Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Башкортостан от 27.12.2006 № 381

                              ПОСТАНОВЛЕНИЕ
                 ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

      О Программе "Качество и безопасность товаров и услуг
      в Республике Башкортостан" на 2006 - 2008 годы

      В  целях  защиты  прав  потребителей,  совершенствования системы
 управления  качеством  и  безопасностью  товаров  и  услуг, повышения
 конкурентоспособности    продукции   республиканских   производителей
 Правительство Республики Башкортостан постановляет:
      1.  Утвердить  прилагаемую  Программу  "Качество  и безопасность
 товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2006 - 2008 годы (далее
 - Программа).
      2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по
 реализации Программы.
      3.  Контроль  за  выполнением Постановления возложить на Аппарат
 Правительства Республики Башкортостан.

     Премьер-министр Правительства
     Республики Башкортостан         Р.Байдавлетов

27 декабря 2006 г.
N 381




                                                            Утверждена
                                          Постановлением Правительства
                                               Республики Башкортостан
                                           от 27 декабря 2006 г. N 381

                               ПРОГРАММА
               "КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ В
              РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" НА 2006 - 2008 ГОДЫ

      Содержание

      Паспорт Программы
      Введение
      1.  Содержание  проблемы  и обоснование необходимости ее решения
 программными методами
      2. Цели и задачи Программы
      3. Направления реализации Программы
      3.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг)
      3.2. Менеджмент качества
      3.3. Совершенствование и инновации
      3.4. Ориентация на потребителя
      3.5. Добровольное подтверждение соответствия
      3.6. Развитие партнерства
      3.7.    Информационное    обеспечение   реализации   программных
 мероприятий
      4. Система программных мероприятий

                                Паспорт
                               Программы

Наименование Программы     Программа  "Качество  и   безопасность
                           товаров      и     услуг  в Республике
                           Башкортостан" на 2006 - 2008 годы

Основание для разработки   Послание     Президента     Республики
Программы                  Башкортостан народу и Государственному
                           Собранию   -   Курултаю  -  Республики
                           Башкортостан "К новому качеству  жизни
                           людей (О положении   в   республике  и
                           основных    направлениях ее развития в
                           2006 году)"

Государственный заказчик   Правительство Республики Башкортостан
Программы

Основные    разработчики   Министерство           промышленности,
Программы                  инвестиционной     и     инновационной
                           политики Республики Башкортостан;
                           федеральное государственное учреждение
                           Центр   стандартизации,   метрологии и
                           сертификации Республики Башкортостан

Цели и задачи Программы    Цели:
                           постоянное      совершенствование    и
                           эффективная реализация государственной
                           политики     Республики Башкортостан в
                           области качества;
                           обеспечение     динамичного   развития
                           экономики республики;
                           устойчивое     развитие     Республики
                           Башкортостан   на   пути  к  реальному
                           благополучию,             непрерывному
                           поступательному    повышению  качества
                           жизни;
                           повышение        конкурентоспособности
                           организаций республики путем внедрения
                           в производство  современных технологий
                           и методов управления качеством;
                           внедрение       во      все      сферы
                           жизнедеятельности           Республики
                           Башкортостан     новых      технологий
                           управления,       международных      и
                           национальных стандартов по менеджменту
                           качества,    охране  окружающей среды,
                           социальной            ответственности,
                           здравоохранению, образованию и др.;
                           создание  предпосылок  для   всеобщего
                           постоянного   стремления   к повышению
                           качества продукции (товаров, услуг)

                           Задачи:
                           создание                экономических,
                           организационных и  социальных условий,
                           способствующих    повышению качества и
                           конкурентоспособности        продукции
                           (товаров, услуг);
                           повышение       экспортного потенциала
                           товаропроизводителей        Республики
                           Башкортостан;
                           динамичное                    развитие
                           конкурентоспособности       Республики
                           Башкортостан в условиях     вступления
                           России     во     Всемирную   торговую
                           организацию;
                           внедрение   в  организациях республики
                           систем       менеджмента качества и их
                           независимое  подтверждение российскими
                           и зарубежными        сертификационными
                           органами;
                           подготовка, переподготовка и повышение
                           квалификации специалистов, действующих
                           в области качества;
                           информационно-методическая   поддержка
                           организаций республики       в решении
                           проблем     качества    и     делового
                           совершенствования;
                           формирование   обстановки общественной
                           нетерпимости   к    низкому   качеству
                           продукции (товаров, услуг)

Важнейшие        целевые   Создание условий для активизации работ
индикаторы и показатели    по          повышению       качества и
                           конкурентоспособности        продукции
                           (товаров,     услуг)   республиканских
                           производителей;
                           внедрение современных     технологий и
                           оборудования в организациях;
                           удвоение       числа   республиканских
                           организаций, сертифицировавших систему
                           менеджмента  качества  на соответствие
                           требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001;
                           организация  мониторинга эффективности
                           реализации программных мероприятий;
                           создание     условий    для   обучения
                           руководителей  и персонала организаций
                           по вопросам     внедрения       систем
                           менеджмента качества

Сроки         реализации   Программа     будет  реализовываться в
Программы                  течение 2006 - 2008 годов

Объемы     и   источники   Программа будет     реализовываться за
финансирования Программы   счет собственных средств организаций

