Расширенный поиск
Решение Совета городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 18.09.2007 № 1/25зРЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК РЕШЕНИЕ № 1/25з от 18.09.07 г. Об утверждении Концепции развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан до 2010 года Заслушав и обсудив доклад заместителя главы администрации Р.Ш. Резяпова «О Концепции развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан до 2010 года» Совет городского округа отмечает, что развитие экономики и социальной сферы напрямую связаны с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров. Дальнейшее развитие системы кадрового обеспечения экономики и социальной сферы должно привести к достижению нового качества подготовки кадров по организации производства, улучшению инновационной деятельности, управлению на предприятиях и организациях городского округа. Для реализации этих задач разработана настоящая Концепция. В связи с тем, что одномоментно нарастить необходимое количество кадров требуемого уровня подготовки невозможно, в Концепции уделено внимание развитию профессионального образования всех уровней, повышению квалификации и переподготовки ныне работающих граждан. Сегодня подготовку кадров с высшим образованием ведут педагогическая академия и 17 филиалов и представительств высших учебных заведений республики и других регионов России, 11 учреждений среднего профессионального образования и 8 – начального профессионального образования. Всего в учебных заведениях профессионального образования получают специальность 32450 человек, из которых 60,2% это жители города Стерлитамака. В условиях насыщения рынка образовательных услуг, актуальной остается проблема сохранения баланса в подготовке специалистов с учетом спроса и предложения рынка труда. В связи с необходимостью обеспечения устойчивой конкурентоспособности организаций и учреждений городского округа за счет повышения качества товаров работ и услуг возникла потребность в работниках более высокого профессионального уровня, что накладывает особую ответственность на учебные заведения. Городским центром занятости совместно с отделом образования продолжается работа по профориентации выпускников общеобразовательных школ. С учетом потребности рынка ведется работа по переобучению лиц, состоящих на учете в центре занятости, с целью повышения их конкурентоспособности на рынке труда. Вместе с тем для совершенствования кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы необходимо усилить работу по: -развитию системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения; -развитию системы обучения персонала на производстве; -развитию социального партнерства; -регулированию трудовой миграции; -развитию системы информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг, кроме того, современное производство требует повышенного внимания вопросам охраны и улучшения условий труда. Требует усиления работа между отделом образования и учреждениями профессионального образования по вопросам профориентационной работы. С целью сбалансированного взаимодействия администрации городского округа, предприятий и организаций, координационного Совета профсоюзов, службы занятости, а также учебных заведений профессионального образования в решении проблем развития и использования кадрового потенциала, Совет городского округа город Стерлитамак РЕШИЛ: 1.Одобрить «Концепцию развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан до 2010 года» (Приложение № 1). 2.Утвердить «План мероприятий по реализации Концепции развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак до 2010 года» (Приложение №2). 3.Администрации городского округа город Стерлитамак Республики Башкортостан: 3.1.Продолжить отбор и направление выпускников школ города на целевую подготовку в высшие учебные заведения республики на конкурсной основе; 3.2.Усилить работу по подбору и выдвижению в резерв кадров лиц, проявивших себя как высококвалифицированные специалисты в областях финансового, производственного менеджмента и других сферах управления; 3.3.Регулярно изучать практику работы с персоналом на предприятиях и организациях города, проводить анализ этой работы для обобщения и распространения передовых методов на организуемых семинарах и конференциях; 3.4.Активизировать работу Стерлитамакского филиала Республиканского центра Содействия трудовой занятости молодежи. 3.5.Создать Координационный Совет по кадровой политике при администрации городского округа. 4.Рекомендовать руководителям предприятий и организаций: 4.1.Разработать перспективные планы до 2010 года по кадровому обеспечению своих предприятий и организаций, по переподготовке и повышению специалистов с учетом развития инновационной деятельности предприятий и организаций. 4.2.