Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 24.01.2002 № 21

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                 КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

      О республиканской программе "Качество и безопасность
      потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы"

      В    целях    защиты    прав   потребителей,   совершенствования
 организационной  и правовой основ государственной системы контроля за
 безопасностью  и  качеством  товаров на потребительском рынке Кабинет
 Министров Республики Башкортостан постановляет:

      1.  Утвердить  прилагаемую республиканскую программу "Качество и
 безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
      2.  Министерствам и ведомствам, администрациям районов, городов,
 предприятиям  и  организациям  республики  принять  меры к выполнению
 мероприятий  по  реализации  республиканской  программы  "Качество  и
 безопасность потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
      3.  Поручить  Центру  стандартизации,  метрологии и сертификации
 Республики  Башкортостан  ежегодный  сбор  и анализ информации о ходе
 выполнения   республиканской   программы   "Качество  и  безопасность
 потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы".
      4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
 отдел  координации  отраслей  экономики  Аппарата  Кабинета Министров
 Республики Башкортостан.

     Премьер-министр Правительства
     Республики Башкортостан         Р.Байдавлетов

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Башкортостан         Ф.М.КАЗАКБАЕВ

24 января 2002 г.
N 21




                                                            Утверждена
                                     Постановлением Кабинета Министров
                                               Республики Башкортостан
                                             от 24 января 2002 г. N 21

                       РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
                "КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ
                   ТОВАРОВ И УСЛУГ НА 2002-2005 ГОДЫ"

                               Содержание

      Паспорт   республиканской  программы  "Качество  и  безопасность
 потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы"
      Обоснование необходимости принятия республиканской Программы
      Мероприятия  республиканской  программы "Качество и безопасность
 потребительских товаров и услуг на 2002-2005 годы"
      1.  Организационный  и нормативно - правовой механизм управления
 качеством товаров и услуг
      2.       Совершенствование       механизмов       стимулирования
 товаропроизводителей в выпуске качественных товаров и услуг
      3.  Совершенствование форм и методов государственного контроля и
 надзора за качеством и безопасностью товаров и услуг
      4.  Организация обучения (переподготовка) повышения квалификации
 специалистов в области качества
      5. Создание и развитие республиканской информационной системы по
 вопросам качества продукции и услуг

                                Паспорт

Наименование Программы    Республиканская программа  "Качество   и
                          безопасность  потребительских  товаров и
                          услуг на 2002-2005 годы"

Основание для разработки  Постановление Кабинета         Министров
Программы                 Республики  Башкортостан  от  21 февраля
                          2001 г. N 36
                          Постановление Кабинета         Министров
                          Республики Башкортостан от 20 июня  2001
                          г. N 139

Государственный заказчик  Кабинет Министров             Республики
Программы                 Башкортостан

Основной     разработчик  Центр стандартизации,    метрологии    и
Программы                 сертификации Республики Башкортостан
                          Государственный комитет       Республики
                          Башкортостан по промышленной политике

Цель и задачи Программы   Целью Программы   является   определение
                          основных направлений    государственного
                          регулирования в   области    обеспечения
                          качества и     безопасности     товаров,
                          находящихся на   потребительском   рынке
                          республики, и     услуг,     оказываемых
                          населению, с     учетом     особенностей
                          экономического и   социального  развития
                          Республики Башкортостан.
                          В основные   задачи   Программы   входит
                          внедрение системы менеджмента качества в
                          соответствии с            международными
                          стандартами ИСО серии  9000,  подготовка
                          специалистов в     области    управления
                          качеством, поддержка        предприятий,
                          выпускающих качественную               и
                          конкурентоспособную продукцию,  развитие
                          системы информатизации  и информационных
                          услуг в  сфере  обеспечения  качества  и
                          безопасности товаров и услуг, укрепление
                          производственной базы           органов,
                          осуществляющих контроль   за   качеством
                          продукции и       услуг,       повышение
                          ответственности производителей        за
                          качество продукции и услуг

