Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 04.08.2008 № 30-ЗРОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ РЕСПУБЛИКА МАРИЙ ЭЛ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 27.04.2009 г. N 21-З О внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" Принят Государственным Собранием Республики Марий Эл 30 июля 2008 года Статья 1. Внести изменения в Закон Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 года N 59-З "О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года" (Собрание законодательства Республики Марий Эл, 2006, N 1, ст. 10, N 8, ст. 328), изложив его в новой редакции: "ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ О республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" Статья 1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Социальное развитие села до 2012 года". Статья 2. Финансирование республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" осуществлять в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Марий Эл на соответствующий финансовый год. УТВЕРЖДЕНА Законом Республики Марий Эл от 1 декабря 2005 года N 59-З (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА" ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛА ДО 2012 ГОДА" Наименование Программы республиканская целевая программа "Социальное развитие села до 2012 года" (далее - Программа) Основание для разработки постановление Правительства Российской Программы Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2010 года"; постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2008 г. N 143 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858" Руководитель Программы Министерство сельского хозяйства, (государственный заказчик- продовольствия и природопользования координатор Программы) Республики Марий Эл Основные разработчики Министерство сельского хозяйства, Программы продовольствия и природопользования (государственные заказчики Республики Марий Эл; Программы) Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл Основные цели Программы, ввод и приобретение 62,0 тыс.кв. метров важнейшие целевые жилья для граждан, проживающих в показатели сельской местности; ввод и приобретение 18,8 тыс.кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; введение в действие общеобразовательных учреждений на 820 тыс. мест; открытие 2 фельдшерско-акушерских пунктов; строительство и реконструкция клубных учреждений на 520 мест; открытие 4 организаций розничной торговли и общественного питания, 10 специализированных организаций бытового обслуживания; 8 информационно-консультационных центров; газификация 31168 домов (квартир); повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 70 процентов; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 34 процентов; введение в действие 16500 номеров телефонной сети; введение в действие 54,938 километра автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты Основные улучшение жилищных условий граждан, задачи проживающих в сельской местности, и Программы обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения, в том числе на основе повышения роли физической культуры и спорта; улучшение материально-технического состояния общеобразовательных учреждений в сельской местности; активизация культурной деятельности на селе; развитие и расширение информационно- консультационного и правового обслуживания сельского населения; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения в сельской местности, обеспечение телефонной и телекоммуникационной связи в сельской местности; расширение сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания рабочих мест Сроки 2006-2012 годы реализации Программы Основные мероприятия сгруппированы по следующим мероприятия направлениям: Программы жилищное строительство, обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, образование, здравоохранение, культура, торгово-бытовое обслуживание, информационно-консультационное обслуживание сельского населения, электрификация, газификация, водоснабжение, телекоммуникационная связь, дорожное строительство Ответственные за Министерство сельского хозяйства, выполнение основных продовольствия и природопользования мероприятий Программы Республики Марий Эл; Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл; Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл; Министерство физической культуры, спорта и туризма Республики Марий Эл; Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Департамент дорожного хозяйства Республики Марий Эл; государственное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор"; филиал в Республике Марий Эл открытого акционерного общества "ВолгаТелеком" (по согласованию); открытое акционерное общество "Мариэнерго" (по согласованию); Республиканский фонд жилья и ипотеки Республики Марий Эл; органы местного самоуправления муниципальных районов (далее - органы местного самоуправления) (по согласованию); федеральное государственное образовательное учреждение "Марийский институт переподготовки кадров агробизнеса" (по согласованию); иные юридические лица (по согласованию) Объемы и источники общий объем финансирования финансирования Программы Программы (2006-2010 годы) - 2628,97 млн. рублей, в том числе средства: федерального бюджета (при условии выделения из федерального бюджета) - 365,01 млн. рублей (13,9 процента); республиканского бюджета Республики Марий Эл - 379,443 млн. рублей (14 процентов); муниципальных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления) - 68,23 млн. рублей (2,6 процента); внебюджетных источников (при условии поступления средств из внебюджетных источников) - 1816,287 млн.рублей (69,1 процента); общий объем финансирования Программы (2011-2012 годы) - 865,6 млн. рублей, в том числе средства: федерального бюджета (при условии выделения из федерального бюджета) - 166,6 млн. рублей (19,2 процента); республиканского бюджета Республики Марий Эл - 254,2 млн. рублей (29,4 процента); муниципальных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления) - 71,2 млн. рублей (8,2 процента); внебюджетных источников (при условии поступления средств из внебюджетных источников) - 373,6 млн. рублей (43,2 процента) Система организации руководитель Программы осуществляет управления и контроля за общее руководство и контроль за выполнением Программы реализацией Программы. Исполнители основных мероприятий Программы - исполнительные органы государственной власти Республики Марий Эл и органы местного самоуправления Республики Марий Эл (по согласованию) представляют руководителю Программы информацию о ходе выполнения Программы в виде ежемесячных отчетов. Руководитель Программы обобщает полученную информацию и представляет ее в виде ежемесячных отчетов в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации и Министерство экономического развития, промышленности и торговли Республики Марий Эл о ходе выполнения программных мероприятий в соответствии с действующим законодательством Ожидаемые конечные реализация Программы к 2012 результаты году позволит: реализации улучшить жилищные условия Программы более 2000 сельских семей; привлечь для проживания на селе более 200 молодых семей и молодых специалистов, обеспечив их доступным жильем; ввести в эксплуатацию около 500 километров распределительных газовых сетей низкого давления, повысить уровень газификации домов (квартир) сетевым газом до 70 процентов; улучшить снабжение сельских потребителей электроэнергией; расширить сеть фельдшерско- акушерских пунктов; расширить территориальную сеть комплексных предприятий торгово-бытового обслуживания; повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 34 процентов; обеспечить ввод 16500 телефонных номеров; привести в нормативно-техническое состояние и расширить сеть автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты; улучшить демографическую ситуацию на селе; обеспечить агропромышленный комплекс квалифицированными кадрами I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в обесценивании сельскохозяйственного труда, ослаблении мотивационных механизмов его развития, отсутствии общественно приемлемых условий жизнедеятельности в сельской местности, подошла к пороговым значениям и является тормозом формирования социально-экономических условий устойчивого развития сельских территорий. За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения. Сельский жилищный фонд в Республике Марий Эл составляет 4950,1 тыс. кв. метров общей площади, из них 94,9 процента приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств: водопроводом оборудовано 30,1 процента сельского жилого фонда, центральным отоплением - 48,7 процента, канализацией - 23,7 процента, горячим водоснабжением - 13,8 процента. За последнее десятилетие в республике реорганизовано во врачебные амбулатории 16 участковых больниц (45 процентов), сокращено 12 фельдшерско-акушерских пунктов (3,4 процента). На 10 тыс. человек сельского населения приходится только 31,9 врачебной больничной койки, тогда как в городской местности - 121,5; мощность амбулаторно- поликлинических учреждений в расчете на 10 тыс. жителей на селе в 2 раза меньше, чем в городе. Обеспеченность сельского населения врачами в 1,5 раза, а средним медицинским персоналом в 1,3 раза ниже по сравнению с городским населением. Материальная база действующих учреждений здравоохранения на селе изношена, не соответствует нормативам, сохраняются объекты, не имеющие коммунальных удобств. Около 80 процентов диагностического и лечебного оборудования