Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Башкортостан от 30.03.2009 № 117ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ "КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" НА 2009 - 2011 ГОДЫ В целях защиты прав потребителей, совершенствования системы управления качеством и безопасностью товаров и услуг, повышения конкурентоспособности продукции республиканских производителей и расширения рынков ее сбыта Правительство Республики Башкортостан постановляет: 1. Утвердить прилагаемую республиканскую программу "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа). 2. Республиканским органам исполнительной власти принять меры по реализации Программы. 3. Контроль за выполнением Постановления возложить на Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан. Премьер-министр Правительства Республики Башкортостан Р.С.Сарбаев Уфа, 30 марта 2009 г. N 117 Утверждена Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 марта 2009 г. N 117 РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "КАЧЕСТВО И БЕЗОПАСНОСТЬ ТОВАРОВ И УСЛУГ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН" НА 2009 - 2011 ГОДЫ Содержание Паспорт Программы 1. Введение 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами 3. Цели и задачи Программы 4. Направления реализации Программы 4.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг) 4.2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент промышленной безопасности и здоровья 4.3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг 4.4. Ориентация на потребителя 4.5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов 4.6. Развитие партнерства 5. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий 6. Ресурсное обеспечение Программы 7. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения 8. Показатели социально-экономической эффективности Программы 9. Система программных мероприятий Паспорт программы Наименование Программы Республиканская программа "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы Основание для разработки Послание Президента Республики Башкортостан Программы Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)" Государственный заказчик Правительство Республики Башкортостан Программы Основные разработчики Министерство промышленности и Программы внешнеэкономических связей Республики Башкортостан; федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан Цели и задачи Программы Цели: содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию организаций республики на основе реализации государственной политики Республики Башкортостан в области качества; внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, промышленной безопасности; создание условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг) Задачи: совершенствование экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) на внешнем и внутреннем рынках; повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики Башкортостан; содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа организаций путем внедрения в организациях республики систем менеджмента качества и их независимого подтверждения российскими и зарубежными сертификационными органами; улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности путем внедрения систем экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов; подготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества, экологии и промышленной безопасности; информационно-методическая поддержка организаций республики в решении проблем качества и делового совершенствования Важнейшие целевые Увеличение числа организаций, участвующих в индикаторы и показатели конкурсах качества на региональном и Программы федеральном уровне, на 19,7%; увеличение числа организаций, сертифицировавших систему менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001- 2001 (ISO 9001:2000), на 23%; увеличение числа организаций республики, внедривших и сертифицировавших интегрированные системы менеджмента (организации, сертифицировавшие две и более системы по стандартам ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001), на 46%; увеличение числа организаций пищевой отрасли, внедривших и сертифицировавших системы управления качеством пищевых продуктов, на 140%; увеличение числа аккредитованных испытательных лабораторий на 15%, метрологических служб организаций - на 3,4%; проведение мониторинга реализации программных мероприятий; создание условий для руководителей и персонала организаций для обучения по вопросам внедрения систем менеджмента Сроки реализации Программы 2009 - 2011 годы Объемы и источники Программа будет реализовываться за счет финансирования Программы собственных средств организаций 1. Введение Программа "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) разработана в соответствии с Посланием Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию - Курултаю Республики Башкортостан "К благополучию и благосостоянию каждой семьи, всех жителей Башкортостана (О положении в республике и основных направлениях ее развития в 2008 году)". Программа является логическим продолжением республиканских программ "Качество и безопасность потребительских товаров и услуг" на 2002 - 2005 годы, "Качество и безопасность товаров и услуг в Республике Башкортостан" на 2006 - 2008 годы. В Программе используются следующие основные понятия: ISO 9000 - серия международных стандартов по системам менеджмента качества; ISO 14000 - серия международных стандартов по системам экологического менеджмента; OHSAS 18001 - стандарт "Системы управления охраной здоровья и безопасностью персонала. Требования" и руководство Международной организации труда ILO - OSH 2001; интегрированная система менеджмента, соответствующая требованиям международных стандартов ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, - система менеджмента для руководства и управления применительно к качеству, окружающей среде, охране здоровья и безопасности персонала в рамках единой интегрированной системы менеджмента организаций; система менеджмента качества - система менеджмента для руководства и управления организацией применительно к качеству; система экологического менеджмента - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами; ХАССП (HACCP - Hazard Analysis Critical Control Points) - система определения рисков, опасных факторов, установления критических контрольных точек по всей цепочке изготовления, допустимых пределов и контроль в целях исключения или снижения рисков (предупредительный метод, используемый в пищевой промышленности в качестве гарантии безопасности производимых продуктов питания). 