Расширенный поиск

Решение Совета городского округа г.Стерлитамак Республики Башкортостан от 18.09.2007 № 1/25з

                       РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

              СОВЕТ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

                               РЕШЕНИЕ

     № 1/25з от 18.09.07 г.

     Об утверждении Концепции развития
     кадрового обеспечения отраслей
     экономики и социальной сферы
     городского округа город Стерлитамак
     Республики Башкортостан до 2010 года
    
    
     Заслушав  и обсудив доклад заместителя главы администрации Р.Ш.
Резяпова   «О  Концепции  развития  кадрового  обеспечения  отраслей
экономики  и  социальной  сферы  городского округа город Стерлитамак
Республики  Башкортостан  до  2010  года»  Совет  городского  округа
отмечает, что развитие экономики и социальной сферы напрямую связаны
с устойчивым функционированием системы непрерывной подготовки кадров.
     Дальнейшее  развитие  системы кадрового обеспечения экономики и
социальной  сферы  должно  привести  к  достижению  нового  качества
подготовки    кадров    по   организации   производства,   улучшению
инновационной    деятельности,    управлению   на   предприятиях   и
организациях   городского   округа.   Для   реализации   этих  задач
разработана  настоящая  Концепция.  В  связи с тем, что одномоментно
нарастить необходимое количество кадров требуемого уровня подготовки
невозможно,  в Концепции уделено внимание развитию профессионального
образования  всех  уровней,  повышению квалификации и переподготовки
ныне   работающих   граждан.  Сегодня  подготовку  кадров  с  высшим
образованием   ведут   педагогическая   академия  и  17  филиалов  и
представительств   высших  учебных  заведений  республики  и  других
регионов    России,   11   учреждений   среднего   профессионального
образования  и 8 – начального профессионального образования. Всего в
учебных    заведениях    профессионального    образования   получают
специальность  32450  человек,  из  которых  60,2% это жители города
Стерлитамака.  В  условиях  насыщения  рынка  образовательных услуг,
актуальной   остается   проблема  сохранения  баланса  в  подготовке
специалистов с учетом спроса и предложения рынка труда.
     В     связи    с    необходимостью    обеспечения    устойчивой
конкурентоспособности  организаций и учреждений городского округа за
счет повышения качества товаров работ и услуг возникла потребность в
работниках  более высокого профессионального уровня, что накладывает
особую ответственность на учебные заведения.
     Городским  центром  занятости  совместно  с отделом образования
продолжается      работа      по      профориентации     выпускников
общеобразовательных  школ. С учетом потребности рынка ведется работа
по  переобучению лиц, состоящих на учете в центре занятости, с целью
повышения их конкурентоспособности на рынке труда.
     Вместе   с  тем  для  совершенствования  кадрового  обеспечения
отраслей  экономики  и  социальной  сферы  необходимо усилить работу
по:
       -развитию  системы  профессиональной  ориентации  и  трудовой
мотивации школьников, молодежи и незанятого населения;
       -развитию системы обучения персонала на производстве;
       -развитию социального партнерства;
       -регулированию трудовой миграции;
       -развитию  системы  информационно-аналитического  обеспечения
рынка  труда  и рынка образовательных услуг, кроме того, современное
производство   требует   повышенного   внимания  вопросам  охраны  и
улучшения условий труда.
     Требует   усиления   работа   между   отделом   образования   и
учреждениями     профессионального     образования    по    вопросам
профориентационной работы.
     С    целью   сбалансированного   взаимодействия   администрации
городского   округа,  предприятий  и  организаций,  координационного
Совета  профсоюзов,  службы  занятости,  а  также  учебных заведений
профессионального   образования   в   решении   проблем  развития  и
использования  кадрового  потенциала,  Совет городского округа город
Стерлитамак

                                РЕШИЛ:

