Расширенный поиск
Закон Государственного Собрания Республики Марий Эл от 31.05.1994 № 85-III
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ
ЭЛ О культуре Руководствуясь Конституцией (Основным Законом) Республики
Марий Эл, Федеративным договором, нормами международного права, признавая
основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, исходя из
необходимости сохранения и возрождения культуры марийского народа, развивая
культуры граждан всех национальностей Республики Марий Эл, отмечая неразрывную
связь с культурой народов Российской Федерации, выражая стремление к
межнациональному культурному сотрудничеству в интеграции отечественной культуры
в мировую культуру, Государственное Собрание Республики Марий Эл принимает
настоящий Закон "О культуре" в качестве правовой базы сохранения и
развития культуры в Республике Марий Эл. Глава I ОБЩИЕ
ПОЛОЖЕНИЯ СТАТЬЯ 1.
Задачи Закона Республики Марий Эл "О культуре" Задачами Закона Республики Марий Эл "О культуре"
являются: обеспечение и защита конституционного права граждан
Республики Марий Эл на культурную деятельность; создание правовых гарантий для свободной культурной
деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей; определение принципов и правовых норм взаимоотношений
субъектов культурной деятельности; определение принципов государственной культурной политики,
правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства
государства в творческие процессы. СТАТЬЯ 2.
Законодательство Республики Марий Эл о культуре Законодательство Республики Марий Эл о культуре состоит из
настоящего Закона и иных правовых актов, регулирующих отношения в области
культуры. Законодательные и иные правовые акты Республики Марий Эл,
касающиеся вопросов культуры, не должны противоречить данному Закону. В случае
возникновения разногласий действуют нормы настоящего Закона. Подзаконные акты Республики Марий Эл в области культуры
издаются в случаях, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными
актами Республики Марий Эл о культуре. СТАТЬЯ 3.
Основные понятия Используемые в настоящем Законе термины означают: культурная деятельность - деятельность по созданию,
сохранению" распространению и освоению культурных ценностей. Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы,
нормы поведения, языки, диалекты, национальные традиции и обычаи, исторические
топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и
искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности,
имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и
технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Культурные блага - условия и услуги, предоставляемые
организациями, другими юридическими и физическими лицами для удовлетворения
гражданами своих культурных потребностей. Творческая деятельность - создание культурных ценностей и их
интерпретация. Творческий работник - физическое лицо, которое создает или
интерпретирует культурные ценности, считает собственную творческую деятельность
неотъемлемой частью своей жизни, признано или требует признания в качестве
творческого работника, независимо от того, связано оно или нет трудовыми
соглашениями и является или нет членом какого-либо творческого союза или
ассоциации творческих работников (к числу творческих работников относятся лица,
причисленные к таковым Всемирной конвенцией об авторском праве, Бернской
конвенцией об охране произведений литературы и искусства, Римской конвенцией об
охране прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и работников
органов телерадиовещания). Достоинство культур народов и национальных групп - признание
их ценности и проявление уважения к ним. Культурное наследие народов Республики Марий Эл - материальные
и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники архитектуры и
историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития
самобытности Республики Марий Эл и всех ее народов, их вклада в мировую
цивилизацию. Культурное достояние народов Республики Марий Эл - совокупность
культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры,
которые имеют общенациональное значение и в силу этого безраздельно принадлежат
Республике Марий Эл без права их передачи иным государствам. Культурные аспекты программ развития - перспективы
социально-экономических, научно-технических и других программ развития с точки
зрения воздействия результатов их реализации на сохранение и развитие культуры,
а также влияния самой культуры на эти результаты. Государственная культурная политика (политика государства в
области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми
руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и
распространению культуры, а также сама деятельность государства в области
культуры. СТАТЬЯ 4.
Область применения Закона Республики Марий Эл "О культуре" Настоящий Закон регулирует культурную деятельность в
следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование
памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое,
пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, архитектура и дизайн,
фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная
культура в таких ее проявлениях, как языки, диалекты, фольклор, обычаи и
обряды, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело, коллекционирование, архивное дело; книгоиздание и библиотечное дело, а также иная культурная
деятельность, связанная с созданием произведений печати, их распространением и
использованием; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части
создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование,
педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств,
необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных
ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются,
создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. СТАТЬЯ 5.
Суверенитет Республики Марий Эл в области культуры Республика Марий Эл самостоятельно реализует на своей
территории соглашения и иные акты, регулирующие отношения Республики Марий Эл в
области культуры с другими государствами, объединениями государств, субъектами
Российской Федерации, а также международными организациями. СТАТЬЯ 6.
Равное достоинство культур народов всех национальностей Республики Марий Эл, их
прав и свобод в области культуры Республика Марий Эл признает равное достоинство культур,
равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных
этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и
развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность марийской культуры
посредством законодательного регулирования республиканской государственной
культурной политики и республиканских государственных программ сохранения и
развития культуры. СТАТЬЯ 7.
Обязательность культурных аспектов в государственных программах развития Органы государственной власти и управления Республики Марий
Эл в обязательном порядке учитывают культурные аспекты во всех государственных
программах экономического, экологического, социального, национального развития.
В этих целях республиканские государственные программы развития подвергаются
обязательной, независимой и гласной экспертизе группами специалистов в области
культуры, назначаемые совместными органами представительной и исполнительной
власти соответствующих уровней. СТАТЬЯ 8.
Неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность В Республике Марий Эл культурная деятельность является
неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и
социального происхождения, языка, пола, возраста, политических, религиозных и
иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии
или других обстоятельств. СТАТЬЯ 9.
