Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 28.02.2007 № 5-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОН О республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 22 февраля 2007 года Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы". Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" начиная с 2007 года осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. Статья 3. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2007 года. Президент Республики Марий Эл Л.Маркелов г. Йошкар-Ола 28 февраля 2007 года N 5-З УТВЕРЖДЕНА Законом Республики Марий Эл от 28 февраля 2007 года N 5-З РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2007-2012 ГОДЫ" ПАСПОРТ республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" Наименование - республиканская целевая программа "Улучшение Программы демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" (далее - Программа) Основание для - реализация задач, поставленных в Послании разработки Президента Российской Федерации Федеральному Программы Собранию Российской Федерации; Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2015 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р Государственный - Министерство социальной защиты населения и труда заказчик- Республики Марий Эл руководитель Программы Основные - Министерство социальной защиты населения и труда разработчики Республики Марий Эл; Программы Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию; Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (по согласованию) Основные цели - выполнение основных положений Послания Президента Программы Российской Федерации в части улучшения демографической ситуации; преодоление негативных тенденций в демографических процессах в республике; социальная поддержка материнства и детства; создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей; создание условий для улучшения репродуктивного здоровья населения; создание условий для увеличения средней продолжительности жизни; повышение престижа института семьи Основные задачи - улучшение условий жизнедеятельности семьи; Программы укрепление семейно-брачных отношений; формирование здорового образа жизни; предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности; обеспечение профилактики осложнений беременности и родов; укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, физической культуры и спорта, социальной защиты Сроки и этапы - 2007-2012 годы реализации I этап (2007 год) - организационно-методическое Программы обеспечение мероприятий Программы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой; II этап (2008-2011 годы) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, оценка хода их выполнения; III этап (2012 год) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, анализ ситуации, обобщение, подведение итогов реализации Программы Перечень - мероприятия, направленные на реализацию основных основных задач, поставленных в Послании Президента мероприятий Российской Федерации Федеральному Собранию Программы Российской Федерации, в части демографии; укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями; стимулирование рождаемости и социально- экономическая поддержка семьи, материнства и детства; создание экономических условий для улучшения демографической ситуации; создание благополучной экологической обстановки проживания населения; регулирование миграционных процессов; пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей; информационное обеспечение региональной демографической политики Исполнители - Министерство социальной защиты населения и труда основных Республики Марий Эл; мероприятий Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Программы Министерство образования Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно- коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию; Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию); Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию); Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию); федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (по согласованию) Объемы - общий объем финансирования мероприятий Программы и источники (в ценах на 1 января 2006 г.) - финансирования 1733716,52 тыс.рублей за счет средств Программы республиканского бюджета Республики Марий Эл Система - контроль за выполнением мероприятий Программы организации осуществляет Министерство социальной защиты управления и населения и труда Республики Марий Эл. контроля за Министерство экономического развития, выполнением промышленности и торговли Республики Марий Эл Программы представляет информацию о ходе реализации Программы за отчетный период в Правительство Республики Марий Эл и Государственное Собрание Республики Марий Эл Основные целевые - увеличение числа родившихся в 2012 году до 8,8 тыс. показатели человек (в 2006 году - 7,499); Программы снижение младенческой смертности в 2012 году до 10 на 1000 родившихся живыми (в 2006 году - 11,6); снижение показателей материнской смертности в 2012 году до 20 на 100 тыс. родившихся живыми (в 2005 году - 26,5); снижение числа осложнений у больных с заболеваниями, передающимися половым путем, приводящих к бесплодию, к 2012 году на 10 процентов; снижение числа умерших в 2012 году до 10,2 тыс. человек (в 2005 году - 12,3); увеличение средней продолжительности жизни при рождении в 2012 году до 65 лет (в 2005 году - 63,4); увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом в 2012 году до 187,9 тыс. человек (в 2005 году - 129,7); ожидаемое прибытие заявленных специалистов различных видов экономической деятельности из числа соотечественников, проживающих за рубежом, составит 550 человек (с учетом их семей - 1650 человек). ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Необходимость подготовки и реализации республиканской целевой программы "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" (далее - Программа) вызвана тем, что в Республике Марий Эл в настоящее время, как и в других регионах Российской Федерации, сохраняется сложная демографическая ситуация. Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Данные, представленные в проекте национальной программы демографического развития России, говорят о следующем. Поколение детей лишь на 60 процентов замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 года смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. человек (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения за 2000- 2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год. В Республике Марий Эл начиная с 1995 года происходит ежегодное снижение численности населения, о чем свидетельствуют данные приложения N 6 (таблица 6.1). Это связано с сокращением числа родившихся, которое происходило с 1987 года (начиная с 2000 года наблюдается небольшое увеличение), при одновременном увеличении числа умерших, что и привело к естественной убыли населения. Одним из компонентов, частично компенсирующих естественную убыль населения, является миграция. До 1993 года миграционный прирост был дополнительным источником роста численности населения республики, начиная с 1993 года миграция стала компенсировать естественную убыль. В 1993-1995 годах миграция возмещала около 80 процентов естественной убыли населения республики, в 1996-1999 годах - 40 процентов, в 2000 году - 16,3 процента. С 2001 года наблюдается небольшой миграционный отток населения, следствием которого является то, что уезжают молодые, в основном хорошо подготовленные кадры. Численность постоянного населения республики на конец 2005 года (приложение N 6, таблица 6.2) составила 711,5 тыс. человек, в том числе городского - 449,1 тыс. человек и сельского - 262,4 тыс. человек. По сравнению с 2001 годом численность населения уменьшилась на 2,9 процента, в том числе городского - на 2,8 процента, сельского -на 3,1 процента . В республике сохраняется превышение численности женщин над численностью мужчин: в 2001 году на 1000 мужчин приходилось 1146 женщин, в 2005 году - 1160 женщин. Преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 34- летнего возраста (итоги Всероссийской переписи населения 2002 года). В 2005 году в республике умерло 12256 человек, по сравнению с 2001 годом число смертей увеличилось на 7,2 процента. Показатель смертности в 2005 году составил 17,2 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 16,8; в Российской Федерации - 16,0). Смертность населения