Расширенный поиск

Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 16.07.2003 № 30-3

 
16 июля 2003 года                                               N 30-З
----------------------------------------------------------------------
                         РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ

                                ЗАКОН

            ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО
                    ПОРЯДКА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

                                Принят
                      Государственным Собранием
                         Республики Марий Эл
                          10 июля 2003 года

     Настоящий Закон определяет  правовые  основы,  принципы  и  формы
участия  граждан  в  обеспечении общественного порядка,  а также цели,
задачи,  порядок образования  и  полномочия  народных  дружин  и  иных
общественных формирований.

                       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Предмет регулирования

     Предметом регулирования  настоящего  Закона  являются  отношения,
возникающие в связи с участием  граждан  в  обеспечении  общественного
порядка.

     Статья 2.   Правовая   основа   и   принципы  участия  граждан  в
обеспечении общественного порядка

     1. Правовую основу участия граждан  в  обеспечении  общественного
порядка   составляют  Конституция  Российской  Федерации,  федеральные
законы, другие нормативные правовые акты Российской Федерации, а также
принимаемые  в  соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты   Республики   Марий   Эл,   правовые   акты   органов   местного
самоуправления.
     2. Участие   граждан   в   обеспечении   общественного    порядка
основывается   на  принципах  законности,  гласности,  добровольности,
гуманизма,  уважения личности,  соблюдения прав и  свобод  человека  и
гражданина и самоуправления.

         Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
                РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО
                САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
                 В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

     Статья 3.   Основные   полномочия    Государственного    Собрания
Республики Марий Эл

     К основным полномочиям Государственного Собрания Республики Марий
Эл  в  сфере  участия  граждан  в  обеспечении  общественного  порядка
относятся:
     а) определение форм участия граждан в  обеспечении  общественного
порядка;
     б) определение целей и видов деятельности народных дружин;
     в) определение   порядка   взаимодействия   народных   дружин   с
правоохранительными органами;
     г) регулирование  иных  вопросов,  отнесенных  в  соответствии  с
Конституцией   Республики   Марий   Эл   к   ведению   и   полномочиям
Государственного Собрания Республики Марий Эл.

     Статья 4. Основные полномочия Правительства Республики Марий Эл

     К основным  полномочиям Правительства Республики Марий Эл в сфере
участия граждан в обеспечении общественного порядка относятся:
     а) утверждение  типовых  положений  об общественном пункте охраны
порядка, о народной дружине;
     б) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с
участием народных дружин;
     в) утверждение  положения  об удостоверении народного дружинника,
его образце и описании;
     г) осуществление  контроля за деятельностью граждан,  связанной с
их участием в обеспечении общественного порядка;
     д) решение  иных  вопросов,  отнесенных  Конституцией  Республики
Марий Эл к ведению и полномочиям Правительства Республики Марий Эл.

     Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления

     К основным полномочиям органов местного самоуправления относятся:
     а) решение вопросов о создании народных дружин;
     б) осуществление руководства деятельностью народных дружин;
     в) утверждение  решений  о приеме в народную дружину и исключении
из нее;
     г) определение мероприятий по обеспечению общественного порядка с
участием народных дружин;
     д) предоставление права народным дружинникам на бесплатный проезд
в общественном транспорте;
     е) установление гарантий социальной защиты гражданам, участвующим
в обеспечении общественного порядка;
     ж) применение    мер   поощрения   за   участие   в   обеспечении
общественного порядка;
     з) определение источников финансирования народных дружин;
     и) предоставление помещений,  специальных и технических  средств,
необходимых для осуществления деятельности народных дружин;
     к) осуществление контроля за деятельностью граждан, участвующих в
обеспечении общественного порядка.

                   Глава III. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН
                 В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

     Статья 6. Участие граждан в обеспечении общественного порядка

     1. Каждый гражданин имеет право принимать участие  в  обеспечении
общественного  порядка  в  соответствии с законодательством Российской
Федерации и Республики Марий Эл.
     2. Участие граждан в обеспечении общественного порядка может быть
индивидуальным и коллективным.
     3. Граждане   участвуют   в   обеспечении  общественного  порядка
совместно  с  органами  внутренних  дел  Республики  Марий  Эл  (далее
именуются - милиция).

