Расширенный поиск

Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.02.2003 № 45

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                 КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

      Об утверждении Концепции дальнейшего развития системы
      непрерывного экологического образования в
      Республике Башкортостан

      На  основании  Закона Республики Башкортостан "О государственной
 политике   в   области   экологического   образования   в  Республике
 Башкортостан",    Постановления    Кабинета    Министров   Республики
 Башкортостан  от  26  февраля  1999  года  N 49 "О Программе развития
 образования  в  Республике  Башкортостан на 1999-2003 годы" и в целях
 координации   деятельности  министерств,  ведомств,  местных  органов
 исполнительной   власти,   общественных   организаций  республики  по
 экологическому  образованию  и воспитанию населения Кабинет Министров
 Республики Башкортостан постановляет:
      Утвердить  прилагаемую  Концепцию  дальнейшего  развития системы
 непрерывного экологического образования в Республике Башкортостан.

     Премьер-министр Правительства
     Республики Башкортостан         Р.Байдавлетов

     Руководитель Аппарата
     Кабинета Министров
     Республики Башкортостан         Ф.М.КАЗАКБАЕВ

6 февраля 2003 г.
N 45




                                                            Утверждена
                                     Постановлением Кабинета Министров
                                               Республики Башкортостан
                                             от 6 февраля 2003 г. N 45

                               КОНЦЕПЦИЯ
               ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО
          ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

                                Введение

      Состояние     окружающей     природной     среды    неоднократно
 рассматривалось на крупных международных экологических форумах ООН, в
 том   числе   в   Рио-де-Жанейро   (1992)   и  Йоханнесбурге  (2002).
 Сформулированы  общие представления о переходе мирового сообщества на
 устойчивое развитие. Принята "Концепция перехода Российской Федерации
 на устойчивое развитие" (1996). В Республике Башкортостан реализуются
 мероприятия   республиканской  комплексной  программы  "Экологическая
 безопасность  Республики Башкортостан" на 1996-2005 годы. Несмотря на
 то, что техногенное загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов,
 почвы  на  большей  части  территории Республики Башкортостан удалось
 стабилизировать,    уровень   его   по-прежнему   остается   высоким.
 Продолжаются    процессы    разрушения   плодородия   почв   (эрозия,
 дегумификация,    ухудшение   физических   параметров,   формирование
 дефицитных   циклов  элементов  питания)  и  травостоев  естественных
 кормовых  угодий под влиянием повышенных пастбищных нагрузок. В лесах
 наблюдаются  процессы  смены  ценных  пород  деревьев  на малоценные,
 истощаются ресурсы промысловых животных.
      Одним   из   важных   условий  устойчивого  развития  Республики
 Башкортостан   и   обеспечения  экологической  безопасности  является
 повышение уровня экологического образования и культуры населения, т.е.
 постоянно  формируемых и передаваемых от поколения к поколению знаний
 и   опыта   человека   в  его  взаимодействии  с  окружающей  средой,
 способствующих  формированию  гуманистических нравственно - этических
 ценностей, гармонизации жизнедеятельности и здорового образа жизни.
      Всем известно, что фундаментом культуры является образование, т.
 е.  процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и
 развития  личности, направленный на получение специальных знаний. Это
 в  полной  мере  относится и к формированию экологической культуры, в
 процессе  которого  накапливаются  знания по основам общей экологии