Ожидаемые       конечные   Повышение        конкурентоспособности
результаты    реализации   Республики Башкортостан,   рейтинга ее
Программы  и  показатели   инвестиционной привлекательности;
ее            социально-   совершенствование             качества
экономической              технологических    процессов,   выпуск
эффективности              конкурентоспособной         продукции,
                           расширение рынков ее сбыта;
                           подготовка организаций    республики к
                           работе    в условиях членства России в
                           ВТО;
                           рост   количества организаций, имеющих
                           сертифицированные  системы менеджмента
                           качества на соответствие международным
                           стандартам;
                           развитие      республиканской  системы
                           подготовки    специалистов   в области
                           качества,  направленной  на соединение
                           теоретической      и      практической
                           подготовки;
                           снижение    количества контрафактной и
                           фальсифицированной        продукции на
                           потребительском рынке республики

                                Введение

      Программа  "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике
 Башкортостан"  на  2006 - 2008 годы (далее - Программа) разработана в
 соответствии  с Посланием Президента Республики Башкортостан народу и
 Государственному  Собранию  -  Курултаю  - Республики Башкортостан "К
 новому  качеству  жизни  людей  (О  положении в республике и основных
 направлениях ее развития в 2006 году)".
      Программа   является   логическим  продолжением  Республиканской
 программы "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг на
 2002  - 2005 годы", вторым этапом реализации государственной политики
 республики в области качества.
      В Программе используются следующие основные понятия:
      ISO   9000   -   серия   международных  стандартов  по  системам
 менеджмента качества;
      ISO   14000   -   серия  международных  стандартов  по  системам
 экологического менеджмента;
      OHSAS  18001  -  стандарт "Системы управления охраной здоровья и
 безопасностью   персонала.  Требования  и  руководство  Международной
 организации труда ILO-OSH 2001";
      бенчмаркинг  -  сравнительный  анализ  эффективности объектов на
 основе  системы  взаимосвязанных показателей, в том числе показателей
 бизнес-процессов,   сравнение  с  лучшими  достижениями,  определение
 эффективности  работы организации (на основе согласованных параметров
 для сравнения ее с другими организациями);
      интегрированная система менеджмента, соответствующая требованиям
 международных  стандартов ISO 9000, ISO 14000, OHSAS 18001, - система
 менеджмента  для  руководства  и управления применительно к качеству,
 окружающей  среде,  охране здоровья и безопасности персонала в рамках
 единой интегрированной системы управления (менеджмента) организацией;
      система   менеджмента   качества   -   система  менеджмента  для
 руководства и управления организацией применительно к качеству;
      система    экологического    менеджмента   (система   управления
 окружающей средой) - часть общей системы административного управления,
 которая  включает  в  себя  организационную  структуру, планирование,
 ответственность,  методы,  процедуры, процессы и ресурсы, необходимые
 для   разработки,   внедрения,   реализации,  анализа  и  поддержания
 экологической политики;
      ХАССП  (НАССР  -  Hazard  Analysis  Critical  Control  Points) -
 система    определения   рисков,   опасных   факторов,   установления
 критических   контрольных   точек   по   всей  цепочке  изготовления,
 допустимых пределов и контроль в целях исключения или снижения рисков
 (предупредительный  метод,  используемый в пищевой промышленности как
 гарантия безопасности производимых продуктов питания).

           1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
                    ее решения программными методами

      Система    бездефектного    изготовления    продукции,   система
 бездефектного   труда,   комплексная   система  управления  качеством
 продукции,    система   менеджмента   качества   в   соответствии   с
 международными стандартами ИСО серии 9000 - важнейшие этапы в решении
 проблемы  качества,  пройденные Российской Федерацией за последние 50
 лет.
      Международная   сертификация  субъектов  рынка  и  их  персонала
 является    неотъемлемой   составляющей   современных   инновационных
 процессов   и   повышения   капитализации,  текущей  и  перспективной
 конкурентоспособности организаций и экономики страны в целом.
      Республиканские         конкурентоспособные        производства,
 соответствующие   международному  уровню  качества,  сосредоточены  в
 основном в городах: Уфе, Стерлитамаке, Салавате, Нефтекамске, Туймазы,
 Белорецке.
      В  связи  с предстоящим вступлением России во Всемирную торговую
 организацию  (далее  -  ВТО)  для  российских  организаций  важнейшее
 значение   приобретает   повышение   уровня   ответственности   перед
 потребителями  продукции  (товаров, услуг), обусловленное введением в
 действие глобальных технических регламентов.
      Предстоящее  вступление России в ВТО может осложнить ситуацию на
 внутреннем рынке, привести к увеличению поставок на российский рынок,
 в том числе и в Республику Башкортостан, продукции и услуг зарубежных
 фирм.  Оптимальное  соотношение  "цена  -  качество", характерное для
 большей части продукции импортного производства, существенно обострит
 конкуренцию  на  внутреннем рынке. Противостоять внешним и внутренним
 конкурентам   организации  смогут  только  при  условии  производства
 качественной  продукции. Реализация настоящей Программы направлена на
 включение  отечественного  производителя  в мировые процессы поставок
 финансовых и иных ресурсов, товаров и услуг.
      Федеральный  закон  "О техническом регулировании" обязывает всех
 производителей  и потребителей продукции (товаров, услуг) применять в
 России технические регламенты, которые в свою очередь тесно связаны с
 международными стандартами.
      Цель  международных  стандартов - обеспечение заданного качества
 продукции   (товаров,   услуг)  благодаря  использованию  современных
 методов  расчета  рисков, повышению организованности, ответственности
 персонала   и   руководства   организаций.  Применение  международных
 стандартов  повышает  конкурентоспособность, снижает издержки и риски
 не только отдельных организаций, но и отраслей и регионов.
      Современные  системы  менеджмента  качества  -  это  не  столько
 технические системы, сколько социальные. Их внедрение позволит каждой
 организации  самостоятельно  решать  многие  проблемы  качества жизни
 членов  трудового  коллектива,  окажет  положительное  воздействие на
 другие  организации  и  общество  в  целом. Повсеместное применение и
 совершенствование  таких  систем  обеспечит достижение стратегических
 целей  в  области  качества  и  устойчивого  социально-экономического
 развития Республики Башкортостан, формирования нового качества жизни,
 соответствующего требованиям рыночной экономики.
      Экономический  рост  республики  должен  достигаться как за счет
 прироста  валового регионального продукта, так и за счет увеличения в
 нем доли качественной продукции и развитой сферы услуг.