Приоритетность прав человека по отношению к правам государства, организаций и
групп Права человека в области культурной деятельности приоритетны
по отношению к правам в этой области государства и любых его структур,
общественных и национальных движений, политических партий, этнических
общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций,
профессиональных и иных объединений. СТАТЬЯ 10.
Право на творчество Каждый человек имеет право на все виды творческой
деятельности в соответствии со своими интересами и способностями. Право человека заниматься творческой деятельностью может
осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной
(любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник
равноправны в области авторского права и смежных прав, права па
интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу
распоряжения результатами своего труда, поддержку государства. СТАТЬЯ 11.
Право на личную культурную и творческую самобытность Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных,
эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной и
творческой самобытности. СТАТЬЯ 12.
Право на приобщение к культурным ценностям Каждый человек имеет право на приобщение к культурным
ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам,
иным собраниям во всех областях культурной деятельности. СТАТЬЯ 13.
Право на гуманитарное и художественное образование Каждый человек без возрастных и национальных ограничений
имеет право на гуманитарное и художественно-эстетическое образование, на выбор
его форм, и способов в соответствии с законодательством Республики Марий Эл и
Российской Федерации об образовании. СТАТЬЯ 14.
Право собственности в области культуры Каждый человек имеет право собственности, в том числе и
интеллектуальной, в области культуры. Право собственности распространяется на
имеющие историко-культурное значение предметы, здания и сооружения,
организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и
распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется
законодательством Республики Марий Эл. СТАТЬЯ 15.
Право создавать организации, учреждения, предприятия в области культуры Граждане имеют право создавать организации, учреждения и
предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по производству,
тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в
области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством
Республики Марий Эл и Российской Федерации. СТАТЬЯ 16.
Право создавать общественные объединения в области культуры Граждане имеют право создавать ассоциаций, творческие союзы
или иные культурные творческие объединения в порядке, определяемом
законодательством об общественных объединениях. СТАТЬЯ 17.
Право вывозить за границу результаты, своей творческой деятельности Граждане имеют право вывозить за границу с целью
экспонирования, иных форм публичного представления, а также с целью продажи
результаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом
законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации. При продаже гражданами своих произведений искусства или
других результатов творческой деятельности преимущественное право на их
приобретение принадлежит Республике Марий Эл с целью сохранения для народов
республики лучших образцов творческой деятельности. СТАТЬЯ 18.
Право на культурную деятельность в зарубежных странах Граждане Республики Марий Эл имеют право осуществлять
культурную и творческую деятельность в зарубежных странах, создавать
организации культуры на территории других государств или создавать совместные
предприятия культуры, если последнее не противоречит законодательству этих
государств. СТАТЬЯ 19.
Права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные
права с гражданами Республики Марий Эл в сфере культурной и творческой
деятельности. Особые условия культурной и творческой деятельности иностранных
граждан и лиц без гражданства в Республике Марий Эл устанавливаются только
законами Российской Федерации и Республики Марий Эл. СТАТЬЯ 20.
Право на сохранение и развитие культурной и творческой национальной
самобытности народов и иных этнических общностей Народны и иные этнические общности в Республике Марий Эл
имеют равные права на сохранение и развитие своей культурной и творческой
национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной
культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохранения, создания и распространения
культурных ценностей коренной национальности не должна наносить ущерб культурам
других народов и иных этнических общностей, проживающих на территории
Республики Марий Эл. СТАТЬЯ 21.
Право на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств Республика Марий Эл гарантирует право всем этническим
общностям на создание национальных центров культуры, обществ и землячеств на
основании волеизъявления населения или инициативы отдельных граждан. Национальные центры культуры, общества и землячества вправе: - разрабатывать и представлять в соответствующие органы
государственной власти и управления предложения о сохранении и развитии
национальной культуры и искусства; - проводить фестивали, выставки и другие аналогичные
мероприятия; - содействовать организации национального краеведения,
охране национальных памятников истории, культуры и искусства, созданию
этнографических, художественных и иных музеев; - создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства,
организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка,
общероссийские, региональные, республиканские и иные ассоциации. Национальные центры культуры, общества и землячества, а
также республиканские и иные территориальные ассоциации этих центров, обществ и
землячеств пользуются правами юридических лиц и регистрируются в соответствии
со своим статусом. Реализация одними этническими общностями права на создание
национальных центров культуры, обществ и землячеств не должна наносить ущерб
другим национальным общностям. СТАТЬЯ 22.
Покровительство Республики Марий Эл в отношений культур малочисленных
этнических общностей Республика Марий Эл гарантирует свое покровительство в
отношении сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности
малочисленных этнических общностей республики посредством исключительных мер
защиты и стимулирования, предусмотренных республиканскими программами
социально-экономического, экологического и национального развития культуры. СТАТЬЯ 23.
Культурно-национальные организации народа мари за пределами Республики Марий Эл Республика Марий Эл осуществляет моральную, организационную
и материальную поддержку центров культуры, обществ, землячеств, ассоциаций и
других организаций народа мари за пределами республики, принимает меры по
заключению межреспубликанских, межрегиональных и межгосударственных соглашений
в этой области. СТАТЬЯ 24.
Культурно-национальные организации иных государств и республик в Республике
Марий Эл Республика Марий Эл на основании межгосударственных
соглашений определяет условия поддержки другими государствами национальных
центров культуры, обществ, землячеств, ассоциаций, учебных и иных организаций
культуры соотечественников, проживающих в Республике Марий Эл, гарантирует
право на защиту указанных образований. СТАТЬЯ 25.