морально и физически устарело. В 2007 году в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" возведено пять объектов, в том числе четыре - на селе. Обеспеченность спортивными сооружениями увеличилась на 0,1 тыс. кв. метров на 10 тыс. человек населения республики и составила на 1 января 2008 г. 9,34 тыс. кв. метров. Количество спортивных сооружений достигло 1628, из них 1231 - в сельской местности. Численность занимающихся физической культурой и спортом на селе составляет 88785 человек, или 45 процентов от общего населения республики. На начало 2004-2005 учебного года в республике функционировали 286 сельских общеобразовательных школ различного типа с контингентом учащихся 34292 человека, к началу 2007-2008 учебного года - 222 школы с контингентом учащихся 26987 человек. По сравнению с 2004-2005 учебным годом количество общеобразовательных школ сократилось на 64 единицы, или 22 процента, а численность учащихся - на 7305 человек. В связи с проводимой в республике оптимизацией сети общеобразовательных учреждений в сельской местности с выделением базовых школ и ресурсных центров, основной целью которой является обеспечение общедоступного и качественного образования в образовательных учреждениях, отвечающих действующим нормативным требованиям, требуются значительные капитальные вложения на укрепление материально-технической базы. За последнее десятилетие число клубов и Домов культуры сократилось на 60, киноустановок - на 162, библиотек - на 37, значительно уменьшился библиотечный фонд. Не функционирует система обслуживания жителей периферийных сельских поселений передвижными средствами культуры. Более 77 процентов клубных учреждений (в большинстве из них размещаются библиотеки) требуют капитального ремонта или находятся в ветхом и аварийном состоянии. Оборудование сельских учреждений культуры морально и физически изношено. Практически прекращены финансирование культурно-воспитательной работы, комплектование фондов сельских библиотек, подписка на периодические издания. Сложившаяся ситуация в социальной сфере на селе, выраженная в ухудшении финансового положения отраслей деятельности, повлияла на развитие отрасли торгово-бытового обслуживания районных кооперативных организаций. В связи с увеличением торговых издержек, падением платежеспособности сельского населения резко сократилась сеть организаций розничной торговли и общественного питания системы потребительской кооперации, снизились объемы ее закупочной и производственной деятельности. В то же время частный бизнес в торгово- закупочной сфере на селе пока не получил должного развития. Закуп сельскохозяйственной продукции районные кооперативные организации в сложившейся финансовой ситуации вынуждены производить только для собственных нужд. Практически ликвидирована система бытового обслуживания сельского населения. Указанные выше факторы привели к сокращению рабочих мест на селе, что отрицательно сказывается на занятости сельского населения. Для устойчивого социально-экономического развития отраслей деятельности потребительской кооперации (торговое обслуживание, общественное питание, производство, бытовое обслуживание и т.д.) необходима государственная поддержка. Инвестиционные вложения в реконструкцию, новое строительство на селе позволят эффективно участвовать в проведении реформ социально-экономического развития села Республики Марий Эл. В настоящее время в Республике Марий Эл электрифицированы все сельскохозяйственные потребители. Централизованным электроснабжением охвачены все коллективные хозяйства и населенные пункты. По данным энергосистемы, потребление электроэнергии сельскохозяйственными потребителями Республики Марий Эл в 2007 году составило 91,375 млн. кВт/час. Существующий уровень надежности и качества электроснабжения сельскохозяйственных потребителей не отвечает возросшим требованиям: годовая продолжительность перерывов в электроснабжении выше, чем в развитых странах; низкий уровень обеспечения подстанций (ПС 35-110 кВ) сельскохозяйственного назначения устройствами регуляторов напряжения под нагрузкой (РПН) и уровень компенсации реактивной мощности в сетях и у потребителей. Наиболее уязвимым звеном сельских сетей являются воздушные линии 10 кВ. Аварии и отказы в них вызывают около 70 процентов нарушений электроснабжения потребителей. Действующие электрические сети сельскохозяйственного назначения напряжением 0,4-35 кВ в связи с дефицитом проводникового материала проектировались с перспективой роста электрических нагрузок на 5-7 лет, что привело к наличию на линиях электропередачи проводов относительно небольших сечений, при этом сечения проводов 0,4-10 кВ уменьшаются по мере удаления от шин центра питания и снижения величины расчетной нагрузки. В связи с отсутствием достаточных средств на эксплуатацию, ремонт и строительство объектов энергетического хозяйства в энергосистеме отмечается неблагоприятная тенденция. В сельской местности эксплуатируется 2118,11 километра распределительных газовых сетей, газифицировано 83,65 тыс. домов (квартир), из них 36,216 тыс. - природным газом, 45,850 тыс. - сжиженным. Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом 65 процентов локальных водопроводов нуждаются в реконструкции и 28 процентов - в полном восстановлении. В результате большая часть сельского населения вынуждена пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам. Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции: из 1579 населенных пунктов в 288 телефонная связь отсутствует, половина имеющихся учреждений социальной сферы и торгово- бытового обслуживания не телефонизирована. Телефонная сеть в сельских поселениях физически и морально изношена. Удельный вес монтированной емкости электронных и квазиэлектронных станций составляет только 18,4 процента в сельской местности против 82,6 процента в городской местности. Слабо развита таксофонная связь на селе. На начало 2007 года в сельской местности имелось всего 48 таксофонов. ---------------------------------------------------------------------- Наименование показателя | Построено в сельской местности |-------------------------------------- |1990 год |2000 год |2004 год |2007 год | | | | ---------------------------------------------------------------------- Сельская телефонная связь (АТС 18400 24554 26146 21280 и ВПТС) (номеров) На территории Республики Марий Эл протяженность автомобильных дорог общего пользования республиканского значения составляет 3075 километров. Плотность сети дорог составляет 140,75 километра на 1000 в. километров территории. Обеспеченность населения дорогами составляет 4,61 километра на 1 тыс. человек. Обеспеченность населенных пунктов Республики Марий Эл транспортными связями составляет 55 процентов. Не имеет связи по дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования 721 населенный пункт. Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы и тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры, а также препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения. Положительные тенденции в развитии индивидуального жилищного строительства, ускорении газификации и телефонизации сельской местности еще недостаточны для преодоления разрыва в уровне и качестве жизни городского и сельского населения и нормализации демографической ситуации. Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Сохранение деструктивных демографических процессов на селе на более длительный срок, а также преобладание в структуре сельского населения граждан пожилого возраста, распространение алкоголизма и других проявлений асоциального поведения ставят под угрозу формирование трудового потенциала, адекватного новым требованиям, пагубно отражаются на перспективах оздоровления и роста сельской экономики. Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в социальном развитии села необходимо проведение упреждающих мероприятий. Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2012 года" обусловлена: а) социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением, определяемым широким спектром выполняемых селом функций. Для устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований, эффективного функционирования агропромышленного производства страны, выполнения селом демографической, трудоресурсной, культурной, рекреационной, природоохранной и других функций необходима государственная поддержка развития сельской социальной сферы и инженерной инфраструктуры, создания для сельского населения нормальных условий жизнедеятельности, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда; б) межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления. Особенностью существующей системы расселения в сельской местности является удаленность сельских населенных пунктов от районных центров, которая предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к развитию сельских поселений. В основе необходимости комплексного подхода к проблеме сельского обустройства лежит принцип дифференциации решения с учетом типа сельского поселения, количества и возрастной структуры проживающего в нем населения, наличия транспортной инфраструктуры, что в совокупности предопределяет различный набор объектов социальной сферы как по мощности, так и по функциональной направленности. II. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Программа разработана для достижения следующих основных целей: повышение уровня социального и инженерного обустройства сельских поселений и обеспечение для сельского населения доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных благ; сокращение разрыва в уровне обеспеченности объектами социальной сферы и инженерной инфраструктуры между городом и селом, создание основ для повышения престижности проживания в сельской местности и содействие решению общегосударственных задач; расширение рынка труда в сельской местности и создание условий для сельской экономики, позволяющей сельским жителям за счет роста собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления; создание условий для завершения передачи объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельскохозяйственных предприятий и организаций в ведение органов местного самоуправления; расширение возможностей выполнения селом его общественных функций. Основные цели Программы будут достигнуты при реализации следующих важнейших целевых показателей: ввод и приобретение 62,0 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности; ввод и приобретение 18,8 тыс. кв. метров жилья для молодых семей и молодых специалистов на селе; введение в действие общеобразовательных учреждений на 820 тыс. мест; открытие 2 фельдшерско-акушерских пунктов; строительство и реконструкция клубных учреждений на 520 мест; открытие 4 организаций розничной торговли и общественного питания, 10 специализированных организаций бытового обслуживания, 8 информационно-консультационных центров; газификация 31168 домов (квартир); повышение уровня газификации домов (квартир) сетевым газом до 70 процентов; повышение уровня обеспеченности сельского населения питьевой водой до 34 процентов; введение в действие 16500 номеров телефонной сети; введение в действие 54,938 километра автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, связывающих сельские населенные пункты. Решение проблемы социального развития села является важной составной частью общегосударственного процесса стабилизации и перехода к устойчивому развитию экономики, становлению и развитию местного самоуправления, повышению благосостояния сельского населения. При этом программные мероприятия направлены на решение следующих основных задач: создание финансовых механизмов, обеспечивающих сельскому населению расширение доступности улучшения жилищных условий с учетом их платежеспособного спроса в пределах установленных социальных стандартов; стимулирование привлечения и закрепления для работы в социальной сфере сельских поселений и других секторах сельской экономики выпускников высших учебных и средних профессиональных заведений, молодых специалистов; улучшение состояния здоровья сельского населения за счет повышения доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, занятий физической культурой и спортом для предупреждения заболеваний, поддержания высокой работоспособности; повышение роли физической культуры и спорта в области профилактики правонарушений, преодоления распространения наркомании и алкоголизма, формирование на селе здорового образа жизни; повышение образовательного уровня учащихся сельских школ путем расширения доступности образования, приведение его качества в соответствие с современными требованиями, обеспечивающими конкурентоспособность кадров на рынке труда и их профессиональную мобильность; активация культурной деятельности на селе, обеспечение доступности культурных ценностей широким слоям сельского населения; развитие и расширение информационно-консультационного обслуживания сельского населения по вопросам ведения личного подсобного и домашнего хозяйства, развитие несельскохозяйственных видов деятельности, повышение информированности в области гражданско- правового законодательства; повышение уровня и качества электро-, водо- и газоснабжения сельских поселений, обеспечение их телефонной и телекоммуникационной связью; благоустройство и расширение сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, имеющих твердое покрытие; повышение уровня занятости сельского населения на основе сохранения и создания новых рабочих мест в сферах, охватываемых программными мероприятиями. Учитывая ограниченность средств бюджетов всех уровней, поставленные в настоящей Программе задачи будут решаться путем формирования условий для самодостаточного развития сельских поселений, применения ресурсосберегающих подходов и технологий, создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в сфере обустройства сельских поселений. Основные пути решения программных задач: приоритетная государственная поддержка развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских населенных пунктов; повышение сохранности имеющегося потенциала социальной сферы и инженерной инфраструктуры на основе разработки и реализации эффективного правового, экономического и организационного механизмов, обеспечение содержания и эксплуатации объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры села на уровне нормативных требований; повышение эффективности использования имеющихся материально- технических и кадровых ресурсов социальной сферы села путем формирования предприятий интегрированного типа, внедрение новых прогрессивных форм деятельности; разработка и внедрение в сельском строительстве новых экономичных проектов жилых домов, общественных зданий, в том числе многопрофильного использования, адаптированных к различным типам сельских населенных пунктов, их местоположению, демографической ситуации и другим условиям; удешевление сельского жилищно-гражданского строительства на основе внедрения новых конструктивных решений, отечественных строительных материалов и технологий, расширенного применения комплектов деталей и домов, строительства жилья "под ключ", развития инжиниринговых услуг, снижения стоимости строительных материалов, применяемых в сельском строительстве; коренное изменение инженерных подходов к социальному обустройству села, предусматривающее приоритет энергосбережения, соблюдения ограничений по нагрузке на окружающую среду, повышения надежности и безопасности энергоснабжения, развития экономичных автономных систем инженерного оборудования жилых и общественных зданий; создание режима наибольшего благоприятствования для привлечения в социальную сферу села средств сельскохозяйственных товаропроизводителей, других внебюджетных источников, организации и функционирования в сфере обслуживания сельского населения малых предпринимательских структур. Сроки реализации настоящей Программы (2006-2012 годы) учитывают ресурсные возможности обеспечения программных мероприятий. Этот временной период позволит решить первоочередные задачи в области социального развития села и создаст предпосылки для стабильного наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры с целью обеспечения в дальнейшем полноценной среды жизнедеятельности для всех групп сельского населения независимо от места проживания и формы занятости, включая крестьянские (фермерские) хозяйства. III. МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММЫ Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса", а с 2008 года - республиканской целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2008-2012 годы", утвержденной Законом Республики Марий Эл от 21 ноября 2007 года N 70-З, требуется системный подход по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села. Инвестиционные мероприятия реализации Программы за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, муниципальных бюджетов и внебюджетных источников направлены на окончание строительства незавершенных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, замену ветхого и аварийного фонда зданий и сооружений, реконструкцию, техническое перевооружение действующих объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений, а также на новое строительство, в том числе экспериментально-опытное (пилотные проекты). Организационное обеспечение Программы включает мероприятия республиканского и местного уровней по проведению планировочных работ, инвентаризации объектов социальной сферы, оказанию содействия сельским поселениям, а также по созданию других условий, способствующих улучшению среды жизнедеятельности сельского населения, демографической и социально-психологической ситуации на селе. Настоящая Программа является комплексной и включает систему мероприятий в области жилищной сферы, развития в сельской местности сети учреждений образования, здравоохранения, культуры, информационно- консультационного обеспечения, систем электро-, водо- и газоснабжения, сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения, связывающих сельские населенные пункты, и телекоммуникационной связи. УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В целях улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и не обладающих достаточными собственными средствами, Программа предусматривает: формирование финансовых, организационных и кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья, включая механизмы ипотечного жилищного кредитования; создание механизмов, способствующих привлечению внебюджетных средств в жилищное строительство в сельской местности. Расширение доступности улучшения жилищных условий граждан с невысокими личными доходами, постоянно проживающих в сельской местности и работающих в отраслях агропромышленного комплекса, осуществляется за счет консолидации средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов, а также привлечения внебюджетных источников финансирования (в том числе собственных и заемных средств граждан). Объем средств из федерального бюджета на 2006-2012 годы, предусматриваемых на государственную поддержку жилищного строительства в сельской местности республики, составляет 107,8 млн. рублей, объем средств из республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов составляет 127,17 млн. рублей, внебюджетных источников - 123,4 млн. рублей. Выполнение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, согласно приложению N 1, позволит: улучшить жилищные условия более 2000 сельских семей и довести уровень коммунального обустройства жилья в сельской местности до 45 процентов; обеспечить снижение стоимости строительства жилья за счет предоставления услуг по обеспечению застройщиков необходимыми дешевыми отечественными строительными материалами, транспортом, оборудованием; сформировать систему ипотечного жилищного кредитования в сельской местности на базе государственных стандартов, разрабатываемых для создания системы ипотечного жилищного кредитования граждан, постоянно проживающих в сельской местности, порядок выдачи и погашения ипотечных жилищных кредитов, их обслуживания, а также механизм их рефинансирования; привлечь для финансового обеспечения внебюджетные источники финансирования. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ Основными целями мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе являются формирование эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, необходимого для выполнения задач агропродовольственной политики, повышение его образовательного и профессионального уровней, создание условий для преодоления кадрового дефицита в социальной сфере села, развитие рынка труда в сельской местности. Для этих целей необходимо осуществить следующие меры финансового и организационного характера: методическое обеспечение реализации указанных мероприятий; формирование стабильных источников государственной поддержки молодых семей и молодых специалистов на селе за счет средств федерального бюджета, республиканского бюджета Республики Марий Эл, местных бюджетов и внебюджетных источников на строительство (приобретение) жилья в сельской местности; проведение информационно-разъяснительной работы, направленной на освещение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов на селе. Предполагается, что участниками мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе на добровольной основе могут быть: а) молодые семьи, под которыми понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица, одно из которых является гражданином Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления об участии в реализации указанных мероприятий не старше 35 лет, или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей (в том числе усыновленных), отвечающие в совокупности следующим условиям: один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности; постоянно проживают или изъявили желание постоянно проживать в сельской местности; нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой один из членов молодой семьи работает или изъявил желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы; б) молодые специалисты, под которыми понимаются граждане Российской Федерации в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющие законченное высшее (среднее, начальное) профессиональное образование, либо учащиеся последнего курса образовательных учреждений высшего (среднего, начального) профессионального образования, отвечающие в совокупности следующим условиям: работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией; постоянно проживают или изъявили желание проживать в сельской местности; нуждаются в улучшении жилищных условий либо не имеют жилья в сельской местности, в которой работают или изъявили желание работать по трудовому договору не менее 5 лет в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы. Выполнение мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, согласно приложению N 2, позволит: улучшить жилищные условия более 500 молодых семей и молодых специалистов на селе; создать условия для закрепления молодых специалистов в агропромышленном комплексе и социальной сфере села, а также приостановить миграцию сельской молодежи; повысить образовательный уровень молодых специалистов, занятых в агропромышленном комплексе и социальной сфере села; создать условия для улучшения демографической ситуации. РАЗВИТИЕ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ В Республике Марий Эл имеется 308 общеобразовательных школ, в которых обучается 71523 учащихся, из них 222 - сельские образовательные учреждения, где обучается 26987 учащихся и трудится 52 процента учителей (4287 человек). Для реализации в сельской местности принципа общедоступности образования независимо от места проживания, повышения качества образования в соответствии с экономическими и социальными требованиями, обеспечения адаптации выпускников школ к новым социально-экономическим условиям, повышения их конкурентоспособности при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования предусматривается следующая система мероприятий: ориентация содержания общего среднего образования на общекультурное развитие учащихся, потребности сельского социума и сельской семьи во всесторонней подготовке учащихся к самостоятельной жизни и сельскохозяйственному труду, развитие профильного обучения в старших классах; развитие общеобразовательных учреждений с углубленным изучением предметов (гимназии, лицеи). Открыты республиканские школы-интернаты инновационного характера (государственные образовательные учреждения: Национальная президентская школа-интернат N 1 Республики Марий Эл для одаренных детей, Политехнический лицей-интернат Республики Марий Эл, Республиканский многопрофильный лицей-интернат), в том числе и для детей, проживающих в сельских населенных пунктах; реструктуризация сети сельских общеобразовательных учреждений с учетом демографических факторов, изменений в системе расселения, разрабатываемых схем транспортировки обучающихся и преподавателей, в необходимых случаях перепрофилирование или расширение профильности избыточных мощностей образовательных учреждений для улучшения использования имеющейся материально-технической базы образования и его кадрового потенциала; завершение сооружения объектов образования, находящихся в незавершенном строительстве, замена ветхого и аварийного фонда зданий образовательных учреждений, в необходимых случаях использование для организации образовательных учреждений (малочисленных дошкольных и начальных) имеющегося жилищного фонда. Выполнение мероприятий по развитию сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, согласно приложению N 3, позволит обновить материально-техническую базу учреждений образования. РАЗВИТИЕ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Целью реализации программных мероприятий является развитие сети учреждений здравоохранения в сельской местности и совершенствование предоставления первичной медико-санитарной помощи на базе сельских районных, участковых больниц и фельдшерско-акушерских пунктов. В области физической культуры и спорта Программа предусматривает: разработку муниципальных программ развития физической культуры и спорта, предусматривающих создание условий для занятий физической культурой по месту жительства и в местах массового отдыха, вовлечение в активные занятия физической культурой детей и молодежи, проведение сельских спортивно-массовых мероприятий с детьми, подростками и взрослым населением; формирование минимально необходимой материально-технической базы для проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий путем реконструкции, капитального и текущего ремонта спортивных сооружений и баз, имеющихся на балансе сельскохозяйственных и других предприятий и организаций, общеобразовательных и культурных учреждений, органов местного самоуправления; обеспечение непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп населения на всех этапах жизнедеятельности; стимулирование расходования средств предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, другими хозяйствующими на селе субъектами на укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта и развитие в сельской местности физкультурно-оздоровительного и спортивного движения; организацию самодеятельного физкультурно-спортивного движения на основе пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, развития доступного сельскому населению рынка оздоровительных и спортивных услуг. В результате реализации мероприятий по развитию сети учреждений первичной медико-санитарной помощи, физической культуры и спорта в сельской местности, согласно приложению N 4, будет расширен доступ сельского населения к услугам учреждений здравоохранения и привлечение к занятиям физической культурой и спортом сельской молодежи. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ Целями мероприятий в области развития культуры являются сохранение и развитие культурного потенциала сельских поселений, улучшение условий доступа различных групп сельского населения к культурным ценностям и информационным ресурсам, активизация культурной деятельности населения. Программа в области развития культурно-досуговых учреждений предусматривает: проведение инвентаризации, паспортизации и реструктуризации сельских учреждений культуры, разработку территориальных схем их размещения; завершение сооружения муниципальных объектов культуры, находящихся в незавершенном строительстве; реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение сельских учреждений культуры, внедрение новых технологий их деятельности; создание интегрированных, вариативных по функциональному составу социально-культурных учреждений, соединяющих "под одной крышей" помещения досугового типа, спортивные и образовательные помещения, кафе-столовые, клубы-кафе и т.