                       2. Цели и задачи Программы

      Всеобщее  стремление  к  качеству,  настоящая приверженность ему
 должны стать смыслом деятельности каждого производителя.
      В этой связи основными целями Программы являются следующие:
      постоянное    совершенствование    и    эффективная   реализация
 государственной политики Республики Башкортостан в области качества;
      обеспечение динамичного развития экономики республики;
      устойчивое  развитие Республики Башкортостан на пути к реальному
 благополучию, непрерывному поступательному повышению качества жизни;
      повышение  конкурентоспособности  организаций  республики  путем
 внедрения  в производство современных технологий и методов управления
 качеством;
      внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан
 новых  технологий управления, международных и национальных стандартов
 по   менеджменту   качества,   охране  окружающей  среды,  социальной
 ответственности, здравоохранению, образованию и др.;
      создание  предпосылок  для  всеобщего  постоянного  стремления к
 повышению качества.
      Для  достижения  поставленных целей необходимо решение следующих
 задач:
      создание  экономических,  организационных  и социальных условий,
 способствующих повышению качества и конкурентоспособности продукции
 (товаров, услуг);
      повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики
 Башкортостан;
      динамичное     развитие     конкурентоспособности     Республики
 Башкортостан в условиях вступления России в ВТО;
      внедрение  в организациях республики систем менеджмента качества
 и    их   независимое   подтверждение   российскими   и   зарубежными
 сертификационными органами;
      подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов,
 действующих в области качества;
      информационно-методическая  поддержка  организаций  республики в
 решении проблем качества и делового совершенствования;
      формирование  обстановки  общественной  нетерпимости  к  низкому
 качеству продукции (товаров, услуг).

                  3. Направления реализации Программы

      3.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг)

      Данное  направление реализации Программы предполагает выполнение
 следующих мероприятий:
      техническое  совершенствование  производства,  внедрение  в него
 современных технологических процессов;
      выпуск высококачественных изделий;
      организация  и  проведение республиканских конкурсов и смотров в
 области качества.
      Проведение  таких  конкурсов  в  более чем 30 странах мира стало
 действенным  средством  стимулирования  работ  по повышению качества.
 Специалисты  считают,  что  участие  организаций в данных конкурсах и
 смотрах  -  это  на  10  процентов борьба за победу и на 90 процентов
 объективная оценка своих возможностей.
      Постоянное   участие   организаций   Республики  Башкортостан  в
 выставках,  конкурсах, посвященных вопросам качества, не только носит
 пропагандистский  и  рекламный характер, но и оказывает руководству и
 специалистам  таких организаций методическую помощь, нацеливает их на
 достижение   высоких   результатов   в  области  качества,  позволяет
 определить роль и задачи органов государственной власти и управления,
 общественных объединений в решении проблем в области качества.

      3.2. Менеджмент качества

      Данное  направление реализации Программы предполагает выполнение
 следующих комплексов мероприятий:
      3.2.1.  Разработка  и  внедрение  систем  менеджмента качества в
 администрациях  муниципальных  районов и городских округов Республики
 Башкортостан.
      3.2.2.   Совершенствование   системы   управления   качеством  в
 промышленности, энергетике, здравоохранении, строительной отрасли.
      3.3.3.  Внедрение  и  сертификация систем менеджмента качества в
 организациях  образования,  культуры,  туризма  и  спорта, социальной
 сферы, агропромышленного комплекса.

