Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28.12.1999 № 393Утратил силу - Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 08.09.2000 г. N 264 ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ, ДОЛЯМИ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В целях совершенствования системы управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ, усиления роли государства в управлении государственным сектором экономики Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет: 1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ в Республике Башкортостан (далее - Концепция). 2. Республиканским органам исполнительной власти, органам местного государственного управления руководствоваться основными положениями Концепции при разработке нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ. Премьер - министр Р.Байдавлетов Управляющий Делами И.Забиров Уфа, 28 декабря 1999 года N 393 Одобрена Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 декабря 1999 г. N 393 КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПАКЕТАМИ АКЦИЙ, ДОЛЯМИ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Содержание 1. Введение 2. Оценка состояния управления государственными пакетами акций (долями) 3. Цели управления пакетами акций (долями) 4. Механизм управления акциями (долями) 4.1. Классификация хозяйственных обществ 4.2. Осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности 4.3. Проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов 4.4. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей 4.5. Оптимизация управленческих затрат 4.6. Осуществление институциональных преобразований в экономике 4.7. Конкретизация требований государства, предъявляемых к каждому руководителю хозяйственного общества, прежде всего в обществах с преобладающим участием государственного капитала 4.8. Формирование института государственных управляющих нового типа 4.9. Использование процедуры банкротства 5. Контроль эффективности управления 6. Заключение 1. Введение Настоящая Концепция определяет основные цели и принципы государственной политики Республики Башкортостан в области управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ. В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом, усиления государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики. Усиление роли государства в регулировании экономики не следует понимать как политику наращивания массы объектов государственной собственности в экономическом пространстве республики. Сегодня как никогда ощущается объективная потребность в создании стройной, экономически и логически выверенной системы представлений о критериях отнесения тех или иных объектов под непосредственное управляющее воздействие государства, а также в создании жесткого, детально регламентированного механизма управления этим видом государственной собственности. В настоящей Концепции под государственными управляющими понимаются представители государства в органах управления хозяйственных обществ, доверительные управляющие, управляющие компании. Государственная политика, проводимая в соответствии с настоящей Концепцией, преследует следующие цели: максимизация доходов бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью; оптимизация структуры собственности (с точки зрения народнохозяйственных пропорций и на микроуровне) для создания устойчивых предпосылок для экономического роста; использование всех государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики; повышение конкурентоспособности коммерческих организаций с участием государства, улучшение финансово - экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций. Для реализации обозначенных целей управления государственными пакетами акций, долями в уставных капиталах хозяйственных обществ республиканским органам исполнительной власти необходимо решать следующие задачи: повышение эффективности управления указанным видом государственного имущества с использованием всех современных методов и финансовых инструментов, детальной правовой регламентации процессов управления; классификация объектов государственной собственности по признакам, определяющим специфику управления; оптимизация количества объектов управления и переход к пообъектному управлению; постановка целей государственного управления по каждому объекту управления (группе объектов); обеспечение прав государства как участника (акционера) хозяйственных обществ; обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих; получение дополнительных доходов в бюджет путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества. Задачи реализации настоящей Концепции являются приоритетными для всех республиканских органов исполнительной власти. Контроль и координацию работы по реализации Концепции осуществляет Государственный комитет Республики Башкортостан по управлению государственной собственностью. Идеология настоящей Концепции основана на следующих основных принципах управления указанным видом государственного имущества, без реализации которых невозможно достижение указанных целей и задач: 1. Определение цели. Применительно к каждому объекту управления (группе объектов) государством должна быть осознана и зафиксирована цель, которую оно преследует и достижению которой служит объект. Перечень целей государства применительно к управлению различными видами объектов государственного имущества должен определяться правовыми актами. 