Расширенный поиск
Постановление Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.02.2003 № 45ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Об утверждении Концепции дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования в Республике Башкортостан На основании Закона Республики Башкортостан "О государственной политике в области экологического образования в Республике Башкортостан", Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 февраля 1999 года N 49 "О Программе развития образования в Республике Башкортостан на 1999-2003 годы" и в целях координации деятельности министерств, ведомств, местных органов исполнительной власти, общественных организаций республики по экологическому образованию и воспитанию населения Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет: Утвердить прилагаемую Концепцию дальнейшего развития системы непрерывного экологического образования в Республике Башкортостан. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.Байдавлетов Руководитель Аппарата Кабинета Министров Республики Башкортостан Ф.М.КАЗАКБАЕВ 6 февраля 2003 г. N 45 Утверждена Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 6 февраля 2003 г. N 45 КОНЦЕПЦИЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Введение Состояние окружающей природной среды неоднократно рассматривалось на крупных международных экологических форумах ООН, в том числе в Рио-де-Жанейро (1992) и Йоханнесбурге (2002). Сформулированы общие представления о переходе мирового сообщества на устойчивое развитие. Принята "Концепция перехода Российской Федерации на устойчивое развитие" (1996). В Республике Башкортостан реализуются мероприятия республиканской комплексной программы "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на 1996-2005 годы. Несмотря на то, что техногенное загрязнение атмосферного воздуха, водных объектов, почвы на большей части территории Республики Башкортостан удалось стабилизировать, уровень его по-прежнему остается высоким. Продолжаются процессы разрушения плодородия почв (эрозия, дегумификация, ухудшение физических параметров, формирование дефицитных циклов элементов питания) и травостоев естественных кормовых угодий под влиянием повышенных пастбищных нагрузок. В лесах наблюдаются процессы смены ценных пород деревьев на малоценные, истощаются ресурсы промысловых животных. Одним из важных условий устойчивого развития Республики Башкортостан и обеспечения экологической безопасности является повышение уровня экологического образования и культуры населения, т.е. постоянно формируемых и передаваемых от поколения к поколению знаний и опыта человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующих формированию гуманистических нравственно - этических ценностей, гармонизации жизнедеятельности и здорового образа жизни. Всем известно, что фундаментом культуры является образование, т. е. процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на получение специальных знаний. Это в полной мере относится и к формированию экологической культуры, в процессе которого накапливаются знания по основам общей экологии (охране окружающей среды и рациональному природопользованию), происходит направленное формирование ценностных ориентаций и норм поведения. Система экологического образования является частью единой системы образования Республики Башкортостан и представляет собой совокупность преемственных экологических образовательных программ (основных и дополнительных), соответствующих государственным образовательным стандартам; сети реализующих их образовательных учреждений, информационного эколого - образовательного пространства республики. Экологическое образование является основой экологического воспитания. Информационное эколого - образовательное пространство Республики Башкортостан включает все естественные, природно - антропогенные ландшафты, особо охраняемые природные территории и историко - архитектурные комплексы, а также средства массовой информации, объекты производства и сферы услуг, иные сферы жизни и деятельности людей, служащие целям формирования экологической культуры каждого человека и общества в целом. Экологическое образование призвано дать жителям Республики Башкортостан представление об естественном развитии природных систем, влиянии на них хозяйственной деятельности человека и основных принципах обеспечения экологической безопасности в процессе взаимодействия человека с окружающей средой. Экологическое образование позволяет каждому гражданину республики принять экологические и этические нормы, ценности, наработать профессиональные навыки и сформировать образ жизни, соответствующий принципам устойчивого развития общества. Экологическое образование является важнейшей составляющей воспитания гражданина нового Башкортостана, человека с активной жизненной позицией в отношении к окружающей среде, умением реалистически оценивать сложности современного этапа взаимоотношений общества и природы и принимать экологически целесообразные решения в жизни и производственной деятельности. Экологическое образование - важный элемент патриотического воспитания граждан Республики Башкортостан. В условиях перехода общества к рыночной экономике и модели устойчивого развития оно в обязательном порядке должно быть учтено при профессиональной подготовке кадров и в процессе повышения квалификации специалистов. Концепция