Расширенный поиск

Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 10.07.2003 № ГС-141

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ -КУРУЛТАЯ-
                      РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

       Об обращении с запросом в Конституционный Суд
       Российской Федерации о толковании частей 4, 6 статьи 76
       Конституции Российской Федерации

     В   связи   с  обнаружившейся  неопределенностью  в  понимании
положений  частей 4, 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации о
месте  и  соотношении  законов  и  иных  нормативных правовых актов
субъектов   Российской  Федерации,  принимаемых  в  соответствии  с
указанной  статьей Конституции Российской Федерации, с нормативными
правовыми    актами,    принимаемыми    на    федеральном   уровне,
Государственное  Собрание  -  Курултай  -  Республики Башкортостан,
руководствуясь   частью   5   статьи   125  Конституции  Российской
Федерации, постановляет:

     1. Обратиться  в  Конституционный  Суд  Российской Федерации с
запросом  о толковании частей 4, 6 статьи 76 Конституции Российской
Федерации.

     2. Назначить   представителем   Государственного   Собрания  -
Курултая   -   Республики   Башкортостан   в  Конституционном  Суде
Российской  Федерации  по  данному  запросу  председателя  Комитета
Государственного  Собрания  - Курултая - Республики Башкортостан по
вопросам    местного    самоуправления,    делам   национальностей,
общественных  и  религиозных  объединений,  информационной политике
Еникеева Зуфара Иргалиевича.

     3. Настоящее   постановление   вступает  в  силу  со  дня  его
принятия.

                 Председатель Государственного Собрания - Курултая
                        Республики Башкортостан          К.Толкачев

Уфа, 10 июля 2003 года
ГС-141



                                Конституционный Суд
                                Российской Федерации

                                Заявитель: Государственное Собрание
                                Курултай - Республики Башкортостан
                                г. Уфа, ул. Фрунзе, 46

                              ЗАПРОС
                о толковании частей 4, 6 статьи 76
                 Конституции Российской Федерации