превышает рождаемость в 1,6 раза (в Российской Федерации - в 1,7 раза). Естественная убыль в 2005 году составила 6,7 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 6,1; по Российской Федерации - 5,6) и по сравнению с 2001 годом увеличилась на 8 процентов. В структуре смертности населения в 2005 году преобладают заболевания сердечно-сосудистой системы - 50,3 процента (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 81,4 процента), несчастные случаи, отравления и травмы - 19,8 процента (преобладают лица трудоспособного возраста, которые составляют 74,3 процента, из них мужчины составляют 83,6 процента), новообразования - 10 процентов (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 74,8 процента), болезни органов дыхания - 8,5 процента (из них лица старше трудоспособного возраста составляют 70 процентов). Основная причина сокращения продолжительности жизни заключается в высокой смертности населения трудоспособного возраста (в 2005 году умерло 4432 человека трудоспособного возраста - это 36 процентов от общего числа умерших, по Российской Федерации - 30 процентов). Особую тревогу вызывает негативная тенденция темпа роста показателя смертности и случаев острых отравлений химической этиологии, в том числе алкоголем и его суррогатами. В 2003 году от отравлений алкоголем и его суррогатами в Республике Марий Эл умерло 359 человек, в 2004 году число умерших увеличилось до 512 человек, в 2005 году число отравлений составило 975, из них 593 - со смертельным исходом. За 7 месяцев 2006 года количество отравлений и смертельных случаев уже составляет 540, из них 384 - со смертельным исходом, что составляет более 50 процентов. За последние четыре года (2002-2005 гг.) доля алкогольных интоксикаций в общей структуре острых интоксикаций в целом по республике увеличилась с 18,7 процента до 50 процентов. Сложившаяся ситуация подтверждается и данными государственного надзора за оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции. Нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации на предприятиях, занятых оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции, выявляются в 65-70 процентах. Средняя продолжительность жизни по республике составляет 63,4 года (по Российской Федерации - 65,3), в том числе у мужчин -56,6 (по Российской Федерации - 58,9), у женщин - 71,1 (по Российской Федерации - 72,3). В связи с демографическими изменениями, происходящими в республике, численность лиц в возрасте старше трудоспособного в общей численности населения сократилась в меньшей степени (с 18,7 процента в 2001 году до 18,3 процента в 2005 году), чем лиц моложе трудоспособного возраста (с 20,5 процента до 17,1 процента). Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 лет) увеличилась и составила в 2005 году 459,947 тыс. человек (64,6 процента в общей численности населения против 60,8 процента в 2001 году). Вступление в трудоспособный возраст поколения молодежи, родившейся в первой половине 80-х годов прошлого века, а также положительный миграционный прирост до 2001 года привели к увеличению численности населения трудоспособного возраста. Средний возраст работающих в 2005 году составил 39,3 лет, в том числе у мужчин - 38,8 лет, женщин - 39,8 лет, и по сравнению с 2001 годом увеличился в среднем на 0,4 лет, в том числе у мужчин - на 0,2 лет, женщин - на 0,7 лет. В настоящее время уровень рождаемости в республике не обеспечивает простого естественного воспроизводства населения. Для замещения поколения отцов и матерей необходимо, чтобы на каждую женщину за всю жизнь в среднем приходилось не менее 2,15-2,17 рождения детей. Однако в 2005 году этот показатель по оценке составил 1,3 рождения детей. Остается высоким показатель искусственного прерывания беременности. В 2005 году в республике родилось 7475 человек, по сравнению с 2001 годом число рождений увеличилось на 9,4 процента. Показатель рождаемости в 2005 году составил 10,5 промилле на 1000 населения (в 2004 году - 10,7; в Российской Федерации - 10,4). В 2005 году в республике рождаемость снизилась по сравнению с 2004 годом на 1,9 процента. В 2005 году родилось живыми на 240 новорожденных меньше, чем в 2004 году (в 2005 году родилось 7475 детей, в 2004 году - 7715 детей). В 2005 году младенческая смертность снизилась на 30,4 процента и составила 9,4 промилле на 1000 родившихся живыми (в 2004 году - 13,2; по Российской Федерации - 11,6), в 2005 году умер в возрасте до одного года 71 ребенок (в 2004 году - 102 ребенка). Структура младенческой смертности выглядит следующим образом: первое место - состояния, возникшие в перинатальном периоде, - 58 процентов (в Российской Федерации - 44,9); второе место - врожденные аномалии развития - 11,6 процента (в Российской Федерации - 24,2); третье место - травмы и отравления - 18,8 процента (по Российской Федерации - 6,9); четвертое место - болезни органов дыхания - 5,8 процента. Досуточная летальность сократилась с 40,5 процента (13 детей) в 2004 году до 17,3 процента в 2005 году (4 ребенка). Эти цифры говорят о том, что внутриутробное состояние плода улучшилось, что является положительным результатом работы по витаминизации беременных женщин. Кроме того, все беременные женщины с риском перинатальной заболеваемости и смертности детей были направлены на роды в лечебно-профилактическое муниципальное учреждение здравоохранения "Перинатальный центр" г. Йошкар-Олы. Уровень материнской и младенческой смертности на период до 2012 года, прогнозируемый Министерством здравоохранения Республики Марий Эл, отражен в приложении N 6 (таблица 6.5). Охрана здоровья матери и ребенка - одно из важнейших направлений здравоохранения. Ежегодно на диспансерном учете по бесплодию в течение последних трех лет в Республике Марий Эл наблюдается 700-800 семейных пар. Одна треть из них нуждается в лечении методом ЭКО (экстракорпорального оплодотворения). Стоимость ЭКО включает в себя дорогостоящие расходные материалы (среда для культивирования ооцитов, среда для отмывки сперматозоидов, иглы с УЗИ метками для пункции фолликулов и т.д.). В общей структуре бесплодия мужской фактор составляет по Республике Марий Эл 27 процентов, из них 12 процентов иммунологическое бесплодие, лечение которого требует приобретения дорогостоящего оборудования (метод ИКСИ - оплодотворение одним сперматозоидом). На фоне снижения рождаемости здоровье каждой беременной женщины и новорожденного приобретает особое социальное значение. В структуре перинатальной смертности доля новорожденных, умерших по причине внутриутробной инфекции, составляет 22-25 процентов ежегодно в течение последних трех лет. В связи с этим назрела необходимость в обследовании беременных групп риска на специфические инфекции и своевременном их лечении, что приведет к снижению осложнений беременности и родов от причин, связанных с инфекцией. Данные, представленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл, свидетельствуют о неблагополучном состоянии здоровья школьников. Наблюдается снижение количества здоровых детей, рост заболеваемости и распространенность хронической соматической патологии. В 2005 году по сравнению с 2004 годом отмечается рост болезней нервной системы в 1,8 раза. По остальным нозологическим формам заболеваемость находится на том же уровне, что и в 2004 году или отмечается ее снижение: общая заболеваемость - в 1,1 раза; болезни органов пищеварения - в 1,5 раза; болезни крови и кроветворных органов - в 1,5 раза; инфекционные и паразитарные заболевания - в 1,6 раза; болезни эндокринной системы - в 1,1 раза; нарушение осанки - в 1,3 раза; психические расстройства - в 1,6 раза. Несмотря на снижение заболеваемости за последний год, тенденция к ее увеличению в динамике сохраняется. Так, за последние 5 лет отмечен значительный рост болезней органов пищеварения - в 2,4 раза; болезней крови и кроветворных органов - в 1,8 раза; болезней нервной системы - в 1,3 раза; нарушения зрения - в 1,1 раза. Параллельно с ухудшением здоровья детей имеет место снижение качества горячего питания в общеобразовательных учреждениях республики. Охват учащихся горячим питанием, составляющий в 2004 году 67 процентов, снизился в 2005 году до 66 процентов. Причем в сельской местности этот показатель составляет 87,8 процента, в городах - 45,3 процента. Более 18 тыс. учащихся (22 процента) питаются буфетной продукцией в школьных столовых, что не может восполнить энергетическую потребность детского