экологического образования разработана в развитие Закона Республики Башкортостан "О государственной политике в области экологического образования в Республике Башкортостан" (1996) и базируется на международных концептуальных основах, определяет цели, задачи, приоритетные направления реализации государственной политики в области экологического образования и служит основой для конструктивного взаимодействия органов местного самоуправления, образовательных, культурных, природоохранных, научных и иных организаций всех типов и уровней, предпринимателей и общественных объединений в области экологического образования. На основе Концепции должны разрабатываться конкретные программы развития экологического образования. При разработке Концепции были учтены важнейшие документы и методические материалы мирового сообщества, такие, как Резолюция межправительственной конференции по вопросам окружающей среды (Тбилиси, 1977), Рекомендации международной конференции "Образование для устойчивого будущего" (Солоники, 1997), материалы европейского совещания экспертов "Устойчивое развитие и экологическое образование" (Нидерланды, 1999), а также использованы материалы Проекта "Национальная стратегия экологического образования в Российской Федерации" (2000). Современное состояние экологического образования в Республике Башкортостан В 1996 г. был принят Закон Республики Башкортостан "О государственной политике в области экологического образования в Республике Башкортостан", в 1999 г. прошли Парламентские слушания о его выполнении. В 1998 г. Кабинетом Министров Республики Башкортостан утверждена Программа "Экологическое образование Республики Башкортостан на 1998-2001 годы". В комплексные программы "Экологическая безопасность Республики Башкортостан" на периоды 1996- 2000 гг. и 2001-2005 гг. включены подпрограммы "Экологическое образование и воспитание". Республика Башкортостан лучше, чем многие регионы России, обеспечена учебно - методической литературой по экологии: изданы учебники "Экология Башкортостана" для средних общеобразовательных и профессиональных учебных заведений. Во всех школах Республики Башкортостан осуществляется изучение экологии по интегрированному варианту (т.е. с включением экологических знаний в содержание уроков по биологии, географии, химии, физике и др.). В ряде школ и средних профессиональных учебных заведениях преподается специальный предмет "Экология Башкортостана". Активно осуществляется экологическое образование и экологическое воспитание школьников в системе дополнительного образования (в эколого - биологических центрах и на станциях юных натуралистов). Регулярно проводятся разнообразные экологические олимпиады и конкурсы. Вклад в экологическое образование и экологическое воспитание школьников вносят летние экологические лагеря. Природоохранная воспитательная работа проводится во многих дошкольных образовательных учреждениях. Усилена экологическая подготовка учителей биологии, географии и химии в Башкирском государственном университете, Башкирском государственном педагогическом университете, Бирском государственном педагогическом институте, Стерлитамакском государственном педагогическом институте. Вопросы методического обеспечения преподавания экологических знаний в школе разрабатываются Башкирским институтом развития образования. В содержание курсов повышения квалификации учителей всех профилей включен блок экологических знаний. Кафедры экологии и химической экологии созданы в Башкирском государственном университете. Все технические вузы республики - Уфимский государственный авиационный технический университет, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Уфимский государственный институт сервиса, Башкирский государственный аграрный университет имеют кафедры экологического профиля. Усилена экологическая подготовка руководящих кадров в Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан. Вклад в экологическое образование вносят заповедники и национальные парки республики, в которых созданы экспозиции по экологической тематике и организованы специальные эколого - образовательные маршруты, развивается экологический туризм. Активно пополняются фонды экологической литературы в библиотеках республики, регулярно проводятся выставки книг, методических пособий, периодики по природоохранной тематике и встречи читателей с экологами. Республиканский базовый образовательный центр по повышению квалификации в области экологии и рационального природопользования "Дом природы" регулярно проводит курсы повышения экологической квалификации специалистов разных отраслей хозяйства республики и публикует научно - методическую литературу по экологии. Вопросы сохранения окружающей среды и биологического разнообразия регулярно обсуждаются в республиканских, городских и районных газетах и специальных экологических изданиях - журнале " Башкирский экологический вестник", газете "Табигат" и республиканской юношеской экологической газете "Подрост". В то же время в системе экологического образования и экологического воспитания недостаточно активно ведется работа по формированию экологического мировоззрения подрастающего поколения. Не сформирована единая республиканская система непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения, не завершена разработка нормативной базы организации экологического образования на всех уровнях. Ощущается