д.; создание на базе реконструируемых зданий клубных учреждений и межрайонных культурных комплексов повышенной комфортности, оснащенных техническими средствами, отвечающими современному уровню развития культурно-досуговой деятельности; развитие мобильных форм культурно-информационного обслуживания сельского населения; привлечение и закрепление специалистов для работы в сельских учреждениях культуры; возрождение и развитие традиционных форм самодеятельного художественного и научно-технического творчества, народных промыслов, ремесел, приобщение сельской молодежи к традициям народной культуры, выявление и поддержку индивидуальных талантов и дарований; сохранение и обогащение историко-культурного наследия, национальных, местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора; сохранение и эффективное использование в научных и просветительных целях сельского музейного фонда, в том числе размещаемого в культовых постройках, развитие межмузейного обмена на республиканском и межрегиональном уровнях; сохранение и развитие сельских библиотек в системе культурно- образовательного комплекса села, восстановление централизованного финансирования системы книгоснабжения сельских библиотек, повышение качества и доступности сельским жителям информационных ресурсов, накопленных в библиотеках страны и за рубежом, на основе их модернизации и материально-технического оснащения с применением компьютеризации и автоматизации библиотечных процессов; улучшение качества кинопроката и кинообслуживания сельского населения путем переоснащения киноустановок. Реализация мероприятий по развитию культурно-досуговой деятельности в сельской местности, согласно приложению N 5, позволит расширить культурно-досуговую деятельность в сельских поселениях и приобщить сельское население к культурно-историческому наследию. РАЗВИТИЕ ТОРГОВОГО И БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В настоящем разделе предусматривается система мероприятий дальнейшего развития в потребительской кооперации торгового обслуживания, оказания услуг производственной деятельности сельскому населению, гарантирующая последовательное повышение уровня обслуживания, обеспечение возможностей приобретения товаров и услуг по месту жительства, создание новых рабочих мест. Для ее реализации предусматривается: содействие созданию торгово-заготовительных предприятий, ориентированных на закупку у населения сельскохозяйственной продукции, лекарственно-технического сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, изделий народных промыслов; организация эффективных схем товародвижения, в том числе за счет реконструкции ранее закрытых в сельской местности торговых предприятий; увеличение оборота общественного питания на основе развития сети предприятий общественного питания, открытия столовых, кафе, кондитерских цехов; содействие созданию в сельской местности малых производств по переработке сельскохозяйственной продукции (мельничный комплекс, кондитерские цеха, реконструкция хлебопекарен). Бытовое обслуживание сельского населения республики в настоящее время осуществляется 15 районными Домами быта с сетью комплексных приемных пунктов (81 пункт), ремонтными мастерскими по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, по ремонту часов, сложнобытовой техники, радиотелеаппаратуры, 87 фотосалонами и парикмахерскими. До 2010 года возможно восстановление и открытие 10 мастерских по ремонту и пошиву швейных изделий, обуви, по ремонту часов, сложнобытовой техники, радиотелеаппаратуры, фотосалонов и парикмахерских. В разрезе муниципальных образований прогноз строится следующим образом: Волжский муниципальный район -1 ремонтная мастерская; Горномарийский муниципальный район - 1 ремонтная мастерская; Килемарский муниципальный район - 2 ремонтные мастерские; Медведевский муниципальный район - 5 ремонтных мастерских; Оршанский муниципальный район - 1 ремонтная мастерская. Реализация мероприятий по развитию торгового и бытового обслуживания населения в сельской местности, согласно приложению N 6, позволит: повысить территориальную доступность товаров и услуг жителям села; расширить предложение товаров и услуг, реализуемых в сельской местности; повысить качество торгового обслуживания; оказать дополнительные услуги населению вследствие образования малых видов производств. РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Целью настоящей Программы является развитие и совершенствование информационно-консультационного обслуживания сельского населения. Усилия информационно-консультационной службы будут направлены на поиск и развитие новых наукоемких технологий, обладающих высокими адаптационными возможностями. Необходимо постоянное расширение и выявление новых перспективных потребителей научной продукции, техническое совершенствование и доступность информационной сети и системы Интернет для получения оперативной информации. Информационно- консультационное обслуживание будет иметь целенаправленный и организационно оформленный характер, способствовать ускорению научно- технического прогресса, рациональному ведению хозяйства. Основные цели информационно-консультационной службы агропромышленного комплекса (далее - АПК): развитие и совершенствование информационного и консультационного обслуживания, обучение сельских руководителей, специалистов, фермеров, населения новым методам хозяйствования, технологиям и рекомендациям по их применению; оказание услуг сельскохозяйственным и перерабатывающим предприятиям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, другим субъектам АПК по внедрению передовых технологий производства, организации и управлению производством, завоеванию лидирующего положения в освоении и распространении передовых агротехнологий; содействие расширению потока информации для сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств по экономическим, техническим, технологическим, правовым и организационным аспектам; сбор, обобщение, адаптация и распространение знаний среди заинтересованных субъектов агарного сектора; укрепление обратной связи сельскохозяйственных товаропроизводителей, перерабатывающих предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств с информационно-консультационной службой; проведение семинаров, выставок и других мероприятий, направленных на доведение до заинтересованных хозяйств, предприятий и фермеров нужной информации, а также обеспечение обмена опытом; сбор информации о состоянии рынка и его мониторинг; оказание маркетинговых услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям; участие в проведении государственной агропродовольственной политики; подготовка предложений органам управления АПК по разработке прикладных научных проблем; издание рекламной продукции, информационных бюллетеней и листков, распространение видеофильмов; взаимодействие с федеральными структурами информационно- консультационной службы. Реализация мероприятий по развитию информационно- консультационного образования в сельской местности, согласно приложению N 7, позволит: создать условия для получения населением необходимой информации независимо от места проживания; повысить образовательный уровень сельского населения и информированность по вопросам ведения и благоустройства личного подсобного хозяйства, развития народных промыслов; создать условия для расширения рынка труда в сельской местности и обеспечения занятости сельского населения. РЕКОНСТРУКЦИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ СЕЛЬСКИХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СЕТЕЙ Основной целью раздела является обеспечение надежного, безопасного и эффективного электроснабжения сельских потребителей при снижении электроемкости производства продукции, создание комфортных социально-бытовых условий жизни на селе. Основные мероприятия Программы включают: реконструкцию и техническое перевооружение находящихся на балансе сельскохозяйственных товаропроизводителей и в муниципальной собственности ВЛ-10 кВ, ВЛ-0,38 кВ и трансформаторных подстанций 10/0,4 кВ, отработавших свой ресурс, в соответствии с прогнозируемыми нагрузками и новыми техническими требованиями; обеспечение бесперебойного снабжения электрической энергией сельского населения и других потребителей электроэнергии, расположенных в сельской местности, включая крестьянские (фермерские) хозяйства; повышение качества потребляемой на селе электроэнергии; увеличение потребления электроэнергии на бытовые цели до 0,8 МВт/час в год на душу населения. Реализация мероприятий по развитию электрических сетей в сельской местности, согласно приложению N 8, позволит: повысить уровень электрификации и комфортности сельского быта; обеспечить бесперебойное снабжение электрической энергией сельского населения; сохранить существующее количество рабочих мест за счет реконструкции и технического перевооружения сельских линий электропередачи и трансформаторных подстанций. ГАЗИФИКАЦИЯ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Целями реализации программных мероприятий в области газификации являются: повышение доли газового топлива в общем энергопотреблении села; сокращение отставания социально-экономического уровня жизни, комфортности труда и быта в сельской местности и создание современной среды обитания для сельского населения. Для достижения поставленных целей