Расширенный поиск
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26.04.2002 № 354-рРАСПОРЯЖЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН 1. Одобрить Концепцию долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года, разработанную Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Башкирской академией государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. 2. Органам исполнительной власти Республики Башкортостан при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами руководствоваться положениями Концепции долгосрочной демографической политики Республики Башкортостан на период до 2015 года. Премьер-министр Республики Башкортостан Р.И.Байдавлетов Уфа, 26 апреля 2002 года N 354-р КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОЙ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА ВВЕДЕНИЕ Башкортостан располагает не только мощным природно-ресурсным и экономическим, но и большим демографическим потенциалом. По численности населения республика занимает шестое место в России, выделяется своим многонациональным составом населения, что оказывает влияние на многие стороны демографического развития страны. В условиях рыночной экономики невнимание к народонаселению может быть сопряжено с большими негативными социально-экономическими последствиями. Рынок предполагает постоянный учет, анализ демографических процессов. Учет демографического фактора особенно важен на уровне региона. Республика Башкортостан имеет собственную Конституцию, Договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий, что придает ей новый статус, позволяющий проводить самостоятельную экономическую политику. Все это создает государственно-правовую базу для разработки и эффективной реализации собственной программы демографического развития. В республике сложилось тревожное положение с воспроизводством населения, которое проявляется в сокращении рождаемости, росте смертности, в миграционном движении населения, не отвечающем интересам социально-экономического развития, в негативных процессах в семейно-брачных отношениях. В результате происходит абсолютное сокращение численности населения, ухудшение его половозрастной структуры. Демографическая обстановка в регионах России чрезвычайно разнообразна, что обусловлено историческими условиями их развития, неодинаковым этническим составом населения, различным уровнем экономического и социального развития и др. В стране отсутствовала практика разработки государственной демографической политики. Государство выступало единственным собственником производства и распоряжалось всей произведенной продукцией. Поэтому демографический фактор большой роли не играл. В условиях рынка роль демографического фактора возрастает. Государство не может не учитывать происходящие в стране демографические процессы. Невнимание к демографическому фактору не позволяет эффективно регулировать социальное развитие, формировать эффективную социальную инфраструктуру. В нашей стране экономический кризис совпал с демографическим, что усугубляет его социальные и экономические последствия. В связи с необходимостью улучшения демографической ситуации в стране прогнозирование тенденций развития народонаселения в будущем, определение основных направлений его государственного регулирования в настоящее время становятся особенно актуальными. Указанные направления в воспроизводстве населения и его регулировании находят отражение в Концепции демографического развития Российской Федерации, которая распоряжением от 24 сентября 2001 года N 1270-р была одобрена Правительством Российской Федерации. В указанном документе определено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении мероприятий в области управления демографическими процессами должны руководствоваться положениями Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. Концепция демографического развития Российской Федерации - это система важнейших целей, задач и приоритетов воздействия на демографическое развитие. В Концепции сформированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в области народонаселения до 2015 года. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года служит основой для формирования демографической политики в субъектах Российской Федерации и разработки региональных концепций и программ по улучшению демографической ситуации. Она составляет правовое и идеологическое пространство, в рамках которого могут формироваться программные документы по основным направлениям улучшения демографической обстановки. Концепция демографического развития Республики Башкортостан отличается от соответствующей федеральной Концепции несколькими особенностями. Во-первых, она называется "Концепция долгосрочной демографической политики в Республике Башкортостан до 2015 года". Изменение названия концепции носит неформальный характер. Оно предполагает более глубокий ретроспективный анализ демографических процессов, конкретизацию мер по их регулированию в будущем. Основные направления демографической политики разработаны с учетом предложений министерств и ведомств Республики Башкортостан. Во-вторых, в 70 - 80-е годы в республике был накоплен определенный опыт разработки и реализации мер по регулированию демографических процессов. В-третьих, в Республике Башкортостан в настоящее время проводится значительная работа по улучшению демографической ситуации. Принят целый ряд законов, указов Президента Республики Башкортостан, разработаны целевые программы социально-демографической направленности (приложение 1). В Концепции сделан анализ демографических процессов, происходивших в Башкортостане за последние 50 лет. Выбор в качестве исходного года 1960 обусловлен тем, что именно к концу 50-х ситуация с воспроизводством населения была благополучной. Необходимость анализа воспроизводства населения за столь длительный срок связана и с тем, что за последние полстолетия произошли большие изменения в естественном и миграционном движении, которые сказываются сегодня и будут продолжать оказывать свое влияние на развитие народонаселения в будущем. В Концепции дается анализ численности и половозрастной структуры населения, его рождаемости и смертности. Большое внимание уделено состоянию здоровья населения. Отдельно анализируются миграционные процессы и расселение населения. Состояние демографической ситуации в республике дается в отдельном приложении. Дается также прогноз развития населения до 2015 года. Заключительная часть работы содержит основные направления регулирования воспроизводства населения в будущем. При разработке данной Концепции были использованы: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2001 года N 1270-р. Концепция демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года; Аналитическая записка Государственного комитета Республики Башкортостан по статистике "Об основных тенденциях развития демографической ситуации в Республике Башкортостан до 2015 года". Уфа, 2001 год; Аналитические записки следующих министерств и ведомств Республики Башкортостан: Министерства экономики и антимонопольной политики Республики Башкортостан; Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; Министерства здравоохранения Республики Башкортостан; Министерства образования Республики Башкортостан; Министерства печати и массовой информации Республики Башкортостан; Государственного комитета по физической культуре, спорту и туризму; Управления ЗАГС при Кабинете Министров Республики Башкортостан; Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Республике Башкортостан. Работа выполнена в Академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Автор разработки канд. экон. наук Р.А.Галин, в разработке Концепции приняли участие канд. экон. наук О.В.Сидорова, м.н.с. С.А.Ларцева, м.н.с. Я.А.Скрябина. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ДО 2015 ГОДА Объективная значимость демографических прогнозов и перспективных расчетов численности населения вытекает из возрастающей роли демографического фактора в экономическом и социальном развитии региона в условиях рыночных отношений. Демографические прогнозы выступают исходной базой обоснования развития экономики и социальной сферы региона. В то же время и сама динамика развития населения во многом определяется условиями и уровнем социально-экономического состояния территорий. Важность прогнозирования численности населения обусловлена также тем, что экономическая самостоятельность республики может эффективно реализоваться лишь при условии предвидения основных тенденций в естественном и миграционном движении населения. Значимость предвидения перспективной численности населения заключается и в том, что за несколько последних десятилетий начали наблюдаться негативные процессы в движении населения республики, которые в конце 90-х годов усилились. Следовательно, разработка упреждающих мер социального и экономического характера не может не опираться на учет демографического будущего республики. Республика Башкортостан развивается в едином экономическом и социальном пространстве России. Следовательно, прогнозные расчеты численности населения республики должны опираться на единую методологическую и нормативную базу. Поэтому предположительная численность населения