Культурное достояние народов Республики Марий Эл Культурное достояние народов Республики Марий Эл находится
на особом режиме охраны и использования в соответствии с законодательством
Российской Федерации и Республики Марий Эл. Состав (перечень) культурного достояния народов Республики
Марий Эл определяется Государственным Собранием Республики Марий Эл по
представлению Правительства Республики Марий Эл. Правомочия по владению, пользованию, распоряжению особо
ценными объектами культурного наследия народов Республики Марий Эл изменяются
исключительно решениями Государственного Собрания Республики Марий Эл по
представлению Правительства Республики Марий Эл, согласованному с
собственниками. Решение принимается на основании заключений заинтересованных
организаций и независимых экспертных комиссий с учетом интересов целостности
исторически сложившихся коллекций и других собраний, условий их хранения,
наибольшей доступности для граждан Республики Марий Эл, происхождения объекта. СТАТЬЯ 26.
Республиканские библиотечный, музейный, архивный и иные фонды Целостность республиканских библиотечного, музейного,
архивного, кино-, видео-, фото- и иных аналогичных фондов, порядок их
сохранения, функционирования и развития обеспечивается соответствующими
государственными органами. СТАТЬЯ 27.
Государство и положение творческих работников Республика Марий Эл признает исключительную роль творческого
работника в культурной деятельности, его свободы, моральные, экономические и
социальные права. Республика Марий Эл: - стимулирует деятельность писателей, журналистов,
композиторов, художников, театральных и других творческих работников,
направленную на улучшение и духовное обогащение жизни народа республики,
сохранение и развитие культуры и искусства; - обеспечивает условия труда и занятости творческих
работников для наиболее полной реализации ими своих творческих возможностей; - способствует заказам со стороны общества и частных лиц на
продукцию творчества в целях расширения возможностей творческих работников
получать соответствующую оплачиваемую работу; - совершенствует систему социального обеспечения творческих
работников с учетом специфики их деятельности; - обеспечивает льготы в части предоставления дополнительной
жилплощади для творческой деятельности; - способствует материальному обеспечению, социальной защите,
свободе и независимости творческих работников и педагогов, посвящающих свою
деятельность традиционной и народной культуре; - обеспечивает систему льготного налогообложения творческих
союзов и их работников с учетом специфики деятельности в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации; - содействует творческим работникам в развитии и расширении
межреспубликанских и международных творческих контактов; - расширяет возможности участия в различных областях
культурной деятельности представителей всех слоев населения независимо от
возраста и пола; - реализует положения принятой ООН Декларации прав ребенка,
учитывающие специфику ребенка, занимающегося творческой деятельностью; - обеспечивает для творческих работников льготные условия
доступа в соответствующие учреждения образования, библиотеки, музеи, архивы и
другие организации культуры. СТАТЬЯ 28.
Государство и организации творческих работников Республика Марий Эл содействует созданию и деятельности
творческих ассоциаций, союзов, гильдий, а также обществ, федераций и
конфедераций таких союзов, филиалов и отделений международных, республиканских
и региональных сообществ творческих работников. Государство обеспечивает союзам и организациям,
представляющим творческих работников, возможность участвовать в разработке
политики в области культуры и искусства, консультируется с ними при разработке
мероприятий в области занятости, профессиональной подготовки, условий труда,
социальной защиты, не вмешивается в их деятельность, если иное не предусмотрено
законодательством Российской Федерации и Республики Марий Эл. Никакая организация творческих работников не имеет
преимуществ перед другими аналогичными организациями в отношениях с
государством. Государство способствует творческим союзам, организациям,
объединениям, ассоциациям творческих работников в их деятельности по социальной
защите своих членов. Творческим союзам, а также отделениям, предприятиям и
организациям, входящим в их систему, могут устанавливаться льготы по
налогообложению, при условии использования ими доходов на уставные цели в
порядке, определяемом законодательством Республики Марий Эл. Льготное
налогообложение прибыли предприятий, находящегося в собственности творческих
союзов и объединений устанавливается законодательством Российской Федерации. В правовом, социально-экономическом отношении государство
содействует творческому работнику культуры и искусства, не являющемуся членом
какой-либо организации творческих работников, равным образом, как и членам
таких организаций. СТАТЬЯ 29.
Государственные программы сохранения и развития культуры в Республике Марий Эл Правительство Республики Марий Эл разрабатывает
республиканские государственные программы сохранения и развития культуры,
воплощающие культурную политику государства и пути ее реализации, осуществляет
целевое финансирование разработки и осуществления таких программ. Программы
утверждаются Государственным Собранием Республики Марий Эл и публикуются в
официальных средствах массовой информации. Государственное Собрание Республики
Марий Эл ежегодно рассматривает отчет Правительства Республики Марий Эл о ходе
выполнения программ. СТАТЬЯ 30
Обязанности государства по обеспечению доступной для граждан культурной
деятельности, культурных ценностей и благ Государство ответственно перед гражданами за обеспечение
условий для общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и
благ. В целях обеспечения общедоступности культурной деятельности
культурных ценностей и благ для всех граждан органы государственной власти и
управления, органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией
обязаны: - поощрять, в том числе через налоговую и Ценовую политику,
деятельность граждан по приобщению детей к творчеству и культурному развитию,
занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами; - создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и
массового начального художественного образования, прежде всего посредством
гуманитаризации всей системы образования, поддержки и развития сети специальных
учреждений и организаций, школ искусств, студий, курсов, сохранения
бесплатности для населения основных услуг библиотек всех ведомств,
любительского искусства (самодеятельного художественного творчества); - стимулировать посредством налоговых льгот, кредитов,
приоритетной передачи зданий и другими способами создание и деятельность
государственных и негосударственных, в том числе частных организаций культуры,
способствовать развитию их материально-технической базы; - обеспечивать защиту от отчуждения или перепрофилирования
зданий, помещений, занимаемых государственными, негосударственными, в том числе
частными организациями и объектами культуры; - осуществлять бюджетное финансирование государственных
организаций культуры и при необходимости принимать долевое участие в
финансировании негосударственных организаций культуры; - способствовать развитию благотворительности, меценатства и
спонсорства в области культуры; - осуществлять свое покровительство в области культуры по
отношению к наименее экономически и социально защищенным слоям и группам
населения; - публиковать для сведения населения ежегодные данные о
социально-культурной ситуации СТАТЬЯ 31.