 (охране  окружающей   среды   и   рациональному  природопользованию),
 происходит  направленное  формирование  ценностных  ориентаций и норм
 поведения.
      Система   экологического   образования  является  частью  единой
 системы  образования  Республики  Башкортостан  и  представляет собой
 совокупность  преемственных  экологических образовательных программ
 (основных   и    дополнительных),   соответствующих   государственным
 образовательным   стандартам;  сети  реализующих  их  образовательных
 учреждений,  информационного  эколого - образовательного пространства
 республики. Экологическое образование является основой экологического
 воспитания.
      Информационное эколого - образовательное пространство Республики
 Башкортостан  включает  все  естественные,  природно  - антропогенные
 ландшафты,   особо  охраняемые  природные  территории  и  историко  -
 архитектурные   комплексы,  а  также  средства  массовой  информации,
 объекты  производства  и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности
 людей,  служащие  целям  формирования  экологической культуры каждого
 человека и общества в целом.
      Экологическое   образование  призвано  дать  жителям  Республики
 Башкортостан представление об естественном развитии природных систем,
 влиянии   на  них  хозяйственной  деятельности  человека  и  основных
 принципах   обеспечения   экологической   безопасности   в   процессе
 взаимодействия человека с окружающей средой.
      Экологическое    образование    позволяет   каждому   гражданину
 республики   принять   экологические  и  этические  нормы,  ценности,
 наработать   профессиональные  навыки  и  сформировать  образ  жизни,
 соответствующий принципам устойчивого развития общества.
      Экологическое   образование   является   важнейшей  составляющей
 воспитания  гражданина  нового  Башкортостана,  человека  с  активной
 жизненной   позицией   в   отношении   к  окружающей  среде,  умением
 реалистически  оценивать сложности современного этапа взаимоотношений
 общества  и природы и принимать экологически целесообразные решения в
 жизни и производственной деятельности.
      Экологическое   образование  -  важный  элемент  патриотического
 воспитания  граждан  Республики  Башкортостан.  В  условиях  перехода
 общества  к  рыночной  экономике  и модели устойчивого развития оно в
 обязательном   порядке   должно   быть  учтено  при  профессиональной
 подготовке кадров и в процессе повышения квалификации специалистов.
      Концепция  экологического  образования  разработана  в  развитие
 Закона  Республики Башкортостан "О государственной политике в области
 экологического   образования  в  Республике  Башкортостан"  (1996)  и
 базируется  на международных концептуальных основах, определяет цели,
 задачи,  приоритетные направления реализации государственной политики
 в   области   экологического   образования   и   служит  основой  для
 конструктивного   взаимодействия   органов  местного  самоуправления,
 образовательных,   культурных,   природоохранных,   научных   и  иных
 организаций  всех  типов  и  уровней, предпринимателей и общественных
 объединений в области экологического образования. На основе Концепции
 должны  разрабатываться  конкретные программы развития экологического
 образования.
      При  разработке  Концепции  были  учтены  важнейшие  документы и
 методические  материалы  мирового  сообщества,  такие,  как Резолюция
 межправительственной  конференции  по  вопросам  окружающей  среды
 (Тбилиси, 1977),  Рекомендации международной конференции "Образование
 для  устойчивого  будущего"  (Солоники, 1997), материалы европейского
 совещания экспертов "Устойчивое развитие и экологическое образование"
 (Нидерланды,   1999),   а  также  использованы  материалы  Проекта
 "Национальная  стратегия   экологического  образования  в  Российской
 Федерации" (2000).