     Статья 7.  Формы  индивидуального  участия  граждан в обеспечении
общественного порядка

     Индивидуальное участие  граждан   в   обеспечении   общественного
порядка может осуществляться в следующих формах:
     а) пропаганда правовых знаний;
     б) содействие  милиции  в  ее  профилактической  работе с лицами,
склонными к совершению правонарушений;
     в) содействие в работе по предупреждению детской безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних;
     г) участие    в   профилактической   работе   по   предупреждению
правонарушений несовершеннолетних, проводимой в подростковых клубах по
месту жительства;
     д) иное участие в обеспечении общественного порядка.

     Статья 8.  Формы  коллективного  участия  граждан  в  обеспечении
общественного порядка

     1. Коллективное   участие  граждан  в  обеспечении  общественного
порядка может осуществляться в следующих формах:
     а) общественные     объединения,     уставные     цели    которых
предусматривают оказание помощи милиции;
     б) народные дружины;
     в) общественные пункты охраны порядка.
     2. Общественные     объединения,     уставные     цели    которых
предусматривают оказание помощи милиции, создаются и осуществляют свою
деятельность  в  соответствии  с  Федеральным законом "Об общественных
объединениях".
     3. Народные  дружины представляют собой добровольные формирования
граждан,  создаваемые для участия в обеспечении общественного порядка.
На   деятельность   народных   дружин  не  распространяются  положения
Федерального закона "Об общественных объединениях".

     Статья 9. Общественные пункты охраны порядка

     1. Общественные пункты охраны порядка создаются  для  объединения
усилий членов народных дружин, общественных объединений, уставные цели
которых   предусматривают   оказание   помощи    милиции,    комитетов
территориального     общественного     самоуправления,     сотрудников
заинтересованных предприятий,  организаций  и  учреждений,  внештатных
сотрудников милиции и граждан, индивидуально участвующих в обеспечении
общественного порядка.
     2. Общественные  пункты  охраны  порядка  образуются  по  решению
органов местного самоуправления и действуют в соответствии с настоящим
Законом.

     Статья 10.  Требования  к  гражданам,  участвующим  в обеспечении
общественного порядка

     Граждане, участвующие в  обеспечении  общественного  порядка,  не
имеют  права  осуществлять деятельность,  отнесенную законодательством
Российской Федерации к исключительной  компетенции  милиции,  а  также
использовать права,  предоставленные им настоящим Законом, в корыстных
или иных противоправных целях.

                      Глава IV. НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ

     Статья 11. Создание народных дружин

     1. Народные  дружины  создаются  по  решению   органов   местного
самоуправления и действуют в соответствии с настоящим Законом, а также
положением о народных дружинах.
     2. Положение  о  народных  дружинах утверждается представительным
органом муниципального образования. Указанное положение определяет:
     а) цели, задачи, виды деятельности народной дружины;
     б) структуру и порядок формирования народной дружины;
     в) порядок взаимодействия народной дружины с милицией;
     г) условия и порядок приема в народную дружину  и  исключения  из
нее.
     3. С инициативой создания  народной  дружины  в  органы  местного
самоуправления    вправе    обратиться    комитеты    территориального
самоуправления, инициативные группы граждан, руководители предприятий,
учреждений и организаций, общественные организации, милиция.
     4. Не  допускается  создание  народных  дружин  при  общественных
объединениях (в том числе политических партиях) и их органах,  а также
создание и деятельность организационных структур политических партий и
общественных объединений в народных дружинах.
     5. В  народную  дружину  принимаются  на  добровольной  основе  в
индивидуальном   порядке   граждане,  положительно  характеризующиеся,
достигшие  восемнадцатилетнего  возраста,   способные   по   состоянию
здоровья,   деловым   и   моральным  качествам  исполнять  обязанности
дружинника.
     6. В народную дружину не может быть принят гражданин:
     а) имеющий неснятую или непогашенную судимость;
     б) состоящий   под   диспансерным   наблюдением   в   учреждениях
здравоохранения  по  поводу  хронического  психического  расстройства,
алкоголизма, наркомании или токсикомании;
     в) признанный по  решению  суда  недееспособным  или  ограниченно
дееспособным;
     г) подвергавшийся административным взысканиям в течение  текущего
года  с  момента  наложения  взыскания  за  умышленные правонарушения,
посягающие  на  общественный   порядок   или   установленный   порядок
управления;
     д) не имеющий постоянной регистрации по месту жительства.