Усилить контроль за выполнением мероприятий по охране труда, соблюдению правил техники безопасности, улучшению условий труда, проведением углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами; 4.3.Не допускать случаев несвоевременной выплаты заработной платы работникам. 5.Рекомендовать Координационному Совету профсоюзов продолжить работу по развитию социального партнерства на предприятиях и организациях города. 6.Рекомендовать Управлению труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по г.Стерлитамаку усилить контроль за принятием и выполнением коллективных договоров на предприятиях и организациях, обратив особое внимание на предприятия малого и среднего бизнеса. 7.Рекомендовать руководителям образовательных учреждений начального, среднего высшего образования разрабатывать и внедрять учебные планы с учетом инновационной деятельности предприятий и организаций, последних достижений научно-технического прогресса, корректировать перечни специальностей, по которым проводится обучение, с учетом спроса и предложений рынка труда. Продолжить работу по разработке сопряженных планов и программ в рамки государственного образовательного стандарта. 8.Информационно-аналитическому отделу администрации городского округа совместно со средствами массовой информации продолжить работу по пропаганде престижности профессий, востребованных на рынке труда, чаще рассказывать о трудовых династиях, о людях труда. 9.Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссии Совета городского округа. Председатель Совета городского округа город Стерлитамак Ф.Г.Хасанов Приложение № 1 к решению Совета городского округа Город Стерлитамак Республики Башкортостан №1/25з от 18.09.07 г. Концепция развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак до 2010 года Введение Концепция развития кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа город Стерлитамак до 2010 года (далее – Концепция) разработана в соответствии с решением Совета городского округа г.Стерлитамак от 27 февраля 2007 года №1/20з и в соответствие с Концепцией региональной политики кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы Республики Башкортостан до 2010 года. Понятия, используемые в Концепции. Кадровый потенциал – физические, творческие, этические и другие компоненты потенциала человека, которые могут стать источником его дохода, а также дохода организации, региона , страны. Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Экономически активное население – часть населения, включающая занятых и безработных граждан, как зарегистрированных, так и незарегистрированных в органах службы занятости. Предложение рабочей силы – сложившаяся при данных экономических и демографических, социальных условиях общая численность людей, занятых в экономике и ищущих работу. Спрос на рабочую силу – суммарное количество замещаемых и вакантных рабочих мест. Безработные – лица трудоспособного возраста, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе немедленно. Развитие и использование кадрового потенциала – совокупность организационных, социально-экономических, правовых и иных мероприятий, обеспечивающих улучшение профессионально- образовательных характеристик кадрового потенциала, рациональное использование способностей человека, способствующих улучшению условий труда, повышению производительности и оплаты труда работников. 1.Цели и задачи Концепции. Цель Концепции – определение основных направлений и приоритетов деятельности местных органов управления, а также хозяйствующих структур по обеспечению экономики и социальной сферы городского округа высококвалифицированными рабочими и специалистами, достижению сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, повышение конкурентоспособности экономики городского округа за счет рационального развития и использования кадрового потенциала. Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи: -анализ демографических, миграционных процессов и состояние рынка труда; -повышение качества рабочей силы и ее конкурентоспособности на рынке труда; -обеспечение экономики городского округа квалифицированными кадрами необходимых профессий и специальностей; -корректировка форм, методов и программ подготовки и переподготовки кадров для отраслей экономики и социальной сферы городского округа; -поддержка кадрового обеспечения наиболее значимых для городского округа отраслей; -снижение уровня безработицы. 2.