            Современное состояние экологического образования
                       в Республике Башкортостан

      В   1996   г.   был  принят  Закон  Республики  Башкортостан  "О
 государственной  политике  в  области  экологического  образования  в
 Республике  Башкортостан",  в 1999 г. прошли Парламентские слушания о
 его выполнении. В 1998 г. Кабинетом Министров Республики Башкортостан
 утверждена    Программа    "Экологическое    образование   Республики
 Башкортостан   на   1998-2001   годы".   В  комплексные  программы
 "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на периоды 1996-
 2000   гг.  и  2001-2005  гг.  включены  подпрограммы  "Экологическое
 образование и воспитание".
      Республика   Башкортостан  лучше,  чем  многие  регионы  России,
 обеспечена  учебно  -  методической  литературой  по экологии: изданы
 учебники  "Экология  Башкортостана" для средних общеобразовательных и
 профессиональных учебных заведений.
      Во  всех  школах Республики Башкортостан осуществляется изучение
 экологии    по   интегрированному   варианту   (т.е.   с   включением
 экологических  знаний  в  содержание  уроков  по биологии, географии,
 химии,  физике и др.). В ряде школ и средних профессиональных учебных
 заведениях преподается специальный предмет "Экология Башкортостана".
      Активно осуществляется экологическое образование и экологическое
 воспитание   школьников  в  системе  дополнительного  образования  (в
 эколого  -  биологических  центрах  и на станциях юных натуралистов).
 Регулярно проводятся разнообразные экологические олимпиады и конкурсы.
 Вклад   в   экологическое   образование  и  экологическое  воспитание
 школьников вносят летние экологические лагеря.
      Природоохранная   воспитательная  работа  проводится  во  многих
 дошкольных образовательных учреждениях.
      Усилена  экологическая подготовка учителей биологии, географии и
 химии   в   Башкирском   государственном   университете,   Башкирском
 государственном  педагогическом университете, Бирском государственном
 педагогическом     институте,     Стерлитамакском     государственном
 педагогическом    институте.    Вопросы   методического   обеспечения
 преподавания  экологических знаний в школе разрабатываются Башкирским
 институтом   развития  образования.  В  содержание  курсов  повышения
 квалификации учителей всех профилей включен блок экологических знаний.
      Кафедры  экологии  и  химической  экологии  созданы в Башкирском
 государственном  университете.  Все  технические  вузы  республики  -
 Уфимский   государственный   авиационный   технический   университет,
 Уфимский  государственный  нефтяной технический университет, Уфимский
 государственный институт сервиса, Башкирский государственный аграрный
 университет    имеют    кафедры   экологического   профиля.   Усилена
 экологическая  подготовка  руководящих  кадров  в Башкирской академии
 государственной   службы   и  управления  при  Президенте  Республики
 Башкортостан.
      Вклад   в   экологическое   образование   вносят  заповедники  и
 национальные  парки  республики,  в  которых  созданы  экспозиции  по
 экологической   тематике   и   организованы   специальные  эколого  -
 образовательные маршруты, развивается экологический туризм.
      Активно пополняются фонды экологической литературы в библиотеках
 республики, регулярно проводятся выставки книг, методических пособий,
 периодики по природоохранной тематике и встречи читателей с экологами.
      Республиканский   базовый  образовательный  центр  по  повышению
 квалификации  в области экологии и рационального природопользования
 "Дом  природы"   регулярно  проводит  курсы  повышения  экологической
 квалификации  специалистов  разных  отраслей  хозяйства  республики и
 публикует научно - методическую литературу по экологии.
      Вопросы    сохранения    окружающей   среды   и   биологического
 разнообразия  регулярно  обсуждаются  в  республиканских, городских и
 районных  газетах  и  специальных  экологических изданиях - журнале "
 Башкирский экологический вестник", газете "Табигат" и республиканской
 юношеской экологической газете "Подрост".
      В   то   же   время   в  системе  экологического  образования  и
 экологического  воспитания  недостаточно  активно  ведется  работа по
 формированию экологического мировоззрения подрастающего поколения.
      Не  сформирована  единая  республиканская  система  непрерывного
 экологического  образования,  воспитания  и просвещения населения, не
 завершена  разработка  нормативной  базы  организации  экологического
 образования  на  всех  уровнях.  Ощущается  недостаток новых научно -
 методических    разработок   для   образовательных   учреждений.   Не
 разработаны  нормативные  документы по лицензированию, сертификации и
 аккредитации  учреждений, занимающихся экологическим образованием. Не
 уделяется должного внимания созданию научно - методических пособий по
 вопросам экологического воспитания в семье. Во многих образовательных
 учреждениях   экологическое  образование  не  обеспечено  достаточным
 финансированием,  что  не позволяет создать современные экологические
 кабинеты и лаборатории.
      В  практике экологического образования недостаточно используется
 воспитательный   потенциал   богатых  этнокультурных  природоохранных
 традиций населения Республики Башкортостан.
      Не  в  полной  мере использован воспитательный и природоохранный
 потенциал  средств массовой информации. В заповедниках и национальных
 парках не решены вопросы организации массового экологического туризма,
 способного повышать уровень экологической культуры населения.
      В   итоге,   несмотря   на   возрастающий  интерес  населения  и
 общественных  организаций  к проблемам охраны окружающей среды, общий
 уровень общественного экологического сознания, экологической культуры
 и   активность   практической  деятельности  населения  по  улучшению
 состояния окружающей среды могут оцениваться как недостаточные.