Сроки         реализации  2002-2005 годы
Программы

Основные    пользователи  Администрация Президента      Республики
Программы                 Башкортостан
                          Государственное Собрание   -    Курултай
                          Республики Башкортостан
                          Кабинет Министров             Республики
                          Башкортостан
                          Органы исполнительной власти
                          Предприятия и организации
                          Частные предприниматели
                          Средства массовой информации
                          Общественные организации

Ожидаемые Результаты      Реализация Программы  позволит  повысить
                          качество  и безопасность товаров и услуг
                          и     ответственность     руководителей,
                          уменьшить  поток  поступающих  на  рынок
                          фальсифицированных  товаров,  обеспечить
                          предоставление  достоверной информации о
                          качестве и безопасности товаров и услуг

Система      организации  Контроль за    реализацией     Программы
контроля  за выполнением  осуществляет отдел  координации отраслей
Программы                 экономики Аппарата  Кабинета   Министров
                          Республики Башкортостан.

              Обоснование необходимости принятия Программы

      Республиканская     программа     "Качество    и    безопасность
 потребительских  товаров  и  услуг  на 2002-2005 годы" разработана на
 основании постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от
 21 февраля 2001 года N 36 "О Концепции государственного регулирования
 в области обеспечения качества и безопасности потребительских товаров
 и услуг", постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от
 20  июня  2001  года  N  139 "Об утверждении комплексной Программы по
 реализации   в  2001  году  основных  положений  Послания  Президента
 Республики   Башкортостан   Государственному   Собранию   "К  рубежам
 устойчивого развития (О положении в республике и программе дальнейших
 действий)"   Центром   стандартизации,   метрологии   и  сертификации
 Республики   Башкортостан,   Государственным   комитетом   Республики
 Башкортостан  по  промышленной  политике  в  связи  с  необходимостью
 повышения качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг.
      Развитие   потребительского   рынка  товаров  и  услуг  является
 важнейшим  направлением  экономических  и социальных преобразований в
 Республике  Башкортостан.  За  годы реформ на потребительском рынке в
 основном  созданы  условия  для свободного обращения товаров и услуг,
 использования  рыночных  механизмов  удовлетворения  потребительского
 спроса,   заложены  основы  формирования  рыночной  инфраструктуры  и
 конкурентной среды.
      Вместе  с тем проблемы удовлетворения спроса различных категорий
 и групп населения на качественные и безопасные товары и услуги решены
 не  полностью.  На  республиканский  потребительский рынок продолжают
 поступать  значительные  объемы некачественной и опасной для здоровья
 граждан  и  окружающей  среды  продукции  -  как отечественной, так и
 импортной.
      Как    свидетельствуют    результаты    проверок,    проведенных
 контролирующими  органами  в  2000  году,  78  процентов  предприятий
 республики выпускали (реализовывали) продукцию ненадлежащего качества.
 Наибольшее  количество  претензий  -  к  качеству  продуктов питания,
 продукции легкой промышленности (швейных, трикотажных изделий, обуви,
 товаров  детского  ассортимента).  За  2000 год из товарооборота было
 изъято более 2000 партий опасных продовольственных товаров.
      Основная    причина    появления    на   потребительском   рынке
 некачественных  и  опасных товаров (услуг) - отсутствие у большинства
 отечественных  товаропроизводителей  и предприятий сферы обслуживания
 реальной возможности выпускать конкурентоспособные по качеству товары
 (использование  устаревших  технологий, низкое качество комплектующих
 изделий,  отсутствие  постоянных  поставщиков сырья и комплектующих),
 мотивации к повышению качества товаров (услуг). Кроме того, на многих
 предприятиях   ослаблен  производственный  контроль  за  качеством  и
 безопасностью     выпускаемой     продукции,    ощущается    нехватка
 квалифицированных специалистов.
      Продвижение  многих  товаров  от  производителя  до  потребителя
 осуществляется  в несколько этапов, путем их неоднократной перекупки,
 что  осложняет  определение  степени  ответственности  изготовителя и