Ситуация на рынке труда На 1 января 2007 года численность населения города составило 266 217. человек, в том числе трудовых ресурсов 174 324 человек городского округа город Стерлитамак. Численность занятого в экономике города населения составила 96 тыс. чел. (70 % от общей численности трудовых ресурсов) составной частью трудовых ресурсов является также и студенты и учащиеся в трудоспособном возрасте, обучающиеся с отрывом от работы. Численность данной категории составила 22 100 человек. Социально-экономическая ситуация в городе в последние годы, характеризующая ростом производства, способствовала улучшению положения с занятостью. Уровень регистрируемой безработицы по городу на 1 сентября 2007 года составил 0,67 % (908 чел.) от экономически активного населения. Всего же с начала года в Центр занятости населения обратилось 15112 чел., из них 5595 чел. за содействием в поиске подходящей работы. Среди обратившихся за содействием в поиске подходящей работе 69% составили граждане, ищущие работу впервые, 20% - работавшие по рабочей профессии. Более половины обратившихся за содействием в поиске подходящей работы составила молодежь до 30 лет, т.е. 65,4 %, из них 52,8 % - молодежь до 18 лет. С начала года были признаны безработными 1635 человек, что на 43 % меньше соответствующего периода прошлого года. За это же время снято с учета из числа безработных 2080 человек, что на 333 человека больше соответствующего периода прошлого года. Причины снятия с учета: -трудоустроено – 998 чел. или 48 % -направлено на профобучение - 176 чел. или 8 % -назначена трудовая пенсия,в т.ч. досрочная –88 чел. или 4 % -другие причины - 844 чел. или 40 %. Анализ данных по продолжительности безработицы показал, что по сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилась доля хронической (более 1 года) безработицы с 11% до 6%, но возросла доля краткосрочной безработицы (до 4 месяцев) с 50% до 53%. Вместе с тем, растет число вакансий, заявляемых предприятиями и организациями города в службу занятости. С начала года ими были заявлены сведения о наличии 11883 вакантных рабочих местах. В структуре вакансий 89% - рабочие профессии, 62% заявленных вакансий с оплатой труда выше прожиточного минимума. 3.Социально-экономическая ситуация Основные макроэкономические показатели социально-экономического развития города по итогам 8 месяцев 2007 года в основном имеют положительную динамику. Необходимо отметить более высокие темпы роста промышленного производства за последние два года. Индекс промышленного производства за январь - август 2007 года составил 118,1 %. В консолидированный бюджет города за 8 месяцев 2007 года поступило 5 236,6 млн. рублей, в том числе собственных доходов в городской бюджет 725,5 млн.рублей. За январь - август 2007 года оборот организаций по видам экономический деятельности (отгружено товаров собственного производства) в целом по городу составил 31 млдр. 285 млн.рублей. Внешнеэкономическая деятельность предприятий в этом году более продуктивная по сравнению аналогичным периодом прошлого года. Внешнеторговый оборот города составил 247,3 млн. долл.США, с ростом на 56,2 %. Экспортные операции превышают 87,2 %. В товарной номенклатуре экспорта предприятий основу составляет продукция нефтехимического комплекса – свыше 90%. На 1 августа 2007 год прибыль по всем видам деятельности крупных и средних предприятий города составляет около 4 млдр. рублей. В первом полугодии 2007 года отмечен рост инвестиционной активности предприятий и организаций города по сравнению с предыдущим годом. За этот период на развитие экономики и социальной сферы использовано 3 447,7 млн. рублей инвестиций в основной капитал. За счет всех источников финансирования в январе - августе 2007 года введено в эксплуатацию 731 квартира общей площадью 45,2 тыс. кв.м. Средняя обеспеченность населения жильем 19,4 кв.м. общей площади. Позитивная динамика прослеживается и на потребительском рынке. В расчете на 1 жителя города в январе – августе 2007 года было продано товаров на сумму 51,6 тыс.рублей. В розничной продаже преобладают непродовольственные товары в соотношении 56% и 44%. Стабильно работает транспортная система города. Продолжают интенсивно развиваться информационно-коммуникационные технологии связи. Основой социально-экономической политики является повышение качества жизни населения. Среднемесячная зарплата по городу за январь - август 2007 года с учетом филиалов предприятий и организаций составила 10 447 рублей. Среднемесячный размер пенсий увеличился на 13,5% соответствующему уровню предыдущего года и составляет 3092 рубля. Проделана большая работа по реализации приоритетных национальных проектов «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», «Здоровье», «Образование». Тенденция в демографии населения остается без изменения. В городе на 1 сентября 2007 года родилось 2139 человек, умерло 2144 человек, но прослеживается улучшение динамики по родившимся. Развитию рождаемости способствует и новое направление о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих 2-х и более детей. В городе с начала 2007 года зарегистрировано