     1.Одобрить  «Концепцию  развития кадрового обеспечения отраслей
экономики  и  социальной  сферы  городского округа город Стерлитамак
Республики Башкортостан до 2010 года» (Приложение № 1).
     2.Утвердить  «План мероприятий по реализации Концепции развития
кадрового   обеспечения   отраслей   экономики  и  социальной  сферы
городского  округа город Стерлитамак до 2010 года» (Приложение №2).
     3.Администрации  городского округа город Стерлитамак Республики
Башкортостан:
     3.1.Продолжить  отбор  и направление выпускников школ города на
целевую   подготовку   в  высшие  учебные  заведения  республики  на
конкурсной основе;
     3.2.Усилить работу по подбору и выдвижению в резерв кадров лиц,
проявивших  себя  как высококвалифицированные специалисты в областях
финансового,   производственного   менеджмента   и   других   сферах
управления;
     3.3.Регулярно   изучать   практику   работы   с  персоналом  на
предприятиях и организациях города, проводить анализ этой работы для
обобщения   и  распространения  передовых  методов  на  организуемых
семинарах и конференциях;
     3.4.Активизировать      работу     Стерлитамакского     филиала
Республиканского центра Содействия трудовой занятости молодежи.
     3.5.Создать  Координационный  Совет  по  кадровой  политике при
администрации городского округа.
     4.Рекомендовать руководителям предприятий и организаций:
     4.1.Разработать  перспективные  планы до 2010 года по кадровому
обеспечению  своих  предприятий  и  организаций, по переподготовке и
повышению  специалистов с учетом развития инновационной деятельности
предприятий и организаций.
     4.2.Усилить  контроль  за  выполнением  мероприятий  по  охране
труда,  соблюдению  правил  техники  безопасности, улучшению условий
труда,  проведением  углубленных  медицинских  осмотров  работников,
занятых   на   работах   с  вредными  и  опасными  производственными
факторами;
     4.3.Не  допускать  случаев  несвоевременной  выплаты заработной
платы работникам.
     5.Рекомендовать  Координационному  Совету профсоюзов продолжить
работу   по  развитию  социального  партнерства  на  предприятиях  и
организациях города.
     6.Рекомендовать  Управлению труда и социальной защиты населения
Министерства   труда   и   социальной  защиты  населения  Республики
Башкортостан  по  г.Стерлитамаку  усилить  контроль  за  принятием и
выполнением  коллективных  договоров на предприятиях и организациях,
обратив особое внимание на предприятия малого и среднего бизнеса.
     7.Рекомендовать    руководителям   образовательных   учреждений
начального,  среднего  высшего  образования разрабатывать и внедрять
учебные  планы  с  учетом  инновационной  деятельности предприятий и
организаций,  последних  достижений  научно-технического  прогресса,
корректировать   перечни   специальностей,   по  которым  проводится
обучение,  с  учетом  спроса  и  предложений рынка труда. Продолжить
работу   по   разработке  сопряженных  планов  и  программ  в  рамки
государственного образовательного стандарта.
     8.Информационно-аналитическому  отделу администрации городского
округа совместно со средствами массовой информации продолжить работу
по пропаганде престижности профессий, востребованных на рынке труда,
чаще рассказывать о трудовых династиях, о людях труда.
     9.Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссии
Совета городского округа.


     Председатель Совета
     городского округа
     город Стерлитамак                Ф.Г.Хасанов




                                         Приложение № 1
                                         к решению Совета городского
                                         округа Город Стерлитамак
                                         Республики Башкортостан
                                         №1/25з от 18.09.07 г.

                               Концепция
                развития кадрового обеспечения отраслей
                экономики и социальной сферы городского
                 округа город Стерлитамак до 2010 года

     Введение
     Концепция  развития  кадрового обеспечения отраслей экономики и
социальной  сферы  городского  округа город Стерлитамак до 2010 года
(далее  –  Концепция)  разработана  в соответствии с решением Совета
городского  округа  г.Стерлитамак от 27 февраля 2007 года №1/20з и в
соответствие    с   Концепцией   региональной   политики   кадрового
обеспечения   отраслей   экономики  и  социальной  сферы  Республики
Башкортостан до 2010 года.

     Понятия, используемые в Концепции.
     Кадровый потенциал – физические, творческие, этические и другие
компоненты  потенциала  человека, которые могут стать источником его
дохода, а также дохода организации, региона , страны.
     Занятость  –  деятельность граждан, связанная с удовлетворением
личных  и  общественных  потребностей,  приносящая,  как правило, им
заработок, трудовой доход.
     Экономически  активное  население – часть населения, включающая
занятых   и  безработных  граждан,  как  зарегистрированных,  так  и
незарегистрированных в органах службы занятости.
     Предложение рабочей силы – сложившаяся при данных экономических
и  демографических,  социальных  условиях  общая  численность людей,
занятых в экономике и ищущих работу.
     Спрос  на  рабочую  силу  –  суммарное  количество замещаемых и
вакантных рабочих мест.
     Безработные  –  лица трудоспособного возраста, которые не имеют
работы   (доходного  занятия),  занимаются  поиском  работы,  готовы
приступить к работе немедленно.
     Развитие  и  использование  кадрового потенциала – совокупность
организационных,    социально-экономических,    правовых    и   иных
мероприятий,      обеспечивающих      улучшение     профессионально-
образовательных  характеристик  кадрового  потенциала,  рациональное
использование   способностей   человека,   способствующих  улучшению
условий   труда,   повышению   производительности   и  оплаты  труда
работников.

     1.Цели и задачи Концепции.

     Цель Концепции – определение основных направлений и приоритетов
деятельности  местных  органов  управления,  а  также  хозяйствующих
структур  по  обеспечению  экономики  и  социальной сферы городского
округа высококвалифицированными рабочими и специалистами, достижению
сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда,
повышение  конкурентоспособности экономики городского округа за счет
рационального развития и использования кадрового потенциала.
     Для  достижения  поставленной  цели  будут  решаться  следующие
задачи:
       -анализ  демографических,  миграционных процессов и состояние
рынка труда;
       -повышение  качества  рабочей силы и ее конкурентоспособности
на рынке труда;
       -обеспечение  экономики  городского округа квалифицированными
кадрами необходимых профессий и специальностей;
       -корректировка   форм,   методов   и  программ  подготовки  и
переподготовки  кадров  для  отраслей  экономики  и социальной сферы
городского округа;
       -поддержка   кадрового   обеспечения  наиболее  значимых  для
городского округа отраслей;
       -снижение уровня безработицы.