      3.3. Совершенствование и инновации

      Воспитание  культуры качества является одной из ключевых задач в
 деле   обеспечения   динамичного   социально-экономического  развития
 республики.  В  решении этой задачи должны участвовать исполнительные
 органы   государственной   власти,   органы  местного  самоуправления
 Республики   Башкортостан,   общественные  объединения,  организации,
 средства массовой информации.
      Данное  направление реализации Программы предполагает выполнение
 следующих мероприятий:
      вовлечение населения, особенно молодежи, а также образовательных
 учреждений,  органов  государственной  власти  и  управления, органов
 местного    самоуправления   Республики   Башкортостан   в   активную
 плодотворную работу по повышению качества;
      целевая  подготовка  специалистов  по качеству и соответствующих
 научно-педагогических кадров;
      обучение  руководителей  и  специалистов организаций современным
 формам   и   методам   управления  качеством  выпускаемой  продукции,
 проведение   их   соответствующей   профессиональной  переподготовки,
 оказание  помощи  в  изучении  международных  стандартов  качества  и
 эффективном их использовании.
      В этой связи предусматривается:
      организация  и  проведение  семинаров  по проблемам качества для
 руководителей  различного  уровня,  учебно-практических  семинаров по
 вопросам    внедрения   систем   менеджмента   качества   в   органах
 государственной   власти   и   управления,   местного  самоуправления
 Республики Башкортостан;
      организация    и    проведение   отраслевых,   межотраслевых   и
 межрегиональных   семинаров,   конференций  по  вопросам  менеджмента
 качества,  внедрения  и сертификации систем качества в соответствии с
 международными стандартами ISO 9000, работы в рамках ВТО;
      обеспечение  прохождения  практики  студентами,  обучающимися по
 специальностям:  "Стандартизация",  "Метрология",  "Сертификация",
 "Менеджмент качества";
      осуществление  подготовки  аудиторов  и  специалистов  в области
 качества  с  привлечением  аккредитованных  в  этой области обучающих
 организаций;
      распространение    российского   и   международного   опыта   по
 бенчмаркингу;
      развитие  в  организациях  систем обучения персонала по вопросам
 менеджмента качества.

      3.4. Ориентация на потребителя

      Понятие  качества из старой трактовки "соответствие определенным
 стандартам"    переросло    в   определение   "степень   соответствия
 совокупности  присущих  характеристик требованиям". Удовлетворенность
 потребителей  определяется  как  восприятие ими степени выполнения их
 требований.
      Именно  поэтому  в  условиях  современного  рынка все поставщики
 продукции  (товаров, услуг) ориентируются на требования потенциальных
 потребителей,   стараясь,  чтобы  продукция  в  максимальной  степени
 соответствовала данным требованиям.
      В этой связи предусматривается реализация следующих мероприятий:
      создание   и   обеспечение  функционирования  систем  управления
 качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов НАССР;
      создание  и развитие системы мониторинга качества и безопасности
 продукции (товаров, услуг);
      развитие современной инфраструктуры торговли;
      внедрение  приборного  учета тепла, газа, воды, электроэнергии в
 жилищном секторе.
      При  формировании  механизма  защиты  республиканского  рынка от
 недоброкачественной   и   фальсифицированной   продукции   необходимо
 руководствоваться     принципом     неотвратимости    ответственности
 изготовителя  за  выпуск  такой  продукции. Четкое следование данному
 принципу   будет   способствовать   установлению   устойчивых  связей
 производителя с надежными поставщиками.
      С     этой    целью    необходимо    совершенствовать    систему
 государственного   и   общественного   контроля  и  надзора,  которая
 позволяет     своевременно     выявлять     недоброкачественную     и
 фальсифицированную продукцию и пресекать ее реализацию.

      3.5. Добровольное подтверждение соответствия

      Выполнение   Программы  предусматривает  использование  наиболее
 распространенных  в мировой практике систем добровольной сертификации
 услуг,  в  том  числе  сертификации  персонала  и  услуг  в  жилищно-
 коммунальном комплексе. В этой связи необходимо осуществить системный
 мониторинг качества продукции (товаров, услуг), реализуемой на рынках
 республики,   путем   добровольной   сертификации   и  декларирования
 изготовителем   соответствия   продукции  заявленному  качеству.  Это
 особенно  важно  для  продукции,  дефекты  которой могут обнаружиться
 только в процессе эксплуатации.
      Развитие   добровольной  сертификации  создает  предпосылки  для
 повышения    конкурентоспособности    продукции    (товаров,   услуг)
 республиканских  товаропроизводителей, укрепления производственного и
 технологического  потенциалов,  внедрения  в  производство  передовых
 технологий и мирового опыта хозяйствования в рыночных условиях.
      Развитие  систем  добровольной  сертификации  является  одним из
 механизмов  адаптации организаций, действующих в сфере предоставления
 услуг,  к  работе  в  условиях  возрастающей  импортной конкуренции и
 вступления России в ВТО.

      3.6. Развитие партнерства

      В   данном   направлении   предполагается  реализация  следующих
 мероприятий:
      разработка   и   заключение   соглашения   о   сотрудничестве  и
 партнерстве    между   Правительством   Республики   Башкортостан   и
 общероссийской  общественной  организацией  Всероссийская организация
 качества;
      разработка   и   заключение   соглашения   о   сотрудничестве  и
 партнерстве   между  федеральным  государственным  учреждением  Центр
 стандартизации,  метрологии  и сертификации Республики Башкортостан и
 Торгово-промышленной палатой Республики Башкортостан.

      3.7. Информационное обеспечение реализации
      программных мероприятий

      Увеличение  количества  и объема издаваемых в республике средств
 массовой  информации,  широкое развитие рынка информационно-рекламных
 услуг еще не гарантируют объективности и полноты информации в области
 качества.  Не все издания ориентированы на организации, которые имеют
 реальные  подтверждения  достижений в области качества, к которым нет
 претензий  со стороны контролирующих и надзорных органов. Большинство
 публикаций  об организациях носят чисто рекламный характер. В связи с
 этим  при  выпуске  соответствующих  печатных  изданий,  в  том числе
 каталогов  продукции  (товаров,  услуг), необходима скоординированная
 совместная   работа  организаций,  обладающих  полной  и  объективной
 информацией  в  области качества. Это позволит повысить достоверность
 предоставляемой   потребителям   информации,  более  широко  освещать
 достижения  победителей  различных  конкурсов, наиболее престижным из
 которых  сегодня  является  конкурс  на  соискание  Премий Президента
 Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг).

