Расширенный поиск
Указ Президента Республики Башкортостан от 19.05.2011 № УП-237УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О СОЗДАНИИ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН В целях обеспечения информационно-аналитической поддержки процедур подготовки и принятия управленческих решений, улучшения качества управления в государственных органах Республики Башкортостан, в том числе и в условиях кризисных ситуаций, постановляю: 1. Создать Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан (далее - Ситуационный центр). 2. Образовать межведомственную рабочую группу по созданию и обеспечению функционирования Ситуационного центра в составе согласно приложению N 1 к настоящему Указу (далее - рабочая группа). 3. Утвердить Концепцию автоматизированной информационной системы Ситуационного центра согласно приложению N 2 к настоящему Указу. 4. Определить Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан государственным заказчиком работ по созданию и развитию Ситуационного центра. 5. Рабочей группе в месячный срок разработать и представить на утверждение план мероприятий по созданию и обеспечению функционирования Ситуационного центра. 6. Правительству Республики Башкортостан обеспечить финансирование мероприятий, связанных с реализацией настоящего Указа. 7. Координацию работ по созданию и развитию Ситуационного центра, а также контроль за исполнением Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан. 8. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания. Президент Республики Башкортостан Р.Хамитов Уфа, Дом Республики 19 мая 2011 года N УП-237 Приложение N 1 к Указу Президента Республики Башкортостан от 19 мая 2011 г. N УП-237 СОСТАВ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО СОЗДАНИЮ И ОБЕСПЕЧЕНИЮ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Магадеев - Секретарь межведомственного Совета общественной Марат Шарифович безопасности Республики Башкортостан, руководитель рабочей группы Мелкоедов - министр связи и массовых коммуникаций Республики Борис Николаевич Башкортостан, заместитель руководителя рабочей группы Путенихин - начальник Контрольно-аналитического управления Сергей Константинович Администрации Президента Республики Башкортостан, заместитель руководителя рабочей группы Кутуков - начальник отдела информационно-аналитических Сергей Евгеньевич технологий Министерства экономического развития Республики Башкортостан Матвеев - директор ГБУ "Центр информационно-коммуникационных Юрий Александрович технологий" Республики Башкортостан Молотков - заведующий отделом информационно-коммуникационных Андрей Геннадьевич технологий Управления делами Президента Республики Башкортостан Панкратов - главный специалист отдела информационно- Сергей Николаевич коммуникационных технологий Управления делами Президента Республики Башкортостан Петров - заместитель начальника Контрольно-аналитического Игорь Константинович управления - заведующий отделом мониторинга Администрации Президента Республики Башкортостан Сакаев - начальник Центра специальной связи и информации Рустэм Анвербекович ФСО по Республике Башкортостан (по согласованию) Шаталин - помощник Президента Республики Башкортостан Ринат Рашитович Ямалов - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Ильдар Уралович Республики Башкортостан Приложение N 2 к Указу Президента Республики Башкортостан от 19 мая 2011 г. N УП-237 КОНЦЕПЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ СИТУАЦИОННОГО ЦЕНТРА ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Уфа-2011 Содержание 1. Введение 2. Основания для разработки настоящей Концепции 3. Актуальность работ 4. Цель создания системы 4.1. Основные цели создания системы 4.2. Назначение системы 5. Требования, предъявляемые к системе 6. Состав и структура системы 7. Информационный компонент системы 7.1. Требования к реализации комплексов задач системы 7.1.1. Требования к комплексу задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности" 7.1.2. Требования к комплексу задач "Управление программами и проектами" 7.1.3. Требования к комплексу задач "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан" 7.1.4. Требования к комплексу задач "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан" 7.1.5. Требования к комплексу задач "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан" 7.1.6. Требования к комплексу задач "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан" 7.1.7. Требования к комплексу задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" 7.1.8. Требования к комплексу задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" 7.2. Технология организации сбора информации 7.3. Технология обработки и хранения информации 7.4. Аналитическая обработка информации 7.5. Представление информации 7.6. Организация межведомственного информационного обмена 8. Задачи телекоммуникационного компонента системы 9. Цель и задачи компонента по обеспечению информационной безопасности 10. Обеспечение создания, функционирования и развития системы 11. Ресурсное обеспечение создания и развития системы 12. Ожидаемый социально-экономический эффект от создания системы 1. ВВЕДЕНИЕ Концепция автоматизированной информационной системы Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан (далее соответственно - АИС, Концепция) определяет цели и задачи, общую функциональную архитектуру и состав информационного обеспечения системы, а также этапы ее создания и последующей эксплуатации. Концепция подготовлена на основе анализа возможности автоматизации процессов сбора, обработки и представления информации, необходимой органам государственной власти Республики Башкортостан для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан, улучшения качества управления в органах государственной власти Республики Башкортостан, в том числе и в условиях кризисных ситуаций. 2. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ НАСТОЯЩЕЙ КОНЦЕПЦИИ Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие нормативные правовые акты: - Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 536 "Об основах стратегического планирования в Российской Федерации"; - Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года"; - Постановление Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2009 года N 1088 "О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление". 3. АКТУАЛЬНОСТЬ РАБОТ Работы по созданию АИС направлены на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Республики Башкортостан. АИС создается как комплексная вертикально интегрированная автоматизированная информационная система на основе взаимодействия федеральных, ведомственных, муниципальных и корпоративных информационных ресурсов и систем. 4. ЦЕЛЬ СОЗДАНИЯ АИС 4.1. Основные цели создания АИС Основными целями создания АИС являются: 1) повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан; 2) повышение качества информационной поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти Республики Башкортостан на основе интеграции, регулярного, бесперебойного представления и анализа достоверной и актуальной информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан; 3) улучшение качества управления в органах государственной власти Республики Башкортостан. При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются: 1) разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации, в том числе документированной о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан на всех этапах их выполнения с использованием средств электронной цифровой подписи, формирования и хранения соответствующих информационных ресурсов; 2) создание современных экономико-математических методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых предложений, позволяющих формировать при этом сбалансированные управленческие решения; 3) создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан между структурными подразделениями Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан, органами государственной власти Республики Башкортостан, территориальными органами федеральных органов государственной власти в Республике Башкортостан и органами местного самоуправления; 4) гарантированный уровень информационной безопасности системы. Создание АИС позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру для мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Республики Башкортостан и исполнению ими своих полномочий. 4.2. Назначения АИС Основными назначениями АИС являются: 1) информационное и научно-аналитическое обеспечение деятельности Президента Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, в том числе осуществление мониторинга, анализа и контроля: - социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан; - планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований и Республики Башкортостан в целом; - исполнения принятых Правительством Республики Башкортостан решений; - хода реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Правительства Республики Башкортостан; - выполнения приоритетных национальных проектов на территории Республики Башкортостан; - эффективности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Башкортостан; 2) информационная и научно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений, в том числе связанных с развитием следующих базовых секторов экономики и социальной сферы Республики Башкортостан: - топливно-энергетического комплекса; - нефтегазохимического комплекса; - электроэнергетики; - имущественного комплекса; - транспортной инфраструктуры; - агропромышленного комплекса; - лесопромышленного комплекса; - горнопромышленного комплекса; - сферы услуг; - социальной сферы; - обеспечения безопасности жизнедеятельности; 3) обеспечение эффективного межведомственного, межмуниципального и межрегионального информационного обмена; 4) решение задач, связанных с накоплением, обработкой, предоставлением, распространением и использованием информации, в том числе интеграции предметных баз данных и комплексного представления отраслевой информации, характеризующей базовые сектора экономики и социальную сферу Республики Башкортостан. 5. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К АИС При создании и развитии АИС должно быть обеспечено выполнение основных и специальных требований. Основными требованиями, предъявляемыми к АИС, являются: 1) системность, состоящая в рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы системы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой; 2) открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик; 3) стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом; 4) осуществление согласованных между собой процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей. К специальным требованиям, предъявляемым к АИС, относятся: 1) полнота информации, обеспечивающей эффективную информационно-аналитическую поддержку при решении полного комплекса функциональных задач в рамках управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан - планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования; 2) иерархичность представляемой в систему информации независимо от организационного и территориального распределения пользователей АИС; 3) комплексная интеграция и рациональное применение при создании АИС и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления социально-экономическим развитием Республики Башкортостан; 4) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии АИС и ее подсистем (терминологическая система показателей, форматы