Обязанности государства по обеспечению свобод и самостоятельности всех
субъектов культурной деятельности Представительная, исполнительная и судебная власти в
Республике Марий Эл выступают гарантом прав и свобод всех субъектов культурной
деятельности, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной
нормативной деятельности, разработки осуществления государственной политики и
государственных программ культурного развития, пресечения посягательств на
права и свободы в области культуры. Органы государственной власти и управления, органы местного
самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность граждан и их
объединений, государственных и негосударственных организаций культуры, за
исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия
и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности
или нетерпимости, порнографии. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть
осуществлен только судом и лишь в случае нарушения Законодательства. СТАТЬЯ 32.
Обязанности государства по преодолению монополии в области культуры Действия органов государственной власти и управления,
должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной
деятельности по мотивам нецелесообразности, квалифицируются как осуществление
монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской
Федерации. Для борьбы с монополизмом в сфере производства и
распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления
обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры,
предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных
объединений. СТАТЬЯ 33.
Обязанности государства по созданию условий для самореализации талантов Органы государственной власти и управления осуществляют свое
покровительство по отношению к юным талантам, творческой молодежи, дебютантам,
начинающим творческим коллективам, не посягая на их творческую независимость.
Содержание, формы и способы такого покровительства определяются
государственными программами сохранения и развития культуры. СТАТЬЯ 34.
Обязанности государства по обеспечению приоритетных условий для национальных
культур Республики Марий Эл Государство осуществляет покровительство по отношению к
национальным культуре и искусству, литературе и иным видам культурной
деятельности. СТАТЬЯ 35.
Обязанности государства по сохранению памятников культуры и истории Государство ответственно за выявление, учет, изучение,
реставрацию и охрану памятников истории и культуры. Органы государственной
власти и управления, органы местного самоуправления обязаны содействовать сохранности
и использованию таких памятников, находящихся в частной и коллективной
собственности, брать особо значимые из них на государственный учет. Государство
обладает приоритетным правом приобретения культурных ценностей, находящихся в
частном владении, законодательно регулирует права и обязанности владельцев. СТАТЬЯ 36.
Обязанности государства по ведению статистики культуры Органы государственной власти и управления ведают всей
официальной статистикой в области культуры в Республике Марий Эл, обязаны обеспечить
ее достоверность, своевременность и открытость. СТАТЬЯ 37.
Компетенция федеральных органов государственной власти и управления Российской
Федерации в области культуры К ведению федеральных органов государственной власти и
управления Российской Федерации в области культуры относятся: - обеспечение прав и свобод человека в области культуры; - установление основ федеральной культурной политики,
принятие федерального законодательства в области культуры и федеральных
государственных программ культурного развития; - правовое регулирование отношений собственности, основ
хозяйственной деятельности и порядка распоряжения национальным культурным
достоянием Российской Федерации; - формирование федерального бюджета в части расходов на
культуру, федеральных фондов развития культуры; - установление налоговых льгот, стимулирующих, сохранение и
развитие культуры, и минимума бюджетного финансирования государственных и
муниципальных организаций культуры; -прямое финансирование организаций культуры, находящихся в
федеральном ведении; - координация внешней политики в области культурного
сотрудничества; -регулирование вывоза и ввоза культурных ценностей; - регулирование правил осуществления валютных операции в
области культуры; - создание, реорганизация и ликвидация государственных
организаций культуры федерального подчинения; - определение принципов государственной политики в области
подготовки кадров, занятости, оплаты труда, социальных гарантий, норм и льгот
материального обеспечения работников культуры, установление минимального
размера ставок авторского гонорара; - создание единой государственной системы информационного
обеспечения культурной деятельности в Российской Федерации; - официальный статистический учет в области культуры; - создание и ведение Свода памятников истории и культуры
Российской Федерации; - контроль за исполнением законодательства Российской
Федерации о культуре. СТАТЬЯ 38.
Совместная компетенция федеральных органов государственной власти и управления
Российской Федерации, органов государственной власти и управления Республики
Марий Эл в области культуры К совместному ведению органов государственной власти и
управления Российской Федерации и Республики Марий Эл в области культуры
относятся: - обеспечение прав и свобод человека в области культуры; - обеспечение сохранности культурного достояния народов
Российской Федерации, памятников истории культуры, историко-культурных
территорий, включенных в Свод памятников истории и культуры Российской
Федерации; - осуществление федеральной культурной политики, разработка
и реализация федеральных государственных программ культурного развития, их
финансового и материально-технического обеспечения; - охрана авторского права и смежных прав, права
интеллектуальной собственности, права наследования объектов собственности в
области культуры; - утверждение требований (стандартов) к профессиональному
образованию в области культуры; - создание условий для культурного развития всех народов и
этнических общностей Российской Федерации; - проведение государственной финансовой политики в области
культуры, политики в сфере труда, занятости и оплаты труда работников культуры; - финансирование особо ценных объектов культурного достояния
народов Российской Федерации. В сфере совместного ведения органы государственной власти и
управления Республики Марии Эл самостоятельно издают законы и иные нормативные
акты. СТАТЬЯ 39.