предусматривается: осуществить строительство и реконструкцию распределительных газовых сетей в сельских поселениях; повысить уровень газификации жилого фонда; внедрить экономичные энергосберегающие технологии строительства и эксплуатации газовых сетей, высокоэффективного и экологически безопасного оборудования для использования газового топлива; сократить потери и повысить эффективность использования природного газа. Выполнение предусмотренных мероприятий будет проводиться в первую очередь на основе увеличения загрузки существующих магистральных газопроводов-отводов высокого давления. Реализация мероприятий по развитию газификации в сельской местности, согласно приложению N 9, позволит: значительно улучшить экологическую среду; улучшить условия быта сельского населения; сократить грузопотоки и затраты на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном транспорте. ВОДОСНАБЖЕНИЕ СЕЛЬСКИХ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ Проведение мероприятий по улучшению состояния водоснабжения населенных пунктов в сельской местности вызвано необходимостью улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки и уровня жизни сельского населения. Состояние большинства систем водоснабжения, находящихся в сельской местности, в настоящее время не отвечает предъявляемым к ним требованиям. Данное положение сложилось вследствие недостатка финансовых средств и квалифицированного персонала для обслуживания систем водоснабжения, находящихся на балансе сельскохозяйственных предприятий. Целями мероприятий по улучшению состояния водоснабжения сельских населенных пунктов являются: обеспечение сельского населения питьевой водой нормативного качества в достаточном количестве; снижение уровня заболеваемости вирусным гепатитом А и острыми кишечными инфекциями, улучшение состояния здоровья населения и оздоровление социально-экологической обстановки в сельской местности; рациональное использование природных водных источников, на которых базируется питьевое водоснабжение. Реализация мероприятий по развитию водоснабжения в сельской местности, согласно приложению N 10, позволит повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 34 процентов. РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Основной целью развития телекоммуникационных сетей в сельской местности является обеспечение потребностей сельского населения, учреждений социальной сферы в сельских поселениях, предприятий хозяйствующих в сельской местности субъектов в телефонной связи, передаче данных и других информационных услугах. Предоставление населению, организациям, учреждениям социальной сферы информационных услуг будет осуществляться при реализации следующих мероприятий: внедрение рекомендаций по максимальному использованию свободной емкости автоматизированной телефонной станции (далее - АТС) и линейных сооружений, современных технологий проектирования; строительство и эксплуатация сетей телефонной связи, позволяющих снизить удельные затраты; поэтапная экономически обоснованная замена морально устаревших АТС на электронные; улучшение методов и форм развития и эксплуатации сетей телефонной связи, включая переход к целевым задачам управления, формирование крупных долгосрочных инвестиционных проектов; осуществление проектирования, разработки, испытания и внедрения новых средств телекоммуникаций и информационных услуг. Приведение в нормативное состояние сетей сельской телефонной связи позволит улучшить условия жизнедеятельности сельского населения, повысит уровень комфортности сельского быта, создаст новые рабочие места, будет способствовать развитию в сельской местности частной инициативы и предпринимательства. Реализация мероприятий по развитию телекоммуникационных сетей в сельской местности, согласно приложению N 11, обеспечит: ввод в сельской местности Республики Марий Эл 16500 номеров АТС, которые будут направлены на замену координатных АТС на цифровые; увеличение телефонной плотности в сельской местности с 9 до 10,8 телефонного аппарата на 100 жителей. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СЕТИ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ Мероприятия по совершенствованию сети автомобильных дорог в сельской местности осуществляются в рамках федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)", начиная с 2010 года в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" и предусматривают: повышение жизненного и культурного уровней сельского населения путем удовлетворения спроса на автомобильные перевозки; повышение подвижности населения и высвобождение свободного времени за счет сокращения времени пребывания в пути пассажиров; повышение привлекательности жизни в сельской местности; снижение себестоимости сельскохозяйственного производства и стоимости товаров и услуг. Реализация мероприятий по развитию автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл, согласно приложению N 12, обеспечит: повышение доступности жителям села учреждений здравоохранения, образования, культуры, кредитно-финансовых и страховых учреждений, предприятий связи, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, городских административно-культурных центров; снижение стоимости товаров и услуг, доставляемых сельскому населению, а также продуктов питания, транспортируемых в города; сокращение дорожно-транспортных происшествий на сельских дорогах и отрицательного воздействия сельскохозяйственной техники и автотранспорта на окружающую среду. IV. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ При разработке стратегии ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, высокая общеэкономическая, социально-демографическая, политическая значимость проблемы и реальная возможность ее решения только при значительной федеральной поддержке и вовлечении в инвестиционную деятельность всех участников реализации Программы, включая сельское население. Объем инвестиционных затрат на реализацию Программы определен исходя из потребности ввода в действие объектов социальной сферы и инженерного обустройства села, фактической стоимости строительства, единицы мощности и удельных капитальных вложений на строительство с учетом индексов-дефляторов. С целью концентрации финансовых ресурсов федерального бюджета на решении ключевых приоритетных проблем долевое участие средств федерального бюджета предусматривается в инвестиционных мероприятиях по следующим направлениям: жилищное строительство; обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; медицинская помощь; образование; электро-, водо- и газообеспечение сельских поселений; расширение сети и благоустройство дорог общего пользования республиканского значения; развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности. Объем и структура бюджетного финансирования Программы подлежат ежегодному уточнению в соответствии с реальными возможностями всех уровней бюджета и с учетом фактического выполнения программных мероприятий. Объем расходов на реализацию Программы составляет 3494,57 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 531,61 млн. рублей (15,2 процента), за счет средств республиканского бюджета - 633,643 млн. рублей (18,1 процента), муниципальных бюджетов - 139,43 млн. рублей (4 процента), внебюджетных источников - 2189,887 млн. рублей (62,7 процента) (приложение N 14). К внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования Программы, относятся средства: государственных и негосударственных предприятий, организаций и объединений, осуществляющих хозяйственную деятельность на селе; государственных и негосударственных предприятий и организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность в городах и размещающих в сельской местности производственные, социальные и рекреационные объекты, создающих садоводческие, огороднические, животноводческие, дачные товарищества и кооперативы; интегрированных сельско-городских хозяйственных структур (холдингов), включающих промышленные, финансовые, агросервисные и сельскохозяйственные организации; акционерных обществ, осуществляющих деятельность по инженерному обустройству села (общество с ограниченной ответственностью "Марийскрегионгаз", открытое акционерное общество "Мариэнерго", общество с ограниченной ответственностью "Марийскгаз"), филиала в Республике Марий Эл открытого акционерного общества "ВолгаТелеком"; организаций потребительской кооперации; государственных и муниципальных организаций социально-культурной сферы сельских поселений, получаемые за счет оказания населению платных услуг и другой хозяйственно-финансовой деятельности; кредиты банков и другие заемные средства, в том числе собственные средства территориальных фондов поддержки индивидуального жилищного строительства, газификации и благоустройства села; личные средства граждан. Привлечение внебюджетных источников к финансированию инвестиционных программных мероприятий осуществляется по принципу социального партнерства, на договорных началах путем принятия на республиканском и местном уровнях правовых актов, обеспечивающих привлекательность вложений хозяйствующих субъектов в развитие социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских поселений. Личные средства граждан направляются на индивидуальное жилищное строительство, водоснабжение, газификацию и телефонизацию домов (квартир). Для повышения инвестиционной активности сельского населения сельскохозяйственным предприятиям (организациям) рекомендуется оказывать содействие индивидуальным жилищным застройщикам в производстве и реализации