим сопровождением (2010 год - 13 процентов, 2015 год -35 процентов); увеличение количества образовательных учреждений, имеющих право на обучение детей с ограниченными возможностями, единиц (2010 год-0; 2015 год-45); увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих интегрированное образование по месту жительства (2010 год - 0 процентов, 2013 год - 45 процентов). ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММОЙ "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" ----------------------------------------------------------T-------------------------------------------- Наименование, краткое описание проблемы ¦ Количественная характеристика проблемы в ¦ 2009 году +--------------------T----------------------- ¦в среднем по России ¦в Республике Марий Эл ----------------------------------------------------------+--------------------+----------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ----------------------------------------------------------+--------------------+----------------------- Негативные демографические тенденции, сопровождающиеся ухудшением здоровья детского населения: 1. Количество детей с ограниченными возможностями здоро- 2 239 5 877 вья, человек 2. Количество учащихся с ограниченными возможностями здо- 1 820 440 ровья, обучающихся в специальных (коррекционных) классах, тыс. человек 3. Количество коррекционных учреждений для детей с огра- 23 15 ниченными возможностями здоровья, единиц 4. Количество детей-инвалидов, обучающихся на дому, чело- 552 296 век ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ -----T-------------------------T-----------------T---------------T-----------T------------------------- ¦Наименование мероприятия ¦ Объем ¦ Ответственный ¦ Срок ¦Ожидаемые качественные, ¦ ¦ финансирования ¦ исполнитель ¦исполнения ¦ количественные и ¦ ¦ мероприятия - ¦ ¦ ¦ стоимостные ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ эффекты ¦ ¦ (тыс. рублей) ¦ ¦ ¦ -----+-------------------------+-----------------+---------------+-----------+------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 -----+-------------------------+-----------------+---------------+-----------+------------------------- I. Развитие сети учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты 1. Функционирование деятель- без дополнитель- Минобрнауки 2011-2015 сокращение количества ности психолого-медико- ного финансирова- Республики гг. детей с проблемами в педагогических комиссий ния Марий Эл развитии, в тяжелых слу- Республики Марий Эл чаях снижение степени их выраженности 2. Функционирование служб 500 Минобрнауки 2012-2015 уменьшение количества ранней помощи психолого- Республики гг. детей раннего возраста, педагогических и медико- Марий Эл имеющих проблемы в раз- социальных центров витии 3. Создание банка данных о без дополнитель- Минобрнауки 2011-2015 получение унифицирован- детях с ограниченными ного финансирова- Республики гг. ных данных о детях ран- возможностями здоровья в ния Марий Эл, него возраста с ограни- возрасте от 0 до 3 лет Минздрав ченными возможностями Республики здоровья Марий Эл 4. Просвещение и консульти- без дополнитель- Минобрнауки 2011-2015 обучение родителей осно- рование родителей детей, ного финансирова- Республики гг. вам знаний, умений и на- имеющих недостатки в фи- ния Марий Эл, выков проведения реаби- зическом или психическом Минсоцзащиты литационных мероприятий развитии и труда в домашних условиях; на- Республики лаживание взаимодействия Марий Эл специалистов с родителя- ми детей, имеющих недос- татки в физическом или психическом развитии, для непрерывных реабили- тационных мероприятий и адаптации ребенка в со- циуме 5. Организация социального без дополнитель- Минсоцзащиты 2011-2015 сопровождение семей, патронажа семей, воспиты- ного финансирова- и труда гг. воспитывающих детей с вающих детей с проблемами ния Республики проблемами в развитии в развитии Марий Эл 6. Проведение мониторинга без дополнитель- Минобрнауки 2011-2015 выявление и учет детей и эффективности коррекцион- ного финансирова- Республики гг. подростков, имеющих не- но-развивающей и оздоро- ния Марий Эл, достатки в физическом вительной работы Минздрав или психическом разви- Республики тии, оценка качества и Марий Эл, эффективности проводимой Минсоцзащиты работы и труда Республики Марий Эл 7. Организация консультиро- 710 Минздрав 2013-2014 раннее выявление наруше- вания детей в районах ре- Республики гг. ний нервно-психического спублики выездной брига- Марий Эл развития, патологии ор- дой государственного ганов слуха и зрения; учреждения Республики Ма- увеличение количества рий Эл "Детская республи- получателей медицинских канская больница" услуг II. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты 1. Разработка и апробация 200 Минобрнауки 2012-2015 повышение качества обу- программ для интегриро- Республики гг. чения детей с ограничен- ванного обучения детей и Марий Эл ными возможностями здо- подростков с ограниченны- ровья ми возможностями здоро- вья: разработка и реали- зация научно-исследовате- льского проекта по организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья 2. Увеличение банка програм- 1 000 Минобрнауки 2012-2015 обеспечение не менее 70 мно-методических комплек- Республики гг. процентов доступности тов, приобретение учебни- Марий Эл учебной и методической ков, наглядных и дидакти- литературы для педагогов ческих материалов и обучающихся, воспитан- ников образовательных учреждений 3. Разработка и издание ме- 100 Минобрнауки 2012-2013 систематизация деятель- тодических рекомендаций Республики гг. ности учреждений по со- по организации интегриро- Марий Эл циализации детей с огра- ванного обучения детей с ниченными возможностями ограниченными возможнос- здоровья тями здоровья 4. Разработка методических 40 Минобрнауки 2012-2013 систематизация опыта по рекомендаций по психоло- Республики гг. сопровождению детей-ин- го-педагогическому и ме- Марий Эл валидов дико-социальному сопро- вождению детей-инвалидов в общеобразовательных школах 5. Проведение республиканс- без дополнитель- Минсоцзащиты 2013 год поиск инновационных под- кой научно-практической ного финансирова- и труда ходов в работе с детьми- конференции для специали- ния Республики инвалидами, распростра- стов по работе с детьми- Марий Эл нение успешного опыта инвалидами учреждений 6. Проведение научно-методи- без дополнитель- Минсоцзащиты 2011-2015 внедрение в деятельность ческого совета при Минис- ного финансирова- и труда гг. учреждений новых педаго- терстве социальной защиты ния Республики гических и социальных населения и труда Респуб- Марий Эл технологий работы лики Марий Эл 7. Проведение республиканс- без дополнитель- Минобрнауки 2012 год поиск инновационных под- кой научно-практической ного финансирова- Республики ходов в работе с детьми конференции по организа- ния Марий Эл с ограниченными возмож- ции интегрированного об- ностями здоровья, рас- разования в Республике пространение успешного Марий Эл опыта учреждений 8. Проведение скрининговых 300 Минздрав 2013-2014 снижение уровня детской исследований нарушений Республики гг. сурдологической инвалид- слуха у детей раннего и Марий Эл ности на 3-4 % младшего возраста на базе государственного учрежде- ния Республики Марий Эл "Детская республиканская больница" III. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии 1. Оснащение психолого-меди- 500 Минобрнауки 2012-2015 обеспечение качественной ко-педагогических комис- Республики гг. эффективной работы спе- сий комплектом диагности- Марий Эл циалистов по оказанию ческого коррекционно-раз- своевременной помощи де- вивающего оборудования тям с ограниченными воз- можностями здоровья 2. Совершенствование системы 150 Минздрав 2014 год уменьшение количества реабилитационной помощи Республики воспитанников с тяжелыми детям-сиротам и детям, Марий Эл психоневрологическими оставшимся без попечения заболеваниями родителей, с психоневро- логической патологией 3. Обеспечение специальных 2 000 Минобрнауки 2012-2015 повышение качества обра- (коррекционных) образова- Республики гг. зовательного процесса. тельных учреждений, пси- Марий Эл, Совершенствование усло- холого-педагоги- вий ческих, медико-социальных 240 Минсоцзащиты для обучения и воспита- центров и учреждений со- и труда ния детей с ограниченны- циальной защиты средства- Республики ми возможностями здоро- ми информатизации образо- Марий Эл вья вательного процесса 4. Обеспечение специальных 2 500 Минобрнауки 2012-2014 повышение качества