          Основополагающие принципы экологического образования

      Эффективность экологического образования может быть обеспечена в
 том  случае,  если  в  его основу будут положены принципы, отражающие
 современное  состояние экологии, педагогики и методики экологического
 образования. Такими принципами являются следующие:
      принцип  гуманизации:  сохранение  и  улучшение  среды  обитания
 являются  высшими  приоритетами  в  деятельности государства и служат
 основой развития социально - экологической ответственности населения;
      принцип    мировоззренческой    направленности:    экологическое
 образование должно опираться на представления об устойчивом развитии,
 предусматривающем дальнейший рост производства при его экологизации и
 признание  приоритета  рационального  природопользования, при котором
 исключаются  крайние  взгляды  на  будущее  человечества  -  "назад в
 природу" и "мир без природы";
      принцип  непрерывности: экологическое образование осуществляется
 на всех уровнях образования и в течение всей жизни человека - в семье,
 дошкольных  образовательных  учреждениях, общеобразовательной школе и
 профессиональных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации
 и  переподготовки в системе послевузовского образования. Широкие слои
 населения  охватываются  экологическим  образованием  через  средства
 массовой информации, лектории, клубы, кружки и т.д.;
      принцип  преемственности:  экологическое образование должно быть
 системным  и опираться на концентрический принцип усложнения учебного
 материала,  что  позволяет  наращивать  объем  и сложность знаний при
 переходе от одного этапа экологического образования к другому;
      принцип    встраивания    в   профессиональную   подготовку:   в
 профессиональных  средних  учебных  заведениях  и вузах экологическое
 образование  должно  отражать  специфику  профессиональной подготовки
 обучаемого.  В программу экологического образования должны включаться
 вопросы    конкретных    технологий    охраны    окружающей    среды,
 энергосбережения  и  ресурсосбережения  в  той  сфере деятельности, в
 которой будет работать выпускник учебного заведения;
      принцип   информатизации:  в  экологическом  образовании  должны
 использоваться   современные   информационные  средства,  позволяющие
 создавать   оперативные   базы   данных,  осуществлять  дистанционное
 образование  и быстрый обмен информацией с другими регионами, включая
 зарубежные страны;
      принцип  регионализации:  экологическое  образование должно быть
 приближено  к  местным  условиям,  что  повышает  его действенность и
 органично  отражает  экологические  проблемы  региона. Следует широко
 использовать    этнокультурное   достояние   местного   населения   и
 традиционный  опыт  сберегающего  природопользования.  Регионализация
 экологического  образования  вносит вклад в патриотическое воспитание
 молодежи.

           Научно - методическое и информационное обеспечение
                       экологического образования

      Научно   -   методическое   обеспечение  системы  экологического
 образования должно включать:
      учебно    -   методическую   документацию   для   всех   уровней
 экологического   образования,   включая   компьютерные   программы  и
 методическое обеспечение для дистанционного образования;
      экспериментальные  эколого  -  образовательные площадки (детские
 сады, школы, лицеи, учебные группы в вузах, библиотеки) для отработки
 методик экологического образования;
      поддержку  существующих  периодических  экологических  изданий и
 создание  новых изданий экологической направленности, ориентированных
 на разный возраст и разный уровень экологической подготовки;
      систему    изучения    потребительского    спроса   на   издание
 экологической  литературы  - справочников по охране окружающей среды,
 книг  о  природе края, его отдельных достопримечательностей, в первую
 очередь, о заповедниках и национальных парках;
      активную  деятельность учреждений культуры - библиотек, клубов и
 др.  по  разъяснению  важности  охраны  окружающей среды и пропаганде
 здорового образа жизни;
      конференции,   семинары,   симпозиумы,   выставки  по  проблемам
 экологического образования;
      обмен опытом специалистов экологического образования с коллегами
 из  других  регионов  РФ  и  зарубежных  стран  с  целью  освоения  и
 использования их достижений в практике своей работы.
      Для    эффективной   информационной   поддержки   экологического
 образования необходимо:
      разработать   телекоммуникационные  системы  на  региональном  и
 республиканском   уровне,   компьютерные   сети   для  дистанционного
 экологического образования;
      создать  и  тиражировать  аудио-  и  видеоматериалы  и различные
 компьютерные игры экологической направленности;
      использовать   образовательный   потенциал  системы  интернет  и
 специальных экологических изданий.
      При   всех   формах  экологического  образования,  воспитания  и
 просвещения должны широко использоваться средства массовой информации
 -  радио, телевидение, периодические издания. Через средства массовой
 информации  население  должно получать также и оперативную информацию
 обо  всех  природоохранных  акциях  и  мероприятиях по экологическому
 образованию, проходящих в Республике Башкортостан.
      Принципы  экологического  образования позволяют конкретизировать
 его  для  разных  уровней  становления  экологически  образованной  и
 воспитанной личности.

                   Экологическое образование в семье

      Цель  -  формирование социально - ценного личного опыта охраны и
 защиты природы, взаимодействия человека и окружающей среды, овладение
 знаниями,  умением и опытом для личного участия каждого члена семьи в
 решении  экологических  проблем  Республики Башкортостан. Результатом
 этого  этапа  экологического  образования  должно  стать формирование
 экологического   мышления   у   детей   и  преодоление  агрессивно  -
 потребительских стереотипов отношения к окружающей среде.
      Для  организации эффективного экологического образования в семье
 необходимо:
      пропагандировать  новые экологические семейные традиции (родился
 ребенок - посади дерево и др.);
      проводить  целенаправленную работу по превращению каждой семьи в
 ячейку  экологического  образования,  в  которой  повышается  уровень
 экологического  воспитания  и детей, и родителей (курсы для родителей
 при образовательных учреждениях, по месту жительства, в клубах и др.);
      помогать родителям в освоении методики экологического воспитания
 детей,  используя  для  этих  целей  средства  массовой информации, в
 первую   очередь  специальные  экологические  программы  на  радио  и
 телевидении;
      расширить  практику выпуска детских экологических игрушек и игр,
 способных   пробудить   у   ребенка   чувство   любви   к  природе  и
 ответственности за ее сохранение.