     2.Ситуация на рынке труда

     На  1  января  2007 года численность населения города составило
266  217.  человек,  в  том  числе трудовых ресурсов 174 324 человек
городского   округа   город   Стерлитамак.  Численность  занятого  в
экономике  города  населения  составила  96 тыс. чел. (70 % от общей
численности  трудовых  ресурсов)  составной частью трудовых ресурсов
является  также  и  студенты  и  учащиеся в трудоспособном возрасте,
обучающиеся  с  отрывом  от  работы.  Численность  данной  категории
составила 22 100 человек.
     Социально-экономическая  ситуация  в  городе  в последние годы,
характеризующая   ростом   производства,   способствовала  улучшению
положения с занятостью. Уровень регистрируемой безработицы по городу
на  1  сентября 2007 года составил 0,67 % (908 чел.) от экономически
активного  населения.  Всего  же  с  начала  года  в Центр занятости
населения  обратилось  15112 чел., из них 5595 чел. за содействием в
поиске подходящей работы. Среди обратившихся за содействием в поиске
подходящей работе 69% составили граждане, ищущие работу впервые, 20%
-  работавшие  по  рабочей профессии. Более половины обратившихся за
содействием в поиске подходящей работы составила молодежь до 30 лет,
т.е. 65,4 %, из них 52,8 % - молодежь до 18 лет.
     С  начала  года были признаны безработными 1635 человек, что на
43  % меньше соответствующего периода прошлого года. За это же время
снято с учета из числа безработных 2080 человек, что на 333 человека
больше соответствующего периода прошлого года.
     Причины снятия с учета:
       -трудоустроено – 998 чел. или 48 %
       -направлено на профобучение - 176 чел. или 8 %
       -назначена  трудовая пенсия,в т.ч. досрочная –88 чел. или 4 %
       -другие причины - 844 чел. или 40 %.

     Анализ  данных по продолжительности безработицы показал, что по
сравнению  с  соответствующим  периодом прошлого года снизилась доля
хронической (более 1 года) безработицы с 11% до 6%, но возросла доля
краткосрочной безработицы (до 4 месяцев) с 50% до 53%.
     Вместе с тем, растет число вакансий, заявляемых предприятиями и
организациями  города  в  службу  занятости.  С начала года ими были
заявлены  сведения  о  наличии  11883  вакантных  рабочих  местах. В
структуре  вакансий 89% - рабочие профессии, 62% заявленных вакансий
с оплатой труда выше прожиточного минимума.