рождение вторых и более детей 719, уже получено 415 сертификатов на материнский (семейный) капитал. Показатели занятости населения отражают положительные сдвиги в экономике города. Численность безработных от экономически активного населения города составляет на 1 сентября 2007 года 908 человек, уровень безработицы – 0,67 %. В ходе анализа рынка труда на 1 сентября 2007 года по отраслям экономики и социальной сферы составлен перечень профессий отражающих уровень спроса на профессии (специальности). В промышленности наиболее востребованы рабочие по общим специальностям для всех обрабатывающих производств, такие как: электрогазосварщик, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, токарь, шлифовщик, фрезеровщик. Со средним образованием востребованы специалисты по наладке станков, специалисты по сварочному производству. Промышленности города нужны также специалисты с высшим профессиональным образованием: инженера-конструктора, инженера-технологи, инженера-электроники, т.е. профессии и специальности связанные с машиностроением, определяющим инвестиционное развитие предприятий. Большая потребность в кадрах сложилась в строительной и транспортной отраслях. По рабочим кадрам это все специальности и профессии строительной направленности, машинисты (автогрейдера, бульдозера, крана, экскаватора), электромонтеры, слесари по ремонту подвижного состава. Кроме того, требуются мастера, техники, инженеры строительных специальностей. В системе жилищно-коммунального хозяйства наибольшая потребность по рабочим кадрам – асфальтобетонщик, кровельщик, плотник, слесарь КИПиА, электромеханик по лифтам, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехник. С вводом социальных объектов, а также с реализацией национальных проектов остается актуальной потребность в специалистах в сфере здравоохранения и образования: врачи-наркологи, терапевты, рентгенологи, педиатры, провизоры, педагоги национальных языков. Так же не уменьшается спрос на работников культуры и искусства в связи с возрастающим культурным уровнем населения. Проводимые анализы демографической ситуации, положения дел, сложившихся на рынке труда и рынке образовательных услуг города выявляют несбалансированность спроса и предложения рабочей силы, дефицит специалистов и квалифицированных рабочих в основных отраслях экономики, обусловленные следующими проблемами: -слабой привлекательностью вакантных рабочих мест на ряде предприятий (низкий уровень заработной платы, неудовлетворительные условия труда, отсутствие жилья); -ориентированность кадровой политики большинства предприятий и организаций на достижение текущих результатов, а не на перспективное развитие; -отсутствием устойчивых механизмов, обеспечивающих взаимосвязь между рынком образовательных услуг; -отсутствием целостной системы трудовой мотивации и профессиональной ориентации молодежи и незанятого населения, что привело к потере интереса большинства молодежи к рабочим профессиям, в том числе наиболее востребованным на рынке труда; -слабой адаптацией профессионального образования к требованиям работодателей, предъявляемым ими к уровню обученности выпускников; -слабой и устаревшей материально-технической базой и недостаточным финансированием ряда учреждений профессионального образования, непозволяющих осуществлять подготовку квалифицированных кадров по многим профессиям, специальностям и специализациям, ориентированным на современные технологии. 4.Характеристика городской системы профессионального образования На территории города по состоянию на 1 сентября 2007 года функционируют 8 учреждений начального профессионального образования, из которых 7 финансируются из республиканского бюджета, 1 – из федерального. Из 8 учреждений 5 учебных заведений работают в инновационном режиме (профессиональные лицеи). Подготовка квалифицированных специалистов для экономики города ведется по 49 специальностям на дневной форме обучения. Контингент обучающихся в данных учреждениях обучающихся на бюджетной составил на 1 сентября 2007 года 4532 чел. В связи с передачей в 2005 году с федерального уровня в ведение Республики Башкортостан учреждений начального и среднего профессионального образования началась поэтапная работа по оптимизации сети учреждений. Эта работа затронула и наши учебные заведения. Так в апреле 2005 года была проведена реорганизация государственных образовательных учреждений начального профессионального образования ПУ-17 и ПУ-18 путем присоединения училища №17 к училищу №18. Городская система среднего профессионального образования включает 11 учебных заведений из них 8 – государственные учебные заведения из которых одно финансируется из федерального бюджета остальные из бюджета республики. Учебные заведения реализуют образовательные программы по 49 специальностям. Контингент в этих учебных заведениях на начало учебного года составил 9252 человека, из которых 5084 человека обучается на бюджетной основе. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в городе осуществляют Стерлитамакская государственная педагогическая академия и 17 филиалов и представительств государственных и негосударственных вузов городов Москвы, Уфы, Самары, Челябинска. По всем формам обучения высшее образование на 1 сентября 2007 года получают 17872 человека. Из них 9998 студентов – это жители города Стерлитамака. Доля студентов ВУЗов, обучающих по специальностям для промышленности, строительства и отраслей переработки составляет 13,3%, образования – 50%, экономики и права – 22,3%, физкультуры – 6,4%. В повышении качества кадрового потенциала города вносит свой вклад и профессиональное обучение безработных граждан. Безработные получают самые разнообразные образовательные услуги: для рабочих – от профессиональной подготовки до повышения квалификации по различным профессиям; для специалистов – различные формы переподготовки и стажировки. Центр занятости населения города взаимодействует на договорной основе более чем с 14 отобранными на конкурсной основе образовательными учреждениями и предприятиями. Особое внимание уделяется направлению безработных граждан на обучение интегрированным рабочим профессиям (токарь-фрезеровщик-шлифовщик, портной-закройщик, продавец-кассир, плотник-столяр-паркетчик и другие). Так в 2006 году через Центр занятости прошли обучение 392 безработных граждан по 18 специальностям. За 8 месяцев 2007 года 183 человека. Хотя в городе действует развитая сеть учреждений профессионального образования, в то же время текущая потребность предприятий и организаций свидетельствует о некотором несоответствии подготовки кадров требованиям рынка труда. Поэтому будет продолжена работа по поэтапной оптимизации сети учреждений профессионального образования. 5.Миграционная ситуация на рынке труда На территории городского округа г.Стерлитамак работают 4 юридических лица и 7 индивидуальных предпринимателя, использующих труд иностранных работников. Основной вид деятельности, куда привлекаются иностранные работники, связан с оказанием различного рода услуг населению. В этом виде деятельности задействованы все 11 работодателей. Причем большая часть привлекаемых иностранных граждан задействована в сфере сервисного обслуживания продаваемой продукции, далее следует такой вид деятельности, как розничная торговля. В промышленности или иных видах деятельности, связанных с производством продукции задействованных иностранных граждан нет. Преобладающее большинство иностранных работников является гражданами Узбекистана, что объясняется существованием в городе ряда крупных торговых представительств данного государства. Кроме того, имеются работники из Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Турции, Украины. Узаконенная миграция, связанная с трудовой деятельностью не оказывает существенного влияния на рынок труда в городе. Вместе с тем в городе имеются иностранные граждане, незаконно осуществляющие трудовую деятельность на территории городского округа. Контроль за деятельность таких граждан должен быть усилен со стороны отдела Управления Федеральной миграционной службы по РБ в г.Стерлитамаке. 6.Оценка кадровых потребностей отраслей экономики и социальной сферы городского округа до 2010 года Прогнозирование потребностей в кадрах – это системно организованный процесс выявления и определения перспектив рынка труда и обоснование расчетов по определенным профессиям и специальностям на основе уточнения тенденций развития производств и видов деятельности в отраслевом разрезе. Целью прогнозирования является определение потребности рынка труда в специалистах с высшим, средним и начальным профессиональным образованием. Основные задачи, решаемые в процессе прогнозирования потребностей в кадрах: -своевременное выявление изменений ситуации на рынке труда, условий и факторов, их вызвавших; -определение перспективной потребности отраслей экономики и социальной сферы в рабочих кадрах и специалистах; -взаимодействие предприятий и учебных заведений по вопросам подготовки кадров; -оценка возможностей учреждений профессионального образования города по подготовке востребованных кадров; -обоснование изменений профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования. К 2010 году с учетом увеличения объемов производства спрос на высококвалифицированных рабочих и специалистов будет востребован преимущественно в промышленности, строительстве и торговле. В промышленности, потребность в рабочих кадрах в целом по предприятиям составит в 2007 году – 1076 человек, в 2008 году – 1027 человек, в 2009 году – 1010 человек, в 