Республики Башкортостан взята из расчетов, произведенных Госкомстатом Российской Федерации. Надежность прогноза населения на 15 лет во многом определяется нормативами естественного движения (рождаемости и смертности) и миграции. В перспективе рождаемость населения Республики Башкортостан существенно не возрастет. Это обусловлено тем, что в ее демографии протекают те же процессы, которые уже произошли недавно во всех европейских странах: подавляющая часть семей в недалеком будущем станет одно-, двухдетной. Наиболее точным показателем, характеризующим рождаемость, является суммарный коэффициент рождаемости. Он показывает, сколько в среднем рожает женщина детей за весь репродуктивный период (15 - 49 лет). По принятым Государственным комитетом Российской Федерации по статистике нормативам, данный показатель по сравнению с предыдущими годами заметно уменьшится и не будет обеспечивать простое воспроизводство населения. Вместе с тем в перспективные расчеты суммарной рождаемости по Республике Башкортостан заложены несколько более высокие показатели, чем по России. Это вполне оправдано, поскольку в Республике Башкортостан и в будущем удельный вес сельского населения, ориентированного на относительно более высокую рождаемость, будет превышать общероссийский показатель (таблица 1). Таблица 1 Динамика суммарного коэффициента рождаемости населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан на перспективу (число рождений в расчете на одну женщину в возрасте 15 - 49 лет) Регион Годы 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 Российская Федерация 1,197 1,192 1,188 1,185 1,182 1,186 1,204 1,227 Республика Башкортостан 1,327 1,366 1,363 1,362 1,362 1,359 1,356 1,359 Из таблицы следует, что в Российской Федерации предполагается снижение суммарного коэффициента рождаемости до 2005 года, затем ожидается его некоторый рост. По Республике Башкортостан рождаемость в первой половине прогнозируемого периода будет незначительно расти, затем произойдет ее небольшое снижение. При принятых показателях суммарного коэффициента рождаемости динамика его общего показателя сложится следующим образом (таблица 2). Таблица 2 Динамика общего коэффициента рождаемости населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан (число родившихся в расчете на 1000 чел. населения) Регион Годы 2000 (факт) 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 Российская Федерация 8,7 8,8 8,9 9,0 9,2 9,3 9,5 9,7 9,0 Республика Башкортостан 10,1 9,9 10,1 10,3 10,5 10,8 11,0 11,5 11,1 Поскольку общий коэффициент рождаемости населения определяется к общей численности населения, он зависит от половозрастного состава населения и тем самым его динамика отличается от суммарного коэффициента. В период до 2010 года будет наблюдаться некоторый рост общего коэффициента. Он обусловлен увеличением численности наиболее активной в репродуктивном отношении группы женщин в возрасте 20 - 29 лет. В то же время из репродуктивного возраста будут выходить малочисленные поколения женщин, родившихся во второй половине 60-х и в начале 70-х годов. Следует отметить, что принятые для прогноза нормативы рождаемости могут реализоваться лишь в условиях проведения достаточно активной демографической политики. Смертность населения во многом определяется его возрастной структурой. Чем больше в населении доля старших возрастных групп, тем выше показатели смертности. В современном состоянии смертности велики резервы ее снижения. Поэтому реализация принятых в прогнозе показателей смертности во многом будет определяться развитием системы здравоохранения, уровнем жизни населения, состоянием экологии и другими социально-экономическими факторами. Госкомстат Российской Федерации в своих прогнозных расчетах использовал следующие общие коэффициенты смертности (таблица 3). Таблица 3 Динамика общего коэффициента смертности населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан до 2015 года (численность умерших в расчете на 1000 чел. населения) Регион Годы 2000 (факт) 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 Российская Федерация 15,4 15,3 15,3 15,4 15,4 15,4 15,4 15,6 15,8 Республика Башкортостан 13,0 13,0 13,2 13,4 13,6 13,8 13,9 14,0 14,1 Как следует из таблицы, общий коэффициент смертности как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан в перспективе имеет тенденцию к росту. Это вовсе не означает, что в будущем предполагается повышение смертности по всем возрастным группам населения. Наоборот, возрастные показатели смертности в молодых возрастах будут уменьшаться. Однако полностью преодолеть тенденцию к снижению