Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2006 № 20

                                  ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                     ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

     О Стратегии комплексного развития строительной отрасли
     Республики Башкортостан до 2010 года

     Во   исполнение  Послания  Президента  Республики  Башкортостан  народу  и
Государственному  Собранию  -  Курултаю  -  Республики  Башкортостан "Стратегия
Башкортостана  - созидание во благо народа (О положении в республике и основных
направлениях  ее  развития  в 2005 году)" Правительство Республики Башкортостан
постановляет:

     1.  Одобрить  прилагаемую  Стратегию  комплексного  развития  строительной
отрасли Республики Башкортостан до 2010 года (далее - Стратегия).
     2.  Республиканским  органам  исполнительной  власти использовать основные
положения  Стратегии  при разработке программ развития в области строительства,
жилищной и градостроительной политики.

     Премьер-министр Правительства
     Республики Башкортостан         Р.Байдавлетов

Уфа, 2 февраля 2006 г.
N 20




        Стратегия комплексного развития строительной отрасли Республики
                           Башкортостан до 2010 года
         (одобрена постановлением Правительства Республики Башкортостан
                           от 2 февраля 2006 г. N 20)

                                   Содержание

                                    Введение

     Стратегия    комплексного   развития   строительной   отрасли   Республики
Башкортостан  (далее - Стратегия) определяет цели и задачи развития отрасли для
повышения   уровня  благосостояния  населения,  удовлетворения  соответствующих
потребностей  внутреннего  и внешнего рынка, роста эффективности производства и
увеличения его объемов.
     Стратегия  разработана  на  период  до  2010  года  и является базисом для
формирования  основных  направлений  и  программ  развития строительной отрасли
Республики Башкортостан.

     1. Современное состояние строительной отрасли Республики Башкортостан*

     Строительная  отрасль  Республики Башкортостан является одной из важнейших
отраслей экономики.
     Только  за  последние  пять  лет в республике сдано более 7 млн.кв.м общей
площади  жилья,  введено  в  эксплуатацию  5,8  тыс.  км газовых сетей, 1474 км
автомобильных  дорог,  введено  в  действие школ на 21,2 тыс. ученических мест,
больниц  на  992  койки,  клубов  и  домов  культуры  на  9232  места; построен
Юмагузинский   гидроузел,   ведется   строительство   крупнейшего  полиэфирного
комплекса в г.Благовещенске.
     Основные  показатели инвестиционной и строительной деятельности Республики
Башкортостан на 2001-2005 годы приведены в таблице N 1.
     Сегодня   в   отрасли  действуют  более  4  тыс.  строительно-монтажных  и
ремонтно-строительных  организаций,  в том числе около 400 крупных и средних, с
общим  количеством  работающих  более  120 тыс. человек. Удельный вес отрасли в
валовом  региональном  продукте  в  течение последних лет сохраняется на уровне
8-10%.
     Строители  Башкортостана  по объему подрядных работ стабильно занимают 7-е
место  в  Российской  Федерации,  выполняя 2,5-3,0% общероссийского объема, 2-е
место  -  в  Приволжском  федеральном округе. В 2005 году объем подрядных работ
составил более 46 млрд. рублей и возрос по сравнению с 2004 годом на 25,5%.
     * В разделе использованы данные Территориального органа Федеральной службы
государственной статистики по Республике Башкортостан.

                                                                    Таблица N 1

         Основные показатели инвестиционной и строительной деятельности
                           в Республике Башкортостан