2. Способ достижения цели. В большинстве случаев, привлекая к процессу управления управляющих, государство в силу многообразия объектов управления, их специфики, невозможности получения и оперативной обработки потока актуальной информации о состоянии каждого объекта управления, необходимой для принятия своевременных и адекватных управленческих решений, не может и не должно определять способы достижения цели, т.е. детальные экономически обоснованные планы конкретных мероприятий в отношении объекта управления. Способ достижения цели должен быть предложен лицом, привлекаемым в качестве управляющего, в рамках определенной (как правило, конкурсной) процедуры представления и оценки таких предложений, рассмотрен и утвержден уполномоченным государственным органом. Ответственность за осуществление утвержденного способа достижения цели государства возлагается на управляющего и должна не только стимулировать его надлежащую деятельность, но и сводить к минимуму риски государства при недостижении запланированного качественного результата управления. 3. Система управления. Важнейшим принципом является использование в каждом случае управления государственным имуществом системы управления как неразрывного единства следующих элементов: создания условий и обязательного порядка определения способа достижения цели, регламентации порядка принятия управленческих решений государственными органами, порядка выбора управляющих, мотивации управляющих, контроля за объектами управления и деятельностью управляющих, отчетности государственных органов и управляющих, управленческих решений по результатам контроля и отчетности, ответственности за результаты управления, постоянного поступления, обработки и анализа информации о состоянии дел управляющих и объектов управления. Функционирование системы управления и порядок взаимодействия государственных органов в системе управления должны быть детально регламентированы нормативными правовыми актами. 4. Эффективность управления. Принцип эффективности управления заключается в достижении цели управления (определенного качественного результата деятельности или объекта) ценой максимальной экономии ресурсов. Указанный критерий является обязательным при оценке деятельности государственных органов и управляющих по управлению государственным имуществом. 5. Профессиональность управления. Поскольку непосредственное управление рядом объектов государственного имущества является функцией, не свойственной государству, государство крайне заинтересовано в профессиональном управлении государственным имуществом. Привлечение лиц в качестве управляющих должно сопровождаться созданием системы их подготовки и аттестации. Вышеуказанные принципы управления, а также подходы к их реализации конкретизируются настоящей Концепцией в следующей логической последовательности: 1. Оценка состояния (количественная характеристика, классификация объектов, распределение полномочий между государственными органами, положение дел и основные выводы). 2. Постановка целей и задач управления. 3. Предлагаемый механизм управления (алгоритм достижения целей и решения поставленных задач, а также Перечень нормативных правовых актов, принятие, отмена, изменение и дополнение которых потребуется для обеспечения эффективной реализации механизма управления). 4. Контроль эффективности управления. 2. Оценка состояния управления государственными пакетами акций (долями) В настоящее время Республика Башкортостан является участником (акционером) 348 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (320 акционерных обществ из них создано в процессе приватизации государственных предприятий). В зависимости от степени участия государства в уставных капиталах акционерные общества могут быть классифицированы следующим образом: 100 процентов акций находится в государственной собственности - 13 обществ; более 50 процентов - 78 акционерных обществ; от 25 процентов до 50 процентов - 109 акционерных обществ; менее 25 процентов - 148 акционерных обществ. В зависимости от организационно - правовой формы можно выделить следующие группы организаций, в уставном капитале которых имеется доля государства: открытые акционерные общества - 322; закрытые акционерные общества - 16; общества с ограниченной ответственностью - 10. Из числа акций, находящихся в государственной собственности, закрепленными в соответствии с правовыми актами являются акции 10 акционерных обществ. Дивиденды по государственному пакету акций составили в 1998 году - 4,7 млн. рублей, в 1997 году - 3,5 млн. рублей, в 1996 году - 6 млн. рублей, в 1995 году - 4,3 млн. рублей (в масштабе цен 1998 года). В соответствии с действующими нормативными актами в процессе управления акциями, находящимися в государственной собственности, а также осуществления прав участника хозяйственных обществ принимают участие: Государственное Собрание Республики Башкортостан, Президент Республики Башкортостан, Кабинет Министров Республики Башкортостан, Госкомсобственность Республики Башкортостан и отраслевые министерства и ведомства республики. Государство управляет принадлежащими ему акциями, а также осуществляет свои права участника в хозяйственных обществах через институт своих представителей, назначенных решениями Кабинета Министров Республики Башкортостан и Госкомсобственности Республики Башкортостан. Их