старения населения не удастся. Причем интенсивность этого процесса в Республике Башкортостан будет более высокой, чем в России. Отсюда неизбежно повышение общего коэффициента смертности. Изменения в коэффициентах рождаемости и смертности найдут отражение в естественном приросте (убыли) населения. По прогнозным расчетам, сложившуюся за последние несколько лет убыль населения и в будущем преодолеть не удастся. Более того, данный показатель практически за все прогнозируемые годы окажется выше, чем в 2000 году. Происходящие изменения в смертности населения находят отражение в средней ожидаемой продолжительности жизни, которая в результате проведения предполагаемых позитивных социально-экономических мер в прогнозируемые годы будет иметь тенденцию к росту (таблица 4). Таблица 4 Динамика ожидаемой продолжительности жизни населения в Российской Федерации и Республике Башкортостан до 2015 года (лет) Годы Российская Федерация Республика Башкортостан мужчины женщины в среднем мужчины женщины в среднем 2000 59,0 72,2 65,3 60,4 73,6 66,8 2001 59,7 72,2 65,7 61,2 73,6 67,2 2002 60,0 72,3 65,9 61,3 73,5 67,2 2003 60,2 72,5 66,1 61,4 73,5 67,3 2004 60,5 72,6 66,4 61,5 73,5 67,3 2005 60,8 72,8 66,6 61,7 73,5 67,4 2006 61,0 72,9 66,8 61,8 73,6 67,5 2010 61,7 73,4 67,4 62,5 74,0 68,1 2015 62,7 74,0 68,2 63,3 74,5 68,8 Рисунок 1 Изменения в естественном движении населения Республики Башкортостан до 2015 года (в расчете на 1000 человек) -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦15 -T-----------------------------------------------------------------------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2010 г. 2015 г.¦ ¦ ¦14 -+- 2003 г. --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ ¦------------------------------------------¬¦ ¦ ¦ 2002 г. --¬ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ ---¬ ¦¦ ¦ ¦ 2000 г. 2001 г. --¬ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ ¦++¦ Количество родившихся на 1000 чел. ¦¦ ¦13 -+- --¬ --¬ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ L--- ¦¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ ---¬ ¦¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ ¦xx¦ Количество умерших на 1000 чел. ¦¦ ¦12 -+- ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦¦ L--- ¦¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ --+x¦ ¦x¦ ¦¦ ---¬ ¦¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ --+x¦ --+x¦ ¦+¦x¦ --+x¦ ¦¦ ¦ ¦ Естественный прирост (убыль) ¦¦ ¦11 -+- ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ --+x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦¦ L--- ¦¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ ¦x¦ --+x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦L------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦x¦ ¦x¦ --+x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦10 -+- --+x¦ --+x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 9 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 8 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 7 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 6 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 5 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 4 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 3 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 2 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 1 -+- ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦+¦x¦ ¦ ¦ ¦ 0 -+--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T--+-+-+-T---+-+-+-T-+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-1 -+- 1 ¦ ¦ 2 ¦ ¦ 3 ¦ ¦ 4 ¦ ¦ 5 ¦ ¦ 6 ¦ ¦ 7 ¦ ¦ 8 ¦ ¦ 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-2 -+- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-3 -+- L-- L-- L-- L-- L-- L-- L-- L-- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦-4 -+------------------------------------------------------------------------------------ ¦ ¦ Естественный прирост (убыль), человек ¦ L------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Из таблицы 4 можно сделать несколько заключений. Во-первых, исходные фактические показатели по Республике Башкортостан более благополучны, чем по России. Ожидаемая продолжительность жизни по данным за 2000 год как по мужскому, так и по женскому населению в Республике Башкортостан выше. Во-вторых, показатели по продолжительности жизни в Республике Башкортостан в перспективе будут расти несколько больше. Причем некоторое отставание в повышении продолжительности жизни произойдет за счет стабилизации данного показателя у женщин. В-третьих, за счет более быстрого роста