 продавца   за  качество  и  безопасность  товара.  Ослаблен  контроль
 качества товаров, осуществляемый в оптовой и розничной торговле.
      Совершенствование     законодательства     в     сфере    защиты
 потребительского  рынка  от  некачественных и опасных товаров (услуг)
 должно  способствовать  повышению  ответственности  производителя  за
 качество продукции.
      Сложившаяся      модель      государственного     регулирования,
 ориентированная  на  выявление  некачественных  и  опасных товаров, в
 большинстве   своем  уже  находящихся  в  обращении,  не  может  быть
 перспективной.  Стратегическим  направлением государственной политики
 по обеспечению безопасности и качества продукции (услуг) должно стать
 предотвращение производства опасной и недоброкачественной продукции.
      Наиболее  заметно отсутствие контроля за качеством платных услуг
 населению,   в   первую  очередь  новых  их  видов  (образовательных,
 медицинских, туристических, финансовых и других).
      Для  повышения эффективности государственного контроля и надзора
 в  области  обеспечения  качества  и  безопасности  товаров  и  услуг
 необходимо  провести  ряд  изменений  структурного и организационного
 характера.  Так,  в  связи с резким увеличением численности субъектов
 хозяйственной   деятельности   соответственно   должно   возрасти   и
 количество государственных инспекторов.
      Целью   программы   является  определение  основных  направлений
 государственного  регулирования  в  области  обеспечения  качества  и
 безопасности  товаров,  находящихся  в  обращении  на потребительском
 рынке  республики,  и  услуг, оказываемых населению (далее - товары и
 услуги),   с   учетом   особенностей   экономических   и   социальных
 преобразований в Республике Башкортостан.
      Достижение этой цели обеспечивается решением следующих задач:
      выработка  (на  основе  исследований  проблем  качества и единой
 оценки качества товаров) рекомендаций по повышению качества товаров (
 услуг);
      практическое    применение    опыта    работы   и   рекомендаций
 международных  организаций по государственному регулированию качества
 товаров  (услуг),  системы  экспертной оценки качества и безопасности
 товаров;
      координация   работы   по   подготовке  специалистов  в  области
 управления качеством;
      создание  рабочих  групп  из  числа  ученых  и  специалистов для
 проведения технической экспертизы предлагаемой к выпуску продукции;
      анализ    экспортного    потенциала    республики,    проведение
 маркетинговых    исследований   продукции   стран   -   потенциальных
 экспортеров, изучение их требований к качеству продукции;
      организация  работы по оценке технического состояния предприятий
 и  конкурентоспособности  выпускаемой  продукции  с целью определения
 целесообразности      осуществления     проектов,     разрабатываемых
 предприятиями;
      поддержка предприятий, выпускающих конкурентоспособную продукцию,
 и  подготовка  их  систем  качества  и  продукции  к  сертификации  в
 соответствии с международными нормами и правилами;
      анализ  состояния испытательной базы промышленности республики с
 целью   аккредитации   испытательных   центров   в   соответствии   с
 международными нормами и правилами;
      усиление  государственного  регулирования  в области обеспечения
 безопасности   товаров   (услуг)   для  жизни  и  здоровья  человека,
 окружающей среды и имущества потребителей;
      совершенствование   механизмов  экономического  регулирования  в
 области обеспечения качества товаров (услуг);
      создание  и  развитие  системы  информатизации  и информационных
 услуг в сфере обеспечения качества и безопасности товаров (услуг);
      просвещение   населения  по  вопросам  качества  и  безопасности
 товаров (услуг);
      обеспечение  государственной  поддержки общественных объединений
 граждан по защите прав потребителей.
      Основные    мероприятия    по    дальнейшему    определению    и
 совершенствованию механизмов государственного регулирования в области
 обеспечения  качества  и  безопасности  товаров (услуг) направлены на
 защиту    здоровья    граждан   и   окружающей   среды,   на   выпуск
 конкурентоспособных    товаров,    на    повышение    ответственности
 производителя  за  качество  товаров,  на создание и развитие системы
 информатизации  и информационных услуг в сфере обеспечения качества и
 безопасности  товаров  (услуг),  просвещения  населения  по  вопросам
 качества и безопасности товаров (услуг), а также на совершенствование
 действенного государственного контроля и надзора.