     Статья 12. Руководство деятельностью народных дружин

     Общее руководство  деятельностью  народных  дружин   осуществляют
органы местного самоуправления.

     Статья 13. Деятельность народных дружин

     1. Народные дружины могут участвовать в:
     а) охране общественного порядка,  обеспечении личной безопасности
граждан,    общественной    безопасности,    обеспечении   сохранности
собственности физических и юридических лиц;
     б) мероприятиях,  проводимых правоохранительными органами в целях
предупреждения,  раскрытия преступлений,  пресечения  административных
правонарушений;
     в) обеспечении безопасности дорожного движения;
     г) проведении  неотложных  аварийно  - спасательных и карантинных
мероприятий  в  случаях  стихийных  бедствий,   катастроф,   эпидемий,
эпизоотии и иных чрезвычайных ситуаций;
     д) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и
окружающей среды;
     е) профилактической    работе    с    лицами,    состоящими    на
профилактическом   учете   в   милиции,  и  в  предупреждении  детской
безнадзорности.
     2. В  соответствии  с  решениями органов государственной власти и
местного самоуправления народные  дружины  могут  участвовать  в  иных
мероприятиях, связанных с обеспечением общественного порядка.

     Статья 14. Обязанности и права народных дружинников

     1. Народный дружинник обязан:
     а) не  допускать  необоснованного  ограничения  прав   и   свобод
граждан;  не  совершать  действий,  имеющих  целью  унижение  чести  и
достоинства человека и гражданина;
     б) в  случае  обращения  граждан  с  сообщениями  о  событиях или
фактах,   угрожающих   личной   безопасности   граждан,   общественной
безопасности,  общественному порядку,  либо в случае непосредственного
обнаружения народным дружинником указанных событий или фактов сообщать
об  этом в ближайший орган милиции и принимать меры по спасению людей,
пресечению   преступлений   или    административных    правонарушений,
задержанию   лиц,   подозреваемых   в   совершении   преступления  или
административного правонарушения, охране места происшествия;
     в) принимать  меры  по оказанию помощи,  в том числе доврачебной,
гражданам,    пострадавшим    от    преступлений,     административных
правонарушений   или   несчастных   случаев,  а  также  находящимся  в
беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
     г) иметь нарукавную повязку, удостоверение установленного образца
и предъявлять его по требованию граждан или должностных лиц.
     2. Народный   дружинник,  участвуя  в  обеспечении  общественного
порядка совместно с сотрудниками милиции, имеет право:
     а) требовать  от граждан и должностных лиц прекращения преступных
действий, административных правонарушений;
     б) проверять  у  граждан  документы,  удостоверяющие их личность,
если  имеются  достаточные  основания  подозревать  данных  граждан  в
совершении преступления или административного правонарушения;
     в) доставлять в правоохранительные органы  лиц,  подозреваемых  в
совершении преступления или административного правонарушения;
     г) использовать транспортные средства организаций  независимо  от
форм собственности,  общественных объединений или граждан для доставки
в лечебные  учреждения  граждан,  нуждающихся  в  срочной  медицинской
помощи;
     д) бесплатно пользоваться для связи с милицией телефонами и иными
средствами   связи   организаций  независимо  от  форм  собственности,
общественных объединений в случаях, не терпящих отлагательства;
     е) применять   к   лицам,  совершающим  преступные  действия  или
административные  правонарушения,  физическую   силу   и   специальные
средства  в  случаях и порядке,  предусмотренных федеральным законом и
настоящим Законом.
     3. Народный   дружинник,   участвуя  в  обеспечении  правопорядка
совместно  с  милицией,   обязан   выполнять   законные   распоряжения
сотрудников милиции.
     4. Народные  дружинники  в  порядке,  устанавливаемом   милицией,
должны   проходить   правовую   и   специальную  подготовку,  а  также
периодическую  проверку  на  пригодность  к  действиям,  связанным   с
применением  физической  силы  и  специальных  средств,  и  на  умение
оказывать доврачебную помощь пострадавшим.