организма в пищевых веществах и энергии. В рационах питания учащихся общеобразовательных учреждений отмечается недостаточное потребление мясных, рыбных, молочных продуктов, дети недополучают белки животного происхождения, молочные жиры, натуральные витамины и микроэлементы. Выполнение натуральных норм питания по молоку и молочным продуктам составило 68 процентов, овощам - 96 процентов, мясу и мясным продуктам - 76 процентов, свежим фруктам и сокам - 70 процентов. Выше нормы употребляются хлеб, картофель, макаронные и крупяные изделия. Приобретает острый характер и проблема слабой материально-технической базы школьных столовых. Недостаточный набор помещений (в 30 процентах школ), оборудования, инвентаря, посуды препятствует соблюдению санитарноэпидемиологических правил на пищеблоках школ. В большинстве школ более 70 процентов технологического и холодильного оборудования имеют значительный износ. Основное оборудование эксплуатируется на протяжении 15-37 лет. Гарантийный срок работы холодильного оборудования 10 лет, технологического - 7 лет. По-прежнему функционируют школы, не имеющие централизованного водоснабжения, отопления и канализации. Так, в 2006-2007 учебном году: не имеют канализации - 55 школ; не имеют централизованного водоснабжения - 42 школы; количество учреждений, имеющих печное отопление, - 15. Отрицательно влияют на состояние здоровья детей и физические факторы окружающей среды, в которых пребывают учащиеся. Не соответствуют гигиеническим требованиям: 18,6 процента замеров искусственной освещенности; 10,9 процента параметров микроклимата; 11,4 процента замеров электромагнитных полей; 12,8 процента мебели. В демографическом развитии остается ряд острых проблем: 1. Низкий коэффициент суммарной рождаемости - 1,3 - в 1,7 раза меньше, чем нужно для простого замещения поколения родителей поколениями детей. 2. Низкая потребность в детях. Среднее желаемое число детей, то есть число детей, которое женщина хотела бы иметь при максимально благоприятных условиях для их рождения и воспитания, составляет 2,15, а ожидаемое, то есть число детей, которое женщина реально предполагает иметь, - 1,7. 3. Высокая внебрачная рождаемость (30 процентов). В 2004-2005 годах каждый третий ребенок в республике родился вне брака. Внебрачная рождаемость обостряет проблему бедности, дети в таких семьях ущемлены и в материальном, и в духовном отношении. 4. Утрата ценности семейных отношений, уважения и бережного отношения к институту семьи и брака. 5. Высокая смертность мужчин в трудоспособном возрасте (в среднем каждый второй умерший мужчина находился в трудоспособном возрасте). Среди умерших в трудоспособном возрасте мужчины составляют 82 процента, уровень мужской смертности в четыре с половиной раза выше женской. 6. В составе категории безработных граждан увеличивается доля инвалидов, молодежи, одиноких и многодетных родителей, лиц пенсионного возраста. Среди социально-демографических групп безработных в наиболее сложном положении оказались женщины. 7. Ухудшение возрастной структуры населения: преобладание доли населения старше трудоспособного возраста над удельным весом населения младших возрастов. 8. По-прежнему требуют внимания социально значимые заболевания: туберкулез, инфекции, передающиеся преимущественно половым путем, гепатиты "В" и "С", ВИЧ-инфекция, злокачественные новообразования, сахарный диабет, психические расстройства; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением. В приложении N 2 к настоящей Программе приведены основные проблемы демографии в Республике Марий Эл, затрагиваемые разрабатываемой Программой. Основные демографические показатели в Республике Марий Эл до 2012 года, приведенные в приложении N 6 (таблицы 6.3 - 6.5), рассчитаны на основе анализа сложившихся тенденций демографических процессов в республике. В его основу закладываются следующие факторы: благоприятная возрастная структура населения для роста рождаемости, который продлится до 2015 года, так как в репродуктивный возраст вступило поколение рожденных в 80-х годах; увеличение государственных единовременных и ежемесячных пособий на ребенка и введение родовых сертификатов. Прогноз по первому варианту предполагает сохранение сложившихся тенденций: рост рождаемости до 2012 года, стабилизацию смертности на уровне последних лет и снижение миграционного оттока. Прогноз по второму варианту помимо вышеуказанных факторов исходит из следующих предпосылок: увеличение рождаемости за счет более полной реализации потребности в детях. Разница между желаемым и ожидаемым числом детей составляет в среднем примерно 0,4-0,5, то есть это резерв повышения рождаемости, который может быть достигнут при улучшении условий жизни, проведении активной демографической политики, направленной на изменение сознания людей в сторону повышения ценности семьи, материнства и детства, на значительное сокращение сверхсмертности мужчин трудоспособного возраста и уменьшение в 1,3 раза смертности от предотвратимых причин, снижение миграционного оттока и с 2011 года достижение миграционного прироста, который будет несколько компенсировать естественную убыль. При достижении поставленных задач общий уровень рождаемости в 2012 году может составить 12,8 промилле (в 1,2 раза выше уровня 2005 года). Абсолютное число умерших будет уменьшаться на протяжении всего прогнозируемого периода, коэффициент смертности сократится до 14,8 промилле (в 1,16 раза меньше уровня 2005 года). Увеличение числа родившихся и сокращение числа умерших приведет к значительному уменьшению естественной убыли населения. В 2012 году коэффициент естественной убыли может сложиться на уровне 2,0 промилле. Правительство Республики Марий Эл предпринимает существенные меры по изменению тенденции демографической ситуации в республике. Республика Марий Эл активно работает с федеральным центром по привлечению государственных инвестиций по федеральным целевым программам. Всего за 2001- 2005 годы на развитие экономики и социальной сферы привлечено более 4,8 млрд.рублей из федерального бюджета. Ежегодно Правительством Республики Марий Эл формируется республиканская адресная инвестиционная программа. В рамках республиканской адресной инвестиционной программы средства республиканского бюджета Республики Марий Эл направляются на строительство объектов социальной сферы, жилья, инженерной инфраструктуры, что позволяет ежегодно увеличивать обеспеченность населения республики объектами социальной инфраструктуры (школами, поликлиниками, больницами, спортивными сооружениями и т.д.). Объем средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл, выделяемых на реализацию республиканской адресной инвестиционной программы, за 2001-2005 годы составил 1114,5 млн.рублей, что в 3,1 раза больше, чем за 1996-2000 годы. Одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Республики Марий Эл является повышение уровня обеспеченности населения республики благоустроенным жильем и качественными жилищно-коммунальными услугами. По состоянию на 1 января 2006 г. жилищный фонд республики составляет 14,8 млн.кв.м, в том числе 9,7 млн.кв.м, или 65,5 процента - городской жилищный фонд. Площадь жилья, приходящегося в среднем на 1 жителя (на конец года), составляет 20,8 кв.м. Начиная с 2001 года ежегодно увеличивается ввод жилых домов. За 2001-2005 годы введено в эксплуатацию 762,7 тыс.кв.м жилья. За эти годы введены в эксплуатацию 3 дома для работников бюджетной сферы общей площадью 8,4 тыс.кв.м. За 8 месяцев 2006 года предприятиями и организациями всех форм собственности построено и введено жилья 99,7 тыс.кв.м, что на 27,5 процента больше, чем за соответствующий период 2005 года, в том числе индивидуального жилья 60,1 тыс.кв.м, что на 11 процентов выше соответствующего периода 2005 года. Средняя рыночная стоимость 1 кв.м площади жилья, приходящегося в среднем на 1 жителя (без учета индивидуальных застройщиков), на первичном рынке застройщиков составила 13,65 тыс.