      4. Система программных мероприятий

N п/п   Наименование мероприятий                Исполнитель             Срок
исполнения,
годы
1       2                               3               4
1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг)
1.1     Участие организаций    республики в конкурсе на
соискание     Премий Правительства РФ в области
качества продукции (товаров, услуг)             республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ   ЦСМ     РБ      (по
согласованию);
организации                     2007 - 2008
1.2     Участие    организаций республики в конкурсе на
соискание        Премий Президента РБ в области
качества продукции (товаров, услуг)             республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
организации                     2006 - 2008
1.3     Организация    и    проведение республиканского
конкурса "Лучшие товары Башкортостана"          республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ   РБ       (по
согласованию);
Башкирское   региональное
отделение    МОО АПК  (по
согласованию);
ООО    "Башкирский  центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
Региональное    отделение
ВОК        в     РБ   (по
согласованию);
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
организации;
общественные объединения        2006 - 2008
1.4     Учреждение     в рамках конкурса "Лучшие товары
Башкортостана" номинаций        "Лучшая система
менеджмента качества" и "Лучший менеджер     по
качеству"                                       ФГУ   ЦСМ   РБ        (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2006,    IV
квартал
1.5.    Участие  организаций РБ в Программе "100 лучших
товаров России"                                 организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ     ЦСМ РБ        (по
согласованию);
ООО   "Башкирский   центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2006 - 2008
1.6     Проведение конкурса     среди журналистов РБ на
лучшее освещение вопросов качества в СМИ        Минпром РБ;
ФГУ ЦСМ РБ            (по
согласованию);
Управление печати РБ;
СМИ РБ                          2006 - 2008
1.7     Проведение     республиканского смотра-конкурса
"Лучшее       предприятие розничной торговли по
реализации       продукции товаропроизводителей
Республики Башкортостан"                        МВЭСТП РБ;
Минпром РБ;
Минсельхоз РБ                   2007,   I -
II кварталы
1.8     Проведение республиканского  конкурса на лучшую
студенческую     работу      по стандартизации,
метрологии и сертификации                       ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию);
Госкоммолодежи РБ;
Башкирское   региональное
отделение    МОО      АПК
(по согласованию);
ООО    "Башкирский  центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
Региональное    отделение
ВОК        в    РБ    (по
согласованию);
учреждения     среднего и
высшего профессионального
образования                     2006 - 2008
1.9     Организация    и     проведение республиканских
конференций, посвященных Всемирному         дню
качества и Европейской неделе качества          ФГУ       ЦСМ     РБ  (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
Региональное    отделение
ВОК         в      РБ (по
согласованию);
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию)               2006 - 2008
1.10    Проведение Дней качества    и смотров-конкурсов
продукции (товаров, услуг)                      организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию)        2006 - 2008
2. Менеджмент качества
2.1     Разработка и внедрение       систем менеджмента
качества в органах местного самоуправления РБ   администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
ФГУ ЦСМ     РБ        (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию)        2008
2.2     Внедрение и сертификация     систем менеджмента
качества в организациях:
2.2.1   промышленности и энергетики                     Минпром РБ;
организации;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО    "Башкирский  центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2006 - 2008
2.2.2   здравоохранения                                 Минздрав РБ;
организации;
ФГУ     ЦСМ   РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию)        2006 - 2008
2.2.3   строительной отрасли                            Минстройтранс РБ;
организации;
ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2006 - 2008
2.2.4   образования                                     Минобразования РБ;
организации;
ФГУ     ЦСМ       РБ  (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО   "Башкирский   центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2007 - 2008
2.2.5   агропромышленного комплекса                     Минсельхоз РБ;
организации;
ФГУ      ЦСМ  РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО    "Башкирский  центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2007 - 2008
2.2.6   сферы туризма и спорта                          Минспорт РБ;
организации;
ФГУ      ЦСМ   РБ     (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2008
2.2.7   социальной сферы                                Минтруд РБ;
организации;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2008
2.2.8   сферы культуры                                  МКНП РБ;
организации;
ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2008
2.3     Внедрение и сертификация  систем экологического
менеджмента     на     соответствие требованиям
международных стандартов ISO 14000              организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2006 - 2008
2.4     Совершенствование систем  менеджмента качества,
действующих в организациях республики           организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ   ЦСМ     РБ      (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ООО ЦКС     "БаСК"    (по
согласованию)                   2006 - 2008
2.5     Оказание методической,        организационной и
консалтинговой помощи   организациям республики
по         вопросам     разработки, внедрения и
сертификации систем менеджмента качества        республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ     ЦСМ    РБ     (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО    ЦКС "БаСК"     (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2006 - 2008
2.6     Внедрение и сертификация интегрированных систем
менеджмента,        соответствующих требованиям
международных стандартов ISO 9000 и  ISO 14000,
OHSAS 18001                                     республиканские    органы
исполнительной власти;
организации;
ФГУ ЦСМ      РБ       (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО    ЦКС    "БаСК"  (по
согласованию)                   2007 - 2008
3. Совершенствование и инновации
3.1     Организация  семинаров по вопросам качества для
руководителей    республиканских        органов
исполнительной власти и организаций             республиканские    органы
исполнительной власти;
организации;
ФГУ    ЦСМ      РБ    (по
согласованию);
Региональное    отделение
ВОК         в   РБ    (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО ЦКС            "БаСК"
(по согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
общественные объединения        2006 - 2008