+--------------------------+--------------------------------------------+
|  Наименование критериев  |            Показатели, по годам            |
|                          +--------+--------+--------+--------+--------+
|                          |  2001  |  2002  |  2003  |  2004  |  2005  |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Инвестиции в основной ка- | 47038,7| 47027,9| 54777,5| 62677,1|  71000*|
|питал, млн. рублей        |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Отношение к валовому ре-  |    25,2|    21,9|    19,6|    18,9|   18,0*|
|гиональному продукту, %   |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Ввод в действие основных  | 37254,1| 32876,0| 41027,0| 44544,0|  49000*|
|фондов, млн. рублей       |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Объем работ, выполненных  | 23733,4| 22324,3| 30181,9| 35826,2| 46444**|
|по договорам строительного|        |        |        |        |        |
|подряда, млн. рублей      |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Среднегодовая численность |   129,5|   121,9|   122,7|   125,9| 102,6**|
|работающих в строительст- |        |        |        |        |        |
|ве, тыс. человек          |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+
|Ввод в действие жилых до- |  1400,6|  1406,7|  1467,7|  1509,2|1604,5**|
|мов, тыс. кв. м общей    |        |        |        |        |        |
|площади                   |        |        |        |        |        |
+--------------------------+--------+--------+--------+--------+--------+

     * Данные расчетные.
     ** Данные предварительные.

     Активная  жилищная  политика  - важнейшее условие повышения благосостояния
людей.  В  связи  с  этим  строительство  жилья  в республике остается одним из
приоритетных направлений.
     В  2005 году на территории Республики Башкортостан за счет всех источников
финансирования  было построено 19 тыс. квартир общей площадью 1604,5 тыс. кв. м
с ростом к уровню 2004 года на 6,3%.
     Параллельно с возведением жилья в республике активно ведется строительство
объектов здравоохранения, образования, культуры и спорта. В 2005 году введены в
действие:   больничные   учреждения  на  60  коек,  амбулаторно-поликлинические
учреждения  на  72  посещения, школы на 4504 ученических места, детские сады на
105 мест, учреждения культуры клубного типа на 1294 места и другие объекты.
     В  коммунальном  хозяйстве  введены  в  действие сети: газовые - 398,6 км,
водопроводные - 72,9 км, канализационные - 7,7 км, тепловые - 3,2 км.
     За годы реформ изменилось распределение строительных организаций по формам
собственности.   Практически   в   90%   строительных   организаций   проведена
приватизация  и  акционирование.  Наблюдается  неуклонный  рост  объемов работ,
выполненных организациями частной формы собственности.
     Активное  развитие  малого  предпринимательства позволило менее болезненно
перейти  на  новые  формы  хозяйствования, сохранить производственный потенциал
отрасли.  Вклад в нее малого бизнеса заметно увеличился. За 2005 год субъектами
малого  предпринимательства  выполнено  около  40%  от  общего объема подрядных
работ.
     Однако  крупные  и  средние  организации по-прежнему занимают приоритетное
положение  в  строительной  отрасли, выполняя основной объем работ. В 2005 году
ими  выполнено  около  60% от общего объема подрядных работ на сумму около 23,2
млрд. рублей.
     Эффективность   работы  строительных  организаций  во  многом  зависит  от
технической  обеспеченности,  степени износа основных фондов, состояния машин и
механизмов.
     Об   укреплении   материально-технической  базы  строительных  организаций
свидетельствует   рост  объемов  инвестиций  на  поддержание  и  восстановление
производственной  базы.  За последние два года объем инвестиций возрос почти на
45%.  В  2004  году  крупные и средние строительные организации инвестировали в
основной  капитал  отрасли 872 млн. рублей, что составило 1,8% от общего объема
инвестиций крупных и средних предприятий в экономику республики.
     Несмотря   на  тенденции  к  обновлению  основных  фондов  в  организациях
продолжает  сокращаться  парк  основных строительных машин и увеличиваться доля
машин  и  механизмов  с истекшим сроком службы. Однако необходимо отметить, что
доля  изношенных башенных кранов и кранов на гусеничном ходу сократилась за три
последних года на 7,6%, автогрейдеров - на 2,9%.
     Недостаточное   поступление   новых   основных  фондов,  сдерживая  замену
устаревших,  изношенных,  ведет к простоям в связи с ремонтами, росту затрат на
поддержание работоспособного состояния оборудования, увеличению объемов ручного
труда и, в конечном счете, к удорожанию стоимости строительной продукции.
     Одним  из основных источников пополнения бюджетов предприятий собственными
инвестиционными ресурсами является прибыль.
     На 1 декабря 2005 года сальдированный финансовый результат в строительстве
составил  701,9  млн. рублей (102,9% к соответствующему периоду прошлого года).
Доля  убыточных организаций в строительстве составила 29%, убыток нерентабельно
работающих предприятий - 269,2 млн. рублей (уменьшился по сравнению аналогичным
периодом 2004 года на 52%).
     Неустойчивое  финансовое  положение  приводит  к  банкротству и ликвидации
предприятий,   в   результате   чего   сокращается   численность  работающих  в
строительстве.  В крупных и средних строительных предприятиях по состоянию на 1
декабря 2005 года было занято 60,4 тыс. человек (по сравнению с соответствующим
периодом  2004  года численность работников уменьшилась на 5,2%). В то же время
среднемесячная  заработная  плата в крупных и средних строительных организациях
за  январь-ноябрь  2005  года  составила 7639 рублей, что более чем на 10% выше
среднереспубликанского  значения.  По сравнению с соответствующим периодом 2004
года среднемесячная заработная плата возросла на 23,4%.
     По-прежнему  нерешенной остается проблема неплатежей в строительстве. В то
же  время  в состоянии взаиморасчетов организаций можно отметить ряд позитивных
моментов. Так, начиная с 2003 года прослеживается снижение объемов кредиторской
задолженности,  в  том  числе и просроченной, уменьшаются объемы и просроченной
дебиторской задолженности.
     Финансовое  положение  предприятий отрасли сказывается на оплате труда его
работников.  Оборотные  активы  предприятий,  как  правило,  в  первую  очередь
направляются   на  погашение  накопленной  в  предыдущие  периоды  просроченной
задолженности  по  заработной  плате.  В 2005 году отмечается резкое сокращение
числа  организаций,  имеющих  задолженность по заработной плате (в 2,2 раза), а
сумма задолженности уменьшилась в течение года на 102,4 млн. рублей.
     Важнейшими задачами, которые были поставлены перед строительной отраслью в
Послании  Президента Республики Башкортостан народу и Государственному Собранию
-  Курултаю  -  Республики Башкортостан "Стратегия Башкортостана - созидание во
благо  народа  (О  положении в республике и основных направлениях ее развития в
2005 году)", являются следующие:
     активизация   деятельности   по   финансовому   оздоровлению  строительных
организаций  и  предприятий  по производству строительных материалов, повышение
эффективности их работы;
     преодоление  монополистических  тенденций и развитие здоровой конкурентной
среды;
     совершенствование системы ценообразования.
     Строительная   отрасль   определена   как   одно   из   ключевых   звеньев
социально-экономического    развития   республики   и   дальнейшего   повышения
благосостояния населения.
     Успехи  строительного  комплекса Республики Башкортостан за последние годы
свидетельствуют  о  том, что многотысячный коллектив отрасли способен двигаться
по  пути  прогресса,  повышать эффективность капитального строительства, решать
поставленные задачи.