рублей. В республике за последние годы принят ряд законодательных актов, направленных на улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл (приложение N 1 к настоящей Программе). Для улучшения демографической ситуации необходимо проведение комплексной работы. Эта задача поставлена Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. Реализация настоящей Программы возможна только при скоординированном взаимодействии заинтересованных министерств, иных органов исполнительной власти, а также юридических лиц (по согласованию). II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Главными целями Программы являются преодоление негативных тенденций в демографических процессах в республике, социальная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, для улучшения репродуктивного населения, для увеличения средней продолжительности жизни, повышение престижа института семьи. Для достижения поставленных целей потребуется реализация мероприятий, направленных на решение следующих задач: улучшение условий жизнедеятельности семьи, укрепление семейно-брачных отношений, формирование здорового образа жизни, предупреждение и снижение материнской и младенческой смертности, обеспечение профилактики осложнений беременности и родов, укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, социальной защиты. Программа будет реализовываться в три этапа: I этап (2007 год) - организационно-методическое обеспечение мероприятий Программы, реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой; II этап (2008-2011 годы) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, оценка хода их выполнения; III этап (2012 год) - реализация ряда мероприятий, предусмотренных Программой, анализ ситуации, обобщение, подведение итогов реализации Программы. III. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Система программных мероприятий с указанием финансовых ресурсов и сроков, необходимых для их реализации, разработана в соответствии с целями и задачами Программы: укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями; стимулирование рождаемости и социально-экономическая поддержка семьи, материнства и детства; создание экономических условий для улучшения демографической ситуации; создание благополучной экологической обстановки проживания населения; регулирование миграционных процессов; пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей; информационное обеспечение региональной демографической политики. Система и перечень программных мероприятий приведены в приложениях N 3 и 5. IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Реализацию мероприятий Программы планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Общий объем ассигнований на реализацию Программы составляет 1733716,52 тыс.рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Объемы финансирования Программы по источникам и основным направлениям расходов приведены в приложениях N 3-5 (в ценах соответствующих лет). V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Руководителем Программы является Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Основными разработчиками и исполнителями мероприятий Программы - Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл, Министерство здравоохранения Республики Марий Эл, Министерство образования Республики Марий Эл, Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл, Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл, Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл, Государственный комитет Республики Марий Эл по профессиональному образованию, Департамент государственной службы занятости населения Республики Марий Эл, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Марий Эл (по согласованию), Управление Федеральной миграционной службы по Республике Марий Эл (по согласованию), Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Марий Эл (по согласованию), федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" (по согласованию); государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Марийский государственный технический университет" (по согласованию). Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл осуществляет руководство и текущее управление реализацией Программы, обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, разрабатывает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы, проводит анализ и формирует предложения по рациональному использованию финансовых ресурсов Программы, подготавливает ежегодно в установленном порядке предложения по уточнению перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, уточняет механизм реализации Программы и размер затрат на реализацию программных мероприятий. VI. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ, КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ Вопросы взаимодействия при реализации Программы и ход ее выполнения рассматриваются с участием заинтересованных сторон на расширенных заседаниях коллегии Министерства социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. Ответственным за реализацию, конечные результаты, целевое и эффективное использование выделяемых на выполнение Программы финансовых средств, подготовку отчета о ходе реализации Программы является государственный заказчик Программы (руководитель Программы) -Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл. В целях формирования отчета государственный заказчик Программы обеспечивает получение необходимых ежеквартальных и ежегодных отчетных данных о ходе реализации Программы от исполнителей ее мероприятий. Основные исполнители мероприятий Программы из числа республиканских органов исполнительной власти осуществляют организацию и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных в Программе мероприятий и представляют государственному заказчику Программы информацию о ходе реализации мероприятий Программы ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, и ежегодно, до 20 января года, следующего за отчетным периодом. Основным исполнителям из числа территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и учреждений рекомендуется представлять государственному заказчику Программы информацию о ходе реализации мероприятий Программы в указанные выше сроки. Государственный заказчик Программы ежеквартально, до 20 числа, следующего за отчетным периодом, и по итогам года - до 1 февраля, следующего за отчетным периодом года, направляет в Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл доклады о ходе работ по реализации Программы и эффективности использования финансовых средств согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 3 июня 2004 года N 156 "Вопросы реализации республиканских целевых программ". Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл совместно с руководителем Программы ежегодно, до 1 марта, представляет в Правительство Республики Марий Эл и Государственное Собрание Республики Марий Эл информацию о ходе реализации Программы за отчетный год. Государственный заказчик Программы до 1 июля текущего года направляет бюджетную заявку на финансирование ее мероприятий, подлежащих реализации в очередном финансовом году, в Министерство финансов Республики Марий Эл и Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" ПЕРЕЧЕНЬ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ, НАПРАВЛЕННЫХ НА УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ ----T-------------------------------------------T---------------------------T--------------------------------- ¦ Наименование акта ¦ Государственный заказчик ¦ Ожидаемые качественные, ¦ ¦ ¦ количественные и ¦ ¦ ¦ социальные эффекты от ¦ ¦ ¦ реализации ----+-------------------------------------------+---------------------------+--------------------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ----+-------------------------------------------+---------------------------+--------------------------------- 1. Республиканская целевая программа Минздрав повышение выявляемости "Онкология" на 2003-2007 годы, утвержденная Республики Марий Эл онкозаболеваний при профосмотрах Законом Республики Марий Эл на 10 процентов, увеличение числа от 18 октября 2002 года N 23-З выявленных больных с I и II стадией заболеваний до 40 процентов 2. Республиканская целевая программа Минздрав повышение оперативности и "О совершенствовании службы скорой Республики Марий Эл качества оказания скорой медицинской помощи в Республике Марий Эл" медицинской помощи населению на 2003-2007 годы, утвержденная Законом республики на догоспитальном Республики Марий Эл от 18 октября 2002 года этапе N 24-З 3. Республиканская целевая программа "Жилье для Минобразование создание условий для молодой семьи" на 2004-2010 годы, Республики Марий Эл повышения уровня утвержденная Законом Республики Марий Эл от обеспеченности жильем 22 июня 2004 года N 22-З молодых семей, укрепление семейных отношений и снижение социальной напряженности среди