недостаток новых научно - методических разработок для образовательных учреждений. Не разработаны нормативные документы по лицензированию, сертификации и аккредитации учреждений, занимающихся экологическим образованием. Не уделяется должного внимания созданию научно - методических пособий по вопросам экологического воспитания в семье. Во многих образовательных учреждениях экологическое образование не обеспечено достаточным финансированием, что не позволяет создать современные экологические кабинеты и лаборатории. В практике экологического образования недостаточно используется воспитательный потенциал богатых этнокультурных природоохранных традиций населения Республики Башкортостан. Не в полной мере использован воспитательный и природоохранный потенциал средств массовой информации. В заповедниках и национальных парках не решены вопросы организации массового экологического туризма, способного повышать уровень экологической культуры населения. В итоге, несмотря на возрастающий интерес населения и общественных организаций к проблемам охраны окружающей среды, общий уровень общественного экологического сознания, экологической культуры и активность практической деятельности населения по улучшению состояния окружающей среды могут оцениваться как недостаточные. Основополагающие принципы экологического образования Эффективность экологического образования может быть обеспечена в том случае, если в его основу будут положены принципы, отражающие современное состояние экологии, педагогики и методики экологического образования. Такими принципами являются следующие: принцип гуманизации: сохранение и улучшение среды обитания являются высшими приоритетами в деятельности государства и служат основой развития социально - экологической ответственности населения; принцип мировоззренческой направленности: экологическое образование должно опираться на представления об устойчивом развитии, предусматривающем дальнейший рост производства при его экологизации и признание приоритета рационального природопользования, при котором исключаются крайние взгляды на будущее человечества - "назад в природу" и "мир без природы"; принцип непрерывности: экологическое образование осуществляется на всех уровнях образования и в течение всей жизни человека - в семье, дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательной школе и профессиональных учебных заведениях, на курсах повышения квалификации и переподготовки в системе послевузовского образования. Широкие слои населения охватываются экологическим образованием через средства массовой информации, лектории, клубы, кружки и т.д.; принцип преемственности: экологическое образование должно быть системным и опираться на концентрический принцип усложнения учебного материала, что позволяет наращивать объем и сложность знаний при переходе от одного этапа экологического образования к другому; принцип встраивания в профессиональную подготовку: в профессиональных средних учебных заведениях и вузах экологическое образование должно отражать специфику профессиональной подготовки обучаемого. В программу экологического образования должны включаться вопросы конкретных технологий охраны окружающей среды, энергосбережения и ресурсосбережения в той сфере деятельности, в которой будет работать выпускник учебного заведения; принцип информатизации: в экологическом образовании должны использоваться современные информационные средства, позволяющие создавать оперативные базы данных, осуществлять дистанционное образование и быстрый обмен информацией с другими регионами, включая зарубежные страны; принцип регионализации: экологическое образование должно быть приближено к местным условиям, что повышает его действенность и органично отражает экологические проблемы региона. Следует широко использовать этнокультурное достояние местного населения и традиционный опыт сберегающего природопользования. Регионализация экологического образования вносит вклад в патриотическое воспитание молодежи. Научно - методическое и информационное обеспечение экологического образования Научно - методическое обеспечение системы экологического образования должно включать: учебно - методическую документацию для всех уровней экологического образования, включая компьютерные программы и методическое обеспечение для дистанционного образования; экспериментальные эколого - образовательные площадки (детские сады, школы, лицеи, учебные группы в вузах, библиотеки) для отработки методик экологического образования; поддержку существующих периодических экологических изданий и создание новых изданий экологической направленности, ориентированных на разный возраст и разный уровень экологической подготовки; систему изучения потребительского спроса на издание экологической литературы - справочников по охране окружающей среды, книг о природе края, его отдельных достопримечательностей, в первую очередь, о заповедниках и национальных парках; активную деятельность учреждений культуры - библиотек, клубов и др. по разъяснению важности охраны окружающей среды и пропаганде здорового образа жизни; конференции, семинары, симпозиумы, выставки по проблемам экологического образования; обмен опытом специалистов экологического образования с коллегами из других регионов РФ и зарубежных стран с целью освоения и использования их достижений в практике своей работы. Для эффективной