продолжительности жизни у мужчин в будущем возможно сокращение разницы в этом показателе с женщинами. Важной составляющей демографических процессов является миграция. Ее роль в будущем зависит не только от привлекательности экономики для притока мигрантов. Миграция во многом определяется и социально-экономическими условиями, складывающимися в районах выхода мигрантов. В прогнозных расчетах миграционный прирост (положительное сальдо) принят как несколько снижающийся. Такой подход вполне правомерен, поскольку численность потенциальных мигрантов в странах СНГ заметно сократилась. Вместе с тем сокращение миграционного прироста вовсе не означает в целом ослабление территориальной подвижности населения. Миграционный прирост населения в перспективе будет характеризоваться следующими показателями (таблица 5). Таблица 5 Динамика миграционного прироста населения Российской Федерации и Республики Башкортостан до 2015 года Регион Годы Ед. измер. 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 Российская Федерация в тыс. чел. 207,9 194,2 185,7 179,3 172,1 169,5 158,9 147,8 в % к 2001 г. 100 93,4 89,3 86,2 82,8 81,5 76,4 71,1 Республика Башкортостан в тыс. чел. 6,8 6,5 6,1 6,0 6,1 6,1 5,7 5,2 в % к 2001 г. 100 95,6 89,7 88,2 89,7 89,7 83,8 76,4 Как видно из таблицы, миграционный прирост населения в Республике Башкортостан будет сокращаться медленнее по сравнению с Российской Федерацией, что свидетельствует о привлекательности республики для притока населения. Изменения естественного прироста и миграционного движения населения в республике в перспективе не могут сократить сложившееся за последние годы абсолютное уменьшение численности населения (таблица 6). Таблица 6 Перспективная численность населения Республики Башкортостан и Российской Федерации до 2015 года (на начало года) Регион Годы 2000 (факт) 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2010 2015 Российская Федерация, тыс. чел. 144819 144076 143340 142592 141887 141209 140561 137914 134378 в % к 2000 г. 100,0 99,5 99,0 98,5 98,0 97,5 97,0 95,2 92,8 Республика Башкортостан, тыс. чел. 4101,7 4096 4091 4085 4075 4071 4066 4048 4015 в % к 2000 г. 100,0 99,9 99,7 99,6 99,3 99,2 99,1 98,7 97,9 Приведенные в таблицах данные свидетельствуют об относительно медленном сокращении численности населения республики. Если к 2015 году население Российской Федерации по сравнению с 2000 года сократится на 7,2%, то в Республике Башкортостан - только на 2,1%. Такое положение объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых, исходная возрастная структура населения характеризуется большим удельным весом молодых возрастных групп, что оказывает благоприятное влияние на естественное движение населения в перспективе. Во-вторых, репродуктивность населения Республики Башкортостан в будущем сократится медленнее, чем в Российской Федерации. В-третьих, на эту особенность динамики населения Республики Башкортостан окажет влияние и предполагаемый миграционный прирост населения. В будущем ожидается изменение в соотношении городского и сельского населения. В настоящее время 65% населения проживает в городских, 35% - в сельских поселениях. В будущем этот процесс будет протекать медленно. К 2016 году удельный вес горожан составит лишь 65,6%. Однако это вовсе не означает того, что процессы урбанизации заморозятся. В Республике Башкортостан достаточно большое число поселков городского типа. Часть из них по своему реальному положению являются сельскими. Очевидно, они получат статус сельских поселений, а некоторые крупные, развивающиеся поселки, наоборот, получат статус городов. Различия в смертности мужчин и женщин будут продолжать оказывать влияние на их соотношение в будущем (таблица 7). Как следует из таблицы, хотя существенных изменений в соотношении между мужчинами и женщинами не ожидается, тем не менее в небольших размерах как в Российской Федерации, так и Республике Башкортостан произойдет некоторое увеличение соотношения численности женщин в расчете на 1000 мужчин. Причем этот показатель возрастет в основном в городах. Таблица 7 Соотношение мужчин и женщин в Республике Башкортостан и Российской Федерации до 2015 года (на 1000 мужчин приходится женщин) (чел.) Годы Российская Республика Башкортостан Федерация Все население Городское Сельское 2000 (факт) 1137 1117 1126 1100 2001 1136 1117 1125 1102 2002 1138 1118 1126 1102 2003 1139 1119 1128 1102 2004 1141 1120 1130 1102 2005 1142 1121 1132 1102 2006 1144 1122 1134 1100 2007 1145 1123 1136 1100 2011 1149 1127 1142 1097 2016 1155 1130 1150 1094 Изменения в естественном и миграционном движении, а