об- (коррекционных) образова- Республики гг. разовательного процес- тельных учреждений сен- Марий Эл са; совершенствование сорным оборудованием условий для обучения и воспитания детей с ограниченными возможно- стями здоровья 5. Оснащение специальных 1 565 Минобрнауки 2012-2014 повышение эффективности (коррекционных) образова- Республики гг. и качества работы с де- тельных учреждений совре- Марий Эл тьми и подростками, менным реабилитационным имеющими недостатки в оборудованием физическом или психиче- ском развитии, в ходе учебно-воспитательного процесса 6. Обеспечение детей с огра- 180 Минобрнауки 2012 год повышение качества обу- ниченными возможностями Республики чения глухих и слабос- здоровья звукоусиливающей Марий Эл лышащих аппаратурой стационарного детей действия 7. Оснащение учебно-произ- 1 315 Минобрнауки 2012-2013 расширение возможностей водственных мастерских Республики гг. допрофессиональной и специальных (коррекцион- Марий Эл трудовой подготовки ных) учреждений современ- обучающихся, воспитан- ным технологическим обо- ников, имеющих недоста- рудованием тки в физическом или психическом развитии IV. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии 1. Организация курсовой под- 800 Минобрнауки 2012-2015 повышение уровня профес- готовки специалистов, Республики гг. сионализма специалистов осуществляющих интегриро- Марий Эл по работе с детьми с ванное образование ограниченными возможнос- тями здоровья 2. Проведение мастер-классов без дополнитель- Минсоцзащиты 2011-2015 повышение уровня профес- в учреждениях социального ного финансирова- и труда гг. сионализма специалистов обслуживания семьи и де- ния Республики по работе с детьми с тей Марий Эл ограниченными возможнос- тями здоровья Общий объем финансирова- 12 100 ния на весь период реали- зации Программы ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" (тыс. рублей, в ценах 2010 года) -----------------------------------T---------------------T--------------------------------------------- Источники и направления ¦ Общий объем ¦ В том числе по годам финансирования ¦ финансирования, ¦ ¦ предусмотренный ¦ ¦по Программе на весь ¦ ¦ период реализации ¦ ¦ +--------T-------T--------T--------T---------- ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 -----------------------------------+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 -----------------------------------+---------------------+--------+-------+--------+--------+---------- Всего 12 100 3 690 3 965 2 545 1 900 в том числе республиканский бюджет 12 100 - 3 690 3 965 2 545 1 900 Республики Марий Эл* Капитальные вложения - - - - - - в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* НИОКР 200 - 40 40 40 80 в том числе республиканский бюджет 200 - 40 40 40 80 Республики Марий Эл* Прочие нужды 11 900 - 3 650 3 925 2 505 1 820 в том числе республиканский бюджет Республики Марий Эл* 11 900 - 3 650 3 925 2 505 1 820 *Подлежит ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к республиканской целевой программе "Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2015 годы" ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ПОЭТАПНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА 2011-2015 ГОДЫ" (тыс. рублей, в ценах 2010 года) ------T-----------------------------T----------------T------------------------------------------------- ¦ Наименование мероприятия ¦ Объем ¦ В том числе по годам ¦ ¦ финансирования ¦ ¦ ¦ из ¦ ¦ ¦республиканского¦ ¦ ¦ бюджета ¦ ¦ ¦ Республики ¦ ¦ ¦Марий Эл - всего¦ ¦ ¦ +---------T--------T---------T---------T---------- ¦ ¦ ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ 2013 ¦ 2014 ¦ 2015 ------+-----------------------------+----------------+---------+--------+---------+---------+---------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ------+-----------------------------+----------------+---------+--------+---------+---------+---------- I. Развитие сети учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты 1. Функционирование деятельности без дополнитель- - - - - - психолого-медико-педагогичес- ного финансиро- ких комиссий Республики вания Марий Эл 2. Функционирование служб ранней 500 - 100 100 100 200 помощи психолого-педагогичес- ких и медико-социальных цен- тров 3. Создание