информационной поддержки экологического образования необходимо: разработать телекоммуникационные системы на региональном и республиканском уровне, компьютерные сети для дистанционного экологического образования; создать и тиражировать аудио- и видеоматериалы и различные компьютерные игры экологической направленности; использовать образовательный потенциал системы интернет и специальных экологических изданий. При всех формах экологического образования, воспитания и просвещения должны широко использоваться средства массовой информации - радио, телевидение, периодические издания. Через средства массовой информации население должно получать также и оперативную информацию обо всех природоохранных акциях и мероприятиях по экологическому образованию, проходящих в Республике Башкортостан. Принципы экологического образования позволяют конкретизировать его для разных уровней становления экологически образованной и воспитанной личности. Экологическое образование в семье Цель - формирование социально - ценного личного опыта охраны и защиты природы, взаимодействия человека и окружающей среды, овладение знаниями, умением и опытом для личного участия каждого члена семьи в решении экологических проблем Республики Башкортостан. Результатом этого этапа экологического образования должно стать формирование экологического мышления у детей и преодоление агрессивно - потребительских стереотипов отношения к окружающей среде. Для организации эффективного экологического образования в семье необходимо: пропагандировать новые экологические семейные традиции (родился ребенок - посади дерево и др.); проводить целенаправленную работу по превращению каждой семьи в ячейку экологического образования, в которой повышается уровень экологического воспитания и детей, и родителей (курсы для родителей при образовательных учреждениях, по месту жительства, в клубах и др.); помогать родителям в освоении методики экологического воспитания детей, используя для этих целей средства массовой информации, в первую очередь специальные экологические программы на радио и телевидении; расширить практику выпуска детских экологических игрушек и игр, способных пробудить у ребенка чувство любви к природе и ответственности за ее сохранение. Экологическое образование в дошкольных учреждениях Цель - воспитание ребенка как гуманной социально - активной личности, способной понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к природе. В дошкольных образовательных учреждениях на основе эмоционально - эстетического восприятия природы у детей должна быть сформирована система достоверных природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности мира природы - многообразие живых организмов, их единство со средой, закономерности их роста и развития. Для успешного экологического образования в дошкольных образовательных учреждениях необходимо: воспитывать детей на идее осознания уникальности природы и ее неповторимого богатства; формировать правила поведения в природе; прививать опыт практической деятельности по сохранению и улучшению природного окружения; широко использовать воспитательный потенциал природы - по уникальным природным объектам, прогулки по зеленым зонам, проводить экскурсии, привлекать детей к труду по уходу за растениями и животными в живом уголке, озеленению, очистке территории; развивать способность к художественному отображению явлений и предметов природы (рисование, лепка и др.); расширять практику районных, городских и республиканских конкурсов среди дошкольных образовательных учреждений на лучшую систему экологического образования и воспитания; организацией специальных конкурсов стимулировать создание и издание учебно - методических комплектов, наглядных пособий, научно - популярных книг для педагогов дошкольных учреждений; создать республиканскую базу данных об опыте дошкольных образовательных учреждений по экологическому образованию и воспитанию. Экологическое образование в средней школе Цель - формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью на основе правовых и нравственных норм, экологического мышления, понимания научной картины мира, формирование навыков практической деятельности по охране окружающей среды. Этот этап является наиболее важным в формировании экологически воспитанного гражданина Республики Башкортостан. В процессе реформирования системы образования в средней школе Республики Башкортостан роль экологического образования и экологического воспитания будет возрастать. Для полного использования потенциала экологического образования этого уровня необходимо: разработать систему межпредметных связей и структурировать экологическую составляющую в каждом предмете школьной программы при следовании концентрическому принципу образования, позволяющему учесть возрастные особенности учащихся разных классов; определить минимум содержания экологического образования; установить соотношение регионального и базового компонентов экологического образования в разных разделах экологии; трансформировать интегрированный вариант экологического образования в смешанный, который позволит не только насытить экологическим содержанием все предметы школьной программы и обеспечить систему междисциплинарных связей, но и получить полное представление об экологических проблемах республики в процессе обучения по специальному предмету "Экология Башкортостана"; усилить