продукции личных подсобных хозяйств и на этой основе в повышении их доходности в целях своевременного возврата жилищных кредитов. Финансирование Программы осуществляется по принципу софинансирования за счет консолидации средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников и собственных средств населения. Финансирование Программы осуществляется на условиях софинансирования, в том числе: за счет средств федерального бюджета (при условии выделения средств из федерального бюджета); за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл; за счет средств муниципальных бюджетов (при условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления); за счет внебюджетных источников (в том числе собственные и заемные средства граждан). При этом доля средств федерального бюджета составляет не более 30 процентов, доля республиканского и муниципальных бюджетов составляет не менее 40 процентов, доля внебюджетных источников составляет не менее 30 процентов. С 2009 года доля средств федерального бюджета, выделяемых в форме субсидий на финансовое обеспечение указанных мероприятий, будет определяться в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности Республики Марий Эл и других критериев. Соотношение объемов финансирования за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл и местных бюджетов определяется органами государственной власти Республики Марий Эл и органами местного самоуправления соответственно. После утверждения федерального бюджета на прогнозируемый год бюджетные средства в соответствии с доведенной Министерством финансов Российской Федерации бюджетной росписью направляются Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений органу исполнительной власти Республики Марий Эл для субсидирования мероприятий по соответствующим разделам Программы на основании ежегодных соглашений, где предусматриваются взаимные обязательства сторон о финансировании программных мероприятий. Бюджетные инвестиции, определенные Программой, в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности Республики Марий Эл в форме капитальных вложений осуществляются в рамках республиканской адресной инвестиционной программы в пределах объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, выделенных на ее реализацию на соответствующий финансовый год. Выполнение мероприятий в области научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ, согласно приложению N 13, позволит обеспечить противопожарную защиту сельского населения. Контроль за целевым использованием средств, выделяемых на реализацию Программы, осуществляется государственными заказчиками Программы. V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ, УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ Механизм реализации Программы базируется на принципах социального партнерства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления, хозяйственных и общественных организаций, сельского населения, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Программы. Государственный заказчик-координатор Программы осуществляет: координацию деятельности государственных заказчиков по реализации мероприятий Программы, рациональному использованию бюджетных средств и средств внебюджетных источников; методическое обеспечение реализации Программы; подготовку предложений по объемам и условиям предоставления Республике Марий Эл средств федерального бюджета для реализации Программы на основании предложений государственных заказчиков Программы; организацию информационной и разъяснительной работы, направленной на освещение целей и задач Программы; проведение мониторинга реализации Программы; обеспечение целевого использования бюджетных средств; формирование и представление отчетности по выполнению мероприятий Программы и расходованию бюджетных средств в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в сроки и по установленным формам; с участием заинтересованных республиканских органов исполнительной власти - исполнителей и соисполнителей Программы ежегодно, до 1 марта, представляет в Государственное Собрание Республики Марий Эл информацию о ходе реализации и эффективности использования финансовых средств Программы за отчетный год. Государственный заказчик-координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом. Общее руководство, управление и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет Министерство сельского хозяйства, продовольствия и природопользования Республики Марий Эл, являющееся руководителем Программы. VI. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ В результате реализации Программы будут созданы финансовые и материально-технические условия, которые позволят предотвратить дальнейшее ухудшение ситуации в области социального развития на селе, обеспечат определенные положительные сдвиги в решении жилищной проблемы сельского населения, инженерном обустройстве сельских поселений, в обеспечении получения сельскими жителями доступного качественного образования, медицинского, культурного, торгового, бытового обслуживания, и базовые предпосылки перехода к устойчивому развитию сельских территорий. В сельских поселениях будет создана минимально необходимая среда жизнедеятельности, сельские граждане приблизятся к городским по уровню обеспеченности услугам в области охраны здоровья, образования, культуры, жилищной сферы, инженерного обустройства (приложение N 15): более 2000 сельских семей и более 500 молодых семей и молодых специалистов на селе улучшат жилищные условия, при этом повысится уровень коммунальных услуг; будет введено около 500 километров распределительных газовых сетей низкого давления; обеспеченность сельского населения питьевой водой возрастет до 34 процентов; развитие телекоммуникационных сетей позволит обеспечить 16500 сельских потребителей телефонной и информационной связью; развитие сети автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл позволит расширить сеть автомобильных дорог к сельским населенным пунктам на 54,938 километра. В демографической области ожидаемый эффект заключается в снижении заболеваемости и смертности детей и населения в трудоспособном возрасте, что позволит укрепить демографический и трудовой потенциал села. В области занятости сельского населения предусматривается более полное использование трудового потенциала села, снижение напряженности на сельском рынке труда в результате сохранения на объектах социальной и инженерной инфраструктуры рабочих мест, расширение сферы приложения труда на селе и возможности получения сельским населением дополнительных доходов. В области кадрового обеспечения сельскохозяйственного производства будет создана минимально необходимая база для преодоления негативных тенденций в этой сфере, привлечения и закрепления в сельском хозяйстве профессионально подготовленной молодежи, адаптированной к требованиям рыночной экономики, формирования в отрасли стабильного, высококвалифицированного кадрового потенциала, способного к освоению высокоэффективных технологий. Для оценки эффективности указанных мероприятий предусматривается осуществление исследований по изменению уровня трудообеспеченности сельскохозяйственных организаций по Республике Марий Эл, рынка труда в сельской местности, возрастной и образовательной структуры специалистов, занятых в экономике села, уровня экономической активности сельского населения. Оценка и результаты исследований будут включаться в ежегодный доклад о ходе реализации Программы и при необходимости являться основанием для внесения предложений по корректировке механизма реализации мероприятий Программы. Экономический эффект реализации Программы состоит в увеличении производительности сельскохозяйственного труда на 20-25 процентов на основе: повышения качества трудового потенциала отрасли в результате укрепления здоровья работающих, улучшения их общеобразовательной и профессиональной подготовки, создания благоприятных жилищных и рекреационных условий, увеличения свободного времени для отдыха и восстановления способности к труду; сокращения потерь рабочего времени, связанных с заболеваемостью, поездками за товарами и услугами и в целях сбыта продукции личного подсобного хозяйства; сокращения грузопотоков и затрат на перевозки твердого и жидкого топлива на автомобильном и железнодорожном транспорте в результате газификации села. Реализация мероприятий Программы будет способствовать созданию фундаментальной основы повышения престижности проживания в сельской местности. ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (млн .рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) ---------------------T---------T------T---------------------------------------------T---------------T--------------------- ¦ Срок ¦Объем ¦ В том числе за счет средств ¦ Ответственный ¦ Ожидаемый ¦исполне- ¦финан-¦ ¦ исполнитель ¦ результат ¦ ния ¦сиро- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦вания-¦ ¦ ¦ ¦ ¦всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------T-----------T----------T-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦федераль- ¦ республи- ¦муниципа- ¦внебюджет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ного ¦ канского ¦ льных ¦ ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета* ¦ бюджета ¦ бюдже- ¦ источни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики ¦ тов*** ¦ ков**** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Марий Эл**¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------+---------+------+----------+-----------+----------+-----------+---------------+--------------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ---------------------+---------+------+----------+-----------+----------+-----------+---------------+--------------------- Инвестиционные мероприятия 1. Предоставление Минсельхоз улучшение жилищных жилья в сельской Республики условий жителей местности Марий Эл, сельской (тыс.