Расширенный поиск

Указ Президента Республики Башкортостан от 25.12.2008 № УП-745

                                  УКАЗ
                  ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

          ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА,
       ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В
              РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА 2008-2012 ГОДЫ

     В целях совершенствования и дальнейшего развития системы  отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков  и  молодежи  в  Республике
Башкортостан, обеспечения координации действий органов  исполнительной
власти Республики  Башкортостан,  органов  местного  самоуправления  и
организаций в этой сфере постановляю:
     1.  Утвердить  прилагаемую  Концепцию  развития  системы  отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков  и  молодежи  в  Республике
Башкортостан на 2008-2012 годы.
     2. Правительству Республики Башкортостан в 3-месячный срок:
     разработать план мероприятий по реализации  основных  направлений
Концепции развития системы отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей,
подростков и молодежи в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы;
     привести  свои  нормативные  правовые  акты  в   соответствие   с
настоящим Указом.
     3. Указ вступает в силу со дня его подписания.

                 Президент Республики Башкортостан          М. Рахимов

Уфа, Дом Республики
25 декабря 2008 года
N УП-745


                                                            Утверждена
                                                     Указом Президента
                                               Республики Башкортостан
                                        от 25 декабря 2008 г. N УП-745

                              КОНЦЕПЦИЯ
       РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ,
           ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
                          НА 2008-2012 ГОДЫ

                              Содержание

1. Общие положения
2. Анализ состояния организации отдыха, оздоровления и занятости
детей,
     подростков и молодежи в Республике Башкортостан
3. Основные понятия, используемые в Концепции
4. Типология учреждений отдыха, оздоровления и занятости детей,
     подростков и молодежи
5. Цель, задачи и основные принципы Концепции
6. Стратегические направления Концепции
7. Механизмы реализации Концепции
8. Ожидаемые результаты реализации Концепции
9. Источники финансирования мероприятий Концепции