2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами В современном мире во многих странах государственная политика и государственные программы качества направлены на повышение эффективности производства, улучшение качества продукции, рост благосостояния народа. Европейская практика свидетельствует, что высокой конкурентоспособности продукции на мировом рынке можно достичь только совместными усилиями органов государственной власти, общественных организаций, заинтересованных компаний всех форм собственности с учетом мнения потребителя о качестве продукции (товаров, работ, услуг). Система бездефектного изготовления продукции, система бездефектного труда, комплексная система управления качеством продукции, система менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ISO серии 9000 - важнейшие этапы в решении проблемы качества, пройденные Российской Федерацией за последние полвека. Направление развития современного общества таково, что административные методы обеспечения качества продукции и услуг должны быть полностью заменены рыночными механизмами. В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" государство намерено прекратить всесторонний контроль за качеством продукции и услуг, оставив за собой только надзор за обязательными, законодательно установленными требованиями к безопасности. Рыночная конкуренция обуславливает необходимость постоянно убеждать потребителя, клиента, заказчика, что качество выпускаемой продукции или оказываемой услуги полностью отвечает их запросам и ожиданиям. Доказательством этого в последние годы становится ссылка на наличие сертифицированной системы менеджмента качества, соответствующей стандартам ISO серии 9000. Международная сертификация субъектов рынка и их персонала является неотъемлемой составляющей современных инновационных процессов и повышения текущей и перспективной конкурентоспособности организаций и экономики страны в целом. Руководство большинства российских организаций уже осознало, что добиться серьезных экономических успехов на внутреннем и особенно внешнем рынках в условиях жесткой конкуренции можно только путем постоянного улучшения качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Цель международных стандартов - обеспечение необходимого уровня качества продукции (товаров, услуг) благодаря использованию современных методов расчета рисков, повышению организованности, ответственности персонала и руководства организаций. Применение международных стандартов повышает конкурентоспособность, снижает издержки и риски не только отдельных организаций, но и отраслей и регионов. Наличие сертифицированной системы менеджмента качества дает ощутимые преимущества, облегчая доступ к потребителю и инвестору, к партнерству с международными брендами, выгодным госзаказам. Внедрение систем менеджмента качества позволит каждой организации самостоятельно решать многие проблемы качества, окажет положительное воздействие на смежные организации и общество в целом. Широкое применение и совершенствование таких систем обеспечит достижение стратегических целей в области качества и устойчивого социально-экономического развития Республики Башкортостан, формирования нового качества жизни ее граждан. Проблемы качества тесно связаны с другими сферами деятельности и требуют комплексного подхода к их решению с участием общественных институтов и государственных органов при координирующей роли последних. Если для крупных организаций важна заинтересованность республиканских органов власти к их работе в данном направлении, мотивация и общественное признание, то для малого и среднего бизнеса, кроме этого, важна еще и реальная государственная поддержка, в том числе методическая, информационная, организационная и финансовая. 3. Цели и задачи Программы Основными целями Программы являются: содействие дальнейшему повышению конкурентоспособности, инновационной активности и устойчивому развитию организаций республики на основе государственной политики Республики Башкортостан в области качества; внедрение во все сферы жизнедеятельности Республики Башкортостан новых технологий управления, международных и национальных стандартов по менеджменту качества, охране окружающей среды, промышленной безопасности; совершенствование условий для постоянного стремления к повышению качества продукции (товаров, услуг). Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: совершенствование экономических, организационных и социальных условий, способствующих повышению качества и конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) на внешнем и внутреннем рынках; повышение экспортного потенциала товаропроизводителей Республики Башкортостан; содействие повышению гарантий качества и формированию положительного имиджа организаций путем внедрения в организациях республики систем менеджмента качества и их независимого подтверждения российскими и зарубежными сертификационными органами; улучшение состояния окружающей среды и промышленной безопасности путем внедрения систем экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов; подготовка и повышение квалификации специалистов, действующих в области качества, экологии и промышленной безопасности; информационно-методическая поддержка организаций республики в решении проблем качества и делового совершенствования. 