2010 году – 1039 человек. В химическом производстве в первую очередь будет востребованы специальности: аппаратчик-оператор, лаборант химического анализа, машинист технологических насосов и компрессоров, сварщик, слесарь-ремонтник, слесарь КИПиА, водитель автотранспортных средств и другие. В производстве машин и оборудования – слесарь механосборочных работ, сварщик, станочник в металлообработке, токарь-универсал, оператор станков с ЧПУ, наладчик станков и оборудования в металлообработке, контролер слесарных и станочных работ и другие. В обработке древесины и производстве изделий из дерева – станочник в деревообработке, оператор линий и установок в деревообработке, наладчик деревообрабатывающего оборудования, электромеханик и другие. Специалистов со средним профессиональным образованием в промышленности потребуется в 2007 году – 266 человек, в 2008 году – 298 человек, в 2009 году – 264 человек, в 2010 году – 202 человек. В химическом производстве требуются специалисты по монтажу и технической эксплуатации промышленного оборудования, по технической эксплуатации электрического оборудования, по химической технологии органических веществ, монтаж и эксплуатация холодильно-компрессорных машин и другие. В производстве машин и оборудования – технология машиностроения, литейное производство черных и цветных металлов, техническая эксплуатация электрического оборудования. В обработке древесины и производстве изделий из дерева – технология переработки древесины, сварочное производство и другие. Промышленностью города будут востребованы также специалисты с высшим образованием: в 2007 году – 302 человека, в 2008 году – 309 человек, в 2009 году – 333 человека, в 2010 году – 301 человек. В химическом производстве будут востребованы специалисты в области химической технологии органических и неорганических веществ, машин и аппаратов химического производства, автоматизации технологических процессов и производств, охраны окружающей среды и другие. В производстве машин и оборудования – технология машиностроения, оборудование и технология сварочного производства, автоматизация технологических процессов, промышленная электроника, мехатроника. Кроме того, практически во всех отраслях промышленности требуются специалисты в области маркетинга, электрооборудования, управления качеством и ряд других направлений. В строительной и транспортной отраслях потребуется рабочих в 2007 году – 395 человек, в 2008 году – 405 человек, в 2009 году – 379 человек, в 2010 человек – 360 человек. Востребованы такие рабочие кадры, как водитель автомобильного транспорта, каменщик, сварщик, слесарь по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, машинист тепловоза и помощник машиниста тепловоза, сварщик, бетонщик, плотник и другие. Со средним профессиональным образованием требуются в основном специалисты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений, по техническому ремонту и автотранспорта, по технической эксплуатации подвижного состава, по организации перевозок и управлении на автотранспорте и др. С высшим профессиональным образованием по специальностям: промышленное и гражданское строительство, производство строительных материалов, изделий и конструкций, водоснабжение и водоотведение, организация перевозок и управление на автотранспорте и др. Потребность по отрасли торговля и общественное питание ежегодно составляет в рабочих кадрах около 500 человек, в специалистах со средним профессиональным образованием около 110 человек, в специалистах с высшим образованием более 145 человек. Прежде всего, требуются рабочие следующих специальностей: повара, официанты, продавцы-кассиры, продавцы продовольственных и непродовольственных товаров, бармены. Со средним профессиональным образованием востребованы специалисты организации обслуживания в общественном питании, по технологии продукции общественного питания, товароведы и др. С высшим образованием - по технологии продуктов питания, машины и аппараты пищевых производств, экономики и бухгалтерский учет, товароведение и экспертиза товаров, маркетингу. Кроме того, отмечается потребность в специалистах по рекламе. По предприятиям жилищно-коммунального хозяйства основные требуемые специальности по рабочим профессиям: слесари-сантехники, кровельщики, плотники-столяры и др. Со средним профессиональным образованием потребуются специалисты по водоснабжению и водоотведению, монтажу и эксплуатации внутренних сантехнических устройств и вентиляции, строительству, эксплуатации зданий и сооружений. С высшим образованием по специальности: водоснабжение и водоотведение, строительство, эксплуатация зданий и сооружений, теплогазоснабжение и вентиляция и другие. В учреждениях здравоохранения потребность в специалистах с высшим образованием колеблется