Расширенный поиск
Постановление Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан от 30.06.2005 № ГС-907ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОБРАНИЯ - КУРУЛТАЯ - РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН Об обращении с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации о проверке соответствия пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Конституции Российской Федерации Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, руководствуясь пунктом "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, постановляет: 1. Обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке соответствия пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Конституции Российской Федерации, 2. Назначить представителем Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Российской Федерации по данному запросу депутата Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Еникеева Зуфара Иргалиевича. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия, Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан К. Толкачев Уфа, 19 апреля 2005 года ГС-907 Конституционный Суд Российской Федерации 103132, г. Москва, ул. Ильинка, д. 21 Заявитель: Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан, 450000, г. Уфа, ул. Фрунзе, 46 Запрос о проверке соответствия пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" Конституции Российской Федерации Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан на основании пункта "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "а" пункта 1 части первой статьи 3, статей 36 и 84 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 23, ст. 2102; 2003, N 44, ст. 4262; 2004. N 35, ст. 3607; N 52 (часть 1), ст. 5267), принятого в соответствии с частью 1 статьи 105 Конституции Российской Федерации Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (103265, Москва, ул. Охотный ряд, 1). Представителем Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан по данному делу определяется депутат Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан Еникеев Зуфар Иргалиевич с полномочиями, предоставленными сторонам и представителям Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Основанием для обращения в Конституционный Суд Российской Федерации является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации положение пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в той части, согласно которой законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из помимо перечисленных в данной норме нормативных правовых актов Российской Федерации только тех законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые принимаются в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом. По мнению Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан, используемая в данной норме для обозначения сферы правового регулирования субъектов Российской Федерации правовая конструкция "в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом" не в полной мере соответствует положению части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, согласно которому по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй данной статьи. Реализация приведенных конституционных положений предполагает право субъектов Российской Федерации принимать законы в сфере совместного ведения в соответствии с федеральными законами, то есть между ними не должно быть противоречий. Представляется, что данное положение не означает запрет на воспроизведение в законодательстве субъектов Российской Федерации правоположений общего как для Российской Федерации, так и для субъектов Российской Федерации характера, а также на возможность дополнительного правового регулирования по предметам совместного ведения при условии, что эти нормы не будут входить в противоречие с федеральным законом. Используемые в Конституции Российской Федерации правовые конструкции "соответствие федеральному закону", "непротиворечие федеральному закону" не означают то же самое, что и "регулирование в пределах полномочий, установленных федеральным законом", указанные понятия различны по своему смыслу и текстуальному содержанию. Используемая федеральным законодателем в пункте 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" формулировка "законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом" не соответствует формулировке, данной в Конституции Российской Федерации "принимаемые в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации". Кроме того, конституционные положения о разграничении предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (часть 3 статьи 5, часть 3 статьи 11) также не могут искажаться и трактоваться как разграничение сфер правового регулирования. Разграничение предметов ведения между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно производиться таким образом, чтобы не было ограничено право законодателей субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Анализ развития федерального законодательства по предметам совместного ведения свидетельствует о наличии устойчивой тенденции к ограничению сферы нормотворчества субъектов Российской Федерации, которая выражается, в частности, в используемых в федеральных законах правовых формулировках и конструкциях. Если ранее в федеральном законе, принятом по предмету совместного ведения, в норму о законодательстве Российской Федерации в соответствующей сфере законодательство субъектов Российской Федерации включалось без различных оговорок как констатация факта, что регулируемые данным законом общественные отношения относятся к предмету совместного ведения, то на сегодняшний день все чаще используется приведенная выше правовая конструкция "регулирования в установленных случаях". К таким законам помимо Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" можно отнести, в частности, Семейный кодекс Российской Федерации, согласно части 2 статьи 3 которого законы субъектов Российской Федерации регулируют семейные отношения, которые указаны в статье 2 данного Кодекса, по вопросам, отнесенным им к ведению субъектов Российской Федерации, и по вопросам, непосредственно им не урегулированным, Федеральный закон от 6 октября 2003 года N ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающий во втором абзаце части 1 статьи 6 отнесение к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления правового регулирования вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных указанным Федеральным законом. Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан считает, что неоднозначное понимание термина "соответствие" в контексте положения части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации не позволяет субъектам Российской Федерации полноценно реализовывать собственные нормотворческие полномочия в сфере совместного ведения, что выражается в принятии ими законов по разрозненным вопросам без их системной и логической взаимосвязи с общим комплексом правовых норм. Так, согласно пункту "л" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации адвокатура находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В вышеуказанном Федеральном законе даются понятия адвокатуры, адвокатской деятельности, адвоката, адвокатской палаты, однако согласно пункту 1 статьи 4 данного Федерального закона у субъектов Российской Федерации отсутствует право не только воспроизводить приведенные понятия в собственных законах, но и регулировать комплекс отношений в области адвокатуры. В контексте оспариваемой нормы это может быть расценено как запрет на наличие положений, воспроизводящих аналогичные понятия в законах субъектов Российской Федерации. Так, субъектам Российской Федерации дано право регулировать законом лишь порядок компенсации расходов адвокату, оказывающему юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в порядке, установленном статьей 26 указанного Федерального закона, перечень документов, необходимых для получения гражданами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления указанных документов, порядок избрания представителей в квалификационную комиссию от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и требования, предъявляемые к ним (статьи 25, 26, 33 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). Полагаем, что такое понимание пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не в полной мере соответствует части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, поскольку ориентирует законодателя субъекта Российской Федерации не на соответствие закона субъекта Российской Федерации федеральному закону, а на принятие усеченного и вырванного из контекста регулируемых общественных отношений акта фактически строго подзаконного характера. Но приведенное положение статьи 76 Конституции Российской Федерации в понимании заявителя наделяет субъекты Российской Федерации правом принимать собственный закон об адвокатуре и адвокатской деятельности как вполне самостоятельный и полноценный нормативный правовой акт, имеющий реальную правоприменительную перспективу. Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в Постановлении от 15.12.2003 г. N 19-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Ивановской области "О муниципальной службе Ивановской области" в связи с запросом Законодательного Собрания Ивановской области", воспроизведение оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя в законах субъектов Российской Федерации, предусмотренных в федеральных законах и обоснованных соответствующими требованиями к муниципальной службе, само по себе не выходит за пределы полномочий субъекта Российской Федерации в области регулирования этих отношений. Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан полагает допустимым применение данной позиции ко всем федеральным законам по предметам совместного ведения. Вполне правомерной и конституционной видится возможность воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации законоположений общего характера как одно из важнейших условий и гарантий эффективного правоприменения нормативного правового акта субъекта Российской Федерации. Наличие в законе субъекта Российской Федерации положений общего характера, в частности общих терминов, понятий, определений и формулировок, представляется возможным рассматривать в качестве одного из условий для реализации тех нормотворческих полномочий, регулирование которых прямо отнесено федеральным законом к ведению субъектов Российской Федерации. Также представляется конституционной возможность собственно правового регулирования по вопросам совместного ведения, в частности адвокатуры, в рамках Конституции Российской Федерации и при отсутствии противоречий федеральному закону. Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6.04.2004 г. N 7-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2001 года N 538 "О деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов" в связи с жалобой Международной общественной организации "Ассоциация морских лоцманов России" и Автономной некоммерческой организации "Общество морских лоцманов Санкт-Петербурга", "из конституционных принципов правового государства, равенства и справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с системой действующего правового регулирования.... Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание..., порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации.". Заявитель считает, что положение пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" неопределенно в той части, что не позволяет прийти к однозначному выводу о возможности воспроизведения в законах субъектов Российской Федерации общих в контексте регулируемых названным Федеральным законом отношений правоположений, касающихся, в том числе, и используемых в нем терминов, а также о возможности осуществления правового регулирования по вопросам совместного ведения. Подобная неопределенность, вытекающая из формулировки самой нормы, не позволяет законодателям субъектов Российской Федерации как непосредственным ее правоприменителям реализовывать предоставленное им частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации право принимать собственные законы в соответствии с федеральными. Кроме того, принципиально важным представляется то, что субъекты Российской Федерации, имея право принимать собственные законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения, ограничены рамками федеральных законов в регулировании вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина. В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права; основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. В соответствии со статьей 14 Международного пакта от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах" все лица равны перед судами и трибуналами; каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона; каждый имеет право при рассмотрении любого предъявляемого ему уголовного обвинения иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты и сноситься с выбранным им самим защитником. В соответствии со статьей 3 Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1, все равны перед законом и судом. Статья 37 данной Декларации устанавливает, что каждому гарантируется право на пользование квалифицированной юридической помощью; в случаях, предусмотренных законом, эта помощь оказывается бесплатно. Каждое задержанное, заключенное под стражу или обвиняемое в совершении преступления лицо имеет право пользоваться помощью адвоката ( защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Следовательно, федеральное законодательство должно не ограничивать, а стимулировать принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина. Это утверждение в полной мере относится и к федеральному законодательству об адвокатуре и адвокатской деятельности как институту, призванному обеспечивать эту защиту и оказывать юридическую помощь гражданам Российской Федерации. Таким образом, полагаем, что положение пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в той части, согласно которой законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре состоит из помимо перечисленных в данной норме нормативных правовых актов Российской Федерации только тех законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, которые принимаются в пределах полномочий, установленных указанным Федеральным законом, не в полной мере соответствует трактуемым в совокупности приведенным нормам статей 17, 18, 72, 76 Конституции Российской Федерации. Исходя из изложенного, Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан в соответствии с пунктом 9 части второй статьи 37, статьями 86 и 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просит Конституционный Суд Российской Федерации признать положение пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не соответствующим положениям части 1 статьи 17, статье 18, пунктам "б" и "л" части 1 статьи 72, части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации в части ограничения права субъектов Российской Федерации на правовое регулирование по предметам совместного ведения, воспроизведение норм федеральных законов, принятых по предметам совместного ведения, а также ограничение права на защиту прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Приложения: 1. Копия настоящего запроса - 30 экз.; 2. Копия Постановления Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан от 21 апреля 2005 года N ГС-31 экз.; 3. Текст пункта 1 статьи 4 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" - 31 экз.; 4. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан в Конституционном Суде Российской Федерации, и ее копии, - 30 экз.; 5. Копия документа, подтверждающего ученую степень представителя Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан, - 31 экз.; 6. Квитанция об уплате государственной пошлины и ее копии - 30 экз. Председатель Государственного Собрания - Курултая - Республики Башкортостан К. Толкачев Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|