     2. Цели Стратегии

     Цели Стратегии:
     совершенствование  экономики строительной отрасли и формирование динамично
растущего  потенциала,  способного  обеспечить  повышение конкурентоспособности
строительной  продукции,  а  также уровня благосостояния населения и стандартов
проживания;
     обеспечение      эффективного      воспроизводства      и     модернизации
материально-технической базы строительной отрасли.
     Стратегия ориентирована на:
     реализацию  соответствующих  федеральных и республиканских программ и рост
инвестиций  в  области  градостроительства,  обустройства  сельских  населенных
пунктов;
     удовлетворение  спроса на жилье, повышение уровня обеспеченности населения
современными  объектами  социального  назначения  (здравоохранения,  культуры и
спорта, образования, бытовой принадлежности и др.).
     Стратегия также предусматривает создание обновленного потенциала мощностей
и   материально-технической   инфраструктуры  строительной  отрасли  на  основе
внедрения   инновационных   технологий,  современных  архитектурно-строительных
систем, объемно-планировочных и конструктивных решений.

     3. Основные задачи Стратегии

     Для достижения целей Стратегии необходимо решение следующих задач:
     а)  в  области градостроительства - определение градообразующих факторов и
на   их  основе  перспективное  планирование  городской  застройки,  достижение
сбалансированных  объемов  жилищного  фонда,  мощностей  объектов  социальной и
инженерной инфраструктуры, сохранение исторического, самобытного облика городов
республики, восстановление и поддержание экологического равновесия.
     Для решения указанных задач необходимо обеспечить:
     разработку  государственной  градостроительной  политики,  направленной на
устойчивое развитие районов и городов, республики в целом;
     территориальное    планирование    и   градостроительное   зонирование   в
соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации;
     разработку   республиканской  целевой  программы  развития  архитектуры  и
градостроительства;
     информационную поддержку градостроительной деятельности;
     развитие    и    совершенствование   республиканского   градостроительного
законодательства   и   нормативно-технического   обеспечения  градостроительной
деятельности;
     развитие рынков недвижимости, усовершенствование механизма платы за землю;
     предоставление  земельных  участков  для  целей  строительства  только  по
результатам конкурсных торгов.
     Приоритетным  направлением градостроительной деятельности на муниципальном
уровне  должна  стать  комплексная  реконструкция  существующей застройки путем
сноса  и  замены  ветхих  зданий современными, реконструкции жилой и уплотнения
промышленной  застройки,  модернизации  объектов  инженерной  инфраструктуры  и
социального назначения;
     б)      в      области      архитектуры     -     обеспечение     единства
архитектурно-пространственной  среды,  сохранение  культурного и архитектурного
наследия, разработка архитектурно-строительных комплексов нового поколения.
     Для решения указанных задач необходимо обеспечить:
     развитие регионального своеобразия архитектурно-пространственной среды;
     создание  комфортных и экономичных в эксплуатации жилых помещений с учетом
потребностей  различных  слоев  и  групп населения и государственных социальных
стандартов;
     развитие  типологии  жилища  в  соответствии  с потребностями модернизации
существующего  жилищного  фонда  в  домах  первых массовых серий с обеспечением
надежного и безопасного проживания населения;
     разработку     архитектурно-строительных    систем    нового    поколения,
обеспечивающих  высокое  качество и широкие возможности организации внутреннего
пространства;
     реставрацию  и  восстановление  исторических,  культурных  и архитектурных
памятников, исторической части городов;
     формирование    средствами   архитектуры   и   проектных   решений   среды
жизнедеятельности,   доступной  для  инвалидов  и  других  маломобильных  групп
населения;
     в)  в  жилищном  строительстве  -  переход к интенсивному восстановлению и
воспроизводству  жилищного  фонда  и  инженерных  систем на основе разработки и
реализации эффективных программ.
     Для решения указанной задачи необходимо обеспечить:
     увеличение   объемов   строительства   жилья   и   плотности  застройки  в