                          1. Общие положения

     Вопрос организации детского отдыха и оздоровления стоит  в  одном
ряду с проблемами образования и воспитания подрастающего  поколения  и
является  в  республике  приоритетным   направлением   государственной
политики. Он приобретает первостепенное  значение  в  условиях,  когда
состояние здоровья молодого поколения вызывает серьезные опасения.  За
последние 3 года уровень выявляемой заболеваемости  детей  до  14  лет
вырос на 9%, а среди подростков - на 11%,  на  50%  увеличилось  число
детей, имеющих хронические заболевания.
     Система  организации  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей,
подростков  и  молодежи  Республики  Башкортостан  является  одной  из
крупных социальных систем и охватывает ежегодно наибольшую часть детей
школьного возраста - свыше 400  тыс.  детей.  Сегодня  она  достаточно
скоординирована, обладает  широкой  и  многообразной  инфраструктурой,
уникальными  возможностями  укрепления  здоровья  и  развития   детей,
подростков и молодежи, значительным кадровым потенциалом.
     Вопросы организации отдыха и  оздоровления  детей,  подростков  и
молодежи в  республике  регламентируют  Конвенция  о  правах  ребенка,
Всемирная декларация  об  обеспечении  выживания,  защиты  и  развития
детей,  Конституция  Российской  Федерации,   Конституция   Республики
Башкортостан, Законы Российской Федерации и Республики Башкортостан об
образовании, об основных  гарантиях  прав  ребенка,  о  дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся  без
попечения родителей, о языках, о государственной молодежной  политике,
о поддержке деятельности детских, подростковых,  молодежных  клубов  и
центров, Концепция формирования  гражданина  Республики  Башкортостан,
Концепция  развития  духовно-нравственной   культуры   и   гражданской
активности детей, подростков и  молодежи  "Молодежь  -  стратегический
ресурс  Республики  Башкортостан",   Президентские   программы   "Дети
Республики Башкортостан" на 2006-2010 годы и "Молодежь  Башкортостана"
на 2007-2010 годы.
     В то же время федеральная нормативно-правовая база  не  учитывает
изменения в сфере организации летнего отдыха, произошедшие в последние
годы.
     Узковедомственный подход, инертность ведомств, наличие устаревших
документов  мешают  работать  и  тормозят  развитие  системы   отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
     К примеру, в постановлении Правительства Российской Федерации  по
вопросу обеспечения  отдыха,  оздоровления  и  занятости  детей  четко
ограничиваются  рамки  формирования  ценовой  политики.  При  этом  не
учитывается специфика учреждения,  его  материально-техническая  база,
уровень оказания  оздоровительных  услуг,  рост  тарифов  и  т.д.  Это
побуждает  регионы  искусственно  ограничивать  стоимость  путевки,  а
детские оздоровительные учреждения - работать в убыток.
     Последние изменения в  нормативные  правовые  акты,  связанные  с
вопросами обеспечения безопасности  (СанПиНы,  инструкции,  методики),
были внесены в 2000 году. Вместе  с  тем  необходимо,  чтобы  подобные
документы   соответствовали   реалиям   времени,    уровню    развития
материально-технической  базы  детских  оздоровительных  учреждений  и
запросам граждан.
     В последнее время в республике произошло значительное  сокращение
ведомственных, профсоюзных подростковых клубов,  учреждений  культуры,
внешкольных детских учреждений. Это привело к значительному уменьшению
возможностей для проведения оздоровления и досуга детей, подростков  и
молодежи. Особую остроту  приобрела  проблема  организованного  отдыха
детей в период летних каникул.
     Развитие  системы  организации  отдыха  и   оздоровления   детей,
подростков  и  молодежи  сдерживают  также  слабая  материальная  база
оздоровительных  учреждений,  недостаточность  финансовых  средств  на
проведение ежегодной  оздоровительной  кампании  детей,  подростков  и
молодежи.
     В связи с  этим  необходимо  на  государственном  уровне  усилить
внимание к вопросам отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодежи, обеспечить межведомственную координацию  действий  органов
государственного управления, а также органов местного  самоуправления,
организаций   различных   организационно-правовых    форм    и    форм
собственности в этой сфере.
     Сегодня в  сфере  организации  детского  отдыха,  оздоровления  и
занятости детей, подростков и  молодежи  необходимо  решить  следующие
задачи:
     обеспечение единства процессов сохранения и  укрепления  здоровья
детей, подростков и молодежи, их развития и образования;
     осуществление поддержки системы организации отдыха,  оздоровления
и  занятости  детей,  подростков  и  молодежи   со   стороны   органов
исполнительной  власти  Республики  Башкортостан,   органов   местного
самоуправления, общественных объединений и бизнес-сообществ;
     реорганизация структуры  системы  отдыха  и  оздоровления  детей,
подростков и молодежи, стимулирование развития новых,  эффективных  ее
форм,  разработка  и  внедрение  современных  технологий   и   методов
оздоровительной работы;
     совершенствование ресурсного  обеспечения  организаций  отдыха  и
оздоровления детей, подростков и молодежи, укрепление и обновление  их
материальной базы, улучшение кадрового потенциала, повышение  качества
услуг.
     На решение вышеперечисленных задач направлена Концепция  развития
системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и  молодежи
в Республике Башкортостан на 2008-2012 годы (далее - Концепция).
     Концепция  носит  межведомственный  характер,  так   как   в   ее
реализации задействованы различные органы государственного управления,
органы  местного  самоуправления,  государственные,   общественные   и
частные  учреждения,  что  требует   концептуального   руководства   и
координации их деятельности.
     Концепция  будет  способствовать  оптимизации   системы   отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков  и  молодежи  в  Республике
Башкортостан, стимулировать внедрение наиболее передовых и эффективных
ее  форм,  способствуя  укреплению  здоровья   детей,   улучшению   их
физического  и   нравственного   благополучия,   развитию   творческих
способностей.

   2. Анализ состояния организации отдыха, оздоровления и занятости
        детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан

     В последние годы  в  республике  сложилась  определенная  система
организации  отдыха  и  оздоровления  детей,  подростков  и   учащейся
молодежи.  Оздоровление  и  отдых   детей,   подростков   и   молодежи
осуществляется  в  различных  типах  лагерей:  загородных,  городских,
трудовых, профильных, оздоровительных, лагерях с дневным  пребыванием,
лагерях детских общественных движений и объединений, клубах  по  месту
жительства, детских санаториях и профилакториях  с  детскими  заездами
(таблица N 1).