Компетенция органов государственной власти и управления Республики Марий Эл в
области культуры К ведению органов государственной власти и управления
Республики Марий Эл в области культуры относятся: - определение республиканской государственной культурной
политики; - принятие законодательства республики о культуре; - обеспечение сохранности культурного достояния народов
Республики Марий Эл, памятников истории культуры, историко-культурных
территорий; - осуществление республиканской политики в области культуры,
разработка на ее основе территориальных и иных программ сохранения и развития
культуры, их реализация, финансовое и материально-техническое обеспечение; - формирование территориальных и иных органов
государственного регулирования культурной деятельности; - создание, реорганизация и ликвидация организаций культуры
соответствующего подчинения; - формирование фондов развития культуры и утверждение
объемов средств, направляемых на финансирование культуры в государственном
бюджете Республики Марий Эл, местных бюджетах, установление местных налогов и
сборов на цели культурного развития, региональных нормативов финансирования
культурной деятельности; - международные культурные связи; - установление дополнительных к устанавливаемым федеральными
органами государственной власти и управления льгот, видов и норм материального
обеспечения организаций и работников культуры, - регулирование отношений сохранности культурных ценностей,
их вывоза за пределы Республики Марий Эл; - информационное и научно-методическое обеспечение
культурной деятельности, ведение статистического учета в области культуры; - организация подготовки и переподготовки, повышения
квалификации работников культуры; - контроль за исполнением законодательства Республики Марий
Эл о культуре. В пределах своей компетенции Республика Марий Эл имеет право
самостоятельно вступать в отношения с другими государствами и с международными
организациями по вопросам культуры. Федеральные органы государственной власти и управления не
могут издавать правовые акты по вопросам культуры, отнесенным к ведению органов
государственной власти и управления Республики Марий Эл. Органы государственной
власти и управления Республики Марий Эл не могут принимать правовые акты по
вопросам культуры, отнесенным к ведению федеральных органов государственной
власти и управления. СТАТЬЯ 40.
Компетенция в области культуры органов местного самоуправления К ведению органов местного самоуправления в области культуры
относятся: - осуществление государственной политики в области культуры
на своей территории: - формирование местных бюджетов и фондов развития культуры,
разработка и принятие местных нормативов финансирования культуры; - регулирование в пределах своих полномочий и компетенции
отношений собственности в области культуры; - создание, реорганизация и ликвидация муниципальных
организаций культуры, регистрация организаций культуры на подведомственной
территории; - создание и ликвидация местных органов управления в области
культуры, определение их структуры и полномочий, назначение руководителей
местных органов управления в области культуры; - назначение руководителей муниципальных организаций
культуры; - строительство зданий и сооружений муниципальных
организаций культуры, обустройство прилегающих к ним территорий; - контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов
собственности организациями культуры. СТАТЬЯ 41.
Условия и порядок создания, реорганизации и ликвидации организаций культуры В Республике Марий Эл могут создаваться и действовать в
предусмотренных законодательством организационно-правовых формах организации
культуры, основанные на федеральной, республиканской, муниципальной
собственности, собственности общественных объединений, религиозных,
международных организаций, иных юридических и физических лиц, в том числе
иностранных, и лиц без гражданства, а также на смешанных формах собственности. Организации культуры могут быть учреждены: - органами государственного управления Республики Марий Эл; - федеральными органами государственной власти и управления; - районной или городской администрацией; - общественными и религиозными организациями, фондами и
другими общественными объединениями; - иными, в том числе иностранными, юридическими, а также
физическими лицами. Организации культуры, учреждаемые в соответствии с настоящим
Законом, обязаны зарегистрироваться в соответствии с порядком регистрации,
установленным законодательством российской Федерации и Республики Марий Эл. Порядок и условия реорганизации и ликвидации организаций
культуры определяется их уставами, принимаемыми в соответствии с действующим
законодательством. СТАТЬЯ 42.
Права и обязанности учредителя (учредителей) организации культуры Отношения учредителя (учредителей) и организации культуры
регулируются действующим законодательством, а также договором. Договор между
учредителем (учредителями) и организацией культуры определяет взаимные
обязательства сторон, условия и порядок использования имущества, порядок
финансирования деятельности организации культуры учредителем (учредителями),
имущественную ответственность сторон, основания и условия расторжения договора,
решение социальных вопросов. Учредитель (учредители) некоммерческих организаций культуры берет
обязанности по их финансовому обеспечению. Организации культуры самостоятельны в осуществлении своей
творческой, производственной, экономической деятельности, социального развития
коллектива в пределах имеющихся творческих и хозяйственных ресурсов и задач,
предусмотренных уставом. СТАТЬЯ 43.