соответствии с нормами градостроительного проектирования;
     разработку  и  реализацию комплексной программы реконструкции жилых зданий
первых массовых серий.
     В  прогнозируемом периоде (до 2010 года) произойдут качественные изменения
в  сфере  строительства  и  реконструкции  жилья:  будет  осуществлен переход к
проектированию  и  строительству энергоэффективных домов из экологически чистых
материалов  и  конструкций,  продолжено  строительство  частных  жилых  домов в
пригородных  зонах  и сельской местности, жилых домов повышенной комфортности в
городах.
     Для  решения  вопросов,  связанных  с  обеспечением  населения  социальным
жильем,  необходимо  использовать  как  вновь  построенный,  так и существующий
жилищный  фонд  с  обязательной  реконструкцией  (повышение уровня комфортности
квартир  и  энергоэффективности  жилых  домов, развитие сети объектов сервиса в
районах жилой застройки).
     Задача  повышения  уровня  жизни  и  качества проживания населения требует
ввода в действие жилья к 2010 году не менее 1,8 млн. кв. м, а за 2006-2010 годы
суммарно 8,2 млн. кв. м за счет строительства коммерческого и социального жилья;
     г)  в  строительстве объектов производственного и социального назначения -
создание   новых   и   реконструкция   действующих  объектов  с  использованием
универсальных  объемно-планировочных  и  конструктивных решений, обеспечивающих
быструю приспосабливаемость зданий и сооружений к изменениям их функционального
назначения и технологических процессов.
     Для решения указанных задач необходимо обеспечить:
     разработку рациональных унифицированных параметров зданий и сооружений;
     применение  эффективных  материалов,  в  том  числе высокопрочных бетонов,
легких  ячеистых  бетонов, клееной древесины, легких металлических конструкций,
полимерных изделий, негорючих эффективных утеплителей и т.д.;
     строительство    общественных   зданий   многопрофильного   использования,
адаптированных    к   местоположению,   демографической   ситуации   и   другим
условиям;
     сокращение сроков строительства зданий и сооружений;
     снижение приведенной массы зданий;
     использование типовых проектов;
     для  карстоопасных  районов - применение технических решении, технологий и
оборудования  и  целях  усиления  оснований  и фундаментов зданий и сооружений,
использование методов предупреждения их деформации;
     д)  в  производстве строительных материалов - обеспечение республиканского
строительного  рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и
конструкциями,   способными   конкурировать  с  импортной  продукцией,  снижать
стоимость   строительства   и   эксплуатационных   затрат,   улучшать   условия
проживания.
     Для решения указанной задачи необходимо обеспечить:
     обновление   основных   фондов   предприятий,   производящих  строительные
материалы,   с   переходом   на   более   высокий   уровень   их   технического
оснащения;
     выпуск  высококачественных  конкурентоспособных  строительных материалов и
изделий;
     снижение  ресурсоемкости, энергетических и трудовых затрат на изготовление
продукции;
     повышение  производительности  труда  за  счет  максимальной механизации и
автоматизации производственных процессов;
     рациональное  использование  минеральных природных ресурсов и вовлечение в
производство промышленных отходов;
     привлечение   инвестиций,   необходимых   для   модернизации   действующих
производств, введения новых мощностей и их эффективной эксплуатации.
     Благодаря   реализации   приоритетных  направлений  развития  строительной
отрасли  должно  быть  обеспечено  производство  следующих  видов  строительных
материалов, изделий и конструкций:
     высокоэффективные  теплоизоляционные  материалы,  изготовленные  на основе
минеральной и стекловаты;
     новые  виды вяжущих (сухих строительных смесей) и цементов, обеспечивающих
высокое  качество  при  производстве  бетонных,  железобетонных  конструкций  и
изделий, а также при выполнении отделочных работ;
     мягкие   кровельные   материалы   на   основе  атмосферостойких  составов,
обеспечивающих высокую долговечность и морозостойкость;
     высококачественный  лицевой  кирпич,  изделия  из ячеистых бетонов, гипса,
природного камня;
     современные  отделочные  материалы:  облицовочная  керамическая плитка для
пола  и  стен,  линолеум,  архитектурное,  декоративное  и  закаленное  стекло,
строительный триплекс и др.