                              Мероприятия
                 республиканской программы "Качество и
                  безопасность потребительских товаров
                       и услуг на 2002-2005 годы"

------T------------------------------T----------------------T-----------------T----------¬
¦ N N ¦        Мероприятия           ¦     Исполнители      ¦     Форма       ¦  Сроки   ¦
¦     ¦                              ¦                      ¦ организационно -¦исполнения¦
¦     ¦                              ¦                      ¦распорядительного¦          ¦
¦     ¦                              ¦                      ¦    документа    ¦          ¦
+-----+------------------------------+----------------------+-----------------+----------+
¦  1  ¦              2               ¦          3           ¦        4        ¦     5    ¦
L-----+------------------------------+----------------------+-----------------+-----------
      1. Организационный  и нормативно - правовой механизм
              управления качеством товаров и услуг

1.1.   Разработка  предложений     о  ЦСМ РБ,                                  2002-2005
       внесении      изменений     и  ГКПП РБ,                                 гг.
       дополнений   в    нормативные  МЭАП РБ,
       правовые    акты   Республики  Госторгинспекция РБ,
       Башкортостан   по    вопросам  ЦГСЭН в РБ,
       качества    и    безопасности  министерства        и
       продукции                      ведомства РБ,
                                      администрации районов
                                      и городов РБ

1.2.   Проведение         экспертизы  ЦГСЭН в РБ,                              постоянно
       технических  условий на новые  ЦСМ РБ,
       виды    пищевой    продукции,  МВСТ РБ
       разрабатываемые предприятиями
       и  организациями   Республики
       Башкортостан

1.3.   Разработка        технической  ЦСМ РБ,                Документ       о  2002-2005
       документации  на  новые  виды  Союз предпринимателей  регистрации    в  гг.
       продукции   и   освоение   их  РБ,                    установленном
       предприятиями республики       предприятия РБ,        порядке
                                      ЦГСЭН в РБ,
                                      ТПП РБ,

                                      Госторгинспекция РБ
1.4.   Внедрение систем  менеджмента  Министерства        и  Распоряжение  КМ  2002-2005
       качества   в  соответствии  с  ведомства РБ,          РБ                гг.
       международными    стандартами  администрации районов
       ИСО   серии  9000  в  органах  и городов РБ,
       исполнительной         власти  ЦСМ РБ,
       республики                     БОАПК

1.5.   Внедрение на     предприятиях  Министерства        и  Распоряжение  КМ  2002-2005
       республики      международных  ведомства РБ,          РБ                гг.
       стандартов  ИСО  серии  14000  предприятия         и
       (система           управления  организации РБ,
       окружающей средой)             ЦСМ РБ

1.6.   Проведение       добровольной  ЦСМ РБ,                Распоряжение  КМ  2002-2005
       сертификации    продукции   и  ГКПП РБ,               РБ                гг.
       услуг     на     предприятиях  БОАПК
       Республики Башкортостан

1.7.   Разработка мероприятий     по  Управление             Программа         2002-2003
       развитию           племенного  ветеринарии при  МСХП                    гг.
       животноводства    с     целью  РБ,
       улучшения            качества  ЦГСЭН в РБ,
       мясопродуктов                  БашНПВЛ,
                                      БГАУ