молодежи, закрепление молодых специалистов в республике 4. Закон Республики Марий Эл от Минсоцзащиты и труда обеспечение социальной 2 декабря 2004 года N 50-3 Республики Марий Эл поддержки и социального "О социальной поддержке и обслуживания отдельных социальном обслуживании отдельных категорий граждан, проживающих категорий граждан в Республике в Республике Марий Эл Марий Эл" 5. Республиканская целевая программа Минздрав выявляемость больных "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Республики Марий Эл туберкулезом при профосмотрах Республике Марий Эл на 2005-2009 годы", не менее 44-50 процентов, утвержденная Законом Республики Марий Эл охват вакцинацией БЦЖ от 30 декабря 2004 года N 65-З новорожденных детей на уровне 98 процентов 6. Республиканская целевая программа Минздрав систематизация и повышение "Комплексные меры по противодействию Республики Марий Эл эффективности профилактических злоупотреблению наркотиками и их и реабилитационных мероприятий, незаконному обороту на 2005-2009 годы", связанных с проблемой утвержденная Законом Республики Марий Эл распространения наркомании; от 30 декабря 2004 года N 66-З лечение и реабилитация больных наркоманией, составляющих 20 процентов (с ежегодным приростом 2 процента) от общего числа больных наркологической патологией, стабилизация заболеваемости наркоманией на уровне, не превышающем 12 на 100 тыс. населения республики 7. Республиканская целевая программа Минздрав увеличение охвата населения "Неотложные меры по противодействию Республики Марий Эл скрининговыми исследованиями на распространению в Республике Марий Эл ВИЧ на 2,3 процента, заболевания, вызываемого вирусом недопущение случаев инфицирования иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), ВИЧ при использовании донорской на 2005-2008 годы "АНТИ-ВИЧ/СПИД", крови и инфицирования утвержденная Законом Республики Марий Эл медицинских работников при от 30 декабря 2004 года N 67-З выполнении служебных обязанностей 8. Республиканская целевая программа Минстрой и ЖКХ обеспечение населения питьевой "Обеспечение населения Республики Марий Эл Республики Марий Эл водой нормативного качества и в доброкачественной питьевой водой достаточном количестве, на 2005-2010 годы", утвержденная Законом восстановление, охрана и Республики Марий Эл от 6 июля 2005 года рациональное использование N 30-З источников питьевого водоснабжения 9. Республиканская целевая программа Минздрав увеличение обеспеченности "Медицинские кадры" на 2006-2010 годы, Республики Марий Эл населения врачами до уровня 35, утвержденная Законом Республики Марий Эл средних медицинских работников от 9 ноября 2005 года N 43-З до 105 на 10 тыс. населения, повышение квалификации медицинских работников 10. Республиканская целевая программа Минздрав 100-процентное обеспечение "Сахарный диабет" на 2006-2007 годы, Республики Марий Эл высококачественными инсулинами утвержденная Законом Республики Марий Эл и средствами самоконтроля, от 9 ноября 2005 года N 44-З обучение в школах диабета 85 процентов впервые выявленных больных 11. Республиканская целевая программа Минсельхоз развитие жилищного "Социальное развитие села до 2010 года", Республики Марий Эл строительства в сельской утвержденная Законом Республики Марий Эл местности, улучшение жилищных от 1 декабря 2005 года N 59-З условий более 2500 сельских семей, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, улучшение жилищных условий, привлечение для проживания на селе 580 молодых семей и молодых специалистов 12. Республиканская целевая программа "Здоровый Минздрав снижение показателей ребенок" на 2007-2008 годы, утвержденная Республики Марий Эл материнской смертности до 20 Законом Республики Марий Эл от 5 октября на 100 тыс. родившихся живыми, 2006 года N 56-З снижение младенческой смертности до 10 на 1000 родившихся живыми 13. Республиканская целевая программа Минобразование повышение эффективности системы "Профилактика безнадзорности и Республики Марий Эл профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на правонарушений 2007-2009 годы", утвержденная Законом несовершеннолетних; Республики Марий Эл от 28 декабря 2006 года обеспечение социальной защиты N 77-З прав и поддержки законных интересов детей и подростков; увеличение числа несовершеннолетних, охваченных организованными формами занятости в свободное от учебы время, с 45 до 50 процентов; уменьшение числа преступлений, совершаемых несовершеннолетними, на 10 процентов 14. Закон Республики Марий Эл от 30 декабря Минобразование обеспечение мер социальной 2006 года N 60-З "О приемной семье" Республики Марий Эл и финансовой поддержки приемных семей ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕМОГРАФИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ, ЗАТРАГИВАЕМЫЕ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ ПРОГРАММОЙ ------T------------------------------T------------------------------------------------------------ ¦Наименование, краткое описание¦ Количественная характеристика проблемы (данные на конец ¦ проблемы ¦ 2004 года) ¦ +-----------------------T-----------------T------------------ ¦ ¦ в Республике Марий Эл ¦в среднем по Рос-¦в Приволжском фе- ¦ ¦ ¦ сии ¦деральном округе ------+------------------------------+-----------------------+-----------------+------------------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ------+------------------------------+-----------------------+-----------------+------------------ 1. Соотношение мужчин и 1157 1154 1169 женщин (количество женщин на 1000 мужчин) 2. Возрастной состав населения (процентов от общей численности населе- ния): моложе трудоспособного возрас- 17,7 16,8 17 та трудоспособного возраста 64,0 62,9 62,4 старше трудоспособного возрас- 18,3 20,3 20,6 та 3. Общий коэффициент рожда- 10,7 10,4 10,2 емости (количество родившихся на 1000 населения) 4. Общий коэффициент смертности 16,8 16,0 16,3 (количество умерших на 1000 населения) 5. Ожидаемая продолжительность 63,38 65,27 65,22 жизни при рождении в том числе: мужчин 56,61 58,89 58,59 женщин 71,14 72,3 72,57 ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" ----T-----------------------------T--------------T--------------------T-------------T--------------------- ¦ ¦ Объем ¦ ¦ ¦ ¦ Наименование мероприятия ¦финансирования¦ Ответственный ¦ Срок испол- ¦ Ожидаемые качес- ¦ ¦мероприятий из¦ исполнитель ¦ нения ¦ твенные, количес- ¦ ¦республиканс- ¦ ¦ ¦твенные и социаль- ¦ ¦ кого бюджета ¦ ¦ ¦ные эффекты от ме- ¦ ¦Республики Ма-¦ ¦ ¦ роприятия ¦ ¦рий Эл - всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (тыс.рублей) ¦ ¦ ¦ ----+-----------------------------+--------------+--------------------+-------------+--------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ----+-----------------------------+--------------+--------------------+-------------+--------------------- I. Укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями 1. Проведение физкультурно- 9228 2008-2012 гг. увеличение количества массовых мероприятий - всего занимающихся физической культурой в том числе среди: и спортом учащихся общеобразовательных 3571 Минобразование до 24,7 процента от школ Республики Марий Эл, общего числа студентов государственных 4765 Госкомпрофобр населения, снижение образовательных учреждений Республики Марий Эл, процента заболеваний высшего и среднего населения, повышение профессионального образования производительности труда ветеранов 892 Минспорт Республики Марий Эл 2. Внедрение в деятельность Минобразование 2007-2012 гг. улучшение здоровья образовательных учреждений Республики Марий Эл, школьников, новых форм физического Минздрав снижение показателя воспитания школьников в Республики Марий Эл, заболеваемости зависимости от их физического, Управление на 10 процентов психического и соматического Роспотребнадзора по здоровья Республике Марий Эл (по согласованию) 3. Мониторинг санитарно- Минобразование 2007-2012 гг. улучшение здоровья гигиенических условий Республики Марий Эл, школьников, снижение пребывания детей в Минздрав показателя образовательных учреждениях и Республики Марий Эл, заболеваемости организации учебно- Управление на 50 процентов воспитательного процесса Роспотребнадзора по Республике Марий Эл (по согласованию) 4. Оснащение отделений и кабинетов 271,5 Минздрав 2007-2011 гг. увеличение охвата медицинской профилактики в Республики Марий Эл целевых групп лечебно-профилактических