банка данных о детях без дополнитель- - - - - - с ограниченными возможностями ного финансиро- здоровья в возрасте от 0 до 3 вания лет 4. Просвещение и консультирова- без дополнитель- - - - - - ние родителей детей, имеющих ного финансиро- недостатки в физическом или вания психическом развитии 5. Организация социального пат- без дополнитель- - - - - - ронажа семей, воспитывающих ного финансиро- детей с проблемами в развитии вания 6. Проведение мониторинга выяв- без дополнитель- - - - - - ления и эффективности коррек- ного финансиро- ционно-развивающей и оздоро- вания вительной работы 7. Организация консультирования 710 - - 435 275 - детей в районах республики выездной бригадой государс- твенного учреждения Республи- ки Марий Эл "Детская респуб- ликанская больница" II. Научно-методическое обеспечение процесса реабилитации в учреждениях системы образования, здравоохранения и социальной защиты 1. Разработка и апробация про- 200 - 40 40 40 80 грамм для интегрированного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья: разработка и реали- зация научно-исследовательс- кого проекта по организации интегрированного обучения де- тей с ограниченными возможно- стями здоровья 2. Увеличение банка программно- 1 000 - 200 200 200 400 методических комплектов, при- обретение учебников, нагляд- ных и дидактических матери- алов 3. Разработка и издание методи- 100 - 50 50 - - ческих рекомендаций по орга- низации интегрированного обу- чения детей с ограниченными возможностями здоровья 4. Разработка методических реко- 40 - 20 20 - - мендаций по психолого-педаго- гическому и медико-социально- му сопровождению детей-инва- лидов в общеобразовательных школах 5. Проведение республиканской без дополнитель- - - - - - научно-практической конферен- ного финансиро- ции для специалистов по рабо- вания те с детьми-инвалидами 6. Проведение научно-методичес- без дополнитель- - - - - - кого совета при Министерстве ного финансиро- социальной защиты населения и вания труда Республики Марий Эл 7. Проведение республиканской без дополнитель- - - - - - научно-практической конферен- ного финансиро- ции по организации интегриро- вания ванного образования в Респуб- лике Марий Эл 8. Проведение скрининговых ис- 300 - - 280 20 - следований нарушений слуха у детей раннего и младшего воз- раста на базе государственно- го учреждения Республики Ма- рий Эл "Детская республиканс- кая больница" III. Формирование материально-технической базы системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии 1. Оснащение психолого-медико- 500 - 100 100 100 200 педагогических комиссий ком- плектом диагностического кор- рекционно-развивающего обору- дования 2. Совершенствование системы ре- 150 - - - 150 - абилитационной помощи детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, с психоневрологической патоло- гией 3. Обеспечение специальных (кор- 2 240 - 430 430 460 920 рекционных) образовательных учреждений, психолого-педаго- гических, медико-социальных центров и учреждений социаль- ной защиты средствами инфор- матизации образовательного процесса в том числе: Минобрнауки Республики 2 000 - 400 400 400 800 Марий Эл, Минсоцзащиты и труда Респуб- 240 - 30 30 60 120 лики Марий Эл 4. Обеспечение специальных (кор- 2 500 - 1 000 1 000 500 - рекционных) образовательных учреждений сенсорным оборудо- ванием 5. Оснащение специальных (кор- 1 565 - 565 500 500 - рекционных) образовательных учреждений современным реаби- литационным оборудованием 6. Обеспечение детей с ограни- 180 - 180 - - - ченными возможностями здоро- вья звукоусиливающей аппара- турой стационарного действия 7. Оснащение учебно-производс- 1 315 - 705 610 - - твенных мастерских специаль- ных (коррекционных) учрежде- ний современным технологичес- ким оборудованием IV. Кадровое обеспечение системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии 1. Организация курсовой подго- 800 - 300 200 200 100 товки специалистов, осущес- твляющих интегрированное об- разование 2. Проведение мастер-классов в без дополнитель- - - - - - учреждениях социального обс- ного финансиро- луживания семьи и детей вания Общий объем финансирования на 12 100 - 3 690 3 965 2 545 100 весь период реализации Про- граммы Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|