3.2     Организация семинаров   по   вопросам внедрения
систем       менеджмента    качества          в
республиканских органах исполнительной власти и
органах местного самоуправления РБ              ФГУ  ЦСМ      РБ      (по
согласованию);
Региональное    отделение
ВОК      в    РБ      (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО ЦКС    "БаСК"     (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2007 - 2008
3.3     Организация     отраслевых,     межотраслевых и
межрегиональных       семинаров, конференций по
вопросам менеджмента качества,      внедрения и
сертификации систем качества в   соответствии с
требованиями международных стандартов  ISO 9000
и ISO 14000,       работы в условиях вступления
России в ВТО                                    республиканские    органы
исполнительной власти;
организации;
ФГУ      ЦСМ       РБ (по
согласованию);
Региональное    отделение
ВОК        в     РБ   (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО   ЦКС    "БаСК"   (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
общественные объединения        2006 - 2008
3.4     Распространение    российского и международного
опыта бенчмаркинга,    организация и проведение
соответствующих конференций                     Региональное    отделение
ВОК     в     РБ      (по
согласованию);
ФГУ     ЦСМ     РБ    (по
согласованию);
республиканские    органы
исполнительной власти;
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2007 - 2008
3.5     Подготовка   аудиторов и специалистов в области
качества с         привлечением аккредитованных
обучающих организаций                           ФГУ     ЦСМ    РБ     (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО    ЦКС     "БаСК" (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
образовательные
учреждения                      2007 - 2008
3.6     Развитие    в     организациях внутрифирменного
обучения по вопросам      менеджмента качества,
разработка        соответствующих корпоративных
программ обучения руководителей     и персонала
организаций                                     ФГУ       ЦСМ      РБ (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ООО   ЦКС   "БаСК"    (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
организации;
республиканские    органы
исполнительной власти           2007 - 2008
3.7     Организация практики студентов,  обучающихся по
специальностям:
"Стандартизация", "Метрология", "Сертификация",
"Менеджмент качества"                           Минобразования РБ;
Госкоммолодежи РБ;
ФГУ     ЦСМ    РБ     (по
согласованию);
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
ООО   "Башкирский   центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
образовательные
учреждения                      2006 - 2008
4. Ориентация на потребителя
4.1     Создание и обеспечение  функционирования систем
управления качеством    и безопасностью пищевых
продуктов      на       основе принципов НАССР,
способствующих           повышению безопасности
продовольственных         товаров             и
сельскохозяйственной      продукции, расширению
экспортных возможностей     организаций пищевой
промышленности                                  Минсельхоз РБ;
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
организации                     2006 - 2008
4.2     Развитие системы         мониторинга качества и
безопасности продукции (товаров, услуг)         Управление
Роспотребнадзора    по РБ
(по согласованию)               2007 - 2008
4.3     Введение          обязательного документального
подтверждения     легальности ввоза товаров для
всех участников             внешнеэкономической
деятельности                                    Башкортостанская  таможня
(по согласованию);
органы    по сертификации
продукции       (товаров,
услуг);
организации                     2006 - 2008
4.4     Осуществление       обязательной сертификации в
системе сертификации  ГОСТ Р в строительстве на
территории РБ                                   организации;
администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
Минстройтранс РБ;
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)
4.5     Усиление   контроля со стороны контролирующих и
надзорных органов   за наличием у организаций и
индивидуальных предпринимателей    сертификатов
соответствия и деклараций о соответствии        Отдел    (инспекция) в РБ
ПМТУ  Ростехрегулирования
(по согласованию);
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
МВД РБ;
Госпродинспекция РБ;
Инспекция
Госархстройнадзора РБ;
органы   по  сертификации
продукции       (товаров,
услуг);
организации                     2006 - 2008
4.6     Развитие    современной инфраструктуры торговли
Республики Башкортостан                         МВЭСТП РБ                       2006 - 2008
4.7     Аккредитация              организаций         и
лабораторий, осуществляющих     деятельность по
оценке           соответствия        продукции,
производственных         процессов      и услуг
установленным            требованиям качества и
безопасности                                    ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
организации                     2006 - 2008
4.8     Разработка и внедрение      системы контроля за
применением весоизмерительных        приборов в
торговле
Организация   пунктов проката весоизмерительных
приборов и         недопущение использования на
территориях рынков   неисправных и неповеренных
весоизмерительных приборов                      Управление
Роспотребнадзора по РБ
(по согласованию);
Госпродинспекция РБ;
ФГУ      ЦСМ    РБ    (по
согласованию)                   2007
4.9     Разработка    и внедрение системы обязательного
метрологического         контроля за средствами
измерений и изделиями медицинского назначения   Минздрав РБ;
Управление
Росздравнадзора по РБ (по
согласованию);
ФГУ      ЦСМ   РБ     (по
согласованию);
ГУП "Медтехника";
Отдел    (инспекция) в РБ
ПМТУ  Ростехрегулирования
(по согласованию)               2007
4.10    Аккредитация      на техническую компетентность
клинико-диагностических    лабораторий лечебно-
профилактических учреждений республики          Минздрав РБ;
Управление
Росздравнадзора по РБ (по
согласованию);
ГУП "Медтехника";
ФГУ      ЦСМ     РБ   (по
согласованию)                   2007 - 2008
4.11    Формирование перечня продукции, производимой  в
республике    с      использованием генетически
модифицированных источников                     Минсельхоз РБ;
Управление
Роспотребнадзора по    РБ
(по согласованию);
ООО   "Башкирский   центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
организации                     2007 - 2008
4.12    Обеспечение контроля         за информированием
потребителей о наличии   сырья и компонентов из
генетически     модифицированных источников при
маркировке пищевой продукции                    Минсельхоз РБ;
Управление
Роспотребнадзора    по РБ
(по согласованию);
Госпродинспекция РБ;
органы    по сертификации
продукции       (товаров,
услуг)                          2007 - 2008
4.13    Информирование населения       о роли продуктов
лечебно-профилактического  назначения в рационе
и о производящих их предприятиях                Минздрав РБ;
Минсельхоз РБ;
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2006 - 2008