4. Направления реализации Программы 4.1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг) Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий: техническое совершенствование производства за счет использования передового отечественного и зарубежного опыта и внедрения в него инновационных технологий; выпуск высококачественной продукции; дальнейшее развитие потребительских рынков; организация и проведение республиканских конкурсов и смотров в области качества; участие организаций республики в конкурсах и выставках, проводимых на федеральном и международном уровне. Главная цель конкурсов - привлечение широкого круга республиканских организаций к движению за высокое качество и конкурентоспособность продукции на основе использования современных методов управления качеством. Организации - участники конкурса имеют возможность сравнивать себя с конкурентами, использовать внешнюю оценку и консультации квалифицированных экспертов относительно повышения уровня качества продукции. Постоянное участие организаций Республики Башкортостан в выставках, конкурсах, посвященных вопросам качества, способствует инновационному развитию республики, ее вхождению в международное экономическое пространство, защите прав потребителей, повышению качества и эффективности популяризации отечественной продукции и укреплению экономических позиций республики. 4.2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент промышленной безопасности и здоровья Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий: оказание методической, организационной и консалтинговой помощи организациям республики в вопросах разработки, внедрения и сертификации систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, ISO 14000 и OHSAS 18001; внедрение и сертификация систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в промышленности, энергетике, строительной отрасли, агропромышленном комплексе, в организациях здравоохранения, образования, культуры, туризма и спорта, социальной сферы и др. 4.3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг В современной глобальной экономике, где доминирует свободное перемещение товаров, капиталов и финансовых активов, использование научно-технических достижений как уникального по своей природе ресурса становится важнейшим фактором конкурентоспособности. Повышаются темпы разработки и скорость распространения новых технологий для формирования новых отраслей и модернизации традиционных секторов промышленности и услуг. По результатам опроса, проведенного среди специалистов разных сфер деятельности и из разных регионов России, было установлено, что сегодня главной проблемой роста конкурентоспособности промышленности и страны в целом является низкий уровень культуры производства. Воспитание культуры качества является одной из ключевых задач в деле обеспечения динамичного социально-экономического развития республики, в решении которой должны участвовать органы государственной власти, органы местного самоуправления Республики Башкортостан, общественные объединения, организации, средства массовой информации республики. Данное направление реализации Программы предполагает выполнение следующих мероприятий: вовлечение населения, особенно молодежи, образовательных учреждений, органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан в активную работу по повышению качества; целевая подготовка специалистов по качеству и соответствующих научно-педагогических кадров; обучение руководителей и специалистов организаций современным формам и методам управления качеством выпускаемой продукции, проведение их соответствующей профессиональной переподготовки, оказание помощи в изучении международных стандартов качества, эффективном использовании их в практической работе. В этой связи предусматриваются: организация и проведение семинаров, конференций по проблемам качества для специалистов и руководителей различного уровня, учебно-практических семинаров по вопросам внедрения систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья в соответствии с международными стандартами; обеспечение прохождения практики студентами, обучающимися по специальностям "Стандартизация", "Метрология", "Сертификация", "Менеджмент качества"; осуществление подготовки аудиторов и специалистов в области качества с привлечением аккредитованных в этой области обучающих организаций; развитие системы обучения персонала организаций по вопросам менеджмента качества. 4.4. Ориентация на потребителя Потребности мировой экономики стали причиной значительного роста качества продукции и услуг по всему миру. Экономические, человеческие и технологические изменения - движущая сила этого роста. Современное определение качества требует, чтобы вся деятельность организации - проектирование и разработка, производство, сбыт и обслуживание продукции и услуг - была построена в соответствии с конкретными ценностными запросами потребителей. Процессы, происходящие внутри организации, должны управляться и поддерживаться таким образом, чтобы достичь успеха в создании ценности для потребителя. Именно поэтому в условиях современного рынка все поставщики продукции (товаров, услуг) ориентируются на требования потенциальных потребителей, стараясь, чтобы продукция в максимальной степени соответствовала этим требованиям. В этой связи предусматривается реализация следующих мероприятий: создание и обеспечение функционирования систем управления качеством и безопасностью пищевых продуктов на основе принципов ХАССП; создание и развитие системы мониторинга качества и безопасности продукции (товаров, услуг); развитие современной инфраструктуры торговли; продолжение внедрения приборного учета тепла, газа, воды, электроэнергии в жилищном секторе в целях более экономичного использования ресурсов. При формировании механизма защиты республиканского рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции необходимо руководствоваться принципом неотвратимости ответственности изготовителя за выпуск такой продукции. Четкое следование данному принципу будет способствовать установлению устойчивых связей производителя с надежными поставщиками. С этой целью необходимо совершенствовать систему государственного и общественного контроля и надзора, которая позволяет своевременно выявлять недоброкачественную и фальсифицированную продукцию и пресекать ее реализацию, делать достоянием широкой общественности результаты контроля и надзора. 