1.8.   Проведение   организационных,  Управление             Приказ МСХП РБ    2002-2005
       профилактических,              ветеринарии  при МСХП                    гг.
       противоэпизоотических          РБ
       мероприятий,  направленных на
       недопущение            заноса
       карантинных  и  особо опасных
       заболеваний,    общих     для
       человека и животных

1.9.   Проведение и          участие  Министерства        и                    2002-2005
       предприятий    республики   в  ведомства,                               гг.
       ежегодных  республиканских  и  предприятия РБ,
       российских     конкурсах    в  Союз предпринимателей
       области качества               РБ,
                                      ЦСМ РБ,
                                      ЦГСЭН в РБ,
                                      ТПП РБ,
                                      БОАПК,
                                      Госторгинспекция РБ

1.10.  Организация и    участие    в  ТПП РБ,                Планы проведения  2002-2005
       проведении выставок, ярмарок,  МВСТ РБ,               выставок,         гг.
       дегустаций продукции           МСХП РБ,               ярмарок
                                      ЦСМ РБ,
                                      ЦГСЭН в РБ,
                                      Госторгинспекция РБ

1.11.  Развитие       инфраструктуры  МВСТ РБ,                                 2002-2005
       товарных               рынков  Башпотребсоюз,                           гг.
       (тароупаковочной   индустрии,  администрации районов
       региональных    маркетинговых  и городов РБ
       центров,   оптовых    рынков,
       рекламы)

1.12.  Расширение и         развитие  Администрации районов                    2002-2005
       специализированной   торговой  и городов РБ,                            гг.
       сети  предприятий,  фирменной  предприятия РБ,
       торговли                       МВСТ РБ,
                                      МСХП РБ,
                                      ГК ПП РБ,
                                      ТПП РБ

1.13.  Развитие системы  мониторинга  ЦГСЭН в РБ,                              2002-2005
       качества    и    безопасности  Госторгинспекция РБ,                     гг.
       товаров (услуг)                ТПП РБ,
                                      Башкортостанская
                                      таможня

         2. Совершенствование механизмов стимулирования
           товаропроизводителей в выпуске качественных
                         товаров и услуг

2.1.   Разработка положения о премии  ЦСМ РБ,                Указ  Президента  2002 г.
       Президента         Республики  БОАПК,                 РБ
       Башкортостан    в     области  ГК ПП РБ,
       качества                       МСХП РБ

      3. Совершенствование форм и методов государственного
         контроля и надзора за качеством и безопасностью
                         товаров и услуг

3.1.   Создание пунктов     контроля  Администрации районов  Распоряжение  КМ  2002-2003
       качества  товаров  на оптовых  и городов РБ,          РБ                гг.
       рынках и оптовых предприятиях  Администрации
       Республики Башкортостан        оптово  -  розничных
                                      рынков,
                                      Госторгинспекция РБ,
                                      МВСТ РБ,
                                      ЦСМ РБ

3.2.   Расширение               базы  Администрации районов                    2002-2005
       аккредитованных испытательных  и городов РБ,                            гг.
       и  аналитических  лабораторий  предприятия РБ,
       для  объективного контроля за  ЦСМ РБ,
       качеством пищевой продукции и  ЦГСЭН в РБ,
       непродовольственных товаров в  Управление
       районах и городах  Республики  ветеринарии при  МСХП
       Башкортостан                   РБ

3.3.   Проведение       региональных  ЦСМ РБ,                                  2002-2005
       межлабораторных сравнительных  испытательные                            гг.
       испытаний    для    повышения  лаборатории
       качества    и   достоверности
       результатов    (по     плану,
       утвержденному   Госстандартом
       России)

3.4.   Проведение       обязательной  ЦСМ РБ                                   2002-2005
       сертификации  услуг розничной                                           гг.
       торговли и сертификации услуг
       общественного         питания
       независимо   от    мест    их
       предоставления (общедоступная
       сеть,  дошкольные,  учебно  -
       образовательные,   лечебно  -
       профилактические   и   другие
       организации)

       4. Организация обучения (переподготовка), повышения
          квалификации специалистов в области качества