Собственность в области культуры В Республике Марий Эл допускаются все формы собственности на
культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование
и другое имущество культурного назначения. Права и обязанности собственников в области культуры
регулируются законодательством Республики Марий Эл. В Республике Марий Эл имущество (здания, сооружения,
имущественные комплексы, оборудование) организаций культуры находится в
собственности их учредителей, по решению которых оно может быть передано в
хозяйственное ведение или оперативное управление непосредственно организациям
культуры. Распоряжение и управление государственной собственностью в
области культуры осуществляется органами исполнительной власти по их поручению
специально уполномоченными государственными органами. Организация культуры несет ответственность перед
собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним
имущества. Контроль деятельности организации культуры в этой части
осуществляется учредителем (учредителями) или иным лицом, уполномоченным
собственником. Собственность государственных и муниципальных организаций
может отчуждаться в порядке и на условиях, установленных законодательством
Республики Марий Эл и Российской Федерации. Учреждению культуры принадлежит право собственности на
денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему
физическими и юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию,
а также на доходы от собственной деятельности учреждений культуры и
приобретенные на эти доходы объекты собственности. СТАТЬЯ 44.
Приватизация в области культуры Культурное наследие народов Республики Марий Эл, в том числе
культурные ценности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных
музеев, картинных галерей, архивов и библиотек и ассортиментных кабинетах
предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов,
включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватизация других объектов культуры допускается в порядке,
устанавливаемом законодательством Республики Марий Эл при условии: - сохранения культурной деятельности в качестве основного
вида деятельности; - сохранения профильных услуг; - организации обслуживания льготных категорий населения; - обеспечение сложившегося числа рабочих мест и социальных
гарантий работникам (на срок до одного года). СТАТЬЯ 45.
Финансирование культуры и культурной деятельности Основой государственных гарантий сохранения и развития
культуры в Республике Марий Эл является государственное финансирование. Размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственном
бюджете Республики Марий Эл и местных бюджетах не могут быть менее 6% средств
соответствующих бюджетов. Учреждение культуры отвечает по своим обязательствам,
находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему
собственностью. При недостаточности у учреждения культуры средств
ответственность по его обязательствам несет учредитель в порядке, определяемом
законом. С целью привлечения дополнительных финансовых средств для
развития культуры государство предусматривает специальную систему налоговых
льгот предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от их
организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе и
иностранным, вкладывающим свои средства в развитие культуры Республики Марий
Эл. Характер, размер и порядок предоставления этих льгот определяется налоговым
законодательством Республики Марий Эл. Бюджетные ассигнования, выделенные на финансирование культуры,
при оформлении бюджетов всех уровней выделяются отдельной строкой. Для
обеспечения общественно необходимого развития различных видов и жанров
искусства, народного творчества, охраны и использования исторических и
культурных ценностей при органах управления культуры всех уровней могут
создаваться фонды развития культуры. В указанные фонды могут направляться
бюджетные ассигнования, а также средства, полученные от предприятий,
организаций и граждан, доходы от проведения лотерей, аукционов, выставок и
других общественных мероприятий, продажи ценных бумаг и другие поступления, не
противоречащие законодательству Республики Марий Эл. Поступление средств из внебюджетных источников не является
основанием для сокращения бюджетных отчислений в фонды развития культуры. Средства фондов развития культуры расходуются на цели,
предусмотренные положениями об этих фондах, которые утверждаются органами
исполнительной власти соответствующего уровня. Общественные объединения, предприятия, организации и
граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе создавать фонды
для финансирования культурной деятельности. Организация и деятельность
указанных фондов осуществляется в соответствии с их уставами. В качестве
соучредителей фондов могут выступать государственные органы и органы местного
самоуправления. СТАТЬЯ 46.
Финансовые ресурсы организации культуры Организация культуры покрывает свои расходы за счет средств
учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и
поступлений, разрешенных законодательством Российской Федерации и
законодательством Республики Марий Эл. Деятельность государственных и муниципальных организаций
культуры финансируется учредителями в соответствии с договорами, но не ниже
нормативов государственного финансирования по каждому типу и виду организаций
культуры. Средства, поступившие из других источников, не уменьшают нормативов и
абсолютных размеров финансирования организации культуры учредителем
(учредителями). Деятельность негосударственных организаций культуры финансируется
по договору между учредителем (учредителями) и организацией культуры. Право организации культуры на получение безвозмездных
пожертвований (даров, субсидий) от отечественных и зарубежных юридических и
физических лиц, международных организаций не ограничивается. Использование финансовых средств осуществляется в
соответствии с уставом организации культуры. Неиспользованные в отчетном
периоде средства не могут быть изъяты у организации культуры или зачтены
учредителем (учредителями) в объеме финансирования следующего года. СТАТЬЯ 47.
Предпринимательская деятельность государственных и муниципальных организаций
культуры Государственные и муниципальные организации культуры вправе
вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную их уставом. К предпринимательской деятельности относится деятельность
государственной или муниципальной организации культуры: - по реализации и сдаче в аренду основных фондов и имущества
организации культуры для целей, не связанных с культурной деятельностью; - по торговле покупными товарами, оборудованием; - по оказанию посреднических услуг; - по долевому участию в деятельности коммерческих
предприятий, учреждений и организаций (в том числе культуры); - по приобретению акций, облигаций, иных ценных бумаг и
получению доходов (дивидентов, процентов) по ним; - по осуществлению иной деятельности, приносящей доход и не
противоречащей законодательству; В своей предпринимательской деятельности организация
культуры приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства
Российской Федерации о предприятиях и предпринимательской деятельности. Учредитель или орган, зарегистрировавший организацию
культуры, вправе приостановить ее предпринимательскую деятельность, если она
наносит ущерб уставной деятельности, до решения суда по этому вопросу. СТАТЬЯ 48.