     4. Научно-техническое обеспечение реализации Стратегии

     Развитие  научно-технического  прогресса  и  инновационной  деятельности в
строительстве  должно  обеспечить  повышение  качества  строительной продукции,
надежности,   безопасности,   функциональной   и  эстетической  комфортности  и
эксплуатационной   экономичности   зданий   и   сооружений,  а  также  развитие
архитектурно-строительной   среды   жизнедеятельности   человека   до   уровня,
соответствующего  современным  достижениям социально благополучных и технически
развитых стран.
     Для реализации указанных задач необходимо обеспечить:
     выработку   научно   обоснованных  рекомендаций  по  стратегическим  целям
научно-технической  политики в области строительства, приоритетным направлениям
строительной науки и эффективным механизмам их реализации;
     проектирование конкурентоспособных по качеству и цене типов зданий;
     разработку   материалов   и   изделий   с  учетом  современных  требований
безопасности, эргономики, гигиены и т.д.;
     разработку  и  внедрение  в  строительную отрасль электронных баз данных и
сетей,  обеспечивающих  выход на товарные рынки, рынки услуг и инноваций, рынки
капиталов и трудовых ресурсов;
     информационно-аналитическое  сопровождение  по  вопросам ценообразования и
научно-технического прогресса в строительной отрасли;
     снижение  массы  строительных  конструкций,  изделий, материалов, зданий и
сооружений и, как следствие, сокращение транспортных расходов;
     выпуск  новых высококачественных строительных материалов и изделий с целью
вытеснения   со   строительного   рынка  более  дорогих  аналогичных  импортных
материалов и изделий;
     оснащение  квалифицированных рабочих-строителей современным инструментом в
целях повышения производительности их труда;
     разработку  и  внедрение систем стратегического планирования, маркетинга и
финансового  менеджмента  в  деятельность строительных и проектных организаций,
предприятий по производству строительных материалов.