4.14    Усиление контроля за качеством товаров   при их
поступлении в торговую сеть
Проведение            независимых экспертиз при
поступлении товаров    на предприятия розничной
торговли и оптовые базы                         МВЭСТП РБ;
Управление
Роспотребнадзора    по РБ
(по согласованию);
Госпродинспекция РБ;
ТПП РБ (по согласованию)        2007 - 2008
4.15    Усиление контроля    за качеством лекарственных
средств, поступающих в аптечную сеть
Проведение независимых            экспертиз при
поступлении товаров на предприятия    розничной
торговли и оптовые базы                         Минздрав РБ;
ГУП "Башфармация";
ГУЗ       Республиканский
центр контроля качества и
сертификации
лекарственных средств           2007 - 2008
4.16    Усиление контроля за качеством    поступающей и
производимой продукции при  организации питания
в образовательных учреждениях                   Минобразования РБ;
МВЭСТП РБ;
Управление
Роспотребнадзора  по   РБ
(по согласованию);
Госпродинспекция РБ;
ООО "Башкирский     центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2006 - 2008
4.17    Внедрение приборного учета тепла, газа,  воды и
электроэнергии в жилищном секторе               Минжилкомхоз РБ;
Минстройтранс РБ;
энергоснабжающие
организации;
ФГУ        ЦСМ     РБ (по
согласованию)                   2007 - 2008
5. Добровольное подтверждение соответствия
5.1     Активизация работ по добровольной  сертификации
продукции (товаров, услуг)                      организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ    РБ      (по
согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
органы   по  сертификации
продукции       (товаров,
услуг)                          2006 - 2008
5.2     Развитие на территории РБ работ по сертификации
продукции    (товаров,    услуг)    в   Системе
добровольной сертификации "Марка года"          ФГУ       ЦСМ   РБ    (по
согласованию);
ООО    "Башкирский  центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация"                (по
согласованию);
Региональное    отделение
ВОК      в     РБ     (по
согласованию);
организации                     2006 - 2008
5.3     Активизация работ по  добровольной сертификации
автосервисных услуг   в Системе сертификации ДС
АТ Минтранса РФ                                 ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
организации;
общественные объединения        2006 - 2008
5.4     Аттестация          организаций, осуществляющих
деятельность       в сфере розничной торговли и
бытового обслуживания,    на подтверждение типа
(разряда) в соответствии с ГОСТ                 организации;
администрации
муниципальных  районов  и
городских округов РБ;
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ФГУ       ЦСМ      РБ (по
согласованию);
МВЭСТП РБ                       2007 - 2008
5.5     Проведение обучающих     семинаров по процедуре
оценки соответствия услуг                       ФГУ    ЦСМ      РБ    (по
согласованию);
Башкирское
представительство    АСМС
(по согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию);
администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
организации;
общественные объединения        2007 - 2008
5.6     Активизация      работ   в Системе добровольной
сертификации количества  фасованных товаров при
их производстве, расфасовке,          продаже и
импорте                                         администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
Управление
Роспотребнадзора   по  РБ
(по согласованию);
Госпродинспекция РБ;
ФГУ       ЦСМ      РБ (по
согласованию);
организации                     2007
5.7     Развитие на территории  РБ Системы добровольной
сертификации       персонала и услуг в жилищно-
коммунальной сфере "Росжилкоммунсертификация"   администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
организации;
Минжилкомхоз РБ                 2006 - 2008
5.8     Развитие  на территории РБ Системы добровольной
сертификации         в            строительстве
"Росстройсертификация"                          администрации
муниципальных   районов и
городских округов РБ;
Минстройтранс РБ;
организации;
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2006 - 2008
6. Развитие партнерства
6.1     Разработка    и         заключение соглашения о
сотрудничестве         и      партнерстве между
Правительством РБ и  Всероссийской организацией
качества                                        Минпром РБ;
ФГУ        ЦСМ     РБ (по
согласованию);
Региональное    отделение
ВОК       в     РБ    (по
согласованию)                   2007,     I
квартал
6.2     Разработка и            заключение соглашения о
сотрудничестве и партнерстве между ФГУ ЦСМ РБ и
ТПП РБ                                          ФГУ ЦСМ         РБ    (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию)        2006,    IV
квартал
6.3     Обеспечение отражения    в технических условиях
(ТУ) и стандартах  организаций (СТО) требований
технических  регламентов посредством проведения
их обязательной        экспертизы по отраслям и
учетной регистрации в ФГУ ЦСМ РБ                организации;
ФГУ       ЦСМ    РБ   (по
согласованию);
АНО РЦС "Башстройсертифи-
кация" (по согласованию)        2006 - 2008
6.4     Участие заинтересованных организаций республики
в разработке проектов технических регламентов и
национальных стандартов                         республиканские    органы
исполнительной власти;
организации                     2006 - 2008
6.5     Формирование      и актуализация банка данных о
продукции, выпускаемой  в республике, на основе
каталожных           листов,     представляемых
товаропроизводителями                           организации;
ФГУ    ЦСМ        РБ  (по
согласованию)                   2006 - 2008
6.6     Расширение сети      калибровочных лабораторий,
аккредитованных в российской системе калибровки организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию)                   2006 - 2008
6.7     Создание метрологических служб в организациях   организации;
республиканские    органы
исполнительной власти;
ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию)                   2006 - 2008
7. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий
7.1     Проведение мониторинга выполнения Программы     ФГУ    ЦСМ     РБ     (по
согласованию)                   2006 - 2008
7.2     Информационное       сопровождение мероприятий,
направленных      на реализацию государственной
политики в области качества                     Управление печати РБ;
ГУП ТРК    "Башкортостан"
РБ;
ОАО     "Башинформ"   (по
согласованию)                   2006 - 2008
7.3     Учреждение и выпуск        журнала, освещающего
проблемы качества                               ФГУ     ЦСМ     РБ    (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2007,    II
квартал
7.4     Выпуск каталогов     продукции (товаров, услуг)
организаций - победителей       республиканских
конкурсов в области качества, а также изданий о
реализации   государственной политики в области
качества                                        ФГУ      ЦСМ   РБ     (по
согласованию);
ТПП РБ (по согласованию);
ООО     "Башкирский центр
сертификации            и
экспертизы"           (по
согласованию)                   2007,    II
квартал
2008,    II
квартал