Инвестиционная политика в области культуры В Республике Марий Эл обеспечивается приоритетное выделение
государственных капитальных вложений и развитие материально-технической базы
культуры. Распределение капитальных вложений по объектам культурного
назначения определяется соответствующими органами государственного управления
на основе открытого и гласного обсуждения альтернативных вариантов. Не допускается проектирование и строительство населенных
пунктов и жилых массивов без обеспечения их объектами культуры с учетом
градостроительных норм, правил и потребностей местного населения. Земельные участки под строительство новых объектов культуры
выделяются на приоритетной основе. СТАТЬЯ 49.
Обеспечение развития культуры в сельской местности Республика Марий Эл обеспечивает приоритет в развитии
культуры в сельской местности и поощряет привлечение общественных и частных
источников финансирования для развития культуры налоговыми и другими льготами. СТАТЬЯ 50.
Материально-техническое обеспечение культуры Органы государственного управления обеспечивают потребность
к продукции, необходимой для реализации федеральных, республиканских и
региональных программ сохранения и развития культуры, строительства и
реконструкции особо ценных объектов культуры, государственной поддержки
функционирования организаций культуры, на условиях поставок продукции и товаров
для государственных нужд. Органы государственной власти и управления разрабатывают и
реализуют научно-техническую политику, обеспечивающую внедрение новой техники и
технологии в организациях культуры, стимулируют через налоговые льготы,
кредитование и иными способами участие негосударственных организаций в создании
новой техники и технологии для культуры. Организации культуры обязаны обеспечить содержание
закрепленных за ним или принадлежащих ему на праве собственности зданий,
сооружений, имущественных комплексов, оснащение и оборудование имущества
потребительского, социального, культурного и иного назначения на уровне не ниже
определяемого нормативами, действующими на данной территории. Материально-техническое обеспечение государственных и
муниципальных организаций культуры, развитие их базы осуществляется самими
организациями культуры в пределах бюджетных и собственных средств. Органы
государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны
оказывать помощь подведомственным организациям культуры (если последние в ней
нуждаются) в решении вопросов содержания и развития материально-технической
базы. Органы местного самоуправления предоставляют творческим
работникам и коллективам в пользование или аренду помещений для студий,
мастерских, лабораторий и иных рабочих мест, необходимых для творческой
деятельности, с установлением арендной платы в размере, не превышающем
стоимости оплаты коммунальных услуг жилого фонда. Органы местного самоуправления могут предоставлять
организациям культуры, творческим союзам льготы на аренду помещений,
находящихся в муниципальной собственности, а могут быть предоставлены и другие
льготы. СТАТЬЯ 51. Внешнеэкономическая
деятельность в области культуры Организации культуры осуществляют внешнеэкономическую
деятельность, специализированную торговлю, в том числе аукционную,
произведениями искусства, изделиями народных художественных промыслов,
изобразительной продукцией, предметами антиквара в порядке, установленном
законодательством Республики Марий Эл и Российской Федерации. Государство устанавливает льготный режим использования
законно полученной валютной выручки государственными организациями культуры, а
также творческими союзами и обществами, действующими в области культуры,
оставляя ее в полном объеме при направлении на уставные цели, а также на
обеспечение сохранности и развития культурного достояния народов Республики
Марий Эл, укрепление материально-технической базы культуры. Выручка от продажи произведений современного
изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства, от
исполнительской деятельности в странах с расчетов в свободно конвертируемой
валюте распределяется между авторами, исполнителями и посредниками по договору,
заключенному между ними, и подлежит налогообложению в соответствии с налоговым
законодательством Российской Федерации. Организации культуры могут пользоваться кредитом
отечественных и зарубежных банков, продавать и приобретать валюту в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации. Культурные ценности, хранящиеся в государственных и
муниципальных музеях, картинных галереях, библиотеках, архивах и других
государственных организациях культуры, не могут быть использованы в качестве
обеспечения кредита или сданы под залог. СТАТЬЯ 52. Цены
и ценообразование в области культуры Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на
билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры
обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся,
инвалидов, военнослужащих срочной службы, многодетных семей. Порядок
установления льгот для данных категорий населения устанавливается соответствующими
представительными органами местного самоуправления. На продукцию предприятий, тиражирующих товары культурного и
информационного назначения и занимающих монопольное положение на рынке этих
товаров, кроме народных художественных промыслов, в целях социальной
защищенности граждан допускается государственное регулирование цен. СТАТЬЯ 53.
Взаимоотношения организаций культуры с организациями иных областей деятельности Организации культуры обладают исключительным правом
использовать собственную символику (официальные и другие наименования, товарный
знак, эмблема) в рекламных и иных целях, а также разрешать такое использование
другими юридическими и физическими лицами на договорной основе. Предприятия, учреждения и организации могут изготавливать и
реализовывать продукцию (в том числе рекламную) с изображением
(воспроизводством) объектов культуры и культурного достояния, деятелей культуры
при наличии официального разрешения владельцев и изображаемых лиц. Плата за использование изображения устанавливается на основе
договора. При использовании изображения без разрешения применяются нормы
законодательства Российской Федерации. Юридические и физические лица осуществляют
туристско-экскурсионную деятельность на объектах культуры только на основе
договоров с органами и организациями культуры. Предприятия, учреждения, организации (кроме бюджетных),
расположенные на исторических территориях, в охранных зонах памятников,
отчисляют на специальные счета государственных органов по учету, использованию
и реставрации памятников фиксированные платежи, устанавливаемые органами
управления тех уровней, в собственности которых находятся соответствующие
памятники и закрепленные за ними исторические территории и охранные зоны. Представительные органы местного самоуправления устанавливают
процент отчислений в местные бюджеты от платы за землю исторических территорий,
охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, домовладений,
расположенных на этих территориях. Полученные средства направляются на охрану и
реставрацию культурного наследия народов Республики Марий Эл, благоустройство
исторических территорий. При передаче здания, в котором размещена организация
культуры, другим предприятиям, учреждениям и организациям (в том числе
религиозным) государственные органы, осуществляющие передачу, обязаны
предварительно предоставить организации культуры равноценное помещение. СТАТЬЯ 54.