     5. Кадровое обеспечение реализации Стратегии

     Первоочередной  задачей в области подготовки и переподготовки специалистов
строительной   отрасли   является  создание  соответствующей  системы  на  базе
аккредитованных   центров  (учреждений  высшего  и  среднего  профессионального
образования строительного профиля).
     Для этого необходимо:
     проводить  ежегодный  анализ потребности отрасли в специалистах, оценивать
уровень   их   квалификации   по   видам   деятельности  с  учетом  современных
технологических требований;
     направлять  специалистов  строительной  отрасли  в  учреждения  высшего  и
среднего профессионального образования, закрепленные за основными строительными
предприятиями и организациями республики;
     определить возможности трудоустройства специалистов строительной отрасли;
     способствовать  развитию  социального  партнерства  между  предприятиями и
организациями  строительного  комплекса  республики  и  учебными  центрами  для
дальнейшего    сотрудничества    в    сфере    подготовки    и   переподготовки
квалифицированных строительных кадров;
     участвовать  в  разработке  современных программ обучения, направленных на
приведение  содержания и структуры профессионального образования в соответствие
с профильностью отрасли, номенклатурой строительных специальностей.

     6. Обеспечение экологической безопасности и снижения отрицательного
     воздействия строительной отрасли на окружающую среду

     Влияние  деятельности  строительной  отрасли на состояние окружающей среды
происходит по трем основным направлениям:
     при использовании природных ресурсов в производственном процессе;
     при   использовании   территории   и   пространства   (земельные  участки,
геологическая  среда  и  др.);  при  выбросах  в  окружающую среду промышленных
отходов.
     Для  обеспечения  экологической  безопасности  и  снижения  отрицательного
воздействия строительной отрасли на окружающую среду необходимо:
     решить  проблемы, связанные с утилизацией твердых промышленных отходов, их
переработкой и вовлечением в строительное производство;
     рекультивировать земли, нарушенные в результате строительства;
     внедрить    технологии    малоотходного   и   безотходного   производства,
обеспечивающие сокращение вредных выбросов;
     предотвратить    шумовое   загрязнение   путем   реализации   шумозащитных
мероприятий, применения зонирования по уровням шума и т.д.