также сложившаяся половозрастная структура базисного населения окажут влияние на соотношение трудоспособного населения с остальными его возрастными группами (таблица 8). Из таблицы следует, что в составе населения России и Башкортостана по возрастным группам в будущем произойдут существенные изменения. При этом тенденции изменения половозрастной структуры населения в России и в Республике Башкортостан в перспективе будут совпадать. В частности сократится доля населения в дорабочем возрасте и увеличится доля населения старше трудоспособного возраста. Процесс будет обусловлен, с одной стороны, продолжением некоторого снижения рождаемости, с другой - вступлением в группу старше трудоспособного возраста многочисленных поколений 50 - 60-х годов. Под влиянием демографического фактора значительные изменения произойдут в численности населения в трудоспособном возрасте. До 2006 - 2007 годов в этой возрастной группе находятся многочисленные поколения 50 - 60-х годов рождения. По мере вступления в трудоспособный возраст малочисленных поколений 90-х годов рождения численность трудоспособного населения с 2007 - 2008 годов начнет сокращаться. Поскольку в Республике Башкортостан показатели изменений в естественном и миграционном движении населения в ретроспективе и в перспективе не совпадают, то динамика движения численности населения указанных возрастных групп населения в республике, стране будет в перспективе различной. Это относится ко всем трем группам. Изменения численности населения Республики Башкортостан в дорабочем возрасте будут менее значительными, чем в Российской Федерации. Если в России численность населения в трудоспособном возрасте к концу прогнозируемого периода по сравнению с базовым сократится, то в Республике Башкортостан сохранится на несколько более высоком уровне, чем сегодня. Менее значительными будут изменения и в численности населения старше трудоспособного возраста. Вместе с тем процесс старения населения Республики Башкортостан ожидается достаточно глубоким. К концу прогнозируемого периода удельный вес населения старше трудоспособного возраста в Российской Федерации достигнет 24,8%, а в Республике Башкортостан - 22,0%. Таблица 8 Численность и соотношение населения Республики Башкортостан и Российской Федерации по отдельным возрастным группам до 2015 года (на начало года) Годы Моложе трудоспособного Трудоспособный возраст Старше трудоспособного возраста возраста тыс. чел. в % к общей тыс. чел. в % к общей тыс. чел. в % к общей числ-сти числ-сти числ-сти Российская Федерация 2001 (факт) 27879,9 19,3 87053,9 60,1 29885,3 20,6 2002 26699 18,5 87543 60,6 29834 20,7 2003 25461 17,8 88260 61,6 29619 20,6 2004 24217 17,0 89073 62,5 29302 20,5 2005 23159 16,3 89526 63,1 29202 20,6 2006 22311 15,8 89760 63,6 29138 20,6 2007 21654 15,4 89558 63,7 29349 20,9 2011 20709 15,0 86337 62,6 30868 22,4 2016 20579 15,3 80422 59,9 33377 24,8 Республика Башкортостан 2001 (факт) 923,2 22,5 2379,1 58,0 799,4 19,5 2002 885 21,6 2413 58,9 798 19,5 2003 848 20,7 2450 59,9 793 19,4 2004 807 19,7 2495 61,1 783 19,2 2005 771 18,9 2528 62,0 776 19,1 2006 743 18,3 2557 62,8 771 18,9 2007 722 17,8 2570 63,2 774 19,0 2011 696 17,2 2547 62,9 805 19,9 2016 703 17,5 2428 60,5 884 22,0 Изменения в возрастной структуре населения окажут влияние на показатель демографической нагрузки (таблица 9). Данные таблицы указывают, что изменения в демографической нагрузке на трудоспособный возраст произойдут как в целом, так и по указанным возрастным группам. Динамика изменений такой нагрузки между Российский Федерацией и Республикой Башкортостан несколько различается. В России до 2007 года совокупный показатель демографической нагрузки сократится, а с 2011 года возрастет. Нагрузка на трудоспособное население в России и Республике Башкортостан в 2003 - 2011 годах существенно уменьшится у лиц моложе трудоспособного возраста. Например, в республике данный показатель по сравнению с базовым периодом к 2011 году уменьшится на 29,6%, к 2016 году - на 25,3%, в Российской Федерации указанные изменения, соответственно, составят 25,0 и 20,0%. Таблица 9 Демографическая нагрузка на трудоспособное население Российской Федерации и Республики Башкортостан до 2015 года (приходится нетрудоспособных на 1000 лиц трудоспособного возраста на начало года) Годы Российская Федерация Республика Башкортостан всего в т.ч. в возрасте всего в т.