                                 Список
                       использованных сокращений

      АНО   РЦС  "Башстройсертификация"  -  автономная  некоммерческая
 организация Региональный центр сертификации "Башстройсертификация";
      Башкирское представительство АСМС - Башкирское представительство
 государственного    образовательного    учреждения    дополнительного
 профессионального  образования  Академия стандартизации, метрологии и
 сертификации (учебная);
      Башкирское   региональное   отделение   МОО   АПК  -  Башкирское
 региональное   отделение   Межрегиональной  общественной  организации
 Академия проблем качества;
      Госкоммолодежи   РБ   -   Государственный   комитет   Республики
 Башкортостан по молодежной политике;
      Госпродинспекция   РБ  -  Государственная  инспекция  Республики
 Башкортостан   по   обеспечению  контроля  за  оборотом  и  качеством
 продовольственных товаров и защите прав потребителей;
      ГУП   ТРК   "Башкортостан"   РБ   -   государственное  унитарное
 предприятие  Телерадиовещательная  компания "Башкортостан" Республики
 Башкортостан;
      Инспекция  Госархстройнадзора  РБ  -  Инспекция государственного
 архитектурно-строительного надзора Республики Башкортостан;
      МВД РБ - Министерство внутренних дел Республики Башкортостан;
      МВЭСТП  РБ - Министерство внешнеэкономических связей, торговли и
 предпринимательства Республики Башкортостан;
      Минжилкомхоз  РБ  - Министерство жилищно-коммунального хозяйства
 Республики Башкортостан;
      Минздрав    РБ   -   Министерство   здравоохранения   Республики
 Башкортостан;
      Минобразования   РБ   -   Министерство   образования  Республики
 Башкортостан;
      Минпром  РБ  -  Министерство  промышленности,  инвестиционной  и
 инновационной политики Республики Башкортостан;
      Минсельхоз  РБ  -  Министерство  сельского  хозяйства Республики
 Башкортостан;
      Минспорт  РБ  -  Министерство  по  физической культуре, спорту и
 туризму Республики Башкортостан;
      Минстройтранс  РБ  -  Министерство  строительства, архитектуры и
 транспорта Республики Башкортостан;
      Минтруд  РБ  -  Министерство труда и социальной защиты населения
 Республики Башкортостан;
      МКНП   РБ   -  Министерство  культуры  и  национальной  политики
 Республики Башкортостан;
      ООО ЦКС "БаСК" - ООО "Центр качества и сертификации "БаСК";
      Отдел  (инспекция)  в  РБ  ПМТУ  Ростехрегулирования  -  Отдел
 (инспекция) в  Республике  Башкортостан Приволжского межрегионального
 территориального  управления  Федерального  агентства по техническому
 регулированию и метрологии;
      Региональное   отделение  ВОК  в  РБ  -  Региональное  отделение
 Всероссийской организации качества в Республике Башкортостан;
      ТПП РБ - Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан;
      Управление  печати РБ - Управление по делам печати, издательства
 и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан;
      Управление Росздравнадзора по РБ - Управление Федеральной службы
 по   надзору  в  сфере  здравоохранения  и  социального  развития  по
 Республике Башкортостан;
      Управление  Роспотребнадзора  по  РБ  -  Управление  Федеральной
 службы  по  надзору  в  сфере защиты прав потребителей и благополучия
 человека по Республике Башкортостан;
      ФГУ  ЦСМ  РБ  -  федеральное  государственное  учреждение  Центр
 стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан

Информация по документу
Читайте также