4.5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов Все большее развитие получает добровольная сертификация как форма подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям нормативных документов. Потенциальная роль добровольной сертификации осознана всеми участниками рынка. Реализация Программы предусматривает использование наиболее распространенных в мировой практике систем добровольной сертификации продукции и услуг, в том числе сертификации персонала и услуг в жилищно-коммунальном комплексе. В этой связи необходимо осуществить системный мониторинг качества продукции (товаров, услуг), реализуемой на рынках республики, путем добровольной сертификации и декларирования изготовителем соответствия этой продукции заявленному качеству. Это особенно важно для продукции, дефекты которой могут обнаружиться только в процессе эксплуатации. Развитие добровольной сертификации создает предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции (товаров, услуг) республиканских производителей, укрепления производственного и технологического потенциалов, внедрения в производство передовых технологий и мирового опыта хозяйствования в рыночных условиях. Развитие систем добровольной сертификации является одним из механизмов адаптации организаций, действующих в сфере предоставления услуг, к работе в условиях возрастающей импортной конкуренции. 4.6. Развитие партнерства В данном направлении предполагается реализация следующих мероприятий: организация рассмотрения проектов технических регламентов заинтересованными организациями республики; содействие участию организаций республики в разработке проектов технических регламентов и национальных стандартов. 5. Информационное обеспечение реализации Программы Увеличение количества средств массовой информации в республике, широкое развитие рынка информационно-рекламных услуг еще не гарантируют объективности и полноты информации в области качества. Не всегда представляемая информация полна и достоверна, а иногда носит заказной, рекламный характер. В связи с этим при выпуске соответствующих печатных изданий, в том числе каталогов продукции (товаров, услуг), необходима скоординированная совместная работа организаций, обладающих полной и объективной информацией в области качества. Это позволит обеспечить достоверность предоставляемой потребителям информации, более широко освещать достижения победителей различных конкурсов, наиболее престижным из которых сегодня является конкурс на соискание Премий Президента Республики Башкортостан в области качества продукции (товаров, услуг). 6. Ресурсное обеспечение Программы Источником финансирования Программы являются собственные средства организаций республики. 7. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Механизм реализации Программы заключается в привлечении к выполнению мероприятий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, общественных объединений и организаций республики. Координацию деятельности участников Программы по реализации ее мероприятий и общий контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство промышленности и внешнеэкономических связей Республики Башкортостан и федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан. Оценка результативности действия Программы будет проводиться ежегодно по результатам отчетов, представляемых исполнителями Программы в федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан" к 1 декабря отчетного года. 8. Показатели социально-экономической эффективности Программы ----T------------------------T-----------T--------------------T-----------¬ ¦ N ¦Наименование показателя ¦ Уровень ¦Уровень показателей ¦ Рост ¦ ¦п/п¦ ¦показателей¦ на конец года: ¦показателей¦ ¦ ¦ ¦за 2008 г. +------T------T------+ к уровню ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2009 ¦ 2010 ¦ 2011 ¦2008 г. в %¦ +---+------------------------+-----------+------+------+------+-----------+ ¦1. ¦Количество организаций,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦участвующих в конкурсах¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качества: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦на федеральном уровне ¦ 71 ¦ 75 ¦ 80 ¦ 85 ¦ 19,7 ¦ ¦ ¦на региональном уровне ¦ 121 ¦ 125 ¦ 130 ¦ 140 ¦ 16,7 ¦ +---+------------------------+-----------+------+------+------+-----------+ ¦2. ¦Увеличение числа¦ 280 ¦ 300 ¦ 321 ¦ 345 ¦ 23 ¦ ¦ ¦организаций, внедривших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и сертифицировавших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы менеджмента¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качества ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+-----------+------+------+------+-----------+ ¦3. ¦Увеличение числа¦ 13 ¦ 15 ¦ 17 ¦ 19 ¦ 46 ¦ ¦ ¦организаций, внедривших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦и сертифицировавших¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦интегрированные системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦менеджмента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(организации, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сертифицировавшие две и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦более системы по¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦стандартам ISO 9001, ISO¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦14001, OHSAS 18001) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+-----------+------+------+------+-----------+ ¦4. ¦Увеличение числа¦ 5 ¦ 7 ¦ 9 ¦ 12 ¦ 140 ¦ ¦ ¦организаций пищевой¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦отрасли, внедривших и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сертифицировавших ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦системы управления¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦качеством пищевых¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦продуктов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+------------------------+-----------+------+------+------+-----------+ ¦5. ¦Аккредитация и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦переаккредитация: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦испытательных ¦ 40 ¦ 42 ¦ 44 ¦ 46 ¦ 15 ¦ ¦ ¦лабораторий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦метрологических служб ¦ 58 ¦ 58 ¦ 59 ¦ 60 ¦ 3,4 ¦ L---+------------------------+-----------+------+------+------+------------ 9. Система программных мероприятий N