     Статья 15.  Условия и пределы применения  народными  дружинниками
физической силы и специальных средств

     1. Народные  дружинники  имеют  право применять физическую силу и
специальные  средства  в  случаях  и  порядке,  которые  предусмотрены
настоящим Законом.
     2. При применении физической силы и специальных средств  народный
дружинник обязан:
     а) предупредить о намерении применить их,  предоставив  при  этом
лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы и
специальных  средств,  достаточно   времени   для   выполнения   своих
требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении
физической силы и специальных средств создает непосредственную  угрозу
жизни   и  здоровью  граждан,  народных  дружинников  или  сотрудников
милиции, может повлечь иные тяжкие последствия или когда в создавшейся
обстановке такое предупреждение является невозможным;
     б) не  допускать  явного   несоответствия   вреда,   причиняемого
посягающему   лицу,   характеру   и   степени  общественной  опасности
посягательства;
     в) принимать   меры   по   оказанию   доврачебной  помощи  лицам,
получившим телесные повреждения  в  результате  применения  физической
силы и специальных средств.

     Статья 16. Применение физической силы и специальных средств

     1. Народные дружинники при исполнении обязанностей по обеспечению
общественного порядка имеют право на ношение  и  хранение  специальных
средств. Специальными средствами, используемыми народными дружинниками
при исполнении  обязанностей  по  обеспечению  правопорядка,  являются
аэрозольные    устройства,    снаряженные   слезоточивым   газом   или
раздражающими  веществами,  электрошоковые  устройства  и  другие,  не
требующие специального разрешения на их ношение.
     2. Народным дружинникам разрешается применять  слезоточивый  газ,
электрошоковые устройства для отражения нападения на граждан, народных
дружинников  или  сотрудников   милиции,   пресечения   сопротивления,
оказываемого народному дружиннику, задержания лиц, в отношении которых
имеются достаточные  основания  полагать,  что  они  намерены  оказать
вооруженное   сопротивление.   Во  всех  перечисленных  случаях  могут
применяться физическая сила, а также проходящие периодическую проверку
на  пригодность  в порядке,  устанавливаемом соответствующими органами
милиции, специально обученные собаки.
     3. Народным  дружинникам  запрещается применять физическую силу и
специальные  средства  в  отношении  женщин  с   видимыми   признаками
беременности или если народным дружинникам известно о беременности,  а
также  в  отношении   лиц   с   явными   признаками   инвалидности   и
несовершеннолетних,  когда  их возраст очевиден или известен народному
дружиннику,  за  исключением  случаев   оказания   указанными   лицами
вооруженного сопротивления,  совершения нападения, угрожающего жизни и
здоровью граждан.
     4. Народный   дружинник  обязан  уведомить  в  течение  24  часов
соответствующий орган милиции о каждом  случае  применения  физической
силы или специальных средств.

     Статья 17. Ответственность народного дружинника

     1. За   неправомерные   действия   (бездействие)  при  исполнении
обязанностей по  обеспечению  правопорядка  народный  дружинник  несет
ответственность   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации.
     2. Вред,  причиненный личности или имуществу гражданина,  а также
вред,   причиненный   имуществу   юридического   лица   неправомерными
действиями (бездействием) народного дружинника,  подлежит возмещению в
полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     3. Неправомерные  действия (бездействие) народного дружинника при
исполнении обязанностей по  обеспечению  общественного  порядка  могут
быть   обжалованы   в   соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.

     Статья 18.  Основания  для  прекращения   деятельности   народной
дружины

     Прекращение деятельности   народной   дружины  осуществляется  по
решению представительного органа местного самоуправления по одному  из
следующих оснований:
     а) в  случае,  когда  деятельность  народной  дружины   вошла   в
противоречие   с   действующим  законодательством  и  устранение  этих
противоречий невозможно иными средствами;
     б) в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.