Трудовые отношения и принципы охраны труда работников культуры Трудовые отношения работников культуры регулируются
действующим законодательством о труде. Основной формой трудовых отношений с творческими
работниками, руководителями и специалистами государственных и муниципальных
организаций культуры является контрактная форма трудового договора. Организации культуры в пределах имеющихся средств на оплату
труда могут самостоятельно устанавливать для своих работников
дифференцированные надбавки к ставкам и должностным окладам, применять
различные прогрессивные формы организации, оплаты и стимулирования труда. Размер авторского вознаграждения, порядок и сроки его оплаты
устанавливаются в авторском договоре. Минимальные ставки авторского вознаграждения устанавливаются
Правительством Российской Федерации. Минимальные размеры авторского
вознаграждения индексируются одновременно с индексацией минимальных размеров
заработной платы. СТАТЬЯ 55.
Социальная защита работников культуры В системе республиканской службы занятости в Республике
Марий Эл могут создаваться специальные подразделения по трудоустройству и
переподготовке всех категорий работников культуры. Граждане, имеющие специальное образование в области культуры
и искусства, при прочих равных условиях пользуются преимущественным правом
трудоустройства по специальности. Творческие союзы, ассоциации, профсоюзные и другие
общественные организации в целях социальной защиты творческих работников могут
создавать службы занятости, специальные фонды для увеличения размера пособия по
безработице и продления сроков их выплаты. Средства в эти фонды могут вносить
также государственные и муниципальные органы. Пенсионное обеспечение работников организаций культуры,
включая льготное обеспечение отдельных категорий работников, производится в
соответствии с законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении. Члены творческих союзов и ассоциаций, а также другие творческие
работники, не являющиеся членами творческих союзов, единственным источником
доходов которых является авторское вознаграждение, имеют право на трудовую
пенсию при условии уплаты страховых взносов в пенсионный фонд. На выпускников высших и средних специальных учебных
заведений культуры и искусства, других специалистов, прибывших на работу в
сельские организации культуры, распространяются порядок и условия выдачи
единовременного пособия на хозяйственное обзаведение, устанавливаемое для
специалистов, окончивших сельскохозяйственные вузы и техникумы. СТАТЬЯ 56.
Субъекты международных культурных обменов Республика Марий Эл содействует расширению круга субъектов
международных культурных связей, поощряет самостоятельное прямое участие в
культурных обменах частных лиц, организаций, учреждений, предприятий культуры. СТАТЬЯ 57.
Политика и приоритеты международных культурных обменов Политика и приоритеты международных культурных обменов
Республики Марий Эл определяются соглашениями Российской Федерации, Республики
Марий Эл с другими государствами в соответствии с федеральными и
республиканскими государственными программами. К числу приоритетных направлений международных культурных
обменов Республики Марий Эл относятся: совместное производство культурных
ценностей, благ; реставрация уникальных памятников истории и культуры;
подготовка и стажировка кадров работников культуры; создание и внедрение новых технологий, технических средств,
оборудования для культурной деятельности; обмен методиками, учебными
программами и пособиями. СТАТЬЯ 58.
Культурное сотрудничество с соотечественниками за рубежом Республика Марий Эл содействует развитию национальной
культуры за рубежом. Поддерживает связи с зарубежными соотечественниками и их
потомками, организуя культурные центры, сотрудничая с землячествами, проводя
совместные культурные мероприятия. Создает условия для возвращения на Родину
уехавших деятелей культуры. СТАТЬЯ 59.
Культурные и исторические ценности Республики Марий Эл за пределами республики Республика Марий Эл осуществляет целенаправленную политику
по возвращению незаконно вывезенных с ее территории культурных ценностей.
Республика Марий Эл совместно с Российской Федерацией разрабатывает и
осуществляет меры по сохранению культурного наследия народов, проживающих на территории
республики, захоронений соотечественников, находящихся в зарубежных странах. СТАТЬЯ 60.
Культурные центры за рубежом Республика Марий Эл участвует в создании культурных центров
и иных организаций культуры за рубежом, совместно с другими государствами
входит в долевое участие по обеспечению их содержания и использования,
содействует юридическим лицам и отдельным гражданам в использовании их
собственности за рубежом в культурных целях, создает культурные центры в других
государствах. СТАТЬЯ 61.
Участие в международных организациях культуры На территории Республики Марий Эл могут создаваться филиалы
и другие структуры международных культурных фондов и организаций. Юридическое и
физическое лицо имеет право вступления в международные организации культуры в
соответствии с порядком, определенным их уставом. Организации культуры
Республики Марий Эл имеют право вовлечения в свои ряды иностранных граждан, а
также самостоятельного распоряжения целевыми материальными и валютными
поступлениями от иностранных государств, международных организаций и частных
лиц. СТАТЬЯ 62.
Ответственность за нарушение законодательства о культуре Ответственность за нарушение законодательства о культуре
устанавливается уголовным, гражданским законодательством Российской Федерации,
административным и иным законодательством Республики Марий Эл и Российской
Федерации. Президент Республики Марий Эл В.Зотин г.Йошкар-Ола 31 мая 1994 года №85-III Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|