п/п Наименование мероприятия Исполнитель Срок, годы 1 2 3 4 1. Мотивация повышения качества продукции (товаров, услуг) 2009 - 2011 1.1 Участие организаций республиканские органы республики в конкурсе на исполнительной власти; соискание Премий ФГУ ЦСМ РБ (по Правительства Российской согласованию); Федерации в области организации республики качества 1.2 Участие организаций республиканские органы 2009 - 2011 республики в конкурсе на исполнительной власти; соискание Премий Президента ФГУ ЦСМ РБ (по Республики Башкортостан в согласованию); области качества продукции организации республики (товаров, услуг) 1.3 Организация и проведение республиканские органы 2009 - 2011 республиканского конкурса исполнительной власти; "Лучшие товары ФГУ ЦСМ РБ (по Башкортостана" согласованию); Башкирское региональное отделение МОО АПК; Отдел(инспекция)в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию); Региональное отделение ВОК в РБ; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); организации республики; общественные объединения республики 1.4 Проведение в рамках ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 конкурса "Лучшие товары согласованию); Башкортостана" конкурса по ТПП РБ (по согласованию); номинациям "Лучшая система ООО "Башкирский центр менеджмента качества" и сертификации и экспертизы"; "Лучший менеджер по АНО РЦС качеству" "Башстройсертификация" 1.5 Проведение конкурса "Лучшая ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 метрологическая служба согласованию); Республики Башкортостан" Отдел (инспекция)в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию); организации республики 1.6 Участие организаций организации республики; 2009 - 2011 республики во Всероссийском республиканские органы конкурсе "100 лучших исполнительной власти; товаров России" ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация" 1.7 Участие организаций организации республики; 2009 - 2011 республики в Международной республиканские органы выставке-конкурсе исполнительной власти; "Всероссийская марка (III ФГУ ЦСМ РБ (по тысячелетие). Знак качества согласованию); XXI" ТПП РБ (по согласованию); Региональное отделение ВОК в РБ; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 1.8 Проведение конкурса среди республиканские органы 2009 - 2011 журналистов республики на исполнительной власти; лучшее освещение вопросов Управление печати РБ; качества в средствах ФГУ ЦСМ РБ (по массовой информации согласованию); Союз журналистов РБ; СМИ РБ 1.9 Проведение республиканского Государственный комитет РБ 2009 - 2011 смотра-конкурса "Лучшее по предпринимательству и предприятие розничной торговле; торговли по реализации Министерство промышленности продукции и внешнеэкономических товаропроизводителей связей РБ; Республики Башкортостан" Минсельхоз РБ 1.10 Организация и проведение администрации муниципальных 2009 - 2011 конкурсов профессионального районов и городских округов мастерства в сфере бытового РБ (по согласованию); обслуживания населения в Государственный комитет РБ целях повышения уровня по предпринимательству и качества услуг и торговле; обслуживания общественные объединения республики 1.11 Проведение республиканского ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 конкурса на лучшую согласованию); студенческую работу по Министерство молодежной стандартизации, метрологии политики, спорта и туризма и сертификации РБ; Башкирское региональное отделение МОО АПК; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; Региональное отделение ВОК в РБ; учреждения среднего и высшего профессионального образования (по согласованию) 1.12 Организация и проведение ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 республиканских согласованию); конференций, посвященных ТПП РБ (по согласованию); Всемирному дню качества и Региональное отделение ВОК Европейской неделе качества в РБ; Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию) 1.13 Проведение дней качества и организации республики; 2009 - 2011 смотров-конкурсов продукции республиканские органы (товаров, услуг), конкурсов исполнительной власти; "Отличник качества ФГУ ЦСМ РБ (по предприятия", "Лучший по согласованию); профессии" ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию) 2. Менеджмент качества, экологический менеджмент и менеджмент промышленной безопасности и здоровья 2.1 Инициирование через Минземимущество РБ; 2009 - 2011 представителей государства, республиканские органы участвующих в управлении исполнительной власти; обществ, включение в организации республики бизнес-планы развития предприятий мероприятий по внедрению и совершенствованию систем менеджмента качества 2.2 Разработка мер Министерство промышленности 2010 - 2011 государственной поддержки и внешнеэкономических малых и средних связей РБ; предприятий, внедряющих Государственный комитет РБ системы менеджмента по предпринимательству и качества и проводящих торговле; добровольную сертификацию республиканские органы инновационной продукции исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) 2.3 Внедрение и сертификация систем менеджмента качества в организациях: 2.3.1 промышленности Министерство промышленности 2009 - 2011 и внешнеэкономических связей РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.3.2 здравоохранения Минздрав РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) 2.3.3 строительной отрасли Минстройтранс РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); АНО РЦС "Башстройсертификация"; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.3.4 образования Минобразования РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация" 2.3.5 агропромышленного комплекса Минсельхоз РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.3.6 сферы туризма и спорта Министерство молодежной 2009 - 2011 политики, спорта и туризма РБ; организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.3.7 социальной сферы Минтруд РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.3.8 сферы культуры МКНП РБ; 2009 - 2011 организации республики; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 2.4 Оказание методической, ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 организационной и