     7. Повышение конкурентоспособности строительной продукции

     Повышение  конкурентоспособности строительной продукции требует проведения
следующих крупных преобразований:
     реформирование организаций и предприятий строительной отрасли;
     поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в строительной
сфере;
     создание  и  развитие  крупных  интегрированных  структур  в  строительном
комплексе республики.
     Реформирование    организаций    и    предприятий   строительной   отрасли
предполагает:
     финансовую   реструктуризацию   активов,   в   том  числе  мероприятия  по
обеспечению    конкурентоспособности    продукции    за    счет   снижения   ее
себестоимости;
     реструктуризацию  имущественных  активов  путем  вовлечения  в оборот всех
имеющихся нематериальных и материальных активов;
     совершенствование корпоративного управления;
     организационно-управленческую реструктуризацию, в рамках которой предстоит
определить  правовой  статус,  порядок  и  условия  создания холдингов и других
интегрированных структур;
     ускорение процесса акционирования государственных унитарных предприятий;
     создание  единого  имущественного  комплекса,  состоящего из предприятия и
ранее   предоставленного  ему  земельного  участка,  что  позволит  значительно
повысить  капитализацию  предприятия  и  приведет  к  росту  его инвестиционной
привлекательности.
     Поддержка субъектов малого предпринимательства, действующих в строительной
сфере, предполагает:
     формирование соответствующей нормативно-правовой базы;
     приоритетное развитие малых и средних организаций.
     Создание  и  развитие  крупных  интегрированных  структур  в  строительном
комплексе республики предполагают:
     создание  условий,  способствующих  укрупнению бизнеса, развитию процессов
интеграции,   модернизации,   техническому  и  технологическому  перевооружению
отрасли;
     ориентацию  на  решение  задач,  соответствующих  стратегии  долгосрочного
экономического развития.
     Кроме  того, проблема повышения конкурентоспособности требует решения ряда
научно-технических,  производственно-экономических,  социальных и экологических
задач, а именно:
     развития инновационного потенциала строительной отрасли;
     повышения технического уровня и качества строительной продукции;
     разработки  и  промышленного  освоения  экологически  чистых  строительных
материалов,   конструкций  и  изделий,  обеспечивающих  снижение  себестоимости
продукции;
     создания строительных машин и техники, при помощи которых будут внедряться
современные ресурсосберегающие технологии;
     внедрения  международных  стандартов менеджмента качества (серии ISO-9000,
9001);
     обеспечения    приоритетности    государственной    поддержки   наукоемких
технологий.

     8. Государственное регулирование реализации Стратегии

     Проведение  структурного регулирования и модернизации строительной отрасли
должно  опираться  на  систему  регуляторов  и инструментов: финансово-ценовых,
нормативно-правовых и др.
     Финансово-ценовые регуляторы строительной продукции включают:
     ценовой контроль государства и индексацию цен в строительной отрасли;
     формирование    индексов-дефляторов   на   строительно-монтажные   работы,
строительные материалы и строительную технику.
     Новой   системой  ценообразования  в  Российской  Федерации  предусмотрено
формирование  на  федеральном  уровне  государственных элементных сметных норм,
которые  достаточны  для  разработки  и  внедрения  новых сметных нормативов на
территориальном  уровне. Разработка этих нормативов осуществляется региональным
центром по ценообразованию в строительстве ОАО "Башкирский инвестиционный дом".
     Для  развития  республиканского  ценообразования  в  строительной  отрасли
целесообразно:
     осуществлять   утверждение   разработанных  в  дополнение  к  существующим
территориальным  единым  расценкам  (далее  -  ТЕР)  сборников  сметных  цен на
материалы, изделия и конструкции;
     организовать  утверждение разработанных ТЕР-2001 (дополнения и изменения в
новой сметно-нормативной базе) по новым технологиям;
     осуществлять  постоянное методическое обеспечение процесса ценообразования
в строительстве;
     приступить   к   разработке   укрупненных  норм  и  расценок  (показателей
стоимости)  на строительные работы (на здания жилищно-гражданского назначения),
на  наружные  инженерные сети (строительство и реконструкция), на автомобильные
дороги, мосты, путепроводы и искусственные сооружения.
     Нормативно-правовые регуляторы обеспечивают государственный контроль через
систему   строительных  норм,  лицензирование,  стандартизацию  и  сертификацию
продукции на всех этапах строительства.
     Основной  задачей  технического  регулирования  в  строительстве  является
проведение коренной реформы системы технического нормирования, стандартизации и
сертификации  продукции  строительного  назначения в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании".
     Ослабление   государственного   регулирования   в   области   технического
нормирования в строительной отрасли, как правило, приводит к ухудшению качества
строительной продукции, необоснованным градостроительным решениям.
     Для устранения этих негативных тенденций необходимо:
     при  лицензировании  проектирования,  строительства и инженерных изысканий
первоочередное  внимание  уделять  обеспечению  эффективного  взаимодействии  с
органами  Госархстройнадзора,  Главгосэкспертизы,  Жилищной  инспекции, другими
контрольными и надзорными органами;
     ужесточить  требования при проверке деятельности проектных, изыскательских
и  строительных  организаций,  осуществляющих лицензируемые виды деятельности в
сложных   условиях,  в  частности,  на  территориях,  подверженных  затоплению,
подтоплению, оползням, карстовым процессам и др.;
     при  проведении  экспертизы  предпроектной и проектной документации особое
внимание    уделять   вопросам   экономической   эффективности,   рационального
использования   бюджетных   средств,  энерго-  и  ресурсосбережения,  внедрения
прогрессивных технологий, современных конструкций и материалов;
     осуществлять     сертификацию     продукции    строительного    назначения
аккредитованными  органами  в  обязательной форме подтверждения соответствия по
номенклатуре материалов, изделий и конструкции, от которых зависит безопасность
жизнедеятельности людей и охрана окружающей среды;
     обеспечить   непрерывность   государственного   архитектурно-строительного
надзора на всех стадиях проектирования и строительства.