число в настоящее время составляет 289 человек. В том числе сотрудники Кабинета Министров и Управления Делами Кабинета Министров РБ - 11%, отраслевых министерств и ведомств 23%, Госкомсобственности РБ - 12%, представители администраций городов и районов - 50%, иные лица - 4%. Представители государства занимают 409 мест в советах директоров хозяйственных обществ. При этом 23 человека являются представителями государства в трех обществах, 63 человека - в двух обществах, 203 человека - в одном обществе, 116 представителей государства назначены в состав советов директоров акционерных обществ для использования специального права ("золотой акции"). Привлечение профессиональных менеджеров к управлению государственными пакетами акций носит единичный характер. В настоящее время заключено лишь 6 договоров о передаче 26 пакетов акций в доверительное управление с 4 доверительными управляющими. В республике отсутствует широкий круг профессиональных управляющих, имеющих необходимый опыт и гарантии обеспечения исполнения обязательств по договору доверительного управления. С учетом количества хозяйственных обществ, в которых государство является участником (акционером), их значимости для экономики республики, отраслевой специфики указанных организаций и ряда иных факторов нельзя признать применяемую в большинстве случаев систему управления посредством института представителей эффективной. Существующий порядок назначения государственных служащих представителями не предусматривает действенных механизмов оценки их профессиональных качеств, квалификации и подготовки с учетом специфики конкретного объекта управления. В рамках данной системы управления невозможно применение таких мер имущественной ответственности за результаты деятельности представителей, которые могли бы существенно снизить риски государства. Широкое участие в качестве представителей государственных служащих создает проблему несоответствия количества организаций, в которых государство назначает своими представителями государственных служащих, возможностям такой системы управления и ресурсам, выделяемым на управление. В то же время вознаграждение и возмещение затрат на управление лиц, привлекаемых в качестве доверительных управляющих и управляющих компаний, может быть поставлено в зависимость от достижения определенных финансовых результатов деятельности организаций и производиться за счет прибыли организаций. Практика привлечения доверительных управляющих и управляющих компаний в большей степени отвечает требованиям профессиональности управления и обеспечения ответственности за его результаты. Поскольку цели государства, его интересы, реализуемые посредством участия в хозяйственных обществах, не всегда очевидны не только для управляющих, но и для государственных органов, их привлекающих, деятельность представителей и иных управляющих основывается на их собственном понимании этих целей и интересов. Отсутствие обязательной практики постановки конкретных задач перед представителями, закрепления в договорах с управляющими программы мероприятий по реализации этих задач приводит, с одной стороны, к непоследовательности в деятельности управляющих, искажению понимания государственных интересов, с другой - к отсутствию оснований ответственности за неэффективность управления. Указанные негативные последствия отчетливо проявляются в случае, когда, например, представитель в акционерном обществе, решающем стратегические задачи, прилагает усилия к максимизации дивидендов от деятельности такого общества. Отсутствует четкая и единообразная система отбора, подготовки и оценки управляющих, утверждения предложений о способе достижения цели государства, преследуемой в деятельности соответствующих хозяйственных обществ, отчетность управляющих, контроль за ними, обоснованные подходы к определению их полномочий. Требует совершенствования порядок получения, систематизации и обобщения информации о состоянии дел в хозяйственных обществах, в которых участвует Республика Башкортостан. Существующий порядок передачи акций, принадлежащих государству, в доверительное управление громоздок, хотя он и предусматривает конкурсную процедуру привлечения доверительных управляющих, но не определяет необходимость подготовки участниками конкурсов предложений о наилучшем способе достижения этой цели, а также порядок отчетности, контроля, основания для применения мер ответственности в отношении доверительного управляющего. Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника должным образом не регламентирован. Целый ряд хозяйственных обществ и их дочерних обществ, созданных до вступления в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, функционирует в организационно - правовой форме, не предусмотренной действующим законодательством. Серьезной проблемой является создание института представителей государства в органах контроля хозяйственных обществ. Новое законодательство о приватизации предусматривает назначение представителей государства в ревизионные комиссии акционерных обществ без выборов. Однако до настоящего времени абсолютное большинство акционерных обществ с участием государства, в ряде случаев доминирующим, имеют ревизионные комиссии, состоящие из тех же бухгалтерских работников, проверяющих самих себя. Основные выводы: существующая система управления хозяйственными обществами с участием государства малоэффективна и требует более глубокого реформирования; имеющееся количество хозяйственных обществ с участием государства не соответствует возможностям государства по управлению ими и контролю за их деятельностью; низкая эффективность деятельности хозяйственных обществ приводит к недополучению доходов в бюджет. 