                                                           Таблица N 1

                             ФОРМЫ И ВИДЫ
           организации отдыха, оздоровления и досуга детей,
                        подростков и молодежи


-----------------------------------------------------------------------------------------------------
| Формы и виды     | Годы                                                                           |
| организации      |--------------------------------------------------------------------------------|
| отдыха,          | 2005                     | 2006                     | 2007                     |
| оздоровления и   |--------------------------+--------------------------+--------------------------|
| досуга детей,    | количество,   | охват,   | количество,   | охват,   | количество,   | охват,   |
| подростков и     | ед.           | тыс.     | ед.           | тыс.     | ед.           | тыс.     |
| молодежи         |               | чел.     |               | чел.     |               | чел.     |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Центры с         | 2000          | 97       | 1817          | 105      | 1779          | 105      |
| дневным          |               |          |               |          |               |          |
| пребыванием      |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Трудовые         | 1610          | 107      | 1392          | 60,9     | 1472          | 62       |
| объединения,     |               |          |               |          |               |          |
| лагеря труда и   |               |          |               |          |               |          |
| отдыха           |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Загородные       | 34            | 13       | 32            | 13       | 37            | 15       |
| лагеря           |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Республиканские  | 11            | 350      | 11            | 834      | 15            | 1131     |
| профильные       |               |          |               |          |               |          |
| лагеря           |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Муниципальные    | 98            | 6        | 166           | 10,3     | 224           | 12       |
| профильные       |               |          |               |          |               |          |
| лагеря           |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Республиканские  | 6             | 1,3      | 7             | 1,5      | 7             | 2        |
| мероприятия      |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Всероссийские    | 6             | 100      | 6             | 100      | 4             | 100      |
| мероприятия      |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Малозатратные    | 5000          | 107      | 5000          | 118      | 3000          | 121      |
| формы - всего,   |               |          |               |          |               |          |
| из них:          |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| категорийные и   | 5000          | 67       | 2000          | 75       | 2000          | 76       |
| многодневные     |               |          |               |          |               |          |
| походы           |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| палаточные и     | 42            | 3        | 592           | 34       | 571           | 23       |
| туристические    |               |          |               |          |               |          |
| лагеря           |               |          |               |          |               |          |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

     Наблюдается положительная динамика увеличения объемов мероприятий
летней  оздоровительной  кампании.  Этого  удалось  добиться  за  счет
увеличения финансирования летнего отдыха детей, подростков и молодежи,
повышения уровня кадрового,  организационно-методического  обеспечения
воспитательно-оздоровительных центров.
     Показатели летней оздоровительной работы с детьми, подростками  и
молодежью приведены в таблицах N 2-4.

                                                           Таблица N 2

                              ПОКАЗАТЕЛИ
   летней оздоровительной работы с детьми, подростками и молодежью
        органов по молодежной политике Республики Башкортостан


--------------------------------------------------------------------
| Наименование           | Годы                                    |
| показателей            |-----------------------------------------|
|                        | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
|------------------------+------+------+------+------+------+------|
| Количество профильных  | 128  | 139  | 146  | 179  | 156  | 180  |
| лагерей, ед.           |      |      |      |      |      |      |
|------------------------+------+------+------+------+------+------|
| Охват детей,           | 7319 | 8306 | 7944 | 9329 | 8100 | 9177 |
| подростков и           |      |      |      |      |      |      |
| молодежи, чел.         |      |      |      |      |      |      |
|------------------------+------+------+------+------+------+------|
| Бюджетные средства,    | 7,5  | 10,2 | 11,5 | 15,0 | 12,0 | 15,8 |
| выделенные на          |      |      |      |      |      |      |
| организацию летнего    |      |      |      |      |      |      |
| отдыха, млн. руб.      |      |      |      |      |      |      |
--------------------------------------------------------------------


                                                           Таблица N 3

                              ПОКАЗАТЕЛИ
  летнего отдыха студентов вузов в спортивно-оздоровительных лагерях


-------------------------------------------------------------------------------------------------
| Годы                                                                                          |
|-----------------------------------------------------------------------------------------------|
| 2005                          | 2006                          | 2007                          |
|-------------------------------+-------------------------------+-------------------------------|
| количество,   | охват, тыс.   | количество,   | охват, тыс.   | количество,   | охват, тыс.   |
| ед.           | чел.          | ед.           | чел.          | ед.           | чел.          |
|---------------+---------------+---------------+---------------+---------------+---------------|
| 9             | 2660          | 9             | 2583          | 8             | 2417          |
-------------------------------------------------------------------------------------------------