     3.Социально-экономическая ситуация

     Основные макроэкономические показатели социально-экономического
развития  города  по  итогам  8  месяцев  2007 года в основном имеют
положительную  динамику.  Необходимо  отметить  более  высокие темпы
роста  промышленного  производства  за  последние  два  года. Индекс
промышленного  производства  за  январь  - август 2007 года составил
118,1  %.  В  консолидированный бюджет города за 8 месяцев 2007 года
поступило  5 236,6  млн.  рублей,  в том числе собственных доходов в
городской бюджет 725,5 млн.рублей.
     За  январь  -  август  2007  года  оборот  организаций по видам
экономический    деятельности    (отгружено   товаров   собственного
производства)   в   целом   по   городу   составил   31   млдр.  285
млн.рублей.
     Внешнеэкономическая  деятельность предприятий в этом году более
продуктивная   по  сравнению  аналогичным  периодом  прошлого  года.
Внешнеторговый  оборот города составил 247,3 млн. долл.США, с ростом
на  56,2  %.  Экспортные  операции  превышают  87,2  %.  В  товарной
номенклатуре   экспорта   предприятий  основу  составляет  продукция
нефтехимического комплекса – свыше 90%.
     На  1  августа  2007  год  прибыль  по  всем видам деятельности
крупных  и  средних  предприятий  города  составляет  около  4 млдр.
рублей.
     В  первом  полугодии  2007  года  отмечен  рост  инвестиционной
активности   предприятий   и   организаций  города  по  сравнению  с
предыдущим  годом. За этот период на развитие экономики и социальной
сферы   использовано  3 447,7  млн.  рублей  инвестиций  в  основной
капитал.
     За  счет всех источников финансирования в январе - августе 2007
года  введено  в  эксплуатацию 731 квартира общей площадью 45,2 тыс.
кв.м.  Средняя  обеспеченность  населения  жильем  19,4  кв.м. общей
площади.
     Позитивная  динамика прослеживается и на потребительском рынке.
В  расчете  на  1  жителя  города  в январе – августе 2007 года было
продано товаров на сумму 51,6 тыс.рублей.
     В  розничной  продаже  преобладают непродовольственные товары в
соотношении 56% и 44%.
     Стабильно  работает  транспортная  система  города.  Продолжают
интенсивно   развиваться  информационно-коммуникационные  технологии
связи.
     Основой  социально-экономической  политики  является  повышение
качества  жизни  населения.  Среднемесячная  зарплата  по  городу за
январь   -   август  2007  года  с  учетом  филиалов  предприятий  и
организаций составила 10 447 рублей.
     Среднемесячный    размер    пенсий    увеличился    на    13,5%
соответствующему уровню предыдущего года и составляет 3092 рубля.
     Проделана    большая    работа   по   реализации   приоритетных
национальных  проектов  «Доступное  и  комфортное  жилье – гражданам
России», «Здоровье», «Образование».
     Тенденция  в  демографии  населения  остается  без изменения. В
городе  на  1  сентября 2007 года родилось 2139 человек, умерло 2144
человек,   но   прослеживается  улучшение  динамики  по  родившимся.
Развитию    рождаемости   способствует   и   новое   направление   о
дополнительных  мерах государственной поддержки семей, имеющих 2-х и
более  детей.  В городе с начала 2007 года зарегистрировано рождение
вторых   и  более  детей  719,  уже  получено  415  сертификатов  на
материнский (семейный) капитал.
     Показатели  занятости населения отражают положительные сдвиги в
экономике  города. Численность безработных от экономически активного
населения  города  составляет  на  1 сентября 2007 года 908 человек,
уровень безработицы – 0,67 %.
     В  ходе анализа рынка труда на 1 сентября 2007 года по отраслям
экономики и социальной сферы составлен перечень профессий отражающих
уровень спроса на профессии (специальности).
     В   промышленности   наиболее  востребованы  рабочие  по  общим
специальностям  для  всех  обрабатывающих  производств,  такие  как:
электрогазосварщик,   слесарь-ремонтник,   слесарь-инструментальщик,
токарь, шлифовщик, фрезеровщик.
     Со  средним  образованием  востребованы  специалисты по наладке
станков, специалисты по сварочному производству.
     Промышленности   города   нужны   также  специалисты  с  высшим
профессиональным         образованием:        инженера-конструктора,
инженера-технологи,    инженера-электроники,    т.е.   профессии   и
специальности     связанные    с    машиностроением,    определяющим
инвестиционное развитие предприятий.
     Большая   потребность  в  кадрах  сложилась  в  строительной  и
транспортной отраслях.
     По   рабочим   кадрам   это   все   специальности  и  профессии
строительной  направленности,  машинисты  (автогрейдера, бульдозера,
крана,  экскаватора),  электромонтеры, слесари по ремонту подвижного
состава.
     Кроме  того,  требуются мастера, техники, инженеры строительных
специальностей.
     В    системе    жилищно-коммунального    хозяйства   наибольшая
потребность   по  рабочим  кадрам  –  асфальтобетонщик,  кровельщик,
плотник,  слесарь  КИПиА, электромеханик по лифтам, электромонтер по
ремонту и обслуживанию электрооборудования, слесарь-сантехник.
     С   вводом   социальных   объектов,   а   также  с  реализацией
национальных проектов остается актуальной потребность в специалистах
в  сфере  здравоохранения и образования: врачи-наркологи, терапевты,
рентгенологи, педиатры, провизоры, педагоги национальных языков.
     Так  же не уменьшается спрос на работников культуры и искусства
в связи с возрастающим культурным уровнем населения.
     Проводимые  анализы  демографической  ситуации,  положения дел,
сложившихся  на  рынке  труда  и  рынке образовательных услуг города
выявляют  несбалансированность  спроса  и  предложения рабочей силы,
дефицит специалистов и квалифицированных рабочих в основных отраслях
экономики, обусловленные следующими проблемами:
       -слабой  привлекательностью  вакантных  рабочих  мест на ряде
предприятий  (низкий  уровень заработной платы, неудовлетворительные
условия труда, отсутствие жилья);
       -ориентированность  кадровой политики большинства предприятий
и   организаций   на   достижение   текущих  результатов,  а  не  на
перспективное развитие;
       -отсутствием     устойчивых     механизмов,    обеспечивающих
взаимосвязь между рынком образовательных услуг;
       -отсутствием   целостной   системы   трудовой   мотивации   и
профессиональной  ориентации  молодежи  и  незанятого населения, что
привело к потере интереса большинства молодежи к рабочим профессиям,
в том числе наиболее востребованным на рынке труда;
       -слабой    адаптацией    профессионального    образования   к
требованиям  работодателей,  предъявляемым  ими к уровню обученности
выпускников;
       -слабой   и   устаревшей   материально-технической   базой  и
недостаточным   финансированием  ряда  учреждений  профессионального
образования, непозволяющих осуществлять подготовку квалифицированных
кадров   по  многим  профессиям,  специальностям  и  специализациям,
ориентированным на современные технологии.