ч. в возрасте моложе старше моложе старше трудо- трудо- трудо- трудо- способного способного способного способного 2001 (факт) 664 320 344 724 388 336 2002 646 305 341 697 367 330 2003 624 288 336 670 346 324 2004 601 272 329 637 323 314 2005 585 259 326 612 305 307 2006 573 249 324 592 291 301 2007 569 242 327 582 281 301 2011 597 240 357 589 273 316 2016 671 256 415 654 290 364 Нагрузка же лиц старше трудоспособного возраста заметно увеличится, особенно к концу прогнозируемого периода. В Российской Федерации нагрузка пенсионеров к 2016 году в расчете на 1000 лиц трудоспособного возраста достигнет 415, а по Республике Башкортостан - 364 человека. Конечно, указанные прогнозные расчеты могут полностью не оправдаться. Однако тенденции в изменениях численности и структуре населения останутся. Как уже было сказано, в целом демографическая ситуация в Республике Башкортостан в будущем останется более благоприятной, чем в России. ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ РОЖДАЕМОСТИ И УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ Целью реализации приоритетов в области стимулирования рождаемости и укрепления семейно-брачных отношений является приостановление тенденций снижения рождаемости и уменьшения числа детей в семье, стимулирование брачной рождаемости, повышение общественной и личностной ценности семьи, сокращение разводов. В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты: - повышение уровня и качества жизни семьи; проведение в жизнь целевой социальной помощи малообеспеченным семьям; - усиление социальной поддержки одиноких матерей, семей, воспитывающих детей-инвалидов; - принятие мер по улучшению материально-технической базы учреждений родовспоможения; - развитие семейных форм отдыха и досуговой деятельности; - уменьшение абортов и пропаганда применения современных контрацептивов; - вывод женщин с участков работ с тяжелыми и вредными условиями труда и рабочих мест, не соответствующих санитарным требованиям и правилам безопасности труда; - развитие детской гинекологии и снижение уровня первичного бесплодия; - сокращение женской безработицы и развитие предпринимательства; - увеличение размеров государственной поддержки многодетных семей; - расширение социально-психологической помощи семье, детям, молодежи; - улучшение жилищных условий молодых семей в случае рождения ребенка путем выделения субсидий и использование льготного кредитования в зависимости от числа детей в семье; - увеличение числа мест в студенческих общежитиях для проживания молодоженов; - разработка мер по расширению использования труда женщин, имеющих детей, в режиме неполного рабочего времени, на условиях гибкого рабочего дня, рабочей недели и надомного труда; - создание фонда муниципальных квартир для предоставления в аренду молодоженам на первые годы семейной жизни. ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ И УВЕЛИЧЕНИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ Целью реализации приоритетов в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения является создание благоприятных условий для оказания медицинской помощи, улучшения профилактики травматизма, отравлений, усиление борьбы с курением, алкоголизмом и наркоманией, а также развитие физкультуры, спорта и туризма и на этой основе существенное сокращение смертности населения, особенно в трудоспособном возрасте, улучшение здоровья подрастающего поколения. В области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения определены следующие приоритеты: - укрепление здоровья детей и подростков, усиление профилактической работы по борьбе с курением, алкоголизмом, наркоманией, развитие физической культуры, спорта и туризма; - улучшение репродуктивного здоровья населения на основе развития профилактической и лечебно-диагностической помощи; - улучшение здоровья населения трудоспособного возраста за счет сокращения алкоголизма, профилактики травматизма, отравлений, раннего выявления болезней; - сохранение здоровья пожилых людей, обращение особого внимания на предупреждение и лечение сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных болезней; - развитие пропаганды здорового образа жизни населения путем объединения и координации действий органов государственной власти всех уровней, общественных объединений, религиозных и благотворительных организаций в этой области; - возрождение массового санитарно-гигиенического просвещения путем сочетания фискально-ценовой политики, административного ограничения и информационного воздействия, изменения правил продажи алкогольной продукции, а также действенного контроля за ее рекламированием, снижение потребления алкоголя и существенное сокращение алкоголизма, особенно среди женщин и подростков; - улучшение психического здоровья населения, улучшение профилактики суицида путем развития