в пределах 46-48%. Особенно востребованы врачи скорой медицинской помощи, врачи-анестезиологи, рентгенологи, травматологи, онкологи, неоматологи, детские хирурги, педиатры, терапевты, патологоанатомы. Укомплектованность специалистами со средним образованием составляет 82-89%. Наиболее востребованы медицинские сестры общей практики. В образовательных учреждениях в основном потребность в кадрах будет составлять в специалистах с высшим образованием в первую очередь по таким предметам как национальные и иностранные языки, преподаватели ОБЖ и труда. Данный прогноз позволили выявить количественную и структурную картину кадровой потребности в экономике и социальной сфере городского округа и отметить следующие тенденции: -наибольшую долю в общем объеме потребностей в рабочих и специалистах составляют кадры промышленности и строительства; -низкую привлекательность вакантных рабочих мест некоторых предприятия и организациях из-за низкого уровня заработной платы, неудовлетворительных условий труда и т.п.; -свертывание внутрипроизводственной системы подготовки и переподготовки кадров; -отсутствие банка данных об уровне обеспеченности и потребности организаций малого и среднего бизнеса в кадрах специалистов и рабочих. 7.Основные направления совершенствования кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы Деятельность администрации городского округа город Стерлитамак будет направлена на реализацию комплекса мер, которые позволят на системной основе развивать кадровый потенциал и повысить эффективность его использования по следующим направлениям: 7.1.Совершенствование нормативной базы кадрового обеспечения. Нормативная база будет соответствовать региональной нормативной базе. При необходимости будут приняты локальные нормативные акты. 7.2.Развитие системы профессиональной ориентации и трудовой мотивации школьников, молодежи и незанятого населения: -осуществление мероприятий по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ; -содействие в получении профессионального образования незанятой молодежью в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии и специальности, до начала трудовой деятельности; -развитие трудовой мотивации подростков через организацию временной занятости несовершеннолетних по профессиям, востребованным на рынке труда; -организация ярмарок профессий и учебных мест; -обучение безработных граждан по заявкам работодателей, в том числе по профессиям наиболее востребованным на городском рынке труда, а также способствующим самозанятости и предпринимательству; -совершенствование системы информационной поддержки государственной политики содействия занятости населения; развитие сети информационных услуг с состоянием рынка труда, перспективах трудоустройства и обучения, тенденциях спроса и предложения рабочей силы. 7.3.Повышение эффективности функционирования и направления развития профессионального образования. -совершенствование форм и методов обучения в системе профессионального образования; -сопряжение образовательных программ разных уровней профессионального образования (начального, среднего, высшего, дополнительного); -реализация решений вышестоящих органов по реструктуризации и оптимизации сети образовательных учреждений на основе реального спроса на их услуги; -формирование резерва руководящих кадров учебных заведений; -реализация на городском округе программ по целевой контрактной подготовке специалистов и рабочих; -улучшение практической подготовки учащихся и студентов учебных заведений профессионального образования на базе профильных предприятий и учреждений; -приведение учебных программ учреждений профессионального образования в соответствии с требованиями современного производства; -создание системы трудоустройства выпускников учебных заведений профессионального образования и временной занятости студентов; -реализация на территории городского округа государственной программы подготовки управленческих кадров. 7.4.Развитие системы обучения персонала на производстве: -дальнейшее развитие системы внутрифирменной подготовки персонала с учетом сертификации продукции на соответствие международным стандартам ISO 9000; -создание условий для профессионального роста, максимальной реализации профессиональных способностей и профессиональных качеств человека на основе повышения мотивации к труду и овладения современными технологиями; -организация обучения работников кадровых служб по вопросам кадрового обеспечения организаций, развития персонала на производстве; -развитие договорных отношений работодателей с образовательными учреждениями по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; -изучение и распространение передового опыта в сфере организации работы с персоналом. 7.5.