           Экологическое образование в дошкольных учреждениях

      Цель  -  воспитание  ребенка  как  гуманной социально - активной
 личности,  способной  понимать  и  любить  окружающий  мир  и бережно
 относиться  к  природе.  В  дошкольных образовательных учреждениях на
 основе эмоционально - эстетического восприятия природы у детей должна
 быть   сформирована   система  достоверных  природоведческих  знаний,
 отражающих  ведущие  закономерности мира природы - многообразие живых
 организмов, их единство со средой, закономерности их роста и развития.
      Для    успешного   экологического   образования   в   дошкольных
 образовательных учреждениях необходимо:
      воспитывать  детей  на  идее осознания уникальности природы и ее
 неповторимого богатства;
      формировать правила поведения в природе;
      прививать   опыт   практической  деятельности  по  сохранению  и
 улучшению природного окружения;
      широко   использовать  воспитательный  потенциал  природы  -  по
 уникальным  природным  объектам, прогулки по зеленым зонам, проводить
 экскурсии,  привлекать  детей  к  труду  по  уходу  за  растениями  и
 животными в живом уголке, озеленению, очистке территории;
      развивать  способность  к  художественному отображению явлений и
 предметов природы (рисование, лепка и др.);
      расширять   практику   районных,   городских  и  республиканских
 конкурсов  среди  дошкольных  образовательных  учреждений  на  лучшую
 систему экологического образования и воспитания;
      организацией  специальных  конкурсов  стимулировать  создание  и
 издание учебно - методических комплектов, наглядных пособий, научно -
 популярных книг для педагогов дошкольных учреждений;
      создать   республиканскую   базу   данных  об  опыте  дошкольных
 образовательных учреждений по экологическому образованию и воспитанию.

               Экологическое образование в средней школе

      Цель  -  формирование  у  подрастающего поколения ответственного
 отношения  к  окружающей среде и своему здоровью на основе правовых и
 нравственных норм, экологического мышления, понимания научной картины
 мира,   формирование  навыков  практической  деятельности  по  охране
 окружающей среды.
      Этот  этап  является наиболее важным в формировании экологически
 воспитанного   гражданина   Республики   Башкортостан.   В   процессе
 реформирования   системы   образования  в  средней  школе  Республики
 Башкортостан   роль   экологического   образования  и  экологического
 воспитания будет возрастать.
      Для  полного использования потенциала экологического образования
 этого уровня необходимо:
      разработать   систему  межпредметных  связей  и  структурировать
 экологическую  составляющую  в каждом предмете школьной программы при
 следовании концентрическому принципу образования, позволяющему учесть
 возрастные особенности учащихся разных классов;
      определить минимум содержания экологического образования;
      установить  соотношение  регионального  и  базового  компонентов
 экологического образования в разных разделах экологии;
      трансформировать    интегрированный    вариант    экологического
 образования   в   смешанный,  который  позволит  не  только  насытить
 экологическим   содержанием   все   предметы   школьной  программы  и
 обеспечить  систему  междисциплинарных  связей,  но и получить полное
 представление   об  экологических  проблемах  республики  в  процессе
 обучения по специальному предмету "Экология Башкортостана";
      усилить   роль   дополнительного  экологического  образования  в
 системе  станций  юных  натуралистов,  детских экологических центров,
 базовых эколого - просветительских полигонов и экологических лагерей.
 Создать   экологическое   отделение   в   Малой  академии  школьников
 Республики Башкортостан.