     4.Характеристика     городской     системы    профессионального
образования

     На  территории  города  по  состоянию  на  1 сентября 2007 года
функционируют 8 учреждений начального профессионального образования,
из  которых  7  финансируются  из  республиканского  бюджета, 1 – из
федерального.  Из  8  учреждений  5  учебных  заведений  работают  в
инновационном режиме (профессиональные лицеи).
     Подготовка  квалифицированных специалистов для экономики города
ведется  по  49 специальностям на дневной форме обучения. Контингент
обучающихся  в  данных учреждениях обучающихся на бюджетной составил
на 1 сентября 2007 года 4532 чел.
     В связи с передачей в 2005 году с федерального уровня в ведение
Республики    Башкортостан    учреждений   начального   и   среднего
профессионального   образования   началась   поэтапная   работа   по
оптимизации  сети  учреждений.  Эта  работа затронула и наши учебные
заведения.  Так  в  апреле  2005  года  была проведена реорганизация
государственных      образовательных      учреждений      начального
профессионального  образования  ПУ-17  и  ПУ-18  путем присоединения
училища №17 к училищу №18.
     Городская   система   среднего   профессионального  образования
включает  11  учебных  заведений  из них 8 – государственные учебные
заведения  из  которых  одно  финансируется  из федерального бюджета
остальные из бюджета республики.
     Учебные  заведения  реализуют  образовательные  программы по 49
специальностям.  Контингент  в  этих  учебных  заведениях  на начало
учебного  года  составил  9252  человека,  из  которых 5084 человека
обучается на бюджетной основе.
     Подготовку  специалистов с высшим профессиональным образованием
в городе осуществляют Стерлитамакская государственная педагогическая
академия   и   17  филиалов  и  представительств  государственных  и
негосударственных     вузов    городов    Москвы,    Уфы,    Самары,
Челябинска.
     По  всем  формам обучения высшее образование на 1 сентября 2007
года  получают  17872  человека.  Из них 9998 студентов – это жители
города Стерлитамака.
     Доля   студентов   ВУЗов,   обучающих   по  специальностям  для
промышленности,  строительства  и  отраслей  переработки  составляет
13,3%,  образования  – 50%, экономики и права – 22,3%, физкультуры –
6,4%.
     В  повышении  качества  кадрового потенциала города вносит свой
вклад и профессиональное обучение безработных граждан.
     Безработные   получают   самые   разнообразные  образовательные
услуги:  для  рабочих  – от профессиональной подготовки до повышения
квалификации  по  различным профессиям; для специалистов – различные
формы  переподготовки и стажировки. Центр занятости населения города
взаимодействует  на  договорной основе более чем с 14 отобранными на
конкурсной  основе  образовательными  учреждениями  и предприятиями.
Особое   внимание   уделяется  направлению  безработных  граждан  на
обучение          интегрированным         рабочим         профессиям
(токарь-фрезеровщик-шлифовщик,  портной-закройщик,  продавец-кассир,
плотник-столяр-паркетчик и другие).
     Так  в  2006  году  через  Центр  занятости прошли обучение 392
безработных граждан по 18 специальностям. За 8 месяцев 2007 года 183
человека.
     Хотя    в    городе    действует   развитая   сеть   учреждений
профессионального  образования,  в  то  же время текущая потребность
предприятий и организаций свидетельствует о некотором несоответствии
подготовки  кадров требованиям рынка труда. Поэтому будет продолжена
работа  по  поэтапной  оптимизации сети учреждений профессионального
образования.

     5.Миграционная ситуация на рынке труда

     На   территории  городского  округа  г.Стерлитамак  работают  4
юридических  лица  и  7 индивидуальных предпринимателя, использующих
труд иностранных работников.
     Основной   вид   деятельности,  куда  привлекаются  иностранные
работники,  связан  с  оказанием  различного рода услуг населению. В
этом  виде  деятельности  задействованы все 11 работодателей. Причем
большая часть привлекаемых иностранных граждан задействована в сфере
сервисного  обслуживания  продаваемой продукции, далее следует такой
вид  деятельности, как розничная торговля. В промышленности или иных
видах    деятельности,    связанных    с   производством   продукции
задействованных иностранных граждан нет.
     Преобладающее   большинство   иностранных  работников  является
гражданами Узбекистана, что объясняется существованием в городе ряда
крупных  торговых  представительств данного государства. Кроме того,
имеются  работники из Азербайджана, Кыргызстана, Казахстана, Турции,
Украины.
     Узаконенная  миграция,  связанная  с  трудовой деятельностью не
оказывает существенного влияния на рынок труда в городе.
     Вместе  с  тем в городе имеются иностранные граждане, незаконно
осуществляющие   трудовую   деятельность  на  территории  городского
округа. Контроль за деятельность таких граждан должен быть усилен со
стороны  отдела  Управления  Федеральной миграционной службы по РБ в
г.Стерлитамаке.

     6.Оценка  кадровых потребностей отраслей экономики и социальной
сферы городского округа до 2010 года