Использование механизмов социального партнерства для решения проблемы кадрового обеспечения предприятий и учреждений -регулирование вопросов кадрового обеспечения при заключении коллективных договоров на предприятиях и учреждениях; -включение в коллективные договоры мероприятий по социальной поддержке и закреплению молодых специалистов на предприятиях; -создание на предприятиях условий для организации производственной, технологической, преддипломной практики студентов и учащихся; -введение дополнительных стимулирующих выплат молодым специалистам и рабочим по приоритетным и дефицитным специальностям и профессиям. 7.6.Регулирование трудовой миграции -создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории городского округа. 7.7.Создание системы информационно-аналитического обеспечения рынка труда и рынка образовательных услуг -проведение систематического мониторинга городского рынка труда в профессиональном и квалификационном разрезе; -определения структуры и объема спроса населения на образовательные услуги; -разработка прогнозов, совместно с республиканскими структурами, потребностей отраслей экономики в квалифицированных кадрах по профессиям и специальностям; -проведение анализа потребности в кадрах организаций малого и среднего бизнеса; -совершенствование информационной поддержки деятельности по профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ и молодежи; 8.Механизм реализации Концепции Механизм реализации Концепции развития и кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы городского округа предполагает сбалансированное взаимодействие с республиканскими, отраслевыми органами и базируется на принципах партнерских отношений всех участников. На республиканском уровне реализации городской Концепции предполагается участие органов местного самоуправления: -в разработке правовых нормативных актов, регулирующих процессы кадрового обеспечения в Республике Башкортостан; -в разработке республиканских программ и мероприятий, направленных на развитие приоритетных отраслей экономики, обеспечение занятости населения; улучшение условий и охраны труда работников, совершенствование системы профессионального образования; -в реализации Президентской программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации; На уровне отраслевых министерств и ведомств предполагается участие городского округа в: -разработке отраслевых программ подготовки и переподготовки кадров; -проведение анализа потребности кадров по отраслям экономики и социальной сферы; -разработке мероприятий по развитию внутрипроизводственной подготовки персонала, повышению привлекательности рабочих мест, защите социальных прав и гарантий трудящихся, созданию условий для закрепления молодых специалистов и рабочих кадров в организациях; На уровне городского округа реализация Концепции предполагает: -изучение проблем и особенностей кадрового обеспечения организаций и предприятий, демографического развития населения города, реорганизацию трехстороннего соглашения с профсоюзами и работодателями; -изучение миграционной подвижности населения и создание условий для легализации мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на территории города; -оказание содействия в подборе кадров для организаций, находящихся на территории города, учет и анализ движения кадров, формирование резерва кадров в городском округе; -формирование у молодежи трудовой мотивации, воспитание потребности в получении профессионального образования, повышения уровня квалификации; -организация совместно с предприятиями и организациями повышения квалификации специалистов, внедрение современных кадровых технологий, создание условий для эффективного и качественного труда; -участие в работе по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и рабочих кадров; -проведение маркетинга начального, среднего и высшего профессионального образования; -улучшение условий и охраны труда работников через механизм социального партнерства. 9.Ожидаемые результаты. Реализация Концепций позволит: -достичь более полного соответствия структуры подготовки кадров требованиям рынка труда; -оптимизировать систему профессионального образования на территории города; -повысить обеспеченность приоритетных отраслей экономики и социальной сферы квалифицированными кадрами; -улучшить профессионально-квалифицированную структуру занятого населения; -сократить дефицит специалистов и рабочих кадров в наиболее проблемных сегментах рынка труда; -повысить сбалансированность профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с потребностями экономики города; -обеспечить потребность населения в образовательных услугах, в системе профессионального образования; -повысить занятость населения (снизить уровень безработицы). Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|