представления данных, регламенты отчетности); 5) переносимость элементов АИС, состоящая в обеспечении возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; 6) комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту АИС от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям. 6. СОСТАВ И СТРУКТУРА АИС Основными компонентами АИС являются: 1) информационный компонент, обеспечивающий автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения и представления информации о социально-экономических, общественно-политических, и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан пользователям АИС; 2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в АИС, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий; 3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения информационной безопасности с учетом фактора системности их развития; 4) автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в АИС в электронном виде информации о социально-экономических, общественно-политических и кризисных и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и для организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в АИС; 5) центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в АИС; 6) Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан - организационно-техническое объединение компактно размещенных технических подсистем и рабочих мест для высших должностных лиц Правительства Республики Башкортостан и экспертов, предназначенное для обеспечения поддержки принятия решений руководством и специалистами исполнительных органов государственной власти Республики Башкортостан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в повседневной деятельности и в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций; 7) выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных; 8) ведомственный сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан Правительства Республики Башкортостан за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе качества управления приоритетными направлениями деятельности Правительства Республики Башкортостан; 9) сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан к Ситуационному центру Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Программно-технические комплексы АИС призваны обеспечивать сбор из разных источников информации, обработку, хранение и представление информации о социально-экономическом развитии Республики Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, а также взаимодействие пользователей АИС и ее подсистем на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности. Проектирование, внедрение и эксплуатация компонентов АИС производится в соответствии с техническими решениями системы и потребностями соответствующих органов государственной власти. Для каждой категории пользователей АИС реализуются мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования. В качестве инструмента работы с АИС и обеспечения доступа к содержащимся в ней данным может использоваться веб-браузер. 7. ИНФОРМАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ АИС Информационный компонент АИС предназначен для системной интеграции базовых технологий сбора, обработки, хранения и представления информации с целью обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности пользователей на всех этапах реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан проектов за счет: - мониторинга, анализа и контроля социально-экономических, общественно-политических, кризисных и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан; - формирования исходных (плановых) показателей (результативности, ресурсоемкости, сроков) реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан органами государственной власти Республики Башкортостан; - мониторинга фактических показателей (результативность, ресурсоемкость, сроки) хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан с целью оценки их отклонений от плановых значений; - представления исходной информации и результатов аналитической обработки данных о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и результативности деятельности органов государственной власти по их выполнению, а также оценки и прогнозирования рисков успешной реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и моделирования возможных путей их минимизации. Требуемое качество как самостоятельного, так и совместного решения указанных функциональных задач обеспечивается реализацией базовых технологий сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан в соответствующих компонентах АИС. Функциональность АИС должна обеспечивать информационную поддержку принятия решений по комплексам задач АИС следующего состава: 1) "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности"; 2) "Управление программами и проектами"; 3) "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан"; 4) "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан"; 5) "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан"; 6) "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан"; 7) "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан"; 8) "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан". Информационное обеспечение функционирования АИС обеспечивается использованием всевозможных каналов сбора данных, включая: 1) доступ к информационным системам общефедерального уровня; 2) взаимодействие с ведомственными информационными системами и территориальными центрами управления; 3) использование данных и специализированных информационных систем регионального уровня; 4) организации целевого сбора сведений с помощью формирования запросов или анкетирования; 5) обработки сводных отчетных материалов, поступающих в Республику Башкортостан по различным направлениям деятельности. 