     Прогнозирование   потребностей   в   кадрах   –   это  системно
организованный  процесс  выявления  и  определения  перспектив рынка
труда   и   обоснование   расчетов   по  определенным  профессиям  и
специальностям  на основе уточнения тенденций развития производств и
видов  деятельности  в  отраслевом  разрезе.  Целью  прогнозирования
является  определение  потребности  рынка  труда  в  специалистах  с
высшим, средним и начальным профессиональным образованием.
     Основные    задачи,   решаемые   в   процессе   прогнозирования
потребностей в кадрах:
       -своевременное  выявление  изменений ситуации на рынке труда,
условий и факторов, их вызвавших;
       -определение  перспективной  потребности отраслей экономики и
социальной сферы в рабочих кадрах и специалистах;
       -взаимодействие  предприятий  и учебных заведений по вопросам
подготовки кадров;
       -оценка возможностей учреждений профессионального образования
города по подготовке востребованных кадров;
       -обоснование    изменений    профессионально-квалификационной
структуры  подготовки  рабочих  кадров  и специалистов в учреждениях
профессионального образования.
     К  2010  году с учетом увеличения объемов производства спрос на
высококвалифицированных  рабочих  и  специалистов  будет востребован
преимущественно   в  промышленности,  строительстве  и  торговле.  В
промышленности, потребность в рабочих кадрах в целом по предприятиям
составит  в  2007 году – 1076 человек, в 2008 году – 1027 человек, в
2009  году  – 1010 человек, в 2010 году – 1039 человек. В химическом
производстве  в  первую  очередь  будет  востребованы специальности:
аппаратчик-оператор,    лаборант   химического   анализа,   машинист
технологических  насосов и компрессоров, сварщик, слесарь-ремонтник,
слесарь КИПиА, водитель автотранспортных средств и другие.
     В  производстве  машин и оборудования – слесарь механосборочных
работ,  сварщик,  станочник  в  металлообработке,  токарь-универсал,
оператор   станков   с   ЧПУ,  наладчик  станков  и  оборудования  в
металлообработке,   контролер   слесарных   и   станочных   работ  и
другие.
     В  обработке  древесины  и  производстве  изделий  из  дерева –
станочник   в   деревообработке,   оператор   линий  и  установок  в
деревообработке,    наладчик   деревообрабатывающего   оборудования,
электромеханик и другие.
     Специалистов   со   средним   профессиональным  образованием  в
промышленности  потребуется в 2007 году – 266 человек, в 2008 году –
298 человек, в 2009 году – 264 человек, в 2010 году – 202 человек. В
химическом   производстве   требуются   специалисты   по  монтажу  и
технической  эксплуатации промышленного оборудования, по технической
эксплуатации  электрического  оборудования, по химической технологии
органических веществ, монтаж и эксплуатация холодильно-компрессорных
машин  и  другие.  В  производстве машин и оборудования – технология
машиностроения,  литейное  производство  черных  и цветных металлов,
техническая  эксплуатация  электрического  оборудования. В обработке
древесины  и производстве изделий из дерева – технология переработки
древесины, сварочное производство и другие.
     Промышленностью  города  будут востребованы также специалисты с
высшим  образованием:  в 2007 году – 302 человека, в 2008 году – 309
человек, в 2009 году – 333 человека, в 2010 году – 301 человек.
     В  химическом  производстве  будут  востребованы  специалисты в
области химической технологии органических и неорганических веществ,
машин    и   аппаратов   химического   производства,   автоматизации
технологических  процессов  и производств, охраны окружающей среды и
другие.   В   производстве   машин   и   оборудования  –  технология
машиностроения,  оборудование  и технология сварочного производства,
автоматизация  технологических  процессов, промышленная электроника,
мехатроника. Кроме того, практически во всех отраслях промышленности
требуются  специалисты  в  области  маркетинга, электрооборудования,
управления качеством и ряд других направлений.
     В  строительной  и  транспортной отраслях потребуется рабочих в
2007  году  –  395 человек, в 2008 году – 405 человек, в 2009 году –
379 человек, в 2010 человек – 360 человек.
     Востребованы  такие  рабочие кадры, как водитель автомобильного
транспорта,  каменщик, сварщик, слесарь по техническому обслуживанию
и  ремонту  автотранспортных  средств, машинист тепловоза и помощник
машиниста тепловоза, сварщик, бетонщик, плотник и другие. Со средним
профессиональным  образованием  требуются  в основном специалисты по
строительству  и  эксплуатации  зданий и сооружений, по техническому
ремонту  и  автотранспорта,  по  технической эксплуатации подвижного
состава,  по  организации перевозок и управлении на автотранспорте и
др.   С  высшим  профессиональным  образованием  по  специальностям:
промышленное  и гражданское строительство, производство строительных
материалов,  изделий  и  конструкций, водоснабжение и водоотведение,
организация перевозок и управление на автотранспорте и др.
     Потребность по отрасли торговля и общественное питание ежегодно
составляет  в  рабочих  кадрах  около 500 человек, в специалистах со
средним   профессиональным   образованием   около   110  человек,  в
специалистах  с высшим образованием более 145 человек. Прежде всего,
требуются   рабочие  следующих  специальностей:  повара,  официанты,
продавцы-кассиры,  продавцы  продовольственных и непродовольственных
товаров, бармены.
     Со    средним    профессиональным   образованием   востребованы
специалисты  организации  обслуживания  в  общественном  питании, по
технологии продукции общественного питания, товароведы и др.
     С высшим образованием - по технологии продуктов питания, машины
и  аппараты  пищевых  производств,  экономики  и бухгалтерский учет,
товароведение   и   экспертиза   товаров,  маркетингу.  Кроме  того,
отмечается потребность в специалистах по рекламе.
     По   предприятиям   жилищно-коммунального   хозяйства  основные
требуемые  специальности  по рабочим профессиям: слесари-сантехники,
кровельщики,  плотники-столяры  и  др.  Со  средним профессиональным
образованием    потребуются    специалисты    по   водоснабжению   и
водоотведению,  монтажу  и  эксплуатации  внутренних  сантехнических
устройств   и   вентиляции,  строительству,  эксплуатации  зданий  и
сооружений.  С высшим образованием по специальности: водоснабжение и
водоотведение,  строительство,  эксплуатация  зданий  и  сооружений,
теплогазоснабжение и вентиляция и другие.
     В  учреждениях  здравоохранения  потребность  в  специалистах с
высшим   образованием   колеблется   в   пределах  46-48%.  Особенно
востребованы  врачи  скорой медицинской помощи, врачи-анестезиологи,
рентгенологи,  травматологи, онкологи, неоматологи, детские хирурги,
педиатры, терапевты, патологоанатомы.
     Укомплектованность   специалистами   со   средним  образованием
составляет  82-89%.  Наиболее  востребованы медицинские сестры общей
практики.
     В  образовательных  учреждениях в основном потребность в кадрах
будет  составлять  в  специалистах  с  высшим  образованием в первую
очередь  по  таким  предметам  как национальные и иностранные языки,
преподаватели ОБЖ и труда.
     Данный  прогноз  позволили выявить количественную и структурную
картину   кадровой   потребности  в  экономике  и  социальной  сфере
городского округа и отметить следующие тенденции:
       -наибольшую  долю  в  общем  объеме  потребностей в рабочих и
специалистах       составляют       кадры      промышленности      и
строительства;
       -низкую  привлекательность  вакантных  рабочих мест некоторых
предприятия  и  организациях  из-за низкого уровня заработной платы,
неудовлетворительных условий труда и т.п.;
       -свертывание   внутрипроизводственной  системы  подготовки  и
переподготовки кадров;
       -отсутствие   банка   данных   об   уровне  обеспеченности  и
потребности   организаций   малого   и  среднего  бизнеса  в  кадрах
специалистов и рабочих.