согласованию); консалтинговой помощи ТПП РБ (по согласованию); организациям республики в ООО "Башкирский центр вопросах разработки, сертификации и экспертизы"; внедрения и сертификации ООО "ЦКС "БаСК"; систем менеджмента АНО РЦС качества, экологического "Башстройсертификация"; менеджмента и менеджмента республиканские органы промышленной безопасности и исполнительной власти здоровья в соответствии с требованиями международных стандартов ISO 9000, 14000 и OHSAS 18001 2.5 Оказание методической ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 помощи по внедрению ГОСТ Р согласованию); ИСО/МЭК 17025-2006 "Общие организации республики требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий" в организациях республики 3. Совершенствование и инновации как факторы повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг 3.1 Организация обучения по Минздрав РБ; 2009 - 2011 вопросам внедрения систем ФГУ ЦСМ РБ (по менеджмента качества в согласованию); организациях Башкирский филиал АСМС здравоохранения республики 3.2 Организация в рамках ТПП РБ (по согласованию); 2009 - 2011 проводимых в республике ФГУ ЦСМ РБ (по выставочных мероприятий, согласованию); "круглых столов" по ООО "Башкирский центр вопросам повышения качества сертификации и экспертизы"; продукции, метрологического АНО РЦС обеспечения производства, "Башстройсертификация"; контроля качества организации республики; продукции, внедрения республиканские органы технических регламентов, исполнительной власти систем менеджмента качества, экологического менеджмента и менеджмента промышленной безопасности и здоровья 3.3 Подготовка аудиторов и ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 специалистов в области согласованию); качества с привлечением Башкирский филиал АСМС; аккредитованных обучающих ТПП РБ (по согласованию); организаций ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; ООО "ЦКС "БаСК"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; образовательные учреждения республики (по согласованию) 3.4 Проведение семинаров по ФГУ ЦСМ РБ (по разъяснению основных согласованию); положений Федерального организации республики 2009 - 2010 закона "Об обеспечении единства измерений" 3.5 Проведение выездных администрации муниципальных семинаров специалистами районов и городских округов Управления РБ по защите РБ (по согласованию); прав потребителей и Управление РБ по защите контролю за оборотом и прав потребителей и качеством алкогольной контролю за оборотом и продукции и Управления продукции; Роспотребнадзора по РБ для Управление Роспотребнадзора руководителей и работников по РБ (по согласованию) 2009 - 2011 торговых предприятий сельских районов по вопросам защиты прав потребителей 3.6 Проведение совещаний для Инспекция Госстройнадзора застройщиков-заказчиков и РБ; подрядных организаций в УТЭН Ростехнадзора по РБ целях ознакомления с новыми (по согласованию) 2009 - 2011 требованиями нормативных правовых актов в области строительства и координации совместной работы 3.7 Содействие организации и Минобразования РБ; 2009 - 2011 прохождению практики Министерство молодежной студентами, обучающимися по политики, спорта и туризма специальностям РБ; "Стандартизация", ФГУ ЦСМ РБ (по "Метрология", согласованию); "Сертификация", "Менеджмент Управление Роспотребнадзора качества" по РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; образовательные учреждения республики (по согласованию) 3.8 Внедрение перспективных Минсельхоз РБ; 2009 - 2011 инновационных проектов с Министерство промышленности использованием новейших и внешнеэкономических технологий и современного связей РБ; оборудования, позволяющих Минэкономразвития РБ осуществлять глубокую переработку сырья и вторичных ресурсов в пищевой отрасли промышленности 4. Ориентация на потребителя 4.1 Создание и обеспечение Минсельхоз РБ; функционирования систем ООО "Башкирский центр управления качеством и сертификации и экспертизы"; безопасностью пищевых ТПП РБ (по согласованию); продуктов на основе организации республики 2009 - 2011 принципов ХАССП (НАССР), способствующих повышению безопасности продовольственных товаров и сельскохозяйственной продукции, расширению экспортных возможностей организаций пищевой промышленности 4.2 Развитие системы Управление Роспотребнадзора мониторинга качества и по РБ (по согласованию) 2009 - 2011 безопасности продукции (товаров, услуг) 4.3 Подготовка проекта Минэкологии РБ 2009 постановления Правительства Республики Башкортостан по организации контроля токсичности выхлопных газов после ремонта агрегатов, систем и узлов, влияющих на содержание оксида углерода и углеводородов в выхлопных газах 4.4 Осуществление обязательного Башкортостанская таможня документального (по согласованию); подтверждения легальности органы по сертификации ввоза товаров для всех продукции (товаров, услуг); участников организации республики 2009 - 2011 внешнеэкономической деятельности 4.5 Усиление контроля со Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ 2009 - 2011 стороны контролирующих и Ростехрегулирования (по надзорных органов за согласованию); соблюдением организациями и Управление Роспотребнадзора индивидуальными по РБ (по согласованию); предпринимателями Управление требований технических Россельхознадзора по РБ (по регламентов, национальных согласованию); стандартов, метрологических МВД по РБ (по правил и норм, наличия согласованию); сертификатов соответствия, Управление РБ по защите деклараций о соответствии, прав потребителей и свидетельств о допуске к контролю за оборотом и видам работ по качеством алкогольной строительству, продукции; реконструкции, капитальному Инспекция Госстройнадзора ремонту объектов РБ; капитального строительства, органы по сертификации выдаваемых саморегулируемой продукции (товаров, услуг); организацией в случаях, организации республики предусмотренных законодательством 4.6 Усиление контроля в Инспекция Госстройнадзора процессе строительства, РБ 2009 - 2011 реконструкции, капитального ремонта за наличием у организаций и индивидуальных предпринимателей сертификатов соответствия и деклараций соответствия на применяемые строительные материалы, изделия и конструкции 4.7 Развитие