7.1. Требования к реализации комплексов задач АИС 7.1.1. Требования к комплексу задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности" Комплекс задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения национальной безопасности" предназначен для проведения стратегического анализа развития Республики Башкортостан. Данный комплекс должен обеспечивать решение следующих задач: 1) оценку условий и факторов, формирующих внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, включая стратегические риски для устойчивого развития Республики Башкортостан в целях подготовки на региональном уровне единых исходных данных для стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности; 2) оценку степени соответствия планируемых на региональном уровне программно-целевых социально-экономических мероприятий задачам устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, возможность организации сценарного прогноза развития ситуации; 3) анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и использования ресурсов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности; 4) оценку эффективности расходования ресурсов на устойчивое развитие Республики Башкортостан с учетом обеспечения национальной безопасности. 7.1.2. Требования к комплексу задач "Управление программами и проектами" Комплекс задач "Управление программами и проектами" предназначен для целевого обеспечения информационной поддержки управления и принятия решений по следующим наиболее значимым комплексным направлениям деятельности Правительства Республики Башкортостан: 1) мониторинг целевых параметров и показателей утвержденных программ и планов и их индикативное представление в реальном масштабе времени; 2) мониторинг выполнения федеральных целевых программ, анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов; 3) подготовка ЖКХ к зимнему периоду; 4) строительство дорожно-коммуникационной инфраструктуры; 5) строительство жилищно-коммунальной инфраструктуры; 6) контроль за освоением месторождений природных ресурсов; 7) мониторинг и анализ кадровой ситуации в Республике Башкортостан; 8) мониторинг и анализ количества, качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Республике Башкортостан; 9) обеспечение мониторинга реализации приоритетных национальных проектов, комплексный анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов в Республике Башкортостан на региональном уровне управления. Состав программ и проектов может корректироваться с учетом текущей ситуации, включая актуальные на текущий момент крупномасштабные задачи (проекты), требующие координации действий и концентрации усилий органов исполнительной власти Республики Башкортостан. 7.1.3. Требования к комплексу задач "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан" Комплекс задач "Социально-экономическая обстановка в Республике Башкортостан" предназначен для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений при формировании стратегии социально-экономического развития республики. Данный комплекс должен быть реализован на базе создания взаимосвязанного блока прогнозно-аналитических моделей социально-экономической обстановки в Республике Башкортостан на базе стандартизированных научно-методических подходов и обеспечивает решение следующих задач: 1) комплексная оценка экономической безопасности Республики Башкортостан; 2) анализ и оценка текущей социально-экономической обстановки, в том числе в аспекте индикативного управления; 3) прогнозирование возможных вариантов развития социально-экономической обстановки; 4) оценка последствий принимаемых решений и выработка рекомендаций по их оптимизации в оперативном и стратегическом плане. 7.1.4. Требования к комплексу задач "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан" Комплекс задач "Социальная защищенность населения Республики Башкортостан" предназначен для анализа социально-экономической ситуации в аспекте рынка труда и уровня жизни населения с целью выявления источников социальной незащищенности и предоставления информации для анализа, оценки ситуации и своевременного принятия мер по нормализации обстановки. Данный комплекс задач должен решать следующие задачи: 1) анализ состояния рынка труда; 2) анализ деятельности службы занятости; 3) анализ состояния социального обеспечения; 4) оценка деятельности служб социальной защиты и поддержки населения (по категориям граждан), в том числе: - здравоохранения; - образования; - пенсионного обеспечения; - защиты материнства и детства; - обеспечения жильем, продуктами питания, лекарствами и другими социально значимыми услугами. 7.1.5. Требования к комплексу задач "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан" Комплекс задач "Социально-политическая обстановка в Республике Башкортостан" предназначен для поддержки процесса принятия решений в социально-политической сфере, в частности при формировании общественного мнения, изучении социального самочувствия населения и организации проведения предвыборных кампаний. Комплекс задач является вспомогательным инструментом и предназначен для обеспечения полномасштабного исследования социально-политической ситуации при помощи опросов населения и экспертов, а также путем проведения модельных экспериментов. Данный комплекс должен обеспечивать решение задач, обеспечивающих поддержку процессов социологического исследования социально-политической ситуации (включая автоматизацию разработки опросных листов, ввода анкет и обработки информации), мониторинга и анализа социально-политической ситуации, включая разработку эффективных стратегий проведения избирательных компаний, мониторинг текущих показателей их состояния. Указанный комплекс задач должен обеспечивать анализ конфликтного потенциала Республики Башкортостан для выявления потенциальных сфер социальной напряженности в регионе, диагностику главных дестабилизирующих факторов, а также прогнозирование возникновения и развития конфликтных ситуаций с целью предоставления информации руководству Республики Башкортостан для выработки упреждающих мер или вариантов воздействия на сложившуюся обстановку в целях купирования конфликтов. Должно обеспечиваться структурирование и анализ причин возможных конфликтных ситуаций по формам: социальный, политический, экономический, религиозно-этнический, территориальный. 