                                                           Таблица N 4

                              ПОКАЗАТЕЛИ
    деятельности ведомственных детских оздоровительных учреждений,
          санаториев-профилакториев, находящихся на балансе
                хозяйствующих субъектов (предприятий)


-----------------------------------------------------------------------------------------------------
| Наименование     | Годы                                                                           |
| объектов         |--------------------------------------------------------------------------------|
| детского         | 2005                     | 2006                     | 2007                     |
| отдыха           |--------------------------+--------------------------+--------------------------|
|                  | количество,   | охват,   | количество,   | охват,   | количество,   | охват,   |
|                  | ед.           | тыс.     | ед.           | тыс.     | ед.           | тыс.     |
|                  |               | чел.     |               | чел.     |               | чел.     |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Ведомственные    | 58            | 47,033   | 56            | 29,160   | 49            | 27,700   |
| загородные       |               |          |               |          |               |          |
| детские          |               |          |               |          |               |          |
| оздоровительные  |               |          |               |          |               |          |
| учреждения       |               |          |               |          |               |          |
| предприятий и    |               |          |               |          |               |          |
| профсоюзных      |               |          |               |          |               |          |
| организаций      |               |          |               |          |               |          |
|------------------+---------------+----------+---------------+----------+---------------+----------|
| Санатории-       | 23            | 9,198    | 23            | 7,412    | 17            | 5,086    |
| профилактории,   |               |          |               |          |               |          |
| где              |               |          |               |          |               |          |
| организованы     |               |          |               |          |               |          |
| детские смены,   |               |          |               |          |               |          |
| заезды "Мать и   |               |          |               |          |               |          |
| дитя"            |               |          |               |          |               |          |
-----------------------------------------------------------------------------------------------------

     В последнее время в сфере организации детского отдыха  проявились
две разнонаправленные тенденции:
     сокращение традиционных форм  отдыха  (числа  загородных  детских
лагерей предприятий, профилакториев и здравниц), экскурсий  и  поездок
учащихся по стране, уменьшение  доли  отдыхающих  детей  в  здравницах
всероссийского и международного значения);
     расширение  альтернативных  возможностей  отдыха  и  оздоровления
детей, подростков и молодежи за  счет  появления  новых  видов  услуг,
учреждений отдыха нового типа, в первую очередь, малозатратных.
     В  соответствии  с  Федеральным   законом   "Об общих   принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации"  расходные
полномочия по организации отдыха детей в каникулярное время отнесены в
ведение муниципальных районов и городских  округов.  В  связи  с  этим
значительно сократились возможности финансирования  летнего  отдыха  и
оздоровления  детей,  подростков  и  молодежи.  Из-за   недостатка   у
муниципалитетов финансовых средств произошло сокращение по сравнению с
2005 годом количества трудовых объединений, лагерей труда и  отдыха  и
числа занятых в них старшеклассников. Вместе с тем эти  лагеря  играют
важную роль в профилактике  правонарушений  среди  несовершеннолетних,
так как в них отдыхают 70%  детей  из  социально  незащищенных  семей,
которые не имеют возможности  обеспечить  своих  детей  другим  летним
отдыхом. Поэтому в перспективе необходимо сохранить  эти  лагеря,  что
позволит создать условия как для труда, так и для полноценного  отдыха
старшеклассников.
     Наиболее предпочтительной формой  отдыха  детей  и  подростков  в
последнее время становится отдых  в  центрах  с  дневным  пребыванием.
Такие центры не требуют дополнительных финансовых  вложений,  так  как
создаются на базе образовательных учреждений.
     Поскольку каникулы - это не  только  отдых  детей,  подростков  и
молодежи в воспитательно-оздоровительных центрах, но и  их  участие  в
различных мероприятиях: в работе республиканских  профильных  лагерей,
слетах, эстафетах, соревнованиях, фестивалях, походах, экспедициях,  -
требуется дальнейшее развитие учреждений  дополнительного  образования
детей, укрепление их материальной базы.
     В целях организации познавательного досуга  детей  и  обеспечения
непрерывности образовательного процесса  необходимо  совершенствование
материального обеспечения кружков, секций,  объединений  по  интересам
различной  направленности:  спортивной,  эстетической,  экологической,
технической, этнографической.
     Отличительной чертой современного этапа стал  адресный  подход  к
организации отдыха детей, нуждающихся в особой заботе  государства.  В
республике  ежегодно   принимаются   нормативные   правовые   акты   о
приоритетности оздоровления детей из малоимущих  семей.  На  эти  цели
выделяются субсидии из  федерального  бюджета.  В  то  же  время  пока
отсутствует центры отдыха и  досуга  для  детей-сирот,  обучающихся  в
учреждениях начального и среднего профессионального образования.
     Наличие нерешенных  вопросов  в  организации  массового  детского
летнего отдыха и оздоровления, необходимость  укрепления  материально-
технической  базы  оздоровительно-воспитательных  учреждений   требуют
разработки  соответствующей  концепции  по  развитию  системы  отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