     9. Механизм и условия реализации Стратегии

     Основным   механизмом   реализации  Стратегии  является  комплекс  мер  по
активизации       инвестиционной       деятельности       в      строительстве,
включающий:
     концентрацию   государственных   инвестиций  на  объектах,  обеспечивающих
внедрение  новых градостроительных принципов, архитектурно-строительных систем,
технологических, объемно-планировочных и конструктивных решений;
     повышение   качества   управления  инвестициями,  привлеченными  в  рамках
республиканской   адресной   инвестиционной  программы  и  федеральных  целевых
программ,  направленных  на  повышение  благосостояния  населения  республики и
конкурентоспособности строительной продукции;
     дальнейшее внедрение механизма ипотечного жилищного кредитования;
     совершенствование и расширение лизинговой деятельности;
     активное   вовлечение   в  хозяйственный  оборот  объектов  незавершенного
строительства;
     разработку и внедрение мероприятий по стимулированию вовлечения сбережений
населения в инвестиционный процесс;
     загрузку простаивающих производственных мощностей;
     уменьшение   числа   посредников   между  инвесторами,  производителями  и
потребителями строительной продукции;
     усиление инновационной направленности инвестиционной деятельности;
     совершенствование  государственного  управления пакетами акций акционерных
обществ;
     вывод   из   хозяйственного   оборота   неиспользуемых   основных  фондов,
регулирование применения ускоренной амортизации;
     контроль   и   гибкое  государственное  регулирование  процесса  внедрения
импортных технологий при реализации инвестиционных проектов.

     10. Прогноз развития строительной отрасли Республики Башкортостан
     до 2010 года

     С учетом ожидаемых результатов реализации Стратегии в строительной отрасли
республики до 2010 года прогнозируются:
     рост   объемов  строительно-монтажных  работ  по  договорам  строительного
подряда - на 6-8% в год;
     ввод в действие жилых домов - около 1,8 млн. кв. м в 2010 году;
     рост объема производства основных видов строительных материалов, изделий и
конструкций - в 1,4-1,8 раза;
     увеличение доли предприятий, производящих инновационную продукцию, в общем
количестве   предприятий,   производящих   строительные  материалы,  изделия  и
конструкции,  -  до  12-15%  (в  общем  числе  строительных  организаций  -  до
8-10%);
     снижение  доли импортных строительных материалов в среднем по отрасли - до
4-5%.

     11. Социально-экономическая эффективность реализации Стратегии

     Развитие  строительной  отрасли  республики  должно  привести к увеличению
налогооблагаемой  базы организаций и предприятий, обеспечив при этом увеличение
объемов  прибыли,  налоговых  платежей  в бюджеты всех уровней и поступлений во
внебюджетные фонды.
     Должна быть решена одна из важнейших социальных задач - задача обеспечения
комфортным жильем населения Республики Башкортостан.
     Внедрение прогрессивных и ресурсосберегающих технологий позволит сократить
сметную  стоимость  сооружаемых  объектов,  повысить  эффективность капитальных
вложений,  увеличить  поставки продукции предприятий, производящих строительные
материалы,  в  соседние  регионы,  ослабить  зависимость  отрасли  от импортной
продукции.
     Реализация   Стратегии   обеспечит   достижение   основных   экономических
показателей  развития  строительной  отрасли и поднимет ее на качественно новый
уровень.

Информация по документу
Читайте также