           Экологическое образование в учреждениях начального
          профессионального образования, средних специальных и
                       высших учебных заведениях

      Цель  - сделать экологическое образование обязательным элементом
 в   системе   подготовки  квалифицированных  специалистов  с  высоким
 интеллектуальным  потенциалом  и культурным уровнем, имеющих глубокие
 знания   о   законах  экологии,  устойчивом  развитии  и  технологиях
 рационального использования и охраны природы.
      Для    повышения    эффективности   экологического   образования
 необходимо:
      совершенствование  программ  (содержания  и  структуры)  учебных
 дисциплин   экологической   направленности   и   создание   учебно  -
 методической литературы с целью воспитания правильного экологического
 мировоззрения;
      приближение экологических знаний к профессиональной деятельности
 выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и учреждений
 начального профессионального образования;
      создание  совместных  учебно  -  научных  центров на базе кафедр
 вузов,  институтов  АН Республики Башкортостан и УНЦ РАН и отраслевых
 институтов;
      поддержка  обучения  и стажировки наиболее способных студентов и
 аспирантов в ведущих экологических центрах РФ и зарубежных стран.

                Послевузовское экологическое образование

      Цель   -  дать  основные  базовые  знания  в  области  экологии,
 экологического права и управления природопользованием государственным
 служащим, специалистам промышленности, сельского и лесного хозяйства.
 Создать  условия  для  постоянного  углубления экологических знаний у
 педагогов всех уровней экологического образования.
      Для   эффективного  послевузовского  экологического  образования
 необходимо:
      организовать   систему   обязательной  экологической  подготовки
 руководителей   министерств,   ведомств,   предприятий,   учреждений,
 организаций,  иных должностных лиц и специалистов, граждан, связанных
 с  деятельностью,  оказывающей  вредное влияние на окружающую среду и
 здоровье  человека  на  территории  Республики  Башкортостан. Сделать
 обязательными  элементами  экологического  образования  экологический
 менеджмент,   экоаудит,  экомониторинг,  экологическую  сертификацию,
 экоэкспертизу,    экострахование,    эколицензирование,    а    также
 природоохранные и ресурсосберегающие технологии;
      разработать   положение   об  экологической  аттестации  кадров,
 охваченных процессом экологического образования;
      создать постоянно действующую систему экологического образования
 на   курсах  повышения  квалификации  учителей  школ,  преподавателей
 профессиональных средних учебных заведений и вузов;
      разработать  программы  переподготовки,  стажировки  и повышения
 квалификации педагогов;
      проводить   аттестацию   педагогов   в   области  экологического
 образования;
      подготовить  и регулярно издавать достаточными тиражами учебно -
 методические материалы для послевузовского экологического образования.

                  Экологическое просвещение населения

      Цель  -  духовное  и  нравственное совершенствование людей путем
 распространения и правильного использования экологических знаний.
      Экологическое   просвещение   осуществляется   с  использованием
 широкого   спектра   информационных   средств,   позволяющих  донести
 экологические знания до каждого гражданина Республики Башкортостан.
      Важную   роль  должна  играть  система  открытых  университетов,
 занимающихся  экологическим  образованием,  лекториев,  постоянных  и
 передвижных выставок, работающих в местах массового отдыха населения.
      Более  эффективной  должна  стать  работа  учреждений культуры (
 библиотек, ботанических садов, музеев природы).
      Основным   средством   экологического  просвещения  должны  быть
 средства  массовой  информации.  Экологическими  изданиями необходимо
 обеспечить все библиотеки и учреждения системы образования.

                               Заключение

      Реализация  Концепции  позволит  повысить  эффективность затрат,
 направляемых  на  экологическое  образование.  Кроме  того, повышение
 уровня   экологической   культуры   населения   и  в  первую  очередь
 руководителей  предприятий  и специалистов будет стимулом к внедрению
 ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, а также к снижению
 уровня  загрязнения окружающей среды. Это позволит сократить прямые и
 косвенные  экономические  потери  общества, связанные с экологическим
 неблагополучием,   и   будет   способствовать   улучшению   состояния
 окружающей   среды   и   здоровья   населения,   переходу  Республики
 Башкортостан на устойчивое развитие.
      Для    повышения    эффективности   экологического   образования
 необходимо:
      разработать   социологические   методики  мониторинга  и  оценки
 качества экологического образования;
      создать  систему  маркетинга  эколого  - образовательных услуг и
 научно - методической продукции;
      учредить  республиканские  и  региональные  награды (премии) для
 поощрения  отдельных лиц и образовательных учреждений, внесших особый
 вклад в экологическое образование.
      Реализацию   мероприятий,   направленных   на  совершенствование
 экологического  образования  и  воспитания в республике, осуществляют
 Государственный  комитет Республики Башкортостан по охране окружающей
 среды, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство
 культуры  и  национальной  политики  Республики Башкортостан, а также
 Межведомственные координационные Советы по экологическому образованию,
 действующие  на  республиканском  и муниципальном уровнях и в районах
 республики.

Информация по документу
Читайте также