7.1.6. Требования к комплексу задач "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан" Комплекс задач "Экологическая обстановка в Республике Башкортостан" предназначен для постоянного контроля и оценки качества состояния окружающей среды Республики Башкортостан с целью своевременного выявления негативных тенденций и предоставления информации для принятия мер по стабилизации или исправлению ситуации. Данный комплекс задач должен решать следующие задачи: 1) комплексный контроль нормативов качества окружающей природной среды, включающий: - контроль нормативов качества атмосферы; - контроль нормативов качества гидросферы; - анализ качественного состояния земельных ресурсов и почвы; 2) мониторинг и анализ динамики экологической ситуации в Республике Башкортостан, включающий: - оценку текущей экологической обстановки и тенденций ее развития; - мониторинг и анализ динамики состояния природных комплексов; - мониторинг и анализ воздействий предприятий на природную среду; - контроль выполнения принятых программ по охране природной среды; - мониторинг и анализ состояния особо охраняемых территорий; - контроль выполнения законодательных требований по проведению государственной экологической экспертизы, а также соблюдению установленных условий и нормативов. 7.1.7. Требования к комплексу задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" предназначен для поддержки принятия решений государственными органами в сфере обеспечения безопасности и координации действий всех органов власти и управления в интересах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Республики Башкортостан" должен обеспечивать решение следующих задач: 1) анализ угроз безопасности и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций, оценку их масштабов и последствий на территории Республики Башкортостан; 2) поддержка системы мониторинга обстановки и предупреждения населения в случае природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС); 3) мониторинг состояния готовности сил и средств реагирования в ЧС; 4) определение зон чрезвычайных ситуаций по результатам мониторинга; 5) многовариантное планирование мероприятий по защите населения и окружающей среды в случае возможного возникновения ЧС природного и техногенного характера; 6) организация оперативного реагирования при ЧС и поддержка управления в процессе локализации и ликвидации последствий ЧС. 7.1.8. Требования к комплексу задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" предназначен для агрегатной оценки ситуации в регионе, основанной на объединении параметров всех входящих в СЦ моделей. Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Республики Башкортостан" должен обеспечивать решение следующих задач: 1) формирование системы обобщенных показателей оценки обстановки по актуальным сферам жизнедеятельности Республики Башкортостан и Приволжского федерального округа; 2) получение агрегированной оценки состояния всех сфер управления; 3) анализ оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, полученной на основе показателей оценки эффективности, утвержденных Указами Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 28 апреля 2008 г. N 606 "О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации", Постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 825 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" и от 1 апреля 2010 года N 212 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 года N 322" и разработка предложений по ее повышению; 4) анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в субъекте Российской Федерации, полученной на основе показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. N 1313-р и разработка предложений по ее повышению. В рамках системы должен обеспечиваться доступ Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан к следующим общефедеральным информационным системам: 1) ИАС "Рынок труда" (Анализ и прогноз уровня безработицы и занятости населения в субъектах РФ); 2) ИАС "Федеральные целевые программы" (Мониторинг хода реализации федеральных целевых программ); 3) ИАС "Мониторинг ФО" (Мониторинг социально-экономического развития федеральных округов и субъектов РФ); 4) ИАС "Контроль ПНП" (Анализ хода выполнения приоритетных национальных проектов); 5) ИАС "Протестная активность" (Сбор информации об акциях протеста населения, анализ и прогноз уровня протестной активности в субъектах РФ); 6) "Система-Д" (Информационные фонды сообщений печатных и электронных СМИ, информационно-аналитических материалов); 7) "БЭГИ" (Цифровая база картографических данных. Тематические карты и схемы); 8) ИАС "Паспорта регионов РФ" (Общие сведения о регионе, общественно-политическая ситуация, электоральная характеристика, социально-экономическое положение); 9) "Органы управления" (Структура и должностные лица федеральных и региональных ОГВ, органов управления СНГ. Адреса и телефоны); 10) "Государственная система правовой информации - Законодательство России" (Официальные и периодические издания); 11) "Корпоративный портал СНГ" (документы международных организаций, договоры, статистическая отчетность, справочные материалы по СНГ, публикации СМИ, национальные законодательства); 12) ИАС "ФО" (мониторинг социально-экономического состояния субъектов РФ по качеству жизни населения, самообеспеченности сельхозпродуктами, инфляции и уровню промышленного развития). Требования к целесообразному составу других каналов сбора данных и источников информации должны определяться по результатам детального обследования в рамках проектирования системы. 