     7.Основные  направления совершенствования кадрового обеспечения
отраслей экономики и социальной сферы

     Деятельность  администрации городского округа город Стерлитамак
будет  направлена  на  реализацию комплекса мер, которые позволят на
системной   основе   развивать   кадровый   потенциал   и   повысить
эффективность       его       использования       по       следующим
направлениям:

     7.1.Совершенствование  нормативной  базы кадрового обеспечения.
Нормативная  база  будет  соответствовать  региональной  нормативной
базе.   При   необходимости   будут  приняты  локальные  нормативные
акты.

     7.2.Развитие  системы  профессиональной  ориентации  и трудовой
мотивации школьников, молодежи и незанятого населения:
       -осуществление  мероприятий  по  профессиональной  ориентации
учащихся общеобразовательных школ;
       -содействие   в   получении   профессионального   образования
незанятой  молодежью  в  возрасте  до 18 лет, не имеющей профессии и
специальности, до начала трудовой деятельности;
       -развитие  трудовой  мотивации  подростков  через организацию
временной занятости несовершеннолетних по профессиям, востребованным
на рынке труда;
       -организация ярмарок профессий и учебных мест;
       -обучение безработных граждан по заявкам работодателей, в том
числе  по  профессиям  наиболее  востребованным  на  городском рынке
труда,      а      также      способствующим     самозанятости     и
предпринимательству;
       -совершенствование     системы    информационной    поддержки
государственной  политики  содействия  занятости населения; развитие
сети  информационных  услуг  с  состоянием рынка труда, перспективах
трудоустройства  и обучения, тенденциях спроса и предложения рабочей
силы.

     7.3.Повышение   эффективности  функционирования  и  направления
развития профессионального образования.
       -совершенствование   форм   и   методов  обучения  в  системе
профессионального образования;
       -сопряжение    образовательных    программ   разных   уровней
профессионального   образования   (начального,   среднего,  высшего,
дополнительного);
       -реализация решений вышестоящих органов по реструктуризации и
оптимизации  сети  образовательных  учреждений  на  основе реального
спроса на их услуги;
       -формирование резерва руководящих кадров учебных заведений;
       -реализация   на   городском   округе   программ  по  целевой
контрактной подготовке специалистов и рабочих;
       -улучшение   практической  подготовки  учащихся  и  студентов
учебных  заведений  профессионального образования на базе профильных
предприятий и учреждений;
       -приведение  учебных  программ  учреждений  профессионального
образования    в    соответствии    с    требованиями   современного
производства;
       -создание   системы   трудоустройства   выпускников   учебных
заведений   профессионального   образования  и  временной  занятости
студентов;
       -реализация  на  территории городского округа государственной
программы подготовки управленческих кадров.

     7.4.Развитие системы обучения персонала на производстве:
       -дальнейшее   развитие   системы  внутрифирменной  подготовки
персонала   с   учетом   сертификации   продукции   на  соответствие
международным стандартам ISO 9000;
       -создание  условий  для профессионального роста, максимальной
реализации  профессиональных способностей и профессиональных качеств
человека   на   основе  повышения  мотивации  к  труду  и  овладения
современными технологиями;
       -организация  обучения  работников кадровых служб по вопросам
кадрового    обеспечения    организаций,   развития   персонала   на
производстве;
       -развитие     договорных     отношений     работодателей    с
образовательными учреждениями по вопросам подготовки, переподготовки
и повышения квалификации кадров;
       -изучение   и   распространение   передового  опыта  в  сфере
организации работы с персоналом.