кв.м): Минэкономразви- тия Республики Марий Эл, 16,4 2006 г. 46,67 14,0 - - 32,67 Республиканский местности, фонд жилья и включая ипотеки работников Республики здравоохранения, Марий Эл, орга- социальной сферы ны местного обслуживания и самоуправления культуры (по согласова- нию) Прочие расходы 2. Улучшение жилищ- Минсельхоз улучшение ных условий граждан, Республики жилищных условий проживающих в сельс- Марий Эл, жителей кой местности (тыс. Минэкономразвития сельской местности кв. м): Республики включая Марий Эл, работников Республиканский здравоохранения, 8,1 2007 г. 46,67 14,0 4,0 - 28,67 фонд жилья и социальной ипотеки сферы 6,5 2008 г. 46,6 14,0 - - 32,6 Республики обслуживания и Марий Эл, культуры 7,0 2009 г. 50,0 15,0 20,0 2,0 13,0 органы местного самоуправления 7,5 2010 г. 53,0 16,0 21,0 3,0 13,0 (по согласованию) 8,0 2011 г. 56,0 17,0 22,0 4,0 13,0 8,5 2012 г. 60,0 18,0 24,0 5,0 13,0 * Уточняются ежегодно после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. ** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции. *** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления. **** При условии поступления средств из внебюджетных источников. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ДОСТУПНЫМ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ (млн. рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) --------------------T---------T---------T--------------------------------------------T-----------------T------------------ ¦Срок ис- ¦Объем фи-¦ В том числе за счет средств ¦ Ответственный ¦ Ожидаемый ¦полнения ¦нансиро- ¦ ¦ исполнитель ¦ результат ¦ ¦ вания - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------T---------T----------T-----------+ ¦ ¦ ¦ ¦федерально-¦республи-¦муници- ¦внебюджет- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦го бюджета*¦канского ¦пальных ¦ ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета ¦бюджетов ¦ источни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республи-¦*** ¦ ков**** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Марий Эл ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ** ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------+---------+---------+-----------+---------+----------+-----------+-----------------+------------------ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 --------------------+---------+---------+-----------+---------+----------+-----------+-----------------+------------------ Инвестиционные мероприятия 1. Обеспечение мо- Минсельхоз обеспечение жиль- лодых семей и моло- Республики ем молодых семей дых специалистов Марий Эл, и молодых жильем Минэкономразвития специалистов тыс.кв.м): Республики на селе Марий Эл, 7,99 2006 г. 50,0 15,0 20,0 - 15,0 Республиканский фонд жилья и ипо- теки Республики Марий Эл, органы местного само- управления (по согласованию) Прочие расходы 2. Обеспечение моло- Минсельхоз обеспечение дых семей и молодых Республики Марий Эл, жильем моло- специалистов жильем Минэкономразвития дых семей и (тыс. кв. м): Республики Марий Эл, молодых спе- 3,31 2007 г. 6,1 1,8 2,47 - 1,83 Республиканский фонд циалистов 0,5 2008 г. 3,3 1,0 - - 2,3 жилья и ипотеки на селе 1,0 2009 г. 6,7 2,0 2,7 0,5 1,5 Республики Марий Эл, 1,5 2010 г. 8,3 2,5 3,3 1,0 1,5 органы местного 2,0 2011г. 10,0 3,0 4,0 1,5 1,5 самоуправления 2,5 2012 г. 11,7 3,5 4,7 2,0 1,5 (по согласованию) * Уточняются ежегодно после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. ** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции. *** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления. **** При условии поступления средств из внебюджетных источников. ПРИЛОЖЕНИЕ N 3 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (млн. рублей, с учетов прогноза цен на соответствующие годы) --------------------T---------T---------T------------------------------------------T--------------------T----------------- ¦ Срок ¦ Объем ¦ В том числе за счет средств ¦ Ответственный ¦ Ожидаемый ¦исполне- ¦финанси- ¦ ¦ исполнитель ¦ результат ¦ ния ¦рования -¦ ¦ ¦ ¦ ¦ всего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---------T----------T----------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦федераль-¦республи- ¦муниципа- ¦внебюджет-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ного ¦ канского ¦ льных ¦ ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦бюджета* ¦ бюджета ¦ бюдже- ¦ источни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Республики¦ тов*** ¦ ков**** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Марий Эл**¦ ¦ ¦ ¦ --------------------+---------+---------+---------+----------+----------+----------+--------------------+----------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 --------------------+---------+---------+---------+----------+----------+----------+--------------------+----------------- Инвестиционные мероприятия Введение в действие Минсельхоз обновление общеобразовательных Республики основных учреждений (мест): Марий Эл, фондов, Минобразование повышение - 2006 г. - - - - - Республики Марий Эл, территориальной - 2007 г. 25,2 6,4 8,0 - 10,8 органы местного доступности - 2008 г. 42,6 7,0 - 5,2 30,4 самоуправления и снижение 380 2009 г. 51,0 22,0 26,0 3,0 - (по согласованию) коэффициента - 2010 г. 35,0 10,0 23,0 2,0 - сменности - 2011 г. 35,0 10,0 23,0 2,0 - сельских 440 2012 г. 30,0 10,0 17,0 3,0 - общеобразова- тельных учреждений * Уточняются ежегодно после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. ** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции. *** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления. **** При условии поступления средств из внебюджетных источников. ПРИЛОЖЕНИЕ N 4 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СЕТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ, ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (млн.рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) --------------------T-------------T----------T-------------------------------------------T--------------T---------------- ¦ Срок ¦Объем фи- ¦ В том числе за счет средств ¦Ответственный ¦ Ожидаемый ¦ исполнения ¦нансирова-¦ ¦ исполнитель ¦ результат ¦ ¦ния -всего¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------T-----------T---------T----------+ ¦ ¦ ¦ ¦федераль- ¦ республи- ¦муниципа-¦внебюджет-¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ного ¦ канского ¦ льных ¦ ных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета* ¦бюджета Ре-¦ бюдже- ¦ источни- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ спублики ¦ тов*** ¦ ков**** ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Марий Эл** ¦ ¦ ¦ ¦ --------------------+-------------+----------+----------+-----------+---------+----------+--------------+---------------- 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 --------------------+-------------+----------+----------+-----------+---------+----------+--------------+---------------- Инвестиционные мероприятия 1. Введение в дейс- Минсельхоз развитие сети твие амбулаторно- Республики сельских амбу- поликлини-ческих Марий Эл, латорно-поли- учреждений: (посе- Минздрав клинических щений в смену) Республики учреждений Марий Эл, ор- и улучшение ганы местного амбулаторно- 75 2006 г. 2,4 2,4 - - - самоуправления медицинской 2007 г. (по согласова- помощи нию) сельскому населению 2. Открытие фельд- Минсельхоз развитие сети шерско-акушерских Республики фельдшерско- пунктов (единиц): Марий Эл, акушерских Минздрав пунктов и Республики улучшение 2007 г. - - - - Марий Эл, первичной 2008 г. - - - - органы местного доврачебной 2009 г. - - - - самоуправления медицинской 1 2010 г. 3,6 1,0 2,6 - (по согласова- помощи нию) 2011 г. - - - - 1 2012 г. 4,2 1,3 2,9 - 3. Строительство и Минсельхоз улучшение реконструкция спор- Республики материально- тивных сооружений и Марий Эл, технических площадок Минспорта условий Республики для занятий Марий Эл, физкультурой и 2009 г. - - - органы местного спортом в 2010 г. 20,0 6,0 14,0 самоуправления сельской 2011 г. 50,0 15,0 35,0 (по согласова- местности нию) 2012 г. 50,0 15,0 35,0 * Уточняются ежегодно после утверждения федерального бюджета на очередной финансовый год. ** Подлежат ежегодному уточнению при формировании республиканского бюджета Республики Марий Эл на очередной финансовый год исходя из его возможностей и уровня инфляции. *** При условии принятия соответствующих решений органами местного самоуправления. **** При условии поступления средств из внебюджетных источников. ПРИЛОЖЕНИЕ N 5 к республиканской целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (в редакции Закона Республики Марий Эл от 4 августа 2008 года N 30-З) МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (млн.рублей, с учетом прогноза цен на соответствующие годы) --------------------T-----------T-----------T-------------------------------------------T----------------T----------------- ¦ Срок ¦ Объем фи- ¦ В том числе за счет средств ¦ Ответственный ¦ Ожидаемый ¦исполнения ¦нансирова- ¦ ¦ исполнитель ¦ результат Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|