роль дополнительного экологического образования в системе станций юных натуралистов, детских экологических центров, базовых эколого - просветительских полигонов и экологических лагерей. Создать экологическое отделение в Малой академии школьников Республики Башкортостан. Экологическое образование в учреждениях начального профессионального образования, средних специальных и высших учебных заведениях Цель - сделать экологическое образование обязательным элементом в системе подготовки квалифицированных специалистов с высоким интеллектуальным потенциалом и культурным уровнем, имеющих глубокие знания о законах экологии, устойчивом развитии и технологиях рационального использования и охраны природы. Для повышения эффективности экологического образования необходимо: совершенствование программ (содержания и структуры) учебных дисциплин экологической направленности и создание учебно - методической литературы с целью воспитания правильного экологического мировоззрения; приближение экологических знаний к профессиональной деятельности выпускников вузов, средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования; создание совместных учебно - научных центров на базе кафедр вузов, институтов АН Республики Башкортостан и УНЦ РАН и отраслевых институтов; поддержка обучения и стажировки наиболее способных студентов и аспирантов в ведущих экологических центрах РФ и зарубежных стран. Послевузовское экологическое образование Цель - дать основные базовые знания в области экологии, экологического права и управления природопользованием государственным служащим, специалистам промышленности, сельского и лесного хозяйства. Создать условия для постоянного углубления экологических знаний у педагогов всех уровней экологического образования. Для эффективного послевузовского экологического образования необходимо: организовать систему обязательной экологической подготовки руководителей министерств, ведомств, предприятий, учреждений, организаций, иных должностных лиц и специалистов, граждан, связанных с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду и здоровье человека на территории Республики Башкортостан. Сделать обязательными элементами экологического образования экологический менеджмент, экоаудит, экомониторинг, экологическую сертификацию, экоэкспертизу, экострахование, эколицензирование, а также природоохранные и ресурсосберегающие технологии; разработать положение об экологической аттестации кадров, охваченных процессом экологического образования; создать постоянно действующую систему экологического образования на курсах повышения квалификации учителей школ, преподавателей профессиональных средних учебных заведений и вузов; разработать программы переподготовки, стажировки и повышения квалификации педагогов; проводить аттестацию педагогов в области экологического образования; подготовить и регулярно издавать достаточными тиражами учебно - методические материалы для послевузовского экологического образования. Экологическое просвещение населения Цель - духовное и нравственное совершенствование людей путем распространения и правильного использования экологических знаний. Экологическое просвещение осуществляется с использованием широкого спектра информационных средств, позволяющих донести экологические знания до каждого гражданина Республики Башкортостан. Важную роль должна играть система открытых университетов, занимающихся экологическим образованием, лекториев, постоянных и передвижных выставок, работающих в местах массового отдыха населения. Более эффективной должна стать работа учреждений культуры ( библиотек, ботанических садов, музеев природы). Основным средством экологического просвещения должны быть средства массовой информации. Экологическими изданиями необходимо обеспечить все библиотеки и учреждения системы образования. Заключение Реализация Концепции позволит повысить эффективность затрат, направляемых на экологическое образование. Кроме того, повышение уровня экологической культуры населения и в первую очередь руководителей предприятий и специалистов будет стимулом к внедрению ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий, а также к снижению уровня загрязнения окружающей среды. Это позволит сократить прямые и косвенные экономические потери общества, связанные с экологическим неблагополучием, и будет способствовать улучшению состояния окружающей среды и здоровья населения, переходу Республики Башкортостан на устойчивое развитие. Для повышения эффективности экологического образования необходимо: разработать социологические методики мониторинга и оценки качества экологического образования; создать систему маркетинга эколого - образовательных услуг и научно - методической продукции; учредить республиканские и региональные награды (премии) для поощрения отдельных лиц и образовательных учреждений, внесших особый вклад в экологическое образование. Реализацию мероприятий, направленных на совершенствование экологического образования и воспитания в республике, осуществляют Государственный комитет Республики Башкортостан по охране окружающей среды, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан, а также Межведомственные координационные Советы по экологическому образованию, действующие на республиканском и муниципальном уровнях и в районах республики. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|