4.1.   Организация          обучения  ЦСМ РБ,                                  2002-2005
       (переподготовка),   повышения  Союз                                     гг.
       квалификации     специалистов  предпринимателей,
       различных  отраслей народного  предприятия         и
       хозяйства на базе Башкирского  организации РБ
       представительства    Академии
       стандартизации,  метрологии и
       сертификации     Госстандарта
       России (учебной)

4.2.   Организация и      проведение  ЦСМ РБ,                Положение      о  Ежегодно
       республиканского  конкурса на  БОАПК,                 конкурсе
       лучшую студенческую работу по  Госкомнауки РБ
       стандартизации,  метрологии и
       сертификации

      5. Создание и развитие республиканской информационной
         системы по вопросам качества продукции и услуг

5.1.   Организация        регулярных  Минпечати РБ,                            Постоянно
       публикаций,    радио    -   и  ЦСМ РБ,
       телепередач    по    вопросам  ЦГСЭН в РБ,
       качества товаров и услуг       МВД РБ,
                                      Госторгинспекция РБ

5.2.   Расширение      регионального  Региональное                             2002-2005
       отделения      общероссийской  отделение ВОК РБ,                        гг.
       общественной      организации  предприятия         и
       "Всероссийская    организация  организации РБ,
       качества"          Республики  ЦСМ РБ
       Башкортостан

5.3.   Проведение    республиканских  ВОК,                                     Ежегодно
       научно     -     практических  ЦСМ РБ,                                  (октябрь
       конференций,      посвященных  БОАПК,                                   - ноябрь)
       Всемирному  дню стандартов  и  ТПП РБ
       Всемирному дню качества

5.4.   Создание            постоянно  ТПП РБ,                                  2002 г.
       действующей          выставки  предприятия РБ
       продукции              лучших
       товаропроизводителей
       республики

5.5.   Учреждение премии  за  лучшее  ЦСМ РБ,                                  Ежегодно
       освещение вопросов качества в  Минпечати РБ,
       средствах массовой информации  ГКПП РБ

      Примечания. КМ РБ - Кабинет Министров Республики Башкортостан
      МВСТ  РБ  -  Министерство  внешних  связей и торговли Республики
 Башкортостан
      МСХП  РБ  -  Министерство  сельского  хозяйства и продовольствия
 Республики Башкортостан
      МЭАП  РБ  -  Министерство  экономики  и антимонопольной политики
 Республики Башкортостан
      Минпечати   РБ  -  Министерство  печати  и  массовой  информации
 Республики Башкортостан
      ГКПП  РБ  -  Госкомитет  Республики Башкортостан по промышленной
 политике
      Госкомнауки  РБ  -  Госкомитет Республики Башкортостан по науке,
 высшему и среднему профессиональному образованию
      ЦСМ   РБ  -  Центр  стандартизации,  метрологии  и  сертификации
 Республики Башкортостан
      ЦГСЭН  в  РБ  -  Федеральное  государственное  учреждение  Центр
 госсанэпиднадзора в Республике Башкортостан
      Госторгинспекция  РБ  -  Управление Государственной инспекции по
 торговле, качеству и защите прав потребителей Российской Федерации по
 Республике Башкортостан
      ТПП РБ - Торгово - промышленная палата Республики Башкортостан
      ВОК - Всероссийская организация качества
      БГАУ - Башкирский государственный аграрный университет
      Управление  ветеринарии при МСХП РБ - Управление ветеринарии при
 Министерстве   сельского   хозяйства   и   продовольствия  Республики
 Башкортостан
      БОАПК - Башкирское отделение Академии проблем качества
      Башкортостанская     таможня    -    Башкортостанская    таможня
 Государственного    таможенного    комитета    Российской   Федерации
 Приволжского таможенного управления
      БашНПВЛ  -  Башкирская  научно  -  производственная ветеринарная
 лаборатория

Информация по документу
Читайте также