современной Государственный комитет РБ 2009 - 2011 инфраструктуры торговли по предпринимательству и Республики Башкортостан торговле 4.8 Аккредитация организаций и ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 лабораторий, осуществляющих согласованию); деятельность по оценке организации республики соответствия продукции, производственных процессов и услуг установленным требованиям качества и безопасности 4.9 Аккредитация на техническую Минздрав РБ; 2009 - 2011 компетентность клинико- Управление Росздравнадзора диагностических лабораторий по РБ (по согласованию); лечебно-профилактических ГУП "Медтехника"; учреждений республики ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) 4.10 Формирование перечня Управление Роспотребнадзора 2009 - 2011 продукции, производимой в по РБ (по согласованию); республике с использованием ООО "Башкирский центр генетически сертификации и экспертизы"; модифицированных источников организации республики 4.11 Обеспечение контроля за Управление Роспотребнадзора 2009 - 2011 информированием по РБ (по согласованию); потребителей о наличии Управление сырья и компонентов из Россельхознадзора по РБ (по генетически согласованию); модифицированных источников Управление РБ по защите при маркировке пищевой прав потребителей и продукции контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; органы по сертификации продукции (товаров, услуг) 4.12 Усиление контроля за Управление 2009 - 2011 качеством товаров при их Роспотребнадзора по РБ (по поступлении в торговую согласованию); сеть; Управление РБ по защите проведение независимых прав потребителей и экспертиз при поступлении контролю за оборотом и товаров на предприятия качеством алкогольной розничной торговли и продукции; оптовые базы Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ТПП РБ (по согласованию) 4.13 Усиление контроля за Управление Росздравнадзора 2009 - 2011 качеством лекарственных по РБ (по согласованию); средств, поступающих в ГУП "Башфармация"; аптечную сеть ГУЗ Республиканский центр контроля качества и сертификации лекарственных средств 4.14 Усиление контроля за Инспекция Госстройнадзора 2009 - 2011 соблюдением РБ предусмотренного законодательством порядка осуществления строительных работ 4.15 Усиление контроля за Минобразования РБ; 2009 - 2011 качеством поступающей и Государственный комитет РБ производимой продукции при по предпринимательству и организации питания в торговле; образовательных учреждениях Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 4.16 Продолжение работ по Минжилкомхоз РБ; 2009 - 2011 внедрению приборного учета Минстройтранс РБ; тепла, газа, воды и энергоснабжающие электроэнергии в жилищном организации республики; секторе ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию) 4.17 Информирование Управление РБ по защите 2009 - 2011 общественности республики прав потребителей и через средства массовой контролю за оборотом и информации о производителях качеством алкогольной и продавцах некачественной продукции; и опасной продукции и Управление Роспотребнадзора услуг, выявленных в ходе по РБ (по согласованию); государственного контроля и Отдел(инспекция)в РБ ПМТУ надзора Ростехрегулирования (по согласованию); Управление Россельхознадзора по РБ (по согласованию); Управление печати РБ 4.18 Создание и ведение в сети Управление РБ по защите 2009 - 2011 Интернет доступной базы прав потребителей и данных о контролю за оборотом и товаропроизводителях, качеством алкогольной предприятиях торговли и по продукции; оказанию услуг, проверка Управление Роспотребнадзора деятельности которых по РБ (по согласованию); контрольно-надзорными Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ органами дала отрицательные Ростехрегулирования (по результаты согласованию) 4.19 Осуществление анализа Управление Роспотребнадзора 2009 - 2011 показателей контаминации по РБ (по согласованию) продовольственного сырья и пищевых продуктов, позволяющего определять приоритетные загрязнения на территории республики; выделение группы продуктов, которые по уровню загрязнения подлежат первоочередному контролю 4.20 Разработка механизма Управление Роспотребнадзора 2009 - 2011 утилизации (уничтожения) по РБ (по согласованию) продукции, признанной в установленном порядке некачественной 4.21 Организация проведения Минэкологии РБ 2009 - 2011 государственной экологической экспертизы нормативно-технических документов - технологических регламентов объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду 4.22 Разработка программы по Минжилкомхоз РБ; замене изношенного газового администрации муниципальных оборудования в жилых домах районов и городских округов республики на современное, РБ (по согласованию); отвечающее требованиям УТЭН Ростехнадзора по РБ безопасности (по согласованию) 2009 - 2011 4.23 Разработка программы по Минжилкомхоз РБ; замене устаревших администрации муниципальных пассажирских лифтов в жилых районов и городских округов домах РБ (по согласованию); управляющие организации; собственники жилья 2009 - 2011 4.24 Разработка программы по Минжилкомхоз РБ; 2009 - 2011 замене электрических и администрации муниципальных тепловых сетей жилых домов районов и городских округов РБ (по согласованию); управляющие организации; собственники жилья 4.25 Развитие региональной системы оценки качества образования Минобразования РБ 2009 - 2011 4.26 Использование информационно- коммуникационных технологий по привлечению родительской общественности к решению вопросов качества предоставляемых образовательных услуг Минобразования РБ 2009 - 2011 5. Добровольное подтверждение соответствия продукции (услуг) требованиям нормативных документов 5.1 Ведение работ по организации республики; 2009 - 2011 добровольной сертификации республиканские органы продукции (товаров, услуг) исполнительной власти; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы"; АНО РЦС "Башстройсертификация"; ТПП РБ (по согласованию); органы по сертификации продукции (товаров, услуг) 5.2 Ведение работ по ООО "Башкирский центр 2009 - 2011 добровольной сертификации сертификации и экспертизы"; автосервисных услуг в организации республики; Системе сертификации ДС АТ общественные объединения