7.2. Технологии организации сбора информации Ввод данных в АИС осуществляется с использованием: 1) автоматизированного рабочего места органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан - для представления планово-отчетных сведений о мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан, ходе выполнения закрепленных за ними мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и ЧС в Республике Башкортостан; 2) автоматизированного рабочего места структурных подразделений Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан - для представления аналитических данных, а также сведений о результатах проведения контрольно-ревизионной деятельности и контроля за реализацией приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Республике Башкортостан; 3) Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан. Формат представления планово-отчетных сведений, порядок заполнения и представления отчетных форм о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Республике Башкортостан утверждаются Правительством Республики Башкортостан. В АИС вводится и обрабатывается информация, не имеющая ограничений доступа или имеющая такие ограничения не выше категории "конфиденциальная", представляемая и формируемая в соответствии с установленными порядком и форматом. 7.3. Технологии обработки и хранения информации На уровне территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и органов исполнительной власти Республики Башкортостан информация о мониторинге, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и ЧС в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан хранится в ведомственных сегментах АИС. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан, организующие мониторинг, анализ и контроль социально-экономических, общественно-политических ситуаций в Республике Башкортостан, реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, составляют отчетность и направляют ее в Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан. В Ситуационном центре Президента Республики Башкортостан отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан проходит процедуру проверки достоверности предоставленных данных. В случае выявления ошибок отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан возвращается на корректировку в органы исполнительной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления. Прошедшая экспертизу отчетность органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления Республики Башкортостан и информация территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан направляется в неизменном виде в АИС. 7.4. Аналитическая обработка информации Технологии аналитической обработки информации о социально-экономических, общественно-политических и ЧС в Республике Башкортостан, о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан должны обеспечивать решение следующих задач: 1) мониторинг обстановки и предоставление обобщенной и детализированной информации в требуемом разрезе; 2) использование инструментов индикативного управления, контроль хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, выполнения решений; 3) оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан; 4) сравнительный анализ эффективности реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан как отдельными органами исполнительной власти Республики Башкортостан, так и муниципальными образованиями Республики Башкортостан; 5) моделирование развития ситуаций и предварительная оценка потенциальной эффективности принимаемых решений; 6) оценку и анализ общественного мнения по результатам социологических опросов населения и экспертных опросов; 7) выявление и анализ проблем управления приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, в том числе на основе экспертных опросов; 8) обеспечение взаимодействия с ситуационными центрами федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий. Решение указанных задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации как на уровне ведомственных сегментов системы на основе типового решения, так и в целом за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы АИС Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан. 7.5. Представление информации АИС должна обеспечить представление руководству Республики Башкортостан, а также органам государственной власти Республики Башкортостан полной, актуальной и достоверной отчетной и аналитической информации, достаточной для формирования объективной оценки о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, позволяющей обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений. В целях обеспечения единства представления отчетности информация предоставляется с помощью единого пользовательского интерфейса для всех потребителей. Постоянно обновляемые базы данных АИС размещаются в центре обработки данных. Предоставление информации вышеуказанным пользователям, руководителям координационных и совещательных органов и рабочих групп Правительства Республики Башкортостан, а также непосредственным ответственным исполнителям работ осуществляется в строгом соответствии с требованиями по разграничению их доступа и обеспечению персонифицированного подключения к АИС. Сетевые графики, табличные отчетные формы и другая справочная информация представляются как в экранных формах, так и при необходимости на бумажных носителях. При этом