3. Цели управления пакетами акций (долями) Целями управления акциями (долями) являются: 1) максимизация неналоговых доходов бюджета, создающая предпосылки для снижения государством налогов на результаты деятельности; 2) обеспечение выполнения хозяйственными обществами общегосударственных функций (оборона, безопасность, социальные программы, регулирование естественных монополий), а также достижение иных целей, определенных в соответствии с настоящей Концепцией; 3) стимулирование развития производства, улучшение общих финансово - экономических показателей деятельности хозяйственных обществ, привлечение инвестиций; 4) оптимизация управленческих затрат (сокращение количества хозяйственных обществ, где имеется доля государства, сокращение расходов, связанных с управлением); 5) осуществление институциональных преобразований в экономике (реструктуризация предприятий, отраслей, создание вертикально интегрированных структур); 6) ужесточение контроля за деятельностью хозяйственных обществ с участием государства; 7) погашение имеющейся у хозяйственных обществ кредиторской задолженности, прежде всего по налогам, обязательным платежам и по заработной плате. 4. Механизм управления акциями (долями) Построение системы взаимоотношений с управляющими должно дополняться системой непосредственного управления государственными органами государственным имуществом, заключающейся в принятии решений о распоряжении пакетами акций и имущественными правами, принятии решений об участии в хозяйственных обществах. Применительно к каждому случаю участия государства в хозяйственных обществах должна быть определена и зафиксирована цель такого участия, которой руководствуются лица, привлекаемые в качестве управляющих. Способы достижения цели определяются государственными органами в исключительных случаях и только при назначении представителями в указанные организации государственных служащих. По общему правилу предложения о способе достижения цели представляются лицами, привлекаемыми в качестве управляющих, и оцениваются в порядке конкурсного отбора. Необходимо нормативно определить: пределы полномочий управляющих в зависимости от категории управляющих и характера объекта управления, порядок взаимодействия управляющих и государственных органов при принятии последними решений, выходящих за пределы полномочий управляющего; порядок получения информации о деятельности управляющих и состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ, ведения соответствующих баз данных, обработки информации; обязательные требования к форме и содержанию предложений о способе достижения целей государства (программы деятельности управляющего), отчетов управляющих, обязательные критерии оценки достижения результата управления в деятельности хозяйственных обществ; порядок взаимодействия государственных органов при принятии управленческих решений о выборе (назначении) управляющего, а также решений, принимаемых по результатам отчетов управляющих, контроля за их деятельностью и оценки иной информации о состоянии дел соответствующих хозяйственных обществ. При обосновании невозможности достижения цели государства или выполнения программы деятельности управляющего могут приниматься решения о прекращении участия Республики Башкортостан в хозяйственном обществе, о распоряжении акциями (долями) иным образом (в том числе путем передачи акций в уставные капиталы холдингов, создания иных вертикально интегрированных структур), об изменении целей или программы деятельности управляющего. В противном случае к управляющим применяются соответствующие меры воздействия. Ключевым элементом системы взаимоотношений с управляющими является принцип приоритета привлечения в качестве доверительных управляющих, управляющих компаний юридических лиц, имеющих в штате аттестованных специалистов, опыт соответствующей деятельности, безупречную деловую репутацию и предоставляющих надежное обеспечение выполнения своих обязательств в сфере управления. Назначение государственных служащих представителями в хозяйственные общества производится при наличии обоснования такого назначения (экономия ресурсов по управлению, обеспечение экономической безопасности Республики Башкортостан). Цели и задачи управления акциями, долями, находящимися в государственной собственности, предполагают осуществление следующих мероприятий: 4.1. Классификация хозяйственных обществ по количественным и по качественным показателям. При этом целью классификации является определение основных групп находящихся в государственной собственности пакетов акций, долей, по отношению к которым необходимо осуществлять различные механизмы управления. Хозяйственные общества классифицируются следующим образом: а) в зависимости от степени ликвидности акций: общества, акции которых могут быть реализованы с быстрым значительным поступлением средств в бюджет; продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет; реализация которых в порядке, предусмотренном действующим законодательством, невозможна или экономически нецелесообразна; б) в зависимости от отраслевой принадлежности организаций; в) в зависимости от целей, которые преследует государство в деятельности хозяйственных обществ, в том числе имеющих стратегическое значение для обеспечения определенных государственных задач (оборона, безопасность и т.