            3. Основные понятия, используемые в Концепции

     Сфера отдыха  и  оздоровления  детей,  подростков  и  молодежи  -
совокупность мероприятий по развитию их творческого потенциала, охране
и  укреплению  здоровья  на  основе  организации  занятий   физической
культурой, спортом и туризмом, формирования навыков  здорового  образа
жизни, обеспечения соблюдения режима  питания  и  жизнедеятельности  в
благоприятной окружающей среде при выполнении  нормативных  санитарно-
гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований;
     досуг - свободное  время  для  восстановления  сил,  развлечений,
приобщения к культурным ценностям, самообразования и творчества;
     дополнительное образование детей - сфера, объективно объединяющая
в единый процесс воспитание, обучение и развитие, предназначенная  для
полного  развития   потенциальных   возможностей   детей   посредством
различных обучающих и развивающих программ;
     детская оздоровительно-воспитательная организация (учреждение)  -
организация, обеспечивающая отдых и оздоровление детей  и  подростков,
функционирующая на основе образовательно-воспитательной программы  как
сезонно (на период каникул), так и круглогодично;
     организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков  и
молодежи (учреждения) - оздоровительные лагеря (загородные, с  дневным
пребыванием детей и другие),  специализированные  (профильные)  лагеря
(спортивно-оздоровительные, оборонно-спортивные, туристические, лагеря
труда и отдыха, эколого-биологические,  технические,  краеведческие  и
другие), оздоровительные центры, базы и  комплексы,  иные  организации
независимо от их организационно-правовых форм  и  форм  собственности,
основная деятельность которых направлена на реализацию услуг отдыха  и
оздоровления детей, подростков и молодежи;
     услуги  оздоровительного  характера   -   комплекс   мероприятий,
направленных на охрану  и  укрепление  здоровья  детей,  подростков  и
молодежи, их медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание  путем
обеспечения отдыха в  экологически  благоприятной  среде,  организации
закаливания  организма,   занятий   физической   культурой,   спортом,
туризмом;
     услуги в области воспитания - комплекс мероприятий,  направленных
на нравственно-духовное, эстетическое  развитие  детей  и  подростков,
реализацию   дополнительных   образовательных   программ   и    услуг,
обеспечивающих  самоопределение  и  творческую  их  самореализацию   в
процессе отдыха и оздоровления, в  том  числе  в  кружковой,  клубной,
студийной работе детской оздоровительно-воспитательной организации.
     Иные понятия, используемые в Концепции, применяются в  значениях,
определенных законодательством.

           4. Типология организаций отдыха, оздоровления и
                занятости детей, подростков и молодежи