в АИС обеспечивается вывод минимального набора информации, включающего: - сетевые графики, отражающие соответствие плановых и фактических показателей реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, этапы и контрольные точки выполнения работ по отдельным мероприятиям, динамику их реализации и существующие отклонения от утвержденных сроков; - оперативную информацию о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан; - оперативную информацию о кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан; - отчетные данные по реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, позволяющие провести визуальное сравнение результатов выполнения работ республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также отчетные документы и справочные материалы; - информацию, отражающую уровень общественного мнения о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан; - интегральные оценки выполнения приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан; - аудио- и видеоинформацию, подтверждающую реализацию конкретных мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан. Основными компонентами АИС, обеспечивающими реализацию указанных функций на основе современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, являются выносные мультимедийные комплексы. Выносные мультимедийные комплексы устанавливаются на рабочих местах Президента Республики Башкортостан, в структурных подразделениях Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан, республиканских органах исполнительной власти, органах местного самоуправления, участвующих в реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан. Для представления аналитической обработки информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан используется Ситуационный центр Президента Республики Башкортостан. При этом в целях обеспечения предоставления свободного доступа граждан и организаций к информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Республике Башкортостан, кризисных и чрезвычайных ситуациях, о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан часть указанной информации может размещаться на официальном сайте Правительства Республики Башкортостан в сети Интернет в автоматизированном режиме в соответствии с утверждаемым регламентом, определяющим состав соответствующих сведений и порядок их публикации. 7.6. Организация межведомственного информационного обмена В целях организации автоматизированного информационного взаимодействия и обмена на межведомственном уровне в рамках АИС, а также между ней и другими государственными информационными системами необходимо обеспечить разработку и внедрение специальных интеграционных приложений. Обмен данными на межведомственном уровне осуществляется в соответствии с требованиями, утверждаемыми Правительством Республики Башкортостан, или на основе специальных соглашений об информационном обмене, подписываемых заинтересованными сторонами. 8. ЗАДАЧИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОГО КОМПОНЕНТА АИС Телекоммуникационный компонент АИС является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности. В соответствии с назначением АИС телекоммуникационный компонент выполняет следующие основные задачи: 1) обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации; 2) обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами. Телекоммуникационный компонент АИС включает в себя: - мультисервисную телекоммуникационную сеть органов государственной власти Республики Башкортостан; - подсистему видеоконференцсвязи; - сети связи специального назначения. Организация обмена данными между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления осуществляется через мультисервисную телекоммуникационную сеть органов государственной власти Республики Башкортостан. Подсистема видеоконференцсвязи обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и с их ситуационными центрами в режиме видеоконференции. Сети связи специального назначения используются для организации доступа Ситуационного центра Президента Республики Башкортостан к сервисам видеоконференцсвязи, обеспечивающим видеоконференцсвязь с Ситуационными центрами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 9. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КОМПОНЕНТА ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Целью компонента по обеспечению информационной безопасности АИС является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям. Информационная безопасность АИС обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи: - обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю АИС; - обеспечение конфиденциальности и целостности информации; - обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия. В АИС защите подлежат: - автоматизированные рабочие места пользователей системы, файл-серверы локальных вычислительных сетей, серверы баз данных локальных вычислительных сетей, специализированные серверы локальных вычислительных сетей, коммуникационное оборудование системы; - базовое и прикладное программное обеспечение АИС; - статистическая и аналитическая информация, формируемая в результате взаимодействия пользователей между собой и компонентами АИС. Основными направлениями создания комплексной АИС защиты информации являются: - организационно-режимные меры защиты; - защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок; - защита от вирусных атак; - обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации; - защита информации от несанкционированного доступа. 10. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ, ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ АИС Создание АИС осуществляется в 3 этапа: I этап (2011 год) - проектирование и ввод в опытную эксплуатацию 1-й очереди АИС; II этап (2012 год) - проектирование и ввод в промышленную эксплуатацию 1-й и 2-й очереди АИС; III этап (2011 - 2013 годы) - развитие функциональных возможностей системы и ввод 3-й очереди АИС в промышленную эксплуатацию. На I этапе планируется: - разработка системного проекта создания АИС; - создание макета основных компонентов АИС; - создание центра обработки данных; - создание сегмента мультисервисной телекоммуникационной сети органов государственной власти Республики Башкортостан в г. Уфе и подключение к ней всех органов государственной власти Республики Башкортостан; - создание пилотных проектов ГИС органов исполнительной власти Республики Башкортостан и геопортала Республики Башкортостан, как подсистем АИС; - подключение органов исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, к АИС; - создание системы видеоконференцсвязи в интересах обеспечения взаимодействия Администрации Президента Правительства Республики Башкортостан с органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления; - отработка технологии сбора и обработки данных о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан в автоматизированном режиме и информационного наполнения АИС; - отработка технологии сбора и обработки данных о кризисных и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан с использованием возможностей Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан в автоматизированном режиме; - внедрение информационно-аналитической подсистемы контроля эффективности реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан и результативности деятельности органов исполнительной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления по их выполнению; - установка выносных мультимедийных комплексов в республиканских органах исполнительной власти, ответственных за реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан, структурных подразделениях Администрации Президента Республики Башкортостан и Аппарата Правительства Республики Башкортостан. На II этапе планируется: - подключение к АИС органов местного самоуправления муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов и поселений); - интеграция АИС с другими государственными и ведомственными информационными системами органов государственной власти, участвующих в реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан. На III этапе планируется: - модернизация технологий информационного наполнения и анализа данных о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан; - создание 3-й очереди АИС - создание муниципальных сегментов АИС; - подключение органов местного самоуправления к АИС с установкой соответствующих автоматизированных рабочих мест; - отработка технологий информационного взаимодействия между органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления с целью информационного наполнения АИС. Вместе с тем успешная реализация проекта по созданию АИС требует формирования эффективной системы координации действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан, органов исполнительной власти в Республике Башкортостан и органов местного самоуправления. Основными функциями государственного заказчика-координатора по созданию и развитию АИС являются: - организация подготовки и проведения проектных работ по созданию АИС, разработка необходимых документов, регламентирующих создание и функционирование АИС, проведение технической экспертизы предлагаемых проектных решений; - обеспечение эффективного межведомственного взаимодействия, общей координации работ и управления проектом; - контроль за эффективным расходованием бюджетных средств, выделяемых на реализацию проекта; - подготовка обобщенных предложений по нормативно-правовому, кадровому и финансовому обеспечению реализации проекта по созданию и развитию АИС; - формирование технических и функциональных требований к компонентам АИС; - подготовка предложений по финансовому обеспечению мероприятий по созданию и развитию компонентов АИС; - координация проводимых исполнителями работ по созданию и развитию соответствующих компонентов АИС; - приемка выполненных работ по созданию и развитию компонентов АИС. 11. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ АИС В связи с тем, что создание АИС носит комплексный межведомственный характер, направленный на совершенствование информационно-технологической и информационно-коммуникационной инфраструктуры государственного управления в целом, основным источником финансирования соответствующих работ является республиканская целевая программа "Развитие информационного общества в Республике Башкортостан до 2016 года". При этом главным распорядителем бюджетных средств на проектирование системы должен быть определен ее государственный заказчик-координатор. Органы исполнительной власти Республики Башкортостан участвуют в формировании требований и приемке ведомственных сегментов АИС, а также в последующем обеспечивают их эксплуатацию и информационное наполнение. 12. ОЖИДАЕМЫЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ СОЗДАНИЯ АИС Предполагается, что создание АИС позволит: - повысить эффективность, оперативность и качество принятия управленческих решений, а также контроля исполнения по основным направлениям деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан; - повысить эффективность информационного взаимодействия органов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан; - повысить эффективность расходования бюджетных средств; - снизить трудозатраты на выполняемые вручную до создания АИС операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях в Республике Башкортостан реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Республики Башкортостан. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|