п.), включенных в социальные программы, являющихся естественными монополиями, реализующих перспективные проекты; г) в зависимости от возможности влияния на деятельность хозяйственных обществ, обусловленной количеством акций, размером долей (количеством голосов в органах управления организацией); д) в зависимости от финансового состояния организации, в которой участвует государство; имеющие стабильное финансовое состояние; с риском банкротства (имеется просроченная более 3 месяцев задолженность, имеется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами или по заработной плате); в отношении которых возбуждено дело о банкротстве; е) в зависимости от численности работников и величины основных фондов организации. 4.2. Осуществление общегосударственных функций при управлении акциями, закрепленными в государственной собственности, в том числе: координация работы министерств и ведомств в процессе управления пакетами акций республиканским органом по управлению государственной собственностью; установление порядка и проведение аттестации специалистов в области управления хозяйственными обществами; назначение представителями государства в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности, из числа специалистов отраслевых республиканских органов исполнительной власти, Госкомсобственности Республики Башкортостан, а также органов исполнительной власти субъектов Республики Башкортостан, на территории которых находятся открытые акционерные общества; обеспечение представления интересов Республики Башкортостан в органах управления наиболее крупных акционерных обществ, производящих продукцию (товары, услуги), имеющую стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности государства; установление порядка использования пакетов акций для выдачи гарантий от имени Республики Башкортостан с отнесением этих гарантий на государственный долг, обеспеченный имуществом, а не доходами республиканского бюджета; консолидация пакетов акций акционерных обществ, осуществляющих однородную деятельность или деятельность по достижению аналогичных целей; приобретение акций акционерных обществ для усиления государственного участия, если это необходимо для выполнения общегосударственных задач и для этого есть необходимые ресурсы; установление механизма сохранения размера пакета акций (доли участия) при осуществлении дополнительных эмиссий; замена закрепленного в государственной собственности пакета акций на специальное право ("золотую акцию"); пересмотр уставов хозяйственных обществ с позиций обеспечения интересов государства. 4.3. Проведение мероприятий, направленных на увеличение неналоговых доходов применительно к акционерным обществам, функционирующим в высокодоходных отраслях экономики, производящим ликвидную продукцию, имеющим стабильное финансовое положение и не требующим Значительных инвестиционных вложений, в том числе: передача акций в муниципальную собственность города (района), на территории которого осуществляет свою основную деятельность акционерное общество, в зачет финансовых обязательств Республики Башкортостан перед местным бюджетом при условии представления администрацией города (района) программы развития акционерного общества; покупка акций для формирования их в пакеты акций, последующая продажа которых обеспечит наибольший доход в бюджет; выпуск и реализация производных ценных бумаг, обеспеченных акциями; выпуск производных ценных бумаг, дающих право на приобретение акций через определенный срок, с одновременной передачей указанных акций в доверительное управление покупателю производных ценных бумаг; приватизация акций с осуществлением предпродажной подготовки и санации акционерных обществ перед продажей; в отношении обществ с ограниченной ответственностью - выход из общества с получением действительной стоимости доли, определяемой из расчета чистых активов организации. 4.4. Привлечение инвестиций в реальный сектор экономики и поддержка отечественных товаропроизводителей, в том числе: использование акций, находящихся в государственной собственности, в качестве обеспечения инвестиций или кредитов, направляемых на реализацию целевых проектов; использование акций для привлечения инвестиций в вертикально интегрированные структуры (в качестве обеспечения выступают акции, внесенные в уставный капитал интегрированной структуры); привлечение эффективного собственника, приобретающего акции в процессе приватизации с условием инвестирования в предприятие. 