обучающими учреждениях современным программами медицинским оборудованием на 15 процентов 5. Мониторинг содержания йода 51 Минздрав 2007-2012 гг. уменьшение числа в пищевых продуктах Республики Марий Эл, случаев эндемического ФГУЗ "Центр гигиены зоба III-IV степени и эпидемиологии в на 2 процента Республике Марий Эл" (по согласованию) 6. Мониторинг заболеваний, 51 Минздрав 2007-2012 гг. насыщение связанных с дефицитом йода Республики Марий Эл, потребительского среди населения Республики ФГУЗ "Центр гигиены рынка республики Марий Эл и эпидемиологии в продуктами, Республике Марий Эл" обогащенными йодом (по согласованию) 7. Использование йодированной Минздрав 2007-2012 гг. улучшение здоровья соли, хлеба, молочных и других Республики Марий Эл, граждан, находящихся продуктов, обогащенных йодом, Минобразование в стационарных при организации питания в Республики Марий Эл, учреждениях учреждениях здравоохранения, Минсоцзащиты и труда образования, социальной Республики Марий Эл защиты 8. Организация бесплатного питания 4782,2 Минобразование 2008-2012 гг. укрепление здоровья учащихся начальных классов Республики Марий Эл детей путем общеобразовательных школ сбалансированности республики компонентов питания 9. Скрининговое обследование на 3072 Минздрав 2007-2012 гг. снижение регистрации сифилис подлежащего Республики Марий Эл случаев сифилиса контингента и больных с на поздних стадиях хроническими воспалительными заболевания, заболеваниями органов снижение числа репродуктивной системы на осложнений у заболевания, передающиеся больных с половым путем заболеваниями, передающимися половым путем, приводящих к бесплодию, на 10 процентов 10. Профилактика психических 286 Минздрав 2007 г. снижение уровня расстройств. Организация Республики Марий Эл госпитализации психотерапевтического кабинета больных с в ГУЗ "Республиканский психо- непсихотическими неврологический диспансер" психическими расстройствами на 9 процентов. Снижение экономических затрат на лечение больных 11. Социальная поддержка больных 9750,5 Минздрав 2007-2012 гг. снижение резервуара туберкулезом: Республики Марий Эл инфекции за счет в том числе: повышения компенсация стоимости проезда эффективности лечения больных туберкулезом к месту (увеличение лечения; абациллирования обеспечение больных на 10 процентов, туберкулезом ежемесячными снижение количества продуктовыми наборами отрывов от лечения на 20 процентов) 12. Санаторно-курортное лечение 21952 Минсоцзащиты и труда 2008-2012 гг. увеличение ветеранов труда, тружеников Республики Марий Эл продолжительности тыла, жертв политических и улучшение качества репрессий жизни отдельных категорий граждан 13. Создание благоприятных условий 150 Госкомпрофобр 2008-2012 гг. успешная социализация для организации образовательного Республики Марий Эл личности процесса. Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы, отдыха, медицинского обслуживания и других форм социальной поддержки работников и обучающихся учреждений профессионального образования в том числе: проведение конкурса на лучшее улучшение условий, студенческое общежитие способствующих учреждений профессионального здоровью, учебе, образования; труду и отдыху проведение конкурса на лучшую обучающихся, организацию спортивно- проживающих в оздоровительной работы общежитиях 14. Организация и проведение 50 Госкомпрофобр 2009 г. повышение уровня конференции "Здоровье - Республики Марий Эл знаний, приоритет нации" распространение положительного опыта работы 15. Приобретение оборудования 2100 Минздрав Республики 2007 г. сохранение здоровья (хромато-масс-спектрометр Марий Эл, граждан республики, "Кристалл МС") для исследования Управление повышение качества спиртосодержащей жидкости Роспотребнадзора по алкогольных напитков Республике Марий Эл (по согласованию) II. Стимулирование рождаемости и социально-экономическая поддержка семьи, материнства и детства 16. Разработка и реализация мер, 12144 Минздрав Республики 2007-2012 гг. направленных на укрепление Марий Эл репродуктивного здоровья населения в том числе: лечение бесплодия методом 7500 Минздрав Республики 2007-2012 гг. уменьшение количества экстракорпорального Марий Эл бесплодных пар по оплодотворения Республике Марий Эл на 58,8 процента оснащение отделения 1144 Минздрав 2008 г. уменьшение количества экстракорпорального Республики Марий Эл бесплодных пар по оплодотворения современным Республике Марий Эл медицинским оборудованием на 58,8 процента (инвертированный микроскоп и микроманипуляционные системы) обследование беременных групп 3500 Минздрав 2007-2012 гг. снижение риска на специфические инфекции Республики Марий Эл мертворождаемости от (хламидии, микоплазмы, внутриутробных уреаплазмы и другие) инфекций на 20 процентов 17. Выплата денежного пособия 37500 Минсоцзащиты и труда 2008-2012 гг. раннее выявление беременным женщинам при Республики Марий Эл, патологии. Уменьшение ранней постановке на учет в Минздрав осложнений в период женскую консультацию Республики Марий Эл беременности и родов (до 12 недель) на 8,3 процента ежегодно 18. Увеличение выплаты денежного 54500 Минсоцзащиты и труда 2008-2012 гг. увеличение пособия при рождении первого Республики Марий Эл, рождаемости ребенка на 1,0 тыс.рублей, Минздрав на 3 процента второго - на 2,0 тыс.рублей, Республики Марий Эл ежегодно третьего и более - на 3,0 тыс.рублей (в 2006 году сумма пособия - 8,0 тыс.рублей) 19. Повышение размера ежемесячного 1075027 Минсоцзащиты и труда 2007-2012 гг. повышение качества пособия на ребенка: Республики Марий Эл материальной в 2007 году - до 100 рублей; поддержки в 2008 году - до 130 рублей; малообеспеченных в 2009 году - до 170 рублей; граждан, в 2010 году - до 220 рублей; воспитывающих в 2011 году - до 280 рублей; несовершеннолетних в 2012 году - до 350 рублей детей 20. Организация летнего отдыха, 27674,7 2007-2012 гг. укрепление здоровья оздоровления и занятости детей и подростков, детей, подростков и профилактика студенческой молодежи - всего асоциальных явлений 10430,7 Минобразование Республики Марий Эл, 16884 Минсоцзащиты и труда Республики Марий Эл, 360 Госкомпрофобр Республики Марий Эл 21. Социальная поддержка детей- 1000 Госкомпрофобр 2008-2012 гг. экономическая сирот и лиц, оставшихся без Республики Марий Эл поддержка социально попечения родителей, - незащищенной приобретение путевок в учащейся молодежи спортивно-оздоровительные лагеря 22. Обеспечение бесплатным 1118,5 Минобразование 2008-2012 гг. социальная поддержка комплектом учебников учащихся Республики Марий Эл семей, имеющих детей 1-х классов общеобразовательных школ 23. Социальная поддержка 180 Госкомпрофобр 2008-2012 гг. экономическая обучающихся в учреждениях Республики Марий Эл поддержка учащейся профессионального образования - молодежи назначение специальной стипендии "Лучший по профессии" 24. Установление для семей с 4-мя 32291,4 Минсоцзащиты и труда 2007-2012 гг. обеспечение и более несовершеннолетними Республики Марий Эл экономической детьми меры социальной поддержки поддержки по оплате жилищно- малообеспеченных коммунальных услуг в семей с детьми размере 30 процентов 25. Установление меры социальной 60661 Минсоцзащиты и труда 2008-2012 гг. повышение поддержки для многодетных Республики Марий Эл социального статуса матерей, воспитавших пять и материнства более детей, дающей право на предоставление мер социальной поддержки наравне с ветеранами труда III. Создание экономических условий для улучшения демографической ситуацш 26. Возврат в систему образования 4275 Минобразование 2008-2010 гг. увеличение охвата перепрофилированных и Республики Марий Эл, детей дошкольным используемых не по назначению Минэкономразвития образованием дошкольных образовательных Республики Марий Эл до 70 процентов учреждений в том числе реконструкция 4275 Минобразование дошкольного образовательного Республики Марий Эл учреждения в дер.Куракино на 30 мест 27. Развитие сети дошкольных 272130 Минобразование 2008-2012 гг. улучшение образовательных учреждений Республики Марий Эл, материально- Минэкономразвития технической базы Республики Марий Эл дошкольных в том числе: образовательных строительство дошкольного 1350 Минобразование учреждений, муниципального образовательного Республики Марий Эл увеличение охвата учреждения "Юледурский детский детей дошкольным сад N 5 "Черемушка"" на 40 мест образованием до 72,2 процента строительство дошкольного 27000 Минобразование образовательного учреждения Республики Марий Эл в пгт Шелангер на 80 мест строительство дошкольного 55530 Минобразование образовательного учреждения Республики Марий Эл в пгт Медведево на 220 мест строительство дошкольного 23750 Минобразование образовательного учреждения Республики Марий Эл в дер.