     Государственное  Собрание - Курултай - Республики Башкортостан
(450000,  Республика  Башкортостан,  г  Уфа,  ул.  Фрунзе,  46)  на
основании  части пятой статьи 125 Конституции Российской Федерации,
пункта  4  части  первой статьи 3, пункта 2 части второй статьи 21,
статей   36   и   105   Федерального   конституционного  закона  "О
Конституционном  Суде Российской Федерации" обращается с запросом о
толковании частей 4, 6 статьи 76 Конституции Российской Федерации.
     Основанием  для  направления  запроса  в  Конституционный  Суд
Российской  Федерации  является  обнаружившаяся  неопределенность в
понимании  положения  части  4  статьи  76  Конституции  Российской
Федерации  о  том,  что  вне пределов ведения Российской Федерации,
совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов Российской
Федерации  республики, края, области, города федерального значения,
автономная  область  и  автономные  округа осуществляют собственное
правовое   регулирование,   включая   принятие   законов   и   иных
нормативных  правовых актов. Указанная неопределенность заключается
в  отсутствии  однозначного ответа на вопрос о месте законов и иных
нормативных   правовых   актов   субъектов   Российской  Федерации,
принимаемых  в  соответствии  с  частью  4  статьи  76  Конституции
Российской  Федерации,  в российской правовой системе, а именно - в
вопросе   об   их  соотношении  с  нормативными  правовыми  актами,
принимаемыми на федеральном уровне.
     Указанная     неопределенность     создает    затруднения    в
законотворческой   и   правоприменительной   деятельности   органов
государственной   власти   Республики  Башкортостан.  Несмотря  на,
казалось   бы,  предельную  четкость  норм  Конституции  Российской
Федерации  о  верховенстве  нормативных  правовых  актов  субъектов
Российской  Федерации  по  предметам  их  исключительного  ведения,
Государственное  Собрание  -  Курултай  -  Республики Башкортостан,
реализуя   свои  полномочия,  постоянно  сталкивается  с  тем,  что
федеральный   законодатель   и   правоприменитель   (включая  суды)
испытывают  затруднения  в  понимании  и  применении этих норм и, в
частности,  отказываются принимать во внимание нормативные правовые
акты  субъектов  Российской  Федерации  в  своей деятельности, даже
если  дело  касается  предметов  исключительного  ведения субъектов
Российской Федерации.
     Позиция  Государственного  Собрания  -  Курултая  - Республики
Башкортостан  заключается  в  том, что по смыслу статьей 5, 11, 73,
76  Конституции  Российской  Федерации  нормативные  правовые  акты
субъекта   Российской   Федерации,   принятые   по   предметам  его
исключительного  ведения,  обладают  верховенством над федеральными
нормативными   правовыми   актами   в   данной  сфере.  Нормативным
выражением  данного умозаключения является положение части 6 статьи
76  Конституции  Российской  Федерации,  согласно которому в случае
противоречия  между  федеральным  законом  и  нормативным  правовым
актом  субъекта  Российской  Федерации,  изданным  в соответствии с
частью  четвертой данной статьи, действует нормативный правовой акт
субъекта   Российской   Федерации.   Данное  положение,  во-первых,
допускает   принятие   федерального  закона  вне  пределов  ведения
Российской Федерации,
     совместного   ведения   Российской   Федерации   и   субъектов
Российской  Федерации  и  в конечном счете возникновение между ними
противоречий.     Во-вторых,     приведенная    норма    фактически
устанавливает   приоритет  нормативных  правовых  актов  субъектов,
принятых в данной сфере.
     Однако  на практике ее реализация сталкивается с определенными
трудностями   Их   суть   можно  свести  к  определению  субъектов,
уполномоченных  устанавливать  сферу  действия нормативных правовых
актов.  Суды общей юрисдикции, рассматривая эти вопросы, исходят из
верховенства  федеральных  законов.  Зачастую даже для специалистов
сложно  определить,  к  чьему  ведению  относится тот или иной акт,
регулируемые   им  отношения.  Объясняется  это  отчасти  и  общим,
неконкретным,  характером  формулировок  статей  71, 72 Конституции
Российской  Федерации.  Толкуя расширительно, под их действие можно
подвести   практически  все  возможные  на  сегодня  направления  и
области общественных отношений.
     В  законодательстве  отсутствует механизм реализации положений
статьи   76   Конституции   Российской   Федерации.   Поэтому  акты
субъектов,  принятые  вне  пределов  ведения  Российской Федерации,
совместного  ведения  Российской  Федерации  и субъектов Российской
Федерации,  как  правило, остаются без судебной защиты. Это ведет к
нарушению Конституции Российской Федерации, в частности статьи 76.
     В  связи  с  изложенным  Государственное  Собрание  - Курултай
-Республики  Башкортостан  просит  Конституционный  Суд  Российской
Федерации разъяснить:
     1)  означает  ли  практическая  реализация  части  4 статьи 76
Конституции    Российской    Федерации    признание    верховенства
принимаемых   в  соответствии  с  ней  нормативных  правовых  актов
субъектов   Российской   Федерации  над  федеральными  нормативными
правовыми актами?
     2)  должны  ли  федеральные  органы  государственной власти, в
частности    суды,    руководствоваться    в   своей   деятельности
нормативными  правовыми  актами  субъектов  Российской Федерации по
предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации?
     3)  каков механизм реализации положения части шестой статьи 76
Конституции Российской Федерации?
     Приложения:
     1. Копия настоящего запроса - 30 экз.;
     2. Копия  постановления  Государственного  Собрания - Курултая
-Республики Башкортостан - 30 экз.;
     3. Тексты  частей  четвертой,  шестой  статьи  76  Конституции
Российской Федерации - 30 экз.;
     4. Копия      доверенности,      подтверждающей     полномочия
представителя  Государственного  Собрания  -  Курултая - Республики
Башкортостан  в  Конституционном  Суде  Российской  Федерации  - 30
экз.,
     5. Копия    документа,    подтверждающего    ученую    степень
представителя  Государственного  Собрания  -  Курултая - Республики
Башкортостан  в  Конституционном  Суде  Российской  Федерации  - 30
экз.;
     6. Копия квитанции об уплате государственной пошлины - 30 экз.

                 Председатель Государственного Собрания - Курултая-
                      Республики Башкортостан          К. Толкачев

Информация по документу
Читайте также