4.5. Оптимизация управленческих затрат, в том числе: сокращение количества находящихся в государственной собственности пакетов акций до уровня, позволяющего реализовать регулирующую и контролирующую функции государства. Для адекватного размеру государственной доли в уставных капиталах акционерных обществ представительства государства в советах директоров республика в настоящее время должна иметь более 500 мест в советах директоров. Сокращение может осуществляться не только путем продажи акций, но и путем их консолидации в вертикально интегрированных структурах для оптимизации управления однородными с точки зрения технологии или рынка сбыта компаниями, передачи управления с государственного на муниципальный уровень. Отчуждение акций (долей) производится в тех случаях, когда цель, преследуемая государством при осуществлении деятельности хозяйственного общества, может быть достигнута иным, кроме участия, способом; внесение в уставный капитал компании, создаваемой по типу "портфельных фондов", мелких пакетов акций, решение о продаже которых было принято, но продажа не состоялась, и пакетов акций, продажа которых не принесет значительных поступлений в бюджет. Такая компания получит право самостоятельно распоряжаться своими активами, определять порядок и сроки продажи акций, цены на них. Необходима разработка механизма контроля за деятельностью компании (наблюдательный совет, попечительский совет); продажа мелких неликвидных пакетов акций с последующим их выкупом акционерным обществом по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с Федеральными законами "Об акционерных обществах" и "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; продажа мелких неликвидных пакетов акций работникам по номинальной стоимости в случае невозможности реализации этих пакетов на аукционе. 4.6. Осуществление институциональных преобразований в экономике. Институциональные преобразования в экономике должны быть направлены на постепенное вытеснение неэффективных собственников за счет механизма купли - продажи акций, на формирование вертикально интегрированных структур. Предлагается содействовать принятию решений о реорганизации или банкротстве организаций, имеющих значительную задолженность перед бюджетом, по инициативе собственников, с тем чтобы капитализировать задолженность в ликвидные акции вновь образованных в результате реорганизации "чистых" эффективных компаний. Помимо этого целесообразно осуществлять приобретение и последующую продажу акций за счет внесения земельных участков в уставный капитал акционерных обществ. 4.7. Конкретизация требований к управленческому персоналу хозяйственных обществ, прежде всего в обществах с преобладающим участием государственного капитала, в том числе: установление обязательных требований представления руководителями органам управления общества, а также сведений о текущем и перспективном планировании финансово - экономических, хозяйственных и иных результатов деятельности общества. Установление требований к форме, содержанию и периодичности представления указанных выше предложений, правил и порядка их оценки; установление требований к качественным показателям деятельности хозяйственных обществ с участием государства, а также порядка их оценки; развитие корпоративного права; осуществление процедуры назначения руководителей хозяйственных обществ с использованием современных методов оценки качества менеджмента. Основным условием назначения генерального директора и членов правления акционерного общества должен быть конкурс с выдвижением проектов развития акционерного общества. Конкурсная система соответствует законодательству об акционерных обществах и заставит действующих директоров каждый раз искать новые формы деятельности акционерного общества. 4.8. Формирование института государственных управляющих нового типа. В ближайшее время придется использовать в качестве представителей государства в большинстве случаев государственных служащих республики, но необходимо обеспечить качественное повышение их профессиональных данных. Повышение профессионализма возможно только при наличии двух условий: обладание минимальным набором теоретических знаний и опытом практического их использования, но самое главное - освобождение от выполнения каких-либо иных функций, не связанных с участием в органах управления хозяйственных обществ. Осуществление широкомасштабного обучения всех представителей есть дело дорогостоящее и неэффективное. Главную роль в определении целей управления должны играть отраслевые министерства, госкомитеты и управления. На первом этапе необходимо сформировать в каждом отраслевом органе исполнительной власти специализированное подразделение из числа перспективных государственных служащих, исключительным видом деятельности которых является работа в советах директоров акционерных обществ по защите интересов государства. Вторым этапом является ежегодное обучение специалистов таких подразделений на длительных курсах. Результатом обучения должно быть получение аттестата. Третьим этапом, который следует осуществлять параллельно со вторым, является создание действенного института представителей государства в ревизионных комиссиях. Следует дополнить штаты создаваемых подразделений ревизионными группами. На первых порах необходимо определить эффективность использования специального права ("золотой акции") при назначении представителей государства в ревизионные комиссии. Четвертым этапом должно быть создание самофинансируемой структуры - специализированной управляющей компании (в последующем - нескольких отраслевых компаний) в виде хозяйственного общества, способного эмитировать различные ценные бумаги, уставный капитал которого полностью принадлежит государству. В результате реформирования института представителей государства должно быть обеспечено: преобладающее участие представителей государства (в последующем представителей управляющей компании) в советах директоров и ревизионных комиссиях акционерных обществ; приоритетное участие в составе группы (коллегии) представителей государства специалистов в области экономики, права, менеджмента и бухгалтерского учета; осуществление коренного реформирования акционерного общества на базе утвержденного ими бизнес - плана развития общества; реструктуризация управления акционерным обществом, прежде всего обновление руководящих кадров, развитие корпоративного права; смещение акцентов государственного управления приватизированными предприятиями с заслушивания их руководителей в Правительстве на отчетность представителей государственных управляющих компаний в соответствующих органах исполнительной власти республики. 