Алашайка на 55 мест строительство дошкольного 47500 Минобразование образовательного учреждения Республики Марий Эл в пгт Параньга на 120 мест строительство 2-х дошкольных 117000 Минобразование образовательных учреждений Республики Марий Эл в г.Йошкар-Оле на 440 мест 28. Увеличение сети интегрированных 35245 Минобразование 2009-2012 гг. увеличение сети учреждений "Школа - детский Республики Марий Эл, начальных школ - сад" Минэкономразвития детских садов и Республики Марий Эл охвата детей дошкольным образованием до в том числе: 1425 Минобразование 72,7 процента реконструкция существующих Республики Марий Эл помещений в образовательном учреждении под начальную школу-детский сад в с.Нурма на 45 мест реконструкция существующих 570 Минобразование помещений в образовательном Республики Марий Эл учреждении под начальную школу-детский сад в дер.Чендемерово на 50 мест строительство начальной 33250 Минобразование школы- детского сада в Республики Марий Эл дер.Ирнур на 50 мест 29. Оснащение специальных 800 Минобразование 2008-2011 гг. оказание (коррекционных) образовательных Республики Марий Эл квалифицированной учреждений учебно- помощи детям с методическими, наглядными ограниченными пособиями, учебниками возможностями здоровья 30. Развитие инфраструктуры службы 1676 Минсоцзащиты и труда 2007 г. создание условий социальной помощи семье Республики Марий Эл для профилактики и детям. Открытие социально- социального реабилитационного центра для сиротства, несовершеннолетних в профилактики Килемарском районе безнадзорности несовершеннолетних IV. Создание благополучной экологической обстановки проживания населения 31. Предотвращение загрязнения 30500 Минстрой и ЖКХ 2008-2012 гг. снижение концентрации числе водных объектов, в том Республики Марий Эл, загрязняющих веществ строительство и реконструкция Минсельхоз в сбрасываемых очистных сооружений с Республики Марий Эл сточных водах канализационными сетями в пгт Новый Торъял 32. Предотвращение загрязнения 9100 Минсельхоз 2007-2012 гг. утилизация и земельных ресурсов, в том Республики Марий Эл безопасное размещение числе строительство промышленных и полигона промышленных бытовых отходов и твердых бытовых отходов в г. Волжске 33. Организация экологической 300 Госкомпрофобр 2008-2012 гг. укрепление здоровья экспедиции по р.Большая Республики Марий Эл детей и подростков, Кокшага формирование ответственного отношения к природе 34. Ведение мониторинга состояния 16150 Минсельхоз 2007-2012 гг. своевременное окружающей природной среды на Республики Марий Эл выявление и прогноз территории республики развития негативных процессов, выработка рекомендаций по предотвращению вредных воздействий на окружающую среду V. Регулирование миграционных процессов 35. Осуществление информирования УФМС по 2007-2012 гг. увеличение населения через средства Республике Марий Эл численности населения массовой информации об (по согласованию) Республики Марий Эл условиях получения разрешений на временное проживание, видов на жительство, гражданства Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства, переехавшим в Российскую Федерацию на постоянное жительство 36. Профессиональная подготовка, 2000 УФМС по 2007-2010 гг. получение переподготовка и повышение Республике Марий Эл профессионального квалификации в учреждениях (по согласованию), образования начального, среднего и ДГСЗН добровольными высшего профессионального Республики Марий Эл, переселенцами, образования прибывающих в Госкомпрофобр прибывшими в республику соотечественников, Республики Марий Эл республику, и их проживавших за рубежом трудоустройство VI. Пропаганда духовно-нравственных и семейных ценностей 37. Республиканский фестиваль 70 Минкультуры 2009 г. укрепление семьи, семейного творчества Республики Марий Эл воздействие через семью на различные стороны общественной жизни 38. Фестиваль-эстафета семейных 100 Минкультуры 2009 г. расширение круга дел "Ее величество - семья" Республики Марий Эл семейного общения, обмена опытом культуры семейных отношений 39. Циклы тематических выставок в 12 Минкультуры 2007-2012 гг. просвещение читателей читальных залах и на абонементе Республики Марий Эл библиотек по формированию интереса к проблемам демографии "Будет семья - будет Россия!" 40. Тематические подборки 6 Минкультуры 2007-2012 гг. просвещение читателей литературы в читальных залах и Республики Марий Эл на абонементе библиотек "Демография: российские проблемы и мировой опыт" 41. Картотека для читателей 6 Минкультуры 2007-2012 гг. просвещение читателей "Семья вчера, сегодня, завтра" Республики Марий Эл 42. Целевое комплектование 60 Минкультуры 2007-2012 гг. удовлетворение библиотек литературой и другими Республики Марий Эл информационных видами документов по темам, запросов читателей повышающим авторитет института семьи в обществе 43. Заседание клуба "Марийский 2 Минкультуры 2007 г. просвещение читателей краевед" на тему "Демография Республики Марий Эл в Республике Марий Эл: прошлое, настоящее, будущее" 44. Проведение комплексного 60 Минкультуры 2008 г. сохранение мероприятия "День семьи" в Республики Марий Эл семейных традиций пгт Юрино и обрядов, расширение экскурсионного потенциала замка Шереметева в пгт Юрино 45. Ежегодное проведение Дня 3000 Минсоцзащиты и труда 2007-2012 гг. социальная поддержка семьи, Международного дня Республики Марий Эл, семьи, материнства защиты детей, Дня матери Минкультуры укрепление и детства, нравственного Республики Марий Эл, аспекта ценности Минобразование семьи Республики Марий Эл VII. Информационное обеспечение региональной демографической политики 46. Организация и проведение Минобразование 2007-2012 гг. снижение социальных "горячих линий", Республики Марий Эл, рисков, связанных с "телефонов доверия" по Минсоцзащиты и труда проблемами воспитания вопросам оказания Республики Марий Эл детей и молодежи информационной помощи населению по актуальным проблемам жизнедеятельности семьи 47. Оказание юридической помощи Минсоцзащиты и труда 2007-2012 гг. снижение социальных подросткам и их родителям Республики Марий Эл, рисков, связанных с по вопросам защиты прав Минобразование проблемами воспитания и законных интересов семьи и Республики Марий Эл детей и молодежи детства 48. Проведение мониторинга Маристат 2007-2012 гг. отслеживание хода демографических процессов в (по согласованию), демографических Республике Марий Эл Минэкономразвития процессов в (ежегодно) Республики Марий Эл, республике, Минздрав своевременное Республики Марий Эл, внесение УФМС по Республике изменений в ходе Марий Эл реализации Программы (по согласованию) 49. Разработка и издание обучающих 762,12 Минздрав 2007-2012 гг. обеспечение информационных материалов по Республики Марий Эл информированности профилактике социально населения значимых заболеваний необходимым уровнем знаний 50. Организация и проведение 3621,6 Минздрав 2007-2012 гг. обеспечение кампании по просвещению Республики Марий Эл информированности населения по основным социально населения значимым заболеваниям необходимым уровнем знаний 51. Разработка и изготовление ГОУ ВПО "МарГТУ" обеспечение социальной рекламы, (по согласованию) информированности ориентированной на населения укрепление статуса семьи, с необходимым уровнем использованием средств знаний массововой информации Общий объем финансирования, 1733716,52 предусмотренный по Программе на весь период реализации ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" ОБЪЕМ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ (тыс.