     Стационарные загородные лагеря - специально  создаваемые  детские
оздоровительно-воспитательные организации преимущественно за городом;
     оздоровительные  лагеря  с  дневным  пребыванием  -  организации,
создаваемые на базе образовательных учреждений (в школах,  учреждениях
дополнительного   образования    детей)    для    оздоровительной    и
образовательной  деятельности   в   период   каникул   с   пребыванием
обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания;
     профильные лагеря -  организации  с  круглосуточным  или  дневным
пребыванием   для   осуществления   специальной   образовательной    и
оздоровительной  деятельности   ("Юный   спецназовец",   экологический
лагерь, краеведческий лагерь и др.)  или  организации  образовательно-
оздоровительного процесса для определенной категории детей, подростков
и молодежи (творчески одаренные или социально активные);
     лагеря труда и отдыха - создаваемые в период каникул  организации
с  круглосуточным  или  дневным  пребыванием  для  вовлечения   детей,
подростков и молодежи в трудовую и общественно-полезную  деятельность,
формирования у них навыков здорового образа жизни;
     трудовые лагеря  -  объединения  молодежи,  создаваемые  в  целях
развития трудовых умений и навыков, обучения ремеслу и оказания помощи
в решении финансовых проблем;
     базовые палаточные лагеря - детские оздоровительно-воспитательные
организации (профильные или смешанного типа) с размещением в  палатках
на  месте  постоянной  дислокации,  предназначенные  для   организации
активного отдыха и оздоровления  детей  и  подростков  в  естественных
природных условиях,  укрепления  их  здоровья,  вовлечения  в  занятия
спортом, туризмом и для решения других задач;
     лагеря детских общественных объединений -  организации,  основной
целью которых является  развитие  детских  и  молодежных  общественных
объединений (скаутские лагеря и др.);
     клубы по месту жительства - организации, максимально приближенные
к месту жительства детей и подростков, создаваемые в  целях  получения
дополнительного  образования,  обеспечения  их   социально   значимого
досуга,  создания  условий  для  самоопределения   и   самореализации,
социальной адаптации к современным условиям жизни;
     детские площадки, создаваемые на базе  учреждений  образования  и
молодежной  политики  для  реализации   профильной   или   комплексной
программы по месту жительства;
     спортивно-оздоровительные   лагеря   -   организации   для   юных
спортсменов,  воспитанников   детско-юношеских   спортивных   школ   с
рекреативно-оздоровительной сменой, где оздоровительно-образовательная
деятельность является продолжением учебно-тренировочного процесса;
     детско-юношеские туристические лагеря - организации,  создаваемые
в целях познания подрастающим поколением окружающего мира и самих себя
в ходе туристско-краеведческой деятельности.

            5. Цель, задачи и основные принципы Концепции

     Цель Концепции - совершенствование системы отдыха, оздоровления и
занятости детей, подростков и молодежи в Республике Башкортостан.
     Основные задачи:
     повышение качества и  доступности  услуг  отдыха  и  оздоровления
детей, подростков и молодежи;
     развитие разнообразных форм занятости подростков и молодежи;
     привлечение инвестиций  в  сферу  отдыха  и  оздоровления  детей,
подростков и молодежи;
     сохранение и развитие инфраструктуры системы отдыха, оздоровления
и  занятости  детей,  подростков  и  молодежи,  создание  условий  для
повышения ее инвестиционной привлекательности;
     определение  критериев  эффективности  функционирования   системы
отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
     совершенствование   механизмов    кадрового    и    методического
обеспечения системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодежи;
     обеспечение гарантий права  детей  и  подростков,  находящихся  в
трудной жизненной ситуации, на отдых.
     Концепция базируется на следующих основных принципах:
     межведомственного    взаимодействия    -    создание    вертикали
государственно-общественного управления системой отдыха,  оздоровления
и занятости детей, подростков и молодежи, обеспечение  согласованности
действий   органов    государственного    управления,    администраций
муниципальных  образований   Республики   Башкортостан,   предприятий,
общественных и некоммерческих организаций;
     государственно-общественного  подхода  -  обеспечение  открытости
системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи,
участия общественных организаций и  общества  в  целом  в  организации
отдыха и  оздоровления  детей,  подростков  и  молодежи,  общественно-
государственного контроля за соблюдением норм и правил безопасности их
жизнедеятельности;
     интеграции -  обеспечение  единства  образовательной,  социально-
педагогической, оздоровительной, психологической,  культурно-досуговой
деятельности оздоровительно-образовательных организаций;
     инвестиционного развития - обеспечение привлечения инвестиций  со
стороны  государственных  и  негосударственных  организаций,   бизнес-
сообщества;
     развивающего   досуга   -   создание   условий   для    раскрытия
индивидуального потенциала, социальных инициатив детей,  подростков  и
молодежи;
     учета  природных  факторов  -  обеспечение   размещения   детских
оздоровительно-воспитательных организаций и проведения оздоровительных
мероприятий   в   экологически   благополучных   районах    Республики
Башкортостан.