4.9. Использование процедуры банкротства. Необходимо отдельно рассмотреть вопрос банкротства предприятий в рамках системы управления государственным имуществом. Грамотное применение процедур банкротства позволяет осуществлять структурные изменения обанкротившегося предприятия, что приводит в будущем к стабильному поступлению налогов, к нормальному функционированию производства, увеличению числа рабочих мест, привлечению инвестиций. Именно при реализации процедуры банкротства происходит высвобождение объектов социальной сферы, вовлечение в оборот объектов недвижимости с одновременным сохранением работающих комплексов, производящих продукцию, имеющую реальный спрос. Исходя из этого, банкротство в первую очередь должно осуществляться в целях санации производства, создания новых структурных элементов производства. Кроме того, банкротство - один из способов перераспределения собственности от неэффективных собственников к эффективным. Вопрос о банкротстве - это вопрос в большей степени инвестиционно - имущественный, нежели фискальный. Процедуры банкротства позволяют создавать на базе ликвидного имущества банкрота новые эффективно работающие предприятия, возможно, с долей участия государства. Исходя из изложенного, участие государства как кредитора в процедурах банкротства должно быть ориентировано на следующее: осуществление реструктуризации предприятий; долгосрочные перспективы в ущерб краткосрочным фискальным интересам; привлечение эффективных собственников. Это возможно осуществить путем: - капитализации долга государству; - конвертации его в пакеты акций обществ и реализация акций для решения обозначенных выше задач. 5. Контроль эффективности управления Осуществление контроля за эффективностью управления связано с оценкой: динамики увеличения доходов от управления находящимися в государственной собственности пакетами акций; сокращения количества закрепленных в государственной собственности пакетов акций; функционирования механизма учета и контроля за деятельностью организаций, в которых государство участвует, а также отчетности и контроля управляющих; полноты реестра пакетов акций (долей); результатов сокращения числа мелких неликвидных пакетов акций (долей), находящихся в государственной собственности. Для оценки деятельности по управлению акциями (долями) могут быть использованы следующие критерии: рост курсовой стоимости акций; рост объемов дивидендов; рост ликвидности активов; расширение масштабов деятельности общества; повышение конкурентоспособности общества; увеличение объемов инвестиций; показатели оценки удовлетворительности структуры баланса; отсутствие задолженности по платежам в бюджет всех уровней в течение года; отсутствие задолженности по заработной плате и в соответствующие фонды в течение года; переход на международные стандарты бухгалтерского учета; наличие программы развития или бизнес - плана на 3 года и ход его реализации. 6. Заключение Значение настоящей Концепции не сводится лишь к упорядочению осуществления государством полномочий собственника государственного имущества или субъекта имущественных прав, повышению эффективности использования имущества, увеличению доходов и оптимизации расходов государства в государственном секторе экономики. Последовательная, планомерная и системная реализация настоящей Концепции является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата в республике и осуществления важнейшей функции государства - развивающей и стимулирующей - в отношении экономики. Переход от идеологии массовой приватизации к использованию индивидуального подхода при принятии решений о приватизации государственного имущества повысит его оборотоспособность, позволит государству стать полноправным субъектом экономических отношений и оптимизировать структуру принадлежащих ему активов. Увеличение неналоговых поступлений от более эффективного использования государственного имущества, оптимизация расходов на управление им в интересах осуществления развивающей функции государства дадут возможность проведения политики снижения налогов на деятельность предприятий и должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы значительная часть полученных доходов от использования имущества реинвестировалась вновь в экономику, прежде всего в ее реальный сектор, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие государственного имущества. Создавая детальные правовые и организационные механизмы реализации настоящей Концепции, необходимо ориентироваться на перспективные стратегические экономические интересы республики, которым должны служить результаты процесса превращения государства в эффективного собственника. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|