Минтранса РФ республики 5.3 Аттестация организаций, организации республики; 2009 - 2011 осуществляющих деятельность администрации муниципальных в сфере розничной торговли районов и городских округов и бытового обслуживания, на РБ (по согласованию); подтверждение типа ООО "Башкирский центр (разряда) сертификации и экспертизы"; ТПП РБ (по согласованию); ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); Государственный комитет РБ по предпринимательству и торговле 5.4 Ведение работ в Системе администрации муниципальных 2009 - 2011 добровольной сертификации районов и городских округов количества фасованных РБ (по согласованию); товаров при их Управление Роспотребнадзора производстве, расфасовке, по РБ (по согласованию); продаже и импорте Управление РБ по защите прав потребителей и контролю за оборотом и качеством алкогольной продукции; ФГУ ЦСМ РБ (по согласованию); организации республики 5.5 Развитие на территории администрации муниципальных 2009 - 2011 республики Системы районов и городских округов добровольной сертификации РБ (по согласованию); персонала и услуг в организации республики; жилищно-коммунальной сфере Минжилкомхоз РБ "Росжилкоммунсертификация" 5.6 Развитие на территории администрации муниципальных республики Системы районов и городских округов добровольной сертификации в РБ (по согласованию); строительстве Минстройтранс РБ; "Росстройсертификация" организации республики; АНО РЦС "Башстройсертификация" 2009 - 2011 6. Развитие партнерства 6.1 Организация рассмотрения Межведомственный совет по 2009 - 2011 проектов технических рассмотрению проектов регламентов технических регламентов и заинтересованными внедрению технических организациями республики регламентов в организациях Республики Башкортостан 6.2 Обеспечение проведения организации республики; 2009 - 2011 обязательной экспертизы ФГУ ЦСМ РБ (по технических условий (ТУ), согласованию) стандартов организаций (СТО) и учетной регистрации их в ФГУ ЦСМ РБ 7. Информационное обеспечение реализации программных мероприятий 7.1 Проведение мониторинга ФГУ ЦСМ РБ (по выполнения Программы согласованию) 2009 - 2011 7.2 Информационное Управление печати РБ; 2009 - 2011 сопровождение мероприятий, ГУП ТРК "Башкортостан" РБ; направленных на реализацию ОАО "ИА "Башинформ" государственной политики в области качества 7.3 Выпуск журнала, освещающего ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 проблемы качества согласованию); ООО "Башкирский центр сертификации и экспертизы" 7.4 Выпуск каталогов продукции ФГУ ЦСМ РБ (по 2009 - 2011 (товаров, услуг) согласованию); организаций - победителей ТПП РБ (по согласованию); республиканских конкурсов в ООО "Башкирский центр области качества, а также сертификации и экспертизы" изданий о реализации государственной политики в области качества 7.5 Создание в средствах Управление печати РБ; 2009 - 2011 массовой информации передач Управление печати РБ; и рубрик на темы "Уголок Управление РБ по защите потребителя", "Осторожно, прав потребителей и некачественный товар" и контролю за оборотом и др., обучающих граждан качеством алкогольной республики основам продукции; потребительской грамотности Управление Роспотребнадзора по РБ (по согласованию); Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ Ростехрегулирования (по согласованию) Список использованных сокращений АНО РЦС "Башстройсертификация" - Автономная некоммерческая организация Региональный центр сертификации "Башстройсертификация" Башкирский филиал АСМС - Башкирский филиал Академии стандартизации, метрологии и сертификации (учебная) Башкирское региональное - Башкирское региональное отделение отделение МОО "АПК" Межрегиональная общественная организация "Академия проблем качества" ГУП ТРК "Башкортостан" РБ - государственное унитарное предприятие Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан Инспекция Госстройнадзора РБ - Инспекция государственного строительного надзора Республики Башкортостан МВД по РБ - Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан Минземимущество РБ - Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан Минжилкомхоз РБ - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Башкортостан Минздрав РБ - Министерство здравоохранения Республики Башкортостан Минобразования РБ - Министерство образования Республики Башкортостан Минсельхоз РБ - Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан Минстройтранс РБ - Министерство строительства, архитектуры и транспорта Республики Башкортостан Минтруд РБ - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан МКНП РБ - Министерство культуры и национальной политики Республики Башкортостан Минэкологии РБ - Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан Минэкономразвития РБ - Министерство экономического развития Республики Башкортостан ОАО "ИА "Башинформ" - открытое акционерное общество "Информационное агентство "Башинформ" ООО "ЦКС "БаСК" - общество с ограниченной ответственностью "Центр качества и сертификации "БаСК" Отдел (инспекция) в РБ ПМТУ - Отдел (инспекция) в Республике Ростехрегулирования Башкортостан Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Региональное отделение ВОК в - Региональное отделение Всероссийской РБ организации качества в Республике Башкортостан Управление Россельхознадзора - Управление Федеральной службы по по РБ ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Башкортостан ТПП РБ - Торгово-промышленная палата Республики Башкортостан Управление печати РБ - Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве Республики Башкортостан Управление Росздравнадзора по - Управление Федеральной службы по надзору РБ в сфере здравоохранения и социального развития по Республике Башкортостан Управление Роспотребнадзора по - Управление Федеральной службы по надзору РБ в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан УТЭН Ростехнадзора по РБ - Управление по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по технологическому, экологическому и атомному надзору по Республике Башкортостан ФГУ ЦСМ РБ - федеральное государственное учреждение Центр стандартизации, метрологии и сертификации Республики Башкортостан Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|