сети служб "телефонов доверия", совершенствования деятельности врачей-психиатров, психотерапевтов, психологов и социальных работников; - совершенствование организации и развитие государственных и негосударственных форм оказания населению специализированной медицинской помощи; - обеспечение дальнейшего развития и укрепления республиканских медицинских учреждений в целях оказания медицинской помощи населению; - обеспечение обслуживания населения сельской местности выездными поликлиническими бригадами, развитие сети реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных больниц, а также больниц и отделений. Развитие медико-социальной помощи в целях своевременного выявления заболеваний и эффективного их лечения. Развитие стационарозамещающих технологий, а также совершенствование организационно-территориальных преобразований в сети учреждений здравоохранения; - разработка программы существенного сокращения социально значимых заболеваний (венерических, психических, наркомании, СПИДа). Обеспечение развития психиатрической, наркологической помощи населению, уделяя особое внимание детям и подросткам; - разработка республиканской программы профилактики и раннего выявления онкологических заболеваний; - усиление внимания ранней диагностики и качественного лечения нарушений репродуктивного здоровья населения, прежде всего подростков; - разработка новых подходов к гинекологическому и нравственному воспитанию подростков, подготовке их к семейной жизни; - разработка мер, направленных на охрану и улучшение условий труда, аттестацию рабочих мест с целью выявления и устранения воздействия на здоровье работников неблагоприятных факторов, осуществление сертификационных работ по охране труда, а также внедрение принципов экономической заинтересованности работодателей, предусматривающих развитие страхования от производственного травматизма; - усиление ответственности работодателей и других должностных лиц за сокрытие информации о риске для здоровья людей, работающих во вредных и тяжелых условиях; - обеспечение возможностей использования трудового потенциала инвалидов; - развитие медико-социальных форм обслуживания, в т.ч. развитие сети домов ночного пребывания для отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, не имеющих места жительства и работы, с оказанием в них социально-психологической, юридической помощи. ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ МИГРАЦИИ И РАССЕЛЕНИЯ Целью реализации приоритетов в области миграции и расселения является обеспечение благоприятных социально-экономических условий, способствующих привлекательности городов и селений Республики Башкортостан для притока мигрантов. В области миграции и расселения определены следующие приоритеты: - создание условий для привлечения в Республику Башкортостан иммигрантов из государств-участников Содружества Независимых Государств, а также Прибалтийских государств; - обеспечение социально-экономических условий, сдерживающих отток интеллектуального потенциала за пределы республики; - определение сельских районов для вселения иммигрантов; - восстановление системы внутриреспубликанского переселения населения; - разработка новой сети расселения, адаптированной к рыночной экономике, с учетом укрупнения территорий некоторых сельских советов, сельских районов, изменения статуса отдельных районных центров, рабочих поселков. НАУЧНОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ Реализация данной концепции может быть обеспечена при постоянном отслеживании демографических процессов на основе данных текущего учета населения, а также материалов предстоящей переписи населения. Поскольку демографические процессы сложны, тесно связаны с внешней и внутренней политикой государства, межрегиональными интеграционными процессами, развитием экономики и социальной сферы в Республике Башкортостан и многими другими факторами и условиями, то информация о населении должна проходить глубокое научное обобщение. Поэтому научное и информационное обеспечение реализации концепции предполагает: - развитие научных исследований в гуманитарных подразделениях Академии наук Республики Башкортостан, Башкирском государственном университете, Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан и других учебных и научно-исследовательских учреждениях; - регулярное освещение в средствах массовой информации проблем социально-демографического развития Республики Башкортостан; - развитие демографического образования путем внедрения факультативного обучения в школах, средних и высших учебных заведениях. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|