рублей, в ценах года утверждения Программы) ----------------------T------------------T-------------------------------------------------------------------- Источники и ¦ Общий объем ¦ В том числе направления ¦ финансирования ¦ финансирования ¦ предусмотренный ¦ ¦ по Программе на ¦ ¦ весь период ¦ ¦ реализации ¦ ¦ +----------T----------T-----------T----------T---------T------------- ¦ ¦ 2007 г. ¦ 2008 г. ¦ 2009 г. ¦ 2010 г. ¦ 2011 г ¦ 2012 г. ----------------------+------------------+----------+----------+-----------+----------+---------+------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ----------------------+------------------+----------+----------+-----------+----------+---------+------------- Всего 1733716,52 103627,32 230573,92 257691,62 338618,82 376160,52 427044,32 в том числе 1733716,52 103627,32 230573,92 257691,62 338618,82 376160,52 427044,32 республиканский бюджет Республики Марий Эл* ------- * Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей. ПРИЛОЖЕНИЕ N 5 к республиканской целевой программе "Улучшение демографической ситуации в Республике Марий Эл на 2007-2012 годы" ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "УЛУЧШЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ НА 2007-2012 ГОДЫ" (тыс.рублей, в ценах соответствующих лет) ---T------------------------T--------------T-------------------------------------------------------------T------------T-------------- ¦ Наименование ¦ Источник ¦ Объем финансирования ¦Исполнитель ¦ Ожидаемые ¦ мероприятия ¦финансирования¦ ¦ ¦ результаты ¦ ¦ +-------T-----------------------------------------------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ в том числе по годам ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +--------T--------T--------T--------T--------T--------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2007 ¦ 2008 ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦ 2012 ¦ ¦ ---+------------------------+--------------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+------------+-------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ 12 ---+------------------------+--------------+-------+--------+--------+--------+--------+--------+--------+------------+-------------- I. Укрепление здоровья населения, сокращение смертности, профилактические меры борьбы с социальными болезнями 1. Проведение физкультурно- республикан- 9228 480 1176 1411 1692 2031 2438 увеличение массовых мероприятий - ский количества всего бюджет занимающихся в том числе среди: Республики физической учащихся Марий Эл 3571 480 576 691 829 995 Минобразо- культурой и общеобразовательных вание спортом до школ Республики 24,7 процента Марий Эл от общего числа населения, студентов 4765 480 576 691 829 995 1194 Госком- снижение государственных профобр процента образовательных Республики заболеваний учреждений высшего и Марий Эл населения, среднего повышение профессионального производи- образования тельности труда ветеранов 892 120 144 172 207 249 Минспорт Республики Марий Эл 2. Внедрение в деятельность Минобразо- улучшение образовательных вание здоровья учреждений новых форм Республики школьников, физического воспитания Марий Эл, снижение школьников в Минздрав показателя зависимости от их Республики заболеваемос- физического, Марий Эл, ти на 10 психического и Управление процентов соматического здоровья Роспотреб- надзора по Республике Марий Эл (по согласованию) 3. Мониторинг санитарно- Минобразо- улучшение гигиенических условий вание здоровья пребывания детей в Республики школьников, образовательных Марий Эл, снижение учреждениях и организации Минздрав показателя учебно-воспитательного Республики заболевае- процесса Марий Эл, мости на Управление 50 процентов Роспотреб- надзора по Республике Марий Эл (по согласованию) 4. Оснащение отделений и республикан- 271,5 54,3 54,3 54,3 54,3 54,3 Минздрав увеличение кабинетов медицинской ский бюджет Республики охвата профилактики в лечебно- Республики Марий Эл целевых групп профилактических Марий Эл обучающими учреждениях современным программами медицинским оборудованием на 15 процентов 5. Мониторинг содержания республикан- 51 6 7 8 9 10 11 Минздрав уменьшение йода в пищевых ский Республики числа случаев продуктах бюджет Марий Эл, эндемического Республики ФГУЗ "Центр зоба III-IV Марий Эл гигиены и степени эпидемиологии на 2 в Республике процента Марий Эл" (по согласованию) 6. Мониторинг заболеваний, республикан- 51 6 7 8 9 10 11 Минздрав насыщение связанных с дефицитом ский Республики потребитель- йода среди населения бюджет Марий Эл, ского рынка Республики Марий Эл Республики ФГУЗ "Центр республики Марий Эл гигиены и продуктами, эпидемиологии обогащенными в Республике йодом Марий Эл" (по согласованию) 7. Использование Минздрав улучшение йодированной соли, Республики здоровья хлеба, молочных и Марий Эл, граждан, других продуктов, Минобразова- находящихся обогащенных йодом, ние в стационар- при организации Республики ных питания в Марий Эл, учреждениях учреждениях Минсоцзащиты здравоохранения, и труда образования, Республики социальной защиты Марий Эл 8. Организация бесплатного республикан- 4782,2 981,6 960 952,2 947 941,4 Минобразова- укрепление питания учащихся ский ние здоровья начальных классов бюджет Республики детей общеобразовательных Республики Марий Эл путем школ республики Марий Эл сбалансиро- ванности компонентов питания 9. Скрининговое обследование республикан- 3072 512 512 512 512 512 512 Минздрав снижение на сифилис подлежащего ский Республики регистрации контингента и больных с бюджет Марий Эл случаев хроническими Республики сифилиса воспалительными Марий Эл на поздних заболеваниями органов стадиях репродуктивной системы заболевания, на заболевания, снижение передающиеся половым числа путем осложнений у больных с заболеваниями, передающи- мися половым путем, приводящих к бесплодию, на 10 процентов 10. Профилактика психических республикан- 286 286 Минздрав снижение расстройств. ский Республики уровня Организация бюджет Марий Эл госпитализа- психотерапевтического Республики ции больных кабинета в ГУЗ Марий Эл с непсихоти- "Республиканский ческими психоневрологический психическими диспансер" расстрой- ствами на 9 процентов, снижение экономических затрат на лечение больных 11. Социальная поддержка республикан- 9750,5 1950,1 1950,1 1950,1 1950,1 1950,1 Минздрав снижение больных туберкулезом: ский бюджет Республики резервуара компенсация стоимости Республики Марий Эл инфекции за проезда больных Марий Эл счет туберкулезом к месту повышения лечения эффективности лечения обеспечение больных (увеличение туберкулезом ежемесячными абациллиро- продуктовыми наборами вания на 10 процентов, снижение количества отрывов от лечения на 20 процентов) 12. Санаторно-курортное республикан- 21952 3387,5 3827,9 4325,5 4887,8 5523,3 Минсоцза- увеличение лечение ветеранов труда, ский щиты и продолжитель- тружеников тыла, жертв бюджет труда ности и политических репрессий Республики Республики улучшение Марий Эл Марий Эл качества жизни отдельных категорий граждан 13. Создание благоприятных республикан- 150 50 50 50 Госкомпрофобр успешная условий для ский Республики социализация организации бюджет Марий Эл личности образовательного Республики процесса. Марий Эл Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и учебы, отдыха, медицинского обслуживания и других форм социальной поддержки работников и обучающихся учреждений профессионального образования в том числе: улучшение конкурс на лучшее 50 50 условий, студенческое общежитие способству- учреждений ющих профессионального здоровью, образования учебе, труду и отдыху конкурс на лучшую 100 50 50 обучающихся, организацию спортивно- проживающих в оздоровительной работы общежитиях 14. Организация и проведение республикан- 50 50 Госкомпрофобр повышение конференции "Здоровье - ский Республики уровня знаний. приоритет нации" бюджет Марий Эл распростра- Республики нение Марий Эл положительно- го опыта работы 15. Приобретение оборудования республикан- 2100 2100 Минздрав сохранение (хромато-масс-спектрометр ский Республики здоровья "Кристалл МС") для бюджет Марий Эл, граждан исследования Республики Управление республики, спиртосодержащей жидкости Марий Эл Роспотреб- повышение надзора по качества Республике алкогольных Марий Эл напитков (по согласованию) II. Стимулирование рождаемости и социально-экономическая поддержка семьи, материнства и детства 16. Разработка и реализация республикан- 12144 3344 2200 2200 2200 2200 Минздрав мер, направленных на ский Республики укрепление бюджет Марий Эл репродуктивного Республики здоровья населения Марий Эл в том числе: лечение бесплодия республикан- 7500 1500 1500 1500 1500 1500 Минздрав уменьшение методом ский Республики количества экстракорпорального бюджет Марий Эл бесплодных оплодотворения Республики пар по Марий Эл Республике Марий Эл на 58,8 процента оснащение отделения республикан- 1144 1144 Минздрав уменьшение экстракорпорального ский Республики количества Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|