Расширенный поиск
Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.07.2003 № ГС-140ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ -КУРУЛТАЯ- РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, руководствуясь частью 5 статьи 125 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации. 2. Назначить представителем Государственного Собрания Курултая -Республики Башкортостан в Конституционном Суде Российской Федерации по данному вопросу председателя Комитета Государственного Собрания -Курултая - Республики Башкортостан по вопросам местного самоуправления, делам национальностей, общественных и религиозных объединений, информационной политике Еникеева Зуфара Иргалиевича. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственного Собрания-Курултая- Республики Башкортостан К. Толкачев Уфа, 10 июля 2003 года ГС-140 КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заявитель: Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан г. Уфа, ул. Фрунзе, 46 Запрос о толковании части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 46), руководствуясь статьей 125 (часть 5) Конституции Российской Федерации, пунктом 4 части первой статьи 3, статьями 36 и 105 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", просит Конституционный Суд Российской Федерации дать толкование части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и опубликованной в "Российской газете" 25 декабря 1993 года N 237. Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в понимании положения части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, устанавливающего, что каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Позиция Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан по поставленному в настоящем запросе вопросу состоит в следующем. Статья 2 главы 1 (Основы конституционного строя) Конституции Российской Федерации провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, а признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека я гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, обеспечиваются правосудием. Согласно статье 6 Всеобщей Декларации прав человека от 10 декабря 1948 года и статье 16 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, то есть такого его качества, как быть субъектом права, обладать правами и обязанностями в соответствии с нормами права. Одним из прав человека, признаваемых Российской Федерацией, является право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (статья 26, часть 1). Указанное право составляет часть свободы самоопределения личности, представляет собой элемент свободы личности. В то же время следует отметить, осуществление указанного права никоим образом не нарушает права и свободы других лиц. В преамбуле Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года указано, что государства - участники Пакта (а Российская Федерация является им) признают, что идеал свободной человеческой личности, пользующейся гражданской и политической свободой,.... может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами (абзац 4 преамбулы указанного Пакта). Национальная принадлежность есть один из неотъемлемых, сугубо индивидуальных признаков личности. Человек, являясь носителем определенных свойств, характеризуется свободой действий, ответственностью, самосознанием и развитием. Он проявляет себя в конкретных социальных взаимодействиях, в том числе и в роли одного из представителей какой-либо национальности. В этом качестве человек является носителем группы признаков, свойственных данной национальности. В этой связи право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность нельзя рассматривать в отрыве от прав народов. Согласно пункту 1 статьи 1 Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года и пункту 1 статьи 1 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года все народы имеют право на самоопределение, в силу этого они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие. Исходя из содержания статьи 1 указанного Пакта право народа на самоопределение состоит и в обеспечении тому или иному народу свободного и равноправного с остальными развития. Гарантированное Конституцией Российской Федерации право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность тесным образом взаимосвязано с вышеуказанным принципом. В этой связи необходимо подчеркнуть и многонациональность народа Российской Федерации (преамбула, статья 3 Конституции Российской Федерации). Полагаем, что народ не может реализовывать свое право на самоопределение, устанавливать свой политический статус, обеспечивать свое экономическое, социальное и культурное развитие, если его индивиды (представители), обладая провозглашенным во внутреннем законодательстве правом указывать и определять национальную принадлежность, в то же время на практике могут быть лишены возможности реализации данного права. Например, в то время как право на создание общественных объединений, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, право пользования родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право частной собственности, право на жилище, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на образование и ряд других прав нашли свое выражение в законодательных актах Российской Федерации, право определять и указывать свою национальную принадлежность нормативно-правовой базой не обеспечено. Данный факт вызывает некоторую обеспокоенность, поскольку неурегулированность данного права влечет его индивидуальное, собственное истолкование (интерпретацию) и может вылиться в ущемление коллективных прав (в частности прав народов), стать благодатной почвой для крайнего индивидуализма в ущерб интересам народов Российской Федерации, общенациональным интересам Российской Федерации в целом. В данном случае в отсутствие федерального закона правовым регулятором по указанному вопросу может являться правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации. Полагаем, что отсутствие в рассматриваемой сфере государственно-правовых регуляторов может вызвать и ряд затруднений юридико-практического характера. Например, федеральные законы "О реабилитации репрессированных народов", "О беженцах", "О вынужденных переселенцах", "О всероссийской переписи населения" связывают с указанием национальной принадлежности определенные правовые последствия. В частности, на граждан из числа репрессированных народов, подвергшимся репрессиям на территории Российской Федерации по признакам национальной или иной принадлежности, распространяется действие Закона РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", ущерб, причиненный репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий, подлежит возмещению. Следовательно, без указания в документах, удостоверяющих личность, национальной принадлежности именно той национальности, в защиту прав которой направлены данные нормы федерального законодательства, осуществить на практике мероприятия, направленные на реализацию положений указанного Федерального закона, представляется затруднительным. Кроме того, на наш взгляд, существуют и примеры лишения права указывать свою национальную принадлежность. Согласно части 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации. Таким образом, право определять и указывать свою национальную принадлежность дано и гражданину Российской Федерации. Однако в утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 года N 828 Положении о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации отсутствует графа (строка), позволяющая лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, свободно и добровольно определять и указывать свою национальную принадлежность, хотя права человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). На наш взгляд, ограничив таким образом право лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, указывать национальную принадлежность в паспорте гражданина Российской Федерации, который, как следует из федерального законодательства, кроме выполнения функций документа, подтверждающего гражданство лица, выполняет функции документа, удостоверяющего личность, Правительство Российской Федерации вышло за пределы своих полномочий. В связи с вышеизложенным существует неопределенность в понимании следующих вопросов: 1. Означает ли предоставленное Конституцией Российской Федерации право определять и указывать свою национальную принадлежность возможность ее добровольного указания в документах, удостоверяющих личность, в том числе и в паспорте гражданина Российской Федерации? 2. Можно ли толковать данное право как возможность выбора и указания по своему усмотрению национальности, не связывая данное право с наличием соответствующих кровно - родственных связей? Требуется ли какое-либо юридическое подтверждение или обоснование для определения и указания своей национальности? 3. Что означает право определять и указывать свою национальную принадлежность в отсутствие конкретизирующего его федерального закона? Приложения: 1. Копия настоящего запроса - 30 экземпляров; 2. Копия постановления Государственного Собрания Курултая -Республики Башкортостан от года N - 30 экземпляров; 3. Текст части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации - 30 экземпляров; 4. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Российской Федерации - 30 экземпляров; 5. Копия квитанции об уплате государственной пошлины - 30 экземпляров; 6. Копия документа, подтверждающая ученую степень - 30 экземпляров. Председатель Государственного Собрания-Курултая- Республики Башкортостан К.Толкачев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|