     7.5.Использование   механизмов   социального   партнерства  для
решения     проблемы    кадрового    обеспечения    предприятий    и
учреждений
       -регулирование  вопросов кадрового обеспечения при заключении
коллективных договоров на предприятиях и учреждениях;
       -включение  в коллективные договоры мероприятий по социальной
поддержке и закреплению молодых специалистов на предприятиях;
       -создание    на    предприятиях   условий   для   организации
производственной,  технологической, преддипломной практики студентов
и учащихся;
       -введение   дополнительных   стимулирующих   выплат   молодым
специалистам и рабочим по приоритетным и дефицитным специальностям и
профессиям.

     7.6.Регулирование трудовой миграции
       -создание  условий  для легализации мигрантов, осуществляющих
трудовую деятельность на территории городского округа.

     7.7.Создание  системы  информационно-аналитического обеспечения
рынка труда и рынка образовательных услуг
       -проведение  систематического  мониторинга  городского  рынка
труда в профессиональном и квалификационном разрезе;
       -определения   структуры   и   объема   спроса  населения  на
образовательные услуги;
       -разработка    прогнозов,    совместно   с   республиканскими
структурами,  потребностей  отраслей  экономики  в квалифицированных
кадрах по профессиям и специальностям;
       -проведение анализа потребности в кадрах организаций малого и
среднего бизнеса;
       -совершенствование  информационной  поддержки деятельности по
профессиональной  ориентации  учащихся  общеобразовательных  школ  и
молодежи;

     8.Механизм реализации Концепции

     Механизм  реализации Концепции развития и кадрового обеспечения
отраслей экономики и социальной сферы городского округа предполагает
сбалансированное   взаимодействие  с  республиканскими,  отраслевыми
органами  и  базируется  на  принципах  партнерских  отношений  всех
участников.
     На   республиканском   уровне  реализации  городской  Концепции
предполагается участие органов местного самоуправления:
       -в   разработке   правовых  нормативных  актов,  регулирующих
процессы кадрового обеспечения в Республике Башкортостан;
       -в   разработке   республиканских   программ  и  мероприятий,
направленных    на   развитие   приоритетных   отраслей   экономики,
обеспечение  занятости  населения;  улучшение условий и охраны труда
работников,      совершенствование     системы     профессионального
образования;
       -в     реализации    Президентской    программы    подготовки
управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской
Федерации;
     На  уровне  отраслевых  министерств  и  ведомств предполагается
участие городского округа в:
       -разработке  отраслевых  программ подготовки и переподготовки
кадров;
       -проведение  анализа потребности кадров по отраслям экономики
и социальной сферы;
       -разработке  мероприятий  по  развитию внутрипроизводственной
подготовки  персонала,  повышению  привлекательности  рабочих  мест,
защите  социальных  прав и гарантий трудящихся, созданию условий для
закрепления молодых специалистов и рабочих кадров в организациях;
     На уровне городского округа реализация Концепции предполагает:
       -изучение   проблем   и  особенностей  кадрового  обеспечения
организаций   и  предприятий,  демографического  развития  населения
города,  реорганизацию  трехстороннего  соглашения  с  профсоюзами и
работодателями;
       -изучение   миграционной  подвижности  населения  и  создание
условий   для   легализации   мигрантов,   осуществляющих   трудовую
деятельность на территории города;
       -оказание   содействия  в  подборе  кадров  для  организаций,
находящихся  на  территории  города,  учет и анализ движения кадров,
формирование резерва кадров в городском округе;
       -формирование   у  молодежи  трудовой  мотивации,  воспитание
потребности  в  получении  профессионального  образования, повышения
уровня квалификации;
       -организация   совместно   с  предприятиями  и  организациями
повышения  квалификации специалистов, внедрение современных кадровых
технологий, создание условий для эффективного и качественного труда;
       -участие  в  работе по подготовке, переподготовке и повышению
квалификации специалистов и рабочих кадров;
       -проведение   маркетинга   начального,   среднего  и  высшего
профессионального образования;
       -улучшение  условий  и охраны труда работников через механизм
социального партнерства.

     9.Ожидаемые результаты.

     Реализация Концепций позволит:
       -достичь  более  полного  соответствия  структуры  подготовки
кадров требованиям рынка труда;
       -оптимизировать   систему  профессионального  образования  на
территории города;
       -повысить  обеспеченность  приоритетных  отраслей экономики и
социальной сферы квалифицированными кадрами;
       -улучшить     профессионально-квалифицированную     структуру
занятого населения;
       -сократить  дефицит  специалистов и рабочих кадров в наиболее
проблемных сегментах рынка труда;
       -повысить сбалансированность профессионально-квалификационной
структуры   подготовки   кадров   в   учреждениях  профессионального
образования с потребностями экономики города;
       -обеспечить  потребность населения в образовательных услугах,
в системе профессионального образования;
       -повысить занятость населения (снизить уровень безработицы).

Информация по документу
Читайте также