            Глава V. ГАРАНТИИ ПРАВОВОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
                И ФОРМЫ ПООЩРЕНИЯ ГРАЖДАН, УЧАСТВУЮЩИХ
                 В ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

     Статья 19. Гарантии правовой защиты

     1. Граждане    при   исполнении   обязанностей   по   обеспечению
общественного порядка находятся под защитой государства.  Их  законные
требования обязательны для выполнения всеми, кому они адресованы.
     2. Неисполнение  законных  требований  граждан,   участвующих   в
обеспечении  общественного  порядка,  а  также  насилие или угроза его
применения,  посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство
влекут  ответственность  в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

     Статья 20. Гарантии социальной защиты

     1. Гарантии   социальной   защиты   гражданам,   участвующим    в
обеспечении    общественного    порядка,    устанавливаются   органами
государственной власти и органами местного  самоуправления  Республики
Марий Эл.
     2. В  случае  гибели  гражданина,  участвующего   в   обеспечении
общественного  порядка  в  Республике Марий Эл,  семье пострадавшего и
лицам,   находящимся   на   его   иждивении,   из   средств    бюджета
соответствующего муниципального образования с последующей компенсацией
из средств республиканского бюджета Республики Марий Эл  выплачивается
единовременное  пособие  в  размере  пятилетнего денежного довольствия
участкового уполномоченного милиции.
     3. При   причинении   гражданину,   участвующему   в  обеспечении
общественного порядка в Республике Марий Эл,  тяжкого вреда  здоровью,
повлекшего  стойкую  утрату  трудоспособности  и  (или)  инвалидность,
указанному   гражданину   из    средств    бюджета    соответствующего
муниципального  образования  с  последующей  компенсацией  из  средств
республиканского   бюджета   Республики   Марий    Эл    выплачивается
единовременное  пособие  в  размере  двухлетнего денежного довольствия
участкового уполномоченного милиции.

     Статья 21.  Формы поощрения и взыскания, применяемые к гражданам,
участвующим в обеспечении общественного порядка

     1. Органы  государственной  власти  Республики  Марий Эл и органы
местного самоуправления могут использовать различные  формы  поощрения
граждан, участвующих в обеспечении общественного порядка.
     2. За  особые  заслуги  в  обеспечении   общественного   порядка,
проявленное   при  этом  личное  мужество  и  героизм  граждане  могут
представляться  к  государственным  наградам  Российской  Федерации  и
Республики Марий Эл.
     3. К народным дружинникам,  недобросовестно относящимся  к  своим
обязанностям   либо  совершившим  проступок,  по  решению  руководства
народной дружины могут применяться следующие формы взыскания:
     а) общественное порицание;
     б) исключение из народной дружины.

     Статья 22. Условия исключения из народной дружины

     Исключение из  народной  дружины   осуществляется   в   следующих
случаях:
     а) на основании личного заявления народного дружинника;
     б) при  выявлении  обстоятельств,  указанных в пункте 6 статьи 11
настоящего Закона;
     в) в  связи  с систематическим невыполнением народным дружинником
обязанностей народного дружинника;
     г) в  случаях  совершения  народным  дружинником  противоправного
действия либо бездействия.

                  Глава VI. ФИНАНСИРОВАНИЕ, КОНТРОЛЬ

     Статья 23. Финансирование и материально - техническое обеспечение
деятельности граждан, участвующих в охране общественного порядка

     1. Источники  и  порядок  финансирования  деятельности граждан по
охране   общественного   порядка   определяются   органами    местного
самоуправления.  Финансирование  может осуществляться за счет средств,
поступающих от организаций, общественных объединений, граждан, а также
за  счет  иных поступлений,  если это не противоречит законодательству
Российской Федерации.
     2. Органы  местного  самоуправления  могут предоставлять народным
дружинам,  общественным  пунктам  охраны   общественного   порядка   в
безвозмездное    пользование   помещения   и   технические   средства,
необходимые для осуществления их деятельности.

     Статья 24.  Контроль  за  деятельностью  граждан,  участвующих  в
обеспечении общественного порядка

     Контроль за  деятельностью  граждан,  участвующих  в  обеспечении
общественного  порядка,  осуществляют  органы  государственной  власти
Республики   Марий   Эл,   органы  местного  самоуправления  и  органы
внутренних дел Республики Марий Эл в пределах своих полномочий.

                 Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 25. Вступление в силу настоящего Закона

     Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней  со  дня
его официального опубликования.

     Президент
     Республики Марий Эл          Л.МАРКЕЛОВ

     г. Йошкар-Ола
     16 июля 2003 года
     N 30-З


Информация по документу
Читайте также