               6. Стратегические направления Концепции

     Стратегия  развития  системы  отдыха,  оздоровления  и  занятости
детей,   подростков   и   молодежи   ориентирована   на   качественные
преобразования ее центрального звена  -  оздоровительно-воспитательных
организаций и механизмов управления данной системой.
     Стратегические направления Концепции:
     приведение  системы  отдыха,  оздоровления  и  занятости   детей,
подростков и молодежи в соответствие с современными требованиями;
     целенаправленная  ориентация  на   актуальные   и   перспективные
потребности личности, общества, государства;
     внедрение инноваций, обеспечение модернизации  данной  системы  и
сертификации услуг отдыха, оздоровления и занятости детей,  подростков
и молодежи;
     совершенствование ресурсного обеспечения и  менеджмента  на  всех
уровнях системы.
     Концепция предполагает решение следующих стратегических задач:
     совершенствование  нормативно-правовой  базы   развития   системы
отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
     совершенствование структуры управления данной системой;
     создание   системы   подготовки,   переподготовки   и   повышения
квалификации кадров, занятых в сфере отдыха, оздоровления и  занятости
детей, подростков и молодежи;
     укрепление материально-технической базы  детских  оздоровительно-
воспитательных организаций;
     улучшение научно-методического обеспечения  деятельности  детских
оздоровительно-воспитательных организаций;
     расширение объемов круглогодичного отдыха и  оздоровления  детей,
подростков и молодежи, создание на базе  существующих  оздоровительно-
воспитательных организаций круглогодичного  детского  оздоровительного
центра Республики Башкортостан;
     целенаправленное развитие семейного отдыха.

                  7. Механизмы реализации Концепции

     Концепцию предполагается реализовать путем:
     обеспечения координации действий законодательных и исполнительных
органов на республиканском и муниципальном  уровнях,  направленных  на
улучшение системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и
молодежи;
     дальнейшего совершенствования нормативно-правовой  базы  в  сфере
отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
     объединения усилий государственных  и  общественных  организаций,
частных структур, формирования единых подходов  для  совершенствования
системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;
     решения задач и выполнения мероприятий по повышению эффективности
функционирования системы организации системы  отдыха,  оздоровления  и
занятости детей, подростков и молодежи;
     концентрации финансовых и  материальных  ресурсов  на  реализации
приоритетных направлений Концепции, привлечения для этого внебюджетных
средств;
     постоянного   мониторинга   и   анализа    организации    отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

             8. Ожидаемые результаты реализации Концепции

     Реализация Концепции позволит создать  условия  для  полноценного
отдыха, оздоровления  и  занятости  детей,  подростков  и  молодежи  в
Республике  Башкортостан,  окажет  позитивное  влияние  на   повышение
качества их жизни.
     Кроме того, реализация Концепции обеспечит:
     укрепление  материально-технической  базы,  кадрового  потенциала
детских   оздоровительно-воспитательных   организаций,   их    научно-
методического обеспечения;
     расширение  нормативно-правовой  базы  сферы  оказания  услуг  по
организации отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
     привлечение инвестиций в сферу отдыха, оздоровления  и  занятости
детей, подростков и молодежи;
     повышение   эффективности   использования   бюджетных    средств,
совершенствование механизма софинансирования  детской  оздоровительной
кампании;
     повышение качества и  доступности  услуг  отдыха  и  оздоровления
детей, подростков и молодежи;
     увеличение охвата детей, подростков  и  молодежи  организованными
формами отдыха, оздоровления и занятости;
     увеличение объемов круглогодичного отдыха и  оздоровления  детей,
подростков и молодежи;
     укрепление физического и нравственного здоровья детей, подростков
и молодежи, улучшение их социального благополучия;
     снижение  уровня  заболеваемости  и  травматизма   среди   детей,
подростков и молодежи;
     сокращение доли правонарушений, совершенных несовершеннолетними.

          9. Источники финансирования мероприятий Концепции

     Решение  задач,  поставленных  в   Концепции,   предусматривается
осуществить путем увеличения объемов  финансирования  системы  отдыха,
оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.
     Источниками финансирования  расходов  на  дальнейшее  развитие  и
укрепление системы отдыха, оздоровления и занятости детей,  подростков
и молодежи являются бюджет  Российской  Федерации,  бюджет  Республики
Башкортостан, бюджеты муниципальных образований  республики,  средства
внебюджетных  фондов,   коммерческих   и   общественных   организаций,
благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.



Информация по документу
Читайте также